О представлении информации или о предоставлении информации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О представлении информации или о предоставлении информации». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Глагол «пред­ста­вить» мно­го­знач­ный. В зави­си­мо­сти от цели выска­зы­ва­ния, от кон­тек­ста рас­смат­ри­ва­е­мое сло­во име­ет сле­ду­ю­щие значения:

  • предъ­явить, подать что-либо куда-либо, вру­чить с целью ознакомления;
  • при­во­дить дово­ды, изла­гать, сообщать;
  • хода­тай­ство­вать о награж­де­нии или о повы­ше­нии по службе;
  • зна­ко­мить кого-то с кем-то, вво­дить в опре­де­лен­ный круг людей;
  • быть пред­ста­ви­те­лем, заме­щать кого-то, дей­ство­вать по чьему-то поручению;
  • мыс­лен­но вос­про­из­во­дить обра­зы, кар­ти­ны; воображать;
  • пони­мать, осознавать;
  • пока­зы­вать, изоб­ра­жать в речи, в худо­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии, картине;
  • вос­про­из­во­дить на сцене что-либо, созда­вать сце­ни­че­ский образ.

Исходя из мно­го­пла­но­во­сти зна­че­ния гла­го­ла «пред­ста­вить» (видо­вая пара «пред­став­лять»), обо­зна­чим круг соче­та­е­мо­сти с дру­ги­ми словами.

«Представить» или «предоставить» (информацию, документы, отчет, сведения)?

  • пред­ста­вить документы;
  • пред­ста­вить справку;
  • пред­ста­вить отчет;
  • пред­ста­вить заключение;
  • пред­ста­вить доклад;
  • пред­ста­вить схему;
  • пред­ста­вить чертеж;
  • пред­ста­вить гостя;
  • пред­ста­вить родственника;
  • пред­ста­вить свидетеля;
  • пред­ста­вить оппонента;
  • пред­ста­вить кандидата;
  • пред­ста­вить фир­му, пар­тию в парламенте;
  • пред­ста­вить к награ­де, к пре­мии, к новой должности;
  • пред­ста­вить картину;
  • пред­ста­вить сце­ну из спектакля,
  • пред­ста­вить Ивана Грозного на сцене.

Этот одно­ко­рен­ной гла­гол обла­да­ет сле­ду­ю­щим лек­си­че­ским значением:

  • отдать в чье-либо рас­по­ря­же­ние, пользование;
  • дать воз­мож­ность чем-либо распорядиться.

Как видим, его лек­си­че­ское зна­че­ние более узкое, чем у одно­ко­рен­но­го паронима.

  • предо­ста­вить сведения;
  • предо­ста­вить информацию;
  • предо­ста­вить факты;
  • предо­ста­вить отпуск;
  • предо­ста­вить кредит;
  • предо­ста­вить помещение;
  • предо­ста­вить жильё;
  • предо­ста­вить поли­ти­че­ское убежище;
  • предо­ста­вить место;
  • предо­ста­вить выбор;
  • предо­ста­вить покровительство;
  • предо­ста­вить свободу

Представить или Предоставить отчет? — правильный вариант

Этот одно­ко­рен­ной гла­гол обла­да­ет сле­ду­ю­щим лек­си­че­ским значением:

  • отдать в чье-либо рас­по­ря­же­ние, пользование;
  • дать воз­мож­ность чем-либо распорядиться.

Как видим, его лек­си­че­ское зна­че­ние более узкое, чем у одно­ко­рен­но­го паронима.

  • предо­ста­вить сведения;
  • предо­ста­вить информацию;
  • предо­ста­вить факты;
  • предо­ста­вить отпуск;
  • предо­ста­вить кредит;
  • предо­ста­вить помещение;
  • предо­ста­вить жильё;
  • предо­ста­вить поли­ти­че­ское убежище;
  • предо­ста­вить место;
  • предо­ста­вить выбор;
  • предо­ста­вить покровительство;
  • предо­ста­вить свободу.

Различие слов представить и предоставить выступает особенно отчётливо в однотипных конструкциях. К примеру, при написании книги вам потребовались архивные материалы. Вы обращаетесь в архив. Вам обязаны предоставить их — то есть дать возможность работать с ними. А вот представить архивные материалы — значит предъявить документы, подтверждающие или опровергающие что-либо.

Из сказанного очевиден и ответ на заданный вопрос. Предоставить информацию означает передать, дать возможность распоряжаться.

  • Например: Мы готовы предоставить интересующую Вас информацию (из делового письма).

Представить информацию — значит предъявить, показать, продемонстрировать.

Вот пример (из делового письма): Представляем на рассмотрение и утверждение проект торгового комплекса.

Таким образом, информацию и предоставляют, и представляют. Выбор паронима определяется смыслом.

Так, в зна­че­нии «предъ­явить, вру­чить для озна­ком­ле­ния, подать на рас­смот­ре­ние, на под­пись началь­ни­ку отде­ла, дирек­то­ру и т.п.» исполь­зу­ем словосочетания:

  • пред­ста­вить доку­мен­ты, отчет, справ­ку, заяв­ле­ние и пр.

А в зна­че­нии «отдать в рас­по­ря­же­ние», то есть поде­лить­ся сво­и­ми зна­ни­я­ми, фак­та­ми, пра­виль­но скажем:

  • предо­ста­вить инфор­ма­цию, све­де­ния, факты.

Поэтому всегда устанавливайте контекст, чтобы правильно употребить то или иное слово или словосочетание.

Письма-запросы предназначены для получения дополнительной информации и документации, необходимых в жизненных и деловых ситуациях. Они адресуются:

  • законодательным и исполнительным органам государственной власти, их территориальным подразделениям;
  • деловым партнерам;
  • контрагентам;
  • головному предприятию и нижестоящей организации;
  • дочерней фирме;
  • обособленному подразделению;
  • органам корпоративного управления;
  • поставщикам товаров, работ и услуг населению.

Письмо-запрос — документ, имеющий юридическую силу, поэтому оно:

  • должно иметь все необходимые реквизиты;
  • составляется в соответствии с государственным регламентом, если адресован госорганам.

ВАЖНО! С помощью запроса на предоставление информации нельзя получить сведения, содержащие чужие персональные данные, государственную и коммерческую тайну.

Что запрашивают в госорганах Коммерческие и потребительские запросы
  • сведения из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ);
  • о дисквалифицированных по решению суда лицах;
  • сведения о владельцах объектов недвижимости, земельных участках и строениях;
  • сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.
  • набор документов для проверки благонадежности предполагаемого партнера;
  • об ассортименте и стоимости выпускаемой или поставляемой продукции, оказываемых услуг;
  • о технических характеристиках продукции, ее наличии, способах и сроках доставки товаров и продукции;
  • инструкции и паспорта изделий, правила эксплуатации;
  • сертификаты и лицензии.

Некоторые сведения не раскрываются. Например, при проверке контрагента вам предоставят не все запрашиваемые документы, но их можно заменить.

В соответствии с ГОСТ Р 7.0.97-2016 оптимальный алгоритм, как написать официальный запрос о предоставлении документов, выглядит следующим образом:

Шаг Что следует указать и написать
1 Укажите полное и краткое название компании в соответствии с тем, которое упоминается в уставных документах, или Ф. И. О. гражданина.
2 Коды и регистрационные номера компании по ОКПО, ОГРН, КПП, ее идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).
3

Справочная информация:

  • о предприятии: почтовый и электронный адреса, банковские реквизиты, номера контактных телефонов;
  • о гражданине: прописка, адрес проживания, номер телефона, электронный адрес.
4 Дата и место составления, исходящий регистрационный номер, присваиваемый в соответствии с действующей в компании номенклатурой дел.
5 Информация об адресате: наименование предприятия, должность, фамилия и инициалы руководителя, почтовый адрес с указанием почтового индекса.
6 Заголовок.
7 Основной текст обращения, перечень запрашиваемой информации и документов.
8 Подпись руководителя предприятия и ее расшифровка или подпись физлица.
9 Информация об исполнителе документа с указанием его контактного телефона.
10 Отметка об отправке, получении ответа и отправке дела на хранение.
11 Идентификатор электронного варианта документа, место его хранения.

Дополнительные рекомендации:

  • оформляйте на бланке организации;
  • используйте деловой язык и стиль;
  • в обосновании ссылайтесь на нормы закона, правовые акты, договоры, организационно-правовые документы;
  • укажите цель запроса или обоснуйте его (при необходимости);
  • используйте существующие образцы деловой переписки.

Обе лексемы являются переходными глаголами совершенного вида, отвечающими на вопрос что делать?

Глагол «представить» имеет следующие значения:

  • Предъявить, вручить что-то для того, чтобы с ним ознакомились.
  • Показать, продемонстрировать, ознакомится или познакомить с чем-либо.
  • Поднять ходатайство про награждение, или повышение по службе.
  • Составлять, представить собой.
  • Изобразить или воспроизвести образ.
  • Вообразить.

«Предоставить» имеет более узкий круг обозначений:

  • Дать возможность распоряжаться, обладать или пользоваться чем-то.
  • Наделить возможностью сделать что-то, дать право.

«Представить» можно заменить синонимами: доставить, изобразить, показать, продемонстрировать, вообразить, познакомить, отрекомендовать, нарисовать себе мысленно, ходатайствовать, воспроизвести, исполнить.

«Предоставить» можно заменить на: дать, выдать, даровать, позволить, отдать, вверить, вручить, обеспечить, дозволить, уступить, оказать, уделить, наделить.

Чтобы разобраться представлены или предоставлены как правильно писать и в каких случаях употреблять первую лексему, а в какой вторую, нам придется вернутся к истокам и разобраться что такое паронимы. По сути ними являются однокоренные глаголы, которые оба свободно могут употребляться в речи, а вот какую лексему, когда употреблять необходимо смотреть по их смыслу, ведь он меняется в зависимости от контекста сказанного.

Паронимами называют однокоренные слова из одной и той же части речи с незначительным различием – всего в одной букве, поэтому звучат и пишутся они очень похоже. Даже ударение и то в таких словах ставится на одну и ту же букву, что еще более затрудняет их верное написание. Однако не смотря на всю схожесть следует помнить, что слова эти не являются синонимами и имеют разное значение. Если в предложении вы используете один пароним вместо другого это будет считаться лексической ошибкой, ведь она может изменить весь смысл сказанного.

Отсюда можем сделать вывод, что информацию предоставлять или представлять как правильно писать нужно смотреть на контекст написанного в каждом конкретном случае. И не столь важно предоставьте как пишется, сколько в каком предложении оно употребляется.

Обе синтаксические единицы во всех своих формах пишутся исключительно слитно. Это значительно упрощает их правописание.

  • Ей пришлось представить на работе справку о прохождении врача, чтобы не получить выговор за опоздание.
  • Сильно волнуясь, он впервые поднялся на трибуну, чтобы представить почтенной публике свой доклад.
  • После всего, что он сделал на благо страны, его решили представить к наивысшей награде.
  • Станислав решил, что такая работа не представит ему затруднений и с радостью подписал контракт на вступление в должность.
  • Анна решила представить своего брата в выгодном свете, чтобы его приняли на работу в компанию, в которой она трудилась.
  • Перед сном она решила представить свой отдых на лазурном берегу – крики чаек над головой, белый мягкий песок и шум прибоя.
  • Независимые аудиторы потребовали предоставить им доступ ко всей документации, которая была им необходима для проверки.
  • Им пришлось предоставить суду все необходимые сведения.

В первую очередь следует помнить о том, что ответ должен писать именно тот сотрудник предприятия, на имя которого писалось первоначальное письмо. Исключения возможны только для тех случаев, если этот сотрудник по каким-либо причинам отсутствует (больничный, командировка. увольнение) – тогда ответ может написать тот, кто замещает отсутствующего на данный момент времени.

Язык и подача послания должны зеркально отражать письмо-запрос. Иными словами, в тексте желательно использовать ту же форму обращения, которую применил отправитель запроса, ту же лексику, терминологию, языковые обороты и последовательность изложения, конечно, при условии, что автор инициативного послания проявил себя как грамотный и корректный человек.

Нужно обязательно указывать ссылку на номер и дату входящего послания, но при этом нельзя повторять ошибки, допущенные автором запроса и нежелательно указывать на них в ответом письме (только если это не относится к конкретной деятельности фирмы).

Ответ на запрос может быть как положительным, так и отрицательным.

  • Положительный ответ должен быть максимально подробным,
  • а отрицательный – обоснованным и предельно корректным.

Кроме того, при отказе на запрос хорошим тоном будет сообщить его автору информацию о том, при каких обстоятельствах ответ может стать положительным.

В любом случае, ответное письмо должно быть составлено в максимально вежливой форме. Желательно избегать пустых отписок и даже при отсутствии необходимой информации писать ответ нужно сдержанно, вежливо и уважительно по отношению к автору запроса. Грубость, ровно как и заведомо ложные сведения совершенно недопустимы.

Ответ можно отправлять разными способами. Электронная почта или факс позволяют существенно сэкономить время. Но если письмо содержит особо ценную информацию или оригиналы документов и отправитель заинтересован в гарантированном получении послания, следует воспользоваться услугами Почты России, отправив ответ заказным письмом с уведомлением о вручении.

Практически все деловые письма требуют ответа, но из этого правила есть исключение.

Письмо-ответ не нуждается ни в каком ответе, поскольку оно изначально не содержит в себе никаких просьб, запросов и предложений. По сути дела, оно содержит лишь ту информацию, которая требовалась второй стороне.

При этом именно письмо-ответ может стать отправной точкой к заключению выгодного контракта или сделки, а также простым и доступным способом урегулирования каких-либо проблем и сложностей во взаимоотношениях между партнерами.

Суровая реальность: все, что хоть как-то связано с исчислением уплатой проверяемых инспекцией налогов может быть истребовано у кого угодно. Складывается стойкое впечатление, что скоро никого не удивит истребование, например, свидетельства о рождении главного бухгалтера, ведь именно главный бухгалтер отвечает за исчисление и уплату налогов в компании.

Обратной стороной медали выступает возможность злоупотребления должностными лицами налоговых органов своими полномочиями.

И именно из-за таких злоупотреблений, а вовсе не из-за желания налогоплательщика сокрыть компрометирующую его информацию, часто возникает нежелание отвечать на запросы налоговых органов. А иногда бывают и откровенные глупости.

Так, совсем недавно в Свердловской области и Челябинской областях налогоплательщикам приходили требования с просьбой представить «документы, подтверждающие выполнение работ непосредственно в космическом пространстве».

Пункт 12 статьи 89 НК РФ содержит лишь одно ограничение: они должны быть связаны с исчислением и уплатой налогов.

В Письме ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок», налоговая служба описывает то, какие документы и информация могут интересовать проверяющих, не намного подробнее:

«в ходе проведения налоговой проверки должностными лицами налогового органа проверяются, анализируются, сопоставляются и оцениваются документы и информация, имеющие значение для формирования выводов о правильности исчисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов и сборов, а также для принятия обоснованного решения по результатам проверки».

Какого-либо исчерпывающего перечня таких документов нет, соответственно, объем и состав запрашиваемых документов и информации фактически не ограничен.

Ответ на требование о представлении документов

Налоговый кодекс РФ содержит правило, согласно которому вне рамок налоговых проверок инспектор может запросить документы и информацию о конкретной сделке у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке, если у налоговых органов возникла обоснованная необходимость их получения.

Из данного правила следует, что налоговый орган должен указать сведения, позволяющие определить ту самую конкретную сделку, по которой запрашиваются документы, и налоговый орган должен обосновать необходимость их получения.

Сведениями, позволяющими конкретизировать сделку (сразу отметим, что это может быть сразу несколько сделок), могут быть реквизиты договора, счетов-фактур и так далее. И по такой конкретной сделке можно запрашивать любой объем документов, любую информацию.

То есть, вне рамок налоговых проверок налоговый орган не может запросить «все договоры за последние 3 года», но может запросить «счета-фактуры с 01.01.2016 по 31.12.2018, относящиеся к договору, например, № 1 от 01.01.2015».

Фактически, налоговый орган может запросить тот же объем документов, что и при проведении выездной налоговой проверки, не выходя на нее. Основной целью такого предпроверочного анализа является определение того, а стоит ли вообще выходить на проверку к данному налогоплательщику.

Что же касается обоснования необходимости истребования документов, то Налоговый кодекс РФ не разъясняет, в чем заключается эта «обоснованная необходимость», и обязан ли инспектор давать налогоплательщику какие-либо пояснения о мотивах истребования у него документов (информации) вне рамок налоговых проверок.

Если ранее суды чаще соглашались с налогоплательщиками о том, что налоговый орган должен четко и ясно изложить, в чем заключается такая необходимость, в противном случае «требование нарушает права и законные интересы лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагая на него обязанность по представлению документов, не предусмотренную п. 2 ст. 93.1 НК РФ». То в последние время стало больше решений, в которых суд считает, что «обоснованная необходимость получения документов (информации) подразумевает лишь, что они не могут истребоваться в неслужебных или иных целях, не связанных с осуществлением контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах», либо суд соглашается с инспекцией, что обосновать необходимость можно фразой «в связи с возникновением обоснованной необходимости», или другими словами, надо, потому что надо…

А то и вовсе разъясняется, что «налоговый орган не обязан сообщать контрагенту соответствующего лица, документы (информация) о сделках которого запрошена, причины, по которым он посчитал необходимым направить требование».

Считаем, что такое судебное толкование статьи 93.1 НК РФ расширительным, ведущим к тому, что инспектор наделяется правом запрашивать документы произвольно у кого угодно, в любом количестве, без проведения каких-либо мероприятий налогового контроля, без какой-либо необходимости, игнорируя нормы НК РФ о сроках проведения налоговой проверки.

Наиболее часто встречающиеся формальные нарушения, влекущие недействительность требования:

  • К требованию не приложено поручение;

  • Требование составлено неуполномоченным лицом, например, должностным лицом инспекции, в которой вы не состоите на учете;

  • Требование (поручение) составлено не по форме, предусмотренной Приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/[email protected] «Об утверждении форм документов, предусмотренных налоговыми органами при реализации своих полномочий…». Речь идет о ситуации, когда вместо требования налогоплательщику направляется «информационное письмо» или иной, не предусмотренный НК РФ запрос. Посредством таких запросов налоговые органы пытаются получить информацию за рамками сроков проверки или информацию, запрашивать которую формально не могут. Идти навстречу инспектору или нет в такой ситуации — сугубо право налогоплательщика.

  • Требование выставлено после окончания налоговой проверки.

  • Важно! Если требование выставлено во время проверки, но получено налогоплательщиком после ее окончания, такое требование признается законным.

  • Документы и информация представлялись в инспекцию ранее.

  • Запрошенные документы и информация не относятся к проверяемому периоду или к предмету проверки.

Данное основание для отказа таит сразу несколько подводных камней.

Во-первых, связь запрашиваемых документов с периодом проверки может иметь место, но быть очень неочевидной.

Например, договор может быть датирован прошлым периодом, но распространять свое действия и на следующие периоды. Или операция может быть совершена в более раннем периоде, но влиять на налогообложение следующего периода, за который и проводится проверка. В таких случаях требование будет законным.

Во-вторых, связь запрашиваемых документов (информации) с предметом проверки может быть косвенной, но достаточной для того, чтобы суд признал такой запрос правомерным. Суды в таких случаях нередко дают комментарий в своих решениях, что налогоплательщику не предоставлена возможность контролировать и разрешать вопрос об относимости к предмету проверки собираемых налоговым органом доказательств, так как решение о необходимости истребования тех или иных сведений для проведения налоговой проверки является исключительно прерогативой налоговых органов.

Тут надо быть внимательным и понимать, что документы (информация) должны быть очевидно и точно не связаны с предметом или с периодом проверки.

Сразу обращаем внимание, на основании какой нормы просят дать пояснения.

Если на основании 93.1 НК РФ, то актуально все то, что написано выше.

Если же на основании п. 3 ст. 88 НК РФ, то налоговый орган должен в требовании указать, какие выявлены проверкой ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, полученным им в ходе налогового контроля.

Если налоговый орган не указывает, какие ошибки либо противоречия выявлены, то ответ на него является вашим правом, но не обязанностью.

ВАЖНО! Даже в таком случае не следует игнорировать требование. Целесообразно указать в ответе, что при самостоятельной проверке налогоплательщиком поданной им декларации никаких ошибок, противоречий не выявлено, соответственно, обязанности давать какие-либо пояснения не возникает.

Имейте ввиду, что пояснения в любом случае придется дать, если:

  • в декларации по налогу на прибыль заявлена сумма убытка;

  • налогоплательщиком в декларации заявлены операции (имущество), по которым применены налоговые льготы;

  • в иных случаях, указанных в п. 8.1, 8.2, 8.5, 8.6, 8.8, 12 ст. 88 НК РФ.

Если в качестве основания для запроса документов или информации указывается подп. 3 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ, то давать письменные пояснения и документы налогоплательщик не обязан, однако явиться в налоговый орган и дать пояснения все равно придется. Поэтому при получении запроса информации и/или документов на основании уведомления о вызове в налоговый орган налогоплательщика, вопрос о предоставлении документов и письменных пояснений налогоплательщику следует решать, опираясь на то, насколько это удобно для него самого. В большинстве случаев письменные пояснения, составленные в спокойной обстановке, будут более взвешенными, аргументированными и контролируемыми, чем пояснения при разговоре с налоговым инспектором.

Вполне рабочим инструментом показывает себя жалоба в вышестоящий налоговый орган на неправомерные действия налогового инспектора.

Подобные жалобы значительно снизят количество заведомо не соответствующих закону требований.

Что касается недобросовестного поведения самих налогоплательщиков, когда инспектор ошибся в номере договора или написал наименование контрагента с маленькой буквы или цифрой в ИНН, не стоит хитрить и отвечать, что с таким контрагентом взаимоотношений не было. В итоге такой ответ может быть трактован не в вашу пользу. В случае спора инспекция обязательно обратит внимание суда на то, что документы запрашивали, а вы ответили, что со спорным контрагентом не работали. В момент спора вы уже можете и не вспомнить, почему отказывали в представлении документов по данному контрагенту.

Согласно действующему порядку, срок предоставления документов по требованию налоговой в 2020 году составляет:

  • Для компании, которая проходит проверку или предоставляет документы по конкретной гражданско-правовой сделке — 10 дней;
  • При передаче данных по контрагенту (если они есть) — 5 дней.

Важно не допустить нарушение сроков предоставления документов. Для этого нужно помнить, что первым днем, с которого начинается отчет, является следующий за получением требования. А именно:

  • Если запрос отправлен по почте — 6 день с момента отправки;
  • Если налоговая выставила требование в личном кабинете — следующий за днем размещения;
  • Если используется ТКС — день отправки подтверждения о получении запроса.

Энциклопедия решений. Требование акционера о предоставлении АО информации

Субъект предпринимательства, который не хочет иметь проблем с налоговой службой, имеет только три варианта действий в ответ на запрос налоговиков:

  • Предоставить документацию и пояснения в указанные сроки
  • Проинформировать ФНС о том, что запрошенная документация отсутствует;
  • Запросить продление сроков предоставления документов.

Стандартный срок, чтобы подготовить и отправить ответ в прокуратуру, — 5 рабочих дней. Если сведения запрашиваются в рамках проверки соблюдения законов — в течение двух дней. В исключительных случаях, если имеет место угроза жизни или здоровью, интересам государства или государственной собственности, — в течение суток.

Если организация не готова вовремя предоставить необходимую информацию, следует в течение срока предоставления ответить письмом с сообщением об этом. Важно аргументированно обосновать невозможность вовремя предоставить документы. Это позволит получить отсрочку.

Ответ готовят на фирменном бланке организации. Текст состоит из трех смысловых частей.

Вводная часть:

  • наименование адресата, куда направляется ответ;
  • наименование организации, подающей информацию, ее юридический и фактический адреса, контактные данные;
  • реквизиты обращения, полученного организацией: дата получения, исходящий номер прокуратуры и входящий номер организации;
  • кратко суть требования.

Содержательная часть:

  • изложение требуемой информации;
  • причины, по которым информация не предоставлена в срок, обозначенный в требовании, и когда организация ее предоставит;
  • отказ в предоставлении и его причины.

Заключительная часть:

  • перечень прилагаемых документов;
  • дата составления;
  • должность, Ф.И.О. подписывающего лица и сама подпись.

Перед отправкой ответ регистрируют и присваивают исходящий номер. Передать ответ в прокуратуру следует способом, позволяющим обеспечить скорейшую доставку адресату и подтверждение вручения.

Согласно части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить любому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Гарантией реализации права гражданина на ознакомление с указанными документами является установление уголовной ответственности за отказ в предоставлении гражданину информации.

Статьей 140 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность за неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан.

Преступлением является деяние (действие или бездействие), которое заключается в отказе в предоставлении гражданину информации; уклонении должностного лица от предоставления информации; предоставлении заведомо неполной информации; предоставлении заведомо ложной информации.

Для квалификации деяния как преступления отказ должен быть неправомерным, те есть не соответствовать предписаниям закона или иного нормативного акта. Отказ может быть выражен в различной форме (устно, письменно, а также путем бездействия), свидетельствующей об отсутствии какого-либо ответа на просьбу или заявление гражданина. Вопрос о неправомерности отказа следует рассматривать в совокупности с правомерностью требования о предоставлении информации. Если такое требование неправомерно, то нельзя ставить вопрос о неправомерности отказа в предоставлении информации.

Под предоставлением неполной информации понимается предложение для ознакомления части документов и материалов, части информации, содержащейся в них, либо составление письменного ответа на запрос, содержащего лишь часть сведений, которые требуются адресату.

Под предоставлением заведомо ложной информации понимается сообщение сведений, не соответствующих действительности, должностным лицом, знающим, что сообщаемые сведения являются ложными (например, ложная информация об очередности на жилую площадь).

Преступление является оконченным с момента наступления последствий в виде причинения вреда правам и законным интересам граждан. Поскольку последствия не конкретизированы в законе, ими могут быть, например, причинение материального ущерба, морального вреда либо причинение иного вреда правам и законным интересам человека.

К уголовной ответственности по данной статье могут быть привлечены только те должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, в компетенцию которых входит предоставление соответствующей информации.

За совершение указанного преступления предусмотрено назначение в виде штрафа в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет.

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

2) применении информационных технологий;

3) обеспечении защиты информации.

2. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 187-ФЗ)

Инструкция: готовим ответ на требование прокуратуры о предоставлении информации

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) информация — сведения (сообщения, данные), независимо от формы их представления;

2) информационные технологии — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;

3) информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;

4) информационно-телекоммуникационная сеть — технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;

5) обладатель информации — лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;

6) доступ к информации — возможность получения информации и ее использования;

7) конфиденциальность информации — обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;

8) предоставление информации — действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц;

9) распространение информации — действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;

10) электронное сообщение — информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;

11) документированная информация — зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель;

11.1) электронный документ — документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах; (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

12) оператор информационной системы — гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных;

13) сайт в сети «Интернет» — совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»; (в ред. Федеральных законов от 28.07.2012 N 139-ФЗ, от 07.06.2013 N 112-ФЗ)

14) страница сайта в сети «Интернет» (далее также — интернет-страница) — часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет»; (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 139-ФЗ)

15) доменное имя — обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети «Интернет» в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети «Интернет»; (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 139-ФЗ)

16) сетевой адрес — идентификатор в сети передачи данных, определяющий при оказании телематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи, входящие в информационную систему; (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 139-ФЗ)

Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:

1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;

5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

6) достоверность информации и своевременность ее предоставления;

7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

1. Законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других регулирующих отношения по использованию информации федеральных законов.

2. Правовое регулирование отношений, связанных с организацией и деятельностью средств массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

3. Порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации устанавливается законодательством об архивном деле в Российской Федерации.

1. Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

2. От имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования правомочия обладателя информации осуществляются соответственно государственными органами и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных соответствующими нормативными правовыми актами.

3. Обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе:

1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;

2) использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;

3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;

4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;

5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.

4. Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан:

1) соблюдать права и законные интересы иных лиц;

2) принимать меры по защите информации;

3) ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Коми

1. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

2.1. Порядок идентификации информационных ресурсов в целях принятия мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, требования к способам (методам) ограничения такого доступа, применяемым в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также требования к размещаемой информации об ограничении доступа к информационным ресурсам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 276-ФЗ)

3. Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

4. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

5. Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.

6. Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.

7. Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина (физического лица), предоставившего такую информацию о себе.

8. Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.

9. Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.

Паронимы — это однокоренные слова одной и той же части речи. Они отличаются незначительно, лишь одной буквой, а звучат и пишутся очень похоже. Усложняет понимание правописания и употребления то, что ударение ставится на одну и ту же букву. В результате слова являются максимально похожими, но в случае использования не того паронима возникает лексическая ошибка. Она может исказить весь смысл предложения и ввести в заблуждение.

Для исключения ошибки в первую очередь необходимо изучить значение каждого слова. Представить используется для передачи разного смысла:

  • требование показать или предъявить документы, бумаги, удостоверение в официальной речи;
  • познакомить кого-то с собравшимися или же с одним собеседником;
  • указать на достоинства человека;
  • мысленно вообразить;
  • рассказать о чем-то.

Чтобы употреблять правильно «представить» или «предоставить», следует обращать внимание на контекст в каждом конкретном случае. Важно понимать, что это не синонимы, и замена одного глагола на другой не допускается. Самым распространенным вариантом является представление документов. Например, представить паспорт для ознакомления или показать иные документы юристу или нотариусу (только лишь показать, а не передать для дальнейшей работы). Вторым популярным значением является рекомендовать. В частности, используется в словосочетаниях представить к награде, представить к ордену.

В творчестве допустимо использовать подобную форму в качестве образа. Можно представить мысленно любую ситуацию или человека, вообразить. А также можно представить выступление на суд зрителей или же сыграть ситуацию или личность.

В этих однокоренных паронимах люди чаще всего совершают ошибку. Базовые знания русского языка закладываются в школе, но для подростков это не самые часто употребляемые слова. Именно поэтому значение данных паронимов не закрепляется. В дальнейшем человек начинает общаться официальным языком и работать с документами, но заново повторять правила хотят лишь единицы. И совершенно напрасно, ведь быть грамотным человеком нужно в любом возрасте, для чего следует периодически вспоминать основы и изучать новые правила.

Фатальной ошибки при путании этих слов не происходит. По основному контексту собеседник все равно догадывается о смысле, но составляет представление о грамотности человека. Недопустимо совершать подобные оплошности в официальных документах, во время рабочей переписки или же в процессе общения с руководителями. В частности, при устройстве на любую должность для крупных компаний даже такая мелкая ошибка может сигнализировать о неграмотности. Именно поэтому предложение со словом представить следует употреблять лишь в правильном смысле, несмотря на то, что паронимы могут мало чем отличаться.

Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ

Приведем несколько примеров для закрепления правила:

Со словом представить:

  • Трудолюбивого работника представили к очередной награде.
  • Начальник попросил представить годовой отчет на совещании.
  • Именинник поспешил представить незнакомца гостям.
  • Ты даже не можешь представить, как это трудно!
  • Депутат должен представить партию на собрании.

Со словом предоставить:

  • Для составления годового отчета сотрудники должны предоставить актуальную информацию.
  • Новым студентам могут предоставить общежитие.
  • Вы должны предоставить мне свободу!
  • Администрация не желает предоставить помещение для репетиции.

Глагол «представить» имеет следующие значения:

  • Предъявить, вручить что-то для того, чтобы с ним ознакомились.
  • Показать, продемонстрировать, ознакомится или познакомить с чем-либо.
  • Поднять ходатайство про награждение, или повышение по службе.
  • Составлять, представить собой.
  • Изобразить или воспроизвести образ.
  • Вообразить.

«Предоставить» имеет более узкий круг обозначений:

  • Дать возможность распоряжаться, обладать или пользоваться чем-то.
  • Наделить возможностью сделать что-то, дать право.

Прежде чем употреблять одно из этих двух слов, надо выяснить, что они означают. Оба слова имеют множество значений. Я перечислю только те из них, которые чаще всего используются в корпоративной коммуникации.

Очевидные значения, в которых затруднений быть не должно, тоже не пишу: надеюсь, ни у кого не возникнет сложностей при выборе Представить или Предоставить в значении «познакомить с кем-либо» или при использовании выражения «предоставить самому себе».

  • Отдать в распоряжение, пользование, управление

Предоставить кредит

Предоставить льготы

Предоставить отпуск

Предоставить услуги

Предоставить право пользования

  • Поручить что-либо или дать возможность воспользоваться чем-либо

Предоставить слово

Предоставить возможность объяснить свои действия

Паронимы — это однокоренные слова одной и той же части речи. Они отличаются незначительно, лишь одной буквой, а звучат и пишутся очень похоже.

Усложняет понимание правописания и употребления то, что ударение ставится на одну и ту же букву. В результате слова являются максимально похожими, но в случае использования не того паронима возникает лексическая ошибка.

Она может исказить весь смысл предложения и ввести в заблуждение.

Для исключения ошибки в первую очередь необходимо изучить значение каждого слова. Представить используется для передачи разного смысла:

  • требование показать или предъявить документы, бумаги, удостоверение в официальной речи;
  • познакомить кого-то с собравшимися или же с одним собеседником;
  • указать на достоинства человека;
  • мысленно вообразить;
  • рассказать о чем-то.

В качестве доказательства использования этого паронима, его значение всегда можно определить как передачу в чье-либо владение. Это касается самых разных ситуаций, но в широком смысле слова правило остается неизменным.

Лучше сразу прикинуть его значение, чем позже делать исправления в документах. Антоним этого слова будет отнять или же запретить пользоваться.

Предоставить смело можно употреблять в нескольких вариантах:

Справки служебного характера применяются для представления руководителю организации по его указанию или коллегиальному органу. В таких случаях справка может быть оформлена на чистом листе бумаги, но с указанием тех же реквизитов.

Текст справки может состоять из нескольких разделов, пунктов. В него включают ссылку на период времени, к которому относятся включаемые в справку данные, а также ссылку на документы, послужившие основанием для составления справки.

В отличие от докладных записок текст справки содержит только перечисление каких-то фактов или изложение истории вопроса.

Несмотря на то что справка от работодателя оформляется в произвольной форме, она должна отражать ряд обязательных сведений:

  1. Исходящий регистрационный номер и дату документа.
  2. Полную информацию об организации-работодателе, включая наименование, юридический адрес и телефоны. Лучше, если справка будет напечатана на фирменном бланке предприятия или на ней будет проставлен угловой штамп.
  3. Полные кадровые данные на сотрудника. Не допускается сокращений в его ФИО, конкретном структурном подразделении и занимаемой им должности.
  4. Фамилию и инициалы лица, ответственного за составление документа, и его контактный телефон.
  5. Полные банковские реквизиты работодателя и ИНН, в случае если в документе отражаются финансовые данные. Также обязательно наличие подписи главного бухгалтера.
  6. Регистрационные данные документов, подтверждающих информацию, указанную в справке.
  7. Подпись руководителя и иного уполномоченного им лица и официальную печать предприятия.
  1. Органы власти на федеральном или региональном уровне при оформлении визы.
  2. Органы социальной защиты для установки каких-либо льгот или присвоения специальных гражданских статусов.
  3. ПФР для операций, связанных с корректировкой пенсионных отчислений или начислением пенсий.
  4. Судебные органы, при решении дел, касающихся кадровых характеристик работника.
  5. Правоохранительные органы по мере необходимости.

Различие слов представить и предоставить выступает особенно отчётливо в однотипных конструкциях. К примеру, при написании книги вам потребовались архивные материалы. Вы обращаетесь в архив. Вам обязаны предоставить их — то есть дать возможность работать с ними. А вот представить архивные материалы — значит предъявить документы, подтверждающие или опровергающие что-либо.

Из сказанного очевиден и ответ на заданный вопрос. Предоставить информацию означает передать, дать возможность распоряжаться.

  • Например: Мы готовы предоставить интересующую Вас информацию (из делового письма).

Представить информацию — значит предъявить, показать, продемонстрировать.

Вот пример (из делового письма): Представляем на рассмотрение и утверждение проект торгового комплекса.

Таким образом, информацию и предоставляют, и представляют. Выбор паронима определяется смыслом.

Так, в зна­че­нии «предъ­явить, вру­чить для озна­ком­ле­ния, подать на рас­смот­ре­ние, на под­пись началь­ни­ку отде­ла, дирек­то­ру и т.п.» исполь­зу­ем сло­во­со­че­та­ния:

  • пред­ста­вить доку­мен­ты, отчет, справ­ку, заяв­ле­ние и пр.

А в зна­че­нии «отдать в рас­по­ря­же­ние», то есть поде­лить­ся сво­и­ми зна­ни­я­ми, фак­та­ми, пра­виль­но ска­жем:

  • предо­ста­вить инфор­ма­цию, све­де­ния, фак­ты.

Поэтому всегда устанавливайте контекст, чтобы правильно употребить то или иное слово или словосочетание.

Данный глагол имеет следующие значения:

  • отдать другому человеку что-то: «предоставить машину в момент отпуска»;
  • дать какое-то право другому: «ему предоставили шанс выступить с докладом».

Этот глагол подразумевает следующее:

  • предъявить или показать что-то кому-то: «она представила отчет о выполненной работе» или «публике представили новый спектакль»;
  • выдвинуть либо предложить что-то кому-то: «представить к должности директора» либо «проектов было много, но он представил свой».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]