Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приказ об отмене закупки по 44 ФЗ по решению заказчика образец». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Причины отмены электронного аукциона 44-ФЗ по решению заказчика чаще всего такие:
- Изменение существенных условий контракта, когда для их корректировки требуется большее время, чем позволяет срок подачи заявок.
- Сокращение лимитов бюджетных обязательств, т.е. отсутствие финансирования на оплату необходимых товаров, услуг.
- Отсутствие необходимости в поставке, в оказании услуг.
- Предписание антимонопольного органа.
- Результаты общественного обсуждения.
- Форс-мажорные обстоятельства.
В 44-ФЗ нет закрытого перечня случаев для отмены аукционных процедур. Гоcзаказчику не обязательно придерживаться перечисленных оснований, он определяет разумность дальнейшего проведения процедуры и решает, отказываться от нее или нет, самостоятельно.
В условиях активного распространения коронавируса в Москве, с 13 по 19 апреля С.С. Собянин указом №42-УМ от 10.04.2020 приостановил в Москве проведение госзакупок, но с исключениями. По-прежнему проводят неотложные закупки. Пока ведомства только планируют разъяснить моменты, относящиеся к неотложным закупкам и перечню госзаказчиков, которых касается это исключение.
Скачать указ мэра Москвы № 42-УМ от 10.04.2020 |
Ст. 36 44-ФЗ устанавливает общие требования к порядку и срокам аннулирования: возможна отмена определения поставщика электронного аукциона не менее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок.
Если при проведении электронного аукциона у заказчика возникла потребность отменить проведение аукциона, при этом срок подачи заявок уже закончился, то он вправе это сделать, только если возникли обстоятельства непреодолимой силы, то есть в чрезвычайных и непредотвратимых ситуациях (п. 3 ст. 401 ГК РФ).
А можно ли отменить аукцион по 44-ФЗ после окончания срока подачи заявок, если причина не попадает под условия чрезвычайности, — нет, это запрещено.
Вот инструкция, как отменить аукцион в электронной форме по 44-ФЗ по решению заказчика в 2020 году.
Шаг 1. Определить необходимость отказа от проведения процедуры и зафиксировать причину, по которой проведение закупки нецелесообразно.
Шаг 2. Убедиться, что сроки позволяют это сделать (до конца приема заявок осталось не менее пяти дней). Если срок не позволяет отменить, то есть заказчики, которые сначала изменяют закупку, указывая разумную причину для этого. В ч. 6 ст. 63 указано, что решение о внесении изменений принимается не позднее чем за 2 дня до даты окончания подачи заявок. А срок подачи заявок продлевается не менее чем на семь дней — этого времени вполне достаточно, чтобы отменить закупку.
Шаг 3. Утвердить приказ об отмене аукциона по 44-ФЗ по решению заказчика (если такой документ составляется) и составить решение о заказе на основании этого приказа. Некоторые принимают только решение без предварительного приказа.
Шаг 4. Опубликовать извещение об отказе от проведения в ЕИС. Это делают в день принятия решения. А электронные площадки незамедлительно информируют поставщиков, которые уже подали заявки. Заказчики не открывают доступ к электронным предложениям, которые участники подали на процедуру, после публикации отменяющего документа в ЕИС.
Шаг 5. Исправить сведения в план-графике. Заказчик обязан сделать это не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения.
Причины отмены закупки по 44-ФЗ заказчиком могут быть разными, но все они строго регулируются законодательством:
- отсутствие бюджетных средств для осуществления заказа;
- значительные изменения в конъюнктуре рынка, которые могут привести к получению некачественных товаров по завышенной цене;
- изменение государственных программ, касающихся финансирования;
- форс-мажорные ситуации.
Нередко с трактовкой последнего пункта возникают трудности. Это связано с расплывчатой формулировкой термина «форс-мажорные обстоятельства», который описан в гражданском кодексе РФ (статья 401). Она не предусматривает конкретного списка таких обстоятельств, а только ограничивается общим определением.
Лучший выход в такой ситуации – обратиться в Торгово-промышленную палату, которая может выдать документ о том, что заказчик действует в форс-мажорных обстоятельствах.
Как отменить электронный аукцион
Согласно установленным нормам, заказчик может отменить торги не позже, чем за 5 дней до завершения приема заявок (этот срок сокращается до 2 дней при запросе котировок). Эти нормы допускается не соблюдать только в случае форс-мажорных обстоятельств.
Закон предусматривает отдельный план действий, если бюджетная организация уже разместила данные в ЕИС о предстоящих закупках:
- оформление решения с отказом;
- издание приказа;
- публикация информации в ЕИС и изменение закупочного плана-графика в течение 1 рабочего дня;
- отправка каждому участнику торгов на электронную почту уведомления об отмене;
- возврат денежного обеспечения заявок.
Заказчик вправе отказаться при любых торгах, если следовал нормам законодательства. Только если в результате его недобросовестных действий участники потерпели убытки, он обязан ответить по закону. Например, если сроки размещения информации об отмене процедуры закупки по 44-ФЗ были нарушены, ответственным за это должностным лицам грозят штрафные санкции.
Таким образом, заказчик может отменить любой лот по своему усмотрению, но должен действовать при этом в соответствии с законом.
Если у вас остались вопросы о процедуре закупок или порядке их отмены, вы можете проконсультироваться у сотрудников компании ITCOM. Мы можем проанализировать законность каждого конкретного случая и дать независимую профессиональную оценку.
Произошла ошибка!
Попробуйте выполнить действие еще раз
закрыть
Уважаемые коллеги и участники процесса закупок, в следующей серии статей намерены поделиться с Вами своим положительным опытом осуществления государственных закупок. Уровень сложности практических ситуаций разный, поэтому и информацию будем освещать как для начинающих специалистов, так и для опытных коллег.
В недавнем прошлом столкнулся с такой ситуацией — время 16 часов, звонит весьма опытная коллега и объясняет ситуацию: вчера поступил запрос на разъяснения по электронному аукциону, размещенному по Закону 44-ФЗ, руки в силу загруженности))), до него дошли только сейчас, проверила документацию, обнаружила серьезные противоречия в техническом задании, достаточные для сноса закупки, (срыв сроков, административная ответственность), а так же некорректно указан код каталога товаров, работ, услуг (КТРУ), в запросе приводится другой код КТРУ, который полностью соответствует предполагаемому к приобретению оборудованию.
На запрос советую не отвечать, поступил с нарушением сроков и терять на него время не целесообразно, да и закупку все равно надо отменять, т.к. первые четыре цифры кода ОКПД 2 (составляющий первую часть КТРУ) фигурируют в идентификационном коде закупке (ИКЗ), который формируется из позиции плана-графика и изменить его можно, только отменив закупку, отменив позицию плана-графика, добавив новую позицию плана-графика и опубликовав закупку с новым ИКЗ и кодом ОКПД 2. Выясняется еще одна проблема, окончание подачи заявок послезавтра.
А в соответствии с ч. 1 ст. 36 Закона 44-ФЗ, отменить электронный аукцион можно не позднее, чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие.
Ситуация осложнялась еще и тем, что закупка была размещена через уполномоченный орган. При всей опытности, коллега решила, что решения нет! Сроки! «Уполномочка»! Конец рабочего дня…
Совет был такой: вноси изменения в документацию, продлевай сроки подачи заявок и этим же днем, а если не получится в следствии перечисленных выше временных причин, то на следующий день отменяй закупку, т.к. до конца подачи заявок будет уже более 5 дней.
В соответствии с ч. 6 ст. 65 Закона 44-ФЗ Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
С пропущенным сроком внесения изменений проблема не повлечет административной ответственности, в полном соответствии с законодательством решение о внесении изменений было принято и подписано уполномоченным лицом организации Заказчика вчера и в течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе.
Ситуация не самая «криминальная», но и это решение, в определенной ситуации не всегда может прийти оперативно специалисту, особенно накануне праздников, выходных, как это обычно бывает.
Всем удачи и возможно меньшего количества претензий от участников, контрагентов и контролирующих органов.
- ОТМЕНА ФОРМЫ 2 ПРИ ТЕКУЩЕМ РЕМОНТЕ
- ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ
- КАК ОПИСАТЬ ОБЪЕКТ ЗАКУПКИ
- ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ КОД ЗАКУПКИ
- ПОДГОТОВКА ЗАЯВКИ. УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ
- ЗАКУПКИ ПО 44 ФЗ
- ЗАКАЗЧИКАМ И УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ
- ЗАКУПКИ ПО 44 ФЗ и 223 ФЗ
- ОТКЛОНЕНИЕ УЧАСТНИКА ЗАКУПКИ в 2020 году
- ПРАВИЛА ЗАКУПКИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
Отмена процедуры закупки 44 фз
Если заказчик заинтересован приобрести товар или услугу по самой низкой цене, то он проводит электронный аукцион. Но в ходе процедуры иногда могут сложиться условия, по которым ее продолжение оказывается невозможным. Поэтому возникает необходимость отмены аукциона заказчиком по 44-ФЗ.
В вышеуказанном законе предусмотрена такая возможность. При этом заказчик обязан соблюсти порядок самой процедуры и ее сроки.
Для отмены аукциона по 44-ФЗ в 2020 году заказчику нужно действовать в следующем порядке:
- Проанализировать создавшиеся обстоятельства, установить причину, которая будет достаточной для отмены электронного аукциона по 44-ФЗ ввиду его нецелесообразности.
- Проверить, сколько времени остается до конечной даты подачи заявок. Если в распоряжении заказчика не менее 5 дней, то можно выносить решение и отменять процедуру. Если же времени недостаточно, то можно внести изменения в аукционную документацию, выбрав для этого достаточно вескую причину. Это можно сделать не позже 2 дней до окончания приема заявок (ч. 6 ст. 63 44-ФЗ). В результате такого шага у заказчика будет еще как минимум два дня, в течение которых можно завершить процедуру отмены, потому что перенести дату окончания подачи предложений можно на 7 дней и более.
- Оформить документы: решение об отмене аукциона по 44-ФЗ и соответствующий приказ. Иногда заказчики составляют только один из данных документов, но поскольку любые действия находятся под пристальным вниманием контролирующих органов, лучше оформлять бумаги в полном объеме.
- Разместить в Единой информационной системе информацию относительно отмены закупки. Это должно быть сделано в тот же день, когда принимается решение. В обязанности оператора электронной площадки входит донесение данной информации всем участникам электронного аукциона. Как только заказчик принял решение отменить процедуру и опубликовал извещение, он не может получить доступ к заявкам участников.
- Внести корректировки в план-график. На это заказчику дается один рабочий день после того, как принято решение об отмене электронного аукциона.
Законом предусмотрены минимальные сроки для отмены электронного аукциона и электронного конкурса – 5 дней до окончательной даты приема заявок. Для запроса котировок этот срок составляет 2 дня. Также законом установлен еще один временной промежуток – оператору электронной площадки дается один час после размещения заказчиком извещения об отмене электронного аукциона на то, чтобы вернуть заявки всем участникам.
Только при наступлении обстоятельств непреодолимой силы решение об отмене аукциона заказчиком по 44-ФЗ может быть принято позже указанного пятидневного срока. Характеристика подобных обстоятельств дается в статье 401 Гражданского кодекса РФ. Имеются в виду события, которые нельзя предотвратить и избежать. Подобный форс-мажор позволяет заказчику принять решение об отмене аукциона по 44-ФЗ на любом этапе процедуры, пока не подписан контракт.
Организатор закупки при ее отмене должен правильно оформить все документы. В том числе нужно внести изменения в план-график. Возможно, понадобится выбирать поставщика другим способом, это тоже должно быть отражено в планах.
Поставщики извещаются об отмене закупки, одновременно с этим оператор электронной площадки разблокирует их средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, и возвращает владельцам.
Потенциальные поставщики, которым довелось участвовать в отмененном аукционе, нередко задаются вопросом о возможности взыскания компенсации с заказчика за собственные потраченные впустую время и усилия. В законе не предусмотрена никакая ответственность заказчика за отмену процедуры, если он при этом в точности выполнил регламент и уложился в сроки.
Безусловно, подразумевается, что закупка не состоялась по объективной причине. Если же в действиях организатора аукциона имеются признаки недобросовестности, то участники процедуры имеют право обращаться с жалобой в контролирующие органы и суд, требуя возмещения убытков.
К сожалению, в ходе практической реализации государственных закупок нередко имеют место всевозможные нарушения прав потенциальных поставщиков. Заказчик может необоснованно не принять заявку, не допустить участника к торгам.
Экономические агенты, чьи права были нарушены, вправе отстаивать свои интересы в суде. Если суд признает обоснованность претензий истца, то будет вынесено решение о признании закупки недействительной на основании ст. 449 Гражданского кодекса РФ. Поэтому заказчику очень важно корректно действовать при необходимости отмены аукциона по 44-ФЗ, а также при принятии решения недопуска участников к торгам.
Закупка может быть отменена при следующих нарушениях:
- Предметом сделки являлась реализация госимущества, при этом был нарушен срок приема предложений.
- Заявка участника не была принята без объективной причины.
- Победитель конкурентной процедуры установлен с нарушением правил.
Если участник считает, что в ходе аукциона были нарушены его права, то он может для защиты собственных интересов обращаться в любую контролирующую инстанцию. В законе 44-ФЗ данные функции возложены в первую очередь на антимонопольную службу, а также на общественные организации и объединения юридических лиц. Участники могут обращаться в любую указанную инстанцию либо в суд в соответствии с ч. 1 ст. 105 ФЗ № 44 и обжаловать решение заказчика.
Претензии могут быть предъявлены к действиям или бездействию заказчика, уполномоченного им органа, закупочной комиссии либо отдельных ее членов, должностных лиц организатора закупки, оператора электронной торговой площадки.
Заказчик имеет право на отмены электронных торгов в ряде случаев, например:
1. Нехватка финансов на оплату товара или услуги.
2. Вывод о том, что такой вид закупки нецелесообразен.
3. Изменение программы в рамках которой проводилась закупка.
4. Изменение рынка товара, который спровоцировал очень низкое качество товара по достаточно большой цене.
5. Форс-мажор — который регламентируется в 401 статье Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть внеплановые и неизбежные ситуации.
Именно во всех тех случаях которые перечислены выше, Заказчик имеет право на отмену электронного аукциона. Если Заказчиком было принято такое решение, то все ранее поданные заявлению должны аннулироваться, а средства, которые были зарезервированы на счетах конкурсантов в виде обеспечения — возвращены им обратно.
Основные изменения в госзакупках для поставщиков с 2022 года
Статья 95 44-ФЗ предусматривает право обеих сторон закупки расторгать контракт в единоличном формате, но с соблюдением установленного порядка. Судебная практика знает много случаев, когда поддерживалась позиция и заказчиков, и поставщиков, то есть у судов нет предвзятости в этом вопросе.
В законодательстве предусмотрена административная ответственность для виновников процедуры, которые нарушают порядок одностороннего прекращения договора: 50 000 руб. – для ответственных лиц, 200 000 – для руководителей организаций (ч.6 ст.7.32 КоАП).
Поставщикам не следует злоупотреблять своим правом одностороннего расторжения, если исполнение обязательств стало для них невыгодным: например, выросли цены на товар на складе или в магазине, или повысился курс доллара. В практике известны случаи, когда компания пожелала расторгнуть договор, узнав о повышении стоимости товара на 20%. Но суд принял сторону заказчика, основываясь на том, что эти обстоятельства не являются форс-мажором, и поставщик должен был изначально соотнести и рассчитать потенциальные риски.
Советуем не доводить дело до разбирательств в судах и выполнять свои обязательства добросовестно, качественно и в срок.
Передача полномочий заказчика по 44-ФЗ возможна при определённых ситуациях, которые в целом являются скорее исключением из правил. Обычно смена заказчика происходит при реорганизации или слиянии покупателя с компанией, в результате которой образуется новое предприятие.
Кроме того, передача полномочий заказчика происходит, если торги проводились с целью использования имущества, которое перешло во владение другому юрлицу.
Процедура замены заказчика по действующему контракту происходит в следующем порядке:
- проводится обсуждение изменений в контракте, необходимых для передачи замены заказчика другим юрлицом, контрагенты разрабатывают удобную для всех схему, по которой будет реализована перемена заказчика, и составляют допсоглашение на её основе;
- стороны подписывают допсоглашение, которое содержит все достигнутые договорённости;
- составляется протокол о передаче прежним заказчиком прав и полномочий по действующему контракту новому покупателю — исполнитель (подрядчик, поставщик) со своей стороны обязан его заверить.
Законодательство наделяет заказчиков широкими полномочиями, однако за ними также закрепляются определённые обязательства, нарушение которых ведёт к административной ответственности в виде штрафа. Штраф может быть применён как в отношении самого юрлица, так и в отношении должностных лиц, по вине которых были допущены нарушения.
Поэтому во избежание нарушений при необходимости передачи полномочий заказчика нужно действовать согласно установленным правилам.
Если у вас нет опыта в этой сфере, можно пройти соответствующее обучение. Мы предлагаем онлайн-курсы, а также тендерное сопровождение в рамках комплекса услуг «Астрал.Тендер». Обучение позволит разобраться в системе закупок и не допустить нарушения требований законодательства.
После прочтения постановления № 1401 эксперты разделились на два лагеря:
- Одни считают, что формы обязательны для всех сторон госзакупок (поставщиков, заказчиков, ЭТП).
- Другие считают, что требование использовать типовые формы распространяется только на заказчиков и ЭТП: первые должны включать типовые формы в документацию, а вторые встраивать в процесс подачи заявок. 44-ФЗ пока не дает заказчикам права отклонять поставщиков с нетиповыми заявками.
Несмотря на то, что в постановлении прямо не сказано, что поставщики обязаны использовать типовые формы заявок, мы все же рекомендуем это делать:
- Во-первых, любые письма Минфина только разъясняют его позицию и не являются нормативно-правовыми актами.
- Во-вторых, проще подстраховаться и оформить типовую заявку, чем доказывать в ФАС, что вас отклонили незаконно.
Закупка у ЕП представляет собой неконкурентный метод определения поставщика. Контракт заключается с определенным ЮЛ или ФЛ. Выбор поставщика не осуществляется.
Закупка у ЕП – это право, а не обязанность. Процедуру отличает ряд преимуществ. Это простота оформления, скорость. Подобная форма закупок будет выгодна при небольшой сумме контракта с отсутствием дополнительных ограничений. Процедура регламентируется ст. 93 ФЗ №44 от 5 апреля 2013 года.
Отмена электронного аукциона по 44-ФЗ сроки 2021 г.
Аукцион может быть отменён не только из-за форс-мажора, но и при необходимости заказчика изменить существенные условия контракта, в том случае, если времени на внесение правок в закупочную документацию уже не хватает.
- Основной причиной выступает сокращение финансирования заказчика, в результате которого он не способен оплатить заключаемый контракт. Несмотря на то, что причина весомая, она так же, как и другие, требует соблюдения сроков.
- Ещё один вариант — исчезновение надобности в поставке тех или иных товаров, проведении работ или оказании услуг — проведение закупки в такой ситуации становится нецелесообразным, что ведёт к неэффективному расходованию бюджетных средств. Это может произойти ввиду разных обстоятельств, например, в результате изменения государственных программ.
- Помимо указанных причин, аукцион может быть прекращён по решению ФАС либо суда при наличии нарушений в порядке проведения закупки либо в случае, если сама процедура нарушает закон, а также по результатам общественного обсуждения.
Перечень оснований является открытым — при возможности обосновать необходимость отмены аукциона заказчик может указать любую другую причину.
По общему требованию заказчик вправе объявить об отмене в срок не позднее, чем за пять рабочих дней до окончания приёма заявок.
При возникновении обстоятельств непреодолимой силы не позднее, чем за два дня до окончания приёма заявок, заказчик может указать такие причины в закупочной документации, в связи с чем срок приёма заявок будет продлён ещё на семь дней, что является достаточным периодом для отказа от торгов по общему правилу.
Отказ от проведения аукциона по 44-ФЗ осуществляется в следующем порядке:
- Заказчик определяет причину и фиксирует её в документации не позднее, чем за пять дней до окончания приёма заявок.
- Формируется приказ об отказе от проведения закупочной процедуры.
- Извещение публикуется в ЕИС.
- В план-график заказчиком вносятся соответствующие правки с указанием причин отказа от аукциона.
После публикации извещения оператор ЭТП должен направить соответствующее уведомление о прекращении проведения аукциона по указанным заказчиком обстоятельствам всем лицам, подавшим заявки.
Решение о прекращении закупки, формируемое на первом этапе, и приказ об отмене — разные акты заказчика.
Решение фиксирует лишь факт, в то время как приказ содержит полную информацию о заказчике, закупке и причинах её отмены, а также иные значимые сведения.
По результатам отказа от проведения закупки заказчик может подлежать гражданской ответственности в том случае, если он нарушил сроки, из-за чего поставщик понес убытки.
Если процедура была произведена с соблюдением сроков, заказчик не несёт ответственности перед поставщиком. Кроме того, после этого он может провести закупку в иной форме.
Принять решение о необходимости внести изменения в документацию аукциона заказчик может не позже, чем за 2 дня до даты окончания приема заявок. Естественно, измененная документация должна быть опубликовано в ЕИС, ведь потенциальные участники аукциона должны обладать актуальной информацией. После того как изменения внесены, у заказчика есть всего 1 день на то, чтобы опубликовать их в информационной системе.
Вместе с тем необходимо увеличить срок принятия заявок так, чтобы у участников оставалось время на принятие решения о своем участии:
- при цене контракта до 3 млн рублей — не менее 7 дней;
- при цене контракта более 3 млн рублей — не менее 15 дней.
Обратите внимание! Минэкономразвития в своем письме от 17 декабря 2014 года № Д28и-2837 указывает на то, что в этот срок не включается день публикации изменений и день, когда заказчик заканчивает принимать заявки.
ФАС: Когда отмена госзакупки без соблюдения сроков не является нарушением
В первую очередь, нужно подготовить приказа об изменении документации. Какой-либо определенной формы для него закон не предусматривает. Однако в приказе целесообразно перечислить пункты документации, которые будут скорректированы, указать новые сроки приема заявок, а также сведения об ответственном должностном лице. Приказ подписывает руководитель заказчика.
Далее следует произвести собственно изменения положений документации, то есть изложить пункты, требующие корректировки, в новой редакции. Когда все готово, нужно разместить документ на электронной площадке, а также в ЕИС.
Закон не ограничивает заказчика в количестве и объеме изменений, которые он может внести в аукционную документацию. Таким образом, изменять ей можно не единожды. Главное — всякий раз придерживаться регламента в части сроков, и тогда проблем с ФАС быть не должно.
Есть возможность отменить закупку до её размещения на сайте ЕИС, такой способ является самым простым.
Для этого заказчику нужно соблюдать такой порядок действий:
- Руководитель принимает решение об отмене тендера.
- Решение нужно правильно оформить в виде приказа. Заверяет его сам директор фирмы-заказчика или уполномоченное на совершение этих действий лицо. Для придания документу юридического статуса нужна ЭЦП.
- Отразить правки на портале ЕИС, на это отводится 3 рабочих дня, следующих за датой выхода приказа.
Если тендер уже размещён в системе, действовать придётся по-другому.
Отменить такую закупку пошагово нужно по следующему алгоритму:
- Принять решение об отмене.
- Издать приказ.
- В день принятия решения опубликовать сведения в ЕИС.
- Без промедлений довести информацию до участников, подавших заявки.
- В срок, не превышающий 5 рабочих дней с момента отмены закупки, следует вернуть участникам деньги, потраченные на обеспечение заявок. Если торги проходили на электронной площадке, деньги разблокирует её оператор.
- Не позднее 1 рабочего дня внести правки в план-график.
Неправильная отмена закупки в плане-графике или нарушение сроков грозит заказчику наложением штрафных санкций по статье 7.29.3 КоАП РФ. Виновные контрактные управляющие могут быть оштрафованы на сумму от 5 до 30 тысяч рублей.
Если заказчик нарушит сроки публикования информации и включения корректировок в графики в ЕИС, его накажут в рамках статьи 7.30 КоАП. А статья 7.31.1 КоАП вводит ответственность за несвоевременный возврат обеспечения заявки.
При отсутствии непорядочных действий, которые могли навредить участникам закупки и привести к их финансовым потерям, заказчику ничего не угрожает.
Правоприменительная практика отмены результатов закупки
В плане графике внесена закупка на услуги водоканала по п.8 ч.1 ст.93 44-ФЗ двумя строчками с разными ИКЗ (на поставку воды и на водоотведение). Поставщик отказывается заключать с нами два договора. Как отменить закупку по правилам Закона № 44-ФЗ, если извещения на закупку уже размещены по двум ИКЗ. Можно ли аннулировать извещения и внести изменения в план-график на закупку услуг водоканала по одному ИКЗ?
Рассмотрим последовательность действий заказчика в случае, если нужно отменить госзакупку до ее размещения в ЕИС.
Шаг № 1. Принятие решения заказчиком.
Шаг № 2 . Документальное оформление такого решения. Необходимо составить приказ об исключении процедуры из ПЗ и плана-графика. Документ подписывает руководитель организации или уполномоченное лицо.
Если же информация уже была размещена в ЕИС, последовательность действий заказчика будет несколько иной.
Шаг № 1. Принятие решения. Снять госзакупку можно не позднее чем за 5 дней (для конкурсов и аукционов) или 2 дня (для запроса котировок) до окончания подачи заявок. Нарушение указанных сроков возможно при наступлении обстоятельств непреодолимой силы (стихийные бедствия, забастовки и другие чрезвычайные события, которые было невозможно предвидеть и предотвратить). При проведении запроса предложений отмена не допускается.
Шаг № 2. Документальное оформление решения: издание приказа.
Причины отмены закупки по 44-ФЗ заказчиком могут быть разными, но все они строго регулируются законодательством:
- отсутствие бюджетных средств для осуществления заказа;
- значительные изменения в конъюнктуре рынка, которые могут привести к получению некачественных товаров по завышенной цене;
- изменение государственных программ, касающихся финансирования;
- форс-мажорные ситуации.
Нередко с трактовкой последнего пункта возникают трудности. Это связано с расплывчатой формулировкой термина «форс-мажорные обстоятельства», который описан в гражданском кодексе РФ (статья 401). Она не предусматривает конкретного списка таких обстоятельств, а только ограничивается общим определением.
Лучший выход в такой ситуации – обратиться в Торгово-промышленную палату, которая может выдать документ о том, что заказчик действует в форс-мажорных обстоятельствах.
Закупки по 44-ФЗ по решению заказчика отменяют в закупочном плане, придерживаясь следующего алгоритма:
- Выявляется конкурентная процедура, которую следует отменить.
- Выбирается подходящее основание для отмены закупки.
- Руководителя заказчика информируют о необходимости отменить закупку. Для этого используется служебная записка или иной документ.
- Принимается решение об отмене закупки и закрепляется в письменном виде. В документе указываются реквизиты закупки, ее номер и причины, которые послужили основанием для отмены.
- Измененный план закупок публикуется в ЕИС.
Принятие решения об отмене закупки служит отправной точкой для отсчета сроков по публикации измененного плана в ЕИС. С этого момента у заказчика есть 3 рабочих дня на публикацию изменений по п. 9 ст. 17 44-ФЗ. В случае если закупка была отменена заказчиком, а соответствующие исправления не были переданы в ЕИС, то, согласно ст. 7.29.3 КоАП, виновным должностным лицам грозит административная ответственность в виде штрафа в размере 5000-30000 руб.
Для отмены плана закупки в ЕИС заказчику требуется:
- Войти в свой личный кабинет в ЕИС.
- Выбрать план, который подлежит отмене.
- Выбрать отменяемую позицию и в поле «Решение» найти опцию «Отмена закупки».
- После сохранения плана закупка переместиться в новый план со статусом «Отменена».
Предыдущая версия плана останется открытой для свободного ознакомления по п. 3 Постановления Правительства №1414 от 2015 года.
Отмена плана допускается только до его публикации, то есть на стадии редактирования. После официальной публикации плана вносить изменения в него можно только путем отмен отдельных позиций.
Рассмотрим последовательность действий заказчика в случае, если нужно отменить госзакупку до ее размещения в ЕИС.
Шаг № 1. Принятие решения заказчиком.
Шаг № 2 . Документальное оформление такого решения. Необходимо составить приказ об исключении процедуры из ПЗ и плана-графика. Документ подписывает руководитель организации или уполномоченное лицо.
Если же информация уже была размещена в ЕИС, последовательность действий заказчика будет несколько иной.
Шаг № 1. Принятие решения. Снять госзакупку можно не позднее чем за 5 дней (для конкурсов и аукционов) или 2 дня (для запроса котировок) до окончания подачи заявок. Нарушение указанных сроков возможно при наступлении обстоятельств непреодолимой силы (стихийные бедствия, забастовки и другие чрезвычайные события, которые было невозможно предвидеть и предотвратить). При проведении запроса предложений отмена не допускается.
Шаг № 2. Документальное оформление решения: издание приказа.
На основании ч. 1 ст. 36 44-ФЗ установлены определенные временные рамки для отмены конкурсов, запросов котировок и аукционов. Указанная статья также содержит указание на невозможность отмены закупки через запрос предложений.
Но в ст. 36 44-ФЗ и в иных положениях законодательства о контрактной системе не содержится ответа на вопрос, как отменяется неконкурентная закупка, в частности, закупки у единственного поставщика.
Согласно разъясняющему письму МЭР от 2016 года № ОГ-Д28-5672, заказчикам рекомендовано получать разрешение ФАС или судебной инстанции для отмены такой закупки, так как в 44-ФЗ возможность отмены закупки у единственного поставщика не предусмотрено. Для отмены закупки заказчику нужно направить в антимонопольный орган обращение с просьбой выдать предписание об аннулировании или отмене закупки. Такую необходимость заказчику следует мотивировать и обосновать.
После получения одобрения от антимонопольной службы действия заказчика будут зависеть от того, было ли на этот момент размещено в ЕИС извещение о закупке у единственного поставщика или нет. Если оно не было размещено, то порядок действий заказчика будет следующим: в этом случае заказчику разрешается удалять или редактировать извещения о закупках у единственного поставщика. Для удаления извещения о закупке у единственного поставщика заказчику нужно войти в личный кабинет и перейти в реестр закупок. Затем им выбирается в реестре государственных закупок нужный проект извещения. Далее нужно отметить опцию удаления.
Если извещение о закупке было опубликовано, то порядок действий будет следующим:
- Готовится обращение в ФАС об отмене закупки.
- Антимонопольная служба проводит обязательную проверку деятельности государственного заказчика.
- По результатам проверки ФАС может вынести решение об отмене закупки или вынести предписание о привлечении заказчика к административной ответственности за несоблюдение законодательства о закупках.
- После получения предписания об отмене закупки необходимо войти в личный кабинет ЕИС во вкладку «Реестр закупки».
- Найти нужную закупку, которую предстоит отменить, и выбрать вкладку «Документы закупки».
- Нажать на ссылку «Отмена определения поставщиков».
- Выбрать основание для отмены закупки: предписание ФАС или судебное решение.
- Выбрать подходящее предписание из списка. При отсутствии подходящего предписания нужно создать новую запись с реквизитами предписания и загрузить документ.
- Если основанием стало судебное решение, то в форме указываются его реквизиты, и загружается документ.
- Нажать на кнопку «Сохранить и закрыть».
- Опубликовать извещение об отмене закупки у единственного поставщика.
Таким образом, по 44-ФЗ допускается возможность отмены закупки, но при соблюдении ряда обязательных условий. Нарушение установленного законом порядка отмены конкурентной и неконкурентной закупок грозит заказчику штрафом.
Типовые формы заявок в 44‑ФЗ: разъяснения и шаблоны
Отмена закупки по 44-ФЗ по решению заказчика возможна по множеству причин:
- заказчик решил, что дальнейшее определение поставщика выбранным способом нецелесообразно;
- недостаточно финансирования;
- изменились условия закупки;
- отпала необходимость в продукции, работах или услугах;
- выдано предписание ФАС;
- отмена закупки по 44-ФЗ необходима по итогам общественного обсуждения.
Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты.
За что отвечает заказчик при отмене закупки? В соответствии с частью 4 статьи 36 Федерального закона No 44 – ФЗ, заказчик при прекращении процесса закупки не несет ответственности, перед организациями, уже направившим заявление на участие.
Подводя итоги… Прочитав эту статью, вы узнали как отменить закупку по 44 фз – это не сложно. При необходимости заказчик вправе прервать конкурсную процедуру, аукцион или запрос котировок – законодательство Российской Федерации это позволяет.
А если процесс закупки отменяется в установленные законом сроки, то сами причины прекращения закупки, большой роли не играют, то есть обоснование самой причины отмены не требуется.
Черданцева Татьяна 10 июля 2017 Заказчик вправе отменить опубликованную в ЕИС закупку.
Закона № 44-ФЗ, или копии этих документов, рекомендуем указать в документации об электронном аукционе требование об указании (декларировании) участником такого аукциона в заявке на участие в аукционе страны происхождения поставляемого товара.
Таким образом, при установлении вышеуказанного требования в документации об электронном аукционе, участникам электронного аукциона при предоставлении вторых частей заявок в части подтверждения своего соответствия п. 6 ч. 5 ст.
66 Закона № 44-ФЗ необходимо во вторых частях заявок указать (декларировать) страну происхождения товара, который и будет являться документом, подтверждающим соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара условиям, установленным заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона № 44-ФЗ и Приказу № 155.
Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г.
Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Приказ № 155) установлены условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Отмена аукциона возможна не менее чем за пять дней до конца срока подачи заявок. Этот период действителен также для конкурсов. Если проводится запрос котировок, отменить закупку можно за два дня до истечения срока направления заявок участников.
Также установлены сроки возврата заявок участникам при отмене аукциона по 44-ФЗ по решению заказчика.
Такое решение может быть принято заказчиком не позднее, чем за пять дней до даты окончания приема предложений потенциальных поставщиков.
При этом в ЕИС должно быть вывешено официальное постановление об отмене реализации электронного аукциона. Это должно быть сделано в тот же день, в который решение принято.
После этого заказчик не вправе просматривать содержимое уже поданных участниками заявок.
Если заказчик не уложился в установленные сроки, то отмена закупки возможна только при чрезвычайных обстоятельствах. Такое правило установлено частью 2 36 статьи 44-ФЗ. Аукцион считается отмененным с момента размещения в ЕИС документа о его аннулировании.
Для того чтобы аннулировать проведение электронного аукциона заказчик обязан соблюсти определенную процедуру.
Закона № 44-ФЗ.
Так, например, в соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона № 44-ФЗ был принят Приказ № 155. Которым установлены условия допуска для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В случае если закупаемый товар для обеспечения государственных и муниципальных нужд подпадает в перечень товаров (Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОКПД2 (ОК 034-2014)), указанный в прилагаемой таблице к Приказу № 155, то заказчик обязан установить в извещении и в документации о закупке преференции в отношении цены контракта.
Проверка соответствия участника закупки требованиям предусмотренным Приказом № 155 осуществляется заказчиком при рассмотрении вторых частей заявок (п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ).
Если у заказчика на основании п.
Пошаговая инструкция выглядит следующим образом:
- оформление заказчиком решения об отмене аукциона по 44-ФЗ;
- издание приказа;
- размещение извещения в ЕИС;
- уведомление участников;
- внесение правок в план-график.
Решение отличается от приказа тем, что в первом документе заказчик отражает факт отмены и указывает ее причины, а во втором отражает, что решение было принято обоснованно, и дает перечень дальнейших действий.
Извещение об отмене закупки по 44-ФЗ по решению заказчика публикуется в ЕИС в день, когда было принято такое решение. Также закон обязывает заказчика уведомить всех участников процедуры при наличии их контактов.
Убедиться, что сроки позволяют это сделать (до конца приема заявок осталось не менее пяти дней). Напомним, что при необходимости можно сначала внести изменения в заказ.
Шаг 3. Принять решение и оформить отказ от проведения заказа.
Образец этого документа можно скачать ниже.
Скачать
Шаг 4. Опубликовать решение в ЕИС. Это нужно сделать сразу в день принятия решения. Также необходимо незамедлительно информировать всех поставщиков, которые уже подали заявки (при наличии данной информации).
Помните, что заказчик не вправе открывать доступ к электронным предложениям, которые участники подали на процедуру, после публикации документа отмены в ЕИС.
Выделяют следующие причины отмены аукциона по 44-ФЗ:
- заказчик решил, что выбор поставщика этим способом нецелесообразно;
- недостаточно финансирования;
- изменились условия;
- отпала необходимость в ТРУ;
- выдано предписание ФАС;
- отмена необходима по итогам общественного обсуждения.
Зачастую основанием для отмены аукциона по 44-ФЗ служит форс-мажор — такие обстоятельства, которые стороны сделки не могли предвидеть и не в силах предотвратить. Какого-то закрытого перечня оснований не существует. Заказчики сами определяют причины отмены процедуры. Но злоупотреблять этим не стоит, дабы не привлечь внимание контролирующих органов.
Отмена разрешена за 5 дней до конца срока подачи заявок. Принять такое решение можно и позже, но придется подтвердить вескую причину для этого. В любом случае отменить процедуру нужно не позднее заключения контракта. Если документ уже подписан, отмена невозможна.
Как отменить аукцион, если вышел срок
Если пропустили срок для отмены аукциона, измените извещение. При этом необходимо продлить срок для подачи заявок, и вы получите необходимые пять дней, чтобы отменить закупки. Менять извещение можно за два дня до того, как закончите принимать заявки. Подробнее об этом читайте в рекомендации
Сам порядок прекращения тендера, полностью отражен в части 1 статьи 36 Федерального закона 44 — ФЗ. Здесь можно найти ответ на важный вопрос: как отменить закупку. Важно отметить, что период, при котором любой заказчик владеет правом прервать процедуру закупки, для конкурсной процедуры и проведение котировочных заявок – каждый свой.
Заказчику разрешается прервать процедуру закупки, только тогда, когда до дня прекращения приема заявок от участников осталось больше пяти суток. В случае прекращения запроса котировок, до дня прекращения приема заявок от участников — больше двух суток.
После отмены закупки, члены закупочной комиссии не имеют право открывать, просматривать пакеты с заявлениями об участии или открывать доступ к заявкам, уже поданным через интернет. Так же уполномоченное лицо заказчика (контрактный управляющий) должно в кратчайшие сроки, то есть, на следующий день – внести требуемую корректуру в план-график.
Так же, законом 44 фз разрешается прекращение закупки, в случае, если заказчик не успел прекратить процесс закупки в установленный пятидневный или двухдневный срок. Это разрешается только при возникновении ситуации непреодолимой силы, о чем коротко изложено в части 2 статьи 36 Федерального закона 44 фз. Как отменить закупку в этом случае.
Дело в том, что общее понятие непреодолимой силы расшифровывается только в статье 401 Гражданского кодекса. Непреодолимая сила, проще говоря, это военные действия, стихийные бедствия, природные и техногенные катастрофы, перевороты в государстве, восстания и т.д., при которых процедура закупки или исполнение сторон не могут быть продолжены, а администратор закупки просто не в силах как-то повлиять на процесс.
Однако стоит отметить, перечисленные выше виды непреодолимой силы не указаны в законе 44 фз, а само решение о принятии факта непреодолимой силы рассматривается по конкретным случаям индивидуально.