Срок обжалования протокола об административном правонарушении КОАП РФ судебная практика

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок обжалования протокола об административном правонарушении КОАП РФ судебная практика». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Установлен единый срок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении — 10 дней со дня вручения или получения копии постановления. Данный срок начинает исчисляться со следующего дня за днем вручения или получения копии постановления лицом, имеющим полномочия по обжалованию данного документа (см. комментарий к статье 30.1 КоАП РФ).

Несмотря на то, что КоАП РФ не предусматривает возможности обжалования определения об отклонении ходатайства о восстановлении названного срока, это определение, исходя из общих принципов осуществления правосудия, может быть обжаловано, поскольку оно исключает возможность дальнейшего движения дела об административном правонарушении, что влечет нарушение права лица, привлеченного к административной ответственности, на защиту, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 25.05.2006) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения» (Российская газета. 2005. 19 апреля; Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 6).

В судебной практике уважительными причинами пропуска срока на подачу жалобы признаются: недостаточная юридическая осведомленность гражданина о порядке подачи жалоб, временный выезд с постоянного места жительства, стечение семейных обстоятельств.

При получении жалобы с пропущенным сроком на ее подачу, независимо от причин этого, судья принимает меры к приостановлению исполнения постановления, формально вступившего в законную силу, но фактически оспоренного и подлежащего пересмотру.

В случае пропуска при принесении протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление срока прокурором должно быть подано заявление о восстановлении этого срока, которое рассматривается соответствующими районными судами.

2. По общему правилу решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба (ч. 1 ст. 180 АПК). В изъятие из этого правила решения по делам об административных правонарушениях (в том числе по делам о привлечении к ответственности) вступают в силу в течение 10 дней со дня их принятия. Датой принятия решения считается дата изготовления решения в полном объеме (ч. 2 ст. 176 АПК).

Соответственно начало течения этого срока АПК устанавливает иначе, чем комментируемая статья.

3. Пятидневный срок установлен по таким категориям дел, как дела в отношении административных правонарушений, посягающих на права граждан в сфере проведения выборов и референдумов.

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 (ред. от 25.05.2006) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (Российская газета. 2005. 19 апреля; Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 6) содержит разъяснение по вопросу вынесения определения об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении. В данной ситуации, несмотря на то что КоАП РФ не предусматривает возможности обжалования указанного определения, оно, исходя из общих принципов осуществления правосудия, может быть обжаловано, поскольку это определение исключает возможность дальнейшего движения дела, что влечет нарушение права лица, привлеченного к административной ответственности, на защиту.

Постановление ЕСПЧ от 21.02.2017

27. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении могла быть подана в течение 10 суток (или 15 суток по некоторым правонарушениям) со дня вручения или получения копии постановления (статья 30.3 КоАП РФ). Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок (или в более короткий срок по некоторым правонарушениям) со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу (статья 30.5 КоАП РФ). Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме (статья 30.6 КоАП РФ).

Решение Верховного Суда РФ от 10.01.2019 N 81-ААД18-21

В силу части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 названной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Решение Верховного Суда РФ от 06.02.2019 N 43-ААД19-1

При этом такое определение, не вступившее в законную силу, обжалуется в вышестоящую инстанцию (вышестоящий суд) по отношению к той, которая вынесла определение, в срок, установленный частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу указанной нормы жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Решение Верховного Суда РФ от 06.02.2019 N 47-ААД19-1

В числе указанного в названном определении судьей Оренбургского областного суда также сделан вывод о том, что жалоба подана Томиной Е.В. по истечении срока, установленного частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данный вывод противоречит материалам дела.

Решение Верховного Суда РФ от 30.01.2019 N 71-ААД18-2

Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления (решения) по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с положениями статей 30.1 — 30.3, 30.9, 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из положений указанных норм, определение об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования может быть обжаловано в порядке, установленном для обжалования постановления (решения) по делу об административном правонарушении.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ставропольского края

В целом, административная ответственность юридических лиц – это один из видов юридической ответственности, который заключается в применении административного наказания к юридическому лицу, совершившему административное правонарушение, уполномоченным органом или должностным лицом.

Соответственно административным правонарушением юридического лица признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое действующим законодательством установлена административная ответственность.

Причем, для юридических лиц КРФоАПом не установлены формы вины. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КРФоАПом или законами Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В большинстве случаев в качестве наказания юридическим лицам назначается административный штраф. При этом административные штрафы для юридических лиц могут устанавливаться до одного миллиона рублей, а за нарушение антимонопольных правил, при осуществлении торговой деятельности, а также за нарушение требований к условиям заключения договора поставки продовольственных товаров при осуществлении торговой деятельности, вовсе до пяти миллионов рублей. Как видно суммы не маленькие, а для некоторых просто неподъемные.

Для человека, впервые столкнувшимся с КРФоАП, разобраться что там в нем и к чему написано, очень трудно. По моему мнению, КРФоАП написан очень криво, его, как и Налоговый кодекс Российской Федерации, видимо, надо читать справа налево и сзади наперед.

Соответственно и сам административный процесс, процесс производства по делам об административных правонарушениях, недостаточно четко регламентирован.

Как говорится «суха теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет».

Если некоторые контролирующие органы достойно справляются со своей функцией по рассмотрению дел об административных правонарушениях, то часть сотрудников некоторых административных органов вообще не имеет никакого представления об административном процессе.

Так вот, безграмотность сотрудников контролирующих органов, нередко бывает причиной того, что административные правонарушения юридических лиц остаются безнаказанными (естественно не без помощи квалифицированных юристов).

Кроме того, относясь поверхностно к своим обязанностям, сотрудники некоторых контролирующих органов забывают про такие задачи административного производства как всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела и разрешение его в соответствии с законом.

В результате, выносятся незаконные постановления о привлечении к административной ответственности.

В конце февраля 2017 года к нам обратилась доверитель, которая следуя за рулем своей автомашины домой, была остановлена сотрудниками полиции, которые незаконно предъявили к ней требования о прохождении медицинского освидетельствования. Доверитель отказалась пройти медицинское освидетельствование, инспектором ДПС был составлен протокол, дело направлено на рассмотрение в суд. Будучи уверенной в своей невиновности, так как доверитель действительно не употребляла спиртные напитки за рулем, она сама решила защищать свои интересы в суде, не прибегая к квалифицированной юридической помощи. Суд перовой инстанции, не стал излишне церемониться, признал вину доверителя в совершении административного правонарушения и привлек к ответственности, лишив её права управления транспортным средством на 1 год и 6 месяцев, со штрафом 30 тыс. рублей. После этого, оставался лишь один шанс на обжалование постановления миррового судьи в апелляционном порядке. Поняв, что без квалифицированной юридической помощи не обойтись, доверитель обратилась к юристам за составлением апелляционной жалобы, и подав в установленном порядке жалобу, стала ожидать назначения судебного заседания в суде апелляционной инстанции. Все это происходило без нашего участия и до обращения к нам.

За пару дней до судебного заседания, доверитель по каким-то причинам стала сомневаться в квалификации юристов, к которым она обратилась до нас, и пришла за юридической помощью в нашу компанию. Изучив все материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прогноз перспективы дела был удручающим. Самой большой ошибкой, которую совершила доверитель, была попытка самостоятельной защиты своих прав в суде первой инстанции, без участия квалифицированного защитника. Доводы уже поданной апелляционной жалобы оставляли желать лучшего, были сформулированы не последовательно, скомкано и не понятно, хотя и содержали некоторые основания для отмены постановления суда первой инстанции.

Выслушав доверителя и исследовав материалы дела, нами была сформулирована следующая позиция.

Во первых, в протоколе об административном правонарушении, было указано только одно основание, предусмотренное правилами мед. освидетельствования, позволяющее полагать что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения – запах алкоголя изо рта. Такой признак является субъективным суждением сотрудника полиции, который направлял водителя на освидетельствование. В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции был допрошен только один понятой, который пояснил суду по данному вопросу, что стоял достаточно далеко от водителя, и не мог почувствовать был ли от водителя изо рта запах алкоголя. Второй понятой допрошен не был, и возможно, мог бы пояснить данное обстоятельство, и если бы наличие запаха алкоголя не нашло своего подтверждения, то достаточных оснований полагать, что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения не имелось бы.

Во вторых, имелись основания полагать, что при предложении пройти медицинское освидетельствование, инспектор ДПС проявил предвзятость. Как пояснила доверитель именно инспектор, который составлял протокол об административном правонарушении, неоднократно останавливал автомобиль под её управлением и предъявлял различные необоснованные претензии. Такое происходило, как до рассматриваемого в деле события административного правонарушения, так и после. В наше распоряжение доверителем была предоставлена видеозапись, на которой видно, что инспектор остановил автомобиль доверителя, и предъявляет к ней надуманные претензии, что она, якобы, испачкала ему куртку, хотя та сидела в салоне автомобиля, а инспектор находился возле автомобиля на обочине, и другие подобного рода.

В третьих, согласно Правил освидетельствования лица на состоянии алкогольного опьянения, перед тем, как направить водителя на медицинское освидетельствование, инспектор обязан был предложить пройти освидетельствование на месте, с использованием соответствующего технического средства. И прохождение освидетельствования на месте, и предложение пройти медицинское освидетельствование, делается в присутствии двух понятых. Доверитель сама просила освидетельствовать ее на состояние опьянения на месте, но инспектором ей было в этом отказано, ссылаясь на отсутствие необходимого прибора. В суде первой инстанции, допрошенный в качестве свидетеля понятой пояснил суду, что не помнит какое именно освидетельствование предложил пройти водителю инспектор на месте, или медицинское. На приобщенной к материалам дела видеозаписи, которую производили сотрудника ДПС, видно, что инспектор предложил пройти водителю медицинское освидетельствование, чему не предшествовало предложение пройти освидетельствование на состояние опьянения на месте.

Указанные выше обстоятельства указывали на нарушение порядка направления на освидетельствование, в связи с чем, требование сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования не было законным, а поскольку формулировка ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение водителем законного требования сотрудника полиции, состав административного правонарушения в действиях водителя отсутствует. Это означает, что постановления суда первой инстанции подлежит отмене, водитель подлежит освобождению от административной ответственности, а дело прекращению.

В суде апелляционной инстанции нами были приобщены к материалам дела и озвучены объяснения, более четко излагающие наши доводы и формирующие нашу позицию по делу. Суду заявлены ходатайства об исследовании и приобщении к делу видеозаписи, свидетельствующие о предвзятости сотрудников полиции, на которой инспектор ДПС предъявляет к водителю надуманные требования. Также заявлены ходатайства о вызове в суд и допросе в качестве свидетеля второго понятого, инспектора. Кроме того, мы просили суд запросить в подразделении ГИБДД, где проходит службу инспектор, выдавался ли в тот день наряду ДПС прибор для освидетельствования водителей на состояние опьянения. Суд исследовал и приобщил к материалам дела видеозапись, но посчитал возможным рассмотреть дело без допроса свидетелей и истребования указанных выше сведений.

В ходе судебного разбирательства, выслушав нашу позицию, суд согласился с ней, удовлетворив требования апелляционной жалобы, отменив постановление мирового судьи и прекратив производство по делу об административном правонарушении.

Порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях установлен главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Право на обжалование предоставлено лицу, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшему, законным представителям (защитникам) юридических и физических лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 30.3. КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Отсчет срока начинается со следующего дня после даты вручения или получения копии постановления лицом, правомочным его обжаловать. Момент окончания срока определяется по общим правилам исчисления сроков. Срок истекает в 24 часа последнего десятого дня. Если окончание срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день. Если жалоба отправлена по почте, момент ее подачи определяется по почтовому штемпелю дня сдачи на почту.

Постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. В иных случаях постановление по делу об административном правонарушении обжалуется в суд общей юрисдикции.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается непосредственно в соответствующий суд с приложением необходимых документов.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подписывается заявителем или его представителем (защитником). В жалобе должны быть указаны: наименование суда, в который подается жалоба, наименование административного органа, принявшего оспариваемое постановление, название, номер, дата принятия оспариваемого постановления и иные сведения о нем; права и законные интересы заявителя, которые нарушены, по его мнению, оспариваемым постановлением; требование заявителя и основания, по которым он оспаривает постановление административного органа; перечень прилагаемых документов.

К жалобе на постановление по делу об административном правонарушении прилагаются текст оспариваемого постановления, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии жалобы в административный орган, принявший постановление.

В статье 30.7 КоАП РФ установлено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

В соответствии с требованиями КоАП РФ, протокол составляется должностным лицом органа, уполномоченного рассматривать дело. При этом, в пределах компетенции органа. Глава 23 КоАП утверждает закрытый перечень компетенций суда, органов и их должностных лиц по рассмотрению дел.

Кроме того, КоАП в ст. 28.3 устанавливает список лиц, уполномоченных составлять протокол о нарушении, когда дело рассматривается судом.

Срок оспаривания протокола по делу – 10 дней.

Этот срок начинает исчисляться в момент вручения, получения копии протокола.

Кроме того, пропущенный срок обжалование может быть восстановлен. Для этого, в жалобе на постановление необходимо просить восстановления срока и указывать причины его пропуска.

Как правило, причины должны быть оценены как уважительные – болезнь, нахождение за границей и т. д.

ВАЖНО: срок восстанавливается судом или должностным лицом, которое будет рассматривать жалобу.

Как обжаловать в суде постановление по делу об административном правонарушении

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Написать комментарий

      Данное деяние определяется КоАП РФ – кодифицированным законодательным актом. В нём прописывается порядок классификации правонарушения, ответственность и прочее. Согласно положениям этого закона, это противоправный проступок или бездействие, за совершение которого можно привлечь к административной ответственности и применить нормы КоАП РФ.

      Обратите внимание! Правонарушение, совершённое в соответствии с КоАП РФ, не является преступлением, даже если наказание выносит суд. Человек, привлечённый к ответственности, не считается судимым. Данные о наказании не отражаются в системе МВД, не будет их и в справке.

      В КоАП РФ нет обжалования протокола об административном правонарушении, но есть можно обжаловать постановление о применении наказания за совершение такого деяния. Протокол и постановление – разные процессуальные документы. Закон предусматривает следующие основания для обжалования административного правонарушения:

      • в протоколе, представителем правопорядка были указаны неверные или неправдивые сведения;
      • протокол составлен с нарушением норм законодательства;
      • описанные в протоколе действия имели вынужденный характер с целью избегания более серьёзных последствий. Например, водитель выехал на полосу встречного движения, чтобы избежать столкновения с другим автомобилем. То есть, нарушение ПДД было совершено вынужденно. Постановление можно будет оспорить.

      Чтобы доказать свою невиновность и неправомерные действия уполномоченного органа, необходимо предъявить доказательства. Это могут быть показания свидетелей, фото-, видеоматериалы, прочие сведения.

      По делам об административных правонарушениях

      Это разные процессуальные документы. Протокол составляется уполномоченным лицом. Например, сотрудником ГИБДД. В нём фиксируются обстоятельства произошедшего, он содержит в себе сведения обо всех лицах, имеющих отношение к делу.

      Документ – основное доказательство по делу, на него опираются органы правосудия для вынесения справедливого наказания. У человека есть право дать письменные замечания, не согласиться с изложенным. На его основании выносится постановление. Это серьёзный документ, который можно обжаловать. Он содержит в себе данные о применяемом к виновному лицу наказанию.

      К сожалению, от противоправных действий уполномоченных органов никто не застрахован. К таковым можно отнести:

      • угрозы;
      • давление;
      • применение физических и психологических приёмов;
      • фальсифицирование информации.

      Рекомендуется фиксировать все предполагаемые нарушения. Можно использовать технику для ведения видеосъемки, создания аудиофайлов или фото.

      Как можно обжаловать протокол об административном правонарушении? Если человек не согласен с изложенным, он может подать жалобу. Но нельзя оспорить протокол, можно только постановление. Есть несколько инстанций для подачи жалобы:

      • вышестоящему руководству того уполномоченного лица, которое выписывало протокол;
      • прокуратура ли иной надзорный орган;
      • суд.

      Если постановление вынесено судом, то оспаривание возможно в апелляционном порядке через орган правосудия высшей инстанции. Не рекомендуется одновременно подавать жалобу в суд и в вышестоящую инстанцию. Приоритет будет иметь судебный акт.

      Обратите внимание! Существуют сроки обжалования протокола об административном правонарушении и постановления. Законом отведено 10 календарных дней с той даты, когда виновному вручается копия постановления. При расчёте срока давности учитываются выходные, праздничные и нерабочие дни.

      Любое обращение составляется в соответствии со ст. 7 Закона № 59-ФЗ. Чтобы она была принята к рассмотрению, она должна быть:

      • письменной;
      • достоверной;
      • подписанной заявителем. Анонимные жалобы не подлежат рассмотрению;
      • не содержащей в себе ненормативной лексики, оскорблений третьих лиц и прочей негативной информации;
      • составленной по правилам деловой переписки.

      При составлении указывается следующая информация:

      • о заявителе;
      • о том уполномоченном органе, который вынес постановление;
      • реквизиты протокола;
      • обстоятельства случившегося;
      • обстоятельства и доказательства, побудившие человека обратиться для оспаривания;
      • приложение – список документов, подтверждающих изложенные заявителем факты;
      • требования к уполномоченному органу – отменить наказание;
      • дата составления, личная подпись заявителя и её расшифровка.

      Обратите внимание! По жалобе может быть принято положительное (принять к рассмотрению), нейтральное (оставить без движения) или отрицательное (не принять к рассмотрению) решение. Любое из них обосновывается законодательными нормами, и направляется заявителю.

      Срок действия протокола об административном правонарушении ограничен. Учитывайте, что документ выписывается сразу при лицах, непосредственно причастных к правонарушению. Присутствовать при этом должны и свидетели (хотя бы два).

      Постановление будет вынесено через какое-то время (в отдельных случаях сразу на месте). Оно не является безграничным по времени действия, так как законом предусмотрены сроки давности. О них вы почитаете ниже.

      Свидетели, подписание бумаги и объяснения – с этими понятиями нужно разобраться заранее. Учитывайте, что в протоколе в соответствии с КоАП РФ (ст. 28.2) обязательно приводится информация, которая считается необходимой. Под ней понимают информацию относительно даты и места, где был составлен протокол, личных данных автора (ФИО и должность), нарушителя, потерпевших и свидетелей. Потом обязательно излагается суть правонарушения с указанием точного времени и места случившегося. Далее приводятся законодательные нормы, которые будут использованы для наложения санкций.

      Под понятием «свидетели» понимают лиц, которые стали очевидцами правонарушения. Их считают участниками производства по делу. Личные данные обязательно заносятся в протокол, как и показания свидетелей, подкрепленные личными подписями. При этом свидетель по закону может отказаться от дачи показаний против себя или своих близких родственников (к таковым относят детей, родителей, бабушек и дедушек, внуков, братьев и сестер). В случае если вы оказались свидетелем, свою линию поведения нужно определить сразу же.

      Обратите внимание! Лицо, которое является правонарушителем, может подписать протокол или отказаться ставить свою подпись. Это также повлияет на дальнейшее разбирательство дела: при наличии подписи оспорить документ будет сложнее, так как лицо выразило свое согласие с предъявленными обвинениями.

      Порядок обжалования протокола об административном правонарушении как таковой не существует, так как оспорить можно только постановление. Сделать это несложно. Нужно написать жалобу в вышестоящий орган над тем, который вынес постановление, а также можно обратиться в суд.

      Обжаловать бумагу можно только в течение десяти дней после оформления постановления. Если пропустить этот срок, то оспорить документ не получится.

      Если вынесением постановления занимается суд, то для обжалования обращаются в вышестоящую судебную инстанцию. В частности, часто решением дела занимается мировой судья. В этом случае для обжалования следует составить исковое заявление в районный суд.

      Результаты проверки протокола об административном правонарушении приведены в специальном акте. При этом если действительно выясняется правонарушение, то разъяснения в акте могут занять несколько страниц. Дополнительно могут быть составлены и административные протоколы. Последние оформляются, если выявляются такие нарушения:

      • в выдаче товарного или кассового чека, квитанции и других схожих бумаг было отказано;
      • санитарные нормы были не соблюдены;
      • были проданы некачественные, просроченные товары;
      • услуги были предоставлены не на должном уровне;
      • был обман со стороны обмена валют (специализация отделения валютного контроля);
      • относительно приобретения была предоставлена недостоверная информация или были проведены незаконные манипуляции (под это понятие подпадает обвешивание, неправильный обмер и т. д.).

      В отдельных случаях Роспотребнадзором дополнительно выдается и специальное предписание, в котором указана необходимость устранить обнаруженные недостатки в кратчайшие сроки.

      Как получить копии протоколов? Их вручают под личную подпись заявителя. При рассмотрении дела удаленно документ отправляют почтой. При этом отправка осуществляется в течение трех дней с момента составления протокола. Более детально информацию об этом вопросе можно узнать в ст. 28.2 КоАП РФ.

      На нашем сайте вы можете скачать образцы протокола и обжалования. Эти бланки позволят понять, как вообще должны выглядеть документы, а также вы можете воспользоваться нужным образцом при решении обжаловать постановление любым из удобных вам способов.

      Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении

      Данная жалоба может быть подана лицами, которые непосредственно участвовали в деле, а также их представителями. Кроме того, апелляционную жалобу по административным делам вправе подать лица, чьи права были затронуты решением суда, даже если они не являются участниками дела. Апелляционная жалоба по административным делам должна содержать:

      • наименование судебного органа, куда она адресована;
      • полные данные о заявителе, с указанием ФИО и адреса проживания или местонахождения;
      • полные сведения других лиц, принимающих участие в рассмотрении дела, в том числе ФИО или наименование организации, а также адрес проживания или местонахождения;
      • наименование судебного органа первой инстанции, рассматривающего дела по существу и вынесшего решение;
      • суть принятого судом первой инстанции решения;
      • указать требования – в жалобе должно быть подробно описано, с чем именно не согласен заявитель, приведены соответствующие аргументы и доказательства, подтверждающие правомочность его намерений обжаловать приговор; требования в жалобе должны быть четко сформулированы – отменить решение суда, изменить решение суда полностью или в его части, принять новое решение или направить дело на новое рассмотрение;

      Важно! Основания для отмены решения суда установлены статьей 310 КАС РФ, рекомендуем перед составлением жалобы их основательно изучить и выбрать одно соответствующее конкретной ситуации.

      • к жалобе обязательно прикладываются доказательства и ходатайства, а также иные документы и материалы, имеющие отношение к делу;
      • документ подписывается заявителем либо его представителем (в этом случае к жалобе прикладывается нотариальная доверенность на представителя);

      Важно! Апелляционная жалоба и все приложенные к ней документы предоставляются вместе с копиями по числу лиц участвующих в деле.

      Жалоба предоставляется заявителем в письменной форме в суд, который вынес решение по административному делу в первой инстанции, при этом документ адресуется по подсудности в вышестоящую судебную инстанцию. То есть, если дело рассматривалось в районном суде, жалобу следует адресовать суду субъекта РФ и т.д. Подача жалобы несет незначительные судебные расходы для заявителя, для физических лиц госпошлина составляет 150 рублей, для организаций – 3000 рублей.

      В соответствии со статьей 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 — 25.5.1 КоАП РФ. То есть право обжалования постановления имеют следующие участники производства:

      • лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ст. 25.1 КоАП РФ);
      • потерпевший (ст. 25.2 КоАП РФ);
      • законные представители физического лица (ст. 25.3 КоАП РФ);
      • законные представители юридического лица (ст. 25.4 КоАП РФ);
      • защитник и представитель (ст. 25.5 КоАП РФ);
      • Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей (ст. 25.5.1 КоАП РФ).

      В соответствии с ч. 1.1 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении.

      В соответствии с ч. 1 статьи 30.2 КоАП РФ, жалоба может быть подана как судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу, так и непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать (ч. 3 статьи 30.2).

      При подаче жалобы уплачивать госпошлину не требуется.

      Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (ст. 30.3 КоАП РФ).

      Ч. 2 указанной статьи предусматривает возможность восстановления пропущенного 10-дневного срока на подачу жалобы. Для восстановления пропущенного срока необходимо вместе с жалобой на постановление приложить ходатайство о восстановлении срока с обязательным указанием уважительных причин пропуска срока (болезнь, невозможность подачи жалобы в срок из обстоятельств непреодолимой силы, уход за тяжело больным близким человеком и т.д.). См. об этом подробнее статью «Восстановление сроков обжалования постановления по делу об административном правонарушении».

      По результатам рассмотрения жалобы, выносится одно из решений, указанных в ч. 1 статьи 30.7 КоАП РФ (оставить без изменения; изменить постановление; отменить постановление и прекратить производство по делу; отменить постановление и возвратить дело на новое рассмотрение в случае существенного нарушения процессуальных требований или необходимостью назначения более строгого наказания; отменить постановление и направить дело на рассмотрение по подведомственности).

      Как обжаловать протокол об административном правонарушении?

      Жалоба на постановление об административном правонарушении (вынесено должностным лицом или полномочным органом), образец;

      Жалоба на постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении, образец;

      Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении по ст. 12.24 КоАП РФ (обжалуется в областном суде постановление о привлечении к административной ответственности в виде лишения права управления транспортным средством, вынесенное районным судом);

      Жалоба на постановление мирового судьи по административному делу (ст. 12.26 КоАП РФ);

      Жалоба на постановление мирового судьи о привлечении к административной ответственности по статье 12.26 КоАП РФ (отказ от прохождения медицинского освидетельствования)

      Жалоба на постановление мирового судьи о привлечении к административной ответственности по ч. 4 статьи 12.15 КоАП РФ (выезд на полосу встречного движения);

      Жалоба на постановление об административном правонарушении (п. 9.10 ПДД — не выдержал необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения).

      Александр Отрохов, Правовой центр «Логос» (г. Омск), 15.04.2015г.

      Трудовая деятельность это осуществление лицом любой работы, на возмездной основе. Оплата может быть, как деньгами, так и в натуральном виде – например бесплатное проживание у работодателя. По общим правилам сам иностранец должен иметь патент на работу, так и работодатель тоже должен воспользоваться квотой и иметь необходимый пакет документов для привлечения иностранных работников.

      Для привлечения организации за нарушение в сфере миграционного законодательства, а именно по статье 18.15 КоАП РФ, уполномоченному лицу необходимо доказать не просто факт работы, а факт наличия трудовых отношений между иностранцем-нелегалом и организацией. Обычно полиция считает что пары фотографий человека на рабочем месте, плюс рапорта от сотрудника вполне достаточно для этих целей. Однако в действительности, судебная практика говорит об обратном. Правильные и последовательные показания привлекаемого лица, свидетелей, выверенная документация организации с легкостью доказывает обратное.

      В подавляющем большинстве случаев, в основу доказательной базы виновности юридического лица в совершении административного правонарушении предусмотренного ст. 18.15 КоАП РФ, ОВМ кладет вступившее в законную силу постановление суда о привлечении задержанного работника по ст. 18.10 КоАП РФ (незаконное осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности на территории РФ). После выявления на объекте иностранца без патента, сразу юридическому лицу никаких претензий миграционный орган не предъявляет, первым делом задержанного доставляют в суд. В суде этого человека (просто как физическое лицо) в лучшем случае штрафуют (обычно еще и выдворяют из страны), но самое главное — в своем постановлении суд указывает что иностранец осуществлял трудовую деятельность в конкретной компании (ООО,ИП) то есть формально этот факт установлен судом. Через 10 суток со дня вынесения, постановление суда вступает в законную силу, и вот теперь, с установленным судом фактом осуществления гражданином иностранного государства незаконной трудовой деятельности наступает время привлекать юридическое лицо в котором осуществлялась вышеназванная деятельность.

      Когда на Вашем предприятии задержали иностранных работников без необходимых документов — не бросайте их, обеспечьте им юридическую помощь. Если работника изначально не смогут привлечь по ст. 18.10 КоАП РФ, то и привлечь в дальнейшем юридическое лицо по 18.15 КоАП РФ становится практически невозможно — это верный способ избежать наказания для ООО/ИП. Справиться с проблемой на начальном этапе всегда значительно проще.

      Спустя несколько недель после того как нарушение было выявлено организацию начинают вызывать в ОВМ для составления материала и привлечения к административной ответственности. На юридический адрес придет повестка, либо позвонят по телефону и пригласят к себе. Звонок по телефону конечно не является надлежащим уведомлением, но игнорировать такие вызовы все же не стоит.

      Являться по вызову ОВМ/полиции нужно обязательно. Неявка = признали вину = получили штраф. Такая уж у нас практика.

      В ФМС с руководителя будут брать объяснение относительно обстоятельств правонарушения, Ваша задача подготовиться к этой процедуре. Во-первых, дать правильные показания, во-вторых подкрепить их путем приобщения к материалам дела документов доказывающих Вашу невиновность:

      • договор об оказании услуг с аутсорсиноговой компанией
      • деловую переписку с поставщиком работников, которая предшествовала заключению договора с ними
      • акты приема-передачи выполненных работ
      • поименный список сотрудников, предоставленных аутсорсиноговой компанией
      • платежные документы, подтверждающие факт оплаты Вами услуг аутсорсинговой компании

      Позиция в показаниях должна строиться по главной линии защиты – Ваша компания не является работодателям задержанным иностранцам. Вы лишь воспользовались услугами другой компании, которая предоставляет сотрудников на аутсорс. Давайте все контактные данные, адрес сайта с коммерческим предложением и другую максимально подробную информацию.

      Ответственность за надлежащее оформление этих сотрудников в части миграционного законодательства лежит не на Вас, ответственность лежит на поставщике услуг – аутсорсинговой компании.

      Если по каким-то причинам Вы не явились в ОВМ на составление протокола, либо ОВМ по иным причинам направило дело на рассмотрение в суд, то в этом нет ничего страшного. Тактика защиты от этого никак не меняется. Все что было описано выше, применимо и в суде – те же документы, те же показания. Различия лишь процессуальные. КоАП предусматривает заявление любых ходатайств только в письменном виде, поэтому что бы приобщить документы по аутсорсинговой компании нужно будет дополнительно подготовить одно письменное ходатайство и заявить его на стадии ходатайств в судебном заседании.

      В таком случае ситуация становится сложнее. Обжаловать постановление о привлечении к административной ответственности по статье 8.15 коап можно будет только в суде и придется восстанавливать срок обжалования. Законом установлен 10-ти суточный срок обжалования, если Вы его пропустили, тогда предстоит хорошо поработать и собрать пакет документов, подтверждающих что Общество не получило постановление по уважительным причинам. Причины пропуска могут быть самыми разными:

      • письмо могло потеряться на почте
      • письмо было направленно не на тот адрес
      • постановление могли вообще Вам не направить

      Все эти обстоятельства подлежат доказыванию в суде. Но стоит заметить, что в реальности достаточно часто человеческий фактор имеет место быть, постановления/повестки отправляются по другим адресам ввиду описки, технической ошибки и т.д.

      Публикации по арбитражной практике Мугина А.С.

      Допустим, что все что можно было сделать, по Вашему мнению, Вы сделали, но почему-то не смогли доказать невиновность и юр. лицо привлекли к ответственности по статье 8.15 КоАП РФ, и наложили крупный штраф. Причины такого развития событий могут быть самыми разными, но в них разбираться в таком случае уже поздно – нужно думать о том, как выйти из ситуации с минимальными потерями либо вообще без них.

      Выход из такой ситуации – готовиться к новому полноценному суду, но уже в рамках гражданского судопроизводства. Фактически Вы пострадали и понесли убытки от действий аутсорсинговой компании, которая наняла на работу иностранных граждан без наличия необходимых разрешительных документов, о чем Вы естественно знать не могли. С юридической точки зрения это ни что иное, как некачественно оказанная услуга. Следовательно — у Вашей компании возникает право регрессного требования возмещения убытков с аутсорсинговой компании!

      Необходимо подготовить пакет документов для суда:

      • договор об оказании услуг
      • акт приема-передачи выполненных работ
      • платежные документы
      • постановление о привлечении Вашей компании к административной ответственности по ст. 18.15 КоАП РФ
      • документы, подтверждающие оплату Вами штрафа по 18.15 КоАП РФ

      Все вышеназванные документы прикладываются к исковому заявлению и направляются в суд по месту нахождения ответчика (компании которая Вам предоставила нелегальных работников). Вероятность успеха в таком деле крайне высока. Суд взыщет с аутсорсинговой компании компенсацию в размере административного штрафа и еще немного различных неустоек и расходов (тут уже все зависит от Вашей фантазии и умений доказывать суду расходы).

      Даже аутсорсинговая компания, не застрахована от случаев, когда их работник предоставляет поддельные документы, патент и прочее. В таком случае организации придется доказать добросовестность своего поведения. Под добросовестностью понимается – проверка своих сотрудников всеми возможными способами. Не лишним будет под роспись ознакомить каждого сотрудника с положениями статей КоАП РФ, предусматривающими ответственно за нарушение миграционного законодательства. А также, взять с работника расписку о том, что он заверяет работодателя в подлинности предоставленных им документов и осознает последствия использования поддельных документов.

      Хорошим решением будет — заключить с иностранным работником дополнительное соглашение о взаимной материальной ответственности, которым предусмотреть возмещение работником расходов, понесенных компанией в случае предоставления последним поддельных или недействительных документов. Более того, такие соглашения в дальнейшем могут служить доказательством проявления юридическим лицом должной осмотрительности при приеме на работу, и помочь избежать привлечения к ответственности по статье 18.15 кодекса об административных правонарушениях РФ.

      В большинстве случаев аутсорсинговые компании конечно прекрасно знают кто и с какими документами у них работает, но в силу различных обстоятельств и бизнес-интересов предпочитают закрывают на это глаза. В таком случае совет можно дать только один – каждого иностранца с сомнительными документами нужно супер подробно проинструктировать на тему того, как общаться в случае проверки, и что писать в объяснении сотрудникам полиции. После такого инструктажа знания нужно проверить и сделать это не один раз. 99% дел по 8.15 КоАП РФ строятся в значительной степени именно на показаниях задержанных иностранцев.

      Подводя итог вышесказанному, стоит выделить главную и основную мысль – ответственность по ст. 18.15 КоАП РФ наступает именно для работодателя. Работодатель необязательно та компания, на территории которой нелегальный иностранный работник трудился. Главное — своевременно, обоснованно, с доказательствами в виде документов объяснить это сотрудникам миграционного органа или суду. Они конечно это знают и без Ваших объяснений, но система выстроена таким образом, что во главе угла стоит не разумность и здравый смысл, а статистика и палочная система.

      • первичное изучение документов для оценки перспектив — бесплатно!
      • составление жалобы на постановление о привлечении к ответственности — от 8 000р.
      • сопровождение дела в суде — от 25 000р.

      Указана минимальная стоимость для типовых стандартных дел с небольшой суммой штрафа и с низкой категории сложности. Для дел средней и высокой категории сложности цена может быть выше. Окончательная сумма согласовывается с клиентом по результатам изучения документов.

      Узнайте перспективы Вашего дела и цену наших услуг по отмене постановления!

      Получите консультацию прямо сейчас!

      Отменить постановление об административном правонарушении виновного лица возможно, если использовались недопустимые по делу доказательствами.

      Допустимость обеспечивается целым рядом факторов: формой, в которую облечены сведения (протокольную, форму объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаний потерпевшего, свидетелей, заключений эксперта, иных документов, показаний специальных технических средств, вещественных доказательств); полномочиями лица, фиксирующего доказательственную информацию; установленным порядком оформления получаемой информации (разъяснение процессуальных прав, обязанностей и ответственности, указание всех необходимых данных в процессуальных документах и т.д.).

      Отменить штраф возможно так же при неправильной квалификации нарушения. ВАС РФ в пункте 8 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что, в случае если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.

      Обжаловать и отменить постановление можно и по истечению срока давности. В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и за пределами этого срока вопрос об административной ответственности обсуждаться не может.

      При этом необходимо учитывать, что в постановлении о прекращении производства по делу не могут содержаться выводы о виновности лица, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении. При наличии таких выводов в обжалуемом постановлении судья, с учетом положений статьи 1.5 КоАП РФ о презумпции невиновности, обязан вынести решение об изменении постановления, исключив из него указание на вину этого лица (пункт 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ).

      Также есть возможность отменить штрафа при отсутствии состава правонарушения. Если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие нарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу согласно п. 1 либо п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ (п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ).


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован.

      Для любых предложений по сайту: [email protected]