Соцналог и соцотчисления в РК 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Соцналог и соцотчисления в РК 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Для этих категорий населения цифры следующие:

  • 2 МРП (месячный расчетный показатель) платят за себя;
  • 1 МРП — за сотрудника.

Отметим, что с 1 января 2021 года сумма месячного расчетного показателя выросла. Теперь она составляет 2 917 тенге.

Расчет социального налога — несложная процедура. Важно четко знать все официальные цифры и показатели, а дальше — дело техники.

Как рассчитать социальный налог в РК в 2021 году

(0)

Согласно изменениям текущего года начиная с января и вплоть до 01.01.25, ставка НС будет равняться 9,5%. С 01.01.25 она будет увеличена до 11%. Данное требование не относится к ИП, которые работают по СНР. Эта категория рассчитывается с государством по отдельной формуле.

Плательщики СН, не являющиеся юридическими лицами, производят исчисления налога 1 МРП (месячный расчётный показатель) за каждого сотрудника и 2 МРП за себя.

В том случае, когда ИП в отчётный период не получал доходов, он освобождается от необходимости уплаты социального налога. Это же относится и к налогоплательщикам, приостановившим предоставление отчётности в налоговые органы.

Расчет социального налога производится следующим образом:

налоговая ставка умножается на налогооблагаемый объект

Хозяйственный субъект обязан выплатить в казну государства разницу между полученными исчислениями и социальными отчислениями, о которых говорится в законе «Об обязательном социальном страховании».

Если при расчётах получается цифра с минусовым значением, предприятие ничего не перечисляет в государственную казну.

Важно не только правильно рассчитать сумму, но и уложиться по срокам. Перечисления делаются не позднее 25 числа месяца, который следует сразу после окончания обозначенного законодательством РК отчётного периода.

Если расчёты производятся отдельным структурным подразделением крупной компании, оплата должна производиться по месту нахождения структурного подразделения.

Юридические лица могут воспользоваться одним из 2 способов начислений СН:

  1. По СНР, когда составляется упрощённая декларация.
  2. По стандартной общепринятой схеме.

ИП также могут действовать по одной из 2-х предусмотренных для них схем:

  1. С упрощённой декларацией по СНР.
  2. Налоги начисляются по стандартным расчётам, предусмотренным для ИП.

Второй способ делает возможным использование коэффициентов МРП (если организация зарегистрирована как физическое лицо).

Для расчётов можно использовать онлайн-калькулятор, с помощью которого проще выбрать оптимальный вариант.

Помимо того, что налог социального характера начисляется непосредственно на предприятие, граждане, совершающие трудовую деятельность, обязаны также выплачивать различные социальные отчисления со своих доходов.

Социальные отчисления дают право гражданам, их выплачивающим на социальные выплаты. Это своего рода страховка от государства, фонд в который собираются средства со всех, а затем распределяются между теми, кто в них нуждается — социально незащищёнными слоями населения (плательщиками социальных отчислений).

Размер социальных выплат — 5% от МЗП. В этом объёме платят участники ОСС и самостоятельно занятых лиц.

Социальные отчисления (СО) — это обязательные денежные платежи в систему Государственного социального страхования. СО платит работодатель за свой счет, т. е. они не влияют на чистую зарплату (зарплату на руки). Если за вас уплачивали СО или вы сами уплачивали их за себя (если вы ИП), то это дает вам право на получение социальных выплат. Ставка социальных отчислений в 2021 году — 3.5%, подробнее в расчете СО. Актуальность статьи проверена 02.2021.

Также для расчетов можно использовать калькулятор зарплаты.

Кратко — это работники, ИП, частнопрактикующие, в том числе иностранцы и лица без гражданства с ПМЖ в Казахстане, плательщики ЕСП — ст. 8 закона.
Статья 7 закона об обязательном социальном страховании. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию

Обязательному социальному страхованию подлежат:

1) работники, а также лица, имеющие иную оплачиваемую работу (избранные, назначенные или утвержденные);

2) индивидуальные предприниматели, в том числе главы крестьянских или фермерских хозяйств;

3) лица, занимающиеся частной практикой;

Подпункт 4 действует до 1 января 2024 года

4) физические лица, являющиеся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

5) иностранцы и лица без гражданства, а также оралманы, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан и осуществляющие деятельность, приносящую доход на территории Республики Казахстан.

Лица, достигшие возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», не подлежат обязательному социальному страхованию.

[свернуть]

Ставка социальных отчислений — 3.5% с дохода работника (зарплаты).

  • Максимальный размер объекта исчисления — 7 МЗП.
  • Минимальный размер объекта исчисления — 1 МЗП.

Упрощенно, это значит, что если зарплата минус ОПВ больше 7 МЗП, то СО рассчитываются как с 7 МЗП.

Если зарплата минус ОПВ меньше 1 МЗП, то СО рассчитываются как с 1 МЗП.

Статья 14 Закона «об обязательном социальном страховании РК» (дальше — «закона»). Ставка социальных отчислений

Статья 14. Ставка социальных отчислений
1. Социальные отчисления, подлежащие уплате плательщиками в фонд за участников системы обязательного социального страхования и (или) в свою пользу, устанавливаются в размере 3,5 процента от объекта исчисления социальных отчислений, с 1 января 2025 года — 5 процентов от объекта исчисления социальных отчислений.

Пункт 2 действует до 1 января 2024 года

2. Для физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), размер социальных отчислений, уплачиваемых ими в свою пользу, составляет 20 процентов от объекта исчисления социальных отчислений.

[свернуть] Пункт 5 статьи 15 закона. Объект исчисления социальных отчислений

5. Ежемесячный объект исчисления социальных отчислений от одного плательщика не должен превышать 7-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Действие части второй пункта 5 приостановлено до 1 января 2024 года.
В случае если объект исчисления социальных отчислений за календарный месяц менее минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, то социальные отчисления исчисляются, уплачиваются исходя из минимального размера заработной платы.

В период приостановления действует в редакции пункта 4 статьи 39:
3) части второй пункта 5 статьи 15 настоящего Закона, установив, что в период приостановления данная часть действует в следующей редакции:

«В случае если объект исчисления социальных отчислений за календарный месяц менее минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, то социальные отчисления исчисляются, перечисляются исходя из минимального размера заработной платы, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи.»;

[свернуть]

Простыми словами —

  • минимальный размер социальных отчислений 3.5% от 1 МЗП (в 2021 году: 42500 * 0.035 = 1488 тг),
  • а максимальный 3.5% от 7 МЗП (в 2021 году: 42500 * 7 * 0.035 = 10413 тг)

Упрощенная формула расчета СО = (зарплата — ОПВ) * 0.035
ОПВ (обязательный пенсионный взнос) = зарплата * 0.1

Основные исключения из этой формулы — расчет СО с объекта исчисления (зарплата — ОПВ) в размере 1 МЗП и меньше, а также расчет СО с объекта исчислений в размере 7 МЗП и больше.

  • Размер СО с 1 МЗП и меньше = 1 МЗП * 0.035 = 1488 тенге
  • Размер СО с 7 МЗП и больше = 7 МЗП * 0.035 = 10413 тг

Иными словами, минимальный и максимальный размер СО в 2021 году — соответственно 1488 до 10413 тг.

Для обычных читателей подойдет и формула выше, но если хотите влезть в дебри, то ниже — формула и подробности для утонченных ценителей законов и кодексов.

Социальные отчисления = (доход, выплаченный работнику — пункт 2 ст. 319 НК РК кроме подпунктов 3) 4) — пункт 1 статьи 341 НК РК, кроме подпунктов 9), 10), 12), 14), абзаца шестого подпункта 22), подпунктов 26), 32), 53) — подпункт 1) пункта 3 ст. 484 НК РК ) * 0.035

При расчете социальных отчислений не применяется корректировка в размере 90% по ИПН Пункт 5 главы 2. Порядок исчисления социальных отчислений. Постановление «Об утверждении Правил и сроков исчисления и перечисления социальных отчислений»

5. Социальные отчисления в Фонд не уплачиваются с доходов, установленных:

1) пунктом 2 статьи 319 Налогового кодекса, за исключением доходов, указанных в подпунктах 3), 4) пункта 2 статьи 319 Налогового кодекса;

Примечание РЦПИ!
Абзац первый подпункта 2) предусмотрен в редакции постановления Правительства РК от 08.05.2019 № 263 (вводится в действие с 01.01.2029).
2) пунктом 1 статьи 341 Налогового кодекса, за исключением доходов, указанных в подпунктах 9), 10), 12), 14), абзаце шестом подпункта 22), подпунктах 26), 32) и 53) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса.

При исчислении социальных отчислений не применяются корректировки к облагаемому доходу работника, указанные в подпункте 52) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса.

3) подпунктом 1) пункта 3 статьи 484 Налогового кодекса.

[свернуть]

Для лучшего понимания и структурирования информации — социальные отчисления не уплачиваются с этих доходов:

  • пункт 2 ст. 319 НК РК (годовой доход физического лица), кроме подпунктов 3), 4) — http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1700000120#z6091
  • пункт 1 статьи 341 НК РК (корректировка дохода), кроме подпунктов 9), 10), 12), 14), абзаца шестого подпункта 22), подпунктов 26), 32), 53) — http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1700000120#z6436
  • подпункта 1) пункта 3 ст. 484 НК РК — http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1700000120#z8740
  • При расчете СО корректировка 90% по ИПН не применяется.

ИП, неважно на общеустановленном порядке или упрощенке, обязаны выплачивать социальные отчисления не только за работника но и «за себя» (в свою пользу).

Расчет СО для ИП за себя не представляет сложностей. ИП сами выбирают с какой суммы платить социальные отчисления в пределах от 3.5% * 1МЗП до 3.5% * 7МЗП и не более фактического дохода (того, с которого вы платите подоходный налог).

Предвосхищая вопрос, если ИП — пенсионер, то выплачивать СО ему не нужно, так как пенсионеры не являются участниками системы социального страхования (ст. 7 закона о СО)

Также ИП не нужно платить СО если в соответствующем месяце не было дохода.

Пункт 1 статьи 14 закона «об обязательном соц. страховании в РК» (дальше — «закона»). Ставка социальных отчислений

1. Социальные отчисления, подлежащие уплате плательщиками в фонд за участников системы обязательного социального страхования и (или) в свою пользу, устанавливаются в размере 3,5 процента от объекта исчисления социальных отчислений, с 1 января 2025 года — 5 процентов от объекта исчисления социальных отчислений.

[свернуть] Пункт 2 ст. 15 закона. Объект исчисления социальных отчислений

2. Объектом исчисления социальных отчислений для лиц, занимающихся частной практикой, индивидуальных предпринимателей, в том числе крестьянских или фермерских хозяйств, являются:

за себя — сумма получаемого дохода, определяемая ими самостоятельно для целей исчисления социальных отчислений в свою пользу, но не более дохода, определяемого для целей налогообложения в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

за наемных работников — расходы, выплачиваемые работнику в виде доходов в качестве оплаты труда, за исключением доходов, с которых не уплачиваются социальные отчисления в фонд.

[свернуть]

Как правило, предприниматели, чтобы сэкономить выбирают минимально возможный размер СО — 3.5% от 1 МЗП

  • Минимальный размер СО для ИП в 2021 году = 3.5% от 1МЗП = 1488 тг (42500 * 0.035)
  • Максимальный размер СО для ИП в 2021 году = 3.5% от 7МЗП = 10413 тг (297500 * 0.035)

Социальные отчисления перечисляются ежемесячно, как за работника, так и для ИП в свою пользу (за себя).

За 1-й месяц, не позже 15 числа 2-го месяца, за 2-й месяц, не позже 15 числа 3-го месяца и т.д.

Пункт 7 главы 3 постановления «Об утверждении правил и сроков исчисления и перечисления социальных отчислений»

7. Социальные отчисления в фонд уплачиваются плательщиком ежемесячно путем осуществления платежей через банковский счет государственной корпорации не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным, с указанием месяца, за который уплачиваются социальные отчисления, если иное не установлено настоящим пунктом, в безналичном порядке со своих банковских счетов с приложением списков участников системы обязательного социального страхования, за которых производятся социальные отчисления.

[свернуть]

Данные о суммах уплаченных социальных отчислений отображаются в

  • форме 200, каждый квартал;
  • исключение — ИП на упрощенке, которые указывают эти данные в форме 910 (как за себя, так и за работника);
  • а также ИП по патенту — в форме 911 (за себя, работников у него быть не может).

Сроки сдачи налоговой отчетности для ИП на упрощенке, ИП по патенту смотрите по соответствующим ссылкам.

Все остальные сдают форму 200 ежеквартально:

  • за 1 квартал 2021 года — до 15 мая 2021 года;
  • за 2 квартал 2021 года — до 15 августа 2021 года;
  • за 3 квартал 2021 года — до 15 ноября 2021 года;
  • за 4 квартал 2021 года — до 15 февраля 2022 года.

В этом приложении отражаются данные о суммах налогов, сборов и отчислений по структурным подразделениям, которые не признаны налоговыми агентами по СН и ИПН. На каждое структурное подразделение должно быть составлено отдельное приложение. Оно заполняется исключительно юридическими лицами, как уже было указано выше, индивидуальные предприниматели не могут иметь структурных подразделений.

В раздел «Общая информация о налоговом агенте» вносятся сведения головной организации (строки 1-6). С 7 до 9 строки заполняются сведения по подразделению, по которому формируется приложение. В «Расчетных показателях» отражаются данные об исчисленных суммах налогов, сборов и отчислений.

Суммовые выражения совпадают с данными основной формы и заполняются по аналогичной схеме, но исходя из данных каждого структурного подразделения. В раздел «Ответственность налогоплательщика» вписывается код налогового комитета, по месту нахождения структурного подразделения. Он может отличаться от кода комитета головной организации. Приложение передается в налоговые комитеты по месту расположения структурных подразделений. Так как в рассматриваемом примере структурные подразделения отсутствуют, приложения не заполняются.

Данные в декларации по форме 200.00 заполняются исключительно головной организацией. Если у нее есть структурные подразделения, которые не признаны самостоятельными плательщиками налогов и взносов с заработной платы, сведения по ним не отражаются в форме 200.00 и декларируются в форме 200.03.

В разделе «Общая информация о налогоплательщике» представлена строка для указания численности работников.

Обратите внимание! Такие строки как 200.00.004, 200.00.007, 200.00.009, 200.00.012, 200.01.017200.01.020 не подлежат заполнению юридическими лицами. Информация вносится индивидуальными предпринимателями, лицами, которые занимаются частной практикой и т.д. Сведения о численности указываются в форме с разграничением по месяцам. За каждый месяц 1 квартала 2021 года в строке отражается 7 человек – это сотрудники, которым за этот период был начислен доход. В строке «в том числе иностранцев и лиц без гражданства» — 2 человека.

Как изменился расчет заработной платы в 2021 году?

Социальные сборы включают в себя:

  • пенсионное страхование;
  • социальное страхование на случай болезни или материнства;
  • медицинское страхование;
  • налог на травматизм.

До 2017 года администрированием каждого вида отчислений занимались Фонды. Однако теперь всеми ими заведует ФНС. Исключение составили лишь сборы на травматизм, которые остались в ведении ФСС. Тарифы на период с 2017 по 2020 год установлены в статье 426 НК РФ. Какие размеры имеют отчисления на социальные нужды, ставка которых в сумме составляет 30 %, удобнее всего представить в таблице.

Вид взноса

ОПС, %

ВНИм (ОСС), %

ОМС, %

Если предельная величина базы не превышает лимит 1 021 000 руб. — для ОПС, 815 000 руб. — для ОСС

22

2,9

5,1

Если сумма базы превышает предельную величину для ОПС

10

5,1

Отметим, что выплаты сверх предельной базы не облагаются взносами на ВНиМ. Размер отчислений на травматизм, которые, как мы помним, необходимо перечислять в ФСС, зависит от основного вида деятельности компании. Его необходимо подтверждать ежегодного, в зависимости от этого ставка отчислений будет от 0,2 до 8,5 %.

Некоторые категории плательщиков могут рассчитывать на применение пониженных тарифов. Полный список этих категорий находится в статье 427 НК РФ, но в частности к ним относятся:

  • хозяйственные общества, занимающиеся внедрением плодов интеллектуальной деятельности;
  • организации и предприниматели, заключившие особые соглашения с органами управления особых экономических зон;
  • российские организации, работающие в сфере информационных технологий.

Для компаний и предпринимателей, отвечающих требованиям статьи 427 НК РФ, предусмотрены следующие тарифы:

  • ОПС — 20 %;
  • ОМС и ВНиМ — 0 %.

Расчет по страховым взносам по форме КНД 1151111 подается ежеквартально в ФНС до 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Порядок заполнения этого документа содержится в Приказе ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/[email protected] Непосредственно расчет сумм отчислений производится по простой формуле:

Сумма ежемесячного платежа (ОПС, ОМС, ВНиМ) = Выплаты, начисленные работнику с начала года до окончания текущего месяца × Ставка конкретного взноса.

Социальный налог (СН) – это налог, который платит работодатель за работников из собственных средств в бюджет государства.

Надо сразу уяснить, что социальный налог и социальные отчисления – это разные вещи.

Социальные отчисления – это вычеты из зарплаты (ЗП) в Государственный фонд социального страхования (ГФСС). В отличие от социального налога, который идёт общей суммой в государственный бюджет, социальные отчисления поступают на счёт каждому человеку отдельно. Затем, когда конкретному лицу понадобится пособие, в госкорпорации «Правительство для граждан» проверят, какие суммы перечислялись на счёт человека, обратившегося за пособием, и проведут необходимые расчёты для назначения выплат.

В Законе РК «Об обязательном социальном страховании» определены пять случаев назначения пособий: по беременности и родам, по уходу за ребёнком по достижении им возраста одного года, по потере работы, по потере кормильца и по утрате трудоустройства.

Социальный налог в Казахстане взимается с 1 января 1999 года.

Социальный налог в Казахстане обязаны за своих сотрудников отчислять работодатели из собственных средств (сумма не вычитается из вашей заработной платы). К ним относятся:

  1. юридические лица (резиденты и нерезиденты РК);
  2. индивидуальные предприниматели, кроме тех, которые работают по патенту;

Сумма налога для юрлиц (пункт №1) определяется по формуле, за основу в которой берётся зарплата (ЗП) работника. Наименьшая сумма, от которой необходимо отталкиваться, равна 1 МЗП (в 2019 году это 42 500 тенге).

По пункту №2 социальный налог работодатель уплачивает в размере 1 МРП (в 2019 году – 2525 тенге) за каждого штатного сотрудника и 2 МРП за себя.

Расчет ИПН при доходе работника менее 25 МРП в 2021 году

Плательщиками социального налога не являются:

  1. Предприятия, созданные для трудоустройства лиц с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата.
  2. Фермерские и крестьянские хозяйства, работающие в рамках специального налогового режима (СНР).
  3. ИП, работающие на основе патента.

Соцналогом не облагаются доходы, указанные в статье 341 Налогового кодекса РК «Корректировка дохода». Это выплаты за счёт средств государственных и международных грантов; премии; стипендии; пенсионные отчисления; взносы по медстраховке (с 2020 года); алименты; вознаграждения по депозитам и ценным бумагам, дивиденды.

Отказаться от уплаты этого налога компания не может. За неперечисление или неполное перечисление социального налога грозят пени и штрафы. Пеня на не уплаченную в срок сумму налогов и платежей в бюджет начисляется согласно статье 117 Налогового кодекса РК. Штраф составляет 20% от неудержанной суммы налогов для частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций, 30% для субъектов среднего предпринимательства и 50% для субъектов крупного предпринимательства.

От уплаты соцналога может отказаться ИП, но только в случае отсутствия доходов в текущем месяце.

Ставка социального налога для юридических лиц в Казахстане в 2019 году составляет 9,5%. В 2025 году она будет повышена до 11%. Рассмотрим начисление социального налога за одного сотрудника, получающего, например, зарплату в 100 000 тенге в организации с общеустановленным режимом налогообложения.

  1. В налогооблагаемую сумму не входит обязательный пенсионный взнос (ОПВ). Поэтому из оклада вычитаем пенсионные взносы: 100 000 – 10% (10 000) = 90 000 тенге.
  2. Рассчитываем сумму социального налога по ставке 9,5%: 90 000 х 0,095 = 8 550 тенге.
  3. По законодательству, социальный налог снижается на сумму социальных отчислений. Социальные отчисления составляют 3,5%: 90 000 х 0,035 = 3 150.
  4. Из суммы рассчитанного социального налога отнимаем социальные отчисления и получаем сумму соцналога к уплате: 8 550 – 3 150 = 5 400 тенге.

По упрощённому режиму соцналог складывается следующим образом: из 1,5% дохода вычитаются соцотчисления работников ТОО, включая его директора. Это делается один раз в полгода.

Для АО и организаций других форм собственности применяются правила, которым подчиняется ТОО.

Расчёт также производится в зависимости от выбранного налогового режима. При этом сумма социального налога (СН) уменьшается на сумму социальных отчислений (СО). Чтобы установить размер соцналога для владельца ИП по общеустановленному режиму, надо от 2 МРП отнять сумму соцотчислений. Чтобы сделать то же самое по каждому работнику ИП, надо эти отчисления отнимать уже от 1 МРП.

По упрощённому режиму соцналог вычисляется так: 1,5% от дохода минус соцотчисления работников и самого владельца ИП за полгода.

Для ИП и ТОО по общеустановленному режиму социальный налог рассчитывается ежемесячно: до 25 числа, следующего за отчётным периодом. Например, соцналог за май 2019 года должен быть уплачен не позднее 25 июня 2019 года.

Для ИП и ТОО по упрощёнке один раз в полгода: за первое полугодие – до 15 августа, за второе полугодие – до 15 февраля следующего года. Уплачивается по форме 910 (образец можно скачать на сайте Комитета госдоходов Минфина РК).

Социальный налог уплачивается по месту регистрации налогоплательщика (вашего работодателя).

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) Государственная корпорация «Правительство для граждан» (далее – Государственная корпорация) – юридическое лицо, созданное по решению Правительства Республики Казахстан для оказания государственных услуг, услуг по выдаче технических условий на подключение к сетям субъектов естественных монополий и услуг субъектов квазигосударственного сектора в соответствии с законодательством Республики Казахстан, организации работы по приему заявлений на оказание государственных услуг, услуг по выдаче технических условий на подключение к сетям субъектов естественных монополий, услуг субъектов квазигосударственного сектора и выдаче их результатов услугополучателю по принципу «одного окна», а также обеспечения оказания государственных услуг в электронной форме, осуществляющее государственную регистрацию прав на недвижимое имущество по месту его нахождения;

2) коэффициент количества иждивенцев – коэффициент, который определяется в зависимости от количества членов семьи умершего (признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим) кормильца, состоявших на его иждивении;

3) кормилец – лицо, содержащее нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении, за счет своего дохода;

4) социальные отчисления – деньги, уплачиваемые плательщиками социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

5) задолженность по социальным отчислениям – исчисленные и не уплаченные в сроки, установленные законодательством Республики Казахстан, суммы социальных отчислений, а также неуплаченные суммы пени;

6) ставка социальных отчислений – фиксированный размер обязательных платежей в Государственный фонд социального страхования, выраженный в процентном отношении к величине объекта исчисления социальных отчислений;

Примечание ИЗПИ!

Данная редакция подпункта 7) статьи 1 приостановлена до 01.01.2024 Законом РК от 26.12.2019 № 286-VI (действующую редакцию см. пп 1) п. 4 ст. 39 настоящего Закона).

7) плательщик социальных отчислений (далее – плательщик) – работодатель, индивидуальный предприниматель, в том числе крестьянское или фермерское хозяйство, лицо, занимающееся частной практикой, осуществляющие исчисление и уплату социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

8) социальный риск – наступление события, влекущего утрату трудоспособности и (или) потерю работы, потерю кормильца, потерю дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) и уходом за ребенком по достижении им возраста одного года, в результате которого участник системы обязательного социального страхования либо в случае его смерти члены семьи, состоявшие на его иждивении, приобретают право на получение социальных выплат в соответствии с настоящим Законом;

9) социальные выплаты – выплаты, осуществляемые Государственным фондом социального страхования в пользу получателя социальной выплаты;

10) получатель социальной выплаты (далее – получатель) – физическое лицо, за которое производились социальные отчисления в Государственный фонд социального страхования до наступления случая социального риска и в отношении которого Государственным фондом социального страхования вынесено решение о назначении социальных выплат, а в случае смерти лица, являющегося участником системы обязательного социального страхования, – члены семьи умершего (признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим) кормильца, состоявшие на его иждивении;

11) коэффициент количества дней нетрудоспособности – коэффициент, который определяется в зависимости от количества дней, указанных в листе о временной нетрудоспособности, выданном в связи с беременностью и родами, а также усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей);

12) коэффициент утраты трудоспособности – коэффициент, который определяется в зависимости от степени утраты общей трудоспособности участника системы обязательного социального страхования;

13) лицо, занимающееся частной практикой, – частный нотариус, частный судебный исполнитель, адвокат, профессиональный медиатор;

14) инвестиционная декларация – документ, определяющий цели, стратегию, перечень объектов для инвестирования в рамках законодательства Республики Казахстан, условия и ограничения инвестиционной деятельности в отношении активов Государственного фонда социального страхования, условия хеджирования и диверсификации активов Государственного фонда социального страхования;

15) инвестиционный доход – деньги, полученные (подлежащие получению) в результате инвестирования активов Государственного фонда социального страхования;

16) коэффициент замещения дохода – коэффициент, который определяется в зависимости от случая социального риска;

Статья 19. Обращение за назначением социальных выплат и сроки рассмотрения документов для назначения социальных выплат

1. Обращение за назначением социальных выплат осуществляется путем подачи заявления по форме, установленной уполномоченным органом, в соответствующие государственные органы или организации, предусмотренные пунктом 1 статьи 12 настоящего Закона, с документом, удостоверяющим личность заявителя. К заявлению прилагаются документы, перечень которых определяется уполномоченным органом.

Представление заявления о назначении социальных выплат не требуется при их назначении через проактивную услугу в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственных услугах».

2. При представлении государственными органами и (или) организациями электронных документов, подтверждающих отсутствие запрашиваемых сведений в информационных системах, государственный орган или организация, осуществившие запрос, уведомляет заявителя о необходимости представления оригиналов документов на бумажных носителях.

3. Государственная корпорация в течение четырех рабочих дней со дня принятия документов, необходимых для назначения социальных выплат, или со дня получения согласия на назначение социальных выплат через проактивную услугу передает их в фонд, за исключением документов, необходимых для назначения социальной выплаты на случай потери работы, срок передачи которых составляет не более двух рабочих дней.

4. Фонд в течение четырех рабочих дней со дня поступления документов рассматривает их и принимает решение о назначении или отказе в назначении социальных выплат.

В случае отказа в назначении социальных выплат фонд уведомляет заявителя о причинах отказа и возвращает представленные документы заявителю через Государственную корпорацию.

5. Фонд имеет право производить проверку достоверности документов (сведений), необходимых для назначения, перерасчета, приостановления, возобновления и прекращения социальных выплат. В этих целях фонд вправе направлять запросы в государственные органы и соответствующие организации, плательщику и заявителю. При этом о произошедшей задержке в принятии решения о назначении, перерасчете, приостановлении, возобновлении и прекращении социальных выплат и сроках продления принятия решения, но не более чем на один месяц, заявитель должен быть извещен в письменной и (или) электронной формах.

6. При последующих обращениях социальные выплаты назначаются в порядке и сроки, которые установлены пунктами 3, 4 и 5 настоящей статьи.

Решение фонда может быть обжаловано в порядке, установленном законами Республики Казахстан.

7. Социальные выплаты из фонда назначаются со дня возникновения права на социальные выплаты из фонда.

Право на социальные выплаты из фонда возникает:

на случай утраты трудоспособности – со дня установления подразделением МСЭ степени утраты общей трудоспособности участника системы обязательного социального страхования;

на случай потери кормильца – с даты смерти, указанной в свидетельстве о смерти, либо со дня вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина – участника системы обязательного социального страхования умершим, либо с даты, указанной в решении суда о признании его безвестно отсутствующим или объявлении его умершим;

на случай потери работы – со дня регистрации участника системы обязательного социального страхования в качестве безработного в соответствии с законодательством Республики Казахстан о занятости населения;

на случай потери дохода в связи с беременностью и родами – с даты отпуска по беременности и родам, указанной в листе о временной нетрудоспособности;

на случай потери дохода в связи с усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) – с даты отпуска работникам, усыновившим (удочерившим) новорожденного ребенка (детей), указанной в листе о временной нетрудоспособности;

на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года – с даты рождения, указанной в свидетельстве о рождении ребенка, в случаях усыновления (удочерения) ребенка (детей) и назначения опеки над ребенком, оставшимся без попечения родителей, в возрасте до одного года – со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении (удочерении) ребенка (детей) или со дня назначения опекуна.

Сроки обращения за назначением социальных выплат из фонда на случай потери работы, на случаи потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) и уходом за ребенком по достижении им возраста одного года, а также за перерасчетом социальной выплаты на случай потери дохода в связи с беременностью и родами при осложненных родах, рождении двух и более детей не могут превышать двенадцать месяцев со дня возникновения права на социальные выплаты из фонда.

Статья 29. Статус фонда

Фонд является некоммерческой организацией в форме акционерного общества, учредителем и единственным акционером которого является государство.

Статья 30. Требования, предъявляемые к руководящим работникам фонда

1. Руководящими работниками фонда признаются первый руководитель исполнительного органа и его заместители, главный бухгалтер.

2. К руководящим работникам фонда устанавливаются следующие требования:

1) для первого руководителя исполнительного органа и его заместителей:

образование – высшее профессиональное (юридическое, финансово-экономическое);

не менее пяти лет стажа работы на руководящих должностях, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг и в организациях, осуществляющих деятельность на финансовом рынке, либо наличие не менее шести лет стажа работы на руководящих должностях в сфере социальной защиты населения;

2) для главного бухгалтера:

образование – высшее профессиональное (финансовое, экономическое);

не менее пяти лет стажа финансово-бухгалтерской работы, в том числе не менее пяти лет на руководящих должностях.

3. Руководящим работником фонда не может быть избрано (назначено) лицо:

1) не имеющее высшего профессионального образования и минимально необходимого стажа работы в сферах деятельности, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи;

2) не имеющее безупречной деловой репутации.

Безупречной деловой репутацией является наличие фактов, подтверждающих профессионализм, добросовестность, отсутствие неснятой или непогашенной судимости, в том числе отсутствие вступившего в законную силу решения суда о применении уголовного наказания в виде лишения права занимать должность руководящего работника финансовой организации, банковского и (или) страхового холдинга и являться крупным участником (крупным акционером) финансовой организации пожизненно;

3) ранее являвшееся первым руководителем, заместителем первого руководителя, главным бухгалтером юридического лица, которое было признано банкротом или подвергнуто санации, консервации, принудительной ликвидации в период нахождения данного лица в должности первого руководителя, заместителя первого руководителя, главного бухгалтера данного юридического лица;

4) совершившее коррупционное преступление либо привлекавшееся в течение трех лет до даты избрания (назначения) к ответственности за совершение коррупционного правонарушения.

Статья 31. Деятельность фонда

Фонд осуществляет свою деятельность за счет комиссионного вознаграждения фонда.

Величина комиссионного вознаграждения может меняться не более двух раз в год.

Комиссионное вознаграждение фонда взимается от поступивших социальных отчислений, пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений, инвестиционного дохода в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Собственные средства фонда формируются и состоят из уставного капитала фонда, комиссионного вознаграждения.

Фонд осуществляет следующие виды деятельности:

1) ведение учета социальных отчислений, пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений, возвратов излишне (ошибочно) уплаченных социальных отчислений и (или) пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений, а также инвестиционного дохода;

2) ведение учета социальных выплат и возвратов излишне зачисленных (выплаченных) сумм социальных выплат;

3) создание и развитие информационной системы в сфере обязательного социального страхования.

В части, не урегулированной настоящим Законом, к деятельности фонда применяется законодательство Республики Казахстан об акционерных обществах.

Статья 32. Права и обязанности фонда

1. Фонд имеет право:

1) осуществлять аккумулирование социальных отчислений;

2) заниматься деятельностью, связанной с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами, в порядке, установленном настоящим Законом;

Статья 37. Разрешение споров

Все споры, возникающие между фондом, Государственной корпорацией, государственными органами, физическими и юридическими лицами по исполнению настоящего Закона, разрешаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании

Нарушение законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

Статья 39. Переходные положения

1. Размер социальной выплаты на случай утраты трудоспособности, определенный до введения в действие настоящего Закона, с учетом ежегодного повышения, включая повышение с 1 января 2020 года, подлежит перерасчету путем деления на коэффициенты стажа участия и утраты трудоспособности, учтенные при назначении размера социальной выплаты, и умножения на коэффициенты стажа участия и утраты трудоспособности, предусмотренные в соответствии с настоящим Законом.

2. Размер социальной выплаты на случай потери кормильца, определенный до введения в действие настоящего Закона, с учетом ежегодного повышения, включая повышение с 1 января 2020 года, подлежит перерасчету путем деления на коэффициенты стажа участия и количества иждивенцев, учтенные при назначении размера социальной выплаты, и умножения на коэффициенты стажа участия и количества иждивенцев, предусмотренные в соответствии с настоящим Законом.

3. Размер социальной выплаты на случай потери работы, определенный до введения в действие настоящего Закона, подлежит перерасчету путем деления на коэффициенты стажа участия и замещения дохода, учтенные при назначении размера социальной выплаты, и умножения на коэффициенты стажа участия и замещения дохода, предусмотренные в соответствии с настоящим Законом.

При этом продолжительность социальной выплаты на случай потери работы устанавливается в соответствии с пунктом 3 статьи 22 настоящего Закона.

4. Приостановить до 1 января 2024 года действие:

1) подпункта 7) статьи 1 настоящего Закона, установив, что в период приостановления данный подпункт действует в следующей редакции:

«7) плательщик социальных отчислений (далее – плательщик) – работодатель, индивидуальный предприниматель, в том числе крестьянское или фермерское хозяйство, лицо, занимающееся частной практикой, а также физическое лицо, являющееся плательщиком единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), осуществляющие исчисление и уплату социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования в порядке, установленном настоящим Законом;»;

2) абзаца первого пункта 2 статьи 13 настоящего Закона, установив, что в период приостановления данный абзац действует в следующей редакции:

«2. Плательщик, за исключением физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), обязан:»;

3) части второй пункта 5 статьи 15 настоящего Закона, установив, что в период приостановления данная часть действует в следующей редакции:

«В случае если объект исчисления социальных отчислений за календарный месяц менее минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, то социальные отчисления исчисляются, перечисляются исходя из минимального размера заработной платы, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи.»;

4) пункта 1 статьи 17 настоящего Закона, установив, что в период приостановления данный пункт действует в следующей редакции:

«1. Суммы социальных отчислений, неуплаченные своевременно и (или) в полном объеме, взыскиваются органами государственных доходов или подлежат перечислению плательщиком с начисленной пеней на счет фонда в размере 1,25-кратной базовой ставки Национального Банка Республики Казахстан, за каждый день просрочки (включая день оплаты в фонд), за исключением платежей физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).».

Сноска. Статья 39 с изменениями, внесенными Законом РК от 02.01.2021 № 399-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 40. Порядок введения в действие настоящего Закона

Налоги – основной источник доходов государства и одна из важнейших составляющих его нормального существования. О налоге на транспорт, земельном налоге и о налоге на имущество мы говорили раннее. Сегодня же будем говорить о социальном налоге.

Социальный налог – это налог, имеющий отношение к субъектам, занимающимся предпринимательской деятельностью. Это налог, который платится работодателем (предприятием) за своих сотрудников.

Единый социальный налог в 2020 году: ставка

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, работающие по общеустановленному налоговому режиму обязаны уплатить социальный налог до 25 числа месяца, следующего за отчетным. То есть, соцналог за август необходимо уплатить до 25 сентября. Уплата социального налога производится на ежемесячной основе.

Организации, работающие по упрощенке обязаны рассчитываться один раз в полгода: до 15 августа – за первое полугодие и до 15 февраля – за второе полугодие.

За несвоевременную или неполную уплату, а также за уклонение от уплаты социального налога предусмотрена ответственность и санкции (пени и штрафы).

Некоторые могут подумать, что социальный налог и социальные отчисления – это одно и тоже. Но это не так. Не стоит путать эти два понятия. Чем же они отличаются?

Средства с социального налога идут напрямую в государственный бюджет.

Средства же из социальных отчислений поступают в Государственный фонд социального страхования (ГФСС) на счет каждого конкретного человека. И если наступит случай, предусмотренный Законами РК, человек может рассчитывать на выплаты из этого фонда.

Согласно налоговому кодексу не все организации являются плательщиками социального налога. К числу таких относятся:

  • специализированные организации, созданные для трудоустройства лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха или речи
  • работающие в рамках специального налогового режима фермерские и крестьянские хозяйства, а также индивидуальные предприниматели, работающие на основе патента

Первый микрокредит без переплат!

Сумма: до 145 000 тенге.

  • Программа Шанырак («5-10-20»): что это за программа, какие ее условия, как стать ее участником

  • Что такое адресная социальная помощь, как подать заявку на получение

  • Как избавиться от долгов

  • Карты рассрочки – в чем выгода

  • Как научиться экономить и вести семейный бюджет

  • Страхование имущества

  • Как лучше платить – карточкой или наличными

  • 5 способов оплатить коммунальные платежи, не выходя из дома

  • Как начать инвестировать? Виды инвестиций, их достоинства и недостатки

  • Ипотека по программе «7-20-25»

  • Лизинг в Казахстане: виды, особенности, преимущества, отличие от кредита

  • Налог на добавленную стоимость: плательщики, ставка, расчет и возврат

  • Подоходный налог в Казахстане: что такое и как рассчитать?

  • Штрафы ГАИ за нарушение ПДД в Казахстане: проверка, оплата

  • Сколько стоит сделать паспорт в Казахстане?

  • Водительские права в Казахстане: получение, замена, лишение

  • Пенсия в Казахстане: расчет, виды, пенсионный возраст

  • Арендное жилье с последующим выкупом: как и кто может получить

  • Налог на имущество физических и юридических лиц

  • Земельный налог РК: ставки, расчет, порядок и сроки уплаты, льготы

  • Виды страхования в Казахстане: ОСАГО, КАСКО, страхование жизни и медицинская страховка

  • Пособия и льготы многодетным семьям в Казахстане

  • Индивидуальное предпринимательство: открытие, проверка, закрытие ИП в Казахстане

  • Как быстрее и выгоднее продать квартиру самостоятельно

  • Как защититься от коллекторов в Казахстане

  • Как получить квартиру от государства в Казахстане

  • Порядок выплаты пенсионных накоплений в Казахстане

    • Как избавиться от долгов

    • Карты рассрочки – в чем выгода

    • Как научиться экономить и вести семейный бюджет

    • Страхование имущества

    • Как лучше платить – карточкой или наличными

    • Как начать инвестировать? Виды инвестиций, их достоинства и недостатки

    • 5 способов оплатить коммунальные платежи, не выходя из дома

    • Ипотека по программе «7-20-25»

    • Лизинг в Казахстане: виды, особенности, преимущества, отличие от кредита

    • Налог на добавленную стоимость: плательщики, ставка, расчет и возврат

    • Подоходный налог в Казахстане: что такое и как рассчитать?

    • Штрафы ГАИ за нарушение ПДД в Казахстане: проверка, оплата

    • Сколько стоит сделать паспорт в Казахстане?

    • Водительские права в Казахстане: получение, замена, лишение

    • Пенсия в Казахстане: расчет, виды, пенсионный возраст

    • Арендное жилье с последующим выкупом: как и кто может получить

    • Налог на имущество физических и юридических лиц

    • Земельный налог РК: ставки, расчет, порядок и сроки уплаты, льготы

    • Виды страхования в Казахстане: ОСАГО, КАСКО, страхование жизни и медицинская страховка

    • Пособия и льготы многодетным семьям в Казахстане

    • Индивидуальное предпринимательство: открытие, проверка, закрытие ИП в Казахстане

    • Как быстрее и выгоднее продать квартиру самостоятельно

    • Как защититься от коллекторов в Казахстане

    • Как получить квартиру от государства в Казахстане

    • Порядок выплаты пенсионных накоплений в Казахстане

    • Налог на транспорт РК: ставки, расчет, льготы, сроки уплаты

    • Кредитная история: как узнать и очистить плохую?

    • Банковская гарантия в РК: виды, условия выдачи

      Социальный налог (СН) – это налог, который платит работодатель за работников из собственных средств в бюджет государства.

      Надо сразу уяснить, что социальный налог и социальные отчисления – это разные вещи.

      Социальные отчисления – это вычеты из зарплаты (ЗП) в Государственный фонд социального страхования (ГФСС). В отличие от социального налога, который идёт общей суммой в государственный бюджет, социальные отчисления поступают на счёт каждому человеку отдельно. Затем, когда конкретному лицу понадобится пособие, в госкорпорации «Правительство для граждан» проверят, какие суммы перечислялись на счёт человека, обратившегося за пособием, и проведут необходимые расчёты для назначения выплат.

      В Законе РК «Об обязательном социальном страховании» определены пять случаев назначения пособий: по беременности и родам, по уходу за ребёнком по достижении им возраста одного года, по потере работы, по потере кормильца и по утрате трудоустройства.

      Социальный налог в Казахстане взимается с 1 января 1999 года.

      Социальный налог в Казахстане обязаны за своих сотрудников отчислять работодатели из собственных средств (сумма не вычитается из вашей заработной платы). К ним относятся:

      1. юридические лица (резиденты и нерезиденты РК);
      2. индивидуальные предприниматели, кроме тех, которые работают по патенту;

      Сумма налога для юрлиц (пункт №1) определяется по формуле, за основу в которой берётся зарплата (ЗП) работника. Наименьшая сумма, от которой необходимо отталкиваться, равна 1 МЗП (в 2019 году это 42 500 тенге).

      По пункту №2 социальный налог работодатель уплачивает в размере 1 МРП (в 2019 году – 2525 тенге) за каждого штатного сотрудника и 2 МРП за себя.

      Плательщиками социального налога не являются:

      1. Предприятия, созданные для трудоустройства лиц с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата.
      2. Фермерские и крестьянские хозяйства, работающие в рамках специального налогового режима (СНР).
      3. ИП, работающие на основе патента.

      Соцналогом не облагаются доходы, указанные в статье 341 Налогового кодекса РК «Корректировка дохода». Это выплаты за счёт средств государственных и международных грантов; премии; стипендии; пенсионные отчисления; взносы по медстраховке (с 2020 года); алименты; вознаграждения по депозитам и ценным бумагам, дивиденды.

      Отказаться от уплаты этого налога компания не может. За неперечисление или неполное перечисление социального налога грозят пени и штрафы. Пеня на не уплаченную в срок сумму налогов и платежей в бюджет начисляется согласно статье 117 Налогового кодекса РК. Штраф составляет 20% от неудержанной суммы налогов для частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций, 30% для субъектов среднего предпринимательства и 50% для субъектов крупного предпринимательства.

      От уплаты соцналога может отказаться ИП, но только в случае отсутствия доходов в текущем месяце.

      Ставка социального налога для юридических лиц в Казахстане в 2019 году составляет 9,5%. В 2025 году она будет повышена до 11%. Рассмотрим начисление социального налога за одного сотрудника, получающего, например, зарплату в 100 000 тенге в организации с общеустановленным режимом налогообложения.

      1. В налогооблагаемую сумму не входит обязательный пенсионный взнос (ОПВ). Поэтому из оклада вычитаем пенсионные взносы: 100 000 – 10% (10 000) = 90 000 тенге.
      2. Рассчитываем сумму социального налога по ставке 9,5%: 90 000 х 0,095 = 8 550 тенге.
      3. По законодательству, социальный налог снижается на сумму социальных отчислений. Социальные отчисления составляют 3,5%: 90 000 х 0,035 = 3 150.
      4. Из суммы рассчитанного социального налога отнимаем социальные отчисления и получаем сумму соцналога к уплате: 8 550 – 3 150 = 5 400 тенге.

      По упрощённому режиму соцналог складывается следующим образом: из 1,5% дохода вычитаются соцотчисления работников ТОО, включая его директора. Это делается один раз в полгода.

      Для АО и организаций других форм собственности применяются правила, которым подчиняется ТОО.

      Расчёт также производится в зависимости от выбранного налогового режима. При этом сумма социального налога (СН) уменьшается на сумму социальных отчислений (СО). Чтобы установить размер соцналога для владельца ИП по общеустановленному режиму, надо от 2 МРП отнять сумму соцотчислений. Чтобы сделать то же самое по каждому работнику ИП, надо эти отчисления отнимать уже от 1 МРП.

      По упрощённому режиму соцналог вычисляется так: 1,5% от дохода минус соцотчисления работников и самого владельца ИП за полгода.

      Для ИП и ТОО по общеустановленному режиму социальный налог рассчитывается ежемесячно: до 25 числа, следующего за отчётным периодом. Например, соцналог за май 2019 года должен быть уплачен не позднее 25 июня 2019 года.

      Для ИП и ТОО по упрощёнке один раз в полгода: за первое полугодие – до 15 августа, за второе полугодие – до 15 февраля следующего года. Уплачивается по форме 910 (образец можно скачать на сайте Комитета госдоходов Минфина РК).

      Социальный налог уплачивается по месту регистрации налогоплательщика (вашего работодателя).

      • доходов, указанных в пункте 2 статьи 319 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

      • доходов, указанных в пункте 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), за исключением доходов, указанных в подпунктах 10), 12) и 13) пункта 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

      • доходов, указанных в подпункте 10) статьи 654 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

      • выплат за счет средств грантов (кроме выплат в виде оплаты труда работникам и оплаты работ (услуг) физическим лицам по договорам гражданско-правового характера);

      • компенсационных выплат при расторжении трудового договора в случаях прекращения деятельности работодателя — физического лица либо ликвидации работодателя — юридического лица, сокращения численности или штата работников в размерах, установленных законодательством Республики Казахстан.

      • сегодня
      • неделя
      • месяц

      Департамент государственных доходов по г.Шымкент разъясняет порядок расчета социального налога с учетом применения послаблений для бизнеса, предусмотренных Постановлением Правительства РК №721 от 30 октября 2020 года.

      Внесены изменения в пункт 3 статьи 486 Налогового кодекса.
      Согласно данным изменениям, при определении суммы социального налога, подлежащей уплате в бюджет, субъекты микро, малого и среднего предпринимательства, лица, занимающиеся частной практикой, осуществляющие деятельность по перечням видов деятельности, к которым установлен поправочный коэффициент «0» к ставкам обязательных профессиональных пенсионных взносов, социальных отчислений, взносов и отчислений на обязательное социальное медицинское страхование, утвержденным Правительством Республики Казахстан, суммы социальных отчислений учитывают без поправочного коэффициента 0, предусмотренного законодательством Республики Казахстан, действующие с 1 октября 2020 года до 1 января 2021 года.

      Соответственно, при исчислении социального налога без применения коэффициента «0» к ставкам социальных отчислений, в период с 1 октября 2020 года до 1 января 2021 года социальный налог «фактически» подлежит уплате в размере 6%.

      К сведению, в настоящее время в Казахстане действует ставка социального налога 9,5%. Для налогоплательщиков, получивших льготы эта ставка будет составлять 6% до конца текущего года.

      03.02.21

      Ардак Мырзабаева, ardakm, Динара Кожбанова, Дастан Бердібаев, Перов Александр, nyarovikova

      04.02.21

      Елена Костюкова, Павлов Александр, Ербол Амангалиев, Жаныл Мусабекова, Лидия Яценко

      05.02.21

      Кошкимбаев Аскархан, Алпарова Назым, Кужабекова Зарина, Гулзия Тайбекова, Шеркешбай Сұлухан

      2021-02-04 Социальный налог (СН) в Казахстане необходим, чтобы обеспечить гражданам возможность в будущем получать социальные выплаты и пенсионное пособие. Также из этого источника отчисляются необходимые расходы на бесплатную помощь в медицинских учреждениях.

      С 2021 года изменится размер специальных государственных пособий взамен льгот.

      • Обладатели звания «Халык Кахарманы», «Казакстаннын гарышкер-ушкышы» и «Казахстаннын енбек ери» будут получать 404 384 тенге, или 963 доллара.
      • участники и инвалиды Великой Отечественной войны – 46 672 тенге, или 111 долларов;
      • лица, приравненные по льготам и гарантиям к участникам Великой Отечественной войны, – 18 057 тенге, или 43 доллара;
      • лица, приравненные по льготам и гарантиям к инвалидам Великой Отечественной войны, – 22 024 тенге, или 52,5 доллара;
      • вдовы воинов, погибших (умерших, пропавших без вести) в Великой Отечественной войне, не вступившие в повторный брак, – 13 069 тенге, или 31 доллар;
      • семьи военнослужащих, погибших (пропавших без вести) или умерших вследствие ранения, контузии, увечья, заболевания, полученных в период боевых действий в Афганистане или в других государствах, в которых велись боевые действия, – 13 390 тенге (31,8 доллара);
      • семьи погибших при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф и аварий на объектах гражданского или военного назначения, а также семьи умерших вследствие лучевой болезни или умерших инвалидов, а также граждан, смерть которых в установленном порядке связана с воздействием катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф и аварий на объектах гражданского или военного назначения и ядерных испытаний – 6 214 тенге, или 15 долларов;
      • жены (мужья) умерших инвалидов войны и приравненных к ним инвалидов, а также жены (мужья) умерших участников войны, партизан, подпольщиков, граждан, награжденных медалью «За оборону Ленинграда» или знаком «Жителю блокадного Ленинграда», признававшихся инвалидами в результате общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением противоправных), которые не вступили в повторный брак – 7 468 тенге, или 18 долларов;
      • Герои Социалистического Труда из числа участников Великой Отечественной войны — 217 755 тенге, или 518 долларов;
      • Герои Социалистического Труда, кавалеры орденов Трудовой Славы трех степеней — 28 004 тенге, или 67 долларов;
      • инвалиды 1 и 2 групп – 4 374 тенге, или 10,5 доллара;
      • инвалиды 3 группы – 1 867 тенге, или 4,5 доллара;
      • дети-инвалиды до 16 лет — 2 801 тенге, или 7 долларов;
      • жертвы политических репрессий, лица, пострадавшие от политических репрессий, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами, – 3 122 тенге, или 7,5 доллара.

      Дети из малообеспеченных семей недополучили пособий на миллионы

      Размеры пособия по случаю потери кормильца будут составлять от 29 500 тенге до 72 378 тенге в зависимости от количества иждивенцев.

      Семьи:

      • с одним нетрудоспособным гражданином — будет получать 29 500 тенге, или 70 долларов;
      • с двумя – 51 110 тенге, или 122 доллара;
      • с тремя – 63 459 тенге, или 151 доллар;
      • с четырьмя – 67 232 тенге, или 160 долларов;
      • с пятью – 69 634 тенге, или 166 долларов;
      • с шестью и более — 72 378 тенге, или 172 доллара.

      Круглые сироты будут получать 40 477 тенге (96 долларов), остальные члены этой семьи – 18 524 тенге, или 44 доллара.

      Новый пакет реформ ожидает Казахстан в 2021 году, заявил Токаев

      Напомним, 2 декабря 2020 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал закон «О республиканском бюджете на 2021-2023 годы». Он вводится в действие с 1 января 2021 года.

      • Post author:admin
      • Запись опубликована:28 июля, 2020
      • Post category:Консультации
      • Post comments:0 комментариев

      Вопрос:

      ИП на «упрощенке». Сотрудников нет. Заявленный доход для исчисления ОПВ – 100 000 тг. До июля СО оплачивали за минусом ОПВ, т. е. 100 000 – 10000 = 90 000 * 3.5% = 3150 тг. Правильно ли мы рассчитали СО и что является объектом налогообложения при исчислении СО? Если наши расчеты не верны, то что ожидает нас в будущем?

      Ответ:

      Если по алгоритму расчета, то НЕТ, неправильно, поскольку объект исчисления СО уменьшается на ОПВ ТОЛЬКО для РАБОТНИКОВ, к ИП это НЕ имеет никакого отношения.

      Но ИП вправе заявить для целей исчисления СО доход = 90 000 и Сумма СО = 3150 тенге.

      Согласно п. 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан от 26 декабря 2019 года № 286-VІ ЗРК «Об обязательном социальном страховании», социальные отчисления, подлежащие уплате в Фонд за участников системы обязательного социального страхования, устанавливаются в размере 3,5 процента от объекта исчисления социальных отчислений; с 1 января 2025 года – 5 процентов от объекта исчисления социальных отчислений.

      Законом РК об обязательном социальном страховании от 26 декабря 2019 года № 286-VІ ЗРК установлено, что объектом исчисления социальных отчислений для лиц, занимающихся частной практикой, индивидуальных предпринимателей, в том числе крестьянских или фермерских хозяйств, являются:

      – за себя – сумма получаемого дохода, определяемая ими самостоятельно для целей исчисления социальных отчислений в свою пользу, но не более дохода, определяемого для целей налогообложения в соответствии с Кодексом Республики Казахстан “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” (Налоговый кодекс);

      – за наемных работников – расходы, выплачиваемые работнику в виде доходов в качестве оплаты труда, за исключением доходов, с которых не уплачиваются социальные отчисления в фонд ( те самые ОПВ).

      • сегодня
      • неделя
      • месяц

      Об обязательном социальном страховании

      Департамент государственных доходов по г.Шымкент разъясняет порядок расчета социального налога с учетом применения послаблений для бизнеса, предусмотренных Постановлением Правительства РК №721 от 30 октября 2020 года.

      Внесены изменения в пункт 3 статьи 486 Налогового кодекса.
      Согласно данным изменениям, при определении суммы социального налога, подлежащей уплате в бюджет, субъекты микро, малого и среднего предпринимательства, лица, занимающиеся частной практикой, осуществляющие деятельность по перечням видов деятельности, к которым установлен поправочный коэффициент «0» к ставкам обязательных профессиональных пенсионных взносов, социальных отчислений, взносов и отчислений на обязательное социальное медицинское страхование, утвержденным Правительством Республики Казахстан, суммы социальных отчислений учитывают без поправочного коэффициента 0, предусмотренного законодательством Республики Казахстан, действующие с 1 октября 2020 года до 1 января 2021 года.

      Соответственно, при исчислении социального налога без применения коэффициента «0» к ставкам социальных отчислений, в период с 1 октября 2020 года до 1 января 2021 года социальный налог «фактически» подлежит уплате в размере 6%.

      К сведению, в настоящее время в Казахстане действует ставка социального налога 9,5%. Для налогоплательщиков, получивших льготы эта ставка будет составлять 6% до конца текущего года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]