Расчет налога на имущество организаций в 2021 году для юридических лиц по кадастровой стоимости

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет налога на имущество организаций в 2021 году для юридических лиц по кадастровой стоимости». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Вводится заявительный порядок предоставления льгот по транспортному и земельному налогам для организаций (Подробнее…)
  • Реализуется возможность провести сверку с налоговым органом с учетом всех объектов, находящихся на учёте (Подробнее…)
  • Одна налоговая декларация по налогу на имущество организаций — по всем объектам в одну Инспекцию (Подробнее…)

Новый порядок налогообложения имущества организаций

  • Отменяются декларации по транспортному и земельному налогам для организаций (Подробнее…)
  • Устанавливаются единые сроки уплаты транспортного и земельного налогов для организаций — не позднее 1 марта (Подробнее…)
  • Вводится обязанность представлять сообщения о наличии у организации транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложения (Подробнее…)
  • Вводится заявительный порядок предоставления налоговых льгот по налогу на имущество для российских организаций в отношении объектов, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (Подробнее…)
  • Реализуется возможность сверки с налоговым органом сведений об объектах налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (Подробнее…)
  • Устанавливаются единые сроки уплаты всех имущественных налогов организаций (Подробнее…)

Согласно статье 380 НК РФ, размер ставки определяется субъектом РФ, но не должен быть выше 2,2%. Для недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, ставка налога не может превышать 2%. Также есть нулевая ставка, которая применяется в отношении объектов, определенных распоряжением Правительства (от 22.11.2017 № 2595-р).

Законодательные органы субъектов РФ вправе установить свой региональный процент по налогу и даже дифференцировать ставки по категориям имущества и налогоплательщиков, но они должны соответствовать диапазону указанных значений.

Если в вашем субъекте не установлены налоговые ставки, применяйте те, которые указаны в статье 380 НК РФ.

В отношении некоторой недвижимости организации владельцы платят налог не из среднегодовой стоимости, а из кадастровой стоимости.

Под кадастровую стоимость попадают объекты недвижимости из п. 1 ст. 378.2 НК РФ:

  • административные бизнес-центры вместе с помещениями;
  • различные торговые центры вместе с помещениями;
  • нежилые помещения под офисы, магазины, общепит и бытовые нужды (в т.ч. и те, в которых эти виды деятельности уже ведутся);
  • недвижимость зарубежных организаций, у которых нет в России специальных представительств;
  • жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, жилые строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства

С этой недвижимости нужно платить налог по кадастровой стоимости, если кадастровая стоимость по ней определена, а сами объекты недвижимости перечислены в региональном законе. Если хотя бы одно из требований не исполнено, налог надо рассчитывать по среднегодовой стоимости. По объектам, перечисленным в пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, не составляют региональные перечни. Кадастровое налогообложение этих объектов предусматривается региональным законом. Если кадастровая стоимость не установлена, то тоже считайте налог по среднегодовой стоимости.

Узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости можно на сайте Росреестра в разделе «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online»

Система рассчитает налог, подготовит платежку

Недвижимость, подлежащая обложению налогом, должна быть включена в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Этот перечень формирует уполномоченный орган исполнительной власти вашего субъекта РФ (пп. 1 п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

Перечень на текущий год должен быть сформирован не позднее 1 января. Он направляется в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимости и размещается на официальном сайте исполнительного органа или на сайте субъекта РФ.

Обратите внимание, в перечне приводится конкретный объект недвижимости (например, здание), с указанием его кадастрового номера, полного адреса и кода КЛАДР. Если свою недвижимость в перечне вы не обнаружили, процедура расчета закончена.

Подробнее о том, какие объекты могут войти в перечень, читайте в материале «По каким объектам недвижимости налоговая база рассчитывается исходя из кадастровой стоимости?».

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость объекта по состоянию на 1 января года, который является налоговым периодом (п. 2 ст. 375 НК РФ). Следовательно, уплата налога возможна только если эта стоимость определена. Если нет, обязанность по уплате налога у вас не возникнет в связи с отсутствием налоговой базы (п. 2 ст. 375, подп. 2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ).

После того, как вы установили кадастровую стоимость, можно переходить к определению налоговой базы и расчету налога (авансовых платежей).

О том, где можно выяснить величину нужной кадастровой стоимости, читайте в статье «Как узнать кадастровую стоимость имущества?».

Внимание! Если кадастровая стоимсоть установлена судом с учетом НДС, то налогооблагаемой базой признается стоимость иущества без учета налога. Подробности см.здесь.

Ставки налога на имущество устанавливаются законами субъектов РФ (п. 1 ст. 380 НК РФ).

При этом ставка по «кадастровой» недвижимости, начиная с 2016 года, не может быть больше 2%, независимо от региона (п. 2 ст. 380 НК РФ).

Рассмотрим как правильно осуществить расчет налога на имущество по кадастровой стоимости.

Налог на имущество для юридических лиц в 2021 году

Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ[3] п. 1 ст. 386 НК РФ был дополнен нормой, согласно которой в налоговую декларацию включаются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Новшества вступили в силу с 01.01.2021 и применяются начиная с представления деклараций по налогу на имущество организаций за налоговый период – 2020 год.

Сегодня объектом обложения налогом на имущество организаций является недвижимое имущество. Возникает резонный вопрос: зачем в налоговую декларацию включать сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств, если оно не облагается налогом?

Можно предположить, что все-таки будут реализованы планы в отношении налога на имущество организаций, приведенные в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. В разделе «Актуальные вопросы налогообложения на перспективу» документа сказано, что прорабатывается возможность отказа от исключения движимого имущества из объекта налогообложения при одновременном снижении предельной ставки налога на имущество организаций. То есть все вернется на круги своя: движимое имущество вместе с недвижимым будет облагаться налогом на имущество. При этом будет снижена налоговая ставка.

Возможно, такие изменения будут приняты в связи с тем, что заинтересованные министерства и ведомства никак не могут установить единые критерии отнесения имущества к недвижимости. Предполагается, что результатом станут упрощение администрирования налога и снижение количества налоговых споров по отнесению имущества к движимым и недвижимым вещам.

При этом необходимо определить оптимальный размер предельной налоговой ставки, обеспечивающий, с одной стороны, недопущение роста налоговой нагрузки на бизнес, а с другой – соблюдение интересов бюджетов субъектов РФ. Напомним, что налог на имущество организаций относится к региональным налогам (ст. 14 НК РФ).

Теперь в декларацию по налогу на имущество организаций включаются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств. В нее добавлен соответствующий раздел, который заполняется за истекший налоговый период в разрезе по субъектам РФ. Если организация представляет декларации в несколько налоговых органов, то раздел со сведениями о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества может входить в любую из них.

Раздел 4 «Сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств» заполняется российскими и иностранными организациями, осуществляющими деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, учитывающими на балансе организации в качестве объектов основных средств объекты движимого имущества. Он заполняется организацией один раз в одной из представляемых ею деклараций за соответствующий налоговый период.

Раздел состоит из двух граф:

  • в графе «Субъект Российской Федерации (код)» указывается код субъекта Российской Федерации в соответствии с приложением 7 «Коды субъектов Российской Федерации» к порядку заполнения декларации;

  • в графе «Среднегодовая стоимость объектов движимого имущества (в рублях)» – отличная от нуля среднегодовая стоимость объектов движимого имущества, учитываемых на балансе организации либо обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в субъекте РФ, код которого указан в соответствующей графе «Субъект Российской Федерации (код)».

При отсутствии у организации объектов налогообложения по налогу разд. 4 не заполняется.

В Письме от 21.01.2021 № 03-05-04-01/3279 Минфин дал разъяснения по вопросу включения в декларацию по налогу на имущество организаций в соответствии с п. 1 ст. 386 НК РФ сведений о среднегодовой стоимости движимого имущества.

Согласно абз. 4 п. 1 ст. 386 НК РФ в такой декларации отражаются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Порядок расчета среднегодовой стоимости имущества установлен абз. 2 п. 4 ст. 376 НК РФ, согласно которому среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

Представители Минфина пришли к выводу, что при определении среднегодовой стоимости движимого имущества в целях включения в декларацию по налогу на имущество организаций в соответствии с п. 1 ст. 386 НК РФ следует применять положения абз. 2 п. 4 ст. 376 НК РФ.

Данные разъяснения доведены до сотрудников налоговых органов, осуществляющих администрирование налога на имущество организаций, включая проведение камеральных налоговых проверок, Письмом ФНС РФ от 22.01.2021 № БС-4-21/[email protected]

Теперь напомним порядок уплаты налога на имущество организаций в отношении недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве оперативного управления.

Согласно ст. 374 НК РФ объектом налогообложения признается:

1) недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 НК РФ;

2) недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с п. 2 ст. 375 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 НК РФ.

Из приведенных норм следует, что установленный ст. 378.2 НК РФ порядок налогообложения объектов недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости не распространяется на объекты недвижимого имущества, принадлежащие учреждению на праве оперативного управления, в связи с чем налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении указанных объектов определяется в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 14.08.2020 № 03-05-05-01/71386).

В приложении 6 «Коды налоговых льгот» к порядку заполнения декларации наименования льгот с кодами 2010501 и 2010505 приведены в соответствие ст. 2 Федерального закона от 15.10.2020 № 320-ФЗ[4].

Данные льготы действуют в отношении организаций, включенных в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, которые были освобождены от уплаты налога на имущество за II квартал 2020 года и в части установленной законом субъекта РФ налоговой льготы в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

Внесенными поправками были уточнены виды организаций, осуществляющих деятельность в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших от распространения коронавирусной инфекции, которые освобождаются от уплаты налогов за II квартал 2020 года.

Кстати, ФНС рекомендовала применять данные коды налоговых льгот в таком варианте еще в Письме от 20.10.2020 № БС-4-21/[email protected]

* * *

В форме декларации по налогу на имущество организаций появился новый раздел 4, в котором указываются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств. При определении среднегодовой стоимости движимого имущества в целях включения в декларацию по налогу на имущество организаций в соответствии с п. 1 ст. 386 НК РФ нужно руководствоваться положениями абз. 2 п. 4 ст. 376 НК РФ. Также было изменено приложение 6 «Коды налоговых льгот» формы.


[1] «О внесении изменений в приложения к Приказу Федеральной налоговой службы от 14.08.2019 № СА-7-21/[email protected] «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядка ее заполнения, а также о признании утратившими силу приказов Федеральной налоговой службы от 31.03.2017 № ММВ-7-21/[email protected] и от 04.10.2018 № ММВ-7-21/[email protected]».

[2] «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядка ее заполнения, а также о признании утратившими силу приказов Федеральной налоговой службы от 31.03.2017 № ММВ-7-21/[email protected] и от 04.10.2018 № ММВ-7-21/[email protected]».

[3] «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[4] «О внесении изменений в статью 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Если у объектов административно-делового и торгового назначения, включенных в региональный перечень объектов, налоговая база по которым определяется по кадастровой стоимости, таковой нет, то с 2021 года налог на имущество организаций и авансовый платеж по нему в текущем налоговом периоде должен исчисляться исходя из среднегодовой стоимости таких объектов. Это минимизирует риск возникновения выпадающих налоговых доходов.

Также внесены изменения в правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы. С 2021 года ее изменение в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством о кадастровой оценке и ст. 378.2 НК РФ. Например, к таким случаям относятся:

внесение изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, которые ее уменьшают;

корректировка кадастровой стоимости из-за установления рыночной стоимости объекта. Это влечет применение новой стоимости за период, с которого для целей налогообложения применялась изменяемая кадастровая стоимость.

При определении налоговой базы используется постановление Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 N 46-П. Оно признает не противоречащими Конституции РФ нормы ст. 378.2 НК РФ, но при этом налоговая база не может определяться по кадастровой стоимости здания, строения или сооружения только в связи с тем, что один из видов разрешенного использования земельного участка, на котором они расположены, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. В таком случае необходимо учитывать назначение и (или) фактическое использование такого здания, строения или сооружения.

В 2021 году предельные налоговые ставки для железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, остаются на уровне налогового периода 2020 года и не могут превышать 1,6%.

Также начиная с представления декларации за налоговый период 2020 года в нее включаются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств. Эта норма направлена на оценку объема выпадающих бюджетных доходов в связи с выведением движимого имущества из-под налогообложения.

Налог на имущество организаций


ФНС прокомментировала поправки к НК РФ, касающиеся уплаты налога на имущество организаций.

Если у объектов административно-делового и торгового назначения, включенных в региональный перечень объектов, налоговая база по которым определяется по кадастровой стоимости, таковой нет, то с 2021 г. налог и авансовый платеж по нему в текущем налоговом периоде должен исчисляться исходя из среднегодовой стоимости таких объектов.

Указано, в каких случаях изменение в течение налогового периода кадастровой стоимости не будет учитываться при определении налоговой базы в этом и предыдущих периодах.

Начиная с подачи декларации за налоговый период 2020 г. в нее включаются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве основных средств.

Если раньше конкретный срок уплаты этих налогов устанавливали регионы, сейчас он один по всей России — 1 марта года, следующего за отчётным. Срок для авансовых платежей не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Отмена деклараций по транспортному и земельному налогам

Начиная с отчётности за 2020 год организации не предоставляют декларации по налогам на транспорт и землю.

Налоговая инспекция в информативных целях будет отправлять организациям сообщение о рассчитанной сумме налога, но это не освобождает организацию от обязанности самостоятельно рассчитать налог и уплатить его в положенный срок. Неполучение от налоговой сообщения — не повод не платить или платить невовремя.

В связи с нововведениями, с 1 января 2021 года у организаций появилась новая обязанность. Если им не пришло из налоговой сообщение о рассчитанной сумме транспортного или земельного налога, они должны направить в ИФНС сообщение о наличии транспортных средств или земельных участков, облагаемых налогом. Сообщение отправляют по форме и в порядке, утверждённым Приказом ФНС России № ЕД-7-21/124 от 25 февраля 2020 г.

К сообщению нужно приложить копии документов, подтверждающих госрегистрацию транспортных средств. По земельным участкам нужно приложить копии правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на эти участки. Такое сообщение представляется по каждому объекту однократно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если не отправить такое сообщение, или отправить с опозданием, будет штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога с объекта, по которому нужно было представить сообщение.

В связи с тем, что организации больше не будут сдавать декларации по налогам на транспорт и землю, может случиться несовпадение в суммах, рассчитанных и уплаченных организацией и рассчитанных ИФНС по имеющимся у неё данным.

Поэтому с 1 января 2021 года зачет излишне уплаченных сумм транспортного и земельного налогов будут производить не ранее дня, когда ИФНС направит организации сообщение суммах налога (п. 5.1 ст.78 НК РФ).

  • Налоговый календарь на сентябрь 2021 года

    568 0

    Для начала расчетов следует знать налоговую ставку по налогу на имущество юридических лиц.

    Уточним, что налоговые ставки устанавливаются на региональном уровне. Это означает, что ставка принимается представительными органами субъекта Российской Федерации в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса РФ.

    В равной степени на региональном уровне устанавливаются также:

    • конкретные особенности по исчислению налоговой базы;
    • налоговые льготы;
    • условия применения льгот субъектами предпринимательской деятельности.

    Применительно к калькулятору это означает, что налоговая ставка и иные показатели, необходимые для расчета, должны быть введены самим пользователем – налогоплательщиком по ст.474 НК РФ, поскольку ни один калькулятор не способен учитывать все региональные особенности.

    В специально отведенные для этого окна введите остаточную стоимость всех имеющихся на балансе основных средств по показателям:

    • на начало каждого месяца;
    • на конец года.

    Для каждого месяца в калькуляторе имеется отдельное окно. Таким образом, в 12 полей потребуется ввести 13 показателей, из которых два приходятся на декабрь.

    После заполнения всех полей следует сделать клик левой клавишей мыши на кнопку «Рассчитать». Полученные в результате расчета данные будут выведены в нижерасположенной таблице.

    Из налоговой базы, в соответствии со ст. ст. 374, 381 НК РФ следует исключить:

    • объекты имущества, входящие в первую и вторую группу классификатора;
    • земельные участки и иные объекты природопользовательского назначения;
    • элементы движимого основного фонда, за исключением объектов, перечисленных в ст. 105.1 НК РФ;
    • элементы основного фонда, не принятые на баланс предприятия.

    Бюджетные организации, как правило, определяют размер налога по среднегодовой стоимости. Поскольку на региональном уровне могут иметься значительные различия в порядке исчисления, то прежде чем браться за отчет, рекомендуем получить квалифицированную консультацию в территориальной ИФНС.

    Движимое имущество, принятое на баланс по результатам реорганизаций либо ликвидаций, имевших место до 1 января 2013 года, не входит, в соответствии со ст. 381 НК РФ, в налоговую базу.

    \n\n

    \n\t \n\t\t \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t

    \n\t\t

    \n\t\t\t
    \n\t\t\t

    Суть поправки

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    Соответствующая норма Кодекса

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    Дата вступления в силу

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    Установлено, что, если организация не подаст заявление о льготе по транспортному или земельному налогу, льготу все равно предоставят на основании данных, которыми располагает ИФНС (раньше это правило действовало только для налогоплательщиков-физлиц).

    Суть поправки

    Соответствующая норма Кодекса

    Дата вступления в силу

    Установлено, что, если организация не подаст заявление о льготе по транспортному или земельному налогу, льготу все равно предоставят на основании данных, которыми располагает ИФНС (раньше это правило действовало только для налогоплательщиков-физлиц).

    Исчисление суммы налога на имущество организаций осуществляется по итогам налогового периода, к которому относится календарный год.

    С 01.01.2020г. налоговые расчеты по авансовым платежам по итогам отчетных периодов (I квартал, I полугодие, 9 месяцев) сдавать не нужно (п. 2 ст. 386 НК РФ утратит силу). Однако, обязанность по уплате авансовых платежей не отменена. Перечислять их в бюджет необходимо по старым правилам.

    Также по итогам каждого отчетного периода (первый квартал, полугодие и девять) необходимо рассчитывать сумму авансовых платежей в размере 1/4 произведения налоговой базы и ставки налога. Таким образом, итоговая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между суммой налога за налоговый период и суммами авансовых платежей.

    В чем разница уплаты налога на имущество российскими и иностранными организациями? Налог на имущество и авансовые платежи подлежат уплате налогоплательщиком в порядке и сроки, установленные субъектами РФ.

    Однако, в отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации. Иностранные же организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства, уплачивают налог и авансовые платежи в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.

    Налог на имущество организации

    Для расчета налога, необходимо учитывать: юридическое или физическое лицо имеет объект в собственности. Он привязан к оценке объекта и его площади. Есть льготные категории, которые могут не оплачивать пошлину среди физлиц. Ранее он включал понижающий коэффициент и дефлятор. Сейчас он не оперирует этими понятиями.

    Оплачен ли в полной мере налог имеет право проверить инспектор федеральной службы.

    Проводя расчет, помните: переход на кадастровый вид происходит поэтапно и уже с 1 января текущего года; имущество физических лиц оценивается с позиции независимой оценки объектов.

    Перед расчетом налога, важно определить объекты, которые попадают под сферу влияния Кодекса. Среди них:

    • жилая невидимость: дом, квартира или отдельная комната в них;
    • место для парковки, гараж;
    • незаконченное строительство;
    • другие помещения.

    Наперед изучая, какой налог от кадастровой стоимости, ознакомьтесь с местными ставками на сбор.

    Актуальный размер для фирм изменился в начале 2021 года. Согласно ст. 2 и 4 Закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ при расчете этого платежа на имущество организаций больше не надо учитывать движимое имущество. Исключение составляют:

    1. космические корабли;
    2. памятники как архитектурные объекты;
    3. природные и водные ресурсы.

    Налог на имущество региональный, его размер различается между регионами. Льготы определяют местные власти и Кодекс.

    Производят расчет налога организации самостоятельно. Для того, чтобы наперед узнать, каким будет налог физическим лицам, воспользуйтесь онлайн-сервисами или проверенными агентствами.

    Проводим расчет самостоятельно. Для этого кадастровую оценку умножаем на произведение площади объекта за минусом вычета, и умножаем на подходящую ставку. Рекомендуем оплачивать сбор вовремя и в полной мере, чтобы избежать проблем с законом.

    Правила расчета несложные, главное знать формулу. Умножьте данные и узнаете, какую сумму нужно оплатить за весь год. Например, в одном районе РФ проводя расчет для жилого дома используется коэффициент 0,3%, в столичном регионе доходит до 0,4%. В качестве примера: налог на кадастровую стоимость квартиры составляет 0,1%, для «роскошных вариантов» может быть увеличен вплоть до 1%. Чтобы узнать цену за 1 кв. м, перед тем как провести расчет, разделите показатель на всю площадь.

    Принципиальный нюанс: пошлина оплачивается не со всей площади, а только той, которая подлежит налогообложению. Теперь вы понимаете, как просто, точно и грамотно рассчитать налог на имущество собственными силами.

    Минфин обновил форму декларации по налогу на имущество организаций

    Не платить этот налог могут граждане, которые определены в ст. 399 и 407 соответствующего Кодекса. Документ определяет: сбор могут не платить определенные лица на федеральном и региональном уровне. Не интересен, такой налог на федеральном уровне таким категориям как:

    • ветераны ВОВ;
    • Герои Советского Союза и РФ;
    • инвалиды детства, 1-ой, 2-ой групп;
    • ликвидаторы ряда ЧС;
    • военнослужащие и их семьи.

    Пенсионеры могут не переживать за дополнительные расходы – они освобождены от уплаты. Оплатить, а предварительно рассчитать размер сбора, нужно в том случае, когда, например, 2 квартиры или большой земельный надел. Льгота лишь на 1 объект в категории

    Не обязательно наперед рассчитать налог по кадастровой стоимости для лиц, у которых постройка меньше 50 квадратов. Можно не узнавать, какой размер выплаты и ряду других лиц, которые имеют льготы от органов местного самоуправления. Не платят пошлину многодетные семьи.

    Налог не предусматривает льготу, если объект выше 300 млн. рублей.

    Если он не платится по льготе, лицо самостоятельно информирует службу об этом, предоставляя документы для доказательства.

    Порядок, по которому производится расчет данного вида налога, установлен в отдельной главе Налогового Кодекса Российской Федерации. Данный налог является одной из региональных выплат. Следовательно, порядок его уплаты и размер принимаемой ставки устанавливают местные органы власти, опираясь на принятые на федеральном уровне показатели. Однако по некоторым позициям условия для налогоплательщиков могут различаться в зависимости от региона (например, в отношении принятых налоговых льгот).

    • земельные участки и прочие объекты природопользования;
    • имущество федеральных органов власти, используемое для нужд обороны;
    • объекты культурного наследия народов РФ;
    • объекты, связанные с ядерной отраслью (установки, хранилища и т.д.);
    • ледоколы и прочие суда;
    • объекты космической отрасли;
    • движимое имущество, находящееся на балансе начиная с 01.01.2013 г.;
    • имущество, приобретаемое для перепродажи и т. д.

    Законодательством закреплен полный перечень льготных категорий, перечисленный в статье 381 НК РФ.

    • организации уголовно-процессуальной системы в отношении имущества, которое используется для осуществления их функций;
    • религиозные организации в отношении имущества, используемого для осуществления религиозной деятельности;
    • общероссийские организации инвалидов (не менее 80% инвалидов) в отношении имущества, которое используется для осуществления ими деятельности указанной в уставе;
    • организации, занимающиеся выпуском фармацевтической продукции, касаемо имущества, которое используется для производства препаратов направленных на борьбу с эпидемиями и эпизоотиями;
    • организации, получивших статус участников “Сколково”;
    • судостроительные компании в отношении ТМЦ используемых для ремонта и строительства судов;
    • управляющие компании особых экономических зон и т. д.

    Для расчета налога на имущество необходимо исчислит среднегодовую стоимость этого имущества, которая будет налоговой базой.

    При этом имущество учитывается по остаточной стоимости, порядок определения которой закреплен в учетной политике организации.

    Остаточная стоимость = первоначальная стоимость — начисленная амортизация

    Ставка по налогу на имущество устанавливается законодательными актами субъектов РФ и не может превышать 2,2%. Размер налоговой ставки зависит от вида имущества и категории налогоплательщика.

    Для расчета налога к уплате применяется формула:

    Налог = налоговая база *налоговую ставку/100.

    [box type=»info» border=»full» icon=»none»] Пример:
    На балансе организации имеется станок. Остаточная стоимость на 01.01.2021 г. составляет 80 000 рублей. Ежемесячно на него начисляется амортизация в размере 2 000 рублей.

    Остаточная стоимость за первый квартал 2018 года:
    • январь — 78 000 (80 000 — 2 000);
    • февраль — 76 000 (78 000 — 2 000);
    • март — 74 000 (76 000 — 2 000).

    За налоговый период по налогу на имущество принят год.

    Первый квартал, полугодие, девять месяцев считаются отчетными периодами.

    Авансовые платежи уплачиваются ежеквартально в сроки установленные законодательством.

    Налог уплачивается:

    • для российской организации — в бюджет по местонахождению данной организации;
    • для иностранной организации — в бюджет по месту регистрации российского представительства или по месту нахождения недвижимого имущества, указанного в статье 375 НК РФ;
    • для обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, в бюджет субъекта по местонахождению каждого подразделения.

    Налоговая декларация предоставляется по истечении всех отчетных и налоговых периодов.

    Итоговая годовая декларация подается до 30 марта следующего года.

    Законом от 02.07.2021 г. № 305-ФЗ отменена необходимость некоторых компаний сдавать в ИФНС отчетность по налогу на имущество. К таким субъектам относятся организации, имеющих в собственности недвижимость, облагаемую по кадастровой стоимости.

    С 2022 года компании не будут включать в декларацию информацию о недвижимости, налоговая база по которой устанавливается как ее кадастровая стоимость (п. 6 ст. 386 НК).

    Если у субъекта в прошедшем налоговом периоде были только эти объекты недвижимого имущества, то декларацию вообще сдавать не нужно будет. Это правило будет применяться к отчетности за 2022 год, а за 2021 год декларацию по недвижимости, облагаемой налогом на основании кадастровой стоимости, сдать придется.

    Что касается недвижимости, налогооблагаемая база по которой определяется на основании среднегодовой стоимости, то обязанность компаний предоставлять налоговые декларации сохраняется. Отчетность также нужно будет сдавать не позже 30 марта года, идущего за прошедшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК).

    При этом такая декларация, как и в 2021 году, должна включать информацию о среднегодовой стоимость объектов движимого имущества, которые учтены на балансе хозяйствующего субъекта как объекты ОС в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (Закон от 23.11.2020 г. № 374-ФЗ).

    С 2022 года компании в отношении недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости, будут сами считать и платить налог на имущество без подачи деклараций. ИФНС будут направлять им сообщения об исчисленных суммах налога. Порядок направления этих сообщений и ответа на них такой же, как по транспортному и земельному налогам (абз. 3 п. 6 ст. 386 НК).

    Сообщения передаются налоговиками в компании после окончания налогового периода и срока уплаты налога на имущество. Передача документа производится следующим образом:

    • в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика;
    • по Почте России заказным письмом;
    • лично руководителю или представителю компании под подпись о получении.

    В сообщении обозначается объект налогообложения, налогооблагаемая база, налоговый период, ставка налога и величина рассчитанного налога. Информацию для исчисления ИФНС самостоятельно получает из ЕГРН и госорганов, регистрирующих права на недвижимость.

    При получении этого сообщения из ИФНС компания при несогласии с расчетом налога может подать налоговикам возражения и документы, подтверждающие правильность расчета налога. Это можно сделать в течение 10-ти дней с момента получения данного сообщения.

    Заявить о налоговых льготах можно будет в любую ИФНС по выбору самой компании. Но данный момент касается только тех объектов недвижимого имущества, налогооблагаемая база по которым устанавливается как кадастровая стоимость (п. 8 ст. 382 НК).

    В заявлении на льготы нужно указать объекты налогообложения и информацию о самих льготах с отсылкой на соответствующие нормы законодательства и сведения о документах, подтверждающих право на льготы.

    Срок направления заявлений на льготы не ограничивается. Их можно подавать в любое удобное для компании время. В то же время непредставление заявления не лишает ее права на льготу. Если у ИФНС будет информация о том, что организация вправе получить льготу, то налог на имущество будет рассчитываться с учетом ее применения.

    В настоящий момент налог на имущество и авансы по нему уплачиваются в порядке и сроки, установленные законодательством субъектов РФ. Таким образом, сроки перечисления налога могут значительно различаться в зависимости от региона.

    С 2022 года в России будут введены единые сроки уплаты налога на имущество компаний и авансов по нему.

    По обновленной редакции п. 1 ст. 383 НК налог на имущество нужно будет платить не позже 1 марта года, идущего за прошедшим налоговым периодом. Авансы по нему нужно будет платить не позже последнего числа месяца, идущего за прошедшим отчетным периодом.

    Одновременно с этим региональные органы власти утратят право определять эти сроки через законодательство субъектов РФ. Однако они все же смогут влиять на сроки уплаты авансов по налогу на имущество. Так, они также смогут устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков право не рассчитывать и не платить авансы по налогу на имущество в течение налогового периода (п. 6 ст. 382 НК).

    Отдельными поправками определится порядок прекращения налогообложения в отношении уничтоженного недвижимого имущества. В ст. 382 НК добавят новый п. 4.1, по которому организации не смогут уплачивать налог на имущество, прекратившее свое существование, уже с 1-го числа месяца его гибели или уничтожения.

    Чтобы прекратить платить налог по этому имуществу, организация должна будет подать в налоговую инспекцию заявление о его гибели или уничтожении. Правила его заполнения и формат подачи в электронном виде будут позже разработаны на основании приказа ФНС.

    Это заявление можно будет подать в любую ИФНС по выбору компании вне зависимости от места ее регистрации и нахождения имущества, подлежащего налогообложению.

    Вместе с заявлением субъект сможет подать и документы, которые подтвердят факт гибели или уничтожения объекта налогообложения. Непредставление этой документации не лишит организацию права освободиться от налогообложения объекта с 1-го числа месяца его утраты.

    В таком случае налоговики при получении заявления от компании сами будут направлять в уполномоченные госорганы запрос о представлении информации, подтверждающей факт гибели или уничтожения имущества.

    Рассматривать заявление налоговики будут в порядке как и при транспортном налоге в течение 30-ти дней с момента его получения. После этого ИФНС направит в компанию уведомление о прекращении расчета налога на имущество (п. 3.1 ст. 362 НК).

    Сервисы, помогающие в работе бухгалтера, вы можете приобрести здесь.

    Хотите установить, настроить, доработать или обновить «1С»? Оставьте заявку!

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

    Инструкция: рассчитываем налог на имущество

    Раздел предназначен для расчёта налоговой базы и исчисления суммы налога.

    По строке 001 отражает код вида имущества (Приложение № 5 к Порядку заполнения). Самым распространённым является код «03», остальные коды являются узконаправленными.

    Для строки 002 предусмотрено два кода:

    • «1» если в разделе представлена информация по недвижимому имуществу, связанного с исполнением СЗПК
    • «2» если в разделе представлена информация по недвижимому имуществу, не связанного с исполнением СЗПК

    Строка 010 предназначена для кода ОКТМО.

    Данный раздел предназначен для отражения информации об объекте недвижимого имущества.

    В соответствии с Разделом IV Порядка заполнения если в строке 020 указан кадастровый номер объекта, остальные строки раздела 2.1 можно не заполнять. В противном случае необходимо будет внести подробную информацию о месте нахождения налогооблагаемого объекта недвижимости.

    В завершении Раздела 2.1 по строке 040 указывается код ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов) и по строке 050 остаточная стоимость на 31 декабря отчётного периода.

    Раздел заполняется в отношении имущества, налоговая база по которому определяется в соответствии с его кадастровой стоимостью.

    Строка 001 заполняется в соответствии с Приложением № 5 Порядка заполнения. В нашем случае код «11», которому соответствуют объекты недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость

    Строка 002 заполняется аналогично строке 002 из Раздела 2.

    В строке 014 необходимо указать признак объекта недвижимости:

    • «1» для имущества, кроме помещений
    • «2» для помещений (например, гараж)

    Строка 015 предназначена для кадастрового номера объекта.

    Раздел 1 является итоговым и отображает величину налога на имущество, подлежащую уплате в бюджет.

    Стоит отметить, что данных разделов внутри одной декларации может быть несколько. Количество разделов соответствует количеству кодов ОКТМО.

    По строке 005 указывается признак налогоплательщика:

    • «1» если в течение 2020 года применялись нормативные правовые акты Правительства РФ, согласно которых были продлены сроки уплаты авансовых платежей
    • «2» если в течение 2020 года применялись нормативные правовые акты высших исполнительных органов власти субъектов РФ, согласно которых были продлены сроки уплаты авансовых платежей
    • «3» если акты из «2» и «3» пункта не применялись в течение отчётного периода

    Строка 007 заполняется аналогично строке 002 из Раздела 2.

    В строку 021 вносится исчисленная сумма налога за отчётный период, которая определяется как сумма строк 260 Раздела 2 и 130 Раздела 3.

    Строки 023-027 предназначены для авансовых платежей, который были совершены налогоплательщиком в течение отчётного периода.

    В строке 030 отражается сумма налога на имущество, подлежащая уплате в бюджет, которая рассчитывается как разница между исчисленным налогом (строка 021) и величиной произведённых ранее платежей (строки 023-027).

    1. Российские коммерческие и некоммерческие организации, у которых в собственности есть недвижимость, учтенная в основных средствах предприятия.
    2. Иностранные предприятия, у которых в собственности есть недвижимость на территории РФ.

    Не являются плательщиками налога на имущества компании, которые применяют специальные режимы налогообложения – УСН, ЕНВД и ЕСХН.
    Что не является объектом налогообложения?

    1. Земельные участки, водоемы и другие природные ресурсы.
    2. Памятники истории и культуры федерального значения.
    3. Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.
    4. Недвижимость, которую организация взяла в аренду.
    5. Недвижимость, не готовая к эксплуатации, например недострой принадлежащий юридическому или физическому лицу.

    Так как налог на имущество — это региональный налог, то значение ставок устанавливаются субъектами России и может зависеть от деятельности организации и вида имущества. Однако, существуют некоторые условия и ограничения. Так, например, ставка не должна превышать 2,2%, а если недвижимость облагается налогом по кадастровой стоимость – не более 2%. Применяемые льготы Льготы применяемы к налогу на имущество могут быть:

    1. Федеральными, применяемые на всей территории РФ, к ним относят
    • общероссийские общественные организации инвалидов, если инвалиды и их законные представители составляют не менее 80% всех членов общества;
    • отдельные производители фармацевтической продукции;
    • специализированные протезно-ортопедические предприятия;
    • коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации;
    • государственные научные центры.
  • Региональными, применяются только на территории определенного субъекта (региона).
    1. Один из наиболее распространенных способов налоговой оптимизации – это передача недвижимого имущества юридического лица на баланс бизнеса, который уже имеет налоговые льготы. В данном случае, появляются две проблемы. Во-первых, поиск такой организации может занять много времени и усилий, так как такие организации чаще всего ведут свою деятельность в специфических отраслях и их недвижимое имущество также специфическое. Во-вторых, организация должна быть дружественной, поскольку, по факту, вы передаете в собственность другому предприятию свое имущество и в случае каких-либо проблем вы можете распрощаться со своей недвижимостью.
    2. Можно попробовать провести кадастровую оценку недвижимости, в результате которой цена на имущество будет уменьшена. Но если кадастровая стоимость на самом деле соответствует рыночной, процедура пересмотра только отнимет деньги и время, а результата не даст.
    3. Если компания — лизингодатель, то есть передает недвижимость в лизинг, она может предусмотреть в договоре, что на период его действия предмет лизинга будет числиться на балансе компании-лизингополучателя. Тогда эта компания и будет платить налог на имущество.
    4. Установить короткий бухгалтерский срок полезного использования недвижимости, которая облагается по среднегодовой стоимости. Ведь чем короче срок, тем больше сумма амортизации и тем меньше среднегодовая стоимость.
    5. Для физических лиц возможно применение кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу на имущество.

      Описанные методы работают в рамках закона, тем не менее, если у вас остались вопросы, вы можете обратиться к нашим специалистам, обладающим многолетним опытом решения вопросов связанных с оптимизацией налогов. Заполните форму обратной связи онлайн или обратитесь по телефону указанному в разделе контактов. Наши специалисты будут рады ответить на ваши вопросы.

      За 15 лет безупречной работы нашими услугами воспользовались более 14 000 клиентов, у которых есть множество запросов на услуги, которые можете оказывать Вы. И мы готовы предоставить Вам возможность оказывать услуги по своему направлению для наших клиентов!

      Заполните форму ниже, для того, чтобы участвовать в отборе компаний для пополнения экосистемы для бизнеса от компании Бизнес-Гарант.


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]