Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Российское законодательство в сфере предпринимательства». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Будущий бизнесмен обязан ознакомиться еще с одним российским законом №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Часть требований ФЗ трудновыполнима, поэтому следует заранее выяснить, каких сфер он касается.
В статье 12 ФЗ №99 представлен список лицензируемых видов деятельности. В нем перечислено 57 пунктов, три из которых утратили свою силу на текущий момент. При переменах в законодательстве бизнесмену предстоит настроиться на то, что придется заменять лицензию или полностью прекращать тот вид деятельности, который будет упразднен. Но и гарантировать, что та сфера бизнеса, которой ИП занимается в данный момент, не станет со временем лицензированной, также никто не сможет.
Предприниматель обязательно руководствуется ФЗ №99, когда принимает решение работать в лицензируемом бизнесе. В документе перечислен порядок действий ИП, и в какие инстанции ему обращаться. В том же законе описано: как получить лицензию, где ее оформить и продлить, по истечении срока.
Законы РФ о предпринимательской деятельности
Местные и государственные надзорные органы контролируют деятельность малого и среднего бизнеса. Проверки проводятся с законодательно разрешенной периодичностью. Для бизнесменов и компаний разработан ФЗ №294 «О защите прав юридических лиц и ИП», чтобы контролирующие службы не выходили за рамки своих полномочий в ходе проверок. Знание общих аспектов закона поможет ориентироваться в собственных правах и обязанностях, и понимать разрешенные правила проверок.
Срок выездных проверок ИП контролирующим органами не может быть дольше, чем 20 рабочих дней. Такое ограничение прописано в статье 13 ФЗ №294, и об этом обязан знать бизнесмен, чтобы не были нарушены его права. Для субъектов малого бизнеса ограничения проверок в часах на год такие:
- 50 часов проверок для малого предприятия;
- 15 часов — для микропредприятия.
В РФ всего 3 вида объектов подлежат постоянному государственному надзору:
- производства I класса опасности;
- гидротехнические сооружения I класса из утвержденного государством перечня;
- определенные объекты использования атомной энергии.
В отношении остальных ИП и юридических лиц надзорные и контролирующие органы обязаны соблюдать периодичность проверок и максимальный срок их проведения.
(в ред. Федеральных законов от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 22.07.2008 N 159-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 02.08.2009 N 217-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 05.07.2010 N 153-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 06.12.2011 N 401-ФЗ, от 02.07.2013 N 144-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 238-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 29.06.2015 N 156-ФЗ, от 29.12.2015 N 408-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.07.2016 N 265-ФЗ, от 26.07.2017 N 207-ФЗ, от 27.11.2017 N 356-ФЗ, от 31.12.2017 N 505-ФЗ, от 03.07.2018 N 185-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ, от 28.11.2018 N 452-ФЗ, от 25.12.2018 N 487-ФЗ, от 27.12.2018 N 537-ФЗ, от 18.07.2019 N 185-ФЗ, от 26.07.2019 N 245-ФЗ, от 02.08.2019 N 279-ФЗ (ред. от 08.06.2020), от 02.08.2019 N 293-ФЗ, от 27.12.2019 N 474-ФЗ, от 01.04.2020 N 83-ФЗ, от 08.06.2020 N 166-ФЗ, от 08.06.2020 N 169-ФЗ, от 27.10.2020 N 349-ФЗ, от 30.12.2020 N 494-ФЗ, от 02.07.2021 N 332-ФЗ, от 02.07.2021 N 333-ФЗ, от 02.07.2021 N 335-ФЗ, от 02.07.2021 N 334-ФЗ, от 02.07.2021 N 351-ФЗ)
Принят
Государственной Думой
6 июля 2007 года
Одобрен
Советом Федерации
11 июля 2007 года
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. (в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 351-ФЗ)
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства; (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 313-ФЗ)
2-4) пункты утратили силу. (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 156-ФЗ)
5) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также — поддержка) — деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов публичной власти федеральной территории, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства (далее — государственные программы (подпрограммы) Российской Федерации, государственные программы (подпрограммы) субъектов Российской Федерации, муниципальные программы (подпрограммы), а также деятельность акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом, в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства (далее также — корпорация развития малого и среднего предпринимательства), его дочерних обществ и деятельность акционерного общества «Российский экспортный центр» (далее — Российский экспортный центр) по поддержке экспортной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», его дочерних обществ; (в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 156-ФЗ, от 03.07.2016 N 265-ФЗ, от 02.08.2019 N 293-ФЗ, от 02.07.2021 N 351-ФЗ)
6) финансовая организация — профессиональный участник рынка ценных бумаг, клиринговая организация, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, акционерный инвестиционный фонд, кредитная организация, страховая организация, негосударственный пенсионный фонд, организатор торговли, кредитный потребительский кооператив, микрофинансовая организация. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 265-ФЗ)
7) социальное предпринимательство — предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества и осуществляемая в соответствии с условиями, предусмотренными частью 1 статьи 24.1 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 245-ФЗ)
8) социальное предприятие — субъект малого или среднего предпринимательства, осуществляющий деятельность в сфере социального предпринимательства; (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 245-ФЗ)
1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели. (в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 408-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ)
1.1. В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия: (в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 408-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ)
1) для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований: (в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 408-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ)
а) участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем двадцатью пятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем сорока девятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества. Предусмотренное настоящим подпунктом ограничение в отношении суммарной доли участия общественных объединений инвалидов, иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется: (в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 313-ФЗ, от 18.07.2019 N 185-ФЗ)
на участников хозяйственных обществ — иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством Российской Федерации для средних предприятий в соответствии с пунктом 3 настоящей части, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в подпункте «б» пункта 2 настоящей части (за исключением иностранных юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны); (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 313-ФЗ)
на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным в подпунктах «б» — «д», «ж» настоящего пункта; (в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 313-ФЗ, от 18.07.2019 N 185-ФЗ)
1. Федеральные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации осуществляются путем проведения сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства и выборочных статистических наблюдений за деятельностью отдельных субъектов малого и среднего предпринимательства на основе представительной (репрезентативной) выборки. Перечни субъектов указанных статистических наблюдений формируются на основе сведений, внесенных в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ)
2. Сплошные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства проводятся один раз в пять лет.
3. Выборочные статистические наблюдения проводятся путем ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований деятельности малых предприятий (за исключением микропредприятий) и средних предприятий. Выборочные статистические наблюдения проводятся путем ежегодных обследований деятельности микропредприятий. Порядок проведения выборочных статистических наблюдений определяется Правительством Российской Федерации.
4. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны представлять бесплатно в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по формированию официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, документированную информацию по формам, установленным в целях осуществления федеральных государственных статистических наблюдений, и информацию, полученную федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в связи с осуществлением ими контрольно-надзорных и других административных полномочий в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.
1. Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.
2. Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
3. Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
1) разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
2) ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;
4) обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами). (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 156-ФЗ)
-
№ 132 от 18.11.2011 «О совете по предпринимательству при Правительстве Ростовской области».
-
№ 284 от 23.12.2011 «Об организации и проведении регионального профессионального конкурса «Лидеры туриндустрии Дона».
-
№ 131 от 02.03.2012 «Об областной межведомственной комиссии по снижению административных барьеров».
-
№ 179 от 11.03.2012 «О порядке оказания государственной поддержки субъектам инновационной деятельности из областного бюджета».
-
№ 187 от 15.03.2012 «О некоторых вопросах предоставления государственных гарантий Ростовской области».
-
№ 196 от 15.03.2012 «О порядке предоставления средств областного бюджета на внедрение обучающих программ, проведение повышения квалификации, включая дистанционный формат, руководителей и специалистов микрофинансовых организаций».
-
№ 503 от 14.06.2012 «Об утверждении Положения о порядке предоставления средств областного бюджета на содействие созданию и развитию информационно-аналитического центра (Ростовского регионального Евро Инфо Корреспондентского Центра)».
-
№ 615 от 12.07.2012 «О порядке определения размера арендной платы за пользование имуществом, находящимся в государственной собственности Ростовской области».
-
№ 655 от 19.07.2012 «О Перечне отдаленных и труднодоступных местностей в Ростовской области, в которых организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники».
-
№ 6 от 10.01.2013 «О Перечне государственного имущества Ростовской области, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства».
-
№ 493 от 09.08.2013 «О предоставлении имущественного взноса Автономной некоммерческой организации – микрофинансовой компании «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства» на развитие программы микрофинансирования».
-
№ 258 от 17.04.2014 «О порядке предоставления средств областного бюджета на внедрение обучающих программ, проведение тематического повышения квалификации».
-
№ 260 от 17.04.2014 «О порядке предоставления средств областного бюджета для обучения в бизнес-школе молодого предпринимателя».
-
№ 263 от 17.04.2014 » Об утверждении Губернаторской программы подготовки управленческих кадров для сферы малого и среднего предпринимательства».
-
№ 226 от 30.03.2016 «Об организации проведения конкурса в сфере предпринимательства «Бизнес Дона».
-
№ 445 от 29.06.2016 «О порядке предоставления субсидии Микрофинансовой организации – ассоциации «Некоммерческое партнерство Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства» на создание и (или) развитие центра поддержки предпринимательства для оказания комплекса информационно-консультационных услуг, направленных на содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства».
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 25.12.1993 г. – ст. 9, 36,72.
-
Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ;
-
Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ;
-
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ;
-
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ТК РФ);
-
Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ;
-
Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ;
-
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ;
-
Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ;
-
Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ.
-
Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»;
-
Постановление Правительства РФ от 21 июля 1997 г. № 918 «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам»;
-
Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 987 «О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов»;
-
Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997г. № 1025 «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в РФ»;
-
Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997г. № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»;
-
Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»;
-
Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. № 927 «О государственной поддержке развития фермерства и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве».
В законодательстве нигде не найти конкретного указания, какую деятельность не вправе вести индивидуальный предприниматель, ответ придется искать в системном толковании действующих норм. Мотивация ограничений в действующем законодательстве тоже не обозначена. Скорее всего, они обусловлены тем, что предприниматель изначально считается представителем малого или среднего бизнеса, а для некоторых отраслей нужны средства, оборудование и высококвалифицированные специалисты. Чаще всего это занятия, для которых требуются специальные разрешения — лицензии.
Ими вправе заниматься любые субъекты предпринимательства сразу после государственной регистрации без получения дополнительных справок, разрешений или исполнения иных формальностей. Здесь разрешенные виды предпринимательства для ИП практически не ограничены.
Их перечень условно поделим на следующие группы:
- оказание различных видов услуг (бытовые, бухгалтерские, консультационные, юридические, посреднические и т. д.);
- аренда недвижимости, как жилой, так и коммерческой;
- артистическая деятельность, творчество;
- прокат имущества, вещей и транспорта;
- репетиторство;
- полиграфия и издательство (нужно принимать во внимание защиту интеллектуальных и авторских прав);
- оптовая и, частично, розничная торговля (исключая продукцию, для осуществления оборота которой требуются спецразрешения).
Их перечень установлен в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Для получения разрешения-лицензии требуется исполнение специальных требований, указанных как в законе, так и в отдельных нормативно-правовых актах. Для ИП доступны из лицензируемых:
- фармацевтика;
- медицина;
- частная детективная деятельность;
- разработка и изготовление компьютерных программ, фонограмм и т. д.;
- осуществление пассажирских перевозок.
Кроме того, некоторые занятия, даже не требующие лицензии, предполагают получение других разрешений: например, для открытия продуктового магазина проходят согласование с госорганами и получают заключения Роспожнадзора и СЭС. Для открытия салонов красоты, гостиниц, парикмахерских потребуется соблюдение определенных санитарных правил. Разрешение выдается и для оказания услуг такси. А при наличии судимости гражданин не вправе работать с детьми, в области культуры, в сфере развлечений, в скорой и в медлабораториях и т. д. Это необходимо учесть при выборе сферы предпринимательства.
Ориентировочный перечень, какими видами деятельности не может заниматься ИП:
- требующими спецразрешения, получить которое предприниматель не сможет ни при каких обстоятельствах;
- требующими получения лицензии, которая недоступна предпринимателю в соответствии с ведомственными или иными специальными документами (например, алкогольная);
- которые осуществляются исключительно юрлицами по специальному закону, например, открытие ломбардов, страхование.
Также недоступны для предпринимателей:
- разработка и реализация военной продукции;
- изготовление и реализация наркотических, ядовитых веществ, взрывоопасных смесей и элементов;
- трудоустройство граждан из России за границами РФ;
- поставка и продажа электрической энергии;
- разработки в области космонавтики.
С учетом всех перечисленных запретов методом исключения установим, какой деятельностью может заниматься ИП, но не забудем и об ограничениях, устанавливаемых Налоговым кодексом.
Понятие и особенности предпринимательского права
Если вам все-таки предстоит разговор с налоговой о штрафах, то по имейте в виду следующее. Законодательно предусматривается два способа избежать штрафа за незаконное предпринимательство.
-
Доказательства, что ваша деятельность не является предпринимательской (то есть не является самостоятельной, не подразумевает получение прибыли, не систематическая).
-
Если вы продаете то, что вырастили или произвели самостоятельно (согласно УК РФ).
Но нет никакой гарантии, что вы сможете “пролезть в эти лазейки”. Возможно, они просто не подходят вам.
Поэтому для того, чтобы избежать неприятностей (с Налоговой и другими гос.органами), рекомендуем вам зарегистрироваться — и вести бизнес легально.
Если вы предприниматель, то вы обязаны платить налог с дохода. Но, согласно НК, у вас есть выбор, как этот налог платить.
Во-первых, все могут платить налоги по основной системе — ОСНО. Эта система достаточно сложная, однако, не имеет ограничений и подходит для любого бизнеса.
Во-вторых, вы можете платить налоги по одной из 4 льготных систем налогообложения, если вы соответствуете всем требованиям той или иной системы, и написали соответствующее заявление в своей налоговой.
К льготным системам налогообложения относятся:
-УСН «Доходы» или «Доходы-расходы»;
-патент;
-ЕНВД;
-ЕСХН.
Мы уже говорили о лицензии. Но напомним еще раз, что есть виды деятельности, где обязательно получение лицензии. Работа без нее в этих сферах является незаконной и наказывается штрафом от 50000 рублей до 500000 рублей, а иногда и лишением свободы сроком на пять лет.
№6 — 152-ФЗ или закон о персональных данных
Да, персональные данные в последнее время попали в поле зрения закона, и он их защищает. Если у вашей компании есть сайт или штатcсотрудников, или зарплатный проект в банке, то вы собираете персональные данные. А раз вы этим занимаетесь, то являетесь оператором персональных данных, и должны уведомить Роспотребнадзор. Кроме этого, на своем сайте вы должны разместить информацию о политике конфиденциальности и запрашивать у всех согласие на обработку их персональных данных. Если согласия такого нет, то вы нарушаете закон.
Напомним, что персональные данные — любая информация о человеке: имя, отчество, фамилия, адрес, электронная почта, номер телефона и т.п.
Этот закон действует с 2017 года и обязывает практически всех ИП иметь определенные онлайн-кассы с фискальным накопителем. Благодаря таким кассам налоговая сразу и напрямую узнает о всех денежных поступлениях вашего бизнеса.
Исключений мало, все они указаны в законе. Отсрочка до 2021 года распространяется на ИП без сотрудников, которые сами что-то производят или оказывают услугу.
Если вы обязаны иметь онлайн-кассу, но работаете без нее, то попадаете под административную ответственность, то есть под штраф.
Обзор изменений законодательства для предпринимателей в 2019–2020 гг.
Для предпринимательства характерны общие (самостоятельность и риск) и специфические признаки предпринимательской деятельности (направленность, возможность систематически получать прибыль, необходимость государственной регистрации).
В целом деятельность предпринимателя носит самостоятельный характер, то есть лицо ведет ее в своих интересах. Если деятельность не может являться самостоятельной, то ее не относят к этой категории.
Не является предпринимательской деятельностью работа определенного учреждения, поскольку кроме своей основной деятельности, оно ведет предпринимательскую только для достижения цели своего создания. Это можно объяснить тем, что собственник создает учреждение для определенной социальной, управленческой или культурной цели, которая не всегда способна приносить доход.
Любая страна осуществляет правовое регулирование предпринимательской деятельности. Она организуется лицом по своему усмотрению, при этом необходим контроль государства. Конституция и Гражданский кодекс гарантируют право осуществления предпринимательской деятельности, которая не запрещена законом. Также законодательство регулирует и вопрос о том, что нерегламентированное государственное вмешательство в деятельность предпринимателей не допустимо.
Предприниматели вправе обращаться в хозяйственные суды или в суды общей юрисдикции, подавая заявление о признании недействительными ненормативных актов органов государства или органов местного самоуправления. Это же предусмотрено и для нормативных актов, которые не соответствуют закону (правовым актам) и нарушают права и охраняемые законодательством интересы предпринимателей.
Еще одна особенность предпринимательства заключается в наличии риска. На самом деле свобода деятельности всегда характеризуется наличием риска, включая последствия определенных действий или их отсутствия. Если рассматривать безрисковую деятельность, то ее не всегда можно отнести к сектору предпринимательства.
Работа государственных и прочих учреждений не относится к предпринимательской деятельности. Это обусловлено тем, что в случае недостаточного количества средств у учреждений субсидиарная ответственность по долгам ложится на собственника соответствующего имущества.
Деятельность предпринимателя всегда в основе имеет направленность на получение прибыли, но по различным причинам этот результат не всегда можно достичь. Здесь можно говорить о коммерческом риске в виде нормального явления рынка, которое относится к наступлению неблагоприятных последствий для предпринимателей. Причины подобных неблагоприятных последствий могут быть как субъективными, так и объективными.
Если причины объективны, то они не зависят от предпринимателя и прочих лиц (стихийное бедствие и прочие чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства). Объективные причины должны приниматься предпринимателями к учету заранее для того, чтобы была возможность принимать необходимые меры для устранения или уменьшения своих возможных потерь. Одним из примеров может быть страхование, наряду с которым помимо страхования от коммерческого риска существует возможность самострахования с помощью формирования за счет части собственной прибыли резервных (страховых) фондов, необходимых для покрытия любых непредвиденных расходов.
Субъективные причины возникновения неблагоприятных последствий включают неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств предпринимателями или их контрагентами по договорам. Здесь возникает предпринимательская ответственность или ответственность контрагента, которая выражается в неблагоприятных имущественных последствиях для определенных лиц и обусловлено правонарушениями с их стороны.
Предприниматели должны нести ответственность в том случае, когда не смогут доказать, что надлежащее исполнение обязательства невозможно по причине непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых в определенных условиях обстоятельств (военные действия, стихийное бедствие и др.). Вина представляет собой необходимое условие ответственности предпринимателей в случае, когда прямо предусматривает закон или договор.
Предпринимательскую деятельность должна характеризовать систематичность в получении прибыли. Здесь речь идет об основной цели работы предпринимателя. Если получение прибыли не является основной целью работы, то лицо не рассматривается в качестве предпринимателя, при этом его деятельность нельзя считать предпринимательской.
Правовую форму осуществления предпринимательской деятельности считают внешним выражением, которое зафиксировано законом, положением субъекта, которое ведет эту деятельность, порядок формирования и использования имущества и ответственности в хозяйстве.
Это понятие состоит из нескольких элементов:
- статус самого субъекта, сообщение об этом государственным органам;
- имущественные отношения по поводу создания базы для предпринимательства, по поводу распределения его результатов;
- ответственность в пределах выбранной формы и вовне (перед контрагентами и потребителями).
Принято различать несколько форм предпринимательской деятельности:
- без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели);
- с образованием юридического лица (хозяйственные товарищества, как полные, так и коммандитные; хозяйственные общества, с ограниченной ответственностью, дополнительной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типа, унитарные предприятия, производственные кооперативы и крестьянские, фермерские хозяйства).
Регулирование предпринимательской деятельности государством представляет собой целенаправленную деятельность определенных законодательных и иных органов. Они с помощью системы различных форм, методов способны обеспечивать достижение поставленных целей и решать важные экономические, социальные и другие задачи в процессе регламентации хозяйственных отношений.
Функции государства в сфере регулирования предпринимательства включают:
- Защиту экономического правопорядка.
- Формирование хозяйственных целей, включая сроки их достижения.
- Распределение и перераспределение с помощью бюджета доходов между отраслями и регионами.
- Стимулирование с помощью субсидий и дотаций обеспечения развития организаций, отраслей в заданном направлении.
- Контроль хозяйственного законодательства.
Важнейшими формами государственного регулирования являются:
- Планирование в виде организационной деятельности компетентных органов государства в области выбора и постановки целей, определения приоритетов, выработки мероприятий.
- Прогнозирование в качестве подготовки прогнозов о возможном экономическом состоянии, путях развития экономики.
- Денежная политика, включая налоги, цены, кредиты.
- Антимонопольное регулирование, которое концентрируется на защите основ рынка, проявляясь в формировании рыночных условий для конкуренции.
Способами регулирования предпринимательской деятельности со стороны государства могут являться:
- Административно-распорядительные, имеющие в основе авторитет государственной власти. Включают запрещающие, разрешающие и предупреждающие мероприятия.
- Экономические меры, реализация которых происходит через экономические регуляторы, включая цену, налоги, финансовые средства (льготы, кредиты, бюджетные инвестиции).
- Конституция России как основной источник предпринимательского права 2015 / Лаптев Василий Андреевич
- Понятие «Источник предпринимательского права» 2015 / Лаптев Василий Андреевич
- Правовое регулирование предпринимательства в России (исторический аспект) 2015 / Лаптев Василий Андреевич
- Локальный правовой обычай как источник регулирования предпринимательских отношений 2017 / Лаптев Василий Андреевич
- Экономическая деятельность: понятие и соотношение со смежными категориями 2016 / Ершова И.В.
Основным правовым источником, регулирующим предпринимательскую деятельность, является Конституция РФ. Именно в ней сосредоточены базовые принципы, основополагающие идеи законодателя о том, как должен вестись бизнес в нашей стране, насколько предприниматели свободны в реализации своих прав, как глубоко возможно осуществление государственного регулирования в той или иной сфере частной коммерции.
Разрешенные и запрещенные виды деятельности для ИП
Предпринимательское право рассматривает и горизонтальные, и вертикальные виды отношений (отношения равенства и отношения подчинения соответственно), а потому нуждается как в императивных, так и в диспозитивных методах. Первые заключаются в наделении одних субъектов полномочиями, а других — обязанностями. Вторые же подразумевают полное равенство и в правах, и в обязанностях.
Самыми действенными методами здесь выступают метод согласования и метод обязательных предписаний. Иногда для регулирования предпринимательских отношений используют метод рекомендаций и метод запретов. Лучшим примером второго случая является Закон РФ «Об охране окружающей среды», который запрещает предприятиям ряд действий, наносящих вред окружающей среде.
Главной проблемой правового и государственного регулирования является излишняя бюрократизированность, которая препятствует массовому вовлечению населения в деловую активность.
Исторически так сложилось, что экономического успеха добивались именно государства с развитой системой рыночных отношений, которые сводили все виды регуляций (государственных и правовых) к необходимому минимуму, давая предпринимателям почти неограниченную свободу. К таким странам относятся Великобритания, США, Сингапур, Япония и Южная Корея. Экономические реалии и исторический опыт упрямо говорят нам о том, что усиление регуляций неизбежно приводит к массовой коррупции, застою, снижению экономической активности населения, а в особо запущенных случаях и к товарному дефициту (как это уже было в истории нашей страны).
Все развитые страны некогда прошли через период рыночных реформ, во время которых давление государства на предпринимателей становилось минимальным. В России с этим все не так хорошо, как хотелось бы: по данным глобального мониторинга предпринимательства, собранным за последние несколько лет, собственным делом заняты лишь около 5% россиян. Этот чудовищно мизерный показатель — прямое следствие 70 лет социализма и традиционно высокой зарегулированности экономических отношений в стране.
Основные средства, которые нужны государству для этой цели — непосредственное налогообложение и контроль его правильности. Этих двух простых элементов достаточно для того, чтобы обеспечить эффективный сбор налогов с предпринимателей. Самым интересным в налоговом регулировании является то, что оно определяется законодательно в качестве единого и неизменного для всех свода правил. А вот контроль правильности налогообложения уже лежит на органах исполнительной власти, и особенности этого контроля часто зависят от регионального законодательства.
Принципы работы налоговой системы прописаны в Налоговом кодексе страны. Там же определены все права и обязанности субъектов налоговых правоотношений, включая ответственность за неуплату налогов, и процедура контроля правильности налогообложения.
Саморегулирование — это самостоятельная инициативная деятельность предпринимателей, направленная на разработку стандартов и правил в той сфере бизнеса, которой они занимаются, а также на контроль за соблюдением этих самых правил и стандартов. Иными словами, саморегулирующиеся предприятия берут на себя часть функций компетентных государственных органов.
1 декабря 2007 в России был принят Закон «О саморегулируемых организациях». Его введение в действие положило начало всестороннему реформированию системы государственного регулирования предпринимательской деятельности. В некоторых сферах предпринимательства произошёл прогрессивный сдвиг от такого привычного способа регулирования, как лицензирование, в сторону саморегулирования.
Этот закон был принят как раз тогда, когда в России уже сложились традиции пресловутого саморегулирования, а многие субъекты рынка уже были объединены в профессиональные сообщества, которые не нуждались в регуляционных «пинках» со стороны государства. Столь либеральные подвижки в законодательстве несколько облегчили жизнь предпринимателей, но не ликвидировали те проблемы, с которыми часто сталкиваются начинающие бизнесмены — чрезмерная зарегулированность, непроходимая бюрократия и коррупция. И тем не менее это был большой шаг вперёд.
Таким образом, нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, довольно много, как и всех прочих юридических тонкостей, что очень часто отталкивает незадачливых молодых предпринимателей, рассчитывающих на лёгкую и быструю прибыль. Многие из этих актов напрямую затрагивают интересы бизнесменов, запрещая им те или иные действия, что не лучшим образом сказывается на частной инициативе. Последние 50 лет истории прекрасно показали, что за частной инициативой — будущее, и не стоит убивать её чрезмерной бюрократией, многочисленными предписаниями и многостраничными правовыми актами, сильно усложняющими и без того нелёгкую жизнь предпринимателей.
1
См.: Предпринимательское право Российской Федерации / под ред. Е. П. Губина, П. Г. Лахно. — М.: Юристъ, 2003. — С. 20.
2
Ершова И. В. Предпринимательское право: учеб. — М.: Юриспруденция, 2005. — С. 5.
3
См.: Предпринимательское право. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — С. 7.
4
Пугинский Б. И. Коммерческое право России. — М.: Зерцало-М, 2005. — С. 6.
5
См.: например, Коммерческое право: учеб. / под ред. В. Ф. Попондопуло, В. Ф. Яковлевой. Ч. 1. — М.: Юристъ, 2002.
6
См.: Лаптев В. В. Предпринимательское право: понятие и субъекты. — М.: Юристъ, 1997. — С. 20–24.
7
Гражданское право: учеб. Т.1. / отв. ред. Е. А. Суханов. — М.: Издательство БЕК, 1998. — С.18.
8
Предпринимательское право Российской Федерации / Под ред. Е. П. Губина, П. Г. Лахно. — М.: Юристъ, 2003. — С.66.
9
Верхан Петер Х. Предприниматель. Его экономические функции и общественно-политическая ответственность. — Мн.: Эридан, 1992. — С. 39.
10
Предпринимательское право. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — С. 7.
11
См.: Предпринимательское право. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — С.10.
12
Распоряжение ФКЦБ от 4 апреля 2003 г. № 421-р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения» // СПС.
13
См.: Ершова И. В. Предпринимательское право: учеб. — М.: Юриспруденция, 2005. — С. 9; Предпринимательское право. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — С. 13–14.
14
Предпринимательское право РФ / отв. ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно (автор главы Д. И. Дедов). — М.: Юристъ, 2003. — С. 129.
15
Ионова Ж. А. Правовые проблемы легитимации предпринимательства // Государство и право. 1997. № 5. — С. 46–50.
16
Рогожин Н. А. Предпринимательская правосубъектность как элемент правового статуса гражданина // Юрист. 2003. № 10. — С. 2.
17
Амосова Л., Лебедева Н. Крестьянское (фермерское) хозяйство: проблемы и перспективы развития // Юрист. 2003. № 5. — С. 42.
18
Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве (ред. от 28 декабря 2010 г.) // СЗ РФ. 2003. № 24. Ст. 2249.
19
Статья 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ред. от 6 декабря 2011 г.) // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 785.
20
Статья 2 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ред. от 30 ноября 2011 г.) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 1.
21
Пункт 2 ст.1 Федерального закона от 19 июля 1998 года № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» (ред. от 21 марта 2002 г.) // СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3611.
22
Статья 2 Федерального закона от 3 декабря 2011 г. № 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах» // СЗ РФ. 2011. № 49 (ч. 5). Ст. 7058.
Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ
-
Заседание Совета Министров Союзного государства
10 сентября 2021 года в городе-герое Минске состоялось заседание Совета Министров Союзного государства.
Председатель Правительства Российской Федерации М.В.Мишустин и Премьер-министр Республики Беларусь Р.А.Головченко провели заседание в атмосфере дружбы, взаимопонимания и доверия, традиционной для союзнических отношений между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.
Была подчёркнута исключительная важность наращивания активного двустороннего диалога по вопросам углубления торгово-экономического сотрудничества, повышения эффективности согласованных совместных действий во всех сферах в целях повышения благосостояния братских народов Российской Федерации и Республики Беларусь.
По итогам заседания Совета Министров Союзного государства одобрены Основные направления реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021–2023 годы и 28 Союзных программ, направленных на реализацию масштабных задач по укреплению российско-белорусской интеграции.
Союзными программами предусмотрены следующие магистральные направления Союзного строительства.
1. Сближение макроэкономической политики
Достигнута договорённость о синхронизации стратегического управления в Российской Федерации и Республике Беларусь в части макроэкономической политики и формирования официальной статистической информации.
Гармонизация законодательств Российской Федерации и Республики Беларусь в данной области создаст основу для совместной поддержки малого и среднего предпринимательства, упорядочит рассмотрение ситуаций в сфере несостоятельности и банкротства.
2. Гармонизация денежно-кредитной политики и макропруденциального регулирования
Достигнута договорённость до декабря 2022 года заключить соглашение между Центральным банком Российской Федерации и Национальным банком Республики Беларусь о принципах и механизмах гармонизации денежно-кредитной политики.
Реализация соглашения будет направлена на достижение сопоставимого и устойчиво низкого уровня инфляции, создание схожих финансовых условий для субъектов хозяйствования в обеих странах.
3. Гармонизация валютного регулирования и валютного контроля
Стороны договорились о гармонизации правил открытия банковских счетов резидентами в банках-нерезидентах, проведения валютных операций, а также требований к репатриации валютной выручки.
4. Гармонизация требований в области обеспечения информационной безопасности в финансовой сфере
Стороны договорились о гармонизации подходов к обеспечению информационной безопасности, созданию механизма взаимного признания результатов аудита в области информационной безопасности, применению средств трансграничного контроля целостности и подтверждения подлинности при обмене электронной информацией.
5. Гармонизация норм регулирования кредитных и некредитных финансовых организаций, а также финансового рынка в целом, включая обеспечение создания единых принципов страхования вкладов
Стороны договорились о гармонизации регулирования финансового рынка, в частности лизинговых организаций и микрофинансовых институтов, а также о взаимном допуске банковских и страховых организаций на финансовые рынки Союзного государства.
6. Гармонизация требований в области противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и финансового терроризма (ПОД/ФТ) для финансового сектора
Достигнута договорённость между Центральным банком Российской Федерации и Национальным банком Республики Беларусь о гармонизации законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в сфере ПОД/ФТ для финансового сектора и реализации совместных мероприятий в данной области.
7. Интеграция платёжных систем в области национальных систем платёжных карт, систем передачи финансовых сообщений и расчётов, внедрения международного стандарта финансовых сообщений ISO 20022, системы быстрых платежей, развития финансовых технологий, гармонизированных подходов в области надзора и наблюдения за платёжными системами
Стороны договорились осуществить совершенствование механизмов трансграничного обмена финансовой информацией между российскими и белорусскими кредитными организациями и юридическими лицами, а также развивать сотрудничество по вопросам быстрых платежей, передачи финансовых сообщений и расчётов, надзора за участниками рынка платёжных услуг, развития финансовых технологий.
8. Гармонизация требований в области защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов, а также предотвращения недобросовестных практик на финансовом рынке
Стороны договорились о выработке предложений по гармонизации законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в целях обеспечения предоставления равного объёма защиты прав потребителям финансовых услуг, использующих одинаковые финансовые услуги.
9. Интеграция информационных систем государственных контролирующих органов по прослеживаемости товаров
Стороны договорились о синхронизации подходов к функционированию механизма прослеживаемости, осуществлении интеграции информационных систем для автоматизации обмена данными, что позволит обеспечить контроль за оборотом товаров, подлежащих прослеживаемости.
10. Интеграция информационных систем по маркировке товаров
Сентябрь
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
Важно! Основным нормативным правовым актом антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности является закон № 135-ФЗ.
Указанным законом создаются правовые условия для осуществления ПД посредством защиты конкуренции, а именно:
- предупреждения и пресечения монополий, недобросовестной конкуренции, конкуренции, создаваемой госорганами и муниципалитетами (ч. 1 ст. 1 закона № 135-ФЗ);
- обеспечения функционирования единого рынка, свободного перемещения товаров и услуг (ч. 2 ст. 1 закона № 135-ФЗ).
Основными понятиями антимонопольного регулирования ПД являются, в частности:
- конкуренция — соперничество субъектов ПД, когда ни один из них не может диктовать свои условия рынку (п. 7 ст. 4 закона № 135-ФЗ);
- недобросовестная конкуренция — противоречащие законодательству, деловому обороту, требованиям разумности действия субъектов ПД, причиняющие убытки или репутационный вред другим участникам рынка (п. 9 ст. 4 закона № 135-ФЗ);
- монополистическая деятельность — запрещенные законодательством действия по использованию преимуществ своего доминирования на рынке (п. 10 ст. 4 закона № 135-ФЗ).
Техническое регулирование предпринимательской деятельности осуществляется прежде всего законом № 184-ФЗ. Согласно п. 1 ст. 1 указанного закона он регулирует:
- отношения, связанные с требованиями к самой продукции;
- отношения, связанные с требованиями к сопутствующим процессам, как то: изготовление, хранение, утилизация продукции и прочее.
Важно! Установление технических регламентов не признается ограничением ПД или иной экономической деятельности (определение ВС РФ от 31.01.2018 по делу № 302-КГ17-13396 по делу № А33-16286/2016).
Особенностью техрегулирования является то, что иные нормативные акты, прямо или косвенно связанные со сферой применения закона № 184-ФЗ, осуществлением госконтроля в данной сфере, применяются только в части, не противоречащей данному закону (п. 2 ст. 4 закона № 184-ФЗ).
В соответствии с п. 3 ст. 4 закона № 184-ФЗ федеральные органы исполнительной власти принимают только рекомендательные акты в рассматриваемой сфере. Указанное правило также распространяется на акты госкорпорации «Роскосмос». Исключения для госорганов, заключающиеся в возможности принятия ими обязательных актов, сделаны только для следующих случаев:
- госзаказы, гостайна, вопросы, связанные с атомной энергией (ст. 5 закона № 184-ФЗ);
- принятие техрегламентов (ст. 9.1 закона № 184-ФЗ).
В предыдущих разделах статьи было обозначено, какие законы регулируют предпринимательскую деятельность в России. Вместе с тем важно отметить конституционные установления по рассматриваемой теме, которые предполагают, в частности, возможность оспаривания в КС РФ положений нормативного правового регулирования, противоречащего, по мнению заявителей, основному закону РФ.
Ст. 8 Конституции РФ, размещенная в главе, посвященной основам конституционного строя, указывает на следующие основы ПД:
- единство экономического пространства (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ);
- свободное перемещение товаров (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ);
- конкурентная среда (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ);
- свобода предпринимательства (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ);
- многообразие форм собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ).
Глава 2 Конституции РФ, посвященная правовому статусу личности, также раскрывает право на занятие ПД. Согласно ст. 34 Конституции РФ:
- любое физлицо может использовать свое имущество или способности для того, чтобы заниматься предпринимательством или иной деятельностью экономического характера, которая не запрещена законодательством (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ);
- монополизация и недобросовестная конкуренция запрещены (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ).
Штрафы за незаконное предпринимательство в 2021 году
Обратите внимание! Саморегулирование, предполагающее самоорганизацию предпринимателями их деятельности и деятельности их объединений, тем не менее, несмотря на название, осуществляется в рамках правил, установленных государством.
Основным нормативным правовым актом в области саморегулирования предпринимательской деятельности является закон № 315-ФЗ. Согласно ст. 1 указанного закона правовое регулирование предпринимательской деятельности в РФ предполагает следующие особенности применительно к вопросам саморегулирования:
- По общему правилу регулирование осуществляется законом № 315-ФЗ (ч. 1 ст. 1 закона № 315-ФЗ).
- Также применяется регулирование, осуществляемое иными федеральными законами, например применительно к госнадзору за рассматриваемой деятельностью (ч. 2 ст. 1 закона № 251-ФЗ).
- В ч. 2.1 ст. 1 закона № 251-ФЗ перечисляются случаи, когда особенности регулирования определяются градостроительным законодательством. Например, это касается саморегулируемой деятельности по вопросам инженерных изысканий и капремонта.
- В ч. 3 ст. 1 закона № 251-ФЗ перечисляются ситуации, выведенные из-под регулирования данного закона. К ним относятся, в частности, вопросы саморегулируемых организаций финансовых рынков, негосударственных пенсионных фондов и страховых организаций.
Существуют различные классификации методов государственного регулирования предпринимательской деятельности. К основным из них относятся:
- Выделение прямых и косвенных методов регулирования.
- Подразделение методов на административные, экономические и морально-политические.
Указанные классификации связаны между собой, поскольку в первом случае прямые методы также именуют административными, а косвенные — экономическими. К прямым методам относятся госрегистрация предпринимателей, налогообложение, лицензирование, госконтроль и надзор, предписания антимонопольных органов и пр. Косвенными методами являются льготное кредитование, госзаказ, планирование, налоговые льготы.
Обратите внимание! Морально-политические меры, выделенные во второй классификации, как правило, считаются мерами, осуществляемыми через средства массовой информации (далее — СМИ), в частности через государственные СМИ.
Виды государственного регулирования предпринимательской деятельности выделяются следующим образом:
- В зависимости от методов регулирования: прямое и косвенное госрегулирование или административное, экономическое и морально-политическое регулирование.
- По уровню регулирования: федеральное и региональное регулирование.
- В зависимости от формы собственности и взаимоотношений государства и субъекта ПД: регулирование, основанное на субординации или координации. Субординационное регулирование характерно для регулирования в публичном (государственном) секторе экономики, а второй тип — для общего регулирования, где государство и его органы также являются участниками рынка наряду с другими субъектами.
- В зависимости от специфики деятельности субъектов ПД: в сельском хозяйстве, строительстве и пр.
- Госрегулирование в рамках общего регулирования и конкретных правоотношений.
Как было указано в предыдущих разделах статьи, регулирующие предпринимательскую деятельность в России законы охватывают различные аспекты регулирования и касаются разных отраслей права, при этом нормы гражданского права в данном секторе выделяются особо. Так, п. 1 ст. 2 ГК РФ прямо относит регулирование отношений между субъектами ПД к сфере гражданского права.
В начале статьи было отмечено, что именно ГК РФ определяет признаки ПД. Вместе с тем судебная практика дополняет признаки ПД по ГК РФ рядом иных признаков, которые могут оказывать влияние на особенности регулирования.
Так, банковская или строительная ПД характеризуется таким признаком, как профессионализм, что влияет на решение вопроса об ответственности (постановление ФАС ЦО от 31.01.2014 по делу № А68-11899/2012).
Непосредственно ГК РФ регулируются такие вопросы ПД и связанных с нею отношений, как:
- правовое положение субъектов ПД;
- основания возникновения прав и особенности их осуществления;
- корпоративные отношения;
- обязательственные отношения и др. (п. 1 ст. 2 ГК РФ).
Законодательство России о предпринимательстве
Подобные инициативы можно только приветствовать, поскольку майнинг не отличается от любого бизнеса как по уровню вложений на старте, так и по степени предпринимательского риска, утверждает преподаватель Moscow Digital School Дмитрий Кириллов.
Юрист пояснил, что даже в случае внесения майнинга в реестр видов предпринимательской деятельности, это не позволит майнерам полноценно распоряжаться результатами своей работы. Закон «О ЦФА» запрещает российским резидентам принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за товары, работы или услуги, напомнил эксперт.
«Российский майнер за добытую им криптовалюту не может ничего приобрести у российского резидента, ему остаются только покупки за рубежом либо продажа криптовалюты за обычные, фиатные, деньги и дальнейшие расчеты в традиционном формате», — добавил Кириллов.
Такое ограничение оборота криптовалюты не способствует деловой активности в сфере майнинга и в идеале требует коррекции закона «О ЦФА», резюмировал юрист.
- Исаев И.А. История государства и права России. М., 2013. С. 789 — 790.
- Москалькова Т.Н., Черников В.В. Нормотворчество: Научно-практическое пособие. 2-е изд., доп. и испр. М., 2015. С. 128 — 133.
- Кичик К.В. Актуальные проблемы применения законодательства о «корпоративных закупках» // Предпринимательское право. 2014. N 2. С. 80 — 84.
- Дадалко В.А., Благодаров Д.Н. Рискообразующие факторы государственно-частного партнерства в сфере информационных технологий // Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. N 3. С. 21 — 25.
- Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение / Отв. ред. И.В. Ершова. М., 2014.
- Андреев В.К. Государственная поддержка малого предпринимательства // Российская юстиция. 2000. N 12.
- Андреева Л.В. Правовые вопросы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в торговле // Российский судья. 2013. N 1. С. 21 — 24.
- Трофимова Е.В. Приобретение и подтверждение статуса субъекта малого и среднего предпринимательства (на примере г. Москвы) // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». 2013. N 2. С. 38 — 40.
- Батрова Т.А. Проблемы развития регионального торгового законодательства // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». 2013. N 4. С. 42 — 45.
- Батрова Т.А. Формирование системы торгового законодательства // Журнал российского права. 2011. N 9. С. 29 — 33.
- Андреев В.К. О Концепции развития законодательства о предпринимательской деятельности // Российский судья. 2010. N 9. С. 20 — 26.
- Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М., 2010. С. 82 — 83.
- Толстой Ю.К. Гражданское право и гражданское законодательство // Правоведение. 1998. N 2. С. 128 — 149.
- Мозолин В.П. Новый Гражданский кодекс России и гражданское законодательство // Вестник Международного университета. Серия «Право» / Отв. ред. В.В. Безбах. М., 1996. С. 30.
В одном из основополагающих законодательных актов РФ — Гражданском кодексе — буквально на первых страницах чётко определяется, что российский закон трактует как предпринимательство.
Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке.
Сущность предпринимательства характеризуется рядом признаков, таких как рисковой характер, самостоятельный выбор деятельности и формы её организации.
Можно сказать, что предпринимательство зародилось на заре человеческой цивилизации одновременно с возникновением натурального обмена между людьми. Затем на базе натурального обмена возникла торговля, появились деньги.
Общество в своём развитии прошло через период появления такого института, как государство, параллельно которому формировались системы национального и международного законодательства, регулирующие хозяйственную деятельность, и в том числе предпринимательство во всех его аспектах.
На территории современной России предпринимательство существовало в виде торговли и промыслов ещё в IX—X вв.