Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Конвенция о правах ребенка вступила в силу». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Конвенция о правах ребенка
- 1 История создания
- 2 Основные положения Конвенции
- 2.1 Первая часть Конвенции
- 2.2 Вторая часть Конвенции
- 2.3 Третья часть Конвенции
- 2.4 Конвенция о праве ребёнка на образование и о воспитании детей
- 3 Федеральное законодательство и подзаконные акты Российской Федерации в развитии Конвенции
- 4 Литература
- 5 См. также
- 6 Ссылки
Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Через два года, в 1948 году Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека. В ее положениях и положениях Международных пактов 1966 года, касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты. Но первым актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребенка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества. К 20-летию принятия Декларации прав ребенка, ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребенка. В ознаменование этого был выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребенка. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник Адам Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребенка. Во время работы над Конвенцией и после ее принятия Генеральной Ассамблеей были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, имеющей глобальное значение для осуществления прав человека — прав детей. Конвенция принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года, 26 января 1990 года началось подписание Конвенции. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации ее двадцатью государствами. На Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств. В настоящий момент 193 страны либо подписали этот документ, либо стали участниками Конвенции в результате ратификации или присоединения к ней. Только [США] и [Сомали] пока не присоединились к Конвенции (госсекретарь США Олбрайт от имени США в 1995 году подписала Конвенцию, но тогдашний Президент США Билл Клинтон не представил её для ратификации в Сенат). СССР ратифицировал данную Конвенцию (дата ратификации Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года), Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 года. После ратификации тем или иным государством Конвенция приобретает на его территории статус закона, контроль за соблюдением которого осуществляет в государствах-участниках комитет в составе десяти экспертов. В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать как День прав ребенка.
- Статьи 41-45 упоминают о способах информирования основных положений Конвенции и механизмах контроля за исполнением участниками Конвенции.
Конвенция ООН о правах ребёнка
- Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребенка открыта для подписания всеми государствами, поэтому ее участником смог стать и не являющийся членом ООН Ватикан.
Новаторство Конвенции заключается прежде всего в том объеме прав, определенных для ребёнка. Некоторые из прав впервые были зафиксированы именно в Конвенции (см. статьи 12-17).
Конвенция в ст. 28 гарантирует детям бесплатное и обязательное начальное образование и требует от государств-членов ООН поощрение развития различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечение его доступности для всех детей и принятия необходимых мер, как введение бесплатного образования. Конвенция значительное место уделяет право на доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств.
Неотъемлемую часть образования составляет воспитание. Так среди задач семейного воспитания Конвенция (ст.18) требует, чтобы «предпринимались все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы».
- Ст.20 определяет задачи общественного воспитания детей (ухода за ними), лишившихся родителей. «Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык».
- Ст.21 Конвенции определяет права ребенка при усыновлении в другой стране: «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным».
- Принципиальной в обеспечении прав детей на воспитание является ст. 29 этого документа. Практически в ней регламентируются для стран-участниц приоритеты цели общественного воспитания:
a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме; b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединённых Наций; c) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; e) воспитание уважения к окружающей природе.
- Права ребёнка
- Воспитание
- Детское общественное объединение
- Международное право
- Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод
- Европейская социальная хартия (en)
- Факультативный протокол к Конвенции о правах ребёнка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (2000)
- Кто мы
- Права человека
- Демократия
- Верховенство права
- Европейская конвенция о правах человека
- Трудоустройство и стажировки
- Посещение Совета Европы
- Архивы
- Архив веб-страниц
- Ассоциация сотрудников
- Административный суд
- Доступность веб-сайта
- Карта веб-сайта
- Схема проезда
Преамбула
Государства-участники настоящей Конвенции,
считая, что в соответствии с принципами, провозглашенными в Уставе Организации Объединенных Наций, признание присущего достоинства, равных и неотъемлемых прав всех членов общества являются основой обеспечения свободы, справедливости и мира на Земле,
принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе,
признавая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека2 и в Международных пактах о правах человека3 провозгласила и согласилась с тем, что каждый человек должен обладать всеми указанными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иные обстоятельства,
напоминая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь,
убежденные в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества,
признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания,
считая, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности,
принимая во внимание, что необходимость в такой особой защите ребенка была предусмотрена в Женевской Декларации прав ребенка 19244 года и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года, и признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в статьях 23 и 24)3, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в статье 10)3, а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей,
принимая во внимание, что, как указано в Декларации прав ребенка, «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения»,
ссылаясь на положения Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»)7 и Декларации о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов,
признавая, что во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании,
учитывая должным образом важность традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка
признавая важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей в каждой стране, в частности в развивающихся странах,
согласились о нижеследующем:
ЧАСТЬ I
Статья 1
Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
Статья 2
1. Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.
2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.
Статья 3
1. Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
2. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
3. Государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными орга��ами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Статья 4
Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей регламентируются не только внутренним законодательством, но и международной конвенцией ООН «О правах ребенка».
Любой человек старается донести до собственного ребенка простую истину о том, что он обязан отвечать за свои совершенные поступки и действия. Правда, зачастую даже родители забывают о том, что они должны нести собственную ответственность за собственных детей, и умышленно перекладывают личные обязанности на учителей, воспитателей или самих детей.
В ст.63 СК РФ рассматриваются главные обязанности родителей, которые касаются воспитательного и образовательного процессов. В соответствии с закрепленными положениями, родители несут ответственность за воспитание несовершеннолетних. Поэтому для начала необходимо разъяснить, что же включает в себя сам термин «ответственность родителей за воспитание». Это понятие состоит из нескольких основных моментов:
- Забота о всестороннем развитии ребенка, а в частности, в духовном, психологическом и физическом аспекте. Родители обязуются предоставить ребенку возможность в получении общего образования, и все дети обязаны посещать образовательные учреждения;
- Защита интересов ребенка. Родители выступают официальными представителями интересов собственного ребенка перед законом. Поэтому при возникновении необходимости они обязаны отстаивать его интересы и защищать права;
- Обеспечение безопасности. В соответствии с этим моментом, родители должны обеспечить ребенку безопасную среду для развития и жизни, при этом, не используя физические наказания и моральное давление в качестве инструментов контроля;
- Материальное обеспечение ребенка. До того момента, как ребенок не достигнет возраста совершеннолетия (18 лет), родители обязаны его содержать;
- Воспитание ребенка. В этой категории особенное внимание стоит уделить ответственности родителей за поведение детишек, поскольку их воспитательный процесс в дальнейшем найдет свое отражение на поведении ребенка не только в семье, а и в социуме.
Конвенция о правах ребенка, а также внутренние нормативы российского законодательства предусматривают, что основную ответственность в плане воспитания детей несут именно родители, и интересы ребенка обязательно должны стоять на первом месте для его отца и матери.
Если же будет установлено, что обязанности родителей выполняются недолжным образом или же имеет место нарушение прав ребенка, то в этой ситуации ответственность родителей может стать юридической. Практически в каждом сегменте права имеются положения, которые регулируют ответственность родителей перед своими детьми:
- Гражданская правовая база (ст.1073-1075 ГК РФ);
- Административное право (ст.5.35 КоАП РФ);
- Семейное право (ст.69, 73 СК РФ);
- Уголовное законодательство (ст.156 УК РФ).
В перечисленных выше положениях и нормативах предусмотрены меры ответственности родителей за ненадлежащее выполнение личных обязанностей в отношении к собственным детям.
Важной составляющей воспитательного процесса, в результате которого ребенок формируется как личность, выступает получение им общего образования. Обязанность родителей по обеспечению своим детям права на получение качественного образования закреплено в Конституции РФ (п.4 ст.43).
В соответствии с п.2 ст.63 СК была узаконена конституционная норма относительно действующих обязанностей родителей на обеспечение получения общего образования своими потомками. Кроме того, предполагается, что образование должно в обязательном порядке обеспечить формирование у каждого ребенка адекватной картины мира, которая соответствует современной степени знаний. Это поможет сформировать личность ребенка и обеспечит моделирование поведенческой модели, которая будет приемлема не только для семьи, а и в целом для общества.
Непосредственно само образование направляется на достижение таких основных целей, как:
- Развитие личности и формирование нормального поведения ребенка в социуме;
- Развитие личностных талантов и распознание способностей ребенка;
- Воспитание у ребенка понятия уважения к человеческим правам и основным свободам личности;
- Формирование уважительного отношения к культуре и традициям не только своей страны, но и всех государств мира;
- Развитие нормального уважительного отношения к основным правовым нормам;
- Подготовка ребенка к сознательной жизни в плане взаимного равноправия и уважения;
- Бережливое отношение к природе.
Общее образование является обязательным, и если родители не в состоянии обеспечить выполнение этого права, то в соответствии с действующим законодательством они могут понести ответственность. При этом стоит уточнить, что право родителей на выбор образовательной программы считается непрекословным. Следовательно, именно родители решают, каким образом их дети будут получать общее образование – в специальных образовательных заведениях или же на дому.
Конвенция ООН о правах ребенка – это специализированный юридический документ, который играет международную роль и предопределяет права несовершеннолетних детей, которые должны быть гарантированы в странах-участницах подписания документа. Участниками процесса подписания документа стали все страны ООН, кроме США. Конвенция ООН о правах ребенка выступает базовым нормативным актом, который охватывает полный спектр правовых гарантий несовершеннолетним лицам.
Конвенция ООН о правах ребенка включает 54 статьи, которые подробно рассматривают индивидуальные свободы и права всех граждан, возраст которых может варьироваться от момента рождения до 18 лет (совершеннолетие в различных странах может ограничиваться различным возрастом).
Конвенция ООН о правах ребенка, первая ее часть полностью расшифрует понятие слова «ребенок», а также регламентирует верховенство интересов и базовые права и свободы детей. Вторая часть документа Конвенция ООН о правах ребенка уточняет особенности структуры и функции Комитета по правам ребенка, а также возлагает на государственные органы задачу по реализации решений данного учреждения. Третья часть Конвенции ООН о правах ребенка фиксирует пути разрешения различных процессуальных правовых проблем органами государственной власти, которые возникли в процессе применения статей данного документа.
Конвенция ООН о правах ребенка была составлена в соответствии с базовыми демократическими принципами, среди которых:
- Отсутствие любых видов дискриминации. Конвенция ООН о правах ребенка запрещает пренебрежение ребенка по различным индивидуальным признакам: национальной принадлежности, языку, религиозным предпочтениям, этническому происхождению и социальному положению, состоянию здоровья, политическим взглядам и личным предпочтениям;
- Верховенство интересов. Конвенция ООН о правах ребенка регламентирует соблюдение интересов несовершеннолетних в процессе принятия любых решений, которые касаются жизни детей;
- Наивысшее качество жизни, развитие и защита. Общество и государственные органы должны гарантировать несовершеннолетним лицам полноценную реализацию физического, социального и духовного потенциала;
- Всяческое участие в жизни подрастающего поколения: родители, взрослые граждане и государственная власть должны постоянно участвовать в принятии любых решений, а также добиваться учета мнения при решении дальнейшей судьбы малолетних граждан.
Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.)
В соответствии с главными конституционными нормами и основными законодательными положениями, все граждане России имеют право на получение общего образования. Это право наступает для всех в детском возрасте, и должно быть обеспечено родителями ребенка.
В соответствии с законом «Об образовании в РФ» обязательным считается начальное, основное и среднее образование. Таким образом, в соответствии с данным нормативом, все дети обязаны ходить в школу и получать общее образование, а на их родителей накладывается обязательство по контролю за выполнением этого права.
При этом закон предусматривает, что именно родители имеют право решать, каким образом их дети будут получать основы образования. По решению родителей, ребенок может получать образование в домашних условиях или же в общеобразовательных заведениях государственного или частного образца. При этом стоит отметить, что прохождении домашнего обучения должно быть согласовано с органами опеки, дабы в будущем не возникли никакие сложности.
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Вопросы и ответы юристов
- Что мы делаем
- Публикации и отчёты
- Истории
- Действуйте
- Статьи 1—4 определяют понятие «ребенок», утверждают приоритетность интересов детей и обязательство государств-участников принимать меры для свободного от дискриминации осуществления прав, закреплённых в Конвенции.
- Статьи 5—11 определяют перечень прав на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.
- Статьи 12—17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребёнка к распространению информации.
- Статьи 18—27 определяют обязанности государства помогать родителям и законным опекунам, а также защищать детей от жестокого обращения со стороны лиц, заботящихся о них, права детей, лишённых семейного окружения или усыновляемых, неполноценных в умственном или физическом отношении, беженцев, права детей на здравоохранение, социальное обеспечение и уровень жизни, необходимый для их развития.
- Статьи 28—31 закрепляют права детей на образование, пользование родным языком и культурой, исповедование своей религии, отдых и досуг.
- Статьи 32—36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, совращения, похищения и торговли детьми.
- Статьи 37—41 запрещают применять смертную казнь и пожизненное тюремное заключение без возможности освобождения за преступления, совершённые до возраста 18 лет, запрещают пытки и унизительные наказания детей, определяют права ребёнка при его обвинении в преступных деяниях или лишении свободы, а также права детей на защиту во время вооружённых конфликтов и войн. Государства обязуются принимать меры к реабилитации и социальной реинтеграции детей-жертв пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, и сохраняют за собой право защищать права ребёнка в более высокой степени, что предусмотрено Конвенцией.
Конвенция ООН о правах ребенка
Неотъемлемую часть образования составляет воспитание. Так среди задач семейного воспитания Конвенция (ст. 18) требует, чтобы «предпринимались все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребёнка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка. Наилучшие интересы ребёнка являются предметом их основной заботы».
Статья 20 определяет задачи общественного воспитания детей (ухода за ними), лишившихся родителей. «Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребёнка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык».
Статья 21 Конвенции определяет права ребёнка при усыновлении в другой стране: «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребёнком, если ребёнок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребёнка является невозможным».
Принципиальной в обеспечении прав детей на воспитание является статья 29 этого документа. Практически в ней регламентируются для стран-участниц приоритеты цели общественного воспитания:
- развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме;
- воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединённых Наций;
- воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;
- подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
- воспитание уважения к окружающей природе.
Родительское собрание Тема: «Охрана прав и достоинств ребенка» (по материалам «Декларации прав ребенка»)
Родительское собрание поможет вам сформироватьу родителей представления о правах ребенка….
Что представляет собой Конвенция? Так названо соглашение между странами, которые обязуются строго соблюдать все принципы документа.
Назначение документа представлено в его преамбуле. Конвенция о защите прав детей предназначена для охраны основных прав, интересов и свобод всех малолетних жителей планеты, независимо от пола, возраста, религии и цвета кожи.
Необходимо поддерживать семью как главную составляющую общества. Она дает ребенку все необходимое для становления его как человека в физическом, психическом и личностном плане. Ребенок имеет право расти в атмосфере взаимопонимания, любви, счастья и благополучия. Ему надлежит получать от своих родителей помощь и поддержку, заботу и внимание.
Мировое соглашение состоит из 54 статей. Конвенция о защите прав и интересов несовершеннолетних включает 3 части:
- в первой части изложены все права, полагающиеся всем несовершеннолетним лицам, независимо от их особенностей;
- вторая и третья части носят организационный характер, они касаются Комитета по правам детей и процессуальных действий стран-участников.
Ст. 42-45 содержат информацию о Комитете по правам ребенка. В них указывается, каким должен быть численный состав Комитета, какова его структура и обязанности. Он оценивает эффективность действий, предпринятых государствами-участниками Конвенции в деле поддержания и распространения международных принципов охраны детей. Также во второй части идет речь о том, каким образом между странами происходит сотрудничество и обмен информацией.
Комитет избирается каждые 4 года и принимает к рассмотрению сообщения о случаях нарушения интересов несовершеннолетних. Он вправе провести расследование таких случаев, если они не носят анонимный характер. После полного ознакомления с ситуацией выносится решение и ведется контроль за его осуществлением. С 2014 года сами дети могут подавать жалобы в Комитет по охране их прав и свобод.
Статьи 12-17 говорят о том, что когда ребенок становится достаточно взрослым, чтобы выразить свои мысли, он может свободно высказывать свое мнение относительно своей судьбы и иных вопросов, которые непосредственно касаются его жизни. Во время судебных заседаний или административных слушаний относительно интересов несовершеннолетнего он вправе заявить о том, какое решение считает лучшим лично для себя.
Он может сообщать о своих идеях, иную информацию в любой форме, выражать себя через искусство. Никто не вправе ограничить его свободу совести и вероисповедания. Личная жизнь человека, его семья, его жилище, письма, другая персональная информация и не могут подвергаться вмешательству со стороны третьих лиц.
В России Конвенция о защите прав детей вступила в силу 23 августа 1993 году. Это закреплено в Постановлении Правительства Российской Федерации № 848. В этом документе говорится также и о принятии Всемирной декларации о защите детей.
В нашей стране живет приблизительно 40 миллионов детей, все они нуждаются в охране законных прав и поддержке со стороны государственных органов, независимо от своего статуса. Это закреплено на законодательном уровне в Конституции, Семейном, Уголовном, Трудовом кодексе и других документах. Каждый год Россия готовит и направляет в ООН документ, в котором представлена информация о том, какие меры предпринимаются в государстве для поддержания положений Конвенции.
- Čeština
- Español
- Français
- Italiano
- Nederlands
- Polski
- Português
- Русский
- Türkçe
- Norsk
- Svenska
- Dansk
- Suomen kieli
- Magyar
- Română
- Čeština
- Deutsch
- Español
- Italiano
- Nederlands
- Polski
- Português
- Русский
- Türkçe
- Norsk
- Svenska
- Dansk
- Suomen kieli
- Magyar
- Română
Конвенция касается особых потребностей и прав ребенка. Он требует, чтобы «страны, ратифицировавшие эту конвенцию, были связаны с ней международным правом». Ратифицирующие государства должны действовать в наилучших интересах ребенка.
Во всех юрисдикциях реализация Конвенции требует соблюдения законов об опеке и опеке над детьми, поскольку каждый ребенок имеет основные права, включая право на жизнь , свое имя и идентичность, право на воспитание своими родителями в рамках семьи или культурной группы и отношения с обоими родителями, даже если они разлучены .
Конвенция обязывает государства разрешать родителям выполнять свои родительские обязанности. Конвенция также признает, что дети имеют право выражать свое мнение и на то, чтобы эти мнения были услышаны и в соответствии с ними принимались меры, когда это необходимо, на защиту от жестокого обращения или эксплуатации , а также на защиту их частной жизни . Это требует, чтобы их жизнь не подвергалась чрезмерному вмешательству.
Конвенция также обязывает подписавшие ее государства разделять юридическое представительство ребенка в любом судебном споре, касающемся ухода за ним, и просит, чтобы точка зрения ребенка была выслушана в таких случаях.
Конвенция запрещает смертную казнь для детей. В своем Замечании общего порядка № 8 (2006 г.) Комитет заявил, что «все государства-участники обязаны незамедлительно принять меры для запрещения и отмены всех телесных наказаний и всех других жестоких или унижающих достоинство видов наказания детей». Статья 19 Конвенции гласит, что государства-участники должны «принимать все соответствующие законодательные, административные, социальные и образовательные меры для защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия», но не упоминает телесные наказания . Толкование Комитетом этого раздела как включающего запрет на телесные наказания было отклонено несколькими государствами-участниками Конвенции, включая Австралию , Канаду и Соединенное Королевство .
Европейский суд по правам человека сослался на Конвенцию при толковании Европейской конвенции о правах человека .
Конвенция о правах ребенка на 2021 год
По состоянию на 11 июня 2021 года участниками договора являются 196 стран (некоторые с заявленными оговорками или толкованиями). Сюда входят все члены Организации Объединенных Наций, кроме Соединенных Штатов , а также Острова Кука , Ниуэ , Государство Палестина и Святой Престол . Южный Судан не подписал конвенцию; однако ратификация была завершена в январе 2015 года. Внутренняя ратификация Сомали завершилась в январе 2015 года, и документ был сдан на хранение в Организацию Объединенных Наций в октябре 2015 года. Тайвань включил Конвенцию во внутреннее законодательство 20 ноября 2014 года и подписал документ о присоединении к КПР 16 мая 2016 г.
Все государства-правопреемники Чехословакии (Чешская Республика и Словакия) и Югославии (Босния и Герцеговина, Хорватия, Северная Македония, Черногория, Сербия, Словения) сделали заявления о правопреемстве по договору и в настоящее время применяют его.
Конвенция не применяется на территориях Токелау , Акротири и Декелиа , Гибралтара и Гернси . Однако правительство Гернси заявило о своем намерении продлить ратификацию Конвенции Великобританией до 2022 года.
Азербайджан ратифицировал Конвенцию 21 июля 1992 года. Что касается ратификации Конвенции, в Азербайджане президентом и Кабинетом министров было одобрено значительное количество законов, указов и постановлений, направленных на развитие системы социальной защиты детей. В этой связи Милли Меджлисом ратифицировали Конвенцию № 182 Международной организации труда , т.е. Конвенцию об искоренении наихудших форм детского труда , Рекомендацию № 190 Международной организации труда и Гаагскую конвенцию об усыновлении. Парламент Азербайджана в 2004 году.
Существует озабоченность по поводу отправления правосудия в отношении несовершеннолетних в Азербайджане, в основном в отношении соблюдения статей 37, 39 и 40 Конвенции, а также других соответствующих стандартов, таких как Пекинские правила, Эр-Риядские руководящие принципы и Правила Организации Объединенных Наций для Защита несовершеннолетних, лишенных свободы. Таким образом, международные организации помогли Азербайджану улучшить ситуацию в сфере ювенальной юстиции. К помилованию президента регулярно добавляются несовершеннолетние правонарушители.
Азербайджан наладил сотрудничество со многими международными организациями, в частности, с ЮНИСЕФ в области защиты детей. В 1993 году ЮНИСЕФ начал свою деятельность в Азербайджане. В 2005 году Азербайджан и ЮНИСЕФ подписали пятилетнюю страновую программу. Страновая программа на 2005-2009 годы была реализована в области защиты детей, здоровья и питания детей, образования детей и здоровья молодежи, а также их развития и участия. Кроме того, ЮНИСЕФ поддерживает Азербайджан в улучшении системы ювенальной юстиции, создании системы альтернативного ухода и повышении осведомленности молодежи о ВИЧ / СПИДе.
Канада подписала Конвенцию 28 мая 1990 года и ратифицировала ее в 1991 году. Уголовное законодательство Канады по делам несовершеннолетних претерпело серьезные изменения, в результате которых 1 апреля 2003 года вступил в силу Закон об уголовном правосудии по делам несовершеннолетних (YCJA). обязательства по Конвенции. Конвенция повлияла на административное решение по делу Бейкер против Канады (министр по делам гражданства и иммиграции) .
Индия ратифицировала КПР ООН 11 декабря 1992 г., согласившись в принципе со всеми статьями, но с некоторыми оговорками по вопросам, касающимся детского труда. В Индии есть закон, запрещающий работать детям до 18 лет, но прямого запрета на использование детского труда нет. Такая практика обычно разрешена в большинстве отраслей, за исключением тех, которые считаются «опасными», для которых применяется минимальный возраст. Хотя закон, принятый в октябре 2006 года, запрещает детский труд в гостиницах, ресторанах и в качестве домашней прислуги, по-прежнему существует высокий спрос на детей в качестве наемных помощников по дому. Существуют разные оценки количества работающих детей в стране. По консервативным оценкам правительства, в 2011 году в Индии работали 4,4 миллиона детей в возрасте до 14 лет, в то время как НПО « Спасите детей» в своем заявлении от 2016 года цитирует исследование Кампании против детского труда, в котором оценивается количество работающих детей в Индии. Индия — 12,7 миллиона человек.
В 2016 году был принят Закон о детском и подростковом труде (поправка), запрещающий экономическую занятость детей в возрасте до 14 лет и занятость подростков (14–17 лет) на опасных работах. Некоторые исключения существуют для детей младше 14 лет — они могут помогать в семейном предприятии и участвовать в индустрии развлечений. Это не вредит их школьному образованию и не работает с 19:00 до 8:00.
Конвенция разделена на три содержательно различные части. К первой относятся статьи с 1-й по 41-ю, в которых определяются положенные детям права, а также обязанности государства относительно них. Принципы, устанавливаемые в этой части документа, идейно продолжают и развивают принципы, ранее поднятые в Декларации.
Вторая часть содержит указания по организации работы Комитета, определяет его обязанности и полномочия и устанавливает, что государство обязано проводить политику по популяризации принципов, определяемых соглашением, среди населения.
Третья часть содержит положения о процедуре принятия и ратификации соглашения, а также процедуре внесения поправок в текст документа.
Положения первой части договора можно разделить на три значимые группы: права, которые гарантируются каждому человеку, не достигшему совершеннолетия, обязанности государства относительно детей, регулирование отношений детей и лиц, несущих за них ответственность. Исключение составляют пункты 1 и 41.
Статья 1 устанавливает, что ребенком считается человек, не достигший возраста 18 лет, в том случае, если он не был признан совершеннолетним ранее.
Статья 41 утверждает, что национальные законы или иные положения международного права имеют приоритет перед Конвенцией в том случае, если обеспечивают лучшую защиту интересов детей.
К положениям, определяющим права детей, относятся статьи 6-10, 12-16, 20-21, 23-31, 37, 40. Эти положения признают за несовершеннолетними следующие права: на жизнь, на получение индивидуального имени, получение гражданства по рождению или по крови, право на индивидуальность; возможность выступать в суде с разрешения родителей или представителей, право на свободу слова, на получение образования, на получение социальной и медицинской помощи. То есть большую часть привилегий, которыми наделяют несовершеннолетних, имеет любой гражданин.
Обязанности государства очерчивают статьи 2-4, 11, 17, 19, 32-36. В число задач, возлагаемых на государство, входит обязательство действовать в интересах несовершеннолетнего, защищать его от эксплуатации в любых её формах, унижения, насилия; препятствовать похищению детей и вывозу их за пределы страны; обеспечивать возможность получения общего и профессионального образования и социальной помощи и так далее.
Что касается взаимодействия детей и родителей, опекунов или социальных служб, то в основе его лежит следующий принцип: интересы несовершеннолетнего члена семьи должны быть в приоритете. Кроме того, родители обязаны нести равную ответственность за детей, а также имеют равные права относительно них, в том числе на общение и на возможность воссоединения семьи, если только это не несет опасности для несовершеннолетнего её члена.
Статьи 42-45 обязывают государство способствовать распространению принципов и положений Конвенции, а также указывают на необходимость создания Комитета. Они определяют процедуру организации, процесс проведения выборов и возможность выйти в отставку, права членов Комитета и их обязанности, а также полномочия, касающиеся разнообразных специализированных учреждений по уходу за детьми и детских фондов.
Статьи 46-54 утверждают возможность подписания документа любой страной, в том числе не входящей в состав ООН. Также оговаривается процесс внесения поправок в текст соглашения, процедура ратификации и возможность отказа от применения договора.
Доступность образования для несовершеннолетних определяется в статье 28. Согласно положениям статьи, возможность получения образования должен иметь каждый, а обязанность государства заключается в обеспечении равного доступа к образованию и возможности свободного получения необходимой информации.
Чтобы реализовать это, государство должно обеспечить доступность и обязательность начального и среднего образования, а также возможность получения высшего образования для всех в зависимости от проявляемых способностей.
Основные обязанности, связанные с воспитанием, обучением и развитием, государство передает родителям или законным представителям при посильной помощи государства, включая создание сети специализированных детских учреждений.
Принадлежность человека к определенной этнической или культурной группе должна учитываться в ходе его воспитания, которое должно быть ориентировано на развитие его талантов, способностей и качеств личности, а также на формирование уважения к правам человека и основным свободам, к национальным, политическим, культурным и историческим особенностям, и ценностям как своей страны, так и других государств.
15 сентября 1990 года в СССР начала действовать Конвенция, получившая статус закона. Как правопреемник СССР, Россия признает это соглашение, сохраняет за ним статус закона и обязуется обеспечивать реализацию принципов и положений, определяемых договором.
Российская Федерация регулярно направляет Комитету обязательные доклады о процессе реализации положений, определенных Конвенцией.
Таким образом, Конвенция не утратила своего первоначального значения для общества, а, напротив, сохранила и увеличила его.
Изучение конвенции о правах ребенка
В ходе подготовки к Международному дню ребенка в 1979 г. Польша инициировала разработку Конвенции о правах ребенка. Какой год шла работа над этим договором, и наконец 20 ноября 1989 г. Конвенция была подписана. Ее участниками стали 20 государств, все они состояли в ООН. Конвенция о правах ребенка вступила в силу 02.09.1990 г. В настоящее время в Конвенции участвуют все 193 члена ООН. Конвенция учреждает Комитет ООН — специальный орган, который контролирует соблюдение государствами положений Конвенции и реагирует на нарушение прав детей.
25 мая в Нью-Йорке к Конвенции о правах ребенка приняли 2 факультативных протокола. 1 документ касается проблемы участия детей в вооруженных столкновениях, а 2 — торговли детьми, детской проституции и порнографии. В 2011 г. был принят Факультативный протокол о процедуре сообщений, поступающих Комитету по правам ребенка. Государства берут на себя обязательства выполнять предписания не только Конвенции, но и дополнительных протоколов к ней.
Поскольку Конвенция создана на базе ООН, она развивает основные принципы этой организации, выраженные в ее Уставе. На Конвенции основывается деятельность специализированного учреждения ООН — Детского фонда (ЮНИСЕФ). Вариантами эмблемы к Конвенции о правах ребенка могут быть логотипы самой ООН и Детского фонда.
Сутью Конвенции о правах ребенка является в признании детей полноправной частью общества. Обеспечение прав ребенка сводится к выполнению 4 требований:
- выживание ребенка предполагает оказание ему медицинской помощи и предоставление всего, что необходимо для нормальной жизнедеятельности;
- развитие ребенка осуществляется с помощью образования, досуга и участия в общественной жизни;
- защита ребенка означает предоставление ему помощи в неблагоприятных ситуациях (во время войны, в случае инвалидности, лишения родителей, вовлечения в преступную деятельность);
- право на участие в общественной жизни (свобода мнения, совести, религии, доступ к культурному наследию, выбор языка).
Конвенция закрепляет 4 основных принципа:
- недопущение дискриминации;
- право ребенка на жизнь и достойное развитие;
- уважение личности ребенка;
- приоритет защиты интересов детей.
Конвенция о правах ребенка — это акт, устанавливающий определенные требования к государствам-участникам. Государство обязано создать условия для достойного воспитания детей и их подготовки к взрослой жизни. Конвенция устанавливает общие нормы, на основе которых государство выбирает механизмы защиты прав детей с учетом собственных культурных, политических, социальных особенностей.
Люди, которые должны обеспечивать защиту прав ребенка, — это родители, опекуны, попечители, государство. На них возлагаются следующие обязанности:
- уважать мнение ребенка и поощрять его благие намерения;
- соблюдать закон своей страны и правила международных договоров в области охраны прав детей;
- обеспечить обучение в школе, колледже, вузе;
- оснащать ребенка всем необходимым для жизни: едой, жильем, одеждой;
- предоставить ребенку защиту;
- играть с детьми, создать все условия для их развития.
Комитет ООН по правам ребенка был учрежден Конвенцией. Это специальный орган, который рассматривает сообщения о нарушениях прав ребенка. В него входят 10 человек из стран, состоящих в Конвенции о правах ребенка.
Комитет рассматривает поступающие сообщения, если они не анонимны. Он предлагает государству меры для исправления ситуации и запрашивает отчет. Если ситуация связана с торговлей детьми или вовлечением их на войну, Комитет проводит расследование. Он просит разрешения у государства, в котором произошло нарушение, на присутствие. По результатам расследования член комитета предлагает государству меры по устранению нарушения и контролирует их выполнение.
На данный момент Комитет может принимать сообщения о нарушении прав непосредственно от детей.
Под Конвенцией ООН о правах ребенка принято подразумевать международный правовой документ, который определяет права детей на образование, отдых, пользование достижениями культуры и др.
В документе содержится 54 статьи, которые детализируют личные интересы граждан, не достигших возраста 18 лет.
Конвенция подвергается изменениям, так как государства, принявшие ее, предлагают различные варианты усовершенствования документа.
Главные сведения о Конвенции по правам детей
Во второй части содержатся статьи 42-45. Они определяют численный состав Комитета, его обязанности и структуру. Также в одной из статей указывается право ребенка начать трудовую деятельность при достижении 14 лет.
Во второй части также говорится о том, как государства-участники Конвенции обмениваются друг с другом информацией.
Каждые 4 года осуществляется избрание Комитета. Его главной обязанностью считается рассмотрение обращений о случаях нарушения интересов малолетних граждан. Если жалоба была не анонимной, то Комитет имеет право расследовать конкретную ситуацию.
С 2014 года несовершеннолетние граждане, чьи интересы были ущемлены, могут подать жалобу в Комитет по охране прав и свобод.
В третьей части содержатся статьи 46-54. Они определяют порядок решения процедурно-правовых проблем соблюдения государством положений международного правового акта. В одной из статей говорится о том, что любое государство может принять Конвенцию, при этом необязательно, чтобы оно входило в ООН.
Государство, принявшее Конвенцию, в любой момент может перестать поддерживать принципы защиты несовершеннолетних. Для этого оно должно выйти из списка сторонников данного международного правового документа.
Международным правовым документом предусмотрено, что когда отпрыск достигнет определенного возраста, он сможет высказывать свое мнение при решении внутрисемейных вопросов. Также позиция чада будет учитываться на судебных заседаниях, если затрагиваются его интересы.
В международном правовом документе сказано, что отпрыск имеет право видеться со своими родственниками. Исключением считаются случаи, когда такие встречи вредят несовершеннолетнему.
Права детей, имеющих какие-либо отклонения, не должны ущемляться. Они также могут иметь семью, получать образование, врачебную помощь и т. д.
Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 16 августа 1990 года.
Международный правовой акт ратифицирован всеми странами-членами ООН, за исключением Сомали и США.
Если конкретное государство ратифицирует международный правовой документ, то на территории этой страны он приобретет статус закона, за соблюдением которого следят несколько экспертов.
На территории России Конвенция вступила в силу 23 августа 1993 года. Данный факт закреплен в Постановлении Правительства РФ №848.
Также в России права несовершеннолетнего гражданина регулируются следующими нормативно-правовыми актами:
- Конституция РФ.
- Семейный кодекс РФ.
- Законодательство РФ об охране здоровья граждан.
- ФЗ «Об образовании».
- Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ.
- Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот.
- ФЗ «Об опеке и попечительстве».
Россия ежегодно занимается составлением документа, в котором отражаются меры, предпринимаемые страной для поддержания положений Конвенции. Он направляется в ООН на рассмотрение.