Правила и учет обеспечения заявок и исполнения контракта

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила и учет обеспечения заявок и исполнения контракта». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В аукционах и конкурсах заказчик обязан требовать ОИК, а победитель обязан его предоставить до заключения договора. Если закупка проходит в электронной форме, то победитель прикладывает платежное поручение или банковскую гарантию при подписании договора на ЭТП.

Если поставщик не предоставит ОИК при подписании, то его признают уклонившимся от заключения договора и внесут в РНП на два года.

Например, победитель в тендере протянул с подачей документов в банк и не успевает вовремя оформить гарантию, свободных денег для перечисления у него нет. Итог: контракт не подписан, победитель попал в РНП.

Правила и учет обеспечения заявок и исполнения контракта

  1. Специальный счет. Электронные процедуры в 2019 году по-новому.
  2. Обеспечение заявки и контракта, нововведения: 44-ФЗ
  3. Обеспечение заявки и контракта нововведения: 223-ФЗ
  4. Сравнения, выводы
  5. Вопросы

С 1 октября 2018 года для обеспечения заявок поставщики, по решению Правительства РФ, должны использовать спецсчета. Это означает, что для процедур, объявленных после 1.10.2018 необходим спецсчет.

Информация о специальных счетах изложена в следующих нормативно-правовых актах:

  1. Требование о необходимости обеспечения заявок через спецсчета изложено в ст. 44 Федерального закона № 44-ФЗ.
  2. Перечень банков, где можно открыть спецсчет, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 13.07.2018 1451-р. В него вошло 18 банков.
  3. Порядок открытия и ведения спецсчета банком закреплен Постановлением Правительства РФ от 30 мая 2018 г. № 626.
  4. В Постановлении Правительства РФ от 10.05.2018 № 564 закреплен порядок списания платы с победителя закупочной процедуры, в том числе и путем использования спецсчета.

Специальный счет необходим для проведения следующих процедур по 44-ФЗ:

  1. Отрытый конкурс в электронной форме
  2. Конкурс с ограниченным участием в электронной форме
  3. Двухэтапный конкурс в электронной форме
  4. Электронный аукцион

С 1 октября 2018 года закупки для субъектов малого и среднего предпринимательства по 223-ФЗ проводятся на тех же электронных площадках, что и тендеры по 44-ФЗ:

  1. Конкурсы в электронной форме
  2. Аукционы в электронной форме
  3. Запросы предложений в электронной форме
  4. Запросы котировок в электронной форме

С 1 июля 2018 года заказчики по желанию смогут проводить открытые закупки в электронной форме. Для определения поставщика могут использоваться следующие методы:

  • открытый конкурс в электронной форме;
  • конкурс с ограниченным участием в электронной форме;
  • двухэтапный конкурс в электронной форме;
  • запрос предложений в электронной форме;
  • запроса котировок в электронной форме.

С 1 января 2019 года заказчики будут обязаны использовать только электронные закупки для определения поставщика.

С 1 октября 2018 года начали функционировать 9 электронных площадок, отобранные Правительством РФ, которые уже заключили соглашения с банками об использовании спецсчетов:

  1. Электронные площадки, прошедшие отбор в рамках 44-ФЗ
  2. Специальная площадка для нужд гособоронзаказа (АСТ ГОЗ)

Список площадок для закупок по 44-ФЗ:

  1. АО «ЕЭТП»
  2. АГЗРТ
  3. Сбербанк-АСТ
  4. РТС-Тендер
  5. Национальная электронная площадка
  6. Российский аукционный дом
  7. ЭТП ГПБ
  8. ТЭК-Торг
  9. АСТ ГОЗ (Гособоронзаказ)

Специальный счет НЕ нужен:

  1. Участникам «бумажных» закупочных процедур
  2. Участникам, которые не планируют работать по 44-ФЗ
  3. Участникам, которые планируют участвовать в электронных запросах котировок и запросах предложений (для запросов предложений по результатам несостоявшихся конкурсов и аукционов п.8 ч.2 ст. 83 и п.5ч.2ст.83.1 Минфин рекомендует устанавливать требования об обеспечении заявок см. Письмо Минфина России от 2 октября 2018 г. N 24-06-08/70718)

Для того, чтобы открыть специальный счет у участника закупки должен быть заключен договор банковского счета с одним из уполномоченных банков.

Здесь могут быть два варианта:

  1. У компании или предпринимателя нет счета в уполномоченном банке;

    В этом случае компаниям и предпринимателям нужно обратиться в один из уполномоченных банков для заключения договора специального счета.

  2. У компании или предпринимателя уже есть счет в уполномоченном банке, но он не является специальным.

    Во втором случае достаточно заключить с банком дополнительное соглашение к имеющемуся договору банковского счета об его использовании в качестве специального (п. 5 Требований к договору спецсчета, утвержденных Постановлением № 626).

Перечень банков Правительство утвердило Распоряжением от 13 июля 2018 г. N 1451-р. На сегодняшний день в него включены 18 банков:

  • «Банк ВТБ»
  • «Сбербанк России»
  • «Альфа-Банк»
  • «Московский Кредитный банк»
  • «Финансовая Корпорация Открытие»
  • «Райффайзенбанк»
  • «Промсвязьбанк»
  • «Банк «СанктПетербург»
  • «Совкомбанк»
  • «Российский национальный коммерческий банк»
  • «Акционерный коммерческий банк «РосЕвроБанк»
  • «Всероссийский банк развития регионов»
  • «Акционерный Банк «Россия»

В статье 44 вступили в силу изменения с 01.07.2018. Теперь обеспечение заявок на участие в конкурсах и аукционах устанавливается только в конкурсах и аукционах при НМЦК свыше 5 млн. рублей, если Правительство не установит иное.

Однако, согласно постановлению от 12 апреля 2018 года №439 при НМЦК более 1 млн рублей заказчик будет обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсе и аукционе.

Размер Н(М)ЦК Размер обеспечения заявок
  • до 1 млн рублей для всех случаев
  • от 1 до 20 млн. рублей для всех случаев
  • более 20 млн.рублей для всех случаев
  • более 20 млн. рублей и участник УИС или организация инвалидов
  • не требуется
  • от 0,5 до 1% НМЦК
  • от 0,5 до 5% НМЦК
  • не превышает 2% НМЦК

Письмо Минфина России от 2 октября 2018 г. N 24-06-08/70718

«О начале функционирования электронных площадок, специализированной электронной площадки, применении Федеральных законов от 05.04.2013 N 44-ФЗ и 223-ФЗ»

«На основании изложенного, учитывая, что Закон N 44-ФЗ не содержит запрет на установление заказчиком требования обеспечения заявок при проведении конкурсов и аукционов в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей, заказчик:

1) вправе установить требование обеспечения заявок в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей;

2) обязан установить требование обеспечения заявок в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает один миллион рублей.

Заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2018 N 440. Кроме того, существуют дополнительные требования к банковским гарантиям:

1. Постановление Правительства РФ от 15.01.2018 № 11 с 18.03.2018.

В банковской гарантии должно быть условие о праве заказчика в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, обеспеченных банковской гарантией, представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения исполнения контракта, в размере цены контракта, уменьшенном на сумму, пропорциональную объему фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом и оплаченных заказчиком, но не превышающем размер обеспечения исполнения контракта.

Таблица сформирована по материалам Института Госзакупок.

В рублях

Поставка — 50

Оплата — 50

Поставка — 90

Оплата — 90

Поставка — 90

Оплата — 0

НМЦК — 100

100 – 50 = 50

50 > 30 => 30

100 – 90 = 10

100 – 0 = 100

100 > 30 => 30

ОИК — 30
Неустойка — 20

2. Постановление Правительства РФ от 15.01.2018 № 11 с 18.03.2018

Бенефициар одновременно с требованием по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта, направляет гаранту документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего требование по банковской гарантии (доверенность) (в случае, если требование по банковской гарантии подписано лицом, не указанным в ЕГРЮЛ в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени бенефициара).

Ранее: документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность).

Обеспечение заявки и исполнения контракта

Обеспечение заявки в рамках 223-ФЗ регулируется ч.25 — 27 ст.32 № 223-ФЗ . Согласно статье обеспечение заявки не устанавливается, если НМЦД не превышает пять миллионов рублей. Если НМЦД превышает пять миллионов рублей, то заказчик вправе установить требование к обеспечению. Размере обеспечения составляет не более 5 % НМЦД. Кроме того, в качестве обеспечения могут быть денежные средства, банковская гарантия и любой иной способ по ГК РФ.

Закупка в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты МСП регулируется ч.10 — 11 ст.34 № 223-ФЗ. Требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения должны быть предусмотрены в Положении о закупке.

Конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем:

  • проведения конкурса в электронной форме
  • аукциона в электронной форме
  • запроса котировок в электронной форме
  • запроса предложений в электронной форме

Для осуществления таких закупок необходима аккредитация и использование спец счета аналогично заказчикам по Закону № 44-ФЗ.

Важно знать, что возврат участнику конкурентной закупки обеспечения заявки на участие в закупке не производится в следующих случаях:

  1. Уклонение или отказ участника закупки от заключения договора;
  2. Непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных Законом № 223-ФЗ, до заключения договора заказчику обеспечения исполнения договора (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке установлены требования обеспечения исполнения договора и срок его предоставления до заключения договора).

Обеспечение исполнения контакта по 223-ФЗ. Алгоритм:

1. Выберите один из двух способов внесения обеспечения исполнения контракта 223-ФЗ: перечислите необходимую сумму на счет заказчика или предоставьте гарантию из банка. Если вы выбрали в качестве способа обеспечения заявки предоставление банковской гарантии, обратите внимание на требования к этому документу:

  • гарантия должна быть безотзывной;
  • гарантия должна быть выдана финансово устойчивым банком;
  • срок действия гарантии должен быть больше периода действия заявки.

Ряд заказчиков при заключении договора просят подписать согласие на невозврат обеспечения контракта по 223-ФЗ.

Допустимые пределы обеспечения обязательств по договору устанавливают в положении о закупке, конкретные показатели для отдельной процедуры прописывают в закупочной документации. Если в условиях предусмотрена выплата аванса, то размер обеспечения исполнения договора по 223-ФЗ чаще всего равен предоплате.

Обеспечение контракта по 223-ФЗ можно установить в денежном выражении при любой закупке. Закон оставляет это на усмотрение заказчика. Условия юридическое лицо может прописать в своем положении о закупке. Также допустим вариант, при котором размер обеспечения договора по 223-ФЗ при электронном аукционе и других способах закупок указывается только

в документации, а в положении не содержится.

В соответствии с Постановлением Правительства от 11.12.2014 № 1352 заказчики, работающие по 223-ФЗ, предоставляет субъектам малого бизнеса преимущества. Для малых и средних предприятий по 223-ФЗ обеспечение исполнения договора не может превышать 5 процентов от цены договора (при этом если договором предусмотрен аванс, размер обеспечения не должен быть больше суммы аванса).

Внести средства возможно двумя способами:

  • предоставить банковскую гарантию;
  • перечислить деньги на счет заказчика.

Также для субъектов МСП установлен особый порядок возврата обеспечения. Он отличается в зависимости от результата закупки.

Обеспечение заявки возвращается в течение 7 дней, если:

  • Участник на стал победителем закупки. В такой ситуации семь дней отсчитываются с момента подписания протокола;
  • Участник стал победителем закупки. В таком случае деньги перечислят в течение семи дней со дня заключения договора. Те же сроки действуют, если договор по каким-то причинам не был заключен.

По 223-ФЗ обеспечение исполнения контракта возвращается, если договор не был заключен из-за внешних причин, не зависящих от сторон, или поставщик исполнил все свои обязательства.

44-ФЗ 223-ФЗ

Обеспечение заявки необходимо для конкурсов и аукционов при НМЦК более 1 млн руб. До 1 млн. Право заказчика (Рекомендация Минфин).

Заказчик обязан установить обеспечение исполнения контракта, кроме случаев, указанных в ч. 2 ст. 96, где это его право.

Способ обеспечения: банковская гарантия или деньги.

Обеспечение заявок не требуется для конкурентных закупок с НМЦК менее 5 млн руб.

В иных случаях такое требование — право заказчика, но не более 5 % от НМЦК.

Правила для обеспечения договоров заказчик устанавливает в Положении. Особенности есть для закупок у субъектов МСП.

В 44-ФЗ в статье 44 определено, что заказчик обязан установить требования к обеспечению заявок на участие в двух конкретных процедурах: в конкурсе и аукционе.

Только две процедуры попадают под обеспечительные меры. Если заказчик проводит котировку либо запрос предложений, то обеспечение заявок при этом способе закупки не требуется.

В статье 44 указано, что обеспечительные меры устанавливаются в том случае, если начальная максимальная цена закупки превышает 5 млн рублей, далее идет оговорка — если Правительством РФ не установлено иное. В дополнение к статье 44 — Постановление Правительства РФ от 12.04.2018 №439, в соответствии с которым пороговое значение для установления обеспечительных мер снижено и составляет 1 млн и выше.

НМЦК Ограничения и условия закупки Размер обеспечения заявки
До 20 млн руб. (ч.16 статьи 44) Постановлением Правительства РФ от 12.04.2018 №439 пороговое значение НМЦК, при котором необходимо устанавливать обеспечение заявки — от одного миллиона рублей и выше от 0.5 до 1% НМЦК
Более 20 млн руб. (ч.16 и ч.17 статьи 44) Не установлены Закупка осуществляется в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе, участником закупки является учреждение или предприятие УИС либо организация инвалидов
от 0.5 до 5% НМЦК Не может превышать 2% НМЦК

Если закупка с начальной максимальной ценой контракта ровно 20 млн рублей, то такая закупка попадает в первый вариант — размер обеспечения заявки для такой закупки будет от 0,5% до 1% начальной максимальной цены контракта.

  1. Исходя из норм ст.44 и Постановления, устанавливающего предельные размеры для обеспечения контракта, формируется правило — если проводится конкурс или аукцион с начальной максимальной ценой от 1 млн рублей, то обеспечение заявки требуется всегда.
  2. Требование об обеспечении заявки в равной степени относится ко всем участникам закупок. Исключение — обеспечение заявки не вносят государственные и муниципальные учреждения.
  3. Размер обеспечения заявки устанавливается дифференцированно в зависимости от начальной максимальной цены контракта в пределах от 0,5 до 5%, которая действует для крупных закупок свыше 20 млн рублей с начальной максимальной ценой контракта.
  4. В соответствии с Законом о контрактной системе, если заказчик установил соответствующий процент обеспечения заявки, то в процессе внесения каких-либо изменений в документацию о закупке изменить размер обеспечения он не вправе.
  5. Выбор способа обеспечения предоставлен участнику закупки. В законе определено два способа:
  • внесение денег на специальный счет;
  • предоставление банковской гарантии.

Смешанный вид обеспечения (банковская гарантия+деньги) вносить нельзя.

Правила внесения в бухучёт обеспечения заявки и контракта

Правомерно ли со стороны заказчика установить обеспечение заявки для закупок с начальной максимальной ценой до 1 млн рублей?

Согласно Постановлению Минфина, заказчик вправе установить обеспечительные меры и для закупок с начальной максимальной ценой до 1 млн рублей.

Заказчик проводит по результатам несостоявшейся закупки запрос/предложение. Этот запрос/предложение осуществляется в полном соответствии, на тех же условиях, на которых проводился аукцион. Обеспечение заявки в этом случае будет перетекать в запрос/предложение или нет?

Существует разъяснение Министерства финансов по данному вопросу. Если запрос/предложение проводится по результатам несостоявшегося конкурса/аукциона, то в этом случае может быть установлено обеспечение в том же размере, на тех же условиях, которые были предусмотрены в извещении, документации о несостоявшейся закупке. Но это исключение из правил.

Каждый оператор электронной площадки (существует 8 федеральных площадок) заключает соглашение с каждым из банков. В этом соглашении указывается ответственность оператора и прописывается взаимодействие банка и электронной площадки. Данное соглашение заключается исключительно в электронной форме.

Банк вправе открывать спецсчета участникам закупок только после того, как он получил соответствующее соглашение. Требования и условия к таким соглашениям установлены Постановлением Правительства №626 от 30.05.2018.

Банки несут ответственность в соответствии с законодательством РФ перед участником закупки за соблюдение установленного срока прекращения блокировки его денежных средств на специальном счете.

Постановлением Правительства №626 от 30.05.2018 утверждены:

  1. Требования к самому договору специального счета и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве спецсчета.
  2. Требования к условиям соглашения между оператором площадки и банком.
  3. Правила взаимодействия участника закупки, оператора электронной площадки и заказчика в случае, когда участником закупки предоставляется банковская гарантия в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе в электронной форме.

В случае если у участника закупки открыт банковский счет в одном или нескольких уполномоченных банках, такой счет может быть наделен статусом спецсчета путем заключения дополнительного соглашения между участником закупки и банком в соответствии с пунктом 5 Требований к договору специального счета и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального, утвержденных Постановлением № 626.

Обязательно ли участник закупки должен открыть отдельный специальный счет, чтобы работать на рынке государственных и муниципальных закупках или можно использовать свой счет для текущей деятельности в банке, если банк попадает в перечень, установленный в распоряжении?

При заключении дополнительного соглашения с банком в качестве специального счета участник закупки может использовать свой текущий счет. Но зачастую участники закупки открывают новый счет, чтобы было проще контролировать наличие денежных средств.

В отношении особенностей ведения спецсчета были даны разъяснения Минфина РФ. В своем письме от 06.11.2018 № 24-06-08/79659 «Об осуществлении закупок в электронной форме» ведомство пояснило, что специальный счет имеет иммунитет на блокирование средств списания на иные цели. Например, если есть задолженность по налогам или какие-то другие основания для списания, то у этого счета будет иммунитет. Специальный счет может быть пополнен не только денежными средствами от текущей хозяйственной деятельности, но и денежными средствами, взятыми участниками закупки в кредит. Если идет расторжение банковского счета, то блокировка денежных средств на специальном счете участника закупки не осуществляется.

Участниками закупки могут быть как юр.лица, так и физ.лица. Физическое лицо также может открыть специальный счет и пользоваться им без каких-либо ограничений.

Когда вносятся деньги на специальный счет, происходит их блокировка. Оператор электронной площадки передает соответствующую информацию в банк, и банк блокирует денежные средства до того момента, пока не пройдет процедура закупки, либо закупка будет отменена, либо отклонена заявка участника.

Денежные средства, которые вносятся в качестве обеспечения заявки, не остаются у банка. Они возвращаются, если процедура закупки прошла и участник не стал победителем.

  1. Если закупка осуществилась, то денежные средства возвращаются всем участникам закупки, за исключением победителя, после подписания итогового протокола закупки. Победителю внесенные денежные средства в качестве обеспечения заявки вернутся позже — после того, как он внесет обеспечение исполнения контракта.
  2. Если закупка была отменена: отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
  3. Если заявка участника закупки отклонена.
  4. Если участник закупки отозвал заявку до окончания срока подачи заявок.
  5. Если заявка опоздала (была получена после установленного срока).
  6. Если заявка была отстранена.
  7. Если заказчик получил решение контрольного органа об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком.

Все семь случаев касаются разблокировки денежных средств на спецсчете.

Обеспечение исполнения контракта — денежные средства или банковская гарантия, которые предоставляются заказчику победителем торгов при заключении контракта для покрытия возможного ущерба заказчика в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком своих обязательств.

Вопросы обеспечения исполнения контракта в рамках 44-ФЗ регулируются статьей 96.

Согласно ч. 1 ст. 96 44-ФЗ заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом ДОЛЖНО БЫТЬ установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 44-ФЗ – запрос котировок, запрос предложений и закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (для этих закупок заказчик ВПРАВЕ установить требование обеспечения исполнения контракта).

Наряду с предусмотренными ч. 2 ст. 96 44-ФЗ случаями, при которых заказчик ВПРАВЕ установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта, Правительство РФ ВПРАВЕ определить случаи и условия, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать данное требование. Таким документом является Постановление Правительства РФ от 06.03.2015 г. № 199 «О случаях и условиях, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта». Такими случаями, например, являются: проведение конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства (СМП), социально ориентированные некоммерческие организации (СОНО).

Контракт с победителем заключается только после предоставления заказчику обеспечения исполнения контракта (ОИК) таким победителем в соответствии с требованиями 44-ФЗ. В том случае, если победитель не предоставил заказчику в установленный срок ОИК, такой победитель будет считаться уклонившимся от заключения контракта. Что в свою очередь чревато внесением информации о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Согласно ч. 3 ст. 96 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Важно: Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, САМОСТОЯТЕЛЬНО.

Если в качестве ОИК победитель выбирает внесение денежных средств на счет заказчика, то документом подтверждающим предоставление обеспечения исполнения контракта будет оригинал платежного поручения. При этом стоит учитывать, что никаких счетов заказчик победителю не выставляет, перевод средств осуществляется по указанным заказчиком в документации реквизитам. Сами же денежные средства должны поступить на счет заказчика до дня подписания контракта.

Если в качестве ОИК победитель предоставляет заказчику банковскую гарантию (БГ), то подтверждающим документом будет оригинал БГ. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. О том, как самостоятельно получить банковскую гарантию подробно написано здесь.

У каждой формы обеспечения исполнения контракта есть как свои плюсы, так и свои минусы. Например, внесение денежных средств на счет заказчика происходит значительно быстрее и проще, однако изъятие из оборота свободных средств для большинства компаний является непозволительной роскошью. Банковская же гарантия в этом случае является более предпочтительной, т.к. не требует вывода из оборота значительных для организации сумм. Однако не всегда удается получить БГ в отведенный для подписания контракта срок, плюс участнику необходимо собрать достаточно большой пакет документов для её получения, а также в некоторых случаях можно столкнуться с отказом банка в выдаче БГ.

Размер ОИК должен составлять от 5% до 30% НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки (ч. 6 ст. 96 44-ФЗ).

В случае, если НМЦК превышает 50 млн. рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10% до 30% НМЦК, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В случае, если аванс превышает 30% НМЦК, размер ОИК устанавливается в размере аванса.

В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на 25% и более процентов по отношению к НМЦК, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет ОИК в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса (аукциона) или информацию, подтверждающую добросовестность такого участника с учетом положений ст. 37 44-ФЗ (антидемпинговые меры). Более подробно про антидемпинговые меры написано здесь.

Иногда на практике встречаются случаи, когда сумма заключенного контракта по итогам проведенных торгов меньше размера требуемого ОИК.

Пример: Заказчиком проводится электронный аукцион на выполнение проектных работ на строительство детского сада. Начальная максимальная цена контракта (НМЦК) составляет 17 млн. рублей. Обеспечение исполнения контракта, установленное в аукционной документации — 30% от НМЦК (5 100 000,00 рублей). В ходе аукциона цена контракта была снижена участниками на 67%. Победил участник с ценой 5 610 000,00 рублей. Согласно ч. 1 ст. 37 44-ФЗ победитель должен предоставить заказчику обеспечение контракта в 1,5 раз больше установленного в документации (1,5 х 5 100 000,00 = 7 650 000,00 рублей). Т.е. как вы видите, размер ОИК превышает сумму выигранного контракта более чем на 2 млн. рублей. Поэтому обязательно учитывайте этот момент.

Согласно ч. 8 ст. 96 положения 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта не применяются в случае:

1) заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением;

2) осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;

3) заключения бюджетным учреждением контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.

Как мы с вами уже разобрались, сроки возврата ОИК должны быть установлены заказчиком непосредственно в самом контракте. Однако нередки случаи, когда заказчик эти сроки нарушает. В таком случае вам нужно направить в адрес заказчика соответствующее письмо о возврате средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. Образец такого письма вы можете скачать здесь.

Вступил в силу Федеральный закон №124-ФЗ от 24.04.2020, который дополнил ст. 96 44-ФЗ частями 6.1 – 6.3. Вот последние изменения по обеспечению исполнения контракта по 44-ФЗ с 01.07.2020:

  • если Казначейство сопровождает расчеты, обеспечение исполнения госконтракта вправе не устанавливать. Если его предусматривают, то размер не превышает 10% от НМЦК, а для закупок с ограничениями для СМП и СОНКО по п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ — от цены госконтракта;
  • если Казначейство сопровождает аванс, размер обеспечения исполнения госконтракта считают от НМЦК, уменьшенной на размер аванса, а по закупкам с ограничениями для СМП и СОНКО по п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона №44-ФЗ — от цены госконтракта, уменьшенной на размер аванса;
  • если цена (сумма цен единиц) снижена на 25% и более по отношению к НМЦК (начальной сумме цен единиц), требуют от участника обеспечить обязательства с учетом ст. 37 44-ФЗ.

Подробнее: «Как применяются антидемпинговые меры в госзакупках».

В рамках 124-ФЗ минимальный размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ с 1 июля 2020 года снизился с 5 до 0,5%.

С 08.06.2020 до 31.12.2020 действует ч. 64 ст. 112 44-ФЗ. В ней указано, что при проведении закупок среди СМП и СОНКО заказчик вправе не требовать обеспечить обязательства, если не предусмотрено авансирование. Минфин в Письме №24-03-07/35664 от 30.04.2020 отметил, что это право распространяется только на закупки, которые проводятся для СМП и СОНКО. Правом не пользуются в закупках, которые проводят с учетом ч. 5 ст. 30 44-ФЗ о требованиях привлечь субподрядчиков из числа СМП.

Подробнее: «Привлекаем подрядчиков к исполнению госконтракта».

Учитывайте эти изменения при составлении проекта госконтракта. Вот инструкция, как описать обеспечение контракта для СМП по 44-ФЗ в 2020 году:

  1. Пропишите размер или воспользуйтесь правом его не устанавливать.
  2. Пропишите условия применения антидемпинговых мер по ст. 37 44-ФЗ.
  3. Пропишите платежные реквизиты для перечисления денег.
  4. Укажите требования к банковской гарантии.
  5. Пропишите возможность уменьшения размера обеспечения и замены его.
  6. Пропишите срок возврата.

Вот пример применения этой инструкции из реальной закупки в ЕИС.

Строительные госконтракты, как правило, носят долгосрочный характер. По 44-ФЗ размер обеспечения исполнения обязательств по таким контрактам составляет от 10 до 30% начальной (максимальной) цены, но не меньше аванса. Такие правила установлены для тендеров с НМЦК больше 50 млн рублей.

Госконтракт заключается после того, как участник закупки предоставил ОИК. Если он этого не сделает, его признают уклонившимся от заключения госконтракта. Это приведет к включению его в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Обеспечивать госконтракт деньгами на долгосрочный период обременительно для участников, так как на рынке подрядчиков капитального строительства нет организаций, которые спокойно изымают из оборота такие суммы. Получается, самый доступный способ обеспечить сделку — банковская гарантия.

Такие гарантии подрядчикам выдаются на срок до пяти лет, а комиссия по ним — до 5%. Это финансово нагружает подрядчика. А получить банковскую гарантию в таком размере проблематично для подрядных организаций из-за жестких требований банков.

Чтобы создать более благоприятный инвестиционный климат и условия для повышения конкуренции в строительных тендерах, подготовили поправки в ст. 96 Закона о контрактной системе. После вступления в силу изменений поставщики смогут обеспечивать отдельные этапы, а гарантийные обязательства — по годам.

Основание для установления такого права — ч. 12.1 ст. 48 ГК РФ, в которой указано, что подготовка проектной документации по инициативе застройщика или технического заказчика осуществляется применительно к отдельным этапам строительства. А Постановление Правительства №145 от 05.03.2007 о порядке организации и проведения госэкспертизы проектной документации и результатах инженерных изысканий определяет этап строительства как объект, который вводится в эксплуатацию и эксплуатируется автономно.

В ч. 12 ст. 51 ГК указано, что федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен выдавать разрешения на строительство, по заявлению застройщика выдает разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.

Разрешение на строительство — документ, который разрешает застройщику строить, реконструировать объект капстроительства и подтверждает соответствие проектной документации требованиям, которые установлены градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства.

Статья 96. Обеспечение исполнения контракта

В ч. 8.1 ст. 96 Закона о контрактной системе указано, что участник закупки, с которым госконтракт заключается по итогам закупки с ограничениями по ст. 30 44-ФЗ, не вносит обеспечение исполнения контракта на электронном аукционе по 44-ФЗ для СМП в 2020 году, если предоставит информацию из реестра контрактов об исполнении таким участником за три года до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, которые выполнены без неустоек (штрафов, пеней). Сумма цен таких госконтрактов составляет не меньше НМЦК. Эти сведения предоставляются участником закупки до заключения контракта.

Минфин в Письме №24-03-07/69332 от 09.09.2019 разъяснил, что допустимо предоставить информацию, которая определяет реестровые записи из реестра контрактов. Ведомство отметило, что, предоставляя информацию об исполнении контрактов (в т.ч. расторгнутых без неустоек по соглашению сторон, поскольку потребности заказчика уменьшились), вправе указать их фактические цены.

Поручительство договора не предусмотрено в следующих случаях:

  • участником торгов выступает казенное учреждение;
  • предмет закупочной процедуры — услуги по предоставлению кредита;
  • предмет торгов — выдача банковской гарантии, если заказчиком выступает бюджетное учреждение, государственное или муниципальное унитарное предприятие.

Исполнение контракта обеспечивается денежной суммой в размере 5–30% начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Если НМЦК превышает 50 млн рублей, размер обеспечения должен составлять уже от 10 до 30%. При этом обеспечение не может быть меньше размера аванса (если таковой предусмотрен контрактом). Если контракт предусматривает выплату аванса более 30%, то обеспечение устанавливается в размере аванса.

Например
НМЦК = 10 млн рублей, размер аванса — 10%. Заказчик может запросить обеспечение в пределах 10–30%, то есть 1–3 млн рублей. Если бы договором не был предусмотрен аванс, обеспечение могло было быть назначено в пределах 5–30%, то есть 0,5–3 млн рублей.

Смысл обеспечения состоит в том, чтобы подрядчик доказал свою финансовую состоятельность и заинтересованность в выполнении контракта. В некоторых случаях заказчик может не требовать обеспечения: в случае запроса котировок (при НМЦК не выше 500 тыс. руб.), а также при закупках товаров или услуг у единственного поставщика[1].

Обеспечение может быть предоставлено двумя способами: переводом средств на счет заказчика и путем предоставления гарантии банка, подтверждающей, что тот готов покрыть риски заказчика в случае срыва исполнения контракта. Оба способа имеют свои плюсы и минусы. Перевести собственные деньги на счет заказчика — легко и просто, но не всегда их удобно выводить из оборота. В этом случае можно взять тендерный кредит или тендерный заём. Банковская гарантия может обойтись дешевле, но ее сложнее оформлять: потребуется время на проверку всех документов и принятие решения банком.

Это интересно!
Если победитель конкурса в срок подписал контракт и начал работы по нему, то по ходу исполнения контракта обеспечение может быть уменьшено в соответствии с размером уже выполненных обязательств. Это имеет смысл, например, после приемки заказчиком результатов очередного этапа работ. Кроме того, есть возможность замены способа обеспечения контракта: например, можно высвободить собственные средства и предоставить на остаток суммы обеспечения банковскую гарантию.

Перевести можно как собственные средства компании, так и заемные. Это не влияет ни на решение заказчика, ни на репутацию участника тендера.

Перевод оборотных средств компании

Если в обороте компании достаточно денег для внесения обеспечения, это можно сделать с помощью обычного платежного поручения на счет заказчика, указанный в договоре[2]. Контракт будет считаться обеспеченным после поступления денег заказчику (обычно в течение трех банковских дней с момента перевода). Обычно заказчик обязан вернуть эти средства подрядчику на его счет после исполнения основного обязательства по контракту. Однако в контракте может быть предусмотрено специальное условие, что обеспечение будет возвращено только после окончания срока действия гарантийных обязательств. Сроки возврата обеспечения прописываются в договоре[3].

Банковская гарантия — это документ, подтверждающий, что банк берет на себя обязательства по возмещению убытков заказчика при невыполнении подрядчиком контракта. За услуги по оформлению гарантии банк взимает с подрядчика небольшую комиссию. Актуальный перечень банков, имеющих право на выдачу гарантий, публикуется на сайте Министерства финансов РФ. Номер расчетного счета банка для получения доходов от выпущенных банковских гарантий всегда начинается с 706. В среднем комиссия составляет 1,5–6% от суммы гарантии[6].

Так как комиссии и сроки выдачи гарантий у каждого банка свои, стоит сравнить разные предложения. Чтобы ускорить процесс получения гарантии, можно обратиться в брокерскую контору, где расскажут об условиях разных банков и помогут правильно подготовить пакет документов для подачи заявки.

В выдаче гарантии может быть отказано, если заявитель не соответствует требованиям банка или значится в реестре недобросовестных поставщиков.

Оригинал документа получает лично в банке представитель компании, который должен удостовериться в подлинности выданной гарантии и правильности ее оформления. В тексте гарантии должна содержаться сумма, подлежащая уплате заказчику, обязательства подрядчика по контракту, срок действия гарантии (рассчитывается как срок действия контракта + 1 месяц), обязанность банка уплатить заказчику неустойку за каждый день просрочки выплаты. Исполнением обязательств банка является фактическое поступление денег на счет заказчика в случае неисполнения контракта. Гарантия после ее выдачи должна быть внесена в реестр банковских гарантий. Если этого сделано не будет, заказчик вправе отказаться ее принимать. На рассмотрение гарантии заказчику дается трехдневный срок, после чего он должен уведомить подрядчика, принята она или нет. Предоставив недостоверную гарантию, подрядчик может лишиться контракта и попасть в реестр недобросовестных поставщиков.

Заказчику передается оригинал гарантии, который хранится у него в течение всего срока ее действия. У компании-исполнителя останется соглашение о выдаче банковской гарантии, акт приема-передачи и скан-копия банковской гарантии.

Получение гарантии включает в себя следующие этапы:

  • подача заявки (анкета + пакет документов);
  • рассмотрение заявки банком и уведомление о принятом решении;
  • подписание соглашения о выдаче банковской гарантии, в котором будут указаны условия оплаты услуг банка;
  • выдача гарантии.

Финансовое обеспечение закупок по Законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ

Об этом мы спросили представителя крупной консалтинговой компании КСК групп Андрея Тюрина и получили такой комментарий:

«Быстро и одновременно выгодно привлечь финансирование для обеспечения заключения госконтракта — весьма непростая задача. Хотя на сегодняшний день многие банки предоставляют тендерный кредит или банковскую гарантию, их требования и условия, на которых предлагается финансирование, могут не всегда оказаться удобными для клиента.

К оформлению подобных банковских продуктов стоит подходить очень внимательно, поскольку залоговое обеспечение, процентные ставки, периодичность, размер и сроки возврата основного долга в различных банках могут значительно отличаться. Особенно это касается получения срочных тендерных кредитов и банковских гарантий.

Так, компания КСК групп уже почти четверть века оказывает помощь крупному и среднему бизнесу в привлечении финансирования. Среди услуг компании как консультирование по анализу кредитных предложений, так и полноценное содействие в получении тендерного кредита либо банковской гарантии. В случае когда клиент, которому необходимо содействие в получении того или иного банковского продукта, обращается к нашим специалистам, он может не сомневаться, что задача будет решена оперативно и на приемлемых для него условиях.

Работа КСК групп состоит из нескольких этапов. Первоначально проводится скрининг компании-клиента и просчитываются все нюансы, позволяющие минимизировать риски. Благодаря подробному согласованию финансового положения клиента и требований различных банков удается подобрать банк, состоящий в реестре Минфина и удовлетворяющий запросам заказчика. Обычно соответствующий банк подбирается из числа доверенных банков-партнеров, с которыми КСК групп сотрудничает не первый год.

Составляется заявка, которая во всех деталях учитывает требования кредитной организации. Затем мы берем на себя согласование условий сделки, в процессе которого нашими экспертами обговариваются все возможные варианты сроков, процентных ставок, предоставления обеспечения. В некоторых случаях удается договориться о получении банковской гарантии или тендерного кредита без залога. Также получение лучших условий достигается благодаря тому, что КСК групп, длительное время работая в данной сфере, имеет возможность проводить согласование непосредственно с руководством банка. Именно поэтому удается в кратчайшие сроки структурировать сделку, после чего положительный ответ на кредитном комитете банка становится решенным делом.

Таким образом, при оформлении банковской гарантии или тендерного кредита при содействии КСК групп компания-подрядчик не только получает необходимое финансирование, но и экономит на процентах по кредиту, который будет предоставлен на более привлекательных условиях, чем в среднем по рынку.

Важным моментом работы КСК групп является и такое преимущество, как оперативность решения вопросов: наши специалисты всегда укладываются в сроки, которые берут на себя».

Требования к обеспечению заявок при проведении конкурсов и аукционов установлены ст. 44 Закона № 44-ФЗ. Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Из положений ст. 44 Закона № 44-ФЗ следует, что при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчик должен указать размер обеспечения заявок конкурса. Из положений п. 14 Закона № 44-ФЗ следует, что размер обеспечения заявки должен составлять от 1/2% до 5% начальной (максимальной) цены контракта или, если при проведении аукционов начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн руб., 1% начальной (максимальной) цены контракта. Форма обеспечения заявок конкурса или аукциона (денежные средства или банковская гарантия) зависит от способа проведения торгов.

Виды обеспечения заявок

Конкурс, закрытый аукцион

Электронный аукцион

Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется участником закупок самостоятельно

Обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), возвращаются на счет участника закупки при проведении конкурса и закрытого аукциона в течение не более чем пяти рабочих дней, а при проведении электронного аукциона прекращается блокирование таких денежных средств в соответствии с ч. 8 ст. 44 Закона № 44-ФЗ в течение не более чем одного рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев (п. 6 ст. 44 Закона № 44-ФЗ):

Обеспечение заявки по 44-ФЗ – это денежная сумма, которую участник закупки передает другой стороне в качестве доказательства заключения контракта в результате определения поставщика. Фактическое поступление денежных средств на банковский счет является задатком и образует обеспечение заявки по 44-ФЗ. Определение задатка дается в статье 380 Гражданского кодекса.

Особенность обеспечения заявки по 44-ФЗ в том, что оно не засчитывается в счет других платежей по контракту и подлежит либо возврату, либо удержанию.

Механизм обеспечения заявок описан в статье 44 федерального закона 44-ФЗ.

Обеспечение заявки по 44-ФЗ удерживается и его возврат не осуществляется, если:

  • Участник отказался заключить контракт с заказчиком или уклонился от заключения контракта
  • Участник до заключения контракта не предоставил обеспечение контракта или предоставил с нарушением условий
  • Участника электронного аукциона 3 раза отклонили по вторым частям заявок в течение 1 квартала на 1 электронной площадке

Во всех остальных случаях обеспечение заявки по 44-ФЗ в полном объеме возвращается.

Победителю определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обеспечение заявки возвращается после заключения контракта.

Обеспечение заявки. Специальный счет и банковская гарантия

При подаче документов прикладывается оригинал платежного поручения о перечислении денежных средств на расчетный счет заказчика, указанной в документации. Документ должен быть подписан, иметь дату и отметку банка об исполнении.

При вскрытии конвертов комиссия проверяет наличие платежного документа, подтверждающего внесение обеспечения заявки и оглашает факт наличия такого обеспечения. Денежные средства должны поступить на расчетный счет заказчика до даты рассмотрения и оценки заявок. Иначе считается, что участник не предоставил обеспечение заявки по 44-ФЗ.

Возврат денежного обеспечения заявки осуществляется в течение пяти рабочих дней.

Банковская гарантия по 44-ФЗ может использоваться для обеспечения заявки в конкурсе.

Требования к банковской гарантии для обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта одинаковые.

В кратком виде – это:

  • Безотзывная банковская гарантия
  • Один из 294 банков, включенных в реестр Минфина
  • Наличие в реестре банковских гарантий

Срок выдачи банковской гарантии для обеспечения заявки по 44-ФЗ не менее двух месяцев с даты окончания подачи заявок.

Получение банковской гарантии требует затрат в размере 3-5% от суммы обеспечения заявки по 44-ФЗ. Эти деньги не возвращаются.

Неважно проиграли вы или одержали победу. Победитель компенсирует расходы на банковскую гарантию получением прибыли от оплаты по контракту. Напомним, потребуется еще одна банковская гарантия для обеспечения исполнения контракта.

Возврат банковской гарантии в случае отклонения, отмены закупки не производится.

Проигравший участник компенсирует расходы на получение банковской гарантии за счет победы в других закупках по 44-ФЗ.

Обеспечение заявки возвращается участнику (за исключением победителя) после:

  1. Подписания протокола рассмотрения и оценки, протокола подведения итогов
  2. Отмены конкурса или аукциона
  3. Отклонения или отзыва заявки участника
  4. Подачи документов после окончания сроков
  5. Отстранения участника закупки, в случае выявления несоответствия требованиям
  6. Получения заказчиком решения контрольного органа (ФАС)

Обеспечение госконтракта, как правило, требуется для работы с муниципальным или государственным заказчиком. Выполнение контрактов регламентируется 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Обеспечение исполнения необходимо, главным образом, для ограждения заказчика от риска невыполнения контракта.
Согласно 44-ФЗ обеспечение обязательно для всех контрактов, кроме указанных в п.2 ст.96 44-ФЗ. В некоторых случаях заказчик имеет право (но не обязан) устанавливать требование об обеспечении в документации (извещении) о закупке, например, при запросе котировок.

Вносим обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ

  • Подача заявки
  • Поиск аукционов
  • Оценка аукционной документации
  • Предоставление электронно-цифровой подписи
  • Аккредитация на торговых площадках
  • Предоставление рабочего места для участия в торгах
  • Удаленная настройка рабочего места для участия в торгах
  • Подача жалобы в ФАС
  • Запрос на разъяснение положений аукционной документации
  • Заключение контракта. Подготовка протокола разногласий к проекту контракта

Торги – одна из эффективных форм заключения сделок, которой гарантируются их максимальная прозрачность и максимальная выгода для обеих сторон. Это касается как организаторов, так и участников. В некоторых случаях договор можно заключить только через участие в процедуре закупки посредством торгов, например, если речь идет о покупателях: МУП, госучреждениях, госкорпорациях.
Современные торги проводятся в удобной электронной форме на сетевых электронных площадках. Нет необходимости покидать офис, чтобы отслеживать торги и их результат. Перед бухгалтером компании в первую очередь возникает вопрос, как учесть суммы, обеспечивающие участие в электронной торговой процедуре: аукционе или конкурсе.

Чтобы стать участником электронного аукциона, организации необходимо пройти аккредитацию у оператора электронной площадки. Аккредитация осуществляется сроком на три года (с возможностью ее прохождения на новый срок). Ее наличие дает право участнику размещения заказа участвовать во всех открытых аукционах в электронной форме, проводимых на такой электронной площадке. Это следует из ч. 9 и 13 ст. 41.3 Закона N 94-ФЗ.

Обратите внимание! Плата за аккредитацию на электронной площадке и за участие в открытом аукционе в электронной форме с участников размещения заказа не взимается (ч. 4 ст. 41.1 Закона N 94-ФЗ). Плата взимается только с лица, с которым заключается контракт, в случаях, предусмотренных гл. 3.1 Закона N 94-ФЗ.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА ПО 44-ФЗ И 223-ФЗ

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», редакция 2 перечисление задатка участником закупки оформляется расчетно-платежным документом — Заявка на кассовый расход (сокращенная). Предварительно необходимо будет настроить проводки в типовых операциях.

При проведении документа будут сформированы необходимые бухгалтерские записи.

Возврат задатка (залога, обеспечения) на лицевой счет участника закупки отражается документами «Кассовое поступление». Т.к. соответствующей типовой операции документы не содержат, предварительно ее следует создать.

Поскольку возврат задатка (залога, обеспечения) – это восстановление произведенных ранее расходов учреждения, в создаваемой типовой операции к документу «Кассовое поступление» в качестве забалансового счета дебета следует выбрать счет 17.01, указав КПС назначения платежа такой же, как и при перечислении задатка (залога, обеспечения) заказчику, КЭК назначения платежа — 510 «Поступление на счета бюджетов». В качестве счета кредита – 210.05.

Созданную типовую операцию следует выбрать на закладке «Бухгалтерская операция». При проведении документа будут сформированы необходимые бухгалтерские записи.

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», редакция 1 перечисление задатка участником закупки оформляется расчетно-платежными документами (Заявка на кассовый расход) с операцией Прочие перечисления.

В документе в качестве забалансового счета кредита следует выбрать счет 18.01 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения», КЭК назначения платежа — 610 «Выбытие со счетов бюджетов».

В качестве счета дебета – 210.05 «Расчеты с прочими дебиторами».

Поскольку такая операция – новая, она не содержится в списке корректных счетов. Для выбора счета 210.05 следует отключить ограничение нажатием кнопки «Корректные счета» — для выбора будут доступны все счета ЕПСБУ.

Возврат задатка (залога, обеспечения) на лицевой счет участника закупки отражается документами «Кассовое поступление» с операцией Прочие поступления.

Обеспечительные платежи отражаются в бухгалтерском учете с использованием счета 76, к которому рекомендуется открыть субсчет «закупки». Сумма обеспечения одновременно отражается на забалансовом счете 009. Расходы на использование электронной площадки могут отражаться по счетам 20, 26, 44 и т.д.

Проводки:

  • Дт 76 Кт 51 — перечислен обеспечительный платеж.
  • Дт 009 — зафиксирована сумма обеспечения.
  • Дт 51 Кт 76 — возвращен обеспечительный платеж.
  • Дт 009 — списана сумма обеспечения.

Если при учете обеспечительных платежей используются специальные банковские счета, целесообразно формировать проводки с участием счета 55. Многие организации – участники электронных торгов используют этот счет БУ и при работе непосредственно с лицевым счетом электронной площадки.

Проводки:

  • Дт 55-св. Кт 51 — перечисление средств на спецсчет (лицевой счет).
  • Дт 55-бл. Кт 55-св — блокировка средств в сумме обеспечительного платежа по заявке.
  • Дт 009 — зафиксирована сумма обеспечения.
  • Дт 55-св Кт 55-бл. — разблокирован обеспечительный платеж.
  • Кт 009 — списана сумма обеспечения.
  • Дт 51 Кт 55 — переведены средства на расчетный счет.

К счету 55 могут быть открыты субсчета «электронная площадка», «торги» и др. При формировании внутренних проводок с помощью субсчетов разделяют заблокированные средства и свободные средства.

Если победитель не желает исполнять свои обязанности, избегает заключения договора, денежное обеспечение переходит заказчику — Дт 91-2 Кт 55 (76). При этом, если имела место банковская гарантия, делается внутренняя проводка Дт 76 (заказчик) Кт 76 (банк) – задолженность гасится банком, а затем победитель расплачивается с ним: Дт 76 (банк) Кт 51.

Банковская гарантия — это официальное обязательство, подтвержденное банком, кредитной или другой финансовой организацией, которое является страховкой заказчика от невыполнения условий контракта исполнителем.

Документ может быть предоставлен заказчику в электронном виде или на бумажном носителе. Гарантия должна быть безотзывной и содержать обязательные реквизиты:

  • размер денежного обеспечения, которое подлежит перечислению в пользу заказчика в определенных контрактом случаях;
  • обязательство исполнителя, которое официально подтверждает (гарантирует) банк;
  • обязательство кредитной организации, банка уплатить неустойку в установленных размерах за каждый день просрочки;
  • конкретный период действия официальной БГ;
  • исчерпывающий перечень документации, которая предъявляется заказчиком с целью получения БГ на свой расчетный счет.

С точки зрения бухгалтерского учета это особый случай, поэтому важно разобраться в нюансах.

Отражение банковской гарантии в бухгалтерском учете должно проходить в день ее поступления в бюджетное учреждение либо в день подписания государственного или муниципального контракта.

В широком смысле обеспечение участия в торгах на электронных площадках не ограничивается только обеспечительным платежом как таковым. Фирма несет необходимые затраты, без которых участие в торгах невозможно. Их необходимо корректно отражать в бухгалтерском учете, руководствуясь также нормами НК РФ.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся корреспонденции счетов. Услуги электронной площадки как затраты, связанные с подготовкой торгов, в целях НУ можно принимать к вычету по НДС, если имеется счет-фактура и соблюдаются положения ст. 172 НК РФ. На основании банковских документов, акта и счета-фактуры от электронного оператора делаются бухгалтерские проводки:

  • Дт 76 (60) Кт 55 – электронная площадка сняла сумму за услуги.
  • Дт 26 (20, 44 и др.) Кт 76 (60) – сумма услуг эл. площадки (без НДС).
  • Дт 19 Кт 76 (60) – зафиксирован НДС на сумму услуг эл. площадки.

По налогу на прибыль организаторы относят такие расходы к прочим, связанным с производством и реализацией, по видам (ст. 264 НК РФ). В БУ делается запись Дт 91-2 Кт 60 (76).

Банковская гарантия, как один из видов обеспечения торгов, носит возмездный характер. Комиссия отражается проводками:

  • Дт 91-2 Кт 76 (60) – зафиксирована банковская комиссия.
  • Дт 76 (60) Кт 51 – оплачена с расчетного счета банковская комиссия.

На заметку! Внесение обеспечительного платежа не учитывается в целях НУ, в доходах и расходах в расчетах базы по налогу на прибыль, НДС до тех пор, пока не определится победитель. Тогда он может получить вычет по НДС, если сумма является предоплатой (оплатой) за участие в конкурсе и предметом торгов было заключение договора. Аналогичный принцип действует при расчете налога на прибыль.

Приобретение ЭЦП отражается по Дт 97, с кредита счетов расчетов с поставщиками. При этом носитель, диск, если он выделен в документации, сразу списывается в затраты — Дт 20,26, 44 и т.п. Кт 60 (76). Электронный ключ, сертификат, стоимость гарантийного обслуживания списываются равномерно, в течение всего срока, пока будет использоваться ключ (как правило, год) — Дт 20,26,44 и т.п. Кт 97.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]