Безработица в регионах России 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Безработица в регионах России 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Самый низкий показатель безработицы в феврале-апреле 2021 года был в Ямало-Ненецком автономном округе — 2,4%. Далее в рейтинге Санкт-Петербург и Чукотка (2,5% каждый), Татарстан (2,8%) и Москва (3%).

При этом в пиковый период пандемии наиболее низкий уровень безработицы также зафиксировали в ЯНАО — 2,5%. Следом за этим регионом располагались Москва (2,7%), ХМАО — Югра (3,2%), Санкт-Петербург (3,6%) и Камчатский край (3,6%).

По данным Минтруда, показатель безработицы зависит от структуры экономики региона и различных социально-демографических факторов.

Эксперты «Известий» говорят, что показатель безработицы в республиках Северного Кавказа связан с высоким уровнем рождаемости, что приводит к недостатку качественных рабочих мест и большому уровню нелегальной занятости.

Самая низкая безработица фиксируется в наиболее развитых регионах страны, в этих субъектах наблюдается хорошая ситуация с рынком труда.

Год Незанятость
1992 5.9%
1993 5.9%
1994 8.1%
1995 9.5%
1996 9.7%
1997 11.8%
1998 13.3%
1999 12.9%
2000 10.6%
2001 9.0%
2002 7.9%
2003 8.2%
2004 7.8%
2005 7.1%
2006 7.1%
2007 6.0%
2008 6.3%
2009 8.4%
2010 7.3%
2011 6.5%
2012 5.5%
2013 5.5%
2014 5.2%
2015 5.6%
2016 5.5%
2017 5.5%
2018 4.9%
2019 4.9%
2020 5.9%
Государство Процент безработных
Киргизия 3%
Словакия 7,6%
Эстония 7,4%
Украина 9.5%
Таджикистан 2.1%
Молдова 3.4%
Белорусская Республика 0.2%
Россия 5,9%
Азербайджан 4,8%

Какие регионы России — лидеры по безработице в 2021 году?

Специалисты выделяют несколько причин безработицы в России:

  • Первая причина заключается в технологическом прогрессе. Сегодня многие процессы на предприятиях и заводах выполняет современное оборудование. Если сравнить технологический уровень сегодня и 20–30 лет назад, то можно сделать вывод, что применение новых технологий значительно сокращает потребность в рабочей силе.
  • Экономический фактор. Во время экономического кризиса работники подпадают под сокращение из-за нежелания или невозможности оплаты их труда со стороны руководства, поэтому происходят массовые увольнения трудовых ресурсов.
  • Рост численности трудоспособного населения.
  • Низкая оплата труда.

Виды безработицы:

  1. Фрикционная. Данный тип незанятости характеризуется затратами времени на поиск нового рабочего места.
  2. Структурная. Эта форма безработицы характеризуется технологическими изменениями в производстве. Иными словами, человек, уволившись из другой отрасли, не может трудоустроиться в другую сферу.
  3. Циклическая – возникает вследствие экономического кризиса.
  4. Сезонная связана с тем, что многие предприятия в случае отсутствия потребности в рабочей силе просто увольняют сотрудников, а не отправляют их в отпуск или снижают заработные выплаты.

Отдельно от всех форм существует скрытая безработица в России. Данный тип незанятости возникает в том случае, когда человек официально не трудоустроен, но при этом сохраняет трудовые отношения с работодателей и регулярно получает зарплату за свой труд.

В Чечне на протяжении многих лет разрушалась экономика. Это напрямую отразилось на безработице. В 2006 году уровень безработице в этой республике составлял 67.77 %. Это один из наиболее высоких показателей в РФ.

Сегодня же уровень безработицы в республике Чечня равен 7,2%. Уменьшение безработицы было постепенным и процент нетрудоустроенных граждан с каждым годом снижался благодаря реализации инвестиционных и коммерческих проектов.

Основная ставка Чечни в области трудоустройства была сделана на создание ОЭЗ туристско-рекреационного типа, которые предоставляли рабочие места своим гражданам.

В Магаданской области один из самых низких показателей безработице по всей Российской Федерации – всего 5,8%. В это области представлено свыше 2 500 вакансий на 1 500 граждан региона.

Сегодня Магаданская область нуждается в рабочей силе, но при этом для стабилизации ситуации по трудоустройству власти приняли решение сократить квоту на иностранную рабочую силу в 2 раза.

То есть, в России, где без работы сейчас в общей сложности «сидят» около 5 миллионов человек, нет ни каменщиков, ни сварщиков, ни прочих ценных кадров? Возможно, что и есть. Но за те деньги, которые им предлагают, например, застройщики, работать они не рвутся, поясняют в ФНПР.

«Дефицит кадров в строительной отрасли формально действительно связан с сокращением численности трудовых мигрантов. Однако эта отрасль — одна из самых непрозрачных с точки зрения регулирования рынка труда (и не только). Длительная ориентация на дешевую, неквалифицированную, зачастую полулегальную рабочую силу, привела к тому, что отрасль не готова к изменению ситуации на рынке труда», — говорит Олег Соколов. По его словам, заявления работодателей о повышении зарплат статистикой не подтверждаются. Даже в условиях серьезного дефицита работников их вознаграждение в строительном секторе растет гораздо медленнее, чем в целом по рынку. Строители не спешат «прогибаться» под требования соотечественников, предпочитая «прогнуть» ситуацию под себя.

«Лоббистские возможности «отраслевиков» используются для протаскивания эксклюзивных решений по возобновлению миграции рабочей силы. Так, в Общенациональном плане действий… содержится норма о проработке вопроса о применении механизма привлечения самозанятых (а это практически обнуление налогов и страховых взносов, и отсутствие ответственности за охрану труда!) для строительной отрасли для граждан стран СНГ и ЕАЭС с использованием цифровых платформ», — говорит секретарь ФНПР.

Но если вдруг предположить, что все работодатели, которые сейчас тоскуют без таких «удобных» мигрантов, воскликнут: «Бинго! Надо просто предложить больше денег!», — проблема решится? Россияне хлынут на имеющиеся вакансии, таким образом исполнив чаяния властей? Ведь президент поставил конкретную цель — к концу 2021 года вернуть показатели по рынку труда на уровень конца 2019. И по оценке Минтруда для этого надо трудоустроить порядка миллиона граждан. А тут чуть ли не 10 миллионов мигрантов покинули страну, освободив места. И не факт, что все вернутся — по словам Равиля Асмятуллина, девальвация рубля (порядка 20% за прошлый год) постепенно делает заработки в России менее привлекательными — реальные доходы сократились. Так что часть граждан соседних республик, возможно, после снятия ограничений отправится искать лучшей жизни в других краях.

Но не тут-то было. Оказывается, наших соотечественников, прежде чем трудоустроить, еще надо учить и учить. По данным того же Минтруда, 60,5% от общего числа граждан, зарегистрированных в центрах занятости не имеют профессионального образования. А работодателям-то нужны сотрудники, имеющие не всегда особо сложные, но все-таки навыки.

«Россияне частично могут занять рабочие места трудовых мигрантов, однако для повышения качества жизни населения нужно не только трудоустраивать граждан, но и повышать их уровень образования, так как в группе риска по потере работы находятся люди без профессионального образования, поэтому было введено субсидирование занятости и обучение соискателей, которые получают востребованные профессии, в том числе и в сфере строительства», — рассуждает Павел Сигал.

Это подтверждает и Олег Соколов, отмечающий, что для решения проблемы нужны бесплатные программы профессионального образования, а помимо достойных зарплат нужно еще обеспечить и соответствующие условия труда.

Кроме того, в ФНПР полагают, что одним из вариантов решения проблемы дефицита кадров с помощью россиян может стать повышение их мобильности. «В частности, возможен механизм организации работы вахтовым методом из трудоизбыточных территорий (по опыту работы нефтегазовых компаний в районах Крайнего Севера)», — поясняет Соколов.

А почему бы и нет? Если в одном регионе умельцы «простаивают», а в другом они ох как нужны, вполне логично предложить людям съездить поработать в другой регион. Но в России это не особо развито. Если исключить тех, кто катается на заработки в столицы и другие миллионники, то, по большей части перемещения происходят максимум в пределах самих регионов. Слишком уж много неизвестных слагаемых в этих уравнениях — люди элементарно не доверяют предложениям, сулящим «достойную зарплату, выплаты каждую неделю, питание и проживание за счет принимающей стороны». Всем нужны гарантии. Нужны конкретные госпрограммы повышения внутрирегиональной мобильности с соответствующим финансированием, считают в ФНПР.

Опять же, кадры будут приглашать обладающие определенными навыками. Даже там, где работодателям требуется исключительно низкоквалифицированная рабочая сила, тратить лишнее время и деньги на обучение никто не захочет.

Собственно, доступность профобучения должна стать одним из краеугольных камней системы, отмечает Олег Соколов. В Федерации независимых профсоюзов России считают, что граждане должны иметь возможность получить бесплатное профессиональное образование (переквалификацию, повышение квалификации), да и второе высшее, если нужно, на протяжении всей жизни.

Мобильность на рынке труда — один из главных трендов последних лет на том же Западе. Аналитики подчеркивают, что мир стремительно меняется, цифровизация упраздняет одни профессии и выдвигает на передний план другие. Запросы людей тоже трансформируются. Тот же рынок услуг диктует свои правила. Например, не секрет, что население большинства стран упорно стареет. И все больше становятся востребованы те же специалисты по уходу за пожилыми людьми. Таких новых «окон возможностей» открывается множество. И надо быть готовыми перемещаться между ними.

Сейчас в России бесплатно помогают с обучением людям предпенсионного возраста. Кроме того, решение проблем переобучения вроде бы заложено в нацпроект «Демография». По информации Минтруда, этой возможностью смогут воспользоваться около 115 тысяч россиян. Плюс — разработаны дополнительные мероприятия, предполагающие, что обучать граждан будут по уже открытым перспективным вакансиям. Но это еще плюс 54 тысячи человек.

Начало, мягко говоря, не прорывное. Напомню, трудоустроить до конца года планируют миллион человек. Из них около 600 тысяч надо обучать. Остается надеяться, что хоть в России и медленно запрягают, после раскачки процесс пойдет активнее. В противном случае, приток рабочей силы извне окажется единственным рабочим же вариантом. А с ним и отток заработанных средств через границы. Только вот экономику таким образом не то, что выводить на новый уровень, но и восстанавливать-то будет непросто.

21681

14483

12187

14333

Фото 6856

Фото Видео 4925

Рабочая сила в возрасте
15 лет и старше

75034

75039

75015

75126

74519

607

4206

4244

4057

3898

4286

-388

В процентах

Уровень участия в
рабочей силе
(рабочая
сила к численности
населения в возрасте
15 лет и старше)

62,1

62,1

62,1

62,2

61,7

0,5

Уровень занятости
(занятые к численности
населения в возрасте
15 лет и старше)

58,6

58,6

58,7

59,0

58,1

0,9

Уровень безработицы
(безработные к численности рабочей силы)

5,6

5,7

5,4

5,2

5,8

-0,6

Среди безработных в возрасте 15 лет и старше доля женщин в апреле 2021 г. составила 48,4%, городских жителей – 67,2%, молодежи от 15 до 25 лет – 17,4%, лиц, не имеющих опыта трудовой деятельности – 22,7%.

Уровень безработицы среди сельских жителей (7,5%) превышает уровень безработицы среди городских жителей (4,5%). Уровень безработицы у мужчин и женщин совпадает (5,2%).

Численность и состав рабочей силы в субъектах Российской Федерации

в возрасте 15 лет и старше

(по данным выборочных обследований рабочей силы
в среднем за февраль-апрель 2021 г.)

Численность
рабочей
силы,
тыс. человек

В том числе

Уровень, в %

занятые

безра-
ботные

участия в рабочей силе

заня-
тости

безра-
ботицы

Российская Федерация

75060,2

70993,8

4066,4

62,1

58,8

5,4

Центральный
федеральный округ

21228,2

20397,4

830,8

63,8

61,3

3,9

Безработица превысила 10% в 9 регионах РФ — Росстат

По данным Росстата, которые приводит издание, в феврале-апреле 2021 года самый высокий процент безработицы зафиксировали преимущественно в кавказских республиках. На первом месте — Ингушетия (32,2%). Далее в антирейтинге Тыва (20,4%), Чечня (18,1%) и Дагестан (16,4%). Замыкает пятерку Республика Алтай (14,7%).
Почти во всех этих же регионах фиксировали самую высокую безработицу в июне-августе 2020 года — в пиковый период коронавируса. Тогда лидировали Ингушетия (30,7%), Тыва (22,3%) и Чечня (21,7%), на четвертом и пятом местах соответственно были Северная Осетия — Алания (16,3%) и Дагестан (16,1%).

Официальным безработным в России считается человек, который встал на учет в центр занятости. Росстат подсчитывает уровень безработицы другим образом: по методологии Международной организации труда (МОТ). В соответствии с ней безработным признается каждый, кто не имеет работы в момент подсчета, ищет ее и готов приступить к ней со следующей недели.
В связи с этим уровень безработицы, регистрируемый Росстатом, всегда выше показателя официальной безработицы, зафиксированного в центрах занятости.

Хотя рост числа безработных произошел в относительно благополучных регионах, на общем уровне безработицы (отношении безработных к общему числу трудоспособного населения) в большинстве из них это сказалось не так сильно. Работающих там все равно много, лишь небольшая доля населения не может найти себе работу.

Например, в Москве уровень зарегистрированной безработицы вырос с 0,4% до 2,6% — то есть на два процентных пункта.

А в депрессивных регионах, где традиционно регистрируется высокий уровень безработицы, нагрузка на работающих увеличилась гораздо сильнее.

  • Как экономика и люди оказались в новой ценовой реальности

    Упрощенный порядок, который действует до конца года, заключается в том, что встать на учет можно удаленно, заполнив заявление в электронной форме.

    В целом алгоритм включает несколько этапов.

    1. Заполните электронное заявление. Это можно сделать в личном кабинете на сайте «Работа в России» или на портале госуслуг.
    2. Подготовьте необходимый комплект документов. В него входит:

    • паспорт;
    • документ об образовании (диплом или аттестат);
    • трудовая книжка.

    Все эти документы нужно приложить к электронному заявлению в виде фото или скана.

    3. Ждите предложений по трудоустройству в течение 10 дней. Пособие по безработице назначат не сразу. Сначала центр занятости попытается найти для заявителя вакансии, соответствующие его профессиональному профилю. Надо следить за результатами, потому что в течение 10 дней может прийти предложение о собеседовании. От одной вакансии можно отказаться. Если же вы не проходите два собеседования, то в пособии вам откажут.
    Часто случается, что за 10 дней устроить заявителя на новую работу не получается, тогда его официально признают безработным и начинают выплачивать ему пособие.

    4. Получите пособие. При заполнении электронного заявления вы уточняете, как будет выплачиваться пособие — на банковский счет или почтовым переводом. Как вы указали, так вам и будут переводить деньги.

    Экономическое развитие России, как и мировой экономики, в первой половине 2020 года определялось, прежде всего, эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции. Главной стратегией борьбы с эпидемией стало сглаживание пика за счет мер по самоизоляции, социальному дистанцированию, максимальному переходу на удаленную работу и обучение, прекращению или ограничению работы значительной части предприятий и организаций, длительному периоду нерабочих дней с конца марта по середину мая 2020 года. Одновременно разворачивались мощности системы здравоохранения: масштабы тестирования, оборудованный коечный фонд, производство средств индивидуальной защиты. Жесткие ограничения, введенные в России, своевременно спланированные и реализованные противоэпидемические меры позволили существенно замедлить распространение эпидемии и не допустить высокого уровня смертности.

    В результате распространения коронавирусной инфекции экономика России одновременно столкнулась и с ограничением предложения, и с ограничением спроса.

    Индекс закрытия региональных экономик (соотношение числа работников предприятий, приостановивших деятельность, к общему числу работающих) в апреле составил в среднем по России 28%. Часть отраслей (сфера бытовых услуг, туризм, авиаперевозки и ряд других) были закрыты полностью.

    Помимо непосредственного закрытия производства экономика понесла и косвенные потери, определяемые эффектом межотраслевых связей, проявляющимся в других отраслях, ограничением возможностей сбыта конечной продукции (снижение выпуска в результате ограничения ресурсов промежуточного потребления, снижение как конечного спроса на товары и услуги, так и на товары и услуги промежуточного потребления в отраслях, приостановивших деятельность).

    Экономическая ситуация в России усугубилась рецессией мировой экономики, связанной с карантинными ограничениями.

    В крупнейших развитых странах, где первоначальный пик заболеваемости пришелся на II квартал 2020 г. наблюдались рекордные темпы падения ВВП: так, экономика США продемонстрировала рекордное за всю историю наблюдений падение на -9,1% г/г в этот период. ВВП еврозоны в апреле — июне составил -15,0% г/г, при этом наибольший спад наблюдался в экономиках, которые ввели наиболее жесткие карантинные меры (Испания: -22,1% г/г, Франция: -18,9% г/г; Италия: -17,3% г/г). В то же время в китайской экономике, где основная часть ограничений была снята в апреле, во II квартале наблюдалось восстановление роста (+3,2% г/г).

    По данным Росстата, под влиянием всех перечисленных выше факторов снижение ВВП России во II квартале 2020 г. составило -8% к аналогичному периоду прошлого года.

    В целях поддержки бизнеса и населения Правительством Российской Федерации были приняты и реализуются пакеты антикризисных мер, направленные, прежде всего, на поддержание доходов населения, как работающего, так и временно оставшегося без работы, а также семей с детьми. Программы поддержки бизнеса в период действия жестких ограничений были направлены на максимальное снижение текущих издержек бизнеса, чтобы высвободить средства на выплату заработной платы, максимально сохранить занятость. Были предоставлены отсрочки по налогам и социальным взносам, аренде имущества, выплате кредитов, введен мораторий на проверки, продлены лицензии и разрешительные документы, организовано предоставление льготных кредитов субъектам малого и среднего бизнеса и системообразующим предприятиям, начата реализация специальных программ поддержки наиболее пострадавших отраслей.

    Необходимость реализации масштабных программ, направленных на борьбу с распространением коронавирусной инфекции и смягчение экономических последствий от введения ограничительных мер, потребовала существенного смягчения бюджетной политики.

    В условиях ожидаемого снижения доходов бюджетные расходы не сокращаются, а наоборот — за счет реализации антикризисных программ — увеличиваются. Для финансового обеспечения текущих расходов и антикризисных мероприятий были задействованы средства ФНБ, заимствования, а также проведена приоритизация части расходов федерального бюджета. В части региональных финансов также наблюдается существенное смягчение бюджетной политики. Регионы могут воспользоваться средствами, высвобождаемыми в результате реструктуризации долговых обязательств, и дополнительными трансфертами со стороны федерального бюджета. По итогам 2020 года размер дефицита и объем госдолга, в том числе по рыночным заимствованиям, субъектов Российской Федерации могут превысить установленные соглашениями показатели из-за вынужденных расходов, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации в регионе.

    Меры социальной поддержки и поддержки бизнеса позволили частично компенсировать сокращение денежных доходов населения вследствие остановки деловой активности и мер работодателей по оптимизации издержек.

    Принятые меры позволили замедлить высвобождение рабочей силы, но не исключить полностью рост безработицы. Регистрируемая безработица, по данным Минтруда России, на 26 августа 2020 г. составила 3,6 млн. человек. В отпусках без сохранения заработной платы, в простое или на неполной занятости на пике находилось 1,2 млн. человек. Вследствие роста пособий по безработице произошло сближение регистрируемой безработицы и безработицы по методологии Международной организации труда.

    На стадии постепенного открытия и восстановления экономика России сталкивается со следующими ограничениями.

    Санитарно-эпидемиологические ограничения снимаются постепенно и неравномерно по регионам в зависимости от эпидемиологической ситуации и мощностей системы здравоохранения. Часть санитарно-эпидемиологических требований к условиям работы предприятий и организаций будет носить долгосрочный характер.

    Именно санитарно-эпидемиологическая обстановка, прежде всего, будет определять скорость открытия и восстановления экономики.

    Рецессия в мировой экономике. На высокую неопределенность развития мировой экономики указывает широкий диапазон прогнозов аналитиков и международных организаций по глобальному росту на текущий и следующий год: от -3 до -5% на 2020 год и от 3,5% до 6,5% на 2021 год. Восстановление мировой экономики существенно затруднено неравномерностью выхода стран из карантина, что приводит не только к сохранению ограничений со стороны спроса, но и к сохранению разрывов в глобальных цепочках создания добавленной стоимости. Значительные запасы нефти, накопленные за карантинный период, будут ограничивать восстановление нефтяных цен. Сделка ОПЕК+ позволила стабилизировать ситуацию, но не сможет кардинально изменить баланс спроса и предложения на рынке нефти и нефтепродуктов. Таким образом, внешние условия ограничивают потенциал роста спроса на товары российского экспорта. Сохраняется также вероятность нарушения цепей поставок.

    Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике (далее — Общенациональный план), реализуется в ситуации сокращения как нефтегазовых, так и ненефтегазовых доходов консолидированного бюджета. В условиях базового сценария развития экономики ожидается расширение дефицита федерального бюджета в 2020 году в размере до 4,4% ВВП. В целом по бюджетной системе смягчение фискальной политики в текущем году ожидается в размере более 9% ВВП (с учетом корректировки на поступление разовых доходов (перечисление прибыли Банка России от сделки по продаже акций ПАО «Сбербанк России»), забалансовой докапитализации ВЭБ.РФ и ПАО «Сбербанк России», учета в 2020 году эффекта от субсидий на кредитную поддержку занятости для организаций наиболее пострадавших отраслей со списанием кредита, а также перехода к дефицитному бюджету после профицита в размере 1,9% ВВП в прошлом году), что превосходит бюджетные стимулы в большинстве развивающихся и многих развитых странах.

    В целях обеспечения макроэкономической и финансовой стабильности параметры бюджетов бюджетной системы по мере стабилизации экономической ситуации будут приводиться к устойчивому уровню. Параметры федерального бюджета в 2022 году будут формироваться в соответствии с действующими бюджетными правилами. При этом в целях обеспечения постепенности подстройки бюджета к новым условиям уровень предельных расходов в переходный период 2021 года будет осуществляться с учетом переходных положений. На региональном уровне также будет осуществляться постепенная адаптация бюджетной политики — в течение 2021 года регионы вернутся к бюджетному процессу, действовавшему до введения ограничительных мер.

    Основные вызовы при реализации Общенационального плана связаны со следующим.

    Закрытие и сжатие наиболее пострадавших отраслей образовали «навес» безработицы, а также людей, формально занятых, но находящихся в неоплачиваемых отпусках, в простое или неполной занятости. Прекращение временных мер поддержки занятости, а также объективно происходящее изменение структуры экономики могут привести к дальнейшему росту безработицы. Кроме того, традиционно особенностью российского рынка труда остается адаптация к изменениям не только за счет высвобождения рабочей силы, но и за счет сокращения рабочего времени и оплаты труда при сохранении занятости. Совокупно эти факторы создают серьезный вызов, связанный со снижением доходов населения и, как следствие, платежеспособного спроса. Требуется набор мер по активной политике занятости и восстановлению доходов населения для решения этой проблемы, а также восстановлению и развитию сектора индивидуального предпринимательства и МСП как существенно пострадавшего и крайне важного для обеспечения дальнейшего экономического роста и занятости населения.

    Закрытие экономики, сокращение выручки бизнеса объективно ведут к сокращению инвестиционной активности. Высокая неопределенность относительно продолжительности пандемии и ограничительных мер и, как следствие, возросшая неопределенность относительно платежеспособности контрагентов и клиентов финансовых институтов, является фактором, способным негативно повлиять на скорость восстановления экономики и инвестиционную активность. Соответственно, необходим запуск нового инвестиционного цикла и комплекс мер, стимулирующий инвестиции.

    С целью борьбы с распространением коронавирусной инфекции временно были закрыты некоторые отрасли (туризм, бытовые услуги, пассажирские перевозки и другие). Восстановление этих отраслей не произойдет автоматически при открытии экономики. За период приостановки деятельности в экономике сформировался «навес» реструктурированных кредитов и отложенных платежей, а также новых кредитных обязательств. Это создает риски увеличения доли «плохих» долгов, разворачивания цепочки неплатежей в экономике, что может привести к проблемам в отраслях, продолжающих работу, дополнительного снижения налоговых поступлений. Кроме того, структурные изменения потребительского спроса, как мирового, так и внутрироссийского, могут оказывать замедляющее влияние на восстановление ряда секторов (развлечение и досуг, туристическая сфера, индивидуальные услуги населению). Характер таких структурных изменений в настоящий момент до конца непонятен. Соответственно, меры по восстановлению пострадавших секторов должны учитывать эти факторы.

    Цель Общенационального плана: выход на устойчивую траекторию экономического роста и роста доходов населения, обеспечивающую реализацию национальных целей развития экономики на основе использования новых технологий, включая цифровизацию, новых возможностей рынка труда и образования, быстрого и качественного строительства жилья, экспортной ориентации и активного импортозамещения, а также обеспечение высокой степени устойчивости экономики и системы здравоохранения к возможным шокам в будущем.

    Общенациональный план принимается на срок: июнь 2020 г. — декабрь 2021 г.

    Показатели достижения цели Общенационального плана (на конец 2021 года):

    — устойчивый рост реальных денежных доходов населения;

    — снижение безработицы до уровня не более 5%;

    — выход на траекторию устойчивого роста ВВП на уровне не менее 3% в годовом исчислении.

    Для достижения цели Общенационального плана предлагается решение следующих задач.

    1. Рост реальных доходов граждан, восстановление эффективной занятости и платежеспособного спроса.

    Показатели выполнения задачи (на конец 2021 года):

    — рост реальной заработной платы на уровне не менее 2% в годовом исчислении;

    — снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2021 году по отношению к предыдущему году; о рост розничного товарооборота на уровне не менее 2,5% в годовом исчислении;

    — рост объема платных услуг населению на уровне не менее 3% в годовом исчислении.

    2. Восстановление и развитие индивидуального, малого и среднего предпринимательства.

    Показатели выполнения задачи (на конец 2021 года):

    — восстановление численности занятых в МСП и индивидуальных предпринимателей на уровне I квартала 2020 г.;

    — темпы роста оборота МСП выше темпов роста экономики в целом.

    3. Запуск нового инвестиционного цикла и улучшение делового климата.

    Показатель выполнения задачи (на конец 2021 года):

    — рост инвестиций в основной капитал на уровне не менее 4,5% в годовом исчислении.

    4. Ускорение технологического развития экономики и повышение производительности труда, в том числе на основе цифровизации.

    Показатели выполнения задачи (на конец 2021 года):

    — опережающий рост валовой добавленной стоимости в отрасли информационных технологий и связи в годовом исчислении (выше темпов роста экономики в целом);

    — ежегодный рост численности малых и средних высокотехнологических компаний на 10% в год.

    5. Увеличение экспорта и развитие импортозамещения.

    Показатель выполнения задачи (на конец 2021 года):

    — рост несырьевого неэнергетического экспорта на уровне не менее 4,5% в годовом исчислении.

    6. Восстановление работы отраслей, прямо или косвенно пострадавших от распространения коронавирусной инфекции.

    Показатель выполнения задачи (на конец 2021 года):

    — рост индекса промышленного производства обрабатывающей промышленности на уровне не менее 2% в годовом исчислении.

    7. Повышение устойчивости социально-экономической системы к эпидемиологическим шокам.

    Показатели выполнения задачи (на конец 2021 года):

    — возвращение к траектории снижения показателей смертности, установленной в национальном проекте «Здравоохранение»;

    — выполнение субъектами принятых обязательств по снижению долговой нагрузки в соответствии с ранее действовавшими нормами.

    Мониторинг показателей достижения цели и решения задач осуществляется на ежемесячной и ежеквартальной основе. Цель Общенационального плана должна быть достигнута в декабре 2021 года.

    Указанные сроки достижения цели возможны при благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановке.

    Россияне стали чаще строить себе дома

    Для достижения цели Общенационального плана и решения задач предусматривается комплекс мероприятий, приведенных в разделах 3-10. Ключевые инициативы структурируют важнейшие мероприятия Общенационального плана. Соответствующие инициативы будут прорабатываться и контролироваться профильными заместителями Председателя Правительства Российской Федерации. Реализация Общенационального плана будет осуществляться в том числе на основе современных гибких методов управления.

    Ведущая роль в системе управления реализацией Общенационального плана будет принадлежать Президиуму Правительства Российской Федерации. Работа по ключевым инициативам будет проводиться в соответствии с векторами развития, определенными в национальных проектах, не подменяя их, но конкретизируя критически важные задачи на период восстановления экономики.

    Таким образом, на достижение целей Общенационального плана будут одновременно работать и национальные проекты, и ключевые инициативы Общенационального плана. Работа по ключевым инициативам предполагает последовательное создание системы управления, основанной на эффективном использовании данных, интеграцию различных цифровых платформ, созданных разными ведомствами и используемых в разных отраслях, внедрение обязательных правил работы с данными на первичном уровне.

    1. «Социальное казначейство». Создание условий для предоставления мер социальной поддержки за счет средств бюджетов всех уровней без предоставления гражданами документов — на основании выявления жизненных обстоятельств у граждан, что повысит адресность и эффективность мер социальной поддержки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

    2. Адресные денежные выплаты с целью поддержки наиболее социально уязвимых групп населения, прежде всего, семей с детьми.

    3. Помощь потерявшим работу. Комплекс мер, включающий повышение пособий по безработице до уровня МРОТ, оказание помощи в переобучении и переквалификации, повышение эффективности работы служб занятости.

    4. Рынок труда в цифровую эпоху, включая переход работников на удаленный режим работы, совершенствование режима неполной занятости и самозанятости, внедрение электронного кадрового документооборота.

    5. Финансовая поддержка и сокращение издержек субъектов МСП, в том числе реализация кредитной программы для организаций наиболее пострадавших отраслей — льготные кредиты под 2% со списанием кредита при условии сохранения занятости на 1 апреля 2021 г.

    6. Совершенствование фискальных инструментов поддержки развития субъектов МСП. Плавный по величине налоговой нагрузки переход с упрощенной системы налогообложения на иные налоговые режимы, включая установление «переходного» налогового режима и проведение информационно-разъяснительной кампании по условиям, возможностям и преимуществам такого перехода.

    7. Создание экосистемы для комфортной работы и развития индивидуальных предпринимателей и субъектов МСП на базе единой цифровой платформы («одно окно»), включая получение всех мер поддержки, уплату налогов, информационную поддержку, содействие в получении кредита.

    8. Переход к риск-ориентированному подходу в контрольнонадзорной деятельности в интересах предпринимателей с соблюдением требований по обеспечению безопасности и благополучия граждан.

    Поэтапный переход на полностью безбумажное взаимодействие контрольных органов и проверяемых лиц при сдаче отчетности и обмене документами, отказ от обязательности хранения документов строгой отчетности в бумажном виде.

    Размер такого пособия зависит от:

    • вида и периода трудовой деятельности гражданина до получения им статуса безработного;
    • его среднего дохода на последнем месте работы за последние три месяца до увольнения;
    • региона, в котором проживает безработный;
    • причины потери работы;
    • причины постановки на учет.

    Размер пособия не может быть выше максимальной величины пособия по безработице или ниже минимального размера выплат. В 2021 году максимальный размер пособия составляет 12 130 рублей в первые три месяца, далее пять тысяч рублей, а минимальный – полторы тысячи рублей.

    В районах Крайнего Севера и территориях, к нему приравненных, пособие увеличивается на размер районного коэффициента.

    Первое полугодие для промышленности оказалось успешным

    Чтобы встать на учет в качестве безработного, нужно обратиться в центр занятости населения (ЦЗН) по месту своей прописки или в том регионе, где хотите устроиться на работу.

    С апреля 2020 г. граждане могут подать заявление через Портал госуслуг, не приезжая в ЦЗН. Упрощенный порядок пока действует до 31 марта 2021 г., но, вероятно, он будет продлен. Кроме того, соискатели могут встать на учет через портал «Работа в России», однако для подачи заявления также потребуется регистрация в ЕСИА. В последних двух случаях документы сканируются и направляются в формате pdf.

    Независимо от способа подачи заявления рассматривается оно 11 дней.

    Для постановки на учет службе занятости потребуются:

    • паспорт;
    • диплом, сертификат или другой документ, подтверждающий получение образования и квалификацию;
    • трудовая книжка;
    • справка о среднем заработке (если вы уволились меньше года назад);
    • реквизиты банковского счета (почтового отделения) для перечисления пособия.

    Важно: в связи с пандемией коронавируса порядок работы органов службы занятости может быть изменен. Так, предоставление государственных услуг в центрах занятости населения Московской области приостановлено, за исключением очного приема граждан по предварительной записи, осуществленной посредством официальных сайтов в Интернете через ресурс «Обратная связь», телефонов и электронной почты (подп. 2.1 п. 2 Распоряжения Минсоцразвития МО от 13 ноября 2020 г. № 21РВ-179).

    Закон предусматривает, что безработными не могут быть признаны:

    • граждане младше 16 лет;
    • пенсионеры по старости или выслуге лет;
    • ИП, нотариусы, адвокаты, самозанятые;
    • студенты-очники;
    • учредители коммерческих компаний;
    • граждане, уже работающие по трудовому договору;
    • лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы;
    • осужденные, которым назначены исправительные работы;
    • военнослужащие, а также те, кто проходит службу в иных органах (правоохранительные, МЧС и т.д.);
    • граждане, выполняющие иную оплачиваемую работу, в том числе по гражданско-правовым договорам;
    • члены крестьянско-фермерских хозяйств, производственных кооперативов, артелей.

    Если вы относитесь к одной из перечисленных категорий, в постановке на учет будет отказано. При отказе в признании безработным орган службы занятости обязан уведомить вас письменно (под подпись) или по почте в течение суток со дня принятия такого решения. В решении должно быть указано основание, в связи с которым оно принято. Отказ в признании безработным можно обжаловать.

    Конкретных сроков действующее законодательство не устанавливает. ЦЗН в течение 10 дней с момента подачи заявления ищет подходящие вакансии. Если трудоустроить гражданина не получается, его регистрируют как безработного. Предельный период, в течение которого можно состоять на учете, не установлен. Хотя каждый месяц статус безработного «перерегистрируется» (эту процедуру можно пройти онлайн). Однако пособие может выплачиваться только год. То есть можно состоять на учете несколько лет, но деньги служба занятости платить не будет.

    Статья 4 Закона № 1032-1 устанавливает, что подходящей является работа, которая «соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (службы), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места».

    Критерий доступности рассчитывается службой занятости конкретного субъекта на основании решения муниципального органа. Так, для Ивановской области это полтора часа в одну сторону, а если прямого маршрута общественного транспорта нет – 5 км. В Тюмени подходящей считается работа, если она в двух часах езды от места жительства. Таким образом, чтобы сказать, является ли работа неподходящей из-за ее удаленности, необходимо анализировать акты, регулирующие этот вопрос в вашем регионе.

    Что касается требований по зарплате, то согласно ч. 4 ст. 4 Закона № 1032-1 заработная плата не может быть меньше среднего вознаграждения, которое получал работник. Однако эта же норма гласит, что данное правило не применяется, если человеку платили больше прожиточного минимума.

    Конституционный Суд в 2015 г. признал положения ч. 4 ст. 4 Закона № 1032-1 законными. А в 2021 г. МРОТ превысил размер прожиточного минимума – с января МРОТ составляет 12 792 руб. (утвержден Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. № 473-ФЗ). При этом ни один работодатель не вправе выплачивать зарплату ниже минимального размера оплаты труда. Таким образом, ЦЗН вправе предлагать любую вакансию по специальности, независимо от зарплаты на прежнем месте работы.

    Если гражданин своевременно является в службу занятости (с 2020 г. отчеты направляются онлайн, без поездок в ЦЗН), снять его с учета не могут. Ему продолжат предлагать работу.

    При этом разовая неявка на собеседование к работодателю влечет уменьшение пособия на 25%. А отказ от двух вакансий ведет к приостановлению выплаты пособия на месяц. Но это касается только подходящих вакансий. Если центр занятости предлагает гражданину работу, которая не соответствует его квалификации или расположена слишком далеко от дома, он может отказываться сколько угодно раз без правовых последний. Причем ЦЗН не вправе предлагать одну и ту же вакансию дважды. Если же работа была подходящей, то для сохранения выплаты необходимо, чтобы работодатель предоставил письменный отказ в найме гражданина.

    Право на пособие появляется у любого человека, признанного в установленном порядке безработным, при условии, что не истекли предельные сроки выплаты.

    Порядок получения пособия:

    • Подается заявление о постановке на учет в качестве безработного.
    • Если за 10 дней с момента обращения человеку не нашли работу, ему будут начислять пособие. Для получения выплат подавать отдельное заявление не нужно, достаточно предоставить реквизиты для перечисления средств. Пособие может быть начислено только на карту «МИР».
    • Чтобы не утратить право на пособие, ежемесячно нужно проходить перерегистрацию, т.е. уведомлять ЦЗН, что вы все еще не трудоустроились.

    Пособие выплачивается каждый месяц.

    • Уровень безработицы в России упал до 5.7 % в феврале 2021. Максимальный уровень достигал 14.1 %, а минимальная 4.3 %.
    • Данные публикует Ежемесячно Федеральная служба государственной статистики.

    Данные Период Дата

    5.7 фев. 2021 19.03.2021
    5.8 янв. 2021 18.02.2021
    5.9 дек. 2020 28.01.2021
    6.1 ноя. 2020 18.12.2020
    6.3 окт. 2020 20.11.2020
    6.3 сен. 2020 20.10.2020
    6.4 авг. 2020 18.09.2020
    6.3 июл. 2020 20.08.2020
    • Число трудоустроенного населения в России упал до 70.6 млн. чел. в январе 2021. Максимальный уровень достигал 74.1 млн. чел., а минимальная 60.4 млн. чел.
    • Данные публикует Ежемесячно Федеральная служба государственной статистики.

    Данные Период Дата

    70.6 янв. 2021 06.03.2021
    70.8 дек. 2020 06.02.2021
    70.7 ноя. 2020 26.12.2020
    70.3 окт. 2020 28.11.2020
    70.5 сен. 2020 24.10.2020
    70.5 авг. 2020 26.09.2020
    70.2 июл. 2020 29.08.2020
    70.1 июн. 2020 25.07.2020

      Налоговые и неналоговые доходы консолидированных бюджетов регионов выросли

      Имя Период Нач. Кон. Макс. Мин. Изм.% нач/кон.

      Анализ безработицы в России показывает, что самыми кризисными годами в истории РФ были 1992–2000 гг., после этого периода уровень незанятости начал постепенно снижаться.

      В связи с тем, что рождаемость в годы перестройки снизилась и соответственно сократилось количество трудоспособного населения, стране удалось увеличить занятость граждан, то есть предоставить рабочие места.

      Среди молодёжи безработица в России достигла максимального предела в конце 90-х гг. Согласно статистике безработных было около 41 % людей в возрасте до 20 лет и 19% в возрасте от 20 до 24 лет.

      Республика Незанятость
      Киргизия 2.40%
      Словакия 5.40%
      Эстония 6.80%
      Украина 9.90%
      Таджикистан 2.20%
      Молдова 3.30%
      Белорусская Республика 0.50%
      Россия 4.9%
      Азербайджан 5.10%

      Специалисты выделяют несколько причин безработицы в России:

      • Первая причина заключается в технологическом прогрессе. Сегодня многие процессы на предприятиях и заводах выполняет современное оборудование. Если сравнить технологический уровень сегодня и 20–30 лет назад, то можно сделать вывод, что применение новых технологий значительно сокращает потребность в рабочей силе.
      • Экономический фактор. Во время экономического кризиса работники подпадают под сокращение из-за нежелания или невозможности оплаты их труда со стороны руководства, поэтому происходят массовые увольнения трудовых ресурсов.
      • Рост численности трудоспособного населения.
      • Низкая оплата труда.

      Виды безработицы:

      1. Фрикционная. Данный тип незанятости характеризуется затратами времени на поиск нового рабочего места.
      2. Структурная. Эта форма безработицы характеризуется технологическими изменениями в производстве. Иными словами, человек, уволившись из другой отрасли, не может трудоустроиться в другую сферу.
      3. Циклическая – возникает вследствие экономического кризиса.
      4. Сезонная связана с тем, что многие предприятия в случае отсутствия потребности в рабочей силе просто увольняют сотрудников, а не отправляют их в отпуск или снижают заработные выплаты.

      Отдельно от всех форм существует скрытая безработица в России. Данный тип незанятости возникает в том случае, когда человек официально не трудоустроен, но при этом сохраняет трудовые отношения с работодателей и регулярно получает зарплату за свой труд.

      В Чечне на протяжении многих лет разрушалась экономика. Это напрямую отразилось на безработице. В 2006 году уровень безработице в этой республике составлял 67.77 %. Это один из наиболее высоких показателей в РФ.

      Сегодня же уровень безработицы в республике Чечня равен 10.1%. Уменьшение безработицы было постепенным и процент нетрудоустроенных граждан с каждым годом снижался благодаря реализации инвестиционных и коммерческих проектов.

      Основная ставка Чечни в области трудоустройства была сделана на создание ОЭЗ туристско-рекреационного типа, которые предоставляли рабочие места своим гражданам.

      В Магаданской области один из самых низких показателей безработице по всей Российской Федерации – всего 1.5%. В это области представлено свыше 2 500 вакансий на 1 500 граждан региона.

      Сегодня Магаданская область нуждается в рабочей силе, но при этом для стабилизации ситуации по трудоустройству власти приняли решение сократить квоту на иностранную рабочую силу в 2 раза.

      Показатель Значение Период
      Уровень безработицы 5.9 % дек. 2020
      Количество трудоустроенного населения 70.7 млн. чел. ноя. 2020
      Уровень занятости населения 58.5 % ноя. 2020
      Общая численность безработных 4.43 млн. чел. дек. 2020
      • Уровень безработицы в России упал до 5.9 % в декабре 2020. Максимальный уровень достигал 14.1 %, а минимальная 4.3 %.
      • Данные публикует Ежемесячно Федеральная служба государственной статистики.
      Имя Период Нач. Кон. Макс. Мин. Изм.% нач/кон.
      Владимир Путин (2) 07.05.2002 — 5.1000 4.7000 5.2000 4.7000 -7.84%
      • Число трудоустроенного населения в России вырос до 70.7 млн. чел. в ноябре 2020. Максимальный уровень достигал 74.1 млн. чел., а минимальная 60.4 млн. чел.
      • Данные публикует Ежемесячно Федеральная служба государственной статистики.

      В современной ситуации безработица – это еще один экономический показатель развития страны. И тем печальнее, что Росстат в 2017 году публикует неутешительные данные. Уровень безработицы определяется путем учета двух пунктов:

      1. Подсчет количества обращенных в Службу занятости.
      2. Анализ социологических исследований, которые проводятся с целью определения проблем населения.

      Как заявила зампред Комитета Совфеда по социальной политике Елена Бибикова, число безработных жителей страны сокращается из-за постепенного выхода из режима ограничений. В то же время вице-президент ФНПР Александр Шершуков уверен, что происходит это благодаря появлению новых рабочих мест.

    75174

    75258

    75008

    75339

    76176

    -837

    4772

    4777

    4694

    4616

    3507

    1109

    В процентах

    Уровень участия
    в рабочей силе
    (рабочая
    сила к численности
    населения в возрасте
    15 лет и старше)

    62,2

    62,3

    62,1

    62,3

    62,9

    -0,6

    Уровень занятости
    (занятые к численности
    населения в возрасте
    15 лет и старше)

    58,3

    58,3

    58,2

    58,5

    60,0

    -1,5

    Уровень безработицы
    (безработные к численно-
    сти рабочей силы)

    6,3

    6,3

    6,3

    6,1

    4,6

    1,5

    Среди безработных в возрасте 15 лет и старше доля женщин в ноябре 2020 г. составила 49,3%, городских жителей – 69,3%, молодежи от 15 до 25 лет – 17,9%, лиц, не имеющих опыта трудовой деятельности – 19,5%.

    Уровень безработицы среди сельских жителей (8,2%) превышает уровень безработицы среди городских жителей (5,5%). Уровень безработицы женщин (6,2%) превышает уровень безработицы мужчин (6,1%).

    Численность и состав рабочей силы в субъектах Российской Федерации

    в возрасте 15 лет и старше

    (по данным выборочных обследований рабочей силы
    в среднем за сентябрь-ноябрь 2020 г.)

    Численность
    рабочей
    силы,

    тыс.человек

    В том числе

    Уровень, в %

    занятые

    безра-
    ботные

    участия в рабочей силе

    заня-
    тости

    безра-
    ботицы

    Российская Федерация

    75201,7

    70506,1

    4695,6

    62,2

    58,3

    6,2

    Центральный
    федеральный округ

    21295,1

    20325,0

    970,1

    64,0

    61,1

    4,6

    Регионы ранжируются от 1 до 85 по каждому из четырех показателей. Место в рейтинге напряженности на рынке труда определяется как средний балл из четырех. Чем ниже такие показатели, как «Уровень безработицы», «Среднее время поиска работы безработными» и «Доля безработных, ищущих работу 12 месяцев и более», и чем выше показатель «Уровень занятости», тем лучше в регионе ситуация с трудоустройством (в последнем случае в регионе под № 1 уровень занятости самый высокий, а в под № 85 — самый низкий).

    По итогам 2018 года самым благополучным в плане ситуации на рынке труда был Чукотский автономный округ, набравший тогда 2,25 балла. За ним следовали Москва, Санкт-Петербург и Татарстан.

    По итогам третьего квартала 2019 года лидер поменялся. Наиболее стабильная обстановка на рынке труда зафиксирована в Ямало-Ненецком автономном округе (1,8 балла), Санкт-Петербурге (5,8), Татарстане (8,0 балла), Москве (10,3), Камчатском крае (10,5 балла).

    • Чукотка занимает первое место по уровню занятости (трудоустроено 79,3% населения).
    • На втором месте расположился ЯНАО (74,4%), на третьем — Магаданская область (69,2%).
    • Самая низкая безработица — в Санкт-Петербурге и Москве (по 1,4%).
    • Среднее время поиска работы в городе на Неве меньше, чем в столице, — 4,3 против 5,5 месяца.
    • Доля безработных, которые ищут работу более года, в Петербурге (10%) выше, чем в Москве (8,6%).
    • Быстрее всего находят работу жители ЯНАО — в среднем за 3,2 месяца.

    На Чукотке и в ЯНАО численность населения невелика, что облегчает ситуацию с трудоустройством, отмечает Сафонов. Кроме того, там проживают коренные малочисленные народы, большинство которых заняты либо в сельском хозяйстве, либо в собственном хозяйстве (скотоводство, сбор ягод, рыбная ловля и другие промыслы).

    Традиционно стабильными с точки зрения количества рабочих мест и качества занятости Сафонов называет Москву, Санкт-Петербург, Краснодар и Московскую область. Столицу можно считать лидером по современным профессиям с высокой добавленной стоимостью, в Петербурге развиты промышленный сектор и научный комплекс, говорит он.

    Специалисты выделяют несколько причин безработицы в России:

    • Первая причина заключается в технологическом прогрессе. Сегодня многие процессы на предприятиях и заводах выполняет современное оборудование. Если сравнить технологический уровень сегодня и 20–30 лет назад, то можно сделать вывод, что применение новых технологий значительно сокращает потребность в рабочей силе.
    • Экономический фактор. Во время экономического кризиса работники подпадают под сокращение из-за нежелания или невозможности оплаты их труда со стороны руководства, поэтому происходят массовые увольнения трудовых ресурсов.
    • Рост численности трудоспособного населения.
    • Низкая оплата труда.

    Виды безработицы:

    1. Фрикционная. Данный тип незанятости характеризуется затратами времени на поиск нового рабочего места.
    2. Структурная. Эта форма безработицы характеризуется технологическими изменениями в производстве. Иными словами, человек, уволившись из другой отрасли, не может трудоустроиться в другую сферу.
    3. Циклическая – возникает вследствие экономического кризиса.
    4. Сезонная связана с тем, что многие предприятия в случае отсутствия потребности в рабочей силе просто увольняют сотрудников, а не отправляют их в отпуск или снижают заработные выплаты.

    Отдельно от всех форм существует скрытая безработица в России. Данный тип незанятости возникает в том случае, когда человек официально не трудоустроен, но при этом сохраняет трудовые отношения с работодателей и регулярно получает зарплату за свой труд.

    В Чечне на протяжении многих лет разрушалась экономика. Это напрямую отразилось на безработице. В 2006 году уровень безработице в этой республике составлял 67.77 %. Это один из наиболее высоких показателей в РФ.

    Сегодня же уровень безработицы в республике Чечня равен 7,2%. Уменьшение безработицы было постепенным и процент нетрудоустроенных граждан с каждым годом снижался благодаря реализации инвестиционных и коммерческих проектов.

    Основная ставка Чечни в области трудоустройства была сделана на создание ОЭЗ туристско-рекреационного типа, которые предоставляли рабочие места своим гражданам.

    В Магаданской области один из самых низких показателей безработице по всей Российской Федерации – всего 5,8%. В это области представлено свыше 2 500 вакансий на 1 500 граждан региона.

    Сегодня Магаданская область нуждается в рабочей силе, но при этом для стабилизации ситуации по трудоустройству власти приняли решение сократить квоту на иностранную рабочую силу в 2 раза.

    Естественно, что наименьший уровень населения, которое не имеет работы, наблюдается в крупных городах. Неудивительно, что рейтинг благополучности возглавили Москва и Санкт-Петербург. Здесь отмечен показатель на уровне 1,3%.

    Что касается других населенных пунктов и регионов, в которых большая часть населения является занятой, то это:

    • Ямало-ненецкий автономный округ – 2,1%.
    • Московская область – 2,8%.
    • Ханты-Мансийский АО – 2,9%.
    • Также к благополучным можно отнести Воронежскую, Новгородскую, Тверскую области, республику Татарстан, Хабаровский край, Севастополь, Камчатку.

    Причем данная тенденция наблюдается практически на протяжении всего периода современной истории РФ, после распада Советского Союза.

    Интересно рассмотреть, как распределялось отсутствие работы в зависимости от возраста конкретного человека независимо от периода:

    • Хуже всего обстояла ситуация у молодежи в возрасте до 20 лет – здесь каждый 3 испытывал проблемы. Таким образом, статистика здесь свидетельствует о том, что 30% граждан находятся в постоянном поиске занятости. Связать это можно, в первую очередь с тем, что молодые люди не имеют определенной квалификации, так как в этом возрасте, в преобладающем большинстве случаев они только заканчивают школу.
    • Затем неблагополучно выглядела ситуация у граждан в возрасте от 20 до 24 лет – в среднем около 10%.
    • И, конечно, у лиц старше 60. Это естественная ситуация, когда слишком возрастную группу работодатели не хотят вовлекать в трудовой процесс.
    • Наиболее благополучной выглядит ситуация в возрасте от 30 до 54 лет.

    Естественно, что если проводить сравнение, то легче всего сравнивать данные, учитывая все показатели, сведенные в графики и таблицы. Интересно, наравне с выше представленными статистическими параметрами, учесть классификацию по характеру труда в России:

    • Около 87-88% населения постоянно заняты в различных сферах по найму.
    • 2, 7% имеют свой собственный частный бизнес.
    • 2,2% совмещают работу по найму и собственное дело.
    • 2, 5% занимаются индивидуальной деятельностью, сюда относятся и самозанятые.
    • 5,5% от общего количества трудоспособных имеют другие взаимоотношения между работодателем и нанимаемым лицом.

    На данный момент можно утверждать, что количество безработных в России стабильно уменьшается с 1999-го года. Всплески нетрудоустроенности наблюдались только в кризисные года: 2009 и 2015.

    Причины безработицы в России связаны, как правило, с падением цен на нефть — основным экспортным товаром страны, составляющим большую часть федерального ВВП: если цены падают, уровень безработицы растет, но верно и обратное.

    Поэтому мы могли наблюдать провальную статистику по трудоустроенности в период с 1991 по 1999 года, когда баррель нефти стоил 20-25 долларов (по сравнению с нынешними 60-65 долларами). Этим же объясняются и всплески нетрудоустроенности в 2008 и 2015 годах.

    Итак, каков уровень безработицы в России? Для Российской Федерации свойственен низкий уровень занятости в слабо урбанизированн��х регионах и, наоборот, в крупных мегаполисах по-прежнему много свободных рабочих мест. К 2020 году показатель занятости повысился еще на 0,7 пунктов, что в целом является очень хорошим показателем.

    • Читать
    • Просмотр
    • История

    Принятый в 1991 году закон “О занятости населения” формально устанавливает довольно неплохую и даже справедливую систему расчёта таких пособий. В течение первых трёх месяцев после потери работы человек может получать 75% своего среднего заработка. Затем ещё три месяца пособие должно быть равно 60% среднего дохода на последнем месте работы.

    В том же законе прописано, что сумма пособия по безработице может быть ограничена как с точки зрения минимума, так и с точки зрения максимума. И в 1990-е годы логика этих ограничений тоже была вполне разумной и справедливой.

    Основными причинами фрикционной безработицы в России является ликвидация предприятий, сокращение штатов и увольнение граждан по собственному желанию. В 2018 году по первой из перечисленных причин оказались в поиске работы 18,5 % фрикционных безработных, вторая причина обусловила наличие 24,86 % фрикционных безработных (таблица 1).

    Таблица 1 — Причины незанятости безработных

    Причины незанятости Количество человек, тыс. чел. Удельный вес, %
    Всего безработные 4243
    Оставили прежние места работы 785 18,5
    из-за:
    — высвобождения, сокращения штатов, а также ликвидации организации, собственного бизнеса;
    — увольнения по собственному желанию; 1055,0 24,86
    — окончания срока действия договора; 169,0 3,98
    — выхода на пенсию; 174 4,10
    — изменения места проживания; 88 2,07
    — состояния здоровья; 159,0 3,75
    — личных обстоятельств; 392 9,24
    — увольнения из армии; 12 0,28
    — других причин 317 7,47

    [flat_ab id=»11″]


    Наибольшее количество фрикционных безработных (1255 тыс. чел.) искали работу более 12 мес. В 2019 году среднее время поиска работы составило 7,6 мес.

    Имеется тенденция к увеличению числа безработных, становящихся таковыми по собственному желанию. Если таких людей в 2012 году было 1247 тыс. чел., то в 2019 году – 1055 тыс. чел. В возрастной структуре безработных по сокращению штатов преобладают лица, достигшие возраста 30-49 лет. Таких лиц в 2019 году было 393 тыс. чел. Среди этой возрастной категории больше всего граждан, которые уволились по собственному желанию (548 тыс. чел.). Всего безработных всех возрастов и по разным причинам нетрудоустроенных в 2019 году было 4243 тыс. чел.

    Структурная безработица более продолжительна по времени и связана с изменениями в структуре экономики страны, повлекшими исчезновение и появление современных видов производств. В 2019 году наибольший уровень безработицы был зафиксирован среди неквалифицированных рабочих (8,3 %). Уровень безработицы среди работников сферы торговли, обслуживания и охраны составлял 5,6 %. Среди квалифицированных рабочих уровень безработицы также высок и составлял 5,4 % (рис. 3).

    75048

    74843

    75205

    74923

    205

    -157

    4317

    3482

    4433

    4321

    835

    -116

    В процентах

    Уровень участия
    в рабочей силе
    (рабочая
    сила к численности
    населения в возрасте
    15 лет и старше)

    62,1

    61,9

    62,2

    62,0

    0,2

    -0,1

    Уровень занятости
    (занятые к численности
    населения в возрасте
    15 лет и старше)

    58,5

    59,1

    58,6

    58,4

    -0,6

    -0,1

    Уровень безработицы
    (безработные к численности
    рабочей силы)

    5,8

    4,7

    5,9

    5,8

    1,1

    -0,1

    1) Предварительные данные.

    Среди безработных в возрасте 15 лет и старше доля женщин в январе 2021 г. составила 49,9%, городских жителей – 67,4%, молодежи от 15 до 25 лет – 18,9%, лиц, не имеющих опыта трудовой деятельности – 24,2%.

    Уровень безработицы среди сельских жителей (8,2%) превышает уровень безработицы среди городских жителей (5,0%). Уровень безработицы женщин (5,9%) превышает уровень безработицы мужчин (5,6%).

    Численность и состав рабочей силы в субъектах Российской Федерации

    в возрасте 15 лет и старше

    (по данным выборочных обследований рабочей силы
    в среднем за ноябрь 2020 г. – январь 2021 г.)

    Численность
    рабочей
    силы,
    тыс. человек

    В том числе

    Уровень, в %

    занятые

    безра-
    ботные

    участия в рабочей силе

    заня-
    тости

    безра-
    ботицы

    Российская Федерация

    75197,1

    70741,7

    4455,3

    62,2

    58,5

    5,9

    Центральный
    федеральный округ

    21295,4

    20384,6

    910,8

    64,0

    61,2

    4,3

    Безработица – это распространенность такого явления, как отсутствие работы. Рассматривая детально – это соотношение количества неработающих людей, к общему числу граждан страны трудоспособного возраста.

    Естественно, что это понятие связано неразрывным образом с рынком труда. Безработным признается каждый гражданин, который на конкретный промежуток времени не имеет работы, находится в ее поиске или готов в ближайшее время приступить к ней.

    Чем выше уровень общей безработицы в стране, тем хуже экономическая ситуация в целом.

    Существует целый ряд критериев, которые помогают разделить определенные категории безработицы. Но чаще всего обращают внимание на те причины, которые ее вызывают и длительность их влияния. Именно благодаря этим параметрам выделили соответствующие виды данного явления.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.

    Для любых предложений по сайту: [email protected]