Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на электромобиль в России 2021 тесла». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Финансовые затраты после отмены транспортного налога на электромобили в России до конца 2021 года снизятся, однако, существуют и другие обязательные платежи, которые стоит учитывать.
Здесь важно понимать разницу в следующем: процесс растаможки состоит из нескольких этапов, и соответственно платежей. Существует термины: таможенная пошлина и таможенный сбор. Многие скажут, что это одно и тоже, но это не так.
Нефть не относится к возобновляемым природным ресурсам, поэтому переход на альтернативное топливо — вопрос времени. В европейских странах для сокращения затрат населения на бензин, а также с целью уменьшения загрязнения воздуха выхлопными газами люди постепенно меняют обычное ТС на электромобиль.
Электромобиль представляет собой транспортное средство, работающее от электрической энергии аккумуляторов. По причине небольшого запаса хода без заправки электромобили пока не вытеснили автомобили. На сегодня производители оборудуют электротранспорт и аккумуляторами, и двигателями внутреннего сгорания. В зависимости от этого выделяют следующие виды:
- Гибридный. Работает как от электротяги, так и от ДВС.
- Плагин-гибридный. Работает на электрической тяге и двигателе, но большую часть расстояния преодолевает за счет аккумуляторов.
- Электромобиль, передвигающийся только от аккумуляторных батарей.
Транспортный налог в 2021 году для электромобилей регламентирован ст. 358 НК РФ. Норма содержит перечень объектов, не облагающихся транспортным налогом. Электромобилей в данном списке нет.
Таким образом, на федеральном уровне транспортный налог на электромобиль в России в 2021 году не отменен. В мае 2020 г. группа парламентариев от ЛДПР вновь подняла вопрос об отмене дорожного сбора на электрокары. Было внесено предложение не взимать транспортный налог с данного вида ТС сроком на 5 лет — с 2021 по 2024 гг. Однако законопроект не был одобрен.
Федеральное законодательство не предусматривает преференций по транспортному налогу для электрокаров. Однако региональные власти вправе по своему усмотрению устанавливать послабления.
Льготы по транспортному налогу могут быть актуальными как для граждан, так и для юрлиц. Как правило, льготы носят социальный характер и рассчитаны на нетрудоспособных людей, пенсионеров, многодетных семей и прочих категорий граждан, нуждающихся в дополнительной поддержке. В зависимости от норм регионального законодательства послабления выражаются в:
- Полной отмене внесения платежа.
- Оплате по сниженному тарифу.
В 2021 г. ряд субъектов страны отменил транспортный налог на электротранспорт. Налог не взимается:
- в Москве и МО;
- Калужской области;
- Липецкой области;
- Республике Кабардино-Балкарии;
- Амурской области;
- Курской области;
- Иркутской области.
Транспортный налог на электромобили в Санкт-Петербурге, Тюменской области также не действует.
Помимо отмены взимания транспортного налога на электромобиль в Москве для владельцев действуют следующие льготы:
- Платить за парковку не нужно. Даже если стоянка предполагается на территории платной парковки.
- Зарядить аккумулятор можно бесплатно от сети зарядных устройств МОЭСК.
- Снижена таможенная пошлина на ввоз.
Полной отмены транспортного налога для электрокаров пока не ожидается, хотя политика государства постепенно движется в сторону экологичного транспорта. Некоторые регионы уже поддержали инициативу отмены.
Несмотря на экологичность электромобиля при его использовании и экономическую эффективность, среди россиян он не пользуется большим спросом. Низкий уровень потребительского спроса на электротранспорт обусловлен следующими причинами:
- По стоимости приобретения электрокар — довольно дорогое ТС по сравнению с автомобилем на ДВС. В России не действуют льготные программы для приобретения электрокаров (в Германии предусмотрена субсидия на такую покупку).
- Условия российского климата не совсем подходящие для передвижения на электротранспорте.
- Нет развитой инфраструктуры (заправок для зарядки аккумуляторов).
- Автомобили на ДВС пока опережают в плане запаса хода. В этом направлении производители ведут постоянные работы.
Помимо перечисленных обстоятельств, россияне не спешат пересаживаться на электрические ТС из-за значительных пошлин, которые необходимо оплатить при ввозе таких авто на территорию РФ.
Облагаются ли электромобили транспортным налогом в России в 2021 году
Почти двукратный рост количества ввозимых в Россию электромобилей за последний год многие эксперты связывают с обнулением пошлины на импорт таких машин. Сегодня нулевая ставка действует и для юридических, и для физических лиц, в силу такая норма вступила с 4 мая 2020 года, а действовать она должна минимум до 31 декабря 2021 года.
К сожалению, отмена пошлины не избавила от уплаты прочих сборов. На сегодня это платеж за таможенное оформление автомобиля (порядка $100), уплата акциза, НДС (20% от стоимости), а также плата за Свидетельство СБКТС и систему ЭРА-ГЛОНАСС при ее отсутствии. Вместе с тем, благодаря нулевой ставке на практике удается сэкономить около 30-40 тыс. руб., если ввозить подержанный Nissan Leaf ZE0 2011 года, и до 160 тысяч в случае привоза из-за границы более свежей модификации ZE1 2019 г. в.
Самыми популярными новыми электрокарами, ввозимыми в Россию в 2021 году стали:
- Nissan Leaf – 105 шт.,
- Tesla (3, S, X) – 104 шт.,
- Audi E-tron – 61 шт.,
- Jaguar I-Pace – 57 шт.,
- Hyundai Ioniq – 7 шт.
ТОП-5 подержанных электрокаров в 2021 году:
- Nissan Leaf – 3541 шт.,
- Tesla (3, S, X) – 85 шт.,
- Mitsubishi I-MiEV –64 шт.,
- Jaguar I-Pace – 26 шт.,
- BMW I3 – 24 шт.
В мире растет число государств, стимулирующих граждан покупать «зеленые» автомобили, и в их число входит Россия, где владельцев электрокаров освобождают от уплаты транспортного налога. Правда, послабления касаются не всех регионов страны. Так, транспортный сбор отменен для владельцев моторных транспортных средств с электрическими двигателями, проживающих в:
- Москве и Московской области (норма действует до 2024 года);
- Амурской области,
- Иркутской области,
- Калужской области,
- Кемеровской области,
- Липецкой области,
- Кабардино-Балкарской Республике,
- Забайкальском крае,
- Республике Дагестан.
В ряде регионов действуют условия, отменяющие транспортный налог в отношении автомобилей определенной мощности:
- в Санкт-Петербурге – до 150 л. с. включительно;
- в Калининградской области – до 150 л. с. включительно;
- в Тюменской области – до 150 л. с. включительно;
- в Волгоградской области – до 150 л. с. включительно;
- в Курской области – до 200 л. с. включительно.
Еще одним субъектом в этом списке в 2021 году станет Башкирия, где принят местный закон, освобождающий владельца электрокара от уплаты налога, но только при условии, что он владеет двумя и более автомобилями (за какую машину не платить – выбирает сам собственник). Наконец, в перечень льготных регионов можно записать Сахалинскую область, где на электромобили действует 50-процентная скидка на транспортный налог. К слову, чиновники Сахалина уже заявили, что в ближайшие 10 лет собираются перевести весь автопарк области на электричество и природный газ.
Имеют место и другие прецеденты, касающиеся стимулирования перехода на «зеленый» автотранспорт. К примеру, в Москве и Московской области владельцы электрокаров освобождаются не только от транспортного налога, но и от налога на роскошь, который действует на все автомобили стоимостью свыше 3 миллионов рублей.
К сожалению для владельцев электрокаров, российское законодательство не делает различий между авто на электротяге, гибридами и транспортом с двигателем внутреннего сгорания. На уровне законов страны никакие исключения по уплате налоговых взносов собственникам безвредного для окружающей среды транспорта не предусмотрены.
Размер платежа зависит от трех основных показателей:
- мощности транспортного средства в л. с.;
- года выпуска автомобиля;
- региона, в котором зарегистрировано ТС.
Налоговый Кодекс устанавливает базовую ставку на каждую единицу мощности, в зависимости от общего показателя для автомобиля. Чем мощнее средство передвижения, тем выше ставка.
Мощность электрокара в л. с. | Базовая ставка в НК РФ за 1 л.с. |
до 100 | 2,5 |
100–150 | 3,5 |
150–200 | 5 |
200–250 | 7,5 |
более 250 | 15 |
Значения всех упомянутых показателей перемножаются, уплате подлежит итоговая сумма.
В качестве примера рассчитаем сумму налогового платежа за 2019 год для Tesla Motors Model S с мощностью двигателя 367 л.с. 2016 года выпуска по базовой ставке:
367 * 15 * 3 = 16 515 руб.
Такая сумма подлежит уплате за полный год. Если же собственник приобрел электрокар в середине календарного года, то он оплачивает взнос только за те месяцы, в течение которых владел автотранспортом. К примеру, если та же «Тесла» куплена в апреле 2019 года, то в 2020 необходимо будет внести:
16 515 / 12 * 8 = 11 010 руб.
Еще один важный момент. Если ТС зарегистрировано до 15 числа текущего месяца, в расчетный период этот месяц не включается. Если же авто поставлено на учет после 15 числа, месяц засчитывается в общий срок владения.
Отдельно стоит упомянуть о так называемом повышающем коэффициенте, который учитывается с 2018 года. Его применение необходимо при расчете налога на дорогостоящие автомобили, средняя цена которых превышает 3 млн руб. Существует оговорка: модель транспортного средства должна быть внесена в перечень, ежегодно составляемый Минпромторгом. Список публикуется на сайте ведомства. В тех случаях, когда авто отсутствует в списке, коэффициент не применяется.
Показатель зависит не только от среднего ценника, но и от года выпуска. Законом предусмотрено три значения:
- 1,1 — для ТС стоимостью от 3 до 5 млн, не старше 3 лет;
- 2 — авто ценой от 5 до 10 млн, выпущенное максимум 5 лет тому назад;
- 3 — транспорт с расценками от 10 до 15 млн, сошедший с конвейера не более 10 лет тому назад, и все автомобили дороже 15 млн, выпущенные более 20 лет тому назад.
На заметку: 28.02.2020 утвержден перечень для определения налоговой базы в отчетном периоде за 2020 год. В списке присутствуют только две модели электрокаров стоимостью до 5 млн — оба варианта относятся к марке BMW.
Налог на электромобили в России
По состоянию на март 2020 года особых исключений и налоговых преференций для собственников электротранспорта на федеральном уровне не предусмотрено. Впрочем, перечень льготников по уплате налога на машины с ДВС также утверждается на уровне субъектов федерации.
Послабления могут быть введены для физических лиц и организаций. Чаще всего они носят социальный характер и предусмотрены для инвалидов, пенсионеров, опекунов и прочих категорий граждан, нуждающихся в соцзащите. В зависимости от местного законодательства, собственник либо освобождается от уплаты взноса полностью, либо перечисляет налоги по ставке с понижающим коэффициентом.
Чтобы налоговый орган посчитал сумму выплат с учетом льгот, необходимо направить в ИФНС соответствующее заявление. Сделать это можно, в том числе, воспользовавшись услугами МФЦ, а также ― через портал «Госуслуг» или кабинет плательщика. Кроме того, заявление допустимо отправить почтой или принести в приемную ИФНС.
В ряде регионов власти отменили налог на электротранспорт. К числу таких субъектов относится Москва. Кроме столицы, в список субъектов входят:
- Московская область,
- Санкт-Петербург,
- Кабардино-Балкарская республика,
- Калужская область,
- Липецкая область,
- Амурская область,
- Курская область,
- Калининградская область,
- Тюменская область,
- Иркутская область.
Чтобы повысить спрос на транспорт, не наносящий вреда окружающей среде, в ведомствах ведется активное обсуждение повсеместной отмены транспортного налога.
В связи с поступающими запросами налогоплательщиков по вопросу определения мощности электромобиля в целях исчисления акцизов Минфин России сообщает.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 181 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) подакцизными товарами признаются автомобили легковые.
Ставки акцизов на легковые автомобили установлены статьей 193 Кодекса в твердой сумме в рублях за 0,75 кВт (1 л.с.). Размеры указанных ставок дифференцируются в зависимости диапазонов показателя мощности двигателя, конкретный размер которой указывается в технической документации транспортного средства.
Согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 июля 2016 г. N 81 «О форматах и структурах электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники» максимальная мощность электродвигателя — это максимальная полезная мощность системы электротяги при постоянном токе, которую система тяги может обеспечивать в среднем в течение 30-минутного периода.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 N 122 «Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники» в перечень сведений, указываемых в электронном паспорте транспортного средства в показателе электродвигатель электромобиля указывается максимальная 30-минутная мощность.
Таким образом, для целей исчисления акцизов при определении мощности двигателя необходимо учитывать максимальную полезную мощность системы электротяги при постоянном токе, которую система тяги может обеспечивать в течении 30-минутного периода времени. А при наличии в автомобиле легковом двух электродвигателей, учитывать суммарную максимальную полезную мощность системы электротяги при постоянном токе, которую система тяги может обеспечивать в течении 30-минутного периода времени двух электродвигателей.
Вышеуказанная позиция согласована Минпромторгом России.
Учитывая изложенное, Минфин России просит довести до налоговых органов (таможенных органов) вышеуказанную информацию.
А.В. Сазанов |
Акциз на легковые автомобили зависит от мощности двигателя.
Сообщается, что для электромобилей она определяется как максимальная полезная мощность системы электротяги при постоянном токе, которую система тяги может обеспечивать в среднем в течение 30-минутного периода. Эта информация указывается в электронном ПТС.
Если двигателей два, то их мощность суммируется.
До 4 мая 2020 года для юридических и физических лиц в странах ЕАЭС ставки на ввоз электромобилей составляли 15% от их стоимости. Многие везли машины самостоятельно, к дилерам же предпочитали обращаться те, кто не хотел заниматься бумажной волокитой.
Для дилеров, то есть юридических лиц пошлины уже дважды отменялись, но каждый раз временно. Но серьезного эффекта пока это не давало, разве что представительства пробовали ввозить в Россию новые электрокары. К слову, еще раз напомним, что большинство электромобилей в России были ввезены подержанными. Главный электрокар на нашем рынке – это праворульный Nissan Leaf первого поколения и из Японии, и их количество продолжает увеличиваться.
Итак, с 4 мая вступили в силу новые правила ЕАЭС, согласно которым таможенные пошлины отменяются. К сожалению, временно: до 31 декабря 2021 года. Что называется, запомните эту дату, она, увы, может иметь принципиальное значение.
Нет. В России, к сожалению, сложилось такое понятие как СТП – совокупный таможенный платеж. Под этой аббревиатурой скрывается целый ряд платежей, а дилеры и энтузиасты склонны включать в нее вообще все, что придется отдать государству при желании ввести электрическую машину в России.
Итак, загибайте пальцы. Плата за таможенное оформление. Нет, это не пошлина. Это отдельно. Но примерно 100 долларов отдать добры будьте.
Транспортный налог на Тесла Модель Х в Москве на 2021 год
В том то и дело, что мало чего. В теории новые «Теслы», но они все равно остаются малодоступны большинству населения. Даже если отменят таможенные пошлины и НДС, с учетом падения рубля минимальная стоимость Model 3 все равно будет составлять миллиона четыре за совершенно пустой заднеприводный автомобиль с 55-киловаттной батареей.
Подержанные «Теслы»? Их стоимость не так уж и низка – спасибо Илону Маску за восьмилетнюю гарантию на аккумуляторы. Редактор канадского издания Elektrek.co Фрэдерик Ламберт не так давно купил себе Model X с пробегом под 700 тысяч километров! Без шуток, взял в одной прокатной конторе. Так вот. За какой-нибудь Porsche Cayenne или BMW X5 в западных странах при таком пробеге с вас попросили бы тысячи три долларов или евро. А Tesla Model X, которая была самой дешевой на рынке, обошлась Ламберту в 30 тысяч (!). Плюс доставка, плюс оформление на таможне, плюс Эра-Глонасс, плюс утилизационный сбор… и вы получаете машину миллиона за пять-шесть с ближайшим официальным сервисом в Финляндии с пробегом 700 тысяч километров. «Ну такое», – как еще недавно многие говорили.
Остается то же, что везут и сейчас: подержанные электрокары от массовых брендов прежних поколений. Volkswagen e-Golf, Nissan Leaf, Renault Zoe, BMW i3… не об этом вы мечтали, хотя если батька даст добро, то стоимость такой техники и правда снизится.
С 4 мая 2020 года на ввозимые электромобили правительством установлены нулевые пошлины. Задачи, ради которых принимались такие решения, в целом понятны: насытить российский рынок технологиями и готовыми автомобилями, которые в перспективе могут дать толчок для развития электроавтомобилестроения и всей необходимой инфраструктуры в России. Нулевая ставка будет действовать до 31 декабря 2021 года и применяться при импорте электромобилей в ЕАЭС как юридическими, так и физическими лицами.
На гибриды нулевая ставка не распространяется, только на чистые электромобили. Удачное решение, которого многие импортёры таких машин ждали давно, позволит перешагнуть «порог неприятия» электромобилей на российском рынке и может стереть грань между электричеством и ископаемым топливом. Ситуация быстро меняется: весь городской транспорт активно «пересаживают» на электричество, да и владельцев электрических машин подешевле и подороже становится всё больше. Но что насчёт практической стороны вопроса? Сколько на самом деле стоит заряжать электрический автомобиль, обслуживать его и ремонтировать? Самое время ответить на эти вопросы.
Роман Федорков
Владелец бензинового Audi A4
Пересчёт стоимости владения вместе со страховкой и прочими расходами оказался сильно выше цифр, которые назвал владелец.
Сергей Гончаров
Владелец Tesla Model S
Справедливости ради нужно заметить: оба водителя работают на севере Москвы в одном районе и оба живут на юге города, поэтому их ежедневный пробег примерно одинаков и составляет около 50 километров. Топливная эффективность электромобилей, по словам владельцев таких машин, считается просто: в зависимости от того, по какому тарифу заряжается автомобиль, стоимость полной зарядки (также зависит от ёмкости АКБ и стабильности электросети) составляет примерно столько же, сколько стоит три-четыре литра бензина АИ-98. Путём нехитрых вычислений можно получить итоговую цифру — 250 рублей за полностью заряженную батарею вместо трёх тысяч рублей за полный АИ-98, то есть одна зарядка электромобиля в десять с лишним раз выгоднее, чем заправка авто на обычном топливе.
Обнуление пошлин на электромобили — это ещё один аргумент в пользу выбора машины без двигателя внутреннего сгорания. И хотя по соглашению о вступлении в ВТО ввозные пошлины на новые бензиновые и дизельные автомобили были сокращены до 15%, за счёт утилизационного сбора и акцизных платежей стоимость растаможки автомобиля всё равно осталась примерно такой же, какой и была. В денежном выражении суммы могут отличаться, однако фактическая сторона вопроса такова, что при пересечении границы России за новый автомобиль импортёру придётся заплатить до половины от заявленной в декларации стоимости.
Обслуживание электромобиля — другой важный вопрос экономики транспорта будущего, который волнует потенциального владельца. Ключевая мысль создания электромобилей состоит в том, что изобретать ради одной модели принципиально новую конструкцию никто не станет, и даже прогрессивные инженеры из Tesla взяли большую часть механических решений от одного из своих инвесторов — компании Mercedes. Во всех без исключения автомобилях Tesla ходовая часть унифицирована с немецкими кроссоверами.
Директор автосервиса по обслуживанию автомобилей Mercedes Андрей Скопов отметил, что никаких сложностей в обслуживании автомобилей Tesla в России нет.
Минпромторг поддержал продление нулевых пошлин на ввоз электромобилей в РФ
Андрей Скопов
Директор автосервиса по обслуживанию автомобилей Mercedes
Несложно обслуживать и бюджетные электромобили Nissan Leaf, которые с экономической точки зрения уже давно обогнали обычные автомобили с ДВС. Обновлённые модели Nissan Leaf 2018 года по удобству использования почти ничем не отличаются от бензиновых одноклассников: новые японские электромобили оборудованы батареями на 40 кВтч и заряжаются от специального зарядного устройства до 80% всего за 40 минут. Этого уровня (по крайней мере, в Москве) достаточно, чтобы без проблем добраться на работу, в аэропорт и обратно.
Благодаря работе инженеров, разместивших автомобиль на платформе обычных легковых автомобилей, экономика Nissan Leaf находится на уровне обычных бензиновых автомобилей, что заставляет задуматься об экономической выгоде такого автомобиля и вселяет оптимизм и веру в прогресс одновременно.
Но, даже несмотря на очевидные сложности, электромобиль дешевле традиционной бензиновой машины, пусть и с рядом оговорок. Да, «электричка» может передвигаться исключительно в городе или в лучшем случае от зарядки к зарядке, но с учётом тренда на тёплые зимы и смягчения российского климата электромобиль может оказаться более разумной покупкой по отношению к обычному автомобилю, даже если потенциальный владелец живёт не в крупном городе, а за 10–20 километров от него. Очевидно, что электромобили — интересное решение для тех, кто готов попробовать новый вид транспорта, но о значительной экономии с электрическим транспортом говорить пока рано.
Необходимость оплаты транспортного налога зависит от региона проживания автовладельца.
Транспортный налог для автомобилей с электрическими силовыми установками отменен временно или бессрочно:
- Москва;
- Московская область;
- Санкт-Петербург;
- Московской, Калужской, Кемеровской, Иркутской, Волгоградской областях;
- Дагестан;
- Башкортостан;
- Забайкалье.
На Сахалине владельцы электромобилей должны платить только 50% транспортного налога.
При этом, существуют условия, специфические для каждого из этих регионов. В Волгоградской области и Санкт-Петербурге от налога освобождены только электрокары с мощностью двигателя не больше 150 л.с. То есть, налог на Теслу в таких регионах России все-таки придется заплатить.
Льгота не распространяется на автомобили с гибридным двигателем. За них нужно платить все налоги также, как за бензиновые авто.
Помимо уже существующих преференций, связанных с отменной транспортного налога, для владельцев электрокаров, правительство обсуждает введение других льгот.
В ближайшем будущем для экологически-чистого транспорта введут такие стимулирующие меры, как сниженная цена проезда по платным трассам, бесплатные парковочные места, разрешить проезд по выделенным полосам для общественного транспорта.
К июню 2021 года соответствующий законопроект поступит на рассмотрение правительства.
Налоги на электромобили и электрокары в 2021 году: какие и сколько платить?
4 мая 2020 года отменены таможенные пошлины в России на ввоз электрокаров в страны ЕАЭС (в союз входят Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия).
Размер этих пошлин составлял 15% стоимости ввозимого авто. Отмена распространяется на физических лиц (для юридических лиц эта пошлина на электромобили отменена ранее). Важно заметить, что отмена будет действовать до 31 декабря 2021 года.
Указанные правила применимы только к машинам питающимся от электричества.
К гибридным моделям и ДВС они неприменимы. Означает ли это, что теперь ввоз электромобиля стал бесплатным? Нет, не означает, так как в России существует ряд дополнительных сборов, которые обязательны к уплате.
Сюда относятся:
- Оплата таможенного оформления. Различается от цены авто.
- Акцизный сбор. Размер этого сбора зависит от мощности машины. Так, для стандартной Tesla Model 3 с задним приводом акцизный взнос равен примерно 190 тысячам рублей.
- Налог на добавочную стоимость (НДС). Составляет 20% стоимости электрокара. Этот налог обязателен для авто старше 3 лет. Оплата Единого налога при этом не требуется.
- Свидетельство безопасности конструкции транспортного средства и установка экстренной кнопки Эра-Глонасс. Первое зависит от того, озаботился ли производитель прохождением сертификации электромобиля в России. Этот момент лучше уточнить заранее, до покупки автомобиля.
- Единый налог (для автомобилей младше 3 лет). Составляет 48% — 54% от таможенной стоимости. НДС при этом платить не нужно.
- Утилизационный сбор. Связано введение этого сбора с вступлением России в ВТО. По требованиям организации размер пошлин уменьшен, зато появился новый дополнительный сбор – за утилизацию. Базовая ставка составляет 20 тыс. рублей плюс расчетный коэффициент, который зависит от правового статуса и возраста автомобиля.
То есть временная отмена пошлин, конечно, снизит количество необходимых расходов, но ввоз электрокара на территорию Российской Федерации всё равно требует серьезных финансовых вливаний.
Процесс таможенного оформления длится 2-3 недели или больше. Во время процедуры автомобиль находится на специальном складе. Растаможка электромобиля в России происходит по месту постоянной регистрации владельца транспорта.
Однако, проверка документов в обязательном порядке будет производиться на границе, поэтому всю необходимую документацию нужно подготовить заранее.
Необходимо предоставить:
- Паспорт владельца транспортного средства (общегражданский и загранпаспорт);
- ИНН физического лица;
- Заявление с указанием точного времени приезда на пропускной пункт и названием этого пункта;
- Декларацию по форме ДТ-6, а также отметки о сопровождаемом или несопровождаемом багаже;
- Документы на автомобиль;
- Расписку об уплате депозита;
- Нотаризованную доверенность (в случаях, когда растаможивание электромобиля в россии осуществляется брокером).
Депозит представляет из себя гарантию оплаты сборов. Депозит нужно внести за пять дней до планируемой даты проезда через границу, чтобы деньги успели поступить на банковский счет получателя платежа. Если деньги еще не поступили, машина отправляется на платную стоянку, где будет находиться до решения вопроса.
Для таможенного оформления потребуются:
- паспорт владельца;
- ИНН;
- опись;
- технический паспорт на авто;
- регистрация;
- договор на оказание услуг временного хранения.
Все документы, которые выдаются на таможне, нужно сохранить, так как при дальнейшем получении машины со склада временного хранения пригодятся приходный ордер, российский технический паспорт, подтверждения оплаты таможенных сборов.
При оформлении электромобиля нужно соблюдать последовательность действий.
- Оплата депозита и подготовка необходимых документов.
- Проезд через границу и осуществление регистрации. Потребуется предъявить полный пакет документов, указать стоимость ТС и дату его выпуска. Основываясь на этих данных будет производиться расчет размера сборов.
- Растаможка и оплата сборов. До завершения этого этапа и оплаты всех сборов авто будет находиться на складе.
- Регистрация в органах ГИБДД. Для постановки на учет понадобится подтверждение оплаты всех сборов и технический паспорт автомобиля.
После прохождения этих этапов электромобиль может эксплуатироваться.
При выявлении факта предоставления искаженных данных владельца электромобиля налагается штраф в размере 2500 рублей и, в некоторых случаях, изымается авто. Незаконное пересечение границы грозит штрафом 3 раза превышающим стоимость автомобиля.
При неоплате таможенных сборов в размере от 1 до 3 миллионов рублей предусмотрен штраф 50 тыс. рублей или лишение свободы сроком до 2 лет.
Существуют случаи, при которых ответственность за ввоз нерастаможенного электрокара не предусмотрена. К ним относятся варианты, когда:
- собственник обладает видом на жительство в другой стране;
- перевозка осуществляется в рамках ЕАЕС;
- авто зарегистрировано в другой стране и имеется разрешение для временного ввоза.
Срок нахождения в РФ электромобиля, не прошедшего процедуру регистрации, ограничен.
На начало 2020 года на территорию РФ был ввезен только 1 771 электрокар. Такой малый спрос на эти автомобили обусловлен следующими факторами:
- электрокары дороже машин с двигателем внутреннего сгорания. К сожалению, субсидии при покупке электромобиля в России, как например, в Германии, покупателям не предоставляют;
- машины с электромоторами не совсем приспособлены к российским климатическим условиям и дорогам;
- отсутствует подходящая инфраструктура;
- эксплуатационные характеристики электрокаров пока что уступают автомобилям с традиционным ДВС.
Но в то же время этот сегмент авторынка в мире активно развивается, характеристики и качество электромобилей постоянно растут. Со временем многие страны планируют постепенно запретить у себя эксплуатацию машин с ДВС, например, Норвегия – до 2025 года, Франция и Германия – до 2040.
Поэтому увеличение спроса на электрокары в России – это лишь дело времени. Учитывая, что ставка транспортного налога находится в компетенции региональных органов власти, некоторые субъекты федерации могут отменять этот сбор. Хотя, в в 2020 году практически во всех регионах РФ он есть.
Популярность подобных автомобилей в мире неуклонно растет. Со временем многие страны планируют запретить эксплуатацию машин с ДВС, так как они наносят вред окружающей среде и потребляют много невозобновляемых энергоресурсов.
Вопрос о том, надо ли платить транспортный налог на электромобили, в настоящее остается нерешенным, ведь попытки отмены налога были неуспешны. В нашей стране пока каких-либо существенных льгот для владельцев элекромобилей нет. Они, как и остальные автомобилисты, обязаны ежегодно оплачивать транспортный налог в региональный бюджет.
После того как электромобиль будет растаможен, владелец должен обратиться в органы ГИБДД с квитанцией, выданной на таможне, и с соответствующими документами: приходным ордером, техпаспортом. Если все документы будут соответствовать положенным требованиям, электрокар поставят на регистрационный учет, выдадут российские номера и свидетельство о регистрации транспортного средства.
Оформлением электромобиля занимаются таможенные органы, территориально привязанные к месту постоянного проживания осуществляющего ввоз гражданина. На это время транспортное средство помещается на склад, где может находиться не более 2-х месяцев. Данного периода достаточно для разрешения всех организационных вопросов, так как обычно процедура занимает около 2-3 недель.
Первая проверка документов на предмет соответствия законодательным нормам РФ проводится при пересечении границы, поэтому до въезда на территорию страны автовладельцу следует позаботиться о наличии:
- паспортов (заграничного и гражданина России);
- заявления, в котором должно быть указано точное время прибытия груза на конкретный пропускной пункт;
- декларации по форме ТД-6. Если транспортировка осуществляется в контейнере, то проставляется отметка о несопровождаемом багаже, а если электромобиль передвигается своим ходом, то о сопровождаемом;
- таможенной расписки, подтверждающей факт внесения на счёт ведомства залоговой суммы, и заверенной инспектором. Если средства вносит не собственник, а его представитель, то понадобится прошедшая нотариальную заверку доверенность;
- комплекта документации на ТС (техпаспорт, гарантийный сертификат, договор о приобретении в собственность, страховой полис).
После тщательного осмотра электромобиля и изучения предоставленных документов сотрудник таможни внесёт запись в журнал и выдаст разрешение на въезд. Дальнейшие действия сводятся к обращению в соответствующий таможенный орган по месту пребывания для завершения регистрации, а также расчету и оплате установленных государством взносов.
За предоставление неверных сведений на автовладельца налагается штраф в размере 2 500 рублей, который в некоторых случаях сопровождается конфискацией груза. При задержании гражданина за незаконное пересечение границы ему назначается наказание в виде выплаты суммы, в 3 раза превышающей стоимость электромобиля.
Санкция за уклонение от уплаты таможенных взносов размером от 1 до 3 млн рублей предусматривает штраф в 50 000 рублей или лишение свободы сроком на 2 года.
Ответственность за ввоз нерастаможенного электромобиля на территорию РФ не предусматривается, если:
- у собственника имеется вид на жительство в другой стране;
- осуществляется перевозка авто из стран-участниц Таможенного союза ЕАЭС (Казахстан, Россия, Беларусь, Армения, Киргизия);
- машина зарегистрирована в другом государстве или оформлено разрешение на временный ввоз.
Срок нахождения не прошедшего регистрацию электромобиля ограничен правовыми нормами. При прохождении таможенного оформления в полном объёме, завершающей стадией является постановка транспортного средства на регистрационный учёт в ГИБДД.
Передвигаться на нерастаможенном автомобиле законно можно только определенным лицам:
- Иностранным гражданам, получившим право на временное пребывание в Российской Федерации. На таможенном посту оформляют разрешение, которое выдают сроком до 1 года.
- Гражданам Российской Федерации, имеющим в собственности электромобиль, который был зарегистрирован в другой стране. При этом, оформляется временный ввоз и оплачиваются налоги и пошлины. Здесь срок пребывания ограничен 6 месяцами. После этого владелец обязан покинуть страну с закрытием разрешения.
Расчет стоимости растаможки электромобиля в России, по калькулятору 2021 года, будет состоять из пяти основных составляющих:
- Оплата работы сотрудников контрольно-пропускного пункта (сюда входят: оформление документов, проверка транспортного средства и его внесение в базу данных ГИБДД);
- Единая госпошлина (от данного платежа освобождаются только инвалиды 1 и 2 группы, ветераны труда, военные офицеры, многодетные родители и пенсионеры);
- Налог на ввоз машины в Россию (размер зависит от количества лошадиных сил);
- Акциз (взымается исключительно с юридических лиц);
- Взнос по утилизации.
Важно знать! По правилам пограничного пункта, растаможка Теслы, Леафа и других электромобилей происходит так же, как и регистрация бензиновых авто. А связано такое ограничение с тем, что для экологического транспорта тоже требуется российский ПТС.
Самая большая пошлина за ввоз любой машины на территорию РФ – это налог на лошадиные силы, который рассчитывается по нескольким ставкам. Зависит размер данного обложения от следующих критериев:
- Возраст автомобиля;
- Его изначальная стоимость (высчитывается из справки купли/продажи);
- Социальный статус владельца ТС (как уже упоминалось ранее, некоторые категории граждан получают льготы при растаможке авто).
Какие существуют тарифы на сегодняшний день и чем от них отличаются пошлины на электромобили в России 2021 году, рассмотрим ниже.
Российское Правительство внесло в Госдуму предложение о пересмотре некоторых положений налогового законодательства для тех владельцев автотранспорта, кто пользуется электромобилями: для них может быть отменена сроком на 5 лет уплата транспортного налога с января 2021 года.
Но депутаты решили изучить предложение и внести в него свои корректировки – многим не понравилось, что для владельцев не только отечественных машин вносится льгота, но и собственники дорогих электромобилей иностранного производства так же окажутся в числе льготных категорий.
К тому же, средства, уплаченные налогоплательщиками за транспортные средства, поступают в региональные бюджеты. Федеральным законом установить отмену налога на этот вид экологически чистого транспорта будет неправильно.
Но депутаты из комитета по бюджетной и налоговой политике так и поддержали предложение Правительства. Второе чтение Закона осталось без внесения изменений в политику налогообложений для владельцев электрокаров.
Однако налоговики ведут расчет, в том числе, и от стоимости транспорта, ведь подобные модели стоят от 3 и более миллионов рублей, что считается роскошью, а это может служить поводом для повышения ставки налогообложения.
Но и массового производства электромобилей в нашей стране не отмечается, хотя эксплуатация подобных машин владельцу должно обходиться намного дешевле, чем их аналоги на дизельном или бензиновом топливе.
По налогообложению
НДС и ЕСН, машины с бензиновым и дизельным двигателями не отличаются от электрокаров. А вот ставка по лошадиным силам у второго типа ТС совершенно другая, и ее общая сумма не может превышать 8500 евро, что не относится к стандартному транспорту. Именно эти цифры прописаны в ст. 164 НК РФ. Что касается таможенного кодекса, то он расценивает экологические авто несколько иначе.
Несмотря на то, что за растаможку электромобилей в России требуют меньше средств, высчитывается единая ставка для них по тем же критериям, что и для других типов ТС. А именно:
- Год выпуска;
- Фактическая стоимость (указывается в документе о купле/продаже);
- Статус водителя (инвалид, пенсионер, или многодетный кормилец).
Но при подсчете стоимости через онлайн калькулятор перечисленные показатели будут множиться на пониженную ставку, что в итоге повлияет на уменьшение суммы налога за растаможку.
Величина коэффициента по взносу за регистрацию экологического ТС на территории РФ высчитывается исходя из следующих параметров:
- Мощность мотора до 90 л.с. – безпошлинный проезд границы;
- От 90 до 150 лошадиный сил – стоимость каждой л.с. составит 37 рублей;
- Свыше 150 лошадей – цена акциза за 1 л.с. поднимется до 365 руб.
При этом, до 2021 года импортный налог за ввоз электромобилей в Россию с водителей не взымался. Но на сегодня бесплатно растамаживать такого рода ТС уже не получится, о чем знают далеко не все автолюбители.
Второй фактор, отпугивающий потенциальных покупателей, – цены на транспортные средства с электродвигателем. По умолчанию принято считать, что это дорогое удовольствие. Но такое мнение вовсе не является справедливым. Чаще всего оно обусловлено тем, что для автомобилиста электромобиль – это только Тесла. О том, что существует масса достойных аналогов по куда более привлекательным ценам, не все знают.
На сегодня транспортный налог на электромобили в России не установлен. Налогоплательщиком, согласно ст. 357 НК, признается то лицо, на которое зарегистрирован электрокар. Для электрокаров применяется стандартный перечень нормативных документов, которые применяются по отношению к обычным автомобилям, работающим от двигателя внутреннего сгорания. Перечень правовых актов из налогового кодекса РФ:
- П. 1 ст. 359;
- ст. 360;
- ст. 361;
- ст. 358.
Пункт первый ст.359 определяет налоговую базу. В пп.1.1. говорится, что налоговая база зависит от мощности двигателя транспортного средства, а в п.2 — о том, что определение налоговой базы происходит для каждого отдельно взятого технического устройства для перевозки. Мощность рассчитывается в лошадиных силах, а единица измерения — киловатт-час.
Примерные значения для разных типов авто приведены в таблице.
Мощность (кВт), вид авто | Размер налоговой ставки (руб., коп.) |
Грузовики | |
макс. 73,55 | 2 руб. 50 коп. |
73,55 – 110,33 | 4 руб. |
110,33 – 147,1 | 5 руб. |
147,1 – 183,9 | 6 руб. 5 коп. |
183,9 | 8 руб. 50 коп. |
Автобусы | |
макс. 147,1 | 5 руб. |
мин. 147,1 | 10 руб. |
Легковой автотранспорт | |
макс. 73,55 | 2 руб. 50 коп. |
73,55 – 110,33 | 3 руб. 50 коп. |
110,33 – 147,1 | 5 руб. |
147,1 – 183,9 | 7 руб. 50 коп. |
мин. 183,9 | 15 руб. |
В п. 1 ст. 358 НК РФ говорится о том, что автомобили и иные механические средства передвижения являются объектами, подлежащими налогообложению. Ст. 360 определяет сроки уплаты налогов. Основной налоговый период — это год (12 месяцев, 365 дней), а отчеты ведутся по кварталам.
Центральный федеральный округ | ||||||||||
Наименование субъекта, область | Авто вместительностью до 8 человек | Грузовики | ||||||||
Мощность, кВт | ≥73,55 | 73,55-110,33 | 110,33-147,1 | 147,1-183,9 | ≤183,9 | 0-100 | 101-150 | 150-200 | 200-250 | Выше 250 |
Москва | 12 | 25-35 | 45-50 | 65-75 | 150 | 15 | 26 | 38 | 55 | 70 |
Белгородская | 15 | 25 | 50 | 75 | 150 | 25 | 40 | 50 | 65 | 85 |
Брянская | 7-10 | 18 | 40 | 75 | 130 | 15 | 20 | 40 | 50 | 60 |
Владимирская | 20 | 30 | 40 | 75 | 150 | 25 | 40 | 50 | 60 | 80 |
Воронежская | 20 | 30 | 50 | 75 | 150 | 25 | 40 | 50 | 65 | 85 |
Ивановская | 10 | 20 | 35 | 60 | 120 | 20 | 22 | 25 | 43 | 55 |
Калужская | 5-10 | 20-25 | 45-50 | 75 | 150 | 11 | 18 | 24 | 34 | 50 |
Костромская | 13-15 | 30 | 42 | 66 | 132 | 25 | 40 | 50 | 65 | 81 |
Курская | 25 | 35 | 50 | 75 | 150 | 25 | 40 | 50 | 65 | 85 |
Липецкая | 15 | 28 | 50 | 75 | 150 | 25 | 40 | 50 | 65 | 85 |
Московская | 10 | 34 | 49 | 75 | 150 | 20 | 25 | 33 | 45 | 58 |
Орловская | 15 | 35 | 50 | 75 | 150 | 25 | 40 | 50 | 65 | 85 |
Рязанская | 10 | 20 | 45 | 75 | 150 | 23 | 32 | 40 | 60 | 85 |
Смоленская | 10 | 20 | 40 | 66 | 110 | 20 | 31 | 39 | 47 | 52 |
Тамбовская | 20 | 30 | 50 | 75 | 150 | 25 | 40 | 50 | 65 | 85 |
Тверская | 10 | 21 | 30 | 45 | 90 | 25 | 40 | 50 | 65 | 85 |
Тульская | 10 | 26 | 50 | 75 | 150 | 25 | 40 | 50 | 65 | 85 |
Ярославская | 14-16 | 29 | 45 | 68 | 145 | 25 | 38 | 46 | 60 | 73 |
Для того чтобы понять, как будут обстоять дела, если отменить транспортный налог для электрических автомобилей, можно обратить внимание на близлежащее зарубежье, которое уже ввело такой закон. Сказать, что они отменили налог полностью, нельзя, однако введенная альтернатива вполне устраивает всех жителей, так, например:
• введен имущественный налог, сумма данной платы зависит от цены машины; • дорожный налог, который употребляется непосредственно на ремонт и постройку новых дорог; • экологический налог, призывающий всех жителей пересесть на электромобиль либо общественный транспорт.
Вышеупомянутые налоги способны действовать как самостоятельно, так и в комплексе друг с другом. Также они могут быть открытыми либо плюсоваться к стоимости бензина.
Власти некоторых государств выступают за скрытые платежи, так как это благоприятно влияет на бюджет страны. Ведь отдельная плата предусматривает много ответственных лиц, которым нужно платить зарплаты, да и размер налога в этом случае зависит только от цели его использования, что не может не радовать потребителя.
Примером таких практик являются США и Китай, где налог заложен в цену углеводного топлива. А Великобритания и вовсе отменила данное налогообложение. Также жители Китая платят государственную пошлину в зависимости от стоимости и страны производителя автомобиля. Эта сумма используется властями для постройки новых и реконструкции уже имеющихся магистралей.
Ситуация во Франции схожа с китайской. Только платеж там платится единожды, при покупке электротранспорта, и зависит он непосредственно от мощности.
Размер сбора стоит в зависимости от типа автокара — легковой или грузовой — и, соответственно, от мощности. Кроме этого, на то, какая сумма будет выплачиваться в бюджет, влияют следующие показатели:• размеры региональных ставок;
- сколько стоит электромобиль;
- как долго находиться в использовании транспортное средство;
- льготы, которыми обладает хозяин машины.
От всех этих компонентов в комплексе зависит размер налога. Зная эти показатели — реально просчитать примерную сумму выплаты самостоятельно.
Налогообложение электромобилей и прочих автосредств производится на основании Налогового Кодекса РФ. Положения пункта 1 ст. 358 НК РФ закрепляют, что объектами налогообложения являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, и т. д. Налогоплательщиками, в соответствии со ст. 357 НК РФ, являются лица, на которые зарегистрированы транспортные средства.
Налоговый кодекс не проводит различия в установленном на автомашине двигателе, а значит сбор на электромобиль исчисляется по тем же правилам, что и на прочие автомобили.
Налоговый Кодекс закрепляет и налоговую базу для транспортных средств, имеющих двигатели: мощность двигателя в лошадиных силах. Налоговым периодом признается календарный год.