Виды толкования норм налогового законодательства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды толкования норм налогового законодательства». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Норма права — это общеобязательное, установленное или санкционированное и охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно воздействующее на общественные отношения в целях их упорядочения.

Нормы налогового права (налогово-правовые нормы) являются разновидностью норм финансового права (финансово-правовых норм), так как налоговое право является подотраслью финансового права.

Особенности толкования норм законодательства о налогах и сборах

Рассматривая презумпцию, необходимо отметить, что различают презумпцию как средство юридической техники и как норму права.

Презумпция — одна из тех правовых категорий, которая имеет многовековую историю в законодательной и правоприменительной практике. Презумпции используются тогда, когда невозможно установить какой-либо факт, обстоятельство, событие или их установление крайне затруднительно.

С введением в действие кодифицированной формы налогового законодательства произошел окончательный отказ от общего, схематического правового регулирования налоговых отношений, который был свойствен Закону об основах налоговой системы и отечественному налоговому законодательству начала и середины 1990-х годов. Становление и развитие кодифицированной формы регулирования налоговых отношений объективно ведет к совершенствованию приемов юридической техники налогового законодательства.

Юридические презумпции можно подразделить на следующие виды:

1) фактическая презумпция — утверждение о вероятном существовании факта, связанного необходимой неустойчивой причинно-следственной связью с другим (другими) достоверно установленным фактом или фактами.

Фактические презумпции подразделяются на два вида:

  • поисковые фактические презумпции могут иметь разную степень вероятности, поэтому они делятся на высоковероятные, средневероятные и маловероятные;
  • оценочные фактические презумпции могут иметь только высокую степень вероятности, поэтому они делятся по видам оценки на фактические презумпции, позволяющие оценить относимость, допустимость, достоверность доказательств, полноту исследования источника доказательственной информации, достаточность совокупности доказательств для формулирования вывода о существовании либо несуществовании искомых фактов дела;

2) юридическая презумпция — утверждение о конвенционально-достоверном существовании факта, связанного тетической связью с другим (другими) достоверно установленным фактом или фактами.

Тетическая связь (термин используется в литературе, например, А.Ф. Черданцевым) — это связь явлений, событий, процессов материального мира, которая возникает между ними в силу воли нормодателя (народа, непосредственно принявшего конституцию или законы, либо компетентного нормотворческого органа государства), воплотившейся в определенную норму или нормы права.

Тетическая связь — это связь гипотезы и диспозиции регулятивной нормы права, а также связь гипотезы (либо диспозиции, в зависимости от того, какую точку зрения из существующих предпочитать) и санкции охранительной нормы права.

Юридические презумпции также делятся на два вида:

  • опровержимые презумпции, которые, в свою очередь, подразделяются также на два вида: общие опровержимые презумпции и специальные опровержимые презумпции;
  • неопровержимые презумпции, которые подразделяются на общие неопровержимые презумпции и специальные неопровержимые презумпции.

Одним из приемов юридической техники налогового законодательства является использование юридических презумпций, с помощью которых законодательно предполагается существование определенных фактов, влияющих на налоговое обязательство, на основании связи с фактом известным (основанием презумпции). Ярким примером является презумпция рыночных цен, установленная ст. 40 НК РФ.

Общеправовые презумпции также можно классифицировать по следующим видам:

1) презумпция добросовестности (презумпция добросовестности налогоплательщика) устанавливает, что недобросовестный налогоплательщик не может пользоваться теми льготами и защитными механизмами, которые предусмотрены НК РФ. Презумпцию добросовестного налогоплательщика ввел КС РФ, в то же время он сделал специальное указание: налогоплательщик считается добросовестным до тех пор, пока налоговый орган не докажет обратное;

2) презумпция невиновности устанавливает:

  • никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ;
  • никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

Нормы-принципы представляют собой законодательные предписания, выражающие и закрепляющие принципы права. Регулирующая роль принципов права неразрывно связана с их законодательным закреплением. Принцип права, который закреплен в нормативном правовом акте, становится нормой-принципом.

Нормы-принципы налогового права представляют собой предписания налогового законодательства и закрепляющие принципы налогового права. Они обладают значительной спецификой в структуре механизма налогово-правового регулирования. Им присущ базовый характер, поскольку, являясь предписаниями основополагающего характера, нормы-принципы определяют цели и функциональную направленность всех иных налогово-правовых норм.

Нормы-принципы имеют стабильный характер, регулируют ключевые аспекты налоговой сферы и представляют собой обобщающие правовые категории.

Нормы-принципы налогового права содержатся в ст. 3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах» НК РФ. Так, в соответствии с п. 2 ст. 3 НК РФ: «Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала».

Закрепленные НК РФ нормы-принципы имеют важное практическое значение, так как именно на основе общеправовых норм-принципов КС РФ принимает решения о конституционности либо неконституционности норм законодательства о налогах и сборах.

Нормы-дефиниции представляют собой нормы налогового права, которые не формулируют детали правового регулирования, но подлежат обязательному учету при применении любых соответствующих им конкретных норм налогового права.

Законодательство о налогах и сборах содержит нормы-дефиниции в ст. 11 НК РФ «Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе». Так, в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

При уяснении для целей налогообложения значения института, понятия или термина гражданского, семейного или другой отрасли законодательства суд при рассмотрении спора не применяет положения соответствующей отрасли законодательства только в том случае, когда в законодательстве о налогах и сборах содержится специальное определение данного института, понятия или термина для целей налогообложения.

Так, понятие «налогоплательщик» дано в п. 1 ст. 19 НК РФ: налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Реальность говорит о том, что суды наряду с законодателем устраняют пробелы в налоговом законодательстве. Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 о налоговой выгоде не столько содержит разъяснения по вопросам судебной практики, как того требует статья 127 Конституции РФ, сколько устраняет пробелы и даже вводит новые нормы.

Устранение пробелов с помощью судов предполагает признание высокого правового статуса основных начал (принципов) налогового права, поскольку только на основе правовых принципов суды могут самостоятельно преодолевать пробелы в налоговом праве (если только это действительно пробел, а не квалифицированное умолчание законодателя). Более того, это конституционно значимые принципы налогового права, занимающие промежуточное положение между конституционным и налоговым правом. Такая характеристика принципов, содержащихся в статье 3 НК РФ, имеет решающее значение, поскольку Конституционный Суд РФ с их помощью расширяет свой инструментарий. По сути же, повышением правового статуса основ-ных начал налогового законодательства снимается необходимость устранения пробелов только усилиями законодателя.

Суды участвуют в регулировании налоговых отношений – как путем преодоления пробелов, так и устранения некоторой неопределенности в норме. Однако, поскольку есть принцип разделения властей, права судов должны быть ограничены путем разработки специальных юридико-технических правил толкования норм налогового законодательства. В постановлениях и определениях Конституционного Суда РФ содержится ряд таких правил.

Среди способов толкования законодательства о налогах и сборах выделим следующие: языковой (или грамматический), логический и систематический.

Языковой способ толкования основывается на знании языка, на котором сформулированы нормы права, на использовании правил синтаксиса, морфологии, словоупотребления.

При определении значений терминов и слов должна учитываться многозначность слов и выражений. Поэтому одно из основных правил языкового способа толкования состоит в том, чтобы определить значение слов в контексте статьи или нормативного акта.

При толковании законодательства о налогах и сборах с помощью правил грамматики и синтаксиса правоприменителям необходимо обращать внимание на союзы, которые используются при формулировании всех структурных частей нормы права. Поэтому важен логико-грамматический анализ предложения, установление значений союзов в контексте. Так, например, в соединительном и разделительном значении довольно часто используются союзы «и», «а также», в разделительном значении — обычно «либо, «или», «а равно».

Написать комментарий

      Нормативно-правовые акты издаются для того, чтобы содержащиеся в них нормы реализовывались в жизнь.

      Под реализацией налогового законодательства понимается реальное воплощение предписаний норм в правомерном поведении субъектов налоговых отношений (налоговых органов, юридических, физических и должностных лиц).

      Налоговое законодательство реализуется в разных формах. Например, по характеру действия субъектов налоговых отношений выделяются соблюдение, исполнение, использование и применение налогового законодательства.

      Соблюдение налогового законодательства — это пассивная форма поведения, которая имеет место, когда субъекты налоговых отношений воздерживаются от совершения действий, запрещаемых законом, например, налогоплательщик не препятствует проведению выездной налоговой проверки.

      Исполнение налогового законодательства — это активная форма поведения, когда субъекты налогового права исполняют возложенные на них юридические обязанности, например, налогоплательщик своевременно представляет в налоговый орган декларацию о доходах [ст. 229 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)].

      Использование налогового законодательства — это такое поведение субъектов налоговых отношений, когда они по своему усмотрению, желанию используют предоставленные им права, например, налогоплательщик имеет право воспользоваться льготой по уплате какого-либо налога или отказаться от нее (п. 2 ст. 56 НК РФ).

      Применение налогового законодательства — это властная деятельность должностных лиц налоговых органов, направленная на реализацию предписаний налогового законодательства, которая состоит из рассмотрения конкретного вопроса, дела и вынесения по нему индивидуального решения, обязательного для налогоплательщиков, налоговых агентов и других участников налоговых отношений.

      Толкование норм законодательства о налогах и сборах как стадия его применения

      Пробелы и противоречия в законодательстве о налогах и сборах порой приводят к таким ситуациям, разрешение которых возможно только в судах.

      Согласно ст. ст. 126, 127 Конституции Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации и ВАС РФ дают разъяснения по вопросам судебной практики.

      В настоящее время юридической наукой не выработано четких критериев, исходя из которых можно было бы сделать вывод, вышел за пределы толкования орган, применяющий закон, или нет.

      Отсутствие таких критериев восполняется судебным толкованием. Суды дают толкование применительно к отдельному случаю.

      Кроме толкований по конкретным делам, пленумы судов дают разъяснения на основании обобщенной судебной практики, которые являются обязательными для нижестоящих судов, например Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве».

      Особое место в ряду постановлений судебных инстанций занимают решения Конституционного Суда Российской Федерации, которые принимаются в форме постановлений и определений и связаны с толкованием и проверкой конституционности законодательства о налогах и сборов, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Дела в Конституционном Суде Российской Федерации возбуждаются только по жалобам и запросам субъектов, перечисленных в ст. 125 Конституции Российской Федерации. Признанный постановлением Конституционного Суда Российской Федерации неконституционным акт теряет юридическую силу и не подлежит применению.

      Например, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2003 N 11-П «По делу о проверке конституционности положений федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующего налогообложение субъектов малого предпринимательства — индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в связи с жалобами ряда граждан» признана не соответствующей Конституции Российской Федерации норма п. 3 ст. 1 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».

      «ИНТЕРЕСЫ РЕБЕНКА» КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯСпециалистами в области права высказываются мнения о замене существующего неопределенного термина «интересы детей» на конкретную и более содержательную норму о правах детей, в связи с чем автором в работе поставлена цель исследования понятия «интересы ребенка» как правовой категории.
      СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО РЫНКА ТРУДА В МОСКВЕПредметом статьи является изучение особенностей молодежного рынка труда в городе Москве. Базируясь на данных проведённого автором социологического опроса, нам удалось установить такие особенности региона, как: низкий уровень молодёжной безработицы, ориентация работодателей на такие целевые признаки персонала, как коммуникабельность, обучаемость, наличие профессиональных знаний и др.
      ОСОБЕННОСТИ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМАТуризм — одно из наиболее активных явлений современного общества. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на уровень формирования всемирного сообщества в целом, а во многих государствах является базовой отраслью экономики.
      ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОДУЛЯ УПРУГОСТИ (ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ГОСТ 24452-80)Модуль упругости определяют путем постепенного (ступенями) нагружения образцов-призм или образцов-цилиндров стандартных размеров осевой сжимающей или изгибающей нагрузкой, составляющей до 30% разрушающей, измеряя в процессе нагружения образцов величину их деформации. Модуль упругости следует определять на образцах-призмах квадратного сечения или цилиндрах круглого сечения с отношением высоты к ширине (диаметру), равным 4.

      Кафедра гражданского права и процесса

      У каждого дома есть коробки и банки с пуговицами, которые собирали заботливые мамы и бабушки во времена тотального дефицита. Сейчас пуговицы совсем другие, и старые стали совершенно не нужны. Но не спешите их выбрасывать, если у вас есть немного свободного времени. Позвольте раскрыться своим творческим способностям.
      ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ЭЛЕКТРОИМПУЛЬСНОГО ПЛАЗМОЛИЗА РАСТИТЕЛЬНОГО СЫРЬЯВ настоящее время вопросам внедрения интенсивных, энергосберегающих технологий, минимально негативно влияющих на экологическую и пищевую безопасность, уделяется особое внимание, особенно при производстве продуктов питания. К таким технологическим операциям относится и электроимпульсный плазмолиз объектов растительного происхождения (плоды, овощи, бахчевые культуры и т.п.).
      C помощью атомно-абсорбционной спектрофотометрии и пламенной фотометрии в органах и тканях (кровь, амниотическая жидкость, волосы, кость) у 242 взрослых мужчин и женщин, а также у 122 новорожденных детей определены и проанализированы уровни эссенциальных и токсичных макро- и микроэлементов (Na, K, S, Cl, Ca, Mg, Co, Cr, Cu, Zn, Fe, Pb, Cd, Mn, Al, Ni, Sr, B, Ba, Bi, Li).

      По общему правилу все акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования (п. 1 ст. 5 Налогового кодекса).

      Стоит сказать, для отдельных видов актов законодательства в НК предусмотрены дополнительные условия их вступления в силу:

      • акты федерального, регионального или местного законодательства, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия;
      • все остальные акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее 1-го числа очередного налогового периода.

      Не имеют обратной силы акты законодательства о налогах и сборах:

      • устанавливающие новые налоги и (или) сборы;
      • повышающие налоговые ставки, размеры сборов;
      • устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;
      • устанавливающие новые обязанности участников налоговых отношений;
      • иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

      Независимо от указанного в самом тексте акта порядка его введения в действие обратную силу будут иметь акты законодательства о налогах и сборах:

      • устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;
      • устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей.

      Помимо указанных, если такая возможность будет прямо предусмотрена в самом тексте акта, обратную силу будут иметь также следующие акты законодательства о налогах и сборах:

      • отменяющие налоги и (или) сборы;
      • снижающие размеры ставок налогов (сборов);
      • устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей;
      • иным образом улучшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей.

      Реальность говорит о том, что суды наряду с законодателем устраняют пробелы в налоговом законодательстве. Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 о налоговой выгоде не столько содержит разъяснения по вопросам судебной практики, как того требует статья 127 Конституции РФ, сколько устраняет пробелы и даже вводит новые нормы.

      Устранение пробелов с помощью судов предполагает признание высокого правового статуса основных начал (принципов) налогового права, поскольку только на основе правовых принципов суды могут самостоятельно преодолевать пробелы в налоговом праве (если только это действительно пробел, а не квалифицированное умолчание законодателя). Более того, это конституционно значимые принципы налогового права, занимающие промежуточное положение между конституционным и налоговым правом. Такая характеристика принципов, содержащихся в статье 3 НК РФ, имеет решающее значение, поскольку Конституционный Суд РФ с их помощью расширяет свой инструментарий. По сути же, повышением правового статуса основ-ных начал налогового законодательства снимается необходимость устранения пробелов только усилиями законодателя.

      Суды участвуют в регулировании налоговых отношений – как путем преодоления пробелов, так и устранения некоторой неопределенности в норме. Однако, поскольку есть принцип разделения властей, права судов должны быть ограничены путем разработки специальных юридико-технических правил толкования норм налогового законодательства. В постановлениях и определениях Конституционного Суда РФ содержится ряд таких правил.

      Способы контекстного толкования норм налогового закона, примененные Конституционным Судом РФ

      Способы толкования
      норм налогового права

      Описание

      В контексте других норм налогового законодательства

      Налоговый кодекс РФ содержит общие и специальные нормы. Последним придается самостоятельное значение, поэтому использование в одной главе НК РФ по одному налогу понятий, определенных в другой главе для целей исчисления другого налога, само по себе не свидетельствует об их тождественности

      В контексте норм других отраслей права

      Этой разновидности толкования посвящена ст. 11 НК РФ. КС РФ использовал эту норму в Постановлении от 13.03.2008 № 5-П по ст. 220 НК РФ, выясняя смысл понятия «доля в общем имуществе» через призму ст. 252 ГК РФ

      С учетом целей законодателя (исторический метод толкования)

      Обращение к истории принятия Налогового кодекса РФ. Многие нормы попали в НК РФ в результате рассмотрения конкретных налоговых дел высшими судами (носят казуистический характер)

      С учетом экономической сущности налога

      Такое толкование применено в Определении КС РФ от 07.02.2002 № 29-O при оценке ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”».

      По Закону налогоплательщики платили налог в том числе с недополученного дохода, что несовместимо с экономической природой данного налога

      С учетом конституционных принципов и конституционно значимых принципов НК РФ

      Может применяться как высшая форма контекстного толкования, если другие способы толкования не могут устранить неясность. При этом это толкование не должно вступать в противоречие с общепринятыми ценностями

      1. Виды, способы толкования и усмотрение суда
      2. 5.5.1.2 Вторая часть замысла: Анализ-толкование понятия значения языкового выражения в терминах подразумевания
      3. Способы толкования договоров
      4. 3.3. Особенности толкования норм законодательства о налогах и сборах
      5. 3.1. понятие нормы налогового права, ее структура. нормы налогового права И статьи налогового кодекса российской федерации. виды налоговых норм И ИХ основные признаки
      6. Виды толкования по объему и судейское усмотрение.
      7. 5.5.1.1 Первая часть замысла: Анализ-толкование понятия подразумевания
      8. 4.2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ (ФОРМ) НАЛОГОВОГО ПРАВА. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ (ИНКОРПОРАЦИЯ, КОНСОЛИДАЦИЯ, КОДИФИКАЦИЯ)
      9. § 6. Понятие и классификация норм налогового права
      10. § 6. Толкование международных договоров
      11. § 4. Соотношение норм налогового права и норм других отраслей права

      Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются:

      • календарной датой;
      • указанием на событие, кᴏᴛᴏᴩое должно неизбежно наступить;
      • указанием на действие, кᴏᴛᴏᴩое должно быть совершено;
      • периодом времени, кᴏᴛᴏᴩый исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

      Отметим, что течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), кᴏᴛᴏᴩым определено его начало.

      Действие, для совершения кᴏᴛᴏᴩого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока.

      В случае если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

      Общая характеристика и состав информации, составляющей налоговую тайну. Налоговую тайну (п. 1 ст.

      102 Налогового кодекса) составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

      1. разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
      2. об идентификационном номере налогоплательщика;
      3. о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за данные нарушения;
      4. предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон кᴏᴛᴏᴩых будет Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных данным органам);
      5. предоставляемых избирательным комиссиям в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.

      По общему правилу сведения о налогоплательщике получают статус налоговой тайны с момента его постановки на учет в налоговом органе (п. 9 ст. 84 Налогового кодекса).

      Последствия отнесения информации к составу налоговой тайны. Сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа (п. 3 ст. 102 Налогового кодекса). Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица органов налоговой администрации по специально утвержденным перечням.

      В аналогичном порядке в указанных доходах определяются доля, которая может быть отнесена к доходам от источников в Российской Федерации, и доли, которые могут быть отнесены к доходам от источников за пределами Российской Федерации.

      Неофициальное толкование — это разъяснение норм права, которое дают не уполномоченные на то субъекты. В частности, различные научные учреждения, адвокаты, политические партии или общественные организации. Каждый гражданин РФ вправе толковать закон. Хотя авторитет любого толкования будет зависеть от уровня правовых знаний интерпретатора. Институт аналогии закона имеет ограниченное применение, например, в области уголовного права аналогия закона и аналогия права не допускается.

      Исходя из принципа всеобщности и равенства налогообложения, установленного пунктом 1 статьи 3 НК РФ представляется целесообразным дополнить статью 46 положением, аналогичным закрепленному в пункте 3 статьи 48 НК РФ.

      «ИНТЕРЕСЫ РЕБЕНКА» КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ

      Специалистами в области права высказываются мнения о замене существующего неопределенного термина «интересы детей» на конкретную и более содержательную норму о правах детей, в связи с чем автором в работе поставлена цель исследования понятия «интересы ребенка» как правовой категории.

      Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени

      По общему правилу все акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования (п. 1 ст. 5 Налогового кодекса). Для отдельных видов актов законодательства в НК предусмотрены дополнительные условия их вступления в силу:

      Не имеют обратной силы акты законодательства о налогах и сборах:

      Независимо от указанного в самом тексте акта порядка его введения в действие обратную силу будут иметь акты законодательства о налогах и сборах:

      Помимо указанных, если такая возможность будет прямо предусмотрена в самом тексте акта, обратную силу будут иметь также следующие акты законодательства о налогах и сборах:

      Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются:

      Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

      Годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.

      Квартал считается равным трем календарным месяцам, отсчет кварталов ведется с начала календарного года. Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока.

      Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

      Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем. В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

      Общая характеристика и состав информации, составляющей налоговую тайну. Налоговую тайну (п. 1 ст. 102 Налогового кодекса) составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

      По общему правилу сведения о налогоплательщике получают статус налоговой тайны с момента его постановки на учет в налоговом органе (п. 9 ст. 84 Налогового кодекса).

      Последствия отнесения информации к составу налоговой тайны. Сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа (п. 3 ст. 102 Налогового кодекса). Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица органов налоговой администрации по специально утвержденным перечням.

      Налоговая тайна не подлежит разглашению не только должностными лицами налоговой администрации, но и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

      К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу при исполнении им своих обязанностей (п. 2 ст. 102 Налогового кодекса).

      Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами (п. 4 ст. 102 НК).

      Источник

      По общему правилу все акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования (п. 1 ст. 5 Налогового кодекса). Для отдельных видов актов законодательства в НК предусмотрены дополнительные условия их вступления в силу:

      • акты федерального, регионального или местного законодательства, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия;
      • все остальные акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее 1-го числа очередного налогового периода.

      Не имеют обратной силы акты законодательства о налогах и сборах:

      • устанавливающие новые налоги и (или) сборы;
      • повышающие налоговые ставки, размеры сборов;
      • устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;
      • устанавливающие новые обязанности участников налоговых отношений;
      • иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

      Независимо от указанного в самом тексте акта порядка его введения в действие обратную силу будут иметь акты законодательства о налогах и сборах:

      • устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;
      • устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей.

      Помимо указанных, если такая возможность будет прямо предусмотрена в самом тексте акта, обратную силу будут иметь также следующие акты законодательства о налогах и сборах:

      • отменяющие налоги и (или) сборы;
      • снижающие размеры ставок налогов (сборов);
      • устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей;
      • иным образом улучшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей.

      Тема 5. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ, ПЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ И ИХ ПРЕДСТАВИТЕЛИ

      Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п. 7 ст. 3 Налогового кодекса).

      Признание нормативного правового акта не соответствующим НК (ст. 6 Налогового кодекса) осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено в самом НК. Для признания нормативного правового акта о налогах и сборах, не соответствующим НК, достаточно одного из следующих обстоятельств:

      Правительство РФ, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие обжалуемый нормативный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения.

      Общая характеристика и состав информации, составляющей налоговую тайну. Налоговую тайну (п. 1 ст. 102 Налогового кодекса) составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

      1. разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
      2. об идентификационном номере налогоплательщика;
      3. о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
      4. предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);
      5. предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.

      По общему правилу сведения о налогоплательщике получают статус налоговой тайны с момента его постановки на учет в налоговом органе (п. 9 ст. 84 Налогового кодекса).

      Последствия отнесения информации к составу налоговой тайны. Сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа (п. 3 ст. 102 Налогового кодекса). Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица органов налоговой администрации по специально утвержденным перечням.

      Налоговая тайна не подлежит разглашению не только должностными лицами налоговой администрации, но и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

      К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу при исполнении им своих обязанностей (п. 2 ст. 102 Налогового кодекса).

      Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами (п. 4 ст. 102 НК).

      Реальность говорит о том, что суды наряду с законодателем устраняют пробелы в налоговом законодательстве. Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 о налоговой выгоде не столько содержит разъяснения по вопросам судебной практики, как того требует статья 127 Конституции РФ, сколько устраняет пробелы и даже вводит новые нормы.

      Устранение пробелов с помощью судов предполагает признание высокого правового статуса основных начал (принципов) налогового права, поскольку только на основе правовых принципов суды могут самостоятельно преодолевать пробелы в налоговом праве (если только это действительно пробел, а не квалифицированное умолчание законодателя). Более того, это конституционно значимые принципы налогового права, занимающие промежуточное положение между конституционным и налоговым правом. Такая характеристика принципов, содержащихся в статье 3 НК РФ, имеет решающее значение, поскольку Конституционный Суд РФ с их помощью расширяет свой инструментарий. По сути же, повышением правового статуса основ-ных начал налогового законодательства снимается необходимость устранения пробелов только усилиями законодателя.

      Суды участвуют в регулировании налоговых отношений – как путем преодоления пробелов, так и устранения некоторой неопределенности в норме. Однако, поскольку есть принцип разделения властей, права судов должны быть ограничены путем разработки специальных юридико-технических правил толкования норм налогового законодательства. В постановлениях и определениях Конституционного Суда РФ содержится ряд таких правил.

      Способы контекстного толкования норм налогового закона, примененные Конституционным Судом РФ

      1. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2013. — 400 c.
      2. Попова А. В. Международное частное право; Питер — Москва, 2010. — 192 c.
      3. Поттешер, Ф. Знаменитые судебные процессы / Ф. Поттешер. — М.: Прогресс, 2013. — 302 c.
      4. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия / М.Г. Гамзатов. — М.: СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2013. — 142 c.
      5. Инструкции о подоходном налоге с физических лиц и дорожные фонды в 1993 году. — М.: СПб: Метроном, 1993. — 110 c.

      По итогам толкования после получения официальных разъяснений от компетентных субъектов условно завершается процесс регулирования общественных отношений. Например, правоприменитель в дальнейшем должен использовать не только нормы законодательства, но и соответствующие официальные разъяснения, рекомендации, положения, т.е. акты толкования.

      Часть актов толкования предназначены для обеспечения единства правоприменительной практики.

      Толкование (а, значит, и анализ) норм права позволяет выявить их неточности и прочие недостатки технического и юридического характера. В дальнейшем эти недостатки могут быть исправлены законодателем или дополнены, например, актами официального толкования.

      Вывод! Основная цель толкования норм права так или иначе сводится к установлению истинного значения и смысла правовой нормы, обеспечению максимально эффективного использования и правильного применения их на практике.

      курсовая работа

      Глава 2. Виды толкования законодательства о налогах и сборах

      • Все книги
      • Авторы
      • Новые поступления
      • Все разделы
      • Подарочные комплекты
      • Комментарии к Гражданскому кодексу Российской Федерации
      • Библиотека российского судьи
      • Кодексы от КонсультантПлюс
      • Несерийные издания
      • Анализ современного права
      • Библиотека налогового юриста
      • Дигесты Юстиниана
      • Договорное право
      • Золотые страницы финансового права
      • Классика российской цивилистики
      • Комментарии российского законодательства
      • Новые имена
      • Практика рассмотрения коммерческих споров
      • Судебная и арбитражная практика
      • Учебные программы общих и специальных курсов
      • Интеллектуальная собственность
      • Вестник Гражданского Права
      • Правовые позиции Президиума ВАС РФ
      • Библиотека «Цивилистические исследования»
      • Судебная реформа в России
      • Вход для администратора

      Библиотека налогового юриста

      Тема 7. НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      Анализ российского законодательства не позволяет сделать вывод, что применение аналогии является общеправовым прин-ципом. Иначе не было бы смысла позволять его применение в нормативных актах одной отрасли права (например, ст. 6 ГК РФ, ст. 5 Семейного кодекса РФ, ст. 7 ЖК РФ) и умалчивать о возможности его применения в других отраслях.

      В части 2 статьи 3 Уголовного кодекса РФ прямо запрещено применение его норм по аналогии. В Трудовом, Земельном и Воздушном кодексах, а также в Кодексе об административных правонарушениях упоминания о возможности применить аналогию закона нет. Нет такого упоминания и в Налоговом кодексе РФ.

      В АПК РФ и ГПК РФ есть нормы, где применение аналогии закона и права названо в качестве способа устранения пробела. Однако эти нормы запрещают применение аналогии в случаях, когда «это противоречит существу» неурегулированных законом отношений.

      Как уже было сказано, специфика норм налогового законодательства заключается в том, что пункт 6 статьи 3 НК РФ предъявляет повышенные требования к их определенности, а седьмой пункт этой статьи определяет последствия невыполнения этих требованиий.

      НК РФ не указывает на устранение неясности посредством аналогии как на способ определения существенных элементов налогового обязательства или способ устранения пробела. Предписания АПК РФ и ГПК РФ даны судам, а не каждому. Поэтому эти нормы вряд ли можно отнести к тем, применив которые каждый может определить волю законодателя.

      Очевидно, Президиум ВАС РФ руководствовался именно этими соображениями, когда в 1999 г. указал, что «налоговое за-конодательство не допускает применения норм закона по аналогии»5.

      Президиум ВАС РФ рассматривал вопрос об обложении налогом на прибыль эмиссионного дохода паевого банка (разница между ценой размещения пая и его номинальной стоимостью, образовавшейся при формировании уставного капитала). Законодательство содержало норму, освобождающую от налогообложения такой доход при размещении акций, но не паев. По мнению банка, толкование спорной нормы позволяло сделать вывод о ее распространении по аналогии и на паевые банки. ВАС РФ счел, что нижестоящий суд правомерно отказал банку в удовлетворении иска, согласившись с доводами налоговой инспекции, которая в обоснование правомерности своего решения указала, что спорная норма применяется только к акционерным банкам, так как в ней речь идет об акциях, выпускаемых банком, а налоговое законодательство не предусматривает возможности применять нормы закона по аналогии. Как видим, ВАС РФ исходил из того, что норма налогового закона должна толковаться буквально и расширение круга регулируемых налоговой нормой правоотношений по мотиву сходства недопустимо.

      Менее чем через два года Пленум ВАС РФ сформулировал6 принцип «универсальности воли законодателя», основанный на принципах всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ).

      Основанием для такого вывода стал НК РФ, в котором срок давности для обращения в суд с иском о взыскании с организации налога в случаях, когда право на бесспорное взыскание налога инспекцией утрачено, не был установлен.

      Для физических лиц такой срок был, и именно он, по мнению ВАС РФ, должен применяться к определению срока, не установленного Кодексом для организаций.

      На наш взгляд, здесь не была применена аналогия. Пробел был мотивирован ВАС РФ не сходством правоотношений и не пунктом 6 статьи 13 АПК РФ, а пунктом 1 статьи 3 НК РФ. Похожим образом использован этот принцип в пункте 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2001 № 91 по вопросу о необходимости уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд с жалобой на действия судебных приставов. При введении в НК РФ главы 25.3 «Государственная пошлина» была предусмотрена норма, которая освобождает от уплаты госпошлины только по тем жалобам, которые поданы в суд общей юрисдикции и мировому судье. Законодатель не предусмотрел льготы по жалобам, подаваемым в арбитражный суд, но при этом оставил нетронутой норму ч. 2 ст. 329 АПК РФ, предусматривающую данную льготу.

      Если предположить, что отсутствие упоминания о такого рода льготе в НК РФ означает, что пошлина должна платиться, то это нарушит принцип универсальности воли законодателя, поскольку приведет к неравенству налогообложения. Поэтому Президиум ВАС РФ счел, что льгота, установленная для жалоб, поданных в суды общей юрисдикции и мировым судьям, должна применяться и в отношении организаций7.

      Поскольку Президиум ВАС РФ не раз использовал подход о недопустимости применения норм закона по аналогии наряду с применением в других делах принципа универсальности воли законодателя, можно предположить, что оба эти принципа имеют право на существование и не отменяют один другого.

      ТЕРМИНОЛОГИЯ

      Аналогия закона – это способ преодоления пробела, который возникает там, где есть неопределенность в вопросе о должном (позволенном или предписанном) поведении. Аналогия применяется там, где как раз и имеют место «сомнения, противоречия и неясности».
      Расширительное толкование очень близко к аналогии по своей сути, то есть применяется в не урегулированных напрямую законом ситуациях – действие нормы распространяется на отношения, которые не урегулированы непосредственно нормой закона. Различие заключается в основаниях применения:
      при аналогии – это сходство правоотношений во всех существенных аспектах, а при расширительном толковании – иные основания (например, недопустимость дискриминации и принцип равенства, системное сопоставление различных норм, история ее изменения или обстоятельства принятия).

      «ИНТЕРЕСЫ РЕБЕНКА» КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ

      Специалистами в области права высказываются мнения о замене существующего неопределенного термина «интересы детей» на конкретную и более содержательную норму о правах детей, в связи с чем автором в работе поставлена цель исследования понятия «интересы ребенка» как правовой категории.

      СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО РЫНКА ТРУДА В МОСКВЕ

      Предметом статьи является изучение особенностей молодежного рынка труда в городе Москве.

      Базируясь на данных проведённого автором социологического опроса, нам удалось установить такие особенности региона, как: низкий уровень молодёжной безработицы, ориентация работодателей на такие целевые признаки персонала, как коммуникабельность, обучаемость, наличие профессиональных знаний и др.

      ОСОБЕННОСТИ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА

      Туризм – одно из наиболее активных явлений современного общества. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на уровень формирования всемирного сообщества в целом, а во многих государствах является базовой отраслью экономики.

      ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОДУЛЯ УПРУГОСТИ (ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ГОСТ 24452-80)

      Модуль упругости определяют путем постепенного (ступенями) нагружения образцов-призм или образцов-цилиндров стандартных размеров осевой сжимающей или изгибающей нагрузкой, составляющей до 30% разрушающей, измеряя в процессе нагружения образцов величину их деформации. Модуль упругости следует определять на образцах-призмах квадратного сечения или цилиндрах круглого сечения с отношением высоты к ширине (диаметру), равным 4.

      Тема 8. УСТАНОВЛЕНИЕ И УПЛАТА НАЛОГОВ И СБОРОВ

      У каждого дома есть коробки и банки с пуговицами, которые собирали заботливые мамы и бабушки во времена тотального дефицита. Сейчас пуговицы совсем другие, и старые стали совершенно не нужны. Но не спешите их выбрасывать, если у вас есть немного свободного времени. Позвольте раскрыться своим творческим способностям.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован.

      Для любых предложений по сайту: [email protected]