Причины включения в список недобросовестных поставщиков

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Причины включения в список недобросовестных поставщиков». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Еще одно основание для включения в реестр недобросовестных поставщиков — нарушение исполнителем обязательств по уже заключенному контракту. Если контракт не исполняется или исполняется ненадлежащим образом, заказчик может его расторгнуть по решению суда или в одностороннем порядке (такое условие должно быть прописано в контракте). Если суд установит, что исполнитель нарушил условия подписанного контракта, избежать включения в реестр практически невозможно.

Вывод тут один — на этапе подачи заявки и подписания контракта внимательно изучать требования заказчика к срокам, объему и качеству товаров и услуг. Это существенные условия контракта, которые нельзя поменять.

Текст и иллюстрации запрещено копировать без активной ссылки на сайт Контур.Закупок.

Как не попасть в Реестр недобросовестных поставщиков по 44‑ФЗ?

  1. Не позднее одного часа с момента подписания реестровой записи в соответствии с подпунктом «б» пункта 16настоящих Правил федеральный орган исполнительной власти, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 6 статьи 4 Федерального закона, обеспечивает размещение реестровой записи в реестре и присваивает ей уникальный номер, имеющий следующую структуру:

а) 1-й и 2-й разряды — последние две цифры календарного года, в котором осуществлено включение информации в реестре;

б) с 3-го по 8-й разряд — порядковый номер реестровой записи, присваиваемый последовательно в соответствии со сквозной нумерацией в пределах календарного года.

  1. Датой включения информации об участнике закупки или поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр считается дата, следующая за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17настоящих Правил в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
  2. В случае выявления в реестре технической ошибки орган контроля, включивший информацию об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, не позднее трех рабочих дней со дня такого выявления вносит с использованием единой информационной системы в реестровую запись изменения, обеспечивающие исправление технической ошибки, путем формирования и подписания таких изменений усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени органа контроля.
  3. В целях исправления технической ошибки в реестре:

а) заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе направить в орган контроля, включивший информацию об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, обращение об исправлении технической ошибки по форме согласно приложению N 3 на бумажном носителе в одном экземпляре;

б) орган контроля:

обеспечивает регистрацию поступившего обращения об исправлении технической ошибки в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству в органе контроля;

не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения об исправлении технической ошибки, рассматривает такое обращение. В случае подтверждения наличия технической ошибки орган контроля осуществляет действия, предусмотренные пунктом 19 настоящих Правил, а также не позднее трех рабочих дней со дня выявления технической ошибки направляет заказчику, участнику закупки или поставщику (подрядчику, исполнителю), направившему обращение об исправлении технической ошибки, уведомление о ее исправлении по форме согласно приложению N 4 на бумажном носителе в одном экземпляре.

  1. Информация о федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере закупок, в который направляется обращение о включении информации _____________1в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее — орган контроля, обращение, реестр),
    и об основании для направления обращения
Полное наименование органа контроля
Код случая для направления обращения
Адрес страницы официального сайта арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которой размещено решение суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта2
  1. Информация о заказчике
Коды
Полное наименование ИНН
КПП
Место нахождения, телефон, адрес электронной почты по ОКТМО
Наименование бюджетного, автономного учреждения, государственного, муниципального унитарного предприятия, иного юридического лица, которому переданы полномочия государственного, муниципального заказчика3 ИНН
КПП
Место нахождения, телефон, адрес электронной почты3 по ОКТМО
Коды
Полное наименование федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, в который направлено обращение о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее — орган контроля)
Полное наименование заказчика1 ИНН
КПП
Полное наименование участника закупки или поставщика (подрядчика, исполнителя)2 ИНН
КПП3
Реквизиты обращения заказчика о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)4 номер:
дата:
Выявленное несоответствие
Уведомление Заказчику необходимо направить в орган контроля информацию и (или) документы, в отношении которых выявлены несоответствия, указанные в настоящем уведомлении, не позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за днем получения настоящего уведомления. Непредставление таких информации и (или) документов влечет привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
Уполномоченное лицо органа контроля ______________ (должность) ______________ (подпись) _________________ (расшифровка подписи)
Коды
Полное наименование федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, в который направляется обращение об исключении информации об участнике закупки или поставщике (подрядчике, исполнителе)
Код случая направления обращения об исключении информации об участнике закупки или поставщике (подрядчике, исполнителе) из реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее соответственно — обращение, реестр)1
Полное наименование заказчика, участника закупки или поставщика (подрядчика, исполнителя), который направляет обращение2 ИНН
КПП3
Полное наименование участника закупки или поставщика (подрядчика, исполнителя)4 ИНН
КПП3
Номер реестровой записи5
Адрес страницы официального сайта арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которой размещено решение суда, предусмотренное подпунктом «а» пункта 22 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078
«О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»6

Когда компания попадает в реестр недобросовестных плательщиков, она получает запрет на участие в государственных и муниципальных закупках. Блокировка длится в течение всех двух лет пока информация о ней значится в РНП. Конечно, если поставщик услуг попал в блэклист по 44-ФЗ, он может участвовать в торгах по 223-ФЗ без ограничений. И наоборот. Если одни компании смогут пережить такие «Тендерные каникулы» без особых финансовых потерь, то для других это может стать фатальным.

Из других неприятных последствий тех, кто попал в реестр, может ждать расторжение договора заказчиком.

Если в обязательных требованиях к участникам значится, что информация о них не должна быть включена в реестр, а побеждает участник, который за время проведения тендера попал в ряды недобросовестных поставщиков, заказчик вправе расторгнуть с ним договор. Он может сделать это на основании всё того же 44-ФЗ (часть 15, пункт 1) в одностороннем порядке.

Как правильно внести поставщика в РНП: инструкция ФАС

Попасть в РНП можно примерно за месяц. Если поставщик уклоняется от заключения госконтракта, заказчик может обжаловать его действия в ФАС в течение 30 дней с момента истечения срока договора. Если договор был расторгнут в судебном порядке, то срок сокращается до 10 дней. ФАС рассматривает документы, предоставленные заказчиком в течение 10 дней, а размещает информацию за 3 дня. Попасть в реестр недобросовестных поставщиков можно как по собственной небрежности, так и по вине заказчика.

Что может считаться уклонением от контракта:

  • Представление своего варианта контракта, в котором прописаны условия, не предусмотренные документацией.
  • Нарушение указанных сроков представления подписанного контракта. Например, если заказчику вернулся конверт с документами, отправленный по почте. К сожалению, бывают случаи, когда заказчики сами затягивают сроки подписания документов таким образом, что поставщик не успевает подписать его.
  • Неожиданная победа. Как бы странно это ни звучало, но победителей судят. Подобная ситуация может произойти в ряде случаев. Например, если участник аукциона подал заявку и забыл, или стал единственным, кто заинтересовался этим аукционом. Также победить поставщик услуг может, если в аукционный зал не явился вообще никто, и заказчику приходится выбирать по второй части заявки. Или он занял второе место, а участник номер один по каким-то причинам, возможно, описанным в этой статье, не смог выполнить условия договорённости. Как видите, в жизни есть место чудесам. И внезапному попаданию в РНП.
  • Ещё одна причина, по которой поставщики часто попадают в «чёрный список» — отсутствие банковской гарантии. Точнее, даже если она есть, важно не забыть прикрепить её.
  • Ошибка в расчёте цены, исправить которую предложил сам поставщик. Законодательство не предусматривает отмены аукциона по такой причине, поскольку поставщик должен осознавать все риски и быть готовым к поставке товара/оказанию услуги по заявленной цене.
  • Халатность или форс-мажорные обстоятельства. Примером может служить задержка подписания документов даже на один день, например, из-за выхода из строя какого-то ПО, истечения срока действия электронной подписи, тяжёлая болезнь сотрудника, ответственного за эту закупку. Даже если бумажный экземпляр договора был отправлен вовремя, обеспечение тоже перечислено в срок, задержки в подписании договора чреваты.

Произошла ошибка!
Попробуйте выполнить действие еще раз

закрыть

Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ в области контрактной системы (государственных и муниципальных заказов) содержит информацию об участниках, которые уклонились от заключения контракта или не исполнили обязательства.

На стадии заключения контракта основаниями для внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков являются:

  • уклонение победителя процедуры от заключения контракта (и заключение контракта с участником закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер);
  • уклонение единственного участника закупки, с которым заключается контракт, в предусмотренных 44-ФЗ случаях.

Победителя включат в список, если он:

  • не подписал к установленному сроку проект контракта;
  • не предоставил все экземпляры контракта заказчику;
  • не предоставил надлежащее обеспечение исполнения контракта.

Основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков уже на стадии исполнения контракта:

  • заказчик расторг контракт в судебном порядке в связи с существенным нарушением его условий;
  • односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением исполнителем условий (например, нарушение сроков выполнения работ, установленных госконтрактом).

С 01.07.2021 меняется механизм направления данных в ФАС для включения информации в РНП в связи с выходом постановления Правительства № 1078 от 30.06.2021. Основные положения, которые содержит документ, касаются регламента документооборота:

  1. Обращение направляют в ФАС, исходя из адреса заказчика. Срок — 3 рабочих дня со дня уклонения.
  2. Форма утверждена правилами. ФАС рассмотрит документы в срок — 5 рабочих дней. При наличии замечаний ФАС даст на исправление ошибок 2 рабочих дня.
  3. При исчислении сроков учитывают часовой пояс, в котором расположено ведомство.
  4. Предусмотрена возможность исправления технических ошибок.
  5. Срок нахождения сведений в РНП — 2 года с даты принятия такого решения.
  6. Обозначены основания для досрочного исключения сведений из РНП. Например, если действия заказчика признают незаконными.
  7. Управление антимонопольной службы работает только с обращениями по закупкам с НМЦК свыше 1 млрд руб.

В РНП включаются сведения:

  • об участниках, которые уклонились от заключения договора (только если заключение договора по итогам процедуры являлось обязательным);
  • об исполнителях, с которыми договоры расторгнуты по решению суда.

При решении вопроса о включении участника в реестр, необходимо проанализировать положение о закупках и закупочную документацию. К случаям обязательного заключения договора относятся конкурентные процедуры (конкурс, аукцион и т.п.) и не относятся остальные способы закупок (запрос предложений, запрос цен, запрос котировок и т.п.).

Расторжение договора во внесудебном порядке освобождает заказчика от обязанности направлять сведения в РНП.

Список сведений утвержден постановлением Правительства № 1211 от 22.11.2012. В реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ попадают такие сведения:

  1. Запись из реестра и дата, когда уполномоченный орган включил в него сведения о недобросовестном поставщике.
  2. Название органа, который включил сведения о неблагонадежности подрядчика в реестр.
  3. Название ООО или другой организационно-правовой формы юрлица, ФИО физлица, которые уклонились от заключения договоров или с которыми соглашения по решению суда расторгнуты за существенные нарушения.
  4. Сведения о том, где находится юрлицо или живет физлицо: для компании — страна, индекс, название единицы административно-территориального деления страны, муниципального образования, населенного пункта и улицы, номер дома, корпуса и офиса; для физического лица — страна, почтовый индекс, название единицы административно-территориального деления Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта и улицы, номер дома, корпуса и квартиры, где физлицо зарегистрировано по месту жительства.
  5. ИНН, который присваивается налоговыми органами, или аналог этого номера в рамках законодательства зарубежных стран.
  6. Дата, когда комиссия подвела итоги закупки (если победитель уклонился от подписания договора), либо дата, когда признали закупку несостоявшейся, в которой единственный участник закупки уклонился от заключения договора (если участник по документации обязан это сделать), дата заключения договора, который не исполнили или выполнили, но ненадлежащим образом, реквизиты документа, которые подтверждают это.
  7. Сведения о договоре: наименование товаров, работ, услуг; код ОКПД 2 (нужно обязательно заполнить разделы, классы и подклассы, группы и подгруппы видов продукции и категорий и подкатегорий продукции), валюта, цена, срок исполнения, код валюты договора.
  8. День, когда расторгли договор. Укажите основания (существенное нарушение поставщиком условий соглашения) и документ, на котором основано расторжение (например, решение суда).

Сайт ЕИС автоматически проверяет информацию об участниках закупок в базе недобросовестных поставщиков (РНП). Проверка проводится, когда в системе формируют итоговые протоколы, в которых определяется поставщик, в том числе протоколы рассмотрения одной заявки на участие в конкурсе или по итогам конкурентных процедур, которые проводятся в неэлектронной форме. Проверяется информация из РНП о победителе и об участнике, заявке которого присвоен второй порядковый номер (если такой участник есть).

Когда сохраняете протокол, система проверит сведения из реестра недобросовестных поставщиков об участниках закупки. Если окажется, что участники в нем есть, система предупредит об этом.

В РНП включается информация не только о компании, но и данные об учредителях и единоличном исполнительном органе — генеральном директоре (п. 2 ч. 3 ст. 104 закона № 44-ФЗ).

Следовательно, такая компания, а также организации, в которых учредители или генеральный директор внесены в РНП, не сможет два года принимать участие в закупках (только в тех, где установлен запрет на участие лиц, внесенных в РНП (ч. 9 ст. 104 закона № 44-ФЗ) ).

Помимо этого, заказчик может потребовать от исполнителя, чтобы сведений о его компании, учредителях или руководстве не было в РНП (ч.1.1 ст. 31 закона № 44-ФЗ). Последствиями такого ограничения может стать:

  • отстранение исполнителя от участия в процедурах по определению поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • отказ заказчика от заключения контракта с победителем в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • односторонний отказ заказчика от исполнения контракта.

Статистика

В 2019 году ФАС России рассмотрела 27,6 тыс. обращений о включении сведений об участниках закупок в РНП (в 2018 году — 14 тыс. обращений), из которых почти половина (13,9 тыс. обращений) — в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.

В результате этого в 2019 году в РНП ФАС России включены сведения о 12,9 тыс. недобросовестных поставщиков (в 2018 году — 7 тыс.). Это почти половина (46,9%) от всех рассмотренных обращений. Основной причиной включения в реестр недобросовестных поставщиков является одностороннее расторжение контракта (8,9 тыс. обращений).

Типичная ситуация: компания принимает участие в закупках и побеждает. Она готова выполнить все обязательства по контракту, но возникают некоторые обстоятельства, препятствующие соблюдению необходимых условий. Заказчик трактует такое поведение как уклонение от подписания контракта. Поэтому он направляет информацию об участнике в федеральную антимонопольную службу (ФАС).

Стоит отметить, что уклонение не всегда имеет под собой намерение. Бывает, что контракт не подписывается по техническим причинам — например, из-за перебоев с интернетом или в связи с профилактическими работами в ЕИС. Но в любом случае уважительную причину, по которой не удалось выполнить обязательство, придется доказать.

Бывает и так, что с момента подачи заявки до этапа выигрыша уходит время, становится очевидно, что контракт уже нерентабелен для исполнителя, то есть выполнять его невыгодно. Поэтому, несмотря на последствия, он принимает решение «уклониться» от подписания контракта.

И все же есть несколько базовых правил, о которых стоит помнить, чтобы избежать попадания в РНП.

Прежде чем заявить о намерении участвовать в закупке, внимательно ознакомьтесь с документацией к ней и оцените риски и выгоды.

Обращайте внимание на все детали: в документах будут прописаны требования не только к срокам, но и к объему и качеству товаров и услуг — все это существенные условия контракта, которые не меняются.

Бывает, что в документации обнаруживаются неточности, неправильные данные и даже ошибки. В этой ситуации имеет смысл подать запрос на разъяснение положений. Если вы это не сделаете, то рискуете заключить контракт на невыгодных условиях.

На запросы действуют ограничения:

  • По количеству.

  • По времени.

Это значит, что по одной закупке запросов может быть не более трех, а подать их нужно успеть за три дня до даты окончания подачи заявок.

Прежде чем подавать заявку на участие в закупке, нужно помнить о таких внешних факторах, как национальный режим, курс национальной валюты и форс-мажор.

Курс национальной валюты касается иностранного товара. Если поставщик заключает контракт на поставку такого товара, то есть риск, что с изменением курса валюты выполнение контракта станет невыгодным.

На иностранный товар распространяется другой риск – он связан с национальным режимом. Например, нужно учитывать ситуацию, когда со стороны заказчика заявляется о запрете на поставку иностранного товара. Даже если участник, занимающийся таким товаром, захочет подать заявку, то ее автоматически «заблокируют».

Стоит помнить и о форс-мажоре, когда закрываются границы из-за обстоятельств непреодолимой силы и в связи с этим возникают реальные преграды для доставки товара.

Анализ конкуренции и положение других участников даст ответы на целый список вопросов:

  • Сколько поставщиков у конкретного заказчика? Как часто они выходят из конкурентной процедуры победителями?

  • Какие возможности по снижению цены есть у конкурентов? Вполне возможно, что снижение ценовой планки, на которое он идет, для вас неприемлемо.

  • Есть ли признаки аффилированности между заказчиком и участником?

  • С кем поставщик заключает контракты?

Таких вопросов может быть еще больше. Но поиск ответов на них снижает риски участия в невыгодных закупках и защищает от заключения контрактов, которые не имеют под собой экономической основы для бизнеса, а скорее разоряют и ослабляют его.

Реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП) представляет собой черный список ненадежных участников закупок. Он размещен в открытом доступе на сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС).

Для участников занесение в такой реестр означает одно – они лишаются возможности участия в закупочных процедурах на два года. Конечно же, это негативный момент, и довольно часто участники закупок пытаются оспорить их внесение в РНП в суде.

Для заказчиков РНП – возможность избежать заключения контракта с недобросовестным поставщиком, подрядчиком или исполнителем. Это связано с тем, что Законом № 223-ФЗ заказчикам дается право установить требования к участникам процедуры об отсутствии сведений в РНП как по названному закону, так и по Закону № 44-ФЗ[1].

Причем можно использовать и оба названные реестра, и любой из них. Соответственно, можно отклонить заявку от участника, сведения о котором включены в данные реестры.

С точки зрения технической составляющей процесса правила ведения реестра по законам № 223-ФЗ и 44-ФЗ во многом схожи. Но по порядку ведения эти реестры отличаются друг от друга.

Ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, – ФАС в ЕИС.

В каких случаях поставщика могут признать недобросовестным

Согласно ч. 2 ст. 5 Закона № 223-ФЗ в реестр включаются сведения лишь в двух случаях:

  • если участник закупки уклонился от заключения договора;

  • если с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) договор расторгнут по решению суда в связи с существенным нарушением.

Отметим, что Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211 утверждены Правила[2] направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки в ФАС, согласно которым сведения в РНП направляются и при непредставлении участником обеспечения исполнения договора, если заказчиком было установлено требование обеспечения договора до его заключения.

То есть в названных случаях заказчик обязан направить сведения в РНП и у него нет возможности урегулировать ситуацию «мирным» путем.

Если договор с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) был расторгнут по соглашению сторон, о включении такого поставщика в РНП речи быть не может, поскольку когда стороны договорились и не имеют никаких претензий друг к другу, признаки недобросовестности и злого умысла в действиях поставщика отсутствуют. Следовательно, нет и оснований для внесения в РНП.

Можно ли передать сведения в РНП, если от заключения договора уклоняется поставщик, который занял второе место?

Законом № 223-ФЗ этот вопрос не урегулирован и в случае возникновения спора ФАС как орган, ответственный за включение участников закупочных процедур в РНП, будет изучать положение о закупке, которым руководствуется организация при осуществлении закупочной деятельности. Если положением предусмотрена обязанность при осуществлении определенных видов закупочных процедур участника закупки, занявшего второе место, при уклонении победителя заключить контракт, то уклонение такого участника должно расцениваться как неблагонадежность и сведения о нем должны направляться в РНП. Если же положением не установлено обязанности по заключению договора для участников, занявших второе место, по итогам закупки, когда победитель уклонился от его заключения, передача сведений о таком участнике для внесения их в РНП будет необоснованна.

Порядок подачи сведений в ФАС прописан в Правилах. И первым делом считаем необходимым обозначить сроки, в которые автономное учреждение должно направлять информацию и сведения в ФАС о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе). Для наглядности представим их в таблице.

Случай

Срок подачи сведений

Уклонение от заключения договора победителя закупки

Не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора

Уклонение участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки (если документацией о закупке предусмотрена обязанность такого лица заключить договор)

Не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора

Уклонение от заключения договора:

Не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора

– единственного участника, подавшего заявку на участие в закупке;

– единственного участника закупки, признанного таковым;

– участника закупки, единственного участвующего во всех этапах закупки

Расторжение договора по решению суда

Не позднее 10 рабочих дней со дня расторжения договора

Автономное учреждение может подать сведения в ФАС двумя способами:

  • в письменной форме с сопроводительным письмом, подписанным уполномоченным должностным лицом;
  • в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи или иного аналога собственноручной подписи.

При этом для письменной формы подачи сведений сопроводительное письмо должно содержать перечень прилагаемых документов и документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заказчика.

Перечень сведений, подлежащих передаче в ФАС в рассмотренных выше случаях, утвержден Постановлением Правительства РФ № 1211.

В частности, автономное учреждение должно направить следующие сведения:

1. Наименование юридического лица, фамилию, имя и отчество физического лица, которое уклонилось от заключения договора или с которым договор по решению суда расторгнут.

2. Данные о месте нахождения юридического лица или месте жительства физического лица – страна, почтовый индекс, наименования единицы административно-территориального деления страны, муниципального образования, населенного пункта и улицы, номера дома (владения), корпуса (строения) и офиса – для юридического лица. Если же сообщение готовится в отношении физического лица, дополнительно нужно указать квартиру, где оно зарегистрировано.

3. Идентификационный номер налогоплательщика или согласно законодательству соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранных лиц).

4. Дату подведения итогов закупки (если победитель закупки уклонился от заключения договора) либо дату признания закупки несостоявшейся, в которой единственный участник, подавший заявку на участие в закупке, или участник, признанный единственным участником закупки, или участник закупки, единственно участвующий во всех этапах, уклонились от заключения договора (если такое лицо в соответствии с документацией о закупке обязано заключить договор).

5. Дату заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного договора, а также реквизиты подтверждающего документа.

6. Сведения о договоре:

  • наименование товаров (работ, услуг);
  • код по ОКПД 2 (с обязательным заполнением разделов, классов, а также возможным заполнением подклассов, групп и подгрупп, видов продукции (услуг, работ), категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ));
  • валюта договора;
  • цена договора;
  • срок исполнения договора;
  • код валюты договора.

7. Дату расторжения договора с указанием основания (в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий договора) и документа, являющегося основанием расторжения (решения суда).

К этим сведениям необходимо приложить следующие документы:

  • копию протокола (иного документа, если такой протокол не предусмотрен), на основании которого заключается договор с победителем или участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора;
  • копию уведомления (при наличии) об отказе от заключения договора победителя или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора;
  • копию решения суда (при наличии) о понуждении к заключению договора победителя или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора;
  • иные документы (при их наличии), свидетельствующие об отказе от заключения договора, например, копию решения суда.

О новом порядке направления обращений по РНП

Нормативными актами вроде бы установлены четкая процедура и перечень сведений и информации, предоставляемых заказчиками для включения в РНП недобросовестных победителей и участников закупок, однако на практике не все так просто.

Во-первых, как мы уже говорили, включение участника или победителя закупки в РНП может быть оспорено в суде. И эти споры не редкость. Конечно, чаще всего заказчики участвуют в них в качестве третьих лиц, ведь решение о включении или невключении в РНП принимает ФАС, но тем не менее им нужно знать, почему решение о включении в реестр признают незаконным и на что обратить внимание.

Например, АС ВВО рассматривалось дело об оспаривании решения ФАС о включении ООО в РНП. По мнению заказчика, ООО уклонилось от заключения договора, поскольку согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 03.12.2014 (размещен в ЕИС 04.12.2014) ООО не направило в срок, установленный положением о закупке и закупочной документацией, подписанный договор в адрес заказчика.

Суд, рассматривая дело, выяснил, что заказчик направил скан-копию договора 02.12.2014, то есть до подведения итогов закупки, что уже является нарушением требований закупочной документации и положения о закупке. Вместе с тем судом установлено, что 13.12.2014 заказчик направил ООО почтовым отправлением договор поставки, который получен обществом 24.12.2014. Согласно положению о закупке договор должен быть подписан в течение пять рабочих дней с момента получения договора, то есть у ООО был срок до 31.12.2014. Однако заказчик направил сведении в ФАС о включении ООО в РНП до истечения этого срока – 18.12.2014. Соответственно, ФАС приняла необоснованное решение о включении ООО в реестр и суд отменил его (Постановление АС ВВО от 24.12.2015 № Ф01-5487/2015).

При отправке сведений в реестр в случаях, когда были нарушены существенные условия договора, нужно учитывать, что до обращения в суд с иском о расторжении договора заказчик обязан соблюсти досудебный порядок разрешения спора в соответствии с п. 2 ст. 452 ГК РФ. Из данной статьи следует, что предварительно необходимо получить соглашение о расторжении контракта либо дождаться срока, в течении которого сторона договорных отношений не отвечает на предложение, что является основанием для передачи материалов в суд. Если в договоре не указан срок, в течении которого сторона обязана ответить на предложение о расторжении договора, то заказчик руководствуется 30-дневным сроком согласно ГК РФ. Сведения включаются в реестр только после вступления судебного решения в законную силу.

Законодательство указывает, что для признания нарушения обязательна умышленность деяния. Действия, попадающие в списки нарушений, но которые были совершены неумышленно, могут быть оперативно исправлены до применения карающей меры. Это также относится к действиям, которые заказчик или представитель совершили по неосторожности, либо по не зависящим от них причинам.

Перечислим частые нарушения, за которые ФАС имеет право занести участников торгов в РНП:

  • Если участник торгов одержал победу в торге, но в дальнейшем отказался от подписания контракта
  • Если по результатам победы в закупке был подписан контракт на поставку, но исполнитель уклонился от своих обязанностей и не выполнил договорные условия
  • Если победивший участник предоставил ложную или недостоверную информацию о себе, либо о предоставляемом товаре или услуге
  • Если плательщик не выполнил денежное обеспечение предстоящей сделки, предусмотренное законодательством , то есть не внес обеспечение исполнения контракта

Законодатель не включил в свод текущих законов Российской Федерации точного определения понятия “недобросовестный поставщик”. Также отсутствует четкое определение, как вести их учет. Это не значит, что в стране отсутствует законодательная база по этому направлению. Ниже приводим список подзаконных актов, согласно которым Правительством РФ определено, что ведение РНП отнесено к ведомству Федеральной Антимонопольной Службы Российской Федерации (ФАС РФ).

Именно ФАС является официальным государственным органом, уполномоченным вести РНП. Соответственно ФАС рассматривает от заинтересованных или пострадавших организаций все заявления с обращениями или жалобами о внесении, либо об исключении из этого реестра. В регионах России информацию в РНП вносят по представлению территориальных органов антимонопольной службы.

Чтобы корректно решать вопросы с ФАС, возникающие из-за внесения предприятия или индивидуального предпринимателя в один из трех реестров недобросовестных поставщиков, необходимо знать перечень юридических документов, в которых законодатели и министерства РФ определяют порядок ведения т.н. “черных списков” поставщиков, подрядчиков или исполнителей.

Приводим сводку законодательных оснований по трем реестрам:

  • По Федеральному закону № 44-ФЗ РНП регулируется постановлением Правительства РФ № 1062 от 25.11.2013 г. (ПП-1062)
  • По сделкам в рамках Федерального закона № 223-ФЗ реестром недобросовестных поставщиков управляют согласно постановления Правительства РФ № 1211 от 22.11.2012 г. (ПП-1211)
  • Реестр недобросовестных подрядных организаций в области ремонта жилого фонда регулируется постановлением Правительства РФ №615 от 01.06.2016 г. (ПП-615)

Законодатель возложил ответственность за подачу жалобы в территориальные органы ФАС на пострадавшего заказчика. Именно они должны информировать контролирующие органы о нарушениях поставщиками или подрядчиками правил коммерческих торгов и госзакупок.

В настоящее время законом определен четкий срок включения в реестр информации о недобросовестном подрядчике, поставщике или исполнителе. Согласно 44-ФЗ, ст. 104, ч.9 внесение в реестр осуществляется сроком на два года от момента включения информации в РНП. По истечении этого срока запись удаляется из черного списка. С принятием нового Федерального закона 539-ФЗ, с 1 июля 2021 года изменяется порядок начала исчисления этого срока.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]