Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Единовременное пособие освободившимся из мест лишения свободы 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Правовые основы деятельности
- Нормативные акты
- Постановления Европейского Суда по правам человека
- Судебная практика
- Конституционный Суд
- Верховный Суд
- Научно-методические материалы
- По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
- По иным вопросам надзорной деятельности
- Статистические данные
- Об использовании выделяемых бюджетных средств
- О деятельности органов прокуратуры
- Новости
- Основные документы
- Главное управление международно-правового сотрудничества
- Региональное представительство
Международной ассоциации прокуроров в России
- Новости Генеральной прокуратуры России
- Новости прокуратур субъектов федерации
- События Генеральной прокуратуры
- Мероприятия и встречи
- Интервью и выступления
- Печатные издания
- Видео
- К сведению СМИ
- Инфографика
- Конкурс
- Участие в конкурсе
- Этапы конкурса
- Итоги конкурса
- Аккредитация СМИ
- Порядок обращения граждан
- График приема
- Интернет приемная
- Уведомления об экстремизме
- Статусы уведомлений
- Прямая линия для предпринимателей
Выплата освободившимся из мест лишения свободы
(в ред. Приказов Минюста РФ от 08.09.2006 N 290, от 26.12.2019 N 321)
В соответствии с частью первой статьи 180 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 2, ст. 198; 2019, N 30, ст. 4110), пунктом 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4108; 2018, N 23, ст. 3261), подпунктом 7 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4109; 2013, N 52(часть II),ст. 7137),приказываю: (в ред. Приказа Минюста РФ от 26.12.2019 N 321)
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.
2. Федеральной службе исполнения наказаний (А.П. Калашников) обеспечить исполнение утвержденной Инструкции. (в ред. Приказа Минюста РФ от 26.12.2019 N 321)
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря — заместителя Министра В.В. Федорова. (в ред. Приказа Минюста РФ от 26.12.2019 N 321)
И.о. Министра
В.У.ЯЛУНИН
УТВЕРЖДЕНА
Приказом
Министерства юстиции
Российской Федерации
от 13 января 2006 г. N 2
1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок оказания администрацией исправительного учреждения (далее — ИУ) содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также порядок оказания помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в ИУ уголовно-исполнительной системы.
Далее — Инструкция.
2. Администрация ИУ взаимодействует в решении вопросов трудового и бытового устройства лиц, освобождаемых от отбывания наказания, с органами местного самоуправления, внутренних дел, опеки и попечительства, управления здравоохранением, образованием, социальной защиты населения, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованной органом местного самоуправления, и федеральной службой занятости населения по избранному ими месту жительства.
3. Организация и осуществление мероприятий по оказанию помощи в трудовом и бытовом устройстве лиц, освобождаемых из ИУ, возлагаются на сотрудников группы социальной защиты осужденных с участием начальников отрядов, психологов, сотрудников отделов (групп) специального учета и других заинтересованных служб, для проведения консультаций по наиболее актуальным вопросам по возможности могут привлекаться специалисты территориальных социальных служб.
4. Подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в ИУ, начинается не позднее чем за 6 месяцев до окончания срока лишения свободы и включает в себя:
проведение беседы с каждым осужденным, в процессе которой выясняется, где он намерен проживать, работать или учиться после освобождения из мест лишения свободы, имеется ли связь с родственниками, характер взаимоотношений с ними, его жизненные планы, готовность к обеспечению жизнедеятельности на свободе, с разъяснением ему целесообразности возвращения на место постоянного проживания и на предприятие, где он работал до осуждения;
проведение занятий с освобождающимися осужденными в «Школе подготовки осужденных к освобождению»;
получение от освобождаемых письменных заявлений с просьбой об оказании им помощи в трудовом и бытовом устройстве по избранному месту жительства (приложение N 1);
рассмотрение заявлений и принятие соответствующих решений по оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве осужденным.
5. За шесть месяцев до истечения срока лишения свободы, а в отношении осужденных к лишению свободы на срок до шести месяцев — после вступления приговора в законную силу — администрация ИУ уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях (приложения N 2, 3, 4). (в ред. Приказа Минюста РФ от 26.12.2019 N 321)
В случае освобождения от отбывания наказания несовершеннолетнего осужденного администрация ИУ уведомляет в указанные сроки о его предстоящем освобождении комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту его жительства. (в ред. Приказа Минюста РФ от 26.12.2019 N 321)
6. В орган внутренних дел по избранному осужденным месту жительства направляются запросы о возможности проживания по указанному адресу (приложение N 4).
7. На основании письменного заявления осужденного о выборе места жительства после освобождения из мест лишения свободы и желания трудоустроиться администрация ИУ направляет запросы в органы местного самоуправления, органы федеральной службы занятости населения по избранному месту жительства о возможности его трудоустройства, предоставления регистрации и жилья (приложение N 5, 6) . Предварительные результаты, полученные при переписке, доводятся до осужденного.
В случае поступления от осужденного просьбы об оказании ему содействия в трудовом или бытовом устройстве направляются соответствующие запросы (приложения N 5, 6), при отсутствии необходимости в оказании содействия — направляются сообщения (приложения N 2, 3).
8. В отношении осужденных, не имевших до осуждения постоянного места жительства и работы и отказавшихся от помощи в трудовом и бытовом устройстве после освобождения из мест лишения свободы, направляются запросы в органы местного самоуправления, внутренних дел, органы федеральной службы занятости населения по месту проживания их родственников. При отсутствии родственников направляются запросы по месту их осуждения или месту дислокации ИУ.
9. В необходимых случаях ведется переписка с родственниками осужденных о возможности их совместного проживания после освобождения.
10. В случае получения ответа о невозможности трудового и бытового устройства по избранному месту жительства старший инспектор (инспектор) по трудовому и бытовому устройству осужденных ставит об этом в известность освобождаемого осужденного и с его согласия принимает меры к положительному решению этих вопросов в других местностях.
11. Осужденным могут быть разрешены краткосрочные выезды продолжительностью до семи суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства после освобождения.
12. За 30 дней до окончания срока отбывания наказания, а при освобождении по иным основаниям в течение 10 рабочих дней после освобождения в органы внутренних дел направляются письма-сообщения (приложение N 7).
13. Учет осужденных, срок лишения свободы которых истекает через 6 месяцев, ведется в специальном журнале (приложение N 8).
14. Все материалы по предварительному решению вопросов трудового и бытового устройства осужденных, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, составляются в двух экземплярах. Первые экземпляры направляются адресатам. Вторые экземпляры приобщаются к личным делам осужденных.
16. По просьбе осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, а также осужденных мужчин старше 60 лет и осужденных женщин старше 55 лет администрация учреждения, исполняющего наказание, направляет в орган социальной защиты представление о помещении их в дома инвалидов и престарелых (приложение N 10). (в ред. Приказа Минюста РФ от 08.09.2006 N 290)
17. С согласия инвалида или престарелого, который до осуждения не имел постоянного места жительства, администрация ИУ решает вопрос о его направлении в дом инвалидов и престарелых на территории того субъекта Российской Федерации, где расположена колония. С этой целью не позднее двух месяцев до освобождения в орган социальной защиты представляются необходимые документы (личное заявление осужденного, выписка из медицинской карты по установленной форме и паспорт, характеристика за время пребывания в учреждении).
18. Подготовка к освобождению из мест лишения свободы беременных женщин, а также женщин, имеющих при себе малолетних детей, проводится сотрудниками группы социальной защиты осужденных в контакте с медицинскими работниками ИУ. Выясняется возможность регистрации и трудового устройства освобождаемых, а также определения детей в дошкольные детские учреждения по избираемому ими месту жительства.
19. В случае, когда вопрос трудового и бытового устройства освобождаемых беременных женщин, а также женщин, имеющих при себе малолетних детей, по избранному месту жительства решить невозможно, принимаются меры к установлению их родственных связей. Выясняется возможность их регистрации, трудового устройства, а также определения детей в дошкольные детские учреждения по месту жительства родственников.
20. В отношении освобождаемых женщин, имеющих при себе малолетних детей, больных острыми заболеваниями или с обострением хронических заболеваний, сотрудники группы социальной защиты осужденных совместно с медицинскими работниками ИУ оказывают содействие в помещении таких детей в учреждения государственной или муниципальной системы здравоохранения по избранному ими месту жительства.
21. Осужденные, освобождаемые из исправительных учреждений, нуждающиеся по состоянию здоровья в постороннем уходе, беременные женщины, женщины, имеющие малолетних детей, несовершеннолетние направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работника ИУ (часть 5 статьи 181 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации). (в ред. Приказа Минюста РФ от 26.12.2019 N 321)
22. Несовершеннолетние осужденные, подлежащие освобождению из воспитательных колоний, направляются, как правило, к месту жительства родственников либо иных лиц.
23. Родственникам либо иным лицам сообщается о дне освобождения несовершеннолетнего осужденного и предлагается прибыть в воспитательную колонию для встречи и сопровождения его к месту жительства.
24. Если у освобождаемого несовершеннолетнего осужденного нет родственников или иных лиц, администрация колонии направляет запрос в орган опеки и попечительства, подразделение по делам несовершеннолетних органа внутренних дел и комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованную органом местного самоуправления, по его прежнему месту жительства с просьбой решить вопрос устройства такого лица на работу или учебу и обеспечения его жилой площадью.
25. В необходимых случаях несовершеннолетний осужденный после освобождения в установленном порядке может быть направлен в школу-интернат, другое учебно-воспитательное учреждение на государственное попечение либо передан органам опеки и попечительства.
26. Несовершеннолетние осужденные направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работника ИУ. (в ред. Приказа Минюста РФ от 26.12.2019 N 321)
27. К решению вопросов социальной защиты, трудового и бытового устройства освобождающихся несовершеннолетних осужденных привлекаются попечительские советы, создаваемые при каждой воспитательной колонии.
Единовременное денежное пособие при освобождении
28. Освобождение из ИУ лиц, отбывших наказание, включает в себя:
проведение беседы с каждым из осужденных о жизненных планах после освобождения, предполагаемом месте проживания, имеющихся возможностях в вопросах обеспечения жильем и устройства на работу;
разъяснение необходимости соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, недопустимости совершения новых преступлений, обязанности прибыть к избранному месту жительства и не позднее семи дней явиться в орган внутренних дел для регистрации, а также в органы местного самоуправления и службу занятости для своевременного устройства на работу или учебу; (в ред. Приказа Минюста РФ от 08.09.2006 N 290)
выдачу принадлежащих им вещей и ценностей, средств, хранящихся на лицевом счете, личные документы и ценные бумаги, а также документы об освобождении и трудовой деятельности (часть 3 статьи 173 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
29. Осужденные, освобождаемые из ИУ, обеспечиваются бесплатным проездом к месту жительства, продуктами питания или деньгами на время проезда в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 181 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
30. При отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение осужденные, освобождаемые из мест лишения свободы, обеспечиваются одеждой за счет государства. Им может быть выдано единовременное денежное пособие в размере, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 181 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
31. Обеспечение продуктами питания, одеждой, выдача единовременного денежного пособия, а также оплата проезда освобождаемых осужденных производятся администрацией ИУ, исполняющего наказание (часть 3 статьи 181 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
32. Администрация ИУ обеспечивает осужденных, освобождаемых от отбывания наказания, проездными билетами либо деньгами для оплаты проезда к месту жительства (часть 1 статьи 181 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
33. Осужденные, освобождаемые от отбывания наказания, обеспечиваются проездными билетами по кратчайшему маршруту следования:
железнодорожным транспортом — в плацкартных вагонах пассажирского (скорого) поезда;
при наличии только морского сообщения — в каютах IV категории судов транспортных линий;
при наличии только речного сообщения — на местах III категории судов транспортных линий;
при наличии только автомобильного сообщения — в автобусах общего типа, а при их отсутствии — в мягких автобусах;
при наличии только авиационного сообщения — в салонах самолетов экономического (низшего) класса.
Вместо проездных билетов им могут быть выданы деньги для оплаты проезда:
при наличии железнодорожного сообщения — по тарифу проезда в общем вагоне пассажирского (скорого) поезда;
при наличии только морского сообщения — по тарифу проезда в каютах IV категории судов транспортных линий;
при наличии только речного сообщения — по тарифу проезда на местах III категории судов транспортных линий;
при наличии только автомобильного сообщения — по тарифу проезда автобусом общего типа;
при наличии только авиационного сообщения — по тарифу проезда в салонах самолетов экономического (низшего) класса.
34. Освобождаемым от отбывания наказания осужденным, которые следуют к месту жительства на транспорте местного или пригородного сообщения, для приобретения проездных билетов выдаются деньги в соответствии с установленными тарифами.
35. В тех случаях, когда освобождаемые инвалиды и лица престарелого возраста, а также несовершеннолетние осужденные, не имеющие родителей, следуют в дома инвалидов или престарелых, в интернаты или к попечителям, они обеспечиваются билетами до места нахождения указанных учреждений или места жительства попечителей.
- Черным по белому
- Белым по черному
- Темно-синим по голубому
- Коричневым по бежевому
- Зеленым по темно-коричневому
04.02.2021 Обычная важность
О содействии в трудоустройстве лиц, освобожденных из мест лишения свободы
Помощь гражданам, освободившимся из мест лишения свободы.
. такая помощь не предусмотрена.
Пишите соответствующее заявление на имя администрации ИК.
Статья 181 УПК РФ . Оказание помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания 3. Обеспечение продуктами питания, одеждой, выдача единовременного денежного пособия, а также оплата проезда освобождаемых осужденных производятся администрацией учреждения, исполняющего наказание. 2. Материальная помощь выражается прежде всего в оплате транспортных расходов освобожденного, который получает бесплатный билет до конечного пункта по избранному месту жительства.
При отсутствии родственников о предстоящем освобождении осужденного могут быть извещены иные лица, достигшие совершеннолетия и заслуживающие доверия.
Постатейный научно-практический комментарий (под ред. А.С. Михлина, В.И. Селиверстова).
— Агентство „Библиотечка «Российской газеты»“, 2004 г.
2. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ (под общ.
ред. С.В.Степашина) — М. „Юристъ“, 2001 г. Однако статья 180 того же УИК РФ устанавливает обязанности администраций мест отбывания наказания по подготовке лиц, освобождающихся из этих мест, к их освобождению:
- Статья 180 УИК РФ. Обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных и в применении к ним мер медицинского характера
С осужденным проводится воспитательная работа в целях подготовки его к освобождению, осужденному разъясняются его права и обязанности. — документы о его трудовой деятельности.
У меня есть дом который не пртнадлежит к жилью. Я только освободился,жить негде что мне делать?
Может присутствуется какая то материальная помощь Однако статья 180 того же УИК РФ устанавливает обязанности администраций мест отбывания наказания по подготовке лиц, освобождающихся из этих мест, к их освобождению:
- Статья 180 УИК РФ. Обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных и в применении к ним мер медицинского характера
2. С осужденным проводится воспитательная работа в целях подготовки его к освобождению, осужденному разъясняются его права и обязанности. Статья 181. Оказание помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания 3.
Действующим уголовно-исполнительным законодательством РФ предусмотрена социальная помощь осужденным при освобождении от отбывания наказания из мест лишения свободы.
Согласно требований статьи 180 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее УИК РФ), не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока лишения свободы, а в отношении осужденных к лишению свободы на срок до шести месяцев — после вступления приговора в законную силу администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях. Это позволяет осужденным быстрее адаптироваться к условиям жизни после убытия из исправительных учреждений, найти работу, жилье, восстановить социальные связи. Для выполнения данной работы, в исправительных учреждениях имеются отделы социальной защиты осужденных.
Также, с осужденными проводится воспитательная работа в целях подготовки их к освобождению, осужденным разъясняются их права и обязанности. Значение данной работы для осужденных заключается в том, что при освобождении из мест лишения свободы они попадают в условия жизни, отличающиеся от тех, которые они помнят до лишения свободы (особенно это касается осужденных с большими сроками наказания), и задача администрации исправительного учреждения подготовить их к этим переменам.
Осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, а также осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет по их просьбе и представлению администрации учреждения, исполняющего наказание, направляются органами социальной защиты в дома инвалидов и престарелых.
Для реализации в полном объеме своих прав в данной области, осужденным следует заблаговременно до освобождения обратиться к сотрудникам отдела социальной защиты.
Кроме того, согласно требованиям статьи 181 УИК РФ, при освобождении из мест лишения свободы осужденным обеспечивается бесплатный проезд к месту жительства, они обеспечиваются продуктами питания или деньгами на время проезда. При этом, администрация исправительного учреждения, как правило, самостоятельно приобретает билеты на проезд осужденных до избранного ими места жительства и вручает их осужденным при освобождении.
При отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение осужденные, освобождаемые из мест лишения свободы, обеспечиваются одеждой за счет средств федерального бюджета. Им может быть выдано единовременное денежное пособие в размере, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Обеспечение продуктами питания, одеждой, выдача единовременного денежного пособия, а также оплата проезда освобождаемых осужденных производятся администрацией учреждения, исполняющего наказание.
При освобождении от лишения свободы осужденных, нуждающихся по состоянию здоровья в постороннем уходе, осужденных беременных женщин и осужденных женщин, имеющих малолетних детей, а также несовершеннолетних осужденных администрация учреждения, исполняющего наказание, заблаговременно ставит в известность об их освобождении родственников либо иных лиц, для того, чтобы последние имели возможность подготовиться к приему своих близких нуждающихся в их помощи после освобождения из мест лишения свободы.
Помощь людям, отбывшим из мест лишения свободы
Согласно первой части 181 статьи УИК РФ, освобожденные обеспечиваются бесплатным перемещение к пункту своего жительства. Для перемещения к пункту проживания освобождённым осужденным выдаются деньги на кратчайший путь к пункту жительства на пользование городским или пригородным транспортом. Количество денег зависит от тарифов общественного транспорта.
Если освобожденные осужденные являются инвалидами, престарелыми лицами или несовершеннолетними, у которых отсутствуют родители, обеспечиваются средствами для покупки проезда до учреждения предоставляющие им жилье и другие услуги.
Помощь осужденным после освобождения в обеспечении пропитание или материальными средствами.
Осужденные после освобождения должны иметь минимальную норму продуктов питания на время перемещение к пункту проживания. Так же, ему дозволено выдать, вместо пропитания, денежные средства, которых хватит на покупку пропитания. Сумма денег зависит от цены минимальной нормы пропитания.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
Все время нахождения в дороге к пункту жительства исчисляется с расписания транспорта, которым он перемещается. Если дорога больше четверти дня, то пропитание выдается на день.
В этой статье вы узнали, про помощь осужденным после освобождения. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок». Просто оставьте на нашем сайте заявку, и наши юристы вам перезвонят.
Поддержка освободившимся из мест лишения свободы не ограничивается только небольшой материальной помощью. Также действуют специальные реабилитационные центры, которые организованы волонтерами или местными властями.
В таких специализированных центрах социальной адаптации оказывают следующую помощь:
- Обеспечение местом проживания – в среднем в таком реабилитационном центре можно проживать бесплатно до полугода.
- Юридическая помощь.
- Обеспечение предметами первой необходимости: одежда, предметы гигиены, постельное белье и так далее.
- Питание.
- Психологическая помощь.
- Содействие в оформлении личных документов.
Адреса таких центров можно получить в органе социальной защиты, также информацию о них иногда размещают на сайтах муниципалитета.
Центры занятости субъекта РФ осуществляют следующие меры поддержки данной категории граждан:
- Выплата пособия по безработице в случае получения освобожденным статуса безработного. Выплачивается в течение 6 месяцев, размер пособия устанавливается государством.
- Помощь в поиске работы. Гражданину выдается база текущих вакансий и работодателей, в соответствии с уровнем его образования и стажа работы.
- Помощь в получении новой профессии. Прохождение курсов и смена квалификации осуществляется за счет государства.
Обращение в центр занятости гражданин может направить еще до момента освобождения, указав точную дату выхода на свободу. Для постановки на учет необходимо будет представить следующие документы:
Материальная государственная поддержка может быть предоставлена освобожденным пенсионного возраста или с инвалидностью в виде ежемесячной выплаты пенсии. Для этого нужно обратиться в уполномоченные органы с соответствующим заявлением.
Также освободившиеся лица имеют право на бесплатное восстановление паспорта гражданина РФ. Дополнительно предусмотрено право бесплатного прохождения медицинской комиссии при трудоустройстве. Лица, имеющие хронические заболевания, могут получить бесплатное обследования в учреждениях здравоохранения.
Справка! В соответствии с Постановлением Правительства РФ №298 от 15.04.2014 года указанная категория граждан имеет право претендовать на получение социального контракта. Размер выплат не может превышать 250 тысяч рублей. Потратить субсидию можно на обучение, создание и развитие ЛПХ, открытие бизнеса и ремонт жилья. Лица с погашенной судимостью могут участвовать в программе на равных условиях с другими гражданами.
В большинстве регионов созданы Центры социальной адаптации, которые осуществляют помощь и поддержку освободившимся гражданам. Здесь можно получить жилье и питание, получить необходимую одежду и бытовые принадлежности. В центрах есть специалисты, занимающиеся юридическими вопросами, которые могут помочь в восстановлении документов и трудоустройстве. Также есть возможность получить материальную помощь. Ее размер устанавливается каждым регионом отдельно. За предыдущие годы величина выплаты варьировалась от 1200 до 3500 тысяч рублей.
ПАМЯТКА В ПОМОЩЬ ОСВОБОДИВШИМСЯ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Ресоциализация – это приспособление человека к новым условиям жизни в обществе. И чаще всего с этим процессом сталкиваются люди, вышедшие из тюрьмы. Для бывших заключенных освобождение зачастую не такое счастливое событие.
Перед ними встают очень большие трудности, которые решить не всегда легко. И для помощи таким людям создаются специальные службы, работа которых регулируется соответствующими правовыми актами и законами.
Количество различных социальных программ, помогающих заключенным реабилитироваться, очень мало. Помочь в адаптации, трудоустройстве и других сферах жизнедеятельности могут, к примеру:
- Автономная некоммерческая организация «Центр социальной реабилитации и адаптации», находится в г.Казань. Программа реабилитации заключается в снижении числа рецидивов преступлений среди бывших заключенных, интеграции их в общество. Осуществляется помощь в поиске работы, постоянном общении, в обеспечении жилья, одежды и питания.
- Областное государственное учреждение «Кризисный центр помощи женщинам и детям» в Липецкой области предоставляет временное жилье, обеспечивает бывшего заключенного всеми предметами первой необходимости.
Работа социальной службы является одной из главных составляющих для успешной адаптации и ресоциализации заключенных в современном мире и для снижения случаев повторных редицивов преступлений. Это особый вид оказания социальной помощи людям, нуждающимся как в материальной, так и духовной поддержке.
Вся деятельность этих специалистов осуществляется в соответствии с Положением о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы и приказом № 2 от 13.01.2006г.
«Об утверждении инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказания помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы».
Заключенный может написать письменное заявление с выбором места жительства и о поиске работы. В задачу ИУ входит доведение этой информации до администрации по месту его жительства, направление необходимых запросов. После получения результатов эти сведения передают самому заключенному.
В определенных случаях ведется переписка с родственниками и близкими заключенных, совместно решаются вопросы по поводу предоставления жилой площади, а также других необходимых элементов быта.
Самими сотрудниками исправительных учреждений проводятся различные психологические и воспитательные беседы, разъясняются основные права и обязанности, соблюдение которых необходимо после выхода из тюрьмы.
Таким образом, к основным задачам ресоциализации заключенных можно отнести:
- индивидуальное выявление наличия психологических и социальных проблем, страхов и фобий и помощь по избавлению от них;
- помощь в поиске жилья и работы;
- восстановление и укрепление связей с родственниками;
- обеспечение социальной защиты всем категориям осужденных (детям, инвалидам, беременным, престарелым, больным, страдающих от алкогольной или наркотической зависимости, не имеющих определенного места жительства и т.д.);
- помощь в трудовом устройстве после фактического освобождения;
- решение вопросов, связанных с пособиями, пенсиями и т.р.;
- работа по восстановлению и подготовке необходимых документов, удостоверяющих личность осужденного;
- привлечение общественности и специалистов социальной защиты для оказания помощи.
ИУ связываются с близкими и родственниками детей, информируют их о предстоящем появлении, указывают дату освобождения ребенка и предлагают в это время прибыть в колонию для его встречи и спровождения. Для детей до 16 лет сопровождение до дома родственниками или сотрудниками службы ИУ должно быть обязательно.
Как правило, несовершеннолетние осужденные после отбывания наказания отправляются к месту жительства родителей или близких родственников.
Если ребенок является сиротой, не имеющим близких родственников, то администрация колонии отправляет запрос в соответствующие органы опеки, информирует их об основных деталях.
Тут также решается вопрос по месту проживания ребенка и его обеспечения. В некоторых случаях несовершеннолетние осужденные направляются в школу-интернат.
Для решения вопросов о бытовом и трудовом устройстве привлекаются различные попечительские советы, которые создаются в рамках воспитательных колоний.
Воспитательная работа в целях подготовки к освобождению с осужденными начинает проводиться за шесть месяцев до выхода из тюрьмы. Комплекс мер подготовки к адаптации заключенного в обществе состоит из внутренней и внешней работы.
В самом исправительном учреждении организовываются различные мероприятия, направленные на формирование в осужденных хороших навыков и знаний, поддержку и моральную помощь. Например, проводятся тренинги.
Очень часто устраиваются культурно-массовые мероприятия, на которых заключенные могут заняться совместной работой, пообщаться друг с другом.
Это также помогает формированию социальных качеств адаптации в современном мире.
Приглашаются психологи и другие специалисты, проводятся беседы с заключенными, выявляются все их страхи и переживания. Осуществляется работа по борьбе со всеми этими фобиями.
В большинстве регионов ИУ взаимодействуют с государственными, общественными и религиозными организациями и учреждениями. Создаются специальные региональные программы по восстановлению и реабилитации заключенных. Эти программы организовывают специальные курсы для осужденных, оказывающие помощь в социальной реабилитации.
В самих исправительных учреждениях проводятся «Школы подготовки к освобождению», в которых заключенных информируют о специальных инстанциях, которые могут помочь после выхода из тюрьмы, а также формируют навыки приспосопления к социуму. Здесь же на занятиях рассказывается о будущем возможном трудоустройстве осужденных, прививается их интерес к труду и работе, разрабатывается применение полученных навыков на практике.
Колоссальную роль в этой связи имеет профориентационная работа, благодаря которой каждый из осужденных может попробовать себя в той или иной сфере деятельности, проверить свои способности и желания.
Очень часто в церковь на территории тюрем и колоний приезжают различные священнослужители, которые разговаривают с заключенными. И по желанию после освобождения заключенные могут отправиться служителями в монастыри, где им предоставляется проживание, питание и работа.
Таким образом, комплексная помощь осужденным, которые овобождаются из мест ли��ения свободы, очень важна и необходима. Именно взаимодействие различных сфер жизнедеятельности оказывает самый эффективный и продуктивный результат.
Специалисты объясняют причины происхождения этого психологического заболевания, направляют осужденного на правильный путь, используя различные методики (просмотры коротких психологических фильмов, постепенное разрешение психологических проблем пациента и т.д.).
Для категории инвалидов создаются специальные тренировки, на которых изучается адаптация в мире с теми или иными заболеваниями.
Чаще других к ним приходят врачи, проводят курсы лечения и восстановления.
Во время бесед психологи настраивают заключенных на положительный лад, убеждают, что жить в мире с какими-либо болезнями или отклонениями возможно, что нужно привыкнуть к этому и не опускать руки.
Для таких осужденных создаются тесты на проверку пессимистичного настроя. При выявлении суицидальных наклонностей с ними проводится комплекс мер по устранению подобных мыслей. Часто таким категориям дают читать различные психологические книги, в которых поэтапно рассказывается о том, как необходимо вести себя и бороться со своими недостатками и болезнями.
После освобождения из тюрьмы заключенные имеют право на бесплатный проезд к месту жительства и обеспечение всеми необходимыми продуктами питания и денежными средствами на время поездки.
Если у заключенных отсутствует одежда, то после освобождения им выдается новая, купленная на деньги из федерального бюджета. Также им могут быть выданы пособия в размере 720 рублей на покупку предметов первой необходимости. Все это должно исполняться и контролироваться администрацией учреждения, которые исполняет наказание.
Люди, освободившиеся из тюрьмы, имеют полное право на трудовое и бытовое устройство. При возникновении проблемы с местом жительства (например, жилья больше нет), в ИУ начинает проводиться работа по решению данного вопроса, поиске нового места жительства и помощи в бытовом устройстве.
Существуют различные центры реабилитации для таких людей, туда из исправительных учреждений и отправляются запросы с просьбами об устройстве заключенного.
В этих просьбах также указывается дата выхода осужденного, его основные документы, наличие каких-либо профессий, умений и навыков, обстоятельства, из-за которых был получен статус БОМЖа (без определенного места жительства).
Как правило, все центры идут навстречу и дают осужденным бесплатную регистрацию.
Сам заключенный, зная свою ситуацию по поводу наличия жилплощади, может походатойствовать в ИУ о поиске временного жилья или же хотя бы об адресах центров помощи.
Необходимо будет отправиться туда с имеющимися документами, там окажут необходимую помощь и пропишут на жилой площади. Существует много центров, куда заселяют временно без наличия документов. В таком случае там же и помогают их восстановить, чтобы в дальнейшнем не возникло никаких проблем.
И самый банальный вариант, куда может направиться заключенный после отбывания наказания-это к ближайшим родственникам и друзьям, если таковые остались.
Источник: https://pravovoi.center/ugolovnoe-pravo/nakazanie/lishenie-svobody/pomosch-osvobodivshimsya.html
Приказ Минюста РФ от 13.01.2006 N 2
Единовременное денежное пособие, о котором идет речь, выдается освобожденному скорее на карманные расходы, чтобы по дороге домой не возникло неприятных казусов. Допустим, человеку надо оплатить багаж или какой-то сбор.
Да просто пообедать в пути — скромно, но со вкусом, для этого пособия должно хватить. Суточные, которые выдаются обычным командировочным, зачастую меньше. Так что, как полагают правительственные эксперты, сумма пособия адекватна.
Для проведения консультаций по наиболее актуальным вопросам по возможности могут привлекаться специалисты территориальных социальных служб.
Узнать места нахождения этих органов (очень часто они называются реабилитационными центрами) Вы можете в органах социальной защиты населения, полиции и местных Администрациях. Эти же органы могут оказать Вам помощь в подыскании работы и жилья.
Внимание Если у Вас отсутствует жильё для проживания, Вы можете обратиться в соответствующую местную Администрацию с заявлением о постановке Вас на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении статьи 49-52 Жилищного кодекса РФ).
Администрации учреждений, в которых осужденные отбывают наказание, заранее направляют уведомления в службу занятости и органы местного самоуправления по месту жительства об их планируемом освобождении.
Также указывают степень трудоспособности, профессиональные навыки, данные о наличии или отсутствии жилья. Те, в свою очередь, принимают меры по обеспечению лиц материальной помощью, работой и т.д.
Законодательство РФ на данный момент не предусматривает обязательной выдачи помощи осужденным после освобождения. Есть только статья 181 УИК Российской Федерации. Она обеспечивает:
Уважаемые читатели! Наши статьи рассказывают о способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
- Перемещение с заключения к местоположению места проживания.
- Пропитание на время перемещения к месту проживания или деньги для их покупки.
- Если есть необходимость, то обеспечивается одежда.
В большинстве регионах РФ есть специальные общественные и государственные учреждения, которые обеспечивают помощь осужденным после освобождения. В их обязанности входит выдача разных видов помощи, чтобы освободившийся смог приспособиться к проживанию на воле. В неё входит помощь в поиске работы, жилья, выдача денежных средств. В поиске таких организаций помогут учреждения социальной защиты населения, местная Администрация и полиция.
Когда осужденный оказался на воле, ему рекомендуется направиться в учреждение Службы занятости для поиска работы и получения выплаты по безработице.
Когда осужденного освободили, он обратно возвращается к жизни на воле. Им помогают приспособиться к свободной жизни. Для обеспечения социальных возможностей принимают социальные и экономические мероприятия. За восемь недель до освобождения или раньше, за пол года до конца вынужденных работ, а тех осужденным у которых срок меньше пол года — после судебного приговора, администрация заведения отбытия срока следует сообщить службе занятости, местной Администрации дату выхода на волю, место проживания, наличие жилища, специальность и трудоспособность человека. Чтобы психологически подготовить осужденного, с ним проводятся общевоспитательные беседы. Сотрудники учреждения объясняют его права и обязанности согласно законам РФ.
С любым заключенным проводиться разговоры о его планах на жизнь после обретения свободы. Спрашивают о будущем пункте проживания, возможностях в будущем обеспечить себя пунктом жительства и доходом. Так же ему объясняют надобность соблюдения законов Российской Федерации, обязанность прибыть на назначенный пункт проживания и по прибытию через три дня направиться в местное отделение полиции, чтобы зарегистрироваться. Администрация места отбытия наказания должна передать его вещи и другие ценности и средства, паспорт с другими документами, свидетельствующими о его личности, важные бумаги, трудовую книгу и справку, свидетельствующую об его освобождении.
Организация мероприятий, которые помогают осужденному трудоустроиться должны быть выполнена членами социальной защиты осужденных, при участии глава группы, членами групп специального учета и других служб. Возможно привлечение специалистов из других социальных организаций.
Права освободившихся указаны в 182-ой статье УИК РФ. Социальная помощь осужденным после освобождения направлена на их адаптацию, создание условий, которые будут способствовать их скорому возвращению к нормальной жизни и представляет собой денежные выплаты в определенном размере, бесплатные услуги, лекарства, расходы на еду, одежду и т.д.
Согласно 7-ой статьи ФЗ №178 за выплатами могут обратиться люди, чей доход ниже величины прожиточного минимума. Для этого нужно придти в органы соцзащиты по месту проживания или регистрации и написать заявление. Понадобится паспорт, справка о доходах, копия трудовой книжки и иные документы, запрашиваемые учреждением.
Обратить внимание нужно и на специализированные центры социальной адаптации, которые есть практически в каждом городе.
Перечень оказываемых услуг:
- Обеспечение жилплощадью;
- Обеспечение одеждой, обувью, постельными принадлежностями;
- Питание;
- Помощь в оформлении документов;
- Юридическая помощь.
В ряде центров услуги оказываются бесплатно, в некоторых берут минимальную сумму в сутки – 100-150 рублей. Все, что нужно – узнать адрес, придти по месту нахождения учреждения, заявить о проблеме.
Время нахождения в центре – полгода в среднем. За этот период нужно постараться решить свои проблемы. Главное – отказаться от желания повторно преступить закон.
Появившиеся трудности решаемы, нужно упорно идти по правильному пути и эффективно использовать появляющиеся возможности.
Вот несколько центров социальной адаптации в разных городах (кликните по ссылке, откроется в новом окне).
Помощь лицам, вернувшимся из мест лишения свободы
Одна из проблем экс-заключенных в том, что их не просто нигде не ждут — их вообще не хотят видеть. Стоит какому-то кадровику заметить в анкете след судимости, как находятся тысячи веских и законных причин, чтобы отказать соискателю. Пусть даже его квалификация полностью устраивает компанию.
Поэтому давно говорится о том, что тем, кто после освобождения хочет вернуться к нормальной, то есть законопослушной, жизни, нужна социальная поддержка. Для этого и необходима отдельная служба пробации.
О разрабатываемом проекте минюст сообщил, отвечая на рекомендации Счетной палаты, которая провела аудит государственной программы «Юстиция».
«Для создания эффективной системы пробации Минюстом России ведется подготовка проектов нормативных правовых актов, в том числе проекта федерального закона «О системе пробации в Российской Федерации», — сообщили в минюсте.
Предполагается, что пробация будет создана на базе существующих уголовно-исполнительных инспекций. Она станет контролировать, например, исполнение такого наказания, как обязательные работы. В ней будут отмечаться условно осужденные. Но, как подчеркивают многие эксперты, одной из миссий новой службы должна стать помощь в социализации бывших заключенных. Если человек не сможет устроиться на воле, есть большой риск, что он вернется на преступную дорожку. Поэтому общество заинтересовано, чтобы у тех, кто хочет забыть свое криминальное прошлое, был такой шанс.
Помощь в трудоустройстве освободившимся из мест лишения свободы предоставляется центром занятости. Туда нужно самостоятельно придти и встать на учет по безработице.
Пока специалисты будут подыскивать подходящую работу, освободившийся имеет право на получение пособия. Его размер зависит от региона проживания, периода работы, размера з/п и т.д. (нужно узнать самому).
Чтобы встать на учет, достаточно подготовить пакет документов и принести их в центр помощи в трудоустройстве. Это:
- Паспорт;
- Трудовая книжка;
- Справка о заработке за последние 3 месяца на прежнем месте работы;
- Документ об образовании или имеющейся квалификации – для тех, кто ранее не работал;
- Страховое свидетельство и ИНН.
Полный перечень документов нужно узнать в ЦЗН по месту жительства.
Искать работу гражданин может и самостоятельно – через сайт или лично посещая учреждение. Новые вакансии представлены на информационных стендах.
Во время подачи документов необходимо написать заявление. После этого обратившийся получает статус безработного.
Каждые 2 недели ему предоставляют перечень организаций с открытыми вакансиями, которые ему необходимо посещать. Дважды в месяц человек отчитывается о предпринятых им действиях.
Иногда люди намеренно отказываются от работы и просят ставить отметки об отказе в их приеме на предоставленную должность, чтобы получать пособие.
Поскольку его размер невелик (разный в зависимости от региона и иных особенностей), лучше так не делать и цепляться за любую возможность устроиться на работу.
Если длительное время не удается найти свое место – остается рассмотреть неофициальный заработок – пилорамы, грузчики на складах (чаще продуктовых), разгрузка вагонов и фур, дворник и т.д.
Материальная помощь освободившимся из мест лишения свободы может предоставляться на уровне регионов. Ее размер и способ получения нужно узнавать самостоятельно в общественных и государственных организациях.
Их адреса известны органам соцзащиты, полиции, администрации. Единовременного пособия в размере 850 рублей хватит мало на что, поэтому стоит рассмотреть и этот вариант.
Чтобы исключить влияние прошлого на настоящее необходимо перестать общаться с людьми, которые «тянут вниз», предпринять все возможности для отказа от пагубных привычек, постараться заработать первые деньги, чтобы почувствовать их силу и трудиться дальше, более воодушевленно.
Не следует бездарно распоряжаться полученными средствами или оказанной помощью. Нужно стараться извлекать пользу из всего.
Есть смысл первое время осесть в городе или поселке с минимальной стоимостью аренды комнат и квартир, адаптироваться там, почувствовать вкус жизни и двигаться дальше. Есть населенные пункты, где снять жилье можно за пару тысяч рублей.
Постатейный научно-практический комментарий (под ред. А.С. Михлина, В.И. Селиверстова).
— Агентство „Библиотечка «Российской газеты»“, 2004 г.
2. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ (под общ.
ред. С.В.Степашина) — М. „Юристъ“, 2001 г. Однако статья 180 того же УИК РФ устанавливает обязанности администраций мест отбывания наказания по подготовке лиц, освобождающихся из этих мест, к их освобождению:
- Статья 180 УИК РФ. Обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных и в применении к ним мер медицинского характера
С осужденным проводится воспитательная работа в целях подготовки его к освобождению, осужденному разъясняются его права и обязанности. — документы о его трудовой деятельности.
Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, -влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.Статья 36 СК РФ Взыскание алиментов на несовершеннолетних детей в твердой денежной сумме 1. При отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов на несовершеннолетних детей и в случаях, если родитель, обязанный уплачивать алименты, имеет нерегулярный, меняющийся заработок и (или) иной доход, либо если этот родитель получает заработок и (или) иной доход полностью или частично в натуре или в иностранной валюте, либо если у него отсутствует заработок и (или) иной доход, а также в других случаях, если взыскание алиментов в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу родителя невозможно, затруднительно или существенно
Те, в свою очередь, принимают меры по обеспечению лиц материальной помощью, работой и т.д.
Для получения поддержки заинтересованные лица должны обратиться за ней самостоятельно.
Те, кто имеют инвалидность 1-ой и 2-ой группы, а также мужчины и женщины, старше 60 и 55 лет соответственно направляются в организации, обеспечивающие стационарное социальное обеспечение (по личной просьбе).
Исправительные учреждения имеют и другие обязанности перед осужденными. Они должны обеспечить:
- Продуктами питания или денежными средствами на время следования к месту проживания;
- Одеждой с учетом времени года.
- Бесплатный проезд к месту жительства;
Дополнительно может быть выдано единовременное денежное пособие в размере 850 рублей (на чай и сигареты должно хватить).
4. В соответствии с ч. 1 ст. 23 Конституции РФ освобожденный, как и все граждане, имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. С учетом этого обстоятельства, а также неограниченного права осужденных на переписку закон в общем порядке не предусматривает обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, сообщать о предстоящем освобождении родственников осужденного и иных лиц, кроме предусмотренных ч.
1 ст. 180 УИК. Исключение в этом плане сделано лишь в отношении осужденных несовершеннолетних, беременных женщин, женщин, имеющих малолетних детей, и больных осужденных, нуждающихся в постороннем уходе.
Внимание Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2006 г.
«О размере единовременного денежного пособия, которое может быть выдано осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы»
при отсутствии у освобожденного средств ему может быть выдано единовременное денежное пособие в размере 720 руб.
Лицам, нуждающимся в постороннем уходе, несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, беременным женщинам и женщинам, следующим с детьми, выдаются билеты в плацкартные вагоны или каюты 2 класса.
Если на данном направлении нет железнодорожного или водного транспорта, освобожденный получает билеты на воздушный или автомобильный транспорт.Осужденные обеспечиваются продуктами питания или, по их желанию, деньгами на время пути. На ребенка выдается питание и один комплект белья, одежды и обуви по сезону.Право на обеспечение продуктами питания или деньгами на время проездаОсужденные освобождаемые из ИУ на время, необходимое для проезда к месту жительства, обеспечиваются продуктами питания по минимальным нормам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации (см.
ниже Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2005 г.
N 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения
В соответствии со статьей 173 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (пункт 4) паспорт освобождаемого от ограничения свободы, ареста или лишения свободы, его трудовая книжка и пенсионное удостоверение, хранящиеся в личном деле осужденного, выдаются ему на руки при освобождении. При отсутствии паспорта, трудовой книжки и пенсионного удостоверения в личном деле осужденного, а также в случае, если срок действия паспорта истек, администрация исправительного учреждения заблаговременно принимает меры по их получению.
Да и после тюрьмы обычному бедолаге весьма сложно влиться в социум, найти достойную работу и начать жить по новому. Достаточно часто нас спрашивают существует ли некая материальная, социальная помощь осуждённым при освобождении из мест лишения свободы. Вот лишь самые банальные случаи. Неделю назад освободился из МЛС. При освобождении выдали 950 рублей. Живу один, денег на одежду и предметы первой необходимости нет. На работу никуда не берут. В настоящий момент действующее законодательство России не предусматривает обязанности государственных и местных органов по оказанию лицам, освобождающимся из мест отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы, помимо предусмотренного статьёй 181 Уголовно-исполнительного кодекса РФ обеспечения их во время проезда из места лишения свободы к месту жительства продуктами питания или денежными средствами, а также (при необходимости) одеждой.
Законом не запрещено использование в этих целях и иных средств, например из общественных фондов помощи осужденным, создаваемых в учреждениях, исполняющих наказания, за счет финансовых поступлений от благотворительных организаций. 4. В соответствии с ч. 1 ст. 23 Конституции РФ освобожденный, как и все граждане, имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. С учетом этого обстоятельства, а также неограниченного права осужденных на переписку закон в общем порядке не предусматривает обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, сообщать о предстоящем освобождении родственников осужденного и иных лиц, кроме предусмотренных ч.
Поиск работы — занятие не из легких. Даже высококвалифицированным специалистам иногда бывает сложно найти подходящее место. Но есть такая категория граждан, для которых проблема трудоустройства стоит особенно остро. Граждане, освободившиеся из мест лишения свободы, сталкиваются с предвзятым отношением, им гораздо труднее доказать свою профпригодность потенциальному работодателю. Проблема трудоустройства — одна из основных проблем, с которыми сталкиваются бывшие осуждённые после выхода на свободу.
Белгородский центр занятости населения проводит работу по содействию занятости граждан, освобожденных из мест лишения свободы как одного из социально значимых направлений своей деятельности. Сотрудники ОКУ «Белгородский центр занятости населения» регулярно проводят работу с учреждениями исполнения наказания и комиссией по трудовому и бытовому устройству данной категории граждан. В рамках выездных консультаций в ФКУ «Исправительная колония № 5» и ФКУ «Следственный изолятор № 3 УФСИН по Белгородской области» граждане, готовящиеся к освобождению, получают информацию о положении на рынке труда г. Белгорода и Белгородского района, об имеющихся вакансиях, разъяснения о правах и обязанностях в процессе поиска работы. В 1-м квартале текущего года проведено 6 выездов и проконсультировано около 140 человек.
В данной статье подробно рассказывается про помощь осужденным после освобождения, и все что об этом надо знать. Людям, которые отсидели свой срок и вышли из тюрьмы достаточно трудно адаптироваться к жизни на свободе. Трудности вызывает изменившееся, за время отбывания наказания, общество, и нежелание брать на работу осужденного человека. И один из самых часто задаваемых вопросов, это предусмотрена ли законом помощь осужденным после освобождения? Мы готовы ответить на этот вопрос.
Законодательство РФ на данный момент не предусматривает обязательной выдачи помощи осужденным после освобождения. Есть только статья 181 УИК Российской Федерации. Она обеспечивает:
- Перемещение с заключения к местоположению места проживания.
- Пропитание на время перемещения к месту проживания или деньги для их покупки.
- Если есть необходимость, то обеспечивается одежда.
В большинстве регионах РФ есть специальные общественные и государственные учреждения, которые обеспечивают помощь осужденным после освобождения. В их обязанности входит выдача разных видов помощи, чтобы освободившийся смог приспособиться к проживанию на воле. В неё входит помощь в поиске работы, жилья, выдача денежных средств. В поиске таких организаций помогут учреждения социальной защиты населения, местная Администрация и полиция.
Если у освобожденного заключенного нет места проживания, он может местную Администрацию, там он сможет написать заявление об установлении в очередь на получения жилья по статье 49-52 Жилищного кодекса Российской федерации. Поскольку эта отрасль недостаточно развита в России, придется очень долго ждать.
Когда осужденный оказался на воле, ему рекомендуется направиться в учреждение Службы занятости для поиска работы и получения выплаты по безработице.
Когда осужденного освободили, он обратно возвращается к жизни на воле. Им помогают приспособиться к свободной жизни. Для обеспечения социальных возможностей принимают социальные и экономические мероприятия. За восемь недель до освобождения или раньше, за пол года до конца вынужденных работ, а тех осужденным у которых срок меньше пол года — после судебного приговора, администрация заведения отбытия срока следует сообщить службе занятости, местной Администрации дату выхода на волю, место проживания, наличие жилища, специальность и трудоспособность человека. Чтобы психологически подготовить осужденного, с ним проводятся общевоспитательные беседы. Сотрудники учреждения объясняют его права и обязанности согласно законам РФ.
С любым заключенным проводиться разговоры о его планах на жизнь после обретения свободы. Спрашивают о будущем пункте проживания, возможностях в будущем обеспечить себя пунктом жительства и доходом. Так же ему объясняют надобность соблюдения законов Российской Федерации, обязанность прибыть на назначенный пункт проживания и по прибытию через три дня направиться в местное отделение полиции, чтобы зарегистрироваться. Администрация места отбытия наказания должна передать его вещи и другие ценности и средства, паспорт с другими документами, свидетельствующими о его личности, важные бумаги, трудовую книгу и справку, свидетельствующую об его освобождении.