Разрешение на строительство тепловых сетей не требуется

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разрешение на строительство тепловых сетей не требуется». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Все
  • Краевые порталы

Тепловые сети на которые не требуется разрешение на строительство

Согласно ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство (далее – разрешение) представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, ППТиПМ, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям ППТиПМ при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта[1], а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешённым использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ. В случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации установленным в соответствии с п. 7 ст. 36 ГрК РФ требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.

По общему правилу разрешение выдаётся по заявлению застройщика органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, которым утверждается и форма заявления. В отношении отдельных видов объектов капитального строительства и земельных участков форма заявления о выдаче разрешения утверждается в особом порядке[2].

Особый порядок выдачи разрешения специально уполномоченными органами (организацией) предусмотрен для некоторых объектов, в частности:

  • объектов космической инфраструктуры;
  • гидротехнических сооружений;
  • объектов, связанных с использованием недр;
  • объектов, связанных с атомной энергией, и т. п.

Например, в случае, если при проведении работ по сохранению ОКН затрагиваются конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности такого объекта, разрешение выдаётся исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны ОКН (п. 5.1 ст. 51 ГрК РФ).

Также особый порядок выдачи разрешения предусмотрен в случае строительства, реконструкции объекта капитального строительства:

  • на территориях двух и более субъектов РФ (включая осуществляемую на территории одного субъекта РФ реконструкцию объекта, расположенного на территориях двух и более субъектов РФ), в том числе линейного объекта на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов РФ, – выдаётся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
  • на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) – органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  • на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района – органом местного самоуправления муниципального района.

При этом в силу прямо установленного ГрК РФ запрета не допускается выдача разрешения на строительство при отсутствии утверждённых ПЗЗ, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального, регионального, местного значения, а также объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, регламенты, в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории, в иных предусмотренных законом случаях.

Кроме того, если земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду для КРТ, выдача разрешения на строительство многоквартирных домов в границах данной территории допускается только после образования земельных участков из такого земельного участка в соответствии с утверждёнными ППТиПМ.

С 01.01.2024 перечень устанавливаемых ГрК РФ запретов на выдачу разрешения на строительство дополнится запретом на выдачу разрешения на строительство при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) сведений о границах территориальных зон, в которых расположены земельные участки, на которых планируются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района и объектов капитального строительства на земельных участках, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются.

Перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению о выдаче разрешения, содержится в п. 7 ст. 51 ГрК РФ. Требуемые документы должны содержать необходимую информацию о земельном участке, в том числе ГПЗУ, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство[3], о планируемом строительстве/реконструкции, сведения о застройщике.

С 04.08.2018 перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения, был скорректирован. Так, в случае строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством РФ подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона подлежит изменению, к заявлению о выдаче разрешения должно быть приложено решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории.

Форма разрешения утверждена Приказом Минстроя России от 19.02.2015 № 117/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию». Данный Приказ также содержит подробную инструкцию по заполнению разрешения.

Нарушение утверждённой формы или порядка её заполнения при выдаче разрешения может повлечь за собой признание такого разрешения не соответствующим закону и недействующим, а также приостановление строительства до получения нового разрешения. Например, разрешение может быть признано недействующим в связи с несоответствием содержащихся в нём сведений проектной документации[15].

ГрК РФ допускает поэтапное проектирование и осуществление строительства, реконструкции объектов. Соответственно, возможна и выдача разрешения на отдельные этапы (очереди) строительства (п. 12 ст. 51 ГрК РФ). При этом следует отметить, что в конце 2019 года законом № 472-ФЗ[20] в ГрК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми предусматривается выделение этапов и в отношении линейных объектов (объектов капитального строительства, входящих в их состав). Получаются такие разрешения в общем заявительном порядке.

При этом под этапом строительства понимается строительство или реконструкция объекта капитального строительства из числа объектов капитального строительства, планируемых к строительству, реконструкции на одном земельном участке, если такой объект может быть введён в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, т. е. независимо от строительства или реконструкции иных объектов на этом участке, а также строительство или реконструкция части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, т. е. независимо от строительства или реконструкции иных частей этого объекта капитального строительства (п. 2 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий[21]).

По общему правилу разрешение выдаётся на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, а на индивидуальное жилищное строительство – на десять лет. Необходимо отметить, что последними серьёзными изменениями в ЗК РФ законодатель установил предельные сроки аренды государственных земель для целей строительства в виде двойного ориентировочного срока на строительство, устанавливаемого Минстроем РФ. Установление этих сроков, по нашему мнению, не определяет фактический срок действия разрешения на строительство (он по-прежнему определяется разделом «Проект организации строительства»).

Разрешение, выданное при отсутствии законных оснований на иной срок, чем предусмотрен проектом, как показывает анализ судебной практики, может быть признано в судебном порядке не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя[22].

В рамках реализации мер поддержки бизнеса в период чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19[23], Правительство РФ приняло решение[24] об автоматическом продлении на 1 год срока действия разрешений на строительство, срок действия которых истекает в период с 06.04.2020 до 01.01.2021.

В случае истечения срока действия разрешения до окончания строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта возможно его продление уполномоченным органом (организацией), выдавшим разрешение, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения[25].

Несоблюдение любого из этих условий является самостоятельным основанием для отказа в продлении разрешения (пп.пп. 7–8 п. 21.15 ст. 51 ГрК РФ).

Необходимо отметить, что ранее установленный законом срок на обращение с заявлением о продлении срока действия разрешения (не позднее чем за шестьдесят дней) зачастую воспринимался уполномоченным органом как пресекательный, несмотря на отсутствие прямого указания на это в законе, и в связи с пропуском застройщиком данного срока уполномоченные органы нередко отказывали в продлении срока действия разрешения. Однако судебная практика по данному вопросу сформировалась таким образом, что суды признают такие отказы не соответствующими закону[26]. В текущей редакции норм, регулирующих порядок внесения изменений в разрешение, данная проблема утратила свою актуальность, так как теперь срок действительно пресекательный, и нет места двоякому толкованию за одним исключением.

Согласно п. 21.5 ст. 51 ГрК РФ физическое или юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на таком участке в соответствии с разрешением, выданным прежнему правообладателю земельного участка.

Срок действия выданного разрешения при переходе права на земельный участок и/или объекты капитального строительства сохраняется, за исключением установленных законом случаев, когда действие разрешения прекращается на основании решения уполномоченного органа (организации) – п. 21.1 ст. 51 ГрК РФ.

О переходе права собственности на участок, а также об изменении характеристик участка (в случае его объединения, перераспределения, раздела, выдела) новый правообладатель (правообладатель изменённого участка) обязан уведомить орган, выдавший разрешение, для внесения в него соответствующих изменений с приложением соответствующих документов, указанных в пп.пп. 1–4 п. 21.10 ст. 51 ГрК РФ. Если необходимые документы не будут представлены заявителем, уполномоченный орган обязан запросить такие документы или сведения, содержащиеся в них, в соответствующих органах государственной власти или органах местного самоуправления.

Продолжение строительства без приведения разрешения в соответствие с произошедшими изменениями может повлечь за собой сложности с прохождением строительного контроля и надзора, введением постро��нного объекта в эксплуатацию, а также может стать основанием для привлечения застройщика к административной ответственности[27].

Когда не требуется разрешение на строительство

Отмена разрешения на строительство – это волевое действие уполномоченного органа по отзыву ранее выданного разрешения на строительство как выданного с нарушениями.

П. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена возможность отмены изданного муниципального правового акта в порядке самоконтроля. Так, в Постановлении от 06.07.2004 № 1424/04 Президиум ВАС РФ указал, что на основании рассматриваемой нормы уполномоченный орган вправе отменить ранее вынесенное им с нарушением предусмотренных законом процедур распоряжение о предоставлении земельного участка в аренду для строительства. В дальнейшем этот подход был распространён арбитражными судами на иные ненормативные акты, в т. ч. и на разрешение на строительство.

Достаточным основанием для отзыва уполномоченным органом разрешения на строительство, по мнению судов, было нарушение застройщиком или уполномоченным органом ст. 51 ГрК РФ, регулирующей правила выдачи такого разрешения, вне зависимости от степени их существенности, например:

  • отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок[31], истечение срока действия договора аренды[32];
  • несоответствие проектной документации положению о составе проектной документации[33], в том числе отсутствие некоторых необходимых разделов[34];
  • несоответствие ВРИ земельного участка[35];
  • несоблюдение санитарных правил при проектировании (отсутствие учёта санитарно-защитной зоны проектируемого объекта)[36];
  • отсутствие положительного заключения экспертизы проектной документации[37];
  • несоблюдение специальной процедуры при выдаче разрешения[38] и т. д.

Необходимо отметить, что в 2011 году ст. 51 ГрК РФ была дополнена п. 21.1, который предусматривает несколько случаев, когда действие разрешения на строительство может быть прекращено уполномоченным органом:

1) принудительное прекращение права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
2) поступление предписания уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти о прекращении действия разрешения на строительство на основании несоответствия разрешения на строительство ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории;
3) отказ застройщика от права собственности и иных прав на земельные участки;
4) расторжение договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
5) прекращение права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

После появления этой нормы возник следующий вопрос: может ли быть прекращено действие разрешения на строительство в иных, помимо указанных в п. 21.1 ст.51 ГрК РФ, случаях?

Анализ актуальной практики арбитражных судов свидетельствует о том, что мнения судов разделились. В судебной практике представлено две позиции:

  • отзыв разрешения на строительство возможен, если застройщиком или уполномоченным органом нарушены положения ст. 51 ГрК РФ вне зависимости от наличия обстоятельств, указанных в п. 21.1 данной статьи. При этом п. 21.1 устанавливает специальные основания для отмены разрешения на строительство в ситуации, когда на этапе его выдачи никаких нарушений не было допущено, но впоследствии появились обстоятельства, препятствующие дальнейшему строительству. Анализ практики Верховного Суда РФ[39] и арбитражных судов ряда округов свидетельствует о том, что они придерживаются этой позиции[40];
  • п. 21.1 ст. 51 ГрК РФ устанавливает исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых разрешение на строительство может быть отозвано. При этом в решении уполномоченного органа должна быть ссылка на одно из обстоятельств, указанных в п. 21.1, в противном случае решение об отзыве является незаконным. В частности, такую позицию занимает Арбитражный суд Волго-Вятского округа[41].

Таким образом, судебная практика в подавляющем большинстве случаев полагает, что отмена разрешения на строительство в порядке самоконтроля возможна, если это разрешение было выдано с нарушением требований градостроительного законодательства.

С 04.08.2018[43] введён новый порядок строительства ИЖС путём направления специального уведомления о планируемом строительстве объектов ИЖС вместо получения разрешения на строительство.

Следует отметить, что указанными поправками в ГрК РФ также было закреплено легальное определение «объект ИЖС», под которым понимается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия «объект ИЖС», «жилой дом», «индивидуальный жилой дом» равнозначны.

Теперь в целях строительства, а также реконструкции объекта ИЖС или садового дома частные застройщики обязаны направить в уполномоченный орган специальное уведомление о планируемом строительстве, согласно утверждённой форме[44], в порядке, определённом новой ст. 51.1 ГрК РФ.

Из указанной нормы следует, что требование о направлении уведомления о планируемом строительстве распространяется не только на строительство жилых домов, но и на строительство садовых домов, к которым ранее законодательство не предъявляло требований о получении разрешений или иного согласования строительства.

Соответствующее уведомление о планируемом строительстве должно содержать в себе определённый перечень сведений, перечисленных в п. 1 ст. 51.1 ГрК РФ (о застройщике, о земельном участке, о планируемых параметрах постройки и т. д.), а также к нему должны быть приложены документы, перечисленные в п. 3 ст. 51.1 ГрК РФ (правоустанавливающие на земельный участок, описание внешнего облика в определённых случаях), а само уведомление может быть направлено одним из предложенных законом способов: личное обращение, обращение через МФЦ, направление уведомления по почте или через единый портал государственных и муниципальных услуг.

В случае, если в направленном уведомлении о планируемом строительстве отсутствуют необходимые сведения либо к нему не приложены необходимые документы, уполномоченный орган возвращает застройщику уведомление в течение 3 рабочих дней со дня поступления такого уведомления. В этом случае уведомление считается ненаправленным (п. 6 ст. 51.1 ГрК РФ).

После получения уведомления о планируемом строительстве, соответствующего формальным критериям, уполномоченный орган обязан рассмотреть его в течение 7 рабочих дней, результатом чего должно стать направление частному застройщику уведомления о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения таких объектов на земельном участке либо уведомление о несоответствии.

Срок рассмотрения уведомления составляет 20 рабочих дней в случае, если создание объекта ИЖС или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения и в уведомлении о планируемом строительстве не содержится указание на типовое архитектурное решение, в соответствии с которым планируется строительство такого объекта.

Основания для направления застройщику уведомления о несоответствии параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения таких объектов на земельном участке перечислены в п. 10 ст. 51.1 ГрК РФ, указанный перечень оснований является закрытым.

В случае, если в установленный срок (7 или 20 рабочих дней) уполномоченный орган не направит частному застройщику, подавшему уведомление о планируемом строительстве объекта ИЖС или садового дома, уведомление о несоответствии параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения таких объектов на земельном участке, то поданное уведомление считается согласованным и даёт право частному застройщику осуществлять строительство в соответствии с указанными им в уведомлении параметрами в течение 10 лет со дня направления такого уведомления. Данное право сохраняется также при переходе прав на земельный участок и объект ИЖС или садовый дом, при этом направление нового уведомления о планируемом строительстве не требуется (п. 13 ст. 51.1 ГрК РФ).

В соответствии с концепцией уведомительного порядка строительства объектов ИЖС в ст. 55 ГрК РФ, регулирующей порядок выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию, были внесены дополнения, устанавливающие уведомительный порядок информирования уполномоченных органов об окончании строительства объекта ИЖС (п.п. 16–21 ст. 55 ГрК РФ).

Теперь частные застройщики не позднее одного месяца со дня окончания строительства объекта ИЖС или садового дома в порядке, аналогичном подаче уведомления о планируемом строительстве, направляют в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы уведомление об окончании строительства такого объекта с указанием необходимых сведений и приложением необходимых документов (п. 16 ст. 51.1 ГрК РФ).

Соответствующее уведомление может быть возвращено застройщику в течение 3 рабочих дней со дня его поступления и считается ненаправленным по следующим основаниям:

  • отсутствие в уведомлении предусмотренных сведений или отсутствие документов, прилагаемых к нему;
  • поступление уведомления об окончании строительства по истечении 10 лет со дня поступления уведомления о планируемом строительстве либо ��сли такое уведомление ранее не направлялось.

В положениях ст. 1 ГрК РФ содержится понятие застройщика, под которым понимается физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Одновременно в законе введено понятие технического заказчика – юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции.

При этом согласно п. 3 ст. 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее – лицо, осуществляющее строительство), может являться как сам застройщик, так и привлекаемый на основании договора строительного подряда индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Такое лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несёт ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

Таким образом, положения ГрК РФ допускают передачу полномочий как застройщика, так и (технического) заказчика другому лицу. В т. ч. возможна передача полномочий только в рамках одного или нескольких этапов строительства.

Следует помнить, что в законодательстве установлено обязательное требование об участии в СРО лица, планирующего осуществление функций технического заказчика.

На практике случаи передачи полномочий нередки, и оформляется такая передача договорами, чаще всего поименованными как договор на осуществление функций заказчика (застройщика) или договор о распределении функций заказчика (застройщика). Вопрос о правовой природе такого договора является дискуссионным как в теории гражданского права, так и в судебной практике. Единое мнение по данному вопросу не сформировано, в основном такие договоры определяют как договор совместной деятельности, подрядный, инвестиционный или агентский, а также как смешанный договор, содержащий в себе элементы перечисленных договоров в различных комбинациях. По нашему мнению, данный договор представляет собой разновидность агентского договора (гл. 52 ГК РФ). Подтверждением данной позиции является, в частности, то, что выполнение техническим заказчиком своих функций возможно только на основании выданной застройщиком доверенности, т. е. технический заказчик осуществляет некоторые представительские функции для застройщика.

Не следует отождествлять технического заказчика с генеральным подрядчиком. По общему правилу функции, осуществляемые заказчиком, не входят в обязанности генерального подрядчика, и, как видно из приведённых положений ст. 1 ГрК РФ, функции заказчика существенно шире. По общему правилу технический заказчик не осуществляет непосредственно строительные работы, а взаимодействует с генеральным подрядчиком от имени застройщика. В связи с этим, если строительство ведёт генеральный подрядчик, ответственность за качество, срок выполнения работ не может быть возложена на технического заказчика[45].

С 1 июля 2017 года отменено требование о выполнении работ, приведённых в Перечне видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждённом Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624, лицами, имеющими допуски СРО. После 1 июля 2017 года выполнение указанного вида работ допустимо лицами, состоящими в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, без необходимости получения ими каких-либо дополнительных допусков. Положениями ст. 9.5.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление таких видов работ лицом, не являющимся членом СРО.

При этом ранее на практике дискуссионным являлся вопрос о необходимости соблюдения соответствующих требований застройщиком или техническим заказчиком в том случае, когда указанные работы осуществляет привлечённое застройщиком или (техническим) заказчиком на основании договора юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, т. е. (генеральный) подрядчик. С 1 июля 2017 года указанная неопределённость разрешена в связи с наличием требования об исполнении функций технического заказчика только членом, соответственно, саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 ст. 47, п. 4.1 ст. 48, п. 2.2 ст. 52 ГрК РФ[46].

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.04.2016 N 385, от 30.06.2018 N 765, от 12.11.2020 N 1816)

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2015 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. МЕДВЕДЕВ

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 декабря 2014 г. N 1300

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.04.2016 N 385, от 30.06.2018 N 765, от 12.11.2020 N 1816)

1. Подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

2. Водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

3. Линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

4. Элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории. (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.06.2018 N 765)

4(1). Пандусы и другие приспособления, обеспечивающие передвижение маломобильных групп населения, за исключением пандусов и оборудования, относящихся к конструктивным элементам зданий, сооружений. (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.06.2018 N 765)

5. Линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

6. Нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

7. Тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

8. Геодезические, межевые, предупреждающие и иные знаки, включая информационные табло (стелы) и флагштоки.

9. Защитные сооружения гражданской обороны, сооружения инженерной защиты, для размещения которых не требуется разрешения на строительство. (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816)

10. Объекты, предназначенные для обеспечения пользования недрами, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

11. Линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство. (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.04.2016 N 385)

12. Проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

13. Пожарные водоемы и места сосредоточения средств пожаротушения.

14. Пруды-испарители.

15. Отдельно стоящие ветроэнергетические установки и солнечные батареи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

16. Пункты охраны правопорядка и стационарные посты дорожно-патрульной службы, для размещения которых не требуется разрешения на строительство. (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.04.2016 N 385)

17. Пункты весового контроля автомобилей, для размещения которых не требуется разрешения на строительство. (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.04.2016 N 385)

1.6. Разрешение на строительство

Шаг 4. Начало процедуры — образование земельного участка под гаражом

Шаг 3. С чего начать

Шаг 2. Какие документы нужны

Шаг 1. Как понять, можно ли оформить гараж по новому закону

Как оформить гараж

Об ограничениях использования объектов недвижимости, расположенных в границах приаэродромной территории аэродрома Барнаул (Михайловка)

Порядок сноса самовольных построек и приведения их в соответствие с установленными требованиями на территории города Барнаула

Как приобрести земельный участок для строительства

Об административной ответственности за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию

Нормы при строительстве жилого дома

Дача: с 1 января 2019 года садовый или жилой дом?

Адресное хозяйство города Барнаула (с переводом)

Планируя возвести линию электропередач, газо-или водопровод, другие подобные объекты, многие инвесторы не знают, каким образом и в каком государственном органе получить разрешение на строительство линейного объекта (ЛО). Чтобы разобраться в ситуации, нужно выяснить, что относится к такому объекту? В каких случаях надо оформлять согласование и какие бумаги для этого нужно собрать, а когда разрешение получать не потребуется?

К объектам такого типа относят не только линии электропередач (ЛЭП), но также газо-и трубопроводы, иные сооружения подобного типа. Лицензию на строительство у государственного органа нужно получать на общих основаниях, т. к. по закону сооружения линейного типа являются объектами капстроительства. В противном случае такие объекты будут признаны незаконными и подлежат принудительному сносу.

Сложности могут появиться ещё на этапе оформления участков земли (ЗУ), на которых инвесторы планируют возводить ЛО, т. к. ранее на кадастровый учет такие территории не принимались. При этом права владельцев ЗУ подлежали только частичному ограничению.

  • Что представляет собой ЛО
  • Что входит в состав ЛО
  • Как выдаётся разрешение
  • Какие органы выдают разрешительные документы
  • Необходимые документы
  • Когда получать разрешение не нужно
  • Разрешение на строительство тепловых сетей
  • Упрощение процедур в процессе работ по возведению линейных сооружений

Планируя возвести линию электропередач, газо-или водопровод, другие подобные объекты, многие инвесторы не знают, каким образом и в каком государственном органе получить разрешение на строительство линейного объекта (ЛО). Чтобы разобраться в ситуации, нужно выяснить, что относится к такому объекту? В каких случаях надо оформлять согласование и какие бумаги для этого нужно собрать, а когда разрешение получать не потребуется?

К объектам такого типа относят не только линии электропередач (ЛЭП), но также газо-и трубопроводы, иные сооружения подобного типа. Лицензию на строительство у государственного органа нужно получать на общих основаниях, т. к. по закону сооружения линейного типа являются объектами капстроительства. В противном случае такие объекты будут признаны незаконными и подлежат принудительному сносу.

Сложности могут появиться ещё на этапе оформления участков земли (ЗУ), на которых инвесторы планируют возводить ЛО, т. к. ранее на кадастровый учет такие территории не принимались. При этом права владельцев ЗУ подлежали только частичному ограничению.

Теоретически территории, на которых будут находиться ЛО, могут принадлежать сразу нескольким собственникам. Такие ЗУ могут находиться в пользовании у одного или нескольких арендаторов. Но при возведении ЛЭП, автотрасс, участков трубопроводов высокого давления территории должны принадлежать только одному владельцу, исключая права постоянного или временного пользования другими юридическими или физическими лицами.

Процесс возведения подобных сооружений регламентируется нормами:

  • ГрК РФ;
  • ФЗ № 257 «Об автодорогах и о дорожной деятельности в РФ»;
  • ГК и ЗК РФ, а также иных федеральных законов и подзаконных актов.

Постановление Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300

Оформление нужной документации будет напрямую зависеть от того, какой статус получил объект. С 2015 года для открытия ЛО, получивших статус федерального или регионального значения, надо обязательно оформлять договор аренды ЗУ. Такая земля находится в собственности местных органов власти. Заключение договора аренды происходит без проведения торгов.

Для получения согласия госоргана на возведение, капремонт или реконструкцию объектов указанного типа, к которым относят автотрассы, ЛЭП, линии теплоснабжения и связи, водо- и газопроводы, необходимо пройти несколько этапов.

Готовится проект межевания (ПМТ) и планировки (ППТ) земельных участков.

Формируются ЗУ из состава земель, относящихся к собственности муниципальных органов с учётом проведённых ранее планировки и межевания ЗУ.

Необходимые данные заносятся в гос.кадастр недвижимости. Площадь ЗУ, утверждённая в процессе планировки, и указанная в межевом плане, не может различаться между собой более, чем на десять процентов.

Существует 2 утвержденные схемы оформления земельных участков:

  • под линейные объекты федерального, регионального и / или местного значения;
  • под объекты линейного типа.

С начала весны 2015 г. для объектов капстроительства федерального и регионального значения требуется составление договора аренды ЗУ, пребывающего в муниципальной собственности. Права на его заключение приобретаются без проведения аукциона.

Если планируется строительство линий электропередач (ЛЭП), связи, газо-, тепло- и водопроводов, дорог и т.д., то необходимо сделать следующее:

  • подготовить проект планировки территории (ППТ) и проект межевания территории (ПМТ), на что дается 5 месяцев;
  • образовать ЗУ из муниципальных земель в соответствии с проектом межевания территории, согласованным и утвержденным на предыдущем этапе (на это уходит 2-3 недели);
  • внести новые сведения о наделе в ГКН, причем его фактическая площадь, определенная при межевании, не должна быть больше площади, указанной в документах (ППТ и ПМТ) и госкадастре либо акте, выпущенным органом местного самоуправления на величину, превышающую предельный минимальный размер земельного участка (данная процедура обычно занимает не менее 10 суток);
  • оформить арендный договор (30 суток).

Разрешение на строительство ЛО – это документ, доказывающий соответствие разработанного проекта требованиям ППТ, ПМТ при осуществлении строительства или реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых не требуется подготовка документации по планировке территории для строительства либо реконструкции линейного объекта), требованиям, установленным ППТ, в случае выдачи разрешения на строительство на проведение работ по созданию ЛО, для размещения которого не нужно образование ЗУ.

Разрешение на строительство линейного объекта позволяет вести деятельность по возведению данного сооружения на законном основании, без боязни быть привлеченным к административно-правовой или уголовной ответственности.

Это, конечно, касается случаев, когда получение такого документа является обязательным условием для возведения объектов линейной части, потому что порой их размещают без предварительного согласования, т.к. это предусмотрено законом.

Важные изменения в сфере индивидуального жилищного строительства

Чиновники проводят согласование линейных объектов на основании представленных им на рассмотрение документов.

Для инициации процедуры получения разрешения на строительство или реконструкцию объектов линейного типа необходимо подготовить заявление и направиться с ним в уполномоченную инстанцию. К нему должны быть приложены документы:

  • свидетельство о праве владения землей, намеченной под застройку;
  • градплан ЗУ, который необходимо заиметь не позже, чем за три года до дня передачи в контролирующую инстанцию заявления на получение разрешения на строительство; (когда дело касается линейного объекта, то помимо ГПЗУ, в уполномоченный орган должны передаваться и реквизиты ППТ и ПМТ);
  • документация по проекту, включающая текстовые и графические материалы;
  • положительное заключение госэкспертизы, проведенной в отношении проектной документации;
  • разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства;
  • согласие всех собственников объекта капстроительства на использование данного объекта;
  • свидетельство об аккредитации юридического лица, выдавшего заключение частной экспертизы проекта;
  • документы, подтверждающие факт того, что строительные работы ведутся на объектах культурно-исторического наследия с учетом сохранения его объемно-планировочной структуры и исторически сложившейся конструктивной схемы.

Интересует согласование проекта планировки территории линейного объекта? Урегулированием данного вопроса нам заниматься не впервой. Мы также содействуем в подготовке и разработке ППТ ЛО, организуя и сопровождая:

  • разработку презентационных материалов (градостроительной концепции);
  • получение решения относительно разработанного ППТ;
  • сбор исходных данных и информации для разработки ППТ;
  • организацию разработки ППТ;
  • утверждение ППТ (в т.ч. проведение Градсовета, МВК, публичных слушаний).

Как правило, власти выдают разрешение на строительство линейных объектов, если все документы собраны и правильно оформлены.

Порядок обеспечения водоснабжением домов и участков прописан в Федеральном законе от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ. Для подачи воды можно пробурить скважину, колодец либо провести трубы от системы центрального водопровода.

На строительство водопровода с подключением к системе центрального водоснабжения необходимо получать разрешение. Существует несколько законодательных актов, регулирующих данный процесс:

  1. Закон «О водоснабжении и водоотведении» (Федеральный закон № 416-ФЗ).
  2. Постановление Правительства РФ «Правила холодного водоснабжения и водоотведения» (№ 644 от 29 июля 2013 года).
  3. Постановление Правительства РФ «Об утверждении типовых договоров в сфере водоснабжения» (№ 645 от 29 июля 2013 года).
  4. Постановление Правительства РФ «Правила определения и предоставления технических условий» (№ 83 от 13 февраля 2006 года).

Запрещено врезаться в систему центрального водоснабжения без разрешения. За подобное нарушение предусмотрен штраф по Кодексу об административных правонарушениях и выплата ущерба в пользу «Водоканала».

В течение 10 рабочих дней после окончания строительства, реконструкции безвозмездно передает схему, отображающую расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанную лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта.

  • строительства на территориях баз отдыха кафе, одноэтажных с мансардой гостевых домов из деревянных или каркасных конструкций для временного проживания;
  • строительства являющихся объектами капитального строительства пляжей, открытых спортивных, игровых, детских площадок, площадок для отдыха, для выгула собак;
  • строительства колодцев, прудов, водохранилищ объемом до 100 кубических метров, выполняемых в грунтах;
  • строительства, реконструкции частных автомобильных дорог необщего пользования;
  • строительства газопроводов-вводов, вводных газопроводов на землях населенных пунктов;
  • реконструкции линейных объектов капитального строительства: линий электропередачи, связи, газопроводов, водопроводов, сетей канализации, не требующей увеличения размеров земельных участков, на которых расположены такие объекты.

Отсутствие необходимости в получении разрешения, когда речь идёт о дорогах, касается только инфраструктурного обеспечения ими в категории общего использования в зоне выполнения подъездов к земельным участкам. Кроме того, это также объекты инженерно-технических сетей, с помощью которых происходит обеспечение коммуникационного снабжения переходной скоростной зоны, примыкающего участка, выезда, площадок для автостоянки, съезда, прочего.
В качестве типичного примера подобных проектов предусмотрена организация кабельной электролинии, подключённой к линейному объекту капитального строительства. Не требуется разрешение на проводимое строительство и в случае, когда осуществляется обеспечение технической инженерной инфраструктуры, связанной с подъездными автомобильными дорогами и примыкающими сооружениями системы основных транспортных и коммунальных комплексов.

Говоря о распределении внутриквартальной сети, входящей в комплекс той же инженерной технической инфраструктуры, разрешение иногда также не требуется. Это касается электролиний воздушного, кабельного и комбинированного типа мощностью до 10-ти киловатт, а также систем блочной канализации.

Иначе обстоит ситуация, если проект готовится на базе ГПЗУ. В этом случае для получения разрешения на строительство (реконструкцию) застройщик обязан обратиться в уполномоченную структуру (федеральный или местный орган РФ). Интересен тот факт, что в разработке и выдаче проекта планирования участка, где возводится (реконструируется) линейный объект, нет необходимости. Из сказанного выше стоит сделать вывод, что с января 2021 года местный орган власти или другая уполномоченная для выдачи разрешения структура (для строительства или реконструкции объекта) должна запрашивать у подающей заявление стороны реквизиты проектного решения в отношении межевания участка и проекта планирования.

Также потребуется предъявление градостроительного плана и материалов из проекта, а именно схем и пояснительной записки. Разрешение невозможно получить без предъявления положительного заключения в отношении проекта (экспертизы) и без согласия на проведения строительства со стороны лиц, обладающих правами на земельный участок.

Одним из главных направлений строительных работ, которые избавлены от необходимости получения разрешения, является прокладка, распределение, монтаж, реконструкция и ввод в эксплуатацию сетей инженерно-технической инфраструктуры. Но только при определенных условиях. Например, выполнение подобных работ без специальной документации допускается, если объект поступит во владение физическим лицом, которое не будет осуществлять предпринимательской деятельности в процессе эксплуатации сети. Таким образом, разрешение на строительство не требуется в случае прокладки коммуникаций от зоны сопряжения с центральной системой обеспечения до сооружаемого или реконструируемого объекта на земле, не предназначенной для коммерческого использования.

Реставрационные и реконструкционные мероприятия часто сопрягаются с полноценным строительством, но, конечно, ответственность таких работ не столь велика. Собственно, все операции такого рода могут выполняться свободно, если не планируется отвод границ охранных зон. Например, разрешение на строительство не требуется в случае реконструкции линейного объекта, который при этом останется в прежних полосах отвода. Сами рабочие мероприятия могут затрагивать и коммуникации, связанные с капитальными зданиями. Это может быть и система водоснабжения, и канализационная инфраструктура, а также автодороги местного значения.

Рекомендуем прочесть: Какие Документы Нужны На Налоговый Вычет За Квартиру

Разрешение на строительство – это специальный документ, который дает право на возведение недвижимости определенных типов. Для оформления понадобиться подготовить ряд документов. Разрешение на строительстве можно будет получить в специальном муниципальном органе, который занимается контролем в данной сфере.

На сегодняшний день в стандартный набор документов, требуемый для оформления разрешения, входит следующее:

Разрешение на строительство может потребоваться:

  1. Физическому лицу.
  2. Юридическому.

Причем как раз в зависимости от юридического статуса будет зависеть перечень документов, которые предоставляются в конкретном случае. Данный момент нужно внимательно изучить. В свою очередь оформление чаще всего осуществляется собственником земли. Либо его законным представителем – на основании нотариально заверенной доверенности.

Существует достаточно существенный перечень ситуаций, когда требуется осуществить процедуру рассматриваемого типа.

Градостроительный кодекс разрешение на строительство не требует в случаях следующих:

  • строительство без цели ведения предпринимательской деятельности;
  • реконструкция – если объект не капитальный;
  • иное.

Стоит отметить, что сам процесс оформления имеет целый ряд особенностей. Проработать их лучше всего предварительно. Только так можно будет не допустить ошибок. Большая часть судебных дел, сложных ситуаций возникает как раз по причине незнания элементарных вещей об оформлении недвижимости, а также разрешения на строительные работы.

В судебной практике имели место инциденты когда возведенное без разрешение здание попросту приходилось сносить по решению суда. Причем за свой собственный счет. На данный момент существует много тонкостей, которые непосредственно связаны с оформлением недвижимости. Этот момент лучше всего изучить.

Качественную юридическую консультацию по этому поводу предоставляют следующие учреждения:

Наименование учреждения Адрес расположения Контактный номер телефона
Бесплатная юридическая консультация строение 2, ул. Рождественка, 5/7, Москва, 107031 8
Бесплатная юридическая консультация Пресненская наб., 10, офис 571, Москва, 123112 8
Юридическая Консультация Гоголевский б-р, 8/9, строение 3, Москва, 119019 8
Единый Юридический Центр — Бесплатная юридическая консультация Фрунзенская наб., 4, Москва, 119034 8
Юридическая консультация ул. Новопесчаная, 7, Москва, 125057 8

Процесс оформления разрешения имеет свои тонкости, особенности. Наличие разрешения позволит избежать многих проблемных ситуаций. В первую очередь это касается, конечно же, судебных разбирательств. По возможности стоит избегать подобных, решать все спорные моменты в досудебном порядке. Если по какой-то причине это не удается сделать, то только в таком случае нужно обращаться в суд.

Основополагающим документом является Градостроительный кодекс РФ. Следует разобраться со всеми основными положениями такового. Это позволит попросту не допустить нарушений со своей стороны. Как следствие – отсутствует необходимость проводить судебные разбирательства. Тратить на это время и средство.

  • подготавливаются проекты межевания и планировки территории (5 месяцев);
  • образование земельных участков из земель муниципалитета в соответствии с размежеванием, принятым на предыдущем этапе (2-3 недели);
  • заносится информация в ГКН, причем не допускаются различия площади более, чем 10% между указанной в межевых планах и в утвержденной проектной планировке по межеванию (10 дней);
  • договор аренды (1 месяц).
  • кадастровые инженеры подготавливают схему по планированию территории (2 недели);
  • подается ходатайство для утверждения схем на КПТ (30 дней);
  • в согласии со схемами, предоставленными на КПТ, из гос. земель ведется образование участка для строительства (2-3 недели);
  • вносятся сведения в ГКН, при этом площади в межевом плане и в схемах КПТ не должны отличаться более, чем на 10% (ок. 10 дней);
  • заключается договор на аренду (1 месяц).

В целях реализации положений Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу 4 августа 2018 года, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сообщает следующее.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разрешение на строительство, за исключением случаев, установленных частью 5 статьи 51 Кодекса и другими федеральными законами, выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случае, если строительство и (или) реконструкция объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации (включая осуществляемую на территории одного субъекта Российской Федерации реконструкцию объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации), в том числе линейного объекта — на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов Российской Федерации.

Согласно части 14.1 статьи 1 Кодекса реконструкция линейных объектов — изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других), или при котором требуется изменение границ полос отвода, и (или) охранных зон таких объектов.

Линейный объект является объектом недвижимого имущества, его реконструкция в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» влечет необходимость внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним об изменении объекта недвижимости (что потребует, также, проведения кадастровых работ в отношении всего реконструируемого линейного объекта в случае изменения основных характеристик объекта).

В соответствии с подпунктом 5.4.2 Положения о Минстрое России, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации, от 18 ноября 2013 г. N 1038, выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и пункте 1 части 6 статьи 51 Кодекса (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти), осуществляет Минстрой России.

Только Минстрой России выдает разрешение на строительство, если речь идет о строительства или реконструкции объекта, расположенного на территории 2 регионов. При этом неважно, что часть (этап) такого объекта, подлежащего реконструкции, располагается на территории одного муниципального образования.

Несоблюдение указанного правила — основание для привлечения к административной ответственности, а также для отказа в регистрации прав на построенный или реконструированный объект.

В течение 10 рабочих дней после окончания строительства, реконструкции безвозмездно передает схему, отображающую расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанную лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта.

  • строительства на территориях баз отдыха кафе, одноэтажных с мансардой гостевых домов из деревянных или каркасных конструкций для временного проживания;
  • строительства являющихся объектами капитального строительства пляжей, открытых спортивных, игровых, детских площадок, площадок для отдыха, для выгула собак;
  • строительства колодцев, прудов, водохранилищ объемом до 100 кубических метров, выполняемых в грунтах;
  • строительства, реконструкции частных автомобильных дорог необщего пользования;
  • строительства газопроводов-вводов, вводных газопроводов на землях населенных пунктов;
  • реконструкции линейных объектов капитального строительства: линий электропередачи, связи, газопроводов, водопроводов, сетей канализации, не требующей увеличения размеров земельных участков, на которых расположены такие объекты.

Иначе обстоит ситуация, если проект готовится на базе ГПЗУ. В этом случае для получения разрешения на строительство (реконструкцию) застройщик обязан обратиться в уполномоченную структуру (федеральный или местный орган РФ). Интересен тот факт, что в разработке и выдаче проекта планирования участка, где возводится (реконструируется) линейный объект, нет необходимости. Из сказанного выше стоит сделать вывод, что с января 2019 года местный орган власти или другая уполномоченная для выдачи разрешения структура (для строительства или реконструкции объекта) должна запрашивать у подающей заявление стороны реквизиты проектного решения в отношении межевания участка и проекта планирования.

Также потребуется предъявление градостроительного плана и материалов из проекта, а именно схем и пояснительной записки. Разрешение невозможно получить без предъявления положительного заключения в отношении проекта (экспертизы) и без согласия на проведения строительства со стороны лиц, обладающих правами на земельный участок.

Одним из главных направлений строительных работ, которые избавлены от необходимости получения разрешения, является прокладка, распределение, монтаж, реконструкция и ввод в эксплуатацию сетей инженерно-технической инфраструктуры. Но только при определенных условиях. Например, выполнение подобных работ без специальной документации допускается, если объект поступит во владение физическим лицом, которое не будет осуществлять предпринимательской деятельности в процессе эксплуатации сети. Таким образом, разрешение на строительство не требуется в случае прокладки коммуникаций от зоны сопряжения с центральной системой обеспечения до сооружаемого или реконструируемого объекта на земле, не предназначенной для коммерческого использования.

  • подготавливаются проекты межевания и планировки территории (5 месяцев);
  • образование земельных участков из земель муниципалитета в соответствии с размежеванием, принятым на предыдущем этапе (2-3 недели);
  • заносится информация в ГКН, причем не допускаются различия площади более, чем 10% между указанной в межевых планах и в утвержденной проектной планировке по межеванию (10 дней);
  • договор аренды (1 месяц).
  • кадастровые инженеры подготавливают схему по планированию территории (2 недели);
  • подается ходатайство для утверждения схем на КПТ (30 дней);
  • в согласии со схемами, предоставленными на КПТ, из гос. земель ведется образование участка для строительства (2-3 недели);
  • вносятся сведения в ГКН, при этом площади в межевом плане и в схемах КПТ не должны отличаться более, чем на 10% (ок. 10 дней);
  • заключается договор на аренду (1 месяц).

Решение от 25 апреля 2018 г. по делу № А32-11241/2017

То же самое касается и обустройства скважин. Если речь идёт об объекте частной недвижимости, то чтобы избежать проблем в будущем, лучше всё же обратиться в орган надзора за природными ресурсами и уточнить необходимость получения каких-либо документов в случае обустройства такого гидротехнического сооружения.

  • Если вы решите пробурить у себя на участке скважину глубиной не более 5 м, то вам не нужно получать какие-либо документы. Однако при обустройстве более глубокого гидротехнического сооружения разрешительная документация обязательно должна присутствовать и получить её можно в ведомстве, заведующем природными ресурсами.
  • Если вы решили провести реставрационные работы над своим домом, которые не предусматривают его перепланировку, достройку или снос части сооружения, то никаких бумаг получать не надо.
  • То же самое касается возведения линейного объекта в пределах вашего земельного участка.
  • Также вы можете проводить капитальные ремонтные работы без разрешительной документации при условии, что никакие несущие конструкции вашего дома не будут затронуты.
  • Не нужно получение разрешения на строительство площадок для выгула домашних животных, бассейнов и прудов, площадь которых не превышает 100 м².
  • Помимо этого, вы можете возводить без разрешения частные подъезды к дому, опоры освещения, а также пункты регулирования газа.

21.12. В случае, если документы, предусмотренные пунктами 1 — 4 части 21.10 настоящей статьи, не представлены заявителем, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления обязаны запросить такие документы или сведения, содержащиеся в них, в соответствующих органах государственной власти или органах местного самоуправления.

Общий перечень оснований, когда для возведения объекта не нужно получать разрешение, установлен ст.51 Градостроительного кодекса РФ. Такая возможность возникает:

  • при строительстве гаража на участке, принадлежащем на праве собственности или находящемуся в его пользовании гражданину, если здание не будет использоваться в коммерческих целях, то есть для извлечения прибыли. К примеру, для организации сервиса для ремонта машин и другой техники.

  • при обустройстве дачного домика на земле, предусмотренной для садоводчества, а также вспомогательных помещений для ведении подсобного хозяйства – гаражей, стаек для животных, бани, сарая для хранения инструмента, объекта ИЖС (индивидуального жилищного строительства, к примеру, коттедж) и др.

  • при строительстве отдельных построек вспомогательного назначения – к примеру, вахты на въезде на территорию компании. Функциональное назначение этого помещения тесно связано с обслуживанием основного здания. Строение неразрывно связано с землей, т.е. его перенос на другой участок без причинения ущерба конструкциям невозможен.

  • при реконструкции объектов капитального фонда, перепланировка, другие изменения плана расположения помещений здания.

  • при проведении капитального ремонта многоквартирных домов, сооружений коммерческого назначения, к примеру, заводов или фабрик.

  • при согласовании размещения буровых скважин и осуществлении их сервисного обслуживания. Порядок проведения работ в этом случае регламентируется законом о разработке месторождений полезных ископаемых и ином использовании земельных участков для изыскания недр.

  • при установке на участке переносной конструкции – железного гаража, киоска, пункта охраны и др.

  • в иных случаях, установленных законом как специальные, когда осуществление строительства без разрешения не может признаваться незаконным.

Пример и судебной практики по делу N А26-10116/2010. Администрация города подала заявления на компанию о привлечении к ответственности за размещение автопарковки на принадлежащее ей земельном участке без получения соответствующего распоряжения властей. По результатам рассмотрения вопроса было установлено, что указанный объект необходимо признавать вспомогательным, созданным для целей благоустройства основного здания.

Особую сложность представляет категория дел, где в споре указаны линейные объекты, не требующие разрешения на строительство. По этому поводу есть соответствующие разъяснения. К таким видам сооружений относятся:

  • базы отдыха из дерева и каркаса для временно размещения отдыхающих, кафе;

  • площадки для обустройства пляжей, игр детей, выгула собак;

  • колодцы и пруды с объемом хранимой воды до 100 куб.м. на грунтовой почве;

  • дороги необщего использования, к примеру, подвод к домам индивидуального строительства;

  • вводные газопроводы в районах населенных пунктов;

  • линии электропередач и связи, водопроводы, сети канализации, трансформаторных станций в пределах выделенных для их создания земельных участков.

При осуществлении работ и установлении конструкций на глубине почв требуется согласование установки инженерного оборудования в местной администрации, получения разрешения на строительство не требуется. Целью таких мер является контроль соблюдения норм экологического и санитарного законодательства, а также требований атомного и технологического норм.

В остальных случаях заявление о выдаче разрешения на строительство подается с приложением проектной документации в администрацию города или другого населенного пункта, на территории которого планируется осуществление строительной деятельности.

При возведении строения без документов о согласовании деятельности от властей а определенном земельном участке, лица могут привлекаться к административной ответственности на основании ст.9.5 КоАП РФ:

  • на граждан налагается штраф – от 2 до 5 тыс. руб.;

  • должностным лицам, осуществляющим стройку без разрешения, придется выплатить в бюджет от 30 до 50 тыс. руб.;

  • с индивидуального предпринимателя будет взыскано от 20 до 50 тыс. руб. и выписано постановление о приостановлении работы организации на срок до 90 дней;

  • юридические лица обяжут заплатить за нарушение от 500 тыс. до 1 млн руб. Их деятельность также прекратиться на срок до 90 дней согласно постановления контролирующего органа.

На основании ст.51 ГрК РФ установление требований по выдаче разрешения на строительства находится в ведении местных властей. К примеру, перечень объектов, на возведение которых получение согласований не требуется, установлен Законом Московской областной думы №15/99-П от 25.09.2014.

В строго определённых законом случаях получение разрешения на строительство того или иного объекта не требуется, что упрощает подготовку строительстрва с юридической точки зрения, однако, необходимо чётко определить тип проводимых работ и вид объекта для того, чтобы правомерно воспользоваться рассматриваемой в статье возможностью.

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Требуется ли разрешение на ввод в эксплуатацию линейного объекта?

Вопрос от 14.12.2017:

При строительстве тепловых сетей нормативно-правовыми актами РФ предусмотрено огромное количество процедур от предоставления прав на земельный участок до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. При этом застройщик тратит значительное время на получение и согласование всех документов с органами власти и энергоснабжающей организацией. Планируется ли какое-то упрощение и сокращение количества этих процедур?

Перечень направлен на сокращение избыточных и (или) дублирующих процедур предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ.

Указанный перечень определяет, в том числе, процедуры, связанные с предоставлением прав на земельный участок и подготовкой документации по планировке территории; заключением договоров технологического присоединения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также с архитектурно-строительным проектированием; строительством, реконструкцией; представлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и государственной регистрацией прав на построенный объект.

Вопрос от 15.01.2017:

О необходимости согласования проекта тепловой сети для теплоснабжения нежилого здания физическому лицу?

Вопрос от 08.06.2018:

Существует ли норматив, установленный нормативно-правовыми актами, по ежегодной замене тепловых сетей в процентном соотношении от общей протяженности тепловых сетей?

Ответ: Замена тепловых сетей должна проводиться в соответствии со сроками эксплуатации, указанной в проектной документации. Объем замены тепловых сетей определяется теплоснабжающей организацией в соответствии с Постановлением от 8 августа 2012 года N 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Предприятие должно определить систему мер по обеспечению надежности систем теплоснабжения поселений, городских округов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе анализа и оценки надежности систем теплоснабжения.

По итогам анализа и оценки систем теплоснабжения поселений, городских округов органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны разделить системы теплоснабжения на высоконадежные, надежные, малонадежные и ненадежные и определить систему мер по повышению надежности для малонадежных и ненадежных систем теплоснабжения с включением необходимых средств в инвестиционные программы и тарифы теплоснабжающих и теплосетевых организаций или с выделением средств из бюджетов субъектов Российской Федерации. В настоящее время необходимость ежегодной замены ветхих сетей обусловлена большим количеством ветхих, подлежащих замене трубопроводов.

Вопрос от 06.2018:

1. При осуществлении проверки комиссией в соответствии с п.206 (г) ФНП ОРПД, контролируется наличие положительных результатов технического освидетельствования (требования п. 207 (б)). Наличие какого освидетельствования контролируется, если на момент передачи оборудования основания для проведения технического освидетельствования, указанные в п. 360, отсутствуют?

2. При передаче оборудование под давлением другой эксплуатирующей организации, требуется ли перерегистрация заключения экспертизы промышленной безопасности на это оборудование и каким документов определен порядок перерегистрации?

Ответ: 1. В соответствии с п. 360 ФНП ОРПД техническое освидетельствование оборудования под давлением проводится:

Согласно п. 398 ФНП ОРПД периодическое техническое освидетельствование трубопроводов пара и горячей воды проводится не реже одного раза в три года.

При проверке готовности ввода в эксплуатацию оборудования под давлением, в связи со сменой эксплуатирующей организации, контролируется соблюдение сроков проведения технического освидетельствования, установленных ФНП ОРПД:

2. При вводе в эксплуатацию оборудования под давлением, в соответствии с п. 206 ФНП ОРПД, контролируется наличие документации, подтверждающей соответствие оборудования требованиям статьи 7 Федерального закона № 116-ФЗ (проведение экспертизы промышленной безопасности технического устройства). Перерегистрация заключения экспертизы промышленной безопасности на оборудование, работающее под давлением, при его передаче для использования другой эксплуатирующей организации, не требуется.

Вопрос от 06.2018:

Ответ: Да, правомочно и это не является дублированием.

В паспорте теплосети трубопровод, подпадающий под ФНП ОРПД, является частью линейного сооружения и к теплосети применяются Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок.

Трубопровод, как ОРПД, попадает под закон «О промышленной безопасности» № 116-ФЗ и под ТР ТС 032/2013, и к нему предъявляются иные, более жесткие эксплуатационные требования. В техническом регламенте прописаны требования к технической документации, прилагаемой к трубопроводу, в т.ч. к паспорту.

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Выдача разрешения на строительство не требуется, в том числе в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

То есть, объекты вспомогательного использования создаются без получения разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию, а также без направления уведомления о планируемом строительстве или об окончании строительства, предусмотренного ст. 51.1 ГрК РФ.

1. О понятии объекта вспомогательного использования.

Возможность осуществлять строительство объектов и сооружений вспомогательного использования без получения разрешения на строительство законодатель связал с их особым назначением (вспомогательным) по отношению к основному объекту, в отношении которого разрешение на строительство получается в общем порядке.

Основным критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношению к которому объект будет являться вспомогательным. Это связано с предназначением вспомогательного строения или сооружения выполнять своего рода обслуживающую функцию по отношению к основному объекту недвижимости, эти объекты могут быть связаны между собой технологически, эксплуатационно и т.п.
Вспомогательный характер объекта не может зависеть от воли собственника, поскольку функциональная составляющая вспомогательных строений и сооружений заключается именно в обслуживании основного здания.

2. Объекты, не относящиеся к объектам вспомогательного использования.

1)Объекты, не являющиеся объектами недвижимого имущества.
2)Объекты, которые хотя прочно связаны с землей, но не имеют самостоятельного функционального назначения не признаются недвижимостью. Соответствующие объекты рассматриваются в качестве улучшения того земельного участка, для обслуживания которого возведены, а потому следует его юридической судьбе (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 № 4777/08).

В ГрК РФ под линейным объектом понимаются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. В связи с этим можно сказать о наличии у линейных объектов функционального признака объектов вспомогательного использования, что может повлечь необоснованный вывод об отнесении таких объектов к объектам вспомогательного использования.

В письме Росреестра от 16.04.2015 №14-исх/05376-ГЕ/15 сделан категоричный вывод, согласно которому линейные сооружения в ч. 17 ст. 51 ГрК РФ не указаны в числе объектов, для строительства которых не требуется разрешение на строительство (в отличие, например, строительства строений и сооружений вспомогательного использования).

Таким образом, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется в общем порядке, даже при представлении письма органа местного самоуправления, в котором сделан вывод о вспомогательном характере объекта.

3. О некоторых особенностях государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект вспомогательного использования.

В силу ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015№ 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о регистрации) государственный кадастровый учет и государственная регистрации прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых не требуется разрешение на строительство, осуществляются на основании:

• технического плана такого объекта недвижимости;
• правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом РФ возможность размещения созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

4. Особенность подготовки технического плана объекта вспомогательного использования.

Сведения в техническом плане объекта вспомогательного использования указываются на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем земельного участка. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью (ч. 11 ст. 24 Закона о регистрации).

В разделе технического плана «Заключение кадастрового инженера» должно быть указано, что объект недвижимости является вспомогательным по отношению к основному зданию, сооружению, объекту незавершенного строительства, в связи с чем получение разрешения на строительство и (или) ввод объекта в эксплуатацию не требуется (письмо ФГБУ «ФКП Росреестра от 15.12.2015 № 10-4482-КЛ).

Помимо указания на то, что соответствующий объект является объектом вспомогательного использования, требуется отражение информации о том, в отношении какого объекта такой объект выполняет вспомогательную функцию и в чем именно данная функция заключается ( письмо Минэкономразвития России от 03.03.2017 № Д23И-1179 ).
При этом органы местного самоуправления в силу ГрК РФ и Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не наделены полномочиями по предоставлению справок об отнесении того или иного объекта к числу вспомогательных.

При наличии в техническом плане, подготовленном в отношении вспомогательного объекта, необходимой информации об основном (главном) объекте может быть осуществлен кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав в отношении объекта вспомогательного использования даже при отсутствии в ЕГРН записи о наличии прав в отношении объекта, по отношению к которому строение или сооружение выполняет обслуживающую функцию.

5. О необходимости правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости.

Строительство теплотрассы требует от организации занимающейся этим видом работ наличия прочной материально технической базы, наличия квалифицированных специалистов ПТО, опытных линейных строителей и рабочих. Строительство теплотрасс — это сложный и ответственный технологический процесс. Для качественного выполнения строительно-монтажных работ по строительству теплотрассы необходимо соответствующие оборудование – землеройная, грузоподъемная и сварочная техника, другие машины и механизмы и самое главное большой опыт производителей работ. Обязательная аттестация всего персонала — инженеров сварщиков, монтажников и т.д.

Вид работ Стоимость
Земляные работы по разработке траншеи, 1 м/пог от 2 000 руб
Монтаж теплоизолированных труб типа Изопрофлекс, Uponor, Флексален и аналоги:
1-но трубная система
от 1 500 руб
Монтаж теплоизолированных труб типа Изопрофлекс, Uponor, Флексален и аналоги:
2-х трубная система
от 2 000 руб
Монтаж теплоизолированных труб типа Изопрофлекс, Uponor, Флексален и аналоги:
3-х трубная система
от 2 200 руб
Монтаж теплоизолированных труб типа Изопрофлекс, Uponor, Флексален и аналоги:
4-х трубная система
от 2 500 руб
Монтаж теплоизолированных труб типа Изопрофлекс, Uponor, Флексален и аналоги:
5-и трубная система
от 2 700 руб
Подключение теплотрассы к источнику теплоснабжения от 20 000 руб
Подключение теплотрассы к потребителю теплоснабжения от 20 000 руб
Опрессовка целостности и герметичности трубопровода от 3 000 руб
Устройство песчаной подушки 0,2 м от 500 руб
Монтаж бетонного лотка от 1 500 руб
Монтаж смотровых колодцев типа ВГ-15 от 8 000 руб
Обратная засыпка грунтом от 400 руб
Работы в заболоченных местах коэффициент
Вывоз грунта дополнительно
Прокладка металлических труб в пластиковой и цинковой оболочке рассчитывается после выезда инженера
Стоимость точная рассчитывается после выезда инженера
  • Выезд инженера
  • Подготовка коммерческого предложения
  • Уточнение номенклатуры товаров
  • Подготовка Договора подряда
  • Оплата Аванса
  • Производство работ
  • Подписание закрывающих документов
  • Оплата остатка по Договору

  • в пояснительной записке производится расчет основных требований к котельным (площадь остекления, сечение вентиляционного канала, размер дымохода, размер приточной решетки, электрическая нагрузка) с адаптацией к данному помещению котельной;
  • схема котельной позволяет видеть взаимосвязь оборудования;
  • на плане котельной – точное расположение основного оборудования и требований к помещению.
  • спецификация оборудования позволит обратиться в разные компании для составления коммерческих предложений и выбрать оптимальную стоимость котельной.

Центральные тепловые пункты (ЦТП) являются важной составной частью любой системы теплоснабжения. Фактически они связывают воедино квартальные магистральные теплосети. От точного и правильного функционирования тепловых пунктов зависит теплообеспечение многоквартирных домов и целых микрорайонов. Вопрос слаженной работы и автоматического контроля работы в случае с тепловыми пунктами стоит крайне остро. Именно поэтому представить работу ЦТП отдельно от системы автоматизации невозможно.

Так автоматизация ЦТП позволяет отрегулировать отпуск тепловой энергии, создавая надлежащую циркуляцию теплоносителя в системах потребления квартала. Помимо всего прочего системы автоматизации ЦТП призваны поддерживать установленные величины температуры и давления в прямом трубопроводе и только давления в обратном трубопроводе. Плюс ко всему, такие системы контролируют температуру воды в трубопроводах горячей воды, как в штатном режиме, так и во время локализации аварийных ситуаций.

Весь процесс автоматизации ЦТП подразумевает применение так называемой двухуровневой системы управления. Нижний уровень – это система частного регулирования, а также системы регулирования работой приборов учета. Верхний уровень отвечает за сбор и хранение информации по объекту. Также верхняя система выводит показатели на пульт управления диспетчера.

Эффект от внедрения автоматизации колоссален. За счет применения автоматических систем достигается небывалая экономия на уровне 30-40%. При этом снижаются расходы на эксплуатацию ЦТП в среднем на 5-10%. Плюс, такая система позволяет вовремя реагировать на аварийные ситуации и локализировать их для снижения урона и быстрого устранения.

Автоматические системы управления (АСУ) довольно часто применяются на объектах ЖКХ, в частности на тепловых пунктах. Данные системы успешно справляются со своей задачей в крупных российских мегаполисах, при том, что их актуальность с каждым днем только растет. Управление всей системой осуществляется специальными микропроцессорными приборами и системами диспетчеризации. Стоит отметить, что данные системы внедряются в России уже на протяжении 15 лет. За это время АСУ показала себя как мощная надежная система для оптимизации процессов теплообеспечения.

Монтаж центральных тепловых пунктов – сложный многоэтапный процесс, доверить который необходимо профессионалам, имеющим опыт в данной сфере.

  • — автоматика для тепловых пунктов, если таковые применяются. Температурные датчики.
  • Допуск СРО на ремонтные работы
  • Допуск СРО на ямочный ремонт
  • Нужно ли для ремонта кранов от СРО разрешение?


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]