Причина списания аптечки в акте

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Причина списания аптечки в акте». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Дата публикации 15.03.2021

Вопрос аудитору

Как учитывать аптечки для оказания первой медицинской помощи сотрудникам в казенном учреждении? На каком счете (за балансом) учитывать и в какой момент списать?

Как понятно из вопроса, учреждение приобретает аптечки, укомплектованные медицинскими изделиями.

Медицинские аптечки и иные материальные запасы, применяемые в медицинских целях, учитываются на счете 105 31 «Лекарственные препараты и медицинские материалы» (п. 118 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее — Инструкция № 157н, методические рекомендации по применению федерального стандарта «Запасы», доведенные письмом Минфина России от 01.08.2019 № 02-07-07/58075).

Аптечки медицинские приобретаются учреждением для оказания первой медицинской помощи сотрудникам. Следовательно, цель их применения — медицинская.

Расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) лекарственных препаратов и медицинских изделий, применяемых в медицинских целях, отражаются по подстатье 341 КОСГУ (п. 11.4.1 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, п. 3 методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 29.06.2018 № 02-05-10/45153). Разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 15.03.2019 № 02-05-10/17875, от 07.06.2019 № 02-08-10/43803. Эта норма применяется независимо от того, относится учреждение к сфере здравоохранения или нет. Соответственно, аптечки должны учитываться на балансовом счете 1 105 31 341.

Нормативные правовые акты не содержат особенностей списания медикаментов, в т.ч. аптечек. Они списываются в общем порядке, предусмотренном для материальных запасов.

В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 изготовитель обязан устанавливать срок годности на медикаменты — период, по истечении которого товар считается не пригодным для использования по назначению. Соответственно, по истечении срока годности аптечки подлежат списанию. Оставшиеся и пригодные к использованию предметы можно принять к учету отдельно.

Согласно п. 26 инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее — Инструкция № 162н), аптечки могут быть списаны после использования по назначению. В то же время в п. 2 примечаний к приложению приказа Минздрава России от 05.03.2011 № 169н указано, что по истечении сроков годности изделий медицинского назначения, входящих в состав аптечки, или в случае их использования аптечку необходимо пополнить. Следовательно, использованные или испорченные медикаменты и перевязочные средства, входящие в состав аптечки, должны быть заменены на новые. Такую замену нужно отразить как списание на расходы стоимости приобретенных компонентов. Стоимость самой аптечки не меняется.

В соответствии с п. 34 Инструкции № 157н выбытие материальных запасов (в т.ч. в результате принятия решения об их списании) осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного первичным (сводным) учетным документом.

Как правильно списать лекарственные средства с истекшим сроком годности

Те юридические лица или индивидуальные предприниматели, в чьей собственности или ведении находятся лекарственные препараты, согласно п. 2 вышеупомянутой Инструкции, должны в обязательном порядке совершать с ними следующие операции:

  1. Своевременно проводить инвентаризацию и выявлять лекарственные средства, теряющие потребительские качества или не отвечающие им изначально.
  2. Немедленно изымать такие ЛС из обращения и оформлять это установленным документальным порядком.
  3. Направлять изъятые лекарственные препараты для утилизации в полном объеме на спецпредприятия, имеющие лицензию на их уничтожение.
  4. Присутствовать лично или направить своего представителя на процедуру уничтожения ЛС (в состав специально создаваемой комиссии).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Утилизация просроченных ЛС может быть инициирована не только доброй волей собственника, но и предписаниями контролирующих органов или решением суда.

Процедура списания и последующей утилизации лекарственных препаратов связана с достаточно обширным документальным сопровождением. Главной бумагой является Акт списания, который станет основанием для передачи испорченных или просроченных лекарств на уничтожение. Процесс выявления и списания таких лекарственных средств предусматривает несколько важных этапов:

  1. Инвентаризация:
    • выявление и фиксация недоброкачественных ЛС;
    • внесение сведений в инвентаризационные ведомости (с подписями членов инвентаризационной комиссии и лиц с материальной ответственностью);
    • отражение этих данных в бухгалтерской документации.
  2. Для фиксации данных о порче ЛС можно применять следующие формы:

  • №ТОРГ-15 и №ТОРГ-16, утвержденные Постановлением Госкомстата России № 132 от 25 декабря 1998 года «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»;
  • формы из Методических рекомендаций для практических и научных работников, утвержденных Приказом Минздрава России № 98/124 от 14 мая 1998 года.
  • Актирование. Акт о порче товарно-материальных ценностей по форме № А-2.18 заполняется членами инвентаризационной комиссии в тот момент, когда эта порча выявлена. На каждую группу испорченных активов составляется отдельный акт (например, на медикаменты, тару и др.). В этом документе должны быть указаны причины обнаруженной порчи и лица, виновные в ней. Указывается балансовая стоимость испорченных лекарственных средств и медтары. К нему присовокупляются объяснительные виновных в порче лиц (если такие установлены). Этот документ составляется в 3 экземплярах: один экземпляр акта должен будет остаться у материально ответственного лица и быть использован для приложения к отчету при списании матценностей.
  • Сепарация. Отобранные для списания лекарственные средства уже нельзя хранить вместе с доброкачественными. Их нужно перенести в специальную «зону карантина» – отдельное выделенное место (п. 12 Приказа № 706 н).
  • ВАЖНО! Акт списания является главным документом при утилизации испорченных или просроченных лекарственных средств. На его основании они передаются в спецорганизации для уничтожения.

    Снятие с учета — строго регламентированный процесс, который прописан законодательно.

    В первую очередь стоит отметить, что для этого собирается специальная комиссия. В ее составе — обязательно материально ответственные лица, обычно из разных структурных подразделений организации. В их обязанности будет входить поиск и освидетельствование любых обнаруженных неисправностей, повреждений или дефектов.

    В качестве объекта, который изучается, может выступать мебель, инструменты, оборудование, ТМЦ, запасы, хозяйственный инвентарь, основные средства, техника, товар и все, что находится на балансе предприятия.

    Необходимо не просто зафиксировать в бланке наличие нарушений, следует полностью заполнить акт и указать причину происхождения брака. Нельзя без веских на то оснований производить списание. Кроме того, сам повод обязан быть подтвержден определенной доказательной базой. Существуют инструкции, где четко прописан алгоритм, следует просто действовать по ним. Например, если списываются материалы, могут использовать дополнительные вспомогательные документы.

    Что подходит в качестве основания:

    • отчеты МОЛ о том, что ценности были использованы;
    • отчетность о произведенных объемах продукции (наименованиях, другие данные);
    • письменная документация, которая подтверждает расходы материалов в количестве, превышающем установленные нормативы (кроме того, должны быть обоснования этого факта);
    • калькуляция, в которой становится понятно, сколько материальных затрат уходит на одну единицу продукции;
    • иные учетные или финансовые бумаги.

    Это бумага, которая в обязательном порядке должна включать в себя информацию о фирме и членах комиссии. Необходимо прописывать:

    • должности и ФИО каждого сотрудника;
    • наименования, количество, цена за штуку и весь объем относительно предметов, которые будут списываться.

    Кто войдет в комиссионный состав — утверждается приказом директора организации или производства. Там же обязательно указывается председатель, который будет отвечать за весь процесс и руководить им.

    Когда все данные будут внесены в акт, каждый, кто удостоверял дефектность продукции, должен подписаться. Так подтверждается достоверность всех записанных пунктов.

    По итогам мероприятия последним ставит свою подпись председатель. Он проверяет правильность и корректность заполнения, сверяет еще раз при необходимости наименования ценностей, их суммы и стоимость.

    Последним заверяет документ руководитель организации. Без его внимания бумага не будет иметь вес.

    Если все указано и подсчитано верно, то это документация с юридическим статусом. Давайте разберемся, что это такое относительно акта списания.

    На основе данной записи бухгалтерия отражает балансовую стоимость списываемых материалов или других ТМЦ. После этого происходит убыль предприятия из-за утраты. Все это необходимо своевременно отражать в налоговом учете любого юридического лица, чтобы не возникало трудностей со сведением баланса.

    У этого документа нет унифицированного образца, поэтому составляют его с учетом простых рекомендаций и обязательных реквизитов. В остальном — форма и порядок полей может быть любым. Главное — чтобы он соответствовал шаблону, который будет официально принят в соответствии с нюансами и особенностями деятельности фирмы.

    Давайте разберем, какие пункты обязательны и как обычно выглядит эта бумага.

    Первой строкой указывается лицо, которое утверждает документ. Обычно это генеральный директор. Его ФИО и должность вписывается в правом верхнем углу. Затем — название компании, вместе с формой деятельности и дата составления.

    Далее крупно вписывается по центру наименование бумаги. Обязательно прописывается чего — материалов, ТМЦ, основных средств или чего-то другого.

    Следующей строкой указывается состав комиссии. Должности, ФИО, место для их подписи.

    После этого — основание, на котором были списаны средства, если оно известно. Конечно, для большого перечня изделий отдельно прописывать это необязательно.

    Следом идет таблица в 6 колонок с подробной расшифровкой того, что списывается и ценами. Внизу могут указывать виновных лиц и прописывать санкции, которые были к ним применены.

    В конце всех этих данных расписывается председатель комиссии, ставится дата.

    Утверждаю:

    Генеральный директор

    ООО «Химстройвест» Игнатов В. М.

    11.08.2020 года

    АКТ НА СПИСАНИЕ МАТЕРИАЛОВ

    Члены комиссии:

    Бухгалтер Ирискина Ю.А.

    Комплектовщик Ефимов В. Д.

    Зав. Складом Русанов Л. А.

    Комиссия, назначенная руководством компании ООО «Химстройвест» 11 августа 2020 года на основании приказа №345 в составе главного бухгалтера, комплектовщика и завскладом, произвела осмотр материалов на складе №2.

    Было установлено, что 2 упаковки гранул для экструдера «Новосибкомплект» не пригодны к использованию и подлежат списанию, так как были намочены.

    Наименование

    Кол-во

    Сумма, руб.

    Дата поступления

    Причина списания

    1

    Гранулы для экструдера «Новосибкомплект», №3, упак

    1

    2212,00

    20.04.2020

    Не пригодны к использованию

    2

    Гранулы для экструдера «Новосибкомплект», №4, упак

    1

    1752,00

    24.04.2020

    Не пригодны к использованию

    3

    Лица, по вине которых исследованные материалы оказались непригодны к отправке в производство, отсутствуют.

    Итого по настоящему акту списано всего на сумму 3964 (Три тысячи девятьсот шестьдесят четыре) рублей.

    11.08.2020 года

    Председатель комиссии главный бухгалтер Курдюкова А.А.

    Материалы, которые должны были уйти в производство, списываются на затраты в момент, когда они отпускаются со склада. То есть подходящий день, чтобы их списать — тот, когда остальное сырье будет по документам передаваться в эксплуатацию.

    Если нужно определить, когда изделия фактически были использованы, можно использовать дополнительные, неосновные формы для отчетности. Например, для этих целей подойдет отчет об использовании материалов. С помощью такого шага можно уменьшить расходы периода на стоимость этого сырья, которое не обрабатывалось, но должно быть списано.

    Если в бумагах будут различия, то у налоговой службы будут вопросы относительно необоснованности снятия с учета и уменьшения расходов.

    Когда на складе есть сразу несколько видов или марок похожего продукта, то становится вероятной пересортица. Потом, во время пересчета, будет сложно определить виновных лиц, а списать другую марку довольно проблематично, особенно, если их стоимость различается. А выявленные излишки потом придется включить в состав доходов.

    Налоговики обычно сопоставляют объемы списанного с количеством МПЗ в учетных документах. Например, они могут сравнивать данные о снятых с учета МПЗ. Если они найдут здесь расхождения, то инспектор может отказать в признании налоговых расходов и снимут соответствующее количество вычетов НДС.

    Списываем непригодные запасы: учет и документальное оформление

    После того как мы разобрали, как написать акт на списание испорченных материалов, стоит разобраться, кто должен подписать его, чтобы он стал официальным документом.

    В графах «отпустил» и «получил» следует указывать должности и ФИО ответственных лиц. Эти люди могут фактически подтвердить, что сырье ушло в деятельность и направлено на получение дохода.

    Также целесообразно добавить строчку с подписью лица, которое отвечало за этот отпуск и допустило его. Обычно это зав. складом или руководитель отдела снабжения. Так будет проведен внутренний контроль за отпуском и получится избежать несанкционированного расходования.

    Утверждаю

    Генеральный директор

    ООО «Химстройвест»

    Игнатов В. М.

    11.08.2020 года

    Акт № 97

    О списании товарно-материальных ценностей

    Г. Москва

    Основание для составления документа: приказ генерального директора от 11.08.2020 года.

    Наименование

    Кол-во

    Цена, руб.

    Сумма, руб.

    Вид изготовленной продукции

    1

    Металл листовой

    8

    70

    560

    Заготовка по тип-1

    2

    Металл листовой

    3

    20

    60

    Заготовка по тип-2

    итого

    11

    620

    Члены комиссии подтверждают, что материалы (согласно перечню) были использованы в производство видов продукции.

    Председатель комиссии:

    Заведующий складом Бубнов А.В.

    Члены комиссии:

    Бригадир Снименко Ю. А.

    Кладовщик Загоруйко В. К.

    11.08.2020 года

    Бухгалтерский учет медикаментов в БУ ведется в соответствии с требованиями единого плана счетов и инструкции к нему, утвержденных приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Кроме того, действуют специальный план счетов и инструкция к нему для БУ, утвержденные приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н. Для бухучета медикаментов используются счет 010500000 «Материальные запасы» и счет аналитического учета 010501000 «Медикаменты и перевязочные средства».

    Существует 2 варианта списания стоимости медицинских запасов:

    • по фактической стоимости единицы;
    • по средней фактической стоимости.

    Если БУ выбрало определенный способ для конкретного вида лекарственных средств или их группы, то оно не может поменять этот способ в течение всего отчетного года. Расчет средней фактической стоимости производится по формуле:

    Сср = (Сн + Сп) / (Кн + Кп),

    где:

    Сср — средняя фактическая стоимость определенного вида медикаментов;

    Сн — стоимость медикаментов на начало месяца;

    Сп — стоимость поступивших медикаментов в течение месяца на дату списания;

    Кн — количество медикаментов на начало месяца;

    Кп — количество поступивших медикаментов в течение месяца на дату списания.

    Пример расчета средней фактической стоимости ищите в статье «Учет материалов в бюджетных учреждениях (нюансы)».

    Перечень проводок, которыми отражается списание медикаментов в БУ, можно посмотреть в таблице.

    На законодательном уровне (см. Закон № 61‑ФЗ[1] и Правила уничтожения ЛС[2]) установлена обязанность по ликвидации лишь недоброкачественных, фальсифицированных и контрафакт­ных лекарственных средств, что в свое время внесло некоторую не­ определенность относительно обозначенного вопроса. Главное налоговое ведомство страны в Письме от 16.06.2011 № ЕД‑4‑3/9486 подчеркнуло: из определения понятий «недоброкачественные ле­карственные средства» (п. 38 ст. 4), «фармакопейная статья», «нор­мативная документация», «нормативный документ» (п. 19 – 21 ст. 4) не следует, что лекарственные средства с истекшим сроком годности в терминологии законодательства относятся к недобро­качественным.
    Сроком годности в силу ст. 472 ГК РФ является установленный законом или в установленном им порядке срок, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Согласно ст. 473 ГК РФ срок годности товара определяется:

    – датой, до наступления которой товар пригоден к использованию;
    – периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию.

    То есть анализ норм действующего законодательства не позволяет без дополнительной информации четко определить действия владельца лекарственных средств по работе с «просроченными» медкаментами, которые сопутствуют деятельности (являются обязательными в рамках деятельности), связанной с оборотом лекарственных средств. В связи с этим ФНС попросила разъяснить, существует ли какой­-либо порядок работы владельца лекарствен­ных средств с такими медикаментами и чем он определен; мож­но ли самостоятельно принять решение в отношении уничтожения лекарств с истекшим сроком хранения; предполагает ли законода­тельство об обороте лекарственных средств право владельца просроченных медикаментов самостоятель­ного уничтожения таких лекарственных средств?

    Вскоре, судя по всему, такая информация последовала, и налого­плательщики получили от специалистов налоговой службы положи­тельные ответы.

    УФНС по г. Москве, в частности, подтвердило, что расходы в виде стоимости медикаментов с истекшим сроком годности, а также расходы, связанные с их уничтожением, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли при условии, что таковые про­изведены в рамках предпринимательской деятельности и документально подтверждены (Письмо от 12.03.2012 № 16‑15/[email protected]). При этом столичные налоговики сослались на нормы Закона РФ от 07.02.1992 № 2300‑1 «О защите прав потребителей», согласно которому:

    – на некоторые виды товаров, в том числе медикаменты, изгото­витель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности – пери­од, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению (п. 4 ст. 5);
    – продажа товара по истечении установленного срока годности запрещается (п. 5 ст. 5);
    – срок годности товара определяется периодом, исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию (п. 2 ст. 19).

    При этом уточнено, что данное разъяснение подготовлено с ис­пользованием позиции Минфина.

    Из разъяснений специалистов финансового ведомства сле­дует, что медикаменты с истекшим сроком годности можно отне­сти к недоброкачественным лекарственным средствам, которые в соответствии с законодательством (п. 38 ст. 4, п. 1 ст. 59 За‑ кона № 61‑ФЗ) подлежат уничтожению (Письмо от 15.04.2011
    № 03‑03‑06/1/238).

    Позже Минфин продублировал свою позицию (Письмо от 04.05.2012 № 03‑03‑06/1/227).

    СПИСЫВАЕМ НЕПРИГОДНЫЕ ЗАПАСЫ: УЧЕТ И ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

    Несмотря на то что законодатель напрямую не урегулировал отнесение медикаментов с истекшим сроком годности к не­доброкачественным, хранение таких лекарств с остальными лекар­ствами запрещено.

    Из пункта 12 Правил хранения ЛС[3], в частности, следует, что при выявлении лекарственных средств с истекшим сроком год­ности они должны храниться отдельно от других групп лекарствен­ных средств в специально выделенной и обозначенной (карантин­ной) зоне.
    В соответствии с пп. «з» п. 5 Положения о лицензировании [4] лицензиат, осуществляющий фармацевтическую деятельность в части хранения лекарственных средств для медицинского применения, должен соблюдать Правила хранения ЛС.

    Осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ (п. 6 Положения о лицензировании). Под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных п. 5 положения.

    Списание медикаментов. Инвентаризация.

    Лекарственные средства с истекшим сроком годности выявляют­ся в ходе инвентаризации, что сопровождается оформлением акта инвентаризации товарно-­материальных ценностей. Это следует из норм ст. 11 Закона № 402‑ФЗ[5], п. 22 Методических указаний по учету МПЗ[6], п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности[7].


    Общие правила инвентаризации установлены разд. 2 Методических указаний по инвентаризации[8]; формы инвентаризационных описей приведены в приложениях 1 – 18.


    Порядок проведения и оформления результатов инвентаризации установлен Методическими указаниями по инвентаризации. Результаты инвентаризации фиксируются в документах по утвержденным Госкомстатом (постановления от 27.03.2000 № 26 и от 18.08.1998 № 88) и Минфином (Приказ от 13.06.1995 № 49) формам. Вместе с тем ор­ганизация вправе разработать для списания медикаментов (недоброкаче­ственных лекарственных пре­паратов) свою форму документа, отразив все необходимые реквизиты, приведенные в ст. 9 Закона № 402‑ФЗ. Такой документ нужно утвердить внутренним ак­том организации.

    В инвентаризационной описи ТМЦ рекомендуем указать наименование, лекарственную форму, дозировку, единицу измерения, серию, количество, а также сведения о таре или упаковке, наименование производителя лекарственных средств, дату истечения срока годности лекарственных средств.

    Недоброкачественные лекарственные средства передаются на уничтожение на основании договора владельца недоброкаче­ственных лекарственных средств со специализированной органи­зацией (п. 10 Правил уничтожения ЛС), которая должна иметь лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезврежива­нию, транспортировке и размещению отходов I – IV класса опасно­сти (п. 8 правил).

    Передача лекарственных средств такой организации оформляется первичным документом, содержащим обязательные реквизиты
    указанные в ч. 2 ст. 9 Закона № 402‑ФЗ.


    Уничтожение недоброкачественных лекарственных средств осуществляется за счет владельца таких лекарственных средств (п. 9 Правил уничтожения ЛС).


    В день уничтожения недо­брокачественных лекарствен­ных средств составляется акт об уничтожении лекарственных средств (п. 12 Правил уничтожения ЛС). Указанный акт должен содержать следующие сведения (п. 11 правил):

    – дата и место уничтожения лекарственных средств;
    – фамилия, имя, отчество лиц, принимавших участие в уничтоже­нии лекарственных средств, их место работы и должность;
    – обоснование уничтожения лекарственных средств;
    – сведения об уничтоженных лекарственных средствах (наиме­нование, лекарственная форма, дозировка, единицы измерения, се­рия) и их количестве, а также о таре или упаковке;
    – наименование производителя лекарственных средств;
    – сведения о владельце лекарственных средств;
    – способ уничтожения лекарственных средств.

    * * *

    Подытожим. Стоимость ликвидированных лекарственных средств с истекшим сроком годности и стоимость услуг по ликвидации уменьшают налог на прибыль как прочие расходы, связанные с про­изводством и реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ при их документальном подтверждении. К таким документам относятся:
    – акт инвентаризации ТМЦ;
    – решение владельца недоброкачественных лекарственных средств об их изъятии, уничтожении;
    – договор с компанией, осуществляющей уничтожение лекарственных средств;
    – копия лицензии организации, осуществляющей уничтожение лекарственных средств, на право ведения такой деятельности;
    – первичный документ, подтверждающий передачу лекарствен­ных средств на уничтожение;
    – акт об уничтожении лекарственных средств.

    [1]Федеральный закон от 12.04.2010 № 61­ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

    [2]Правила уничтожения недоброкачественных, фальсифицированных и контрафакт­ных лекарственных средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 № 674.

    [3]Правила хранения лекарственных средств, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 № 706н.

    [4]Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, утв. Постановлени­ ем Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081.

    [5] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402­ФЗ «О бухгалтерском учете».

    [6]Утверждены Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н.

    [7]Утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н.

    [8]Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49.

    (в ред. писем Минфина СССР и Госплана СССР от 23.09.87 N 188 и от 28.05.90 N 64)

    1. С балансов предприятий, объединений, организаций и учреждений могут быть списаны здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства и другое имущество, относящееся к основным средствам:

    а) пришедшие в негодность вследствие физического износа, аварий, стихийных бедствий, нарушения нормальных условий эксплуатации и по другим причинам;

    б) морально устаревшие;

    в) в связи со строительством, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением предприятий, цехов или других объектов.

    При этом имущество, относящееся к основным средствам, подлежит списанию лишь в тех случаях, когда восстановить его невозможно или экономически нецелесообразно, а также когда оно не может быть в установленном порядке реализовано или передано другим предприятиям, объединениям, организациям, учреждениям.

    2. Предприятия, объединения и другие хозяйственные организации не переведенные на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, могут могут списывать со своих бухгалтерских балансов основные средства, указанные в пункте 1, в случае, если они пришли в негодность вследствие истечения амортизационного срока службы, аварий или стихийных бедствий. В остальных случаях списание с указанных балансов основных средств производится с разрешения соответственно министерств (ведомств), управлений всесоюзных и республиканских промышленных объединений или других вышестоящих органов, определяемых министерствами (ведомствами).

    Предприятия, объединения и организации переведенные на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, могут списывать здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, относящиеся к основным средствам, если они изношены или морально устарели.

    3. Учреждения и организации, состоящие на государственном бюджете, списание с балансов основных средств производят в следующем порядке:

    стоимостью единицы основных средств до 2000 руб. включительно — самостоятельно; свыше 2000 руб. до 3000 руб. включительно — с разрешения вышестоящей организации; свыше 3000 руб. — с разрешения министерств и ведомств, а учреждения и организации, состоящие на местных бюджетах, — с разрешения исполкомов Советов народных депутатов.

    Министерства и ведомства, а также исполнительные комитеты Советов народных депутатов, их управления и отделы производят списание со своих балансов основных средств независимо от стоимости единицы основных средств.

    4. Для определения непригодности основных средств, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации на списание основных средств на предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях приказом руководителя создаются постоянно действующие комиссии в составе:

    а) на предприятиях и в других хозяйственных организациях:

    главного инженера или заместителя руководителя (председатель комиссии);

    начальников соответствующих структурных подразделений (служб);

    главного бухгалтера или его заместителя (на предприятиях и в организациях, где выделены учетно-контрольные группы, — руководителя этой группы);

    лиц, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств;

    б) в учреждениях и организациях, состоящих на государственном бюджете:

    руководителя или его заместителя (председатель комиссии);

    главного бухгалтера или его заместителя (в учреждениях и организациях, в которых по штатному расписанию нет должности главного бухгалтера, того лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета). В учреждениях, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, в состав постоянно действующей комиссии включаются руководители групп учета или другие работники этой бухгалтерии;

    лиц, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств.

    На предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях в состав постоянно действующей комиссии входят представители общественных организаций, а также другие должностные лица (по усмотрению их руководителей).

    5. Постоянно действующие комиссии на предприятиях, объединениях, организациях и учреждениях:

    а) производят непосредственный осмотр объекта, подлежащего списанию, используют при этом необходимую техническую документацию (паспорт, поэтажные планы и другие документы), а также данные бухгалтерского учета и устанавливают непригодность его к восстановлению и дальнейшему использованию;

    Бюджетное учреждение: как списать испорченные в результате форс-мажора продукты?

    В соответствии с п. 99 Инструкции № 157н к материальным запасам относятся предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости.

    Таким образом, медицинские изделия, срок использования которых составляет менее 12 месяцев, включаются в группу учета материальных запасов. В эту же группу входят лекарственные препараты.

    Напомним, что материальные ценности относятся на тот или иной счет аналитического учета согласно п. 118 Инструкции № 157н. Так, на счете 105 01 «Медикаменты и перевязочные средства» отражаются медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства и т. д.

    В Методических рекомендациях[6] сказано, что если не удалось уверенно отнести материальные запасы на тот или иной счет аналитического учета, то следует руководствоваться положениями отраслевых нормативных правовых актов и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008), введенного в действие Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.

    В случае если невозможно точно определить счета аналитического учета, данные предметы целесообразно отражать на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы».

    В Методических рекомендациях чиновники сделали акцент на Порядке № 209н[7]. В частности, они отметили, что материальные запасы отражаются на соответствующих подстатьях статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ по своему целевому (функциональному) назначению. Так, подстатья 341 КОСГУ применяется при отражении операций по приобретению лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях.

    Как отметило финансовое ведомство, в состав группы «Медикаменты и перевязочные средства» входят материалы, которые указываются под кодом 341 КОСГУ (письма от 09.08.2019 № 02-08-10/60687, от 26.07.2019 № 02-08-05/56168):

    • медицинские аптечки и санитарные сумки;

    • перевязочные средства (вата, марля, бинты);

    • шприцы, иглы, катетеры, канюли для переливания;

    • стерильные перчатки и прочие медицинские расходные материалы;

    • антисептики, дезинфицирующие материалы;

    • системы тест-полосок, применяемые в медицинских целях.

    В соответствии с разъяснениями, приведенными в Письме Минфина РФ от 06.04.2020 № 02-08-10/27111, по подстатье 341 КОСГУ отражается приобретение в целях оказания медицинской помощи (услуг):

    • термометров, срок полезного использования которых составляет менее 12 месяцев;

    • бактерицидных ламп;

    • масок.

    В то же время в Письме от 16.07.2020 № 02-07-10/62248 специалисты финансового ведомства сообщили, что если маски для защиты дыхательных путей, медицинские перчатки приобретаются в целях формирования комплектов СИЗ (специальной одежды), выдаваемых медицинскому персоналу учреждения для использования в течение периода, превышающего 12 месяцев, то указанные материальные ценности следует учитывать одновременно с комплектом специальной одежды в группе материальных запасов «Мягкий инвентарь».

    По общим правилам единица бухгалтерского учета материальных запасов выбирается учреждением самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера материальных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материальных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа (п. 8 СГС «Запасы»).

    Как указано в Методических рекомендациях, выбор единицы учета зависит от характера запасов, порядка их приобретения и (или) использования. Чиновники считают, что номенклатурную единицу целесообразно применять в качестве единицы учета в случае необходимости ведения раздельного аналитического учета однородных материальных запасов, выпущенных разными производителями, имеющих различные артикулы, торговые марки, размеры, сорт. Они рекомендуют учитывать лекарственные средства для медицинского применения, подлежащие предметно-количественному учету, по номенклатурным единицам. В частности, к ним относятся препараты, содержащие сильнодействующие и ядовитые вещества.

    Пунктом 13 СГС «Запасы» установлено, что активы, относящиеся к материалам, принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Из положений п. 19 данного стандарта следует, что первоначальная стоимость материальных запасов, приобретенных в результате обменных операций или созданных учреждением, определяется в сумме фактически произведенных вложений. Как правило, это суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также транспортные расходы.

    Если в ходе инвентаризации выявлен просроченный товар, он учитывается согласно п. 3.25 Методических указаний № 49: малоценные предметы, пришедшие в негодность и не списанные с учета, не включаются в инвентаризационные ведомости. На них составляется акт с указанием времени эксплуатации, причин негодности, возможности использования этих предметов в хозяйственных целях.

    Учет лекарственных препаратов и медизделий в медсанчасти

    Как видите, лекарственные препараты в этом списке не значатся. Более того, медицинские изделия, включенные в перечень, не подлежат замене.

    Но, согласитесь, оказать первую помощь, к примеру, при сердечном приступе с помощью бинта ну никак нельзя. Как минимум работнику нужно измерить давление и дать таблетку валидола. Поэтому работодатели и включают в аптечки не только медицинские изделия, указанные в приказе № 169н, но и лекарственные средства для оказания первой помощи.

    Минфин: ничего лишнего Отвечая на вопрос организации, спе­циалисты Минфина России указали, что затраты по комплектации аптечек для оказания первой помощи могут быть включены в состав расходов для целей налогообложения прибыли на основании подп.

    В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое (ст.223 ТК РФ).Таким образом, независимо от наличия вредных производственных факторов, работодатель обязан иметь аптечки в организации. Источником приобретения медицинских аптечек могут быть собственные средства организации, а также средства ФСС РФ в счет финансового обеспечения предупредительных мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.

    Остальным учитывать медикаменты, в том числе и автоаптечки, нужно на субсчете 234 «Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности».

    В дальнейшем именно он будет ответственным за ее сохранность, своевременно информировать бухгалтерию об использованных или непригодных медикаментах. Приобретенные для пополнения аптечки медикаменты также нужно учитывать на субсчете 234. С точки зрения учета, медикаменты, содержащиеся в аптечке, — это матценности, которые должны быть учтены.

    Здесь также можно выделить особенности, зависящие от того, есть ли медпункт.

    При поступлении подписывается 4 экземпляра накладных для обычных лекарств (2 — для учреждения, 2 — для поставщика) и 5 экземпляров (2 — для учреждения, 3 — для поставщика) для медикаментов, которые учитываются в предметно-количественном виде.

    Поступившие накладные сопоставляются со счетом от поставщика, предоставляемым за определенный сторонами период. На основании счета и накладных бухгалтерия проводит списание использованных медикаментов.

    Учет операций по приобретению аптечек для оказания первой помощи. Списание лекарственных средств в бюджетных учреждениях — как списать аптечки на предприятии?

    Источником приобретения медицинских аптечек могут быть собственные средства организации, а также средства ФСС РФ в счет финансового обеспечения предупредительных мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. К таким товарам отнесены продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (п.
    Казенное учреждение «Альфа» централизованно закупило на склад электрические лампочки. В июле со склада было передано кладовщику одного из подразделений 100 лампочек (цена – 20 руб. за штуку). Материальные запасы были переданы в подразделение на основании требования-накладной (ф.

    Учет операций по приобретению аптечек для оказания первой помощи. Списание лекарственных средств в бюджетных учреждениях — как списать аптечки на предприятии?

    При этом Минфин России увязывает включение подобных затрат в налоговую базу с условием обязательности для фирмы проведения медосмотров сотрудников (письмо Минфина России от 31.03.2011 № 03-03-06/1/196).

    Но в данном случае считаем, что аптечки с медикаментами и изделиями медицинского назначения должны учитываться в связи с тем, что содержимое аптечек фактически используется в течение продолжительного времени, а не сразу выдается на текущие нужды.

    Отражено внутреннее перемещение материальных запасов между материально ответственными лицами (со склада для использования) При списании МЗ 2.

    Учет затрат на медкабинет и аптечку

    Материальные запасы были переданы в подразделение на основании требования-накладной (). Кладовщик в этом же месяце выдавал лампочки электрику по ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения ().

    Запасы в учреждениях учитываются по месту их ответственного хранения (нахождения) и в бухгалтерской службе, о чем идет речь в п. 10 разд.
    По общему правилу расходы на приобретение (изготовление) объектов, которые в дальнейшем в соответствии с положениями действующих федеральных стандартов, а также Инструкции N 157н могут учитываться в составе нефинансовых активов, относятся на соответствующие статьи группы 300 «Поступление нефинансовых активов» КОСГУ.

    Для правильного отнесения рассматриваемых материальных ценностей к конкретному счету аналитического учета прежде всего необходимо определить, к какому виду материальных запасов они относятся.

    Отвечает Владимир Пилипенко, эксперт Медицинские аптечки учитывают в составе материальных запасов на счете 105 31.

    В силу производственной необходимости работник казенного учреждения вынужден был за свой счет оплатить ремонт служебного автомобиля, согласовав его с работодателем. Стоимость работ составила 2 000 руб. Расходы на ремонт возмещены работнику путем перечисления денежных средств на его карту.

    Собственно, интересует следующее — где купить. Может у кого-нибудь из участников форума используется (производится) на предприятии этот поганый мышьяковатистый водород и он знает, где взять упаковочку-другую Мекаптида? А то как-то без него не фонтан.

    В силу производственной необходимости работник казенного учреждения вынужден был за свой счет оплатить ремонт служебного автомобиля, согласовав его с работодателем. Стоимость работ составила 2 000 руб. Расходы на ремонт возмещены работнику путем перечисления денежных средств на его карту.

    Встал вопрос о приобретении данного препарата. Завзравпунктом обзвонила все аптеки города — нигде нет, у поставщиков аптек в справочниках его тоже нет. Я позвонил в большую сеть аптек (Москва и область) родственнику — ситуация аналогичная.

    Мероприятия по улучшению условий труда работников работодатель обязан проводить за счет собственных средств. Таким образом, расходы на осуществление подобных мероприятий можно учесть при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ) при условии их экономической обоснованности (письма Минфина РФ от 24.03.2014 г. №03-03-06/2/12697, от 21.11.2013 г. №03-03-06/1/50213).

    Поскольку продажа товара по истечении установленного срока годности запрещена, данный товар подлежит изъятию с витрин аптечной организации (п. 5 ст. 5 Закона РФ № 2300-1). Кроме того, не подлежит продаже товар, который был испорчен – ввиду либо неправильного хранения, либо наступления непредвиденной ситуации (например, пожара, аварии).

    Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

    Однако, само уничтожение медикаментов требует привлечения сторонней организации, так как лекарственные средства подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 59 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», который регулирует отношения, возникающие, в частности, в связи с хранением и применением лекарственных средств).

    Минфин: ничего лишнего Отвечая на вопрос организации, спе­циалисты Минфина России указали, что затраты по комплектации аптечек для оказания первой помощи могут быть включены в состав расходов для целей налогообложения прибыли на основании подп.

    В Федеральном законе N 61-ФЗ предусмотрены общие требования, касающиеся порядка и оснований уничтожения лекарственных средств в медучреждении.

    Понятие лекарственных средств дано в ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

    В то же время на счете 010536000 «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения» учитываются, в том числе, и материалы специального назначения.

    При поступлении подписывается 4 экземпляра накладных для обычных лекарств (2 — для учреждения, 2 — для поставщика) и 5 экземпляров (2 — для учреждения, 3 — для поставщика) для медикаментов, которые учитываются в предметно-количественном виде.

    Непосредственно список мед. средств, которые должны входить в состав автоаптечки, определяет Приказ Минздравмедпрома РФ № 325 (см. ссылку выше).

    Формы инвентаризационных описей утверждены и приведены в Приложениях 1 – 18 к Методическим указаниям по инвентаризации.

    Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт, компания «РосКо – Консалтинг и аудит»

    Какой порядок налогового и бухгалтерского учета приобретения аптечек для оказания первой помощи? Какие особенности учета, если впоследствии расходы на приобретение аптечек возмещаются за счет страховых взносов, подлежащих уплате в ФСС РФ? Разберемся в практических аспектах учета подобных расходов и доходов.

    Обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое (ст.223 ТК РФ). Таким образом, независимо от наличия вредных производственных факторов, работодатель обязан иметь аптечки в организации.

    Источником приобретения медицинских аптечек могут быть собственные средства организации, а также средства ФСС РФ в счет финансового обеспечения предупредительных мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.

    При принятии решения об отнесении имущества к той или иной группе нефинансовых активов профильной комиссии необходимо руководствоваться СГС «Основные средства», а также Инструкцией N 157н. Отнесение имущества в состав основных средств осуществляется при выполнении критериев, перечисленных в п.п. 7, 8 СГС «Основные средства», п.п. 38, 39 Инструкции N 157н. Одним из главных критериев отнесения объекта к основным средствам является срок его полезного использования: он должен быть более 12 месяцев, а вот стоимость объекта имущества при отнесении его к основным средствам или материальным запасам значения не имеет. При этом согласно п. 10 СГС «Основные средства» объект должен быть предназначен для выполнения определенных самостоятельных функций.

    Вопрос №2: Что должен включать состав автоаптечки для оказания первой помощи? Можно ли этот состав дополнять своими медикаментами?

    Непосредственно список мед. средств, которые должны входить в состав автоаптечки, определяет Приказ Минздравмедпрома РФ № 325 (см. ссылку выше). Настоящим распоряжением, установлено, что в автоаптечке обязательно должны быть:

    субсчете 234 «Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности».

    Обратим внимание на то, что этим Порядком определено, что в небольших учреждениях канцелярские принадлежности (бумага, карандаши и т. п.) и медикаменты (за исключением спирта и медикаментов, которые имеют большую стоимость), приобретенные и одновременно выданные на текущие нужды, могут сразу списываться на фактические расходы с отражением их общей стоимости по дебету и кредиту субсчета 234.

    Но в данном случае считаем, что аптечки с медикаментами и изделиями медицинского назначения должны учитываться в связи с тем, что содержимое аптечек фактически используется в течение продолжительного времени, а не сразу выдается на текущие нужды.

    Запасы в учреждениях учитываются по месту их ответственного хранения (нахождения) и в бухгалтерской службе, о чем идет речь в п. 10 разд.

    Так, расходы на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, осуществляются с применением статьи 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ, а расходы на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к материальным запасам, — с применением одной из подстатей статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ. Принятие к учету в том числе объектов основных средств и материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов (далее — профильная комиссия), оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) (п. 34 Инструкции N 157н).

    Как списать аптечку автомобильную что написать в акте

    Более того, специалисты финансового ведомства в своих разъяснениях также указывают, что такие решения относятся исключительно к компетенции сотрудников учреждения госсектора, которые обладают полной и достоверной информацией, необходимой для их принятия (смотрите, например, письма Минфина России от 11.11.2013 N 02-06-010/48099, от 27.02.2012 N 02-07-10/534). Данный принцип не изменился и после вступления в силу федеральных стандартов.

    Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Емельянова Ольга

    Ответ прошел контроль качества

    14 июня 2019 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    Посмотрите проект приказа, делал я, мот поможет.

    Об обеспечении работников

    Общества медицинскими аптечками

    В соответствии с требованиями статьи 231 Трудового кодекса Республики Беларусь в целях обеспечения медицинского обслуживания работников, руководствуясь постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 04.12.2014 N 80 «Об установлении перечней аптечек первой помощи, аптечек скорой медицинской помощи, вложений, входящих в эти аптечки, и определении порядка их комплектации»

    ПРИКАЗЫВАЮ:

    1. Утвердить с 01.10.2016г. «Перечень вложений входящих в аптечку первой помощи «Универсальную» (далее – Перечень) (приложение 1).

    2. Руководителям производственных и вспомогательных структурных подразделений:

    По каким КВР и статье КОСГУ отразить их покупку в учете казенного учреждения?

    Важно

    С 2016 года, когда заказчики начнут планировать закупки на 2017 год, в полном объеме будет введено планирование закупок. План-график нужно будет составлять по новым правилам, а также придется составлять и план закупок (ст. 16, 17, ч. 2 ст. 114 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ)

    Расходы отражайте по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и отнесите на ст. 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

    Дополнительно по теме

    Аптечки автомобильные принимают к учету в составе материальных запасов по фактической стоимости. Аптечки относятся к классу «Медикаменты, химико-фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения».

    В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое (ст.223 ТК РФ).Таким образом, независимо от наличия вредных производственных факторов, работодатель обязан иметь аптечки в организации. Источником приобретения медицинских аптечек могут быть собственные средства организации, а также средства ФСС РФ в счет финансового обеспечения предупредительных мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.

    К таким товарам отнесены продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (п. 4 ст. 5 Закона РФ № 2300-1). Поскольку продажа товара по истечении установленного срока годности запрещена, данный товар подлежит изъятию с витрин аптечной организации (п.

    5 ст. 5 Закона РФ № 2300-1). Кроме того, не подлежит продаже товар, который был испорчен – ввиду либо неправильного хранения, либо наступления непредвиденной ситуации (например, пожара, аварии).

    Если в ходе инвентаризации выявлен просроченный товар, он учитывается согласно п. 3.25 Методических указаний № 49: малоценные предметы, пришедшие в негодность и не списанные с учета, не включаются в инвентаризационные ведомости. На них составляется акт с указанием времени эксплуатации, причин негодности, возможности использования этих предметов в хозяйственных целях.

    , осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

    Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в т. ч. таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

    Как оформляется выбытие медикаментов?

    В частности, данной нормой устанавливаются перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, а также порядок их «специального» учета и соответствующие документы. Кроме того, особенности предметно-количественного учета лекарственных средств в учреждениях, имеющих аптеку, описаны в разделе II Инструкции N 747. Пунктом 45 Инструкции N 747 предусмотрено, что стоимость лекарственных средств, выданных в отделения (кабинеты) учреждения, списывается в расход.

    Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт, компания «РосКо – Консалтинг и аудит»

    Какой порядок налогового и бухгалтерского учета приобретения аптечек для оказания первой помощи? Какие особенности учета, если впоследствии расходы на приобретение аптечек возмещаются за счет страховых взносов, подлежащих уплате в ФСС РФ? Разберемся в практических аспектах учета подобных расходов и доходов.

    Начнем с того, что наличие медицинской аптечки обязательно для всех организаций, независимо от осуществляемых видов деятельности. В соответствии со ст.163 ТК РФ работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в том числе, относятся условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства. Условия труда представляют собой совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. В силу ст. 209 ТК РФ охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

    Обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое (ст.223 ТК РФ). Таким образом, независимо от наличия вредных производственных факторов, работодатель обязан иметь аптечки в организации.

    Источником приобретения медицинских аптечек могут быть собственные средства организации, а также средства ФСС РФ в счет финансового обеспечения предупредительных мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.

    Расходы на приобретение аптечек для оказания первой помощи впоследствии могут возмещаться за счет средств, подлежащих уплате в ФСС РФ. И в этом случае возникают спорные моменты в части возможности принятия НДС к вычету, а также налогового учета доходов (расходов).

    Согласно пп.7 п.1 ст.264 НК РФ в составе прочих расходов учитываются расходы на обеспечение нормальных условий труда. Перечень расходов на «нормальные условия», приведенный в ст.163 ТК РФ, является открытым, то есть предприятие само вправе определять, что относится к нормальным условиям труда в его понимании. Между тем анализ норм ст.22, 163, 209, 223 ТК РФ и других отраслей права позволяет сделать вывод, что конкретный перечень нормальных условий труда в ТК РФ не установлен. Приведенные нормы закона, не связывают обязанность работодателя обеспечить нормальные условия труда и отдыха для работников с каким-либо особым характером работы или видом деятельности (решение АС Мурманской области от 11.11.2015 г. №А42-8232/2014).

    Мероприятия по улучшению условий труда работников работодатель обязан проводить за счет собственных средств. Таким образом, расходы на осуществление подобных мероприятий можно учесть при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ) при условии их экономической обоснованности (письма Минфина РФ от 24.03.2014 г. №03-03-06/2/12697, от 21.11.2013 г. №03-03-06/1/50213).

    Стоимость приобретенных медицинских аптечек также включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп.7 п.1 ст.264 НК РФ, письма Минфина РФ от 03.10.2012 г. №03-03-06/2/112, от 20.08.2012 г. №03-03-06/1/412) и признается расходом по мере их передачи в места использования (п. 1 ст. 272 НК РФ).

    Расходы, связанные с комплектацией аптечек для оказания первой помощи, учитываются в целях исчисления налога на прибыль (письма Минфина РФ от 03.10.2012 г. №03-03-06/2/112, от 20.08.2012 г. № 03-03-06/1/412).

    Спорным вопросом является возможность налогового учета расходов на комплектацию аптечек изделиями медицинского назначения, не приведенного в перечне лекарственных препаратов и медицинских изделий, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.03.2011 г. №169н (далее по тексту – Перечень №169н).

    — изделия медицинского назначения для временной остановки наружного кровотечения и перевязки ран (жгут кровоостанавливающий, бинты марлевые медицинский нестерильный и стерильные, пакет перевязочный медицинский индивидуальный стерильный с герметичной оболочкой, салфетки марлевые медицинские стерильные, лейкопластырь бактерицидный и рулонный);

    — изделия медицинского назначения для проведения сердечно-легочной реанимации (устройство для проведения искусственного дыхания или карманная маска для искусственной вентиляции легких);

    — прочие изделия медицинского назначения (ножницы для разрезания повязок, салфетки антисептические, из бумажного текстилеподобного материала, стерильные спиртовые, перчатки медицинские нестерильные смотровые);

    — прочие средства.

    А, по мнению финансистов, укомплектация аптечек должна производиться строго по Перечню №169н (письмо Минфина РФ от 20.08.2012 г. № 03-03-06/1/412). Это означает, что организация не сможет признать в налоговом учете расходы на приобретение лекарственных средств, которые не поименованы в Перечне №169н. С такой позицией финансового ведомства трудно согласиться. Приведенный Перечень №169н содержит ограничительно­ минимальный набор изделий медицинского назначения. Как уже отмечалось, налоговое законодательство, в частности, глава 25 НК РФ не содержит запрета на комплектацию аптечек дополнительными лекарственными средствами.

    Кроме того, для отдельных видов деятельности существуют еще отраслевые санитарные правила. Так, для организаций железнодорожного транспорта утверждено Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.04.2003 г. №32 «О введении в действие «Санитарных правил по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5.1250-03».

    Пунктом 4.6.4 СП 2.5.1250-03 «Санитарные правила по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте» установлено, что аптечка первой помощи должна быть укомплектована медикаментами и перевязочными материалами. Аптечка железнодорожная для оказания первой помощи пострадавшим в вагонах поездов дальнего следования при возникновении чрезвычайных ситуаций или временного расстройства здоровья пассажиров должна включать в себя помимо перевязочных материалов валидол, анальгин, корвалол, цитрамон, баралгин, дротаверина г/х и ацетилсаллициловую кислоту.

    Немало спорных моментов возникает в том случае, если расходы на приобретение препаратов для оказания первой помощи возмещаются за счет средств ФСС РФ.

    Минздравсоцразвитием РФ утвержден типовой перечень (далее по тексту – Перечень №181н) ежегодно реализуемых работодателем за счет средств ФСС РФ мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (приказ от 01.03.2012 г. №181н). Например, за счет средств ФСС РФ может финансироваться создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи (п. 26 Перечня №181н).

    Согласно правилам финансового обеспечения предупредительных мер (Приложение к Приказу Минтруда РФ от 10.12.2012 г. №580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами», далее по тексту — Правила финансового обеспечения), за счет сумм страховых взносов в ФСС РФ подлежат возмещению расходы страхователя, в том числе на приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи (пп.»к» п. 3 Правил финансового обеспечения).

    При этом страхователь обособленно осуществляет учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов и ежеквартально отчитывается перед ФСС РФ об их использовании по форме, приведенной в письме ФСС РФ от 02.07.2015 г. №02-09-11/16-10779 (п.12 Правил финансового обеспечения).


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.

    Для любых предложений по сайту: [email protected]