Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Запрет на въезд в российскую федерацию иностранному гражданину». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Для снятия запрета на въезд в РФ иностранному гражданину необходимо подать заявление в управление по вопросам миграции МВД РФ, наложившее его. Составлять заявление необходимо на имя начальника. В обращении следует указать имя и фамилию провинившегося, данные документа, подтверждающего его личность, высказать просьбу снять запрет, упомянув его номер и дату, и указать основания для этого. Если инстанцией была совершена ошибка в отношении иностранного гражданина, необходимо упомянуть и об этом.
К заявлению следует приложить нотариально заверенные копии документов, являющихся основанием для снятия ограничения или способных положительно повлиять на решение органа власти.
Подписывать заявление должен сам иностранный гражданин или его законный представитель.
Форму заявления можно взять в управление по вопросам миграции МВД РФ, в которое будет направлен запрос, или на его официальном сайте. Естественно, чем более грамотно будет составлено заявление, тем больше шансов на успех, особенно при наличии подтвержденных оснований.
Более развернутое заявление придется составлять в том случае, если возникнет необходимость обращаться в суд. В нем необходимо указать конкретное управление по вопросам миграции МВД РФ, установившее запрет, четко и грамотно изложить основания для его снятия. Форму обращения также можно получить в канцелярии суда.
Снятие ограничений на въезд в РФ — процедура вполне реальная при наличии весомых оснований, грамотном оформлении бумаг и соблюдении правил их подачи в соответствующую инстанцию. При отказе попытаться оспорить решение органа можно также в суде, доверив проблему опытному юристу.
Причины и основания запрета на въезд
«на основании пункта 4 статьи 26 Федерального Закона №114-ФЗ«
Если Вы, Ваш родственник или сотрудник, получили уведомление о принятом решении о запрете на въезд в Россию, и не понимаете причину запрета на въезд, перечитайте полученное уведомление и обратите внимание на формулировку «на основании пункта 12 части 1 статьи 27 Федерального Закона №114-ФЗ».
Это и есть причина запрета на въезд в Российскую Федерацию.
Как выглядит уведомление о запрете на въезд
Поскольку понятие безопасности государства очень емкое и обширное, данная статья является наиболее применяемой федеральными органами власти, которые полномочны принимать решения о запрете на въезд по НЕмиграционным статьям – ФСБ (в отношении всякого рода экстремистов, террористов, криминальных авторитетов и «воров в законе»), РосПотребНадзор (в отношении иностранцев-носителей социально опасных заболеваний), СВР (в отношении кадровых работников иностранной разведки), МинОбороны, Таможня и даже РосФинМониторинг.
Решение о нежелательности пребывания по данной может быть принято даже в отношении законно находящихся иностранцев.
Кто может запретить въезд в Россию
Срок запрета – пожизненно.
Кстати, запрет на въезд по п.1 ч.1 ст.27 114-ФЗ нашим бюро уже трижды признавался незаконным и отменялся через суд. В двух случаях это был пожизненный запрет, а в третьем сроком на 30 лет.
Президент на время запретил выдворять иностранцев и ограничивать их въезд в РФ
Согласно новому указу на 90 суток с даты снятия введенных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством для его граждан приостанавливается течение сроков пребывания на территории РФ. Что это значит? Будет считаться, что в течение 90 суток с момента возобновления транспортного сообщения с иностранным государством его граждане находятся в нашей стране законно. За это время они должны либо выехать из страны, либо легализоваться в России.
Многие считают, что всем иностранцам продлили срок пребывания в России на 90 суток. Это не так. Однозначно действие этого пункта указа распространяется только на иностранных граждан тех государств, с которыми не открыто транспортное сообщение (Украина, Молдова и др.). На граждан государств, с которыми транспортное сообщение возобновлено, это положение нового указа не распространяется, так как, согласно прежнему указу, они уже должны были выехать из России. А те, кто этого не сделал и при этом не легализовался, находятся в стране с нарушением миграционного законодательства.
Напомню: если к 15 декабря 2020 г. транспортное сообщение со страной было восстановлено1, ее граждане должны были выехать из России не позднее 90 суток начиная с указанной даты. Если транспортное сообщение со страной возобновлено позднее, ее граждане обязаны были выехать в течение 90 суток с момента открытия границ. Таким образом, граждане Азербайджана, Армении, Таджикистана, Киргизии, Узбекистана и др. уже должны были либо легализоваться, либо покинуть Россию. На практике тех, кто этого не сделал, суды начали привлекать к ответственности по ст. 18.8 КоАП РФ2. Действие их разрешительных документов не продлевалось.
Новый указ дает право иностранному гражданину в случае его незаконного нахождения на территории РФ обратиться в территориальный орган МВД с составленным в произвольной форме заявлением об урегулировании его правового положения. Однако указ не предусматривает корреспондирующей обязанности государственных органов урегулировать такой статус. Как это будет реализовано на практике – неизвестно, но думается, что государственные органы будут придерживаться лояльного подхода.
Еще раз обращаю внимание: согласно новому указу применение наказания в виде административного выдворения запрещено. При предъявлении указанного заявления до 30 сентября 2021 г. иностранному гражданину может грозить только привлечение к административной ответственности с назначением штрафа в размере 5 тыс. руб.
В новом указе, как и в прежнем, предусмотрено, что иностранные граждане могут получать патенты без учета требований к сроку предъявления заявления о выдаче патента и заявленной цели визита в Россию.
А если уже приняты постановление суда о выдворении и решение о запрете на въезд в Россию, иностранный гражданин может легализоваться?
В период действия прежнего указа многим иностранным гражданам суды назначили наказание в виде административного выдворения за пределы РФ. Они оказались в менее выгодном положении, чем те, кто допустит нарушение после 15 июня 2021 г. При наличии постановления суда органы МВД не смогут урегулировать правовой статус иностранного гражданина, поскольку судебный акт может быть отменен или изменен только актом вышестоящего суда. Поэтому в данном случае необходимо обратиться с жалобой в вышестоящую судебную инстанцию.
А вот иностранным гражданам, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Россию, вероятно, будет легче. Органы МВД при рассмотрении заявления о легализации вправе самостоятельно отменить ранее принятое решение о запрете на въезд в страну.
- Если вы являетесь иностранным гражданином и длительное время незаконно находитесь на территории РФ, то сейчас самое время легализоваться, поскольку до 30 сентября 2021 г. запрещено назначать наказание в виде административного выдворения и принимать решение о неразрешении въезда в Россию.
- Чтобы в дальнейшем законно пребывать на территории РФ, необходимо получить легальные документы. После снятия коронавирусных ограничений и окончания действия указа президента за нарушение миграционного законодательства (в том числе за нарушение сроков пребывания в России) вновь будут назначать наказание в виде административного выдворения за пределы РФ.
- Если вы работаете в России, обязательно обратитесь за получением патента либо заключите трудовой договор (или договор гражданско-правового характера). За незаконную трудовую деятельность на территории РФ могут привлечь к ответственности, что станет помехой при дальнейшей легализации в России.
- Отнеситесь к легализации серьезно. Старайтесь не доводить до привлечения к административной ответственности. Если после окончания действия указа президента вас привлекут к ответственности, например за нарушение сроков пребывания в России (ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ), а потом еще и за незаконную работу (ст. 18.10 КоАП РФ), органы миграционной службы могут закрыть для вас въезд в страну. Признать незаконными такие решения крайне сложно.
1 Приложение № 1 к Распоряжению Правительства РФ от 16 марта 2020 г. № 635-р.
2 Постановление Нагатинского районного суда г. Москвы от 25 мая 2021 г. по делу № 05-1803/21, Постановление Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 4 июня 2021 г. по делу № 05-1315/21, Постановление Люблинского районного суда г. Москвы от 11 июня 2021 г. по делу № 05-1431/21 и др.
Решение о запрете на въезд государственные органы выносят заочно. То есть мигранту никто не станет звонить и предупреждать об этом, ему не требуется присутствовать лично, ставить какие-то подписи, объясняться.
Иностранцы могут даже не подозревать о том, что въезд в РФ для них закрыт на ближайшие годы.
В большинстве случаев люди узнают о запрете на въезд на границе, когда пытаются попасть в Россию. Представьте, человек выезжает из РФ, например, в отпуск, к родственникам или по делам, а при попытке вернуться обратно пограничники сообщают, что у него стоит запрет на въезд и дальше границы не пускают. В итоге приходится возвращаться в родное государство и уже оттуда решать вопрос.
«Сюрприз» также может ждать иностранцев при оформлении патента, РВП, ВНЖ, гражданства. Человек сдает документы, ждет, например, когда будет готово разрешение на временное проживание, а ему приходит отказ, так как у него, оказывается, стоит запрет на въезд.
Вообще государственный орган, который принял решение ограничить въезд в Россию, обязан отправить иностранному гражданину соответствующее уведомление.
Ограничение въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
Запрет на въезд может быть установлен на 3, 5, 10 лет, или бессрочно. Чтобы узнать срок, необходимо выяснить, по какой статье и на основании какого закона установлен запрет. Это можно сделать несколькими способами.
Если вы получили уведомление, то в нем будет указано положение закона, на основании которого принято решение о неразрешении въезда. Достаточно будет открыть закон и почитать статью, по которой вам запретили появляться в России.
- Основание: пункт 4 статьи 26 ФЗ-114
- Срок запрета: 3 года
В законе сказано: если у иностранца есть административные правонарушения, то госорганы имеют право запретить ему въезд в РФ на три года. Здесь есть несколько условий:
- «проступков» должно быть больше двух (за одно запрет не поставят);
- учитывают правонарушения за последние три года.
То есть, выписали вам, например, три штрафа за нарушение ПДД за последние три года — уже есть основание для неразрешения въезда.
Хочу отметить несколько моментов:
- речь в законе идет о любых «административках», которые входят в КоАП России;
- серьезность деяния значения не имеет: получали вы штрафы за то, что перебегали дорогу вне перехода или устроили пьяный дебош в ресторане — запрет на въезд может «прилететь» и в первом, и во втором случаях. Важен сам факт наличия нарушений, а не их характер.
- не имеет значения, какое именно наказание применялось к нарушителю. Был это штраф, арест, обязательные работы, лишение водительских прав — во всех этих случаях иностранцу могут поставить запрет на въезд в РФ.
Еще нюанс: оплачен штраф или нет — для госорганов неважно. Запреты мигранты получают и при оплаченных штрафах. А вот для суда, где вы будете обжаловать решение, факт оплаты будет плюсом.
- Основание: пункт 11 статьи 27 ФЗ-114
- Срок запрета: 5 лет
Это основание — почти копия предыдущего, но есть различия.
Если штраф выписали за:
- нарушение общественного порядка (это все статьи из главы 20 КоАП);
- нарушение миграционного законодательства (глава 18 КоАП);
- нарушение правил трудоустройства в РФ,
то запрет будет уже не на три года, а на 5 лет. К тому же, здесь достаточно «схватить» два и более штрафа за один год (а не за три года, как при других «административках»), чтобы иностранцу запретили въезжать в Россию.
- Основание:
— пункт 8 статьи 26 ФЗ-114 (превысил срок пребывания в России до 30 дней);
— пункт 12 части 1 статьи 27 ФЗ-114 (нарушил правило 90/180);
— пункт 13 части 1 статьи 27 ФЗ-114 (превысил период пребывания в России на срок более 180 дней);
— пункт 14 части 1 стать 27 ФЗ-114 (превысил период пребывания в Росси на срок более 270 дней)
- Срок запрета: 3, 5, 10 лет.
Иностранцы, которые вовремя не выезжают из России, часто получают запреты на въезд. Если срок вашего пребывания истек, а вы еще в течение 30 дней после этого остаетесь в России, то границы для вас могут оказаться закрытыми на срок в 3 года.
Если нелегально оставаться в РФ на срок до 6 месяцев (180 суток), то запрет на въезд в Россию для иностранца поставят уже на 5 лет.
Если задержаться в РФ дольше 9 месяцев (от 270 суток), то въезд в Россию могут закрыть на 10 лет.
Это самые распространенные причины. Но в законе оснований намного больше. Мигранту также грозит запрет на въезд, если он:
- сообщил о себе или о цели своего визита неверные сведения, использовал поддельные документы;
- задействован в организации, которая запрещена в России;
- связался с экстремистской организацией;
- подвергся выдворению/депортации;
- имеет неснятую/непогашенную судимость за умышленное преступление (где совершено преступление – в РФ или другой стране – значения не имеет);
- во время своего предыдущего пребывания в РФ не платил налоги, штрафы, либо не покрыл расходы, связанные с выдворением из России или депортацией;
- нарушил правила пересечения границы;
- может нести угрозу безопасности России и ее гражданам;
- не предоставил медицинскую страховку;
- не предоставил документы, которые нужны для оформления визы.
15 вопросов юристу о запрете на въезд в Россию и депортации иностранцев
Есть несколько факторов, которые повысят шансы на успех в деле снятия запрета:
- постоянное проживание в России близких родственников (родители, дети, супруги). При этом, родственники могут и не быть гражданами России, а могут просто иметь ВНЖ;
- наличие в России недвижимого имущества;
- наличие у иностранца специального правового статуса — носитель русского языка, беженец, переселенец;
- неблагоприятная обстановка (опасность для жизни и здоровья) в регионе проживания иностранного гражданина.
Часто, запрет удается отменить по процессуальным основаниям — если нарушена процедура привлечения к ответственности или государственным органом неправильно оформлены документы.
1. Граждане государств – участников Содружества Независимых Государств, Республики Абхазия и Республики Южная Осетия, прибывающие в Российскую Федерацию через воздушные пункты пропуска и убывающие в государства своего гражданства через воздушные пункты пропуска и другие пункты пропуска при следовании в государства своего гражданства иными видами транспорта.
2. Аккредитованные или назначенные сотрудники дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, международных организаций и их представительств, иных официальных представительств иностранных государств, расположенных на территории Российской Федерации, должностные лица Постоянного Комитета Союзного государства, а также члены семей указанных лиц (супруги, родители, дети, усыновители, усыновленные), депутаты и должностные лица Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, члены официальных делегаций, сотрудники Межправительственной фельдъегерской связи, сотрудники служб специальной связи, доставляющие специальные отправления в соответствии с Соглашением о межгосударственном обмене отправлениями специальной связи от 23 декабря 1993 г., владельцы дипломатических и служебных паспортов.
3. Лица, имеющие дипломатические и служебные визы.
4. Лица, являющиеся водителями грузовых автомобилей международного автомобильного сообщения, автобусов международного сообщения (на которых осуществляется перевозка лиц, указанных в настоящем пункте, и не допускается перевозка грузов), членами экипажей воздушных, морских и речных судов, поездных и локомотивных бригад международного железнодорожного сообщения, персоналом, определенным международными соглашениями Российской Федерации в сфере железнодорожного транспорта.
5. Лица, являющиеся обслуживающим персоналом арендованной части Сайменского канала, определенным Договором между Российской Федерацией и Финляндской Республикой об аренде Финляндской Республикой российской части Сайменского канала и прилегающей к нему территории и об осуществлении судоходства через Сайменский канал, подписанным в г. Лаппеенранта 27 мая 2010 г.
6. Лица, въезжающие в Российскую Федерацию в случае их экстрадиции, сведения о которых направлены ФСИН России в ФСБ России.
7. Лица, следующие в Российскую Федерацию автомобильным, воздушным, железнодорожным или морским транспортом в целях смены экипажей морских и речных судов, находящихся в портах Российской Федерации, при наличии действительных документов, удостоверяющих личность моряка, и включении в судовую роль или выписку из судовой роли.
8. Лица, следующие в Российскую Федерацию автомобильным, воздушным, железнодорожным или морским транспортом в целях смены экипажей воздушных судов, при условии предъявления удостоверения члена экипажа воздушного судна и задания на полет или генеральной декларации воздушного судна на планируемый рейс.
9. Граждане Республики Абхазия, въезжающие в Российскую Федерацию из Республики Абхазия.
10. Граждане Республики Южная Осетия, въезжающие в Российскую Федерацию из Республики Южная Осетия.
11. Граждане Республики Белоруссия и лица, имеющие вид на жительство либо иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание в Республике Белоруссия, въезжающие в Российскую Федерацию из Республики Белоруссия, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Объединенной Республики Танзания, Турецкой Республики, Швейцарской Конфедерации, Арабской Республики Египет, Мальдивской Республики, Объединенных Арабских Эмиратов, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Корея, Республики Куба, Республики Сербия, Японии, Республики Сейшельские Острова, Эфиопии, Социалистической Республики Вьетнам, Республики Индия, Государства Катар, Финляндской Республики, Азербайджанской Республики, Республики Армения, Греческой Республики, Республики Сингапур, Боливарианской Республики Венесуэла, Федеративной Республики Германия, Сирийской Арабской Республики, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Шри-Ланка, Республики Исландия, Республики Мальта, Мексиканских Соединенных Штатов, Португальской Республики, Королевства Саудовская Аравия, Австрийской Республики, Венгрии, Ливанской Республики, Великого Герцогства Люксембург, Республики Маврикий, Королевства Марокко, Республики Хорватия, Королевства Бельгия, Республики Болгария, Иорданского Хашимитского Королевства, Ирландии, Итальянской Республики, Республики Кипр, Китайской Народной Республики, Княжества Лихтенштейн, Республики Северная Македония и Соединенных Штатов Америки, а также следующих в Российскую Федерацию железнодорожным пассажирским транспортом.
12. Граждане Республики Белоруссия, являющихся сотрудниками белорусских компаний, принимающих участие в работах по обеспечению беспрерывного производственного процесса на промышленных объектах в Российской Федерации в сфере ядерной энергетики, строительства, добычи нефти и газа, переработки полезных ископаемых, направляемых на промышленные объекты в Российской Федерации для работы вахтовым методом, указанных в списке, направленном в МВД России федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находится организация – заказчик указанных работ, либо Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом».
1. Граждане Российской Федерации, выезжающие из Российской Федерации через морские и воздушные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации.
2. Граждане Российской Федерации, являющиеся дипломатическими работниками МИДа России, работниками дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, официальных представительств Российской Федерации при международных организациях, должностные лица Постоянного Комитета Союзного государства, а также члены семей указанных лиц (супруги, родители, дети, усыновители, усыновленные), депутатами и должностными лицами Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, членами официальных делегаций, сотрудниками Межправительственной фельдъегерской связи, курьерами дипломатической связи, владельцами дипломатических и служебных паспортов.
3. Граждане Российской Федерации, являющиеся военнослужащими, гражданским персоналом, сотрудниками компетентных органов Российской Федерации военных баз и воинских частей, дислоцированные за пределами Российской Федерации, а также членами семей указанных лиц, военнослужащими, гражданским персоналом и подрядчиками, обеспечивающие жизнедеятельность и функционирование этих баз и частей, выезжающие из Российской Федерации, при условии предъявления командировочных (отпускных) удостоверений.
4. Граждане Российской Федерации, являющиеся водителями грузовых автомобилей международного автомобильного сообщения, автобусов международного сообщения (на которых осуществляется перевозка лиц, указанных в настоящем пункте, и не допускается перевозка грузов), членами экипажей речных судов, поездных и локомотивных бригад международного железнодорожного сообщения, персоналом, определенным международными соглашениями Российской Федерации в сфере железнодорожного транспорта.
5. Граждане Российской Федерации, являющиеся членами экипажей морских судов, следующих для смены экипажей морских судов, находящихся в иностранных морских портах, экипажей воздушных судов, персоналом, осуществляющим обслуживание и эксплуатацию трансграничных объектов инфраструктуры.
6. Граждане Российской Федерации, являющиеся сотрудниками организаций, участвующих на территориях иностранных государств в реализации проектов строительства объектов критически важных энергетических инфраструктур в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации в сфере ядерной энергетики, указанных в списке, направленном Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» в ФСБ России.
7. Граждане Российской Федерации, являющиеся сотрудниками российских компаний, принимающие участие в обеспечении беспрерывного производственного процесса на промышленных объектах в Республике Белоруссия в сфере строительства и переработки полезных ископаемых, а также направляемые на производственные объекты в Республике Белоруссия для работы вахтовым методом, указанных в списке, направленном федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находится организация – заказчик проводимых работ, в ФСБ России.
8. Граждане Российской Федерации, командируемые на территорию Республики Казахстан для участия в выполнении государственных программ Российской Федерации, президентских программ, Федеральной космической программы России, межгосударственных и федеральных целевых программ, программ Союзного государства и программ международного сотрудничества в области космической деятельности, указанных в списке, направленном Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» в ФСБ России.
9. Граждане Российской Федерации, являющиеся сотрудниками организаций, осуществляющих деятельность на архипелаге Шпицберген, указанных в списке, направленном Минвостокразвития России в ФСБ России.
10. Граждане Российской Федерации, являющиеся спортсменами, тренерами, спортивными судьями и иными специалистами в области физической культуры и спорта, участвующие в спортивных мероприятиях за пределами Российской Федерации, указанные в списке, направленном Минспортом России в ФСБ России.
11. Граждане Российской Федерации, являющиеся адвокатами, осуществляющие адвокатскую деятельность за пределами Российской Федерации, либо участниками судебных процессов за пределами Российской Федерации, при условии предъявления документов (копий документов), подтверждающих осуществление адвокатской деятельности либо участие в судебных процессах на территории иностранного государства.
12. Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины, а также г. Байконура Кзыл-Ординской области Республики Казахстан.
13. Граждане Российской Федерации, выезжающие из Российской Федерации в Республику Абхазия либо в Республику Южная Осетия.
14. Граждане Российской Федерации, следующие железнодорожным пассажирским транспортом транзитом через территории иностранных государств с одной части территории Российской Федерации в Калининградскую область и обратно, а также в Республику Белоруссия.
15. Граждане Российской Федерации, выезжающие из Российской Федерации в связи со смертью близкого родственника (супруги, родителей, детей, родных братьев и родных сестер, дедушек, бабушек, внуков, усыновителей, усыновленных) и следующих для осуществления его погребения, при условии предъявления копии свидетельства либо справки о смерти, а также документов (копий документов), подтверждающих степень родства.
Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принятыми на основании данных федеральных законов указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 7-ФЗ, от 13.05.2008 N 65-ФЗ)
В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, действуют правила международного договора.
Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)
Снять запрет на въезд в Российскую Федерацию
Порядок пересечения Государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию регулируется Законом Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» и настоящим Федеральным законом.
Граждане Российской Федерации, пребывающие за пределами Российской Федерации, находятся под защитой и покровительством Российской Федерации.
Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны обеспечивать меры по защите граждан Российской Федерации и оказывать им покровительство в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В случае, если на территории иностранного государства возникает чрезвычайная ситуация, Российская Федерация гарантирует принятие дипломатических, экономических и иных предусмотренных международным правом мер по обеспечению безопасности граждан Российской Федерации, пребывающих на территории этого иностранного государства.
В случае, если на территории какого-либо иностранного государства возникают обстоятельства, серьезно затрудняющие принятие мер по защите граждан Российской Федерации и оказание им покровительства со стороны Российской Федерации, Правительство Российской Федерации принимает меры по доведению до сведения граждан Российской Федерации рекомендаций о нежелательности въезда в это государство. Такие рекомендации не являются основанием для временного ограничения права на выезд из Российской Федерации.
Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию граждане Российской Федерации осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Порядок оформления, выдачи и изъятия этих документов определяется настоящим Федеральным законом.
Иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом или указами Президента Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 24.06.99 N 118-ФЗ, от 10.01.2003 N 7-ФЗ, от 01.12.2007 N 310-ФЗ, от 13.05.2008 N 65-ФЗ, от 07.06.2017 N 111-ФЗ)
Лица без гражданства осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными настоящим Федеральным законом для иностранных граждан, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами или указами Президента Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 7-ФЗ, от 13.05.2008 N 65-ФЗ, от 07.06.2017 N 111-ФЗ)
Контроль за наличием виз или иных разрешений на въезд лиц в иностранное государство является обязанностью транспортной компании (перевозчика пассажиров), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 24.06.99 N 118-ФЗ)
В целях настоящего Федерального закона не рассматривается как выезд из Российской Федерации и как въезд в Российскую Федерацию: (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 504-ФЗ)
пересечение Государственной границы Российской Федерации гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства в течение срока действия имеющейся у него визы при следовании с одной части территории Российской Федерации на другую часть ее территории через территорию иностранного государства в режиме транзитного проезда либо через исключительную экономическую зону Российской Федерации и исключительные экономические зоны иностранных государств, через открытое море, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, через территориальные моря иностранных государств без захода в иностранные порты, а равно при следовании на российских воздушных судах, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации могут неоднократно пересекать Государственную границу Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля; (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 504-ФЗ)
пересечение Государственной границы Российской Федерации гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства, являющимися членами экипажей и включенными в судовую роль судов, на российских и иностранных судах, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации могут неоднократно пересекать Государственную границу Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля. (в ред. Федеральных законов от 31.12.2014 N 504-ФЗ, от 29.07.2018 N 270-ФЗ)
Основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются:
паспорт;
дипломатический паспорт;
служебный паспорт;
Абзац 5 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 322-ФЗ)
Основные документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, могут содержать электронные носители информации с записанными на них персональными данными владельца паспорта, включая биометрические персональные данные. (в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 337-ФЗ)
Перечень персональных данных, записываемых на электронные носители информации, содержащиеся в основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, определяется Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 337-ФЗ)
Часто иностранцы путают отказ с запретом. Отказ во въезде может быть спровоцирован многими факторами, но если устранить причину отказа, то представителя иностранного государства пропустят на территорию РФ.
Пример: иностранный гражданин намерен провезти через российскую границу более 5 литров спиртного. В соответствии с таможенными правилами, лицо имеет право беспошлинно провозить только 3 литра спиртного, если транспортируется более трёх, но меньше 5, то иностранец обязан заплатить пошлину за лишних 2 литра спиртного. Если он отказывается платить пошлину, ему откажут во въезде в страну, так как это считается нарушением действующего законодательства. Если же человек оплатит пошлину или согласиться провезти всего 3 литра, то его пропустят в страну.
На самом деле служб, которые имеют право накладывать санкции довольно много. Но самыми популярными из них являются:
- Главное управление по вопросам миграции МВД РФ.
- СВР.
- ФСБ.
- ФМБА.
- ФСКН.
- Росфинмониторинг.
- Роспотребнадзор.
- Министерство Обороны.
- Министерство юстиции.
- Министерство Иностранных Дел.
- МВД России.
МВД, ФСБ, СВР могут не дать согласия на въезд по многим причинам. Зачастую их отказ мотивирован подозрением в терроризме, разведке военных тайн и т. п.
Роспотребнадзор отказывает, если у иностранного гостя обнаруживаются опасные болезни, вроде сифилиса, ВИЧ, туберкулеза или болезни Лайма. Росфинмониторинг может отклонить по причине подозрения в ведении нелегального бизнеса на территории РФ.
Снять запрет на въезд в Россию может лишь суд или ГУВМ. Желательно, чтобы процедурой снятия запрета в РФ занимался опытный и квалифицированный адвокат, так как сделать это без специалиста крайне сложно.
Сегодня в интернете можно встретить массу способов, как снять запрет на въезд в Россию без судебных разбирательств. В связи с этим нужно иметь в виду, что снять санкции на въезд может лишь суд или ГУВМ.
Никакой другой орган таким правом не обладает. Поэтому не стоит верить посредникам, предлагающим за приемлемые цены быстро и качественно уладить все проблемы. Это может закончиться весьма плохо. Обойти запрет невозможно, его можно лишь снять.
Для того чтобы процедура прошла успешно, рекомендовано соблюдать следующий порядок действия:
- Изначально направляется запрос в управление по вопросам миграции. В нём нужно попросить разъяснить причину наложения санкций на иностранца. Официальный запрос можно подать по электронному адресу или же лично, придя в отделение ГУВМ.
- Если же причина наложения отказа является неправомерной, то стоит написать жалобу на директора УВМ. Когда причина весомая и санкция введена на законных основаниях, единственным решением является поход в суд.
Снять санкции с резидента другого государства может и руководитель Управления по вопросам миграции. Поэтому изначально желательно определить причину её введения, а уже потом писать заявление на снятие запрета на въезд в РФ.
Нужно правильно изложить просьбу, поэтому перед оформлением документа, необходимо посмотреть образец, как необходимо заполнять. Образец можно найти в УВМ. Если же после того как было написано заявление, запрет не снят, то необходимо обращаться в суд.
Пограничная служба ФСБ России информирует
Для иностранцев, допустивших нарушение миграционного законодательства либо создающих потенциальную опасность для российского государства и его населения, применяется такая принудительная мера, как закрытие въезда в страну.
Подобная мера вынужденного воздействия необходима для поддержания нравственных ценностей и безопасности здоровья жителей страны, сохранения государственного конституционного строя. Деяния, следствием которых становится закрытие въезда, определяются Ст. 26 и Ст. 27 Федерального закона №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Снятие ограничений на открытие въезда осуществляется поэтапно:
1Выяснение обстоятельств закрытия въезда – отправляется официальный запрос в федеральные органы. После получения ответа определяется начало исчисления сроков вероятной отмены решения. Отменить закрытие въезда можно примерно за 3 месяца с момента получения официального извещения.
2Изучение документации и сложившейся ситуации, написание заявления на рассмотрение вопроса о разрешении въезда в РФ (в административном порядке первоочередно подается в закрывшую въезд госструктуру, чтобы соблюсти установленный порядок досудебного урегулирования).