Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами это

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами это». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами – это добровольная и неоплачиваемая помощь, которая заключается в большом количестве выполняемых ими функций. Этот человек решает не только большинство юридических вопросов, но и бытовых в том числе. Кроме того, нередко патрон является для своего подопечного советчиком.

Но, несмотря на то, что это благотворительная деятельность, нередко подопечные устанавливают своим патронам плату за услуги. Это возможно только по личной инициативе лица, так как закон не вправе вмешиваться в финансовые отношения между патроном и его подопечным.

Все сделки, которые осуществляет помощник для своего подопечного, требуют согласия.

Ведь гражданин хоть и нуждается в дополнительной помощи, все же остается полноценным и дееспособным. Деятельность патрона подлежит контролю со стороны органов власти, которые осуществляют проверки в течение всего периода, пока длится патронаж.

Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами

Не все лица могут рассчитывать на патронаж, так как для этого необходимы серьезные основания. Ими может быть состояние здоровья, которое не позволяет гражданину вставать на защиту своих прав. Это инвалидность, серьезные хронические заболевания и т. д. У гражданина должны быть доказательства того, что он не в силах самостоятельно себя защищать и обслуживать.

Но при этом гражданин должен сохранить ясность ума и быть абсолютно дееспособным, то есть иметь возможность управлять своим имуществом и заключать сделки. В этом случае никто не может отказать гражданину в его законном праве на дополнительную помощь.

Попечительство могут установить:

  • лицам, перенесшим тяжелое заболевание или травму, и страдающим от последствий;
  • лицам с физическими недостатками, которые не позволяют им вести нормальный образ жизни;
  • лица пенсионного возраста, признанные беспомощными по состоянию здоровья.

Патронаж над дееспособными гражданами должен устанавливаться в порядке, который определяется действующим законодательством. В первую очередь обеим сторонам для этого необходимо предоставить:

  • Заявление лица, нуждающегося в патронаже по состоянию здоровья. Оно регистрируются в специальном журнале.
  • Согласие лица, у которого есть желание установить патронаж над этим гражданином. Оно обязательно оформляется в письменной форме.
  • Документы, подтверждающие их личность.
  • Выписка из домовой книги. Гражданин, нуждающийся в дополнительном уходе, должен доказать, что имеет постоянное место жительство.
  • Медицинские справки, которые могут подтвердить факт того, что гражданин действительно нуждается в патронаже.
  • Справки от врачей-специалистов, подтверждающие, что лицо, желающее установить патронаж, не состоит на учете у нарколога и может осуществлять свои обязанности.
  • Автобиография помощника, а также справка с его места работы.
  • Согласие на патронаж членов семьи будущего помощника дееспособного лица.
  • Договор, который заключают между собой стороны.

К помощнику всегда предъявляются достаточно высокие требования. Он проверяется достаточно тщательно, особенно его личные качества. Также происходит определение возможностей патрона выполнять свои задачи. При этом орган власти, который занимается установлением патронажа, имеет право запрашивать любые документы из любых учреждений для подтверждения личности помощника.

Важно знать, что патроном не может быть лицо, которое обслуживает гражданина по поручению других социальных организаций. Помощником редко назначают лиц, которые проживают слишком далеко от своего подопечного.

Установление патронажа – нелегкий процесс. На основании заявления лица, требующего патронаж, муниципалитет обследует его бытовые условия. Помимо этого, с ним проводят разъяснительную работу, во время которой рассказывают его права и обязанности. Результатом обследования жилищных условий является акт, который подписывается комиссией и обследуемым.

Также могут обследовать условия проживания будущего помощника. Далее на основании всех поданных документов уполномоченные лица принимают решение. Патронаж над дееспособными гражданами устанавливается не позднее месяца после подачи им заявки. Если решение принято в пользу лица, то начинается оформление постановления об установлении над ним патронажа. Копии этого документа направляются обеим сторонам для ознакомления. Таков порядок установления социального патронажа.

После этого органы власти формируют так называемое наблюдательно дело, к которому тут же приобщают все документы, включая заявления участников и т. д. В праве на патронаж могут отказать, если для этого будут основания. Ими являются условия, противоречащие действующим законам.

Контроль органов опеки и попечительства за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей

Патронаж взрослых обязательно должен контролироваться соответствующими органами. Они осуществляют его по мере возможностей. Существует такое понятие, как контрольное обследование, которое проводят дважды в год. При необходимости это количество для каждого конкретного случая могут увеличить.

Также между гражданином и его помощником могут заключаться определенные соглашения. Чаще всего это договор поручения или управления имуществом. В этом случае муниципалитет обязан проверять исполнение патроната по этим соглашение.

Если во время любой из проверок уполномоченные органы обнаружили, что патронат допускает ошибки (умышленно или нет), то они обязаны сообщить об этом гражданину. Кроме этого, от помощника могут потребовать устранения всех нарушений в установленные сроки. Если он откажется или проигнорирует указания муниципалитета, то будет принято решение о прекращении им выполнения своих обязанностей. Каждое обследование заканчивается составлением акта.

Деятельность помощника дееспособного лица не подлежит никакому вознаграждению. Тем не менее, в некоторых случаях законодательство это предусматривает. Главной обязанностью всех патронов является защита интересов и прав своих подопечных. А так как эти лица имеют серьезные проблемы со здоровьем, то помощники обязаны обеспечивать их необходимым лечением.

Патрон обязан оказывать помощь подопечному при совершении им различных действий, направленных на защиту прав или выполнение обязанностей. Кроме этого, в компетенции помощника находится защита подопечного от недобросовестных третьих лиц. Патрон должен всегда поддерживать связь с уполномоченным органом власти, сообщая о важных изменениях в своей жизни и жизни подопечного.

Например, обязательно следует сообщить о смене места жительства и т. д. В этом случае муниципалитет обязан сообщить по месту переезда подопечного о необходимости вести контроль. Туда обязательно передается и наблюдательное дело.

Цель социального патронажа – это помощь дееспособному лицу при совершении им любых юридических действий, которые он не может совершить самостоятельно.

Тем не менее, патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами прекращается по разным причинам.

Основания для прекращения социального патронажа содержит Гражданский кодекс РФ. Чаще всего это происходит из-за того, что заканчивается тот или иной договор, заключенный между сторонами, так как цель попечительства исчезает. Или патронаж прекращает сам гражданин по своим личным причинам. Автоматически прекращение происходит из-за смерти подопечного.

Существует установленный порядок прекращения социального патронажа. Муниципалитет в этом случае обязан осуществить оформление постановления. Его обязательно подшивают к наблюдательному делу. Но постановление не нужно оформлять, если патронаж прекратился из-за смерти гражданина, который в нем нуждался. В этой ситуации патронаж аннулируется в течение 3 дней.

Патронаж – это отличный способ помочь людям, которые не могут самостоятельно защищать своим права и способности, оставаясь при этом дееспособными. Государство идет навстречу тем, кто собирается взять под такую опеку граждан.

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

  • Черным по белому
  • Белым по черному
  • Темно-синим по голубому
  • Коричневым по бежевому
  • Зеленым по темно-коричневому

Институт патронажа, предусмотренный статьей 41 ГК РФ, реципирован современным гражданским правом из римского частного права. Цель патронажа состоит в осуществлении прав и обязанностей и защите интересов другого лица, не способного делать это самостоятельно в силу состояния здоровья. При этом ключевой характеристикой такого лица является наличие у него дееспособности в полном объеме. Действия, осуществляемые в интересах и от имени лица, в отношении которого установлен патронаж, совершаются исключительно по воле последнего и не имеют своей целью восполнить недостающий объем дееспособности. В этом заключается основное отличие патронажа от опеки и попечительства.

Юридической формой патронажа является гражданско-правовой договор, заключаемый между лицом, нуждающимся в патронаже, и лицом, осуществляющим функции патронажа. Прежде всего, это договор поручения. В целях осуществления и защиты имущественных прав лица, над которым установлен патронаж, может заключаться договор доверительного управления имуществом такого лица.

Договорные отношения, связанные с осуществлением патронажа, возникают между указанными лицами. Орган опеки и попечительства не является стороной в отношениях, возникающих из договора поручения и договора доверительного управления имуществом.

При этом орган опеки и попечительства может назначить лицо, непосредственно осуществляющее функции патронажа (помощника). Данное назначение производится в течение месяца со дня выявления лица, нуждающегося в патронаже, при наличии его письменного согласия на такое назначение. Из числа лиц, которые могут быть назначены помощником, законодательство исключает работников органов социальной защиты, оказывающих услуги гражданам, нуждающимся в такой защите.

Опека и попечительство над совершеннолетними гражданами. Патронаж.

  • ФЗ об исполнительном производстве

    Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

  • Производственный календарь 2017

    Для пятидневной рабочей недели

  • Закон о коллекторах

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

  • Закон о национальной гвардии

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

  • О правилах дорожного движения

    Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

  • О защите конкуренции

    Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

  • О лицензировании

    Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

  • О прокуратуре

    Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

  • Об ООО

    Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

  • О несостоятельности (банкротстве)

    Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

  • О персональных данных

    Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

  • О контрактной системе

    Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

  • О воинской обязанности и военной службе

    Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

  • О банках и банковской деятельности

    Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

  • О государственном оборонном заказе

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

  • Закон о полиции

    Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)

  • Обзор практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018)

  • Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О рынке ценных бумаг»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 339-ФЗ

    «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

  • Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 03.08.2018)

    «О банках и банковской деятельности»

  • Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018)

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 340-ФЗ

    «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Патронаж — это форма обеспечения интересов совершеннолетних и полностью дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности. Некоторые путают понятие патронаЖа с патронаТом, а также относят к опеке или попечительству. Нет, патронаж — это отдельная форма, особенностью которой является то, что субъектом является дееспособное лицо.
Вопросы патронажа регулируются на законодательном уровне:

  1. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «Об опеке и попечительстве»
  2. Гражданский кодекс:
    • Статья 41. Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами.
    • Статья 37. Распоряжение имуществом подопечного.

Существует несколько видов такого рода патронажа в зависимости от возраста и состояния человека, нуждающегося в помощи. По этой же причине будут различаться и услуги, предоставляемые патронажной службой.

Различают следующие типы:

  1. патронаж до рождения ребенка либо наблюдение за беременной женщиной. Основная задача в этом случае заключается в регулярном контроле состояния здоровья будущей мамы при вынашивании плода. Такой тип ухода предполагается в женских консультациях;
  2. уход за новорожденным;
  3. детский патронаж;
  4. уход за людьми пожилого возраста;
  5. помощь людям с ограниченными возможностями;
  6. наблюдение за психически больными пациентами;
  7. соц. помощь для людей, оказавшихся в тяжелой ситуации.

Причины для попечительством над беременной могут быть различны, но в основную группу риска входят:

  • несовершеннолетние;
  • старше 30 лет;
  • многодетные;
  • одиночки;
  • имеющие сложную беременность;
  • из неблагополучной семьи.

Обязанностями работников ж/к курирующих беременную являются:

  • следить за состоянием здоровья подопечной и будущего малыша
  • проводить беседы о правильном уходе за ребенком

Эффективность проводимых в женской консультации мероприятий по охране здоровья беременной и антенатальной охране плода наиболее высокая, когда они осуществляются с ранних сроков и проводятся систематически в течение всей беременности. Кроме того, это позволяет врачу правильно определить сроки беременности и декретного отпуска.

Во время беременности при ее физиологическом течении женщина должна посетить акушера-гинеколога в среднем 14 раз. После первого осмотра явка назначается через 7—10 дней (с результатами анализов, заключением терапевта и других специалистов); в дальнейшем в первую половину беременности — 1 раз в месяц; после 20 недель — 2 раза; после 32 недель — 3—4 раза.

При посещении беременной женской консультации врач и акушерка имеют возможность оценить ее состояние по динамике прироста массы тела, уровню АД, анализам мочи и др. О состоянии плода судят по данным ультразвукового и других специальных исследований. При выявлении у беременной соматических заболеваний, осложнений беременности частота наблюдении и объем обследований возрастают.

Если женщина является в женскую консультацию нерегулярно или не посещает врача в назначенный срок, особенно при наличии патологии беременности, акушерка осуществляет патронаж, т.е. навещает ее дома, выясняет причину неявки, измеряет АД и приглашает на прием к врачу.

Патронаж над новорожденным заключается в посещении детским врачом и медсестрой из поликлиники ребенка в первый месяц его жизни. Эти визиты проводятся всего 3 раза. Медсестра и врач осматривают новорожденного, оценивают жилищные условия, в которых находится малыш, и проводят беседу с родителями о правильной гигиене и уходе за ребенком.

Услуга патронажа над младенцем, предоставляемая работниками местной поликлиники, бесплатна.

Такой патронаж заключается путем заключения договора между ОПП и человеком, желающим оформить над собой уход в виду тяжелых заболеваний. К нему в течение месяца приставляют человека, который обязан помогать ему с бытовыми вопросами, а так же защищать его интересы. Также ОПП строго контролируют деятельность помощника.

Оформление ухода над дееспособным подопечным не дает прав попечителю распоряжаться его недвижимостью и имуществом — для этого нужно согласие самого инвалида либо органов опеки и попечительства.

Патронаж над совершеннолетним дееспособным лицом прекращается по его желанию путем расторжения договора.

Статья 41 (гражданского кодекса) РФ Патронаж над дееспособными гражданами

В соответствии с российским законодательством, патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами – это форма обеспечения. Если опекунство оформляется над несовершеннолетними, то попечительство устанавливается в судебном порядке над недееспособными. В патронажной помощи нуждаются люди, которые, являясь дееспособными, не могут полноценно осуществлять свои законные права и обязанности. Из-за состояния здоровья появляются проблемы при осуществлении бытовых нужд, а также при участии в гражданско-правовых отношениях. Патронажная помощь оказывается в случаях:

  • Потери способности передвижения без посторонней помощи.
  • Наличия физического увечья или болезни, ограничивающих способность самостоятельного обслуживания.
  • Инвалидность (отсутствие слуха, зрения).
  • Престарелый возраст.

Для организации патронажа, нуждающееся лицо должно обратиться в управление министерства социального развития населения. Гражданин предоставляет заявление о назначении помощника и пакет документов:

  • Документ, удостоверяющий личность (копия);
  • Справку с места жительства или с места регистрации;
  • Полис медицинского обязательного страхования;
  • Страховое свидетельство;
  • Пенсионное удостоверение (при наличии);
  • Справку об инвалидности, о назначении индивидуальной программы реабилитации.

Заявитель вправе указать в заявлении потенциального помощника. Если таковой отсутствует, то органы попечительства самостоятельно подбирают кандидатов в помощники.

Требования к помощникам:

  • совершеннолетие;
  • дееспособность;
  • добросовестность.

Опека устанавливается для ухода за маленькими детьми или лицами, которые вследствие психических расстройств были признаны судом недееспособными.

Люди, занимающиеся опекунством, производят все необходимые действия в социальной жизни за своих подопечных. Они совершают все сделки, а также при необходимости выступают от имени подопечного человека в суде.

Так как дети от 6 до 14 лет считаются ограниченно дееспособными, то можно сказать, что опекуны выступают в интересах не только недееспособных граждан, но и дееспособных.

Патронаж над дееспособными гражданами представляет собой постоянное оказание помощи и осуществление их прав в связи с тяжелым физическим состоянием данных людей. Это может быть выражено преклонным возрастом или тяжелейшей болезнью.

Патронаж за данными гражданами устанавливается независимо от того, есть ли у этих людей дети или родственники.

В некоторых муниципальных образованиях полномочия по организации заботы о гражданах возложены на органы местного самоуправления. Но в большинстве случаев этим делом занимаются государственные отделы, которые тесно взаимодействуют с администрациями сельских поселений и районов, учреждениями, организациями и предприятиями, являющимися муниципальными, а также с федеральными органами.

  1. Выявление лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве.
  2. Патронаж над дееспособными гражданами.
  3. Обращение в органы правосудия для признания человека недееспособным или, наоборот, для восстановления его дееспособности.
  4. Ведение строгого контроля над работой опекунов, закрепленных за недееспособными гражданами.
  5. Осуществление пристального наблюдения за деятельностью учреждений, куда были помещены ограниченно дееспособные или недееспособные лица.
  6. Установление патронажа над дееспособными гражданами, неспособными самостоятельно справиться со своими обязанностями. Заключается на основании договора поручения или договора на управление имуществом человека.
  7. Выявление нарушений в деятельности помощников или опекунов и последующее отстранение их от своих обязанностей.
  8. Поиск новых попечителей или опекунов на место тех, кто в добровольном порядке отказался от дальнейшей работы со своими подопечными.
  9. Предоставление разрешений на совершение сделок опекунов или помощников с имуществом своих опекаемых или подопечных. Например, отчуждение имущества, в котором проживают члены семьи подопечного гражданина.
  10. Представление интересов граждан в органах правосудия по отношению как к любым третьим лицам, так и к их опекунам и попечителям, которые в неполной мере или не должным образом представляли их интересы.
  11. Если лицо, находящееся под опекой или патронажем, переезжает на новое место жительства, то органы на местах передают всю необходимую информацию в те органы, которые теперь будут заниматься данным гражданином.
  12. Рассмотрение обращений граждан и подготовка ответов на них.
  13. Контроль над действиями помощника, осуществляющего патронаж над дееспособными гражданами, и сообщение подопечным о его неправомерных действиях.
  14. Выступление законными представителями у недееспособных граждан (если отсутствуют родственники) при применении принудительных медицинских мер, установленных судом.

Российским законодательством не предусмотрена оплата за труд помощникам, однако все равно есть определенные выплаты и льготы, которые они получают.

  1. Компенсации гражданам, которые официально не трудоустроены.
  2. В договоре патронажа могут оговариваться суммы вознаграждения.
  3. Пополняется страховой стаж помощника.

Если попечение оформлено со всеми соответствующими требованиями, и подопечным является пожилой человек, то можно обратиться в отделение Пенсионного фонда с заявлением о получении выплат за предоставление ему помощи.

Помощник отчитывается в органы социальной защиты обо всех действиях, произведённых с денежными и материальными ценностями своего подопечного.

Если необходимо совершить сделку имущественного характера, то все действия согласовываются с органами опеки, родственниками подопечного и им самим.

Попечитель имеет право совершать сделки касательно имущества от имени своего подопечного, однако наследником он быть не может.

Патронаж над дееспособными гражданами

Определение Верховного Суда РФ от 02.12.2019 N 305-ЭС19-21481 по делу N А41-49611/2018

Оценив в соответствии с нормами главы 7 Кодекса представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, суды руководствовались статьей 41 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».

Определение Верховного Суда РФ от 10.06.2019 N 306-ЭС19-7471 по делу N А57-17150/2017

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь статьей 183 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 41, 48 Гражданского кодекса РСФСР, статьями 11, 34 Закона РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», суды правомерно отказали в удовлетворении требований, придя к мотивированным выводам, что Общество одобрило учредительный договор со всеми изменениями как сделку по распределению долей в уставном капитале общества.

Всегда найдутся люди, которые нуждаются в уходе и поддержке. Чтобы родные остро нуждающихся в помощи не оставались один на один с серьезными проблемами, государство предусмотрело особый тип обслуживания — социальный патронаж. Организация, способная предоставить такую помощь, называется патронажной службой.

Это понятие в гражданском праве включает в себя следующие мероприятия:

  • проведение в целях профилактики обследований жилищных условий гражданина, нуждающегося в уходе;
  • оказание профессиональной помощи, направленной на проведение разных лечебных процедур;
  • решение бытовых проблем.

Патронажная служба — эта организация, специализирующаяся на оказании помощи пожилым людям, у которых ограничены возможности. Особенности подобной деятельности состоят в том, что все важные моменты согласовывают с заказчиком. Оговариваются режим ухода, а также основные обязанности специалиста.

Различают следующие типы:

  • патронаж до рождения ребенка либо наблюдение за беременной женщиной. Основная задача в этом случае заключается в регулярном контроле состояния здоровья будущей мамы при вынашивании плода. Такой тип ухода предполагается в женских консультациях;
  • уход за новорожденным;
  • детский патронаж;
  • уход за людьми пожилого возраста;
  • помощь людям с ограниченными возможностями;
  • наблюдение за психически больными пациентами;
  • соц. помощь для людей, оказавшихся в тяжелой ситуации.

Текст комментария: «ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ» Авторы: С.П. Гришаев, Т.В. Богачева, Ю.П. Свит Издание: 2019 год

1. Институт патронажа, о котором идет речь в комментируемой статье, предназначен для защиты прав гражданина, который по состоянию здоровья не в силах заботиться о себе самостоятельно. При этом его цели не совпадают с целями опеки и попечительства, поскольку лицо, находящееся под патронажем, дееспособно, то есть все юридически значимые действия оно может совершать самостоятельно. Соответственно никто не имеет права без соответствующего полномочия заменить волю этого лица своей волей.

Патронаж следует отличать от социального обслуживания, предусмотренного ФЗ от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». В ст. 3 указанного Закона сказано, что социальное обслуживание граждан — деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. Тогда как социальная услуга — действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Таким образом, основное различие между патронажем и социальным обслуживанием заключается в том, что патронаж предполагает совершение только юридических, но не фактических действий, как это имеет место при социальном обслуживании.

2. Для того, чтобы осуществлять патронаж, гражданину, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, в течение месяца со дня выявления этого обстоятельства назначается органом опеки и попечительства не опекун или попечитель, а помощник. Помощник может быть назначен с его согласия в письменной форме, а также с согласия в письменной форме гражданина, над которым устанавливается патронаж.

Таким помощником не может быть работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина.

3. Взаимоотношения между гражданином, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, и помощником такого гражданина основываются на гражданском договоре. Договорные отношения патронажа регулируются в первую очередь такими договорами, как договор поручения, договор доверительного управления имуществом. Однако могут быть заключены и другие договоры. Так, например, возможно заключение агентского договора.

4. Деятельность помощника контролируется органом опеки и попечительства и в случае обнаружения допущенных им нарушений, являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора, последний обязан извещать о них находящегося под патронажем гражданина.

5. Поскольку патронаж вытекает из соответствующих гражданских договоров, то прекращение такого договора по основаниям, предусмотренным законом или договором, влечет и прекращение патронажа.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N 11 (ред. от 29.06.2021)

      «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 48 (ред. от 29.06.2021)

      «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате»

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О некоммерческих организациях»

    • Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

    • Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «Об акционерных обществах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021)

    Все документы >>>

    • Указ Президента РФ от 20.05.2021 N 301

      «О подготовке кадров для федеральной государственной гражданской службы по договорам о целевом обучении» (вместе с «Положением о порядке заключения договора о целевом обучении между федеральным государственным органом и гражданином Российской Федерации с обязательством последующего прохождения федеральной государственной гражданской службы»)

    • Распоряжение Президента РФ от 14.10.2020 N 255-рп

      «О назначении официальных представителей Президента Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов»

    • Приказ Управления делами Президента РФ от 29.12.2010 N 566

      «Об утверждении Порядка согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за федеральными бюджетными учреждениями, подведомственными Управлению делами Президента Российской Федерации, либо приобретенным федеральными бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем»

    Все документы >>>

    Статья 41. Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами

    • Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 N 3683-р (ред. от 27.08.2021)

      «Об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2021 год» (вместе с «Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год»)

    • Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (ред. от 12.07.2021)

      «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (вместе с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», «Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии»)

    • Постановление Правительства РФ от 18.06.2021 N 931

      «О государственной поддержке российских организаций на компенсацию части затрат в целях создания новой конкурентоспособной промышленной продукции, связанных с проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и (или) омологацией существующей промышленной продукции для внешних рынков, и признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 2020 г. N 1007 и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами

    Все документы >>>

    Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами – это добровольная и неоплачиваемая помощь, которая заключается в большом количестве выполняемых ими функций. Этот человек решает не только большинство юридических вопросов, но и бытовых в том числе. Кроме того, нередко патрон является для своего подопечного советчиком.

    Но, несмотря на то, что это благотворительная деятельность, нередко подопечные устанавливают своим патронам плату за услуги. Это возможно только по личной инициативе лица, так как закон не вправе вмешиваться в финансовые отношения между патроном и его подопечным.

    Все сделки, которые осуществляет помощник для своего подопечного, требуют согласия.

    Ведь гражданин хоть и нуждается в дополнительной помощи, все же остается полноценным и дееспособным. Деятельность патрона подлежит контролю со стороны органов власти, которые осуществляют проверки в течение всего периода, пока длится патронаж.

    Не все лица могут рассчитывать на патронаж, так как для этого необходимы серьезные основания. Ими может быть состояние здоровья, которое не позволяет гражданину вставать на защиту своих прав. Это инвалидность, серьезные хронические заболевания и т. д. У гражданина должны быть доказательства того, что он не в силах самостоятельно себя защищать и обслуживать.

    Патронаж над дееспособными гражданами должен устанавливаться в порядке, который определяется действующим законодательством. В первую очередь обеим сторонам для этого необходимо предоставить:

    • Заявление лица, нуждающегося в патронаже по состоянию здоровья. Оно регистрируются в специальном журнале.
    • Согласие лица, у которого есть желание установить патронаж над этим гражданином. Оно обязательно оформляется в письменной форме.
    • Документы, подтверждающие их личность.
    • Выписка из домовой книги. Гражданин, нуждающийся в дополнительном уходе, должен доказать, что имеет постоянное место жительство.
    • Медицинские справки, которые могут подтвердить факт того, что гражданин действительно нуждается в патронаже.
    • Справки от врачей-специалистов, подтверждающие, что лицо, желающее установить патронаж, не состоит на учете у нарколога и может осуществлять свои обязанности.
    • Автобиография помощника, а также справка с его места работы.
    • Согласие на патронаж членов семьи будущего помощника дееспособного лица.
    • Договор, который заключают между собой стороны.

    К помощнику всегда предъявляются достаточно высокие требования. Он проверяется достаточно тщательно, особенно его личные качества. Также происходит определение возможностей патрона выполнять свои задачи. При этом орган власти, который занимается установлением патронажа, имеет право запрашивать любые документы из любых учреждений для подтверждения личности помощника.

    Важно знать, что патроном не может быть лицо, которое обслуживает гражданина по поручению других социальных организаций. Помощником редко назначают лиц, которые проживают слишком далеко от своего подопечного.

    Установление патронажа – нелегкий процесс. На основании заявления лица, требующего патронаж, муниципалитет обследует его бытовые условия. Помимо этого, с ним проводят разъяснительную работу, во время которой рассказывают его права и обязанности. Результатом обследования жилищных условий является акт, который подписывается комиссией и обследуемым.

    Также могут обследовать условия проживания будущего помощника. Далее на основании всех поданных документов уполномоченные лица принимают решение. Патронаж над дееспособными гражданами устанавливается не позднее месяца после подачи им заявки. Если решение принято в пользу лица, то начинается оформление постановления об установлении над ним патронажа. Копии этого документа направляются обеим сторонам для ознакомления. Таков порядок установления социального патронажа.

    После этого органы власти формируют так называемое наблюдательно дело, к которому тут же приобщают все документы, включая заявления участников и т. д. В праве на патронаж могут отказать, если для этого будут основания. Ими являются условия, противоречащие действующим законам.

    Контроль органов опеки и попечительства за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей

    Патронаж взрослых обязательно должен контролироваться соответствующими органами. Они осуществляют его по мере возможностей. Существует такое понятие, как контрольное обследование, которое проводят дважды в год. При необходимости это количество для каждого конкретного случая могут увеличить.

    Также между гражданином и его помощником могут заключаться определенные соглашения. Чаще всего это договор поручения или управления имуществом. В этом случае муниципалитет обязан проверять исполнение патроната по этим соглашение.

    Если во время любой из проверок уполномоченные органы обнаружили, что патронат допускает ошибки (умышленно или нет), то они обязаны сообщить об этом гражданину. Кроме этого, от помощника могут потребовать устранения всех нарушений в установленные сроки. Если он откажется или проигнорирует указания муниципалитета, то будет принято решение о прекращении им выполнения своих обязанностей. Каждое обследование заканчивается составлением акта.

    Суть патронажа заключается в обеспечении полноценной жизни человеку, но это может проводиться разными способами. В зависимости от этого выделяются две формы патронажа:

    • социальный патронаж;
    • медицинский патронаж.

    Социальный патронаж в основном занимается решением проблем не медицинского характера. А вот медицинский тип патронажа обычно реализовывается путем врачебной опеки. В этом случае работники ЛПУ, врачи или медсестры регулярно посещают объект попечительства в форме патронажа.

    Эта форма взаимодействия также может отличаться в зависимости от обстоятельств:

    Деятельность помощника дееспособного лица не подлежит никакому вознаграждению. Тем не менее, в некоторых случаях законодательство это предусматривает. Главной обязанностью всех патронов является защита интересов и прав своих подопечных. А так как эти лица имеют серьезные проблемы со здоровьем, то помощники обязаны обеспечивать их необходимым лечением.

    Патрон обязан оказывать помощь подопечному при совершении им различных действий, направленных на защиту прав или выполнение обязанностей. Кроме этого, в компетенции помощника находится защита подопечного от недобросовестных третьих лиц. Патрон должен всегда поддерживать связь с уполномоченным органом власти, сообщая о важных изменениях в своей жизни и жизни подопечного.

    Например, обязательно следует сообщить о смене места жительства и т. д. В этом случае муниципалитет обязан сообщить по месту переезда подопечного о необходимости вести контроль. Туда обязательно передается и наблюдательное дело.

    Без правильно составленного соглашения между сторонами патронаж не может осуществляться в полную силу. А договор, содержащий права и обязанности обоих участников, облегчит им их выполнение. Особенно, если подопечный имеет серьезные заболевания. Все обязанности помощника перечисляются очень подробно, начиная от бытовых вопросов и заканчивая представительством в судах и других государственных учреждениях.

    Это соглашение можно легко расторгнуть, причем в одностороннем порядке. В случае, если со стороны помощника были обнаружены незаконные действия, договор расторгается судом по требованию подопечного или должностного лица.

    Данный вид попечительства может быть осуществлен только через патронатную организацию, получившую разрешение на оказание подобных услуг. В организации должен присутствовать свой штат сотрудников, обученных профессиональному оказанию ухода за больным.

    Патронатное воспитание включает в себя следующие обязанности:

    • реабилитация и воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей;
    • обучение людей, желающих принять в свою семью воспитанника из детдома или осуществлять патронаж над ребенком из детского дома;
    • сопровождение ребенка, принятого на воспитание в семью или находящимся под патронажем и поддержка приемной семьи.

    В составе патронатной организации находятся отделения:

    • реабилитационная (психологи и психотерапевты, логопед, дефектолог и тп.);
    • социально-правовой защиты;
    • поддержки приемных семей (обучающая, консультационная).

    В чем же отличие от других форм устройства в семью? Главное отличие патроната от усыновления, опеки и приемных семей — это разграничение прав и обязанностей по уходу за недееспособным гражданином, ребенком или инвалидов между большим количеством участников.

    Сюда входят, помимо родителей и самого подопечного, патронатный воспитатель и уполномоченный представитель органа опеки.

    Функции законных представителей в равной степени присущи как семье, так и воспитателям.

    ВНИМАНИЕ! Воспитатели отстраняются от имущественных вопросов (раздел, управление, совершение сделок), представлять интересы ребенка в суде при рассмотрении дела о лишении прав его родителей, принимать решение о выезде ребенка за границу.

    Работа по воспитанию в патронате заключается в технологии планирования, осуществления и контроля воспитательного процесса ребенка, педагогической деятельности с приемной семье, социальной адаптации малыша, работе с кровными родственниками с целью налаживания связи между ими и малышом.

    Каждый из этих полномочий тесно связан с другим и не может быть исключен или пропущен. Технологический процесс воспитания должен быть строго соблюден, так как патронат, прежде всего, педагогическая деятельность.

    • Типовые бланки, договоры
    • Законодательство РФ
    • Законодательство Москвы
    • Законодательство Московской области
    • Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
    • Постановления и Указы
    • Медицинское законодательство
    • Законопроекты
    • Документы СССР
    • Международное законодательство
    • Комментарии к законам
    • Общая судебная практика
    • Судебная практика: Москва и Московская область
    • Судебная практика: Поволжье
    • Судебная практика: Северо-Кавказский регион
    • Судебная практика: Северо-Запад
    • Судебная практика: Урал
    • Судебная практика: Волговятский регион
    • Судебная практика: Восточная Сибирь
    • Судебная практика: Западная Сибирь
    • Юридические статьи
    • Бухгалтерские консультации
    • Финансовые консультации
    • Статьи бухгалтеру

    Среди людей старшего поколения много таких, кто продолжает обслуживать себя самостоятельно и в пенсионном возрасте. Некоторые из них продолжают трудовую деятельность, сами покупают в магазинах нужные товары, справляются с домашним хозяйством, ведут активную жизнь.

    Но, к сожалению, для большинства пожилых людей, особенно после 80 лет, иногда из-за обострившихся хронических болезней, физических и психических особенностей становится тяжело обслуживать себя, выполнять простую работу по дому, посещать поликлиники.

    В этом случае заботу о них могут взять на себя другие люди, в том числе и родственники, оформив официально опекунство или патронаж над пожилыми людьми.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]