Программа по охране труда 2021 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программа по охране труда 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Специалистам по охране труда в медицинских организациях стоит посочувствовать, если в остальных правилах по охране труда изменения были, но незначительные, то у медиков они новые и требований там очень много.

К примеру, по психиатрическим отделениям прописаны детали от и до, как вести себя с пациентам, что говорить, как одеваться, поворачиваться к ним спиной или нет. И так по все отделениям, производственным процессам и по эксплуатации медицинского оборудования.

Есть, конечно, размытые и нечеткие требования, но в целом информации много и теперь необходимо разработать инструкции по охране труда для всех отделений, опираясь на правила по охране труда для медицинских организаций. Работы предстоит много, но делать нужно, потому как при проведении проверки инспектора будут первым делом смотреть, а все ли вы изменили и сделали, когда были внесены изменения по новым ПОТ.

Инструкции нужно разрабатывать не только по должностям, но и по видам работ, например, при работе с кровью и другими биологическими жидкостями, при работе со стерилизатором, при обращении с медицинскими отходами и так далее.

И особенно нужно обратить внимание на то, что необходимо обновить абсолютно все инструкции. Если часть организаций, некоторых сфер деятельности, таких как школы и детские сады вносят изменения в некоторые инструкции, то в медицинских организациях максимально все.

Главное про изменения по охране труда в 2021 году и порядок действий

А теперь о не менее важном, какие общие изменения во всех правилах по охране труда в 2021 году.

И первое, допускается применять к охране труда электронный документооборот, то есть вы одним ЛНА организуете сбор электронно-цифровых подписей работников и в дальнейшем при проведении обучения используете эти ЭЦП.

Не знаю, на сколько это будет реализовано на практике, потому как многие работники 100% будут категорически против, особенно в небольших городах. Данное требование больше подойдет для больших организаций, потому что небольшим компаниям до этого ещё далеко, деньги на спецодежду найти бы.

Но к этому уже давно все шло, и потока полностью так ни в одной организации не реализовано, потому как от живой подписи сложно отказаться. Как мы все прекрасно знаем охрана труда – это безопасность работников и работодателя, а для последнего это, когда у вас есть возможность предоставить инспектору живую подпись 🙂 Но в целом полностью электронный документооборот – это очень удобно, отрицать не стоит.

Второе общее нововведение – это требование проводить оценку профессиональных рисков, снижать их, то есть в ТК РФ еще обязательное требование не внесено, а в ПОТ уже эта обязанность есть.

Если у вас оценка рисков еще не проведена, рекомендую в кратчайшие сроки к этому вопросу приступить.

И третье общее нововведение – это разрешение работодателю на видео и аудиофиксацию при выполнении работ, также с целью снижения риска. Не так давно ко мне обратился за консультацией руководитель большого строительного подразделения, суть его вопроса заключалась в том, что их работодатель обязывает проводить инструктажи с видеофиксацией. Ему нужно было доказать, что она недопустима.

Работодатель ввел данное требование для того, чтобы быть уверенным, что до работников доносится максимально полностью информация по безопасному проведению работ. Возможно мастера это и делают, но время для съемки, сохранения и отправки файлов тоже занимает время, а хочется побыстрее “отстреляться” и пойти выполнять работу, чтобы вовремя уйти домой.

Производство работ включает в себя, в том числе, проведение инструктажей и работодатель имеет полное право требовать не только выполнение профессиональных обязанностей, но и всех инструктажей и обучения. Все нацелено на то, чтобы минимизировать риски травмирования работников в каждой организации.

Вообще во всех измененных ПОТ сказано, что работодатель может устанавливать свои более жесткие требования по охране труда, чтобы обеспечить безопасность работников.

Вопросов по изменениям в правилах по охране труда в 2021 году остается много, которые в рамках одного мероприятия или статьи не разобрать, поэтому перед проведением и после вебинара собрала все поступившие вопросы от специалистов и подробно разобрала их в видеоформате.

И переходим к самому злободневному вопросу, что же делать в связи с переменами? Отсрочки по изменениям никакой нет, где-то я читала, что дается 1 месяц, нет это неправда. Поэтому организуйте мероприятия в кратчайшие сроки, если новые изменения в 2021 году в правилах по охране труда вас коснулись.

Первое, что нужно сделать, это переработать инструкции по охране труда и параллельно заключить договор с учебным центром, чтобы направить на внеочередную проверку знаний (ВПЗ) комиссию по охране труда и лиц, ответственных за безопасное производство работ на местах, то есть тех кто проводит инструктажи.

Также, пока проходит заключение договора и само обучение в УЦ, нужно переработать программы проведения инструктажей на рабочих местах.

Хочу обратить ваше внимание, что инструктажи проводить без обучения ответственных нет смысла, это будет считаться фикцией.

Далее когда всем в УЦ проведели внеочередную проверку знаний, проводите на местах в организации ВПЗ, но только тех работников, к которым внесенные изменения в правилах относятся, и внеплановый инструктаж по той же схеме.

Недавно был вопрос на блоге, как документально это оформить. Готовите приказ по предприятию, что на основании изменений в правилах по охране труда необходимо провести внеочередную проверку знаний следующим работникам в срок до, и внеплановый инструктаж, указываете кто проводит, кому и в какой срок.

Работодатель разрабатывает и утверждает Программы подготовки персонала в области охраны труда на основании анализа результатов ОПР и СОУТ — п. 4 проекта Порядка (далее ПП). Обучение охране труда, работник проходит на предприятии (внутрикорпоративное обучение) или в учебном центре.

Программы обучения ОТ (п. 6 ПП):

  1. Общие вопросы охраны труда.

  2. Безопасные методы и приемы выполнения работ при воздействии вредных, опасных производственных факторов.

  3. Деятельность при рисках травмирования сотрудника, установленных ОПР.

  4. Работы повышенной опасности, с дополнительными требованиями к подготовке персонала.

Программа 1 — обязательный элемент подготовки для всех сотрудников. Направления 2 и 3 включают в курс обучения рядового работника при наличии на его рабочем месте рисков травмирования, опасных и вредных производственных факторов.

Руководители организации, филиалов, производственных служб, уполномоченные по ОТ профсоюзов проходят обучение Программам 1, 2, 3 в полном объеме.

Программа 4 предназначена для подготовки персонала, занятого в деятельности повышенной опасности:

  • назначенных приказом лиц, ответственных за организацию, безопасное выполнение и контроль таких работ;

  • исполнителей работ повышенной опасности;

  • их руководителей.

Перечень работ повышенной опасности приведен в Приложении 1 к ПП, но руководитель предприятия имеет право дополнить его другими видами деятельности.

Новый порядок обучения и проверки знаний охраны труда: взамен Постановления 1/29

Норморайтер исключил из ПП перечень профессий и должностей, обладатели которых проходят обязательное обучение охране труда в образовательной организации. Вместо него введено понятие «минимального объема работников для подготовки во внешних обучающих центрах» (п. 28, Приложение 2 к ПП).

Руководители организации, филиалов, члены комиссий по проверке знаний по-прежнему проходят обучение в специализированных организациях.

Минимальное количество сотрудников для внешней подготовки зависит:

  • от численности организации,

  • категории риска предприятия по Постановлению Правительства РФ от 01.09.2012 г. № 875.

Работодатель имеет право направлять на внешнее обучение любое количество сотрудников, но не меньше минимального объема по Приложению 2 к ПП.

Минтруд России будет формировать и вести Реестр обучающих организаций и Реестр обученных лиц.

Проект изменений в раздел Х ТК РФ содержит требование об обязательном обучении работников использованию средств индивидуальной защиты. В ПП этот вид подготовки оформлен как отдельная категория.

Работодатель может включить обучение пользованию СИЗ в Программы 2 и 3, или оформить как самостоятельную Программу, продолжительностью не менее 16 часов.

Норморайтер уточнил сроки первичного обучения ОТ для индивидуальных предпринимателей, использующих наемный труд. Они обязаны пройти подготовку до приема в штат хотя бы одного сотрудника (п. 52 ПП).

Работодатель самостоятельно устанавливает сроки первичного обучения ОТ для вновь принятых или переведенных на другую должность работников, но они не могут составлять более шести месяцев (в Порядке 1/29 — месяц). Спорный момент, поскольку до проверки знаний сотрудники получают уменьшенную зарплату.

Периодическое обучение проходят в сроки:

  • руководители, специалисты, индивидуальные предприниматели — не реже раза в 3 года;

  • рабочие, инструкторы по обучению первой помощи пострадавшим — 1 раз в год.

Законодатель указал в ПП конкретные требования к Программам обучения — смотрите таблицу.

Вид Программы

Статус

Трудоемкость, не менее часов

Практические занятия

Общие вопросы охраны труда (1)

самостоятельная

16

не менее 25%

Безопасные методы и приемы выполнения работ при воздействии вредных, опасных производственных факторов (2)

самостоятельная

16

не менее 25%

Деятельность при рисках травмирования сотрудника, установленных ОПР (3)

самостоятельная

16

не менее 25%

Работы повышенной опасности, с дополнительными требованиями к подготовке персонала (4)

самостоятельная

В соответствии с требованиями соответствующих Норм и Правил

не менее 25%

Обучение применению СИЗ

Самостоятельно или в составе Программ 2 либо 3

16

не менее 50%

Оказание первой помощи пострадавшим

Самостоятельно или в составе Программ 2 либо 3

16

не менее 50%

Если работник проходит обучение по нескольким Программам ОТ, то их продолжительность суммируется. Автор ПП разрешает сокращать общую трудоемкость до 40 часов при одновременной подготовке по направлениям 1,2,3. Обучение Программе 4, применению СИЗ, оказанию первой помощи пострадавшим проходит сверх объема часов, затрачиваемых на другие Программы.

Подготовка проходит с отрывом от производства и сопровождается проверкой знаний. Работодатель может создать для этих целей соответствующие комиссии, в том числе, Единую комиссию для работников, обученных по Программам 1-4 в полном объеме. Логично, что члены этого коллегиального органа также проходят подготовку по всем направлениям.

Работнику достаточно получить удовлетворительную оценку при проверке знаний, чтобы получить доступ к работе.

Результаты обучения охране труда, проведения инструктажей можно оформлять в электронном виде, с использованием ЭЦП. С одной стороны, это упрощает жизнь работодателю. Руководитель снимает с себя ответственность за понимание работником требований безопасности — достаточно получить ЭЦП как свидетельство ознакомления. С другой стороны, законодатель фактически закрепил «поверхностный» подход к инструктажам.

ПП разрешает проводить обучение ОТ на предприятиях численностью от 2 до 50 чел. только в виде инструктажей. При этом вводный и первичный инструктаж на рабочем месте можно совместить.

Требования к минимальному количеству обученных в учебных центрах сотрудников для малых и микро-предприятий сохраняется — не менее 1-3 чел.

Документ вступит в силу до 1 сентября 2021 года. Законодатель установил, что выданные ранее удостоверения об обучении продолжают действовать, как и аккредитация образовательных организаций. Так что неприятных сюрпризов Порядок не принесет. Вместе с тем, уже сейчас организациям следует подготовиться к изменениям подходов к обучению:

  1. Провести или актуализировать Оценку профессиональных рисков. Это должен быть пригодный для работы документ, а не «отписка» для ГТИ.

  2. Повысить квалификацию специалистов по охране труда или уполномоченных работников. Индивидуальный подход к разработке Перечней работников требует большей компетентности, чем составление графиков обучения согласно списку профессий.

  3. Изучить требования к Программам обучения (Приложение 3 к ПП) и темам инструктажей (Приложение 4). У работодателя есть время подготовить изменения во внутренние документы организации.

Скачать проект Постановления Правительства РФ с Порядком обучения и проверки знаний по охране труда можно здесь.

Нормативно-правовые акты по охране труда 2021

Что должны сделать работодатели в связи с утверждением новых нормативных актов по ОТ:

  • Рассмотреть и проанализировать законодательные и нормативные акты по охране труда, которые касаются деятельности организации.
  • Актуализировать (привести в соответствие) локальные нормативные акты по охране труда и ознакомить с ними персонал.
  • Провести внеплановый инструктаж.
  • Организовать и провести внеочередную проверку знаний по ОТ. При этом нужно принимать во внимание новые нормативные акты, содержащие требования охраны труда. Организации имеют право создавать комиссии, которые будут проводить проверки. Члены таких комиссий обязательно должны пройти переобучение.

Кроме того, работодателям необходимо провести оценку профессиональных рисков и постепенно снижать количество рабочих мест с опасными условиями труда (для этих целей рекомендуется внедрять современные технологии производства).

Важные нюансы, затрагивающие нормативно-правовые акты в области охраны труда:

  • Поверку знаний по ОТ необходимо провести в обязательном порядке (независимо от даты предыдущей проверки).
  • Порядок проведения проверки устанавливается с учетом нормативной документации, регулирующей безопасность конкретных работ.
  • В поле «Тип проверки знаний» протокола проверки следует указать «Внеочередная».

На специалистов по ОТ легла задача — ознакомить с изменениями тех работников, которых они касаются непосредственно. Работодатели должны организовать:

  • обучение в том объеме, в котором изменились регламенты;
  • внеочередную проверку знаний изменившихся требований новых правил по охране труда 2021 в рамках, в которых они касаются работников.

Важно!

Это требование п. 3.3 «Порядка обучения по ОТ и проверки знаний …» — Постановление Минтруда, Минобразования от 13.01.2003 № 1/29 — действует до 1 сентября 2021 г.

Штраф за каждого необученного сотрудника может достигать 130 000 рублей.

В Письме от 14.01.2021 N 15-2/10/В-167 Минтруд подтверждает эти требования:

  • работодатели вправе провести внеочередную проверку знаний по охране труда в 2021 г. своими силами — комиссией, организованной в компании в соответствии с Порядком, члены которой должны пройти подготовку в специализированной организации;
  • полученные работниками ранее удостоверения о прохождении обучения по ОТ, обучения безопасным методам и приемам выполнения работ будут считаться действительными до окончания срока их действия, если в них будет проставлена отметка о внеочередной проверке знаний.

Для проведения внепланового инструктажа в связи с введением новых правил по охране труда, нужно издать приказ.

Скачать приказ о проведении внеочередной проверки по охране труда

Полный перечень новых правил по охране труда, принятых в 2021 году, смотрите здесь.

Совет

Внеочередной контроль знаний проводится при внесении новых требований в охрану труда (так, как в 2021) – проверяется знание только этих изменений. Результат проверки оформляется протоколом.

Кроме обучения новым правилам по охране труда и проверки знаний измененных требований, необходимо привести в соответствие с изменениями все документы, в которых содержатся требования по охране труда:

  • инструкции;
  • программы обучения;
  • информационные материалы и другие в объеме новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников.

Параллельно с Минтрудом, Роструд разъяснил ответственность за непрохождение обучения и проверки знаний в области охраны труда в Письме от 20 января 2021 г. N 87-ТЗ.

Важно!

Работники, не прошедшие внеочередную проверку знаний по охране труда и обучение новым правилам, с 01.01 2021 должны быть отстранены от работы, а работодатели, допустившие таких сотрудников к работе, несут административную ответственность по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Что должна предпринять трудовая инспекция, если обнаружит нарушения:

  • выдать предписания об устранении нарушений, в котором указать сроки устранения;
  • выдать предписание об отстранении от работы сотрудников, не прошедших обучение по охране труда 2021 и проверку знания требований безопасности;
  • принять меры к возбуждению дела об административном правонарушении.

Минтруд в письме требует актуализировать документы, посвященные безопасности труда в организации. Это первое, что нужно сделать. Необходимо:

  • ввести новые инструкции по охране труда 2021;
  • обновить программы проведения инструктажа и обучения;
  • изменить экзаменационные билеты.

Переработать локальные акты после введения новых правил по охране труда в 2021 году можно двумя способами:

  • разработать документ заново с учетом изменений;
  • внести дополнение, содержащее перечень правок.

Изменения согласовываются с профсоюзом и утверждаются приказом или изготавливаются (распечатываются) на листе, содержащем гриф «Утверждаю». Затем с измененными ЛА надо ознакомить сотрудников. После того, как вы приведете документы в соответствие с изменениями, можно проводить обучение и проверку знаний по ОТ.

Документ: Федеральный закон от 02.07.2021 № 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»

Вступает в силу: 1 марта 2022 года!!!

Новая редакция ТК изменила принципиальный подход в области охраны труда. Приоритет теперь за профилактикой. Работодатели станут более самостоятельными в решении вопросов охраны труда, изменения дадут новые стимулы к обеспечению безопасности на рабочих местах.

Документ расширяет обязанности работодателя в части профилактических мер, которые предусматривают выявление опасностей и профессиональных рисков на рабочем месте, анализ и оценку условий труда, учет микротравм и расследование причин их появления.​

В перечень основных понятий добавлен термин “опасность” и в ТК введена новая статья, в которой сформулированы​ основные принципы обеспечения безопасных условий труда -​ предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников.​

Вводится запрет на работу в опасных условиях труда.

​Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для действующих производств, но и перед вводом в эксплуатацию новых производственных объектов. Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению убудут утверждены Минтрудом РФ.​

Обеспечение СИЗ будет осуществляться с учетом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов, а не в зависимости от профессии занятого на конкретном рабочем месте работника, как это было ранее.

Изменения также предполагают ведение электронного документооборота в области охраны труда, дистанционный контроль за безопасностью работ с помощью видеофиксации.​

В ТК вводится статья «Микроповреждения (микротравмы)». Это ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, полученные работниками и не повлекшие расстройства здоровья или наступление временной нетрудоспособности.

Основанием для регистрации микротравмы является обращение пострадавшего работника к своему непосредственному или вышестоящему руководителю.

Также поменяется система обеспечения средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Сейчас для каждой должности свои СИЗ. Поправками предусмотрено, что СИЗ будут выдавать в зависимости от вредных факторов на рабочем месте.

Закон вступит в силу с 1 марта 2022 года. При этом до 31 декабря 2024 года разрешается использовать старые типовые нормы по СИЗ.

Это только небольшая часть внесенных изменений, рекомендуем всем постепенно знакомиться в новой редакцией 10 раздела ТК РФ.

Документ: Приказ Министерства транспорта РФ от 15 января 2021 г. № 9 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств»

Вступает в силу: 1 сентября 2021 года

С 1 сентября 2021 года будет действовать новый порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля автомобилей.

Проводить предрейсовый, а также предсменный контроль технического состояния транспортных средств по новому порядку обязаны организации и предприниматели, которые осуществляют перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования. Также придерживаться нового порядка должны организации, которые занимаются перевозкой грузов по договору перевозки, а также те, кто занимается перевозками для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями.

В ходе контроля технического состояния необходимо проверить транспортное средство. В том числе исправность тормозной системы, рулевого управления, звукового сигнала и тахографа. Кроме того, контролировать надо исправность устройств фиксации подушки и спинки водительского сидения, наличие ремней безопасности, работоспособность внешних световых приборов и др. После того как провели предрейсовый или предсменный контроль транспортного средства, нужно будет поставить отметку об этом в путевом листе.

В документе также уточнены требования к контролерам.

Обновление правил по охране труда и спецоценке в 2021 году

Документ: Приказ Генпрокуратуры России от 02.06.2021 № 294 «О реализации Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»

С 1 июля действует новый порядок, по которому ГИТ согласовывает проверки с прокурорами. При согласовании приоритет теперь отдают профилактическим мероприятиям, которые позволяют снизить риск вреда. Выездную проверку прокуроры разрешат, только если невозможно применить другой вид контрольного мероприятия.

ГИТ должна согласовать с прокурорами внеплановые инспекционный визит, рейдовый осмотр и выездную проверку. Это правило инспекторы могут не соблюдать, если работодатель не исполнил в срок предписание или у них есть сведения об угрозе причинения вреда. Когда сведений об угрозе вреда у ГИТ по факту нет, но внеплановое контрольное мероприятие проводят, прокурор должен защитить права и интересы работодателя.

Документ: Приказ Минтруда РФ от 22.04.2021 № 274н «Об утверждении профессионального стандарта Специалист в области охраны труда»

Вступает в силу: 1 сентября 2021 года

С 01.09.2021 г. и до сентября 2027 г. будет действовать новый, утвержденный Приказом Минтруда № 274н от 22.04.2021, профессиональный стандарт для специалистов сферы охраны труда. Предыдущий профстандарт, утвержденный Приказом Минтруда № 524н от 04.08.2014, утрачивает силу.

По действующему законодательству (ч. 1 ст. 217 ТК) при численности сотрудников свыше 50 человек в компании должна быть предусмотрена должность специалиста по ОТ. На крупных предприятиях эти полномочия могут быть делегированы целому отделу. Определить компетенцию и разграничить обязанности в должностной инструкции специалиста по ОТ помогает соответствующий профессиональный стандарт.

Ключевыми задачами профессиональной деятельности такого специалиста являются:

— профилактика производственных несчастных случаев и профзаболеваний,

— уменьшение степени воздействия (устранение) на персонал опасных и вредных производственных факторов,

— управление профессиональными рисками.

Среди прочего данным профстандартом предусмотрены требования к образованию и обучению, опыту, особым условиям допуска к работе.

В новом профессиональном стандарте пересмотрены трудовые функции, требуемые знания и умения, уровень образования, стаж, особые условия допуска к работе, в частности:

— добавлена кодировка деятельности (1212 — Управление трудовыми ресурсами) по одноименному классификатору;

— возросло число общих трудовых функций за счет добавления экспертизы эффективности мероприятий, обеспечивающих работу системы управления ОТ;

— расширен перечень наименований должностей. Помимо специалиста по ОТ, в этой области появились младший и главный специалисты;

— изменились требования по образованию (надо иметь один из трех вариантов) — высшее образование — бакалавриат по профилю, непрофильное высшее образование с прохождением программы профпереподготовки, среднее профобразование с получением дополнительного обучения в области ОТ;

— повысились требования к опыту. До настоящего времени специалистам со средним профессиональным образованием достаточно было наличие трехлетней практики работы. Обновленные правила предъявляют к ним требования по четырехлетнему стажу работы. Всем остальным специалистам надо иметь опыт соответствующей деятельности не менее трех лет;

— изменились условия допуска к работе специалистов по ОТ. Ранее допуск был возможен при наличии на предприятии опасных производственных объектов. С сентября 2021 г. такой специалист не будет допущен к работе без прохождения обязательного обучения. Также предусмотрена проверка знаний, подтверждение/повышение квалификации не реже 1 раза в 3 года;

— установлены требования по образованию к руководителю службы, отдела ОТ. Оно должно быть высшем, а если диплом не соответствует профилю, необходимо прохождение курсов профессиональной переподготовки;

— пополнен перечень необходимых навыков по каждой трудовой функции — умение работать с программным обеспечением локальных и внешних сетей, инструментами дистанционной работы (вебинарами и видеоконференциями), вести электронный документооборот и пр.

Документ был опубликован 25.05.2021 г. на официальном портале правовой информации.

Проект рекомендаций по предотвращению травматизма

Для тех работодателей, чьи работники трудятся на чужой территории, Минтруд подготовил список мер, которые помогут предотвратить травмы.

Минтруд разработал для работодателей, чьи сотрудники работают на территории, подконтрольной другому работодателю или другой организации, рекомендации по предотвращению несчастных случаев. Так, перед началом работы компаниям нужно согласовать между собой условия производства работ и мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья всех, кто работает на этой территории. Чтобы разграничить ответственность, договоренности надо закрепить в договоре. Примерный перечень мероприятий содержится в том же документе, что и рекомендации. Перечень предусматривает организационные, санитарно-бытовые, технические и лечебно-профилактические меры, а также обеспечение работников СИЗ.

Если на одной территории трудятся сотрудники нескольких работодателей, последние могут согласовать между собой, как будут действовать, чтобы не допустить травм. Если договора между ними нет, то организация, которая контролирует территорию, должна координировать и информировать работодателей по поводу условий производства работ и мер по предотвращению травматизма.

Проект приказа подготовлен в связке с изменениями в разделе «Охрана труда» ТК.

Правительство подготовило проект, в котором планирует изменить технический регламент по пожарной безопасности. В новом проекте предлагают отменить устаревшие и дублирующие требования пожарной безопасности. Таким образом Правительство хочет снизить регуляторную нагрузку на организации.

В проекте предлагают подавать уточненную декларацию по пожарной безопасности тогда, когда изменился класс функциональной пожарной опасности и провели капремонт, реконструкцию или техническое перевооружение. Еще планируют прописать, что такую декларацию можно будет подавать в форме электронного документа. Сейчас уточненную декларацию подают при смене собственника объекта.

Также планируют изменить требования к пожарным сигнализациям. В новых правилах указали, что световой и звуковой сигналы о пожаре должны подаваться автоматически. Для этого нужно использовать системы передачи извещений. Сейчас такие сигналы подаются на выносные устройства оповещения или на устройства, которые находятся у дежурного персонала.

Источник: проект Федерального закона от 03.05.2021 № 1164878–7

Пунктом 3 ППР 1479 Постановления Правительства Р Фот 16.09.2020 для работников организации установлено два вида обучения:

  • противопожарный инструктаж
  • дополнительное профессиональное образование (ДПО)

31 декабря 2020 г. Постановлением Правительства Р Фот 31.12.2020 N 2467 продлено действие приказа МЧС 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций».

Из новых ППР убрали термин «пожарно-технический минимум» (ПТМ), НО в силу нормы ч. 2 ст. 76 Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» под ДПО подразумеваются не только программы профессиональной переподготовки, но и программы повышения квалификации, т. е. в том числе и ПТМ. Также это предусматривает абзац 3 статьи 25 Федерального закона № 69 Федеральный закон «О пожарной безопасности».

На основании пункта 46 действующего приказа МЧС № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» необходимо провести внеочередную проверку знаний работников по ПТМ.

В отличие от охраны труда внеочередная проверка знаний по пожарной безопасности (ПТМ) проводится при утверждении НПА, т. е.с 16.09.2020 г. Таким образом все ответственные за ПБ компании заказчика должны пройти внеочередную проверку знаний в УМЦ, а всем остальным работникам необходимо провести внеплановый инструктаж по ПБ.

Один из основных документов в сфере охраны труда. В правилах по охране труда (ПОТ) детально описано, что и как должен делать работодатель. Без ПОТ невозможно составить инструкции по охране труда, технологический регламент и другую необходимую документацию.

До 1 января 2021 года действовало 113 правил по охране труда, а с наступлением нового года их количество значительно уменьшилось, и теперь существует 41 ПОТ. Многие правила были объединены в один документ. Например, правила по охране труда на объектах связи, при обработке металлов и пр.

Изменились требования к перечню документов. Кроме того, значительно возросли штрафы за нарушение правил хранения, учета, ведения документации.

Как не «потеряться» в бумагах при пересмотре и составлении списка документов, необходимых для предприятия согласно новым требованиям законодательства? Рекомендуем вам воспользоваться Приказом Роструда от 21.03.2019. №77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда» и Административным регламентом осуществления государственного надзора за соблюдением трудового законодательства (Приказ Роструда от 13.06.2019 №160, ред. от 22.04.2020).

Они содержат конкретные перечни документации, которая должна быть в организации.

Особенности работы дистанционных сотрудников с 1 января четко прописаны в Федеральном законе от 08.12.2020N407-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях». В частности, если удаленный работник не выходит на связь в течение двух суток, это является основанием для его увольнения.

Вступил в силу и новый перечень работ, на которых нельзя использовать труд женщин. Документ был масштабно преобразован, и сейчас в нем указано только 100 производств, работ и должностей, на которых труд женщин ограничен. Ранее этот перечень содержал более 450 наименований.

Теперь женщины могут водить большегрузные машины, электропоезда, сельскохозяйственную спецтехнику; осуществлять верхолазные работы на высоте свыше 10 метров; быть слесарями по ремонту автомобилей и др.

Эти документы задумывались как полезный инструмент, на базе которого организации должны были делать инструкции именно под свои требования и условия. Как показала практика, в большинстве случаев работники организаций просто на просто переписывали эти типовые отраслевые инструкции, вместо того, чтобы на их основе разработать документы с учетом основных особенностей собственного производства.

Сейчас действуют 725 типовых инструкций по охране труда, которые в дальнейшем планируется отменить. Минтруд хочет ввести единую структуру инструкций по охране труда. Это поможет работодателям в их разработке и адаптации.

Очень долгожданный документ для профессионального сообщества. Работа над ним велась более пяти лет. В обсуждении и разработке приняли участие представители разных госструктур, общественных советов, профсоюзов, научных учреждений. И вот в начале декабря прошлого года Проект изменений в Трудовой кодекс РФ был передан Правительством в Госдуму. Его оперативно рассмотрели и включили в программу весенней сессии 2021 года.

Этот документ также был значительно изменен и модернизирован в соответствии с современными реалиями производства.

Рассмотрим некоторые из нововведений:

  • поменяется структура документа, в новой редакции может появиться 38 статей (сейчас 29). Уточнены принципы обеспечения безопасности труда;
  • у работодателя появится право проводить самостоятельно оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права (самообследование);
  • в обязанности работодателя будет входит отстранение от работы сотрудника, не применяющего средства индивидуальной защиты в установленном порядке;
  • вводится новая норма – обязанность реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Теперь задача работодателя не просто не нарушить безопасные условия труда, а разработать мероприятия и обязательно их реализовать. В противном случае это будет считаться нарушением ТК;
  • вводится запрет на работу в опасных условиях. Если по результатам СОУТ рабочие места будут отнесены к 4 классу опасности – работа останавливается и возобновить ее можно будет только после проведения специальной оценки, которая подтвердит снижение класса опасности. Планируется, что будет утвержден перечень работ, которые можно будет осуществлять в опасных условиях;
  • у работодателя появляются права на использование дистанционного наблюдения (видео-, аудио-или другая фиксация процессов работы); ведение документации по охране труда в электронном виде; предоставление доступа к базам всех документов в области охраны труда и к дистанционному наблюдению за работами сотрудникам органов надзора;
  • вводится понятие микроповреждение (микротравмы).

Кроме того, очень серьезно пересмотрены и обязанности работника. Проект обязывает работников правильно использовать оборудование, инструмент, материалы, технологии; немедленно принимать меры по устранению обнаруженных неисправностей; лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте и пр.

С июля текущего года будут введены новые критерии по определению утраты профессиональной трудоспособности (Приказ Минтруда России от 30.09.2020 №687н «Об утверждении критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»). В частности, отменят обязательное оформление паспортов здоровья. Персонал, занятый на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями, будет проходить медосмотр в центре профпаталогии раз в пять лет и пр.

На стадии проекта находится «Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда». Документом, например, предусмотрено, что руководители производственных структурных подразделений организации (начальники, мастера цеха) проходят обучение по мере необходимости, определяемой работодателем, но не реже одного раза в три года. Также там указано, что формы (самоподготовка, тренинги, лекции, семинары) и продолжительность обучения определяются работодателем.

Кроме того, будут внесены изменения:

  1. в ФЗ от 21 декабря 1994 года N69-ФЗ «О пожарной безопасности». Одно из изменений касается назначения ответственного за пожарную безопасность. Это может быть только тот работник, который соответствует требованиям профстандарта по пожарной безопасности.
  2. в Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 №1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Инструктаж по ЧС должен быть проведен в течение одного месяца при приеме на работу, а далее — не реже одного раза в год. На данный момент МЧС составляет типовой документ о том, как надо инструктировать работников по ЧС.
  • Ежегодная проверка знаний
  • Курсы целевого назначения
  • Программа повышения квалификации
  • Программа профессиональной переподготовки
  • Профессии рабочих и служащих
  • Дистанционное обучение
  • субъекты малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • некоммерческие организации, среднесписочная численность работников которых за 2020 не превысила 200 человек;
  • другие организации и ИП, которые не попадают под основания проведения плановых проверок в 2021.

Проведут проверки либо с выездом, либо в дистанционном формате (такой формат предусмотрен в связи с пандемией) в отношении тех компаний и ИП, чья деятельность или используемые производственные объекты отнесены:

  • к категории чрезвычайно высокого или высокого риска либо к I классу опасности;
  • к I классу опасности производственных объектов;
  • к I классу гидротехнических сооружений.

Ожидать плановую проверку стоит тем компаниям и ИП, которые находятся под постоянным государственным контролем.

Проект содержит изменения для организаций, эксплуатирующих транспорт. А именно регламентирует вопросы организации и проведения предрейсового и предсменного контроля технического состояния транспорта. Порядок касается и организаций, и ИП, которые используют автобусы и грузовые автомобили для перевозки пассажиров или грузов по коммерческому договору.

Согласно Постановлению Правительства от 30.11.2020 г. № 1969 ввели мораторий на проведение проверок до 31 декабря 2021 года. Соответственно, многие компании, ранее попавшие в план проверок, в текущем году могут не беспокоиться — их проверять не будут.

Однако в этой ситуации есть некоторые исключения.

Проверки по некоторым субъектам будут проводиться как с непосредственным выездом инспектора на территорию работодателя, так и дистанционным способом. Будут проверять хозяйствующих субъектов, если их деятельность или используемые производственные объекты относятся к:

  • категории чрезвычайно высокого или высокого риска или к I классу опасности;
  • I классу опасности производственных объектов;
  • I классу гидротехнических сооружений.

Стоит ждать инспекторов по труду для проведения проверки организациям и ИП, находящимся под постоянным государственным контролем.

Не будут проверяться такие хозяйствующие субъекты:

  • субъекты МСП, сведения о которых имеются в реестре МСП;
  • НКО со средней численностью персонала за 2020 год не более 200 чел.;
  • другие компании и ИП, не попадающие под основания проведения плановых проверок в 2021 году.

Проверки ГИТ могут быть не только плановыми, но и внеплановыми. Существуют некоторые основания, при наличии которых запускается внеплановая проверка. Наиболее распространенным из них является поступление в трудовую инспекцию или прокуратуру жалобы о нарушении условий труда.

Внеплановые проверки проводятся в таких ситуациях:

  • имеется риск причинения вреда жизни и здоровью людей, угроза возникновения ЧС природного либо техногенного характера. Проверка согласовывается с прокуратурой;
  • требуется провести проверку исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений, которые могут повлечь за собой угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей. Такая проверка согласуется с прокуратурой;
  • требуется осуществить проверку по материалам и обращениям, полученным прокуратурой.

Лица, которые ответственны за охрану труда, должны изучить новшества и изменения, вступившие в силу в текущем году. При их неисполнении возможно применение больших штрафов.

На основании Закона от 15.10.2020 г. № 341-ФЗ с 26 октября 2020 г. вступило в действие изменение, касающееся повышения штрафов за нарушение правил хранения документации по охране труда.

Раньше штрафные санкции по данным основаниям были незначительными. Работодателей вовсе не привлекали к ответственности, а для их должностных лиц штраф был до 500 руб. Но теперь размеры штрафов повысились во много раз, а сама ответственность применяется не только к должностному лицу, но и к компании.

При нарушении правил хранения, сборки, учета и применения архивной документации должностному лицу назначается штраф до 5 000 руб., а компании — до 10 000 руб.

Внимание! В Приказе Росархива от 20.12.2019 г. № 236 указаны не только сроки хранения документации по охране труда, но и перечень типовых управленческих архивных документов.

ПЕРЕЧЕНЬ ВСЕХ НОВЫХ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА, ВСТУПИВШИХ В СИЛУ С 2021 ГОДА

Каждый работодатель вне зависимости от организационно-правовой формы и числа работников должен с 2021 года проводить инструктаж по гражданской обороне и ЧС.

Он обязан ознакомить работников с правилами защиты при наступлении ЧС, а также с каждым сотрудником провести инструктаж по гражданской обороне и далее проводить их систематически.

В Постановлении Правительства от 18.09.2020 г. № 1485 указана периодичность проведения инструктажа — не реже 1 раза в год в процессе работы сотрудника, а также в течение 1-го месяца при приеме на работу нового сотрудника.

Если работодатель игнорирует это требование, МЧС при проверке может применить штрафные санкции. Чтобы этого избежать, нужно:

  • сформировать и утвердить программу инструктажа по гражданской обороне;
  • сформировать и утвердить журнал учета проведения инструктажей по гражданской обороне. В этом журнале проставляются даты проведения инструктажей, а также подписи сотрудников, проводивших и прошедших инструктажи.

Внимание! Примерную программу инструктажа и форму журнала учета проведения инструктажей можно найти в Письме МЧС от 27.10.2020 г. № ИВ-11-85.

На основании Приказа Минздрава от 28.01.2021 г. № 29н с апреля 2021 года используются новые правила проведения медосмотров.

Корректировки коснулись не только самого порядка, но и списка факторов и работ, при наличии или выполнении которых проводятся медосмотры.

На основании Закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ с июля 2021 года применяются новые правила проверок, в т.ч. трудовой инспекцией. Введена новая форма контроля — инспекционный визит.

При таком визите инспектор по труду посещает организацию и ее территорию в любое время ее работы. Соответственно, с июля текущего года в компанию может прийти инспектор по труду без предупреждения.

Ввод инспекционного контроля связан с изменением показателей эффективности для сотрудников трудовой инспекции. Они будут ориентироваться не на число проверок и обнаруженных нарушений, а на число устраненных рисков.

В данном проекте имеются изменения для компаний, которые эксплуатируют транспорт. Проект определяет моменты организации и проведения предрейсового и предсменного контроля технического состояния ТС.

Правила касаются компаний и ИП, использующих автобусы, а также грузовые автомобили для транспортировки пассажиров или грузом по коммерческому договору.

С 2021 года чиновники отменили больше 100 нормативно-правовых актов, ранее регламентировавших мероприятия по охране труда. В частности, к ним относится 111 СанПиН, отмененный Постановлением Правительства от 08.10.2020 г. № 1631.

Также отменили СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, касающийся требований по использованию компьютеров. Ранее работодатель обязан был оборудовать рабочее место сотрудника, который использует ПК, подставкой для ног, эргономичным рабочим столом и стулом.

Поскольку документ отменен, работодатель должен в инструкции по охране труда для офисных сотрудников внести необходимые корректировки.

Кроме того, нужно убедиться, что все документы по охране труда актуализированы, т.е. в них нет ссылок на источники, которые утратили силу.

Охрана труда в 2021 году — новые правила, изменения

Минтруд в июне 2020 года в ходе регуляторной гильотины сообщил о совершенствовании законодательства в области защиты здоровья рабочих. И уже к концу 2020 года издано и опубликовано 40 приказов, утверждающих Правила по охране труда. Основные цели, которые преследовал законодатель, — сохранение здоровья работников, снижение травматизма на производстве, снижение нагрузки на работодателя.

Ранее на практике работодатели устраняли ситуации, опасные для жизни и здоровья сотрудников, уже после произошедшего несчастного случая. Направленность была на недопущение впредь травм на предприятии. Сейчас работодателей призывают к своевременной оценке рисков и предотвращению возможности несчастных случаев.

Министерством проведена инвентаризация 113 нормативно-правовых актов. В результате упразднено 83 документа, которые приняты до 2012 года, поскольку они не соответствуют современным условиям. Тридцать документов, принятых или измененных в период с 2012-го по 2019 год, пересмотрены с учетом риск-ориентированного подхода и соответствия уровню технологического развития.

Вместо 113 НПА Минтруд запланировал принять 48 актов, соответствующих современным требованиям к обеспечению безопасности работников предприятий. Опубликовано на сайте Министерства на момент написания статьи 40 приказов.

Новое законодательство по охране труда в 2021 году станет нормативной основой требований, предъявляемых к работникам при соблюдении безопасности на производстве.

Изменились требования к комплекту нормативно-правовых актов, которые содержат правила безопасности на предприятии в соответствии со спецификой деятельности. Инструкции, программы обучения, информационные материалы должны быть актуализированы.

Исчезли из нормативных актов перекрестные ссылки на другие документы. Из документов убрали ограничения по возрасту, переадресацию на СанПиН, ПДД, технические регламенты.

Сложные для понимания многотомные пособия преобразовали в легко читаемые инструкции, не перегруженные лишней информацией. Остались сведения по существу.

Охрана труда 2021 года претерпела существенные сокращения в перечне должностей и работ, на которых ограничивалась занятость женщин. Существовал список из 456 должностей и работ — сейчас осталось всего 100 пунктов, где могут работать только мужчины.

Так, например, женщины теперь могут работать водителями автобусов для перевозки пассажиров количеством более 14 мест, газосварщиками ручной сварки в закрытых пространствах или быть членами палубной команды судов всех видов флота.

Изменения коснулись и порядка проведения специальной оценки условий труда. Теперь декларация соответствия условий труда действует бессрочно, пока не наступят обстоятельства, предусмотренные ч. 5 ст. 11 федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Декларация прерывает срок действия, если:

  • произошел несчастный случай;
  • у работника выявлено профессиональное заболевание;
  • найдены нарушения нормативных требований к безопасности на рабочем месте.

Работодатель обязан реагировать на каждый такой случай и проводить внеплановую оценку на рабочем месте. Кроме этого, работодатель должен на системной основе проводить профилактические мероприятия и анализ профессиональных рисков рабочих мест.

С 2021 года вступают в силу 40 новых требования к безопасности при разных работах. В связи с этим работодателям необходимо провести внеочередную проверку знаний по охране труда, а членов комиссии отправить на обучение в специализированные обучающие организации. Результаты проверки нужно оформить протоколом с указанием типа проверки знаний «внеочередная».

При этом приняты не все запланированные правила по охране труда в 2021 году. А значит, ожидаем новых приказов от министерства.

В Письме Минтруда России от 14.01.2021 № 15-2/10/В-167 представлены следующие разъяснения.

В соответствии со ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели – ИП, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в установленном порядке.

В настоящее время применяется Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (далее – Порядок).

Пунктом 3.1 Порядка определено, что проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы сотрудников рабочих профессий проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости – в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.

В случае введения новых нормативных актов или внесения изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда, проводится внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций (независимо от срока проведения предыдущей проверки). При этом осуществляется проверка знаний только этих законодательных и нормативных правовых актов (п. 3.3 Порядка).

Обратите внимание: в связи с вступлением в силу новых правил по охране труда работодателями должна быть организована внеочередная проверка знаний по охране труда работников в объеме тех новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников.

Внеочередная проверка может проводиться комиссией, созданной работодателем в соответствии с Порядком.

Члены комиссии работодателя в связи с выходом новых правил по охране труда должны пройти обучение в организациях, осуществляющих функции по проведению обучения работодателей и работников вопросам охраны труда.

Форма, порядок (включая сроки проведения) и продолжительность проверки знания требований охраны труда работников устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ (см. п. 2.2.3 Порядка).

Результаты внеочередной проверки знаний оформляются протоколом (в том числе обучение работам на высоте, работам в ограниченных и замкнутых пространствах и др.), как и результаты любой проверки знаний на основании п. 3.6 Порядка. При этом в протоколе указывается тип проверки знаний «внеочередная».

На основании п. 3.8 Порядка правая сторона удостоверения «Сведения о повторных проверках знаний требований охраны труда» предусмотрена для внесения сведений в случае, если работник не прошел проверку знаний при приеме на работу или очередном обучении. На практике при неуспешной проверке знаний удостоверение не оформляется. В связи с этим сведения о внеочередной проверке знаний следует вносить в раздел удостоверения «Сведения о повторных проверках знаний требований охраны труда».

Имеющиеся удостоверения о прохождении работниками обучения по охране труда, обучения безопасным методам и приемам выполнения работ (в том числе обучения работам на высоте, работам в ограниченных и замкнутых пространствах и др.), выданные до вступления в силу новых правил по охране труда, признаются действительными до окончания их срока действия при наличии отметки о внеочередной проверке знаний.

Кроме того, работодатель должен организовать работу по актуализации (абз. 7, 21 – 23 ст. 212 ТК РФ):

  • комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности (инструкций по охране труда, программ обучения по охране труда работников);

  • информационных материалов, использующихся в целях информирования работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья.

Согласно п. 3.4 Порядка для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.

В состав комиссий включаются:

  • руководители организаций и их структурных подразделений;

  • специалисты служб охраны труда;

  • главные специалисты (технолог, механик, энергетик и т. д.).

В работе комиссии могут принимать участие представители выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников данной организации, в том числе уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов.

Комиссия по проверке знаний требований охраны труда состоит из председателя, заместителя (заместителей) председателя, секретаря и членов комиссии.

Работник, не прошедший проверку знаний требований охраны труда при обучении, обязан после этого пройти повторную проверку знаний в срок не позднее одного месяца (п. 3.8 Порядка).

При введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда проводится внеплановый инструктаж (п. 2.1.6 Порядка).

Прохождение работниками обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда не заменяет прохождения работниками инструктажей по охране труда в соответствии с Порядком (Письмо Минтруда России от 27.07.2018 № 15-2/ООГ-1880).

25. Планировка, застройка и благоустройство территории организации должны соответствовать требованиям по охране труда.

26. На видных местах, в том числе перед въездом на территорию организации, устанавливаются схемы движения транспортных средств по территории организации.

27. При механизированном открывании въездных ворот, шлагбаумов или других ограничивающих въезд устройств они должны иметь возможность ручного открывания.

Не допускается проход людей на территорию через въездные ворота. Для прохода людей на территорию организации устраивается проходная или калитка в непосредственной близости от въездных ворот.

28. Территория организации должна содержаться в состоянии, обеспечивающем беспрепятственное и безопасное движение транспортных средств и работающих.

29. На территории должны быть обозначены проезды для движения транспортных средств и пешеходные дорожки, установлены дорожные знаки.

30. Движение транспортных средств по территории организации осуществляется с соблюдением Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения».

31. Скорость движения транспортных средств, в том числе напольного безрельсового транспорта (далее, если не определено иное, — транспортные средства) по территории организации устанавливается локальным правовым актом в зависимости от конкретных условий (в том числе интенсивности движения транспортных средств, протяженности территории, состояния дорожного покрытия, ширины и профиля дорог и проездов, вида и типа транспортных средств и перевозимого груза) и не должна превышать 10 км/ч. Скорость движения транспортных средств на поворотах, при въезде и выезде из въездных ворот, при выезде из-за угла здания, сооружения, при переезде через железнодорожные пути, на перекрестках, в местах интенсивного движения работающих, при движении задним ходом не должна превышать 3 км/ч.

32. На территории предусматриваются специально оборудованные участки (площадки) для хранения материалов, изделий, деталей, оборудования и иных материальных ценностей.

33. Проходы и проезды не должны загромождаться или использоваться для хранения готовой продукции, отходов производства, строительных материалов.

34. Территория оборудуется системой водоотведения, обеспечивающей полное удаление ливневых и поверхностных вод. Работодатель обеспечивает поддержание системы водоотведения в исправном состоянии. Люки подземных сооружений системы водоотведения надежно закрываются крышками, дождеприемными решетками.

35. Сбор и временное хранение отходов на территории организации осуществляется на обозначенных площадках, имеющих ограждение и твердое покрытие, или других специально оборудованных конструкциях, к которым обеспечены подъезды транспортных средств.

36. При производстве ремонтных, земляных и иных работ на территории организации открытые люки, траншеи и ямы ограждаются. Ограждения окрашиваются в сигнальный цвет.

При проведении на дорогах, проездах и (или) прилегающей к ним территории ремонтных и других работ необходимо:

организовать обозначение мест проведения на дороге, проезде и (или) прилегающей к ним территории ремонтных и других работ, оставленных на дороге, проезде и (или) прилегающей к ним территории дорожно-строительных машин, строительных материалов, конструкций и иных объектов дорожными знаками, ограждающими и направляющими устройствами, указателями объезда, а в темное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги, проезда — дополнительно фонарями, излучающими красный или желтый свет;

  • после окончания на дороге, проезде и (или) прилегающей к ним территории ремонтных и других работ принять безотлагательные меры по ее (его) приведению в состояние, обеспечивающее беспрепятственное и безопасное дорожное движение;
  • принимать меры по предотвращению загрязнения дорог, проездов.

Работающие при проведении на дороге ремонтных и других работ должны находиться в одежде специальной сигнальной повышенной видимости.

37. В местах перехода через траншеи, ямы, канавы устанавливаются переходные мостики шириной не менее 1 м, огражденные с обеих сторон перилами высотой не менее 1,1 м, со сплошной обшивкой внизу перил на высоту 0,15 м от настила и с дополнительной ограждающей планкой на высоте 0,5 м.

38. В темное время суток или при плохой видимости установленные места движения транспортных средств и работающих, а также места выполнения работ на территории организации освещаются согласно требованиям технических нормативных правовых актов, являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения.

39. За обеспечение соблюдения требований по охране труда на территории организации несет ответственность работодатель, в собственности (владении, пользовании) которого находятся земельный участок, производственные здания и сооружения, другое недвижимое имущество, расположенные на этой территории, если иное не установлено гражданско-правовым договором.

40. Если территория организации, производственное здание, сооружение, оборудование используются несколькими работодателями, то обязанности по обеспечению требований по охране труда исполняются ими совместно на основании письменного соглашения.

41. Здания, сооружения и помещения, должны соответствовать требованиям по охране труда.

42. Приемка в эксплуатацию законченных возведением, реконструкцией, реставрацией, капитальным ремонтом, благоустройством и подготовленных к эксплуатации (в том числе выпуску продукции, производству работ, оказанию услуг) объектов строительства, пусковых комплексов осуществляется в соответствии с Положением о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 716

43. Эксплуатация зданий, сооружений и помещений осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, иными техническими нормативными правовыми актами, проектной, исполнительной и эксплуатационными документами на них.

44. Планировка зданий, сооружений и помещений, размещение оборудования, осуществляется в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов и с учетом возможности поточности технологических операций, исключающей встречные или перекрестные потоки сырья, готовой продукции, обеспечения необходимого пространства для осуществления технологических операций и уборки, мойки, дезинфекции зданий, сооружений и помещений.

Проходы между рядами оборудования устраивают с учетом интенсивности потока работающих и грузов, размеров транспортируемых деталей (изделий, материалов) и габаритов транспортных средств.

Проезды и проходы внутри помещений обозначаются линиями или знаками, выполненными несмываемой краской контрастного цвета.

45. Поверхности зданий, сооружений и помещений (полы, стены, потолки) изготавливаются из нетоксичных материалов, устойчивых к коррозии, соответствующих условиям технологического процесса и проектной документации и позволяющих осуществлять влажную уборку (мойку) и дезинфекцию (при необходимости ее проведения).

46. Металлические полы, площадки и ступени лестниц изготавливаются с рифленой поверхностью, исключающей наличие скользких поверхностей. Прутковая сталь для выполнения ступеней лестниц не применяется.

47. Работодатель, являющийся собственником зданий, сооружений и помещений, осуществляющий их эксплуатацию, организует систематическое наблюдение за зданиями, сооружениями и помещениями в процессе их эксплуатации, назначает лиц, ответственных за правильную их эксплуатацию, сохранность и своевременный ремонт, создает комиссию по общему техническому осмотру производственных зданий и сооружений.

48. За обеспечение соблюдения требований по охране труда при эксплуатации зданий, сооружений и помещений несет ответственность работодатель, в собственности (владении, пользовании) которого находятся эти здания, сооружения и помещения, если иное не установлено гражданско-правовым договором.

49. Здания, сооружения и помещения подвергаются плановым (общим и частичным), внеплановым (внеочередным) техническим осмотрам.

Общие плановые технические осмотры зданий, сооружений и помещений должны проводиться два раза в год — весной и осенью.

Периодичность частичных плановых технических осмотров зданий, сооружений и помещений устанавливается работодателем, в

собственности (владении, пользовании) которого находятся эти здания, сооружения и помещения, организацией, осуществляющей их эксплуатацию, или службой технической эксплуатации в зависимости от конструктивных особенностей зданий, сооружений и помещений и технического состояния их элементов.

Внеплановые (внеочередные) технические осмотры зданий, сооружений и помещений проводятся после стихийных бедствий, аварий, при выявлении дефектов, деформаций конструкций и повреждений инженерного оборудования, нарушающих условия нормальной эксплуатации зданий, сооружений и помещений.

Результаты осмотров оформляются соответствующими актами, в которых отмечаются обнаруженные дефекты, а также необходимые меры для их устранения с указанием сроков выполнения работ.

50. При эксплуатации зданий, сооружений и помещений обеспечивается соблюдение нагрузок на строительные конструкции, параметров микроклимата (температура, влажность, скорости движения воздуха) и чистоты воздуха в помещениях, предусмотренных нормативными правовыми актами, проектной документацией.

Дополнительная нагрузка на строительные конструкции (полы, перекрытия, площадки), обусловленная необходимостью установки (подвески, крепления) оборудования, транспортных средств, трубопроводов и иных устройств, не предусмотренных проектной документацией, может быть допущена только при наличии расчета строительных конструкций, подтверждающего отсутствие превышений предельных величин нагрузок, или, если окажется необходимым, после усиления этих конструкций.

67. Нанимателями оборудуются с учетом характера производства санитарно-бытовые помещения (гардеробные, умывальные, туалеты, душевые, комнаты личной гигиены, помещения для приема пищи (столовые), обогревания, отдыха, обработки, хранения и выдачи средств индивидуальной защиты и другие), оснащенные необходимыми устройствами и средствами, организуется питьевое водоснабжение в соответствии с техническими нормативными правовыми актами, являющимися в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения.

68. Полы гардеробных, душевых, умывальных, уборных и иных санитарно-бытовых помещений должны быть влагостойкими с нескользкой поверхностью.

69. В душевых применяются резиновые либо пластиковые коврики с нескользкой поверхностью.

70. При умывальниках должны иметься в достаточном количестве смывающие средства, полотенца или воздушные осушители рук.

71. Для предварительной обработки рук при работах со свинцом или сплавами, содержащими свинец, в умывальниках предусматриваются емкости с однопроцентным раствором уксусной кислоты.

72. При технологических процессах, связанных с работой стоя или вибрацией, передающейся на ноги, предусматриваются ножные ванны, которые размещают в умывальных или гардеробных.

73. Все санитарно-бытовые помещения должны содержаться в исправном состоянии и чистоте.

74. Гардеробные, душевые, туалетные и иные санитарно-бытовые помещения должны после каждой смены убираться и проветриваться.

75. Не допускается использование санитарно-бытовых помещений не по назначению.

76. В цехах с избытками тепла работники обеспечиваются подсоленной газированной или минеральной водой.

77. Производственные и иные участки оснащаются аптечками первой помощи универсальными с набором необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения, соответствующим перечню вложений, входящих в аптечку первой помощи универсальную, установленному постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 4 декабря 2014 г. № 80.

78. Работающие по гражданско-правовым договорам обеспечиваются санитарно-бытовыми помещениями, оснащенными необходимыми устройствами и средствами, в соответствии с этими договорами.

88.Производственные процессы должны соответствовать требованиям по охране труда.

89.Охрана труда работающих при организации производственных процессов должна быть обеспечена применением:

безопасных технологических процессов и производственного оборудования;

  • зданий, сооружений, помещений и производственных площадок, соответствующих требованиям по охране труда;
  • рационального размещения производственного оборудования и организации рабочих мест;
  • материалов, не оказывающих вредного и (или) опасного воздействия на работающих;
  • устройств противоаварийной защиты, блокировки и сигнализации;
  • безопасных способов хранения и транспортирования материалов, готовой продукции;
  • способов обращения с отходами производства, обеспечивающих предотвращение их вредного воздействия на здоровье работающих;
  • средств индивидуальной защиты и средств коллективной защиты, обеспечивающих безопасные условия труда работающих;
  • методов и средств контроля уровней вредных и (или) опасных производственных факторов.

90.При разработке технологических процессов предусматриваются: устранение (снижение) воздействия на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов; применение средств автоматизации и механизации, дистанционного управления технологическим процессом и операциями при наличии вредных и (или) опасных производственных факторов; применение средств коллективной и индивидуальной защиты работающих.

91.Требования безопасности к технологическим процессам устанавливаются в текстовой части карт технологического процесса, технологических инструкциях и иных технологических документах.

92.В текстовой части технологических документов отражаются сведения:

  • о технологическом оборудовании, на котором проводится данный технологический процесс (выполняется технологическая операция);
  • о способе управления технологическим оборудованием и режиме его работы, если технологическое оборудование имеет несколько способов управления и режимов работ;
  • о технологической оснастке (инструмент, делительные головки, оправки, патроны, планшайбы, плиты, пресс-формы, тиски, штампы, измерительные приборы) и иных средствах технологического оснащения, обеспечивающих безопасность труда (пинцеты и щипцы для удаления деталей из зоны обработки, крючки для отвода и удаления стружки и другие);
  • о средствах автоматизации и механизации подъемно-транспортных работ;
  • о средствах коллективной защиты работающих, используемых непосредственно на рабочих местах (защитные ограждения, экраны, вентиляционные установки и иные);
  • о средствах индивидуальной защиты.

93.Конкретное изложение требований безопасности и их полноту в технологических документах устанавливает разработчик с учетом требований технических нормативных правовых актов, особенностей выполнения технологического процесса (технологической операции), вредных и (или) опасных производственных факторов и характера их воздействия на работающих, применяемых материалов, оборудования, технологической оснастки и действий, выполняемых работающими.

94. В картах эскизов приводятся:

  • эскизы заготовок, деталей, сборочных единиц с указанием условных обозначений опор, зажимов и установочных устройств;
  • схемы строповки грузов, раскроя материала, укладки грузов на транспортные средства и при штабелировании;
  • расстановка работающих при работе по перемещению грузов.

95. Технологические документы утверждаются после проверки наличия и полноты отражения в них требований безопасности в соответствии с техническими нормативными правовыми актами.

96. Работы с повышенной опасностью, требующие осуществления специальных организационных, технических мероприятий и контроля за их выполнением, выполняются по наряду-допуску на выполнение работ с повышенной опасностью (далее — наряд-допуск), (документам), предусмотренному (предусмотренным) законодательством.

97. В организации исходя из особенностей производства составляются перечень работ с повышенной опасностью и перечень работ, выполняемых по наряду-допуску.

98. Наряд-допуск определяет наименование работ с повышенной опасностью, место, сроки и время их выполнения, мероприятия по подготовке к выполнению работ, безопасному выполнению работ, состав исполнителей работ, лицо (лиц), ответственное (ответственных) за подготовку работ, лицо (лиц), ответственное (ответственных) за безопасное выполнение работ, иные требования, обеспечивающие безопасное выполнение работ. Наряд-допуск заполняется по форме согласно приложению.

99. К наряду-допуску при необходимости прилагаются эскизы защитных устройств и приспособлений, схемы расстановки постов оцепления, установки знаков и плакатов безопасности.

100.При выполнении работ в охранных зонах сооружений или коммуникаций наряд-допуск выдается при наличии письменного разрешения организации, эксплуатирующей данное сооружение или коммуникацию.

101.Наряд-допуск оформляется в двух экземплярах. Первый экземпляр находится у лица, выдавшего наряд-допуск, второй — у руководителя (руководителей) работ, если иное не предусмотрено техническими нормативными правовыми актами.

102.Перечень уполномоченных должностных лиц нанимателя, имеющих право выдачи наряда-допуска (далее — лицо, выдающее наряд- допуск), утверждается приказом нанимателя. Указанные лица проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в установленном порядке.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]