Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программа первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте 2021 в ДОУ образец». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
9.1. К основным средствам пожаротушения в дошкольном образовательном учреждении относятся первичные средства пожаротушения (огнетушители, внутренние пожарные краны). Вспомогательными огнегасительными средствами могут быть также вода из водопровода (пожарной бочки), песок, покрывала. В административном кабинете размещен порошковый огнетушитель.
9.2. В детском саду используются следующие виды огнетушителей:
- порошковые огнетушители, предназначенные для тушения загорания легко воспламеняющих и горючих жидкостей, электроустановок и электрооборудования, находящихся под напряжением, а также для тушения пожаров на объектах с материальными ценностями;
- углекислотные огнетушители, предназначенные для тушения загорания углекислотой в газо- или в снегообразном виде.
9.3. Пожарные краны внутреннего пожарного водопровода оборудованы рукавами и стволами и размещаются в специальных шкафах. Пожарные рукава должны быть сухими, хорошо скатанными и присоединены к кранам и стволам. На дверце пожарного крана указан буквенный индекс «ПК», порядковый номер каждого крана.
9.4. Огнетушители, имеющие полную массу менее 15 кг, должны быть установлены таким образом, чтобы их верх располагался на высоте не более 1,5 м от пола.
9.5. Огнетушители устанавливаются:
- навеской на вертикальные конструкции (на кронштейны);
- установкой в пожарные шкафы совместно с пожарными кранами, в специальные тумбы, подставки или на пожарные щиты и стенды.
9.6. Огнетушители не должны устанавливаться в таких местах, где значения температуры выходят за температурный диапазон, указанный на огнетушителях.
9.7. Места расположения огнетушителей и пожарных кранов указаны на плане эвакуации.
Программа первичного инструктажа администрации ДОУ
10.1. При возникновении пожара работник администрации детского сада обязан:
- прекратить работу, при возгорании электрооборудования обесточить его (при наличии в кабинете распределительного щитка воспользоваться им);
- вывести людей из помещения;
- при незначительном возгорании потушить с помощью первичных средств пожаротушения;
- прикрыть за собой дверь с целью дальнейшего нераспространения огня, задействовать вручную автоматическую пожарную сигнализацию, оповестить о пожаре голосом, сообщить о пожаре по телефону 101 в пожарную охрану, заведующему дошкольным образовательным учреждением;
- при отсутствии явной угрозы жизни приступить к ликвидации пожара имеющимися средствами пожаротушения.
10.2. Для ликвидации очагов возгорания, организации пожаротушения каждый административный работник обязан уметь пользоваться средствами пожаротушения. В соответствии с правилами пожарной безопасности помещения и здания образовательной организации оснащены огнетушителями, пожарными щитами с пожарным инвентарем.
10.3. Для прекращения горения с помощью пены используют специальную аппаратуру, ручные огнетушители. Огнетушитель дает густую пену и пригоден для тушения воспламеняющихся веществ, горючих и легковоспламеняющихся жидкостей.
10.4. Правила применения огнетушителей:
- поднести огнетушитель к очагу пожара (возгорания);
- сорвать пломбу;
- выдернуть чеку за кольцо;
- путем нажатия рычага огнетушитель приводится в действие, при этом следует струю огнетушащего вещества направить на очаг возгорания.
10.5. Общие рекомендации по тушению огнетушителями:
- при тушении пролитых легковоспламеняющихся и горючих жидкостей тушение необходимо начинать с передней кромки, направляя струю порошка на горящую поверхность, а не на пламя;
- горящую вертикальную поверхность следует тушить снизу вверх;
- наиболее эффективно тушить несколькими огнетушителями группой лиц;
- после использования огнетушителя необходимо заменить его новым, годным к применению;
- использованный огнетушитель следует сдать заместителю заведующего по административно-хозяйственной работе (завхозу) для последующей перезарядки, о чем сделать запись в журнале учета первичных средств пожаротушения.
11.1. Несчастным случаем или травмой называется происшествие, при котором в результате внезапного воздействия (механического, химического, теплового) внешней среды произошло повреждение органов человека или нарушение их нормальной жизнедеятельности.
11.2. Травмы происходят в результате нарушения правил техники безопасности и трудовой дисциплины. По характеру травм — это ранения, переломы, ожоги, вывихи, удары, поражения электрическим током и т. д. К личностным причинам относятся: недисциплинированность работников, невыполнение указаний и распоряжений руководителя, нарушение требований инструкций по охране труда.
11.3. В результате нарушения или незнания правил пожарной безопасности, как правило, возникают пожары. Поэтому, для предупреждения пожаров важное значение имеет регулярный инструктаж и соблюдение правил пожарной безопасности. Каждый административный работник детского сада должен соблюдать действующие правила пожарной безопасности.
11.4. Взрывы и пожары возможны при возникновении чрезвычайной ситуации, связанной с террористическими актами. Для уменьшения риска возникновения теракта работники администрации обязаны соблюдать инструкцию по антитеррористической безопасности и уметь грамотно действовать в случае возникновения угрозы.
11.5. При организации рабочего и образовательного процесса возможно возникновение следующих видов аварий:
- аварии в системе инженерной инфраструктуры (коммунальных системах жизнеобеспечения) образовательной организации;
- аварии в энергетической системе ДОУ;
- внезапное обрушение зданий, части здания;
- пожары.
11.6. Причинами возникновения аварий в дошкольном образовательном учреждении могут быть:
- нарушение трудовой дисциплины;
- недостатки в организации рабочих мест;
- плохая организация работ;
- нарушение требований безопасности при эксплуатации оборудования;
- нарушение правил эксплуатации оборудования.
11.7. При возникновении аварии или чрезвычайной ситуации работник администрации должен:
- при возникновении аварии в водопроводной, канализационной, отопительной системе вывести людей из кабинета, сообщить о случившемся заместителю заведующего по административно-хозяйственной работе и действовать в соответствии с планом ликвидации аварии;
- при возникновении пожара, аварии в здании детского сада или иной ЧС действовать согласно утвержденному порядку действий работников ДОУ при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации.
12.1. Работник администрации дошкольного образовательного учреждения при возникновении аварийной ситуации в кабинете обязан немедленно прекратить работу, отключить от электросети электрооборудование, вывести людей из кабинета и сообщить о возникновении аварийной ситуации и ее характере заместителю заведующего по административно-хозяйственной работе.
12.2. В случае возникновения нарушений в работе персонального компьютера (ноутбука), средств оргтехники (запах гари, посторонний шум при работе оборудования или ощущение действия электрического тока при прикосновении к их корпусам), а также при возникновении нарушений в работе электросети (запах гари, мигание светильников и т. д.) отключить соответствующее электрооборудование от электросети в распределительном щитке и сообщить об этом заместителю заведующего по административно-хозяйственной работе.
12.3. Не приступать к работе с электрооборудованием до полного устранения неисправностей и соответствующего указания заместителя заведующего по административно-хозяйственной работе.
12.4. В случае обнаружения неисправностей мебели прекратить их использование и сообщить об этом заместителю заведующего по административно-хозяйственной работе.
12.5. При временном прекращении подачи электроэнергии отключить от электросети компьютерную и оргтехнику.
12.6. При совершении террористических актов или угрозе их совершения действовать в соответствии с рекомендациями и инструкциями по безопасности при чрезвычайных ситуациях, действующими в дошкольном образовательном учреждении.
12.7. В случае обнаружения в кабинете нарушений требований безопасности труда, охраны труда, которые не могут быть устранены собственными силами, а также в случае возникновения угрозы жизни или здоровью детей, самого работника или других работников дошкольного образовательного учреждения прекратить работу, вывести людей из кабинета и сообщить об этом заведующему дошкольным образовательным учреждением.
12.8. Не приступать к работе с признаками заболевания или внезапной болезни.
12.9. При получении травмы в кабинете оказать первую помощь и вызвать медработника детского сада.
Программа первичного инструктожа
- Инструкция по охране труда для заместителя заведующего по УВР
- Инструкция по охране труда для заместителя заведующего по МР
- Инструкция по охране труда для заместителя заведующего по ВР
- Инструкция по охране труда для заместителя заведующего по АХР
- Инструкция по охране труда для заместителя заведующего по АХЧ
- Инструкция по охране труда для социального педагога
- Инструкция по охране труда для педагога-организатора
- Инструкция по охране труда для педагога-психолога
- Инструкция по охране труда в административном кабинете
- Инструкция по охране труда при проведении массовых мероприятий
- Инструкция по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
- Инструкция по оказанию первой помощи в ДОУ
- Инструкция о порядке действий при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации террористического характера
- Инструкция о порядке действий персонала при обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство
- Инструкция по охране труда при работе с компьютером, принтером, ксероксом
- Инструкция по охране труда при использовании ЭСО
- Положения школы
- Документы по коронавирусу
- Билеты и инструктажи по ОТ
- Журналы по охране труда
- Акты и протоколы по ОТ
- Нормативные документы ОТ
1.1. Настоящая программа первичного инструктажа по охране труда для педагогов детского сада разработана для проведения первичного инструктажа по охране труда для педагогических работников дошкольного образовательного учреждения.
1.2. Данная программа разработана в соответствии с ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения», постановлением Минтруда России, Минобразования России № 1/29 от 13.01.2003 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» с изменениями от 30.11.2016г, СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и иными нормативно-правовыми актами, Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка дошкольного образовательного учреждения.
1.3. Программа составлена для проведения инструктажа с воспитателями детского сада в целях обеспечения охраны здоровья и безопасных условий их работы на рабочем месте в дошкольном образовательном учреждении.
1.4. В программе изложены основные нормативные требования охраны труда и трудового законодательства Российской Федерации, знание которых обязательны для педагогических работников ДОУ.
1.5. Сведения о рабочем месте педагога:
1.5.1. Рабочим местом воспитателя является групповая ячейка, в которой он проводит занятия, уроки, дополнительные занятия, предметные конкурсы и мероприятия. Основная сфера деятельности воспитателя связана с организацией пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, проведением игр и занятий с детьми, контролем их безопасности и состояния здоровья.
1.5.2. На рабочем месте воспитателя, в групповой ячейке (комнате), созданы все условия для полноценного развития и воспитания детей дошкольного учреждения, соответствующие требованиям охраны труда. В группе есть раздевалка, обустроенная индивидуальными шкафчиками для одежды воспитанников, скамейки; игровой уголок, уголок природы, уголок отдыха, уголок с дидактическими материалами, уголок рисования, уголок с игрушками, столы для занятий; спальня, оборудованная спальными местами по количеству детей в группе; буфет, где хранится посуда и столовые приборы для приема пищи. Группы оснащены необходимой учебной мебелью в допустимом количестве, методическими пособиями, наглядными учебными пособиями, электронными средствами обучения. В группе могут быть следующие электронные средства обучения: интерактивная доска и мультимедийный проектор, персональный компьютер или ноутбук, телевизор, в кабинете музыки – музыкальные инструменты, музыкальный центр. Также группа может быть оснащена оргтехникой: принтер, ксерокс.
1.5.3. В туалетной комнате группы установлены умывальные раковины для детей, санитарные узлы, отгороженные друг от друга перегородками. Для персонала имеется отдельный туалет с раковиной для мытья рук.
1.5.4. Для прогулок детей на территории детского сада имеется групповые площадки, где установлены теневые навесы. На площадках установлено игровое оборудование, горки, лесенки, турники. Групповые площадки ограждены заборчиком и кустарником; на территории отсутствуют деревья и кустарники с ядовитыми плодами и колючками.
1.5.5. Оборудование и мебель основных помещений подобрана соответственно росту и возрасту детей, учитывает гигиенические и педагогические требования, промаркирована. Имеется медицинская аптечка и огнетушители.
1.5.6. Воспитатель в рамках организационной, педагогической и методической деятельности принимает активное участие в совещаниях при заведующем, проводимых в методических объединениях, педсоветах, семинарах, конференциях, мероприятиях.
1.6. Режим работы педагогического работника:
1.6.1. Воспитатель детского сада обязан соблюдать действующие в дошкольном образовательном учреждении Правила внутреннего трудового распорядка, Коллективный договор, режим работы и утвержденное расписание занятий, которыми предусматривается: время начала и окончания работы, перерыва для отдыха и питания, порядок предоставления дней отдыха, отпуска и другие вопросы использования рабочего времени.
1.6.2. Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю устанавливается:
- старшим воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеобразовательным программам, и домов ребенка, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;
- педагогам-психологам;
- социальным педагогам;
- педагогам-организаторам;
- методистам и старшим методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.6.3. За норму часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников принимается норма часов учебной работы, являющаяся нормируемой частью их педагогической работы (далее — норма часов учебной работы).
1.6.4. Норма часов педагогической работы 24 часа в неделю за ставку заработной платы устанавливается:
- музыкальным руководителям;
- концертмейстерам.
1.6.5. Норма часов педагогической работы 30 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается инструкторам по физической культуре.
1.6.6. Норма часов педагогической работы 20 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:
- учителям-дефектологам;
- учителям-логопедам.
2.1. Групповые ячейки (комнаты) проверено администрацией, специалистом по охране труда, лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в дошкольном образовательном учреждении и соответствует нормам и требованиям охраны труда и пожарной безопасности.
2.2. Группа принята комиссией по приемке детского сада к новому учебному году.
2.3. Мебель, электронные средства обучения и оргтехника проверены на безопасность, пожарная сигнализация находятся в рабочем состоянии.
2.4. В группе в обязательном порядке имеется огнетушители и аптечка первой помощи с описью медикаментов, укомплектованная в соответствии с перечнем медикаментов, разработанным для дошкольных групповых ячеек.
2.5. Оборудование, учебные наглядные пособия и материалы, таблицы (карты) располагаются в шкафах согласно классификации и правилам хранения. Имеется картотека учебного оборудования и материалов, в которой обозначены места их расположения.
2.6. В групповой ячейке имеются необходимые нормативные документы, инструкции по охране труда и пожарной безопасности, правила поведения воспитанников в помещениях детского сада.
2.7. На видном месте в групповой ячейке размещен уголок охраны труда, где находятся инструкции по охране труда с условиями безопасной работы и правила поведения в детском саду и группе.
2.8. Требования к размещению и хранению учебного материала
2.8.1. Система правильного и рационального размещения и хранения учебного оборудования и наглядных пособий и материалов, построенная на основе принципов научной организации труда, должна обеспечивать его сохранность и экономить время воспитателя на подготовку занятий. Основной принцип размещения и хранения учебного оборудования и материала — по видам, с учетом частоты использования и правил безопасности.
2.8.2. Карты, плакаты, таблицы и рисунки хранят в рулонах или наклеивают (по выбору педагога) на картон или ткань и расставляют их в шкафах-табличниках по порядку нумерации каждой серии.
2.9. Выполняя трудовые обязанности, педагогический работник детского сада обязан соблюдать следующие требования охраны труда:
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, режим работы, трудовую дисциплину, а также правила поведения на территории и в помещениях дошкольного образовательного учреждения;
- строго соблюдать требования охраны труда, пожарной и электробезопасности;
- проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, проверку знаний требований охраны труда;
- оперативно сообщать заведующему дошкольным образовательным учреждением (при отсутствии – иному должностному лицу) о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работников, воспитанников и окружающих, несчастном случае, принимать меры по оказанию первой помощи пострадавшим и доставке их в медицинский пункт дошкольного образовательного учреждения;
- сообщать заведующему детским садом (при отсутствии – иному должностному лицу) об ухудшении состояния своего здоровья;
- добросовестно выполнять свои должностные обязанности;
- проходить в установленном порядке медицинские осмотры, инструктаж по вопросам пожарной безопасности;
- выполнять установленные нормы труда и отдыха;
- бережно относиться к имуществу дошкольного образовательного учреждения;
- содержать свое рабочее место, мебель и закрепленное оборудование в чистоте и порядке;
- при передвижении по территории и в помещениях дошкольного образовательного учреждения следует пользоваться только установленными проходами;
- пройти обучение и знать приемы оказания первой помощи пострадавшим при несчастном случае, способы предотвращения аварийных ситуаций;
- знать место расположения аптечки первой помощи и уметь применять содержащиеся в ней лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
- знать места расположения первичных средств пожаротушения и уметь ими пользоваться в случае возгорания;
- выполнять только ту работу, которая входит в должностные обязанности;
- соблюдать правила личной гигиены. Не допускается выполнять работу, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а также распивать спиртные напитки, курить, употреблять наркотические средства, психотропные, токсические или другие одурманивающие вещества на рабочем месте и на территории детского сада;
- не допускать к выполнению работы и работе с компьютерным оборудованием, электронными средствами обучения и оргтехникой посторонних лиц;
- знать сигналы оповещения о пожаре, порядок действий при пожаре или иной ЧС и эвакуации.
2.10. Общее руководство работой по охране труда в ДОУ осуществляет заведующий. Непосредственно руководство работой по охране труда осуществляет специалист (инженер) по охране труда, работой по обеспечению пожарной безопасности – должностное лицо, на которое приказом возложены обязанности по обеспечению пожарной безопасности в дошкольном образовательном учреждении.
2.11. Основными направлениями деятельности детского сада в области охраны труда являются:
- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников и воспитанников;
- административное управление охраной труда;
- административный надзор и контроль соблюдения требований охраны труда;
- расследование и учет несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
2.12. В целях реализации социальной политики в сфере охраны труда в дошкольно�� образовательном учреждении оборудован кабинет (уголок) охраны труда.
2.13. Основными направлениями деятельности кабинета охраны труда являются:
3.1. Педагогический работник дошкольного образовательного учреждения обязан соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда и пожарной безопасности, Правила внутреннего трудового распорядка.
3.2. Оперативно сообщать заведующему о любом несчастном случае, происшедшем в групповой ячейке, иных помещениях и на территории детского сада, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей.
3.3. Запрещается употреблять спиртные напитки, а также приступать к работе в состоянии алкогольного опьянения, курить на территории детского сада.
3.4. При заболевании или травмировании, как на работе, так и вне ее, необходимо сообщить об этом заведующему ДОУ и обратиться в лечебное заведение.
3.5. При несчастном случае следует оказать первую помощь пострадавшему в соответствии с инструкцией по оказанию первой помощи, вызвать медицинского работника дошкольного образовательного учреждения.
3.6. Сохранить до расследования обстановку на рабочем месте такой, какой она была в момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих и не приведет к аварии. 3.7. При обнаружении неисправности демонстрационного оборудования, электронных средств обучения, компьютерной и оргтехники, приспособлений отключить их и убрать в места хранения, сообщить об этом заместителю заведующего по административно-хозяйственной работе. Пользоваться и применять в работе неисправные оборудование, электронные средства обучения, компьютерную и оргтехнику, приспособления запрещается.
3.8. Не допускать использование сломанной мебели, стендов, подставок под цветы, полок. Их необходимо изъять и передать заместителю заведующего по административно-хозяйственной работе для организации их ремонта.
3.9. Педагогический работник обязан:
- обеспечить здоровые и безопасные условия пребывания воспитанников в детском саду, соблюдение санитарно-гигиенического режима и утвержденных правил;
- иметь I квалификационную группу по электробезопасности;
- участвовать в разработке инструкций по охране труда;
- инструктировать практикантов на рабочем месте;
- проводить инструктажи воспитанников по охране труда и технике безопасности;
- оформить в групповой ячейке уголок охраны труда, где сосредоточить инструкции, плакаты по безопасным приемам работы;
- перед началом занятий проверять исправность электрооборудования, компьютерного оборудования и оргтехники, ЭСО. В случае обнаружения неисправностей, создающих опасность, сообщать заместителю заведующего по административно-хозяйственной работе, работу с их использованием не проводить до устранения неисправностей;
- по окончании работы проверять выключение электрооборудования, закрытие водопроводных кранов;
- оказывать первую помощь пострадавшим при несчастных случаях;
- оперативно извещать руководство ДОУ о каждом несчастном случае;
- организовать эвакуацию воспитанников из помещения в случае возникновения пожара, а также при возникновении ЧС и угрозы теракта.
3.10. Не оставлять воспитанников одних без присмотра, не допускать их к включению и выключению ЭСО, персонального компьютера и оргтехники.
3.11. Не загромождать проходы и эвакуационные выходы из помещения.
3.12. Не допускать скапливания бумаги на рабочем месте.
Программа первичного инструктажа воспитателей ДОУ
4.1. При выполнении должностных обязанностей на воспитателя воздействуют следующие опасные и вредные факторы:
- повышенное психо-эмоциональное напряжение;
- значительная голосовая нагрузка при выполнении профессиональных обязанностей;
- преобладание в процессе трудовой деятельности статической нагрузки при незначительной общей мышечной и двигательной нагрузке;
- большой объем интенсивной зрительной работы;
- высокая плотность эпидемических контактов.
4.2. Опасными зонами на территории дошкольного образовательного учреждения являются:
- системы коммуникаций: тепло-, водоотведения, в т.ч. на прилегающей территории;
- электрооборудование, электроустановки, электрощитовые;
- лестницы при использовании обуви на высоком каблуке и скользкой подошве;
- прилегающие к зданиям организации территории, находящиеся в зоне схода с крыш снега и падения сосулек;
- территории подъезда специального транспорта.
4.3. В целях создания безопасных условий труда в дошкольном образовательном учреждении размещены знаки безопасности и предупреждающие плакаты: на электрощитовых и электроустановках.
5.1. Перед началом работы воспитатель должен надеть полагающуюся санитарную одежду и обувь. Внешний вид воспитателя должен быть опрятным и эстетичным.
5.2. Обувь и одежда должны быть удобны для работы с детьми дошкольного возраста. Обувь должна иметь нескользящую подошву, небольшой каблук. Недопустимо использовать в одежде булавки, броши.
5.3. Осмотреть и привести в порядок рабочее место, проверить наличие огнетушителей и аптечки первой помощи. До прихода детей воспитатель должен проверить состояние групповой комнаты, раздевалки, спальной комнаты, туалета.
5.4. Включить полностью освещение. Убедиться в исправности электрооборудования кабинета: светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру; коммутационные коробки должны быть закрыты крышками; корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов. Все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии и не должны содержать следы загрязнений. Наименьшая допустимая освещенность в помещениях должна быть в групповой (игровой) комнате — не менее 400 люкс.
5.5. Необходимо убедиться в правильной расстановке детской мебели согласно нормам:
- расстояние между столами и стенами – не менее 0,5 м;
- между рядами столов – не менее 0,5 м;
- расстояние от доски до первых столов – не менее 2,4 м;
- расстояние от доски до последних столов — не более 8,6 м;
- удаление мест занятий от окон не должно превышать 6,0 м;
- угол видимости учебной доски – 45 градусов;
- высота нижнего края учебной доски над полом – не менее 0,7-0,9 м;
- кровати в спальных помещениях от наружных стен – не менее 0,6 м;
- кровати в спальных помещениях от отопительных приборов – не менее 0,2 м;
- ширина прохода между кроватями — не менее 0,5 м;
- между изголовьями двух кроватей – не менее 0,3 м.
5.6. Убедиться в исправности электрооборудования во всех помещениях, где будут находиться дети. В процессе визуального осмотра светильники должны быть надежно подвешены к потолку, коммутационные коробки должны быть закрыты крышками, электрические розетки должны быть закрыты фальшвилками, корпуса и крышки выключателей и розеток должны быть без трещин и сколов. Не допускается использовать оплавленные розетки и выключатели, а также вилки и удлинители с оголенными или поврежденными проводами.
5.7. Проверить правильность подключения персонального компьютера и оргтехники, мультимедийной доски (проектора), интерактивной доски в электросеть, исправность питающих проводов оборудования и отсутствие оголенных участков. Включать оборудование в последовательности, установленной инструкциями по эксплуатации на оборудование с учетом характера выполняемых на рабочем месте работ.
5.8. Воспитателю детского сада запрещается самостоятельно устранять выявленные нарушения в работе электрооборудования. Устранением указанных нарушений в электроустановках должен заниматься электротехнический персонал.
5.9. Необходимо проверить санитарное состояние помещений, качественно проветрить детские комнаты, открыв окна или фрамуги и двери. Окна в открытом положении необходимо зафиксировать крючками, а у фрамуг использовать ограничители. Закончить проветривание помещений необходимо за 30 минут до прихода детей. Фрамуги и окна для проветривания помещений необходимо открывать и закрывать осторожно, чтобы не разбить стекла.
5.10. Проверить и убедиться в том, что все стационарное детское оборудование хорошо закреплено и не допустит падения и травмирования детей. Обратить внимание на состояние внутренних дверей, ограждений лестниц, пола, порогов.
5.11. Осмотреть игровой участок и групповое помещение для выявления травмоопасных предметов, принять меры к их удалению.
5.12. Колющие, режущие, опасные для жизни и здоровья воспитанников предметы, медикаменты, дезинфицирующие средства должны находиться в недоступном месте.
5.13. Измерить температуру воздуха в помещении и убедиться, что данная температура соответствует установленным санитарным нормам к помещениям с пребыванием детей дошкольного возраста.
5.14. При обнаружении недостатков в креплениях, поломок детского оборудования и мебели, умывальников, электрооборудования, которые могут негативно повлиять на здоровье воспитателя и детей группы немедленно сообщить заместителю заведующего по административно-хозяйственной части или непосредственно заведующему детским садом для принятия мер по устранению обнаруженных недостатков.
6.1. Во время работы воспитатель дошкольного образовательного учреждения обязан неукоснительно выполнять требования нормативных документов по охране труда, инструкций и предписаний по охране труда.
6.2. Во время проведения занятий следует соблюдать порядок в помещении, не загромождать свое рабочее место и места воспитанников, эвакуационные выходы из кабинета.
6.3. При проведении занятий с воспитанниками необходимо использовать прочный, исправный демонстрационный и раздаточный учебный материал, соответствующий санитарно-гигиеническим, дидактическим, эстетическим требованиям.
6.4. Запрещается оставлять детей в помещениях и на территории дошкольного учреждения без присмотра взрослых. Необходимо тщательно следить, чтобы дети самовольно не ушли из детского сада.
6.5. Запрещается проводить в перерывах между занятиями сквозное проветривание помещений в присутствии воспитанников. Запрещается проветривание путем открывания полностью окон, проветривание проводить только через фрамугу.
6.6. Во время проведения занятий и других видов педагогической деятельности, перемещения из одного помещения детского сада в другое необходимо следить за соблюдением детьми правил безопасного поведения: не толкаться, не перегонять друг друга; при спуске и подъеме между этажами здания детского сада нужно держаться за перила, идти друг за другом.
6.7. В работе использовать только исправные электронные средства обучения (ЭСО): интерактивная доска, персональный компьютер, планшет и т.д.
6.8. При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками, продолжительность непрерывного использования экрана для детей 5-7 лет не должна превышать 5-7 минут. Одновременное использование детьми на занятиях более двух различных ЭСО (интерактивная доска и персональный компьютер, интерактивная доска и планшет) не допускается.
6.9. При использовании ЭСО во время занятий и перемен должна проводиться гимнастика для глаз.
6.10. При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов (мультфильмов), программ или иной информации, необходимо выполнить мероприятия, предотвращающие неравномерность освещения и появление бликов на экране.
6.11. Выключать или переводить в режим ожидания интерактивную доску (панель) и другие ЭСО, когда их использование приостановлено или завершено.
6.12. При проведении прогулок на закрепленной площадке необходимо убедиться в ее безопасности, отсутствии на ней ям, мусора, торчащих из земли предметов, посторонних предметов. Воспитатель, последний покидающий с группой песочницу, в отсутствие детей закрывает ее крышкой или иными защитными приспособлениями во избежание загрязнения песка.
6.13. Во время проведения прогулок воспитатель должен одеться согласно погодных условий, а также проверить, чтобы одежда воспитанников соответствовала погодным условиям.
6.14. При проведении прогулок воспитателю запрещается оставлять воспитанников без присмотра на территории групповой площадки.
6.15. Весь игровой инвентарь, используемый на прогулке, должен быть исправен.
6.16. При проведении массовых мероприятий в детском саду, воспитатель должен выполнять следующие требования по охране труда:
- проверить правильность установки оборудования и работоспособность инвентаря, произвести необходимые изменения в целях исключения возможности получения травм.
- произвести тщательную проверку помещения, эвакуационные пути и выходы на соответствие их требованиям пожарной безопасности, а также убедиться в наличии и правильном функционировании первичных средств пожаротушения, связи и пожарной автоматики.
6.17. При проведении праздничных утренников запрещается:
- применять дуговые прожекторы, свечи, хлопушки, зажигать фейерверки и устраивать другие световые пожароопасные эффекты;
- одевать детей в костюмы из легкогорючих материалов;
- уменьшать ширину проходов между рядами и стоять в проходах, устанавливать в них дополнительные кресла, стулья и т. д.;
- полностью гасить свет во время представления.
7.1. Электробезопасность должна обеспечиваться:
- конструкцией электрооборудования;
- техническими способами и средствами защиты;
- организационными и техническими мероприятиями.
7.2. Воздействие электрического тока на организм человека опасно для жизни. Электротравма — травма, вызванная воздействием электрического тока или электрической дуги. Характерными видами электрических травм являются ожоги, электрические знаки и металлизации кожи. К электрическим травмам следует отнести и поражение глаз вследствие воздействия ультрафиолетовых лучей электрической дуги (электроофтальмия), а также механические повреждения при падениях с высоты вследствие резких непроизвольных движений или потери сознания, вызванных действием тока.
7.3. Опасным является напряжение свыше 42В. Прохождение через тело человека электрического тока свыше 0,1 ампер может привести к смертельному исходу. Исход воздействия электрического тока зависит от рода тока (постоянный или переменный), состояния человека, пути прохождения, времени прикосновения с источником электрического тока, сопротивления тела человека.
7.4. Педагогический работник ДОУ должен знать, что электрический ток представляет собой скрытую опасность. При прикосновении к токоведущим частям оборудования или оголенным проводам, находящимся под напряжением, человек может получить электротравму (частичное поражение организма) или электрический удар (поражение организма в целом при параличе дыхания или сердца, или того и другого одновременно при параличе нервной системы, мышц грудной клетки и желудочков сердца).
7.5. При эксплуатации электрооборудования, осветительных сетей не допускается:
- использовать кабель и провода с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;
- пользоваться поврежденными выключателями, розетками, вилками, удлинителями и фильтрами, ответвительными коробками, рубильниками и другими электроустановочными изделиями;
- завязывать и скручивать электропровода, а также оттягивать провода и светильники;
- заклеивать участки электропровода бумагой, обоями;
- обертывать электрические лампы бумагой, материей и другими горючими материалами, а также эксплуатировать их со снятыми колпаками (рассеивателями);
- производить влажную уборку компьютерной и оргтехники, ЭСО, электрощитов, защитных устройств и другой электроаппаратуры, находящихся под напряжением.
7.6. Во избежание поражения электрическим током необходимо соблюдать следующие правила безопасности:
- не прикасаться к арматуре общего освещения, электрическим проводам, к неизолированным и не огражденным токоведущим частям электрических устройств (розеток, патронов, переключателей, рубильников, предохранителей и др.);
- в случае обнаружения нарушения изоляции электропроводок, открытых токоведущих частей электрооборудования или нарушении заземления оборудования немедленно обесточить данный участок (оборудование) и сообщить об этом заместителю заведующего по административно-хозяйственной работе;
- не наступать на переносные электрические провода (удлинители), лежащие на полу;
- не подключать к электрической сети и не отключать от нее компьютерное оборудование, оргтехнику, ЭСО мокрыми или влажными руками;
- соблюдать последовательность включения и выключения компьютера, оргтехники, ЭСО;
- не располагать на электрооборудовании бумагу, книги, вещи, иные предметы;
- не прикасаться к задней панели системного блока компьютера при включенном питании;
- не снимать ограждения и защитные панели с токоведущих частей компьютерного оборудования, мультимедийного проектора, принтера, ЭСО;
- не допускать попадание влаги на поверхность системного блока, монитора, рабочую поверхность клавиатуры, принтеров, ЭСО и других устройств;
- запрещается использовать в помещениях переносные электронагревательные приборы (электрочайники, электрокипятильники, электроплитки и т. д.);
- не производить самостоятельно ремонт электрооборудования, светильников, замену электроламп и электрозащиты, чистку электросветильников. Данные работы должны выполнять только электрики;
- при перерыве в подаче электроэнергии и уходе с рабочего места обязательно отключите электрооборудование от подачи электрической энергии.
7.7. Нельзя оставлять не оставлять включенными в электрическую сеть без присмотра компьютерное оборудование, мультимедийный проектор, принтер, иную оргтехнику.
7.8. Необходимо следить за исправностью электропроводки, предохранительных щитов, выключателей, штепсельных розеток, а также шнуров, с помощью которых электрооборудование включаются в сеть (они должны быть снабжены штепсельными вилками).
7.9. При работе с переносной проекционной аппаратурой, мультимедийным проектором нужен исправный сертифицированный удлинитель (шнур с розетками на одном конце и вилкой на другом), ибо нередко именно он становится причиной короткого замыкания и даже пожара.
7.10. Во избежание повреждения изоляции нельзя перекручивать провода и шнуры удлинителей, закладывать их за батареи отопления и водопроводные трубы, закрашивать и белить шнуры и провода, вынимать вилку из розетки, держась за шнур.
1 час
30 минут
Срок действия инструкции по охране труда
Периодичность проверки знаний требований охраны труда
При какой численности работников создается служба охраны труда
Журнал регистрации вводного инструктажа по пожарной безопасности
Инструкция по охране труда
Пребывание в детском саду малолетних детей накладывает дополнительную ответственность на персонал дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Охрана труда в ДОУ, соответствующая внутренняя документация детсада, должны обеспечить безопасность воспитанников, воспитателей и иных работников организации, минимизировать все возможные риски наступления обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью детей и взрослых.
Мероприятия по инструктированию проводят на месте выполнения работ после оформления сотрудника, но до того, как он приступит к выполнению своих должностных обязанностей.
Инструктирование проходят все сотрудники без исключения:
- принятые на работу, не важно, в качестве постоянного, временного работника или совместителя;
- переведенные в другое структурное подразделение;
- студенты, проходящие производственную практику;
- те, кому поручили выполнение другого вида работ;
- рабочие подрядных предприятий, работы которых ведутся на территории компании — заказчика работ;
- командированные сотрудники.
Мероприятие, направленное на соблюдение норм охраны труда, проводится непосредственным руководителем принятого сотрудника. Для того чтобы проводить обучение на законных основаниях, он сам предварительно должен пройти курсы по охране труда и получить «корочки». В качестве обучающего обычно назначают начальника отдела или цеха, директора филиала или компании.
Мероприятие проводится с каждым служащим отдельно. Но в случае массового набора работников на одну и ту же позицию, когда несколько человек будут выполнять одинаковые функции, инструктирование проводится группой.
Программа первичного инструктажа составляется начальником структурного подразделения. Специалист по охране труда поможет составить такой документ. Вы можете составить план обучения, опираясь на ГОСТ 12.0.004-2015 от 01.03.2017. Для каждой должности должна составляться отдельная программа проведения первичного инструктажа по охране труда, учитывающая специфику работы на конкретном рабочем месте.
Программа первичного инструктажа по охране труда
Законодательство требует от работодателя проводить вводную беседу в части безопасной работы с каждым вновь принимаемым работником, а также тем, у кого меняется характер работы в связи с переходом в другое структурное подразделение организации или изменением должностных обязанностей.
Нормативной базой для этого является ряд статей Трудового кодекса, регламентирующих требования по охране труда и подготовке персонала к трудовой деятельности:
- постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29;
- ГОСТ 12.0.004-90.
Допуск к рабочему месту работника, не прошедшего вводный инструктаж, недопустим. Это нарушение статьи 225 ТК РФ и влечет за собой наказание руководителя.
Первичный инструктаж должен проводиться единожды до начала самостоятельной деятельности и с отметкой в журнале. При этом преследуются следующие цели:
- ознакомление с характером работы, деятельностью организации и конкретного отдела или цеха;
- организация безопасного рабочего места;
- информирование о действиях в начале смены, подготовке оборудования к работе, проверке и включении техники;
- использование безопасных методов работы, минимизация рисков и воздействия вредных факторов;
- применение средств индивидуальной защиты и правила пользования ими;
- знакомство с оборудованием и техникой, которые могут представлять опасность для жизни и здоровья;
- действия во время рабочей смены, сводящие к минимуму возможное получение травм;
- использование правил безопасности при производстве погрузочно-разгрузочных работ;
- указание на места нахождения огнетушителей и инструментов, необходимых в экстренной ситуации;
- анализирование причин аварийных ситуаций, пожаров и производственных травм, какие меры необходимо применять в случае их возникновения.
Первичный инструктаж должен проводиться с работниками перед началом самостоятельной деятельности:
- вновь принимаемыми на работу в организацию, независимо от характера труда;
- временно работающими на период командировки или практики;
- переведенными на другой участок работы, связанный с вредными, опасными условиями труда, или иные существенно меняющиеся работы в рамках охраны труда.
Инструктаж обязательно проводится с каждым работником, оформляемым на постоянную или временную ставку. Руководитель вправе утвердить перечень лиц, которым не обязательно его проходить. Это часто касается офисных работников, работа которых не подразумевает воздействия негативных факторов. Однако, при нарушении ими правил охраны труда, ответственность возлагается на работодателя.
К проведению вводного инструктажа допускаются лица, назначенные приказом по организации и ответственными за охрану труда. Ранее они должны пройти соответствующий курс обучения. Как правило, ими являются начальники цехов или руководители отделов, куда поступает работник.
В крупных организациях, на промышленных предприятиях имеются службы, работники которых проходят расширенный курс по охране труда. В их компетенции находятся все документы и нормативные акты, которые создаются и внедряются на предприятии в этой сфере. Именно им поручается проведение инструктажей, в том числе первичных.
Допустимо проведение вводных занятий по охране труда, как в индивидуальном порядке, так и в групповом. Второй вариант чаще применим к группам, командированным на работу в организацию, или практикантам.
Первичным считается инструктаж, проводимый работодателем для работника перед началом его работы на новом месте. Обязанность его проведения установлена ст. 225 ТК РФ.
Инструктаж посвящается знакомству с правилами охраны труда, демонстрированию безопасных способов работы и приемов оказания первой помощи. Проводится он для работников:
- Вновь принятых к работодателю (вне зависимости от формы этой работы).
- Переведенных на новое рабочее место или на выполнение новой работы.
- Работающих у работодателя временно: командированных к нему от других работодателей или проходящих практику.
Порядок, согласно которому осуществляют первичный инструктаж, определяется двумя документами:
- постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29;
- ГОСТ 12.0.004-90.
Основой его является знакомство работника с:
- Общей информацией о характере производства, назначении рабочего места, используемом на нем и рядом с ним оборудовании, инструменте, материалах.
- Факторами, которые могут для этого места считаться опасными или вредными.
- Правилами поведения на рабочем месте и в других помещениях.
- Основными правилами безопасной работы на имеющемся оборудовании.
- Принципами подготовки к работе и завершения ее.
О том, как оценить опасность или вредность рабочих условий, читайте в материале «Опасные и вредные производственные факторы (перечень)».
Инструктаж может также охватывать и другие вопросы, имеющие отношение к технике безопасности и охране труда. Для разных категорий работников и перечни вопросов разные, поэтому у работодателя может существовать несколько вариантов программы первичного инструктажа на рабочем месте.
Особое внимание при проведении инструктажа уделяют работникам тех должностей, которые по роду своей работы имеют дело с механизмами и оборудованием. Для них первичный инструктаж обязателен. Работники, функции которых не связаны с применением инструмента, оборудования, материалов, могут решением руководителя работодателя освобождаться от инструктажа. Лица, работающие с компьютерами и оргтехникой, к ним не относятся.
К выполнению первичного инструктажа допускают лиц, прошедших специальное обучение по охране труда, соответствующее требованиям законодательства и внутренних нормативных актов. Это может быть либо непосредственный начальник нового работника, либо инженер по охране труда. Чаще это делает непосредственный начальник, руководствуясь при этом программой первичного инструктажа на рабочем месте.
Инструктаж может проводиться как индивидуально, так и для группы, но в любом случае он сопровождается показом приемов безопасного труда и проверкой усвоенных работником знаний. Факт проведения фиксируется в специальном журнале или личной карточке обучения по охране труда и отмечается подписями инструктора и работника.
Об иных видах инструктажа, связанных с техникой безопасности, читайте в материале «Как провести инструктаж по технике безопасности (нюансы)?».
Кто и когда проводит первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте?
Программу, согласно которой выполняют первичный инструктаж, каждый работодатель разрабатывает самостоятельно, исходя их конкретных условий труда и руководствуясь перечнем, приведенным в приложении № 5 к ГОСТ 12.0.004-90. Этот перечень, помимо сведений о процессе производства, оборудовании и приемах работы, включает правила:
- Использования средств индивидуальной защиты.
- Предупреждения пожаров и аварий.
- Поведения в ситуации опасности или аварии.
Чтобы провести обучение, нужен план. Для этого используется примерная программа проведения инструктажа на рабочем месте, утвержденная ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Организация обучения безопасности труда. Общие положения».
Учтите: предложенный в ГОСТе текст – это лишь заготовка, которую необходимо адаптировать под производственные условия. Вследствие этого в документе заявлено, кем утверждается программа проведения первичного инструктажа на рабочем месте – руководством конкретной организации, где и проводят такие мероприятия.
Разъяснения в сфере безопасности дают до начала работы:
- всем вновь принятым сотрудникам;
- перемещенным или переведенным (вне зависимости от того, временный это перевод или постоянный);
- прикомандированным лицам;
- стажерам и другим лицам по решению работодателя.
Работодатель вправе освободить от прохождения первичного обучения сотрудников, которые по характеру работы не связаны с использованием:
- производственного оборудования и инструмента (например, в офисах);
- сырья и материалов, применяемых на предприятии (но работников склада обучать необходимо).
Если в компании принимают такое решение, необходимо определить и утвердить нормативным актом (приказом) не только перечень действующих программ по проведению инструктажа на рабочем месте, но и список профессий и должностей сотрудников, освобожденных от данного мероприятия. Но ответственность за сохранение жизни и здоровья работников с работодателя данное решение не снимает.
Понятно, что специалист по охране труда не может и не должен всю работу взваливать на себя. Как правило, обязанности в сфере охраны труда уже распределены в положении о СУОТ. На них и ориентируйтесь.
Так, поручить актуализировать инструкции по охране труда и программу первичного инструктажа логично непосредственному руководителю работников, а специалист в области охраны труда в соответствии с предусмотренными профстандартом трудовыми функциями, руководит этим процессом и оказывает методическую помощь.
Чтобы упорядочить этот процесс, мы рекомендуем спланировать все мероприятия интеграции в СУОТ нормативных актов, принятых в рамках реализации регуляторной гильотины и утвердить план приказом руководителя или его визой. В общем виде это может выглядеть так:
Утверждаю:
Генеральный директор УК «Жилищник»
____________________ А.П. Соколов
«11» января 2021 г.
План мероприятий по интеграции в СУОТ нормативных актов, принятых в рамках реализации регуляторной гильотины
№ п/п | Наименование мероприятий | Срок выполнения | Ответственный за выполнение | Отметка о выполнении |
1 | Подготовка перечня нормативных актов, касающихся производственной деятельности предприятия, принятых в рамках регуляторной гильотины | 14.01.2021г. | Хорошилов А.А., специалист в области охраны труда | |
2 | Подготовка списка лиц, нуждающихся в проведении обучения и внеочередной проверки знаний в образовательных организациях | 15.01.2021г | Яровая Н.П., руководитель отдела кадров | |
3 | Актуализация инструкций по охране труда и программ первичного инструктажа | 22.01.2021г. | Лица, назначенные ответственными за охрану труда в рамках возложенной ответственности | |
4 | Утверждение инструкций по охране труда и программ инструктажа | 29.01.2021г. | Хорошилов А.А., специалист в области охраны труда | |
5 | Ознакомление работников с актуализированными локальными актами | 05.02.2021г. | Лица, назначенные ответственными за охрану труда в рамках возложенной ответственности | |
6 | Проведение внепланового инструктажа в объеме должностных обязанностей работников и изменений, внесенных в локальные акты, касающиеся их деятельности | 05.02.2021г. | Лица, назначенные ответственными за охрану труда в рамках возложенной ответственности | |
7 | Разработка перечня мероприятий в рамках обеспечения выполнения обязательных требований в сфере охраны труда
и сметы на их реализацию. |
29.02.2021г.
04.03.2021г. |
Хорошилов А.А., специалист в области охраны труда
Спицин О.Н., начальник коммерческого отдела |
Мы рекомендуем обязать руководителей структурных подразделений (лиц, ответственных за проведение соответствующих инструктажей) при проведении первичного, как обычно, а в данном случае внепланового инструктажа, знакомить работников с инструкциями по охране труда под подпись в листе ознакомления к каждой инструкции.
Некоторые считают это лишним и ошибаются.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ все работники организации должны быть под роспись ознакомлены с локальными нормативными актами предприятия, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.
И помните непреложную истину, что все инструкции по охране труда писаны кровью. Когда происходит тяжёлый или смертельный несчастный случай, в ходе расследования устанавливается, имел ли место быть этот самый момент ознакомления. Лист ознакомления как раз позволит доказать, что работодатель и ответственное лицо, им назначенное, добросовестно исполнили свои обязанности.
Первичный инструктаж по охране труда в 2021 году
В этой части Светлана позаимствовала грамотный комментарий нашей подписчицы Натальи (спасибо, Наталья)
Обязанность работодателя по проведению обучения по охране труда и в том числе внепланового инструктажа регламентирована абз. 9 ч. 2 ст. 212 ТК РФ. Эта общая норма получила развитие в Порядке обучения по охране труда…, утверждённом постановлением Минтруда и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29 (далее — Порядок обучения).
При введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда должен быть проведён внеплановый инструктаж по охране труда (п.2.1.6 Порядка обучения).
Требование об издании приказа или иного распорядительного документа о проведении внепланового инструктажа по охране труда Порядком обучения не установлено. Мы рекомендуем проводить внеплановый инструктаж после издания приказа руководителя. Приказ, подписанный руководителем, подлежит регистрации по правилам делопроизводства, установленным внутренними документами компании. В противном случае у ответственных лиц не возникнет обязанности проводить инструктаж, а у работодателя не будет возможности отчитаться перед контролирующими органами о своевременном проведении инструктажа.
Для назначения внепланового инструктажа в приказе должны содержаться следующие сведения:
- когда проводится внеплановый инструктаж по охране труда, основания назначения;
- время и место проведения; перечень сотрудников, подлежащих инструктажу;
- указание на работника, обеспечивающего контроль за исполнением приказа.
Согласно п. 2.1.3 Порядка обучения, внеплановый инструктаж с сотрудниками должен проводить их непосредственный руководитель. А п. 2.3.2 — 2.3.6 Порядка обучения указывает, что инструктирующий обязан пройти обучение и проверку знаний в образовательной организации, имеющей лицензию на право ведения образовательной деятельности и аккредитацию Минтруда. Кроме того, в соответствии с п. 3.3 Порядка обучения при введении новых нормативных правовых актов, содержащие требования охраны труда, необходимо провести внеочередную проверку знаний работникам организации независимо от срока проведения предыдущей проверки в объёме требований только этих нормативных актов.
Таким образом, необходимо обратиться с заявкой в образовательную организацию с целью организации такой проверки знаний, но будьте готовы раскошелиться на оплату за обучение, поскольку п. 3.9 Порядка обучения позволяет таким организациям проверку знаний только тех, кто проходили в них обучение по охране труда. Некоторые специалисты упрощают данную процедуру тем, что организуют очередное (внеплановое) обучение в образовательной организации и тем самым получают новые удостоверения с актуальной датой (после всех изменений в НПА).
В заключении, обрадуем вас двумя вещами:
- Практически из всех новых правил убраны требования к работникам;
- Новые правила зачастую полностью повторяют ранее действовавшие. Так что работы по объёму будет не так много, а вот суеты и нервозности будет хоть отбавляй.
Сохраняйте спокойствие, как прошлогодний пряник, а если возникают сложности, обращайтесь к нам на сайте и/или в социальных сетях и следите за нашими публикациями!
Конец.
Оцените статью, поставив рейтинговую звёздочку!
1.1. Вводный инструктаж проводят со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику, а также с учащимися в учебных заведениях перед началом лабораторных и практических работ в учебных лабораториях, мастерских, участках.
1.2. Вводный инструктаж проводят по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по охране труда, а также всех особенностей учреждения, утвержденной руководителем учебного заведения по согласованию с профсоюзным комитетом.
1.3. О проведении вводного инструктажа делают запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательной подписью, инструктируемого и инструктирующего. Проведение вводного инструктажа с учащимися регистрируют в журнале учета учебной работы, с — учащимися, занимающимися во внешкольных учреждениях, — в рабочем журнале руководителя кружка, секции и т.д
-
ИНСТРУКЦИЯ по охране труда для проведения вводного инструктажа № 01-2012 ВИ Утверждено ПРИКАЗ № 26-2012 от 11.04.2012 г. Об утверждении инструкций по охране труда
Первичный инструктаж проводит непосредственный руководитель работ. О проведении первичного инструктажа делают запись в журнале регистрации на рабочем месте. Первичный инструктаж проводят по специально разработанным программам для каждой профессии.
2.1. Первичный инструктаж на рабочем месте до начала работы проводят:
— со всеми вновь принятыми в учреждение, переводимыми из одного подразделения в другое;
— с работниками, выполняющими новую для них работу, командированными, временными работниками;
— со студентами и учащимися, прибывшими на производственное обучение или практику, перед выполнением новых видов работ, а также перед изучением каждой новой темы при проведении практических занятий в учебных лабораториях, классах, мастерских, участках, при проведении внешкольных занятий в кружках, секциях.
2.2. Первичный инструктаж на рабочем месте проводят по инструкциям по охране труда и программам, разработанным для отдельных профессий или видов работ с учетом требований стандартов, правил, норм по охране труда. Инструкции утверждаются руководителем учреждения и согласовываются с профсоюзным комитетом.
2.3. Первичный инструктаж на рабочем месте проводят с каждым работником или учащимся индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда. Первичный инструктаж возможен с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места.
-
ИНСТРУКЦИЯ по охране труда для проведения инструктажа для работников на рабочем месте № 02-2012 РМ Утверждено ПРИКАЗ № 26-2012 от 11.04.2012 г. Об утверждении инструкций по охране труда
З.1. Повторный инструктаж проходят все работающие независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже одного раза в полугодие.
3.2. Повторный инструктаж проводят индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места по программе 2. первичного инструктажа на рабочем месте в полном объеме.
3.3. О проведении повторного инструктажа делают запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте с пометкой «повторный».
-
ИНСТРУКЦИЯ по охране труда для проведения инструктажа для работников на рабочем месте
5.1. Целевой инструктаж проводят:
— при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне учреждения и т.п.);
— ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск;
— проведении экскурсии на предприятии, организации массовых мероприятий с учащимися (экскурсии, походы, спортивные соревнования и др.).
Целевой инструктаж с работниками фиксируется в наряде-допуске или другой документации, разрешающей выполнение работ.
6. Инструктажи на рабочем месте завершаются проверкой знаний устным опросом, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы.
7. Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельной работе или практическим занятиям не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж.
Программа первичного инструктажа на рабочем месте
На специалистов по ОТ легла задача — ознакомить с изменениями тех работников, которых они касаются непосредственно. Работодатели должны организовать:
- обучение в том объеме, в котором изменились регламенты;
- внеочередную проверку знаний изменившихся требований новых правил по охране труда 2021 в рамках, в которых они касаются работников.
Важно! Это требование п. 3.3 «Порядка обучения по ОТ и проверки знаний …» — Постановление Минтруда, Минобразования от 13.01.2003 № 1/29 — действует до 1 сентября 2021 г. Штраф за каждого необученного сотрудника может достигать 130 000 рублей. |
В Письме от 14.01.2021 N 15-2/10/В-167 Минтруд подтверждает эти требования:
- работодатели вправе провести внеочередную проверку знаний по охране труда в 2021 г. своими силами — комиссией, организованной в компании в соответствии с Порядком, члены которой должны пройти подготовку в специализированной организации;
- полученные работниками ранее удостоверения о прохождении обучения по ОТ, обучения безопасным методам и приемам выполнения работ будут считаться действительными до окончания срока их действия, если в них будет проставлена отметка о внеочередной проверке знаний.
Для проведения внепланового инструктажа в связи с введением новых правил по охране труда, нужно издать приказ.
Скачать приказ о проведении внеочередной проверки по охране труда
Полный перечень новых правил по охране труда, принятых в 2021 году, смотрите здесь.
Совет Внеочередной контроль знаний проводится при внесении новых требований в охрану труда (так, как в 2021) – проверяется знание только этих изменений. Результат проверки оформляется протоколом. |
Кроме обучения новым правилам по охране труда и проверки знаний измененных требований, необходимо привести в соответствие с изменениями все документы, в которых содержатся требования по охране труда:
- инструкции;
- программы обучения;
- информационные материалы и другие в объеме новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников.
Параллельно с Минтрудом, Роструд разъяснил ответственность за непрохождение обучения и проверки знаний в области охраны труда в Письме от 20 января 2021 г. N 87-ТЗ.
Важно! Работники, не прошедшие внеочередную проверку знаний по охране труда и обучение новым правилам, с 01.01 2021 должны быть отстранены от работы, а работодатели, допустившие таких сотрудников к работе, несут административную ответственность по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. |
Что должна предпринять трудовая инспекция, если обнаружит нарушения:
- выдать предписания об устранении нарушений, в котором указать сроки устранения;
- выдать предписание об отстранении от работы сотрудников, не прошедших обучение по охране труда 2021 и проверку знания требований безопасности;
- принять меры к возбуждению дела об административном правонарушении.
Минтруд в письме требует актуализировать документы, посвященные безопасности труда в организации. Это первое, что нужно сделать. Необходимо:
- ввести новые инструкции по охране труда 2021;
- обновить программы проведения инструктажа и обучения;
- изменить экзаменационные билеты.
Переработать локальные акты после введения новых правил по охране труда в 2021 году можно двумя способами:
- разработать документ заново с учетом изменений;
- внести дополнение, содержащее перечень правок.
Изменения согласовываются с профсоюзом и утверждаются приказом или изготавливаются (распечатываются) на листе, содержащем гриф «Утверждаю». Затем с измененными ЛА надо ознакомить сотрудников. После того, как вы приведете документы в соответствие с изменениями, можно проводить обучение и проверку знаний по ОТ.
Распространённый вопрос: какие правила поменялись в 2021 году для образовательных организации, какие инструкции необходимо пересмотреть? Для ответа на этот вопрос внимательно читаем в правилах, кто обязан их соблюдать и на кого они распространяются.
Для вас я упростил эту задачу немного, потому что выбрал эти правила, и вам не нужно перечитывать все 40 новых правил по охране труда, что бы определить относятся они к деятельности вашего учреждения или нет.
И подошли мы конкретно к изменениям по охране труда с 1 сентября 2021 года. На самом деле, их намечалось очень много, были они достаточно масштабные, но сейчас поговорим конкретно про те изменения, которые точно вступили в силу, точно уже будут, и вам нужно провести некую работу по актуализации своих документов.
Профстандарт специалист по охране труда
С 1 сентября 2021 года вступает в силу новый профессиональный стандарт специалиста по охране труда, действует он 6 лет – до 1 сентября 2027 года. Профессиональный стандарт по охране труда предыдущий, который был утверждён в 2014 году, № 524 приказ, утрачивает силу. Соответственно, вам нужно обновить должностную инструкцию специалиста по охране труда, если она у вас есть. Если есть какие-то упоминания в приказе с ссылкой на профстандарт, например, где вы возлагаете обязанности специалиста на себя, на каких-либо работников, вы тоже должны обновить эти документы.
С 1 сентября 2021 года планировались следующие изменения:
- Новый порядок обучения по охране труда;
- Новое типовое положение о системе управления ораной труда в организации;
- Новый порядок психиатрического освидетельствования;
- Новая редакция раздела X трудового кодекса.
Ждем следующую пачку изменений с 1 марта 2022 года!
Все эти изменения отложены до 1 марта 2022 года. С 1 марта будет действовать новая редакция раздела X Трудового кодекса, который посвящен конкретно охране труда. По поводу остальных трех документов – порядка обучения и т.д. пока неизвестно на 100%, возможно они будут также перенесены, если наши законодатели не успеют обсудить и утвердить наиболее удачную версия законопроекта.
Рассмотрим таблицу изменений законодательства по охране труда. Сроки я здесь не писал, потому что не могу сказать точно, когда примут некоторые нормативно-правовые акты.
> > 17 сентября 2021 Охрана труда в школе — скачать документацию 2021 года может понадобиться многим образовательным учреждениям.
Изучим перечень необходимых документов по охране труда в школе в нашей статье. Охрана труда — подотрасль трудового права, характеризующаяся большой емкостью и регулируемая огромным количеством нормативных актов.
Администрации образовательных учреждений, школ и ДОУ должны в обязательном порядке следовать положениям следующих НПА по охране труда:
- постановления Минтруда и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29.
- постановления Минтруда РФ от 08.02.2000 № 14;
- закона «Об образовании» от 29.12.2012 № 273;
- приказа Минобразования РФ от 01.06.1998 № 1408;
- постановления Минтруда РФ от 24.10.2002 № 73;
- ТК РФ;
- ГОСТ 12.0.004-2015 (с 01.03.2017);
Перечень НПА, положения которых обязательны для исполнения администрациями школ и ДОУ, может расширяться и дополняться:
- региональными и муниципальными НПА.
- иными федеральными НПА (в том числе содержащими рекомендации);
Перечень дополнительных НПА, юрисдикция которых может распространяться на школу или ДОУ, зависит от профиля образовательного учреждения, а также специфики используемой в учебном процессе инфраструктуры. Так, в большинстве школ и ДОУ есть хотя бы самое элементарное электрооборудование (например, лампы и розетки), поэтому в состав
Работодатель обязан реализовать на предприятии вводный инструктаж по охране труда.
Обеспечить безопасную работу для всех сотрудников должно быть одной из основных целей любой организации. Ситуация, при которой нанесен вред здоровью работника, влечет за собой большое количество сложностей в виде проверок и штрафов. Именно поэтому такой курс по охране профессиональной деятельности — не просто формальность, а необходимость, установленная действующим законодательством.
Рассмотрим подробнее вопрос, какая инструкция проведения вводного инструктажа по охране труда может применяться работодателем. Необходимость для всех работодателей проинструктировать работников о действующих нормативах охраны труда установлена статьями 212 и 225 ТК РФ. Инструкция вводного инструктажа по охране труда включает цель проведения, состоящую в необходимости ознакомить работников с рядом установленных в учреждении правил и норм, включающих:
- особенности организации работы складов, территорий, транспортной логистики;
- применяемое оборудование и технологии;
- положение по охране труда.
- распорядок работы;
- организационную структуру;
- обеспечение противопожарных мер;
Каждое учреждение имеет свою специфику, соответственно, правила и нормы деятельности отличаются у каждого конкретного работодателя.
Именно в этом состоит причина, почему нужно обязательно ознакомить всех новых работников с правилами охраны труда на предприятии, и процедура носит наименование «вводной». Руководитель предприятия должен различать термины «инструктаж» и «обучение».
Схема безопасного передвижения работника по территории подразделения, организации: • проходы, которые предназначены для передвижения; • запасные выходы и запретные зоны; • внутрицеховые транспортные и грузоподъемные средства, места, где они находятся, и требования безопасности при проведении грузоподъемных работ.
Аварийные ситуации, которые могут возникнуть на рабочем месте: • основные предпосылки, по которым возникают аварии, взрывы, пожары, производственные травмы и острые отравления; • действия персонала, если возникнет аварийная ситуация, кто-то получит производственную травму или отравится; • места, где находятся средства противоаварийной защиты и средства для тушения пожаров, правила пользования такими средствами; • места, где расположены средства для оказания первой помощи пострадавшим, аптечки, правила их применения и прочее. Образец журнала вводного инструктажа по охране труда Форма журнала вводного инструктажа по охране труда Скачать Законодательство обязывает работодателя проводить инструктирование своих работников по специально разработанным программам. Программы разрабатываются и утверждаются работодателем самостоятельно, с учетом особенностей производственной деятельности.
В качестве основы для разработки такой программы можно использовать перечень вопросов из Приложения Б ГОСТ 12.0.004-2015: Общие сведения об организации, характерные особенности производства.
Ни дня без инструкций × Ни дня без инструкций
- Сервисы:
Вводный инструктаж по технике безопасности — это предусмотренная действующим законодательством процедура, которая проводится как со всеми принимаемыми на работу лицами вне зависимости от уровня образования и стажа, прибывшими на предприятие командированными работниками, так и с учащимися, направленными на обучение или производственную практику.
Программа первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте необходима для обучения работников безопасным навыкам труда.
Как её разработать и утвердить – расскажем в статье. Скачайте готовый образец. Локальные нормативные акты разрабатывают в соответствии с требованиями 8 статьи ТК РФ и правилами документооборота на предприятии. В правом верхнем углу документа должен стоять гриф утверждения и подпись руководителя организации.
Проект необходимо согласовать с профсоюзом или другим представительным органом работников – профсоюзным комитетом, комитетом по охране труда, уполномоченным по ОТ и т.п. Это указано в В левом верхнем углу размещается гриф согласования. Если в организации нет такого органа, то согласование не требуется.
Не требуется согласовывать программу первичного инструктажа (ППИ) с надзорными органами.
В нижней части документа ставят реквизиты с информацией о разработчике и обязательное указание о согласовании . Если организация небольшая, и в штате нет специалиста по охране труда, то согласование дает сотрудник, исполняющий обязанности по ОТ. Эксперты справочной Системы «Охрана труда» подготовили для вас более шестидесяти ППИ для разных профессий.
Выберите и скачайте нужный образец.
Разрабатывать ППИ на рабочем месте следует с учетом особенностей конкретной профессии. Для этого используют должностную инструкцию, квалификационный справочник, правила по ОТ, эксплуатационную документацию на обслуживаемое работником оборудование.
Если, например, сотрудники
Заведующая ДОУ, Работники бухгалтерии
В каких случаях требуется программа первичного инструктажа? Как ее разработать для любой должности? Как провести процедуру? Обо всем читайте в нашей статье, скачайте актуальные образцы на 2021 год Знание персоналом основ безопасности труда может стать залогом сохранения жизни и здоровья работников.
Также это поможет предотвратить порчу оборудования и не допустить простоя производства по причине его выхода из строя.
Обучать новичков этим правилам обязывает Трудовой кодекс (ст. 212, 225), но обучение не может быть хаотичным и бессистемным. Оно должно понятно, наглядно и доступно разъяснять людям, как уберечь себя и своих коллег от неприятностей, которые могут возникнуть при неверно организованном рабочем процессе.
Для этого в 2021 разрабатываются программы первичного инструктажа на рабочем месте. Это своеобразный план обучения персонала, каждый пункт в котором знакомит служащего с особенностями его нового места работы, предупреждает о сложностях, которые его здесь ожидают и описывает способы их предотвращения или устранения. С 1 марта 2017 года вступил в силу ГОСТ 12.0.004-2015, где прописано, что первичный инструктаж на рабочем месте можно проводить по утвержденной программе или инструкциям ОТ, и этот механизм должен быть закреплен в ЛНА организации.
Приготовьтесь: систему охраны труда изменят. Минтруд разработал проект новой главы ТК по охране труда.
Документ уже одобрили Минюст, Минздрав, Минэкономразвития и Роспотребнадзор.
Из статьи журнала “Справочник кадровика” узнаете про семь принципиальных изменений в охране труда и как к ним подготовиться.
При поступлении на работу каждый гражданин обязан быть осведомлен о специфике работы организации, охране труда и безопасности на рабочем месте.
Для этого проводится первичный инструктаж. В нашей статье предлагаем ознакомиться с программой первичного инструктажа по охране труда 2021 года по образцу.Законодательство требует от работодателя проводить вводную беседу в части безопасной работы с каждым вновь принимаемым работником, а также тем, у кого меняется характер работы в связи с переходом в другое структурное подразделение организации или изменением должностных обязанностей.Нормативной базой для этого является ряд статей Трудового кодекса, регламентирующих требования по охране труда и подготовке персонала к трудовой деятельности:
- постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29;
- ГОСТ 12.0.004-90.
Допуск к рабочему месту работника, не прошедшего вводный инструктаж, недопустим. Это нарушение статьи 225 ТК РФ и влечет за собой наказание руководителя.Первичный инструктаж должен проводиться единожды до начала самостоятельной деятельности и с отметкой в журнале.
При этом преследуются следующие цели:
- ознакомление с характером работы, деятельностью организации и конкретного отдела или цеха;
- использование безопасных методов работы, минимизация рисков и воздействия
- информирование о действиях в начале смены, подготовке оборудования к работе, проверке и включении техники;
- организация безопасного рабочего места;
\n\n
В пункте 2.1.3 Порядка говорится, что во время инструктажа работник знакомится с опасными или вредными производственными факторами. Помимо этого, он изучает: локальные нормативные акты организации, инструкции по ОТ, технические и эксплуатационные документы, безопасные методы и приемы выполнения работ.
\n\n
Для вводного и первичного инструктажа нужны специальные, утвержденные работодателем программы. Их разрабатывают с учетом специфики предприятия, инструкций по ОТ, технической и эксплуатационной документации.
\n\n
По окончании обучения лицо, проводившее инструктаж, устно проверяет, какие знания и навыки приобрел сотрудник.
\n\n
Для наглядности мы свели их в таблицу:
\n\n
\n\t\t\t
Вид инструктажа \n\t\t\t |
\n\t\t\t
Сроки проведения \n\t\t\t |
\n\t\t\t
Вводный \n\t\t\t |
\n\t\t\t
перед первичным инструктажем \n\t\t\t |
\n\t\t\t
Первичный \n\t\t\t |
\n\t\t\t
до начала самостоятельной работы \n\t\t\t |
\n\t\t\t
Повторный \n\t\t\t |
\n\t\t\t
не реже одного раза в 6 месяцев \n\t\t\t |
\n\t\t\t
Внеплановый \n\t\t\t |
\n\t\t\t
при необходимости \n\t\t\t |
\n\t\t\t
Целевой \n\t\t\t |
\n\n
\n\n
Есть два вида инструктажа, которые всегда проходят на рабочем месте.
\n\n
- \n\t
- Первичный
- Повторный
\n\t
\n
\n\n
Иногда на рабочем месте организуют внеплановые мероприятия. Это происходит, если поводом стали новшества, непосредственно связанные с цехом, конвейером и проч. Например, изменение технологических процессов или модернизация станков.
\n\n
Во всех остальных случаях (если основанием для проведения инструктажа являются изменения закона, требования инспектора и т.д.) внеплановый инструктаж можно провести в стороне от производства — в холле, актовом зале и проч.