Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «План проверок ИФНС на 2021 год Пермский край». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В постановлении упомянуты некоторые новшества в методике проверок, которые, как предполагается, должны снизить административную нагрузку, а вместе с тем ускорить восстановление бизнеса и сократить количество личных контактов между контролерами и предпринимателями.
Контролирующий орган вправе заменить многодневную выездную проверку коротким инспекционным визитом.
В частности, говорится о том, что после 1 июля 2021 года, но не позднее чем за 20 рабочих дней до даты начала проведения плановой выездной проверки, включенной в ежегодный план на 2021 год, может быть принято решение о ее замене на инспекционный визит.
При этом юрлицо и ИП должны быть уведомлены о таком визите в течение 10 рабочих дней после принятия соответствующего решения.
В положениях ст. 89 НК РФ не конкретизировано, какие именно лица — юридические либо физические — могут становиться объектами налоговых проверок того или иного типа. Отсюда вывод: проверкам подлежат абсолютно все субъекты уплаты налогов: граждане, ИП, коммерческие фирмы, НКО, государственные и муниципальные структуры.
Отчасти это объясняет тот факт, что ФНС с чисто технической точки зрения тяжело составить план проверок, даже если бы это требовалось. В соответствующий план, исходя из положений законодательства, подлежали бы включению не только юрлица, но и все граждане РФ. Крайне маловероятно, что у ФНС будет достаточно кадровых и технических ресурсов для того, чтобы оценить налоговую историю каждого россиянина, исследовать персональные налоговые профили граждан, в частности, на предмет всех тех рисков, что отражены в положениях приказа № ММ-3-06/333.
Подробнее о проведении выездной проверки по налогам читайте в статье «Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)».
План выездных проверок ФНС — закрытая информация для налогоплательщиков. Как правило, сведения о грядущем визите проверяющих они узнают за несколько дней до начала проведения проверки. Официальный список проверок публикуется лишь для компаний, занятых регулируемыми государством видами деятельности. С данным перечнем можно ознакомиться на официальном сайте ФНС.
Традиционно прокуратуры регионов в конце календарного года утверждают сводные планы проверок региональных контролирующих органов на следующий год.
Информация о провеках регионального госнадзора и муниципального контроля появится здесь в конце декабря года. О проверках федерального государственного надзора информация (по отдельным регионам) размещена только на сайте генеральной прокуратуры РФ.
Также надо иметь в виду, что прокуратуры регионов, призванные в силу статьи 1 «О прокуратуре РФ» надзирать за точным и единообразным соблюдением законодательства, сами зачастую нарушают требования этого же законодательства размещая на своих сайтах вместо сводных планов проверок (т.е. — единого документа, как это требует статья 9 Закона № 294-ФЗ), лишь планы проверок каждого органа контроля и надзора, запланировавшего проведение проверок в следующем календарном году в регионе. Иначе никак не объяснить тот факт, что большинство региональных прокуратур размещают на своих сайтах именно сводные планы проверок (в виде единого документа).
Примечание № 1 (статья 9 Закона № 294-ФЗ):
«Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.
Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» в срок до 31 декабря текущего календарного года».
Примечание № 2 (статья 133. Закона № 294-ФЗ (введена Федеральным законом от 31.12.2014 № 511-ФЗ) — вступает в силу 01.07.2015):
Прокуратуры регионов утвердят сводные планы проверок региональных контролирующих органов на 2020 год в конце 2019 года, поэтому информация о провеках регионального госнадзора и муниципального контроля появится здесь в конце декабря 2019 года.
О проверках федерального государственного надзора информация размещается только на сайте генеральной прокуратуры РФ.
Прокуратуры регионов утвердят сводные планы проверок региональных контролирующих органов на 2019 год в конце 2018 года, поэтому информация о провеках регионального госнадзора и муниципального контроля появится здесь в конце декабря 2018 года.
О проверках федерального государственного надзора информация размещается только на сайте генеральной прокуратуры РФ.
Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года установлены «надзорные каникулы» для субъектов малого и среднего предпринимательства, по которым не введен риск-ориентированный подход.
Новый период «надзорных каникул» вводится путем дополнения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» новой статьей 26.2, согласно которой с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года не будут проводиться плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Для защиты охраняемых законом ценностей данные ограничения не будут применяются:
-
при проведении плановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности;
-
при проведении плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих лицензируемые виды деятельности;
-
в отношении плановых проверок в рамках проведения:
-
федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;
-
федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;
-
внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
-
федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;
-
федерального государственного пробирного надзора.
-
Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ предусматривается, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года вводится ограничение на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, за исключением:
-
лиц, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством РФ (рисковые виды деятельности);
-
хозяйствующих субъектов, привлекавшихся к административной ответственности за грубые правонарушения или лишенных лицензии на осуществление деятельности и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой было вынесено такое постановление (решение), прошло менее 3-х лет.
Хозяйствующим субъектам предоставляется право подать заявление об исключении их из ежегодного плана проведения плановых проверок.
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 19.04.2016 № 724-р с 1 июля 2016 года при проведении проверок запрещено требовать у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:
- разрешения на строительство;
- сведения из реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен;
- выписки из реестра федерального имущества;
- выписки из реестра зарегистрированных СМИ;
- сведения из ЕГРП;
- сведения из реестра аккредитованных лиц;
- сведения из бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- сведения из Единого государственного реестра налогоплательщиков;
- сведения из ЕГРИП и ЕГРЮЛ;
- сведения о выдаче иностранному лицу или лицу без гражданства вида на жительство;
- сведения о регистрации по месту жительства или месту пребывания гражданина РФ.
В то же время согласно изменениям, внесенным в статью 360 Трудового кодекса РФ (Федеральный закон от 03.07.2016 № 272-ФЗ) внесено дополнительное основание для проведения внеплановых проверок – поступление любой информации в Государственная инспекция труда (ГИТ) из любых источников (в том числе — из СМИ) о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе:
-
требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
-
приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам;
-
установлению заработной платы в размере менее МРОТ.
Следовательно, ГИТ вправе проводить внеплановые проверки чаще и для этого не надо ждать жалоб от физических лиц.
План всех проверок всего бизнеса (как организаций, так и индивидуальных предпринимателей) должна согласовывать и публиковать на своем сайте прокуратура — так установил Закон № 294-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
На этом основании органы гос контроля и надздора каждого региона до 1 сентября направляют в прокуратуру региона проекты ежегодных планов проверок организаций и ИП для рассмотрения и согласования (проверки на предмет законности) региональной прокуратурой. После рассмотрения планов прокуратура возвращает планы для их утверждения органами гос. контроля и надздора каждого региона. К 1 ноябяря органы гос контроля и надздора каждого региона направляют в прокуратуру уже утвержденные планы проверок.
По общему правилу для проведения плановой проверки необходимо, чтобы прошло 3 года со дня:
-
Государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя.
-
Окончания проведения последней плановой проверки.
-
Начала осуществления организацией (ИП) предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный гос. орган уведомлением о начале предпринимательской деятельности.
При этом (пункт 2) учитываются только плановые проверки, у которых была та же цель (предмет).
Это означает, что не учитываются:
-
внеплановые проверки (к таковым, к примеру, относятся проверки по жалобам потребителей);
-
плановые проверки, проведенные тем же гос. органом, но по другим основаниями (с другими целями).
Как водится, из любого правила есть исключения. Так для проведения плановых проверок организаций и ИП, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, предусмотрено, что плановые проверки могут проводиться два и более раз в три года.
Надо иметь в виду, что в связи со вступлением в силу Закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ изменен порядок проведения проверок в некоторых отраслях государственного надзора (контроля) и муниципального контроля.
Теперь сокращенная периодичность проверок может быть установлена и иными нормативными правовыми актами.
К примеру, для осуществления лицензионного контроля основанием для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью» для девяти видов деятельности в сфере здравоохранения, образования и социальной сфере установлена сокращенная периодичность проведения плановых проверок.
«Сводный план проверок Юридических лиц на 2021 год»
Инспектура вправе инициировать выездную проверку в отношении абсолютно любого налогоплательщика, и в любое время. Если ФНС сочтет деятельность компании или ИП сомнительной, то ревизии не избежать.
Претендентов на выездной метод контроля очень много. Поэтому представители ФНС разработали систему критериев, по которым выявляется конкретный перечень счастливчиков. Тщательный отбор ведется с учетом положений Приказа ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] Налоговики учитывают следующие факторы:
- Компания сотрудничает с однодневками. Конечно, разовая сделка не является основанием для включения в списки. Но вот систематические договора с недобросовестными фирмами-однодневками привлекут внимание контролеров.
- Низкая налоговая нагрузка. Если налогоплательщик заявляет большие суммы к вычетам, снижая тем самым свое налоговое бремя, значит в бизнесе не все так чисто. Обратите внимание, разовое снижение показателя налоговой нагрузки не привлечет внимания ФНС. Снижение должно быть зафиксировано в течение календарного года.
- Убытки в отчетности на протяжении двух лет. Если фирма отражает свои убытки в налоговой отчетности более двух лет подряд, то у ФНС появляется причина проверить компанию лично.
- Низкая рентабельность. Интерес контролеров возникнет к той компании, которая при солидных мощностях и показателях, будет заявлять минимальные значения выручки.
Это лишь ключевые критерии по отбору. Полный список факторов для включения в план фискальных ревизий закреплен в Приложении № 2 к Приказу ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected]
Любое сотрудничество с мошенниками и недобросовестными контрагентами — риск для бизнеса. Поэтому так важно выбирать деловых партнеров и поставщиков. Чтобы исключить заключение сделки с фирмой-однодневкой тщательно проверяйте контрагентов.
Как выявить однодневку? Проверьте партнера по следующим факторам:
- Фирма зарегистрирована по адресу массовой регистрации. То есть, в одном местоположении числится большое количество компаний, организаций, ИП.
- Нет возможности связаться с учредителем. Если вся документация по сделке оформляется через доверенных или представителей, это повод задуматься. Возможно фирма зарегистрирована на подставное лицо.
- Отсутствие фактической деятельности контрагента, либо бизнес отражен лишь на бумаге. Перед подписанием договора настоятельно рекомендуем убедиться в обеспеченности партнера трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения условий контракта. Если компания не располагает производственными мощностями, рабочей силой и материально-технической базой для ведения деятельности в заявленных масштабах, то это повод задуматься.
- Наличие долгов перед ФНС и бюджетом. Если компания систематически не платит налоги и сборы в государственную казну, а также имеет задолженности по отчетам в ФНС, то скорее всего — это фирма-однодневка. Учтите, что один просроченный транш или платеж не является основанием для сомнений. Нарушения должны быть систематическими.
ФНС предусмотрела более 100 критериев, по которым можно проверить контрагента.
К плановым проверкам относятся любые мероприятия, которые проводятся по заранее составленному графику. Законом определена периодичность визитов – не чаще 1 раза в 3 года. На 2021 год Правительство освободило малый бизнес от визитов представителей ФНС, Роспотребнадзора, Роструда, Ростехнадзора, МЧС (пожарная инспекция), Россельхознадзора, таможенных органов, а также органов внутренних дел.
Исключение составляют только камеральные налоговые проверки – они проводятся по факту предоставления налоговых деклараций и другой отчетности.
Впрочем, есть несколько важных нюансов. Полное освобождение получили только НКО с числом сотрудников до 200 человек, а вот для МСП мораторий действует избирательно. Освобождение не коснется предпринимателей, чей бизнес связан со следующими сферами деятельности:
-
охрана здоровья;
-
социальная сфера;
-
образование;
-
теплоснабжение;
-
электроэнергетика и энергосбережение;
-
производство, обработка и иное использование (включая обращение) драгоценных камней и металлов.
Порядок проверки этих предприятий определяется 294-м законом.
Плановые визиты контролирующих органов сохранят и в следующих случаях:
-
предприятие относится к 1 или 2 классу опасности (например, газифицированные котельные);
-
предприятие находится под постоянным государственным контролем (например, частные ювелиры);
-
компания попала в список предприятий с высоким и чрезвычайно высоким риском;
-
предприятие приостановило или аннулировало ранее действующую лицензию, выданную в соответствии с 99-м законом;
-
в отношении ИП или ООО применили меры административного воздействия за грубые нарушения КоАП (вплоть до дисквалификации, приостановления деятельности или блокировки р/с).
С 1 июля 2021 года на основании 248-го закона налоговые органы могут навестить представителей МСП, используя следующие формы проверок:
-
Контрольная закупка – позволяет оценить соблюдение требований при продаже товаров или услуг, выполнения работ. Проводится без предварительного уведомления.
-
Мониторинговая закупка – проводится для того, чтобы направить товары или результат оказания услуг на дальнейшую экспертизу. Проводится без предварительного уведомления.
-
Выборочный контроль – отбор проб (образцов) товаров в местах хранения или продаж для определения степени их безопасности. Проводится по согласованию с прокуратурой, а также в том случае, если ранее были нарушения и нужно проверить устранение.
-
Рейдовый осмотр – проверка того, как каждый из владельцев соблюдает требования по эксплуатации объекта контроля. Проводится по согласованию с прокуратурой, по требованию правительства или президента, а также при наличии угрозы для людей, окружающей среды или культурного наследия.
-
Документарная проверка – проводится без предварительного согласования, подразумевает изучение документов, относящихся к деятельности компании, ее организационно-правовой форме, а также к исполнению требований контролирующих органов.
-
Выездная проверка – позволяет оценить соблюдение действующих требований контролирующего ведомства, а также полученных предписаний. Проводится по согласованию с прокуратурой, организация получает уведомление за сутки до начала мероприятия.
-
Выездное обследование – визуальная оценка соблюдения требований (например, инспекторы могут изучить входную группу с точки зрения удобства маломобильных граждан). Проводится без предварительного уведомления.
В отдельных случаях представители налоговой службы могут навестить предпринимателя в профилактических целях: для консультирования, предостережения, информирования и пр.
На основании Постановления Правительства от 30.11.2020 г. № 1969 приостановлена проверка субъектов малого бизнеса. Чиновники пришли к выводу, что ранее по данной мере уже была выявлена эффективность. Генеральный прокурор выдал распоряжение, чтобы региональные прокуроры исключили таких предпринимателей из плана проверок на 2021 г.
Внимание! До окончания 2021 г. проверки не будут проводиться по юрлицам и ИП, информация по которым содержится в Реестре СМП.
Однако есть исключения — в отношении:
- субъектов, ведущих работу в сферах, указанных в ч. 9 ст. 9 Закона от 26.12.2008 г. № 294. Это касается здравоохранения, образования, теплоснабжения, энергосбережения и т.д.;
- проверок в ходе госнадзора в сфере радиационной безопасности, внешнего качества работы аудиторов, а также по лицензируемым видам деятельности;
- проверок в отношении видов госконтроля, по которым определены категории риска, классы или категории опасности;
- проверок при вступлении в юридическую силу постановления о применении административного наказания за грубое нарушение и с даты завершения проверки, по итогам которой определено это решение, прошло меньше 3-х лет.
В методике проведения проверок планируются некоторые изменения, на основании которых возможно снижение административной нагрузки. В свою очередь это позволит ускорить восстановление бизнес-среды и уменьшить количество встреч контролеров с проверяемыми лицами.
Установлена возможность заменить многодневные проверки короткими встречами инспекторов с проверяемыми субъектами. К примеру, после 1 июля 2021 г. (но не позже чем за 20 рабочих дней до даты начала проверки) проверяющие могут принять решение о ее замене на короткую встречу с проверяемым лицом.
Проверяемый субъект уведомляется о данном посещении инспектором в течение 10-ти рабочих дней после принятия такого решения.
Ст. 87 Налогового кодекса РФ устанавливает 2 вида налоговых проверок: камеральные и выездные. Проверки первого типа осуществляются специалистами ФНС непосредственно на их рабочем месте. Каких-либо разрешений на проведение не требуется. Камеральные проверки подлежат проведению в течение 3 месяцев (по общему правилу) с момента представления декларации налогоплательщиком (п.2 ст. 88 НК РФ).
Выездные проверки проводятся налоговиками, как правило, на территории налогоплательщика, но если фирма не может предоставить помещение, то все процедуры проходят в самой ИФНС.
Осуществление выездных мероприятий, в свою очередь, требует вынесения руководителем налоговой инспекции отдельного решения. Выездные проверки назначаются, исходя из комплексного анализа специалистами ИФНС различных показателей деятельности предприятия, оценки налоговых рисков, качества предоставления налоговой и бухгалтерской отчетности.
Дата проведения проверки совпадает с моментом подписания руководителем местного органа ФНС решения, о котором мы сказали выше (п. 8 ст. 89 НК РФ). Законодательно ФНС не обязана предупреждать налогоплательщика о том, что специалисты ведомства придут с проверкой, но на практике территориальные структуры налоговой инспекции во многих городах предварительно сообщают организациям и ИП о вынесении решения о проверке по телефону либо по почте.
Случаются визиты инспекторов ведомства и без предупреждения. Однако подобные прецеденты достаточно редки. Дело в том, что сама ФНС рекомендует своим сотрудникам вручать налогоплательщику копию решения о проведении проверки. В ведомстве при этом остается другая копия — с о, которая заполняется соответствующим субъектом. Если вручение данного документа невозможно, он направляется налогоплательщику по почте (письмо ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).
Есть еще один нюанс — в соответствии с положениями п. 12 ст. 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить доступ инспекторов ФНС к документам, имеющим отношение к уплате налогов. Фирме объективно может потребоваться время на подготовку соответствующих источников, а также на организацию доступа к таковым. На многих современных предприятиях система получения соответствующего доступа организуется в достаточной мере строго, в частности, может потребоваться оформление особых электронных или биометрических пропусков на те или иные территории.
В соответствии с Федеральным Законом от 26 декабря 2008 года (в редакции от 27 ноября 2021 года) различаются следующие виды проверок: плановая и внеплановая.
Плановые проверки проводятся по графику в целях осуществления регулярного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований государственных и муниципальных актов.
Существует правило, по которому контролирующий государственный орган обязан уведомить руководство компании о предстоящей плановой проверке не позднее чем за 3 дня до ее начала. Уведомление может быть направлено как почтой, так и посредством любого электронного способа связи (например, письмом на электронный адрес организации).
Внеплановая проверка санкционируется в случаях:
- истечения срока исполнения субъектом малого предпринимательства ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений (на этом основании уведомление о начале проверки направляется не позднее, чем за 24 часа);
- обращения в государственные органы граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей с заявлением либо
- опубликование органами государственной власти, местного самоуправления, СМИ сведений о следующих последствиях деятельности субъекта малого бизнеса:
- возникновение угрозы и причинение вреда: жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства;
- возникновение угрозы или создание чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера;
- нарушение прав потребителей.
Советуем также статью: На российских улицах больше не будет табло с курсами валют
По этим основаниям органы, осуществляющие надзор, вправе приступить к проведению внеплановой проверки сразу незамедлительно после получения соответствующей информации, при этом согласовав процедуру в органах прокуратуры в течение 24 часов.
Роспотребнадзор осуществляет контроль над следующими направлениями:
- Геологические исследования, охрана недр и их разумное использование.
- Слежение за отходами и охрана атмосферы.
- Охрана озер, морских вод.
Проверка осуществляется в отношении организаций, которые так или иначе контактируют с перечисленными природными объектами.
Обычно в рамках проверочных мероприятий рассматриваются эти документы:
- Учредительные бумаги.
- Положение о назначении управленца.
- Доверенность.
- Приказ о назначении сотрудников, ответственных за соблюдение природоохранных нормативных актов.
- Бумаги о прохождении подготовки в сфере экологии.
- Планы природоохранных мер за крайние 2 года.
- Расчеты платежей за пагубное влияние на окружающую среду.
- Отчетность по воздуху и отходам.
- Первичные отчеты по охране воздуха.
- Журналы учета стационарных источников, газоочистной и пылеулавливающей техники.
- Нормативы по возможным выбросам в атмосферу.
- Справка о том, что на балансе фирмы есть источники выбросов и газоочистная техника.
- Паспорт на газоочистную технику.
- Нормативы по образованиям отходов.
- Отчетность о появлении и размещении отходов.
- Технические отчеты.
- Паспорт на опасные отходы.
Все документы предоставляются в оригинале. На них должны стоять подпись руководителя и печать фирмы.
В положениях ст. 89 НК РФ не конкретизировано, какие именно лица — юридические либо физические — могут становиться объектами налоговых проверок того или иного типа. Отсюда вывод: проверкам подлежат абсолютно все субъекты уплаты налогов: граждане, ИП, коммерческие фирмы, НКО, государственные и муниципальные структуры.
Отчасти это объясняет тот факт, что ФНС с чисто технической точки зрения тяжело составить план проверок, даже если бы это требовалось. В соответствующий план, исходя из положений законодательства, подлежали бы включению не только юрлица, но и все граждане РФ. Крайне маловероятно, что у ФНС будет достаточно кадровых и технических ресурсов для того, чтобы оценить налоговую историю каждого россиянина, исследовать персональные налоговые профили граждан, в частности, на предмет всех тех рисков, что отражены в положениях приказа № ММ-3-06/333.
Подробнее о проведении выездной проверки по налогам читайте в статье «Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)».
Проверки органами надзора в сфере той или иной деятельности осуществляются в документальной и (или) выездной форме (например, министерство транспорта).
Документальная проверка проводится по месту нахождения контролирующего органа. Как правило, такая проверка ограничивается изучением документов организации, представленных по запросу контролирующего органа и актов предыдущих проверок.
Если изучение документации не позволит установить все необходимые факты о деятельности юридического лица или возникнут сомнения в достоверности представленной информации, проводится выездная проверка по месту нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя.
- Кто и как может проверить организацию?
- План проверок на 2021 год – сайт прокуратуры
- Планы проверок на 2021 год по ИНН: инструкция
- Малый бизнес не будут проверять в 2021 году
- План ФНС по проверке бизнеса
- Как исключить себя из плана проверок
- Сводный план проверок на 2021 год (скачать)
Стабильно, в конце года, на сайте прокуратуры публикуются сводные планы проверок по ИНН. Каждый предприниматель обязательно должен выяснить, есть ли он в списках. Это поможет заранее подготовиться к посещению контролирующих органов и, конечно, обезопасить себя от возможных штрафов. В нашей статье вы узнаете, как проверить вошли ли вы в план проверок на 2021 год по ИНН.
План проведения плановых проверок некоммерческих организаций на 2021 год
С проверкой может заявиться довольно большое количество контролирующих органов, среди которых: МЧС, пожарные, таможенные и налоговые органы, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Роструд, Департамент образования и другие.
Опасаться проверок стоит, ведь даже за самое небольшое нарушение специалист надзорного органа может наложить на компанию штраф, приостановить деятельность и т.д. Поэтому и следует заранее выяснить, когда к вам наведаются проверяющие.
Цели проверки бывают разные: изучение отчетности, финансовый анализ, по “звоночку” от потребителей и т.д. Несколько слов о том, какие бывают проверки. Они делятся на плановые и внеплановые.
В первом варианте предпринимателя предупреждают заранее о том, что к нему приедет комиссия. Во втором варианте проверяющие появляются внезапно. Внеплановая проверка, чаще всего, инициирована по жалобе или для проверки устранения нарушений, выявленных в предыдущий раз.
Также проверки делятся на камеральные и выездные. По названию “выездная” понятно, что специалисты выезжают в саму компанию и проводят работу на месте. При камеральных проверках контролирующий орган запрашивает нужные ему документы и проверяет их на своей территории.
По официальным данным в текущем 2021 году должно быть проведено более 300 000 проверок. Поступивших предложений было в разы больше, но около 30 % отклонили. По словам представителей Генеральной прокуратуры, уровень плановых проверок не меняется уже последние пять лет, когда был введен мораторий для представителей малого бизнеса.
Он имеет ряд нюансов, они следующие:
- даже несмотря на то, что пятилетний мораторий на плановые проверки малого бизнеса истек, в 2021 он также будет действовать. Исключение — представители бизнеса, которые относятся к категории высокого риска;
- пандемия пока еще не отпускает. В связи с этим в прошлом году все проверки были заметно сокращены. В текущем году пока планируется стандартное количество;
- проводится масштабная реформа контрольно-надзорной деятельности, и в 2021 году будет введен новый порядок проведения плановых проверок. Новшества: соблюдение одних и тех же требований больше не будут контролировать разные надзорные органы, создается единая информационная система, где все проверки будут зафиксированы и т.д. Также предполагается ускорить восстановление бизнеса и минимизировать количество личных контактов между проверяющими и предпринимателями.
И еще об изменениях. Теперь представитель контролирующего органа может заменить длительную проверку инспекционным визитом. Длиться она будет не более одного дня. Сообщить проверяемому об инспекционном визите следует не менее чем за 10 рабочих дней.
Все проверки малого бизнеса в 2021 году: изменения и условия моратория >>
Представителей малого бизнеса можно поздравить, ведь в текущем году они освобождены от всех проверок, кроме налоговых. Проще говоря, представители ФНС по-прежнему будут приезжать с выездными проверками или организовывать камеральные. Стоит помнить, что на внеплановые проверки ограничение не распространяется. Приведем пример. Ваш сотрудник обратился в надзорный орган с жалобой, что ему задерживают заработную плату. В этом случае ГИТ проверит ваше предприятие.
Какой малый бизнес не освобожден от проверок (неналоговые проверки):
- те, кто используют упрощенную систему налогообложения и работают в сфере здравоохранения — это поликлиники, стоматологии, аптеки;
- предприятия, оказывающие услуги в сфере образования. К ним относятся детские сады, школы, учебные центры, детские кружки и т.д.;
- упрощенцы, оказывающие частные услуги, например, перевозки, сантехнические мастера;
- компании и бизнесмены, которые ведут бизнес в сфере теплоснабжения, электроэнергетики и энергосбережения;
- также под мораторий не попадают компании, в биографии которых уже есть грубые нарушения за предыдущие три года. Представители надзорных органов вправе проверить устранение замечаний. Если нет, то предпринимателю грозит штраф или даже приостановка деятельности.
Отчетность организаций в Росстат: проверка по ИНН >>
Как мы уже писали, может случиться так, что организация случайно попадет в сводный план проверок на 2021 год. Например, составитель не учел ограничения для субъектов малого предпринимательства. Чтобы исключить себя из списка, нужно подать заявление в контролирующий орган. Существует специальная форма, утвержденная постановлением Правительства в 2015 году. Направить запрос можно как в бумажной, так и в электронной форме. Как правило, рассматривают заявление в течении двух недель, а результат сообщают в письменной форме. Представитель контролирующего органа может удовлетворить просьбу или отказать. Помимо заявления следует приложить:
- оригинал выписки из реестра акционеров, если компания является акционерным обществом;
- отчет о финансовых результатах. Он может быть за любой год из трех последних. Подписать документ должен директор;
- заверенная руководителем копия документа о численности персонала, работающего в организации.
Если владелец бизнеса не согласен с решением надзорного органа, то он может обжаловать решение в суде.
Роскомнадзор формирует план самостоятельно, включает организации в план с учётом собственных критериев, без какой-либо очевидной системы. Обычно в план включают несколько представителей следующих областей экономики:
- банки, страховые компании и финансовые организации
- операторы связи
- государственные органы
- транснациональные компании
- медицинские учреждения и фармацевтические компании
Также в план включаются операторы персональных данных, в отношении которых поступают массовые жалобы и замечания (например, коллекторские агентства).
Наличие или отсутствие уведомления об обработке персональных данных не является определяющей причиной попадания в план.
С 2015 года (с момента вступления в силу требований об обработке ПДн в базах данных на территории России) можно отметить увеличение количества проверяемых транснациональных компаний.
План проверок МЗК на 2021 год
Сроки и порядок проведения проверок операторов персональных данных определяются Правилами организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 13.02.2019 № 146.
Продолжительности проверки определяется планом проверок и обычно составляет 20 рабочих дней, однако указанный срок может быть продлён приказом руководителя Роскомнадзора еще на 20 рабочих дней, таким образом максимальная продолжительность может составить 40 дней.
О проведении проверки оператор уведомляется приказом не позднее чем за 3 рабочих дня до начала её проведения. Приказ содержит фамилии, имена, отчества должностных лиц (не менее 2), проводящих проверку, а также перечень запрашиваемых к началу проверки документов.
Для минимизации количества нарушений при проверке оператор должен иметь:
- Комплект организационно-распорядительных документов, устанавливающих правила обработки персональных данных в организации.
- Назначенных и обученных ответственных лиц.
- Обученных сотрудников, осуществляющих обработку персональных данных.
- Налаженную и корректную обработку персональных данных (чёткие цели, определенные сроки, обоснованные правовые основания, легально собранные персональные данные с необходимыми согласиями).
- Перенесенные в Россию информационные системы (в крайнем случае, базы данных) персональных данных.
- Реализованную защиту персональных данных в информационных системах.
- Поданное уведомление об обработке персональных данных, отражающее действительную обработку персональных данных.
- Приведенные в соответствие требованиям правоотношения (договоры) с третьими лицами, в рамках которых осуществляется или может осуществляться передача персональных данных.
- Приведенные в соответствия хранилища материальных носителей персональных данных, в т.ч. личные дела работников.
- Свидетельства, подтверждающие выполнение возложенных на оператора обязанностей (акты об уничтожении персональных данных, ответы на запросы субъектов, результаты аудитов обработки персональных данных, и т.д.).
- Правовая позиция по отдельным вопросам обработки персональных данных, по которым у Роскомнадзора могут возникнуть замечания.
- Ответы на запросы Роскомнадзора.
ТО Киров план план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год
ТО Киров план проверок ОМС 2021 год
ТО РМЭ план план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год
С целью обеспечения соблюдения предпринимателями норм действующего законодательства, регулирующего порядок расчета размера и уплаты налоговых платежей, налоговые органы проводят регулярные проверки. В ходе таких проверок сотрудники инспекции изучают и анализируют внутреннюю документацию организации и сопоставляют полученную информацию со сведениями, указанными в предоставленной налоговой отчетности. В соответствии с п. 1 ст. 87 НК РФ, налоговые проверки бывают:
- Камеральные. Осуществляются по месту расположения налоговой инспекции. Объектом исследования при этом является отчетность, составленная по итогам налогового периода и представленная налогоплательщиком в контролирующий орган.
- Выездные. Проводятся по месту расположения проверяемой организации. Они более обширны по объему и позволяют проверить соблюдение порядка уплаты одного, нескольких или всех налогов.
Для включения в план выездных проверок определенного предприятия также могут быть значимыми следующие обстоятельства:
- Размер заработной платы, выплачиваемой работникам предприятия, существенно отличается в меньшую сторону от среднего размера заработка, выплачиваемого работникам, трудящимся в той же отрасли. При формировании штатного расписания и установлении размера оплаты труда ФНС рекомендует работодателям руководствоваться статистическими данными, размещенными на интернет-сайтах территориальных отделений Росстата, а также управлений ФНС РФ. Кроме того, такую информацию можно получить, направив официальный запрос в адрес Росстата или налогового органа. Кроме того, при формировании плана выездных проверок налоговики руководствуются информацией, поступившей в ходе рассмотрения жалоб от граждан и юридических лиц о том, что на предприятии выплачивается так называемая серая зарплата, а также о присутствующих в ходе оформления работников в штат компании нарушениях.
- В ходе осуществления предприятием финансово-экономической деятельности происходит взаимодействие с контрагентами, имеющими статус перекупщиков или посредников; при этом обосновать экономическую целесообразность использования такой модели функционирования предприятия налогоплательщик не в состоянии.
- Налогоплательщиком не были представлены пояснения или документы, запрошенные налоговым органом, а в том случае, если документы были уничтожены или испорчены, — сведения об их уничтожении или порче.
Помимо вышеперечисленных оснований для инициирования налоговой проверки внимание налоговиков могут привлечь следующие факторы:
- Налогоплательщик неоднократно снимался с налогового учета в одном отделении ФНС и вставал на учет в другом.
- Данные бухгалтерского учета, предоставленные в контролирующий орган, содержат сведения о сформировавшемся за отчетный период показателе рентабельности, существенно отличающемся от среднего показателя рентабельности по отрасли в целом.
- Деятельность, осуществляемая предприятием, имеет высокий уровень риска.
Формируя план проведения налоговых проверок, сотрудники ФНС оценивают каждую компанию по каждому из приведенных критериев — чем большее количество совпадений им удастся выявить, тем выше вероятность того, что соответствующая компания будет включена в создаваемый график.
В попытках найти в интернете план проверок на грядущий год предприниматель может попасть на один из многочисленных ресурсов, предлагающих услугу оценки вероятности того, что налоговики включили предприятие в разработанный ими график. Никакого доступа к официальной документации, используемой ФНС, подобные сайты не имеют — как правило, представленная ими информация базируется на общедоступных критериях, указанных в Концепции. Именно поэтому доверять сведениям, полученным из таких источников, не стоит.
Чтобы минимизировать риск попадания в список компаний, в отношении которых будут проводиться плановые проверки, налогоплательщику стоит добросовестно исполнять свои налоговые обязательства и соблюдать требования, установленные законодателем к порядку осуществления налогового учета на предприятии.
***
Итак, плановые проверки налоговой на 2021 год, включаемые налоговиками в сводный план проведения выездных проверок, не входят в перечень общедоступной информации. Это значит, что налогоплательщики не могут заранее узнать о том, что в их отношении планируется проведение такой проверки — как правило, информацию о грядущем визите инспектора они получают за несколько дней до начала мероприятия. Официальный перечень выездных проверок, планируемых налоговиками, формируется только для тех предприятий, которые занимаются госрегулируемыми видами деятельности. Компании, не относящиеся к указанной категории, могут самостоятельно изучить итоги осуществляемой ими финансово-экономической деятельности и на основании полученной информации оценить вероятность включения их в план проведения налоговых проверок.
Кроме плановых проверок, которые заранее утверждаются на каждый год, проводят ещё внеплановые проверки. Чаще всего они возникают, если в органы контроля сообщили о нарушении прав потребителей или трудового законодательства. Тогда проверяющие могут нагрянуть внезапно и без приглашения. Освобождение от таких проверок не действует.
Совсем всех избавить от проверок законодатели не рискнули.
Как и прежде в список проверок будут включать:
- Тех, у кого деятельность в сфере здравоохранения, образования и социальной сфере. Список таких видов деятельности утверждён Постановлением Правительства № 944.
- Тех, у кого была административная ответственность за грубое нарушение, административное приостановление деятельности, приостановление или аннулирование лицензии. И с даты такой проверки прошло менее 3 лет.
- Тех, у кого супер-опасная деятельность по ст. 26.2 закона №294.
Планы проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год
В конце прошлого года на сайте прокуратуры выложили план проверок на 2021 год. Стоит посмотреть, есть ли ваша компания в этом списке. Это поможет снизить риск штрафов и наказаний. Если в списке вашей компании нет, то это означает, что плановая проверка для вас пока не проблема. Чтобы проверить организацию, нужно сделать следующее:
- Зайти на сайт прокуратуры Российской Федерации
- Нажать на кнопку «Единый реестр проверок».
- Ввести данные компании: ОГРН, ИНН или название фирмы
- Если по результатам поиска будет написано «0 КНМ», то в графике проверок вашей организации нет.
Если же компания есть в плане проверок, то вы увидите следующую информацию: ИНН, название компании и ее адрес, цель и дата проверки и служба, от которой придет инспекция. О проведении проверки предпринимателя должны предупредить за 3 рабочих дня.
Что же может послужить причиной для внеплановой проверки? Причины могут быть следующие:
- Вы не один раз находились в предельных показателях налоговых спец режимов
- Работаете с убытком уже больше 3 лет.
- В последний год у вас огромные вычеты НДС. Пиковое значение доли вычета составляет 89 процентов от суммы НДС за один год. Если у вас получилось достигнуть или превысить данную цифру, то проверка неизбежна.
- Были нарушены сроки сдачи отчетности.
- Выдача чеков без указания номенклатуры
- Нарушение срока и правил уплаты страховых и налоговых взносов.
- В чеке отображена неправильная СНО (система налогообложения).
Контрольные мероприятия проводят в следующих формах:
- Внеплановые и плановые проверки УФАС по закупкам, основанием для проведения которых служит информация о нарушении из различных источников (от жалобы до публикаций в СМИ). Это указано в п. 19 постановления правительства №1576.
- Документарные и выездные проверки антимонопольной службы.
При необходимости комиссия проводит заседание, на которое приглашают заявителя, ответчика и иные лица.
Для проведения контроля создают комиссию из сотрудников ведомства. Должности лиц, которые вправе входить в комиссию, указаны в постановлении правительства №1576. К ним относятся разные группы персонала — от специалистов до руководителей.
Комиссию создают для каждой проверки отдельно или формируют постоянно действующий состав, который при необходимости меняют. В постановлении №1576 закреплено, как оформляются результаты проверок ФАС: актами, постановлениями и решениями уполномоченного органа.
Инструкция по проведению проверочных мероприятий после 08.10.2020:
- Регистрируют информацию о нарушении.
- Определяют подведомственность.
- Направляют уведомление заявителю и субъекту контроля.
- Проводят проверку, продлевают ее сроки (при необходимости).
- Оформляют результаты.
Срок направления уведомлений о проведении проверок:
- внеплановой — в течение 15 рабочих дней со дня получения сообщения о нарушении, это указано в п. 27 раздела V «Регламент внеплановой проверки ФАС 44-ФЗ» в постановлении правительства №1576;
- плановой — за 5 рабочих дней до контрольного мероприятия.
Также постановление №1576 от 01.10.2020 устанавливает предельные сроки для проверочных мероприятий:
- Внеплановой — не более 10 рабочих дней. Если проверяемые сведения секретны — не более 20 рабочих дней. При необходимости срок внеплановой проверки ФАС продлевают однократно не более чем на 10 рабочих дней, при условии, что общий период мероприятия не превышает границы 20-дневного срока (или 30-дневного, если закупка связана с секретностью).
- Плановой — не более 20 рабочих дней. При необходимости могут увеличить однократно не более чем на 20 рабочих дней, так, чтобы период не выходил за границы 40-дневного срока. Проверяют закупки за последние 3 года. План таких проверок составляют на год.
Результаты проведения контрольного мероприятия комиссия оформляет в виде:
- Решения и предписания при внеплановом мероприятии. Срок подготовки документа — 3 рабочих дня.
- Акта и предписания при плановом. Готовый акт проверки ФАС формируется в течение 10 рабочих дней.
Нарушения повлекут за собой последствия:
- привлечение к ответственности по КоАП;
- передача дела в суд и аннулирование тендера.
Также возможна передача сведений в другие инстанции (например, прокуратуру) при обнаружении признаков преступления.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.