Сроки проведения трасологической экспертизы по УПК РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сроки проведения трасологической экспертизы по УПК РФ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Вопросы, которые ставятся перед экспертом трасологической экспертизы, должны быть занесены в определение о назначении. Вопросы формируются и составляются так, чтобы эксперт благодаря им смог правильно и наиболее полно сформировать картину ДТП и предоставить информацию, которая позволит правильно и точно разрешить дело об административном правонарушении.

Вопросы, которые ставятся перед экспертом-трасологом, не могут выходить за рамки его специальных познаний.

Потерпевший и обвиняемый в деле об рассматриваемом административном правонарушении также могут участвовать в деятельности эксперта путем составления для него вопросов, на которые они хотели бы получить ответы в заключении эксперта.

Существует целый перечень типовых вопросов, которые задаются эксперту при трасологической экспертизе. Условно вопросы можно разделить на несколько групп, каждая из которых зависит от исследуемого объекта, целей и задач.

1 группа – вопросы, связанные с определением групповой принадлежности транспортных средств. Примерный список:

  • какому виду транспорта принадлежат следы, которые оставили на месте ДТП?
  • какая модель шин оставила следы, который был изъят с места ДТП?
  • соответствуют ли оставленные следы указанному виду транспортного средства?
  • исходя из выявленных форм, размеров и расположения следов на транспортных средствах возможно ли было соударение автомобилей?

2 группа – используется для того, чтобы можно было установить во время трасологической экспертизы целую картину по имеющимся частям. Примерный перечень:

  • действительно ли объекты деталей, которые были обнаружены на месте ДТП частями определенного транспортного средства?
  • являлись ли одним целым частицы краски, стекол, пластмассы, которые были обнаружены на месте аварии и на транспортных средствах, до момента ДТП?
  • перестраивалось ли какое-нибудь из транспортных средств в момент столкновения, исходя из найденных следов?

3 группа – применяется с той целью, чтобы установить конкретное транспортное средство

  • принадлежат ли обнаруженные следы указанному транспортному средству?
  • следы, найденные на месте ДТП, принадлежат одному или нескольким транспортным средствам?
  • найденный след оставлен именно этим автомобилем или другим?

4 группа – вопросы, которые помогают определить место ДТП

Примерный список:

  • в каком ряду произошло ДТП?
  • на какой полосе движения произошло ДТП?
  • ДТП произошло на обочине или на проезжей части дороги?
  • как располагались транспортные средства относительно границ проезжей части во время столкновения?

5 группа – вопросы трасологической экспертизы, направленные на установление процесса столкновения?

  • под каким углом произошло столкновение?
  • какое из ТС в момент столкновения двигалось с большей скоростью?
  • в момент ДТП транспортное средство стояло или находилось в движении?
  • в каком направлении двигались ТС перед самим столкновением?

Вышеуказанный перечень вопросов является всего лишь примерным, более точный список формируется тогда, когда известны подробности аварии, участники и т.д.

Ходатайство о назначении трасологической экспертизы при ДТП – это документ, в котором указывается просьба гражданина или организации о том, чтобы было проведено исследование доказательств, следов, места происшествия по делу с привлечением эксперта. Ходатайство заявляется в письменной форме. Ходатайствовать о проведении трасологической экспертизы может любой участник делопроизводства.

Ходатайствовать можно на любой из стадий производства:

1. До начала судебных тяжб на стадии предварительного расследования.

2. В суде первой инстанции.

3. На стадии апелляции.

Если ходатайство подавалось на апелляционной стадии, участник подавший, ее должен указать уважительную причину, из-за которой он не сделал это на предыдущих судебных слушаниях и разбирательствах.

Конечно, самое лучшее время для проведения трасологической экспертизы – сразу после происшествия. В этот момент эксперт сможет не только увидеть все оставленные следы, но и саму картину аварии.

Подавать и заявлять ходатайство можно в любой момент, но до того, как судья примет окончательное решение по рассматриваемому вопросу. Пишется ходатайство в свободной форме. Однако в нем стоит указать следующие обязательные сведения:

  • реквизиты суда, номер дела, полные сведения об участниках дела, дату и подпись ходатайствующего;
  • причины, вследствие которых возникает необходимость проведения экспертизы и из-за которых подается ходатайство;
  • кому вы желаете поручить проведение экспертизы;
  • примерный список вопросов, на которые требуется ответить эксперту;
  • список материалов, документов, сведений, которые вы можете предоставить эксперту со своей стороны
  • указать тип транспортно-трасологической экспертизы.

Ходатайство о проведении трасологической экспертизы может быть отклонено судом, но при этом должна быть предоставлена и обоснована причина отказа.

Стоимость трасологической экспертизы зависит от срочности и сложности происшествия, от региона проведения, репутации и известности экспертного учреждения или эксперта. Самая дешевая стоимость экспертизы равняется примерно 3 – 5 тысячам рублей, но это, если авария «простая» и вызов не срочный. Сложное дорожно-транспортное происшествие, например, если в него были вовлечены несколько участников, либо имеются пострадавшие, или причинен значительный ущерб, то цена такой экспертизы возрастает в разы и минимальная цена на нее начинается примерно с 10 тысяч рублей.

Оплату стоимости трасологической экспертизы может взять на себя один из участников ДТП на добровольной основе. Также участник дела, направлявший ходатайство о проведении экспертизы, может включить ее стоимость в сумму трат, которые указываются в ходатайстве, а также указать на то, чтобы она была оплачена той стороной, которая проиграет, то есть будет признана виновной.

В ситуации, когда ни одна из сторон, участвующая в делопроизводстве не согласна брать на себя затраты по оплате услуг эксперта, а провести экспертизу необходимо, то вопрос о том, кто ее будет оплачивать решает суд и устанавливает доли.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Судебная экспертиза — основная форма применения специальных знаний в судебном процессе. Она важна не только для справедливого рассмотрения дела, но и для защиты прав граждан в судебном порядке.

  • Судебная экспертиза — форма применения специальных знаний в судебном процессе.

Чаще всего судьи назначают землеустроительную, строительно—техническую, автотехническую, почерковедческую, лингвистическую, психолого—психиатрическую, судебно-медицинскую, техническую экспертизу документов.

Чтобы установить обстоятельства несколькими экспертами в одной области знания, суд может назначить комиссионную экспертизу. Комплексную экспертизу проводят, когда необходимо провести исследование с использованием разных областей знаний.

На основании заключения эксперта суд устанавливает факты, которые имеют значение для правильного и объективного разрешения дела. Заключение эксперта имеет юридическую силу при условии, что оно получено с соблюдением закона.

Судебная экспертиза может быть назначена судом или по ходатайству лиц, участвующих в деле. Есть ситуации, когда назначение экспертизы — обязательное условие, например, дела о признании гражданина недееспособным (см. ст. 283 ГПК РФ).

Экспертизу могут назначить на стадии подготовки к судебному разбирательству или в процессе судебного разбирательства.

Перед вынесением определения о назначении экспертизы суд должен:

  • установить факты, которые необходимы для проведения экспертизы;
  • определить вид экспертизы;
  • выбрать экспертное учреждение или эксперта (-ов);
  • сформулировать вопросы, где требуется заключение эксперта;
  • рассмотреть ходатайства об отводе экспертов;
  • назначить дату экспертизы и дату, когда заключение эксперта должно быть направлено в суд;
  • предоставить эксперту материалы для исследования;
  • определить расходы на проведение исследования.

При выборе экспертов и вопросов суд учитывает мнение участников судебного процесса. Если суд отклоняет вопросы, то он обязан мотивировать свое решение.

Эксперта предупреждают об ответственности за предоставление ложных сведений (см. ст. 307 УК РФ).

Проведение экспертизы суд поручает экспертному учреждению, эксперту или нескольким экспертам. Судебные экспертизы проводятся государственными и негосударственными судебно-экспертными учреждениями, государственными судебными или частными экспертами.

1) Судебная экспертиза — процессуальное действие. Её осуществляют в соответствующей процессуальной форме. Порядок производства экспертизы регламентирован законом, например, она может проводиться только по решению суда, судьи, органа дознания, дознавателя, следователя или прокурора, вынесенному в соответствии с процессуальным законодательством.

2) Судебная экспертиза нужна, когда возникает потребность в специальных знаниях. Суд назначает экспертизу, чтобы установить обстоятельства, имеющие значение для дела.

Специальные знания — это те, что выходят за рамки общеобразовательной программы и житейского опыта и требуют особой подготовки и профессиональных навыков. Они могут относиться к любой отрасли знания: науке, технике, искусству или ремеслу.

На разрешение эксперта в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе не могут ставиться правовые вопросы (например, имело ли место убийство или самоубийство).

3) Судебная экспертиза подразумевает под собой проведение исследования. Если вопрос, входящий в компетенцию какого-то специалиста, может быть решен без проведения исследования, экспертиза не должна назначаться. В таких случаях должны применяться другие методы: консультация специалиста, справка по вопросу, допрос сведущего свидетеля и другие.

4) Экспертизу проводят, чтобы установить обстоятельства, подлежащие доказыванию по конкретному делу.

5) Результат исследования — заключение судебного эксперта. Ход исследований и результаты экспертизы оформляются особым процессуальным документом заключением эксперта.

Заключение эксперта — один из видов (источников) доказательств, которое предусматривает процессуальное законодательство.

Заключение не имеет никаких преимуществ перед другими доказательствами и подлежит проверке и оценке на общих основаниях.

Государственные судебные эксперты — аттестованные работники государственного судебно—экспертного учреждения, которые проводят судебную экспертизу в рамках своих должностных обязанностей.

При проведении экспертизы эксперт не должен быть зависим от того, кто назначил экспертизу, а также лиц, заинтересованных в определенном исходе дела.

Эксперт должен быть независимым.

Какие требования предъявляют к государственным судебным экспертам?

  • высшее образование и дополнительное профессиональное образование (эксперты в государственных судебно—экспертных учреждениях);
  • среднее профессиональное образование в области судебной экспертизы (эксперты в ОВД);
  • все государственные судебные эксперты должны проходить аттестацию каждые 5 лет.

Обоснованность и справедливость судебного разбирательства обеспечивается также возможностью применять альтернативные средства собирания доказательств в суде, поэтому возникла необходимость создания и функционирования системы альтернативных судебно-экспертных учреждений.

Негосударственная судебная экспертиза — экспертиза, проводимая вне государственных судебно—экспертных учреждений.

Частные судебные эксперты — это лица, обладающие специальными знаниями в различных областях знаний, но не являющиеся государственными судебными экспертами.

Требования к квалификации для государственных экспертов, на частных экспертов не распространяются.

Заключения государственных и негосударственных экспертов имеют одинаковое значение как доказательство (см. ст. 79 ГПК РФ, ст. 83 АПК РФ, п. 2 ст. 195 УПК РФ).

1. Заключение эксперта является источником доказательственной информации, с помощью которого при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел добывают новые и проверяют имеющиеся доказательства. Наиболее часто экспертиза используется в качестве процессуального средства проверки и уточнения собранных по делу доказательств.

2. Экспертиза помогает выяснить происхождение и причинные связи отдельных фактов, признаков, механизм их образования.

3. Экспертиза позволяет определить время наступления и протекания отдельных явлений (смерти, горения, торможения и т.д.).

4. Экспертные исследования помогают решить вопрос о тождестве лиц, предметов, веществ, об их групповой принадлежности.

5. Экспертные исследования позволяют выяснить состав вещества, дать качественную и количественную характеристику его элементов.

6. Благодаря экспертиза у суда (сторон, которые ходатайствовали) появляется возможность установить факты и состояния, имеющие юридическое значение.

7. Экспертные исследования помогают дать правильную юридическую оценку расследуемого события.

8. Экспертиза имеет большое значение и для профилактики преступлений. С помощью заключения экспертизы следователи и лица, производящие дознание, выявляют причины и условия, способствовавшие совершению и других преступлений.

Вот почему участникам судебного процесса важно вести себя активно в вопросе о назначении экспертизы и не отдавать его на откуп суду и другой стороне.

В идеале участник процесса должен представлять возможности того или иного вида экспертизы, а также эффект, который она может дать. Так, в ходатайстве о назначении экспертизы аргументируйте её назначение и укажите конкретный факт, для установления которого требуются специальные знания.

Вопросы, которые будут предложены эксперту, должны быть конкретны, понятны, корректно сформулированы и последовательны. Пусть даже для этого понадобится консультация или изучение специальной литературы.

До предложения кандидатуры эксперта проведите мониторинг проведенных аналогичных судебных экспертиз и экспертов, работающих в нужной сфере. Предоставьте суду информацию об экспертном учреждении или данные эксперта (экспертов) с указанием сведений об их компетентности, стаже, сроков исследования, стоимости услуг.

При назначении экспертизы по инициативе суда активно пользуйтесь процессуальными правами: контролируйте замечания в протокол судебного заседания и знакомьтесь с вынесенным определением о назначении экспертизы.

  • Требования к узаконению самостроя не должны идти вразрез с Семейным кодексом

    967 0

    При каких условиях возможно продление срока комплексной судебной экспертизы?

    • 119 оценили материалы

    • 3 в избранном

    • 22

      По делу назначена комиссионная экспертиза (трем разным экспертам, заявленным сторонами по делу). За пределами установленного судом срока проведения экспертизы одним из экспертов заявлено ходатайство о продлении данного срока. При этом вторым из экспертов готовое заключение разослано сторонам по делу, которое может быть передано тому эксперту, который ходатайствует о продлении срока проведения экспертизы.

      Возможно ли продление срока по ходатайству и будет ли являться допустимым доказательством заключение эксперта, полученное за пределами срока проведения экспертизы и, предположительно, ознакомившегося с заключением второго эксперта?

      Полагаем, что продление срока проведения комиссионной экспертизы возможно. Судебная практика подтверждает данный вывод.

      При производстве комиссионной судебной экспертизы экспертами одной специальности каждый из них проводит исследования в полном объеме, и они совместно анализируют полученные результаты.

      Таким образом, комиссионная экспертиза предполагает возможность ознакомления одного эксперта с исследованием другого эксперта

      1. О понятии экспертизы см. коммент. к п. 49 ст. 5.

      Экспертизу как основную форму использования специальных познаний необходимо отличать от других форм: 1) использования специальных познаний самим следователем, например, при изъятии следов во время следственных действий; 2) помощи специалиста (ст. 58 УПК), которая, в свою очередь, может состоять из: а) содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применения технических средств в исследовании материалов дела. Такие действия являются несамостоятельным исследованием, производятся в рамках других следственных действий; б) содействия в постановке вопросов эксперту. Эта деятельность составляет элемент назначения экспертизы, будучи ее подготовительным этапом; в) дачи разъяснений по специальным вопросам в форме показаний или письменных заключений; 3) использования результатов так называемых непроцессуальных специальных исследований (акты ведомственных экспертиз, например товарных; ревизий, аудиторских проверок, калькуляции стоимости ремонта поврежденного автомобиля и т.д.). Все такие исследования проходят вне уголовно-процессуальной формы, а их результаты приобщаются к делу в качестве иных документов (ст. 84 УПК). Такие исследования в отличие от экспертизы не обеспечены процессуальными условиями и гарантиями, поэтому после возбуждения уголовного дела вместо них может, а в ряде случаев и должна назначаться судебная экспертиза.

      Подобные иные документы и письменные заключения специалиста следует отличать от специальных исследований, проводимых до возбуждения уголовного дела в основном по заданию оперативно-розыскных подразделений органов дознания (так называемые экспресс-исследования), например, по определению того, относится ли изъятый предмет к холодному оружию, вещество — к наркотикам и т.д. Такие исследования проводят, как правило, штатные сотрудники экспертно-криминалистических подразделений органов дознания. На наш взгляд, такие исследования относятся к числу оперативно-розыскных мероприятий («исследование предметов и документов» — п. 5 ч. 1 ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), результаты которых не могут считаться доказательствами даже в виде иных документов. Ведь признавать за ними доказательственное значение — значит соглашаться с явочным проведением экспертиз до возбуждения уголовного дела, что обесценивало бы законодательный запрет на производство здесь этого вида следственных действий. Значение подобных экспресс-исследований состоит лишь в установлении оснований для возбуждения (или отказа в возбуждении) уголовного дела. Их нельзя рассматривать как заключения специалиста (ч. 3 ст. 80 УПК), ибо согласно прямому указанию ч. 1 ст. 58 УПК специалист — это лицо, привлекаемое к участию лишь в процессуальных, т.е. предусмотренных уголовно-процессуальным законом действиях, а экспресс-исследования ему неизвестны. Этот вывод справедлив и для так называемых актов судебно-медицинских освидетельствований, ранее обычно проводившихся до возбуждения соответствующих уголовных дел по поручению органов предварительного расследования. Единственным источником регулирования для таких «освидетельствований» являлся Приказ Министерства здравоохранения СССР от 11 декабря 1978 г. N 1208 «О введении в практику общесоюзных Правил судебно-медицинского определения степени тяжести телесных повреждений». Следует, однако, учитывать, что 17 августа 2007 г. Постановлением Правительства РФ утверждены новые Правила определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, которые не предусматривают подобного действия. К тому же следует учесть, что подзаконными нормативными актами уголовно-процессуальные отношения регулироваться не могут. Нельзя считать эти акты и результатами непроцессуальных ведомственных исследований, которые, как указано нами выше, могут приниматься в процессе в качестве иных документов, так как объективно, будучи назначены не отдельно от уголовного процесса, а по требованию органов предварительного расследования, они фактически дублируют заключения судебно-медицинских экспертов.

      При применении норм главы 27 УПК РФ необходимо учитывать ФЗ от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», который подлежит применению в части, не противоречащей УПК.

      2. Экспертиза является следственным действием, поэтому на нее распространяются общие правила производства следственных действий. См. коммент. к ст. 164. Основанием для назначения экспертизы является необходимость установления фактов с помощью заключения эксперта — особого источника доказательств. Вопрос об этой необходимости решается субъектом, ведущим производство по делу. Однако в некоторых случаях назначение экспертизы является обязательным. См. коммент. к ст. 196. Специальными условиями для назначения экспертизы являются достаточность объектов для исследования, наличие научно обоснованной экспертной методики по данному предмету и по общему правилу согласие свидетеля и потерпевшего на их исследование.

      Статья 195 УПК РФ. Порядок назначения судебной экспертизы (действующая редакция)

      Виды (подвиды) экспертиз Диагностические задачи
      Гомеоскопические
      Экспертиза следов рук (дактилоскопическая)
      • имеются ли на представленных объектах следы рук;
      • какой рукой (правой или левой) и какими пальцами оставлены следы;
      • что можно сказать о строении кисти человек;
      • принадлежат ли следы одному человеку или нескольким;
      • как давно оставлены следы;
      • каков пол и возраст человека оставившего следы и т.п.
      Экспертиза следов ног (босые, одетые в чулочно-носочные изделия, обуви)
      • определение вида и размера обуви;
      • вида и особенностей чулок, (носков), отобразившихся в следах;
      • размера и особенностей босой ноги, оставившей след;
      • физические свойства человека, оставившего след (пол, рост, особенность походки и др.);
      • в каком направлении и каким образом (шагом, бегом) передвигался человек на месте происшествия;
      • каков механизм образования следов и др.
      Экспертиза следов зубов человека
      • зубами верхней или нижней челюсти оставлены следы;
      • какими конкретно зубами оставлены следы;
      • каковы особенности, строения зубного аппарата человека, оставившего следы;
      • оставлены ли следы зубными протезами;
      • каков механизм образования следов и др.
      Экспертиза следов губ человека
      • пригодны ли следы для идентификации;
      • каков механизм образования следов;
      • каковы особенности губ человека, отобразившиеся в следе и др.
      Экспертиза следов кожного покрова головы человека
      • имеются ли на представленном объекте следы кожи человека, (лба, носа, губ и т.д.);
      • пригодны ли они для идентификации;
      • каким участком кожи головы человека они оставлены;
      • каков механизм образования следов;
      • имеются ли в следах признаки, свидетельствующие о поле и возрасте человека, оставившего следы и др.
      Механоскопические
      Экспертиза следов орудий и инструментов
      • имеются ли следы орудий и инструментов;
      • каково направление движения орудия (инструмента);
      • с какой стороны (снаружи или изнутри) была взломана преграда;
      • каково взаимное положение объектов в момент следообразования;
      • какова последовательность образования следов;
      • каков механизм образования следов в целом и т.д.
      Экспертиза механических повреждений одежды
      • имеются ли на объекте повреждения;
      • каков механизм образования повреждений;
      • каким предметом (объектом) они образованы;
      • не образованы ли они ножом (топором, отверткой, шилом и т.п.), и если да, то каковы характеристики этого орудия и т.д.
      Экспертиза узлов и петель
      • имеются ли на объекте узлы и петли;
      • каков механизм их завязывания;
      • необходимы ли для завязывания узлов профессиональные и специальные навыки;
      • является ли человек, завязавший узлы, правшой или левшой и т.д.
      Экспертиза замков
      • исправен ли замок;
      • пригоден ли замок для отпирания и запирания;
      • имеются ли на замке признаки, свидетельствующие о его взломе (попытке взлома);
      • не отпирался ли замок с помощью отмычек и т.д.

      Достижения науки и техники и разработка новых методов и технических средств, применяемых в криминалистике, предопределили современные возможности трасологических экспертиз.

      Так, обнаружение и фиксация невидимых следов папиллярных узоров стали эффективнее после разработки и применения следующих методов:

      • оптического (люминесцентного);
      • метода термовакуумного напыления (TBH);
      • выявление следов с помощью клея «Циакрин ЭО», позволяющего выявлять «старые» следы (многомесячной давности).

      Возможности компьютерной техники позволили разработать ряд программных комплексов, с помощью которых сокращается время проведения экспертного исследования в целом и в частности процесса идентификации (отождествления) при проведении дактилоскопических экспертиз и экспертиз следов орудий и инструментов.

      Разработка и изготовление новых видов запирающих, предохранительных и контрольных устройств, сведения о которых имеются в справочно-информационном фонде РФЦСЭ при Минюсте России, позволяют на высоком научном уровне решать диагностические задачи, затрагивающие проблемы исправности замков, возможности отпирания их посторонними предметами, вскрытия пломб и повторного их навешивания и т.п.

      Комплексный подход, осуществляемый трасологами совместно со специалистами в других областях, знаний (судебные медики, материаловеды, химики, биологи) позволяет решать такие задачи, как идентификация орудия, образовавшего разного рода следы и повреждения (механоскопические экспертизы).

      Отдельно хотелось бы отметить так называемую ситуалогическую экспертизу, использующую анализ ситуации (систему следов и иных объектов, составляющих обстановку места происшествия, влияющую на механизм отдельных следовых взаимодействий) на месте происшествия в целях установления механизма происшествия в целом, а также решения диагностических задач. Задачи такого рода относятся к разряду интегративных, а экспертное исследование проводится, как правило, на месте происшествия комиссией экспертов (трасологов, медиков, баллистов материаловедов и др.).

      Особое место в производстве трасологических экспертиз занимают микротрасологические исследования, объектами которых являются микроследы, микрочастицы и микроследы на микрочастицах. Наряду с традиционными техническими средствами (микроскопы, профилографы-профилометры) при проведении такого рода исследований используются голография, вычислительная техника сканирующие микроскопы (большая глубина резкости которых позволяет выделить не только микропризнаки, но и ультрамикропризнаки в углублениях дна следа), растровые электронные микроскопы.

      У этого непонятного термина очень простое определение.

      Трасологическая экспертиза — это исследование различных следов и отпечатков с целью определить, откуда они появились и кому (или чему) принадлежат.

      Эта наука путем сложных расчетов воссоздает механизм ДТП и устанавливает последовательность взаимодействия и получения повреждений объектами.

      Таким образом, назначение данного исследования — восстановить полную картину ДТП в подробностях.

      Объекты трасологической экспертизы — это разного рода следы, отпечатки и повреждения, оставленные живым существом или неодушевленным предметом.

      Когда проводят трасологическую экспертизу:

      • в спорных ситуациях при восстановлении действий водителей, результатом которых стало ДТП;
      • для выяснения, присутствовал ли вообще автомобиль на месте происшествия;
      • когда нужно определить, соответствуют ли повреждения на транспортном средстве обстоятельствам ДТП;
      • чтобы доказать, что вины водителя или пешехода в создании аварийной ситуации на дороге не было;
      • если страховая компания отказывается оплачивать ремонт или выделяет для этого несоразмерно маленькую сумму.

      Трасологическая экспертиза проводится в отношении предметов, механизмов и живых существ. Мы рассмотрим основные виды трасологических исследований и их специфику. Все они в той или иной мере могут быть применены в отношении расследования обстоятельств и причин ДТП.

      Это изучение различных по происхождению следов человека.

      Например:

      • отпечатков пальцев;
      • зубов;
      • следов ног;
      • следов обуви;
      • различных частей тела;
      • следов перчаток и других элементов одежды.

      Характер отпечатков многое скажет о человеке, который их оставил. Это не только очевидные физические параметры (например, размер ладони или стопы), но и его пол, рост, возраст и т. д.

      Можно узнать и другие вещи, которые для неспециалиста будут совсем удивительными. Например, особенности походки, шел человек или бежал и т. д.

      Механоскопическое исследование изучает следы и отпечатки от предметов и повреждения, найденные на вещах.

      Категории и объекты механоскопической экспертизы:

      Категория Объекты и раскрываемые вопросы
      1 Орудия и инструменты Предметы, которыми пытались что-то вскрыть или взломать — в каком направлении двигалось орудие, положение объектов по отношению друг к другу и т. д.
      2 Механические повреждения одежды Чем они были сделаны, особенности этого предмета и т. д.
      3 Узлы и петли Каким способом они были завязаны, нужны ли для этого профессиональные навыки, сделал их правша или левша и т. д.

      Повторная экспертиза: когда и как ее можно добиться

      При этом исследуются как основные характеристики замков, так и их состояние на момент экспертизы.

      Вопросы, на которые отвечает экспертиза замков:

      • можно ли считать замок исправным;
      • пригоден ли он для отпирания и запирания;
      • имеются ли на нем признаки взлома;
      • если замок пытались вскрыть, чем это делали (отмычкой или ключом).

      Исследование покажет, как давно замок эксплуатируется. Можно сделать выводы и о том, эксплуатировался ли он вообще или же когда-то его заперли и долгое время не трогали.

      Основная цель исследования пломб — проверка их целостности.

      В этом виде исследования рассматриваются вопросы:

      1. Пытались ли сорвать пломбу?
      2. Наложена она один раз или же ее вскрывали и наложили повторно?
      3. Принадлежат ли оттиски на пломбе данному пломбиру?
      4. Если пломбу вскрывали, имеют ли к этому отношение представленные для следствия инструменты?
      5. Можно ли извлечь проволоку из данной пломбы, не нарушая поверхности пломбы?

      Здесь изучаются следы от лап. В область внимания попадают и следы от подков.

      В ходе этого исследования решаются задачи:

      • какое животное оставило следы;
      • было ли это одно существо или несколько;
      • в каком направлении двигалось животное.

      Кроме следов от лап исследуются и отпечатки зубов.

      Условно разделим все задачи трасологической экспертизы на идентификационные и диагностические.

      Идентификационная задача — установить объект, оставивший следы. То есть идентифицировать. Диагностические задачи мы рассмотрим более подробно.

      Задача 1. Пригодность отпечатков для идентификации

      Это первое, что определяется исследованием. Следы и отпечатки мало обнаружить и зафиксировать, нужно определить, удастся ли подвергнуть их дальнейшему исследованию.

      Возможности экспертизы не безграничны и не всякие следы годятся для исследований. Бывает, что отпечаток настолько слабый, размытый или стертый, что экспертизу провести невозможно.

      Общие вопросы по судебной экспертизе

      Основная задача, решаемая трасологической экспертизой, заключается в определении механизма автодорожного происшествия.

      Механизм происшествия отражает последовательность всех его стадий, от начала до конца.

      Например, разобраться без трасологии невозможно при авариях, связанных с перестроением транспортных средств, движущихся попутно. Когда оба участника происшествия говорят о том, что они двигались без изменения направления движения. Причем каждый из водителей утверждает, что его оппонент совершал маневр перестроения и не выполнил требование ПДД РФ о предоставлении преимущества в движении транспортному средству, движущемуся без изменения направления движения, то есть прямо.

      Также к транспортной трасологии обращаются в тех случаях, когда требуется провести идентификационное сравнение следов происшествия с представленными образцами.

      Например, при осмотре поврежденного автомобиля с места происшествия были изъяты образцы следов наслоения автоэмали, оставленные скрывшемся с места аварии транспортным средством. В ходе расследования дела по подозрению в совершении происшествия задержан автомобиль, имеющий следы отслоения автоэмали на переднем бампере. Обнаруженные на задержанном автомобиле следы по цвету, форме и характеру образования соответствуют следам, изъятым при осмотре поврежденного автомобиля. Для ответа на вопрос о причастности задержанного автомобиля к дорожной аварии назначается трасологическое экспертное исследование.

      Статьи в помощь:

      Осмотр места происшествия при ДТП

      Протокол осмотра места ДТП образец

      Участникам дорожных автотранспортных происшествий следует знать, что объектами трасологической экспертизы при дорожно-транспортном происшествии являются следы, то есть зафиксированные материально отражения отдельных предметов, транспортных средств, людей.

      Без следов не может быть никакой трасологии.

      Круг вопросов, решаемых посредством проведения данной экспертизы, достаточно широк.

      В зависимости от исследуемых объектов, целей и задач экспертизы, можно выделить три группы вопросов.

      Первая группа вопросов направлена на определение групповой принадлежности автомототранспортных средств:

      • к какому виду транспорта относятся следы, оставленные на месте происшествия?

      • какой моделью шины оставлен след, изъятый с места дорожной аварии?

      • принадлежат ли следы указанному виду транспортного средства?

      • возможно ли соударение автомобилей А и В исходя из формы, размеров и расположения следов на транспортных средствах?

      Вторая группа вопросов применяется в целях установления целого по частям:

      • являются ли поврежденные объекты деталей, обнаруженных на месте происшествия частями конкретного транспортного средства?

      • не являлись ли до дорожно-транспортного происшествия одним целым частицы краски (стекла, пластмассы), обнаруженные на месте аварии и транспортных средствах?

      Третья группа вопросов связана с установлением конкретного автомототранспортного средства:

      • принадлежат ли следы данному транспортному средству?

      • одним или несколькими транспортными средствами оставлены следы?

      • данной ли автомобильной шиной оставлены следы на месте происшествия?

      Эксперты – трасологии в своих исследованиях могут решать ряд вопросов, относящихся непосредственно к механизму дорожно-транспортной аварии.

      Участникам производства по делу предлагаем следующие формулировки задач для экспертного трасологического исследования.

      1. Определить механизм происшествия (указать дату, время, место и состав участников).

      2. Определить место столкновение транспортных средств (место наезда на пешехода, наезда на препятствие).

      3. Соответствует ли место столкновения (наезда), указанное на схеме места происшествия экспертным расчетам?

      4. Определить место наезда на пешехода (препятствие).

      5. Какова последовательность столкновения АМТС?

      6. Какими частями АМТС произошло контактное взаимодействие?

      7. Определить угол столкновения АМТС?

      8. Кто из указанных в постановлении о назначении экспертизы лиц, находился за рулем автомобиля?

      Трасология назначается всегда, когда речь идет о столь распространенных в наше время «подставах».

      Широкое распространение получило назначение транспортно – трасологических экспертиз страховыми компаниями.

      Именно этот вид транспортной экспертизы достоверно и точно определяет соответствие повреждений на транспортных средствах механизма и обстоятельствам дорожно- транспортного происшествия.

      Данная экспертиза может быть назначена на любой стадии производства по делу, однако, оптимально проводить исследование в ходе дознания (предварительного расследования).

      Именно эта стадия нацелена на установление лица виновного в совершении аварии.

      Нормативной базой для назначения и проведения трасологической экспертизы при ДТП, являются процессуальные кодексы РФ – УПК, ГПК, АПК и нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях.

      Статья в помощь:

      Как оспорить независимую экспертизу по ДТП

      По общему правилу, трасологическое экспертное исследование проводится в рамках комплексной транспортно-трасологической или дорожно-автотехнической экспертизы.

      Участники производства по делу об автоаварии для решения организационных вопросов при назначении трасологической экспертизы могут воспользоваться рекомендациями, изложенными в статьях раздела сайта «Экспертизы дорожно-транспортных происшествий».

      Статьи в помощь:

      Независимая экспертиза после ДТП

      Автотехническая экспертиза при ДТП

      Дорожно-транспортная экспертиза

      В заключение статьи хочется отметить, что информация о трасологической экспертизе при ДТП, изложенная в настоящей статье, может быть сложна для ряда наших читателей.

      Конечно же все рекомендации носят сугубо общий характер.

      Разбираться в каждой спорной дорожной аварии следует с учетом всех обстоятельств дела и, при необходимости, с привлечением профессиональных автоюристов.

      • Все о ДТП и автостраховании
      • Как и кто производит экспертизу после ДТП. Какие есть разновидности экспертиз, стоимость и обжалование.
      • Что такое обоюдная вина при ДТП. Когда вина считается обоюдной, как это доказать, ответственность.
      • Что делать, если виновное лицо оставило место ДТП. В каких ситуациях можно законно оставить место ДТП.
      • Как можно проверить авто на ДТП. Подробная инструкция по проверке.
      • Как получить выплату по ОСАГО виновнику ДТП. Подробная инструкция по получению страховых выплат.

      Трасологические экспертизы выполняют 33 эксперта со стажем от 7 лет. Перед началом подготовки специалистам разъясняются права и обязанности эксперта, а также возможность их привлечения к административной и уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

      Производство экспертиз осуществляется членами Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация судебных экспертов» (СРО) и сертифицированными в СРО экспертами.

      Правовые основы

      • Гомеоскопические (экспертиза следов человека) — исследуются следы рук и ног, губ и зубов, обуви и одежды, а также следы крови. Исследование отпечатков пальцев с целью установления личности человека называется дактилоскопической экспертизой.
      • Механоскопические — экспертизе подвергаются следы инструментов, замков, запирающих и предохранительных механизмов, пломб, инструментов взлома.
      • Транспортные — экспертизы следов автомототранспорта, водного и железнодорожного транспорта для установления марки и модели транспортного средства, оставившего обнаруженный след, частей транспортных средств, которыми были нанесены следы, направления и характера движения, неисправностей автомобиля по его следам. Часто необходима при расследовании обстоятельств ДТП.
      • Следов животных — экспертизы следов зубов, когтей, лап, подков, клейм.

      Судебная трасологическая экспертиза проводится для идентификации объекта, оставившего след. А также для определения времени и механизма воздействия, последовательности образования следов (направление излома, размещение и место столкновения транспортных средств, способ вскрытия пломбы и т.п.), состояния исследуемых объектов и их свойств (например, исправность замка).

      В случаях, когда экспертам необходимо установить схему происшествия, исследование проводится комиссией экспертов-трасологов, биологов, медиков, баллистов, материаловедов, почвоведов, экспертов по холодному оружию, нефтепродуктам и ГСМ и др.

      На основании договора проводится досудебная (внесудебная) трасологическая экспертиза — когда заказчиком может быть любое лицо, обратившееся в экспертную организацию.

      Если же инициатором выступает суд, проводится судебная трасологическая экспертиза. Для назначения трасологической экспертизы вам потребуется информационное письмо для суда от экспертной организации о готовности провести судебную экспертизу. Приобщите данное письмо к ходатайству о назначении судебной экспертизы.

      • Бесплатная консультация, предварительный анализ имеющихся материалов, постановка цели и задач, формулирование вопросов для эксперта.
      • Заключение договора и оплата счета.
      • Производство экспертизы. Эксперт получает материалы и проводит необходимые исследования, согласно методике проведения трасологической экспертизы.
      • Результат досудебной экспертизы оформляется в виде Заключения специалиста и передается заказчику.
      • При необходимости эксперт выезжает в суд для дачи пояснений по проведенному исследованию.
      • В ответ на запрос суда мы подготовим информационное письмо о возможности выполнить экспертизу.
      • При получении определения о назначении экспертизы представитель экспертной организации получает материалы дела в суде. Эксперт знакомится с ними, определяет степень достаточности материалов, при необходимости запрашивает недостающие.
      • Производство экспертизы. Эксперт получает материалы и проводит необходимые исследования, согласно методике проведения трасологической экспертизы.
      • Результат судебной экспертизы оформляется в виде Заключения эксперта и передается в суд.
      • По вызову суда эксперт выезжает для судебного допроса, в рамках которого дает пояснения по проведенной судебной экспертизе.

      Статья 195. Порядок назначения судебной экспертизы

      • ВСЕ
      • ЭКСПРУС
      • СРО
      • Прочее

      Трасологическая экспертиза – это специфическое исследование, направленное на изучение следов на месте ДТП, с целью всесторонней оценки ситуации. В ходе работы эксперты определяют откуда взялись отпечатки, кому они принадлежат и в результате каких действий были сделаны.

      Специалисты могут также понять порядок возникновения следов, что позволяет восстановить картину произошедшего и с большой долей вероятности выяснить степень виновности всех участников дорожно-транспортного происшествия.

      Необходимость в проведении экспертной оценки произошедшего возникает в следующих случаях:

      1. Водители дают разные показания о случившемся, из-за чего невозможно понять, как обстояло дело на самом деле. Такие ситуации не редкость, а разность версий не дает возможности правильно оценить ДТП, а значит может привести к применению мер наказания невиновного лица. Только эксперты могут расставить все акценты и описать случившееся максимально непредвзято.
      2. Требуется определить кому принадлежат те или иные следы и как они были оставлены. Этот пункт чаще всего используется страховыми компаниями, когда они сомневаются, что в аварии участвовали заявленные авто. Трасологическая экспертиза поможет исключить мошеннические схемы.
      3. Требуется установить виновника аварии. Сопоставление следов и отпечатков помогает отмотать ленту событий назад и понять кто или что спровоцировало дорожно-транспортное происшествие.

      Грамотное проведение экспертной оценки позволяет установить правду и влияет на ход судебного производства.

      Специалисты, высказывающие свое экспертное мнение, выполняют идентификацию следов и их диагностику. В результате проведения транспортно-трасологической экспертизы решается ряд важных вопросов. В частности, исследование определяет:

      • какие есть следы и отпечатки;
      • когда они появились – до аварии, после нее или в результате ДТП;
      • что и как их образовало;
      • насколько отпечатки пригодны к идентификации;
      • в какой последовательности они появлялись;
      • насколько технически исправным было состояние транспортных средств, участвующих в аварии;
      • какие причинно-следственные связи повлекли зафиксированные последствия.

      Все эти вопросы обязательно выясняются в ходе стандартной процедуры. В некоторых случаях специалистам приходится идти еще дальше, чтобы распутать весьма неоднозначные случаи.

      Качественное исследование подразумевает фиксацию огромного количества данных с места аварии и/или объектов ДТП. Эксперты учитывают также показания как самих участников, так и свидетелей произошедшего.

      Экспертная процедура оценки ситуации выполняется в строгой последовательности:

      1. Лицо, заказывающее проведение экспертизы, выбирает компанию. Важно ответственно подойти к выбору, чтобы минимизировать риск оспаривания полученных результатов. Заниматься проведением трасологических исследований могут только квалифицированные эксперты, имеющие допуск к данному виду работ. Немаловажно обращать внимание на репутацию выбранной фирмы.
      2. Сбор и предоставление необходимой документации. Чем более полным будет пакет, тем больше шансов получить качественный и достоверный результат.
      3. Осмотр места дорожно-транспортного происшествия. Специалисты не имеют право делать выводы исключительно на данных предоставленных участниками ДТП и свидетелями. Они обязаны как можно быстрее осмотреть место происшествия и зафиксировать все оставшиеся там следы. Эксперты проводят замеры на местности, делают фото, слепки, берут образцы частиц и многое другое. Только такой комплексный подход поможет составить максимально достоверную картину.
      4. Осмотр транспортных средств, участвовавших в аварии. С машины также берутся пробы краски, для того чтобы определить наличие столкновения с другим ТС.
      5. Моделирование ситуации. Раньше этот этап выполнялся посредством составления детального плана происшедшего на бумаге. Сейчас с задачей успешно справляются компьютерные программы, которые помогают проиграть случившееся, внеся исходные данные.
      6. Составление отчета по результатам проведенного исследования. Отчет может использоваться в том числе и для представления в суд. В нем содержатся выводы экспертов о том, как произошла авария и кто является ее виновником.

      Каждый этап имеет свои требования, которые следует учитывать.

      Комплектность документации, которую потребуется предоставить эксперту, может меняться и дополняться в зависимости от исходной проблемы. При стандартном ДТП без жертв необходимо собрать и предоставить:

      • справку о дорожно-транспортном происшествии;
      • бумаги, которые были составлены сотрудниками ГИБДД – протокол, схема проезда, фото-таблицы;
      • техпаспорт и данные о техосмотре ТС.

      Специалист также получает доступ к автомобилям и одежде, участников аварийной ситуации.

      Если на месте аварии умер человек, то дополнительно берутся отчеты у следователя, который ведет дело об убийстве.

      Не обойтись и без фото- и видеодокументов, слепков обуви и шин с места ДТП и много другого. Все эти бумаги и предметы экспертный работник делит на пять групп – вещественные доказательства, проверяемые объекты, образцы для исследования, справочные материалы и процессуальные документы.

      4. Сроки производства судебных экспертиз

      Отчет эксперта – это апогей работы специалиста. В нем даются развернутые ответы на предварительно поставленные заказчиком вопросы. Все выводы подкрепляются фото доказательствами и объяснениями произошедшего.

      Готовый отчет используется для доказательства или опровержения виновности того или иного человека. Он также может использоваться для определения страхового случая.

      Экспертные выводы можно условно разделить на:

      1. Ответы на поставленные вопросы.
      2. Указание возможности решения поставленной задачи.

      Изложенное в отчете может классифицироваться как однозначное или альтернативное, положительное или отрицательное, категорическое или вероятное.

      Изучение следов на месте дорожного происшествия проводится в рамках расследования обстоятельств аварийной ситуации. Водители, не знающие, что такое трассологическая экспертиза после ДТП, не имеют представления об особенностях транспортного осмотра. Исследование направлено на разбор отпечатков шин. Сложные расчеты позволяют воссоздать механизм дорожного инцидента и установить последовательность действий автомобилистов, причинно-следственную связь между управлением транспортным средством и результатами столкновения.

      Трасологическая экспертиза после ДТП представляет собой исследование следов и отпечатков, оставленных на месте происшествия, проводимое с целью определения их природы возникновения и принадлежности. Посредством последовательного выполнения сложных расчетов эксперт воссоздает механизм ДТП и устанавливает последовательность получения повреждений объектами.

      Трасологическая экспертиза после ДТП проводится для реконструкции событий, при несовпадении показаний участников аварии и очевидцев, для доказательства вины водителя, определения соответствий повреждений на автомобиле обстоятельствам происшествия, установления механизма столкновения, обжалования приговора.

      Трасологическая проверка проводится на основании нескольких нормативных документах, которыми также определяется порядок ее проведения. Ими являются:

      1. Закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ».
      2. Уголовно-процессуальный кодекс, глава 27, ст. 195 – 207.
      3. Гражданско-процессуальный кодекс, ст. 79 – 87.
      4. Арбитражно-процессуальный кодекс ст. 82 – 87.
      5. Кодекс об административных правонарушениях, ст. 26.4. – 26.5.

      Каждый нормативный документ регулирует вопросы о назначении, порядке проведения, о комиссионной и комплексной экспертизе, о ее заключении.

      Трасологическую экспертизу относят к подвиду криминалистики. Это исследование позволяет найти, и по возможности идентифицировать следы, оставленные объектом при определенной ситуации, а также выяснить механизм их возникновения. В большинстве случаев используется при оперативных мероприятиях, деятельности следователя и дознавателя или назначается судом.

      Трасологическая экспертиза автомобиля и места аварии после ДТП

      Условно вопросы, задаваемые экспертам-трасологам на тему проводимого исследования, можно разделить на две группы:

      • идентификационные;
      • диагностические.

      Типовыми вопросами первой группы являются:

      • Оставленные на месте происшествия следы принадлежат одному или нескольким объектам?
      • Какими объектами были оставлены найденные следы?
      • Могли ли оставленные следы быть нанесены автомобилем, участие которого в ДТП было доказано?
      • Являются ли оставленные следы и повреждения результатом рассматриваемого ДТП?

      Список типовых диагностических вопросов выглядит следующим образом:

      • Есть ли на месте дорожно-транспортного происшествия следы, пригодные для исследования?
      • Какова была траектория тех или иных транспортных средств, принимавших участие в аварии?
      • Какова марка автомобилей, чьи следы удалось обнаружить на месте происшествия?
      • Как располагались объекты, автомобили и пешеходы в момент столкновения?
      • В какой последовательности происходило столкновение различных объектов и образование следов?
      • Что можно сказать о механизме рассматриваемой аварии?

      Вопросы, которые ставятся перед экспертом-трасологом, не могут выходить за рамки его специальных познаний.

      Потерпевший и обвиняемый в деле об рассматриваемом административном правонарушении также могут участвовать в деятельности эксперта путем составления для него вопросов, на которые они хотели бы получить ответы в заключении эксперта.

      Существует целый перечень типовых вопросов, которые задаются эксперту при трасологической экспертизе. Условно вопросы можно разделить на несколько групп, каждая из которых зависит от исследуемого объекта, целей и задач.

      1 группа – вопросы, связанные с определением групповой принадлежности транспортных средств. Примерный список:

      • какому виду транспорта принадлежат следы, которые оставили на месте ДТП?
      • какая модель шин оставила следы, который был изъят с места ДТП?
      • соответствуют ли оставленные следы указанному виду транспортного средства?
      • исходя из выявленных форм, размеров и расположения следов на транспортных средствах возможно ли было соударение автомобилей?

      2 группа – используется для того, чтобы можно было установить во время трасологической экспертизы целую картину по имеющимся частям. Примерный перечень:

      • действительно ли объекты деталей, которые были обнаружены на месте ДТП частями определенного транспортного средства?
      • являлись ли одним целым частицы краски, стекол, пластмассы, которые были обнаружены на месте аварии и на транспортных средствах, до момента ДТП?
      • перестраивалось ли какое-нибудь из транспортных средств в момент столкновения, исходя из найденных следов?

      3 группа – применяется с той целью, чтобы установить конкретное транспортное средство

      • принадлежат ли обнаруженные следы указанному транспортному средству?
      • следы, найденные на месте ДТП, принадлежат одному или нескольким транспортным средствам?
      • найденный след оставлен именно этим автомобилем или другим?

      4 группа – вопросы, которые помогают определить место ДТП

      • Примерный список:
      • в каком ряду произошло ДТП?
      • на какой полосе движения произошло ДТП?
      • ДТП произошло на обочине или на проезжей части дороги?
      • как располагались транспортные средства относительно границ проезжей части во время столкновения?

      5 группа – вопросы трасологической экспертизы, направленные на установление процесса столкновения?

      • под каким углом произошло столкновение?
      • какое из ТС в момент столкновения двигалось с большей скоростью?
      • в момент ДТП транспортное средство стояло или находилось в движении?
      • в каком направлении двигались ТС перед самим столкновением?

      Трасологическое исследование проводится в отношении механизмов, предметов и живых существ. Рассматриваемые ниже виды трасологических экспертиз в той или иной мере могут использоваться для расследования причин и обстоятельств ДТП:

      • гомеоскопическое исследование – изучение следов человека: отпечатков пальцев, следов ног, следов обуви, зубов, различных частей тела и прочего;
      • механоскопическое исследование – изучение следов от предметов и повреждений, найденных на вещах, а именно: орудий, инструментов, механических повреждений одежды, узлов и петель;
      • исследование замков – изучение основных характеристик замков, в том числе их состояния на момент экспертизы;
      • исследование пломб – изучение оставленных пломб на предмет их целостности;
      • исследование отпечатков производственных механизмов на предметах – проводится с целью определения отношения исследуемого предмета к оборудованию;
      • транспортное исследование – изучение следов транспортных средств: отпечатков шин, вмятин, царапин и других повреждений;
      • исследование отпечатков животных – изучение следов от лап и подков.

      Методика трасологической экспертизы состоит из системы методик, способов и приемов, а также различных технических средств, которые применяются для исследования различных объектов и предметов в рамках проводимой экспертизы.

      Объекты трасологической экспертизы делятся на следующие группы:

      1) Вещественные доказательства (следы преступления);

      2) Материальная обстановка места преступления;

      3) Процессуальные документы, содержащие в себе обстановку места происшествия (например — протокол осмотра места происшествия);

      4) Материалы справочного характера;

      5) Образцы (характеризующие отдельные виды объектов или отображающие свойства проверяемых объектов).

      Объекты трасологической экспертизы также делятся на объекты прямо участвующие в процессе идентификации и косвенно участвующие в идентификации.

      Объекты прямо и косвенно участвующие в идентификации делятся на:

      1) Идентифицируемые объекты, в отношении которых решается вопрос о тождестве;

      2) Идентифицируемые объекты, которые отражают свойства других объектов, а вот сами эти объекты отождествлению не подвергаются.

      К идентифицируемым объектам относятся: люди, помещения, предметы, животные, механизмы и др.

      Термин «трасологическая экспертиза» подразумевает действие процессуального характера, производимое посредством привлечения должностного лица, обладающего соответствующими навыками, знаниями и достаточным уровнем компетенции, и включает изучение доказательств, оставленных на месте ДТП с целью выявления причин их возникновения. Понятие «следы аварии» распространяется на следующие элементы дорожного происшествия:

      • повреждения на автомобилях, в числе которых частицы краски, кусочки стекла, металла, вмятины, трещины;
      • следы от колес, оставленные на дорожном полотне или грунтовой поверхности;
      • элементы, ранее являвшиеся частью автомобиля, но утратившие целостность с ТС в результате аварии (различные технологические жидкости, стекло, металл, краска).

      Процедура совокупного исследования позволяет установить обстоятельства, непосредственного виновника, а также возможность включения ДТП в рамки страхового случая.

      Необходимость проведения трасологической экспертизы может возникнуть в нескольких случаях.

      • Определение виновника произошедшей аварии. Как правило, происходит это, если все участники ДТП отказываются признавать себя в качестве виновника аварии.
      • Установление природы происхождения того или иного повреждения.

      Второй вариант свойственен для тех случаев, когда страховая компания отказывается производить выплаты, аргументируя это тем, что определенные повреждения не могли быть нанесены ТС в рамках произошедшего происшествия.


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]