Понятие и роль малого и среднего предпринимательства в экономике

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и роль малого и среднего предпринимательства в экономике». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

МЕСТО И РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ


  • Журнал Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 3 (часть 3) – С. 424-427
  • Раздел Экономические науки
  • УДК 334.7.01
  • Страницы 424–427
1
  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Экономика любого государства не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира.

Роль и значение малого предпринимательства необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, научно-технической, социальной, политической.

С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить при помощи следующих показателей:

— доли валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;

— доли национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;

— доли мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий;

— доли трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;

— доли малого бизнеса в экспорте продукции;

— доли налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;

— доли основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;

— доли отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме и др.

С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны.

Например, в США на малые фирмы приходится 54% всех занятых, 45% всех активов, 35% чистого дохода. В странах ЕС на малых предприятиях трудится свыше 70% работающего населения. В Японии на хозяйственные единицы с числом занятых до 300 человек (это 99,5% всех предприятий) приходится 78% занятых, 51,8% продаж, 56,6% условно чистой продукции в обрабатывающих отраслях промышленности. Доля малых предприятий в ВВП США составляет 52%, в странах ЕС — 67%, Японии — 55%.

Необходимо отметить, что в бывшем СССР не уделялось должного внимания развитию малого бизнеса, а приоритет отдавался крупным и средним предприятиям, что привело в конечном итоге к монополизации промышленного производства. С переходом на рыночные отношения это стало существенным тормозом для развития национальной экономики.

Малый бизнес в РФ стал развиваться с 1988 г., но особенно интенсивно — начиная с 1990 г. На начало 2003 г. уже насчитывалось 882,3 тыс. малых предприятий. За анализируемый период среднегодовой темп их прироста составил 8,5%. Малые предприятия в РФ уже создают 10 — 11 % ВВП, в них занято свыше 7,2 млн человек, а с учетом индивидуальных предпринимателей — более 11 млн чел., что составляет 16,9% общего количества занятых в экономике. Эти показатели ниже уровня развитых зарубежных стран в 5-6 раз, а следовательно, в РФ далеко не использован имеющийся огромный потенциал для развития малого бизнеса. Реализация этого потенциала возможна только в том случае, если в нашей стране будут созданы благоприятные условия, в том числе оказана государственная поддержка развитию малого бизнеса.

Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:

— в снижении уровня безработицы;

— в более полном удовлетворении потребностей граждан в продукции и услугах;

— в улучшении качества обслуживания;

— в более высокой удовлетворенности людей, особенно необразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающим свою работу прежде всего как средство самовыражения;

— в формировании среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;

— в формировании многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;

— в снижении забастовок и социальной напряженности в обществе.

Социальная значимость малого бизнеса имеет и другие, самые различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике (а, как известно, политику и экономику трудно отделить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды.

Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные нужды населения.

Именно так можно сегодня охарактеризовать малый бизнес в экономической системе большинства государств. Малый бизнес – это главный работодатель для большинства специальностей. Он дает весомый вклад (по сравнению с другими институтами) в научно-технический прогресс и ценообразование. Степень развитости малого предпринимательства определяет уровень экономической открытости и демократизации государства.

Согласно данным Росстата, в 2018 году 929 тыс. малых и средних предприятий, а это примерно 34,8% от их общего числа, занимались торговлей. Популярностью у них также пользовались операции с недвижимым имуществом (7,7%), деятельность в сфере транспортировки и хранения (6,5%), строительство (12,7%) и обрабатывающие производства (8,5%). Среди малых предприятий в торговле работали 34,8%, в сфере операций с недвижимостью — 7,8%, в строительстве — 12,7%, в обрабатывающих производствах — 8,4%.

А вот интересы средних предприятий уже сильно отличались — среди них оказалось больше фирм, которые заняты в обрабатывающих производствах (25,6%) и сельском хозяйстве (12,5%). Объяснение простое — эти отрасли требует большой компетенции и большего размера организации, чтобы оно могло оставаться эффективным и конкурентным.

В случае с индивидуальными предпринимателями в торговле заняты оказались около половины из них — 43,8%, траснпортировкой — еще 12%, а 5,7% — операциями с недвижимостью. То есть ИП предпочитают отрасли, которые, как объяснили в РАНХиГС, отличаются высокой оборачиваемостью средств и отсутствием необходимости иметь большой капитал.

По данным Единого реестра, на 10 июня 2020 года в секторе МСП работали примерно 15,3 млн человек, из них 7,4 млн (48,4%) — на микропредприятиях, 6,2 млн (40,5%) — на малых, около 1,7 млн (11,1%) — на средних. Но в эти данные не включены те ИП, что не привлекали наемных работников в принципе. А вот Росстат, наоборот, учитывает вообще всех, кто принимает участие в предпринимательской деятельности, — и самих владельцев ИП, и их сотрудников, и помогающих членов семьи, и т.п. В итоге, по его статистике, в 2018 году к малому и среднему бизнесу имели отношение 19,3 млн человек, или примерно 26,7% от общего числа всех работающих россиян.

Малый бизнес во многом решает в государстве проблемы с безработицей, в странах с развитой рыночной экономикой от 50 до 90% граждан заняты именно в этой сфере. Стоит отметить, что роль малого бизнеса в рыночной экономической системе трудно переоценить, так как, по сути, именно малый бизнес является гарантией существования развитой рыночной экономики.

Реферат: Малый бизнес понятие и роль в экономике

Развитие малого бизнеса повышает конкуренцию, что сдерживает рост цен и улучшает качество товаров. Также это помогает решить проблему безработицы, более 50% населения развивающихся стран трудятся именно в этой области. На малых предприятиях производиться от 30 до 60% национальных товаров. Рекомендуем также ознакомиться с видами малого бизнеса.

По подсчетам всемирного банка существует около 50 критериев, по которым вновь образованную организацию можно отнести к малому бизнесу. Самые часто встречаемые критерии – это определение по численности сотрудников, показатели прибыли и виды деятельности. Каждое государство, опираясь на развитие экономики, устанавливает правила для ведения мелкого бизнеса.

Например, РФ в 2020 году приняла закон « О поддержке среднего и малого бизнеса», который предусматривает что предприятие, где работает меньше 15 сотрудников является микропредприятием, до 100 трудящихся – малым, больше 100 – среднее. Соответственно также организации делят и по сумме полученной прибыли. Микропредприятия до 60 млн. руб., малые – 400 млн. руб., средние – 1 млрд. руб. Установленными критериями для определения малого бизнеса удобно пользоваться банкам при выдаче ссуды, а также налоговым органам. Еще на них ориентируются государственные службы, определяющие льготные программы и выделяющие средства для развития. Одно из преимуществ разряда малого бизнеса – это возможность пользоваться упрощенной системой налогообложения.

Роль малого и среднего бизнеса в экономике отдельно стоящего государства нельзя приуменьшать. Предприятия такого типа дают возможность населению реализовываться в коммерческой деятельности, применять свои творческие способности, решить проблему материального недостатка семье. Роль малого бизнеса определяется рядом задач, решения которых приводят к развитию страны в целом.

Отличительной чертой небольших производств можно считать эффективное использование ресурсов. Малое предприятие не может себе позволить нерационально использовать как рабочую силу, так и сырье для производства. Закупка оборудования производится строго по необходимости. Данный подход к работе является одним из главных показателей рационального достижения экономики.

Особенно можно выделить региональную сосредоточенность малого бизнеса. Опираясь на развитие малых производств можно почти безошибочно определить местную базовую рыночную экономику. Пополнение местного бюджета напрямую зависит от эффективной работы малого бизнеса. Но нельзя не сказать, что и бизнесмены заинтересованы в помощи и поддержке регионального управления. Ведь очень часто проблемы малого бизнеса напрямую зависят от местных властей, особенно это касается этапа открытия нового предприятия.

  1. Минимальные денежные затраты для открытия своего дела. Чаще всего идея заняться малым бизнесом возникает у тех людей, которые имеют какое-нибудь хобби, в дальнейшем способное приносить доход. Когда доходит дело до регистрации бизнеса у предпринимателя уже есть и оборудование, и материал для старта.
  2. Возможность устанавливать рабочие часы самостоятельно. Для того чтобы добиться приличного дохода от занятия любимым делом необязательно просиживать по 12 часов за рабочим местом. Вы можете самостоятельно выбрать время удобное для работы, например, это может быть несколько часов утром и вечером.
  3. Получение долгожданной материальной независимости. Для того чтобы ваше хобби переросло в производство, приносящее хороший доход, нужно, конечно, немало потрудиться. Но по достижению цели вам больше не придется ходить на наемную работу. Вы с удовольствием будете трудиться во благо своей семьи.
  1. Нестабильный доход. Конечно, до того как ваш бизнес начнет приносить стабильный доход может пройти и год и два, а может и больше, поэтому начинать малый бизнес лучше как подработку, имея гарантированный доход с другого рабочего места.
  2. Творческий кризис. Для создания конкурентно способного бизнеса нужно иметь массу идей для обновления товара или создания новых видов услуг, но не все предприниматели способны бесконечно их генерировать.
  3. Отсутствие социального пакета. Работая на себя, вам придется ходить на больничный и отпуск за свой счет. А вот повлиять на подсчет пенсии вы сможете, если зарегистрируете свою фирму, и будете платить налоги.

Технологии предпринимательской деятельности

Современные экономисты практически выделяют понятия: «предприниматель», «малый бизнес», «малый бизнес», в свою очередь, рассматривая «большой бизнес» как феномен экономической жизни, опираясь на другие принципы организации бизнеса.

Малый бизнес это бизнес, осуществляемый в малых формах, основанный на предпринимательской деятельности, совокупности мелких и средних частных предпринимателей, которые непосредственно не включены ни в одно монопольное предприятие.

Малый бизнес это, с одной стороны, особый сектор экономики, создающий материальные блага с минимальным привлечением материальных, энергетических, природных ресурсов и максимальным использованием человеческого капитала, а с другой стороны, сфера самореализации и Самодостаточность граждан в пределах прав, предоставленных Конституцией Российской Федерации.

Таким образом, предпринимательская деятельность как малый бизнес это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики в соответствии с установленными законами, направленная на получение систематической прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лица, зарегистрированные в этом качестве.

Хотя «лицо» любого развитого государства состоит из крупных предприятий и корпораций, а наличие мощной экономической силы большого капитала во многом определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, малые предприятия являются истинной основой жизни в страны с рыночной экономикой как самой массовой, динамичной и гибкой формой бизнеса.

Сектор малого бизнеса наиболее динамично развивает новые виды продукции и рыночные «ниши», способствует сближению производства товаров и услуг с потребителем и развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса. Важными особенностями малого бизнеса являются широкое использование небольших местных источников сырья, возможность ускорения развития инвестиций и высокая текучесть оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора являются активные инновации, которые способствуют ускорению развития различных секторов экономики. Малые предприятия создают конкурентную среду, создают альтернативу на рынке труда и создают миллионы новых рабочих мест.

Гибкость и высокая приспособляемость, присущая малому бизнесу к волатильности рыночных условий, способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране и достижению оптимальной структуры экономики.

Таким образом, малый бизнес это сектор бизнеса, который во многом определяет темпы экономического роста, состояние занятости, структуру и качество валового национального продукта государства.

Анализ имеющихся публикаций показывает, что в развитых странах с рыночной экономикой и в условиях постсоциалистических национальных экономических комплексов предпринимаются определенные меры по содействию саморазвитию малых предприятий, оказанию им помощи в выходе на рынок, поиске источников финансирования, партнеры, цепочки поставок, снижение системных рисков и т. д.

В целом, государства в странах с развитой рыночной экономикой придают особое значение поддержке малого бизнеса. Как показывает анализ опыта США, Великобритании, Германии, Японии, а также постсоциалистических стран (Венгрия, Польша), повсеместно принимаются определенные меры для содействия саморазвитию малых предприятий, помогая им выйти на рынок, найти источники финансирования, партнеров, цепочки поставок, снизить системные риски и т. д. Все это опосредовано особой важностью малого бизнеса в государственной экономике.

Малый бизнес играет довольно большую роль в экономике любой страны. Это неотъемлемая часть социально-экономической системы страны, обеспечивающая стабильность рыночных отношений, вовлекающая большинство граждан страны в эту систему отношений путем открытия собственного бизнеса, обеспечения высокой эффективности производства за счет глубокой специализации и кооперации производства, что Благоприятно сказывается на экономическом росте народного хозяйства.

Малый бизнес присутствует во всех сферах и сферах экономики. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими отраслями экономики гораздо более выражены, чем недостатки. В этом специфика малого бизнеса просыпаться во время общего экономического спада, решать многие экономические и социальные проблемы. Функционирование малых предприятий демонстрирует хорошую адаптацию к внешним условиям, укрепляя рыночные отношения своим развитием. Благодаря их гибкости и скорости принятия решений, малым предприятиям легче контролировать производственный процесс и быстро изменять его в связи с изменениями рыночного спроса. Они характеризуются высокой маневренностью производства по сравнению с крупными предприятиями, чутким реагированием на потребительский спрос, возможностью быстрого внедрения нового оборудования и технологий и более эффективным использованием производственных мощностей. Развитие малого бизнеса приводит к насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местного сырья. Это надежный источник доходов бюджета, доля просроченной задолженности малых предприятий перед местным и федеральным бюджетом ниже, чем у других предприятий.

В настоящее время крупные компании проявляют большой интерес к созданию малого бизнеса. Они инструктируют малые предприятия вести определенные виды производства, устанавливать тесные связи с рынком и проводить различные научные разработки.

Многие предприниматели считают, что развивать малый бизнес в современных условиях довольно сложно. Мировой финансовый кризис в той или иной степени затронул все сферы экономики, люди сократили доходы и, как следствие, сократили спрос на товары и услуги. Малые предприятия должны усердно работать, чтобы оставаться на плаву и получать доход от своей деятельности. Правительство Российской Федерации объявило, что намерено всячески поддерживать малый бизнес с помощью новых законов, кредитных программ, субсидий и льгот. Но чувствуют ли эту поддержку сами предприниматели? Как они намерены строить свой бизнес в сложных условиях и как они видят перспективы малого бизнеса? По мнению экспертов, представители малого бизнеса оценивают нынешнюю ситуацию в экономике пессимистично, но большинство все же настроены на продолжение своего бизнеса и считают, что перспективы малого бизнеса весьма оптимистичны. К сожалению, многие предприниматели говорят, что они не верят в государственную поддержку и полагаются на свои силы и ресурсы. На самом деле поддержка есть, и она вполне ощутима. В этом году на софинансирование программ поддержки малого бизнеса планируется выделить 10,5 миллиарда рублей, а регионы уже получили более 7 миллиардов рублей из федерального бюджета. Объем федеральной поддержки для большинства регионов составил 70%, а для некоторых регионов 80%. Финансирование по заявкам регионов (по данным Минэкономразвития РФ) в 2009 году составило 24 млрд рублей.

Программа кредитования малого и среднего бизнеса Внешэкономбанка вызвала большой интерес со стороны других кредитных организаций. Сейчас 75 банков уже подали заявки на участие в этой программе, а общий объем заявок составил более 12 миллиардов рублей. Банки получат средства для кредитования малого бизнеса в размере 10,5-10,7%, а предприниматели будут платить чуть больше за использование кредитных ресурсов (предполагается, что 13-14%). В июле также вступил в силу новый Федеральный закон, отменяющий использование кассовых аппаратов для малых предприятий, которые платят единый налог на вмененный доход, что поможет сократить расходы для предпринимателей. В этом году были подписаны другие законодательные и нормативные акты, касающиеся аренды, государственных заказов, проверок малых предприятий и других. Все эти действия со стороны штата показывают, что действует Программа поддержки малого бизнеса, и штат предпринимает достаточные усилия для оказания максимальной помощи малому бизнесу. Кризис не может продолжаться бесконечно, и признание важности малого бизнеса в российской экономике, государственная поддержка (при активном участии самих предпринимателей) помогут многим успешно развивать свой бизнес, и перспективы развития малого бизнеса в России действительно могут называться оптимистом.

Формирование, функционирование и развитие малого бизнеса, его структура и динамика в решающей степени зависят от ряда политических и социально-экономических условий той или иной страны.

Из опыта стран с развитой рыночной экономикой известно, как общий государственный и социально-экономический уровень развития страны влияет на положение малого бизнеса. Быстрый рост числа малых предприятий в них обусловлен появлением новых технологий, видов оборудования и технологий, научными разработками, качественными изменениями в развитии различных секторов инфраструктуры и растущей ролью сектора услуг в обществе. Этому также способствовала индивидуализация потребления, которая во многом изменила направление производства, его обычные и устоявшиеся приоритеты.

Производственные возможности малого бизнеса, конкретные направления его развития состоят из тех рыночных ниш, которые крупные фирмы оставили незанятыми, в то время как мелкие фирмы видят возможности для успешной деятельности и получения прибыли.

Перечислим наиболее важные факторы, влияющие на развитие малого бизнеса:

  • политическая ситуация в обществе;
  • состояние экономики страны;
  • государственная политика в области экономики;
  • меры поддержки малого бизнеса;
  • юридическое сопровождение малого бизнеса;
  • налоговая политика;
  • финансово-кредитная политика;
  • уровень жизни;
  • цивилизация предпринимательства.

Малый бизнес может стать той важной основой, с помощью которой делается поворот к позитивным процессам в экономике, к созданию предпринимательской экономической среды. Однако для того, чтобы малый бизнес мог выполнять все задачи, для решения которых он предназначен, чтобы полностью реализовать свой потенциал и использовать все свои преимущества, ему необходима поддержка со стороны государства.

Поддержка малого бизнеса осуществляется по нескольким направлениям, направленным на решение основных проблем малого бизнеса. Первая область включает подготовку законодательных и нормативных правовых актов, которые устанавливают чрезвычайно упрощенную (декларативную) процедуру регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности, новых систем налогообложения и учета; поддержка отечественных производителей; защита от посягательств на безопасность функционирования малого бизнеса и многое другое.

Второе направление включает в себя формирование региональных центров поддержки бизнеса на базе существующих структур для предоставления широкого спектра услуг, в том числе услуг в области безопасности, финансов, информации, консалтинга и других. Предполагается создать информационную сеть, которая поможет предпринимателям получать информацию юридического и делового характера (�� законах, налогах, конкурентах, клиентах, условиях рынка).

Курсовые от 500 рублей.

Дипломные от 2500 рублей.

Рефераты от 150 рублей.

Задачи от 50 рублей.

и многое другое.

«>Вид экономической деятельности»>

«>единиц»>

«>Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

«>164

«>Рыболовство, рыбоводство

«>7

«>Добыча полезных ископаемых

«>27

«>Обрабатывающие производства

«>801

«>Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

«>86

«>Строительство

«>582

«>Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

«>1 347

«>Гостиницы и рестораны

«>166

«>Транспорт и связь

«>309

«>Финансовая деятельность

«>26

«>Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг,

«>1 156

«>в том числе:

«>научные исследования и разработки

«>27

«>Образование

«>4

«>Здравоохранение и предоставление социальных услуг

«>83

«>Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

Роль малого предпринимательства в экономике России многогранна. Малые предприятия ориентируются на удовлетворение спроса потребителей; они обеспечивают демонополизацию экономики; по сравнению с про- изводителями-монополистами обладают гибкостью; способствуют развитию конкуренции в сфере производства, обеспечивая повышение качества производимой продукции; более эффективно используют технику и материальные ресурсы и др.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

Тема 11. Теория потребительского поведения

  • 11.1. Теория потребительского поведения
  • 11.2. Два объяснения закона спроса
  • 11.3. Правило максимизации полезности. Предельная полезность и кривая спроса
  • 11.4. Потребительский выбор и бюджетное сдерживание. Кривые безразличия
  • 11.5. Экономическая ценность времени

Тема 12. Предпринимательская деятельность и фирма в рыночной экономике

  • 12.1. Что такое предпринимательская деятельность?
  • 12.2. Фирма: ее внутренняя и внешняя среда
  • 12.3. Как и почему расширяются фирмы?
  • 12.4. Фирмы как объединения разных видов

Тема 13. Организационно-правовые формы бизнеса. Акционерное общество

  • 13.1. Правовые формы бизнеса: единоличное владение; товарищество (партнерство); корпорация
  • 13.2. Акционерное общество (АО). Акции и облигации

Тема 14. Малый бизнес

  • 14.1. Сущность и основные черты малого бизнеса
  • 14.2. Отличительные особенности малой фирмы (МФ)
  • 14.3. Значение малого бизнеса (МБ) в экономике
  • 14.4. Государственная поддержка малого бизнеса (мировая практика)
  • 14.5. Развитие малого бизнеса в России
  • 14.6. Мероприятия по государственной поддержке малого предпринимательства в России

Тема 15. Фирма и издержки производства

  • 15.1. Основные понятия: авансированный капитал, издержки производства, краткосрочный и долговременный периоды
  • 15.2. Издержки производства в краткосрочном периоде: постоянные, переменные, общие, средние
  • 15.3. Закон убывающей отдачи
  • 15.4. Издержки производства в долговременном периоде
  • 15.5. Какой же размер предприятия является наиболее эффективным?

Тема 16. Фирма и маркетинг

  • 16.1. Что такое «маркетинг»?
  • 16.2. Принципы маркетинга
  • 16.3. Стратегия маркетинга
  • 16.4. Ценовая политика и ее роль в маркетинге
  • 16.5. Социальная ответственность и этика в бизнесе

Тема 17. Фирма и торговля (оптовая и розничная)

  • 17.1. Постановка вопроса
  • 17.2. Оптовая торговля
  • 17.3. Розничная торговля
  • 17.4. Реклама — двигатель торговли в рыночной экономике
  • 17.5. Реклама и цены

Тема 18. Фирма и менеджмент

  • 18.1. Что такое менеджмент? Его уровни
  • 18.2. Управление фирмой: основные принципы
  • 18.3. Классификация структур управления
  • 18.4. Мотивация в менеджменте
  • 18.5. Обеспечение эффективной деятельности организации
  • 18.6. Проблемы российского менеджмента

Тема 19. Фирма и рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата

  • 19.1. Труд и рабочая сила. Особенности рабочей силы как товара
  • 19.2. Закон спроса и предложения: механизм его действия на рынке труда
  • 19.3. Заработная плата и ее виды
  • 19.4. Равновесная цена труда (заработная плата) и равновесный уровень занятости
  • 19.5. Экономический эффект минимума заработной платы и профсоюзы
  • 19.6. Неравенство в распределении национального дохода. Кривая Лоренца. Коэффициент Джинни
  • 19.7. Инвестиции в человеческий капитал
  • 19.8. Российская политика доходов и социальная поддержка населения

Тема 20. Фирма и прибыль

  • 20.1. Прибыль: экономическая и нормальная
  • 20.2. Функции и источники прибыли
  • 20.3. Норма прибыли
  • 20.4. Факторы роста прибыли

Тема 21. Фирма и рынок денежного капитала. Ставка ссудного процента

Тема 27. Валовой национальный продукт

  • 27.1. Валовой национальный продукт (ВНП): определение
  • 27.2. Производство и воспроизводство ВНП
  • 27.3. Расчет ВНП: по производству, доходам и расходам
  • 27.4. Макроэкономические показатели, производные от ВНП
  • 27.5. Номинальный и реальный ВНП. Национальное богатство и его отличие от ВНП

Тема 28. Совокупный спрос и совокупное предложение. Эффект храповика

  • 28.1. Совокупные величины (агрегаты) в экономическом анализе
  • 28.2. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы
  • 28.3. Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения. Неценовые факторы
  • 28.4. Равновесие: реальный объем производства и уровень цен
  • 28.5. Эффект храповика

Тема 29. Цикличность в рыночной экономике

  • 29.1. Что такое экономический цикл? Фазы цикла
  • 29.2. Причины экономических циклов
  • 29.3. Продолжительность экономических циклов

Тема 30. Кейнсианская теория выхода из экономического кризиса

  • 30.1. Потребление, сбережения, инвестиции: общая характеристика
  • 30.2. Кейнсианская теория совокупного спроса. Модель мультипликатора
  • 30.3. Принцип акселерации
  • 30.4. Модель взаимодействия мультипликатора-акселератора
  • 30.5. Экономика России: пути выхода из кризиса

Тема 31. Инфляция

  • 31.1. Инфляция: определение. Открытая и подавленная инфляция
  • 31.2. Виды инфляции
  • 31.3. Измерение инфляции
  • 31.4. Экономические и социальные последствия инфляции. Гиперинфляция
  • 31.5. Антиинфляционная политика
  • 31.6. Особенности российской инфляции и пути ее преодоления

Тема 32. Безработица. Проблема занятости и безработицы в России

  • 32.1. Понятие о безработице и причины ее возникновения
  • 32.2. Основные виды безработицы
  • 32.3. Уровень безработицы. Уровень общей и зарегистрированной безработицы в России
  • 32.4. Полная занятость. Естественный уровень безработицы
  • 32.5. Экономические и социальные последствия безработицы
  • 32.6. Проблема занятости и безработицы в России
  • 32.7. Основные направления по поддержанию занятости населения и борьбе с безработицей в современной России

Тема 33. Государственные финансы

  • 33.1. Что такое государственные финансы?
  • 33.2. Доходы государства. Налоги и их структура: прямые и косвенные налоги. Кривая Лаффера
  • 33.3. Распределение налогового бремени
  • 33.4. Государственные расходы и их структура
  • 33.5. Государственные займы как способ покрытия разницы между государственными расходами и доходами
  • 33.6. Основные задачи налоговой реформы в России в начале III тысячелетия

Тема 34. Государственный бюджет. Государственный долг

  • 34.1. Государственный бюджет: профицит и дефицит
  • 34.2. Государственный долг: определение и проблемы, связанные с ним
  • 34.3. Методы борьбы с бюджетным дефицитом и ростом государственного долга
  • 34.4. Особенности политики государственного долга в России
  • 34.5. Бюджетная политика России

Тема 35. Государственная фискальная политика и экономическое развитие

  • 35.1. Государственная фискальная политика: определение и ее виды
  • 35.2. Неоклассический синтез как основа экономической политики государства
  • 35.3. Кейнсианцы и монетаристы: их влияние на экономическую политику
  • 35.4. Эффект чистого экспорта и проблемы фискальной политики в мировой экономике

Тема 36. Экономический рост

Тема 38. Международная (внешняя) торговля

  • 38.1. Международная (внешняя) торговля: общая характеристика
  • 38.2. В силу чего возникает международная торговля?
  • 38.3. Роль внешней торговли
  • 38.4. Кругооборот доходов и расходов с учетом внешней торговли

Тема 39. Теории международной торговли. Теория глобализации

  • 39.1. Теории абсолютного преимущества и сравнительных издержек производства
  • 39.2. Теория международной торговли Хекшера — Олина
  • 39.3. «Парадокс Леонтьева»
  • 39.4. Альтернативные теории международной торговли
  • 39.5. Теория глобализации

Тема 40. Свободная торговля и протекционизм

  • 40.1. Природа свободной торговли
  • 40.2. Протекционизм: экономические доводы в его пользу
  • 40.3. Экономические доводы против политики протекционизма
  • 40.4. Таможенный союз

Тема 41. Эффективность внешней торговли

  • 41.1. Выигрыш от внешней торговли и его распределение
  • 41.2. Условия торговли
  • 41.3. Влияние внешней торговли на изменение структуры спроса и предложения
  • 41.4. Мультипликатор внешней торговли
  • 41.5. Внешняя торговля России

Тема 42. Валюта

  • 42.1. Что такое валюта? Конвертируемость валюты. Девальвация и ревальвация валюты
  • 42.2. Валютный курс. Номинальный и реальный валютные курсы
  • 42.3. Мировые денежные системы

Тема 43. Платежный баланс и его структура

  • 43.1. Что такое платежный баланс?
  • 43.2. Структура платежного баланса
  • 43.3. Причины хронического дефицита платежного баланса и способы его устранения

Тема 44. Внешнеэкономическая политика России в переходной экономике

  • 44.1. Либерализация внешней торговли
  • 44.2. Новая роль государства во внешней торговле
  • 44.3. Стратегия развития внешнеторговой политики
  • 44.4. Иностранные инвестиции в России
  • 44.5. Создание благоприятного инвестиционного климата в РФ в XXI в.
  • 44.6. Валютный рынок России
  • 44.7. Внешнеэкономическая политика России в начале III тысячелетия

Функции малого и среднего предпринимательства и его роль в современной экономике

Тема 45. Экономика России и ее модель развития в начале XXI в.

  • 45.1. Социально-экономический образ России в последнее десятилетие XX в.
  • 45.2. Пути восстановления разрушенной российской экономики и социальной среды обитания россиян
  • 45.3. Доминанты российской цивилизации начала III тысячелетия

Тема 46. Социальная политика России начала XXI в. и ее долгосрочная перспектива

  • 46.1. Что такое социальная политика?
  • 46.2. Социальная ситуация в Российской Федерации на рубеже XXI в. и ее основные цели
  • 46.3. Становление политики социального партнерства и механизмы ее развития в России
  • 46.4. Некоммерческий сектор и его вклад в решение социальных проблем

Тема 47. Политика доходов и система социальной защиты в России

  • 47.1. Динамика жизненного уровня и принципы распределения доходов
  • 47.2. Особенности формирования номинальных и реальных доходов населения в период перехода к рыночной экономике
  • 47.3. Основные тенденции в динамике реальных доходов населения в ходе экономической реформы
  • 47.4. Заработная плата: недостатки и проблемы ее регулирования
  • 47.5. Принципы формирования политики доходов населения

Тема 48. Концепция социальной защиты населения: теоретические и методологические основы

  • 48.1. Социальная зашита населения: сущность, принципы, направления
  • 48.2. Формы и методы социальной защиты
  • 48.3. Пути развития системы социальной защиты населения
  • 48.4. Реформирование системы социального страхования
  • 48.5. Три варианта сценариев развития системы социальной защиты населения на предстоящее десятилетие
  • 48.6. Перспективы, цели и задачи развития системы социальной защиты населения в России

Родоначальники экономической теории: от меркантилизма до маржинализма

Классическая политическая экономия

Учение Адама Смита

Учение Давида Рикардо

Экономический романтизм

Экономическая мысль 20—30-х гг. XIX в

Экономическое учение К. Маркса и Ф. Энгельса

Экономическая мысль второй половины XIX в.


  • Журнал Фундаментальные исследования. – 2017. – № 8 (часть 1) – С. 164-168
  • Дата публикации 30.08.2017
  • Раздел Экономические науки
  • УДК 336.2:332.122
  • Страницы 164–168

В статье рассмотрены задачи и возможности малого и среднего предпринимательства в современной экономике России. Проведен сравнительный анализ европейской и российской трактовки понятия «малый и средний бизнес», предложены подходы к оценке эффективности деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Исследования эффективности обусловлены особой актуальностью, в силу раскрытия в полной мере, данной экономической категорией, условий функционирования субъекта предпринимательства на рынке. Чем интенсивнее осуществляется основная деятельность субъектов малого предпринимательства, тем благоприятнее это сказывается на развитии государственной экономики. Чем выше уровень загрузки производственных мощностей, тем интенсивнее рост добавленной стоимости продукции, тем меньше уровень издержек, тем выше уровень налоговых отчислений в бюджет страны и государственные внебюджетные фонды. Позитивным эффектом малого и среднего предпринимательства является увеличение темпов роста численности рабочих мест, наряду со снижением уровня безработицы, сопровождающимся ростом материального обеспечения наемных сотрудников. Также в статье определены задачи социального и экономического характера, которые под силу решить сектору малого и среднего предпринимательства в «экономике свободного предпринимательства».

1. Абузярова М. И. Теоретические подходы к управлению малым бизнесом // Экономика и предпринимательство. 2018. № 6 (95). С. 777–779.

2. Бикбулатов В. Р. Организационно-экономический механизм микроресурсной поддержки развития субъектов малого бизнеса : автореф. дис. … канд. экон. наук. Уфа, 2011.

3. Бухвальд Е. М., Виленский А. В. О роли малого предпринимательства в развитии экономики России // Вестник РГНФ. 2012. № 1. С. 31–38.

4. Дубков О. Д. Меры государственной поддержки малому и среднему бизнесу // Аллея нау ки. 2018. Т. 3. № 5. С. 724–730.

5. Дубовик М. В. Рыночные инструменты регулирования малого бизнеса // Финансы и кредит. 2017. № 42. С. 42–50.

6. Дудин М. Р. Государственная политика в области малого предпринимательства в современных условиях развития России // Предпринимательство. 2010. № 4. С. 43–49.

7. Кирюшкин Р. Н. Выявление предпринимательских рисков в современных условиях хозяйствования // Предпринимательство. 2009. № 5. С. 47–84.

8. Козявкина А. С. Управление инновационным развитием предприятия малого бизнеса // Академия педагогических идей Новация. Серия: Студенческий научный вестник. 2018. № 5. С. 388–395.

9. Коняхина Т. Б. Развитие инвестиций в реальном секторе экономики, малом бизнесе и региональной инфраструктуре // Экономика и предпринимательство. 2018. № 4. С. 409–413.

10. Ксанаева М. Б., Аликаева М. В. Современные тенденции в развитии малого предпринимательства // Российское предпринимательство. 2013. № 4. С. 26–32.

11. Кудряшов В. С., Моржина Л. В. Анализ практики регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ и формирование рекомендаций по реализации программы развития предпринимательства в Санкт-Петербурге // Экономика и управление: вчера, сегодня, завтра. 2016. № 7. С. 81–87.

12. Куприн А. А. Формирование условий активизации развития инновационного предпринимательства в России // Государство и бизнес. Современные проблемы экономики : материалы VIII Международной научно-практической конференции. Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ. СПб., 2016. С. 60–67.

13. Кузобаев Н. Ж. Применение зарубежного опыта в малом и среднем бизнесе // Вестник Жалал-Абадского государственного университета. 2018. № 4. С. 196–200.

14. Махова А. В., Груздева Е. В. Государственное регулирование и помощь малому бизнесу в России и за рубежом // Наука и образование: новое время. 2018. № 3. С. 123–130.

15. Онучак В. Д. Оценка эффективности региональных программ развития малого предпринимательства // Проблемы теории и практики управления. 2018. № 2. С. 58–71.

16. Осипов М. А. Состояние и эффективность института развития малого предпринимательства в России // Фундаментальные исследования. 2018. № 10–13. С. 2916–2920.

17. Павлов К. В., Андреева И. Г. Оценка эффективного осуществления государственного регулирования развития малого бизнеса // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2007. № 8. С. 26–31.

18. Суворова А. П. Методологический подход к оценке эффективности деятельности экономической организации // Финансы и кредит. 2006. № 4. С. 43–48.

19. Шулус А. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки // Российский экономический журнал. 2012. № 5–6. С. 15–18.

20. Charakteristik und Entwicklung von Klein- und Mittelunternehmen (KMU). Urs Fueglistaller. KMU HSG. 2004. S. 11.

21. Tetriarisierung und Dienstlistungskompetenz in schweizerischen Klein- und Mittelunternehmen. Urs Fueglistaller. KMU HSG. 2008. S. 43–44.

СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ

Микропредприятие – это отдельный вид малого предпринимательства, для которого характерны определенные критерии. Хотя какой-то существенной разницы по сравнению с малым предпринимательством нет, главное отличие микрокомпании в том, сколько сотрудников в ней работает и какова величина среднегодового дохода.

Так, если компания состоит из 15 человек (не более), то она относится к микропредприятиям. Что касается предельной величины дохода, то она не должна превышать 120 млн рублей в год. Если фирма вписывается в эти критерии, значит, она является микропредприятием.

Малый бизнес – это форма предпринимательства, которая имеет свои достоинства и недостатки. К плюсам можно отнести следующее:

  • Полный контроль деятельности и небольшие финансовые затраты. Маленькую фирму легко открыть, обладая небольшими финансовыми возможностями. В некоторых случаях будет достаточно даже собственных сбережений. В такой форме предпринимательства нет необходимости согласовывать свои решения с кем-то еще – все решается самостоятельно и быстро.
  • Простое управление. Малым бизнесом очень легко управлять. Владелец предприятия сам контролирует все процессы, знает все, что происходит, и быстро реагирует на малейшие изменения на рынке.
  • Гибкость и мобильность. Небольшой бизнес намного проще подстраивать под малейшие изменения в экономической ситуации страны. В случае непредвиденных обстоятельств сменить месторасположение небольшой компании очень просто. Такая форма предпринимательства очень близка к конечному потребителю, поэтому тесно связана с его желаниями.
  • Продвижение. Рекламировать малое предприятие проще, чем крупную организацию. Реклама в соцсетях, эффект сарафанного радио – все это эффективные способы привлечения внимания к компании.

Дополнительная информация. Мелкий предприниматель лично осуществляет контроль за доходами, расходами, способами и стоимостью доставки товаров.

Есть у такого бизнеса и свои недостатки:

  • Ограничение капитала. Небольшой размер капитала в некоторых случаях может превратиться из плюса в минус. Может произойти такая ситуация, когда это станет ограничением в развитии. В результате возникнут проблемы в модернизации производства и улучшении качества продукции или оказания услуг.
  • Конкуренция. Маленьким предприятиям всегда сложно конкурировать с крупными концернами. Так как последние могут пойти на значительное снижение цен, выгодные для покупателя акции, чтобы привлечь внимание к своему товару. Небольшое производство при таких действиях понесет убытки, которые могут оказать критическое влияние.
  • Экономические риски. Во время ухудшения экономической ситуации в стране небольшим компаниям остаться на плаву значительно сложнее. Крупные компании всегда могут добиться ослабления налогового бремени или получить выгодный кредит. Мелкие предприниматели в этой ситуации оказываются в невыгодном положении.

Чтобы понять, что из себя представляет малый бизнес, следует рассмотреть несколько примеров:

  • Услуги. К данной категории относится репетиторство, клининговые услуги, салоны красоты, парикмахерские, маникюрные салоны и прочее.
  • Питание. К малому бизнесу можно отнести небольшие столовые, кафе, заведения фаст-фуда. Для успешности такого дела лучше выбрать направление национальной кухни или приготовление блюд узкой направленности.
  • Малый бизнес в домашних условиях. Вести собственное дело можно, не выходя из дома. Создание обуви, одежды, приготовление кондитерских изделий – все это можно делать в собственной квартире.
  • Строительство. Выполнение масштабных работ в МБ затруднительно, но создание компании по проведению мелких ремонтных работ, прокладке линий коммуникаций – довольно распространенная сфера деятельности для небольших предприятий.

Программа поддержки малого предпринимательства Скачать 85561 0 0

… — 2000 годы). Направление VI. В рамках этого направления осуществляются мероприятия по международному сотрудничеству в сфере поддержки малого предпринимательства. В Программу включены мероприятия по выполнению Межгосударственной программы поддержки малого предпринимательства в рамках Содружества Независимых Государств, утвержденной решением Совета глав правительств Содружества …

Эксперты обсудили роль малого и среднего бизнеса в экономике страны

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

ABSTRACT

The driving force of economic development is the activity of entrepreneurs aimed at improving their business and displaying original innovative thinking, the courage to take risks and take financial responsibility.

The role of small, medium and large businesses is difficult to overestimate. After all, it is entrepreneurs who create new jobs and introduce new technologies, which contributes to improving the economic efficiency of any region and the country as a whole.

Ключевые слова: предпринимательство; государственная поддержка.

Keywords: business; government support.

Развитие предпринимательства оказывает положительное влияние на экономику отдельных регионов, т.к. влияет на состояние рынка труда в результате создания новых рабочих мест, тем самым увеличивая спрос на рабочую силу. Налоговые и прочие поступления составляют значительную часть бюджета регионов и муниципальных образований.

Развитие сектора предпринимательства является важнейшей частью социально-экономического развития страны. Многие специалисты расходятся во мнении о роли и месте предпринимательства в современной экономке. Но их мнения сходятся в том, что предпринимательство способствует увеличению занятости населения и созданию товаров и услуг, необходимых потребителю. В результате возникает новая конкуренция на рынке, разнообразие форм собственности, а также происходит противодействие монополизации экономики крупными фирмами.

К основным показателям предпринимательства следует отнести:

количество субъектов в целом по отдельным отраслям;

количество субъектов в расчёте на 1000 человек населения;

среднесписочную численность работников субъектов предпринимательства;

структуру субъектов предпринимательства.

Основным официальным источников информации о субъектах малого и среднего бизнеса является Федеральная налоговая служба. Согласно статье 4.1. Федерального закона №209-ФЗ с 1 августа 2016 года ФНС России на основе информации о хозяйствующих субъектах, содержащейся в информационных системах, ведёт единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, который размещён на портале ведомства в сети «Интернет». Информация предоставляется ежемесячно, по состоянию на 10 число соответствующего периода.

При рассмотрении динамики числа предприятий, занесённых в реестр, можно обнаружить определённую закономерность. В августе каждого года происходит сокращение числа предприятий, занесённых в реестр. Это связано с пересмотром возможности отнесения предприятий к соответствующей категории на основании данных о выручке компании за предшествующий год и значительная часть предприятий удаляется из данного реестра. Из реестра исключается очень много фирм «однодневок». Затем за счет регистрации новых и перерегистрации действующих предприятий реестр пополняется.

Так с 2017 года в России наблюдался постоянный рост числа субъектов малого и среднего бизнеса. На конец 2017 года в Российской Федерации было зарегистрировано 5 998 371 субъект, в декабре 2018 года 6 042 898 субъектов, а на конец 2019 года количество субъектов малого и среднего бизнеса напротив сократилось и насчитывалось 5 924 681.

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Анализируя данные показатели, важно понимать, что вызывает такую динамику, что происходит с предприятиями, покинувшими реестр субъектов малого и среднего предпринимательства: они перестают соответствовать критериям и продолжают функционировать в ином качестве, либо прекращают свою деятельность. Ответ на этот вопрос в значительной мере может повлиять на оценку государственных мер поддержки предпринимательства.

При оценке развития предпринимательства, необходимо изучить не только общую динамику количества предприятий, но и плотность проникновения бизнеса, которая характеризуется количеством субъектов предпринимательства в расчёте на 1000 человек населения.

В результате сопоставления данных единого государственного реестра и материалов Росстата о численности населения были получены значения рассматриваемого показателя.

Важной характеристикой развития бизнеса является количество занятого населения в данной сфере.

Таблица 1

Количество работников в субъектах малого и среднего предпринимательства

Источник: [9]

Как видно из таблицы 1 в целом за период наблюдается сокращение числа занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса на 533 961 человек. Данная ситуация сложилась из сокращения занятых в малом бизнесе и сокращения работников на предприятиях среднего бизнеса.

Для предпринимателей развитие в России связано с множеством трудностей.

Предприниматели считают, что государство не оказывает им должной поддержки. Чуть больше половины (53%) опрошенных считают господдержку эффективной.

Условия ведения бизнеса в Рос сии могут быть улучшены. Это можно сделать, изменив систему регулирования и улучшив налогообложение. Повышая эффективность работы налоговых органов и анализируя рентабельность государственных предприятий, правительство могло бы снизить налоговую нагрузку на предпринимателей. Другой путь -это совершенствование законодательной базы и борьба с коррупцией.

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Эксперты уверены, что дальнейшее развитие предпринимательства в Рос сии является од ним из ключевых факторов восстановления положительного имиджа страны на мировой арене.

В последние годы многие предприниматели получили финансирование через различные программы поддержки. Конечно, помощь не всегда существенна и не всегда объективна, но то, что такая работа ведется, несомненно, является положительным фактом. Так, на примере Тюменской области можно наглядно увидеть положительное влияние предпринимательства на экономику региона.

Малый и средний бизнес Тюменской области имеет положительное влияние на социально-экономическое развитие общества, занятость населения и создание конкурентной среды на рынке товаров и услуг.

Правительство Тюменской области системно помогает развитию предпринимательства в регионе, а именно проводится очень много обучающих мероприятий, направленных на получение новых знаний и улучшение навыков в ведении бизнеса. Так же в области предоставляется различная государственная поддержка (имущественная, финансовая, консультационная, административная, налоговая).

Рассмотрим инфраструктуру поддержки МСП в Тюменской области. В инфраструктуру Тюменской области входят следующие организации:

Фонд «Инвестиционное агентство Тюменской области»;

Фонд микрофинансирования Тюменской области;

Гарантийный фонд;

Центр поддержки предпринимательства;

Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства;

Государственное бюджетное учреждение Тюменской области «Областной бизнес-инкубатор»

Технопарк «Западно — Сибирский инновационный центр нефти и газа»

На базе Фонда «Инвестиционное агентство Тюменской области» создан Центр поддержки предпринимательства. Финансирование мероприятия осуществляется посредством перечисления имущественного взноса.

По статистическим данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на начало 2020 года 66 675 субъектов малого и среднего предпринимательства, что по сравнению с началом 2017 года больше на 3 444 субъекта. Увеличение количества субъектов малого и среднего бизнеса предполагает повышение оборота продукции и услуг, производимых индивидуальными предпринимателями и малыми предприятиями, которые осуществляют деятельность в Тюменской области. Наглядно увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства можно представить на рисунке 1.

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Источник: [4]

В целом в России предпринимательство, как малое, так и среднее, постепенно раскрывает свои огромные потенциальные возможности.

Причины недостаточно сильного развития малого и среднего бизнеса в России достаточно многомерны. Начальный этап развития является самой очевидной причиной. Ещё одной из основных причин является недостаточность внимания государства страны к потребностям малого бизнеса в течение длительного времени в постсоветский период. [6]

В настоящее время ситуация в российской экономике несколько изменилась. Так, 29 июня 2015 года президент России подписал Федеральный закон № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Создана рабочая группа по разработке Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. За короткий промежуток времени Минэкономразвития и другие члены рабочей группы проделали достаточно большую работу. Его результаты уже видны. Разработана стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года. В нем изложены довольно четкие руководящие принципы.

В ходе работы над стратегией было предложено выделить несколько важных вопросов разработки стратегии развития малого и среднего предпринимательства (далее-МСБ), в том числе:

1. Необходимость в маркетинговой составляющей стратегии.

2. Региональный характер и специфика МСП.

3. Антикоррупционная поддержка малого и среднего бизнеса.

По результатам разработки стратегии создано ОАО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», то есть специальная структура, ответственная за реализацию стратегии и за развитие малого и среднего предпринимательства в целом.

Поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, между которыми законом «О развитии малого и среднего предпринимательства» распределяются полномочия по развитию малого предпринимательства. Важную роль в развитии МСБ играет региональная система, формы и методы которой определяются:

меры, применяемые на государственном уровне;

задачи и специфика самого региона.

Инфраструктура поддержки МСБ включает центры, фонды, агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационные центры, торгово-промышленные палаты, консалтинговые и другие организации.

ПОНЯТИЕ И РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Так как предприятия, работающие в сфере сервиса в большинстве относятся к малому предпринимательству, рассмотрим отдельно все особенности связанные с данной организационно-правовой формой ведения бизнеса.

Согласно законодательства РФ, можно выделить две формы ведения бизнеса: индивидуальный предприниматель (ИП) и юридическое лицо.

Индивидуальный предприниматель — это физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Юридическим лицом является организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Юридическим лицом может быть коммерческая или некоммерческая организация.

Основным критерием, по которому малый бизнес отличается от иных видов предпринимательства, является упрощенная схема налогообложения. Оформившись в качестве индивидуального предпринимателя, в казну государства каждый год необходимо уплачивать единый налог.

Согласно Федеральному закону № 402- ФЗ каждая компания, относящаяся к малому бизнесу, обязана вести бухгалтерский учет с предоставлением соответствующей отчетности в налоговые органы по фактическому месту нахождения организации.

В 2007 году Государственная Дума утвердила Федеральный закон № 209-ФЗ, регулирующий сектор малого предпринимательства в РФ. Так, в зависимости от численности персонала, компанию можно отнести к той или иной категории:

  • микропредприятие (до 15 человек, годовой оборот – менее 60 миллионов рублей);
  • малое предприятие (16-100 человек, оборот денежных средств – 60-400 миллионов рублей);
  • фирмы среднего бизнеса (в подчинении руководства находится более 100 человек, прибыль более 400 миллионов рублей в год).

При этом закон предусматривает пересмотр критериев каждые пять лет.

Человек, желающий открыть собственное дело, должен зарегистрировать свою фирму по определенному виду собственности:

  • как индивидуальный предприниматель;
  • ОАО (открытое акционерное общество);
  • ЗАО (закрытое акционерное общество);
  • ООО (общество с ограниченной ответственностью).

При любой форме организации деятельности предприниматель освобождается от таких налогов, как:

  • налог на имущество организации;
  • налог на прибыль;
  • налог на доходы или имущество физических лиц.

В России все процессы, связанные с функционированием и деятельностью среднего и малого бизнеса, регулируются с помощью Федерального закона под номером 209, который был принят в 2007 году. В нем прописаны все признаки, позволяющие отнести предприятие к сфере малого и среднего бизнеса. В частности, это сделано для того, чтобы кредитование бизнеса происходило более прозрачно.

Уставлено, что доля внешнего участия в капитале для предприятия малого или среднего бизнеса не может превышать порог в 25%. В это число входят все доли участия:

  • муниципальных предприятий;
  • фондов благотворительности или иных;
  • общественных объединений и религиозных организаций;
  • Российской Федерации и ее субъектов;
  • юридических лиц, владеющих иными предприятиями, не приравненными к организациям малого и среднего бизнеса.

Исключение составляют такие организации, которые нуждаются в применении достижений интеллектуальной деятельности и внедрении ее в процесс производства. Обычно это предприятия хозяйственной и сельской промышленности.

К интеллектуальным достижениям относят программы, какие-либо модели, усовершенствования, достижения в области селекции растений и микроорганизмов, животных, образцы инновационных микросхем.

Права на интеллектуальные достижения принадлежат их разработчикам (то есть, соответствующим государственным и муниципальным научным организациям).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]