Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новое в банковском законодательстве 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Раз уж мы говорим о внутреннем банковском контроле и рисках, то надо упомянуть и комплаенс-контроль — в банке под ним понимается комплекс мер, инструментов контроля, регламентов, направленных на соблюдение требований антиотмывочного, антитеррористического, валютного законодательства.
Комплаенс-отдел как раз и занимается мониторингом, проверкой сомнительных операций, блокировками счетов. При этом многие банки ведут активную работу с клиентами, направленную на предупреждение ограничительных мер, т.е. заранее предупреждают: у вас есть проблемы, нужно что-то менять. Поэтому относитесь к комплаенсу не только как к карателям, но и как к службе поддержки.
35460
10884
26987
В 2021 году банки будут контролировать бизнес по-новому
Фото 7535
Фото Видео 5414
4358
Заявление о внесении изменений в условия договора банковского займа подается заемщиком в банк, выдавший заем, (далее — заявление) в соответствии с пунктом 1-1 статьи 36 Закона о банках.
Заявление заемщика подлежит обязательному приему, регистрации, учету и рассмотрению банком.
При представлении заемщиком неполных сведений и документов банк запрашивает их.
Заемщик предоставляет запрашиваемые документы в течение 5 (пяти) рабочих дней.
Непредставление запрашиваемых документов в указанный срок является основанием для оставления заявления заемщика без рассмотрения, о чем банком направляется соответствующее уведомление.
Банк при рассмотрении вопроса о внесении изменений в условия договора банковского займа при расчете платежеспособности заемщика руководствуется требованиями постановления Правления Национального Банка Республики Казахстан от 25 декабря 2013 года № 292 «О введении ограничений на проведение отдельных видов банковских и других операций финансовыми организациями» (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 77379).
Банк в течение 15 (пятнадцати) календарных дней после дня получения заявления заемщика рассматривает предложенные изменения в условия договора банковского займа и в письменной форме либо способом, предусмотренным договором банковского займа, сообщает заемщику о (об):
1) согласии с предложенными изменениями в условия договора банковского займа;
2) своих предложениях по изменению условий договора банковского займа;
3) отказе в изменении условий договора банковского займа с указанием мотивированного обоснования причин такого отказа.
При принятии банком решения о согласии с предложенными изменениями в условия договора банковского займа, порядок и сроки внесения изменений в условия договора банковского займа определяются внутренним документом банка, при этом срок внесения таких изменений, не превышает 15 (пятнадцати) календарных дней со дня принятия такого решения банком.
При направлении банком своих предложений по изменению условий договора банковского займа, срок представления ответа заемщиком на предложенные банком условия изменения договора банковского займа указывается в письме банка и составляет не менее 15 (пятнадцати) календарных дней со дня получения заемщиком решения банка.
Подготовке подлежат технические руководители, специалисты и работники, участвующие в технологическом процессе опасного производственного объекта, эксплуатирующие, выполняющие техническое обслуживание, техническое освидетельствование, монтаж и ремонт опасных производственных объектов, поступающее на работу на опасные производственные объекты, а также аттестованных, проектных организаций и иных организаций, привлекаемых для работы на опасных производственных объектах:
1) работники, выполняющие работы на опасных производственных объектах — ежегодно с предварительным обучением по программе продолжительностью не менее десяти часов;
2) технические руководители, специалисты, инженерно-технические работники — один раз в три года с предварительным обучением по программе продолжительностью не менее сорока часов.
Лица, указанные в подпункте 2) части первой настоящего пункта, могут осуществлять обучение самостоятельно по типовой программе, утверждаемой уполномоченным органом в области промышленной безопасности.
Переподготовке подлежат технические руководители, специалисты и работники, участвующие в технологическом процессе опасного производственного объекта, эксплуатирующие, выполняющие техническое обслуживание, техническое освидетельствование, монтаж и ремонт опасных производственных объектов, а также аттестованных, проектных организаций и иных организаций, привлекаемых для работы на опасных производственных объектах, с предварительным обучением по десятичасовой программе в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 79 Закона.
Юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели ежегодно составляют графики проведение подготовки, переподготовки и сдачи экзаменов по вопросам промышленной безопасности. График обучения и сдачи экзаменов утверждается руководителем организации.
Организация и проведение сдачи экзаменов, обеспечиваются их руководителями в соответствии с утвержденным графиком. Лиц, подлежащих сдаче экзаменов, письменно знакомят с графиком за 30 (тридцать) календарных дней до начала обучения. Сдача экзаменов проводится после завершения обучения.
Вновь принятые на работу проходят подготовку, переподготовку и сдачу экзамена в области промышленной безопасности не позднее одного месяца со дня назначения.
Подготовка, переподготовка и сдача экзаменов по вопросам промышленной безопасности проводится учебной организацией в очной или дистанционной формах.
Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
«Горячие» документы — Банковское дело
Порядок заключения договора о предоставлении микрокредита разработан в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона Республики Казахстан «О микрофинансовой деятельности» (далее — Закон) и определяет порядок заключения договора о предоставлении микрокредита.
Договор о предоставлении микрокредита в соответствии с которым организация, осуществляющая микрофинансовую деятельность (микрофинансовая организация, кредитное товарищество и ломбард, осуществляющие деятельность по предоставлению микрокредитов, далее — организация, осуществляющая микрофинансовую деятельность), предоставляет заемщику микрокредит заключается с учетом требований гражданского законодательства Республики Казахстан к письменной форме сделки.
До заключения договора о предоставлении микрокредита с физическим лицом организация, осуществляющая микрофинансовую деятельность осуществляет мероприятия, предусмотренные подпунктами 4) и 5) пункта 2 статьи 7 Закона, с обязательным фиксированием перечня осуществленных организацией мероприятий, который приобщается к кредитному досье заемщика по данному договору.
Постановление подлежит официальному опубликованию и вводится в действие с 1 октября 2021 года, за исключением подпункта 3) пункта 4 приложения 2 к настоящему постановлению, который вводится в действие с 1 августа 2021 года.
Редакция до внесения изменений |
Новая редакция |
Комментарии |
Правила регистрации в соответствующих государственных реестрах передачи исключительного права, предоставления права на использование объекта промышленной собственности, открытую или принудительную лицензию |
||
П.7 Заявлению на оказание государственной услуги автоматически присваивается регистрационный номер на момент поступления услугодателю. При обращении услугополучателя после окончания рабочего времени, в выходные и праздничные дни согласно трудовому законодательству Республики Казахстан, прием заявлений и выдача результатов оказания государственной услуги осуществляются следующим рабочим днем. Услугодатель в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента регистрации документов проверяет их полноту. Сведения о документе, подтверждающем оплату, услугодатель получает из соответствующей государственной информационной системы через шлюз «электронного правительства». По результатам проверки соответствующих документов и оплаты, а также при отсутствии оснований для отказа, услугодатель в течение 5 (пяти) рабочих дней готовит уведомление об оказании государственной услуги и направляет в «личный кабинет» услугополучателя в электронной форме согласно приложению 5 к настоящим Правилами. В случае предоставления услугополучателем неполного пакета документов, либо по основаниям, указанным в пункте 9 стандарта, ответственный исполнитель в указанные сроки готовит мотивированный отказ в дальнейшем рассмотрении заявления по форме согласно приложению 6 к настоящим Правилам за подписью (ЭЦП) руководителя услугодателя и направляет услугополучателю. В случае нарушения требований к оформлению документов или наличия оснований, препятствующих регистрации договора, но которые могут быть устранены, услугодателем направляется уведомление услугополучателю с предложением в трехмесячный срок с даты его отправки представить отсутствующие или исправленные документы либо внести необходимые изменения и дополнения. В этом случае, срок проведения проверки документов исчисляется с даты представления отсутствующих или исправленных документов. |
П.7 Заявлению на оказание государственной услуги автоматически присваивается регистрационный номер на момент поступления услугодателю. При обращении услугополучателя после окончания рабочего времени, в выходные и праздничные дни согласно трудовому законодательству Республики Казахстан, прием заявлений и выдача результатов оказания государственной услуги осуществляются следующим рабочим днем. Услугодатель в течение 2 (двух) рабочих дней с момента регистрации документов проверяет их полноту. При представлении услугополучателем неполного пакета документов или отсутствии сведений, необходимых для оказания государственной услуги в соответствии с настоящими правилами, услугодатель в сроки, указанные в части третьей настоящего пункта, направляет услугополучателю уведомление с указанием каким требованиям не соответствует пакет документов. Срок приведения в соответствие указанных в уведомлении документов составляет 2 (два) рабочих дня со дня получения уведомления услугодателем. В случае, если в течение 2 (двух) рабочих дней со дня получения уведомления услугополучатель не привел его в соответствие с требованиями, услугодатель направляет отказ в дальнейшем рассмотрении заявления согласно приложению 6 к настоящим Правилам. Сведения о документе, подтверждающем оплату, услугодатель получает из соответствующей государственной информационной системы через шлюз «электронного правительства». По результатам проверки соответствующих документов и оплаты, а также при отсутствии оснований для отказа, услугодатель в течение 5 (пяти) рабочих дней готовит уведомление об оказании государственной услуги и направляет в «личный кабинет» услугополучателя в электронной форме согласно приложению 5 к настоящим Правилам. При вынесении решения об отказе в оказании государственной услуги, услугодатель в течение 1 (одного) рабочего дня уведомляет услугополучателя о предварительном решении об отказе в оказании государственной услуги, а также времени и месте (способе) проведения заслушивания для предоставления возможности услугополучателю выразить позицию по предварительному решению. Уведомление о заслушивании направляется не менее чем за 3 (три) рабочих дня до завершения срока оказания государственной услуги. Заслушивание проводится не позднее 2 (двух) рабочих дней со дня уведомления. По результатам заслушивания услугодатель выдает разрешение либо мотивированный отказ в оказании государственной услуги. |
Изменены сроки и порядок рассмотрения заявления. |
П.14 Заявлению на оказание государственной услуги автоматически присваивается регистрационный номер на момент поступления услугодателю. При обращении услугополучателя после окончания рабочего времени, в выходные и праздничные дни согласно трудовому законодательству Республики Казахстан, прием заявлений и выдача результатов оказания государственной услуги осуществляются следующим рабочим днем. Услугодатель в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента регистрации документов проверяет их полноту. Банки активно наращивают базы клиентов, передавших биометрические данные, и предоставляют им особые условия обслуживания. Например, больший лимит на снятие наличных, ниже ставка по кредитам и т.д. Основные препятствия на пути развития технологии: недостаточная заинтересованность клиентов и неразвитая инфраструктура для сдачи данных. Первый шаг по устранению первого препятствия уже был сделан в августе 2020 года, когда «Сбербанк» и ВТБ объявили о планах увеличить лимиты по платежам и переводам для клиентов, сдавших биометрические данные. Самым простым способом устранения второго препятствия была бы реализация возможности сдавать биометрию непосредственно через мобильное приложение. Тут сразу встает вопрос о технологии верификации данных, например, сличении с паспортными данными, хранящимися у банков. Еще несколько лет назад детализация затрат по категориям была только у контрол-фриков. А теперь у каждого пользователя мобильного банка! Тут же поправлю обобщение и уточню: у десяти из топ-30 российских банков реализована такая функция, девять из них готовы предоставить вам выписку в формате excel, а восемь — показать отдельно только онлайн- или офлайн-покупки.
Банк не только собирает о клиентах безумно много информации, но и помогает им анализировать свои траты и планировать бюджет. Как еще поумнеет ваше приложение в ближайшее время? Возможность распознавания адресата перевода по лицу, оплата квитанции по фотографии, индивидуальный тариф для каждого пользователя, меняющийся вместе с изменениями стиля жизни, открытые API для интеграции со сторонними приложениями — эти и другие функции начнут мелькать в интерфейсах в течение ближайших пары лет. Усовершенствование голосовых технологий автоматически увеличит число пользователей, которые будут пользоваться этой функцией. Возможность отдать голосовому помощнику обязательства по оплате счетов будет востребована, если пользователь будет уверен, что счет оплачен по команде, и это именно тот счет. Как будут работать банки в 2021 году: кому включат красный свет?В 2020 году супераппы в России запустили только два банка – «Сбербанк» и «Тинькофф». Далеко не все пользователи в восторге от тренда на создание инфраструктуры. Но в том, что такая модель продолжит масштабирование, я не сомневаюсь. Во-первых, это происходит не только вокруг вокруг банковских сервисов. Экосистемы сервисов пытаются строить крупные успешные компании любого профиля. Во-вторых, суперапп с подключением небанковских сервисов — это, в каком-то смысле, следующий логичный шаг от разветвленных партнерских систем банков. Сначала банки собирали как можно больше партнеров для предоставления спец условий своим клиентам. Сейчас этих партнеров стало так много, что их наличие и число практически перестали что-то значить для пользователя. Чтобы вновь превратить партнерские офферы в преимущество, как ни парадоксально, число партнеров надо сократить — а лучше выделить основного в каждой отрасли и включить его услуги в ряд сервисов банка. Особо крупные банки могут таких партнеров купить, как это делает «Сбер», банки поменьше — заключить с ними уникальные контракты. Интересно, что эта тенденция актуальна и для Европы, где уровень digital-банкинга на порядок ниже. Второй по величине банк в Бельгии KBC Bank предоставил доступ к небанковским функциям своего приложения даже тем, кто не является клиентом банка. А в 2020 удивил всех, объявив о приобретении прав на трансляцию футбольных матчей внутри своего приложения. Другой путь у лидера испанского банковского рынка Caixa. Он запустил отдельные приложения imaginKids и imaginTeens, предназначенные для детей от 0 до 11 лет и от 12 до 17, соответственно. TikTok завоевал мир, а Likee завоевал детей. В нашем отчете мы оценивали, какие банки размещали свои рекламные кампании в этих социальных сетях. Оказалось, что только два: «Тинькофф» и «Сбербанк». И за месяц, что мы готовились к выходу исследования, эти данные успели устареть! Поэтому смело гарантирую, что в 2021 году в TikTok будут почти все банки. Но не все будут успешны, потому что сделать красивый баннер проще, чем запустить механику, которая сможет вовлечь миллионы человек. Банк — это бизнес, в котором LTV даже не самого богатого клиента может доходить до очень значительных цифр. Соответственно, чем раньше банк привлечет клиента, тем больше он на нем заработает, не говоря уже о том, что привлечение (или создание знания о бренде) школьника или школьницы на оформление детской карты через Likee намного дешевле, чем привлечение богатого взрослого, которыми они когда-нибудь, возможно, станут. В 2020 году почти все процессы перешли «на удаленку», а роль офиса банка, значимость которой и без того угасала, значительно снизилась. При этом «Альфа-Банк» и «Сбер» наоборот открыли офисы и сделали из этого громкие новости. Новым оказался формат — инновационный. А функция таких офисов получилась скорее имиджевая и развлекательная. Phygital-офис «Альфы» распознает лица клиентов-посетителей и сразу передает всю информацию о них сотрудникам банка. В офисе нет бумажных носителей и фиксированных рабочих мест.
В новом офисе «Сбера» тоже подключили биометрию и отказались от привычных стоек и касс. Общение с клиентами теперь за круглыми столиками, как в кофейне. Кофе тоже есть. Интересно, что раньше имиджевые офисы предназначались только для обслуживания клиентов Private Banking. Такое переосмысление офлайн-пространства показывает, как демократизировался банковский сектор. Стоить помнить, что клиенты банков, особенно крупнейших, сильно дифференцированы, и части пользователей до сих пор нужно объяснять, как пользоваться банкоматами. Поэтому инновационные офисы на самом деле направлены пока на очень узкую аудиторию, но этот тренд однозначно получит продолжение в 2021 году. С 01.09.2021 вступает в силу Федеральный закон от 05.04.2021 № 79-ФЗ о гаражной амнистии. Его нормами предусмотрено право гражданина, использующего гараж, являющийся объектом капитального строительства и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса РФ (30.12.2004), получить бесплатно в собственность земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, на котором расположен этот гараж. Такая возможность действует 5 лет — до 01.09.2026. Для оформления гаража и земельного участка потребуется подать заявление в органы местного самоуправления или МФЦ. Подтвердить свои права на гараж разрешили на основании:
Гаражная амнистия действует на капитальные гаражи, сваренные некапитальные металлические гаражи, построенные гаражно-строительными кооперативами. На гаражи-«ракушки» нормы закона не распространяются. Воспользоваться гаражной амнистией смогут наследники и покупатели гаражей у первоначального владельца. Для инвалидов предусмотрено специальная возможность размещать гараж бесплатно рядом с домом на специальном участке. С 01.09.2021 изменяются правила запроса согласия на обработку персональных данных в социальных сетях. Теперь соцсети, приложения и сайты обязаны информировать пользователей, зачем им понадобилась эта информация. Пользователям предоставлено право запрещать распространение сведений о себе. Это связано с началом действия с 01.03.2021 новых правил обработки персональных данных, по которым только сам гражданин вправе решать, каким площадкам и на какой срок он разрешает использовать личные данные. Человек вправе обратиться к администрации сайта или соцсети с требованием удалить информацию о себе. В согласие на обработку персональных данных в социальных сетях включили:
В согласии необходимо размещать:
Пользователь вправе выбирать, на какие категории данных он устанавливает запрет обработки, в том числе ограничения на способ их передачи. В согласии указывают срок его действия. Подробнее: «Согласие на обработку персональных данных: оформляем правильно» Эксперты разъяснили нюансы новых правил использования наличных: кому выгодноС 01.09.2021 начинают действовать новые правила маркировки упакованной воды средствами идентификации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31.05.2021 № 841. По этим правилам все участники оборота упакованной воды подают заявления на регистрацию в государственную информационную систему мониторинга за оборотом маркированных товаров «Честный ЗНАК» с 01.09.2021 или не позднее чем через 7 дней с даты возникновения необходимости осуществления оборота упакованной воды. Оборот и вывод из оборота немаркированной упакованной воды, произведенной или ввезенной в РФ (в случае ее производства вне РФ) до соответствующей даты, с которой нанесение средств идентификации на такую упакованную воду становится обязательным, допускается до окончания срока годности этой упакованной воды. С 01.09.2021 постановлением Правительства РФ от 15.12.2020 № 2099 вводится обязательная маркировка молочной продукции со сроком хранения более 40 суток и велосипедов (велосипедных рам). Подробнее: «Требования к маркировке товаров» С 01.09.2021 в России стартует новая культурная программа «Пушкинская карта», введенная по предложению президента. Граждане в возрасте от 14 до 22 лет получат возможность посещать театры, музеи и выставки за счет бюджетных средств. Им выдадут специальные карточки с зачисленными на них 3000 рублей. Эти деньги разрешено тратить только на культурные мероприятия. В следующем году сумму планируют увеличить. Заявку на участие в госпрограмме начиная с 1 сентября подают на портале госуслуг. Всего обладателями «Пушкинской карты» смогут стать порядка 13 миллионов молодых людей. С 01.09.2021 обязательным условием итоговой аттестации для аспиранта станет предзащита подготовленной во время учёбы диссертации. Процедура государственной аккредитации программ аспирантуры или адъюнктуры отменяется. Эти программы будут разрабатываться на основе федеральных государственных требований, утверждённых Минобрнауки. Образовательные организации, у которых аккредитация истекает незадолго до вступления закона в силу, будут считаться аккредитованными, это предусмотрено Федеральным законом от 30.12.2020 № 517-ФЗ. Начинают действовать поправки в Трудовой кодекс РФ, расширившие трудовые гарантии для работников, которые заочно осваивают программы подготовки научных кадров в аспирантуре (адъюнктуре). Они получили возможность на дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 30 дней и один свободный от работы день в неделю с оплатой 50 %. С 02.09.2021 все российские пенсионеры получат единовременную выплату в размере 10 000 рублей по указу Владимира Путина. Выплаты касаются всех категорий пенсионеров;
В первую очередь деньги отправят тем, кто получает выплаты на банковские карты, а затем остальным получателям. Подробнее: «Выплату для пенсионеров в размере 10 000 рублей получат все инвалиды и дети, потерявшие кормильцев» Правила перевода денежных средств с 10.09.2021: новый регламент ЦБПлатежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов[1]. Данные формы расчетов имеют юридическое равенство, т. е. ни одна из них на основании закона не является основной или второстепенной по отношению к другой. Физические лица могут производить расчеты между собой, оплату за товары, работы и услуги в любой из этих форм[2]. Операции по наличным расчетам образуют у юридических лиц и ИП кассовые операции. Минфин России, Банк России, ФНС России разработали большой объем документации и разъяснений по правилам ведения кассовых операций. Одно из основных — Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (в ред. от 05.10.2020). Юридические лица и ИП могут осуществлять расчеты и наличными деньгами с учетом нормативных ограничений[3]. Одно из основных из них: если сумма в рамках одного договора превышает 100 000 руб., она (или ее часть сверх указанного ограничения) должна быть перечислена в безналичном порядке[4]. Данный лимит распространяется на сделки между: • юридическими лицами; • индивидуальными предпринимателями; • юридическим лицом и ИП (если договор связан с осуществлением им предпринимательской деятельности). К сведению Если одна из сторон договора — физическое лицо, не являющееся ИП, лимит по наличным расчетам не применяется (п. 1 ст. 861 ГК РФ). Безналичная форма расчетов — основная для юридических лиц и ИП. При проведении безналичных расчетов нужно руководствоваться Положением Банка России от 19.06.2012 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» (в ред. от 11.10.2018; далее — Положение № 383-П). Безналичные расчеты осуществляются банками и иными кредитными организациями путем перевода денежных средств с открытием или без открытия банковских счетов (п. 3 ст. 861 ГК РФ). Банки осуществляют перевод как наличных, так и безналичных денежных средств по банковским счетам следующим образом[5]: • списывают денежные средства с банковских счетов плательщиков и зачисляют их на банковские счета получателей средств; • списывают денежные средства с банковских счетов плательщиков и выдают наличные денежные средства получателям средств — физическим лицам; • списывают денежные средства с банковских счетов плательщиков и увеличивают остаток электронных денежных средств получателей средств. Кредитные организации осуществляют перевод денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе с использованием электронных средств платежа[6]. Положение № 383-П во многом универсальный документ по правилам проведения расчетов, так как предусматривает также и правила субординации между участниками расчетов. В частности, согласно п. 1.25 этого Положения банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии между плательщиком и получателем средств решаются в установленном законодательством порядке разрешения споров без участия банков, за исключением случаев возникновения претензий по вине банков. Наличные расчеты между юридическими лицами, а также ИП — достаточно большой сегмент в общем объеме расчетных операций. По официальным данным Банка России, за 2020 г. объем наличных денег в обращении вырос на 26,4 %, т. е. более чем на четверть. На 01.01.2021 данный объем составил 13,4 трлн руб., что на 2,8 трлн руб. больше показателя годом раньше. Основные причины такого роста — сложная экономическая ситуация прошлого года и желание бизнеса сохранить финансовую и юридическую способность к работе всеми способами, не всегда полностью законными. Чтобы обеспечить государственный контроль за денежным оборотом и минимизировать незаконные операции на территории РФ, еще в 2001 г. был принят Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон № 115-ФЗ), в котором: • отражены правила взаимоотношений физических лиц и организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль за этими операциями в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем; • установлен перечень операций, подлежащих обязательному контролю, а также организаций, которые обязаны информировать уполномоченный орган об этих операциях; • определен единый для физических и юридических лиц порог, при превышении которого операции подлежат обязательному контролю. К сведению Этот показатель систематически актуализируется в зависимости от уровня инфляции, объема наличного оборота, других экономических факторов. Согласно п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб., или превышает ее. В этой же статье приведен конкретный список операций, на которые распространяется это правило. Например, в подп. 1 п. 1 речь идет об операциях с денежными средствами в наличной форме, в том числе в виде снятия со счета или зачисления на счет юридического лица денежных средств в наличной форме. В чем выражена новация по данному методу контроля? До 10.01.2021 действовало правило по проверке операций юридических лиц на ту же сумму, но только если она не обусловлена характером хозяйственной деятельности юридического лица. То есть не попадали под контроль наличные расчеты, которые возникали при проведении операций по используемому организацией виду деятельности на систематической основе и закрепленных в Уставе этой организации[7]. Теперь же все операции по поступлению и списанию наличных денежных средств у юридического лица на сумму 600 000 руб. и выше будут объектом контроля кредитной организации, через которую проводится данная операция. Несмотря на то что документ по контролю за этими операциями принят не Банком России, государственным контролером будет именно кредитная организация, т. е. отделение банка, заключившее договор на обслуживание с данным юридическим лицом. Таким образом, организация должна быть готова обосновать проведение операции с наличным расчетом на сумму 600 000 руб. Как это сделать? Предоставить в банк письменное пояснение, при необходимости приложить к нему копии документов, обосновывающих законность расчетов (пример 1). Законом № 208-ФЗ отменено действие абз. 6 подп. 1 п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ, что привело к исключению непосредственно из сферы контроля обмена банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства. Это изменение технического характера, так как такой обмен обязательно сопровождается снятием со счета или зачислением на счет юридического лица денежных средств в наличной форме. Поэтому при превышении лимита в 600 000 руб. нужно будет указать источник данной суммы. С 10.01.2021 выведены из-под обязательного контроля: • перевод денежных средств за границу на счет или вклад, открытый на анонимного владельца; • поступление денежных средств из-за границы со счета или вклада, открытого на анонимного владельца. При этом под обязательный контроль подпадают следующие операции: • зачисление денежных средств на счет или вклад или списание денежных средств со счета или вклада иностранной структуры без образования юридического лица, период деятельности которой не превышает трех месяцев со дня регистрации (инкорпорации); • зачисление денежных средств на счет или вклад или списание денежных средств со счета или вклада иностранной структуры без образования юридического лица, если операции по этому счету или вкладу не производились с момента его открытия. С 10.01.2021 под обязательный контроль подпадает операция с наличными или безналичными деньгами в рамках сделки с недвижимостью, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн руб., или превышает ее. Законодатель предусматривает контроль не за сделкой, а за оборотом расчетов, независимо от того, какой статус имеет получатель или отправитель этой денежной массы. Новое в этой норме выражается в следующем. Ранее контролировалась сделка с недвижимым имуществом с учетом суммового барьера, результатом которой является переход права собственности на такое имущество. В новой редакции Закона № 115-ФЗ будут контролироваться операции по любой сделке с недвижимым имуществом. Таким образом, если фирма-посредник исходя из условий участия в расчетах по сделке с недвижимостью будет осуществлять расчетные операции, превышающие вышеназванную сумму, при этом не будучи продавцом или покупателем недвижимости, то к ней будет также направлены запросы контролирующего органа. Ответ на такой запрос представлен в примере 3. Для целей обязательного контроля с 50 млн руб. до 10 млн руб. снижена минимальная сумма второго и последующих зачислений денежных средств на отдельные счета, открытые в уполномоченном банке головному исполнителю поставок продукции по ГОЗ и исполнителю, участвующему в поставках продукции по ГОЗ. При этом контроль второго и следующих начислений производится, если сумма первого зачисления равна или превышает 600 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб., или превышает ее. Илья Ясинский рассказал, что в 2020 году наметился тренд на снижение сомнительных операций:
Этих показателей достигли благодаря онлайн-мониторингу. Однако обналичивание средств по исполнительным листам увеличилось в 1,9 раза. Банк России рекомендует уделять особое внимание этой схеме. Кроме того, выросло число операций по выводу денег в рамках авансирования импорта без последующей поставки товара на территорию РФ. ЦБ планирует выпустить рекомендацию, где посоветует банкам не отказывать клиентам с низким уровнем риска в проведении операций, даже если эти операции соответствуют критериям сомнительных. Также готовят закон об автоматическом доступе банков ко всем данным физических лиц и юридических лиц. Банки будут получать информацию об изменении номера телефона клиента, его отчислениях в ПФР, ИФНС и другие. Банк России работает над созданием механизма удаленной идентификации физических лиц в единой биометрической системе. Клиенты банков смогут получать финансовые услуги дистанционно, подтвердив свою личность с помощью изображения лица и голоса. Изменится основная ставка. Платить НДФЛ по 13% нужно будет, пока совокупность налоговых баз меньше или равна 5 млн руб. Когда же она превысит порог, сумма налога составит 650 тысяч рублей плюс 15% от превышения. Вводятся понятия «основная налоговая база» и «совокупность налоговых баз». Пороговое значение и прогрессивную ставку НДФЛ будут применять в отношении совокупности баз. Для налоговых резидентов РФ в нее входят доходы:
Налоговый агент удерживает НДФЛ при выплате дохода физлицу и, как и сейчас, перечисляет его в бюджет по месту своего учета (месту жительства) или по месту нахождения обособленного подразделения. Переходный период. В 2021 и 2022 годах новая прогрессивная ставка НДФЛ будет применяться к каждой налоговой базе отдельно. Кроме того, если налоговый агент ошибется с расчетом налога по комбинированной ставке, то за I квартал 2021 года его не будут штрафовать и начислять пени. Для этого налоговый агент должен самостоятельно перечислить в бюджет недостающие суммы до 1 июля следующего года (Федеральный закон от 23.11.2020 № 372-ФЗ). Налог на проценты, выплачиваемые из РФ:
Налог на дивиденды, выплачиваемые из РФ:
Роялти – без изменений – 0%. В Госдуму внесен законопроект: с 1 января 2021 года в НК РФ должны заработать поправки, связанные с обращением цифровой валюты. У налогоплательщиков появятся новые обязанности: сообщать о получении права распоряжаться цифровой валютой; предоставлять отчеты об операциях и гражданско-правовых сделках с цифровой валютой, а также об остатках валюты. Информацию нужно будет предоставить, если сумма поступлений или списаний цифровой валюты превысит эквивалент в 600 тысяч рублей. Если проект примут, предоставить документы в первый раз потребуется в 2022 году за 2021 год. За несообщение или непредоставление отчета предусмотрены штрафы (п. 7 ст. 1 Проекта). Отдельная статья будет для ответственности за неуплату или неполную уплату налога по операциям, в которых расчеты проводили с цифровой валютой (п. 8 ст. 1 Проекта). Для налоговых правоотношений цифровая валюта будет признаваться имуществом. Однако операции, связанные с ее обращением, не будут считаться объектом обложения НДС (Проект Федерального закона № 1065710-7). Разъяснения к Федеральному закону от 01.04.2020г.№ 102-ФЗ. Доходы в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках учитываются при определении налоговой базы по НДФЛ за налоговый период, в котором указанные доходы были фактически получены. Разъяснено также: если по условиям договора, стороной которого является клиент банка, проценты зачисляются банком в счет пополнения того же вклада клиента, то доход в виде таких процентов учитывается в налоговом периоде, в котором произведено указанное зачисление процентов (Письмо ФНС России от 26.11.2020 № БС-4-11/19463@). В прошлом году из-за эпидемии государство предусмотрело ряд послаблений для тех, кто не смог справиться со сложностями по объективным обстоятельствам. Людям одобряли кредитные каникулы, которые давали возможность получить временную передышку и не платить по кредиту несколько месяцев на законных основаниях. К сожалению, некоторые заемщики поняли идею превратно и ошибочно решили, что платить не надо совсем: в результате общая задолженность только выросла. Похожая ситуация наблюдается с задолженностями по коммунальным услугам: из-за неверного информирования некоторые решили, что по ним можно не платить. Одновременно были приостановлены процедуры исполнительного производства для отдельных категорий граждан, что дало людям отсрочку и возможность обдумать выход из ситуации. Но в 2021 году запрет отменяется. В общественном пространстве идут разговоры о «кредитной амнистии», но говорить о грядущем списании долгов всем не приходится. Этот вопрос серьезно не обсуждается и продвигается только откровенными популистами. Пока что в 2020 году только упростилась процедура банкротства: ее теперь можно провести во внесудебном порядке. Пандемия изменила банки: 7 трендов, которые вы почувствуете в 2021 годуЧто предпримет государство, как поведут себя банки, можно предполагать, но утверждать с уверенностью нельзя. Финансисты думают, что нас ждет совершенствование кредитного законодательства, но не полная амнистия и прощение долгов. Как и всегда, самое надежное решение — по возможности справляться своими силами, а не ожидать необоснованных улучшений. Конечно, стоит наблюдать за изменениями в законах и пользоваться возможными послаблениями, но проверять условия надо внимательно — если понять их неправильно, можно столкнуться с негативными последствиями. В любом случае стоит знать, чего ожидать заемщикам от кредиторов — и от каких именно. Так же, как и всегда: стараться не паниковать, не совершать необдуманных поступков, и не игнорировать проблемы. Даже из сложной ситуации можно найти выход: об этом говорят тысячи клиентов ЭОС, которые избавились от задолженности с нашей помощью. Относитесь к своим кредитам со всей ответственностью, старайтесь не допускать новых просрочек и погашать те, что уже есть, так быстро, как сможете. Скорее всего, кредиторы будут готовы помочь и предложить особые условия: главное — не бойтесь идти на контакт и помните, что любые проблемы можно решить. Если у Вас возникли вопросы, то мы готовы предложить анонимную консультацию. Воспользуйтесь услугой анонимный звонок и просто начните диалог с оператором. Доверительные отношения между оператором ЭОС и клиентом — залог успешного разрешения финансовых проблем. Включает: Особый интерес в ФЗ от 01.07.2021 № 277-ФЗ для поставщика представляют вопросы, которые относятся к: новым условиям и требованиям при закупках у СМП и СОНКО, обновленному порядку оплаты контрактов в соответствии с новыми сроками. Предусматривает обязанность осуществлять закупки по закону № 44-ФЗ новых субъектов. 16 важных законов, которые изменят жизнь граждан и бизнеса в сентябре 2021 года
Похожие записи: |