Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земельный участок многодетным семьям закон». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В некоторых регионах законом также предусмотрено обеспечение транспортной и инженерно-технологической (электричество, тепло-, газо-, водоснабжение) инфраструктуры.
Да, отдельных ограничений на продажу таких земельных участков не установлено. Однако следует учитывать, что при оформлении земельных участков в собственность многодетной семьи каждому члену семьи выделяются равные доли (включая детей), поэтому при продаже недвижимости принадлежащей детям необходимо получать предварительное разрешение органов опеки и попечительства.
Для того, чтобы получить бесплатно земельный участок, заявитель в первую очередь должен встать в очередь. Чтобы заявление приняли многодетная семья в Подмосковье должна соответствовать следующим критериям:
- все члены семьи должны быть гражданами России;
- родители должны быть в браке, проживать на территории МО не менее пяти лет. Это нужно подтвердить постоянной регистрацией. Также землю могут и одинокому родителю;
- трое или более детей должны быть младше 18 лет и также быть зарегистрированы и проживать в Подмосковье. Также учитывают усыновленные дети;
- члены многодетной семьи не должны иметь в Подмосковье земельный участок площадью шесть соток и более в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного. Также нельзя производить отчуждение и раздел принадлежащих им на праве собственности участков такой же площадью;
- члены многодетной семьи не должны являться собственниками жилых домов в Московской области.
Срок принятия решения о постановке заявителя в очередь занимают не много, а вот сроки предоставления бесплатных участков никак не регламентируются. Поэтому ожидание долгожданного участка может занять годы. При этом все это время многодетная семья должна соответствовать указанным выше критериям. В случае переезда в другой регион, изменения состава семья или покупке жилья и земельного участка площадью от 6 соток, они выбывают из данной программы. В регионе в очереди могут стоять несколько тысяч семей, а в год, к примеру, может выделяться несколько сотен участков, а то и меньше.
Органы местного самоуправления городских округов Московской области ежегодно не позднее первого февраля текущего года утверждают перечень земель для предоставления многодетным семьям. В перечне земель указываются местоположение участков, их площадь, кадастровые номера. Он публикуется на сайте местной администрации.
Федеральный закон от 14.06.2011 г. № 138-ФЗ
Согласно закону Московской области, многодетные семьи могут бесплатно получиться земельный участок площадью 10 соток — это минимальный размер. Максимальный размер — 15 соток. «В случае, если размер участка меньше минимального размера, и при этом предоставлено письменное согласие заявителя на получение такого земельного участка, то размер земельного участка считается предельным минимальным», — говорится в документе.
Семья не может выбрать самостоятельно ни участок, ни район, где он находится. Власти ежегодно формируют перечни свободной земли и предлагают, что есть. Списки участков для очередников из многодетных семей ежегодны выкладываются на официальном портале Подмосковья.
В соответствии с пунктом 7 комплекса мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих 3 и более детей, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 1119-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 27, ст. 3842; 2013, № 28, ст. 3839), приказываю:
Утвердить прилагаемые методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей.
Министр | И.Н. Слюняев |
1. Настоящие методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (далее — Методические рекомендации), разработаны в соответствии с пунктом 7 комплекса мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих 3 и более детей, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 1119-р.
2. Целью Методических рекомендаций является оказание методической помощи субъектам Российской Федерации в целях единообразного нормативного правового регулирования случаев и порядка бесплатного предоставления гражданам, имеющих трех и более детей, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков (далее — земельные участки), и практики предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления указанной категории граждан земельных участков, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
3. В Методических рекомендациях содержится круг вопросов, решение которых предусмотрено в рамках нормативного правового регулирования при установлении законами субъектов Российской Федерации случаев и порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, а также рекомендуемый порядок реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению граждан, имеющих трех и более детей, земельными участками.
4. Положения Методических рекомендаций носят рекомендательный характер и могут быть использованы органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований при разработке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, а также в практической деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при предоставлении гражданам, имеющих трех и более детей, земельных участков.
5. При установлении случаев и порядка бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется принимать во внимание, что в соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, Земельным кодексом Российской Федерации установлена форма нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, который регулирует указанные отношения. Издание субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов, устанавливающих случаи и порядок предоставления гражданам, имеющих трех и более детей, земельных участков, не в форме закона субъекта Российской Федерации будет противоречить указанным требованиям Земельного кодекса Российской Федерации.
6. В целях установления органами государственной власти субъектов Российской Федерации случаев и порядка бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков рекомендуется разработка и принятие специального закона субъекта Российской Федерации.
В случае разработки закона субъекта Российской Федерации о внесении изменений и дополнений в действующие законы субъектов Российской Федерации, регулирующие земельные отношения, рекомендуется решить все вопросы, предлагаемые к урегулированию в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями, путем дополнения законов субъектов Российской Федерации главами, разделами и т.д.
7. В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предметом правового регулирования закона субъекта Российской Федерации является установление случаев и порядка предоставления гражданам, имеющие трех и более детей, в собственность бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков.
Указанные положения Земельного кодекса Российской Федерации не содержат ограничений права выбора гражданами, имеющими трех и более детей, цели предоставления им земельных участков из предусмотренных земельным законодательством Российской Федерации.
Принимая во внимание, что установленная статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации льгота в форме бесплатного предоставления земельных участков направлена на социальную поддержку многодетных семей, законами субъектов Российской Федерации рекомендуется установить случаи и порядок предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для любых целей удовлетворения личных потребностей семей на земельном участке, не связанных с ведением предпринимательской деятельности: ведения гражданами садоводства, огородничества или дачного строительства, индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, с установлением особенностей для каждой из указанных целей.
8. В рамках установления случаев предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков рекомендуется определить основания, при наличии которых гражданам, имеющим трех и более детей, предоставляются в собственность бесплатно земельные участки.
В качестве общих оснований для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков рекомендуется установить следующие условия:
— граждане, являющиеся родителями в семье, имеющей трех или более детей, в том числе усыновленных (удочеренных), либо один из родителей в неполной семье, имеющей трех и более детей, в том числе усыновленных (удочеренных) (далее — граждане, имеющие трех и более детей), приняты на учет по месту жительства в целях получения земельного участка для садоводства, огородничества или дачного строительства, индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства;
— гражданам, имеющим трех и более детей, ранее бесплатно не предоставлялись земельные участки из государственной или муниципальной собственности;
— иные условия для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, например, такие как проживание граждан на территории субъекта Российской Федерации в течение определенного срока до подачи заявления о постановке на учет в целях предоставления земельного участка; отсутствие сделок по отчуждению гражданами земельных участков в течение определенного срока до подачи заявления о постановке на учет в целях предоставлении другого земельного участка; дата рождения в семье третьего ребенка, начиная с которой граждане принимаются на учет в целях предоставления земельного участка и т.д., могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации дифференцированно, исходя из сложившейся в субъектах Российской Федерации социально-экономической и демографической ситуации.
При установлении особенных условий предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в зависимости от избранной указанными гражданами цели предоставления земельных участков рекомендуется принять во внимание требования законодательства Российской Федерации, приведенные в разделах III-VI настоящих Методических рекомендаций.
9. Учет граждан, имеющих трех и более детей, в целях предоставления им земельных участков рекомендуется осуществлять в муниципальном образовании, на территории которого такие граждане зарегистрированы по месту жительства.
Как получить земельный участок многодетным семьям бесплатно
29. При установлении случаев и порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства рекомендуется принимать во внимание требования Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (далее — Федеральный закон № 112-ФЗ).
30. В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 112-ФЗ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях. Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.
Согласно статье 4 Федерального закона № 112-ФЗ для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
В связи с установленными особенностями использования гражданами приусадебных земельных участков и полевых земельных участков рекомендуется вести дифференцированный учет граждан, имеющих трех и более детей, в целях предоставления им приусадебных или полевых земельных участков на основании их волеизъявления.
31. При установлении в законе субъекта Российской Федерации размеров земельных участков, предоставляемых бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, а также условий, необходимых для принятия граждан, имеющих трех и более детей, на учет в целях предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, рекомендуется принимать во внимание требование пункта 5 статьи 4 Федерального закона № 112-ФЗ, в соответствии с которым максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз.
32. При установлении условий для принятия граждан, имеющих трех и более детей, на учет в целях предоставления приусадебного земельного участка рекомендуется учитывать требование пункта 2 статьи 4 Федерального закона № 112-ФЗ, в соответствии с которым приусадебный земельный участок используется в том числе для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Таким образом, предоставление гражданам, имеющим трех и более детей, приусадебных земельных участков направлено на создание условий для реализации указанными гражданами права на жилище.
В связи с чем может быть установлено условие, при котором граждане, имеющие трех и более детей, принимаются на учет в целях предоставления приусадебного земельного участка в случаях, если они приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.
Указанное условие рекомендуется устанавливать в субъектах Российской Федерации дифференцированно, с учетом складывающейся социально-экономической и демографической ситуации.
33. Принимая во внимание, что приусадебный земельный участок находится в границах населенного пункта, при установлении порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, приусадебных земельных участков рекомендуется установить требования по обеспечению указанных земельных участков объектами инфраструктуры, аналогичные требованиям, рекомендуемым настоящими Методическими рекомендациями при установлении порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
34. При установлении условий для принятия граждан, имеющих трех и более детей, на учет в целях предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства рекомендуется принимать во внимание, что такое предоставление направлено на создание условий для реализации указанными гражданами права на жилище.
В связи с этим может быть установлено условие, при котором граждане, имеющие трех и более детей, принимаются на учет в целях предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в случаях, если они приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке, установленном статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Указанное условие рекомендуется устанавливать в субъектах Российской Федерации дифференцированно, с учетом складывающейся социально-экономической и демографической ситуации.
35. При установлении порядка отбора земельных участков в целях их предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства рекомендуется принимать во внимание, что для целей жилищного строительства, в первую очередь, необходимо рассматривать земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, установленный вид разрешенного использования которых позволяет осуществлять индивидуальное жилищного строительство или которые могут быть использованы для такого строительства в соответствии с документами территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования, в том числе после изменения вида их разрешенного использования.
Земельные участки, расположенные в зонах перспективной застройки за границами населенных пунктов, могут рассматриваться в целях предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, для жилищного строительства с учетом сроков их предполагаемого включения в границы населенных пунктов.
36. В случае передачи органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществления полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, в целях предоставления для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, рекомендуется учитывать, что согласно части 1.1 статьи 14 Федерального закона № 161-ФЗ принятие органом государственной власти решений о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, допускается только после обеспечения указанных земельных участков объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки в границах земельных участков, осуществление полномочий по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъекта Российской Федерации. Принимая во внимание, что безвозмездная передача земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, для жилищного строительства является формой государственной поддержки таких семей, в закон субъекта Российской Федерации, регулирующий указанные правоотношения, рекомендуется включить норму, согласно которой предоставление земельных участков таким гражданам допускается только после обеспечения указанных земельных участков объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков, осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
37. Рекомендуется учитывать, что в соответствии с требованиями подпунктов 24 и 29 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 184-ФЗ) решение вопросов социальной поддержки многодетных семей, а также вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно требованиям пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в том числе в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации указанные расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Таким образом, обеспечение земельных участков, подлежащих предоставлению гражданам, имеющим трех и более детей, объектами инфраструктуры может осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке реализации указанных полномочий, установленных статьей 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ.
При этом рекомендуется принимать во внимание, что согласно пункту 3.1 статьи 26.11 Федерального закона № 184-ФЗ имущество, созданное в процессе реализации инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в порядке, утвержденном законодательством Российской Федерации, для использования в целях, установленных в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ).
38. Рекомендуется учитывать, что согласно пункту 4 части 1 статьи 14, пункту 4 части 1 статьи 15, пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, а также водоотведения относятся к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения у муниципальных образований возникают расходные обязательства.
Таким образом, обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, может быть выполнена соответствующим муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения.
При этом указанные мероприятия могут быть осуществлены муниципальным образованием в порядке реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с пунктом 23 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
39. При планировании расходов на строительство объектов инженерной инфраструктуры различных видов рекомендуется принимать во внимание, что строительство таких объектов следует осуществлять синхронизированно, с предоставлением гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства и с освоением таких земельных участков.
До предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по освоению земельного участка, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
40. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется принимать во внимание, что согласно требованиям части 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расх��дных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:
- Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш
SHIFT + ? - Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
- Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
- Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
- Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет
Как многодетной семье бесплатно получить земельный участок?
- Информационные материалы
- Социальные ролики
- Наглядные материалы
- Прокурор разъясняет
- Порядок обращения граждан
- График приема
- Интернет приемная
- Уведомления об экстремизме
- Статусы уведомлений
- Прямая линия для предпринимателей
Еще в 2011 году был подписан специальный закон №138 Медведевым, на основании которого каждая многодетная семья имеет право совершенно безвозмездно получить землю, которая может применяться для разных целей. Допускается даже возводить на таком участке частный дом, предназначенный для постоянного проживания семьи. Земля многодетным семьям назначается не только для полных семей, поскольку даже отцы и матери-одиночки, занимающиеся воспитанием более 2-х детей, имеют право на участок. При этом неважно, являются ли дети родными или усыновленными.
Однако данная поправка утратила силу в 2015 году, поэтому только на региональном уровне обеспечиваются и устанавливаются разные условия, на основании которых предоставляется земля многодетным семьям. Некоторые региональные власти применяют множество требований к таким семьям, причем только при их удовлетворении имеется возможность получить бесплатно участок. Наиболее частым требованием считается необходимость постановки на учет семей, которые нуждаются в жилой недвижимости.
Власти разных регионах устанавливают, где именно будут располагаться участки земли, передаваемые многодетным семьям, каков будет их размер, а также на каких условиях они передаются гражданам. Усредненным размером таких участков по всей стране является показатель в 8 соток. Максимально размер достигал 15 соток. Не во всех регионах предлагается возможность получить участок непосредственно в городе, поскольку в большинстве субъектов выделяется земля, находящаяся вне черты города.
Закон о предоставлении многодетным семьям земельного участка учитывает, что для получения данного участка должны соблюдаться следующие важнейшие условия:
- в семье должно быть больше двух детей, причем все они должны быть несовершеннолетними;
- официально все члены семьи обязаны проживать на территории конкретного региона, в котором планируется получать землю, причем непременно на протяжении последних пяти лет;
- у родителей в такой семье должен быть официально зарегистрирован брак, если занимаются воспитанием детей два человека;
- выдается земельный участок исключительно в том случае, если в собственности у семьи больше нет никакой земли.
Для получения участка, один из родителей должен обратиться в администрацию того региона, в котором проживает семья. Здесь пишется специальное заявление, к которому дополнительно надо приложить некоторые обязательные документы. они могут отличаться в различных городах, однако можно выделить определенные виды документов, которые являются обязательными для получения земли.
Земля многодетным семьям выдается только после написания соответствующего заявления и подготовки следующих документов:
- копии свидетельств о рождении всех людей в семье, которые являются несовершеннолетними;
- копия свидетельств а о браке, причем данный документ должен приноситься только в случае, если претендует на землю полная семья;
- выписка, полученная из домовой книги, в которой указывается, что все члены семьи проживают в одном месте;
- справка о составе семьи;
- справка, которая выдается опекой, в которой указывается, что один или оба родители не лишались родительских прав на детей;
- копии паспортов родителей;
- если в семье имеются не только рожденные, но и усыновленные малыши, то должны приносить копии соответствующих документов.
После передачи необходимой документации органам местного самоуправления, семья должна подождать, пока будет принято решение. Если не нарушатся какие-либо требования и правила, то оно обычно является положительным. Как правило, узнать о нем можно в течение 30 дней с момента передачи документации.
Если принимается положительное решение, то семье присваивается конкретный номер, в соответствии с которым и будет происходить распределение земли. Важно подождать очередь, после чего только можно будет получить участок. Время, которое придется ждать для этих целей, может быть разным, причем оно существенно отличается в разных регионах страны. Как правило, на это уходит не больше одного года.
На каких условиях многодетные семьи получают землю
Закон №138 ФЗ указывает, что земля может выдаваться многодетной семье на совершенно разные цели. Допускается построить здесь полноценную дачу или вовсе жилой частный дом. Можно заниматься на участке садоводством или разводить сельскохозяйственных животных. Наиболее часто земля используется для ведения подсобного хозяйства. Решение относительно использования земли должно приниматься многодетной семьей заранее, причем оно указывается в заявлении на получение участка, чтобы получить тот объект, который будет предназначен для тех или иных задач.
Многодетная семья может рассчитывать только на один участок, причем он будет находиться на территории региона, в котором она живет. Допускается сразу продавать участки или начинать на них процесс строительства. Можно отказаться от земли, если она не устроит по разным параметрам людей, после чего вновь подается заявление на получение другой территории.
Не всегда многодетная семья получает положительное решение относительно получения земельного участка. Отказы должны быть только объективными и обоснованными, причем наиболее часто они встречаются в следующих ситуациях:
- предоставление в заявке недостоверных или заведомо лживых данных, например, один из членов семьи имеет не российское, а иностранное гражданство, а этот факт непременно должен указываться в процессе подачи заявки на получение земли от государства;
- передача только части документов, а не всей требуемой документации;
- ранее семья уже получала земельный участок, поэтому не имеет право претендовать на еще одну землю.
Дополнительно могут иметься и другие причины для отказа, которые прописываются в местном законодательстве. Однако важным моментом для получения земли является предоставление точных и достоверных сведений о составе семьи и иных ее параметрах.
Сразу разберёмся, что такое многодетная семья. Согласно официальной формулировке, это семья, в которой кроме родителей есть 3-е детей, младшему из которых нет 16 либо 18 лет (в зависимости от места обучения).
Но некоторое время назад закон №138 ФЗ утратил свою силу. Теперь выдача земли многодетным семьям возлагается на плечи региональных органов власти, которые и распоряжаются территориальными ресурсами.
Они имеют право выдвигать дополнительные требования для многодетных семей, например, постановку на учёт как лиц, нуждающихся в жилье.
Стоит отметить, что пожелания семьи не учитываются при выборе участка: региональные органы сами определяют местность, размер земли и т.д.
Норм, которые касаются объёмов и размещения земли нет. Если ориентироваться на опыт других семей, то размеры участка обычно составляют от 6-ти до 15-ти соток.
Получение земли многодетным семьям в 2021 году
Для того, чтобы претендовать на владение земельным участком, желательно ознакомиться с перечнем требований в региональном органе управления, который отвечает за выдачу земли.
Чтобы претендовать на получение земли, необходимо обратиться в соответствующий муниципальный орган, который отвечает за выдачу.
При этом, следует приложить некоторые документы, которые подтверждают ваше право на такое благо, как земля многодетным семьям:
- Если семья полная, то необходимо свидетельство о браке;
- Заявка для семьи, которая желает осуществить постановку на очередь для получения земельного участка;
- При наличии несовершеннолетних детей необходимо принести копии их свидетельств о рождении;
- Регистрация по месту проживания, которое должно находиться в том же регионе, а который вы обращаетесь за получением земли;
- Справка о том, что родители не лишены и не лишались родительских прав;
- Документ, который подтвердит состав семьи;
- Если у вас есть усыновлённые дети, но необходимо принести справки о том, что усыновление было официальным, а также о том, что оно не было отменено;
- Копии паспорта родителей и взрослых детей.
Как правило, рассмотрение ваших документов не занимает больше, чем 30 дней, скорее, понадобится даже куда меньше времени.
А вот после того, как ваше прошение было одобрено, вашей семье присваивается определённый номер, который определяет порядок в очереди на получение земельного участка.
То есть, от него напрямую зависит то, насколько оперативно вы получите желанную землю.
Стоит отметить, что по законодательству РФ данная процедура не может затянуться более, чем на 1 год, какой бы долгой ни была очерёдность. В течение этого периода участок уже должен быть передан семье.
После того, как земельный участок поступает в ваше распоряжение, вы можете заниматься в нём любой деятельностью: от садоводства до сдачи его в аренду.
Семья может полноценно распоряжаться землёй, полученной от государства бесплатно. Участок можно, в том числе, и продать или же застроить.
Деньги от продажи не придётся возвращать или делить, они полностью перейдут в вашу собственность.
Правда, бывают случаи, когда люди остаются недовольны полученным участком, а потому хотят его поменять.
Как правило, это возможно, но вот только придётся повторить все бюрократические процедуры с самого начала, становится на учёт и ждать очереди.
Отметим, что возможность получения участка многодетной семьёй предусмотрена только в одноразовом режиме, то есть, даже если у вас 6 детей, то претендовать на 2 участка невозможно.
Стоит сказать, что сами условия, на которых выдаётся участок, могут быть весьма разными.
Сразу после подачи документов в государственный орган супруги задумываются о продолжительности рассмотрения заявки. Как долго власть изучает бумаги? Здесь все зависит от региона. Существует негласное правило, в соответствии с которым, уведомление о постановке на учет должно прийти в течение месяца.
Если документация была подана через портал «Госуслуг», то заявителю придет уведомление на электронную почту. Обычную бумагу вышлют родителю, который подавал справки непосредственно в государственный орган. В большинстве городов России письмо приходит уже через 3 дня. Это не касается Москвы и Петербурга – там ожидание значительно дольше.
После подачи документов семья встанет в очередь на получение субсидии. Государство отправит заявителям официальное письмо о присвоении порядкового номера.
Актуальным остается вопрос о том, как можно узнать очередь на земельный участок многодетной семье. Здесь все просто. Присвоенный номер нужно сверить со списком заявителей, представленным на онлайн-сайте местной администрации. В небольших городах с населением 100-500 тыс. граждан выдача земель происходит достаточно быстро: от пары недель до нескольких месяцев.
Ускорение хода очередности возможно при соблюдении некоторых условий. Во-первых, заявитель обязан иметь статус «нуждающегося в жилом помещении». В составе семейства должно быть не меньше 5 детей.
Также на сокращение срока ожидания влияет наличие ребенка-инвалида. Стоит заранее собрать все необходимые документы и подать прошение об ускорении хода очередности.
В гражданском праве есть три вида собственности: пользование, распоряжение и владение. Оформить полученный участок как свой на первых порах не получится. Государство дает территорию как бы в аренду.
Но даже она может быть ликвидирована, если земля будет пустовать. Сразу при оформлении участка семейство должно начать активное строительство. Достаточно лишь заложить фундамент в первые три месяца со дня получения субсидии, чтобы власти не отняли землю.
Некоторые супруги задумываются о получении субсидии и дальнейшей ее продаже. Идею реализовать будет крайне непросто. Для начала нужно условиться с договором. Если это безвозмездная аренда (самый распространенный случай), то придется оформить участок в собственность. Лишь после этого возможно полноценное распоряжение. Гораздо проще все с процедурой дарения и формированием долевого имущественного права – в этих случаях владение возникнет изначально.
Существует одна хитрость. В большинстве регионов земля оформляется в собственность сразу, если заявитель условился использовать территорию для занятия садоводством или фермерством. Государству не придется контролировать строительство дома, а потому изначально сформируются отношения владения. По завершении всех формальностей участок можно будет продать.
Еще один вариант – получение земельного капитала. Им часто пользуются власти тех регионов, где территориальный фонд небольшой. Заявитель приобретает сертификат на 300 тыс. рублей. Полученную сумму позволено использовать только для покупки участка, прочие траты будут под запретом.
Закон о предоставлении земельных участков многодетным семьям: 138 фз
Выплата средств вместо участка может быть предоставлена семье только при соблюдении нескольких условий:
- Наличие регистрации в том регионе, где выделяется земля;
- В семье воспитывается трое и более несовершеннолетних малышей;
- Родители, занимающиеся воспитанием детей, находятся в зарегистрированных отношениях;
- У семьи нет другой земли в собственности.
Размер выплаты при отказе родителей от получения земли зависит от нескольких факторов:
- Количество квадратов, которые требуются на каждого члена семьи, по нормам российского законодательства;
- Состав многодетной семьи;
- Средняя стоимость каждого квадратного метра в регионе.
Если региональные власти приняли решение о возможности замены меры господдержки в виде предоставления земли компенсацией, граждане должны подтвердить, что полученные средства будут использованы по их прямому назначению. При отсутствии подтверждения, родители могут лишиться своего права на возмещение.
Внимание! По нормам действующего законодательства, деньги могут быть использованы только для улучшения жилищных условий семьи.
Следовательно, целевое направление в использовании денежных средств подразумевается в выполнении одного из нижеперечисленных действий:
- Приобретение новой квартиры или загородного дома;
- Проведение ремонтных работ в уже имеющемся жилье;
- Строительство пристройки к готовому жилому дому;
- Погашение ипотеки, оформленной для приобретения жилого помещения;
- Оплата первоначального взноса по ипотечному кредиту, который был оформлен, чтобы приобрести квартиру или жилой дом.
Основные ошибки граждан
Можно выделить несколько ошибок, с которыми многодетные родители сталкиваются при попытке получить денежную компенсацию вместо участка земли:
- Мать, воспитывающая своих детей в одиночку, была лишена родительских прав, а потом восстановлена в них на всех троих детей. При попытке обратиться за компенсацией вместо земельного участка в госучреждение, гражданка столкнулась с отказом. Если родитель или сразу оба родителя были лишены своих родительских прав, то они не могут обратиться за получением участка земли или компенсационной выплаты, вне зависимости от того, обладают ли они такими правами на момент обращения;
- Многодетная семья отказалась от получения компенсации вместо земельного участка, так как двое детей были усыновлены. Семья, которая воспитывает троих и больше детей, может обратиться за денежной компенсацией вне зависимости от того, являются все дети родными для родителей или нет.
Нюансы процедуры
Денежная компенсация, равно как и земля, может быть предоставлена семье только единожды.
Например, если ранее один из супругов уже получал участок или компенсацию на таком же основании, но находясь в других отношениях, то рассчитывать на оформление еще одной компенсации не получится.
С 2015 года субъектам РФ разрешили выдавать многодетным семьям вместо земельных участков денежную компенсацию для самостоятельной покупки земли, строительства жилья или погашения ипотеки. Деньги на компенсацию выделяют из регионального бюджета, поэтому не все регионы пошли на этот шаг.
Первыми закон поддержали регионы не имеющие свободных земель — города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, где земельных участков для многодетных вообще нет. Далее к этому списку добавились еще регионы, таким образом в 2020 году деньги вместо земли можно получить в субъектах:
- Москва
- Московская область
- Санкт-Петербург
- Ленинградская область
- Калининградская область
- Амурская область
- Оренбургская область
- Новосибирская область
- Волгоградская область
- Тюменская область
- Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
- Мурманская область
- Свердловская область
- Пермский край
- Челябинская область
- Вологодская область
- Астраханская область
- Тульская область
- Нижегородская область
Предоставление участков многодетным семьям в 2020-2021 году
На сегодняшний день выделение бесплатного земельного надела доступно следующим категориям граждан:
- семьям, воспитывающим детей-инвалидов;
- семьям, воспитывающим не менее трех детей, ставшим на учет в качестве многодетных;
- жителям сельской местности, а также пенсионерам, прожившим в определенном месте не менее 5 лет;
- молодым гражданам (до 35 лет), работающим в сфере сельского хозяйства, культуры, образования или здравоохранения;
- семьям военнослужащих, погибших при боевых действиях;
- семьям, у которых на иждивении находятся ветераны ВОВ;
- военнослужащим, проходящим службу по контракту;
- жертвам репрессий;
- другим категориям граждан в зависимости от региона.
Несмотря на то, что в конце 2017 года Закон №161-ФЗ претерпевал незначительные изменения в тексте редакции, условия получения земельного участка остались нетронутыми.
Так, для выделения государством земли необходимо соответствовать следующим требованиям.
- Наличие троих детей. Максимальный возраст детей – 18 лет, за исключением случаев, когда ребенок учится в высшем учебном заведении и официально является иждивенцем. При такой ситуации «расчетный» возраст ребенка повышается до 23 лет.
- Брак между родителями официальный и зарегистрирован в органах ЗАГС.
- Семья имеет постоянную прописку в регионе, где планируется получение участка и где лица стоят на очереди, на протяжении не менее 5 лет.
- Все члены семьи являются полноправными гражданами РФ;
- В собственности членов семьи нет иного земельного участка.
Также по решению местных органов в соответствии с законом участок может быть выделен одиноким матерям и отцам, воспитывающим ребенка.
В предоставлении надела может быть отказано в следующих случаях:
- родители лишены прав в отношении детей;
- кто-либо из членов семьи не проживает с семьей, а содержится в государственном учреждении (интернат, детский дом и т. д.);
- передача в государственный орган недостоверной информации для решения вопроса о выделении земли;
- смена гражданства членами семьи.
Для того чтобы государство «заметило» многодетную семьи и приняло во внимание наличие как минимум троих детей для выдачи земельного участка на бескорыстной основе, следует пройти определенную процедуру, позволяющую в будущем получить заветные сотки.
- Официально закрепить за своей семьей статус многодетной (встать на учет в органах социальной защиты населения по месту проживания). Для этого подается заявление, к которому прилагается необходимый пакет документов. После поступления заявление рассматривается, позже заявитель уведомляется о принятом решении. Если решение положительное, то на руки выдается свидетельство о статусе многодетной семьи.
- Подать заявление о необходимости получения участка с соответствующим пакетом документов. В заявлении в обязательном порядке отражается целевое назначение просимого участка. В дальнейшем сотрудник местного органа проверяет документы, предоставляет их на рассмотрение жилищной комиссии. Если все хорошо, то семья ставится на очередь. На принятие решения у комиссии имеется один месяц.
Если семья по каким-то причинам отказалась от того участка, который ей был выделен, то необходимо заново пройти процедуру постановки на учет, т. е. подать заявление на выделение нового участка, независимо от того, какие проблемы послужили причиной такого отказа.
Не стоит забывать о том, что после получения участка на семью ложится ряд обязанностей – например, по своевременному и целевому освоению земли. Так, первым делом следует создать топографическую схему местности и предоставить ее на утверждение в местное управление архитектуры. На согласовании указанная схема может находиться до 2 месяцев. После этого необходимо заняться межеванием участка. Это также влечет за собой дополнительные расходы. Перед строительством дома обязательно следует получить паспорт объекта и зарегистрировать землю в Российском реестре.
Так как каждый регион вправе самостоятельно корректировать условия для предоставления земли (например, постановка на учет нуждающихся и т. д.), то и перечень необходимых документов может несколько отличаться.
К числу обязательных бумаг относятся:
- заявление установленной формы о выделении участка;
- паспорт заявителя, а также его копия (в некоторых регионах дополнительно необходимо предоставлять паспорта или иные документы, удостоверяющие личность, на всех членов семьи, претендующей на получение участка);
- документы, а также их копии, подтверждающие факт родства (свидетельство о заключении брака, свидетельства о рождении, усыновлении и т. д.);
- справка с места жительства, подтверждающая факт совместного проживания членов семьи, а также состав семьи.
В некоторых регионах дополнительно нужно брать справку о том, что лицо состоит в очереди нуждающихся в улучшении условий проживания, т. е. ему необходимо расширение жилплощади в связи с нехваткой метража на человека либо по иной причине.
Земля для многодетной семьи: как получить бесплатный земельный участок
После постановки семьи на очередь льготников следует узнать, к какой из имеющихся очередей вас отнесли. Так, есть две группы многодетных семей:
- претендующие на надел в первую очередь;
- получающие участок на общих основаниях.
В некоторых регионах действуют особые правила очередности – есть категории граждан, которые могут получить землю вне очереди:
- находящиеся в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- имеющие на иждивении не менее 5 детей;
- воспитывающие ребенка-инвалида (либо в семье один из родителей имеет инвалидность).
Положено ли вашей семье внеочередное получение участка земли, можно узнать в местной администрации.
Как только прошло 30 дней с момента подачи заявления в администрацию, семья вносится в очередь под определенным порядковым номером либо же получает отказ в получении участка. С течением времени очередь двигается, следовательно, порядковый номер, принадлежащий конкретной семье, должен стремиться к убыли.
Рекомендуется периодически отслеживать свое местоположение в очереди. Делать это можно одним из следующих способов.
- Непосредственное обращение в администрацию, в отдел, ведающий земельными вопросами.
- Обращение в МФЦ, где по предъявлению паспорта вас быстро найдут в имеющемся списке претендентов на участок.
- Отслеживание очередности через интернет: на официальных сайтах местных администраций списки выкладываются в свободном доступе.
Закон о предоставлении земельных участков многодетным семьям 183-ФЗ был принят 14 июня 2011 года. Он дополняет статью 16 другого нормативно-правового акта под названием «О содействии развитию жилищного строительства». Он содержит данные о предоставлении жилищных льгот малоимущим и многодетным семействам. Положения включают в себя сведения:
- о размере предоставляемых территорий;
- о порядке получения места в очереди;
- о процедуре получения и оформления земельных наделов;
- о причинах отказа постановки в очередности.
Все представленные правила могут дополняться региональным законодательством. В 2011 году был разработан законопроект, согласно которому семьи с родившимся третьим ребенком вправе претендовать на землепользование, а позже и на оформление участка в собственность. Основные нормы установлены центральной властью, а порядок распределения территорий и их величина формируются местными регламентами.
Сразу после подачи документов в государственный орган супруги задумываются о продолжительности рассмотрения заявки. Как долго власть изучает бумаги? Здесь все зависит от региона. Существует негласное правило, в соответствии с которым, уведомление о постановке на учет должно прийти в течение месяца.
Если документация была подана через портал «Госуслуг», то заявителю придет уведомление на электронную почту. Обычную бумагу вышлют родителю, который подавал справки непосредственно в государственный орган. В большинстве городов России письмо приходит уже через 3 дня. Это не касается Москвы и Петербурга – там ожидание значительно дольше.
ФЗ №138 является бессрочным нормативным актом, а потому заморозка программы в ближайшее время не планируется. Многодетные граждане, попавшие под условия действия субсидии, имеют возможность на получение участков в любую дату.
Проблемы, однако, имеются, причем существенные. В немалой части российских регионов программа действует недостаточно эффективно. Некоторые субъекты и вовсе не располагают свободным запасом земли. Путем судебных споров отдельные получатели субсидии пытаются выбить денежную компенсацию за недостающие клочки территории.
В гражданском праве есть три вида собственности: пользование, распоряжение и владение. Оформить полученный участок как свой на первых порах не получится. Государство дает территорию как бы в аренду.
Но даже она может быть ликвидирована, если земля будет пустовать. Сразу при оформлении участка семейство должно начать активное строительство. Достаточно лишь заложить фундамент в первые три месяца со дня получения субсидии, чтобы власти не отняли землю.