Услуги по приему платежей управляющей компанией

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Услуги по приему платежей управляющей компанией». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Согласно п. 1 ст. 16.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ № 2300-1) продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.

Субъекты предпринимательской деятельности, у которых доход, признаваемый для целей налогообложения за предшествующий календарный год, не превышает предельные значения, установленные Правительством РФ для микропредприятий (сегодня это 120 млн руб.), обязаны обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт. Речь идет о платежной карте «Мир», поскольку по смыслу ч. 2 ст. 30.1 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Закон № 161-ФЗ) международные платежные карты не являются национальными платежными инструментами (Письмо Роспотребнадзора от 22.07.2015).

К сведению:

С 01.10.2017 п. 1 ст. 16.1 Закона РФ № 2300-1 будет изложен в новой редакции, согласно которой обязанность принимать к оплате национальные платежные инструменты распространяется на продавца (исполнителя), у которого выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год превышает 40 млн руб. (см. Федеральный закон от 10.05.2017 № 88-ФЗ).

В соответствии с п. 4 ст. 16.1 Закона РФ № 2300-1 при оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов. Это прямой запрет на включение в квитанцию на оплату ЖКУ дополнительной строки «Комиссия банка» (при условии, что такая комиссия не уплачивается в случае приема платы наличными).

Правила, изложенные в ст. 16.1 Закона РФ № 2300-1, фактически продублированы в ст. 37 в отношении оплаты выполненной работы, оказанной услуги. Так, в данной норме указано:

  • оплата оказанных услуг (выполненных работ) производится посредством наличных или безналичных расчетов в соответствии с законодательством РФ;

  • при использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится по указанию продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), ведущему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или другими нормативными правовыми актами РФ.

Добавим, и в ст. 16.1, и в ст. 37 Закона РФ № 2300-1 особо отмечено, что обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств (в кассу организации, кредитной организации, банковскому платежному агенту, платежному агенту).

Право потребителя по своему выбору оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках, или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, прописано в пп. «а» п. 65 Правил предоставления коммунальных услуг. При этом конкретный способ оплаты может быть установлен договором, содержащим положенияо предоставлении коммунальных услуг.

Об обязательном способе внесения платы за ЖКУ без комиссии

В нашем распоряжении есть несколько судебных актов, датированных 2017 годом, в которых сделаны заключения об обязанности УК (ТСЖ) обеспечить возможность внесения платы за ЖКУ без уплаты потребителем дополнительной комиссии, причем самый очевидный способ – это прием наличных в кассу организации.

Судебный акт

Обстоятельства дела

Нарушение

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2017 № 06АП-7210/2016 по делу № А73-13056/2016

Заключенные до 01.01.2016 договоры с банком и почтой о приеме платежей предусматривали обязанность агента УК уплачивать вознаграждение за услуги по приему платежей, но с указанной даты по дополнительным соглашениям размер комиссии по принятым платежам взимается непосредственно с плательщика. УК не представила потребителю информацию о наличии права выбора оплатить

Не обеспечена возможность производить оплату услуг путем внесения наличных денежных средств по выбору потребителя без учета комиссии за перевод через платежных агентов

услуги в сумме выставляемого платежа иным способом, не предусматривающим комиссионный сбор

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2017 № 19АП-7586/2016 по делу № А48-4294/2016

Оплата коммунальных услуг производится через кассу платежного агента с учетом комиссии. УК не организовала кассу для приема от населения наличных денежных средств в оплату оказанных коммунальных услуг. УК не указала в договоре и не проинформировала граждан иным образом о возможности оплатить услуги наличными средствами путем расчетов через субъектов национальной платежной системы без взимания денежных средств за другие услуги и без начисления комиссии

Потребителю не предоставлена возможность оплачивать коммунальные услуги без комиссии. Вынесено предписание прекратить нарушение права потребителя на выбор способа оплаты услуг наличными денежными средствами

Решение Санкт-Петербургского городского суда от 30.03.2017 № 7-555/17 по делу № 12-834/16

В соответствии с протоколом решения общего собрания членов ТСЖ было принято решение оплачивать услуги банка за ведение расчетного счета и перечисление платежей из резервного фонда ТСЖ без привлечения дополнительных средств собственников. Однако правление ТСЖ расторгло договор и собственники были вынуждены уплачивать комиссионные сборы. Данных о том, что названное решение было отменено и доведено до сведения собственников жилья, суду не представлено

С 01.02.2016 ТСЖ не обеспечивает собственникам помещений в МКД возможность оплачивать ЖКУ наличными средствами без взимания комиссионных сборов, принуждая нести бремя дополнительных расходов. Образование у ТСЖ убытков в связи с необходимостью уплачивать комиссию банка не предоставляет товариществу права в одностороннем порядке лишать потребителя права выбора способа оплаты и накладывать на потребителя дополнительные расходы в виде уплаты банковской комиссии

Решение Арбитражного суда Московской области от 17.04.2017 по делу № А41-12863/2017

Возле терминалов для оплаты коммунальных услуг размещено объявление о взимании комиссии при совершении платежей, при этом не был предоставлен альтернативный вариант оплаты путем внесения наличных денежных средств без комиссии

УК не выполнила обязанности по обеспечению предоставления потребителям возможности оплаты оказываемых услуг путем наличных расчетов без взимания комиссии

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2017 № 07АП-2594/2017 по делу № А27-27095/2016

Согласно договору между УК и банком об организации безналичных расчетов с использованием карт (эквайринг) с УК взимается комиссионное вознаграждение в пользу банка (1%, минимальная фиксированная ставка в месяц в расчете

Обязательства по оплате услуг эквайринга согласно договору возложены на УК, она необоснованно взимала с потребителя дополнительно оплату эквайринга

В заключение добавим, что на этот счет существует и иная точка зрения, продемонстрированная, в частности, в Постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2017 № 06АП-7566/2016 по делу № А73-11283/2016. Административный орган выявил нарушение, заключающееся в непредоставлении потребителю возможности оплачивать услуги непосредственно путем наличных расчетов без учета комиссии за перевод денежных средств через платежных агентов. Однако суд установил, что комиссию при оплате взимала не УК, а иные лица (в частности, банк). УК указывала на платежных документах о возможности внесения платы в отделениях двух банков, а также Почты России, давая право выбора способа оплаты. Тем самым потребителю была предоставлена возможность оплаты наличными, как она понимается в ст. 37 Закона РФ № 2300-1 (путем внесения средств в кассу банка). Заключение таково: со стороны общества отсутствует нарушение прав потребителя, связанных с оплатой таких услуг, в части необеспечения возможности оплаты товаров (работ, услуг) в понимании нормы ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ.

Закон не содержит прямого указания на обязанность управляющего МКД предоставить потребителю на выбор возможность оплатить услугу хотя бы одним способом без комиссии, взимаемой банками, платежными агентами с плательщика. Однако именно так суды толкуют положения Закона РФ № 2300-1 и соглашаются с управлениями Роспотребнадзора в том, что отсутствие у потребителя возможности оплачивать ЖКУ без комиссии – это следствие нарушения его прав управляющим МКД, за что юридическому лицу грозит штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб.

  1. УК и ТСЖ должны использовать онлайн-кассу при приёме платежей.
  2. Дату перехода на онлайн-кассу для компаний, предоставляющих услуги населению, перенесли на 1 июля 2019 года. При этом до 1 июля 2019 года требуется выдавать бланки строгой отчётности при приёме платежей.
  3. При приёме платежей через банк, сайт, мобильное приложение и другим электронным способом нужен чек.
  4. Для приёма оплаты наличными в офисе УО и безналичными через интернет понадобится два разных кассовых аппарата.
  5. Приём платежей через агентскую схему (ЕРЦ и др.) не требует применять кассу-онлайн.

Начисление и прием платежей в МКД коммерческой организацией по договору с УК

1. Схематическое изображение бизнес-процессов потребления коммунальных ресурсов

2. Примеры распределения платежей

3. Инструкция по отражению оплаты и расщеплению платежей в программе 1С: Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК

  • Через госуслуги
  • Через государственную информационную систему ЖКХ
  • Через личный кабинет управляющей компании и поставщика услуг
  • Через личный кабинет или приложение банка
  • Через управляющую компанию
  • Через кассу поставщика услуг
  • В кассе банка
  • Через терминалы или банкоматы
  • Что будет, если не платить за ЖКХ

Деятельность по приему платежей от населения регулируется Федеральным законом РФ от 03.062009г. №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Согласно которому под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Поставщик — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги). Плательщик — физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком. Платежный агент — юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент. Оператор по приему платежей — платежный агент — юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Таким образом, деятельность платежного агента ограничена исключительно приемом денежных средств, поступивших от плательщика, и передачей их поставщику.

Платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

По специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции: зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств; зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента; списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика; списание денежных средств на банковские счета. Осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается.

Поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей также обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

По специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться операции: зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента; списание денежных средств на банковские счета. Осуществление других операций по специальному банковскому счету поставщика не допускается.

Таким образом, специальный банковский счет обязаны использовать:

  • платежные агенты для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств, т.е. организации и предприниматели, осуществляющие прием платежей в пользу других организаций, обязаны использовать специальный банковский счет платежного агента №408;
  • поставщики для зачисления денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента.

Использование специального банковского счета является обязательным, а его отсутствие является основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ.

Данные требования, в том числе распространяются на управляющие компании в жилищной сфере, единые расчетные центры, принимающие платежи за коммунальные услуги.

Контроль за соблюдением платежными агентами (платежными субагентами) обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления их в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета) осуществляют налоговые органы.

Неисполнение обязанности платежными агентами по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также неиспользование поставщиками специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов влечет, согласно ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В дополнение нужно отметить, что Банк России в методических рекомендациях от 02.04.2015 г. №9-МР требует от кредитных организаций уделять повышенное внимание к операция платежных агентов и поставщиков, в случаях когда платежные агенты не сдают либо сдают не в полном объеме в кредитную организацию для зачисления на свой специальный банковский счет (счета) наличные денежные средства, полученные от плательщиков при приеме платежей, а передают их третьим лицам — заказчикам наличных денежных средств, которые «оплачивают» полученные в наличной форме денежные средства в том числе путем проведения многочисленных транзитных операций через счета большого количества организаций для их последующего зачисления на расчетные счета платежных агентов. Платежные агенты используют полученные таким образом денежные средства для осуществления расчетов с поставщиками товаров (работ, услуг).

За не оказываемые услуги собственник не обязан платить УК

В сфере ЖКХ есть две группы тех, кто оказывает населению услуги и принимает деньги.

Первая — это коммерческие организации: управляющие компании и ресурсоснабжающие организации (поставщики газа, воды, электричества, тепла).

Вторая — это некоммерческие организации: ТСН, ТСЖ и другие товарищества и кооперативы. В группах разные правила применения онлайн-касс.

Товарищества и кооперативы — это добровольные объединения граждан. Они могут не применять ККТ при безналичных расчетах, если это расчеты за:

  • услуги членам объединения в рамках уставной деятельности;
  • жилое помещение и коммунальные услуги от членов объединения и собственников помещений (Письмо ФНС № 01-02-04/03-49678 от 5 июля 2019 года).

Это касается только безналичных расчетов (п.13 ст.2 54-ФЗ). Если расчеты наличными или с предъявлением карты, онлайн-касса нужна.

Коммунальные услуги — услуги в сфере ЖКХ, водо-, тепло-, газоснабжение, водоотведение, снабжение электрической энергией, вывоз ТБО и другие (письмо № ЕД-4-20/[email protected] от 21 июня 2019 года).

Безналичные расчеты — оплата на расчетный счет товарищества или кооператива через онлайн-банк, кассира банка или банкомат, даже если плательщик вносил наличные.

Обратите внимание: если ТСЖ оказывает услуги собственникам жилья, которые не входят в состав ТСЖ, нужно применять онлайн-кассу.

Например:

Человек купил квартиру, но не вступил в ТСЖ. Если ТСЖ будет оказывать собственнику платные услуги, то нужно применить ККТ и выдать чек.

Если такие собственники просто вносят через ТСЖ плату за жилье и коммунальные услуги и никакими другими услугами ТСЖ не пользуются, то ККТ не применяется.

Также онлайн-касса не нужна для взносов на капремонт (Письмо Минфина России № 01-02-04/03-49678 от 5 июля 2019) и при перерасчетах, в которых не было внесения денег от потребителя (Письмо ФНС России № ЕД-4-20/[email protected] от 21 июня 2019 года).

Кассу для расчета применяет тот, на чей счет поступили деньги (письмо ФНС № ЕД-4-20/[email protected] от 12 августа 2019 года).

ситуация

кто отвечает за чек

Деньги за квартиру или коммунальные услуги от клиента поступили на расчетный счет управляющей компании управляющая компания
Деньги за коммунальные услуги поступили на счет ресурсоснабжающей организации ресурсоснабжающая организация
Деньги от клиента поступили через агента, например, расчетный центр агент
Деньги от клиента поступили на счет ТСЖ, а из ТСЖ — поставщику ресурса Это расчеты между двумя юрлицами, касса не применяется

На формирование чека есть 5 дней. Признак способа расчета в чеке зависит от формата услуги.

Если вы формируете чек по факту оказания услуги, достаточно одного чека с признаком способа расчета «Полный расчет».

Если вы сначала принимаете оплату, а потом оказываете услугу, то есть платеж авансовый, нужно сформировать два чека: на предоплату и на зачет предоплаты.

Правовое сопровождение деятельности по приему платежей физических лиц

Никто не вправе Вас понуждать к подписи договора с УК. Поэтому обязательно ознакомьтесь с его условиями и решите для себя, будете Вы его подписывать или нет.

Следует обратить внимание на то, что с момента официальной передачи Вам объекта (а она может быть осуществлена только после того, как дом введен в эксплуатацию и право собственности на Вас зарегистрировано) Вы обязаны платить все коммунальные и прочие платежи (включая платежи за обслуживание дома, его ремонт, охрану, эксплуатацию и прочее) в объеме, установленном собранием собственников. Данная обязанность возникает у Вас вне зависимости от подписания или неподписания договора с УК (именно по этому пути идет судебная практика последние пять лет). Подписание договора делает Вас участником всех собраний, предоставляет право получать и истребовать информацию и документы и прочее.

С другой стороны, пока объект в эксплуатацию не введен, акт приема-передачи не подписан и собственность на Вас не оформлена, никто не вправе требовать от Вас каких бы то ни было денежных средств, если договорные обязательства отсутствуют. Более того, если застройщик Вам не передал объект в срок, то Вы имеете право взыскивать с него значительные штрафные санкции, предусмотренные законом о долевом участии в строительстве и законом о защите прав потребителей.

Суммируя вышеизложенное: попросите у застройщика (и желательно в письменном виде) документы, подтверждающие своевременное выполнение обязательств по договору. Также попросите направить Вам документы о вводе дома в эксплуатацию и акт приема-передачи. После чего, получив весь объем документов, включая договор на управление и техническую эксплуатацию с УК, ознакомьтесь с ними и решайте, в какой момент для Вас подписание данных документов будет носить желательный характер.

В случае же, если условия предлагаемого договора с УК Вас не удовлетворяют (например, содержат значительные штрафные санкции), Вы вправе отказаться от его подписания. Но при этом помните, что оплату всех платежей, установленных собранием, Вам все равно придется производить. В случае их неоплаты управляющая компания может их взыскать в судебном порядке.

об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц г. «» 2021 г. в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Оператор по приему платежей», с одной стороны, и в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Платежный субагент», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор», о нижеследующем:

1.1. Поставщик – юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства Плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги), а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы самоуправления, бюджетные учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства Плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

1.2. Оператор по приему платежей – платежный агент – юридическое лицо, заключившее с Поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с правом привлечения Платежных субагентов.

1.3. Абонент – физическое лицо, заключившее с Поставщиком Абонентский договор.

1.4. Абонентский договор – договор между Поставщиком и Абонентом на предоставление услуг (работ, товаров).

1.5. Услуги (товары, работы) – услуги, оказываемые Поставщиком Абоненту на основании Абонентского договора, перечень которых устанавливается Поставщиком.

1.6. Платеж – наличные денежные средства, уплачиваемые Плательщиком в пользу Поставщика за Услуги.

1.7. Плательщик – любое физическое лицо, вносящее Платеж от имени Абонента, в том числе и сам Абонент.

1.8. Лицевой счет Абонента – аналитический счет Абонента в автоматизированной системе расчетов Поставщика с Абонентами за предоставленные Услуги.

1.9. Пункт приема Платежей – программно-технический комплекс Платежного субагента, устройство для приема Платежным субагентом от Плательщиков денежных средств, функционирующее в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица Платежного субагента (далее – Платежный терминал).

2.1. В соответствии с условиями настоящего Договора Платежный субагент обязуется от своего имени и за счет Оператора по приему платежей осуществлять прием денежных средств от Плательщиков в соответствии с условиями настоящего договора в пользу Поставщиков, в том числе осуществлять последующие расчеты с Оператором по приему платежей, а Оператор по приему платежей обязуется уплачивать Платежному субагенту вознаграждение за оказываемые услуги.

2.2. Денежное обязательство Плательщика перед Поставщиком считается исполненным в размере внесенных Платежному субагенту денежных средств, за минусом вознаграждения (комиссии) взимаемого Платежным субагентом с Плательщика за оказываемую услугу, с момента их внесения в Платежный терминал Платежного субагента.

2.3. Прием Платежей Платежным субагентом осуществляется ежедневно.

2.4. Прием Платежей по настоящему договору осуществляется в Пунктах приема платежей по адресам согласно Приложению №3.

3.1. Платежный субагент принимает Платежи от Плательщиков в рублях РФ и при соблюдении следующих условий: при внесении Платежа Плательщиком указывается информация, позволяющая однозначно идентифицировать Абонента, а именно номер Лицевого счета Абонента в автоматизированной системе расчетов Поставщика либо иной реквизит, позволяющий Поставщику однозначно идентифицировать Абонента. Указанный Плательщиком номер Лицевого счет является действующим на момент внесения Платежа.

3.2. Платежный субагент обязан после приема Платежа передавать Оператору по приему платежей данные о каждом принятом Платеже с использованием электронных технических средств, обеспечивающих Оператору по приему платежей передачу данных Поставщику для внесения последним соответствующих изменений в Лицевой счет Абонента. Изменения должны вноситься на основании данных, указываемых Плательщиком, без ошибок и искажений. Платежный субагент несет полную ответственность за переданные Оператору по приему платежей ошибочные сведения о принятых Платежах. Технологическое взаимодействие технических средств Сторон осуществляется по электронным каналам связи с использованием технических средств сторон договора.

3.3. Непосредственно после осуществления приема от Плательщика денежных средств, Платежный субагент выдает Плательщику квитанцию (чек) (Приложение №4), которая подтверждает факт исполнения Абонентом денежного обязательства по оплате услуг Поставщика. Квитанция (чек) должна содержать следующие сведения:

  • наименование документа – квитанция (кассовый чек) с указанием номера квитанции (кассового чека и контрольно-кассовой техники);
  • наименование оплачиваемой услуги (товара, работы);
  • общую сумму принятых денежных средств;
  • размер вознаграждения (комиссии), уплачиваемого Плательщиком, в случае его взимания;
  • дату, время приема денежных средств;
  • адрес места приема денежных средств (адрес места расположения Платежного терминала);
  • наименование и место нахождения Платежного субагента и его ИНН;
  • номера контактных телефонов Поставщика, Оператора по приему платежей и Платежного субагента.

Как применять онлайн‑кассы в ЖКХ

4.1. Права и обязанности Оператора по приему платежей.

4.1.1. Оператор по приему платежей обязан принимать от Платежного субагента все исполненное по поручению в рамках настоящего Договора.

4.1.2. Оператор по приему платежей обязан принимать и учитывать в своей системе информацию, переданную Платежным Субагентом о принятых Платежах для последующей передачи информации Поставщику, а также самостоятельно осуществлять контроль за полнотой и своевременностью зачисления принятых Платежей путем проверки расчетов и сумм, зачисленных Платежным субагентом денежных средств на расчетный счет Оператора по приему платежей. Если в ходе проверки будут выявлены какие-либо несоответствия, Оператор по приему платежей обязуется не позднее банковских дней с момента выявления таких несоответствий письменно уведомить о результатах проверки Платежного субагента.

4.1.3. Оператор по приему платежей обязан своевременно передавать принятую от Платежного субагента информацию о Платежах Поставщику, для зачисления последним Платежей принятых Платежным субагентом на лицевые счета Абонентов.

4.1.4. Оператор по приему платежей обязан направлять Платежному субагенту релизы и рекламно-информационные материалы об Услугах (товарах, работах) Поставщика, а также сведения об их изменении. Оператор по приему платежей обеспечивает Платежного субагента всей необходимой информацией о деятельности Поставщика на рынке услуг (товарах, работах), проводимой тарифной политике и т.д.

4.1.5. Оператор по приему платежей обязан извещать Плательщиков о возможности совершения Платежей за Услуги в пунктах приема Платежей Платежного субагента, а также предоставлять Плательщикам по их просьбе информацию о местонахождении пунктов приема Платежей, в том числе публикуя соответствующую информацию на собственном Интернет-сайте.

4.1.6. Оператор по приему платежей обязан сообщать Платежному субагенту не позднее, чем за рабочих дней, об изменении своих реквизитов (почтовых, банковских).

4.1.7. Оператор по приему платежей обязан своевременно предоставлять Платежному субагенту информацию необходимую для выполнения Платежным субагентом условий настоящего договора.

4.1.8. Не позднее рабочих дней со дня получения от Платежного субагента по электронной почте соответствующего агентского отчета (п.5.2. настоящего договора) об оказанных услугах и расчете суммы вознаграждения (далее по тексту – «Отчет»), при отсутствии замечаний, дополнений по отчету, утвердить его и отправить Платежному субагенту по адресу электронной почты оригинал отчета Оператор по приему платежей направляет не позднее рабочих дней с момента получения оригинала Отчета от Платежного субагента на почтовый адрес Платежного субагента. В случае невыполнения данного требования в установленные сроки и отсутствии мотивированных возражений об отказе в их подписании, отчет считается принятым Оператором по приему платежей. При наличии замечаний, дополнений по отчету Стороны обязуются не позднее рабочих дней урегулировать возникшие разногласия по отчету.

4.1.9. Выделить ответственного сотрудника Оператора по приему платежей для взаимодействия с Платежным субагентом по вопросам технического и программного взаимодействия по передачи данных Платежным субагентом Оператору по приему платежей по принятым Платежам.

4.1.10. Оператор по приему платежей своими силами и за счет собственных средств обеспечивает Платежного субагента информационно-технологическим сопровождением для регистрации принятых Платежным субагентом Платежей в системе Оператора по приему платежей.

4.1.10.1. Оператор по приему платежей обеспечивает вывод в Пунктах приема платежей Платежного субагента следующих данных:

  • адреса места расположения платежного терминала;
  • наименования и места нахождения Оператора по приему платежей и его ИНН;
  • наименование Поставщика;
  • реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между Поставщиком и Оператором по приему платежей, Оператором по приему платежей и Платежным субагентом;
  • размера вознаграждения (комиссии), уплачиваемого Плательщиком Платежному субагенту (при взимании);
  • номеров контактных телефоном Поставщика и Оператора по приему платежей, а также Платежного субагента.

4.1.11. Оператор по приему платежей обязан хранить информацию о принятых Платежах в пользу Поставщика в электроном виде, подтверждающую прием Платежей Платежным субагентом, в течение лет с даты совершения Платежа. По запросу Платежного субагента Оператор по приему платежей обязуется представлять необходимые документы в течение рабочих дней.

4.2. Права и Обязанности Платежного субагента.

4.2.1. Платежный субагент обязан исполнять принятое на себя по настоящему Договору поручение в соответствии с условиями Договора. Своевременно перечислять Оператору по приему платежей принятые Платежным субагентом от Плательщиков Платежи, в соответствии с условиями настоящего Договора.

4.2.2. Платежный субагент не вправе привлекать третьих лиц для осуществления приема платежей.

4.2.3. Платежный субагент обязан довести условия приема Платежей до сведения каждого Плательщика, при этом Платежный субагент сам выбирает способ уведомления Плательщика об условиях приема Платежей.

4.2.4. Платежный субагент обязан предоставлять Оператору по приему платежей электронно сведения о принятом Платеже непосредственно после приема Платежа. Сведения предоставляются с использованием электронных каналов связи.

5.1. В рамках настоящего Договора Стороны устанавливают следующие отчетные периоды: с 1-го по последний день отчетного месяца.

5.2. Платежный субагент не позднее числа месяца следующего за отчетным составляет и передает Оператору по приему платежей в электронном виде на электронную почту: агентский отчет, по форме, установленной в Приложении №2 к настоящему Договору в котором указывается общий размер Агентского вознаграждения за отчетный месяц. Оригинал агентского отчета Платежный субагент высылает Оператору по приему платежей заказным письмом либо передает иным способом в течение календарных дней с момента утверждения отчета Оператором по приему платежей в соответствии с п.4.1.8. настоящего договора.

5.3. Платежный субагент обязуется производить перечисление денежных средств Оператору по приему платежей на расчетный счет в виде авансовых платежей до приема Платежей, в размере необходимом для выполнения действий по приему Платежей. Все взаиморасчеты между Оператором по приему платежей и Платежным субагентом осуществляются в банковские дни.

5.4. В случае недостаточности денежных средств перечисленных Платежным субагентом в соответствии с п.5.3. настоящего договора полученные Оператором по приему платежей данные о Платежах считаются непринятыми, а информация Поставщику, обеспечивающая внесение изменений в лицевые счета Абонентов, не передается до пополнения Платежным субагентом счета Оператора по приему платежей указанного в п.5.3. настоящего договора.

5.5. За исполнение настоящего договора Оператор по приему платежей уплачивает Платежному субагенту вознаграждение. Ставка вознаграждения Платежного субагента за прием Платежей, устанавливается в процентном соотношении от суммы принятых Платежей в соответствии с Приложением №1 являющегося неотъемлемой частью настоящего договора. Вознаграждение Платежного субагента НДС не облагается.

5.6. Оператор по приему платежей обязуется произвести оплату Платежному субагенту агентского вознаграждения в течение рабочих дней с даты получения от Платежного субагента указанного в п.5.2. настоящего договора отчета Платежного субагента, либо в тот же срок предъявить Платежному субагенту письменные возражения относительно размера выставленного Платежным субагентом агентского вознаграждения.

6.1. Любая информация, полученная одной из Сторон при исполнении обязательств по настоящему Договору от другой Стороны, признается конфиденциальной и не подлежит разглашению без согласования с противоположной Стороной.

6.2. Стороны обязуются сохранять строгую конфиденциальность получения от другой стороны технологической, финансовой, коммерческой и другой информации и примет все возможные меры, чтобы предохранить полученную информацию от разглашения.

6.3. Передача информации третьим лицам, опубликование или иное разглашение такой информации, в том числе после прекращения настоящего Договора, может осуществляться только с согласия другого участника, независимо от причин прекращения настоящего Договора.

6.4. В случае установления факта разглашения конфиденциальной информации, виновная Сторона обязуется возместить пострадавшей Стороне все убытки, причиненные таким разглашением.

Написать комментарий

      Согласно ч. 18 ст. 4 Закона N 103-ФЗ поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами. Отсутствие спецсчета у ТСЖ и УК, принимающих платежи через платежных агентов, является административным правонарушением, предусмотренным ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ. Наказание для организации — штраф от 40 000 до 50 000 руб. Одновременно к административной ответственности может быть привлечено должностное лицо — председатель ТСЖ (Решение Московского городского суда от 04.07.2013 по делу N 7-1602/13) или руководитель УК. Штраф для них на порядок меньше — от 4000 до 5000 руб. Обратите внимание, что должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ). Если руководитель исполнял свои обязанности должным образом, а именно открыл спецсчет, включил в договор с платежным агентом условие о перечислении средств на спецсчет, уведомлял платежного агента о допускаемых нарушениях, но тот все равно перечислял принятые от жильцов денежные средства на расчетный счет управляющего, вины руководителя в этом нет (Постановление Смоленского областного суда от 15.08.2014 N 4А-294/2014).

      Статьей 4 Закона N 103-ФЗ установлены ограничения на проведение операций по специальным счетам платежного агента и поставщика. На практике у управляющих МКД возникает несколько вопросов:

      • вправе ли поставщик давать платежному агенту поручение перечислять денежные средства, полученные от плательщиков, не на свой специальный счет, а на указанные им банковские счета третьих лиц;
      • вправе ли поставщик, получивший от платежного агента на свой спецсчет денежные средства, непосредственно с него перечислять их на банковские счета третьих лиц?

      Согласно ч. 16 ст. 4 Закона N 103-ФЗ по специальному банковскому счету платежного агента можно осуществлять операции по списанию денежных средств:

      • на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;
      • на банковские счета.

      Последний пункт разрешает списание средств со спецсчета агента на банковские счета, но не уточняет, чьи это могут быть банковские счета. Точно так же ч. 19 данной статьи по специальному банковскому счету поставщика разрешено списание денежных средств на банковские счета. Эти нормы, казалось бы, не устанавливают препятствий для списания средств со спецсчетов со стороны закона, и на два поставленных выше вопроса следует ответить утвердительно. Официальных разъяснений по данному поводу не поступало.

      Также в ч. 18 ст. 4 Закона N 103-ФЗ сказано: поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами. Становится ясно, что денежные средства со спецсчета платежного агента могут быть перечислены поставщику только на его специальный счет. Это позволит проследить движение сумм. Однако в Законе не указано, что все поступившие от плательщиков суммы должны быть переданы агентом поставщику, наоборот, их списание со специального счета поставщика на банковские счета допускается. Вместе с тем есть пример, когда арбитры посчитали нарушением такие действия платежного агента: все полученные от плательщиков денежные средства, зачисленные на спецсчет, платежный агент перечислял на свой расчетный счет, с которого переводил суммы по поручению поставщика (УК) на счета подрядных и ресурсоснабжающих организаций (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2013 по делу N А65-1504/2013). Таким образом, следует признать, что платежный агент рискует, исполняя поручения поставщика по перечислению полученных сумм на банковские счета третьих лиц, а не на специальный счет поставщика.

      В связи с участием платежных агентов в расчетах с потребителями наиболее актуальным является вопрос об определении размера налогооблагаемого дохода УК, применяющей УСНО, в ситуации, когда платежный агент удерживает вознаграждение из сумм, подлежащих перечислению УК.

      Опираясь на ч. 3 ст. 3 Закона N 103-ФЗ о том, что денежное обязательство физического лица перед поставщиком (УК) считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств с момента их передачи платежному агенту, финансисты пришли к выводу, что датой получения доходов УК признается день поступления денежных средств от физического лица — собственника жилья платежному агенту (Письмо от 01.07.2013 N 03-11-06/2/25023). Обратим внимание, дата признания доходов не зависит от момента фактического поступления сумм на банковский счет налогоплательщика. Поэтому выписка со счета не рассматривается как документ, подлежащий регистрации в книге учета доходов и расходов. Таким документом, полагают чиновники, может быть реестр платежного агента о принятых денежных средствах, заверенный соответствующим образом. Он дает УК информацию не только о дате, но и о сумме дохода.

      Похожие разъяснения Минфин России давал и в других Письмах:

      • доходы принципалов, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, не должны уменьшаться на сумму агентского вознаграждения, удерживаемого агентом из выручки от реализации, поступающей ему от покупателей товаров (от 22.08.2014 N 03-11-11/42017, от 24.01.2013 N 03-11-11/28);
      • датой получения доходов для индивидуального предпринимателя — принципала будет являться день оплаты клиентами оказанных им услуг, то есть день поступления платежей от клиентов согласно агентскому договору на счета в банках и (или) в кассу агента (от 06.06.2014 N 03-11-11/27455).

      Если УК выбрала объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», она вправе учесть в составе расходов сумму вознаграждения платежного агента на основании пп. 24 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Согласно п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. В рассматриваемой ситуации вознаграждение не выплачивается агенту, а удерживается им самостоятельно при перечислении поступлений от плательщиков. Однако до того, как УК получит информацию о сумме вознаграждения, расходы учитывать нельзя. Поэтому чиновники предлагают признавать расходы на дату утверждения отчета агента, в котором указаны как суммы поступлений от плательщиков, так и суммы комиссионного вознаграждения (см. Письма УФНС России по г. Москве от 02.09.2010 N 20-14/2/[email protected], от 04.02.2009 N 20-14/[email protected]). Если в отчете не отражены дата и сумма удержанного вознаграждения, то датой признания расхода у УК будет дата подписания отдельного документа о сумме вознаграждения (например, акта об оказании услуг).

      Если плата за жилое помещение и коммунальные услуги собирается через посредников (организации почтовой связи, расчетные центры, платежные системы и пр.), которые согласно законодательству имеют статус платежных агентов, управляющий МКД обязан иметь специальный банковский счет и только на него принимать суммы от платежных агентов. Требовать от агента перечисления поступивших сумм на счета РСО и подрядчиков без зачисления на свой спецсчет рискованно.

      Для правильного отражения операций в бухгалтерском учете управляющий независимо от статуса (УК или ТСЖ) должен иметь документы от платежного агента, подтверждающие величину принятых денежных средств, а также размер вознаграждения. Документ о размере комиссии важен независимо от того, выплачивается ли вознаграждение агенту или он самостоятельно удерживает его из денежных средств, поступивших от граждан.

      Верховный Суд РФ: управляющая организация ЖКХ как платежный агент

      В отличие от платежей за услуги связи, которые поступают на счет абонента почти мгновенно, коммунальные платежи обычно зачисляются в течение нескольких дней. Узнать о том, что платеж не дошел, плательщик может только при получении следующего счета от коммунальной службы (через несколько месяцев). Самые беспокойные граждане сразу после оплаты звонят в службу технической поддержки, чтобы убедиться, что платеж дошел. Это создает избыточную нагрузку на колл-центр, а иногда может просто сделать его недоступным из-за обилия звонков.

      Чтобы исключить такие ситуации, нужно ввести на терминале функцию проверки состояния коммунального платежа. Плательщик выбирает опцию «Проверка статуса платежа», подносит чек со штрих-кодом к сканеру или набирает уникальный номер платежа, если терминал не оборудован сканером штрих-кода. После исполнения запроса сервер платежной системы возвращает статус платежа: например, «Завершен» или «Отвергнут по такой-то причине. Свяжитесь со службой поддержки». Специалисты колл-центра единожды разъясняют плательщику порядок действий для проверки статуса платежа. В дальнейшем пользователь выполняет ее самостоятельно.

      В отличие от оплаты мобильной связи платежи за коммунальные услуги требуют внесения точной суммы, вплоть до копеек. Часто биллинг-провайдер не поддерживает округление суммы платежа и не позволяет зачислять средства в счет будущих платежей. Аналогичная ситуация с оплатой штрафов, госпошлин, обучения и других услуг, где переплата исключается сценарием. Решением этой проблемы могла бы стать выдача сдача, но, как показывает практика, внедрение этой функции на терминалах самообслуживания часто экономически не выгодно. Большинство платежных сервисов предлагают выдавать плательщику сдачу на чеке или переводить остаток средств на мобильный телефон (или в счет какой-то другой услуги.

      Первый, более универсальный вариант, реализуется по следующему сценарию. На платежном сервере остаток суммы, выведенный на чеке, привязывается к идентификатору конкретного платежа. Использовать чек плательщик может в любом терминале этого оператора для перевода сдачу в счет оплаты другой услуги. Для этого достаточно выбирать услугу в меню терминала, нажать кнопку «Оплата с чека» и отсканировать штрих-код с чека (или просто набрать идентификатор платежа). Сумма будет зачислена в счет оплаты выбранной услуги.

      Второй, более простой вариант, предполагает сразу зачислять остаток средств в счет оплаты какой-либо услуги, минуя этап печати суммы сдачи на чеке. Как правило, плательщику предлагается перевести сдачу на счет мобильного телефона. Оба варианта одинаково успешно используются на практике.

      Даже в рамках одного района число поставщиков услуг может быть весьма велико. Платежи за ЖКХ, энергопотребление, вывоз мусора, штрафы, задолженности, оплата детского сада — это далеко не полный перечень платежей, сбор которых часто возложен на управляющие компании. Большой спектр платежей требует организации продуманного меню платежного терминала.

      В интерфейсе терминала необходимо сформировать структурированное меню в удобном для плательщиков виде, иначе они просто не найдут нужную услугу в большом перечне. Затем эту структуру нужно поддерживать в актуальном состоянии на всех терминалах. Стоит отметить, что мониторинг внешнего вида пользовательского интерфейса и списка услуг на каждом терминале — непростая задача.

      В большинстве современных платежных сервисов для ее решения предусмотрена возможность локализации меню одного или нескольких терминалов. По каждой точке собирается статистика наиболее востребованных платежей, которые плательщики проводят чаще всего. Приоритетные услуги выносятся в меню на первые позиции, менее востребованные отодвигаются на более низкие. Регулярный мониторинг и актуализация приоритетных услуг позволяет существенно повысить собираемость платежей. Наибольший доход управляющей компании обеспечат терминалы, размещенные непосредственно в собственном здании, в обслуживаемых жилых комплексах, кампусе или учебном заведении. Разумеется, кнопку оплаты коммунальных услуг нужно разместить на самом видном месте в меню терминала.

      Оплата коммунальных услуг через терминалы самообслуживания предполагает выполнение запроса к базе данных поставщика услуги. Во ходе запроса устанавливается, есть ли задолженность плательщика, установлены ли счетчики, проверяется другая важная информация. Как правило, базы данных у разных поставщиков услуг различаются. Далеко не все их можно привести к единому стандарту. Поэтому для взаимодействия с такими получателями платежей платежные сервисы имеют специальные шлюзы (интерфейсы связи с базами данных). С помощью различных настроек в шлюзах платежный оператор может реализовать интеграцию с БД любого поставщика услуг и разрабатывать собственные сценарии приема платежей. Именно такой шлюз позволяет управляющей компании автоматизировать проверку задолженности по коммунальным платежам и оповещение пользователя при оплате. Сценарий такой операции следующий: плательщик выбирает услугу, сканирует штрих-код с квитанции и видит на экране сообщение типа: «Уважаемый, В. В., Ваша задолженность по коммунальным платежам составляет ХХХХ. Введите, пожалуйста, текущие показания счетчиков».

      Прием платежей через платежных агентов

      В Ялте создана единая городская база расчетов за коммунальные услуги и силами компании «Виват» установлены на всей территории Ялтинского региона платежные терминалы для сбора платежей за ЖКУ и услуги связи. Представители платежного оператора сообщили СМИ, что платежи ЖКХ бесплатны для населения, то есть проходят без комиссии. Всего доступны к оплате услуги более 1500 поставщиков. Администрация Ялты поддерживает создание такой платежной инфраструктуры и рекомендует городским службам заключать контракты на прием платежей за коммунальные услуги через объединённую базу.

      Жилищно-коммунальная сфера России уже давно перешла на платежи по единым платежным документам (ЕПД) – это когда в одной квитанции указываются все платежи за жилищные и коммунальные услуги. Получатели услуг оплачивают всю сумму на счет управляющей компании, которая, в свою очередь, ведет расчеты с ресурсоснабжающими организациями.

      С одной стороны, это просто и удобно – достаточно оплатить один счет, а ответственность за расчеты с поставщиками несет управляющая компания. Однако в реальности все оказалось не совсем так. Дело в том, что раз УК отвечает за оплату по начислениям, то и обязана ее вносить в полном объеме и в установленные сроки – вне зависимости от того, когда и в каком объеме эту плату вносят сами жильцы.

      Проблема существует годами – многие владельцы жилья давно перестали платить за услуги ЖКХ или платят с огромными задержками и не полностью. Соответственно, управляющие компании вынуждены доплачивать разницу за собственный счет. Возникает проблема, когда большая часть УК находятся в предбанкротном состоянии:

      Согласно жилищному законодательству, многоквартирные дома принадлежат владельцам расположенных в них квартир на праве общей долевой собственности. Другими словами, все, что не является собственно квартирой (подъезды, дворы, придомовая территория, чердаки, подвалы), принадлежит всем жильцам пропорционально площади их квартир. Соответственно, решать самые важные вопросы касательно жизни дома должны владельцы квартир, а управляющие компании лишь фактически обслуживают дом.

      Соответственно, именно жильцы решают, как будут организованы расчеты за использованные коммунальные услуги – напрямую с поставщиками этих услуг или через посредника в лице УК. Вообще же есть три варианта перехода с «общей» схемы на прямые договоры:

      • решение общего собрания собственников. Оформляется оно, как и любые другие решения собственников, после этого нужно будет передать протокол решения в ресурсоснабжающие организации, и жильцы смогут заключить с ними прямой договор;
      • если УК задолжала поставщику ресурсов. Речь идет о долге в размере 2 месячных оплат за услуги или более – в этом случае поставщик ресурсов может подать в суд на УК, после чего уведомить жильцов о начале прямых расчетов;
      • если в доме недавно сменилась УК, а раньше жильцы платили поставщикам напрямую.

      Самое главное, что нужно знать в этой ситуации – жильцы не будут заключать прямые договоры с поставщиком ресурсов по отдельности – считается, что все они автоматически подписали один большой договор и платят по нему. Поэтому о смене порядка расчетов многие жильцы вообще узнают из объявления, которое повесит УК или поставщик ресурсов (а если все платежи приходят в одном документе, большинство может вообще этого не заметить.

      Таким образом, перейти на прямые расчеты можно по решению самих жильцов – и согласия управляющей компании или ТСЖ на это не потребуется.

      Расчеты через УК по идее должны были быть максимально понятными – жильцы платят конкретную сумму одним платежом, а в квитанции видят, куда идут те или иные суммы. По факту некоторые компании начали завышать цены за услуги, проводить непонятные перерасчеты в большую сторону или вообще задерживать платежи перед поставщиками.

      Поэтому переход на прямые договоры выглядит вполне естественным и имеет свои плюсы:

      • нет риска, что УК задержит деньги у себя, оставив жильцов без света или без воды;
      • большинство жильцов уже не страдают из-за безответственности жителей отдельных квартир;
      • расчеты должны быть более понятными и прозрачными – абонент платит только то, что ему выставляет поставщик ресурсов.

      Однако такое решение может не понравится другим. Например, если УК не задерживает платежи, от такой идеи будет не в восторге сам поставщик ресурсов – ведь теперь риски по неуплате лягут на него в полном объеме. Кроме того, компаниям придется содержать дополнительный штат сотрудников, которые будут заниматься работой с абонентами.

      Есть кое-какие минусы и для самих жильцов:

      • нужно как-то передавать показания приборов учета в ресурсоснабжающие организации – управляющая компания больше не будет их принимать и обрабатывать. Где-то стоят «умные счетчики», кто-то будет принимать показания через форму для оплаты, а кто-то – по телефону или в СМС, что не очень удобно;
      • квитанций будет больше, иногда – намного больше. Перевести на прямые договоры можно до 6 коммунальных услуг, плюс платеж самой УК, взнос за капитальный ремонт, платеж за кабельное ТВ и интернет – всего квитанций может быть до 10 (иногда и больше), в них проще запутаться;
      • если УК не оформит новый формат платежного документа, каждую квитанцию придется оплачивать отдельно, а это – время и деньги (обычно по квитанциям есть минимальная комиссия в фиксированном размере за каждый платеж);
      • если поставщик будет оказывать некачественные услуги, УК уже не будет помогать бороться за их качество – и «бомбардировать» жалобами придется самого поставщика ресурсов (или нескольких).

      Есть и другие проблемы – например, в новых домах не получится перевести оплату за отопление в отдельный платеж, потому что в них оборудуются индивидуальные теплопункты, операторами которых считаются их же управляющие компании. А если УК будет категорически против перевода на другой формат оплаты, ее менеджмент будет предвзято относиться к жильцам дома.

      Так что решение перейти на прямые платежи или остаться на общей схеме должно приниматься взвешенно и с учетом всех факторов риска.

      Оставьте свои контактные данные, наш менеджер-консультант свяжется с вами

        Является ли управляющая компания оператором по приему платежей?

        Перед тем как открыть пункт приема платежей, необходимо оформить все документы. Индивидуальный предприниматель должен предоставить копию свидетельства о получении государственной регистрации, копию паспорта, ИНН.

        Юридические лица должны иметь документ из ЕГРН, реквизиты, заверенные предприятием, и копию приказа о назначении руководителя. Если вы думаете, как организовать прием платежей, и предполагаете размещать пункт в отдельном здании или помещении, то вам потребуется разрешение от СС и пожарной службы.

        Важным моментом в открытии пункта также станет заключение договора с одной из платежных систем, зарегистрированных на территории РФ. Самыми крупными являются следующие системы: «КиберПлат», E-pay, E-port, Contact, Suntel, Empay. Они уже длительное время работают на этом рынке, и им можно смело доверять.

        Посмотреть условия работы, тарифную политику и всю необходимую информацию о том, как открыть пункт приема платежей, используя конкретную систему, можно на сайтах названных систем. В основном, заработок предпринимателя, заключившего договор с выбранной платежной системой, составляет от 3 до 10% с одного денежного перевода. Заключенное с платежной системой соглашение предполагает предоставление заинтересованному в сотрудничестве лицу всего необходимого аппаратного и программного обеспечения и всей информации об этой услуге.

        Перед тем как открыть пункт приема платежей, вы должны выбрать, по какой схеме организовывать его деятельность. Есть два возможных варианта – организовать собственную точку или стать субдилером платежных систем, действующих в стране.

        Самым выгодным и доступным вариантом считается второй способ организации. В этом случае вам необходимо приобрести аппараты по приему платежей и зарабатывать свой процент, перепродавая услуги платежной системы, с которой у вас заключено соглашение.

        POS–терминал – это наиболее приемлемое решение для тех, кто думает, как открыть пункт приема платежей. Стоимость такого аппарата составляет примерно 500-600 долларов. Терминал не занимает много места, да и для того чтобы проводить платежи в уже действующей торговой точке, не придется нанимать дополнительного работника. Тот же продавец вполне сможет справиться с этой несложной задачей.

        На сегодняшний день на рынке представлены аппараты по приему платежей различных моделей. Разбираясь в вопросе, где купить терминал по приему платежей и какой, можно упомянуть сертифицированные терминалы торговой марки NURIT, которые предлагает компания Empay.

        Эта маленькая машинка благодаря беспроводному соединению с сервером обещает быстрый и безошибочный прием платежей. Стоимость данного агрегата примерно 18 тысяч рублей. В данную сумму уже учтена его установка в нужном месте, проверка и наладка. Устройство нужно обязательно зарегистрировать в налоговой службе, так как любая операция, проведенная через терминал, подлежит обложению налоговым сбором по упрощенной схеме.

        В дополнение к данному пункту организации своей деятельности стоит решить вопрос приобретения световой вывески, которая укажет прохожим, что в вашем заведении можно оплатить различные услуги.

        Вашими основными клиентами будут активные пользователи сотовой связи, а это практически все жители России. Также люди смогут оплачивать услуги интернета, коммерческого телевидения и так далее. С каждого проведенного платежа вы будете зарабатывать от 1 до 8%. Для привлечения клиентов достаточно внешней рекламы, то есть лайт-бокса или вывески.

        Перед тем как открыть пункт приема платежей, нужно рассчитать рентабельность данного проекта. На приобретение специального оборудования необходимо иметь сумму в размере 18-20 тысяч рублей. Если вы решите организовать отдельную платежную точку, то начальные инвестиции возрастают до 40-60 тысяч рублей. Ежемесячные расходы сравнительно небольшие: в случае если вы планируете нанимать продавца – 10-15 тысяч рублей на его зарплату: отчисления в налоговую службу – 5-6 тысяч рублей. Примерно 5-10 тысяч рублей в год придется тратить на обслуживание терминалов и прочие непредвиденные обстоятельства.

        Перед тем, как платить ЖКХ напрямую поставщику, необходимо уточнить все нюансы процедуры. Во-первых, закон в 2020 году уже вступил окончательно в силу, поэтому о заключении соглашений уже можно говорить. Во-вторых, порядок оплаты закреплен на законодательном уровне. Поэтому собственникам придется соблюдать все правила.

        Договор об оплате поставщику напрямую можно заключать в том случае, если новая модель расчетов будет утверждена на общем собрании жильцов. Закон разрешает владельцам квартир инициировать процедуру заключения договоров самостоятельно.

        Поставщик также может предложить осуществлять оплату без посредника, то есть, без управляющей компании. Это возможно тогда, когда УК задолжала ресурсоснабжающей организации установленную законом сумму. Наличие долга при этом должно быть зафиксировано судом.

        При оформлении договора со всеми жильцами он будет считаться заключенным на следующих основаниях:

        • Если решение было принято на общем собрании собственников квартир.
        • Спустя месяц после расторжения договора поставщика и УК. Причем при наличии долга поставщик может аннулировать соглашение в одностороннем порядке, лишь отправив соответствующее уведомление второй стороне.

        После этого посредничество управляющей компании при расчетах и оплате будет прекращено. И уже в следующем месяце жильцы получат платежки, где будет указан другой получатель.

        Когда речь заходит об изменениях в жилищном законодательстве, многие граждане видят в этом только недостатки. Но если говорить о прямых расчетах с поставщиками коммунальных услуг, то не все так страшно. Для обычных потребителей найдется немало положительного.

        Данное нововведение появилось в результате появления больших задолженность по оплате «коммуналки». Обычно ситуация развивается по одному из двух сценариев – либо платят на жильцы, а УК, либо наоборот собственники перечисляют деньги управляющей компании, а та не передает их поставщику.

        В обоих случаях страдает не только ресурсоснабжающая организация, но и пользователи. Ведь рано или поздно УК становится банкротом, а долги никуда не деваются. С исчезновением посредника сторонам будет легче решать подобные финансовые вопросы.

        Еще один несомненный плюс заключается в том, что управляющие компании смогут тратить средства не на оплату задолженности, а на благоустройство МКД и территории. Помимо этого все жильцы будут знать, что средства идут сразу поставщику, а не оседают на счетах управляющей компании.

        Тем не менее, есть у законопроекта и ряд недостатков. В первую очередь это касается слабой юридической защищенности жильцов, которые остаются один на один с поставщиками. Еще одна проблема – это тарифы, так как владельцы квартир боятся, что придется платить намного больше. Так ли это на самом деле, покажет лишь время.

        Узнайте, до какого числа платить коммунальные платежи. Существует ли срок давности по коммунальным платежам? Смотрите тут.


        Похожие записи:

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован.

        Для любых предложений по сайту: [email protected]