Надо ли ставить печать на транспортной накладной 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Надо ли ставить печать на транспортной накладной 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Транспортная накладная — это первичный документ, которым оформляют автомобильные грузоперевозки по России. Она подтверждает реальность сделки и расходы на перевозку. В накладной грузоотправитель и перевозчик утверждают условия перевозки.

Если транспортной накладной нет, она утрачена или оформлена неправильно, организация может подтвердить расходы другими документами: договором, счетом-фактурой, платежными документами (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 26).

Накладная понадобится, когда продавец доставляет груз покупателю на своем автотранспорте. Исключение — если цена доставки входит в цену товара. Еще накладная нужна, когда продавец или покупатель нанимают для доставки груза стороннюю транспортную компанию.

Покупатели, которые забирают груз самовывозом на своей машине, транспортную накладную не оформляют, так как услугу транспортировки никто не оказывает. Расходы на транспорт и саму перевозку можно будет подтвердить путевым листом, зарплатными ведомостями и другими документами.

Нужно ли заверять транспортную накладную образца 2021 года печатью?

Транспортные накладные обычно выписывает организация, которая заказывает перевозку груза (грузоотправитель). Заказчиком может быть продавец или сам покупатель. К примеру, если покупатель заказал перевозку в транспортной компании, то он будет грузоотправителем и составит транспортную накладную. С 2021 года в роли грузоотправителя может выступать и экспедитор.

В договоре перевозки стороны могут выбрать, кто будет выписывать накладную. Например, поручить это самому перевозчику.

Транспортные накладные составляют на бумаге в трех экземплярах — по одному для каждого участника перевозки: грузополучателя, грузоотправителя и транспортной компании. Все экземпляры должны быть заверены подписями грузоотправителя и перевозчика.

Транспортная накладная формируется на каждую машину. Если в один автомобиль погрузили несколько партий груза, будет достаточно одной накладной. Но если одну партию распределили на несколько машин — понадобится накладная на каждый автомобиль.

Накладную составляет грузоотправитель, а во время провоза ее дополняет перевозчик. Получатель вносит свои данные на приемке груза. В итоге в составлении документа принимают участие три стороны.

При погрузке водитель перевозчика ставит свою подпись в разделе 6 «Прием груза», а при разгрузке — в разделе 7 «Сдача груза». Перевозчик самостоятельно заполняет разделы 8-11, 13, 15 и 16. При необходимости можно заполнить разделы 12, 14 и 17.

Раздел 8 «Условия перевозки». Здесь перевозчик прописывает, когда груз можно считать утраченным, размер платы за хранение в терминале, размеры штрафов за невывоз груза, задержку транспорта и пр. Часто его оставляют пустым — это значит, что все условия определяются по общим правилам Устава автомобильного транспорта.

Раздел 9 «Информация о принятии к исполнению». В разделе проставляется дата приема заказа, ФИО и должность принявшего и его подпись. У перевозчика есть три дня на рассмотрение заявки грузоотправителя.

Грузополучатель должен заполнить раздел 7 «Сдача груза» в присутствии перевозчика. Он указывает:

  • дату и время приезда автомобиля на разгрузку, а также дату и время выбытия;
  • описание состояния груза, тары, упаковки, пломб, маркировки;
  • массу груза (определяется тем же способом, что и при сдаче груза отправителем);
  • количество грузовых мест.

Состояние груза, его массу и количество занятых мест можно не проверять, если все приехало на исправном закрытом транспортном средстве, в контейнере и с пломбами. При повреждении или отсутствии пломб проверка обязательна, как и при нарушении сроков доставки скоропортящихся грузов (п. 9 ст. 15 Закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ).

Приемку груза подтверждает представитель получателя, он ставит свою подпись, ФИО и должность.

  • В пункте «1. Грузоотправитель» появилось поле для проставления отметки «является экспедитором».
  • Появился новый пункт: «1а. Клиент (Заказчик организации перевозки)», который заполняется, если в цепочке присутствует Экспедитор.
  • Пункт «6. Прием груза» дополнен уточнением: «Лицо, от которого забирается груз» — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществивший погрузку груза в транспортное средство.
  • Пункт «11. Транспортное средство» дополнен полем для указания типа владения транспортом: собственность, аренда или лизинг.
  • Пункт «15. Подписи сторон» поменялся местами с пунктом 16, в нем осталось указание на грузоотправителя, но исключен «грузовладелец».
  • Пункт «16. Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы» ранее был пунктом 15. Теперь в расходы перевозчика включены прочие расходы.
  • Пункты 1, 2, 10 дополнены ИНН соответствующих лиц.

Существенным отличием новой накладной является появление нового участника — «Экспедитора», а также нового порядка ее заполнения, в случае наличия посредника. При этом, способ оформления транспортной накладной напрямую зависит от того, владеет ли транспортным средством Исполнитель по договору об организации перевозки груза.

1. Если транспортное средство (п.11) находится во владении, а водитель в штате Исполнителя, то Исполнитель выступает в роли Перевозчика и заполнение накладной производится в следующем порядке:

  • Грузоотправителем (п.1) указывается Клиент по договору, п.1а не заполняется;
  • Перевозчиком (п.10) указывается Исполнитель по договору;
  • Лицом, от которого забирается груз (п.6) указывается Клиент либо склад отгрузки (с реквизитами юридического лица).

2. В случае, если Исполнитель привлекает для перевозки сторонний транспорт, то данная услуга оформляется как экспедиторская:

  • Клиент по договору указывается в «п.1а» Клиент (Заказчик организации перевозки);
  • Грузоотправителем (п.1) указывается Исполнитель и проставляется отметка «является экспедитором»;
  • Перевозчиком (п.10) указывается владелец транспортного средства (п.11), с которым у Экспедитора заключен договор на перевозку;
  • Лицом, от которого забирается груз (п.6) указывается Клиент либо склад отгрузки (с реквизитами юридического лица).

Поскольку в обоих случаях Клиент (склад Клиента) оформляет Транспортную накладную самостоятельно, необходимо заблаговременно получить от Исполнителя данные о типе владения транспортным средством с приложением доказательств этого владения и наличия трудовых ресурсов, а также данные о непосредственном перевозчике.

Компания СибАвтоТранс рекомендует дополнить соответствующими пунктами заявку на перевозку груза, включая обязательные реквизиты, утвержденные согласно Приложению №5 к Правилам.

Обращаем Ваше внимание, независимо от того, является ли Исполнитель в каждой конкретной перевозке экспедитором или не является, услуга экспедирования включает в себя услугу по перевозке (является возмещаемыми расходами). В этой связи неправильное оформление первичного документа (транспортной накладной) несет риск непризнания понесенных расходов в размере всей стоимости услуги, неподтверждённой документально. Поэтому заказчику транспортной услуги важно выяснить всю цепочку исполнителей и исключить наличие дополнительных посредников, требуя заключения Экспедитором прямых договоров с Перевозчиками либо агентского договора на поиск перевозчиков (с приложением в этом случае всех подтверждающих документов). Указание, как и прежде, в п.10 новой транспортной накладной «посредника», по сути направлено на искажение хозяйственной операции, а потому несет неоправданные налоговые риски согласно ст. 54.1 НК РФ.

Отсутствие ТН может повлечь как налоговые, так и административные штрафы. За перевозку груза без ТН, в случае когда ее оформление обязательно, водителю грозит ответственность в виде предупреждения или штрафа в сумме 500 руб (ч.2. ст.12.3 КоАП).
Для целей бухгалтерского и налогового учета ТН – это обязательный первичный документ. Именно этот документ по закону подтверждает расходы на транспортировку грузов по договору перевозки (ч.1 ст.9 Закона от 06.12.2011 №402-ФЗ, п.1 ст.252 НК, письма ФНС от 02.07.2019 № СД-4-3/12855, Минфина от 15.10.2018 №03-03-06/1/73696 и 28.08.2018 № 03-03-06/1/61110). Без ТН покупатель груза не сможет обосновать расходы на доставку, так как именно этот документ подтверждает заключение договора перевозки. В результате инспекторы на проверке снимут расходы и начислят штраф по статье 122 НК в размере 20 процентов от суммы недоимки, а также пени за несвоевременную оплату налога.

Но расходы на перевозку ТН подтверждает, только если в ней указали стоимость услуг. При отсутствии этих данных документ подтвердит только факт перевозки. Такие разъяснения дала ФНС в письме от 10.08.2018 № АС-4-15/15570. Чтобы принять к учету расходы, в дополнение к ТН без стоимости услуг оформите другой двусторонний первичный документ, которым определите стоимость перевозки. По мнению ФНС, таким документом может быть УПД. В этом случае, кроме обязательных для первичного документа реквизитов, внесите данные, которые нужны, чтобы подтвердить вычет НДС. Как составлять и применять такие документы, ФНС разъяснила в письме от 21.10.2013 №ММВ-20-3/96. В договоре можно закрепить условие, какими документами его стороны оформляют операции.

В транспортную накладную можно вносить исправления. Если при заполнении транспортной накладной допущена ошибка, ее исправляют следующим образом (ч.7 ст.9 Закона № 402-ФЗ, п.п. 4.2, 4.3 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, п.16 Положения №34н, п.11 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом):

1)ошибочную запись зачеркивают одной чертой так, чтобы ее можно было прочитать;

2) Вносят корректную запись;

3) Делают оговорку «исправлено» и указывают дату исправления;

4) Заверяют исправления подписями составивших ее лиц с указанием их фамилий и инициалов (иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц).

Новая транспортная накладная 2021

Согласно новым правилам, ТН может быть сформирована как на бумажном носителе, так и в электронной форме (ранее электронная форма для ТН не была предусмотрена). Однако электронный способ станет доступен только с 01.01.2022. К этой дате ФНС (в сотрудничестве с Минтрансом) должны разработать формат ее представления.

Среди новшеств в бланке можно отметить:

  • новые поля, которые нужно заполнять, если грузоотправитель является экспедитором (например, нужно дополнительно указать реквизиты юрлица — заказчика перевозки);
  • в разделе «Прием груза» отражают сведения о лице, от которого забирается груз;
  • нужно указывать код типа владения транспортным средством (собственность, аренда или лизинг);
  • скорректирован раздел, в котором отражают стоимость услуг перевозчика.

В письме от 26.03.2021 № Д3/6976-ИС Минтранс указал, что все поля транспортной накладной обязательны к заполнению, за исключением случаев, когда информация имеет отметку «(при необходимости)».

Правила перевозок груза автомобилем описаны в правительственном постановлении №2200 от 21 декабря 2020 года. Они заменили собой правила, утвержденные постановлением Правительства №272 от 15 апреля 2011 года, которые утратили силу. Форма транспортной накладной является Приложением №4 к этим Правилам.

Бумага удостоверяет расходы на перевозку в соответствии с письмом ФНС от 21 марта 2012 года №ЕД-4-3/[email protected] При выездной проверке при наличии у компании таких расходов налоговая проверяет эти документы.

Об обязательном использовании транспортной накладной говорит и Минфин в своем письме от 20 июля 2015 года №03-03-06/1/41407.

К сведению! Новые правила будут действовать до 1 января 2027 года. Они внесли несколько изменений в бланк транспортной накладной.

Документ оформляют, если товар транспортируется привлеченным перевозчиком (при договоре перевозки) или экспедитором и при этом в договоре прописано право экспедитора заключать договор перевозки. В последнем случае экспедитор является отправителем.

Накладная удостоверяет, что был заключен договор о перевозке. Нужно внимательно заполнять форму, указывать в ней правильные данные: точные адреса, регистрационные номера, наименования компаний, груза и т.д. Подписывать транспортную накладную должно только уполномоченное на это лицо. У него должна быть доверенность на право подписи таких бумаг. Если документ будет заполнен с недочетами, то налоговая может отказать в признании расходов на транспортировку и в вычете по НДС.

При внесении исправлений в бумагу они должны быть подтверждены подписями грузоотправителя, транспортировщика или доверенными лицами.

До введения транспортной накладной (ТН) применялся другой документ: товарно-транспортная накладная (ТТН). Однако после того, как в практику вошла первая, отмены второй не произошло. Сейчас используются оба документа: и ТН, и ТТН. В чем разница между ними?

Товарно-транспортная накладная (ТТН):

  • Служит для учета движения товаров между продавцом и покупателем.
  • Подтверждает правомерность перевозки при проверке на дороге.
  • Включает два раздела: товарный и транспортный. В них указываются сведения о грузе и этапах его транспортировки.
  • Служит основанием для (а) расчетов за грузоперевозку автотранспортом, (б) списания товаров отправителем и оприходования их получателем.
  • Заполняется в четырех экземплярах. Более подробно о правилах выдачи ТТН, бланк и образец — здесь >>

Транспортная накладная (ТН):

  • Подтверждает заключение договора грузоперевозки.
  • Подтверждает правомерность перевозки.
  • Включает только транспортный раздел. Он содержит сведения о перевозчике, грузоотправителе, получателе, условиях перевозки, а также данные, подтверждающие факт транспортировки груза и затраты на нее.
  • Включает сведения о таре, используемой для грузоперевозки, о способе упаковки, о маркировке, о грузовых местах: их массе, объеме, размерах. В ТТН нет этой информации.
  • Включает указания грузоотправителя о нужных параметрах автомобиля, данные об условиях перевозки, о фактическом состоянии груза, пломб, тары и упаковки, оговорки и замечания перевозчика. В ТТН эти сведения не указываются.
  • Не включает номеров телефонов юрлиц (отправителей, получателей, перевозчиков), но содержит номера лиц, ответственных за перевозку.
  • Не требует подписей должностных лиц, разрешивших отпуск груза, и лиц, отпустивших груз. Также не нужна подпись бухгалтера, главного или старшего. В ТТН должны быть все эти подписи — в товарном разделе.
  • Не включает сведений о плательщике — наименования, адреса, банковских реквизитов, — в отличие от ТТН.
  • Служит основанием для расчетов за перевозку груза автотранспортом.
  • Подтверждает расходы на автоперевозку.
  • Не может служить основанием для оприходования ТМЦ покупателем и для списания их поставщиком. В ТН нет раздела с нужной информацией: не приводится цена за единицу товара и общая стоимость всех перевозимых товаров. Можно указать только объявленную стоимость груза. Тогда в случае недостачи или порчи товара по вине перевозчика можно будет рассчитать сумму компенсации.
  • Заполняется в трех экземплярах. Инструкция по оформлению транспортной накладной, пример заполнения и пустой бланк на 2021 год — ниже.

Скачать бланк

Хотите забыть о проблемах с оформлением новой транспортной накладной раз и навсегда? Интернет-сервис МойСклад специально для вас разработал систему автоматического заполнения и печати всех необходимых бухгалтерских документов. Для работы с ним вам потребуется только компьютер с принтером и доступ в интернет. И вы сможете оформлять и печатать документы в любое время суток и из любого места, где бы вы ни находились.

В общем случае — грузоотправитель, если иное не предусмотрено договором перевозки. Но это может быть неудобно, так как отправитель, заполнив свою часть документа, должен будет передать оригинал водителю вместе с грузом. Тот, вместо того чтобы везти товар напрямую получателю, должен будет сначала съездить в офис компании-перевозчика с транспортной накладной, чтобы ее заполнили ответственные лица. И только после этого водитель займется доставкой груза. Удобнее предусмотреть в договоре, что транспортную накладную оформит грузоперевозчик. Тогда транспортная компания заполняет свою часть бланка в своем офисе, оригинал передается водителю, и тот отвозит его грузоотправителю, выезжая за грузом.

  • Бланк ТТН / Форма 1-Т
  • ТОРГ-12 — Товарная накладная
  • Расходная накладная
  • Бланк товарной накладной
  • Приходная накладная
  • Накладная на отпуск товара ОП-4
  • Штрафы за нарушения по онлайн-кассам в 2021 году
  • Работа с маркетплейсами: как выбрать площадку и с чего начать продажи
  • Обязательные реквизиты чеков ККТ и БСО в 2021 году
  • Ozon или Wildberries: где выгоднее торговать? Сравниваем маркетплейсы
  • Вопросы и ответы про маркировку товаров
  • Кто может быть самозанятым в 2021 году
  • Как оформить возврат от покупателя

Транспортная накладная: нюансы заполнения

Первый позволяет перемещать имущество от одного пункта в другой. По этой бумаге происходит списание с баланса грузоотправителя в счет нового владельца. Ключевой момент — наличие автотранспортного средства в этой схеме. Это действие может происходить не в виде сделки между двумя фигурантами, а в качестве пересылки ТМЦ между отделениями одной организации.

ТН (второй из представленных) необходим конкретно при осуществлении продажи и переходе права на собственность. При этом неважно задействован здесь транспорт или нет.

Для опытных специалистов ее составление не составляет труда, поскольку бланк со значениями готов к оформлению. Нужно лишь знать, что и куда вписывать.

Пошаговый инструктаж:

  1. Сначала документу присваиваем № и указываем его (используя внутреннюю нумерацию, принятую на предприятии), проставляем дату.
  2. В строчку «грузоотправитель» пишем информацию о компании, отправляющей ТМЦ (с полным названием, геолокацией и работающим телефоном).
  3. По аналогии прописываем сведения об адресанте в пункте «грузополучатель».
  4. Там, где стоит слово «плательщик», надо вписать фирму, оплачивающую услуги по перевозке.
  5. Рядом со всеми сторонами сделки надо написать верные коды ОКПО.

Она бывает унифицированной, то есть единой для применения. Можно брать стандартный для всех формат, чтобы наверняка избежать претензий от налоговой за самоуправство при ведении документации. Все сведения умещаются на одном листе А4 при компактном размещении информации и горизонтальном расположении. Используемые здесь коды можно смотреть в общероссийском классификаторе.

При использовании специализированной программы формирование док-та происходит автоматически, если правильно внести все данные. Но сегодня разрешено самим разрабатывать удобную форму, сокращая ее, что значительно облегчает работу.

Поскольку это учетный документ, то следует соблюдать нормы его оформления. Он в обязательном порядке будет задействован в бухучете, если удостоверяет реальный факт хозяйственной жизни предприятия. Нельзя недописать информацию в нужных ячейках, делать простые помарки поверх готового варианта, неточно представлять здесь информацию и пр. Исправления должны заверяться с простановкой даты их внесения. Ответственные лица расписываются и оставляют здесь свои Ф.И.О. Первичную документацию разрешено составлять на бумажном носителе или хранить в виде электронного экземпляра. Но поскольку здесь идет речь о сопроводительном документе, то он делается исключительно в бумажной версии. Его предстоит доставить по условленным адресам и собрать подписи.

Несмотря на разрешение не использовать унифицированный формат, структурированность в ТТ-накладной обязательно имеется. Все нужно излагать четко и информативно. В начале ведения хоздеятельности можно взять в открытом доступе распространенные примеры. Но в дальнейшем рекомендуется отладить работу и применять типовые формы. Помочь в составлении помогут специализированные программы.

Если используется стандартизированный бланк, то для опытных сотрудников его оформление не станет чем-то затруднительным. Однако, государство в свое время разрешило не пользоваться разработанными ранее форматами первичных документов. Предприятия как хозяйствующие субъекты могут разрабатывать их сами. Транспортирующие организации и заказчики постоянно имеют дело с этими накладными. Это несколько усложняет процесс работы для последующих фигурантов.

В стандарте предполагается оформление нескольких разделов. Если налоговая инспекция будет придираться к неправильно оформленной документации и выпишет штраф, то его сумма будет варьироваться в зависимости от категории проступка. К тому же ответственность уполномоченного лица расценивается ниже и при недочетах штрафы приходят на его имя в меньшем размере, чем для целой компании. Нужно возложить контрольные функции на главбуха. И обеспечить его хорошим программным обеспечением на компьютере. То же самое касается складских работников. Автоматизация работы упростит процесс ее исполнения и минимизирует ошибки. Зачастую проблемы возникают именно при заполнении 2 транспортного раздела ТТН.

Как правильно заполнить новую форму транспортной накладной с 2021 года

Выше упоминалось понятие ТОРГ-12. Это форма Т-накладной (а именно «товарная»). Она стандартизирована на государственном уровне. Здесь также присутствуют столбцы и строчки со значением, которые следует заполнить. Предоставляется частная информация об участниках и используется общероссийская кодировка.

ТТ-накладная оформляется, если для доставки привлекается транспорт (с его полным описанием), а с вышеупомянутой можно обойтись и без него. Первую разрешено использовать при совершении продаж и при простом перемещении груза. А вторая требуется исключительно при наличии товарно-денежных отношений. Она более обширна и включает много сведений (в т.ч. условия совершения сделки, количество ТМЦ, стоимость, НДС).

Кроме того, существует другое понятие ТН («транспортная»). Предназначена для автогрузовой перевозки.

Здесь всё достаточно просто. Согласно действующим правилам, товарно-транспортную накладную в 2021 году могут заполнять собственники или продавцы товаров. Это возможно в тех случаях, когда транспортировкой занимается непосредственно сам грузовладелец или продавец. Тогда его прерогативой становится обязательное оформление формы 1Т. Есть ситуации, когда грузовладелец или продавец пользуется услугами посредника. Для этого составляется специальный договор с грузоперевозчиком, который берёт на себя обязательства по доставке груза к пункту назначения. Договор с перевозчиками заполняют от лица получателя или отправителя. Тогда заполнять накладную могут обе стороны. Если говорить простым языком, то обязанности по оформлению товарно-транспортной накладной возлагаются на ту компанию или сторону, которая осуществляет найм грузоперевозчика. Также следует строго придерживаться правил, согласно которым заполняется товарно-транспортная накладная на перевозку груза.

Если перевозимый товар не имеет в пакете сопроводительных документов ТТН, у таких грузоперевозок могут возникнуть серьёзные сложности.

Как уже выяснили, для перевозки груза обязательно требуется товарная накладная, или просто ТТН. Но возникает логичный вопрос относительно использования одного бланка 1Т для различных грузоперевозок. Важно помнить, что каждая транспортировка груза подразумевает оформление отдельной товарно-транспортной накладной согласно бланку 1Т. А потому использование одной и той же накладной под несколько грузоперевозок категорически запрещается. Аналогично обстоит ситуация, если одинаковый груз перевозится на разные конечные пункты, то есть в различные компании, фирмы или организации. Здесь каждая отдельная отправляемая партия товара, предназначенная для той или иной компании, требует собственной отдельной товарной накладной.

Чтобы правильно и грамотно оформить товарно-транспортную накладную на бланке 1Т, следует для начала ознакомиться с особенностями структуры этого документа. Для наглядности лучше использовать образец, который выполнен с соблюдением стандартам. Условно товарно-транспортная накладная имеет разделение на 2 части. Причём бланк образца 2021 года не претерпел никаких существенных изменений, а потому в текущем году действуют те же правила оформления, что и раньше. Первая часть формы предусматривает внесение информации о:

  • объёмах груза;
  • наименования товара;
  • параметрах и характеристиках продукции;
  • отправителе;
  • грузополучателе.

За счёт этой части применяемая при грузоперевозках товарно-транспортная накладная даёт основания, чтобы списать отправляемый груз со склада грузоотправителя, а также подтвердить прибытие к получателю. Потому эту часть документа называют товарной. Вторая часть уже является транспортной. Здесь вносится информация о:

  • перевозке;
  • транспортной компании;
  • водителе;
  • марке используемого автомобиля;
  • километраже доставки;
  • времени перевозки;
  • товаре и пр.

Также вторая часть документа используется для описания стоимости грузоперевозки, согласно которой между сторонами договора осуществляются расчёты за предоставленные услуги. В действительности товарно-транспортная накладная имеет множество нюансов и особенностей, которые следует строго соблюдать при её заполнении.

Конкретный вид формуляра для международных сообщений определяется типом используемого транспортного средства и особенностями перевозки.

Выделяют следующие международные транспортные документы:

  1. Экспортная декларация EX-1 оформляется при отправке товара за границу.
  2. Транзитная декларация T-1 необходима для партий заграничных товаров, проезжающих через территорию ЕС.
  3. Административный сопроводительный документ или ААД выписывается на подакцизный товар из ЕС, направляемый на экспорт.
  4. Книжка международных дорожных перевозок (МДП) или TIR позволяет осуществлять транзитные перевозки по нескольким государствам без оплаты пошлин и прохождения досмотров. Действует на территории стран-участников конвенции
  5. Карнет ATA выполняет функцию таможенного документа, с помощью которого упрощается ввоз товаров (для выставок, ярмарок, спортивных мероприятия и пр.). Действует на территории многих стран.
  6. Накладная СМГС применяется на международных железнодорожных сообщениях в странах бывшего СССР, во Вьетнаме, Польше, Молдавии и многих других. Государства, не являющиеся участниками соглашения СМГС, оформляют накладную по другой форме.

При организации международных перевозок следует тщательно подходить к сбору документов, чтобы груз не задержали на таможне или в пути из-за неверно выбранного вида транспортной документации.

Образец заполнения ТН — 2021

ТТН относят к сопроводительным документам первостепенной важности. Потому их проверка будет осуществляться достаточно тщательно. Чтобы избежать любых проблем и загвоздок при транспортировке груза, следует опираться на принятые стандарты при заполнении формы. Многие забывают о том, что здесь не допускается оставлять пустые ячейки. Где это необходимо, просто ставится прочерк. Также запрещено писать с ошибками и вносить некорректную или неточную информацию. Помимо ТТН, к стандартной форме 1Т может потребоваться приложить некоторые дополнительные бумаги и документы. Здесь в основном речь идёт о:

  • сертификатах;
  • договорах;
  • свидетельствах;
  • паспортах и пр.

Если к товарно-транспортной накладной прикладываются документы, все они в обязательном и правильном порядке прописываются в соответствующей строке, выделенной для Приложений к ТТН. После заполнения ТТН печатается сразу в 4 экземплярах. То есть вполне допускается использование современных средств ввода и оргтехники для распечатки. Заполнять всю ТТН только вручную ручкой необязательно. Документ не будет считаться действительным, если на нём отсутствуют соответствующие подписи сторон.

При этом из четырёх копий только одна предназначена для грузоотправителя. Все остальные экземпляры должен держать при себе водитель, осуществляющий грузоперевозки. Вторая копия передаётся получателю товара. Ещё два экземпляра нужны для руководства грузоперевозчика. Причём обязанностью водителя, который доставляет товар, является необходимость получить подписи грузоотправителя и грузополучателя на этих 2 копиях накладной. Теперь третья копия, куда выписывается окончательный счёт за предоставленные услуги, передаётся заказчику. В роли заказчика грузоперевозки может выступать отправитель или получатель. Тут уже учитывается та фирма, с которой транспортная компания заключила соглашения. В итоге четвёртый экземпляр остаётся у грузоперевозчика. Это необходимо для ведения бухгалтерского учёта.

При заполнении необходимой товарно-транспортной накладной крайне важно соблюдать определённые правила и стандарты. При этом отправитель или получатель, в зависимости от того, кто занимается подписанием договора с грузоперевозчиком, может обратиться за помощью к специалистам. Но если разобраться во всех нюансах, ничего сложного в самостоятельном заполнении нет. Для начала нужно выполнить несколько общих правил, после чего отдельно изучить нюансы оформления первой и второй части ТТН.

  1. Первым делом в накладной записывается номер. Он берётся не из воздуха, а согласно внутреннему обороту документации в компании, которая выписывает накладную. Также ставится дата, когда документ заполняется.
  2. Далее идёт пункт о грузоотправителе. Не путайте с компанией грузоперевозчика. Здесь указывается информация о компании, которая будет осуществлять отправку груза. Причём тут важно внести данные про полное название организации, её фактический адрес и контактные данные.
  3. По аналогии заполняется строка, которая предназначена для грузополучателя. Как и в предыдущем пункте, здесь нужно записать полное наименование, адрес и контактную информацию.
  4. Следующей строкой идет плательщик. Здесь вносят информацию о компании, которая берёт на себя обязательства по оплате услуг транспортной организации.
  5. Напротив грузоотправителя, грузополучателя и плательщика есть специальные ячейки, предназначенные для указания кодов ОКПО. Это специальный классификатор, действующий в РФ, классифицирующий организации и предприятия.

Когда основная информация заполнена, следует приступить к оформлению товарной и транспортной части ТТН.

Первый раздел практически полностью предназначен для заполнения со стороны грузоотправителя. Требуется внести информацию о перевозимом товаре в специальную таблицу. Следует быть внимательными с первыми 4 столбцами таблицы при последовательном заполнении товарно-транспортной накладной. Здесь предусмотрены некоторые моменты, которые мы предлагаем рассмотреть. В первом столбце записываются номенклатурные номера перевозимых товаров. Но это актуально только для тех случаев, когда предприятие использует соответствующую систему учёта.

Второй и третий столбец предназначены для номеров артикулов и прейскурантов. Опять же, если они имеются. Четвёртая строка уже обязательная и служит для отображения количественных характеристик товара. Потому здесь вписывается точная цифра, которая равно количеству перевозимых товаров. Для каждого соответствующего наименования своя отдельная цифра. За ними следует другие столбцы, пропускать которые также не стоит. Тут предусмотрено внесение данных, в которых отображаются:

  • стоимость одной единицы перевозимого товара;
  • название продукции;
  • используемые единицы измерения;
  • виды применяемой упаковки.

Здесь же указывается количество занимаемых товарами мест, вес (обязательно в тоннах), а также общая цена каждого отдельного вида товара в составе перевозимого груза. При наличии дополнительных объёмных и складских наценок, транспортных расходов, эти данные обязательно вписываются в таблицу. Дальше заполняется информация об общей стоимости всего груза, суммируя все наименования. Последний столбец предназначен для номера товара согласно используемой картотеке склада грузоотправителя.

При наличии любых приложений, которые прикладываются к товарно-транспортной накладной, они в обязательном порядке отмечаются в ячейке для указания дополнительных листов. Это делается прописью. Также указывается суммарное количество разновидностей товаров и мест. Для этого дублируются данные, внесённые в первой таблице. Дальше, согласно форме 1Т, нужно записать прописью и соответствующими цифрами информацию о массе перевозимого груза. А после указываются все приложения (записывается количество листов). Чуть ниже, также прописью, вносится общая цена товара, отпущенного со склада грузоотправителя.

Постановление Правительства от 21.12.2020 г. № 2200 должно в корне изменить сложившуюся практику указания в 10-ой графе транспортной накладной экспедитора, с которым у грузовладельца заключен договор в качестве перевозчика. Причин изменений две:

  • уточнено понятие “водитель” — это лицо, состоящее с перевозчиком в трудовых или гражданско-правовых отношениях;
  • Приложением № 4 к ППГАТ 2021 изменена форма транспортной накладной; теперь в ней нашлось место для указания сведений об экспедиторе, а также появилась необходимость указания типа владения транспортным средством — собственность, аренда или лизинг.

Законодатель как бы настойчиво говорит: указывайте в накладных фактического перевозчика, после которого нет другого контрагента-участника перевозки. Цель такой определенности вполне понятна — фискальные органы хотят иметь четкое представление кто является конечным получателем платежа за перевозку, чтобы остальные участники не могли применять льготные режимы налогообложения или уменьшать налог на прибыль списанием горюче-смазочных материалов и приобретением запчастей.

Похоже, что государство всерьез намерено контролировать движение денег по всем перевозкам. Для честных предпринимателей, работающих без применения серых и черных схем ухода от уплаты налогов, изменения практически никак не скажутся на деятельности. Указание в качестве перевозчика владельца транспорта применяется в международных грузовых автоперевозках — в CMR перевозчик ставит свой штамп, подтверждая прием груза у отправителя и никому от этого хуже не становится.

С 1 января 2021 — новая форма транспортной накладной

Раскрытие информации о фактических перевозчиках в транспортной накладной может спровоцировать у грузовладельцев желание работать с перевозчиками напрямую. Но оправданы ли опасения экспедиторов потерять клиентов из-за этого? На мой взгляд это маловероятно.

  1. Процедура заключения договора с более-менее крупным грузовладельцем достаточно длительная, и это не подходит перевозчикам, работающим в режиме “ищу загрузку когда освободился”.
  2. Основная часть перевозчиков в России — небольшие организации или предприниматели с автопарком до 15 единиц. Этого количества не хватит для закрытия потребности в автотранспорте любого относительно крупного грузовладельца. Грузовладельцу проще заключить договоры с 4-5 экспедиторами, чем с тысячами перевозчиками.
  3. Применяемое крупными грузовладельцами контрактование, то есть закрепление за экспедитором определенного количества перевозок по фиксированной цене, которые он обязан выполнить. За невыполнение условий контракта — штраф.
  4. НДС. Большинство перевозчиков не применяет общую систему налогообложения, следовательно, грузовладелец не может возместить налог на добавленную стоимость.
  5. Наработанная дебиторская задолженность позволяет производить зачет любых нарушений условий договора, начиная от опозданий и срывов погрузок, заканчивая полной утратой груза при перевозке. При перевозке грузов каждый раз с новым перевозчиком дебиторской задолженности образоваться неоткуда, следовательно, взыскивать штрафы и убытки придется в судах, что значительно увеличит нагрузку на юридические подразделения.

Кроме того нужно понимать, что и до принятия новых Правил перевозки грузов грузовладелец всегда мог узнать фактического перевозчика — достаточно было спросить у водителя телефон работодателя. Однако грузовладельцы предпочитали не создавать себе лишние трудности и работали с экспедиторами.

Больше всего вопросов после вступления в силу новых Правил перевозки грузов возникает касательно порядка заполнения основного перевозочного документа — транспортной накладной. В этом разделе будет произведен разбор этих вопросов. Если вопросы все-таки останутся — задавайте их в комментариях после текста статьи либо через форму обратной связи.

Резюмирую основные моменты, которые необходимо учитывать при заполнении транспортных накладных после 2021 года:

  • если перевозку организует экспедитор, то именно он должен быть указан в графе 1 «Грузоотправитель» с проставлением соответствующей отметки в чекбоксе «Является экспедитором»;
  • клиент экспедитора, заключивший договор на транспортно-экспедиционное обслуживание, указывается в графе 1а;
  • в разделе 10 «Перевозчик» указываются сведения о фактическом перевозчике, владеющим транспортным средством по праву собственности, аренды или лизинга (тип владения указывается в графе 11) и имеющем трудовые или гражданско-правовые отношения с водителем.

Не все грузовладельцы осознают важность правильного оформления транспортных накладных, однако, если продолжать оформлять их по-старому, у экспедитора и грузовладельца возникают реальные риски привлечения к налоговой и даже уголовной ответственности. У многих экспедиторов договорами предусмотрена обязанность контролировать правильность заполнения транспортных документов. Вы можете скачать шаблон письма и направить его своим клиентам. Письменное уведомление с предупреждением о рисках действует убедительнее, чем просто разговор по телефону.

При выдаче транспортной накладной экспедитором, клиент должен получить документ, подтверждающий принятие груза экспедитором (ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности”). Таким документом, в силу п. 5 Постановления Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 “Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности”, является экспедиторская расписка. Форма бланка экспедиторской расписки и других экспедиторских документов установлена Приказом Минтранса РФ от 11.02.2008 N 23 “Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов”.

Неприменение экспедиторских документов в правоотношениях между клиентом и экспедитором может повлечь отказ налогового органа учесть расходы грузовладельца (ст. 252 Налогового кодекса РФ) при исчислении налога на прибыль, что станет причиной повышенной налоговой нагрузки. В письме Федеральной налоговой службы от 27 мая 2021 г. № ЕА-4-26/[email protected] «О форме и порядке заполнения транспортной накладной на перевозку грузов автомобильным транспортом» фискальное ведомство особо отметило это обстоятельство: само по себе указание в транспортной накладной лица, не являющегося стороной договора перевозки (имея ввиду экспедитора), не освобождает стороны от оформления документов, предусмотренных главой 41 Гражданского кодекса «Транспортная экспедиция».

Экспедитору или грузовладельцу следует удостовериться в том, что перевозчик является тем лицом, которое будет фактически выполнять перевозку груза. Для этого необходимо получить документы, подтверждающие:

  • владение транспортным средством (свидетельство о регистрации транспортного средства и действующий путевой лист);
  • наличие трудовых или гражданско-правовых отношений с водителем.

Обратите внимание, что собственник транспортного средства — не обязательно перевозчик. Собственник может передать автомобиль арендатору, который будет его эксплуатировать и выполнять перевозки. Именно для этого следует требовать путевой лист, который, в силу п. 8 Приказа Минтранса РФ от 11.09.2020 г. № 368, выдается эксплуатантом транспортного средства.

В таком случае наиболее целесообразно заключить агентский договор. Схема взаимоотношений участников всей цепочки будет выглядеть так: грузовладелец заключает договор с экспедитором. Экспедитор подыскивает транспорт и может заключить договор с перевозчиком либо с агентом, который за плату сообщает сведения о перевозчике (в свою очередь, агент может получить сведения о перевозчике от другого агента, с которым он также заключает агентский договор). После этого экспедитор заключает договор с перевозчиком.

В этой схеме грузовладелец уплачивает экспедитору его вознаграждение, экспедитор производит два платежа — агенту и перевозчику, а агенты самостоятельно производят взаиморасчеты друг с другом.

Следует признать, что такая схема значительно повышает прозрачность платежей за услуги по перевозке грузов и приводит правоотношения сторон к полному соответствию с нормативными актами.

Каждый ИП должен знать, что приём наличных денег от покупателей и клиентов нужно правильно оформлять. Документами, подтверждающими сделку между сторонами, являются договоры.

Кассовые и товарные чеки ИП — доказательство оплаты. В связи с нововведениями, многие бизнесмены не могут понять точно, все ли они должны будут применять ККМ? Какими будут новые чеки? Возможно ли принимать товарный чек без кассового, как раньше для некоторых категорий предпринимателей? Что грозит за отсутствие кассы?

  • название самого документа;
  • дата его выдачи и индивидуальный номер;
  • название организации или ФИО для ИП;
  • регистрационный номер в налоговой для организаций или ИНН для индивидуального предпринимателя;
  • адрес магазина или торговой точки;
  • наименование каждого вида товара, его количество и цена;
  • общая сумма покупки, обозначенная цифрами и прописью;
  • фамилия, инициалы и подпись работника, выдавшего документ;
  • печать (если таковая имеется).

Законодательными актами нашего государства не предусмотрены четкие правила заполнения этого документа. Но существует целый ряд требований к информации, которая обязательно должна в нем присутствовать, а именно:

Документы, подтверждающие прием денежных средств, выдаются плательщиками ЕНВД только по требованию физического лица, то есть законодательством не предусмотрена обязательная выдача подтверждающих документов всем клиентам.

Так, прежде всего желательно убедиться, что при осуществлении определенной деятельности на определенной территории вообще возможно применение ЕНВД.

В этой связи напомним, что система налогообложения в виде ЕНВД вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (п.

1 ст. 346.26 НК РФ).

Товарный чек подтверждает ваше право на возврат денег или обмен товара. Также чек является обязательным для подтверждения понесенных затрат подотчетным лицом или постановки товара на бухгалтерский баланс.

Товарный чек – это гарантия возврата собственных денег, потраченных на нужды фирмы или организации, где вы работаете, а последняя в свое время предоставляет отчет в налоговые службы, тем самым уменьшая себе затраты на налоги и увеличивая прибыль.

В первую очередь товарный чек необходим в целях защиты прав потребителей. Обязательными данными чека являются: дата выдачи, наименование проданного товара, его количество, уплаченная вами сумма (наличными или расплата картой), фамилия продавца, печать торговой организации.

Если у продавца отсутствует печать, значит на товарном чеке обязательной строчкой указывается ИНН коммерсанта.

Постановлением Минфина от 28.04.2020 N 26 внесены изменения в довольно большое количество нормативных документов. Связаны они с тем, что с 26 февраля 2020 г. субъекты хозяйствования вправе не использовать в своей деятельности печати. Рассмотрим некоторые из них.

Первым делом стоит остановиться на том, что формы накладных (ТТН и ТН) претерпели небольшие, но все-таки изменения. На таких документах больше не нужно проставлять штамп или печать как грузоотправителя, так и грузополучателя. Соответствующие изменения внесены в бланки накладных и в инструкцию по их заполнению .

Транспортная накладная 2021: скачать бланк, образец заполнения

А вот если вы пользуетесь типовыми бланками первички, в которых стоит пометка «М.П.», поставить печать придется. Иначе документ будет оформлен с нарушением. А значит, с его помощью не получится, к примеру, подтвердить расходы по налогу на прибыль.

Если же специальных требований к договору в законе или тексте договора нет. Печать можно не проставлять.

Потому что суды, например, делают вывод. В общем случае печать компании – это всего лишь дополнительный.

А не обязательный реквизит договора. А потому, и без оттиска договор считается заключенным.

И такую сделку нельзя признать недействительной. Поэтому, если в тексте договора о печати нет ни слова.

То договор будет действительным и без нее. Главное, чтобы на документе стояли подписи сторон сделки.

  1. Название документа
  2. Номер и дату выдачи
  3. Название (для организаций), либо ФИО (для ИП)
  4. ИНН
  5. Наименование и количество приобретенных товаров (оказанных услуг, либо выполненных работ)
  6. Сумма оплаты
  7. Фамилию, инициалы, должность и подпись лица, выдавшего товарный чек.

Затраты на печать составляют обычно от 250 рублей, что в сравнении с прочими тратами, как правило, совсем немного. Поэтому для ИП нет необходимости сильно беспокоиться о том, что печать дорого ему обойдётся.

Подводя итог, можно сказать, что иметь печать удобнее, чем не иметь её. Особенно если учесть, что печать не нуждается в регистрации, а следовательно, ИП имеет право использовать столько печатей в своей работе, сколько пожелает.

постановлением Госкомстата РФ за № 78 в качестве по учету работ автотранспорта.

ТТН – это синтез 2-х документов (товарная накладная плюс транспортная), удостоверяющий сделку по отправке и перевозке груза и понесенных при этом мероприятии расходов.

В соответствии с рекомендациями по оформлению бланка ТТН, форма служит для фиксации транспортировки товарно-материальных ценностей автотранспортом, а также производимых при этом расчетов.

Форма 1-Т до 25 июля 2011 г. применялась в случаях привлечения к транспортировке товара независимого грузоперевозчика, формировалась в 4-х экземплярах: по одному для получателя и отправителя, 2 экземпляра передавались перевозчику.

Новая транспортная накладная формы 272 не отменяет товарно-транспортную формы 1-Т. Более того, товарная накладная формы -12, утвержденная 25.12.1998 г. Постановлением Госкомстата России за № 132, также правомочна.

Таким образом, в обращении находятся накладные трех видов, что подтверждается письмом Минтранса РФ за № 03-01/08-1980ис от 20.07.2011 г.

Поэтому передача документов значительно затруднялась.

Теперь такие сложности уйдут в прошлое.

Ставить печати в накладной больше не требуется. Вместо этого представителям грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика надо будет только расшифровать свою подпись в накладной.

Если накладная оформлена на нескольких листах, то это прописью отмечается под табличной частью товарного раздела. Далее также прописью указывается общее количество наименований и мест товаров, общая масса груза брутто и нетто, прописью в кг, цифрами — в тоннах и общая сумма за товар. Печати использовались с самых древних времен еще до появления письменности, их делали из камня, кости, ценных пород древесины.

Например, в Древнем Китае их изготавливали как настоящие произведения искусства, а в средневековой Европе они часто были в виде перстней.

Таким образом, ответ на вопрос, ставят ли печать на счет-фактуре, заключается в том, что уже много лет она не является обязательным реквизитом.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]