Положение о суот в школе 2021-2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Положение о суот в школе 2021-2022». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

СУОТ нужна для обеспечения безопасных условий деятельности, профилактики травматизма. Система связана со всеми управленческими процессами на предприятии: планирование производства, кадровое обеспечение, бюджетирование, закупки, технологические процессы, анализ и отчетность. Требования СУОТ обязаны выполнять все сотрудники организации, независимо от трудовой функции, а также подрядчики и посетители.

Из чего состоит СУОТ

Организационная структура — уровни управления СУОТ (совпадает с оргструктурой предприятия)

Процессы

Документация и записи

Работодатель распределяет ответственность и обязанности по охране труда между всеми структурными подразделениями, единицами, закрепляет их документально:

— рабочее место*

— производственная бригада или группа

— производственный участок

— цех

— структурное подразделение (отдел)*

— служба

— управление*

— департамент*

— филиал или дивизион

— организация в целом.

* Уровни введены проектом ПП

Действия по созданию и поддержанию СУОТ в рабочем состоянии:

1. Мероприятия по охране труда:

— СОУТ

— управление профессиональными рисками**

— обучение персонала

— организация и проведение медосмотров

— обеспечение работников СИЗ, лечебно-профилактическим питанием, молоком

— выполнение ПОТ при эксплуатации зданий и сооружений, оборудования, технологических процессах

— социальное страхование

— расследование и учет несчастных случаев, микротравм, профессиональных заболеваний

— обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха

— взаимодействие с надзорными органами, профсоюзами

— организация и безопасное проведение работ повышенной опасности ***

— работа с персоналом подрядных организаций

— внедрение электронного документооборота по ОТ

— информирование работников об условиях труда на рабочем месте

— внедрение культуры ОТ

— фиксация производственного процесса на цифровые носители (по решению работодателя)

— санитарно-бытовое и медицинское обслуживание работников.

2. Разработка и выполнение корректирующих действий.

3. Управление документацией СУОТ.

** Приложение 1 к ПП

*** Приложение 2 к ПП

Работодатель разрабатывает документы, ведет записи по требованиям ПП:

1. Политика (подлежит пересмотру не реже раза в три года) и цели в области охраны труда

2. Положение о СУОТ с распределением ответственности

3. Управление документацией

4. Перечень процессов ОТ по результатам оценки профессиональных рисков и СОУТ (смотрите п. 1 столбца 2)

5. Порядки, регламенты выполнения мероприятий по ОТ, контроля над их выполнением

6. Документы по результатам СОУТ, ОПР

7. План мероприятий по ОТ

8. Порядок реализации мониторинга и оценки эффективности функционирования СУОТ, результаты мониторинга и контроля

9. Планы улучшений

10. Квалификационные требования к персоналу

11. Перечень профессий (должностей):

— для стажировки

— для обучения ОТ

— освобожденных от обучения

— ответственных за инструктажи и стажировку

— освобожденных от повторных инструктажей

12. Программы инструктажей

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Проект положения о системе управления СУОТ 984.4 КБ

Система управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса (далее — СУОТ) является неотъемлемой частью общей системы управления образовательной организацией.

Основа функционирования СУОТ — Положение о СУОТ в образовательной организации, утвержденное приказом работодателя (руководителя образовательной организации) с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа.

Положение о СУОТ содержит следующие разделы (подразделы):

1. Политика и цели в области охраны труда и безопасности образовательного процесса.

2. Обеспечение функционирования СУОТ:

3. Процедуры, направленные на достижение целей в области охраны труда и безопасности образовательного процесса:

4. Планирование мероприятий по реализации процедур.

5. Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур.

6. Планирование улучшений функционирования СУОТ.

7. Управление документами СУОТ.

Положение о системе управления охраной труда (СУОТ) с 2021 года

Организация работ по охране труда возлагается на специалиста по охране труда.

Специалист по охране труда:

организует и координирует работу по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса, координирует работу структурных подразделений в области охраны труда;

проводит с работниками организации вводный инструктаж, контролирует проведение руководителями подразделений инструктажей по охране труда (первичных, повторных, внеплановых, целевых).

участвует в разработке и контроле за функционированием системы управления охраной труда в образовательной организации;

участвует в управлении профессиональными рисками;

участвует в организации и проведении специальной оценки условий труда;

участвует в разработке локальных нормативных актов по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса, раздела по охране труда коллективного договора;

осуществляет контроль за целевым использованием средств на реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

участвует в организации и проведении подготовки по охране труда и оказанию первой помощи, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации работников образовательной организации;

участвует в работе по определению контингента работников, подлежащих обязательным медицинским осмотрам и психиатрическим освидетельствованиям;

оказывает методическую помощь заместителям руководителя, руководителям структурных подразделений организации в разработке новых и пересмотре действующих инструкций по охране труда, а также в составлении программ обучения работников безопасным приемам и методам работы;

осуществляет проведение проверок состояния охраны труда в образовательной организации; выдает предписания об устранении имеющихся недостатков и нарушений требований охраны труда, контролирует их выполнение;

осуществляет контроль за соблюдением в организации законодательных и нормативных правовых актов по охране труда, предоставлением работникам установленных компенсаций по условиям труда, проведением профилактической работы по предупреждению производственного и детского травматизма, профессиональных заболеваний, выполнением мероприятий, направленных на создание здоровых и безопасных условий труда и образовательного процесса.

информирует работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующих профессиональных рисках, о полагающихся работникам компенсациях за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и иными особыми условиями труда и средствах индивидуальной защиты;

организует размещение в доступных местах наглядных пособий и современных технических средств для проведения обучения по охране труда;

осуществляет координацию и контроль обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также их хранения, оценки состояния и исправности;

осуществляет контроль за обеспечением работников нормативной правовой и методической документацией в области охраны труда;

участвует в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, анализе причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний, в разработке мероприятий по их предотвращению.

Работник осуществляет право на участие в управлении охраной труда как непосредственно, так и через своих представителей — членов Профсоюза, выборным коллегиальным органом которого является профсоюзный комитет (профком).

Право работников на участие в управлении охраной труда реализуется в различных формах, в том числе:

— проведение выборным коллегиальным органом первичной профсоюзной организации (профком) консультаций с работодателем (руководителем образовательной организации) по вопросам принятия локальных нормативных актов по охране труда и планов (программ) улучшения условий и охраны труда;

— получение от руководителя образовательной организации информации по вопросам, непосредственно затрагивающим законные права и интересы работников в области охраны труда;

— обсуждение с руководителем образовательной организации вопросов охраны труда, внесение предложений по совершенствованию работы в области охраны труда и обеспечения безопасности образовательного процесса;

— участие в разработке и принятии коллективных договоров;

— иные формы, определенные Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, локальными нормативными актами.

Уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда профсоюзного комитета образовательной организации осуществляет общественный (профсоюзный) контроль за состоянием охраны труда на рабочих местах, соблюдением руководителем и должностными лицами структурных подразделений образовательной организации законных прав и интересов работников в области охраны труда, сохранением жизни и здоровья работников и воспитанников во время образовательного процесса.

Права, обязанности и гарантии деятельности уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда определяются Положением об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профсоюзного комитета образовательной организации (Приложение 1).

Уполномоченный по охране труда представляет профсоюзную сторону в комиссии по охране труда, создаваемой в образовательной организации.

По инициативе работодателя (руководителя образовательной организации) и (или) по инициативе работников либо выборного органа первичной профсоюзной организации (профком) создается комиссия по охране труда.

Комиссия по охране труда (Комиссия) является составной частью системы управления охраной труда в образовательной организации, а также одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда. Работа Комиссии строится на принципах социального партнерства. В состав Комиссии на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Задачами Комиссии являются:

а) разработка на основе предложений членов Комиссии программы совместных действий работодателя, выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа по обеспечению соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма, детского травматизма и профессиональной заболеваемости;

б) организация проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка по их результатам, а также на основе анализа причин производственного травматизма, детского травматизма и профессиональной заболеваемости предложений работодателю по улучшению условий труда и образовательного процесса;

в) содействие службе охраны труда работодателя в информировании работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья, о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.

Контроль состояния условий и охраны труда предусматривает измерение (определение) и оценку опасных и вредных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочем месте. Наиболее полную характеристику состояния условий труда на рабочем месте получают при проведении специальной оценки условий труда.

Эта процедура предусматривает оценку условий труда на рабочих местах, выявление вредных и (или) опасных производственных факторов, оценку применяемых средств защиты, а также разработку мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями.

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет.

С целью организации процедуры организации и проведения оценки условий труда работодатель, исходя из специфики деятельности образовательной организации, устанавливает (определяет):

а) порядок создания и функционирования комиссии по проведению специальной оценки условий труда, а также права, обязанности и ответственность ее членов;

б) организационный порядок проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работодателя в части деятельности комиссии по проведению специальной оценки условий труда;

в) порядок осуществления отбора и заключения гражданско-правового договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда;

г) порядок урегулирования споров по вопросам специальной оценки условий труда;

д) порядок использования результатов специальной оценки условий труда.

Законом № 311-ФЗ изменена структура разд. Х ТК РФ «Охрана труда». В частности, заново переписаны положения нескольких глав, которые регламентируют сферу ОТ. Суть внесенных поправок, обусловленных в том числе правоприменительной практикой, заключается в следующем:

1. Уточнены права и обязанности субъектов трудовых отношений (работодателя и работников), а также структурированы основные процедуры управления охраной труда у работодателя (в частности, определен порядок осуществления деятельности созданных у работодателя служб по ОТ).

2. Установлен запрет на работу в опасных условиях труда. Данный запрет может быть введен по результатам СОУТ (если условия труда на рабочих местах будут отнесены к опасному классу). Возобновить деятельность на таких рабочих местах работодатель сможет только по результатам внеплановой СОУТ, которая подтвердит снижение класса условий труда. Процедура установления и снятия запрета на работу в опасных условиях труда определена положениями новой ст. 214.1 ТК РФ.

3. Регламентирован механизм управления профессиональными рисками. Этому вопросу посвящена новая ст. 218 ТК РФ.

4. Модернизирован подход к реализации мер безопасности посредством перехода от предоставления СИЗ в зависимости от наименования профессии (должности) работника, занятого на конкретном рабочем месте (так называемого списочного подхода к обеспечению СИЗ), к обеспечению СИЗ в зависимости от имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. Эти правила прописаны в новой редакции ст. 221 ТК РФ.

5. Усовершенствована процедура расследования и учета несчастных случаев на производстве, в том числе с целью предотвращения сокрытия микроповреждений (микротравм) (новая редакция ст. 227 ТК РФ).

При этом базовые принципы в области ОТ, которые заложены в действующей редакции Трудового кодекса, остались неизменными.

Важные изменения за март: положение о СУОТ, аптечки и порядок обучения

Изменено название гл. 34 ТК РФ на «Государственное управление охраной труда и требования охраны труда».

В ней раскрыто понятие «государственное управление охраной труда» (см. ст. 211 ТК РФ), а также разграничены полномочия в этой области между Правительством РФ, федеральными и региональными исполнительными органами власти в сфере охраны труда (см. новые ст. 211.1 – 211.3 ТК РФ).

Кроме того, Законом № 311-ФЗ скорректированы общие принципы установления национальных стандартов безопасности труда, а также государственных нормативных требований охраны труда, утверждаемых уполномоченными органами власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (новая ст. 212 ТК РФ). Также определен порядок проведения государственной экспертизы условий труда (новая ст. 213 ТК РФ).

Заметим: некоторые из перечисленных вопросов частично уже были урегулированы положениями действующих сейчас ст. 211, 216 и 216.1 ТК РФ. Внесенными поправками существующие правила уточнены и дополнены.

Два основных принципа обеспечения безопасности труда сформулированы в новой ст. 209.1 ТК РФ:

1) предупреждение и профилактика опасностей . Работодатель должен систематически осуществлять мероприятия по улучшению условий труда, включая ликвидацию или снижение уровней профессиональных рисков или недопущение повышения их уровней, с соблюдением приоритетности реализации таких мероприятий. Полный перечень данных мероприятий приведен в новой редакции ч. 3 ст. 225 ТК РФ;

2) минимизация повреждения здоровья работников . Работодатель должен принять меры, обеспечивающие постоянную готовность к локализации (минимизации) и ликвидации последствий профессиональных рисков.

На основании ст. 209 ТК РФ рабочим признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Законом № 311-ФЗ внесены уточнения, что общие требования к организации безопасного рабочего места устанавливаются Минтрудом с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Законом № 311-ФЗ введен новый термин «опасность» – это потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности.

Кроме того, Законом № 311-ФЗ конкретизированы следующие понятия:

  • «профессиональный риск» – это вероятность причинения вреда не только здоровью работника, но и его жизни;

  • «управление профессиональными рисками» – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления ОТ и включающих в себя меры не только по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков (что было раньше), а в перспективе – по недопущению повышения их уровней (в связи с этим на работодателя налагается обязанность проводить мониторинг и пересматривать выявленные ранее риски);

  • «требования охраны труда» – это совокупность требований, установленных государством и локальными нормативными актами работодателя (в том числе правилами (стандартами) организации и инструкциями по охране труда) (прежде работодатель был ограничен в части установления правил по ОТ).

Права работодателей в области ОТ установлены положениями новой ст. 214.2 ТК РФ. В ней, в частности, сказано, что работодатели вправе:

  • контролировать безопасность работ с помощью оборудования для дистанционной видео-, аудиозаписи производственных процессов (и обеспечивать хранение полученной при помощи такого оборудования информации);

  • вести электронный документооборот в области ОТ;

  • предоставлять дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ (а также к базам электронных документов) надзорным органам, которые наделены полномочиями на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства (то есть инспекциям по труду).

Требования по охране труда: что изменится с 2022 года?

Перечень прав работника в области ОТ приведен в ст. 216 ТК РФ. В частности, работнику предоставляется право:

  • получать информацию об условиях и ОТ от работодателя и соответствующих государственных органов (новая ст. 216.2 ТК РФ);

  • отказываться от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований ОТ до устранения такой опасности либо от выполнения не предусмотренных трудовым договором работ с вредными и (или) опасными условиями труда. В новой ст. 216.1 ТК РФ сказано, что такой отказ не влечет за собой дисциплинарную ответственность для работника.

Также в ст. 216 ТК РФ закреплены гарантии обеспечения права работника на санитарно-бытовое обслуживание (как должны обеспечиваться эти гарантии, установлено новой ст. 216.3 ТК РФ), права на внеочередной медосмотр в соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями с сохранением за работником места работы (должности) и средней заработной платы (среднего заработка) на время прохождения медосмотра.

Заметим: сами положения ст. 220 ТК РФ, посвященной медосмотрам (сейчас это ст. 213 ТК РФ), существенно изменились. Основная новация заключается в том, что вредные и (или) опасные производственные факторы и виды работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медосмотры работников, будут определяться совместно Минтрудом, Минздравом и Роспотребнадзором.

Обратите внимание: новой ст. 216.1 ТК РФ определено, что государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

Распространённый вопрос: какие правила поменялись в 2021 году для образовательных организации, какие инструкции необходимо пересмотреть? Для ответа на этот вопрос внимательно читаем в правилах, кто обязан их соблюдать и на кого они распространяются.

Для вас я упростил эту задачу немного, потому что выбрал эти правила, и вам не нужно перечитывать все 40 новых правил по охране труда, что бы определить относятся они к деятельности вашего учреждения или нет.

И подошли мы конкретно к изменениям по охране труда с 1 сентября 2021 года. На самом деле, их намечалось очень много, были они достаточно масштабные, но сейчас поговорим конкретно про те изменения, которые точно вступили в силу, точно уже будут, и вам нужно провести некую работу по актуализации своих документов.

Профстандарт специалист по охране труда

С 1 сентября 2021 года вступает в силу новый профессиональный стандарт специалиста по охране труда, действует он 6 лет – до 1 сентября 2027 года. Профессиональный стандарт по охране труда предыдущий, который был утверждён в 2014 году, № 524 приказ, утрачивает силу. Соответственно, вам нужно обновить должностную инструкцию специалиста по охране труда, если она у вас есть. Если есть какие-то упоминания в приказе с ссылкой на профстандарт, например, где вы возлагаете обязанности специалиста на себя, на каких-либо работников, вы тоже должны обновить эти документы.

С 1 сентября 2021 года планировались следующие изменения:

  • Новый порядок обучения по охране труда;
  • Новое типовое положение о системе управления ораной труда в организации;
  • Новый порядок психиатрического освидетельствования;
  • Новая редакция раздела X трудового кодекса.

Ждем следующую пачку изменений с 1 марта 2022 года!

Все эти изменения отложены до 1 марта 2022 года. С 1 марта будет действовать новая редакция раздела X Трудового кодекса, который посвящен конкретно охране труда. По поводу остальных трех документов – порядка обучения и т.д. пока неизвестно на 100%, возможно они будут также перенесены, если наши законодатели не успеют обсудить и утвердить наиболее удачную версия законопроекта.

Рассмотрим таблицу изменений законодательства по охране труда. Сроки я здесь не писал, потому что не могу сказать точно, когда примут некоторые нормативно-правовые акты.

29 авг Прошли совместные с Профсоюзом проверки образовательных учреждений к новому учебному году
28 мая Отраслевые соглашения предоставили дополнительные преимущества техническим инспекторам труда Профсоюза
18 мая Межрегиональный обучающий семинар по охране труда для внештатных технических инспекторов труда Профсоюза
28 апр Всемирный день охраны труда — 2021
29 мар Круглый стол для работников дошкольных образовательных организаций
24 мар Профсоюз — за соблюдение принципа добровольности при вакцинации учителей от коронавируса
17 мар Роспотребнадзор об иммунизации сотрудников образовательных организаций

Готовим документы по охране труда к новому учебному году

3.1. В основе разработки системы управления охраной труда и обеспечения безопасности образовательной деятельности в ДОУ лежит концепция, согласно которой дошкольное образовательное учреждение периодически анализирует и оценивает свою СУОТ, с целью выявления благоприятных возможностей для ее улучшения и реализации, а также принцип всеобщей вовлеченности – участие работников во всех элементах системы управления охраной труда.
3.2. Основа функционирования СУОТ — Положение о системе управления охраной труда в ДОУ, утвержденное приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа.
3.3. СУОТ является неотъемлемой частью системы управления ДОУ и включает в себя следующие основные элементы:

  • политика;
  • дошкольное образовательное учреждение;
  • планирование и применение;
  • оценка;
  • действие по совершенствованию.

3.4. СУОТ должна предусматривать:

  • интеграцию в общую систему управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения;
  • осуществление корректирующих действий по его адаптации к изменяющимся обстоятельствам; обязательства заведующего ДОУ по постоянному улучшению условий и охраны труда;
  • формирование службы охраны труда, обеспечение социального партнерства;
  • обязанности работников по охране труда;
  • стимулирование работы по охране труда;
  • наличие нормативной правовой базы, содержащей требования охраны труда в соответствии со спецификой дошкольной образовательной организации;
  • передачу и обмен информацией по охране труда, включающие получение и рассмотрение внешних и внутренних обращений (сообщений), их документальное оформление и подготовку ответов, а также рассмотрение предложений работников (их представителей).

3.5. Положение о системе управления ОТ в ДОУ содержит следующие разделы:

  1. Политика и цели в области охраны труда и безопасности воспитательно-образовательной деятельности в детском саду.
  2. Обеспечение функционирования СУОТ.
  3. Процедуры, направленные на достижение целей в области охраны труда и безопасности образовательной деятельности.
  4. Планирование мероприятий по реализации процедур.
  5. Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур.
  6. Планирование улучшений функционирования СУОТ в дошкольном образовательном учреждении.
  7. Управление документами системы управления охраной труда.
  8. Анализ эффективности СУОТ, проводимый в дошкольном образовательном учреждении.

3.6. Система управления охраной труда ДОУ разрабатывается, внедряется и функционирует в соответствии с характером деятельности дошкольного образовательного учреждения.
3.7. Разработка, внедрение и функционирование СУОТ производится заведующим дошкольным образовательным учреждением на основе локального нормативного акта.

4.1. Целью разработки и внедрения СУОТ в ДОУ является обеспечение охраны труда и здоровья работников и воспитанников в процессе трудовой и образовательной деятельности, предупреждение производственного и детского травматизма, профессиональной заболеваемости, а также обеспечение соответствия условий труда государственным нормативным требованиям.
4.2. Цели в области охраны труда должны быть оформлены в виде документа на определенный период времени и доведены до всех ответственных функциональных структур и уровней управления дошкольным образовательным учреждением.
4.3. Цели в области охраны труда должны регулярно оцениваться на актуальность.
4.4. Для достижения целей в области охраны труда в ДОУ должны быть сформированы конкретные задачи и программы. Разработанные программы должны быть документально оформлены и содержать информацию о сроках реализации, ответственном исполнителе, источниках финансирования и конкретном результате.
4.5. Цели в области охраны труда должны быть:

  • приемлемы и соответствовать специфике дошкольного образовательного учреждения, характеру его деятельности;
  • соответствовать требованиям трудового законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов;
  • направлены на непрерывное совершенствование профилактических и защитных мероприятий по охране труда сотрудников для достижения наилучшей результативности деятельности в этой области;
  • обеспечены реальными и необходимыми ресурсами;
  • оформлены в виде документа на определенный период времени и доведены до всех ответственных функциональных структур и уровней управления дошкольным образовательным учреждением;
  • должны периодически проверяться, в случае необходимости, корректироваться.

4.6. При установлении целей по охране труда учитываются:

  • основные направления деятельности ДОУ;
  • основные направления дошкольного образовательного учреждения в области охраны труда;
  • результаты определения опасностей, оценки рисков; законодательные требования;
  • мнения работников;
  • уровень реализации ранее установленных целей и мероприятий в области охраны труда;
  • результаты расследования несчастных случаев, профессиональных заболеваний, инцидентов, аварий;
  • результаты анализа системы управления охраной труда руководством дошкольного образовательного учреждения.

4.7. Цели должны быть определены качественно и, где это осуществимо, количественно.
4.8. Основные задачи СУОТ и обеспечения безопасности участников воспитательно-образовательных отношений в ДОУ:

  • реализация основных направлений политики дошкольного образовательного учреждения в сфере охраны труда и выработка предложений по ее совершенствованию;
  • разработка и реализация программ улучшения условий и охраны труда;
  • создание условий, обеспечивающих соблюдение законодательства по охране труда, в том числе обеспечение безопасности эксплуатации учебных и бытовых зданий и сооружений, помещений, используемых в образовательной деятельности, оборудования, приборов и технических средств обучения;
  • формирование безопасных условий труда;
  • контроль над соблюдением требований охраны труда;
  • обучение и проверка знаний по охране труда, в том числе, создание и совершенствование непрерывной системы образования в области обеспечения безопасности жизнедеятельности;
  • предотвращение несчастных случаев с работниками и воспитанниками во время проведения воспитательно-образовательной деятельности;
  • охрана и укрепление здоровья работников, воспитанников, создание оптимального сочетания режимов труда, обучения, организованного отдыха.

5.1. Заведующий дошкольным образовательным учреждением отвечает за политику в области охраны труда (далее – политика), проявляет инициативу в решении проблем охраны труда и заинтересованность в её реализации.
5.2. Политика в области охраны труда и безопасности образовательной деятельности является самостоятельным документом (разделом документа) ДОУ и содержит основные направления деятельности и обязательства заведующего дошкольным образовательным учреждением в области охраны труда и безопасности воспитательно-образовательной деятельности.
5.3. Политика должна отражать принципы и цели, выполнение которых дошкольное образовательное учреждение принимает на себя:

  • обеспечение безопасности и охраны здоровья всех работников детского сада путем предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  • сохранение жизни и здоровья воспитанников в процессе трудовой и воспитательно-образовательной деятельности;
  • соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;
  • выполнение последовательных и непрерывных мер (мероприятий) по предупреждению происшествий и случаев ухудшения состояния здоровья работников и детей, профилактике производственного и детского травматизма, профессиональных заболеваний, в том числе посредством управления профессиональными рисками;
  • соблюдение законодательства Российской Федерации об охране труда и иных нормативных правовых актов РФ, программ по охране труда, коллективных соглашений по охране труда и других требований, которые дошкольное образовательное учреждение обязалось выполнить;
  • обязательства по проведению консультаций с работниками и их представителями и привлечению их к активному участию во всех элементах СУОТ;
  • непрерывное совершенствование функционирования системы управления охраной труда;
  • обязательное привлечение работников, уполномоченных ими представительных органов к участию в управлении охраной труда и обеспечении условий труда, соответствующих требованиям охраны труда, посредством необходимого ресурсного обеспечения и поощрения такого участия;
  • установление гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;
  • выделение необходимых ресурсов для достижения целей в области охраны труда;
  • предоставления необходимых условий и гарантий деятельности лицам, ответственным за обеспечение охраны труда, уполномоченным лицам по охране труда, членам комиссии по охране труда для правильного выполнения ими своих функций.

5.4. Политика должна учитывать специфику деятельности ДОУ, характер и масштаб рисков для здоровья и безопасности сотрудников, устанавливать приоритеты, цели и задачи по охране труда, быть доступной и открытой для любых заинтересованных сторон, а ее реализация должна получать необходимое и достаточное ресурсное (техническое, финансовое, кадровое) обеспечение и поддержку заведующего дошкольным образовательным учреждением.
5.5. Основные принципы политики в области охраны труда должны быть оформлены в виде отдельного документа, кратко и четко изложены, доведены до сведения всех работников и, после согласования с выборным органом профсоюзной организацией, утверждены заведующим дошкольным образовательным учреждением, либо уполномоченным им лицом.
5.6. Политика в области охраны труда должна периодически анализироваться и пересматриваться, чтобы отражать изменяющиеся условия труда и информацию по вопросам охраны труда.
5.7. В Политике по охране труда отражаются:

  • положения о соответствии условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;
  • обязательства заведующего ДОУ по предотвращению производственного и детского травматизма и ухудшения здоровья работников и воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
  • положения об учете специфики деятельности дошкольного образовательного учреждения, обусловливающей уровень профессиональных рисков;
  • порядок совершенствования функционирования СУОТ.

5.8. При определении Политики в области охраны труда заведующий обеспечивает совместно с работниками и (или) уполномоченными ими представительными органами предварительный анализ состояния охраны труда в дошкольной образовательной организации и обсуждение Политики.
5.9. Политика в области охраны труда, как правило, включается в раздел «Условия и охрана труда» Коллективного договора.
5.10. Политика по охране труда должна быть доступна всем работникам ДОУ, а также иным лицам, находящимся на территории, в зданиях и сооружениях дошкольного образовательного учреждения.

Вид Контингент Периодичность Исполнитель
Вводный инструктаж Все работники ДОУ При поступлении на работу Лицо, ответственное за ОТ (по приказу) или заведующий ДОУ
Первичный инструктаж Работники ДОУ, кроме лиц, освобожденных от инструктажа на рабочем месте По приходу на рабочее место Лицо, ответственное за ОТ (по приказу) или заведующий ДОУ
Повторный инструктаж Работники ДОУ, кроме лиц, освобожденных от инструктажа на рабочем месте Один раз – в 6 мес. При выполнении работ повышенной опасности – 1 раз в 3 мес. Лицо, ответственное за ОТ (по приказу) или заведующий ДОУ
Внеплановый инструктаж Все работники ДОУ В любое время при наличии следующих причин:
— при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда;
— при изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда;
— при нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай, авария и др.):
— по требованию органов государственного надзора и контроля;
— при перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями) – более 30 календарных дней, для остальных работ – более 2 месяцев;
— по решению заведующего ДОУ (уполномоченного им лица)
Лицо, ответственное за ОТ (по приказу) или заведующий ДОУ
Целевой инструктаж Все работники ДОУ При выполнении разовых работ или работ повышенной опасности Руководитель выполняемых работ
Обучение по ОТ членов администрации и специалистов с последующей проверкой знаний Администрация, члены комиссии по охране труда, уполномоченные по охране труда от профсоюза (трудового коллектива) В течение месяца после приема на работу (вступление в должность), при перерыве в работе более 1 года, далее – не реже 1 раза в 3 года Обучение:
-в лицензированном учебном центре, проверка знаний – квалификационной комиссией учебного центра;
— в самом ДОУ по утвержденной программе обучения (40 ч.), проверка знаний — квалификационной комиссией в составе работников, прошедших обучение и аттестованных в учебном центре.

7.3. Обучение оказанию первой помощи пострадавшим
7.3.1. Заведующий (или уполномоченное им лицо) организует проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим. Вновь принимаемые на работу проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные заведующим (или уполномоченным им лицом), но не позднее одного месяца после приема на работу.
7.3.2. Обучение работников приемам оказания первой помощи пострадавшим может проводиться либо в ходе инструктажей или обучения требованиям охраны труда, либо в виде специального обучающего курса (тренинга), посвященного только изучению приемов оказания первой помощи пострадавшим на производстве.
7.3.3. Обучение приемам первой помощи проводится лицами, прошедшими специальную подготовку. К проведению данного обучения могут привлекаться обучающие организации, имеющие право на оказание данного вида образовательных услуг.
7.3.4. Перечень должностей и профессий работающих лиц, подлежащих обучению приемам оказания первой помощи пострадавшим, конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения обучения приемам оказания первой помощи пострадавшим определяются ДОУ самостоятельно с учетом требований ГОСТ 12.0.004-2015 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» и действующей нормативной документации, а также специфики трудовой деятельности работников дошкольного образовательного учреждения.

7.4. Профессиональная гигиеническая подготовка
7.4.1. Профессиональная гигиеническая подготовка при приеме на работу и в дальнейшем с периодичностью проводится в ДОУ:

  • для должностных лиц и работников, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией питания детей, раздачей пищи детям — ежегодно;
  • для остальных категорий работников — 1 раз в два года.

7.5. Занятия с воспитанниками по вопросам безопасности
7.5.1. Занятия с воспитанниками ДОУ по вопросам безопасности:

  • детей дошкольного возраста знакомят с основами безопасного поведения при проведении различных мероприятий, а также с безопасными приемами труда по самообслуживанию в процессе занятий, игр и других видов детской деятельности;
  • проведение занятий по основным правилам безопасного поведения, дорожного движения, пожарной безопасности, электробезопасности и т.д.

7.5.2. Занятия с воспитанниками детского сада проводятся воспитателями, а также приглашенными со стороны специалистами в самых разнообразных формах. Проверку усвоенных знаний осуществляют путем устного опроса обучаемых и практических занятий с ними.

Как должна быть организована охрана труда в образовательной организации

9.1. Осуществление контроля соблюдения требований охраны труда на рабочих местах, мониторинга условий и охраны труда, внутреннего и внешнего аудитов по вопросам охраны труда и безопасности образовательной деятельности предусматривает:

  • проверку (обследование) состояния охраны труда в ДОУ и соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;
  • выполнение работниками дошкольного образовательного учреждения обязанностей по охране труда;
  • выявление и предупреждение нарушений требований охраны труда;
  • принятие мер по устранению выявленных недостатков.

9.2. В рамках функционирования СУОТ, как правило, осуществляются два основных вида контроля:

  • административно-общественный трехступенчатый контроль по охране труда;
  • производственный контроль соблюдения санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

9.3. I ступень. Ежедневный контроль со стороны руководителей структурных подразделений (старший воспитатель, заведующий хозяйством), педагогических работников за состоянием рабочих мест, выявлением профессиональных рисков на рабочих местах, безопасностью используемых в процессе трудовой и образовательной деятельности оборудования, инвентаря, приборов, технических и наглядных средств обучения, размещенных в здании и на территории ДОУ, а также самоконтроль работников за соблюдением требований охраны труда, правильным применением средств индивидуальной защиты.
9.4. II ступень. Ежеквартальный контроль, осуществляемый специалистом по охране труда ДОУ и уполномоченным лицом по охране труда, за выполнением мероприятий по результатам проверки первой ступени контроля, техническим состоянием зданий, сооружений и оборудования на соответствие требованиям безопасности, соблюдением требований электробезопасности, своевременным и качественным проведением подготовки работников в области охраны труда (обучение и проверка знаний по охране труда, стажировка на рабочем месте, проведение инструктажей по охране труда), обеспечением работников средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами, соблюдением работниками норм, правил и инструкций по охране труда.
9.5. III ступень. Контроль осуществляют заведующий ДОУ (уполномоченное лицо) и председатель профкома (представитель иного представительного органа работников) не реже одного раза в полугодие.
9.6. На III ступени рекомендуется проверять результаты работы первой и второй ступеней контроля, предписаний органов государственного контроля (надзора) и представлений органов общественного контроля, выполнение мероприятий, предусмотренных коллективным договором и соглашением по охране труда, осуществлять контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения: оценка условий труда работников, подготовка по охране труда, проведение медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований, проводить учет и анализ аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
9.7. Результаты контроля регистрируются в соответствующем журнале. В рамках мероприятий по контролю функционирования СУОТ в дошкольном образовательном учреждением должны быть выполнены также соответствующие требования по проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

10.1. Планирование мероприятий по непрерывному совершенствованию и улучшению функционирования системы управления охраной труда и системы управления охраной труда в ДОУ в целом следует выполнять своевременно.
10.2. Мероприятия должны учитывать:

  • цели организации по охране труда;
  • результаты идентификации и оценки опасных и вредных производственных факторов и рисков;
  • результаты контроля исполнения и оценки результативности выполнения планов мероприятий по реализации порядков;
  • расследования связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов, результаты и рекомендации проверок/аудитов;
  • выходные данные (выводы) анализа управления системы управления охраной труда администрацией дошкольного образовательного учреждения;
  • предложения по совершенствованию, поступающие от всех членов организации, включая комиссии по охране труда;
  • изменения в законах и иных нормативных правовых актах, программах по охране труда, а также коллективных соглашениях;
  • новую информацию в области охраны труда.

Система управления охраной труда (далее — СУОТ) — это совокупность процедур и документов, регламентирующих политику и цели охраны труда в организации, а также обязанности должностных лиц, уровни управления.

Система управления охраной труда (СУОТ) состоит из основных элементов:

  • Положения о системе управления охраной труда
  • Политики и целей в области охраны труда
  • Предварительного анализа состояния охраны труда у работодателя и обсуждение Политики

В основе предварительного анализа состояния охраны труда применяют:

  • результаты специальной оценки условий труда;
  • статистику производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • материалы расследования несчастных случаев (в особенности анализ их причин);
  • предписания органов государственного надзора (контроля).

Оценку эффективности СОУТ в конкретной организации можно провести внешним или внутренним аудитом. Если в организации осуществляется внутренний аудит СУОТ в соответствии с требованиями международных стандартов или российских ГОСТов, то об этом целесообразно упомянуть в данном разделе. Если аудит СУОТ не проводится, то необходимо указать, что эффективность системы оценивается при формировании периодической отчетности о ходе реализации процедур, а также эти вопросы рассматривают на совещаниях, круглых столах с представительным органом работников.

Документ утверждает руководитель. Утверждение положения о службе охраны осуществляется путем издания специального приказа (смотрите образец в конце статьи) и проставлением соответствующего грифа с подписью уполномоченного лица непосредственно на самом акте.

В приказе об утверждении указывается следующее:

  • основание введения приказа в действие;
  • дата вступления положения в силу;
  • сведения о формировании службы;
  • данные о начальнике и работниках СОТ.

После того как приказ подписан руководителем, в правом верхнем углу первой страницы положения проставляется гриф «Утверждаю». Под грифом указывается дата утверждения акта и проставляется подпись генерального директора.

Здесь необходимо перечислить полномочия специалистов СОТ. Обычно сотрудников этого подразделения наделяют правом беспрепятственного посещения и осмотра помещений компании, проведения соответствующих проверок и предъявления предписаний об устранении нарушений.

Кроме этого, работники СОТ могут готовить для руководителя предложения относительно привлечения к ответственности виновных субъектов, а также относительно поощрений отдельных сотрудников.

В положении нужно предусмотреть, кто контролирует деятельность службы. Обычно это руководитель компании. Функции контроля также могут возлагаться на СОТ вышестоящей организации.

За деятельность СОТ отвечает руководство предприятия. В свою очередь работники службы отвечают за выполнение своих должностных задач, предусмотренных должностными инструкциями и внутренними нормативными актами.

Производственные риски – это форс-мажорные обстоятельства, которые возникают во время производственного процесса.

«Форс-мажорный список» формируется исходя из специфики деятельности компании. Обычно в категорию потенциальных рисков включают природные катаклизмы, техногенные ситуации и смешанные обстоятельства.

О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
МАОУ «Видновская гимназия»

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение о системе управления охраной труда в МБОУ «Видновская СОШ №5 с УИОП» (далее – Положение) разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438 «Об утверждении типового положения о системе управления охраной труда», ГОСТ 12.0.230-2007, письмом Минобрнауки от 25.08.2015 № 12-1077.

1.2. Положение определяет порядок функционирования системы управления охраной труда (далее – СУОТ) в МАОУ «Видновская гимназия» (далее – школа) и устанавливает правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на безопасные условия труда, сохранение жизни и здоровья работников и обучающихся.

1.3. Требования Положения обязательны для всех работников школы и всех лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях школы.

Охрана труда в образовательном учреждении в 2021 году

3.1. Основной целью в области охраны труда в школе является создание безопасных условий труда и сохранение здоровья работников в процессе трудовой деятельности, а обучающихся – в процессе образовательной деятельности.

3.2. Цель охраны труда достигается путем реализации процедур, указанных в разделе 5 настоящего Положения, с учетом необходимости оценки их достижения, в том числе на основе измеримых показателей.

4.1. Функционирование СУОТ в школе осуществляется на основе трехуровневой системы управления:

– первый уровень – обеспечение соблюдения требований охраны труда – работодатель в лице директора школы, служба охраны труда (специалист по охране труда);

– второй уровень – соблюдение и руководство исполнения требований охраны труда по направлениям деятельности – заместитель директора по безопасности (руководитель структурного подразделения), заместители директора: по учебной, воспитательной и административно-хозяйственной работе; главный бухгалтер, заведующий библиотекой, преподаватель основ безопасности жизнедеятельности, заведующие учебными кабинетами, учебной мастерской, спортивным залом, учителя, классные руководители;

– третий уровень – выполнение требований охраны труда – работники школы, комиссия по охране труда.

Обязанности работников каждого уровня управления устанавливает директор школы.

4.2. Первый уровень управления

4.2.1. Директор школы:

– обеспечивает безопасность работников и охрану здоровья обучающихся при проведении образовательного процесса, а также при эксплуатации зданий, помещений и оборудования;

– обеспечивает создание СУОТ;

– принимает меры по предотвращению аварий, сохранению жизни и здоровья работников и иных лиц при возникновении таких ситуаций, в том числе меры по оказанию пострадавшим первой помощи;

– обеспечивает соблюдение режима труда и отдыха работников;

– организует ресурсное обеспечение мероприятий по охране труда;

– руководит разработкой организационно-распорядительных документов и распределяет обязанности в сфере охраны труда между своими заместителями, специалистом по охране труда;

– определяет ответственность своих заместителей за деятельность в области охраны труда;

– организует проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров;

– обеспечивает соблюдение установленного порядка обучения и профессиональной подготовки работников, включая подготовку по охране труда, с учетом необходимости поддержания необходимого уровня компетентности для выполнения служебных обязанностей, относящихся к обеспечению охраны труда;

– допускает к самостоятельной работе лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

– обеспечивает приобретение и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с условиями труда и согласно типовым нормам их выдачи;

– обеспечивает приобретение и функционирование средств коллективной защиты;

– организует проведение специальной оценки условий труда;

– организует управление профессиональными рисками;

– организует и проводит контроль за состоянием условий и охраны труда;

– содействует работе комиссии по охране труда;

– осуществляет информирование работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;

– обеспечивает лечебно-профилактическим питанием, молоком соответствующий контингент работников в соответствии с условиями труда и согласно установленным нормам;

– обеспечивает санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда;

– обеспечивает своевременное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, профессиональных рисков;

– принимает участие в расследовании причин аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, принимает меры по устранению указанных причин, по их предупреждению и профилактике;

– информирует органы государственной власти о происшедших авариях, несчастных случаях и профессиональных заболеваниях;

– организует исполнение указаний и предписаний органов государственной власти, выдаваемых ими по результатам контрольно-надзорной деятельности;

– по представлению уполномоченных представителей органов государственной власти отстраняет от работы лиц, допустивших неоднократные нарушения требований охраны труда;

– приостанавливает работы в случаях, установленных требованиями охраны труда;

– обеспечивает доступность документов и информации, содержащих требования охраны труда, действующие в школе, для ознакомления с ними работников и иных лиц.

4.2.2. Служба охраны труда (уполномоченный по охране труда трудового коллектива):

6.1. В основе планирования мероприятий по реализации процедур, указанных в разделе 5 настоящего Положения, лежит план мероприятий (далее – План).

6.2. План ежегодно составляется с учетом:

– требований законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда и безопасности образовательного процесса;

– результатов специальной оценки условий труда;

– анализа производственного травматизма, травматизма детей во время образовательного процесса, профессиональной заболеваемости, а также оценки уровня профессиональных рисков;

– положений предписаний представителей органов государственного контроля, представлений уполномоченных лиц по охране труда.

6.3. В плане мероприятий отражаются:

– общий перечень мероприятий;

– ожидаемый результат по каждому мероприятию;

– сроки реализации по каждому мероприятию;

– ответственные лица за реализацию мероприятий;

– источник и объем финансирования мероприятий.

7.1. С целью организации контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур в школе устанавливается порядок реализации мероприятий, обеспечивающих:

– оценку соответствия состояния условий и охраны труда требованиям охраны труда и соглашениям по охране труда;

– выявление и предупреждение нарушений требований охраны труда;

– принятие мер по устранению выявленных недостатков.

7.2. В рамках функционирования СУОТ осуществляются два основных вида контроля:

– административно-общественный трехступенчатый контроль по охране труда;

– производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий.

7.2.1. Административно-общественный трехступенчатый контроль по охране труда.

I ступень. Ежедневный контроль со стороны руководителей структурных подразделений, классных руководителей, заведующего хозяйством, педагогических работников за состоянием рабочих мест, выявлением профессиональных рисков на рабочих местах, безопасностью используемых в процессе трудовой и образовательной деятельности оборудования, инвентаря, приборов, технических и наглядных средств обучения, размещенных в здании и на территории образовательной организации, а также самоконтроль работников за соблюдением требований охраны труда, правильным применением средств индивидуальной защиты.

II ступень. Ежеквартальный контроль, осуществляемый специалистом по охране труда и уполномоченным лицом по охране труда, за выполнением мероприятий по результатам проверки первой ступени контроля, техническим состоянием зданий, сооружений и оборудования на соответствие требованиям безопасности, соблюдением требований электробезопасности, своевременным и качественным проведением подготовки работников в области охраны труда, обеспечением работников средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами, соблюдением работниками норм, правил и инструкций по охране труда.

III ступень. Контроль осуществляют директор и председатель профсоюза не реже одного раза в полугодие. На данной ступени проверяются результаты работы первой и второй ступеней контроля, предписаний органов государственного контроля и представлений органов общественного контроля, выполнение мероприятий, предусмотренных коллективным договором и соглашением по охране труда, осуществляется контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения: оценка условий труда работников, подготовка по охране труда, проведение медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований, проведение учета и анализа аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Результаты контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур оформляются в форме акта. Итоги проверки рассматриваются на совещании у директора школы. По итогам принимаются решения с разработкой плана мероприятий по ликвидации выявленных нарушений. При необходимости издаются приказы.

7.2.2. Производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий.

7.3. В случаях, если в ходе проведения контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур выявляется необходимость предотвращения причин невыполнения каких-либо требований, возможного повторения аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, незамедлительно осуществляются корректирующие действия.

В учреждении общего среднего образования устанавливается отчетность и обеспечивается информирование работников о проделанной работе по охране труда.

Контроль может осуществляться в форме проверок, обследований, осмотров, рассмотрения жалоб, заявлений. Контроль предусматривает выявление причин нарушений, требований охраны труда и разработку мероприятий по их устранению и предупреждению.

Подобные меры необходимо внедрить в систему управления охраной труда (далее — СУОТ). Данные мероприятия помогут сохранить здоровье и жизнь сотрудников предприятия. Назначенный на предприятии сотрудник занимается всеми вопросами охраны труда.

При разработке должностных инструкций обязанности по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране труда распределяются между руководителями и специалистами с учетом их трудовых функций, роли и места в системе управления охраной труда ГУО «Гимназия № 38 г. Минска».

Подобные меры необходимо внедрить в систему управления охраной труда (далее — СУОТ). Данные мероприятия помогут сохранить здоровье и жизнь сотрудников предприятия. Назначенный на предприятии сотрудник занимается всеми вопросами охраны труда.

Организовать и провести внеочередную проверку знаний по ОТ. При этом нужно принимать во внимание новые нормативные акты, содержащие требования охраны труда. Организации имеют право создавать комиссии, которые будут проводить проверки.

Таким образом, при разработке положения следует учитывать, что оно не принимается раз и навсегда, а может требовать периодических изменений.

Главным из таких органов должна быть служба охраны труда, которую в соответствии с положениями ст. 217 ТК РФ должны учреждать работодатели с численностью штата более 50 человек.

Чтобы осуществлять производственный контроль, работодатель обязан принять специальный ЛНА — программу производственного контроля. В такой программе нужно указать работников, ответственных за проведение контрольных мероприятий, а также перечень потенциально опасных факторов и объектов, в отношении которых надо проводить лабораторные исследования.

Приветствую, друзья! План “перехват” и теперь в наших руках примеры положений СУОТ в образовании, а именно: СУОТ в дошкольной образовательной организации, СУОТ в общеобразовательной организации, СУОТ в образовательной организации дополнительного образования, СУОТ в средней профессиональной образовательной организации – 4 примера положений о СУОТ в формате PDF. Надо – качаем!

По-моему для живущих в нашей реальности это вполне понятно . А “свой” у меня есть. Только не для образования, я там не работаю, и, как выше написал, не собираюсь.

Настоящее Примерное положение определяет порядок организации работы по охране труда и структуру управления охраной труда в дошкольной образовательной организации (далее — образовательная организация), служит правовой и организационно-методической основой локальных нормативных актов по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса.

То есть все идет верным путем к нулевому травматизму, о котором уже давно очень много говорят, но пока на практике это достаточно сложно реализовать.

В гимназии № 38 г.Минска организован комплекс мероприятий в области охраны труда, который подразумевает создание безопасных условий пребывания учащихся и персонала, соблюдение санитарно-гигиенического режима, мер противопожарной и электробезопасности, обучение безопасному поведению, знанию норм и правил охраны труда, ведение обязательной документации, определяемой номенклатурой дел и многое другое.

Настоящей инструкцией определены цель, задачи, основные виды и объекты контроля законодательства об охране труда в ГУО «Гимназия № 38 г. Минска».

Учитывайте, что регуляторная гильотина только набирает обороты, поэтому в скором времени могут быть и другие изменения. К тому же изначально Минтруд анонсировал изменение 41 правила по охране труда, но на данный момент обновил только 40 из них.

Руководитель учреждения общего среднего образования проводит анализ функционирования системы управления охраной труда для разработки и реализации корректирующих и предупреждающих действий и постоянного совершенствования системы управления охраной труда.

Правила ОТ в ЖКХ (Приказ Минтруда России от 29.10.2020 № 758н) распространяются только на определенных объектах ЖКХ.

Ежедневный контроль за состоянием охраны труда осуществляется специалистом соответствующего кабинета, учителем.

В соответствии с п. 3.3 Порядка 1/29, при введении новых правил по охране труда все работники предприятий обязаны пройти инструктажи по усовершенствованным программам и внеочередную проверку знаний в течение 6 месяцев.

Генеральный прокурор РФ И. Краснов дал поручение организовать в субъектах РФ проверку исполнения действующего законодательства в сфере охраны труда. Утвердите изменения грифом на самом документе или приказом по организации. Если в организации есть профсоюз — согласуйте пересмотренные документы с ним, а лишь затем утверждайте.

К наиболее частым нарушениям, которые могут привести к проведению прокурорской проверки относится необеспечение сотрудников средствами индивидуальной защиты, непроведение спецоценки условий труда, неорганизация обязательных медицинских осмотров, отсутствие инструктажей по технике безопасности, а также отсутствие организации фактических рабочих мест с учетом требований охраны труда.

Так как изменения уже вступили в законную силу для большинства отраслей, специалистам по охране труда необходимо срочно приступать к пересмотру всех документов предприятия, которые содержат нормы охраны труда. В частности, измените: инструкции по охране труда, программы проведения инструктажа и обучения, экзаменационные билеты по проверке знаний требований охраны труда.

Минтруд подготовил проект порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда. Он заменит действующие правила, которые утверждены Постановлением Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29.

Разработчики предлагают пять видов обучения по охране труда:

  • обучение по охране труда внутри организации или в стороннем учебном центре;
  • обучение использованию СИЗ;
  • обучение оказанию первой помощи пострадавшим;
  • стажировка на рабочем месте;
  • инструктаж по охране труда.

Планируется, что первичное обучение по охране труда для работников нужно будет проводить не позднее шести месяцев после приема на работу.

Как сейчас организовать обучение по охране труда, читайте в статье «Виды обучения по охране труда: как провести, чтобы снизить профриски». Специалисты ведомств предлагают четыре программы:

  • обучение по общим вопросам охраны труда и функционирования СУОТ, которая включает конкретные инструменты и практики;
  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, если на работников воздействуют вредные или опасные производственные факторы, которые могут привести к профзаболеваниям;
  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, если есть риск травм;
  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования по подготовке.

Количество человек, которых нужно будет обучать в сторонних учебных центрах, будет зависеть от общей численности работников и категории риска организации.

Так, микропредприятие направит в УЦ одного работника, малое предприятие — трех сотрудников, а среднее предприятие с низким риском — пятерых.

Крупная компания с численностью больше 5000 человек, высоким или значительным риском должна будет обучить в УЦ минимум 25 работников и не меньше трех на каждое обособленное структурное подразделение, включая руководителя.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Проект положения о системе управления СУОТ 984.4 КБ

Скачать

Понятие системы управления охраной труда дано в статье 209 ТК РФ и определяется как единый механизм взаимодействующих и связанных между собой элементов, устанавливающих политику работодателя в области охраны труда. Вместе с тем определяются процедуры, позволяющие достигнуть поставленных целей.

В помощь организации при разработке СУОТ приказом Министерства труда было утверждено положение от 19.08.2016 № 438н.

Система является частью менеджмента (управления) организации. Именно она позволяет не только снизить риски опасных и вредных производственных факторов, создать благоприятную, безопасную обстановку на местах, но и повысить производительность труда.

СУОТ представляет собой единство:

  • локальной нормативной базы работодателя и ведения необходимой документации с фиксацией действий в актах, журналах и иных учетных регистрах;
  • организационных мер управления с возложением на должностных лиц обязанностей по охране труда;
  • процедур и порядков действия системы, в том числе планирование, пути реализации мероприятий, имеющим значение для улучшения организационных методов ОТ и условий труда.

Положения и требования СУОТ обязательны к исполнению всеми работниками организации. Для нормального действия системы работодателю необходимо:

  • составить ее структуру,
  • уточнить связи между структурными единицами организации;
  • распределить обязанности в области ОТ каждого из подразделений (отделов, цехов и т.п.),
  • назначить меру ответственности должностных лиц в сфере ОТ.

Все эти функции необходимо закреплять нормативными документами.

Вся методическая работа, нормативные документы, которые разрабатываются работодателем в области охраны труда, должны быть направлены на:

  • постоянный мониторинг состояния ОТ во всех структурных подразделениях;
  • формулировку целей и единый подход к политике в области ОТ;
  • соблюдение действующего законодательства по охране труда;
  • разработку и реализацию способов достижения поставленных целей;
  • постоянную работу по улучшению трудовых условий.

В связи с этим на СУОТ возлагаются следующие задачи:

  • обеспечение безопасности технологических процессов, используемых у конкретного работодателя, зданий, сооружений, производственного оборудования;
  • улучшение условий труда работников с соблюдением оптимального режима труда и отдыха, обеспечением лечебно-профилактического обслуживания;
  • проведение консультаций, инструктажей, учебных занятий по охране труда, постоянная работа, направленная на грамотность работников в этой области и соблюдение основных норм применительно к специфике деятельности организации;
  • анализ причин аварий, производственных травм, профессиональных заболеваний и проведение мероприятий по снижению этих рисков.

Основная ответственность соблюдения норм СУОТ возлагается на руководителя организации. Он вправе выделить специалиста по ОТ или службу, закрепив за ними функции приказом и прописав в должностных инструкциях. Постоянные профилактические мероприятия в сфере ОТ позволяют предупредить производственный травматизм и профессиональные заболевания.

Система управления охраной труда должна быть налажена в любой организации. Процесс ее создания является трудоемким, но в помощь разработано типовое Положение о СУОТ. Оно может стать хорошей основой для работодателей, достаточно лишь предусмотреть моменты, специфичные для конкретной области деятельности.

Типовое Положение о СУОТ от 19.08.2016 438н

Образец Положения о СУОТ

Субъекты малого бизнеса зачастую не считают нужным создавать СОУТ, считая, что она необходима только для производственных процессов и крупных предприятий, где существует риск травматизма. Но они не совсем правы в силу следующих факторов:

  • даже при небольшом штате должна быть разработана схема управления процессами. А при его увеличении система уже не будет такой простой, как кажется;
  • в любой организации руководитель является ответственным за охрану труда и должен пройти специальное обучение. Любой несчастный случай в рабочее время будет рассматриваться с точки зрения несоблюдения норм по охране труда и руководитель будет наказан соответствующим образом. Поэтому мероприятия по ОТ должны проводиться даже в малых организациях;
  • СОУТ необходим даже, если штат составляют только офисные работники и обслуживающий персонал. Поэтому следует отойти от представления, что опасность существует только на производстве.

Теперь перейдем к вопросу: Обязан ли работодатель создать систему управления охраной труда в организации?

Ответ однозначный – обязан в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса. При этом законодательство не разделяет работодателей на крупных и мелких субъектов бизнеса, не устанавливает нормативы по штатной численности и иным критериям.

Конечно, СОУТ для малых форм предпринимательства и крупных субъектов будет различаться по структуре мероприятий и затратам на них. Для первых предусмотрено составление упрощенной системы управления охраной труда и внедрение ее в свой процесс ведения бизнеса.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]