Можно ли увеличить площадь земельного участка после межевания

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли увеличить площадь земельного участка после межевания». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

До 2007 года участки вносили в реестр без проведения межевания. Чтобы изменить границы надела необходимо получить согласие в органах местного самоуправления.

Выкуп земли производится на основании заявления собственника. Прилегающие территории присоединяют к участку при условии, что они были признаны бесхозными.

Процедура изменения конфигурация надела оформляется актом. Владелец участка должен провести межевание с одновременным присоединением выкупленного участка.

Зачастую земельные споры можно решить только в судебном порядке.

Причиной обращения в инстанцию может быть:

  • Отсутствие распорядительных документов на участок.
  • Людям приходится подавать иск в суд, если местные власти отказываются регистрировать право на надел.
  • Собственники сталкиваются со спорными моментами, которые возникают во время приватизации.

При рассмотрении дел, касающихся прав на землю, суды требуют следующие документы:

  • Архивные выписки, которые нужно взять из БТИ или в администрации.
  • В качестве доказательства человек может предоставить платежки, в которых указана сумму и наименование сбора.
  • Судьи учитывают наличие информации о переписке с местными властями, которые отказываются оформлять документы на землю.

Минэкономразвития России относительно увеличения площади земельного участка при уточнении местоположения его границ в ходе выполнения комплексных кадастровых работ в связи с принятием Федерального закона от 17 июня 2019 г. N 150-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 150-ФЗ) сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее — Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

Согласно части 3 статьи 42.8 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее — Закон N 221-ФЗ) в ходе выполнения комплексных кадастровых работ при уточнении местоположения границ земельного участка его площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» требований (далее — уточненная площадь), не должна быть:

меньше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН), более чем на десять процентов;

больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН, более чем на величину предельного минимального размера земельного участка, установленного в соответствии с федеральным законом для земель соответствующих целевого назначения и разрешенного использования;

больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН, более чем на десять процентов, если предельный минимальный размер земельного участка не установлен.

Федеральным законом от 17 июня 2019 г. N 150-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 150-ФЗ) статья 42.8 Закона N 221-ФЗ дополнена в том числе частью 4, согласно которой в случае, если в результате уточнения местоположения границ земельного участка, в отношении которого выполняются комплексные кадастровые работы, за исключением случая исправления реестровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка, уточненная площадь земельного участка превышает допустимые пределы, установленные частью 3 статьи 42.8 Закона N 221-ФЗ, исполнитель комплексных кадастровых работ:

устанавливает местоположение границ земельного участка в соответствии с требованиями части 3 статьи 42.8 Закона N 221-ФЗ и включает сведения о таком земельном участке в проект карты-плана территории и одновременно готовит информацию о возможности образования земельного участка в фактически существующих границах (в том числе о способах образования, кадастровых номерах исходных земельных участков, местоположении границ образуемого земельного участка, площади и виде (видах) его разрешенного использования), которая по завершению выполнения комплексных кадастровых согласно пункту 5 части 2 статьи 42.6 Закона N 221-ФЗ (в редакции Закона N 150-ФЗ) вместе с картой-планом передается исполнителем комплексных кадастровых работ заказчику комплексных кадастровых работ (орган местного самоуправления, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москва, Санкт-Петербург или Севастополь).

Обращаем внимание, что указанные положения Закона N 221-ФЗ применяются исключительно при выполнении комплексных кадастровых работ (статьи 42.1, 42.2 Закона N 221-ФЗ), при выполнении кадастровых работ в индивидуальном порядке положения главы 4.1 Закона N 221-ФЗ применению не подлежат.

Порядок образования земельных участков и оформления прав на них установлен соответственно главами I.1 и V Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 4 Закона N 150-ФЗ данный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования — 16 сентября 2019 г.

Растем вширь: 4 способа законно увеличить земельный участок


Минэкономразвития разъяснило действия исполнителя комплексных кадастровых работ в случае, когда в результате изменения местоположения границ земельного участка уточненная площадь участка превышает допустимые пределы.

Исполнитель устанавливает местоположение границ участка, включает сведения об объекте в проект карты-плана территории и готовит информацию о возможности образования участка в фактически существующих границах. Сведения вместе с картой-планом передаются заказчику работ.

Эти правила в индивидуальном порядке не применяются.

Если участок находится в федеральной собственности, то оплатить необходимо 15% кадастровой стоимости присоединяемого участка. Если в муниципальной – устанавливается местными властями (например, в Московской области 50% от кадастровой стоимости присоединяемого участка).

Если участок находится не в государственной или муниципальной собственности, а в частной собственности, то его можно только выкупить у владельца, а позже объединить с основным участком в порядке государственного кадастрового учета.

Уточнить границы можно только в случае, если участку присвоен кадастровый номер, но его границы не определены (нет сведений в реестре) или определены недостаточно точно.

Если гражданин владеет (пользуется) земельным участком добросовестно, открыто и непрерывно в течение 15 лет, он приобретает право собственности на этот земельный участок.

Для этого необходимо убедиться, что у участка нет собственника или участок не признан бесхозным и не принадлежит местным властям. Также к такому владельцу не должно быть претензий со стороны властей и соседей.

К техническим ошибкам относят опечатки, допустимые сотрудниками Федеральной Службы Государственной регистрации, кадастра и картографии. Для исправления неточностей, нужно обратиться в регистрационный орган. К этому виду неточностей относят:

  1. Опечатки.
  2. Неправильное указание цифр.
  3. Недостающее количество цифр.
  4. Неправильно прописанные адресные данные.
  5. Отсутствует информация (неполнота сведений).

Сотрудники государственного органа запрашивают архивные данные, сравнивают их с имеющейся информацией, вносят изменения.

Реестровая ошибка – вина сотрудника землеустройства, составляющего технический план, проводимого межевание. К этому виду неточностей относят:

  1. Неправильные показатели в границах надела.
  2. Неправильные показатели площади надела.
  3. Ошибки, допущенные во время землемерия.

Инженер во время работы может допустить ошибку, что приведет к неточности отображения информации.

Измениться границы надела земли в результате межевания могут не только в сторону увеличения, но и в сторону уменьшения. Уменьшиться размер участка земли в результате межевания может в двух случаях:

  1. Если в ходе разрешения в суде земельного спора притязания владельцев соседних участков на часть земли будут признаны законными.
  2. В результате признания факта кадастровой ошибки.

Если владелец согласен с притязаниями соседа, он может обойтись и без суда. При таком положении дел нужно будет подписать с владельцами других участков акт согласования границ и зарегистрировать изменения в ЕГРН.

Не переходи черту: шесть дел о кадастре

Сложности и бюрократическая волокита, безусловно, омрачают любую выгоду от оформления земли, но плюсов на самом деле гораздо больше. Проведение межевания надела позволит владельцу раз и навсегда установить границы участка. Это избавит от проблем при проведении юридически значимых сделок с землей.

Если владелец захочет поменять участок, оформить садовый участок в СНТ, поставить на учет землю под домовладением, привести в порядок документы на придомовую территорию, все это потребует наличия установленных границ надела.

Так что, подводя итог, следует отметить, что собственникам земельных участков следует своевременно оформлять документы на них в соответствии с законом, иначе в один прекрасный момент эта процедура может стать срочной и повлечет за собой очень ощутимые траты денег, времени и нервов.

Прежде чем расширить ЗУ каждому землевладельцу следует знать:

  1. Где и как посмотреть границы своего участка?
  2. Какой порядок согласования местоположения границ ЗУ с соседями?
  3. Как можно провести межевание без согласования с соседями?

Читайте наши статьи и будьте грамотными в земельных вопросах!

Если при оформлении документации, параметры площади участка оказались меньше, чем те, которыми фактически пользовался собственник, то допустимо обратиться в суд и затребовать увеличения площади ЗУ до требуемого размера.

Подробнее узнать, что делать, если граница ЗУ не установлена в соответствии с требованиями можно в этой статье.

В первую очередь необходимо получить право собственности на основной участок, если ранее это не было сделано. Узаконить увеличение площади земельного участка можно после установки границ и постановки основного участка на кадастровый учет. По упрощенной процедуре подаются такие документы в Росреестр:

  • Гражданский паспорт;
  • Заявление установленного образца;
  • Кадастровый паспорт на участок;
  • Правоустанавливающий документ, на основе которого приобретается собственность (договор купли-продажи, акт приватизации, дарственная, свидетельство о вступлении в наследство);
  • Квитанция об оплате госпошлины.

После постановки на учет выдается выписка из ЕГРН, из которой видно право собственности на определенный участок.

Собственник должен обратиться в администрацию, отвечающую за распределение земель в его районе. Необходимо подать заявление и приложить правоустанавливающие документы на свой участок и межевой план. Если заявление заполнено неправильно, не соответствует сведениям из документов или подано не в тот орган, в течение 10 дней его возвращают с указанием причины. Если все правильно, вопрос о выделении земли рассматривается в течение 30 дней.

За это время муниципалитет принимает решение по утверждению схемы расположения участка. Собственник получает согласие на заключение соглашения о перераспределении участков, согласно утвержденному межевому плану. До истечения 30-дневного срока подписывается договор о перераспределении.

Как сделать межевание земельного участка

Далее уточняются границы, для чего необходимо завершить регистрационные действия. В противном случае на официальном уровне нельзя будет считаться собственником и полноценно распоряжаться новой территорией. Для этого в Росреестр подаются следующие документы:

  1. Заявление;
  2. Выписка из ЕГРН;
  3. Правоустанавливающий документ на землю;
  4. Паспорт;
  5. Проект межевания;
  6. Схема расположения расширенного участка;
  7. Положительное решение администрации о выделении новой территории.

По завершении работ заявитель получает выписку из ЕГРН с новой конфигурацией участка и площадью. Фактически приходится проводить весь комплекс работ за свой счет, включая кадастровые. Это удобно государственным и муниципальным органам, так как им не приходится тратить бюджетные средства, а в бюджет поступают налоги.

Практически никому не отказывают на моменте приема документов, поэтому важно отслеживать процесс работы регистратора и быть готовым предоставить дополнительные документы. Отказ возможен в следующих случаях:

  1. Сведения из заявления и документов не соответствуют;
  2. Нет письменного согласия третьих лиц, если перераспределение земли затрагивает их интересы;
  3. Присоединяемый участок изъят из оборота земель или ограничен;
  4. На участок объявлены торги;
  5. На участке находятся объекты недвижимости, принадлежащие гражданам, государственным или муниципальным органам;
  6. Площадь участка больше основного на 10%;
  7. Присоединяемая земля подлежит самостоятельному формированию;
  8. В схеме расположения имеется хотя бы одно несоответствие.

Не предусматривается отказ по причине отсутствия информации об участке в едином реестре недвижимости. Подобную ситуацию важно выявить заранее, чтобы своевременно провести кадастровые работы и обратиться для постановки прирезаемого участка на учет. Только после выполнения этой процедуры можно присоединить территорию к своей земле. В большинстве случаев выдается документальный отказ с точным указанием причины. Если ее можно исправить допускается повторная подача заявления.

Оформление прирезок является идеальным решением не только для собственника, но и для органов власти. Но это приведет к увеличению кадастровой стоимости участка и некоторому увеличению земельного налога.

Таким образом, увеличение участка возможно за счет прирезки дополнительной площади. Но важно соблюдать предельно допустимые показатели увеличения, действующие в определенном регионе. Собрав все документы и зная процедуру, можно за короткий период объединить участок и получить право собственности на законных основаниях.

Для начала необходимо разобраться, в результате чего произошло такое безобразие:

  1. кадастровая ошибка, виновник которой – кадастровый инженер, допустивший неточность при составлении плана или проведении замера,
  2. наложение границ участков в результате погрешности в измерениях, проведенных с малой точностью, до две тысячи восьмого года,
  3. осознанное расширение своей территории за сет смежника.

Гражданину, который произвёл самозахват соседской территории, по закону, светит наложение немалого штрафа за такую аннексию.

Внимание! Если же произведен захват муниципальной территории с назначением «общехозяйственное», штраф составит от пятисот рублей до оной тысячи. Если же – это лес или водные угодья, то, сколько стоит такое правонарушение, можно узнать из нормативных документов, но сумма увеличится многократно.

Далее, в любом случае, необходимо как-то решать вопрос с узакониванием границ. Если в вопросе с частной собственностью, сосед не против, проблему можно решить мирным путём.

А с муниципальной землёй вопрос решается путём обращения в местную администрацию с заявлением о передаче в безвозмездное пользование. Такой поворот предусмотрен законом с первого марта две тысячи пятнадцатого года.

Основой для приведения границ в соответствие с нормативными актами, является Земельный Кодекс Российской Федерации.

В нём прописаны основания и ограничения для расширения надела. Также определены требования для земельных участков, размер которых изменяется в результате межевания.

Необходимо соблюдение условий, поименованных в законодательстве. Так, установлено, что допустимо присоединять участок, не превышающий десяти процентов от уже оформленной площади. Перечень оснований довольно не велик и выглядит он так:

  • перераспределение земель по основаниям, предусмотренным законом,
  • исправить кадастровую ошибку, допущенную не в вашу пользу,
  • объединение нескольких смежных участков, после приобретения их в собственность.

Придать законность увеличению надела возможно путём перераспределения земель в виде заключенного соглашения, или в порядке получения решения суда по этому вопросу.

Как увеличить площадь земельного участка?

Если выясняется, что «прихвачена» часть территории смежного землевладения, необходимо в срочном порядке решать появившуюся проблему, не откладывая в долгий ящик.

Изменять границы земельного участка, будь то СНТ с назначением – садоводство, или земли населенных пунктов – ЛПХ иди ИЖС, в 2020 году законодатель позволяет вполне «бескоровными» методами. Одним из них может стать выкуп «лишних» соток.

Для этого нужно уточнить – кто собственник соседствующей площади. Это может быть муниципалитет или государство. Кроме того, земли не должны иметь статус «земли общего пользования» или быть изъяты из оборота.

Также, если право гражданина нарушилось в результате самозахвата соседом части его земельного участка, или имеет место кадастровая ошибка, такой вопрос, возможно, решится путём судебного разбирательства.

Для этого нужно составить и подать исковое заявление в суд. В нем указывается:

  1. наименование суда, в который подается заявление,
  2. фамилия, имя и отчество заявителя,
  3. такие же данные ответчика,
  4. адреса сторон,
  5. цена иска (при наличии),
  6. размер госпошлины,

Далее, в описательной части, требуется изложить суть происходящих событий, имеющуюся позицию, её обоснования, со ссылкой на нормативные акты. В просительной части иска необходимо изложить требования, которые заявляются суду.

В приложении нужно указать документы, которые прикладываются в качестве доказательств.

  • квитанция госпошлины,
  • копия гражданского паспорта заявителя,
  • свидетельство о регистрации права собственника на спорное имущество (или иное: постановление, решение и т.д.),
  • межевое дело старое (при наличии),
  • новый план, на котором основаны доводы,
  • иные доказательства в пользу позиции истца.

Исковое заявление необходимо подписать и отправить в суд по месту нахождения спорного имущества.

Если возникает необходимость уточнить границы, прибегают к услугам сертифицированного кадастрового инженера. Одним из важных этапов процедуры является встреча с владельцами соседних участков для согласования границ. Это важно не только для, собственно, урегулирования спорных моментов, но и для того, чтобы границы участков не накладывались друг на друга и не образовывали пустот, которые расположены между ними и никому не принадлежат. В зависимости от результатов производится окончательное оформление. Если стороны не смогли найти между собой общего языка, вопрос решается посредством подачи судебного иска.

Новые положения закона применяются к таким участкам земли, которые расположены рядом с границами муниципальных или государственных земель, но при этом находятся в частной собственности граждан.

Здесь существуют некоторые ограничения:

  1. Земля, которая может быть присоединена к участку, не должна иметь статус земли общего пользования.
  2. Здесь также существует ограничение, которое относится к линейным объектам. Как известно, к такого рода объектам относятся дороги, линии электропередач, трубопроводы или другие аналогичные объекты. Согласно закону, для обеспечения их нормального функционирования предусмотрен участок земли, который находится на определённом от них удалении. Одним из примеров таких участков может быть железная дорога и зелёная зона вдоль неё. Такие земли также не могут быть предоставлены для прирезки для участка.
  3. Ещё один запрет связан с той ситуацией, когда присоединяемая земля принадлежит к иной территориальной зоне. Уточнить это обстоятельство можно, например, обратившись в муниципальные органы власти или просто посетив их сайт.

Как можно изменить границы земельного участка

От лица государства назначается уполномоченный орган. Само перераспределение происходит на основании соглашения такого уполномоченного органа и владельца земельного участка. Обычно со стороны государства выступает орган, который занимается перераспределением государственных или муниципальных земель.

Для того чтобы сделать такое обращение, необходимо подготовить соответствующий пакет документов:

  1. Составляется заявление на получение дополнительного участка земли.
  2. Предоставляются копии имеющихся в наличии правоустанавливающих документов на землю. Это может быть, например, договор купли-продажи, дарственная или документ о получении наследства.
  3. Должен быть включён проект проведения межевания рассматриваемого участка. Если такого проекта нет в наличии у заявителя, он за свой счёт должен нанять специалистов, которые его подготовят. Обычно этот документ готовится сертифицированным кадастровым инженером на основе установленных ранее геодезических данных. Средняя цена оформления такого документа составляет примерно пять тысяч рублей.

Предположим, обращение увенчалось успехом. Что предстоит сделать в этом случае? Поскольку в результате проведения прирезки земли фактически речь идёт о новом участке, на него необходимо получить кадастровый паспорт и провести регистрацию в Госреестре прав собственности на объекты недвижимости. Причём важно заметить, что заново проводить регистрацию нужно не только из-за того, что произошло изменение границ земельного участка, который был расширен, но и для того, от которого некоторая площадь была отрезана. Ведь последний также изменился и требует внесения изменений в Госреестр. Нужно провести уточнение границ такого земельного участка с уменьшением площади. Причём оплатить такую работу придётся хозяину увеличенного участка.

В разных регионах страны оплата работы кадастрового инженера по постановке изменённого участка на кадастровый учёт может существенно различаться. В различных регионах страны цена может изменяться в пределах от 10000 до 30000 рублей за постановку на учёт одного участка. Фактически данные затраты являются дополнительной платой за возможность увеличения имеющегося у заявителя участка земли.

Государство, продавая землю, получает дополнительные финансовые средства. Граждане получает возможность существенно увеличить площадь законно принадлежащей им земли.

Проведение прирезки выгодно обеим сторонам: владельцам участков и государству.

Также есть и другая косвенная выгода. Таким образом происходит увеличение площади земель, которые полноценно участвуют в экономической деятельности и за которые будут платиться налоги. В процессе переоформления документов на право собственности в какой-то степени произойдёт актуализация информации, которая содержится в государственном реестре собственности.

Уточнение границ позволяет увеличить принадлежащий участок тогда, когда есть возможность доказать, что фактически земли у лица меньше, чем должно быть по имеющимся документам или закону.

Процедура будет возможна только в том случае, когда увеличение площади земли не нарушает права других лиц.

Для уточнения проводится межевание. Если в процессе станет понятно, что земельный надел можно увеличить, не нарушив чьи-то права, то процедура будет возможна. Если же выяснится наличие противоречий, решить их можно будет либо заключив соглашение, либо через суд.

Что делать, если при межевании участок оказался больше

Часть земельных наделов была выделена гражданам ещё во времена СССР. Документы у владельцев могут либо отсутствовать вовсе, либо принадлежать к старому образцу, который сейчас не используется.

Правоустанавливающие документы не всегда верно отражают реальное имущественное и правовое положение лица. Иногда фактическая и документальная площадь различается.

В процессе проведения кадастровых работ размер надела может быть увеличен. Но также существует вероятность, что размер будет уменьшен. По факту координаты останутся прежними, но вот документация, вновь выданная, будет уже соответствовать действительности.

Расширение участка возможно и при помощи так называемых прирезков. Суть такова: при проведении межевания размер можно увеличить на 10 процентов от первоначальной, при условии, что соседи дадут согласие на такую процедуру и это не будет нарушать интересы других лиц.

Важно, чтобы все заинтересованные лица дали своё согласие на проведение процедуры. В противном случае увеличить границы участка таким образом не получится.

Процедура будет несколько отличаться в зависимости от выбранного способа, а также от конкретных обстоятельств. В целом, сначала нужно получить документ, на основании которого изменение площади будет осуществлено. Это может быть:

  • соглашение с собственником соседского участка;
  • соглашение с администрацией;
  • акт межевания, согласованный с соседями.

Далее, такой документ подлежит государственной регистрации. Если речь идёт о заключении договора с соседом, то его нужно будет зарегистрировать в Росреестре. Если увеличение площади производится на основании проведения кадастровых работ, то акт согласования передаётся в кадастровую палату, после чего право на новый участок всё равно регистрируется в Росреестре.

Процедура может быть реализована только в случае, когда собственник соберёт полный пакет документации:

  • заявление о внесении изменений;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • кадастровый план земельного надела;
  • соглашение о перераспределении участков.

Пакет документации будет меняться каждый раз. Главное, чтобы он содержал документ, на основании которого изменение площади производится, схему надела и документ о личность заявителя.

Законодатель допускает наращивание размера ЗУ в следующих случаях:

  • сведения о наделе содержатся в ГКН, то есть, его границы уточнены;
  • площадь не превышает максимальную величину, установленную правилами застройки и землепользования;
  • пустующая земля, которая прилегает к участку и никому не принадлежит;
  • участок предназначен для, ведения подсобного или дачного хозяйства, огородничества или садоводства, ИЖС согласно 35 ст. ЗК РФ.

Важно! Вновь образуемое землевладение не должно превышать на минимальный размер площадь основного надела, установленный правилами застройки и землепользования.

Перераспределение земельных наделов не допускается в следующих случаях:

  • ЗУ не соответствует требованиям законодательства;
  • из присоединяемого надела можно сформировать самостоятельную единицу;
  • имеет место быть несоответствие вида разрешенного использования участка и территориальной зоны его месторасположения.

Межевание участка с увеличением его границ

Увеличивать площадь участка необходимо с соблюдением алгоритма действий:

  1. Заказываем у кадастрового инженера схему расположения основного надела. Добавляемый участок находится в одном кадастровом квартале и территориальной зоне с основным.
  2. Заявление на увеличение площади, схему земли и правоустанавливающий документ на нее необходимо подавать в уполномоченный орган государственной власти, который занимается вопросами предоставления наделов.
  3. После рассмотрения поданных документов, уполномоченный орган принимает постановление об увеличении.
  4. Заявителю необходимо снова обратиться к кадастровому инженеру для того, чтобы получить межевой план на новый участок, который получился путем перераспределения. В свою очередь, кадастровый инженер перенаправляет план в Кадастровую палату для постановки надела на кадастровый учет.
  5. В результате гражданину на руки выдается кадастровый паспорт, который он передает в уполномоченный орган для составления Соглашения о перераспределение. Именно этот документ и будет являться основанием для регистрации права собственности на новый, объединенный ЗУ.

Важно! Участок, который присоединяется должен иметь ограничения, которые не позволят вывести его в самостоятельный надел. Речь может идти о площади, расположении. В противном случае в перераспределении будет отказано.

Увеличение площади участка должно быть оформлено соглашением о перераспределении, которое заключается между собственником основного участка и органом местного самоуправления, который наделен правом по распоряжению муниципальной землей.

Алгоритм действий:

  1. Собственник соседнего участка уточняет, кто является владельцем надела, который планируется присоединить. Это может быть федеральная, муниципальная или областная земли; с частной собственностью такая процедура невозможна.
  2. Гражданин подает заявление в уполномоченный орган.
  3. К заявлению прикладываются следующие документы:
  • подтверждающие право собственности на з/у;
  • схема расположения земли и т. д.
  1. В течение месяца орган принимает решение о заключении соглашения или об отказе в подписании документа с обоснованием причин отказа.
  2. Если принято положительное решение, то собственник за свой счет проводит межевание земель при уточнении границ и ставит участок на кадастровый учет. Только после этого соглашение подписывается. Именно соглашение является документов для регистрации прав собственности на з/у.

Важно! Перераспределять можно только те участки, из которых нельзя сформировать новые наделы.

Размер платы за увеличение площади участка, который находится в частной собственности, за счет присоединения земель из федеральной собственности уточняется постановлением правительства РФ от 03.12.2014 № 1308 и устанавливается в размере 15% от кадастровой стоимости надела. Стоимость рассчитывается пропорционально части, подлежащей присоединению.

Что касается земель, находящихся в собственности муниципалитетов, то органы местного самоуправления региона устанавливают плату за увеличение площади земельных участков посредством принятия нормативного акта.

Разберем несколько примеров из практики.

  1. Дочь унаследовала после смерти отца 6 соток в деревне. Но после проведения замеров через пару лет выяснилось, что площадь участка больше на 2,69 сотки. Как оформить увеличение по дачной амнистии?

Сначала получаем согласие соседей, затем отправляемся в администрацию и выясняем, чьи это земли. Далее уточняем максимальный размер изменения площади, который установлен органом местного самоуправления, после чего проводим межевание. Ставим участок на кадастровый учет и получаем кадастровый паспорт. После этого передаем документы в администрацию района и заключаем соглашение о перераспределении.

  1. И. решил присоединить заброшенный участок к своему наделу. Он получил разрешение от соседей, составил схему места и обратился за его регистрацией. Однако возникли сложности на основании того, что участок хоть и был заброшенный, но находился в собственности администрации. И. решил его выкупить и обратился к уполномоченному органу с предложением. Ему предоставили все характеристики участка и назвали цену. Он ее заплатил и получил землю. Далее было проведено межевание с уточнением границ, после чего И. обратился в уполномоченный орган для регистрации полученного надела.
Такие условия можно свести к следующему:
  1. присоединяемая земля должна находиться только в собственности муниципалитета или Российской Федерации, но никак не в частной;
  2. по упрощенной процедуре и безвозмездно можно рассчитывать на увеличение площади не более чем на 10 % от основного участка;
  3. права на земельный участок должны быть надлежащим образом зарегистрировано в Едином реестре прав на недвижимое имущество;
  4. прирезка не должна производиться за счет земель общего пользования;
  5. в каждом регионе установлены свой максимальный размер земельного участка для разных целей. Соответственно, с учетом прирезки, величина надела не должна выходить за указанные пределы;
  6. присоединяемый надел не должен относиться к землям сельхозназначения или быть выделенным под застройку. Не могут присоединяться участки, где проходят дороги и коммуникации, а также земли лесного фонда;
  7. из присоединяемых земель в силу площади или расположения нельзя создать новый участок;
  8. увеличение может быть произведено не более чем на минимальный размер участка, установленный в данном регионе. Во многих регионах минимальный размер земельного надела составляет 200 кв.м. Соответственно, на прирезку, превышающую 200 квадратов, рассчитывать не приходится;
  9. у добавляемой земли должен быть аналогичный вид разрешенного землеиспользования. Такие участки должны быть предназначены только под индивидуальную застройку, садоводство или огородничество. Иного вида разрешенного землепользования для прирезки не предусмотрено;
  10. добавляемый участок должен принадлежат к тому же кадастровому кварталу, а также к той же территориальной зоне, что и основная земля.

Максимальный размер земельного участка определяется в каждом регионе индивидуально. Уточнить такую величину можно уточнить в земельном комитете при местной администрации. Либо же скачать на официальном интернет-портале Федеральной государственной информационной системы территориального планирования Правила землепользования и застройки нужного населенного пункта (или района).

Перед тем, как начинать процедуру увеличения, необходимо оформить свой основной участок в собственность должен образом. Для этого нужно провести межевание надела, в ходе которого будут уточнены его размер и границы. Проводятся эти действия кадастровым инженером, имеющим лицензию на проведение межевых работ.

ВАЖНО !!! При межевании желательно присутствие соседей-землевладельцев, которые подписывают акт согласования границ, чтобы потом не было взаимных претензий.

Следующий шаг – постановка надела на регистрационный учет в Федеральной кадастровой службе. Для этого нужно обратиться с заявлением о постановке на кадастровый учет и регистрации прав на землю в МФЦ либо непосредственно в региональное подразделение Росреестра.

После того, как основной участок должным образом оформлен, приступают собственно к присоединению.

Нормативными документами предусматриваются следующие основания для отказа:
  1. если присоединяемая земля находится в частной собственности;
  2. если квадратные метры, на которые претендует землевладелец, используются другим человеком на законных основаниях, например, по договору аренды или на условиях постоянного (бессрочного) пользования;
  3. если представлен неполный пакет документов;
  4. если надел с учетом прирезки превысит максимальный размер земельного участка для индивидуальной застройки, огородничества или садоводства, установленный в данном муниципальном образовании. Например, для Москвы 15 соток – это максимальный размер участка под индивидуальную застройку;
  5. если на землях есть какие-то строения, принадлежащие другим лицам;
  6. если у присоединяемой земли другой вид разрешенного использования, либо она изъята из оборота или ограничена в обороте. Не подлежат присоединению сельхозземли, береговая линия, части лесного фонда, дороги и т.д.;
  7. если приложенная к заявлению схема не соответствует действительности;
  8. если проект межевания территории уже утвержден до подачи заявления и им не предусмотрено такое увеличение;
  9. если отсутствует письменное согласие тех лиц, интересы которых могут быть затронуты прирезкой;
  10. площадь присоединяемого превышает 10 % от основного участка.

Такое решение можно оспорить. В какой суд подавать заявление? Подобными делами занимаются районные (городские) суды.

Плата при оформлении прирезки рассчитывается исходя из стоимости участка, находящегося в федеральной собственности, часть из которого переходит в собственность гражданина в порядке перераспределения. Она не должна превышать 15 % от определенной кадастровой стоимости федерального участка.

ВНИМАНИЕ !!! Рассчитывается плата исходя из площади присоединяемой земли.

Например:

Общая площадь земельного участка, находящегося в федеральной собственности – 1000 кв. м.

Общая кадастровая стоимость федерального участка составляет 4 000 000 рублей

К частному землевладению отходят 200 кв. м.

15 % от 4 млн. – это 600 000 рублей.

К гражданину переходит 1/5 федерального надела, соответственно, он должен выплатить 20 % от указанных 600 000 рублей. Такая сумма составит 120 000 рублей.

К плате за землю добавляется расходы на межевые работы. Муниципалитеты могут устанавливать свой размер и порядок оплаты присоединенной земли.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]