Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 161 особенности определения налоговой базы налоговыми агентами». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами устанавливает ст. 161 НК РФ.
В соответствии со статьей 24 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять в бюджетную систему Российской Федерации рассчитанный ими в соответствии с требованиями ст. 161 НК РФ НДС.
Статья 45 НК РФ предполагает, что обязанность налогоплательщика считается исполненной после того как удержан налог. Не удержание налога налоговым агентом обязанность по его уплате, а соответственно и ответственность, оставляет за налогоплательщиком.
Агенты и налогоплательщики идентичны в своих правах, а также обязаны достоверно и своевременно рассчитывать и перечислять в государственный бюджет налоги, включая НДС.
Таким образом, в соответствии со статьей 24 КРФ обязанностью налоговых агентов является:
- правильное и своевременное перечисление в бюджет НДС и других налогов;
- письменное уведомление налогового органа на протяжении одного месяца о невозможности удержать налог и сумме возникшие в результате этого задолженности налогоплательщика;
- вести учет персонально по каждому налогоплательщику и перечисленных в бюджет налогов;
- предоставлять налоговым органам для осуществления контроля необходимые документы, подтверждающие правильность исчисления.
Ответственность за выполнение данных действий ст. 24 НК РФ возлагает на налогового агента.
Сроки уплаты налогов для налоговых агентов не отличаются от сроков, предусмотренных для налогоплательщиков.
В таких случаях налогоплательщик обязан выступать налоговым агентом и, соответственно, рассчитывать и перечислять НДС, как устанавливает статья 161 НК РФ.
Данная статья устанавливает также определенные особенности определения налоговой базы налоговыми агентами, которыми могут являться организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие на территории РФ у иностранных лиц товары.
Являться налоговыми агентами, которые должны исполнить обязанность по уплате НДС, могут также лица, которое по закону освобождены от такой обязанности (например, по ст. 145 НК РФ или в силу применения льготных налоговых режимов).
Определяться налоговая база должна отдельно по каждой хозяйственной операции, связанной с реализацией товаров.
Обязательства по уплате НДС возникает у налогового агента в случае приобретения на Российской территории товаров у иностранных лиц, которые не обязаны уплачивать НДС по правилам российского законодательства. Если в таком контракте не предусмотрена сумма НДС, налогоплательщик определяет ее самостоятельно, увеличивая на сумму налога стоимость приобретенного товара.
Обязанность по уплате НДС в данном случае возлагается на налоговых агентов, которыми являются лица, приобретающие товары у иностранных лиц, при этом не важно являются ли они плательщиками НДС и производят ли они его исчисление и уплату в порядке, установленном главой 21 НК РФ.
Не освобождаются от такой обязанности лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 НК РФ.
Налоговая база для расчета НДС для иностранных компаний, не состоящих на налоговом учете в РФ, состоит из суммы дохода от реализации товара с учетом НДС. Если продавцом доход выплачивается в иностранной валюте, то при определении базы налогообложения, производится пересчет в рубли по курсу НБУ на дату осуществления расчетов.
Размер налога определяется налоговым агентом в процентном соотношении к налоговой базе, которая в данном случае составляет 100%. Ставка налога составляет соответственно 10% или 18%.
При этом уплата НДС должна быть произведена одновременно с перечислением денежных средств, несмотря на то, что фактическое оказание услуг или выполнение работы произойдет позднее.
Руководствуясь статьей 174 НК РФ банк, на обслуживании у которого находится налоговый агент, не в праве принимать платежное поручение на оплату работ (услуг) без одновременной подачи платежного поручения на уплату НДС.
Статья 171 НК РФ позволяет налоговым агентам получить налоговый вычет, если не соблюдены следующие условия:
- приобретенный товар принят к учету;
- операции, для осуществления которых приобретался товар, облагаются НДС;
- НДС перечислен в бюджет.
Пунктом 3 статьи 161 НК РФ предусмотрена обязанность рассчитывать и перечислять в бюджет НДС при аренде федерального и муниципального имущества, арендуемого компаниями и индивидуальными предпринимателями у органов государственной власти или местного самоуправления.
Не возникает необходимости исполнять функции налогового агента для тех компаний и ИП, у которых данное имущество находится в оперативном управлении или хозяйственном ведении.
Определение налоговой базы НДС агентами при аренде государственного имущества производится отдельно по каждому объекту, при этом она состоит из арендной платы с учетом НДС.
Если услуги по аренде имущества, которые оказываются казенными учреждениями, не являющимися плательщиками НДС, то организации, приобретающие такие услуги аренды, не будут выступать налоговыми агентами и соответственно уплачивать НДС.
Сложившаяся судебная практика показывает, что налоговыми агентами признаются непосредственно покупатели государственного муниципального имущества, третьи лица, которые производят за них оплату. Соответственно, обязанность по уплате налога лежит непосредственно на налоговых агентах, а не на третьих лицах.
В порядке п. 4 ст. 161 НК РФ в случае если производится реализация конфискованного иди бесхозяйного имущества, а также ценностей, которые перешли государству в порядке наследования, налоговыми агентами считаются компании или ИП, которые были уполномочены проводить реализацию такого имущества.
В отличие от предыдущих двух ситуации, обязанности налогового агента, уполномоченного уплатить НДС, в данном случае исполняет продавец товара.
Понятие бесхозяйной вещи дает статья 225 ГК РФ – это вещь, собственник которой неизвестен либо отказался от права собственности на нее. Понятие клада установлено статьей 233 ГК РФ – им являются зарытые в земле ценные предметы или деньги, собственник которых неизвестен, или утратил право на них.
Собственником клада считается собственник земельного участка, на котором он был зарыт и лица, которые его обнаружили в равных долях, если другой порядок владения не установлен по договоренности между ними.
Определение налоговой базы производится, основываясь на цене реализуемого имущества, которая устанавливается на основании положений статьи 40 НК РФ, к ней добавляется НДС и акциз (если товар является подакцизным).
Еще одной отличительной особенностью является то, что в порядке ст. 171 НК РФ налоговые агенты, реализующие товары, в данном случае не имеет права на налоговый вычет.
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Вопросы и ответы юристов
Все указанные выше агенты составляют счета-фактуры в обязательном порядке в 2 экземплярах. Но здесь есть определенные различия.
Так, агенты — покупатели ТРУ у продавцов-иностранцев, арендаторы и покупатели государственного и муниципального имущества составляют счета-фактуры сами себе, указывая себя в качестве покупателя. Один экземпляр они регистрируют в книге продаж, начисляя НДС к уплате, второй (уже после уплаты налога) — в книге покупок, отражая вычет.
Агенты — продавцы конфиската и тому подобных ценностей, а также агенты — посредники иностранцев выставляют счета-фактуры в адрес покупателей и 1 экземпляр передают им.
Сроки составления счетов-фактур для всех агентов общие — 5 календарных дней с даты приобретения/отгрузки ТРУ или уплаты/получения аванса (п. 3 ст. 168 НК РФ, см. также письмо ФНС от 12.08.2009 № ШС-22-3/[email protected]).
1. При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.
Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом настоящей главы.
2. Налоговая база, указанная в пункте 1 настоящей статьи, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 настоящей статьи иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
3. При предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления и казенными учреждениями в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
Положения пункта 3 статьи 161 (в редакции Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ) применяются при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) и при передаче имущественных прав, осуществляемых начиная с 1 января 2009 года.
При реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
(абзац введен Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ)
4. При реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (в том числе при проведении процедуры банкротства в соответствии с законодательством Российской Федерации), бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений статьи 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.
(п. 4 введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 117-ФЗ, от 22.07.2005 N 119-ФЗ, от 26.11.2008 N 224-ФЗ)
Положения пункта 4 статьи 161 (в редакции Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ) применяются при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) и при передаче имущественных прав, осуществляемых начиная с 1 января 2009 года.
5. При реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг на территории Российской Федерации иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ)
Положения пункта 5 статьи 161 (в редакции Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ) применяются при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) и при передаче имущественных прав, осуществляемых начиная с 1 января 2009 года.
Письмо от 16.01.2018 № СД-4-3/[email protected]
1. Анализ правил п. 1 ст. 161 приводит к ряду важных выводов:
1) они распространяются только на случаи реализации товаров (работ, услуг): распространять их также на случаи налогообложения НДС ввоза товаров (работ, услуг) на таможенную территорию РФ, а равно товаров (работ, услуг) для собственных нужд (см. о различиях между ними подробный комментарий к ст. 146, 150, 159 НК) оснований нет;
2) место реализации (упомянутое в ст. 161) определяется по правилам ст. 147 НК (см. комментарий к ним);
3) налогоплательщики — иностранные лица (упомянутые в ст. 161) — это:
— иностранные организации, обладающие статусом юридического лица по законодательству соответствующего государства;
— любые иностранные компании, корпоративные образования (в т.ч. и не являющиеся юридическими лицами), обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства;
— международные организации и объединения;
— филиалы и представительства иностранных и международных организаций, созданные за пределами РФ;
— иностранные физические лица, в т.ч. и лица, имеющие двойное гражданство, лица без гражданства, постоянно проживающие за пределами РФ (ст. 11 НК). Речь идет также об иностранных гражданах, осуществляющих индивидуальную предпринимательскую деятельность;
4) их следует применять с учетом правил п. 2 ст. 144 НК (о том, что иностранные организации имеют право (но не обязаны!) встать на учет в налоговый орган по месту нахождения своих представительств в РФ (на основании письменного заявления иностранной организации, см. об этом подробный комментарий к ст. 144 НК). В том случае, если иностранная организация не встала на налоговый учет по месту нахождения своего представительства в РФ — надлежит руководствоваться правилами ст. 161;
5) любые иностранные лица, не вставшие на налоговый учет в российских налоговых органах, попадают под действие правил п. 1 ст. 161;
6) в соответствии с ними при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ иностранными лицами налоговая база определяется:
— как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) (при этом доход следует определять, исходя из правил ст. 41, 42 НК).
В связи с тем, что глава НК о налоге на прибыль (доход) организаций еще не принята, впредь до ее принятия необходимо исходить из норм действующего Закона о налоге на прибыль (о том, что признается доходом организации), это прямо предусмотрено в ст. 28 Закона N 118). Указанный доход принимается с учетом НДС (т.е. с включением в доход суммы этого налога);
— отдельно при совершении каждой операции (если их несколько или если реализуются различные товары (работы, услуги) по реализации товаров (работ, услуг). При этом необходимо руководствоваться всеми нормами главы 21 НК (в частности, правилами ст. 154 НК, см. комментарий).
2. Применяя правила п. 2 ст. 161, необходимо обратить внимание на следующее:
1) их необходимо применять с учетом правил ст. 24 НК о том, что:
— налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК возложены обязанности по исчислению и удержанию у налогоплательщика налогов;
— налоговые агенты обязаны в течение 1 месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего налогового учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности по налогу;
— налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, установленном для налогоплательщиков;
— налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
— за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством (в частности, по ст. 123 НК);
2) правила п. 2 ст. 161 существенно уточняют общие правила о налоговых агентах, установленные в ст. 24 НК. Предусмотрено, в частности, что налоговыми агентами:
а) налоговыми агентами признаются лица (т.е. и российские юридические лица, и иностранные организации, вставшие на налоговый учет в РФ в соответствии со ст. 83 — 86, 143, 144 НК, и иностранные граждане, в т.ч. осуществляющие предпринимательскую деятельность, и российские индивидуальные предприниматели), состоящие на налоговом учете на территории РФ;
б) налоговыми агентами признаются также лица, которые приобретают товары (работы, услуги) (чаще всего на основании возмездных договоров, например, купли — продажи, мены, возмездного оказания услуг и т.д.), хотя иногда это происходит и на безвозмездной основе (например, по договору дарения) на территории РФ товаров (работ, услуг) у иностранных лиц;
в) обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика (к сожалению, и в данном случае в НК вкралась неточность: дело в том, что в соответствии с правилами ст. 144 НК лишь иностранные организации, вставшие на налоговый учет по месту нахождения своих представительств в РФ, являются налогоплательщиками НДС, но последние сами должны исполнять обязанности плательщика НДС. Необходимо это противоречие между нормами ст. 144 и ст. 161 НК устранить) и уплатить (чаще всего путем перечисления, а в случаях, указанных в ст. 45, 58 НК, — путем внесения налогов наличными) в бюджет соответствующую сумму НДС;
г) налоговые агенты должны осуществить указанные обязанности независимо от того, исполняют ли они сами обязанности налогоплательщика НДС (вполне возможно, что они в соответствии с правилами ст. 145 НК (см. комментарий) освобождены от исполнения таких обязанностей либо иных обязанностей, указанных в нормах главы 21 НК, например, в ст. 144 — 157 НК, см. подробный комментарий к ним).
- Раздел I. Общие положения
- Глава 1. Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах
- Глава 2. Система налогов и сборов в российской федерации
- Глава 2.1. Страховые взносы в российской федерации
- Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов, плательщики страховых взносов. налоговые агенты. представительство в налоговых правоотношениях
- Глава 3. Налогоплательщики и плательщики сборов, плательщики страховых взносов. налоговые агенты
- Глава 3.1. Консолидированная группа налогоплательщиков
- Глава 3.2. Оператор нового морского месторождения углеводородного сырья
- Глава 3.3. Особенности налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов
- Глава 3.4. Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица
- Глава 4. Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах
- Раздел III. Налоговые органы. таможенные органы. финансовые органы. органы внутренних дел. следственные органы. ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц
- Глава 5. Налоговые органы. таможенные органы. финансовые органы. ответственность налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц
- Глава 6. Органы внутренних дел. следственные органы
- Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов
- Глава 7. Объекты налогообложения
- Глава 8. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов
- Глава 9. Изменение срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа
- Глава 10. Требование об уплате налогов, сборов, страховых взносов
- Глава 11. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов
- Глава 12. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм
- Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль
- Глава 13. Налоговая декларация
- Глава 14. Налоговый контроль
- Раздел V.1. Взаимозависимые лица и международные группы компаний. общие положения о ценах и налогообложении. налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. соглашение о ценообразовании. документация по международным группам компаний
- Глава 14.1. Взаимозависимые лица. порядок определения доли участия одной организации в другой организации или физического лица в организации
- Глава 14.2. Общие положения о ценах и налогообложении. информация, используемая при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми
- Глава 14.3. Методы, используемые при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица
- Глава 14.4. Контролируемые сделки. подготовка и представление документации в целях налогового контроля. уведомление о контролируемых сделках
- Глава 14.4-1. Представление документации по международным группам компаний
- Глава 14.5. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами
- Глава 14.6. Соглашение о ценообразовании для целей налогообложения
- Раздел V.2. Налоговый контроль в форме налогового мониторинга
- Глава 14.7. Налоговый мониторинг. регламент информационного взаимодействия
- Глава 14.8. Порядок проведения налогового мониторинга. мотивированное мнение налогового органа
- Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
- Глава 15. Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений
- Глава 16. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение
- Глава 17. Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля
- Глава 18. Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение
- Арбитражный процессуальный кодекс РФ
- Гражданский кодекс РФ. Часть первая
- Гражданский кодекс РФ. Часть вторая
- Гражданский кодекс РФ. Часть третья
- Гражданский кодекс РФ. Часть четвертая
- Жилищный кодекс РФ
- Земельный кодекс РФ
- Кодекс об административных правонарушениях РФ
- Налоговый кодекс РФ
- Семейный кодекс РФ
- Трудовой кодекс РФ
- Уголовно исполнительный кодекс РФ
- Уголовно-процессуальный кодекс РФ
- Уголовный кодекс РФ
- вычет производится в налоговый период возникновения «входящего» НДС;
- вычет применяется в налоговый период, в котором было определено назначение использования поступивших материальных ценностей.
- счетов-фактур, предоставленных контрагентами;
- счетов-фактур, сформированных организацией;
- бухгалтерских справок-расчетов.
- для компаний, одновременно осуществляющих операции как облагаемые, так и не облагаемые НДС, суммы «входящего» НДС учитываются в зависимости от назначения использования материальных ценностей для целей налогообложения. С этой целью пользователь может вручную указать вид налогообложения НДС в течение всего срока нахождения актива на предприятии. Проводки для документов, изменяющих назначение использования номенклатурных затрат для целей налогообложения, формируются автоматически в налоговом периоде, в котором такое изменение было зафиксировано;
- учет НДС при оформлении экспортных продаж (ставка НДС 0 %). Результат подтверждения реализации по ставке НДС 0 % отражается в рабочем месте Подтверждение 0 % ставки НДС . Записи «Книги продаж» формируются после регистрации результата подтверждения;
- раздельный учета НДС по расходам. Для статей с вариантами распределения расходов На направления деятельности и На производственные затраты в группе Раздельный учет НДС по расходам доступны два варианта распределения:
- НДС относится на вид налогообложения, указанный в документе закупки ;
- НДС распределяется по видам налогообложения пропорционально выручке .
- налогоплательщик вправе не выполнять распределение НДС, если расходы по реализации, не облагаемой НДС, не превышают 5 % общей величины расходов. Возможность применения данного правила определяется в учетной политике, выбор применения «правила 5 %» для конкретного квартального отчетного периода указывается при распределении НДС. Оценка правомерности применения «правила 5 %» в отчетном периоде выполняется по результатам расчета себестоимости.
- Аренда (абзац 1 п. 3 ст. 161 НК РФ) ;
- Реализация имущества (абзац 2 п. 3 ст. 161 НК РФ) ;
- Нерезидент (п. 2 ст. 161 НК РФ).
- правильное и своевременное перечисление в бюджет НДС и других налогов;
- письменное уведомление налогового органа на протяжении одного месяца о невозможности удержать налог и сумме возникшие в результате этого задолженности налогоплательщика;
- вести учет персонально по каждому налогоплательщику и перечисленных в бюджет налогов;
- предоставлять налоговым органам для осуществления контроля необходимые документы, подтверждающие правильность исчисления.
- Международные конференции WealthPro Россия Москва и Санкт-Петербург
- Какую ответственность несет ИП по долгам физического лица?
- Амшоры: налоговые гавани смещаются в США
- Размер госпошлины при ликвидации ИП
- Закрытие ИП на ЕНВД: пошаговая инструкция в 2016
- Профстандарт «Бухгалтер»
- Профстандарт «Бухгалтер»
- Анализ финансового состояния с применением мсфо
- Работаем правильно: все инструкции по бюджетному учету 174 н от 16
- Списание дебиторской задолженности на забалансовый счет Списание задолженности с забалансового счета 007
- Главбух без высшего образования: нонсенс или норма (Григорьев И
- Сведения о среднесписочной численности работников
- Мсфо (международные стандарты финансовой отчетности) Первое применение мсфо ifrs 1
Статья 162.2 НК РФ. Особенности определения налоговой базы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя (действующая редакция) | Статья 162 НК РФ. Особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг) (действующая редакция) | Статья 162.1 НК РФ. Особенности налогообложения при реорганизации организаций (действующая редакция) |
При реализации на территории Российской Федерации налогоплательщиками (за исключением налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога) сырых шкур животных, лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а также макулатуры налоговая база определяется исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со статьей 105.3, с учетом налога.
В целях настоящего Кодекса:
сырыми шкурами животных признаются необработанные (невыделанные) шкуры, снятые с туш животных, парные или законсервированные в целях предотвращения их порчи и разложения (мокросоленые или сушеные), но не подвергнутые никакой дальнейшей обработке;
алюминием вторичным и его сплавами признаются алюминий вторичный и его сплавы, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности;
макулатурой признаются бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения.
Налоговая база, указанная в абзаце первом настоящего пункта, определяется налоговыми агентами, если иное не установлено настоящим пунктом. Налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой, или нет.
Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами
1. При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.
Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом настоящей главы.
2. Налоговая база, указанная в пункте 1 настоящей статьи, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 настоящей статьи иностранных лиц, если иное не предусмотрено пунктами 3 и 9 статьи 174.2 настоящего Кодекса. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой.
3. При предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
При реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
4. При реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (за исключением реализации, предусмотренной подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 настоящего Кодекса), бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений статьи 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.
4.1. Утратил силу. — Федеральный закон от 24.11.2014 N 366-ФЗ.
5. При реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг на территории Российской Федерации иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами, если иное не предусмотрено пунктом 10 статьи 174.2 настоящего Кодекса. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.
6. В случае, если в течение сорока пяти календарных дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику регистрация судна в Российском международном реестре судов не осуществлена, налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость, по которой это судно было реализовано заказчику, с учетом налога.
При этом налоговым агентом является лицо, в собственности которого находится судно по истечении сорока пяти календарных дней с момента такого перехода права собственности.
Налоговый агент обязан исчислить по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 настоящего Кодекса, соответствующую сумму налога и перечислить ее в бюджет.
Приложение к настоящему письму
Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур
Часть 1. Выставленные счета-фактуры
N п/п | Дата выстав- | Код вида | Номер и дата | Номер и дата | Номер и дата | Номер и дата | Наиме- нование | ИНН/ КПП | Сведения из счетов-фактур, полученных от продавцов | Наиме- нование | Стоимость товаров | В том числе | Разница стоимости с | Разница НДС по | ||||
ления | опера- ции | счета- фактуры | исправ- ления счета- фактуры | коррек- тировоч- ного счета- фактуры | исправ- ления коррек- тировоч- ного | поку- пателя | поку- пателя | наиме- нование продавца (из графы 8 части 2) | ИНН/КПП продавца (из графы 9 части 2) | номер и дата счета- фактуры (коррек- тировоч- | и код валюты | (работ, услуг), имущест- венных прав по | сумма НДС по счету- фактуре | учетом НДС по коррек- тировоч- ному счету- фактуре | коррек- тировоч- ному счету- фактуре | |||
счета- фактуры | ного счета- фактуры), полу- ченного от продавца (из графы 4 (графы 6) части 2) | счету- фактуре — всего | умень- шение | увели- чение | умень- шение | увели- чение | ||||||||||||
33* | ххххх | хххх | хххххх | ххххххх | ххххххххх | хххх | — ** | |||||||||||
34* | ххххх | ххххх | хххххх | ххххххх | ххххххххх | ххххх |
1. При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.
Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом настоящей главы.
2. Налоговая база, указанная в пункте 1 настоящей статьи, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 настоящей статьи иностранных лиц, если иное не предусмотрено пунктами 3 и 9 статьи 174.2 настоящего Кодекса. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой.
3. При предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
При реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
4. При реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (за исключением реализации, предусмотренной подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 настоящего Кодекса), бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений статьи 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.
4.1. Утратил силу. — Федеральный закон от 24.11.2014 N 366-ФЗ.
5. При реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг на территории Российской Федерации иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами, если иное не предусмотрено пунктом 10 статьи 174.2 настоящего Кодекса. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.
6. В случае, если в течение сорока пяти календарных дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику регистрация судна в Российском международном реестре судов не осуществлена, налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость, по которой это судно было реализовано заказчику, с учетом налога.
При этом налоговым агентом является лицо, в собственности которого находится судно по истечении сорока пяти календарных дней с момента такого перехода права собственности.
Налоговый агент обязан исчислить по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 настоящего Кодекса, соответствующую сумму налога и перечислить ее в бюджет.
Решение предназначено для компаний, осуществляющих облагаемую (по ставкам 18%, 10%, 0%) и не облагаемую НДС деятельность, что обеспечивается ведением раздельного учета по видам налогообложения НДС. Также обеспечена поддержка ставок НДС, используемых на территории Крыма.
Налоговый период вычета «входящего» НДС для товарно-материальных ценностей определяется в учетной политике организации, доступны варианты:
В учете НДС отражаются факты хозяйственной деятельности, зафиксированные на основании:
В прикладном решении обеспечены порядок и правила заполнения и выставления счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур, ведения журналов учета счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, формирования декларации по НДС.
Для сверки данных учета НДС с контрагентами предназначен отчет Реестр счетов-фактур выданных , который может быть отправлен покупателю по электронной почте или получен от поставщика. Все операции по сверке данных учета НДС с контрагентами выполняются в рабочем месте Сверка данных учета НДС :
Раздельный учет НДС может использоваться в следующих случаях:
В прикладном решении поддерживаются следующие случаи возникновения у организации необходимости осуществлять учетные действия по операциям в роли налогового агента по НДС:
На основании оплаты поставщику можно оформить счета-фактуры налогового агента и оплатить налог. НДС принимается к вычету по мере оформления поступлений.
При осуществлении российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте на территории Российской Федерации предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, предусматривающих оказание услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2.1 и 2.7 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса), налоговыми агентами признаются российские перевозчики на железнодорожном транспорте. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость указанных услуг без включения в нее суммы налога. (Пункт введен — Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ)
Ст. 161 НК РФ (2015): вопросы и ответы
Библиотека Онлайн школы «СтаньГлавбухом»!Материал к Уроку №15н «Расчеты и оценка объектов учета в иностранной валюте. Курсовые разницы».
Статья 161. Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами (редакция, действующая на 01.05.2021г)
1. При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом настоящей главы.
2. Налоговая база, указанная в пункте 1 настоящей статьи, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 настоящей статьи иностранных лиц, если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 174.2 настоящего Кодекса. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой.
3. При предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. При реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
4. При реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (за исключением реализации, предусмотренной подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 настоящего Кодекса), бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений статьи 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.
4.1. Утратил силу.
5. При реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг на территории Российской Федерации иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами, если иное не предусмотрено пунктом 10 статьи 174.2 настоящего Кодекса. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.
5.1. При осуществлении российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте на территории Российской Федерации предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, предусматривающих оказание услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2.1 и 2.7 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса), налоговыми агентами признаются российские перевозчики на железнодорожном транспорте. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость указанных услуг без включения в нее суммы налога.
При реализации на территории Российской Федерации налогоплательщиками (за исключением налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога) сырых шкур животных, лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а также макулатуры налоговая база определяется исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со статьей 105.3, с учетом налога.
В целях настоящего Кодекса:
сырыми шкурами животных признаются необработанные (невыделанные) шкуры, снятые с туш животных, парные или законсервированные в целях предотвращения их порчи и разложения (мокросоленые или сушеные), но не подвергнутые никакой дальнейшей обработке;
алюминием вторичным и его сплавами признаются алюминий вторичный и его сплавы, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности;
макулатурой признаются бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения.
Налоговая база, указанная в абзаце первом настоящего пункта, определяется налоговыми агентами, если иное не установлено настоящим пунктом. Налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой, или нет.
При реализации товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, налогоплательщики-продавцы, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, и лица, не являющиеся налогоплательщиками, в договоре, первичном учетном документе делают соответствующую запись или проставляют отметку «Без налога (НДС)».
В случае установления факта недостоверного проставления налогоплательщиком — продавцом товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в договоре, первичном учетном документе отметки «Без налога (НДС)» обязанность по исчислению и уплате налога возлагается на такого налогоплательщика — продавца товаров.
Налогоплательщики-продавцы, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, и лица, не являющиеся налогоплательщиками, при утрате права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение специальных налоговых режимов в соответствии с главами 26.1, 26.2, 26.3, 26.5 настоящего Кодекса исчисляют и уплачивают налог по операциям реализации товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, начиная с периода, в котором указанные лица перешли на общий режим налогообложения, до дня наступления обстоятельств, являющихся основанием для утраты права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение соответствующих специальных налоговых режимов.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 16 января 2018 года N СД-4-3/[email protected]
О порядке применения НДС налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 НК РФ
Вид налога: НДС
Статьи НК: статья 171
статья 161
статья 167
статья 169
статья 170
статья 166, статья 173
Вопрос:
По вопросу уплаты НДС налоговыми агентами, приобретающими отдельные виды товаров, указанных в пункте 8 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации.
Ответ:
Федеральная налоговая служба в связи с изменениями, внесенными в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 335-ФЗ) сообщает следующее.
Статьей 2 Федерального закона N 335-ФЗ внесены изменения в статьи 149, 154, 161, 166, 167, 168, 169, 170, 171, 173, 174 Кодекса в части положений, касающихся порядка исчисления налога на добавленную стоимость налоговыми агентами, приобретающими отдельные виды товаров. Изменения в указанные статьи Кодекса вступили в силу с 1 января 2018 года (пункт 4 статьи 9 Федерального закона N 335-ФЗ).
1. Так, статья 161 Кодекса дополнена пунктом 8, согласно которому при реализации на территории Российской Федерации налогоплательщиками сырых шкур животных, а также лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов (далее — сырые шкуры и лом) налоговая база определяется налоговыми агентами исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со статьей 105.3 с учетом налога.
Налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) сырых шкур и лома, указанных в абзаце первом пункта 8 статьи 161 Кодекса, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные главой 21 Кодекса.
При этом ФНС России обращает внимание, что выставление счетов-фактур указанными налоговыми агентами положениями главы 21 Кодекса не предусмотрено.
На основании пункта 3.1 статьи 166 Кодекса (в редакции Федерального закона N 335-ФЗ) при реализации сырых шкур и лома сумма налога на добавленную стоимость налогоплательщиками-продавцами не исчисляется, за исключением случаев, предусмотренных абзацами седьмым и восьмым пункта 8 статьи 161, подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, а также при реализации этих товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.
В этой связи операции по реализации сырых шкур и лома в разделе 3 налоговой декларации по НДС, утвержденной приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/[email protected], налогоплательщиками — продавцами не отражаются, за исключением случаев, предусмотренных абзацами седьмым и восьмым пункта 8 статьи 161, а также при реализации таких товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.
При этом в счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах, выставляемых налогоплательщиками-продавцами при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок сырых шкур и лома, а также при их реализации делается соответствующая надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом».
В аналогичном порядке производится выставление счетов-фактур комиссионерами (агентами), реализующими (приобретающими) сырые шкуры и лом по договору комиссии (агентскому договору, предусматривающему реализацию и (или) приобретение этих товаров от имени агента).
Одновременно ФНС России обращает внимание на то, что в случае реализации сырых шкур и лома налогоплательщиками-продавцами, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 Кодекса, а также лицами, не являющимися налогоплательщиками, обязанности налогового агента у покупателей (получателей) таких товаров не возникает. При этом продавцы указанных товаров в договоре, первичном учетном документе делают соответствующую запись или проставляют отметку «Без налога (НДС)» и, соответственно, налог на добавленную стоимость не исчисляют.
2. Согласно пункту 15 статьи 167 Кодекса (в редакции Федерального закона N 335-ФЗ) для налоговых агентов, указанных в пункте 8 статьи 161 Кодекса, момент определения налоговой базы определяется в порядке, установленном пунктом 1 статьи 167 Кодекса, то есть как наиболее ранняя из следующих дат:
1) день отгрузки сырых шкур и лома;
2) день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок сырых шкур и лома.
Учитывая изложенное, при перечислении налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 Кодекса, оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок сырых шкур и лома, исчисление налога на добавленную стоимость производится налоговыми агентами как на дату перечисления оплаты (частичной оплаты), так и на дату отгрузки сырых шкур и лома в счет этой оплаты (частичной оплаты).
На основании пунктов 3, 5, 8, 12 и 13 статьи 171 Кодекса суммы налога, исчисленные налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 Кодекса, подлежат вычетам.
При этом суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету налоговым агентом при перечисления налогоплательщику-продавцу сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок сырых шкур и лома, либо при изменении стоимости отгруженных сырых шкур и лома в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных сырых шкур и лома, подлежат восстановлению (подпункты 3 и 4 пункта 3 статьи 170 Кодекса (в редакции Федерального закона N 335-ФЗ).
Приложение к настоящему письму
Покупатель |
Завод Б |
|||||
Идентификационный номер и код причины постановки |
||||||
на учет налогоплательщика-покупателя |
||||||
Покупка за период с |
по |
44* — при применении вычетов сумм НДС в случае изменения стоимости отгрузок в сторону уменьшения («как за продавца»).
Статья 161 НК РФ. Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами
Приложение к настоящему письму
Покупатель |
Завод А |
|||||
Идентификационный номер и код причины постановки |
||||||
на учет налогоплательщика-продавца |
||||||
Покупка за период с |
по |
N п/п |
Код вида опера- |
Номер и дата счета- |
Регистра- |
Код вида товара |
Номер и дата исправ- |
Номер и дата коррек- |
Номер и дата исправ- Приложение к настоящему письму
44* — при восстановлении НДС в случае изменения стоимости отгрузок в сторону уменьшения («как за покупателя»). Приложение к настоящему письму
|