Степень вины участников ДТП определяет судьбу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Степень вины участников ДТП определяет судьбу». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Произошло ДТП с участием двух машин. Владелица одного из автомобилей Нина Тлюнева* обратилась в САО «ВСК» за взысканием страхового возмещения. Страховая компания признала вину водителей обоюдной, осмотрела машину, определила 750 037 руб. ущерба и выплатила половину этих денег – 375 019 руб. Не согласившись с размером возмещения, Тлюнева подала несколько претензий, а затем иск.

Суд поможет решить, кто виноват в ДТП

Для того чтобы расследовать ДТП, правоохранительные органы предпринимают следующие действия:

  • Материалы дела по происшествию направляются в отделение ГИБДД, где специальная группа административной практики детально рассматривает все факторы и причины аварии, определяет нарушения, выносит постановление о наложении штрафа в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП). В процедуре разбора могут принимать участие все стороны ДТП. Этим не стоит пренебрегать. Присутствие на этой, пусть и неприятной, но необходимой, процедуре, дает возможность участнику происшествия доказать свою правоту и избежать обвинения. Если в результате ДТП пострадал или погиб человек, дело передается в суд для возбуждения уголовного дела;
  • Если расследование показало отсутствие нарушений правил ПДД и наличие факторов, перечисленных в КоАП РФ Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении – дело прекращается, участников к ответственности не привлекают, выдается справка ДТП, где указывается, что виновных лиц нет;
  • Если участник ДТП не считает себя виновным и не согласен с вынесенным решением «группы разбора» – он может обратиться в суд. Для этого собираются документы, подтверждающие его невиновность, размер полученного ущерба, пишется исковое заявление, к которому прикладывается постановление ГИБДД. Суд запросит дело из ГИБДД, назначит судебное разбирательство. Для вынесения окончательного решения будут опрошены свидетели ДТП, изучены фото, записи видеорегистратора и камер наблюдения. Возможно, потребуется заключение трасологической экспертизы, в случае телесных повреждений — судебной медицинской экспертизы. Как правило, эти услуги платные, обходятся недешево, но того стоят. Очень часто на основании имеющихся данных суд отменяет постановление ГИБДД и выносит положительный вердикт в пользу истца. В таком случае, все расходы, в том числе связанные с проведением необходимых экспертиз, возместит ответчик. Кроме того, решение суда, позволит обратиться в страховую компанию виновной стороны и получить положенное возмещение материального ущерба. Если же в суде будет доказана вина обеих сторон, то страховое возмещение будет частичным (обычно 50%).

Если участник ДТП не признает себя виновным и не согласен с протоколом об административном правонарушении, ему нужно подготовить письменное возражение. Для этого необходимо тщательным образом изучить схему ДТП, имеющиеся материалы по делу и сам протокол — на предмет допущенных при составлении документов нарушений.

Отстаивайте свою невиновность, активно участвуя в разборе. Доказывая свою правоту, пользуйтесь показаниями свидетелей, фото и видеозаписями. Ходатайствуйте о проведении трасологической экспертизы, приобщения к делу справок муниципальных служб о состоянии дорожного полотна, освещенности дороги и метеоусловий на момент аварии.

Уже на этом этапе, вы можете прибегнуть к помощи юриста. Если все же вину в нарушении ПДД оспорить не получилось, будет вынесен штраф об административном правонарушении. Но даже в этом случае, не нужно опускать рук. Если уверены в своей невиновности — обращайтесь в суд.

Инициатором определения вины и ее степени в суде является участник, который считает, что постановление, вынесенное сотрудниками ГИБДД, несправедливо. В ходе судебного разбирательства оба участника ДТП могут быть признаны виновными. Суд может, как отменить, так и оставить действие постановления в силе.

Для воссоздания объективной картины случившегося, суд внимательно рассмотрит:

  • действия обоих автомобилистов;
  • заключение муниципальных служб о состоянии дорожного полотна;
  • данные о наличии, расположении и видимости дорожной разметки, знаков;
  • данные о техническом состоянии транспортных средств.

Для определения истинного виновника аварии, суд:

  • тщательным образом изучит предоставленные ему материалы;
  • выявит возможные нарушения действующему законодательству;
  • изучит заключения экспертов;
  • если посчитает необходимым, назначит дополнительные экспертизы.

Для составления искового заявления и передачи дела в суд, придется собрать пакет документов:

  • Справку о дорожно-транспортном происшествии формы 154;
  • Протокол, составленный на месте ДТП, с приложенной к нему схемой аварии;
  • Акты медицинского освидетельствования обоих участников аварии;
  • Заключения экспертиз;
  • Фото и видеоматериалы.

Виновность участников ДТП: объясняем по полочкам

Нужно отметить, что такого понятия, как «обоюдная вина» в юридическом аспекте нет. Обычно этим термином сотрудники ГИБДД и представители страховых компаний называют ситуацию, когда в случившемся дорожном происшествии виноваты оба водителя (каждый из них нарушил правила ПДД).

По результатам административного расследования принимается одно из следующих возможных решений:

  • В ДТП признают виновным одного из участников. В этом случае его страховая компания выплачивает потерпевшему компенсацию за причиненный ущерб;
  • Если показания участников противоречивы и нет возможности установить истинную картину происшествия — инспектор ГИБДД вынесет постановление и прекращении дела;
  • В ДТП признаны виновными оба участника аварии. Каждому оформляется протокол и постановление. Назначается штраф за административное нарушение.

Юридически об «обоюдке» можно говорить только в последнем варианте. Так как в законодательстве нет четких разъяснений по этому вопросу, страховые компании ОСАГО могут отказать выплате потерпевшей стороне или компенсировать лишь половину ущерба.

В первом случае, страховщики ссылаются на невозможность определить степень вины, во втором — основываются на Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 1083), согласно которому степень вины признается равной, если ее невозможно установить.

Очень редко при участии в процессе грамотных и юридически сильных адвокатов, удается произвести выплату в другом процентном соотношении(80% на 20%). Но это стоит таких моральных и временных затрат, что даже при очевидной вине одного из участников ДТП мало кто из владельцев машин доводит начатое дела до победного результата. Этим и пользуются страховые компании, надеясь на то, что потерпевший не будет требовать выплат через суд, особенно если сумма ущерба мала.

Для того чтобы доказать свою невиновность и уменьшить величину последствий ДТП необходимо осуществить ряд действий. До приезда сотрудников ГИБДД нельзя покидать место аварии. Во-первых, это можно расценить как признание вины и стремление избежать ответственности. Во-вторых — теряется время, которое можно было использовать для сбора необходимых доказательств, подтверждающих собственную невиновность.

Закон разрешает оставлять место ДТП только в самых крайних случаях: если пострадали люди, и им требуется экстренная медицинская помощь, при этом невозможно отправить пострадавшего на попутном транспорте, для доставки человека в ближайшее лечебное учреждение.

Однако участник ДТП должен как можно скорее вернуться назад на место происшествия, до своего отъезда зафиксировать положение машины, следы и предметы в присутствии свидетелей, а также принять меры к их сохранению и организовать объезд места ДТП (п. 2.5. ПДД).

Согласно статье 12.27 КоАП РФ, оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

В ожидании сотрудников ГИБДД нужно постараться найти менее 3-х свидетелей случившегося, Записать их показания, контактные данные и получить согласие на участие в суде. Все это необходимо потом отразить в протоколе в специальной графе «Объяснение».

По приезду сотрудников ГИБДД дать свое видение ситуации, внимательно изучить оформленный инспектором протокол и схему аварии. Если что-то непонятно — спрашивать. Если есть возражение — в письменном виде их изложить, Зафиксировать в протоколе наличие фото и видеоматериалов, показания и данные очевидцев. Важно правильно произвести видеосъемку.

Сделать фотографии таким образом, чтобы по ним можно было определить:

  • время, дату и место происшествия;
  • транспортные средства обоих водителей с четко различимыми регистрационными номерами;
  • размер тормозного пути;
  • повреждения автомобилей;
  • фрагменты машин, осколки стекол;
  • дорожное покрытие и погодные условия.

Никому не хочется признавать себя виновным в ДТП. Однако если авария все же случилась, необходимо придерживаться определенного порядка действий.

Вызов ГИБДД является обязательным, если участники происшествия не могут прийти к соглашению в определении и признании степени вины или если есть пострадавшие, необходимо дождаться приезда инспектора.

Он должен осмотреть место дорожного инцидента, составить протокол, нарисовать схему ДТП и дать заключение о виновности и ее степени для каждого участника. Соответственно сделанному правонарушению будет назначено наказание.

Если водитель, нарушивший правила дорожного движения, не виноват в случившемся, нужно обратить особое внимание на процедуру составления протокола, который подписывают впоследствии обе стороны.

Дело в том, что подписав документ, вы соглашаетесь со всем в нем написанным. Доказать обратное, потом будет практически невозможно.

Поэтому, учитывайте следующие нюансы:

  • в протоколе не должно быть формулировки « виновный», замените ее на «водитель»;
  • в графе «Объяснение» укажите, с чем конкретно вы не согласны;
  • сотрудник ГИБДД обязан ознакомить вас с вашими правами, отметка об этом ставится в графе «С протоколом ознакомлен»;
  • в протоколе должны отсутствовать пустые строчки, если они есть, нужно поставьте прочерк;
  • в протоколе необходимо указать свидетелей ДТП, иначе, в случае суда, их трудно будет привлечь к даче показаний;
  • на всякий случай, попросите себе копию протокола.

Для водителя, который признан виновным в ДТП наступают неблагоприятные последствия, выраженные в возмещении материального ущерба и исполнения наказания. Иногда, когда произошедшее ДТП признается обоюдным, возникают ситуации, когда один из участников считает себя необоснованно обвиненным. Оптимальным способом восстановления законности для такого водителя становится оспаривание вины.

Стоит отметить, что участник дорожно-транспортного происшествия признается виновным в том случае, когда существует устойчивая причинно-следственная связь между нарушением ПДД и ДТП.

Процедура обжалования обоюдной вины при ДТП актуальна в следующих случаях:

  1. Несогласие участника ДТП с актом, который содержит выводы по нарушению правил.
  2. Отсутствие четкой причинно-следственной связи между нарушением ПДД и ДТП.
  3. Нарушение процессуальных правил и требований лицом, которое выносит постановление по делу.

Само по себе обжалование может происходить в следующем порядке:

  • Досудебное – посредством жалобы вышестоящим органам управления ГИБДД.
  • Через суд.
  • В гражданском процессе.

Обжалование виновности может происходить с целью назначения обоюдной вины при ДТП.

Определение степени вины в ДТП

Автомобилистам не следует забывать, что одним из лучших инструментов для определения вины водителей является запись видеорегистратора. Если его нет в машине, постарайтесь как можно быстрее выловить всех очевидцев аварии и зафиксировать их телефонные номера и другие контактные данные, чтобы впоследствии можно было с ними связаться для восстановления картины произошедшего.

Если автомобилист понимает, что в дальнейшем ему придется много времени и сил потратить на установление своей невиновности в дорожно-транспортном происшествии, он должен начать активно действовать сразу же после столкновения.

Если водителю удастся правильно выполнить все предусмотренные для такого случая действия, то если дело дойдет до судебного разбирательства, ему будет гораздо проще доказать свою невиновность. Если же первые доказательства данного события будут утрачены, то, в некоторых случаях, установить реальные обстоятельства случившегося будет невозможно.

По закону, если ответчик не является на судебное заседание, на котором происходит определение виновника ДТП в суде, он автоматически считается нарушителем, из-за которого произошла автомобильная авария.

Если автомобилиста не устраивает решение суда, в течение 10 дней с момента получения определения он может обратиться в суд вышестоящей инстанции для подачи апелляции.

В целом, установление вины в ДТП в суде сводится к тому, чтобы пострадавший смог получить компенсацию за причиненный в результате столкновения ущерб. Это может быть как компенсация от виновника дорожно-транспортного происшествия, так и от его страховой компании.

Большинство автомобилистов считает, что определение вины в ДТП в суде невозможно без привлечения к делу адвоката.

Как показывает практика, привлечение к разбирательству адвоката действительно полезно, так как это позволяет существенно сэкономить время истца. Так, к примеру, юрист поможет правильно составить исковое заявление и подготовить доказательства случившегося, чтобы у ответчика не было возможности сразу же их обжаловать, а судья быстро принял решение о виновности второго автомобилиста.

Стоит помнить о том, что обращаться в суд необходимо только в тех случаях, когда у водителя есть реальные доказательства своей невиновности. В противном случае определение вины в ДТП в судебном порядке может обернуться для него «боком», автовладелец только потратит свое время и деньги на различные судебные издержки.

Главное правило на дороге говорит – не бывает невиновных водителей в аварии. Один нарушает, другой – надеется на правильные действия всех водителей и не принимает мер предусмотрительности.

В связи с этим, основные рекомендации таковы:

  1. Быть внимательными.
  2. Не надеяться на то, что другие водители будут двигаться по правилам.
  3. Прежде чем совершить «правильный» маневр, необходимо убедиться, что он понятен другим участникам дорожного движения.
  4. При аварии не покидать места происшествия и совершить все предусмотренные законом действия.
  5. При несогласии с фактом или степенью вины оспаривать ее в судебном порядке.
  6. Не мириться с отказами страховщиков в выплате и добиваться ее через суд.

При возникновении спорных ситуаций на дорогах, рекомендуется обращаться к юристу или адвокату по ДДП. Не стоит, надеются на свои силы, решение споров в суде нужно доверять специалистам.

Не забудьте, если быть взаимовежливыми, то аварий на дорогах будет меньше.

Обязательно поделитесь с друзьями!

Рассмотрим 3 самых популярных вопроса, касающихся вины в ДТП:

  1. Как установить степень вины в ДТП?
  2. Как учитывается вина в ДТП самого потерпевшего или что такое обоюдная вина в ДТП?
  3. Кто будет возмещать ущерб от ДТП?

Нужен хороший автоюрист?
+7 (4852) 907-500, +7 (902) 330-75-00
Запишись на консультацию прямо сейчас!

По результатам ДТП инспекторы ГИБДД могут вынести 3 процессуальных решения. Они могут установить одного виновника ДТП, привлечь к ответственности обоих водителей, обоюдная вина, либо вообще не установить виновного в рамках административного процесса.

Если виновник ДТП не согласен с решением инспекторов ГИБДД, он может обжаловать постановление ГИБДД и ходатайствовать о привлечении к ответственности второго водителя. Вероятность того, что суды согласятся с инспекторами ГИБДД, в Ярославской области составляет порядка 90%. Настоятельно рекомендуем защищать свои интересы с самого начала административного расследования.

При обоюдной вине обоих водителей привлекают к административной ответственности. Например, один водитель перестраивался, а второй двигался с превышением скорости. Частым случаем ДТП с обоюдной виной является несоблюдение безопасного бокового интервала при встречном разъезде.

Значение имеет только нарушение ПДД, состоящее в прямой причинно-следственной связи с самим ДТП. Если при выезде со второстепенной дороги не уступить дорогу автомобилю, двигающемуся по главной, виноваты в ДТП будете вы. Даже если второй водитель будет «вусмерть» пьяным и его лишат за это прав.

Так как сотрудников ГИБДД с каждым годом становится все меньше и меньше, качество их работы непреклонно снижается. Все чаще стали прекращать производство по административным делам ввиду недоказанности вины кого-либо из водителей. При этом, инспекторы ГИБДД проводят поверхностное расследование и мало заинтересованы в разрешении вопроса по существу. Слишком много работы.

Если виновник ДТП сотрудниками ГИБДД установлен не был, это возможно в рамках гражданского процесса. Обжалование постановления о прекращении производства по административному делу не даст никаких результатов. «Вышестоящая инстанция не может ухудшать положение лиц, привлекаемых к ответственности» – вот типичный ответ на такие жалобы.

Нужна помощь? Звони: +7 (4852) 907-500, +7 (902) 330-75-00

Если инспекторы ГИБДД установили виновного водителя, все очевидно. Степень вины – 100%. Для второго водителя это возможность получить 100% ущерба в 90% случаев. Для виновника – необходимость обжаловать постановление с низкой вероятностью успеха.

Если оба водителя были привлечены к административной ответственности, презюмируется по 50% вины обоих водителей. В этом случае каждый из водителей получает по 50% ущерба. Допустим, убытки Гриши составляют 100 000 рублей, а Сени – 700 000 рублей. При обоюдной вине Гриша может претендовать на возмещение ущерба в сумме 50 000 рублей, а Сеня –350 000 рублей.

В редких случаях суды распределяют степень вины иначе. Был у нас случай. Пьяный и обкуренный Ваня, владелец тюнингованной «четырки» с надписью на заднем стекле «Хулиоган», продрал весь бок на новеньком «логане» и с места ДТП скрылся. Нашли его по оторванному уже в следующем ДТП бамперу с закрепленным на нем государственным регистрационным знаком.

Вина Вани также, как и Федора, нашего клиента, была очевидна. Ширины проезжей части было явно было недостаточно для встречного разъезда двух автомобилей. Но Ваня рискнул, а вместе с ним рискнул и Федор. Итог, нарушение правил встречного разъезда у обоих водителей.

Мы сослались на отягчающие вину Вани обстоятельства: управление в состоянии опьянения, уезд с места ДТП, хулиганские действия после ДТП, неуважение, проявленное Ваней к суду. Как результат, степень вины Вани – 80%, а Федора – всего лишь 20%. То есть наш клиент при обоюдной вине смог компенсировать себе 80% ущерба!

Как доказать невиновность в ДТП, когда все твердят об обратном

Ущерб возмещает водитель, признанный виновным в ДТП. Если ответственность была застрахована по ОСАГО, выплату производит страховая компания. При недостаточности страхового возмещения ущерб в оставшейся части возмещает сам виновник ДТП. При обоюдной вине все аналогично, но в 50-процентном размере.

Иной случай, когда инспекторы ГИБДД не смогли установить виновника ДТП. По мнению Верховного суда, страховые компании должны возместить по 50% ущерба каждому участнику ДТП. При несогласии с суммой выплаты необходимо обращаться с иском к страховой компании и доказывать вину второго участника ДТП. Сделать это можно посредствам свидетельских показаний и автотехнического исследования.

Итак, в зависимости от степени вины участников выделяют 3 вида ДТП:

  1. ДТП с установленным виновником ДТП;
  2. ДТП с обоюдной виной обоих водителей;
  3. ДТП с неустановленным виновником.

В первом случае страховая компания по ОСАГО выплачивает 100% ущерба, во втором и третьем – по 50% ущерба каждому из водителей. При несогласии с размером возмещения можно обратиться в суд и взыскать 100% ущерба. В этом случае вы обязаны будете доказать вину в ДТП второго водителя. Сделать это можно посредствам свидетельских показаний или автотехнического исследования.

Хочешь выиграть дело?
+7 (4852) 907-500
+7 (902) 330-75-00
Звони!

  • Автоюрист Ярославль
  • Банкротство физ. лиц
  • Возмещение ущерба по ОСАГО
  • Ремонт по ОСАГО
  • Страховой случай по КАСКО
  • Отказ в выплате страховки
  • Независимая оценка ущерба
  • Независимая экспертиза ДТП
  • Попал в яму на дороге и повредил автомобиль?
  • Онлайн консультация автоюриста
  • Виновник ДТП без полиса ОСАГО
  • Как оспорить штраф за перегруз грузового автомобиля
  • Вина в ДТП
  • Претензия автосалону по гарантии
  • Снятие обременения с машины
  • Полис ОСАГО. Как сэкономить и где оформить
  • ОСАГО, оформление ДТП по европротоколу
  • Вред здоровью при ДТП
  • Пересечение сплошной линии разметки и выезд на встречку

Совместная вина участников аварии возможна в таких ситуациях, когда:

  • нельзя точно установить конкретное лицо, спровоцировавшее ДТП;
  • причиной происшествия стали обоюдные действия всех его участников;
  • стороны добровольно признали свою вину в процессе оформления сотрудниками ГИБДД документов.

Обоюдность часто имеет место при ДТП, произошедших на автостоянках и парковках.

Особенность данного вида страхования в том, что его тарифы не регулируются со стороны ЦБ РФ. Условия по КАСКО устанавливаются самими компаниями. Все зависит от договора с конкретным водителем. Если имеет место ДТП, при выяснении причин которого была установлена обоюдная вина, то страховщик выплатит страхователю всю сумму.

Получить полное возмещение по КАСКО возможно только в случае, если компания признает ДТП страховым случаем. При этом вина водителя в происшествии не является главным условием. Этот факт не учитывает при начислении выплат по КАСКО.

Основания, по которым страховщик не соглашается на возмещение клиентам, должны обязательно прописываться в договоре. Его отдельные положения водитель может оспаривать в суде в случае несогласия с отказом в выплатах.

В случае несогласия участника происшествия с выводами сотрудников ГИБДД, а также при явном нарушении ими процессуальных правил рекомендуется обжаловать их действия. При обжаловании ДТП с обоюдной виной необходимо соблюдать следующий порядок:

  1. Подать жалобу в вышестоящую инстанцию ГИБДД.
  2. Потребовать проведения экспертизы (трассологической, психоневрологической, автотехнической).
  3. Привлечь свидетелей, оформив их показания письменно.
  4. Запросить данные с камер наблюдения.
  5. Обратиться в суд при отрицательном ответе вышестоящей инстанции ГИБДД.
  6. Составить иск, описав в нем ситуацию, возникшую при ДТП. Изложить в заявлении доказательства невиновности или причины, по которым степень вины должна быть уменьшена.
  7. Привлечь в ходе гражданского процесса свидетелей, ходатайствовать о приобщении к делу записей видеокамер с места ДТП.
  8. При неблагоприятном решении суда подать апелляцию в вышестоящий орган.

Известно множество примеров решений судов, касающихся обоюдной вины при авариях на дороге.

Два схожих дела рассматривались районными судами Санкт-Петербурга и Самары. В обоих случаях один из водителей пытался оспаривать равную обоюдную вину при ДТП. Имелась попытка переквалифицировать ее на различную и уменьшить размер выплат в счет ущерба. В обоих случаях один из водителей нарушил ПДД при проезде перекрестка, а второй — правила, касающиеся превышения скорости.

Лица были признаны обоюдно виновными в возникшем ДТП и получили компенсацию от страховщиков в размере 50:50. Нарушившие скоростной режим водители оспорили сумму возмещения. Один обратился в Ленинский суд Санкт-Петербурга с требованием назначить ему выплату в размере 75%, а второму виновнику — 25%. Другой подал заявление в Волжский суд Самары о возмещении ему 90% вместо ранее установленных 50%.

В обоих случаях водители, нарушившие ПДД при переезде перекрестков, привлекли для рассмотрения дела экспертов. Они смогли доказать, что именно превышение вторыми водителями скорости стало главной причиной происшествия. И Ленинский, и Волжский суды согласились с выводами экспертов, оставив прежние решения в силе.

В Туле в 2017 году и в Орле в 2015 рассматривались схожие дела касательно неправильного установления сотрудниками ГИБДД общей вины. В обоих случаях не учитывались нарушения ПДД, допущенные потерпевшими. Виновные в ДТП обратились в суд, поскольку не были удовлетворены размерами возмещений по ОСАГО. Другой водитель из Тулы также оспаривал иск пострадавшего о дополнительном взыскании с него средств на ремонт машины. В обоих случаях водители смогли доказать факт обоюдной вины вместе с пострадавшими. Истцы предъявили расшифровки данных с установленных на трассах камер видеофиксации, которые выявили факт превышения потерпевшими скорости. При этом данные сведения не были приняты во внимание сотрудниками ГИБДД при составлении протоколов и постановлений. Суды признали обоюдную вину и уменьшили размер возмещений за причинение ущерба в два раза.

Оформление обоюдной вины при ДТП

При ДТП определяются виновные и пострадавшие лица. Степень виновности определяет суд на основании полученных исследовательских данных. Сотрудник государственной инспекции дорожного движения собирает первичные доказательства, которые в дальнейшем могут понадобиться для назначения наказания.

Внимание! Раньше, до внесения изменений в закон, определять степень виновности участников ДТП мог сотрудник государственной инспекции дорожного движения. После ДТП ему вручалось постановление. На основании него выносилось наказание. Сам водитель принимал решение: идти в суд или исполнить требования работника ДПС.

Решение о внесении изменений в закон было принято на основании существующей статьи 1.5 Кодекса об Административных правонарушениях и статьи 46 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые устанавливают презумпцию невиновности.

Прибывшие на место аварии специалисты органов по-прежнему составляют протокол. Но сейчас они не выносят постановление. Фактически они просто отражают нюансы аварии в бумаге, которую в дальнейшем будет рассматривать суд.

При аварии не нужно паниковать. Все в ваших руках. Если виновник ДТП скрылся, не отчаивайтесь. Вызывайте сотрудников ГИБДД и попытайтесь собрать как можно больше доказательств по делу.

Запись с видеорегистратора – это одно из самых весомых доказательств. На основании нее может строиться вся база. Если в машине такой прибор не установлен, то придется найти как можно больше свидетелей аварии. Возьмите у них контактные номера телефонов, договоритесь о возможности участия их в суде.

Свидетели необходимы и для фиксации правонарушения. Они будут выступать в качестве понятых. Для составления протокола требуется как минимум два человека. Их явка в суд не обязательна.

Учтите! Если работник государственной инспекции дорожного движения не желает возбуждать административное дело, вы не получите протокол и справку. В связи с этим получить страховую премию будет невозможно. Поэтому настаивайте на фиксации правонарушения, даже если виновника ДТП нет на месте.

Случается и такое, что владелец пострадавшего в аварии автомобиля становится виновным. Такое может произойти только в том случае, если транспортным средством во время столкновения управляло несовершеннолетнее лицо. Тогда вина автоматически перекладывается на владельца автомобиля, который доверил свою машину ребенку.

Если несовершеннолетний не виновен в наступлении дорожно-транспортного происшествия, то, конечно, собственник авто ничего оплачивать не будет. Но и страховой премии как пострадавший в ДТП он получить не сможет.

Если водитель-ребенок стал виновником аварии, то возмещать ущерб владельцу пострадавшего авто будет хозяин машины, которой управлял несовершеннолетний. При этом страховая компания выплатит сумму компенсации самостоятельно, а затем взыщет ее с клиента, применив дополнительные регрессирующие меры.

Если виновник аварии – несовершеннолетний, выплачивать компенсацию будет владелец транспортного средства, а не родители ребенка. Конечно, если это не одно лицо.

Бывает и так, что после вынесения заключения второй участник ДТП подает апелляцию в суд. Он приносит дополнительные доказательства, на основании которых орган выносит решение о виновности второй стороны. Такое возможно, если на первом заседании не были рассмотрены некоторые важные бумаги.

Что делать, если попал в ДТП без страховки и не виноват 2018?

В юридической практике понятия «обоюдная вина» не существует. Однако оно активно используется при составлении документации при аварии. Часто им пользуются страховые компании.

Детали аварии заносятся в специальный документ, называемый протоколом. Инспектор определяет лицо, которое нарушило правила дорожного движения. А вот суд уже определяет степень виновности.

Важно! При этом определяется:

  • вина одного человека. Это когда только один водитель полностью спровоцировал наступление аварии,
  • обоюдная вина – это виновность в наступлении аварии обеих сторон. Действия каждой из них привели к плачевным последствиям. При этом степень ответственности распределяется между участниками поровну,
  • пропорциональная ответственность. При этом каждая из сторон понесет наказание только за то, что она действительно совершила,
  • закрытие дела. Расследование прекращается только в том случае, если вышел срок исковой давности.

Степень вины определяется только на основании существующих доказательств. Например, результатов экспертиз, свидетельских показаний, видеозаписи или фото файлов.

Итак, все такие аварии, о которых мы ведём речь в данной статье, связывают 3 главных обстоятельства:

  1. один из водителей превышал разрешённую на данном участке дороги скорость – незначительно либо существенно,
  2. другой участник обязан был уступить дорогу (например, на перекрёстке при повороте налево или под знак на равнозначном, при выезде с прилегающей территории, при развороте, перестроении и так далее – таких обстоятельств множество), но у него этого не получилось из-за превышения первым водителем,
  3. в результате таких «пирогов» произошло ДТП.

Вы думаете, что это сложная ситуация, в которой сложно разобраться?! Спешим вас успокоить. Судебная практика, в том числе 2020 года, пестрит такими и подобными происшествиями.

А вот сложным случаем можно назвать, к примеру, такой, когда вследствие обнаруженной помехи превышающий скорость начал резко тормозить, но контакта 2 автомобилей не произошло. Тем не менее, превышающего в результате торможения занесло, и это стало причиной ДТП, только повреждена одна машина. Такие случаи называют «бесконтактными ДТП».

В случае ДТП ущерб всем пострадавшим возмещает тот, кто признан виновником. Если же пострадавших всего двое, при этом зафиксирована и подтверждена обоюдная вина – ситуация становится существенно запутаннее. При обоюдной вине оба водителя признаются виновниками ДТП, следовательно, они оба должны заниматься возмещением ущерба. Если пострадавших больше нет, то оба водителя при этом являются и пострадавшими. Другими словами, оба водителя обязаны возместить нанесенный ущерб, при этом они оба имеют право на получение компенсации.

Дополнительные сложности могут возникнуть со страховыми компаниями. Именно из-за страховки подобные судебные процессы длятся довольно долго – нужно точно определить степень вины каждого водителя для того, чтобы страховая компания возместила ущерб, который нанес ее клиент.

Другое дело, если ДТП произошло с участием водителей, у которых нет страховки. Важно разобраться с тем, как будут происходит выплаты в такой ситуации. Без страховых компаний участники ДТП сами должны разобраться с тем, в каких долях будут проводится выплаты. Сделать это можно мирным путем – подписать договор, в котором будут прописаны все условия. Также можно обратиться в суд. Первый вариант встречается крайне редко, ведь обе стороны часто не до конца честны с денежными суммами.

Автоинспекторы не могут установить вину в ДТП. Они лишь фиксируют нарушение ПДД. А вину в ДТП может быть установлена только судом. Но если нарушение было со стороны только одного водителя, то признаётся виновным он один. Впрочем, это можно оспорить.

Если были нарушения со стороны обоих участников, то считается, что оба они виновны в равной мере. Для определения конкретной степени вины необходимо судебное разбирательство, ведь человек может быть виновным в несоблюдении правил движения, но невиновным в совершении ДТП.

Яркий пример – когда в авто, водитель которого пьян или не застраховал своё авто, но при этом не нарушал другие пункты ПДД, и, например, стоял на светофоре, врезается из-за превышения скорости или несоблюдения дистанции другая автомашина. Хотя оба водителя нарушили правила, но нарушения со стороны первого водителя не послужили причиной аварии, следовательно, об обоюдной вине речь идти не может. В данном ДТП виноват только второй водитель.

Поэтому важно установление не только факта совершения действий, нарушающих ПДД, но и их причинно-следственной связи с конкретным происшествием. Когда же нарушение правил движения обоими водителями стало причиной ДТП, можно говорить об обоюдной вине.

Стоит отметить каверзный пункт 10.1 ПДД, который устанавливает, что водитель должен двигаться со скоростью, позволяющей контролировать ситуацию, а при опасности тормозить вплоть до остановки.

Когда водитель не смог предотвратить аварию торможением, хотя имел техническую возможность сделать это, его действия (бездействия) считаются причиной происшествия, следовательно, он также признаётся виновником ДТП, и несёт ответственность за последствия, даже если второй участник явно нарушил правила. Поэтому будьте внимательны и аккуратны на дороге.

А если вы попали в ситуацию, что вас считают виновным из-за неправильно выбранной скорости и недостаточного торможения, необходима тщательная экспертиза, которая должна точно установить, мог ли предотвратить столкновение управлявший автомобилем. В подобных случаях счёт идёт на сантиметры!

Итак, обратимся сначала к ПДД и… не найдём здесь, конечно же, прямого ответа на наш вопрос. Есть множество пунктов, предписывающих уступать дорогу:

  • при повороте налево на перекрёстке встречному транспорту,
  • при проезде под знак «морковь» или «стоп»,
  • при развороте встречным и попутным,
  • при движении на стрелку светофора, горящую одновременно с красным,
  • при перестроении,
  • и так далее.

Юридической грамотности ради, давайте взглянем в пункт 1.2 ПДД и поймём, что из комбинации определений терминов «уступить дорогу» и «преимущество» нам нельзя вынудить изменить траекторию или скорость движения того, кто имеет по отношению к нам преимущество.

Но есть всё же в Правилах ещё один пункт, который многие автолюбители считают универсальным – 10.1. Он предписывает вести автомобиль не только со скоростью, не превышающей разрешённую, но и с такой, который бы позволила избежать столкновения в случае внезапного возникновения опасности на дороге, а также с учётом погодных и иных условий.

Таким образом, получаем, что при прочих равных условиях виноваты оба водителя: и тот, кто создал помеху, и тот, кто ехал слишком быстро. Но не всё так просто! Потому что инспектор ГИБДД, приехавший на такое ДТП, с большой долей вероятности «завиноватит» именно того, кто создал помеху. Обоснование здесь простое: какая разница, с какой скоростью двигался другой участник – ведь ваше нарушение привело к происшествию.

И, казалось бы, это слишком очевидно. И потому что-то здесь не так, но что?

В большинстве случаев для определения причинной связи ДТП с нарушениями обоих участников суды назначают экспертизу. Мы уже говорили выше, что она платная, и оплачивает её после суда проигравшая сторона. Стоить она может от 15 до 40 тысяч рублей в зависимости от поставленных судьёй эксперту вопросов, региона и города проведения.

Итак, если вы подали в суд для того, чтобы второго участника с превышением скорости привлекли тоже к ответственности, то эксперту задаются, как правило, следующие вопросы.

  1. Какая изначальная скорость была у автомобиля, какая в момент столкновения и какова разница этих скоростей?
  2. При какой начальной скорости движения водитель смог бы полностью остановиться и избежать столкновения?
  3. Имелась ли возможность избежать ДТП, если бы водитель двигался с разрешённой на данном участке скоростью?
  4. Имелась ли возможность избежать происшествия при той скорости, с которой ехал этот участник (может быть, он и недостаточно эффективно тормозил)?

Ключевой вопрос здесь под пунктом 3 – если ответ на него положительный, то шансы переиграть дело по меньшей мере в обоюдную вину достаточно велики. Но, конечно, при грамотном и последовательном составлении доказательств. Но и за другие ответы можно «зацепится» по меньшей мере в целях убеждения суда в том, что при меньшей скорости удалось бы смягчить результаты столкновения.

При ДТП определяются виновные и пострадавшие лица. Степень виновности определяет суд на основании полученных исследовательских данных. Сотрудник государственной инспекции дорожного движения собирает первичные доказательства, которые в дальнейшем могут понадобиться для назначения наказания.

Внимание! Раньше, до внесения изменений в закон, определять степень виновности участников ДТП мог сотрудник государственной инспекции дорожного движения. После ДТП ему вручалось постановление. На основании него выносилось наказание. Сам водитель принимал решение: идти в суд или исполнить требования работника ДПС.

Решение о внесении изменений в закон было принято на основании существующей статьи 1.5 Кодекса об Административных правонарушениях и статьи 46 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые устанавливают презумпцию невиновности.

Прибывшие на место аварии специалисты органов по-прежнему составляют протокол. Но сейчас они не выносят постановление. Фактически они просто отражают нюансы аварии в бумаге, которую в дальнейшем будет рассматривать суд.

При аварии не нужно паниковать. Все в ваших руках. Если виновник ДТП скрылся, не отчаивайтесь. Вызывайте сотрудников ГИБДД и попытайтесь собрать как можно больше доказательств по делу.

Запись с видеорегистратора – это одно из самых весомых доказательств. На основании нее может строиться вся база. Если в машине такой прибор не установлен, то придется найти как можно больше свидетелей аварии. Возьмите у них контактные номера телефонов, договоритесь о возможности участия их в суде.

Свидетели необходимы и для фиксации правонарушения. Они будут выступать в качестве понятых. Для составления протокола требуется как минимум два человека. Их явка в суд не обязательна.

Учтите! Если работник государственной инспекции дорожного движения не желает возбуждать административное дело, вы не получите протокол и справку. В связи с этим получить страховую премию будет невозможно. Поэтому настаивайте на фиксации правонарушения, даже если виновника ДТП нет на месте.

В юридической практике понятия «обоюдная вина» не существует. Однако оно активно используется при составлении документации при аварии. Часто им пользуются страховые компании.

Детали аварии заносятся в специальный документ, называемый протоколом. Инспектор определяет лицо, которое нарушило правила дорожного движения. А вот суд уже определяет степень виновности.

Важно! При этом определяется:

  • вина одного человека. Это когда только один водитель полностью спровоцировал наступление аварии;
  • обоюдная вина – это виновность в наступлении аварии обеих сторон. Действия каждой из них привели к плачевным последствиям. При этом степень ответственности распределяется между участниками поровну;
  • пропорциональная ответственность. При этом каждая из сторон понесет наказание только за то, что она действительно совершила;
  • закрытие дела. Расследование прекращается только в том случае, если вышел срок исковой давности.

Степень вины определяется только на основании существующих доказательств. Например, результатов экспертиз, свидетельских показаний, видеозаписи или фото файлов.

Большинство водителей в такой ситуации озабоченны вопросом, будет ли действовать при ДТП с обоюдной виной ОСАГО.

Оформляя страховой договор, автовладелец уверен, что если им по неосторожности будет спровоцирована авария, фирма страховщик обеспечит пострадавшему компенсационные выплаты на ремонт автомобиля. Однако в случае обоюдной вины ситуация несколько иная.

Процедура возмещения ущерба в таком варианте регулируется пунктом 22 Федерального Закона № 12. Согласно данному акту выплаты могут получить оба водителя, если суд установит факт обоюдной вины.

При единственном виновнике столкновения нет необходимости в судебных разбирательствах. Основанием для осуществления выплат считается протокол, составленный сотрудником ГИБДД, а обязанность по возмещению ущерба ложиться на страховую водителя, указанного в нем, как виновник происшествия.

При обоюдной вине работник полиции не определяет степень вины, а только фиксирует факт нарушения каждого из водителей и какое предполагается наказание. Меру вины обоих участников происшествия устанавливает суд, руководствуясь доказательствами и принципом разумности.

Не каждый случай, когда ГИБДД выносит постановление о наказании обоим водителям, будет признан в суде обоюдной виной. Например, если один из водителей в момент аварии был не пристегнут ремнем безопасности, а второй проехал на красный свет светофора и тем самым спровоцировал столкновение, об обоюдной вине речь не может идти.

Рассмотрев все материалы дела, суд может вынести решение трех типов:

  • об отсутствии обоюдной вины;
  • о равноценной вине;
  • о различной степени вины.

При равной вине обоих водителей выплаты будут разделены поровну. Третий вариант предполагает разделение компенсации согласно степени вины.

В подобных вариантах водитель пострадавшего автомобиля, зафиксированный в протоколе, как невиновный, получает компенсационные выплаты в полном объеме. Остальные два участника аварии, признанные виновными в случившемся, также получают частичную компенсацию.

Справка! Сумма выплат каждому из виновников снижается с возрастанием степени вины.

Чаще всего компенсация выплачивается равными частями обоим виновникам столкновения. Так поступают в случаях, когда:

  • установить степень вины не представляется возможным;
  • при отсутствии судебных разбирательств.

Если в суде все же определили, насколько виноват каждый водитель, то распределяют выплаты соразмерно с установленной степенью вины. Чем больше доля вины автовладельца, тем меньше его часть выплат.

Например, когда первый водитель способствовал столкновению на 80%, а второй только на 20%, первому выплачивают 20% от общего размера компенсации, а остальная часть (80%) достается менее виновному.

Законом установлено право выбирать способ получения компенсации (выплата или ремонт). В случаях, когда доказана обоюдная вина в ДТП, выплата по ОСАГО станет оптимальным решением.

Однако по желанию владелец машины может потребовать предоставить ему компенсацию в натуральном виде.

Стоит учитывать, что за проведение ремонта страховая возьмет на себя лишь часть расходов, остальное придется доплатить из собственных средств.

Также важно помнить, что по закону требовать денежную компенсацию вместо ремонта можно при условии, что в аварии участвовало только два автомобиля. Заменить натуральное возмещение на денежное в случаях столкновения трех и более машин не получится.

Страховая компания заботится о целостности своих финансовых ресурсов. Поэтому для отказа от выплат может быть использована любая допущенная водителем оплошность.

Законом предусмотрены варианты для мотивированного отказа в выплатах. К таковым относятся:

  • неверно заполненные документы;
  • нарушения сроков уведомления страховой о происшествии;
  • отсутствие одного или нескольких документов;
  • не указаны реквизиты для перевода средств;
  • один из участников аварии не вписан в страховой полис, как лицо допущенное к управлению;
  • водитель совершил аварию, находясь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • виновник скрылся с места аварии;
  • виновник аварии не установлен;
  • один из участников происшествия обжаловал постановление в суде.

Если отказ в выплатах водитель считает неправомерным, то сначала в страховую отправляется досудебная претензия с подробно изложенными основаниями и документами, их подтверждающими. При повторном отказе потерпевший может обратиться в суд с иском на компанию.

В случае доказательства в суде действий страховой незаконными за каждый день просрочки назначается пеня и выплачивается пострадавшему.

В случае аварии водитель обязан выполнить все требования, установленные законом, зафиксировать фото и видеоматериалами место ДТП, найти свидетелей. Эти факторы помогут в суде определить степень вины каждого из участников происшествия и получить соответствующую компенсацию от страховой.

Каталог страховых компаний России

По ссылке, вы можете ознакомиться с каталогом страховых компаний РФ предлагающих услугу обязательного автострахования ОСАГО. Описание организаций, актуальные финансовые показатели, рейтинг, отзывы и другая информация. В случае, если вы уже имели положительный или отрицательный опыт по ОСАГО какой-либо страховой компании, оставьте свой отзыв. Спасибо!

Еще раз ссылка. Также, обязательно напишите свой комментарий ниже. Что вы думаете по теме данного материала? А быть может у вас есть вопросы? Спрашивайте!

Установление вины в ДТП, обоюдная вина

Большинство водителей могут провести за рулем всю жизни и никогда не стать участником ДТП по обоюдной вине. Все потому, что чаще всего виновником все же выступает лишь одна из сторон. Тем не менее, аварии по обоюдной вине случаются, причем достаточно часто.

ДТП по обоюдной вине – это авария, в которой виновниками признаны обе стороны, в следствии чего за ними будет закреплено нарушение административного типа. Именно ситуации, когда ГИБДД признает обеих участников аварии виновными, попадают под определение рассматриваемого варианта.

Ситуация может быть и абсолютно противоположной. Речь идет о ДТП, в котором нет виновников. Такое обычно происходит лишь в тех случаях, когда представители ГИБДД просто не могут достоверно определить причины возникновения аварии.

Это может произойти в таких случаях:

  • отсутствие свидетелей;
  • отсутствие доказательств, вроде фото- и видеозаписи;
  • причиной аварии стали внешние факторы, вроде неисправности светофора и так далее.

Чаще всего ДТП, в которых обе стороны признаются невиновными, происходят в обычных дворах многоквартирных домов. Свидетели в таких ДТП бывают далеко не всегда, а с учетом того, что урон чаще всего минимальный и нет жертв – все заканчивается аварией без виновников и оба владельца автомобилей, например, могут получить выплаты по страховке.

Автомобилистам не следует забывать, что одним из лучших инструментов для определения вины водителей является запись видеорегистратора. Если его нет в машине, постарайтесь как можно быстрее выловить всех очевидцев аварии и зафиксировать их телефонные номера и другие контактные данные, чтобы впоследствии можно было с ними связаться для восстановления картины произошедшего.

Автомобилисты часто задают один и тот же вопрос: можно ли рассчитывать на выплаты ОСАГО и КАСКО, если степень вины в ДТП не установлена ни для одного из участников происшествия. Прежде всего проясним ситуацию, что это за полисы и чем они между собой отличаются:

  • ОСАГО является обязательным страховым полисом, который должен быть у каждого автовладельца. Так люди страхуют свою ответственность за вероятное причинение ущерба другим участникам движения. При авариях причиняемый ущерб пострадавшим компенсирует страховая компания, у которой у виновника аварии заключен договорю
  • КАСКО – это добровольное страхование автомобиля от хищения, повреждений и порчи. При ДТП за все механические повреждения транспортного средства владелец получает компенсацию от страховой компании, с которой был заключен договор. Не важно, виновен он в аварии или нет.

Главным отличием полиса ОСАГО от КАСКО является то, что при невозможности установления вины одного из водителей аварии, получить пострадавшей стороне компенсацию за полученный ущерб не удастся, так как будет отсутствовать основное условие для выплат.

Однако вы имеете право побороться в такой ситуации, поэтому не спешите отказываться от законных гражданских прав получить возмещение. Обращайтесь в суд с исковым заявлением и ходатайством о дополнительной судебной экспертизе, в ходе которой будет определен виновник ДТП. Суд назначит техническую экспертизу с учетом обстоятельств, которая включает целый спектр процедур:

  • Автодорожная экспертиза, призванная определить состояние дорожного полотна, способного привести к ДТП.
  • Трасологическая экспертиза для определения причины и виновника по следам на дороге и повреждениям автомобиля.
  • Автотовароведческая экспертиза, определяющая реальный размер и сумму нанесенного ущерба в результате ДТП.

Пострадавшие имеют право получить страховку или восстановить поврежденную машину бесплатно, если есть полис КАСКО, независимо от наличия/отсутствия виновной стороны. Главное, чтобы причина аварии попадала под страховые случаи, детально оговоренные в договоре.

Оказаться участником дорожно-транспортного происшествия может любой водитель. Большинство аварий решаются прямо на месте столкновения, когда стороны вызывают сотрудников ГИБДД, устанавливают виновного, получают все необходимые документы, а после обращаются в страховую, чтобы пострадавший смог получить свою выплату по страховке.

Однако в некоторых случаях разрешение обстоятельств дорожно-транспортного происшествия возможно только в суде.

Это могут быть ситуации, когда стороны не могут прийти к соглашению относительно обстоятельств случившегося, или прибывший на место автомобильной аварии сотрудник ГИБДД не может определить виновника столкновения, так как участники ДТП не соблюли меры, предусмотренные ПДД (передвинули транспорт, не зафиксировали последствия происшествия на камеру).

Установление вины в ДТП в судебном порядке – популярный способ определиться, по чьей вине произошла авария. К сожалению, зачастую установить этот фактор иными способами не представляется возможным.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]