Справка о ДТП в ГИБДД для страховой компании в 2021 году образец

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Справка о ДТП в ГИБДД для страховой компании в 2021 году образец». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Что делать после аварии
  • Что такое европротокол
  • Когда можно оформлять ДТП без ГИБДД
  • Что нужно заполнить на бумаге
  • Как заполнить бланк европротокола
  • Как оформить европротокол через приложение
  • Куда подавать документы на выплату
  • Размер выплат по европротоколу

Нужны ли справка и извещение о ДТП в 2021 году

Протокол о ДТП действует в течение 5 дней с момента инцидента. За это время участники аварии должны отправить страховщику заполненный бланк. Если водители упустят момент, то получить страховое возмещение по упрощенному варианту уже не выйдет.

Какие могут быть проблемы с Европротоколом

С европротоколом могут возникнуть проблемы, если на бланках не совпадает информация. По закону виновник аварии обязан предоставить страховщику свою часть документа. Лицевые стороны оригинала и копии должны быть идентичны.

Важно учитывать еще один момент: на оборотной части водители пишут свое видение ситуации. Виновник должен отобразить собственное мнение не на оригинале, а на копии. Если он поступит иначе, это будет считаться ошибкой. Оригинал документа всегда остается у потерпевшей стороны.

Составление европротокола – оптимальная процедура для тех водителей, которые не хотят дожидаться сотрудников ГИБДД при аварии. При себе у участников ДТП должен быть бланк для заполнения, который в дальнейшем подается в страховую.

Формируя документ, желательно придерживаться всех правил заполнения: достоверно отобразить информацию и правильно составить схему происшествия. Необходимо учитывать, что размер выплаты по европротоколу может меняться в зависимости от обстоятельств.

Водители вправе воспользоваться одним из специализированных приложений, которые специально разработаны для удобства граждан.

Как оформить европротокол при ДТП

Если в ДТП погибли или ранены люди, водитель обязан оказать первую помощь пострадавшим и вызвать скорую помощь и полицию.

В экстренных случаях нужно:

  • если это возможно — доставить пострадавших на своем автомобиле в ближайшую больницу, сообщить в медучреждении свою фамилию, госномер автомобиля и вернуться на место происшествия;
  • если невозможно доставить пострадавших на своем автомобиле — отправить их в больницу на попутном транспорте.

Если автомобиль блокирует движение, по возможности нужно организовать объезд. Если объезд организовать невозможно, нужно освободить проезжую часть. Предварительно зафиксируйте на телефон или камеру:

  • положение автомобилей по отношению друг к другу;
  • положение автомобилей по отношению к объектам дорожной инфраструктуры (границы проезжей части, знаки и т. д.);
  • следы и предметы, относящиеся к происшествию (осколки, тормозной путь и т. д.), повреждения транспортных средств.

Также запишите фамилии и адреса очевидцев и ждите прибытия сотрудников полиции.

Если телефонной связи нет, попросите проезжающих мимо водителей передать информацию о ДТП на ближайший пост ГИБДД и ожидайте прибытия сотрудников полиции.

Инспектор ДПС оформляет:

  • Протокол осмотра места происшествия — если пострадали люди. К протоколу приобщаются схема места совершения административного правонарушения.
  • Объяснения всех участников и свидетелей ДТП об обстоятельствах происшествия.
  • Сведения о ДТП (справку о ДТП), которые выдаются всем участникам ДТП.
  • Протокол об административном правонарушении, если водитель оспаривает состав правонарушения.
  • Постановление по делу об административном правонарушении, если обстоятельства дела установлены на месте, без административного расследования.

Важно проследить, чтобы все документы были оформлены правильно. Иногда полиция проводит административное расследование, чтобы установить обстоятельства ДТП. От документов будет зависеть, кого признают виновником ДТП.

  • Схема дорожно-транспортного происшествия должна соответствовать действительности. Если Вы полагаете, что она составлена неверно, укажите это на это в самой схеме — ее дадут на подпись участникам ДТП.
  • Если вы считаете, что кто-то из участников ДТП находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, заявите об этом сотруднику полиции и потребуйте освидетельствования на состояние опьянения.

Если в ДТП пострадали люди, то участники ДТП подлежат освидетельствованию на состояние опьянения в обязательном порядке.

  • Ваши объяснения должны быть указаны вами самостоятельно либо точно записаны с ваших слов;
  • В сведениях о ДТП должны быть корректно записаны данные всех участников ДТП, а также повреждения автомобилей.

Если в действиях водителей нет правонарушения, инспектор выносит определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. В ином случае водитель привлекается к административной или уголовной ответственности (в случае гибели людей или причинения тяжкого вреда здоровью).

Сведения о ДТП и постановление по делу об административном правонарушении (либо определение об отказе) нужно предоставить в страховую компанию для возмещения ущерба.

Если повреждены только автомобили и у участников ДТП нет претензий друг к другу, можно разъезжаться без оформления документов. Если в дальнейшем один из водителей решит взыскать со второго ущерб, сделать это можно будет только в судебном порядке. При этом, водителю самостоятельно придется доказывать что вину за ДТП несет второй участник.

Водителям, попавшим в ДТП, запрещается после происшествия употреблять алкогольные напитки.

За нарушение этого правила предусмотрен штраф 30 тысяч рублей с лишением прав на срок от полутора до двух лет. Более того, страховая компания сможет предъявить регрессное требование к нарушителю. С него взыщут сумму ущерба даже при наличии у него полиса ОСАГО.

Исключение — если водитель прошел медицинское освидетельствование, а сотрудник полиции занес его результаты в протокол. После освидетельствования выпить можно.

Как оформить Европротокол при ДТП в 2021 году

Выдаваемая ранее справка была специальным документом, в котором официально фиксировался факт произошедшей аварии. Поскольку документ был формализованным, он обязательно составлялся по установленным требованиям и правилам. Основными документами, которыми регламентировался порядок составления были: методические рекомендации, а также административный регламент.

Соблюдение закрепленных требований было обязательным, поскольку нарушений правил составление могло стать основанием для отказа в предоставлении страховой выплаты. Справка составлялась прямо на месте и выдавалась после заполнения всем заинтересованным лицам.

ВНИМАНИЕ !!! Ранее справка использовалась для получения страховой выплаты в организации. Сложности в получении выплат были всегда, поскольку страховщики всеми силами стараются не предоставлять компенсацию. По этой причине шансов на возмещение вреда без оформленной в установленном порядке справки практически не было.

Справка использовалась в качестве официального документа, поэтому она обязательно составлялась по установленным нормам и правилам. Даже малейшие нарушение порядка могло стать основанием для отказала в предоставлении страховой выплаты водителю. Доказать свою правоту в дальнейшем могло быть очень сложно.

Справка составлялась на специальном бланке по установленной форме. Образец заполнения всегда был типовым и достаточно было лишь внести обязательную информацию.

По установленным правилам справка должна была содержать следующие данные:
  • сведения о произошедшем ДТП, где, когда и при каких обстоятельствах это произошло. Информация всегда должна быть подробной, чтобы страховщик получал максимальную картину произошедшего;
  • сведения о месте аварии. Указывается адрес, при невозможности признаки местности или иные ориентиры. В некоторых случаях могут применяться сведения, полученные от ГЛОНАСС;
  • информация о всех водителях, которые приняли непосредственное участие в произошедшем ДТП. Сведения вносятся на основании документов: водительское удостоверение, полис ОСАГО и другие;
  • сведения об автомобилях, которые также вписываются на основании имеющихся документов регистрации;
  • квалификация совершенного правонарушения из-за которого произошло ДТП;
  • степень причиненного ущерба, вред здоровью людей. Поскольку на месте оценить это может быть проблематично вносится примерная информация, однако всегда необходимо исходить из реальных объективных признаков, поскольку явные несовпадения могут повлечь признание документа недействительным со стороны страховой компании;
  • иная информация, которая имеет отношение к произошедшему, если не удалось внести ее в основные пункты.

В рекомендации содержалась инструкция, которая предлагала заполнять документ печатными буквами, чтобы в дальнейшем было проще его разобрать. Это требование не было обязательным, тем не менее серьезно упрощало процесс в будущем.

Данная справка всегда составлялась на месте произошедшей аварии и выдавалась участникам ДТП незамедлительно. Необходимость ехать на пост ГИБДД и долго ждать отсутствовала. Перед выдачей справка проверялась, чтобы избежать ошибок из-за которых получить выплату в дальнейшем может быть затруднительно.

Несмотря на простоту получения, отложить время оформления документа было нельзя, поэтому в любом случае участники ДТП должны были дожидаться момента итогового оформления. Перенос времени выдачи допускался только при наличии уважительных причин. Например, когда в результате аварии пострадали или погибли люди.

ВНИМАНИЕ !!! После выдачи справки она действовала в течение 3 лет и в любое время можно было получить страховую выплату.

Крайне важно было проверять справку перед ее получением. Наличие неточностей не допускалось, поэтому уполномоченное лицо было обязано их исправлять по первому требованию водителя. На практике часто происходили ситуации, когда инспекторы предлагали не обращать внимания на незначительные ошибки. Такие действия в дальнейшем создавали существенные неприятности в первую очередь для водителей.

Оформление документа не было обязательным во всех случаях. Уже в то время существовали способы упрощенного оформления, произошедшего ДТП. Главный из них –евпропротокол, который действует и сегодня, однако становится все более распространенным. Его ключевая особенность заключается в отсутствии необходимости вызывать сотрудников ГИБДД и ждать оформления.

Водители могут самостоятельно договориться и зафиксировать факт произошедшей аварии на специальном бланке. Несмотря на упрощенный порядок, прибегнуть к такому способу можно не во всех случаях. Например, в аварии не должно быть пострадавших людей, в результате столкновения вред был причинен исключительно имуществу, а размер ущерба не превышает установленную максимальную сумму. На протяжении всего времени размер этой суммы несколько раз менялся и увеличивался, с целью сделать процедуру доступной для большого количества водителей.

Таким образом, справку не нужно было получать при наличии следующих условий:
  • нет оснований для вызова сотрудников ГИБДД;
  • водители смогли договориться самостоятельно;
  • у обеих сторон имеется полис ОСАГО.

ВАЖНО !!! В таком случае оформление состоит в заполнении бланка по упрощенной схеме. К нему прилагаются фотографии с места происшествия, а также примерная схема аварии. По желанию сторон перечень материалов с места происшествия может быть увеличен. Пострадавшая сторона обращается в страховую компанию виновника, которая должна произвести компенсацию.

При этом важно, чтобы протокол был составлен по всем правилам, поскольку без этого страховая компания имеет полное право отказать в предоставлении компенсации.

Можно ли использовать распечатанное извещение для оформления ДТП?

  • Семейное право
  • Наследственное право
  • Земельное право
  • Трудовое право
  • Автомобильное право
  • Уголовное право
  • Недвижимость
  • Финансы
  • Налоги
  • Льготы
  • Ипотека

Под ДТП европротоколом понимается документ, который составляется на месте аварии непосредственными ее участниками с целью получения страховки. Его оформление предусматривает использование упрощенной процедуры оформления дорожно-транспортного происшествия, которая не предполагает участия сотрудников ГИБДД. Нередко применяется альтернативное название документа – извещение о ДТП.

Обязательными реквизитами европротокола выступают следующие сведения:

  • данные об участниках происшествия;
  • наиболее важные обстоятельства ДТП;
  • ущерб, нанесенный транспортным средствам, попавшим в аварию, и т.д.

Для заполнения европротокола используется стандартный бланк извещения о ДТП. Самый простой и правильный подход к решению возможных проблем – всегда иметь его при себе в любой поездке.

Действующее законодательство устанавливает несколько обязательных условий, выполнение которых необходимо для использования упрощенной процедуры оформления ДТП с применением европротокола. В их число входят:

  • отсутствуют потерпевшие;
  • в инциденте участвовали не более двух автомобилей;
  • ущерб нанесен исключительно транспортным средствам;
  • у каждого из автоводителей имеется действующая страховка ОСАГО. Допускается также использование международного полиса «Зеленая карта»;
  • лимит страховки покрывает величину нанесенного в ДТП ущерба (по предварительной оценке);
  • оба водителя не возражают против оформления европротокола и отказа от вызова сотрудников ГИБДД;
  • у одного или обоих водителей имеется возможность зафиксировать обстоятельства происшествия на видео- или фотокамеру.

Невыполнение любого из перечисленных требований делает невозможным применение европротокола и, как следствие, упрощенного порядка оформления происшествия. В этой ситуации водителям остается вызвать сотрудников ГИБДД, а дальше следовать их указаниям.

Пошаговая инструкция грамотных действий участника дорожного инцидента по европротоколу имеет следующий вид:

  1. Выполнение обязательных в подобной ситуации требований к участникам ДТП – прекращение движения, включение аварийки, выставление соответствующего знака остановки. Последний должен находиться на расстоянии, как минимум, 15 метров от машины в пределах города или поселка и 30 метров за чертой населенных пунктов.
  2. Общение со вторым водителем, также участвующим в происшествии. Взаимная проверка наличия полисов обязательного автострахования.
  3. Видео- или фотосъемка места дорожного происшествия. Если речь идет о компенсации в пределах 400 тыс. рублей (инцидент происходит на территории Москвы, Подмосковья, СПб или Ленинградской области – регионов, где тестируются новые условия европротокола) – аппаратура для съемки должна быть оснащена системой геометок и использована в первый час после ДТП.
  4. При необходимости – освобождение проезжей части от транспортных средств, попавших в аварию.
  5. Сообщение о ДТП в страховую компанию, оформившую полис ОСАГО.
  6. Получение контактов второго участника и свидетелей происшествия.
  7. Заполнение извещения о ДТП на специальном бланке, то есть непосредственное оформление европротокола.

Попал в ДТП: что делать в 2021 году

Как уже было отмечено выше, в большинстве случаев бланк извещения о ДТП (другое название – европротокол) выдается в ходе оформления страхового полиса непосредственно автостраховщиком. Если этого не происходит, водителю необходимо обратиться к сотруднику страховой компании с целью получения документа.

В качестве альтернативного варианта можно скачать бланк с одного из многочисленных интернет ресурсов, как частных, так и официальных. Например, ссылка для бесплатного скачивания документа для последующего заполнения присутствует на официальном сайте Мэра Москвы.

Важное значение для фиксации обстоятельств аварийной ситуации имеет рисунок схемы ДТП. Он размещается на бланке под пунктом 17. Можно выделить несколько типовых происшествий, предполагающих примерно одинаковый вариант изображения:

  • обгон и перестроение, ставшие причиной аварии;
  • движение задним ходом;
  • происшествие при проезде по перекрестку;
  • инцидент с транспортным средством на стоянке, парковке или дворе.

В процессе оформления европротокола не следует добиваться схожести внешнего вида или высокого качества изображенных предметов. Главное требование к схеме – понятность и возможность восстановить произошедшие события. Поэтому желательно четко обозначить участвующие в происшествии транспортные средства, указать их начальное расположение, траекторию движения и, при наличии, внешние причины инцидента.

Максимальная выплата по европротоколу составляет на данный момент 100 тыс. руб. При этом необходимо учитывать тот факт, что с начала 2014 года для ряда регионов страны – Москвы, СПб, Подмосковье и Ленинградской области – установлены особые правила, предусматривающие возможность страхового возмещения на сумму до 400 тыс. руб.при оформлении инцидента без сотрудников ГИБДД по упрощенной процедуре.

Такая сумма выплат при ДТП требует, помимо территориальной привязки к указанным субъектам РФ, выполнения еще одного обязательного требования. Оно заключается в необходимости фиксации обстоятельств одним из двух возможных способов:

  • с применением контролирующих технических средств в рамках навигационной системы РФ, позволяющих зарегистрировать факт, место и обстоятельства ДТП, а также расположение транспортных средств, ставших его участниками;
  • при помощи технических средств, оснащенных возможностью идентифицировать снятые видео- и фотоматериалы, для чего обычно используются геометки, которые невозможно подделать или установить самостоятельно.

Если по каким-либо причинам автоинспектор не выдал вам справку-154 сразу же на месте (например, ему срочно было нужно езжать на другой место ДТП), вы имеете право получить ее в ГИБДД не позднее, чем через сутки после произошедшей аварии. Если есть потерпевшие, которые не являются участниками ДТП, они также имеют право ее получить. В случае, если пострадавший не может принять такой документ на месте (например, его увезли на скорой в больницу), получить его можно после — при обращении пострадавшего или его представителя.

Если в результате аварии нет пострадавших и не много повреждений транспортных средств, оформление справки о ДТП происходит довольно быстро. По окончанию процедуры оформления заполняется справка номер 154 и выдается сразу же на руки участникам аварии. Важно отметить, что теперь не нужно ставить никаких печатей, что значительно упрощает жизнь автолюбителю.

Отдельно выдается приложение о наличии пострадавших, чьим жизням или здоровью в результате аварии был причинен вред (если таковые пострадавшие имеются).

Как правило, оформленную справку, подтверждающую факт ДТП можно получить сразу же, после его заполнения на месте происшествия. Однако бывают ситуации, когда автоинспектору нужно срочно уехать на место другой аварии, оказать помощь потерпевшим и т.д. В этих случаях действуют сроки выдачи документа — 24 часа со времени аварии.

Бывают ситуации, когда сотрудники ГИБДД без видимых на то причин отказываются от составления справки на месте. Например, объясняя это тем, что у них отсутствуют бланки для заполнения. Поскольку отказ по таким причинам является незаконным, вы в праве обжаловать его.

Если по каким-либо причинам некоторые участники происшествия не имеют возможности оформить свой экземпляр справки о ДТП, они в праве получить его после, по заявлению, без временных ограничений.

Приложение к справке о факте дорожно-транспортного происшествия составляется в том случае, если есть пострадавшие люди. Приложение имеет также строгую форму и так же заполняется сотрудником ГИББД.

При оформлении приложения к справке о ДТП должна быть указана следующая информация:

  • сведения о пострадавших общего характера,
  • категория пострадавших (водитель, пешеход, пассажир),
  • сведения о вызове скорой помощи и степень повреждений (в том числе может быть указан факт смерти).

Если на месте невозможно установить личность потерпевших, об этом указывается в соответствующей графе.

В одном приложении есть возможность указать максимум четырех пострадавших лиц. Если в ходе аварии пострадало больше людей, автоинспектору следует вписать их в другой бланк приложения.

Получив оформленную справку, в которой будет указано когда и где вы стали участником дорожно-транспортного происшествия, а также где подробно описаны все повреждения транспортного средства, вы можете отправляться в свою страховую компанию.

Потерпевшему в аварии следует написать заявление с просьбой о выплате компенсации. Если в ходе аварии пострадало транспортное средство, его необходимо предоставить для осмотра и экспертизы (как правило, в течение пяти дней после того, как было подано заявление).

Как правильно оформить европротокол в 2021 году

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Использовать европротокол можно лишь в том случае, если в аварии участвовали только два автомобиля и повреждены только они, при этом не пострадали люди, и на обе машины оформлены страховые полисы ОСАГО. Согласно правилам дорожного движения, если при ДТП пострадали только автомобили, водители должны освободить проезжую часть. Тем, кто этого не сделал и мешает движению, могут выписать штраф в размере 1 тыс. руб.

Если же есть пострадавшие, задеты другие машины или хотя бы у одного из участников аварии нет полиса страхования автогражданской ответственности – воспользоваться европротоколом нельзя, и нужно сразу вызывать представителей автоинспекции. Если случай не очень сложный, нет пострадавших и машины остались на ходу, представители ГИБДД могут попросить участников аварии подъехать к ближайшему посту дорожно-патрульной службы.

Следует обратить внимание на следующие моменты.

  1. Необходимо сделать фотоснимки места аварии до того, как машины будут убраны с дороги. На снимках должны быть хорошо видны номера обеих машин. А если имеются свидетели аварии, можно попросить их дать письменные показания и оставить свои контактные данные. Фотоснимки и показания могут помочь, если страховая компания вдруг усомнится в реальности аварии или же виновник происшествия передумает и попытается свалить вину на пострадавшего.
  2. Необходимо, чтобы виновник происшествия был вписан в полис ОСАГО того автомобиля, на котором совершил аварию. Либо на машину должен быть оформлен полис без ограничений, означающий, что ею может управлять любой обладатель водительского удостоверения. В этом случае отсутствие водителя в полисе не помешает оформлению европротокола.
  3. Необходимо также помнить, что в определенных случаях страховая компания, возместив ущерб хозяину пострадавшей машины, может затем обратиться в суд с иском к виновнику аварии, и он должен будет вернуть компании сумму выплаты. Это может произойти, если, например, виновник скрылся с места ДТП, или если страховая компания будет полагать, что ущерб причинен преднамеренно.

Есть ли сложности с заполнением протокола? Конечно, когда человек находится в стрессе после ДТП, любая, даже относительно несложная задача, может показать трудной. Поэтому есть смысл просто изучить правила заполнения, посмотреть примеры. Они есть, например, на сайте РСА и на сайтах многих страховых компаний, продающих полис ОСАГО.

По сути информация, которую нужно внести в европротокол, есть под рукой у каждого участника ДТП. Например, нужно указать место происшествия: город или деревню, улицу и номер ближайшего дома. Если авария произошла на перекрестке, надо указать названия пересекающихся улиц. Если ДТП случилось не в населенном пункте, нужно указать название трассы и километр. Обязательно нужно отметить дату и хотя бы примерное время ДТП. Если у происшествия есть свидетели, нужно указать их ФИО и адрес фактического проживания.

Указать данные машины – марку, госномер и проч. – тоже не составляет труда: они есть в свидетельстве о регистрации автомобиля. Нужно также внести данные владельца авто, а также водителя, который был за рулем. Затем нужно указать название страховой компании, номер страхового полиса и дату, до которой он действует.

В европротоколе следует указать место первоначального удара и все остальные повреждения, также каждый участник происшествия должен указать, кем себя считает: виновником или пострадавшим. После этого необходимо указать обстоятельства ДТП, выбрав подходящие из предложенных вариантов и отметив их галочками, и нарисовать схему ДТП (это может сделать любой из участников происшествия). Перед тем, как поставить подписи, нужно отметить галочкой наличие либо отсутствие разногласий со вторым участником происшествия.

Извещение заполняется на месте аварии – в него заносится информация о том, кто из водителей является виновником, а кто – потерпевшим. Подача уведомления о ДТП в страховую компанию осуществляется в 5-дневный срок с момента аварии, и именно на его основании принимается решение о выплате страховой компенсации пострадавшей стороне.

Бланки уведомления о ДТП выдаются страховой компанией при каждом переоформлении полиса ОСАГО, поэтому желательно всегда возить с собой хотя бы один экземпляр этого документа. Особенно щепетильно нужно относиться к заполнению извещения – помарки и неточности могут стать причиной отказа в выплате страхового возмещения.

Полезно знать! По сути, извещение о ДТП – это единственный документ, который заполняется при самостоятельном оформлении ДТП. Одно из самых часто встречающихся его названий – «Европротокол».

Оформление справки номер 154 о дорожно-транспортном происшествии

Необходимость, а также особенности составления и передачи страховщику европротокола определяются ФЗ № 40 «О страховании владельцев ТС» и «Правилами обязательного страхования владельцев ТС».

Извещение о ДТП необходимо заполнять во всех случаях, независимо от того, участвует ли в оформлении ГИБДД или нет – это упростит процедуру получения выплаты от страховой. Стоит отметить, что в некоторых случаях водители могут обойтись без помощи дорожного инспектора. В ст. 11.1 ФЗ № 40 приведены следующие обстоятельства, при которых ДТП можно зафиксировать без подключения ГИБДД, а именно:

  • если в аварии нанесён ущерб только транспортным средствам и (или) их прицепам;
  • только при оформлении ДТП, произошедшего по причине столкновения двух транспортных средств;
  • никто из водителей, пассажиров или пешеходов не травмирован в результате происшествия;
  • оба водителя имеют общий взгляд на причины столкновения и сходятся во мнении в вопросе, кто из них является виновным в ДТП;
  • оба водителя имеют действующий полис ОСАГО.

После заполнения и подписания этого важного документа обеими сторонами, оба экземпляра извещения о ДТП направляются в страховые компании, где застрахованы каждый из участников ДТП, в течение 5 дней. Потерпевший должен приложить к своему экземпляру заявление о прямом возмещении ущерба.

Заполнением европротокола можно обойтись далеко не всегда, именно поэтому ФЗ № 40 регламентирует приведенные выше случаи, в которых разрешается зафиксировать обстоятельства ДТП самостоятельно. Пункт 2.6 ПДД РФ содержит следующее:

  • если в результате аварии причинён вред жизни и здоровью, то без вызова ГИБДД не обойтись.

Важно! Наличие малейшего синяка или царапины у одного из участников аварии – это повод обратиться к сотрудникам дорожной инспекции для должного оформления ДТП. Часто бывает, что человек находится в состоянии шока и утверждает, что он в полном порядке, а спустя пару часов ему приходится обращаться за медицинской помощью. Это может стать причиной отказа в выплате страховки ввиду неправильного оформления дорожного происшествия.

Другие веские причины для участия дорожного инспектора:

  • участники не могут прийти к обоюдному согласию, так как имеют разные взгляды на причины, обстоятельства и исход ДТП. Этот случай не всегда является основанием для выезда патрульной инспекции. Чаще всего, сотрудник ГИБДД даёт рекомендации относительно сбора доказательств обоим водителям в телефонном режиме и приглашает их в отделение для выяснения деталей;
  • участниками дорожно-транспортного происшествия являются более 2-х транспортных средств;
  • в аварии поврежден не автомобиль, а иное имущество (здание, столб, дорожный знак и т.д.);
  • потерпевший считает, что для восстановления ТС потребуется более 50 тыс. руб.;
  • один из участников аварии не имеет действующей страховки ОСАГО или владеет полисом КАСКО, условия которого требуют освидетельствование сотрудников ГИБДД.

Подробную схему действий – как вести себя при ДТП можно посмотреть ниже. Эта инструкция даёт каждому водителю понять, в каких случаях необходимо вызывать патруль, а когда можно обойтись без него.

Как уже было сказано, бланки извещения о ДТП в количестве 2-х экземпляров выдаются при оформлении полиса ОСАГО. Желательно всегда иметь их при себе. Что же делать, если водитель забыл взять их с собой либо вообще их не имеет, так как оформил страховой договор в онлайн-режиме?

  1. Чтобы получить бланки европротокола, достаточно заехать в офис своего страховщика в любое время – там никогда не откажут выдать лишний бланк.
  2. Страховые компании стараются оставлять пустые бланки извещений на заправках и на почте.
  3. Если документа не оказалось при ДТП, а он нужен именно сейчас, можно попросить его у проезжающих мимо водителей.
  4. Бланк извещения можно скачать из интернета и распечатать.

Заполнять распечатанный из интернета бланк не слишком удобно, и в два раза дольше. Документ, который выдаётся страховщиком, имеет самокопировальную основу, поэтому составление европротокола на таком бланке происходит быстрее и с меньшей вероятностью ошибиться.

Водители заполняют бланк европротокола одновременно. Конечно же, имеется в виду, что они вписывают данные поочередно – каждый заполняет свою часть извещения. В документ заносятся следующие сведения: о страховых компаниях, о дате и месте аварии, данные о страховках участников, обстоятельства ДТП и описание полученных повреждений. На обратной стороне водители могут дополнительно описать детали происшествия.

Как правильно оформить ДТП без полиции

На обороте каждый из водителей описывает своё виденье происходящего, отмечает, может ли машина передвигаться своим ходом, какое ещё имущество повреждено, указывает дополнительную информацию о страховке других участников аварии (если их больше чем двое).

Внизу документа заполняются примечания, ставятся дата, подпись и ФИО заполняющего его водителя.

О своем желании избавиться от лишних хлопот по оформлению ДТП полицейское ведомство предупреждало еще два года назад, ссылаясь на то, что извещение о ДТП, которое водители заполняют самостоятельно, и так дает страховщикам сведения обо всех обстоятельствах аварии. При этом Госавтоинспекцию явно не заботила необходимость внести поправки в закон об ОСАГО: МВД ожидало, что Центробанк (а на него в России возложено регулирование страхового рынка) и Российский союз страховщиков решат эту проблему сами, разработав новые правила ОСАГО. Но при этом никто, включая рядовых сотрудников ГИБДД, не верил, что справки все-таки отменят. Так что 20 октября гром грянул почти для всех.

С этой даты в МВД действует новый внутренний регламент* работы инспекторов ГИБДД, и в нем появилось немало новшеств — например, теперь разрешается размещать камеры фотовидеофиксации в местах действия временных дорожных знаков, а инспекторы получили право останавливать водителей вне стационарных постов без объяснения оснований. Но отмена «справки по форме 154» (так ее называли, потому что образец утверждался приказом МВД России от 01.04.2011 №154) — самое резонансное новшество.

При этом ГИБДД формально не снимала с инспекторов обязанности собрать информацию об участниках ДТП и повреждениях автомобилей, и 18 октября в региональные подразделения Госавтоинспекции было направлено внутреннее разъяснение, в котором говорится, что после 20 октября инспекторы должны вместо оформления «справки по форме 154» вносить дополнительные сведения в протокол или постановление об административном правонарушении, либо в определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Этих документов по замыслу МВД будет достаточно для обращения в страховую компанию. Но на практике, как обычно, все работает по-другому.

Если прежде справку о ДТП получал каждый участник происшествия и в ней были сведения обо всех других участниках, включая прямое указание на тех, кто именно нарушил Правила дорожного движения, то протокол об административном правонарушении (так же как и постановление), по сути, адресован только водителю-виновнику. Все остальные «действующие лица» ДТП тоже имеют право получить копии документов, но для этого сами должны обратиться к инспектору.

В Москве и в регионах ГИБДД уже выдает протоколы и постановления об административном правонарушении, заполненные по новым правилам. На них в графе «Обстоятельства» или в приложенной специальной форме указаны дополнительные сведения, которые условно можно разделить на четыре группы:

а) имена и даты рождения всех участников ДТП;

б) данные обо всех транспортных средствах;

в) номера полисов ОСАГО и названия страховых компаний;

г) описание повреждений.

Однако спектр информации в упраздненной справке о ДТП был несравнимо шире: там в отдельных графах указывались данные о VIN-кодах автомобилей, координаты места аварии, телефоны участников и результаты медицинского освидетельствования. При этом в РСА нам ответили, что в случае оформления процессуальных документов сотрудниками полиции необходимо настаивать на том, что эти документы должны содержать сведения о:

— дате ДТП;

— транспортных средствах всех участников ДТП (марки, модели, государственные регистрационные знаки, VIN-коды);

— ФИО водителей — участников ДТП с указанием места жительства и даты рождения;

— ФИО собственников транспортных средств участников ДТП;

— страховых полисах ОСАГО участников ДТП (серия, номер, наименование страховщика);

— нарушениях Правил дорожного движения со стороны участников ДТП;

— направлении участников ДТП на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Представители РСА и служб аварийных комиссаров пояснили нам, что в новых условиях «участникам ДТП необходимо во всех случаях происшествий в обязательном порядке заполнять все поля извещения о ДТП».

Главное — проверить записанные в извещение данные и помнить, что на каждом из заполненных бланков должны стоять подписи всех участников ДТП! А если транспортных средств больше двух, то нужно заполнить несколько комплектов извещений — по одному на «контакт» между машинами, но при этом в каждом извещении на обороте в описании происшествия должны быть указаны все участники.

«На месте происшествия стоит собрать как можно больше информации об аварии, сделать фотографии с использованием геотегов, снять видео, записать данные о других водителях и автомобилях, а если нет уверенности в своих навыках, то лучше вызвать аварийного комиссара», — советует Глеб Виленский, заместитель руководителя Всероссийской оперативной службы экстренной помощи пострадавшим в ДТП.

Еще один случай, когда роль извещения о ДТП выходит на первый план. Дело в том, что по российским законам формально возможен такой нонсенс, как «ДТП без виновника». Точнее, ДТП всегда происходит из-за того, что кто-то нарушил Правила дорожного движения, но не всегда за это нарушение предусмотрена административная ответственность — примером может быть пункт 10.1 ПДД, когда водитель не справился с управлением без превышения скорости. А если нет административного наказания, то не возникает и гражданской ответственности, а вместе с ней — и формального повода для выплаты по ОСАГО. Иными словами, у ДТП может быть и виновник-нарушитель, и пострадавший с полным набором документов от ГИБДД, но, если в них отсутствует факт административного наказания, страховая получит повод отказать в выплате по ОСАГО, и тогда возмещать ущерб придется через суд.

Однако если происшествие оформлено в рамках европротокола без участия ГИБДД, то выплата возможна и без наступления административной ответственности — главное, чтобы в извещении все участники удостоверили отсутствие разногласий между собой.

Ну а в случае, если по представленным в страховую компанию документам невозможно установить распределение ответственности за причинение вреда между участниками ДТП, то страховщик осуществляет выплату в размере доли ущерба, определенной как отношение размера ущерба к числу участников ДТП.

Оформление ДТП с ГИБДД по новым правилам в 2021 году

В этом вопросе тоже почти ничего не меняется по сути: вместо справки о ДТП водитель поврежденного автомобиля должен получить от ГИБДД копию определения о возбуждении дела об административном правонарушении с описанием обстоятельств происшествия, а дальше все будет зависеть от результатов расследования. Если полиция найдет скрывшегося участника и у того будет полис ОСАГО, то ущерб, скорее всего, возместят, а если виновник не обнаружится — не будет и выплаты.

Так как Каско — добровольный вид страхования, его правила определяет каждый страховщик самостоятельно, и в новых условиях оформления документов от ГИБДД эти правила могут измениться. Но скорее всего, как и в случае с ОСАГО, роль отмененной «справки по форме 154» должны сыграть протокол об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. А если авария оформляется по европротоколу, то требования к обращению за выплатой будут такими же, как и в случае с ОСАГО, иными словами — нужно оформлять извещение и собирать максимум документов от ГИБДД.

Допустим, инспектор, будучи в курсе нововведений, справку о ДТП по старой форме выдавать отказался, но при этом описание происшествия ни в какие другие документы не внес — то ли намеренно, то ли по рассеянности. Сами водители тоже ничего не заполняли. Что дальше? Это, возможно, самый неприятный случай. При наиболее благоприятном исходе страховщик попросит дооформить извещение вместе с другими участниками ДТП, ну а если сделать это невозможно и нет шансов получить от полиции документ, в котором содержалось бы указание на виновника аварии и на ее последствия, то дело пахнет отказом в выплате и необходимостью добиваться возмещения через суд.

* Официально он называется «Административный регламент исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения»

Документ, являющийся основанием для урегулирования дорожных споров, составляется всеми участниками дорожно-транспортного происшествия, образец заполнения можно отыскать на любом сайте страховщиков в РФ. Единственный случай, когда можно пренебречь его созданием – если происшествие не является тяжелым (нет раненых и погибших, а в аварии пострадало меньше 3 участников) и стороны конфликта решили не обращаться в страховые конторы.

Заполненный бланк понадобится для получения выплаты по полису ОСАГО.

Чтобы не было проблем с правильным составлением документа, лучше заранее ознакомиться с порядком внесения в него данных. Страховые компании для этого предусматривают особые памятки, которые рекомендуется держать под рукой.

Важно! Известно о множестве случаев, когда потерпевшие не сумели заполнить извещение о ДТП согласно законодательству. Это приводит к тому, что страховщики либо полностью уклоняются от компенсационных выплат, либо затягивают решение проблемы, инициируя длительные судебные разбирательства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]