Предоставление земельных участков в аренду с 1 марта 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предоставление земельных участков в аренду с 1 марта 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В целом земельные торги будут похожи на аукционы, которые уже проходят в Prozorro. Продажи. Они будут проходить на аккредитованных в системе площадках.

Сейчас их работает более 40. Продавцы и покупатели могут выбрать одну из них. И это также обеспечивает равный доступ к торгам.

Объявление о проведении аукциона продавец будет публиковать на выбранной им площадке.

Потенциальные участники знакомятся с лотом и через свои личные кабинеты на электронных площадках подают заявки на участие.

Они обязательно должны уплатить регистрационный и гарантийный взнос в размере, определенном законодательством. А также указать закрытое ценовое предложение — сумму, которую они готовы заплатить за лот.

Если на аукцион поступило менее двух предложений, то он не проходит. За исключением повторного аукциона. Побеждает тот, кто предложит самую высокую цену.

Таким образом обеспечивается справедливая оценка стоимости земельных участков. Ведь предложение, которое рынок предоставит в торгах, в процессе конкурентной борьбы — и есть та самая оценка.

А открытость процедур электронных аукционов и механизмы, исключающие манипуляции с данными, уже многократно подтверждали эффективность системы Prozorro. Продажи как инструмента реформирования ранее непрозрачных рынков.

Первые земельные аукционы должны стартовать уже 6 июля 2021 года. Открытие рынка земли является одним из важнейших условий для рационального использования земельных ресурсов и дальнейшего становления эффективных земельных отношений между бизнесом и государством.

Эти изменения будут способствовать значительному развитию сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса в Украине.

Как купить и арендовать земельный участок на э-аукционе

Несмотря на начатую в 90–х годах земельную реформу по передаче земель государственной собственности в частную (паи земель колхозов и совхозов между их членами, индивидуальная приватизация, выкуп, др.), полноценное право на распоряжение землями сельскохозяйственного назначения ее владельцы до сих пор не получили.

Начиная с 2002 года был введен мораторий на отчуждение определенных видов с/х земель, который со временем претерпел существенных изменений, направленных на недопущение его обхода.

На сегодняшний день действие моратория распространяется на отчуждение земель следующих видов:

  • земли товарного с/х производства;
  • земельные участки, выделенные из земельных долей (паев);
  • земельные доли (паи) и
  • все земли с/х назначения государственной и коммунальной собственности,

что в комплексе составляет львиную долю всех сельскохозяйственных земель Украины.

Кроме того, запрещено и изменение целевого назначения упомянутых видов земель, находящихся в частной собственности.

Закон вводит поэтапную отмену действующего запрета на отчуждение земельных участков с/х назначения частной собственности с рядом ограничений, которые в основном сводятся к ограничению их приобретения определенными субъектами, а также ограничению концентрации земли до определенной площади в «одни руки».

В частности, Законом предусмотрены следующие основные сроки запуска оборота права собственности на с/х землю:

  • в период с 1 июля по 1 января 2024 года – между гражданами Украины, государством, территориальными общинами;
  • с 1 января 2024 года – с участием юридических лиц, созданных по законодательству Украины, с определенными ограничениями;
  • после принятия решения на референдуме – с участием иностранных юридических лиц и граждан.

В то же время, запрет отчуждения земель государственной и коммунальной собственности остается в силе. Исключением будут земли крестьянского (фермерского) хозяйства государственной и коммунальной собственности, принадлежащие гражданам на праве постоянного пользования, пожизненного наследуемого владения. Такие лица имеют право их выкупить с рассрочкой оплаты до 10 лет.

Условия приватизация земель государственной и коммунальной собственности остаются неизменными. Кроме того, земельный фонд государственной и коммунальной собственности в дальнейшем возможно будет получить в аренду на земельных торгах.

Важным изменением является также отмена запрета на изменение целевого назначения земель в установленном порядке, что позволит удовлетворить потребности других отраслей.

В период с 01.07.2021 по 31.12.2023 гг. разрешен оборот земель между гражданами Украины

В этот период отчуждение с/х земель частной собственности будет разрешено фактически между гражданами Украины из расчета не более 100 га в «одни руки». Консолидация с/х земель гражданином Украины в размере 10 000 га предусмотрена только с 1 января 2024 года.

Для юридических лиц будут действовать аналогичные условия действующего моратория. При этом приобретение в собственность юридическими лицами разрешенных видов с/х земель (например, земли для садоводства, земли фермерского хозяйства) будет возможным при условии соблюдения требований к корпоративной структуре таких лиц, их конечных бенефициарных собственников, о чем пойдет речь далее.

Начиная с 1 января 2024 – запуск рынка для юридических лиц с определенными ограничениями

Начиная с 1 января 2024 юридические лица, созданные согласно законодательству Украины, имеют право приобретать в собственность все виды с/х земли в пределах 10 000 га. Ограничение по консолидации также будет учитывать совокупный объем земли с/х назначения, которым обладают на праве собственности конечные бенефициарные собственники такого юридического лица.

Корпоративная структура юридических лиц, которые приобретают земли с/х назначения, должна быть прозрачной, не содержать никаких «промежуточных звеньев», и включать в своем составе только граждан Украины и/ или государство, и/ или территориальную общину.

Юридическим лицам (независимо от резидентности) прямо запрещено приобретать корпоративные права юридических лиц, которые владеют сельхоз землей на праве собственности. Эта норма может быть отменена по результатам референдума, что позволит более удачно структурировать агробизнес в соответствии с его собственными нуждами.

Земельная реформа: что изменится с 1 июля 2021

Подготовка земельного участка к продаже

Договор купли–продажи земельного участка должен содержать все существенные условия, перечисленные в статье 132 Земельного кодекса Украины, в том числе, кадастровый номер, целевое назначение, состав угодий, существующие ограничения и т. п.

Поэтому, до момента заключения следует провести предварительную проверку регистрации земельного участка в Государственном земельном кадастре, а также проверку регистрации права собственности на него в Государственном реестре прав на недвижимое имущество, корректность всех данных, содержащихся в реестрах и, при необходимости, принять соответствующие меры по такой регистрации/ корректировке.

На практике, к сожалению, мы видим немало ситуаций, при которых, кроме уже стандартных на сегодняшний день вопросов по регистрации земельного участка или права собственности на него, также прилагаются имеющиеся технические ошибки в данных, внесенных в Государственный земельный кадастр, отсутствие таких данных (например, состава угодий, адреса земельного участка) и т.д., что в дальнейшем является основанием переноса сделки до исправления таких ошибок.

Как действовать, если предметом интереса покупателя является земельная доля (пай)

Без внимания Закон оставил условия регулирования оборота земельных долей (паев), лишь продлив запрет их отчуждения в пользу юридических лиц до 1 января 2024 года. Наряду с этим условия по ограничению консолидации, структуры собственности на земли с/х назначения относятся именно к земельным участкам, что очевидно создаст немало дискуссий по этому поводу. В этом вопросе мы придерживаемся консервативной позиции и рассматриваем определенные в Законе изменения к статье 130 Земельного кодекса Украины как такие, которые в том числе распространяются и на земельные доли (паи).

Более того, анализ действующего законодательства и изменений, которые вводятся, дают основания сделать вывод, что приобретение в собственность земельных долей (паев) по договорам купли–продажи будет возможным после их выделения в натуре (на местности).

Целесообразность прохождения такой процедуры до приобретения актива также обусловлена ​​существующими рисками данной категории актива, учитывая неопределенность его границ на местности, что на практике создает немалые риски в фактической реализации последующего выделения пая в натуре (на местности).

Преимущественное право выкупа

Сейчас преимущественное право выкупа земельных участков имеют их совладельцы и арендаторы, кроме определенных исключений. Однако, фактически такое право можно будет реализовать гражданами Украины и юридическими лицами на равных условиях только с 1 января 2024 года. Дополнительно закон предусматривает отдельный механизм уступки первоочередного права выкупа очень простым способом – путем уведомления собственника.

Окончательные выводы о субъектах, которые будут иметь преимущественное право выкупа, процедуры его применения, можно будет сделать после принятия законопроекта № 2194, рассмотрение которого ожидается в ближайшее время.

Поэтому, в любом случае до приобретения земельного участка следует выполнить условия по обеспечению реализации преимущественного права на его приобретение упомянутыми субъектами. В противном случае новый собственник рискует потерять такой актив в будущем.

Влияет ли смена собственника на действующие договоры аренды или эмфитевзиса

Приобретая земельный участок следует также учесть возможное наличие прав третьих лиц на пользование им. Смена собственника земельного участка, выделение в натуре (на местности) земельной доли (пая) с ее последующей продажей не прекращают действие уже заключенных договоров аренды, эмфитевзиса, как и не является основанием для внесения изменений в них.

Учитывая указанное, перед приобретением актива следует внимательно проверить действующие договоры на предмет пользования земельными участками, земельными долями (паями) и оценить дальнейшие перспективы реализации актива, который приобретается.

Дополнительные требования к договорам купли–продажи

К сделкам по отчуждению земельных участков будут установлены следующие дополнительные требования:

  • Все оплаты должны проводиться в безналичной форме;
  • Приобретатель актива должен пройти финансовый мониторинг и подтвердить источник получения средств;
  • Цена продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения, выделенных в натуре с земельных долей (паев), не может быть меньше их нормативной денежной оценки.

Следует отдельно напомнить, что для целей налогообложения перед заключением договора купли–продажи земельного участка между физическими лицами следует также провести его экспертную оценку. Для юридических лиц такое требование не является обязательным.

Другие действия, которые следует предпринять, готовясь к получению актива

Безусловно, длительная история земельной реформы обусловила многочисленные нарушения в ходе правоотношений, сложившихся с момента первоначального приобретения права собственности на земельный участок, долю (пай) до сих пор, в том числе нарушения условий действующего моратория, заключение соглашений, ограничивающих право пользования земельным участком, несоответствие фактических границ земельного участка границам, закрепленным в документации по землеустройству и т. п.

Поэтому, перед приобретением прав на земельные участки мы рекомендуем в любом случае проводить их правовую и техническую проверки («due diligences»). Также напоминаем о необходимости по��учения агрохимического паспорта, в т. ч. для проверки состава и качества почвы земельных участков.

Закон на первых этапах создает благоприятные условия для агробизнеса по привлечению кредитных средств, учитывая отсутствие запрета банкам обращать взыскание на такой актив. Кроме того, к такому обращению не применяются условия консолидации (ограничение в площади). Однако, наряду с этим Законом установлено требование об отчуждении банками земельных участков в течение следующих 2–х лет, что значительно снижает привлекательность такого имущества под залог, учитывая ограниченный круг субъектов, которые смогут его приобрести, по крайней мере, в течение следующих трех лет.

Закон предусматривает достаточно жесткие меры к нарушителям условий оборота земель сельскохозяйственного назначения в виде конфискации земли или признании сделок недействительными.

Конфискация земельных участков (чрезмерно приобретенной их площади) будет проводиться на основании решения суда по искам Государственного геокадастра. Собственник земельного участка, допустивший нарушение, будет иметь право на получение компенсации стоимости земельного участка, определенной по результатам земельных торгов (за вычетом расходов на их проведение).

  • Порядок передачи земельных участков в аренду на территории Мариупольского городского совета, процедура Заключения договора аренды и перечень необходимых документов
  • Типовой проект договора аренды земельного участка;
  • Приложение к типовому проекту договора аренды земельного участка.

(в ред. Приказа Росреестра от 19.01.2021 N П/0011)

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2014, N 26, ст. 3377), пунктом 1 и подпунктом 5.26(7.2) пункта 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 25, ст. 3052; 2020, N 7, ст. 855), приказываю:

1. Утвердить перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, согласно приложению.

2. Установить, что лицо, подающее заявление о приобретении прав на земельный участок, предъявляет документ, подтверждающий личность заявителя, а в случае обращения представителя юридического или физического лица — документ, подтверждающий полномочия представителя юридического или физического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, копия которого заверяется должностным лицом органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принимающим заявление, и приобщается к поданному заявлению.

В случае направления заявления о приобретении прав на земельный участок посредством почтовой связи на бумажном носителе к такому заявлению прилагается копия документа, подтверждающего личность заявителя, а в случае направления такого заявления представителем юридического или физического лица — копия документа, подтверждающего полномочия представителя юридического или физического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Настоящий приказ вступает в силу с даты вступления в силу приказа Минэкономразвития России о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов» (зарегистрирован Минюстом России 27.02.2015, регистрационный N 36258).

Руководитель
О.А. СКУФИНСКИЙ

Земельная реформа: кто на что рассчитывает в 2021 году

Статья 35. Рассмотрение споров, связанных с арендой земли

Споры, связанные с арендой земли, решаются в судебном порядке.

Статья 36. Ответственность сторон за невыполнение обязательств по договору аренды земли

В случае невыполнения обязательств по договору аренды земли стороны несут ответственность согласно Закону и договору.

Арендодатель несет ответственность за недостатки переданного в аренду земельного участка, которые не были предусмотрены договором аренды и препятствуют использованию земельного участка согласно договору. В случае выявления таких недостатков арендатор имеет право требовать:

уменьшения арендной платы или возмещения расходов для устранения недостатков;

отчисления из арендной платы определенной суммы своих расходов для устранения таких недостатков с предварительным уведомлением об этом арендодателя;

досрочного расторжения договора.

Арендодатель не несет ответственность за последствия, связанные с недостатками переданного в аренду земельного участка,если такие недостатки обусловлены договором аренды.

Статья 37. Международные договоры

В случае, если международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, установлены другие правила, чем те, которые содержатся в данном Законе, то применяются правила международного договора.

Раздел VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Данный Закон вступает в силу со дня его опубликования.

Части вторая, третья и четвертая статьи 4 вступают в силу после разграничения, в соответствии с Законом, земель государственной и коммунальной собственности.

До разграничения, в соответствии с Законом, земель государственной и коммунальной собственности арендодателями земельных участков в пределах населенных пунктов, кроме земель, переданных в частную собственность, являются соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов — соответствующие органы исполнительной власти в пределах полномочий, определенных Земельным кодексом Украины.

11. Части четырнадцатая — шестнадцатая статьи 82 данного Закона утрачивают силу через два года со дня утраты силы пунктом 14 раздела X «Переходные положения» Земельного кодекса Украины.

(раздел VІІІ дополнен пунктом 11 согласно
Закону Украины от 10.07.2018 г. N 2498-VІІІ,
пункт 11 раздела VІІІ в редакции
Закона Украины от 28.04.2021 г. N 1423-ІX)

2. Кабинету Министров Украины в месячный срок со дня вступления в силу данного Закона:

привести свои нормативно правовые акты в соответствие с данным Законом;

разработать и утвердить типичную форму договора аренды земли;

обеспечить пересмотр и отмену министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно правовых актов, которые противоречат данному Закону.

Граждане — собственники сертификатов на право на земельную долю (пай) до выделения им в натуре (на местности) земельных участков имеют право заключать договоры аренды земель сельскохозяйственного назначения, место расположения которых определяется с учетом требований рациональной организации территории и компактности землепользования, в соответствии с этими сертификатами с соблюдением требований данного Закона.

После выделения в натуре (на местности) земельных участков владельцам земельных долей (паев) договор аренды земли перезаключается в соответствии с государственным актом на право собственности на земельный участок на тех же условиях, что и ранее заключенный, и может быть изменен лишь при согласии сторон. Прекращение действия договора аренды допускается лишь в случаях,определенных данным Законом.

Договора аренды земельных участков частной собственности, а также земельных участков государственной или коммунальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, находящиеся в собственности арендатора, заключенные до вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно противодействия рейдерству», в случае их продления (заключения на новый срок) должны содержать условия, предусмотренные статьей 33 данного Закона и статьей 1261 Земельного кодекса Украины.

(раздел ІX дополнен абзацем третьим согласно
Закону Украины от 05.12.2019 г. N 340-ІX)

Правила, определенные статьей 1261 Земельного кодекса Украины относительно возобновления договоров аренды земли, распространяются на договора аренды земли, заключенные или измененные после вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно противодействия рейдерству», а возобновление договоров аренды земли, заключенных до вступления в силу указанного Закона, осуществляется на условиях, определенных такими договорами, по правилам, действующим на момент их заключения.

(раздел ІX дополнен абзацем четвертым согласно
Закону Украины от 05.12.2019 г. N 340-ІX)

Президент Украины

Л. КУЧМА

г. Киев
6 октября 1998 года
N 161-XIV

Денис Шмыгаль отметил, что благодаря внедрению электронных земельных аукционов потенциал увеличения поступлений в местные бюджеты при условии эффективного управления землей составит до 12 млрд гривен.

А вот поступления в государственный бюджет будут ниже – 500 миллионов гривен на первом этапе, спрогнозировал заместитель министра агрополитики Тарас Высоцкий в эфире одного из украинских телеканалов. Все потому, что:

  • В государственный бюджет пойдет лишь 1% от стоимости продажи земли.
  • Несмотря на то, что 90% украинцев рады иметь право продать свою землю, только 7% действительно готовы это сделать. Поэтому в первые годы поступления в бюджет будут низкими.

Отчитываемся по плате за землю за 2021 год

  • С 1 июля 2021 года отменяется мораторий на продажу аграрной земли, кроме земель государственной собственности.
  • Покупать земельные участки сельскохозяйственного назначения могут физические лица, граждане Украины, однако не более 100 гектаров в одни руки.
  • Продавать землю, находящуюся в государственной или коммунальной собственности нельзя. Иностранцам также рынок земли пока недоступен.
  • Зато арендаторы, которые сейчас арендуют у крестьян их паи, будут иметь преимущественное право на выкуп, если договорятся с владельцем – и сойдутся в цене.
  • Такие ограничения будут действовать 2,5 года. После этого на рынок земли зайдут юридические лица (компании) с возможностью покупать 10 тысяч гектаров. И, возможно, иностранцы.

Напомним: согласно закону № 552-IX, который Верховная Рада приняла 31 марта 2020 года, внедрение свободного земельного рынка будет поэтапным.

С июля 2021 года покупать и продавать земельные участки сельскохозяйственного назначения площадью до 100 га смогут граждане Украины. С 1 января 2024 года доступ к земле получат юридические лица с украинскими собственниками. Они смогут покупать до 10 тыс. га. Запрещена продажа государственных и коммунальных земель.

Читай также: Большая часть украинцев поддерживает продление моратория на продажу земли: Опрос

Но есть определенные исключения. Во-первых, государственную и коммунальную сельхозземлю можно передавать в наследство. Во-вторых, даже пока действует запрет на продажу земли юрлицам, угодья смогут получать в собственность банки в качестве залога.

Что еще важно: до 1 января 2030 года цена продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения, выделенных в натуре владельцам земельных долей (паев), не может быть меньше их нормативной денежной оценки. По данным Госгеокадастра, по состоянию на 1 января 2020 года нормативная денежная оценка 1 га пашен в среднем по Украине составляла 28,7 тыс. грн., многолетних насаждений – 53 тыс. грн., сенокосов – 7 тыс. грн., пастбищ – 5,2 тыс. грн.

Будут фермеры претендовать на покупку сельхозземель? Разумеется, будут. По данным, которые еще пару лет назад озвучивали представители ликвидированного МинАПК, в Украине почти 30 тыс. малых фермерских хозяйств имеют в своем распоряжении земельные банки площадью до 100 га. Это как раз и есть «целевая аудитория» грядущей реформы.

Читай также: Конституционный суд рассмотрит вопрос о рынке земли: Детали

Тем более что земля, которую обрабатывают фермеры, арендованная, а значит, де-факто им не принадлежит. И многие аграрии задумаются о том, чтобы заполучить участки в собственность. Потому что договор аренды не дает гарантий, что фермер сможет пользоваться землей завтра. А когда начнется активная купля-продажа участков, и спрос на них вырастет, у арендодателей будет большой соблазн расторгнуть договора и перепродать землю за хорошие деньги.

Но проблема в том, что далеко не все фермеры смогут стать собственниками земли. Главным образом потому, что это будет для них чрезвычайно дорогим приобретением. Если отталкиваться от нормативной денежной оценки (а как мы помним, землю нельзя будет продавать ниже этой планки), то покупка участка площадью 100 га может вылиться минимум в 2,8–3 млн. грн., что равноценно сумме в 100 тыс. долл., плюс-минус.

По оценкам же аграрного комитета ВР, открытие земельного рынка приведет к удорожанию гектара сельхозземель до 1,5 тыс. долл. А в Минэкономики считают, что за 1 га продавцы будут просить и 2–2,5 тыс. долл.

Читай также: Как оформить землю в Украине в 2020 году

Итого фермеру придется выложить на-гора до 150–250 тыс. долл. за участок. Вряд ли многие смогут раскошелиться на такую сумму. Особенно если учесть, что уходящий 2020 год был не самым удачным для многих хозяйств, прежде всего, для ягодных и ореховых ферм, садоводов, которые собрали урожай раза в полтора ниже, чем годом ранее. Так что свободных денег у фермеров явно нет.

Брать взаймы? Возможно. Кабинет Министров еще накануне принятия земельного закона обещал, что аграриям на покупку земли будут выдавать льготные кредиты под 5%. Смеем предположить, что такие займы станут частью программы «5–7–9». Но если вспомнить, что эта программа работает, в основном, на рефинансирование старых долгов, а новые кредиты банки бизнесу выдавать не хотят, вероятность получить кредит на землю стремится к нулю.

Президент Владимир Зеленский в середине октября подписал указ о передаче 2 млн. га сельхозземель объединенным территориальным общинам (ОТО/ОТГ). То есть эта государственная земля стала коммунальной. Он заявил, что это – важный шаг в рамках программы децентрализации, которая началась еще в 2018 году с передачи сельхозземель в собственность теробщин. В общей сложности, ОТО получили уже почти 4 млн. га земли.

Какое это имеет отношение к земельной реформе? Самое прямое: в свое время местные власти смогут продавать коммунальную землю. Пока общины могут использовать ее для своих нужд или сдать в аренду фермерам. Но потом смогут и продавать. И, к слову, механизм этой продажи пока не очевиден.

Читай также: Эксперт: Теневой рынок зерна в Украине достигает 50% в год

А еще Зеленский заявил, что около 5 млн. га сельхозземель в Украине украдено. Аналогичную цифру озвучивал и глава Госгеокадастра Роман Лещенко. По его словам, землю приватизировали. То есть вывели из-под моратория и продали. Эту площадь можно тоже списывать со счетов. Также Лещенко сообщил, что земля постоянно деградирует из-за интенсивной эксплуатации, и порядка 6,5 млн. га непригодны для земледелия.

Таким образом, в частной собственности находится где-то 31 млн. га, большая часть из которых сданы в аренду. Еще 4,5–5 млн. га – в государственной/коммунальной собственности и 5 млн. га якобы приватизированы не вполне законными способами. В сумме как раз и получается 41 млн. га, которые по кадастру подпадают под действие моратория.

Отказ в продлении аренды земли

  • Купить
  • Продать
  • Наличный
  • НБУ

Принятие закона имеет и положительные стороны. Ранее из-за отсутствия законодательного урегулирования суды принимали на себя функцию решения вопросов в сфере перехода прав на землю в случае отчуждения недвижимости.

Теперь позиция Верховного суда, в соответствии с которой к новому владельцу недвижимости – с момента перехода права собственности на недвижимость – переходят все права и обязанности предыдущего землепользователя закреплена на законодательном уровне.

«Такое положение является гарантией для покупателей недвижимости, которые, покупая недвижимое имущество, будут уверены, что они имеют право пользоваться земельным участком», – заметил нам Евгений Ковтуненко.

Также позитивом является возможность оформления права собственности на земельный участок, на котором находится объект незавершенного строительства. У приобретателя есть тридцать дней для обращения, а пропуск такого срока не является основанием для отказа.

«Для людей, желающих заключить брак, нужно принимать во внимание, что теперь если даже покупка земельного участка состоялась до брака, а постройка недвижимого имущества на этом участке состоялась в браке, вторая половина имеет право собственности на часть такого участка под недвижимостью», – отметил управляющий партнер МЮК «Kodex».

более 30 онлайн-сервисов!

Ставка — от 0.01%

Срок — до 180 дней

Сумма — до 20 000 грн.

295 грн. у місяць

Онлайн бухгалтерія

для ФОП і малого бізнесу

перші 30 днів безкоштовно!

Мораторий на продажу земли имел в виду возможность наличия участка в частной собственности и запрет на его продажу. Получить земельный участок до прекращения действия моратория можно было следующими способами:

  • при бесплатной передаче ее государством, на что имеет право каждый украинец;
  • при приватизации земли, которая ранее была передана в частное пользование с целью ведения крестьянского хозяйства, что было предусмотрено условиями государственной бесплатной программы по приватизации;
  • получение земельного пая вследствие прекращения деятельности колхозов;
  • получение земельного участка в качестве подарка или при оформление договора дарения.

В начале 2020 года под запретом на продажу находилось около 96% сельхозугодий. При этом ни для кого не секрет, что нелегальный рынок земли был и продолжал действовать до момента прекращения моратория.

Некоторые категории украинцев не морочат голову, что такое денежная оценка земли и налог на землю нужно платить. Они обходят налоговое законодательство с помощью запрещенных схем.

Главными из них являются следующие:

  • изменение основного назначения земельного участка;
  • заключение договора на длительную аренду с последующей незаконной продажей корпоративных прав;
  • изъятие земельного участка с целью погашения фиктивной задолженности владельца.

Анализ этого и предыдущих лет показал, что арендная плата за землю снизилась, а количество земель, находящихся в нелегальном использовании увеличилась. Сделанные из космоса снимки являются подтверждением указанному факту. На сегодняшний день геокарта не является совершенной, но из полученной информации можно сделать выводы, что работы у специалистов кадастровиков и земельных ресурсов в 2021 году увеличится.

Первое рассмотрение закона состоялось в конце 2019 года. После этого было внесено многочисленное количество поправок. До марта этого года некоторые поправки остались без рассмотрения. Ускорить процесс изучения документа помогло опасение не получить денежной помощи от МВФ. В конце марта этого года Закон вступил в силу. Поэтому, плата за землю в 2021 году в Украине стала другой.
Несмотря на препятствия, возникшие при запуске закона, его принятие является значительным шагом вперед, достижением в экономическом развитии страны.

Процедура купли-продажи земельного участка иная по сравнению с другими товарами. Есть 3 нововведения, с которыми покупатель должен быть ознакомлен в обязательном порядке:

  • покупатель будет подвергаться проверке, порядок проведения процедуры утвержден КМУ;
  • оформление договора купли-продажи возможно при улове безналичной формы расчета;
  • при расчете с продавцом покупатель должен документально подтвердить легальность денежных средств, направленных на приобретение земельного участка.

Стоимость формируется рыночной экономики с учетом договоренности между сторонами. Чтобы участок не был приобретен по заниженной стоимости, в документе прописано, что вплоть до 01.01.2030 года земля не может быть продана ниже законодательно установленной на данный момент нормативной оценки земли. Оценка проводится Государственным геокадастром на основании ценности ресурсов, климатический условий в данном районе, места дислокации. Для предоставления достоверной информации специалистами планируется создание открытой для покупателей базы.

При определении стоимости земельного участка покупателей интересует вопрос индексация земли в 2021 году. Они считают, что после ее проведения цена изменится не в лучшую для них сторону. На сегодняшний день коэффициент индексации земли не установлен и думать об этом раньше. Стоит подождать начала первого этапа, чтобы понять, насколько нормы документа являются реалистичными.

Извещение № 06-21/ДИЗО о возможном предоставлении в аренду земельного участка

В нормативно-правовом акте указан перечень субъектов хозяйствования, которым введен запрет на владение землей. К ним относятся:

  • физлица, граждане других государств;
  • юрлица-иностранцы;
  • юрлица, акционеры и собственники, граждане стран-агрессоров;
  • юрлица, реальные собственники которых зарегистрированы в зонах оффшора и их достоверность и правомерность установить не представляется возможным;
  • лиц, занимающихся или ранее занимавшихся терроризмом;
  • юрлица, зарегистрированные в черных списках государства.

Жесткие меры по продаже земли определены для лиц, желающих приобрести участок в пределах 50 км перед государственной границей. Указанные меры считаются обоснованными, поскольку целостность границ и независимость Украины предусмотрена Конституцией. Тем не менее, стать владельцем возможно, но ими могут быть коренные украинцы и юрлица с украинским гражданством. Иностранцы также могут претендовать на указанную территорию, но после проведения референдума. Стать полноценными владельцами они никогда не смогут.

Закон о возможности продажи купли/продажи земли подписан. Вступление его в силу даст о себе знать в июле 2021 года, когда некоторая часть юр – и физлиц станут их владельцами. Ознакомление с документов позволит узнать перечень лиц, которые могут покупать землю, и которым запрещено. Положительным моментом со стороны правительства запрет на продажу участков иностранцам земель, расположенных в непосредственной близости к границам и ОРДЛО. Такое положение дел позволит нормализовать ситуацию в стране, сохранить ее целостность.

Надлежащим засвидетельствованием возвращения земельного участка является подписанный Акт приема-передачи земельного участка. Особенно важно иметь такой документ при возвращении из пользования государственной или коммунальной земли. Ведь Акт указывает на заключение обязательств арендатора по выплате арендной платы в пользу Госгеокадастра, госадминистрации, объединенной территориальной громады, сельского совета.

Если договор аренды с лицом-пайщиком заканчивается в период, когда еще не собран урожай, аграрию целесообразно защитить свое право собственности на урожай. Для этого в разделе «Условия возвращения земельного участка» договора следует предусмотреть соответствующую норму:

«У разі, якщо договір оренди земельної ділянки закінчився до збирання врожаю, посіяного орендарем на земельній ділянці, орендар має право на збирання такого врожаю. Орендодавець має право на відшкодування збитків, пов’язаних із тимчасовим зайняттям земельної ділянки колишнім орендарем, у розмірі пропорційно до орендної плати з дня припинення договору до дня збирання врожаю».

Здесь сначала обратим внимание на норму обновленного Типового договора аренды земли, в соответствии с которой в договор аренды земли сельхозназначения может включаться требование прекращения договора вследствие ухудшения агрохимического состояния земельного участка. Поэтому в раздел «Изменение условий договора и прекращение его действия» целесообразно включить норму:

«Дія договору припиняється в разі погіршення якості ґрунтового покриву та інших корисних властивостей орендованої земельної ділянки або приведення її в не придатний для використання за цільовим призначенням стан».

Не менее важным вопросом этого раздела договора аренды земли, который содержит норму о его автоматическом возобновлении, является право использования земельного участка после смерти арендодателя.

Согласно ч. 3 ст. 1481 ЗК лицо, которое приобрело право собственности на земельный участок, в течение одного месяца со дня обретения права собственности на него обязано уведомить об этом его пользователей. А согласно ст. 33 Закона № 161 в случае смерти арендодателя до окончания срока действия договора аренды земли арендатор, который намерен воспользоваться преимущественным правом на заключение договора аренды земли на новый срок, обязан уведомить об этом наследника земельного участка в течение одного месяца со дня, когда ему стало известно о переходе права собственности на земельный участок.

Учитывая эти нормы, в раздел «Изменение условий договора и прекращение его действия» рекомендуем включать следующие пункты:

«Якщо строк дії договору оренди землі закінчився у день або після смерті орендодавця, договір продовжує діяти відповідно до умов його поновлення до моменту державної реєстрації права власності спадкоємця на земельну ділянку.

Спадкоємець, який набув права власності на земельну ділянку за цим договором, протягом місяця з дня державної реєстрації такого права зобов’язаний письмово повідомити про це орендаря. У такому разі для використання свого переважного права на укладення договору оренди землі на новий строк орендар зобов’язаний надіслати спадкоємцю земельної ділянки лист-повідомлення та проєкт договору протягом одного місяця із дня, коли йому стало відомо про перехід права власності на земельну ділянку.

Орендодавець у місячний строк розглядає надісланий орендарем лист-повідомлення з проєктом договору оренди.

У разі недосягнення домовленості щодо орендної плати та інших істотних умов нового договору переважне право орендаря на укладення нового договору оренди землі припиняється після закінчення строку поновлення цього договору. Водночас до закінчення строку поновлення договору цей договір не припиняється».

Приказ Росреестра от 02.09.2020 N П/0321

Статья актуальна на 2021 год

В Украине пользоваться землей можно на основаниях предусмотренных законодательством, (естественно, если речь об официальном пользовании).

Одним из таких оснований является договор аренды земельного участка, который может быть заключен как в отношении земли, которая пребывает в частной собственности, так и в отношении государственной или коммунальной земли.

Об особенностях договора аренды между физ лицами, о том, в каком размере можно прописать арендную плату и какие налоги платятся при аренде земли в 2020 году, пойдёт речь в данной статье.

Особенностями договора субаренды можно назвать следующие:

  • заключается при наличии письменного согласия владельца земли на передачу участка в субаренду или же если такое право арендатора прямо предусмотрено в договоре аренды;
  • договор подлежит государственной регистрации, а по согласию сторон еще и нотариально заверяется;
  • размер субарендной платы согласно со статьей 288 Налогового Кодекса Украины не должен превышать размер арендной платы.

Если речь идет о земельных участках сельхозназначения, то арендаторы таких участков могут поменяться участками путем заключения договоров субаренды. Опять же такой обмен возможен с согласия владельца (арендодателя) или если такое право арендаторов предусмотрено заключенными с ними договорами аренды.

Договор аренды земли может быть заключен в простой письменной форме, его нотариальное заверение не является обязательным, однако возможно по желанию сторон.

Обязательной для такого вида договоров является государственная регистрация права аренды (субаренды) вне зависимости от того, заверяется ли договор нотариально.

Для государственной регистрации необходимо обратиться к государственному регистратору (находятся в центрах предоставления административных услуг, также государственными регистраторами являются нотариусы) в пределах области или г. Киева по месту нахождения участка.

Нотариальное удостоверение договора удобно тем, что при его осуществлении право аренды сразу же регистрируется нотариусом, к которому вы обратились, поэтому дополнительно куда-либо ходить не нужно. Однако стоимость такого оформления договора естественно увеличиться на стоимость нотариальных услуг (конкретные расценки стоит узнавать у нотариусов).

Исходя из норм Закона Украины «Про аренду», объектом аренды может быть только целый земельный участок, что означает, что аренда части земельного участка невозможна.

Вместе с тем, владелец может заключить договор аренды сразу с несколькими арендаторами, таким образом, распределив между ними и сам участок, и обязанность по уплате арендной платы. Однако при заключении такого договора настоятельно рекомендуется проконсультироваться с юристом.

Что касается аренды паёв, то владельцы сертификатов на пай до выделения им земельного участка в натуре имеют право заключить договор аренды (договор должен соответствовать вышеперечисленным условиям обычного договора аренды земельного участка, в том числе в части определения размера арендной платы).

После выделения земли на местности такой договор нужно будет перезаключить на таких же самых условиях, однако со ссылкой на данные государственного акта на землю.

Земельный сервитут — это право пользования чужим земельным участком для проезда или прохода на свой участок, проведение линий электропередачи, связи, трубопроводов и их использование, а также обеспечение водоснабжения и так далее.

Точно так же как и право аренды, земельный сервитут подлежит государственной регистрации.

Право требовать сервитут от владельца соседнего участка прямо установлено законом, однако в случае отказа, установить его можно через суд. Другими словами, установить сервитут, если вам необходимо в какой-то мере использовать чужой земельный участок для пользования своим участком, можно либо по договору с владельцем этого участка либо по решению суда.

  1. Ключевыми условиями договора аренды земли является идентифицирующие данные земельного участка, срок аренды и размер арендной платы.
  2. Арендная плата не может быть меньше размера платы за землю, а также меньше 12% нормативной денежной оценки для соответствующего участка.
  3. Право аренды и субаренды земли, а также земельный сервитут подлежат обязательной государственной регистрации. Нотариальное удостоверение договора аренды является желательным, но необязательным.
  4. Аренду земли не стоит путать с земельным сервитутом, а также с правом постоянного пользования земельным участком, которые являются отдельными юридическими основаниями для пользования землей в Украине.

Если Вы заинтересованы построить бизнес, связанный с арендой земли, или в планах строительство собственного дома, Вам стоит тщательно ознакомиться со следующими законодательными актами:

  • Статья 14 Конституции Украины – это основа земельных взаимоотношений в государстве и между лицами (юридическими и физическими).
  • Статья 118 Земельного Кодекса Украины – это процессуальная основа земельных отношений, регламентирующая их порядок и требования к ним.

Перед тем как стать арендатором, стоит подробно и во всех тонкостях изучить Земельный Кодекс. В этом сборнике законодательных актов и нормативов содержатся основные условия и требования относительно пользования землей и земельных отношений в целом. Но предварительно можно сказать, что аренда земли у государства – это сложная процедура, которая занимает не один месяц и требует большой внимательности, а также понимания всех особенностей.

Согласно указанным в законах нормам максимальный срок аренды земли в Украине – 49 лет, минимальный – 1 год. Предварительно нужно оформить все необходимые документы и соблюсти все процедуры.

Зачастую решение земельных вопросов, особенно в случае, когда арендодателем является государство, происходит в виде торгов. Однако не во всех ситуациях торги уместны. Согласование земельных отношений возложены на исполнительные и местные органы власти. Поэтому согласно порядку, установленному ЗКУ, при изъявлении желания взять в аренду землю в Украине ходатайство и прочие документы заявителя подаются в соответствующие органы.

Торг может не происходить в случаях, когда изъявлено желание арендовать земельный надел в следующих целях:

  1. Для ведения личного фермерского хозяйства.
  2. Для выращивания садовых культур.
  3. Под возведение жилого дома или индивидуального дачного строения.
  4. Для хозяйственных построек.

В ст. 121 ЗКУ говорится о том, какие площади могут быть переданы арендаторам во временное использование. Все зависит от целей, которые заявитель выразил в ходатайстве, а также от типа местности – город, поселок или сельская местность.

На основе поданных документов после рассмотрения вопроса вышестоящими органами принимается решение о согласовании или отказе заявителю в аренде конкретного земельного участка. Однако забегая наперед стоит сказать, что для предоставления отказа у органов власти должны быть весомые причины, которые обычно не излагают прямо. Заявитель должен быть в курсе тех моментов, которые могут послужить отказом для выделения ему в аренду определенного земельного участка – это необходимо для будущего оспаривания в суде своих прав.

Документы:

  • Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). В нем нас интересуют п. 2.7 и 2.9 статьи 3.
  • Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

До 1 марта 2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

  1. земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
  2. по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
  3. земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

В случае, если земельный участок, указанный в абзаце втором настоящего пункта, относится к имуществу общего пользования, указанный земельный участок до 1 марта 2022 года предоставляется бесплатно в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади таких земельных участков.

В случае, если указанные в абзацах втором и пятом настоящего пункта земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора собственникам земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд. При этом размер арендной платы определяется в размере, не превышающем размера земельного налога, установленного в отношении такого земельного участка.

ВС обобщил практику предоставления земли КФХ и сельскохозяйственным организациям

В случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление в собственность или в аренду земельного участка общего назначения осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, заявления собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, указанных в абзаце пятом пункта 2.7 настоящей статьи. К такому заявлению прилагается схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная заявителем (заявителями). Представление данной схемы не требуется при наличии:

  • утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, или проекта организации и застройки территории либо описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;
  • выписки из решения общего собрания членов указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи некоммерческой организации о приобретении земельного участка общего назначения в собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд;
  • учредительных документов указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи некоммерческой организации.

Сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, предоставленный некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, запрашиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя).

Чтобы претендовать на участок, необходимо официально стать членом СНТ. Для этого необходимо подать соответствующее заявление в правление и на общем собрании вас должны включить в список членов. Днем приема в члены товарищества является день принятия соответствующего решения общим собранием членов товарищества. Каждому члену товарищества в течение трех месяцев со дня приема в члены товарищества председателем товарищества выдается членская книжка или другой заменяющий ее документ, подтверждающий членство в товариществе.

В заявлении на вступление в члены указываются:

  1. фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) заявителя;
  2. адрес места жительства заявителя;
  3. почтовый адрес, по которому заявителем могут быть получены почтовые сообщения, за исключением случаев, если такие сообщения могут быть получены по адресу места жительства;
  4. адрес электронной почты, по которому заявителем могут быть получены электронные сообщения (при наличии);
  5. согласие заявителя на соблюдение требований устава товарищества.

К заявлению прилагаются копии документов о правах на садовый или огородный земельный участок, расположенный в границах территории садоводства или огородничества.

Общее собрание правомочно, если на указанном собрании присутствует более чем пятьдесят процентов членов товарищества или их представителей. Оно может быть очередным (не реже одного раза в год) или внеочередным (статья 17 пункт 5 и 6 ФЗ № 217).

Если до ежегодного собрания ждать недолго, то вопрос о предоставлении участка поднимается на нем. В ином случае необходимо собрать внеочередное собрание.

В соответствии с 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд» статьей 17 пунктом 7 неочередное общее собрание членов товарищества должно проводиться по требованию:

  1. правления товарищества;
  2. ревизионной комиссии (ревизора);
  3. членов товарищества в количестве более чем одна пятая членов товарищества (PS: Члены товарищества имеют право в течение тридцати дней с момента подачи заявления о предоставлении выписки из реестра членов товарищества в правление товарищества получать указанные выписки).

Внеочередное общее собрание членов товарищества может быть проведено также по требованию органа местного самоуправления по месту нахождения территории садоводства или огородничества.

Уведомление о проведении общего собрания членов товарищества не менее чем за две недели до дня его проведения:

  1. направляется по адресам, указанным в реестре членов товарищества (при наличии электронного адреса уведомление направляется только в форме электронного сообщения);
  2. размещается на сайте товарищества в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при его наличии);
  3. размещается на информационном щите, расположенном в границах территории садоводства или огородничества.

Требование о проведении внеочередного общего собрания членов товарищества должно содержать перечень вопросов, подлежащих включению в повестку внеочередного общего собрания членов товарищества, а также может содержать предлагаемые решения по каждому из них.

Требование вручается лично председателю товарищества либо направляется заказным письмом с уведомлением о вручении председателю товарищества или в правление товарищества по месту нахождения товарищества.

Правление товарищества не позднее тридцати дней со дня получения требования обязано обеспечить проведение внеочередного общего собрания членов товарищества. В случае нарушения срока ревизионная комиссия (ревизор), члены товарищества, орган местного самоуправления вправе самостоятельно обеспечить проведение собрания.

Уведомление о проведении общего собрания членов товарищества не менее чем за две недели до дня его проведения:

  1. направляется по адресам, указанным в реестре членов товарищества (при наличии электронного адреса уведомление направляется только в форме электронного сообщения);
  2. размещается на сайте товарищества в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при его наличии);
  3. размещается на информационном щите, расположенном в границах территории садоводства или огородничества.

Сообщение о проведении общего собрания членов товарищества может быть также размещено в средствах массовой информации.

Должны быть указаны перечень вопросов, подлежащих рассмотрению на общем собрании членов товарищества, дата, время и место проведения общего собрания членов товарищества. Включение в указанный перечень дополнительных вопросов непосредственно при проведении такого собрания не допускается.

Решения общего собрания членов товарищества оформляются протоколом с указанием результатов голосования и приложением к нему списка с подписью каждого члена товарищества либо каждого представителя члена товарищества, принявших участие в общем собрании членов товарищества. Протокол общего собрания членов товарищества подписывается председательствующим на общем собрании членов товарищества.

Проведение заочного голосования не допускается, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В 2020 году возможно заочное голосование вне зависимости от наличия в уставе такого голосования в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 307-ФЗ «О внесении изменений в статьи 17 и 54 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части решения общего собрания членов товарищества могут быть приняты путем проведения заочного голосования по вопросам, относящимся к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, независимо от наличия в уставе товарищества порядка заочного голосования.

Принятие решения общего собрания членов товарищества путем заочного голосования не предполагает очного обсуждения вопросов повестки такого собрания и осуществляется путем подведения итогов голосования членов товарищества, направивших до дня проведения такого общего собрания свои решения в письменной форме по вопросам повестки общего собрания членов товарищества в его правление.

О возможности распределения земельного участка в СНТ «___________» (название) для ведения садоводства площадью ____ (указываем площадь) кв. м. в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории (прилагается) члену товарищества _________________________ (фамилия, имя, отчество), ___________________________________________ (реквизиты документов, удостоверяющих личность).

Оформляется в виде протокола собрания, который подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]