Сведения государственного кадастра недвижимости имеют правовой характер

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сведения государственного кадастра недвижимости имеют правовой характер». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Кадастр – это свод сведений, представленных в определённом систематизированном и упорядоченном виде.

Государственный кадастр недвижимости (ГКН) – это систематизированные сведения о недвижимости, которая находится в пользовании или собственности на территории РФ. Эти сведения используются, например, для определения налоговой базы.

Постановка на учёт осуществляется территориальным органами Росреестра. Они же осуществляют своевременное наблюдение за объектом.

Все объекты недвижимости подлежат обязательной постановке на учет. В государственном кадастре в обязательном порядке содержатся следующие сведения о каждом объекте недвижимости:

  • вид объекта;
  • кадастровый номер, а также дата постановки на учёт;
  • подробное описание границ объекта;
  • его месторасположение;
  • площадь объекта.

В государственный кадастр недвижимости также могут быть внесены и дополнительные сведения:

  • учётный номер объекта, который ему присваивался раньше, если такой факт имел место;
  • кадастровый номер объекта, который был образован вследствие законных действий с другим объектом недвижимости;
  • кадастровый номер объекта, если он образуется из данного объекта;
  • кадастровые номера участок земли, а также зданий и сооружений, расположенных на этом участке;
  • сведения о возникших ранее вещных правах на данный объект;
  • сведения об обременении вещных прав;
  • другие дополнительные сведения, которые указаны в пункте 2 статьи 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

В зависимости от объекта недвижимости те или иные кадастровые сведения могут быть более точными.

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости

Основные принципы ведения государственного кадастра недвижимости перечислены в статье 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Можно выделить следующие принципы:

  1. единство, то есть на всей территории России государственный кадастр ведётся по единой технологии;
  2. общедоступность, то все получить необходимые сведения может любое физическое и юридическое лицо по запросу. Исключением являются сведения, составляющие государственную, коммерческую и иную, охраняемую законом, тайну;
  3. актуальность, то есть сведения постоянно обновляются;
  4. сопоставимость – все указанные в кадастре сведения сопоставимы со сведениями, которые содержаться на других информационных ресурсах;
  5. хранение сведений осуществляется на основании соответствующих нормативных актов;
  6. после того, как в кадастр будут внесены изменения (по необходимости), все ранние сведения сохраняются.

Ведение государственного кадастра недвижимости происходит на бумажных и электронных носителях. Если сведения на разных носителях отличаются друг от друга, то преимущественным являются бумажные носители.

Государственный кадастр объектов недвижимости на электронных носителях является частью единой государственной информационной системы, которая включает в себя также реестр прав на недвижимое имущество в электронном виде.

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется федеральным органом исполнительной власти. Таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

На данный государственный орган возложена функция организации единой системы, состоящей из государственного кадастра и системы государственной регистрации недвижимости.

Функции и полномочия упразднённых государственных органов (Роснедвижимость и Роскартография) полностью перешли в ведение Росреестра.

Чтобы получить сведения из ГКН, необходимо направить письменный запрос. Это можно сделать при личном посещении территориального органа Росреестра или посредством почтового сообщения. В пункте 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». также указано, что можно воспользоваться услугами многофункциональных центров (МФЦ).

Порядок ведения государственного кадастра недвижимости и внесения сведений в государственный кадастр недвижимости определён Приказом Минэкономразвития от 04.02.2010 г. «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости».

В Приказе указано, что существует информационное взаимодействие при ведении государственного кадастра недвижимости. В рамках этого взаимодействия осуществляется:

  1. кадастровый учёт в связи с внесением некоторых изменений;
  2. внесение сведений об объектах, которые были учтены ранее;
  3. исправление ошибок учёта;
  4. снятие с учёта.

Информационное взаимодействие осуществляется с:

  1. государственными органами;
  2. органами местного самоуправления всех субъектов федерации;
  3. собственниками и правообладателями недвижимости.

Эти вышеперечисленные субъекты имеют право затребовать необходимую информацию из ГКН. Такая информация должна быть предоставлена в течение 5 рабочих дней с момента поступления письменного запроса.

Внесение сведений в ГКН осуществляется по инициативе:

  1. гражданина, который является собственником недвижимости, не поставленной на кадастровый учёт;
  2. юридическим лицом;
  3. органом государственной власти.

Для постановки объекта недвижимости на учёт необходимо обратиться в территориальный орган Росреестра по месту нахождения недвижимости. Также заявление можно подать через МФЦ. Заявление регистрируется в день обращения, а затем направляется на рассмотрение.

Заявление будет рассмотрено в течение 10 календарных дней, а при подаче через МФЦ срок может увеличиться до 15 календарных дней.

Решение о постановке на учёт недвижимости принимается специалистами Росреестра на основании документов, которые поступают в порядке информационного взаимодействия из других государственных ведомств.

Решение о внесении сведений в ГКН в порядке информационного взаимодействия, сопровождается принятием:

  1. решения о внесении сведений;
  2. решения об отказе внесения сведения.

Отрицательный ответ должен быть представлен в письменном виде, при этом такой отказ должен быть юридически обоснован (должны быть указаны ссылки на нормативные акты).

Постановка на учёт недвижимости осуществляется в течение 30 календарных дней. Такой срок установлен, если постановка на учёт осуществляется в документальном порядке, а не в порядке информационного взаимодействия.

(в ред. Приказов Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121, от 12.03.2015 N 137, от 31.03.2015 N 188, от 16.06.2015 N 376, от 12.08.2015 N 555, от 24.11.2015 N 878, от 20.01.2016 N 16)

В соответствии с частью 10 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4017; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 52, ст. 6410, ст. 6419) и пунктом 5.2.18 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст. 2867; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 18, ст. 2257; N 19, ст. 2344; N 25, ст. 3052; N 26, ст. 3190; N 38, ст. 4500; N 41, ст. 4777; N 46, ст. 5488), приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок ведения государственного кадастра недвижимости.

Министр
Э.С.НАБИУЛЛИНА

УТВЕРЖДЕН
Приказом
Минэкономразвития России
от 04.02.2010 N 42

1. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) государственный кадастр недвижимости (ГКН) является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с Законом о кадастре недвижимом имуществе, о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее — особые экономические зоны), о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, о проектах межевания территорий, о геодезической и картографической основе ГКН и кадастровом делении территории Российской Федерации (далее — кадастровые сведения), иных предусмотренных Законом о кадастре сведений и состоит из содержащих такие сведения разделов: (в ред. Приказов Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121, от 16.06.2015 N 376, от 24.11.2015 N 878)

Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4017; 2008, N 30, ст. 3597, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 19; N 19, ст. 2283; N 29, ст. 3582; N 52, ст. 6410, ст. 6419.

. Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3127; 2006, N 23, ст. 2383; N 52, ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5417; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 52, ст. 6416; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4563, 4590; N 45, ст. 6335; N 49, ст. 7043, 7070; N 50, ст. 7351; 2012, N 53, ст. 7643; 2013, N 9, ст. 873; N 30, ст. 4064; 2014, N 26, ст. 3377; 2015, N 1, ст. 52; N 27, ст. 3975; N 29, ст. 4339. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 24.11.2015 N 878)

1) реестра объектов недвижимости;

2) кадастровых дел;

3) кадастровых карт.

Ведение ГКН осуществляется с использованием автоматизированной информационной системы ГКН (АИС ГКН). (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

2. Порядок ведения государственного кадастра недвижимости (далее — Порядок) устанавливает структуру, состав кадастровых сведений и правила внесения кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, а также структуру, состав и правила ведения кадастровых дел.

Порядок не определяет правила воспроизведения кадастровых сведений на кадастровых картах.

3. Пункт утратил силу. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

4. При внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета выполняются следующие кадастровые процедуры:

1) внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;

2) постановка на государственный кадастровый учет (далее — кадастровый учет) объекта недвижимости;

3) учет изменений объекта недвижимости (в том числе учет (снятие с учета) части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя объекта недвижимости, учет в связи с исправлением кадастровой ошибки); (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

4) снятие с кадастрового учета объекта недвижимости;

5) внесение кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в орган кадастрового учета из органов государственной власти , органов местного самоуправления и иных органов в порядке информационного взаимодействия при ведении ГКН (статья 15 Закона о кадастре) (далее — порядок информационного взаимодействия); (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

5. Реестр объектов недвижимости состоит из:

1) реестров объектов недвижимости кадастровых округов, ведение которых осуществляется на электронных носителях (далее — Реестры);

Сноска — Исключена. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

2) форм государственных реестров земель кадастровых районов, содержащих сведения о ранее учтенных земельных участках (далее — формы ГРЗ КР), и журналов учета кадастровых номеров кадастровых районов на бумажных носителях.

Реестры создаются на основе государственных реестров земель кадастровых округов на электронных носителях, являвшихся составной частью Единого государственного реестра земель. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

Абзац 5 — Утратил силу. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

6. Кадастровые сведения в Реестре содержатся в текстовой форме и группируются по следующим записям:

об объектах недвижимости, расположенных на территории кадастрового округа;

о прохождении Государственной границы Российской Федерации;

о границах между субъектами Российской Федерации;

о границах муниципальных образований;

о границах населенных пунктов;

об особых экономических зонах; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 24.11.2015 N 878)

о поверхностных водных объектах; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 24.11.2015 N 878)

о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, территориях объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — территории объектов культурного наследия); (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.06.2015 N 376)

о проекте межевания территории; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.06.2015 N 376)

о кадастровом делении территории кадастрового округа;

о картографической и геодезической основах кадастра.

7. Формы ГРЗ КР и журналы учета кадастровых номеров кадастровых районов содержат сведения о ранее учтенных земельных участках и их кадастровых номерах на бумажных носителях.

Внесение новых записей в формы ГРЗ КР и журналы учета кадастровых номеров кадастровых районов прекращается с 1 марта 2008 г.

Внесение новых сведений о ранее учтенных земельных участках или сведений о прекращении их существования осуществляется в Реестре. В случае снятия с кадастрового учета ранее учтенного земельного участка его подраздел на бумажном носителе закрывается, а формы закрытого подраздела ГРЗ КР включаются в кадастровое дело такого земельного участка.

8. Запись об объекте недвижимости в Реестре имеет следующую структуру:

1) общие сведения об объекте недвижимости в объеме, предусмотренном пунктами 63, 73, 76, 79 и 82 Порядка;

2) сведения о местоположении границы объекта недвижимости (для земельного участка) либо сведения о местоположении объекта недвижимости (для здания, сооружения, объекта незавершенного строительства и помещения) в объеме, предусмотренном пунктами 64, 74, 74.1, 77, 77.1, 80, 80.1 и 83 Порядка; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.08.2015 N 555)

3) адрес правообладателя, адрес электронной почты правообладателя, по которым осуществляется связь с правообладателем объекта недвижимости; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.06.2015 N 376)

18. Выполнение кадастровых процедур, указанных в пункте 4 Порядка, сопровождается принятием решения: (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

1) о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

2) о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

3) об учете изменений объекта недвижимости (в том числе об учете, изменении либо снятии с учета части объекта недвижимости, об учете адреса правообладателя, учете в связи с исправлением кадастровой ошибки); (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

4) о снятии с учета объекта недвижимости; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

5) об аннулировании и исключении из ГКН сведений об объектах недвижимости (в том числе о частях объекта недвижимости) с временным статусом сведений; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

6) о внесении кадастровых сведений в ГКН в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

7) об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2015 N 137)

8) о внесении изменений в сведения ГКН о местоположении границ и площади земельного участка без согласия его правообладателя при исправлении кадастровой ошибки в случае, указанном в части 7 статьи 28 Закона о кадастре. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2015 N 137)

в Реестр соответствующих сведений. Внесение сведений в Реестр или изменение содержащихся в Реестре сведений подтверждается подписанием внесенных сведений простой электронной подписью уполномоченного должностного лица органа кадастрового учета, принявшего соответствующее решение, с указанием его фамилии и инициалов, даты и времени (с точностью до минуты) внесения (изменения) в Реестр соответствующих сведений. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

При принятии уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета решения об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях такое решение также (дополнительно) оформляется в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью данного должностного лица, и регистрируется в регистрационно-контрольной форме. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

При принятии уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета решения о внесении изменений в сведения ГКН о местоположении границ и площади земельного участка без согласия его правообладателя при исправлении кадастровой ошибки в случае, указанном в части 7 статьи 28 Закона о кадастре, такое решение также (дополнительно) оформляется в виде электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью данного должностного лица, и регистрируется в регистрационно-контрольной форме. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2015 N 137)

19. При выполнении кадастровых процедур, связанных с постановкой на кадастровый учет, учетом изменений, снятием с кадастрового учета объекта недвижимости, в соответствии с пунктом 31 Порядка принимается решение:

63. В Реестр вносятся следующие общие сведения о земельном участке:

1) вид объекта недвижимости (земельный участок);

2) кадастровый номер и дата внесения кадастрового номера в ГКН;

3) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый или условный номер), если такой номер был присвоен до присвоения в соответствии с Законом о кадастре кадастрового номера, и дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством порядке; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 24.11.2015 N 878)

4) кадастровый номер (номера) земельного участка (земельных участков), в результате раздела, объединения или перераспределения которого (которых) был образован существующий земельный участок (далее — исходный земельный участок), либо кадастровый номер земельного участка, в результате выдела в счет доли в праве общей долевой собственности из которого был образован существующий земельный участок;

5) кадастровые номера земельных участков, образуемых из существующего земельного участка;

6) номер кадастрового квартала, в котором находится земельный участок; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

7) категория земель, к которой отнесен земельный участок;

8) разрешенное использование земельного участка;

9) площадь в квадратных метрах с округлением до 1 квадратного метра с указанием погрешности вычисления;

10) кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства;

10.1) учетный номер особой экономической зоны, если земельный участок расположен в границах такой зоны; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 24.11.2015 N 878)

11) сведения о лесах, расположенных в пределах земельного участка (лесничество (лесопарк)), участковое лесничество, номера лесных кварталов, к которым относится указанный участок (при их наличии), категория лесов (резервная, эксплуатационная, защитная);

12) сведения о водных объектах, расположенных в пределах земельного участка (вид водного объекта (река, озеро, водохранилище, болото и т.д.), наименование водного объекта (при его наличии);

13) сведения об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, в объеме сведений, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.

14) условный номер земельного участка, образованного (образуемого) в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, проектом межевания земельного участка или земельных участков либо схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, и реквизиты решения об утверждении этого проекта межевания территории или решения, которым предусматривается утверждение данной схемы; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.06.2015 N 376)

15) отметка о принятии акта и (или) заключении договора, предусматривающих предоставление исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка; для строительства наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования либо для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования: (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.06.2015 N 376)

вид, наименование, реквизиты (дата и номер) акта о предоставлении земельного участка для строительства наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования, наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших такой акт; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.06.2015 N 376)

Ведение государственного кадастра недвижимости

73. В Реестр вносятся следующие общие сведения о здании:

1) вид объекта недвижимости (здание);

2) кадастровый номер и дата его внесения в ГКН;

3) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный или условный номер), если такой номер был присвоен в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона о кадастре, и дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством порядке;

4) кадастровый номер (номера) объекта (объектов) недвижимости, в результате преобразования которого (которых) было образовано существующее здание;

5) кадастровые номера объектов недвижимости, образуемых из существующего здания;

6) кадастровые номера помещений, расположенных в здании; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

7) кадастровый номер земельного участка, на котором расположено здание. Если здание расположено на нескольких земельных участках, — кадастровые номера всех таких земельных участков;

7.1) номер кадастрового квартала, в котором находится здание; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

8) назначение здания (нежилое здание, жилой дом, многоквартирный дом);

8.1) наименование здания (указывается наименование здания при его наличии, например храм Христа Спасителя, Театр оперы и балета); (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

9) площадь в квадратных метрах с округлением до 0,1 квадратного метра;

10) количество этажей, в том числе подземных этажей при наличии этажности; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

11) материал наружных стен;

12) год ввода в эксплуатацию здания после завершения его строительства или год завершения данного строительства; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

13) сведения о включении здания в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также сведения об отнесении здания к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или об отказе включить его в данный реестр: (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

реквизиты решений Правительства Российской Федерации, органов охраны объектов культурного наследия о включении здания в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об отнесении здания к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране, об отказе включить выявленный объект культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об исключении объекта культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.06.2015 N 376)

регистрационный номер, вид и наименование этого объекта в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации — в отношении здания, являющегося объектом культурного наследия; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

76. В Реестр вносятся следующие общие сведения о сооружении:

1) вид объекта недвижимости (сооружение);

2) кадастровый номер и дата его внесения в ГКН;

3) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный или условный номер), если такой номер был присвоен в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона о кадастре, и дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством порядке;

4) кадастровый номер (номера) объекта (объектов) недвижимости, в результате преобразования которого (которых) было образовано сооружение;

5) кадастровые номера объектов недвижимости, образуемых из существующего сооружения;

6) кадастровые номера помещений, расположенных в сооружении; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

7) кадастровый номер земельного участка, на котором расположено сооружение. Если сооружение расположено на нескольких земельных участках, — кадастровые номера всех таких земельных участков;

7.1) номер кадастрового квартала(ов), в котором находится сооружение; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

8) назначение сооружения;

8.1) наименование сооружения (указывается наименование сооружения при его наличии, например газопровод «Южный поток»); (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

8.2) тип и значение основной характеристики сооружения; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

протяженность в метрах с округлением до 1 метра; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

глубина, глубина залегания в метрах с округлением до 0,1 метра; площадь, площадь застройки в квадратных метрах с округлением до 0,1 квадратного метра; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

объем в кубических метрах с округлением до 1 кубического метра; высота в метрах с округлением до 0,1 метра; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

9) количество этажей, в том числе подземных этажей при наличии этажности; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

10) год ввода в эксплуатацию сооружения после завершения его строительства или год завершения данного строительства; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

11) сведения о включении сооружения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также сведения об отнесении сооружения к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или об отказе включить его в данный реестр: (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий» Федеральный закон от 6 марта 2019 г. N 22-ФЗ «О внесении изменений в статью 45 Федерального закона «О кадастровой деятельности» Изменения в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» Изменения в отдельные законодательные акты РФ Изменения в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации Изменения в отдельные законодательные акты РФ Изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» Изменения в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О свободном порте Владивосток» ФЗ РФ о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости Приняты изменения в ряд законов Приказ Минэкономразвития об утверждении требований к определению площади здания, помещения Приказ Минэкономразвития России о перечне специальностей среднего профессионального образования

Принят Государственной Думой 4 июля 2007 года

Одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее — кадастровые отношения).

2. Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

3. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее- кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее — уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

4. Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее — кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее — кадастровые работы).

Комплекс проводимых работ, которые можно определить в качестве ведения кадастрового учёта объектов недвижимости, имеет общегосударственное значение.

Его деятельность систематизирована чёткой последовательностью иерархической соподчинённости, с выделением подведомственных общей системе организации деятельности, подсистем с менее широкими полномочиями.

Также закон о ГКН регулирует получение кадастрового номера на квартиру.

Система постепенного отграничения от целостного контекста, сужается до округов, далее – до населённых пунктов и отдельных земельных участков.

Так же – отдельные участки земли, в едином информационном поле, постепенно сливаются, образуя земельные массивы и расширяясь до границ России. Масштабы этой деятельности беспрецедентны по своему значению и общему суммированному объёму.

Ведение учётных работ столь сложного уровня в едином регистрационном пространстве, стало возможным посредством тщательно спланированной и надлежаще организованной деятельности.

Ведение кадастровой деятельности осуществляется путём оперирования сложными числовыми значениями, в которых зашифрованы все имеющиеся в учётных данных сведения о земельном массиве страны. Каждый учтённый участок имеет свой неповторимый, полностью уникальный номер.

Он не совпадает с другими не только в пространстве, но и во времени. Путём сложной кодификации, отдельные участки включаются в комплексы аналогичных участков. О формирование кадастра недвижимости — читайте тут.

Приказ Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42

Основные принципы ведения государственного кадастра недвижимости перечислены в статье 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Можно выделить следующие принципы:

  1. единство, то есть на всей территории России государственный кадастр ведётся по единой технологии;
  2. общедоступность, то все получить необходимые сведения может любое физическое и юридическое лицо по запросу. Исключением являются сведения, составляющие государственную, коммерческую и иную, охраняемую законом, тайну;
  3. актуальность, то есть сведения постоянно обновляются;
  4. сопоставимость – все указанные в кадастре сведения сопоставимы со сведениями, которые содержаться на других информационных ресурсах;
  5. хранение сведений осуществляется на основании соответствующих нормативных актов;
  6. после того, как в кадастр будут внесены изменения (по необходимости), все ранние сведения сохраняются.

Ведение государственного кадастра недвижимости происходит на бумажных и электронных носителях. Если сведения на разных носителях отличаются друг от друга, то преимущественным являются бумажные носители.

Государственный кадастр объектов недвижимости на электронных носителях является частью единой государственной информационной системы, которая включает в себя также реестр прав на недвижимое имущество в электронном виде.

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется федеральным органом исполнительной власти. Таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

На данный государственный орган возложена функция организации единой системы, состоящей из государственного кадастра и системы государственной регистрации недвижимости.

Функции и полномочия упразднённых государственных органов (Роснедвижимость и Роскартография) полностью перешли в ведение Росреестра.

Чтобы получить сведения из ГКН, необходимо направить письменный запрос. Это можно сделать при личном посещении территориального органа Росреестра или посредством почтового сообщения. В пункте 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». также указано, что можно воспользоваться услугами многофункциональных центров (МФЦ).

Порядок ведения государственного кадастра недвижимости и внесения сведений в государственный кадастр недвижимости определён Приказом Минэкономразвития от 04.02.2010 г. «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости».

В Приказе указано, что существует информационное взаимодействие при ведении государственного кадастра недвижимости. В рамках этого взаимодействия осуществляется:

  1. кадастровый учёт в связи с внесением некоторых изменений;
  2. внесение сведений об объектах, которые были учтены ранее;
  3. исправление ошибок учёта;
  4. снятие с учёта.

Федеральный закон о государственном кадастре недвижимости (сокращенно назовем его ФЗ о кадастре) №221 регулирует все аспекты кадастровых отношений.

Это официальный документ, действие которого распространяется на всю территорию РФ, и ему должны соответствовать нормативные акты субъектов федерации.

Какие положения содержит этот закон, о чем самом важном в нем идет речь?

С одной стороны ГКН упразднён, а с другой стороны подразделению расширили полномочия и функции. Теперь государственный кадастр недвижимости, совместно с ЕГРП, осуществляет:

  • Реестр всех объектов недвижимого права.
  • Реестр сведений по правам и ограничениям по каждому кадастровому участку.
  • Реестр данных о границах участков в пределах России по территориальным делениям.
  • Реестр кадастровых дел, с доступом к ним заинтересованных лиц.
  • Реестр кадастровых карт.
  • Учётный регистр по документам Роскадастра.

В законе нет положения об аннулировании ранее выданных документов из Росреестра. Вместе с этим есть ряд замечаний, которые необходимо учитывать при совершении любых операций с недвижимостью:

  • Для любой новой сделки с недвижимостью, необходимо заказывать новый кадастровый документ, сейчас это выписка из ЕГРН.
  • Рекомендуется каждые 3-5 лет обновлять сведения из Роскадастра, путём заказа выписки из ЕГРН.
  • Все обновления в реестре производятся автоматически, и любое заинтересованное лицо только самостоятельно может обратиться в Росреестр и получить необходимый пакет документов. Росреестр не обязан уведомлять собственника об изменениях в статусе недвижимости.
  • До 2020 года вся кадастровая стоимость должна пройти проверку и пересмотр на предмет несоответствия, рекомендуется собственникам права самостоятельно подать сведения по уточнённой кадастровой стоимости недвижимости.

  • Журнал Старт в науке. – 2016. – № 1 – С. 149-150
  • Дата публикации 26.10.2016
  • Раздел Экономика
  • Страницы 149–150
1
  • Авторы
  • Научный руководитель
  • Файлы
  • Литература

Государственный кадастр недвижимости

Сведения имеют открытую форму. Это значит, что при наличии необходимых оснований к ним может получить доступ любой человек. Но для этого он должен обладать правами собственности на недвижимость. В закрытой форме хранятся только данные о объектах специального назначения или объектах, запрещенных к частному использованию.

Все данные, содержащиеся в кадастре, строго систематизированы. Сотрудники органов кадастрового учета вносят данные по установленной форме и выдают их так же. Поэтому все кадастровые паспорта и выписки унифицированы. Информация всегда упорядочена и технически совершенна.

Сведения из ГКН, за исключением сведений, предоставляемых в виде кадастровых планов территорий, предоставляются в срок не более чем 5 рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса. Срок предоставления запрашиваемых сведений в виде кадастровых планов территорий не может превышать 15 рабочих дней.

Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости предоставляются заинтересованным лицам бесплатно.

Стоимость получения кадастровой выписки о других сведениях в отношении объекта недвижимости составляет:

  • Для граждан – 400 рублей (в письменной форме) и 150 рублей (в электронной форме);
  • Для организаций – 1200 рублей (в письменной форме) и 300 рублей (в электронной форме).

Обычно статус «временные» устанавливается тем сведениям, которые не зарегистрированы в Госреестре. Это значит, что объект недвижимости был зарегистрирован в кадастре, но его владельцу нужно обратиться еще и в ЕГРН.

Именно там регистрируется право собственности на объект. Если не произвести такую регистрацию в течение 5 лет с момента постановки на кадастровый учет, то статус сведений сменится с «временных» на «аннулированные». А при своевременной регистрации он меняется на «учтенные».

Таким образом, «временный» статус данных – это абсолютно нормально. Его получают абсолютно все участки и постройки, владелец которых еще не зарегистрировал свои права в ЕГРН. Закон предлагает сделать это в течение 5 лет, так что времени более чем достаточно.

Государственный кадастр недвижимости – это упорядоченный реестр, в котором хранится вся ключевая информация о земле и недвижимости в России. Данные открыты для использования и могут быть предоставлены владельцу постройки или участка на основании заявления. Получить их довольно легко. Для этого не нужно платить госпошлину и собирать много документов, а отказать сотрудники чаще всего не могут.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

О государственном кадастре недвижимости – состав сведений, порядок ведения учета

Инициатором формирования объекта кадастрового учета выступает существующий или потенциальный собственник. Это происходит в следующем случае:

  • при постановке на учет всего недвижимого имущества или его части;
  • при изменении характеристик имеющих кадастровый номер участков.

Заинтересованное лицо заключает договор с кадастровым инженером на проведение кадастровых работ. В результате определяются границы участка, составляется межевой план, подготавливается пакет документов для подачи заявки о постановке на учет. Смена адреса, изменение категории земельного участка не являются основанием для формирования объекта.

Для обработки таких больших объемов данных требуется надежное программное обеспечение. Оно должно обеспечить наполнение базы, систематизацию и предоставление информации по запросу. Необходимо учесть, что данные вносятся из разных источников:

  • формируются из специализированных кадастров и ведомственных реестров;
  • предоставляются государственными органами;
  • на муниципальном уровне получаются организациями, выполняющими учет и регистрацию недвижимости, осуществляющими операции с ней;
  • вносятся физическими или юридическими лицами при постановке на учет и получении правоустанавливающих документов.

Состоять сведения об объекте недвижимости, которые должны быть включены в кадастр, должны из пунктов, указанных в статье 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ.

Их структура такова:

  1. Вид объекта недвижимости, например, участок земли, сооружение, здание, помещение, место для парковки.
  2. Кадастровый номер и дата его присвоения.
  3. Место расположения объекта.
  4. Учетный номер, который присваивался ранее.
  5. Сведений о ликвидации объекта.
  6. Номер объекта, в результате преобразования которого образовалась новая недвижимость.
  7. Основные характеристики. К ним относятся – площадь, протяженность, глубина, объем, высота, этажность.
  8. Степень готовности объекта строительства. Она указывается в процентах.
  9. Сведения о расположении помещений и строений общего пользования.
  10. Материалы наружных стен.
  11. Год ввода объекта недвижимости в эксплуатацию.
  12. Номера регистрации кадастровых специалистов и даты заключения договоров на осуществление работ соответствующего характера.
  13. Вид помещения, то есть является ли оно жилым или нет.

В кадастр также, как правило, включаются дополнительные сведения об объекте недвижимости:

  1. Стоимость.
  2. Картографические данные лесных, водных и других природных объектах, которые расположены в пределах объекта, если таковым является земельный участок.
  3. Оценка категории территории.
  4. Вид разрешенного использования объекта.
  5. Сведения о близости или частичном вхождении в зону с особыми условиями, в том числе и экономическими либо охраняемой территории.
  6. Данные о включении объекта в реестр культурного наследия.
  7. Наименование здания или сооружения.
  8. Назначение и функции предприятия.
  9. Данные о результатах земельного надзора.

Более подробный перечень содержится в статье 8 Закона № 128-ФЗ.

Все документация, передаваемая в Росреестр, должна соответствовать определенным требованиям. Прежде всего, это подлинность. Данные должны быть достоверными, то есть полученными в официальных организациях. Допускается представление копий. Они должны быть заверены нотариусом. Исключением в данном случае является решения органов власти любого уровня. Они должны быть заверены руководителями инстанций, которые их вынесли. Фамилия, имя, отчество и адрес места проживания физического лица должны быть указаны без сокращений.

Инициатор может получить отказ в удовлетворении своей просьбы, если:

  1. Информация, предоставление которой было оформлено в форме электронного документа, не соответствует установленному формату.
  2. Данные, представленные на бумажном носителе, имеют приписки, зачеркивания, подчистки или помарки, а также выполнены карандашом, что не позволяет достоверно истолковать полученные сведения.
  3. Заявление не подписано инициатором либо его законным представителем. Наличие росписи является обязательным условием для обращения любого характера. В противном случае он является анонимным и не будет рассмотрено.
  4. Представленные данные являются недостоверными. То есть при проведении проверки были выявлены расхождения с официальной информацией.
  5. На копии документа отсутствует заверительная надпись нотариуса, руководителя органа власти или уполномоченного им должностного лица.

В случае выявления указанных недостатков Росреестра вправе отказать заявителю в удовлетворении просьбы. На практике, в большинстве случаев, недостатки выявляются ещё на этапе приема документов. В таких ситуациях заявителю дают время на их устранение, либо возвращают документы сразу. Если человек не согласен с таким решением, он имеет право обратиться в суд за защитой своих прав.


Целью создания ГКН является обеспечение гражданского оборота недвижимости.
Задачами создания ГКН служат:

  • Обеспечение гарантий прав собственников;
  • Обеспечение эффективного сбора налогов на недвижимость;
  • Эффективное и рациональное использование недвижимости.
Основные функции ГКН
1. Учетная. Государственный кадастровый учет объектов недвижимости для целей регистрации прав на них
2. Фискальная. Формирование налогооблагаемой базы на основе определения кадастровой стоимости объектов недвижимости путем проведения массовой государственной кадастровой оценки для целей налогообложения.
3. Информационная. Информационное обеспечение граждан, бизнес-сообщества, органов государственной власти и управления достоверными и юридически значимыми сведениями об объектах недвижимости, их правовом положении и кадастровой стоимости.
Основные положения ГКН
1. Государственный кадастровый учет объекта недвижимости представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством факта существования объекта недвижимости и его индивидуализации, как объекта права и налогообложения.
2. Сведения государственного кадастра недвижимости имеют правовой характер.
3. Записи в государственном реестре недвижимости являются единственным доказательством существования объекта недвижимости в его границах, понимаемых как пространственные пределы действия прав, а также установленного публично-правового режима его использования и состава его имущества.
Место ГКН в системе регулирования недвижимости
1) Взаимосвязь ГКН с регистрацией прав на объекты недвижимости.
Во-первых, единая государственная регистрация прав формируется на основе сведений ГКН.
Во-вторых, ответственность между органами регистрации прав и ведения кадастра недвижимости разграничены.
В-третьих, в перспективе информационные ресурсы ГКН и единой государственной регистрации прав будут интегрированы.
В-четвертых, для регистрации сделки с уже учтенным объектом недвижимости повторного учета не требуется в случае если объект недвижимости не претерпел изменения.
2) Взаимосвязь ГКН с налогообложением:
  • ГКН является источником сведений по налогооблагаемой базе и налоговой ставке объектов налогообложения;
  • Кадастр недвижимости является одним из основных источников сведений для проведения кадастровой оценки недвижимости;
  • Кадастровая стоимость объектов, полученная в результате оценки фиксируется в кадастровой недвижимости;
  • Публичность сведений кадастра недвижимости позволяет правообладателям удостоверяться в правильности начисления налогов;
  • На основе баз данных по кадастровой оценке создается основа для перехода к перспективе к налогообложению в соответствии с рыночной оценкой.
3) Взаимосвязь ГКН и отраслевых учетов природных ресурсов:
  • Кадастровый учет недвижимости и отраслевой учет природных ресурсов для целей управления ими осуществляется на единой пространственной основе, что позволит интегрировать сведения о территории;
  • Иерархическая схема кадастра недвижимости позволяет получать на любых уровнях управления детальные или обобщенные сведения по РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям. Кадастровым кварталам;
  • Информационная связь кадастра недвижимости с иными отраслевыми кадастрами будет способствовать точности их ведения;
  • В перспективе ставится задача информационной интеграции кадастра недвижимости и систем отраслевых кадастров.
4) Взаимосвязь ГКН и государственного прогнозирования и планирования:
  • Информационное обеспечение органов власти;
  • Оперативность доступа к кадастровым данным и их совместимость с иными государственными информационными ресурсами позволит осуществлять мониторинг состояния недвижимости и прогнозировать развитие различных процессов;
  • Кадастровая недвижимость позволит контролировать стратегически важные элементы инфраструктуры страны, то есть энергетика, транспортные коммуникации, связь, топливный комплекс и защищать их в правовом отношении.

Государственный кадастр недвижимости – систематизированный свод сведений об учтённом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Система кадастрового учета появилась в середине XIII века для учета церковных земель и получения информации о количестве арендаторов и сумме взимаемых с них платежей. Однако впервые понятие кадастр было введено Наполеоном Бонапартом во время государственных преобразований.

Итак, кадастр – это реестр землепользователей, которые подлежат налогообложению.

  • – земельный кадастр
  • – кадастр недвижимости (объектов недвижимости)

Кадастровой деятельностью является выполнение уполномоченным лицом (кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007г. №221-ФЗ, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учёта сведения о таком недвижимом имуществе (кадастровые работы).

Кадастровый учёт и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

Наиболее часто землепользователи при сделках с недвижимостью сталкиваются с постановкой земельного участка на кадастровый учет и получением кадастрового номера. Для этого необходимо обратиться в землеустроительную фирму, специалисты которой выполнят кадастровую съемку участка, составят кадастровый план и землеустроительное дело, после сдачи которого в местный орган Роснедвижимости, участку присваивается кадастровый номер и он вносится в территориальный реестр.

Действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее — уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2007г. №221-ФЗ сведений о недвижимом имуществе, называются кадастровым учётом.

Кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Законом определена система и порядок ведения государственного кадастра недвижимости. Обязательность государственного учета исключает возможность неучтенных объектов, которых на сегодняшний день очень много.

Органы, осуществляющие технический учет объектов капитального строительства (БТИ) не всегда располагают информацией об участках, расположенных под объектами строительства, теперь вся информация о техническом состоянии объекта и участка будет сведена воедино.

Законом определен и порядок предоставления сведений о недвижимости, что значительно упростит процедуру отчуждения собственности и сократит бюрократические проволочки в этой сфере.

Объекту недвижимости будет присваиваться уникальный кадастровый номер, выдаваться кадастровый паспорт, представляющий собой выписку из государственного кадастра недвижимости. В нем будут фиксироваться совершаемые с данным объектом сделки.

Главный принцип единого кадастра недвижимости – это идентификация и индивидуализация объектов недвижимости. То есть пользователи кадастра смогут, введя уникальный номер, определить, кому принадлежит объект, на каких правах, его физические характеристики и кадастровую стоимость.

Закон вводит новое понятие – «кадастровый инженер» – это физическое или юридическое лицо, имеющее право осуществлять деятельность по формированию объектов кадастрового учета, то есть владеющее квалификационным аттестатом и включенное в реестр кадастровых инженеров. Кадастровые инженеры могут осуществлять свою деятельность, будучи индивидуальными предпринимателями или работниками юридического лица на основе трудового договора. Заметим, что договоры подряда может заключать только юридическое лицо, а работу выполнять может именно кадастровый инженер, наемный работник.

Кадастровый инженер должен знать несколько основ: межевой план (геодезическое обеспечение работ по формированию объектов кадастрового учета в соответствии с требованиями ФЗ №221), технический план (техническая инвентаризация объектов недвижимости с учетом требований ФЗ №221) и нормативно-правовое обеспечение деятельности кадастрового инженера.

Это деятельность, уполномоченного лица – кадастрового инженера – по отношению к недвижимому имуществу, заключаемому в сборе сведений, необходимых для подготовки документации для кадастрового учета. Кадастровая деятельность строится на основе прав, обеспеченных Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ, а также федеральными законами (ФЗ за номером 221 от 24. 07.2007) и нормативными правовыми актами РФ.

неполной документация для внесения в государственный кадастр;

противоречие сведений об объекте недвижимости, предоставленных заявителем и имеющимися кадастровыми сведениями об этом объекте;

пересечения границ заявленного земельного участка с границами другого участка, который уже зарегистрирован в кадастре;

местоположение заявленного объекта совпадает ( частично или в полной мере) с местоположением объекта недвижимости, уже зарегистрированного в кадастре.

заявленное имущество не является объектом недвижимости;

Преобразование заявленного объекта недвижимости противоречит установленным федеральным законом требованиям;

Сведения об объекте недвижимости имеют временный характер;

Имеет место заявление о кадастровом учете от ненадлежащего лица;

Основные документы (межевой план, технический план, акты обследований) заверены лицами, не имеющими на то полномочий;

Не соблюдаются требования к предельным размерам участков земли;

Образуемый или измененный участок в результате преобразований не будет иметь доступа от участков общего пользования;

Любая из границ земельного участка совпадает с границей населенного пункта или муниципального образования;

Участки, образовавшие земельный участок, относятся к разным категориям

Государственный земельный кадастр – это систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими участками объектов.

Государственный кадастр недвижимости создается и ведется в целях:

1. Обеспечения признания государством факта существования или прекращения существования объекта учета;

2. государственного учета, контроля за их использованием и охраной земель и других объектов недвижимости;

3. планирования и регулирования использования земель и неразрывно связанных с ними объектов недвижимости;

4. оценки недвижимого имущества и установления обоснованной платы за его использование;

5. обеспечения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

6. защиты прав граждан и юридических лиц на объекты недвижимости;

7. информационного обеспечения гражданского оборота земли и других объектов недвижимости .

Задачей государственного кадастра недвижимости является обеспечение заинтересованных лиц признанными государством достоверными сведениями о характеристиках объектов учета и их местоположении.

В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках земельного участка:
• кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;
• описание местоположения границ земельного участка;
• площадь земельного участка.

Государственный кадастр недвижимости состоит из следующих разделов:

1) реестр объектов недвижимости;

2) кадастровые дела;

3) кадастровые карты.

Реестр объектов недвижимости

представляет собой документ, в котором содержатся записи об объектах недвижимости в текстовой форме путем описания внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о таких объектах. Особенностью ведения реестра объектов недвижимости является то, что его ведение осуществляется только в электронном виде.

Кадастровые дела

представляют собой совокупность скомплектованных и систематизированных документов, на основании которых внесены соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости. Раздел ГКН — Кадастровые дела — предусматривает наличие в его составе кадастровых дел следующих видов:

— кадастровых дел объектов недвижимости;

— кадастровых дел территориальных зон;

— кадастровых дел зон с особыми условиями использования территорий;

— кадастровых дел кадастрового деления;

— кадастровых дел геодезической основы ГКН;

— кадастровых дел картографической основы ГКН;

— кадастровых дел участков Государственной границы Российской Федерации;

— кадастровых дел границ между субъектами Российской Федерации;

— кадастровых дел границ муниципальных образований;

— кадастровых дел границ населенных пунктов.

Кадастровые карты

представляют собой составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической и текстовой форме воспроизводятся кадастровые сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, кадастровом делении территории Российской Федерации, а также указывается местоположение пунктов опорных межевых сетей.

Основы кадастра недвижимости

Краткий курс лекций

Для студентов I1 курса

Направление подготовки

Землеустройство и кадастры

«Землеустройство» и «Земельный кадастр»

Саратов 2014

Зам. директора Института экономики, доктор сельскохозяйственных наук, профессор

[3]

Нормативная база: ФЗ от 24.07.2007 г. “О государственном кадастре недвижимости” (вступил в силу с 01.03.2008 г.).

Государственный кадастровый учёт – это действия уполномоченного органа по внесению в Государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такой недвижимости как индивидуально-определённой вещи, подтверждают прекращение существования такой недвижимости, а также иные сведения, предусмотренные ФЗ “О” государственном кадастре недвижимости”.

Государственный кадастр недвижимости – это систематизированный свод сведений об учтённом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований и населённых пунктов, сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования, иных сведений, предусмотренных федеральными законами.

[1]

Кадастровые работы – это работы, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих сведения о недвижимости, необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта.

Государственный кадастр недвижимости ведется на бумажных и электронных носителях, причём государственный кадастр недвижимости не электронных носителях является частью единой информационной системы, которая объединяет Государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Принципами ведения государственного кадастра являются:

1. Общедоступность кадастровых сведений за исключениями, предусмотренными ФЗ;

Сведения выдаются в виде:

1) копий документа, на основании которого сведения о земельном участке были внесены в государственный кадастр недвижимости;

2) кадастровой выписке, которая содержит запрашиваемые сведения о земельном участке;

3) кадастровый паспорт земельного участка – это выписка из государственного кадастра недвижимости, содержащая сведения о земельном участке, необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

4) кадастровый план территории – это план квартала или иной территории, в котором в графической, текстовой форме воспроизведены запрашиваемые сведения;

5) кадастровая справка.

2. Единство принципов ведения государственного кадастра недвижимости и принципов ведения иных информационных систем

3. Принцип единства технологии ведения государственного кадастра недвижимости на всей территории РФ;

4. Принцип своевременности и непрерывности внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.

Государственный кадастр недвижимости содержит две группы сведений: основные и дополнительные.

К основным относятся:

— кадастровый номер и дата постановки на кадастровый учёт;

— описание места положения границ земельного участка;

— площадь земельного участка.

Дополнительные сведения:

  1. Данилов, Е.П. Жилищные споры: Комментарий законодательства. Адвокатская и судебная практика. Образцы исковых заявлений и жалоб. Справочные материалы / Е.П. Данилов. — М.: Право и Закон, 2016. — 352 c.
  2. Арсеньев, К. К. Заметки о русской адвокатуре / К.К. Арсеньев. — М.: Автограф, 2015. — 560 c.
  3. Хачатуров, Р. Л. Общая теория юридической ответственности: моногр. / Р.Л. Хачатуров. — М.: Юридический центр, 2017. — 965 c.
  4. Теория государства и права (схемы и комментарии). — Москва: Мир, 2000. — 208 c.
  5. Подгорная, Л. И. Deutsche Geschichte in Biografien: Wissenschaft und Kultur / История Германии в биографиях. Наука и культура / Л.И. Подгорная. — М.: Каро, 2015. — 272 c.

Разница между кадастром и Росреестром заключается в следующем:

  • по статусу сотрудники органа государственного управления являются госслужащими;
  • большая часть ответственности лежит на федеральной службе;
  • кадастровая палата единолично ведет реестр границ земельных участков;
  • кадастр недвижимости имеет право на предоставление платных услуг и различных консультаций;
  • Росреестр по-прежнему оформляет дела в бумажном виде, тогда как палата давно перешла на электронный документооборот.

Федеральный орган, как государственная ветвь исполнительной власти, несет ответственность за действия подотчетного подразделения.

Потребитель, которому необходимо получить данные о каких-либо объектах, должен обращаться прежде всего в кадастровую палату, так как в ее обязанности входит консультационная деятельность. В организации можно получить:

· кадастровую выписку и паспорт;

· межевой план;

· копии документов для внесения информации о земельных участках и недвижимости.

А вот за получением выписки из ЕГРН придется обращаться в Росреестр.

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О КАДАСТРЕ НЕДВИЖИМОСТИ

Кадастровый учет проводится в отношении технических данных о недвижимости. Например: площадь объекта, его месторасположение и т. п.

ГКН расшифровываетя как государственный кадаст р недвижимости . Можно отметить, что слово «кадастр» имеет латинскоепроисхождение, а его значение выражается как «реестр», «перечисление». Некоторые путают ГКН и ГНК, но расшифровка последней звучит как «Госнарконтроль», что не имеет отношения к кадастру.

Таким образом, можно наблюдать существование двух взаимосвязанных учреждений, которые, впрочем, действуют самостоятельно друг от друга.

Первоначально сбор информации о недвижимых объектах подразумевался основной целью деятельности ГКН для обеспечения контроля государством полноты уплаты земельного и имущественного налогов. С развитием структуры появилась возможность использовать данные для защиты интересов собственников, то есть предоставлять информацию для судебных разбирательств.

Для проведения различного рода сделок с недвижимостью наличие достоверных данных о ней является важным условием. Информация из кадастра служит не только подтверждением существования объекта, но и позволяет узнать о его важных характеристиках.

ЕГРП ставит своей целью сбор данных как об имущественных правах граждан (нынешних, зарегистрированных ранее) на недвижимость, так и о других сделках, проводимым по отношению к собственности. Кроме этого, государственный кадастр недвижимости предоставляет информацию заинтересованным лицам. Эти меры направлены, на обеспечение объективности и «прозрачности» торговых операций.

Двумя независящими друг от друга структурами являются ГНК и ЕГРП, а разница между ними заключается в характере той информации, которую они аккумулируют в своих базах.

Государственный кадастр предоставит бумаги, необходимые для ознакомления с техническими характеристиками объекта.

ЕГРП позволит получить документ, который будет служить подтверждением официально зарегистрированных прав в отношении недвижимости. Реестр предоставляет информацию всем заинтересованным лицам относительно собственников объектов.

Выпиской из ЕГРП является напечатанный официальный бланк этого учреждения. Документ удостоверяется печатью и подписью регистратора. Правила ведения ЕГРП утверждают, что его форма унифицирована на всей территории России.

Аналогичная бумага из ГКН (выписка) включает 6 форм, каждая из которых имеет определенное обозначение (КВ-1—КВ-6). Например, изображения и описания схемы участка земли содержат формы КВ-2 и КВ-3. Если надел полностью или частично имеет обременение в виде сервитута, на это указывает форма КВ-4.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]