Банкротство юридических лиц в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Банкротство юридических лиц в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Перечень документов как для заявления должника, так и для кредитора отдельно прописан в положениях ст. 38 и 40 закона №127-ФЗ соответственно.

Должнику необходимо приложить к заявлению о банкротстве:

  • Обоснование наличия задолженности: судебные решения, постановления об исполнительных производствах, претензии и иные требования от кредиторов.
  • Подтверждение неспособности удовлетворения требований: выписки по счетам с остатками и движением средств, бухгалтерский баланс.
  • Учредительные документы и выписку из ЕГРЮЛ.
  • Перечень кредиторов с полной расшифровкой всей информации – от наименования и суммы долга до полного адреса.
  • Решение учредителя или протокол общего собрания о принятии решения обратиться в арбитраж с заявлением о банкротстве, включая документы об избрании (назначении) представителя в суд.
  • Информация о стоимости имущества и прочих активов должника (обязательно участие независимого оценщика).

При обращении в суд с заявлением о банкротстве кредитора (в том числе – работника фирмы-должника), помимо обязательных по АПК РФ документов требуется так же приложить:

  • Подтверждение обязательств: решения суда, расчетные листа, сведения от ФССП, переписка с должником.
  • Доказательства наличия задолженности: счета-фактуры, акты выполненных работ, накладные и т.д.
  • Доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя кредитора на обращение в суд.
  • Прочие документы.

В случае предоставления документов в копиях требуется надлежащее их заверение.

Процедура банкротства 2021: что нужно знать?

Универсального образца на все случаи несостоятельности не существует. В сети Интернет и на различных юридических сайтах можно найти как краткие, так и подробные, взятые из реальных дел образцы заявлений.

Использовать их «вслепую» без понимания особенностей процедуры банкротства чревато последствиями: составлять заявление или, как минимум, проверять его должен опытный юрист.

Ниже представлен образец заявления о банкротстве юридического лица для ознакомления.

Как следует из названия – процедура носит «оздоровительный» характер и направлена на сохранение компании и восстановление платежеспособности.

Разрабатывается план финансового оздоровления с конкретными предложениями по погашению долга и восстановлению платежеспособности компании.

План подлежит утверждению собранием кредиторов.

На период финансового оздоровления:

  • Все требования кредиторов подаются в соответствии с положениями закона ФЗ-127.
  • Отменяются меры по аресту имущества и иным обеспечительным мерам.
  • Останавливаются исполнительные производства.
  • Вводится запрет на выделение долей в уставном капитале, их продажу.
  • Вводится жесткий контроль за любыми способами прекращения обязательств должника.
  • Останавливается начисление штрафов, пени и иных санкций финансового характера.

Процедура вводится на срок не более 2 лет, на весь период процедуры банкротства назначается административный управляющий.

Более жесткая по сравнению с финансовым оздоровлением процедура, на период которой все бразды правления должником полностью переходят к внешнему управляющему.

В ходе внешнего управления вводится мораторий на всякое удовлетворение требований кредиторов, блокируется выплаты по всем обязательствам, кроме текущих платежей.

Но! Могут быть удовлетворены требования кредиторов 1 и 2 очереди: выплаты в возмещение вреда здоровью, заработная плата и т.д.

Конкурсное производство вводится после признания должника банкротом и установления невозможности выплатить имеющиеся долги.

Инвентаризация имущества и формирование конкурсной массы

В ходе конкурсного производства формируется так называемая «конкурсная масса», куда включаются все активы должника.

Все имеющееся или же возвращенное в собственность компании имущество подлежит включению в конкурсную массу.

Перспективы и последствия изменений в законодательстве о банкротстве в 2021 году

Имущество, оказавшееся в конкурсной массе, подлежит продаже с публичных торгов.

Условно порядок проведения таких торгов состоит из следующих этапов:

  1. Публикация в СМИ информации о предстоящих торгах. Публикуется за 30 дней до старта приема заявок.
  2. Прием заявок на торги. Срок – не более 25 дней.
  3. Завершение приема заявок и регистрация участников торгов, выполнивших все условия. Длительность – не более 5 дней.
  4. Проведение торгов, формирование протокола с результатами и заключение договора с победителем торгов. Либо же признание торгов несостоявшимися.
  5. Размещение информации о результате торгов в СМИ, возврат задатка остальным участникам.

При проведении повторных торгов стоимость имущества может быть снижена не более чем на 10% от изначальной цены. Если и повторные торги не дали результата – формируется публичное предложение сроком на 30 дней, после чего за определенный период (3-5 дней) цена понижается на 10-20% от первоначальной стоимости.

Следующим этапом идет соразмерное удовлетворение требований кредиторов в соответствии с установленной законом очередью:

  1. В первую очередь возмещается гражданам вред жизни, здоровью, моральный вред.
  2. Во-вторых, расчеты по заработной плате, выходным пособиям, отпускным, выплата вознаграждений авторам.
  3. В третью очередь производятся расчеты с остальными кредиторами.

Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.

По итогам расчетом составляется отчет, который доводится до сведения кредиторов, арбитражного суда и СРО, в составе которого действует арбитражный управляющий.

После окончания расчетов юридическое лицо окончательно считается ликвидированным, запись о нем исключается из ЕГРЮЛ.

  • Признаки банкротства
  • Кто может инициировать банкротство юр. лица и для чего это делать?
  • Преимущества и недостатки банкротства юридических лиц
  • Пошаговая инструкция по полному банкротству
  • Упрощенная процедура банкротства юридических лиц в 2021 году

Согласно статистическим данным Единого Федерального Реестра Сведений о Банкротстве (ЕФРСБ), количество процедур банкротства юридических лиц с апреля 2020-го года по январь 2021-го существенно снизилось. Этого удалось достичь благодаря мораторию от 01.04.20, возможность принятия которого закреплена в ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Он запретил возбуждать дела о банкротстве против компаний и ИП, ведущих свою деятельность в областях, которые сильнее всего пострадали от пандемии. После его отмены 7-го января этого года есть вероятность того, что число данных процессов возрастёт достаточно высоко, впрочем, сделать выводы можно будет лишь по завершении года. Не удивительно, что руководители многих предприятий, финансовое состояние которых оставляет желать лучшего, хотят узнать все детали процедуры, которая, возможно, им предстоит.

Как подать на банкротство юридического лица в 2021 году: пошаговая инструкция

Процедура банкротства юридического лица может быть инициирована и должником, и кредитором. При этом каждый из них преследует свою цель:

  • Первый стремится избавиться от долгов, которые не имеет возможности выплатить;
  • Второй стремится вернуть назад хотя бы часть своих средств.

Кто именно имеет право обратиться в суд для того, чтобы запустить соответствующую процедуру?

  • Руководитель организации;
  • Её учредители;
  • Федеральная налоговая служба и другие гос. органы;
  • Сотрудники компании;
  • Контрагенты, перед которыми имеются долговые обязательства;
  • Лизинговые компании.

На первый взгляд может показаться, что процедура банкротства призвана избавлять от долгов и тех, кто открыл предприятие, взял под него кредиты и авансовые платежи по договорам, а потом, чтобы не рассчитываться по обязательствам перед государством, кредиторами и персоналом, запустил её. На самом деле же всё обстоит иначе: кредиторы имеют возможность обвинить руководство и собственников компании в преднамеренном доведении до банкротства.

При наличии соответствующих доказательств все долги организации по решению суда будут переложены на ответственных лиц. Вдобавок высок риск того, что её не закроют, но она утратит свой кредитный рейтинг и больше не сможет кредитоваться… И это будет касаться даже её руководителей и сотрудников.

Процессы, регулируемые на законодательном уровне (как и любые другие), имеют целый ряд преимуществ и недостатков. К первым относят:

  • Возможность закрыть организацию, которая не приносит прибыль на законных основаниях, погасив её долги перед государством и кредиторами;
  • Отсутствие ограничений для руководителей и учредителей при открытии нового юридического лица (исключением является их привлечение к субсидиарной ответственности).

Ко вторым относят:

  • Риск привлечения руководства к субсидиарной ответственности при выявлении нарушений, которые повлекли за собой несостоятельность компании;
  • Риск привлечения руководства к уголовной ответственности при наличии доказательств фиктивного банкротства;
  • Сложность и продолжительность процедуры – она может длиться в течение нескольких лет в зависимости от объёмов имеющихся активов/пассивов;
  • Необходимость привлечения к проведению банкротства арбитражного управляющего, который имеет право распоряжаться имуществом и счетами организации.

Полное банкротство проводится в соответствии регламентом, прописанным в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002. Данный правовой источник содержит всю необходимую информацию: основные положения, признаки несостоятельности юридических лиц, их обязательства перед контрагентами и государством, а также список этапов, которые нужно пройти после инициирования процедуры.

Выявление у организации признаков банкротства и их соответствия прописанным на законодательном уровне. В процессе проводится всесторонний анализ работы предприятия за последние три года, осуществляется аудит бухгалтерского учёта, проверка взаимоотношений с контрагентами, оценка рисков.

Если налицо все признаки банкротства организации, потребуется:

  • Полный пакет документов о регистрации (ИНН, ОГРН, выписка из ЕГРЮЛ);
  • Пакет учредительных документов (Устав, решения собственников, протоколы собраний);
  • Реестр задолженности и требований по кредитам;
  • Документы, которые подтверждают наличие задолженности;
  • Бухгалтерская отчётность за последние 5 лет;
  • Пакет документов, которые подтверждают неспособность платить по кредитам.

После признания в судебном порядке должника банкротом, все исполнительные производства в отношении него прекращаются. Останавливается начисление пеней и штрафов, открываются заблокированные счета, снимается арест с имущества. Суд назначает процедуры в рамках дела о банкротстве, которые обязаны учесть баланс интересов кредиторов и при этом защитить права должника.

В большинстве случаев судьи изначально применяют к банкроту процедуру наблюдения. Арбитраж, как правило, ничего не знает о финансовом состоянии должника и не может сразу вынести решение по делу о банкротстве.

Судом назначается временный (арбитражный) управляющий, которого обязуют следить за проведением всех этапов процедуры. Зарплата временного управляющего — 30 000 рублей в месяц. Кроме того, помимо фиксированной суммы вознаграждения арбитражный управляющий может рассчитывать на проценты, определяемые согласно ст. 20.6 ФЗ № 127.

Первым делом управляющий обязан зафиксировать факт начала процедуры. Он включает сведения о банкротстве в реестр ЕФРСБ и публикует их в газете «Коммерсантъ». Оплата публикации ложится на должника. Несмотря на то, что в законе о банкротстве (ФЗ № 127, ст. 28) нет прямого обязательства публиковать сведения в определенной газете, издание «Коммерсантъ» установило монополию на публикации обязательных сведений о банкротстве в СМИ. Монополия фактически узаконена специальным распоряжением Правительства РФ № 1049-р от 21.07.2008г. Оплата за каждую публикацию обходится банкроту в 7 000-12 000 рублей. Во время исполнения процедур банкротства, должнику зачастую приходится оплачивать несколько публикаций в газете «Коммерсантъ». Для малого бизнеса, ИП и физлиц такие издержки только усугубляют их, и без того сложное, положение.

Далее по своему регламенту управляющий обязан решить следующие задачи:

  • провести анализ финансового состояния банкрота;
  • принять меры по сохранности имущества банкрота;
  • выявить всех кредиторов должника;
  • назначить дату первого собрания кредиторов и уведомить их об этом по почте не позднее 14 дней до начала собрания. (ФЗ № 127, ст. 13);
  • ввести в свой реестр законные требования кредиторов;
  • предъявить суду отчет о своей работе и представить протокол первого собрания кредиторов.

Временный управляющий имеет право получать любую информацию, касающуюся деятельности должника. Все госучреждения, а также юридические и физические лица, располагающие данными о должнике, обязаны предоставить их управляющему не позднее 7 суток после официального запроса. Также временный управляющий может ходатайствовать в суд об отстранении от дел руководителя предприятия-банкрота.

Само же руководство должника (юрлица) ограничено в своих действиях следующим регламентом (ФЗ № 127, ст. 64):

  • предприятие-банкрот не имеет права без разрешения временного управляющего кредитовать и кредитоваться либо передавать имущество в доверительное управление;
  • нельзя без ведома временного управляющего совершать сделки купли-продажи, превышающие 5% балансовой стоимости имущества;
  • запрещено проводить реорганизацию, самоликвидацию, открывать от имени банкрота новые юрлица или входить в состав других юрлиц;
  • нельзя размещать на фондовом рынке свои акции, облигации;
  • банкрот не вправе создавать новые филиалы и представительства;
  • руководству предприятия запрещено из прибыли выплачивать дивиденды акционерам и денежные доли учредителям.

По остальным направлениям хозяйственной деятельности банкрот имеет привычную свободу действий.

Максимальный срок проведения процедуры — семь месяцев. После этого все результаты процедуры наблюдения должны быть переданы временным управляющим в суд для рассмотрения дела о банкротстве.

Процедура финансового оздоровления может быть запущена по ходатайству собрания кредиторов в суд или по ходатайству третьего лица, которое обязуется предоставить финансовое обеспечение для банкрота. Сам должник не вправе напрямую ходатайствовать в суд о начале этой процедуры, но он может официально обратится с подобной просьбой к первому собранию кредиторов.

При запуске процедуры суд назначает административного (арбитражного) управляющего с гонораром 15 000 рублей в месяц, плюс проценты. Обычно им становится временный управляющий из процедуры наблюдения. Отстранить административного управляющего может только назначивший его арбитражный судья. Все другие участники могут только аргументировано ходатайствовать в суде о его отстранении.

Административный управляющий обладает более расширенными полномочиями, чем временный. Он обязан через суд пресекать все сомнительные сделки должника. В случае нарушения установленного по процедуре плана платежей, управляющий вправе требовать от поручителя должника оплатить задолженность из заявленного обеспечения. При отказе поручителя его ждет наказание в соответствии с гражданским законодательством (ФЗ № 127, ст. 91).

Сам же должник обладает почти теми же ограничениями в деятельности, что и при процедуре наблюдения. Несмотря на относительную свободу действий, собственники и руководство юрлица фактически не могут направлять значительные денежные суммы на развитие бизнеса или на свои нужды.

Максимально допустимый срок прохождения процедуры финансового оздоровления – два года. По окончании процедуры, должник предоставляет своему административному управляющему полный отчет о состоянии дел. На основании отчета управляющий дает свое заключение. В случае, если требования кредиторов не удовлетворены, управляющий созывает собрание кредиторов, где они принимают решение о введении более жестких процедур. Соответствующее ходатайство кредиторов передается в суд.

Процедура внешнего управления запускается в случаях, когда кредиторы смогли убедить суд в отсутствии у руководства юрлица-банкрота добросовестности или организационной компетенции. Зачастую внешнее управление вводят сразу после процедуры наблюдения. Внешнее управление вводится на срок, не превышающий 1,5 года, но по особым обстоятельствам он может быть продлен еще на 6 месяцев.

Суд назначает должнику внешнего (арбитражного) управляющего с фиксированным гонораром в 45 000 рублей в месяц, плюс проценты. Управляющий отстраняет руководителя юрлица-банкрота от ведения дел, и даже вправе уволить его. В течение 3-х дней бывший руководитель обязан передать арбитражному управляющему всю документацию, материальные ценности и печати.

Кроме стандартных управленческих возможностей, суд наделяет внешнего управляющего особыми полномочиями. Он вправе:

  • отказаться в течение первых трех месяцев от исполнения ранее заключенных невыгодных сделок. При этом сделки не должны быть частично или полностью реализованы;
  • расторгнуть в течение первых трех месяцев невыгодные договоры.

Помимо этого, при запуске процедуры устанавливается мораторий на выплату кредиторам по долгам. Задачей внешнего управления является восстановить платежеспособность предприятия без необходимости распродажи прибыльных активов.

Когда предприятие не способно в разумные сроки восстановить необходимую прибыльность, кредиторы ходатайствуют в арбитражный суд о применении к должнику процедуры конкурсного производства. По сути, она направлена на распродажу имущества банкрота с целью погашения долговых обязательств. Установленный срок проведения процедуры — шесть месяцев, но по ходатайству участвующего лица срок может быть продлен еще на полгода, а потом еще. И так неограниченное число раз.

После утверждения процедуры судом, назначается конкурсный (арбитражный) управляющий с гонораром 30 000 рублей в месяц, плюс проценты. Он отстраняет руководство предприятия от ведения дел и традиционно фиксирует факт начала процедуры с помощью ЕФРСБ и публикации в газете «Коммерсантъ». С момента публикаций у кредиторов есть 2 месяца, чтобы попасть в реестр требований кредиторов, по которому будут осуществляться выплаты с проданного имущества.

Как и другие процедуры, конкурсное производство приостанавливает начисление пеней и штрафов по долгам. Срок выплаты считается наступившим и начисление процентов по кредитам также прекращается. Снимается арест с имущества.

Конкурсный управляющий привлекает оценщика для составления так называемой «конкурсной массы» — имущества, подлежащего продаже. Из общей конкурсной массы арбитражный управляющий исключает следующие виды имущества:

  • имущество, которое изъято из оборота, с продаваемого предприятия (ст. 132 ФЗ № 127);
  • социально-значимые объекты и объекты культурного наследия (они продаются отдельно, в порядке, установленном ст. 110 ФЗ № 127);
  • личное имущество и имущественные права третьих лиц;
  • залоговое имущество – оно не исключается, но учитывается отдельно (ст. 131 ФЗ № 127).

Далее управляющий назначает аукционные торги по продаже имущества. От обычного аукциона отличие в том, что ряд участников имеют право приоритетного выкупа имущества. Также управляющий может ограничить доступ к торгам, сделав их закрытыми.

По общему правилу кредиторов принято разделять на следующие категории (п. 4 ст. 134 ФЗ № 127):

  • Кредиторы первой очереди – это лица, требующие законной компенсации, чья жизнь или здоровье пострадали от действий должника.
  • Кредиторы второй очереди – лица, работавшие на должника по трудовому договору.
  • Кредиторы третьей очереди – все иные физлица и юрлица, перед которыми образованы долговые обязательства: банки, партнеры, контрагенты.

Вместе с тем, из выручки от продажи конкурсной массы в приоритетном порядке погашают долги по текущим платежам, преимущественно возникшие до подачи заявления на признание должника банкротом.

Также приоритетно оплачиваются расходы, связанные с предотвращением техногенных катастроф и гибелью людей, которые могли возникнуть от закрытия предприятий (п. 1 ст. 134 ФЗ № 127).

Выплаты по долгам банкрота, относящиеся к текущим платежам, производят в следующей очерёдности:

  • расходы, связанные с процессом судебного разбирательства, в том числе вознаграждение управляющему;
  • зарплаты физлиц, которые были наняты по трудовому договору уже после подачи в суд заявления о банкротстве;
  • гонорары привлечённым лицам: оценщику, аукционному персоналу;
  • коммунальные и другие эксплуатационные платежи;
  • иные платежи.

В случае, если конкурсному управляющему не хватило вырученных средств для погашения всех долгов банкрота, долги все равно считаются погашенными. Даже те, кто не получил от банкрота ничего, не могут повторно требовать в суде возврата долга. Нераспроданное имущество, которое кредиторы не пожелали взять в счет уплаты долга, возвращается банкроту.

Написать комментарий

      Определяя круг лиц, к которым применяются мораторные правила, Верховный суд указал, что для применения моратория достаточно установить соответствие лица формальным критериям, установленным Правительством.

      Так, положения о моратории автоматически распространяются на все организации и ИП из пострадавших отраслей, а также организации, включенные в перечень системообразующих и стратегических.

      Доказывать признаки недостаточности имущества такой организации или ее неплатежеспособности необходимости нет. При этом необходимо учитывать, что мораторий не распространяется на лица, в отношении которых на день введения моратория уже было возбуждено дело о банкротстве.

      Таким образом, определяющим фактором при установлении возможности применить к тому или иному лицу мораторные правила является дата включения отрасли, к которой относится такое лицо, в перечень пострадавших или системообразующих и стратегических отраслей.

      Разъясняя положения Закона о банкротстве по данному вопросу, Пленум ВС РФ однозначно установил, что если кредитор имеет к должнику требование, которое возникло после начала действия моратория, то такое требование необходимо квалифицировать как текущее, и указанный кредитор не вправе инициировать дело о банкротстве до истечения трехмесячного срока с момента прекращения действия моратория (т.е. до 8 апреля 2021 г.).

      По истечении указанного трехмесячного срока к квалификации будут применяться общие правила статьи 5 Закона о банкротстве.

      Положениями ст. 9.1 Закона о банкротстве на период действия моратория было приостановлено начисление финансовых санкций по денежным обязательствам, возникшим до введения моратория. В состав понятия «финансовые санкции» входят следующие начисления:

      • неустойка (статья 330 ГК РФ);
      • проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ);
      • пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 НК РФ) и др.

      Верховный суд разъяснил, что взыскать указанные начисления за период действия моратория не получится даже в том случае, если они заявлены в общеисковом порядке.

      Однако справедливости ради стоит отметить, что из данного правила предусмотрено исключение.

      Так, если истцу удастся доказать, что ответчик в действительности не пострадал от обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, и ссылки на указанные обстоятельства являются проявлением заведомо недобросовестного поведения ответчика, суд вправе удовлетворить такой иск. При этом возражения должника о наличии моратория в данном случае должны быть отклонены судом, рассматривающим дело.

      Вышеуказанные ограничения вполне ожидаемо не распространяются на требования о взыскании процентов за пользование денежными средствами, предоставленными по договорам (в том числе по займу или кредитному договору), либо в качестве коммерческого кредита, поскольку указанные начисления не носят санкционного характера.

      Резюмируя изложенные выше особенности применения банкротного законодательства с учетом свежих разъяснений ВС РФ необходимо упомянуть также еще один важный момент. Лицам, участвующим в банкротных процессах в 2021 году важно помнить, что предусмотренные мораторием мероприятия предоставляли должникам не только преимущества, но и наложили определенные на них дополнительные ограничений.

      Так, законодатель, стараясь сохранить баланс интересов, запретил этим лицам, к примеру, выплачивать дивиденды и распределять прибыль. Не все компании готовы были к подобным ограничениям в своей деятельности, поэтому в практике известны случаи добровольного отказа компаний от действия моратория.

      Отказ лица от применения в отношении его моратория вступает в силу с момента опубликования сообщения об этом в Федресурсе. При подготовке настоящего материала удалось найти информацию об отказе от применения моратория в отношении более чем 500 (пятиста) лиц, в числе которых ПАО «ВЫМПЕЛКОМ», ПАО «ТУЛЬСКИЙ ОРУЖЕЙНЫЙ ЗАВОД», ПАО «НОВАТЭК» и др.

      Принимая во внимание то обстоятельство, что в момент вступления в силу отказа от моратория, к отказавшемуся лицу не применяются обозначенные в первыдущих пунктах особенности банкротных процедур, считаю установление данного обстоятельства первостепенным при определении кредитором стратегии своих действий в отношении несостоятельного контрагента.

      С целью упрощения процедуры определения относимости лица к перечню наиболее пострадавших отраслей ФНС России разработала и разместила на своем официальном сайте соответствующий электронный сервис. В этом же сервисе можно найти информацию о лицах, отказавшихся от применения моратория.

      Подводя итог изложенной выше информации, хочется отметить, что предпринятые государством мораторные меры имели определённый результат, поскольку помогли удержать от резкого и бесповоротного обрушения целые отрасли.

      Однако крайне нестабильное финансовое состояние, в котором все еще пребывает большая часть бизнеса из пласта пострадавших отраслей, и до сих пор сохраняющиеся ограничения, в совокупности дают основания полагать, что плавного перехода из моратория к обычной жизни, к сожалению, не случится, а значит, в ближайшие месяцы можно оживать резкое увеличение числа банкротных споров

      Законопроект предполагает изменение схемы банкротства юридического лица. Вместо наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления будет только реструктуризация. Ликвидация останется и будет вводиться, если в реструктуризации нет смысла или она не приведет к результату.

      Цель инициатора реформы Минэкономразвития – сократить сроки и издержки процедуры банкротство юридических лиц, одновременно увеличив процент закрытых долгов перед кредиторами. Но будет ли банкротство короче по времени, а нововведения работать на практике так, как предполагают законотворцы? Разберемся в деталях.

      Реструктуризация – это новое название реабилитации юридического лица в рамках банкротства. Если поправки одобрят, то вместо наблюдения и двух реабилитационных этапов банкротства юридического лица будет только реструктуризация сроком до 4 лет (с возможностью продления). Добросовестные должники смогут постепенно отдавать долги, рассчитывать на уступки (отсрочку, рассрочку, частичное прощение долга, дисконт) со стороны кредиторов.

      Но кроме работы с задолженностью, план реструктуризации может предполагать различные варианты управления фирмой-должником. Например, права по назначению и прекращению полномочий директора могут передаваться антикризисному управляющему, собранию или комитету кредиторов.

      Полномочия могут распределяться между руководством должника и кредиторами или передаваться полностью вновь выбранному органу (лицу). То есть фактически руководство должника может полностью потерять контроль над бизнесом и активами.

      Составить план реструктуризации может как сам должник или антикризисный управляющий, так и любое заинтересованное лицо: конкурсный кредитор, учредитель, участник или представитель работников должника, органы власти и местного самоуправления. Предварительный план выносится на рассмотрение собранием кредиторов.

      В каком порядке будет согласовываться и утверждаться план реструктуризации, если собрание кредиторов не пришло к единому решению, или должник не согласен с планом? Этот момент требует дополнительного обсуждения с Верховным судом, уполномоченными органами и бизнес-сообществом.

      Например, Совет по кодификации считает, что в проекте нужно прописать возможность утверждения плана реструктуризации задолженности решением суда, а Российский союз промышленников и предпринимателей предлагает обязательно согласовывать план реструктуризации с должником, даже если совет кредиторов одобрил его большинством голосов.

      Банкротство в практике Верховного Суда Российской Федерации за июль-август 2021

      Согласно законопроекту № 1162228-7, долги граждан-должников с низким уровнем дохода (пенсионеров и малоимущих) могут списать бесплатно, без суда, а главное с открытыми исполнительными производствами. Нужно просто подать заявление о банкротстве через МФЦ.

      Доходы в пределах двойного прожиточного минимума в регионе, где проживает должник, хотят признать неприкосновенными. То есть их не смогут списывать в счет долга. Конечно, речь идет о гражданах без имущества, которое может быть реализовано в счет долга.

      На данный момент процедура внесудебного банкротства граждан неэффективна, потому что заявить о банкротстве можно только если все исполнительные производства закрыты. Если приставы не идут навстречу, приходится ждать годами. А если человек получает даже минимальный доход (включая пособия, социальные выплаты), то о закрытии производств речь вообще не идет: списывают 50% с любого поступления на арестованный счет.

      Есть мнения, что данный законопроект «пустышка» и пиар-ход перед парламентскими выборами. Но даже если это так, и закон не примут, подобная инициатива сама по себе привлечет внимание к проблеме крайне ограниченного доступа к внесудебному банкротству российских граждан.

      Если сравнивать с обычной добровольной ликвидацией, процедура банкротства юрлица имеет следующие преимущества:

      • Позволяет закрыть бизнес с долгами;
      • Останавливает начисление штрафов, пеней и процентов, защищает от давления со стороны кредиторов;
      • Прекращает выездную налоговую проверку – или предотвращает её начало;
      • Даёт директору и владельцам компании возможность избежать налоговой, уголовной, административной или имущественной ответственности.

      При больших долгах или высоком риске выездной налоговой проверки банкротство – оптимальный выход.

      Для того, чтобы компанию могли признать несостоятельной, должны выполняться два основных условия:

      1. Общая сумма задолженности организации перед кредиторами составляет не менее 300 тысяч рублей;
      2. Срок просрочки по платежам (в том числе по выплатам сотрудникам) превысил три месяца.

      При наличии этих признаков кредиторы или сама организация имеют право инициировать судебный процесс банкротства.

      Процедура проходит максимум в четыре этапа (обратите внимание, стадии 2 и 3 «опциональные», по решению суда они могут быть пропущены):

      1. Наблюдение.
      2. Финансовое состояние бизнеса тщательно анализируют, счета и активы замораживают, после чего суд выносит одно из трёх возможных решений:

      • Прекратить процесс;
      • Начать финансовое оздоровление компании;
      • Открыть конкурсное производство.
    • Финансовое оздоровление.
    • Мероприятия, направленные на восстановление платёжеспособности организации и погашение долгов. По итогам этапа суд может решить:

      • Прекратить процесс;
      • Передать компанию под внешнее управление;
      • Открыть конкурсное производство.
    • Внешнее управление.
    • Руководство компанией берёт на себя новый директор, который попытается восстановить её платёжеспособность. Возможные решения суда по результатам его работы:

      • Прекратить процесс;
      • Открыть конкурсное производство.
    • Конкурсное производство.
    • Реализация имущества организации, погашение долгов.

      Если процесс дошёл до 4 стадии, то по её итогам суд ликвидирует предприятие и списывает его долги.

      Планируемая реформа законодательства о банкротстве: обзор основных идей

      Судьи ВС РФ отметили, что в период пандемии пострадали не только предприятия из конкретных отраслей, но и их кредиторы. Определению их правового статуса посвящен п. 11 Постановления Пленума ВС РФ № 44 от 24.12.2020 года.

      В соответствии с решением Пленума все требования, возникшие после введения моратория, относятся к текущим. Кредитор не может обратиться в Арбитражный суд с требованием возбудить дело о несостоятельности должника до 08.04.2021 года. С момента окончания действия моратория должно пройти не менее 3-х (трех) месяцев.

      Далее при подаче заявления в суд следует руководствоваться требованиями Федерального закона «О банкротстве». В частности, применительно к платежам, их классификации надлежит учитывать положения ст. 5.

      В период действия моратория нельзя подать в суд требование признать банкротом определенные компании. Кредиторы могут заподозрить, что недобросовестные должники воспользуются ситуацией для вывода активов.

      В связи с этим следует обратиться к п. 14 ПП ВС РФ № 44 от 24.12.2020 года. В данном нормативном акте сказано, что сделки, заключенные должником в период действия моратория, изначально считаются текущими. То, что они выходят за рамки стандартной хозяйственной деятельности, необходимо доказать.

      Если кредитор полагает, что во время действия моратория должник заключает сделки с предпочтением, он должен подтвердить, что данная компания неплатежеспособна, не располагает имуществом, достаточным для погашения обязательств. При этом признаки неплатежеспособности не должны быть связаны с введением моратория. Как вариант, кредитор должен доказать, что у должника нет реальной возможности преодолеть признаки, свидетельствующие о банкротстве.

      Внимательный анализ п. 14 данного Пленума показывает, что кредиторы в большинстве случаев не смогут оспорить сомнительные сделки должника.

      В стандартном варианте кредитор может применить финансовые санкции, если должник не исполняет свои обязательства. Но в период действия моратория данная норма права существенно скорректирована. Основание — ст. 9.1 Федерального закона № 127-ФЗ. Данный вопрос отдельно освещен в п. 7 ПП ВС РФ.

      К финансовым санкциям следует отнести:

      • неустойки. Понятие закреплено в ст. 330 ГК РФ;
      • пени. Их начисляет ФНС, если юрлицо или ИП несвоевременно платит налоги и взносы во внебюджетные фонды. Порядок истребования определен в ст. 75 НК РФ;
      • проценты за пользование чужими денежными средствами и т. д.

      В соответствии с пояснениями Пленума ВС РФ взыскать с должника финансовые санкции, начисленные в период моратория, нельзя. Это относится даже к тем ситуациям, когда кредитор пытается истребовать пени в составе общего иска.

      Но займодавцы могут воспользоваться одним исключением из общего правила. Для этого достаточно доказать, что должник в период действия моратория работал в прежнем режиме, не приостанавливал деятельность. Суд обязан принять эту информацию к сведению. Если должник только ссылается на действие моратория, но не может подтвердить, что действительно пострадал от его введения, оплачивать пени и штрафы придется.

      Важно отметить еще один момент. Если проценты за пользование деньгами начисляются в рамках кредитного (займа) или коммерческого кредита, должник обязан их выплатить кредитору. Данные начисления не относятся к санкционным. На них действие моратория не распространяется.

      Вводя мораторий, Правительство РФ стремилось поддержать отрасли, наиболее пострадавшие от пандемических ограничений. Но важно понимать, что должников не только освободили от ряда обязанностей, начисления финансовых санкций. Они при этом обязаны соблюдать определенные ограничения.

      Законодатели приняли во внимание, что интересы кредиторов существенно пострадали. Чтобы соблюсти баланс, должникам на период действия моратория запретили распределять прибыль по итогам года, выплачивать дивиденды акционерам или учредителям. Многие юридические лица не пожелали работать в условиях подобных ограничений и добровольно отказались от привилегий, предоставляемых мораторием.

      Информация об отказе публикуется на сайте Федресурса. С этого момента отказ считается вступившим в силу. Далее должник не может пользоваться привилегиями, обозначенными ранее, а кредиторы вправе в своих действиях опираться на общие положения Закона «О банкротстве». И они могут учитывать это обстоятельство (отказ от моратория) при построении стратегии работы с должником. Этот фактор становится приоритетным.

      На сайте ФНС в 2020 году размещен специальный сервис, позволяющий быстро определить, относится ли конкретная организация к наиболее пострадавшим от коронавирусных ограничений. Этот же сервис позволяет узнать, кто из юридических лиц отказался от привилегий, даваемых мораторием.

      Правительство РФ, вводя мораторий на банкротства, стремилось сохранить не просто отдельные компании, а целые отрасли. И принятые меры позволили это сделать. Но даже отмена большей части ограничений, введенных в 2020 году, не означает, что бизнес быстро сможет вернуть себе прежние позиции, выйти на докризисную прибыль. У многих не будет средств для погашения имеющихся долгов.

      На практике это означает, что уже к концу весны 2021 года в Арбитражные суды будут поступать тысячи исков о признании должника банкротом. Кредиторы попытаются компенсировать хотя бы часть своих потерь.

      Особенности применения законодательства о банкротстве в 2021 году

      Менее 2% предприятий в процедуре банкротства в России получают шанс восстановить свою платежеспособность и вернуться на рынок, отмечает МЭР. Для сравнения: в США этот показатель достигает 30%. «Вероятность спасти бизнес, если вы входите в процедуру банкротства в России, стремится к нулю», — констатировал замминистра.

      Бенефициары в контролируемых банкротствах могут назначать «своих» арбитражных управляющих и с их помощью контролировать процедуры, чтобы вернуть активы под свое управление. Авторы законопроекта предлагают комплекс мер для повышения «белой» мотивации управляющих. Среди них:

      • Случайный выбор арбитражных управляющих на основе рейтинга.

      Сейчас управляющих назначает должник или кредитор, что оставляет лазейку для назначения аффилированных лиц. «В случае принятия поправок вы не будете знать, какого именно арбитражного управляющего назначат на процедуру», — отметил замминистра.

      Саморегулируемым организациям (СРО) арбитражных управляющих будет присваиваться рейтинг в зависимости от того, насколько быстро проведены предыдущие процедуры банкротства, возвращены долги, были ли нарушения. Наиболее эффективные СРО будут назначаться на процедуры банкротства случайным образом и выбирать из своих членов управляющего.

      Создать объективный рейтинг — утопия, полагает президент союза «Уральская СРО арбитражных управляющих» Михаил Сачев. «Те, кто активно работает и обладает реальным опытом, всегда получают жалобы, а те, кто работает серой мышью, могут стать лидерами рейтинга, — поясняет он. — В итоге может получиться искусственный рейтинг, который не повысит эффективность банкротств».

      Банки, как самые большие «заказчики» работы арбитражных управляющих, могут влиять на рейтинг, предупреждает адвокат Сергей Кислов: «Большой вопрос — как сделать так, чтобы такое рейтингование не перевело управляющих под контроль банков».

      • Фиксированное вознаграждение для управляющих. По замыслу министерства, они будут получать процент от всего объема поступлений в конкурсную массу.

      Сейчас управляющие получают около 30 тыс. руб. ежемесячно. Поэтому недобросовестные игроки затягивают процесс, в том числе для увеличения суммы своего вознаграждения.

      Вознаграждение должно храниться на спецсчете и выплачиваться только по результатам процедуры, предлагает Минэкономразвития. «Чем дольше длится процесс, тем меньше будет вознаграждение», — пояснил замминистра, уточнив, что размер будет варьироваться от 300 тыс. до 500 тыс. руб. за процедуру в зависимости от размера компании.

      • Наказание для управляющих в виде временного запрета на профессию.

      Управляющие обязаны возмещать убытки участникам банкротств за неисполнение своих обязанностей или ошибки. Для этого СРО формируют компенсационный фонд. Минэкономразвития выступает за то, чтобы СРО самораспускалась, если не покроет за три месяца сумму выплат, который произвел фонд по обязательствам одного из управляющих этой СРО. Кроме того, в этом случае все управляющие этой СРО не смогут работать по профессии в течение трех лет. «Будет жесткая коллективная ответственность всех членов СРО друг за друга», — подчеркнул Торосов.

      Эти изменения могут окончательно превратить арбитражных управляющих в карманную отрасль крупных финансово-промышленных групп, полагает Сачев. Многие управляющие, по его словам, зависимы от крупных корпораций, системных кредиторов, а фиксированное вознаграждение приведет к усилению зависимости. Честные арбитражные управляющие «просто не доживут до вознаграждения», так как не смогут оплачивать дорогостоящие процедуры и работу юристов и бухгалтеров, критикует Сачев.

      1. Целью введения моратория, предусмотренного статьей 91 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ»О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве), является обеспечение стабильности экономики путем оказания поддержки отдельным хозяйствующим субъектам. Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 91 Закона о банкротстве правила о моратории не применяются к лицам, в отношении которых на день введения моратория возбуждено дело о банкротстве.

      2. В соответствии с пунктом 1 статьи 91 Закона о банкротстве на лицо, которое отвечает требованиям, установленным актом Правительства Российской Федерации о введении в действие моратория, распространяются правила о моратории независимо от того, обладает оно признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.

      3. Мораторий вводится со дня вступления в силу соответствующего акта Правительства Российской Федерации, если Правительством Российской Федерации не установлено иное (пункт 1 статьи 91 Закона о банкротстве, часть 7 статьи 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 года N 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», часть 8 статьи 23 действовавшего ранее Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»).

      В случае принятия Правительством Российской Федерации в период действия моратория решения о расширении перечня лиц, на которых он распространяется, следует исходить из того, что в отношении таких лиц мораторий действует со дня изменения названного перечня, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

      4. Предусмотренные мораторием мероприятия предоставляют лицам, на которых он распространяется, преимущества (в частности, освобождение от уплаты неустойки и иных финансовых санкций) и одновременно накладывают на них дополнительные ограничения (например, запрет на выплату дивидендов, распределение прибыли).

      В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 91 Закона о банкротстве любое лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить об отказе от применения моратория, внеся сведения об этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Отказ от моратория вступает в силу со дня опубликования соответствующего заявления и влечет неприменение к отказавшемуся лицу всего комплекса преимуществ и ограничений со дня введения моратория в действие, а не с момента отказа от моратория. Однако если названное лицо докажет, что отказ от моратория вызван улучшением его экономического положения, произошедшим вследствие использования мер поддержки, предусмотренных мораторием, то последствия введения моратория к нему не применяются с момента отказа от моратория (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

      5. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 91 Закона о банкротстве в период действия моратория достаточным основанием для возврата заявления кредитора о признании должника банкротом является отнесение должника к числу лиц, на которых распространяется мораторий. При разрешении вопроса о возможности принятия заявления к производству обстоятельства, касающиеся возникновения задолженности (в том числе периода ее формирования, причин, по которым она образовалась, связи задолженности с основанием введения моратория), судами не исследуются.

      Вместе с тем в ситуации, когда уполномоченным органом должника — юридического лица принято решение о его ликвидации, то есть не предполагается дальнейшее осуществление ликвидируемой организацией обычной деятельности, характерной для нормального гражданского оборота, отнесение такого ликвидируемого должника к числу лиц, на которых распространяется действие моратория, не является препятствием для подачи кредитором заявления о признании должника банкротом.

      6. Положения пункта 3 статьи 91 Закона о банкротстве не исключают возможность рассмотрения в период действия моратория исков к должникам, на которых распространяется мораторий.

      С учетом того, что законодатель допустил сохранение арестов в период действия моратория (в отличие от процедуры наблюдения — абзац четвертый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве), исполнительные листы в этот период выдаются судами. На основании таких исполнительных листов может быть возбуждено исполнительное производство.

      Со дня введения в действие моратория в силу прямого указания закона исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория, приостанавливается (подпункт 4 пункта 3 статьи 91 Закона о банкротстве). Исполнительное производство считается приостановленным на основании акта о введении в действие моратория до его возобновления. Это означает недопустимость применения мер принудительного исполнения в период действия моратория, а также невозможность исполнения исполнительного документа, предъявленного взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию (далее — банк) в порядке, установленном частью 1 статьи 8 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В случае поступления исполнительного документа в банк в отношении должника, на которого распространяется действие моратория, банк принимает такой исполнительный документ и оставляет его без исполнения до окончания действия моратория.

      В ходе приостановленного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем могут быть осуществлены отдельные исполнительные действия, например наложение ареста, установление запрета на распоряжение имуществом.

      ��о смыслу статьи 91 Закона о банкротстве в период действия моратория не приостанавливается исполнительное производство по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, об уплате алиментов.

      10. Предусмотренные пунктом 4 статьи 91 Закона о банкротстве особенности рассмотрения дел о несостоятельности применяются в случае возбуждения дела о банкротстве не только в трехмесячный срок, но и в течение срока действия моратория.

      Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 91 Закона о банкротстве в делах о банкротстве, возбужденных в трехмесячный срок, состав и размер требований кредиторов (включая проценты, подлежащие уплате за пользование денежными средствами, предоставленными по договору займа, кредитному договору либо в качестве коммерческого кредита) определяются на день введения моратория, а не на день введения первой судебной процедуры банкротства. По смыслу указанной нормы при установлении требований кредиторов по делам о банкротстве, возбужденным в трехмесячный срок, финансовые санкции и договорные проценты не учитываются с начала действия моратория, в том числе в период с момента окончания моратория и до момента возбуждения дела о банкротстве, а также в период банкротства. К соответствующим требованиям применяются общие положения пункта 4 статьи 63 и пункта 2 статьи 21319 Закона о банкротстве со дня введения моратория.

      11. По смыслу подпункта 2 пункта 4 статьи 91 Закона о банкротстве требования, возникшие после начала действия моратория, подлежат квалификации как текущие (в случае возбуждения дела о банкротстве в трехмесячный срок). До истечения трехмесячного срока кредиторы по таким требованиям не могут инициировать дело о банкротстве должника.

      При возбуждении дела о банкротстве после истечения трехмесячного срока состав и размер требований кредиторов определяются по общим правилам статьи 4 Закона о банкротстве, а квалификация требований кредиторов в качестве текущих осуществляется по общим правилам статьи 5 Закона о банкротстве (исходя из дня возбуждения дела о банкротстве).

      12. Исходя из цели введения моратория, положений подпункта 1 пункта 3 статьи 91 Закона о банкротстве по делам о банкротстве, возбужденным в трехмесячный срок, очередность удовлетворения требования о возврате финансирования, предоставленного должнику контролирующим его лицом в период действия моратория, не понижается, а определяется по общим правилам статьи 134 Закона о банкротстве.

      13. По смыслу подпункта 1 пункта 4 статьи 91 Закона о банкротстве в случае введения моратория периоды, предусмотренные абзацем вторым пункта 2 статьи 19, статьями 612 и 613 Закона о банкротстве, по делам о банкротстве, возбужденным в трехмесячный срок, исчисляются исходя из дня введения моратория. В частности, это означает, что при оспаривании сделок проверкой охватываются: периоды, предшествующие дню введения моратория, установленные статьями 612 и 613 Закона о банкротстве (один месяц, шесть месяцев, год или три года); период действия моратория; период со дня окончания моратория до дня возбуждения дела о банкротстве; а также период после возбуждения дела о банкротстве.

      14. Пункт 2 статьи 614 Закона о банкротстве устанавливает запрет на оспаривание на основании статьи 613 Закона о банкротстве ряда сделок, совершенных в рамках обычной хозяйственной деятельности. При применении данной нормы следует учитывать особенности осуществления экономической деятельности в период моратория. Пока не доказано иное, предполагается, что все сделки должника, в отношении которого действовал мораторий, совершены в рамках обычной хозяйственной деятельности.

      Если в распоряжении контрагента должника действительно имелись сведения о наличии у должника признаков неплатежеспособности или недостаточности имущества, наступивших по основаниям, не связанным с введением моратория, или о заведомом отсутствии реальной возможности преодоления этих признаков, сделка с таким контрагентом, совершенная в период действия моратория, может быть признана недействительной по правилам статьи 613 Закона о банкротстве.

      15. В силу подпункта 5 пункта 4 статьи 91 Закона о банкротстве в делах о банкротстве, возбужденных в трехмесячный срок, при наличии письменного согласия кредитора с условиями мирового соглашения, выданного в период действия моратория, при подсчете голосов на собрании кредиторов при решении вопроса о заключении мирового соглашения в соответствии с пунктом 2 статьи 15 и пунктом 2 статьи 150 Закона о банкротстве кредитор считается проголосовавшим за заключение мирового соглашения на указанных в согласии условиях.

      Если положения мирового соглашения не соответствуют предварительному согласию кредитора, при решении вопроса о заключении мирового соглашения на собрании кредиторов такой кредитор вправе проголосовать по своему усмотрению.

      Банкротство компании в 2021 году

      Прежде всего важно обратить внимание на то, как в период моратория подаются заявления о банкротстве. Допустим, заявление о банкротстве должника подано до введения моратория и до введения моратория было принято судом к рассмотрению. Если до 2 апреля Арбитражный суд вынес определение о принятии заявления, то такое заявление о банкротстве будет рассматриваться по общим правилам и никакого отношения к мораторию иметь не будет. С началом действия моратория рассмотрение продолжается без учета ст. 9.1 Закона о банкротстве.

      Если заявление подано и не принято судом к рассмотрению до даты введения моратория, то оно возвращается.

      Есть ситуации, когда кредитор подает заявление уже в период моратория. Как показывает судебная практика, такие заявления тоже подлежат возврату.

      Если бы должник обратился с заявлением в период моратория, то оно было бы принято к рассмотрению.

      Часто идет борьба за первенство — кто первый заявит соответствующее требование. Это связано с нормами Закона о банкротстве: кредитор-заявитель (тот, кто подает заявление о банкротстве своего должника) имеет право определить кандидатуру арбитражного управляющего, который будет сопровождать процедуру банкротства.

      Если же должник самостоятельно обращается со своим заявлением, то он не имеет права назначать кандидатуру арбитражного управляющего, за него это делает арбитражный суд методом случайной выборки.

      Кредитор имеет возможность обратиться с заявлением о банкротстве своего должника в арбитражный суд только после того, как он сделал публикацию о намерении обратиться с заявлением о банкротстве. Через 15 дней у него возникает право на подачу заявления в суд. Здесь мораторий тоже ввел свои коррективы, которые важно учитывать.

      Если вы сделали уведомление до введения моратория, и 16-й день начинается после его начала, то такое уведомление утрачивает свою силу. Если вы попытаетесь сделать уведомление о намерении обратиться с заявлением в период моратория, то его даже не примет площадка о публикации. При этом сам должник имеет право сделать свою публикацию.

      Мораторий допускает, что ответственность должника и его руководителя по подаче заявления может не исполняться.

      Но возможна ситуация, когда обязанность возникла в период моратория, затем мораторий закончился, а признаки неплатежеспособности у компании сохранились. В таких случаях, если опираться на общее толкование норм закона о банкротстве, можно сделать вывод, что та ответственность, которая перекрывалась периодом моратория, не должна идти в ответственность директора и органов управления. То есть в ответственность пойдут только те обязательства, которые возникли с момента окончания моратория до дня возбуждения дела о банкротстве.

      Поэтому должникам стоит задуматься — не возникли ли у них признаки неплатежеспособности именно в период моратория? И через какое время после его окончания они будут обязаны обратиться в суд?

      Первое последствие — это существенное расширение периода подозрительности.

      Период подозрительности — специальная категория, которая определяется в Законе о банкротстве. В течение этого периода могут оспариваться сделки должника по Закону о банкротстве, причем то, что происходит за 12 месяцев до даты возбуждения дела о банкротстве, оспаривается довольно легко.

      Но поскольку любая мера поддержки может стать инструментом для злоупотребления, предполагается, что период подозрительности (12 месяцев) будет дорасширен на период моратория.

      Ещё одна специфика дел — определение объема и размера денежных обязательств: требования по заработной плате, обязательных платежей, возникших до введения моратория. Они будут определяться по состоянию на 3 апреля. Все иные требования, которые возникли в период моратория, в контексте Закона о банкротстве будут относиться к текущим платежам.

      3 апреля — дата введения моратория. Это отчетная дата, с которой будут вестись все расчеты для определения реестра и текущих платежей. То есть срок моратория законодатель рассматривает как некую внесудебную процедуру реабилитации должников, которая так или иначе повлияет на их будущий процесс банкротства.

      Для проведения процедуры банкротства по инициативе должника необходимо выполнение следующих условий, которые свидетельствуют о неплатежеспособности гражданина:

      • — суммарный размер долгов по кредитам, налогам и штрафам с учетом пени больше, чем оценочная стоимость имущества должника;
      • — на руках имеется постановление ФССП об окончании исполнительного производства по причине отсутствия доступного для реализации имущества;
      • — должник перестал платить по финансовым обязательствам, что привело к наличию просрочки;
      • — официального дохода гражданина недостаточно, чтобы вносить хотя бы 10% от обязательных ежемесячных платежей по кредитам.

      Кроме того, должны выполняться и следующие требования:

      • — должник является добросовестным заемщиком и предпринимал попытки самостоятельно решить вопрос с кредиторами (можно предоставить переписку с банком);
      • — должник не скрывает свои доходы или имущество, иначе суд откажет в объявлении банкротства.
      • — должник работает или пытается трудоустроиться (в этом случае обязательно быть на учете официальной службы занятости).


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован.

      Для любых предложений по сайту: [email protected]