Фонд национального благосостояния 2021 из чего состоит

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Фонд национального благосостояния 2021 из чего состоит». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Фонд национального благосостояния – это государственный фонд России, который является значимой частью системы пенсионного обеспечения россиян. Резервы Фонда формируются за счет конъюнктурных нефтегазовых доходов и прибыли, получаемой от управления собственными активами. Это своеобразная подушка безопасности для государства, которая в случае значительного падения стоимости нефти поможет возместить потерю доходов и исполнить взятые обязательства по обеспечению россиян пенсионными выплатами.

Размер фонда национального благосостояния в 2021 году

В январе 2004 года в целях стабилизации экономической ситуации в России был создан Стабилизационный фонд. Ресурсы Фонда служили источником финансирования различных инвестиционных проектов и обеспечивали устойчивость государственным финансам. В начале 2008 года Стабфонд был разделен на 2 отдельные структуры – ФНБ (меньшая часть) и Резервный фонд, на который было выделено 80% всех средств. К началу 2018 года ресурсы Резервного фонда были израсходованы. Фонд перестал существовать как отдельная единица и был присоединен к Фонду национального благосостояния, ставшему преемником Стабилизационного фонда. После объединения двух фондов целевое назначение поступающих в ФНБ денежных средств не изменилось. Они по-прежнему используются для формирования пенсионных накоплений россиян по программе государственного софинансирования и обеспечивают бюджетную сбалансированность.

  • Что такое ФНБ
  • Для чего нужен ФНБ
  • В какой валюте формируется ФНБ
  • Бюджет фонда
  • На что хотят потратить сверхдоходы
  • Что будет, если «распечатать» ФНБ
  • За что критикуют ФНБ
  • ФНБ и норвежский суверенный фонд

Одним из главных постулатов бизнеса можно считать утверждение – деньги должны работать. И поспорить с этим, на самом деле, сложно. Чем больше оборот компании, тем на большую прибыль она может рассчитывать.

С другой стороны, «находятся» компании, работа которых может быть существенно осложнена негативными факторами. Например, предприятия, занимающиеся строительством, медициной или туризмом – то есть направления, в которых вполне возможны форс-мажорные обстоятельства, при которых стабилизационный фонд необходим.

Отсутствие финансовой подушки безопасности может привести к краху компании. На слуху достаточно громких брендов, которые в свое время столкнулись со многомиллионными исками или невыполнением обязательств контрагентов.

Поступившие в фонд денежные средства размещаются в некоторые иностранные валюты и определенные виды активов:

  • депозиты и денежные средства на счетах в госкорпорации ВЭБ.РФ; долговые обязательства (кредитные соглашения, ценные бумаги):
  • центральных банков зарубежных стран;
  • международных валютных и кредитно-финансовых организаций;
  • зарубежных государственных агентов;
  • иностранных государств;
  • юридических лиц;
  • инвестиционные паи;
  • депозиты в банках и других кредитных учреждениях;
  • остатки на счетах в банках и прочих кредитных организациях.
  • В соответствии с принятыми правилами валютные средства в ФНБ должны храниться в следующих пропорциях: 45% — евро, столько же – американские доллары, остальные 10% — фунты стерлингов. Допускаются небольшие отклонения в связи с курсовыми переоценками. Инвестировать разрешается также в японские иены, австралийские доллары, канадские доллары и швейцарские франки. В конце апреля 2020 года Правительство РФ включило в этот список китайский юань.

    Еще одной формой стабфонда, не предполагающей собой «мертвое аккумулирование» средств, можно считать высоколиквидные ценные бумаги, доходность которых позволит не только сохранить сбережения от инфляции, но и получить прибыль.

    Одним из инструментов формирования такого фонда могут стать купонные облигации, выплаты по которым должны происходить в четко рассчитанные сроки. Например, в состав портфеля подбираются бумаги с учетом того, что выплаты происходят ежемесячно в примерно равных объемах.

    Такая стратегия позволит каждый месяц иметь некую сумму в стабфонде, а в случае негативного развития событий – быстро «скинуть» облигации на рынке по цене даже ниже закупочной. Потому что разница между закупочной и продажной стоимостью уже будет нивелирована полученным доходом.

    Тоже можно сказать и об акциях. Правда, в этом случае на распределение дивидендов рассчитывать вряд ли стоит, но аккуратная игра на бирже некой частью фонда позволит сформировать небольшую доходность, в то время как основная часть сбережений должна быть размещена в высоколиквидных бумагах, например, в акциях из списка голубых фишек.

    Подобный механизм будет работать и в пространстве паевых инвестиционных фондов, опять же с четко рассчитанными сроками выплат и возможностью быстрого погашения паев. При этом реализацию такой программы через открытые ПИФы можно считать максимально защищенной от рисков. Правда, и доходности великой там не будет, но в этом вопросе необходимо соблюдать расставленные приоритеты.

    В формировании ФНБ участвуют:

    • прибыль от управления собственными активами;
    • сверхприбыль от нефтегазовой отрасли.

    Часть резервов ФНБ формируется за счет сверхдоходов от продажи нефти и газа. Сверхдоходами считается прибыль, получаемая от продажи нефти по цене выше установленного значения. В качестве базовой стоимости принимается среднегодовая цена на сырую нефть марки «Юралс». Все дополнительные доходы направляются на покупку иностранной валюты, которая затем зачисляется в ФНБ. Если же цена опускается ниже установленного уровня, недополученные бюджетом нефтегазовые доходы компенсируются за счет ресурсов ФНБ.

    Доходы от нефтегазового сектора включают:

    • экспортные таможенные пошлины на продукты нефтепереработки и природного газа;
    • экспортные таможенные пошлины на сырую нефть;
    • налоги на добычу ископаемого топлива.

    Некоторая доля этих доходов поступает в федеральный бюджет РФ в виде нефтегазового трансферта. Его величина определяется ежегодно в зависимости от прогнозируемого на предстоящий год объема ВВП. В ФНБ средства поступают после полного формирования нефтегазового трансферта.

    Вклад «Только плюсы. Промо» Локо-Банк, Лиц. № 2707

    до 6.6%

    годовых

    от 50 тыс.

    до 1100 дн.

    Сделать вклад

    Часть резервов ФНБ, размещенных на счетах ЦБ РФ в иностранной валюте, и инвестируемая в иностранные активы, является составляющей Золотовалютных резервов РФ.

    «В текущем году вместо дополнительных нефтегазовых доходов сформировались недополученные. Расчетная сумма за январь-март 2020 года составила 570 млрд рублей, а объем проданной валюты к августу достиг 646,1 млрд», — сообщил Саватюгин. К 1 декабря доля ликвидных активов — средств ФНБ, размещенных на счетах в Центробанке, в общем объеме фонда по сравнению с началом года снизилась с 79% до 65,3%. По итогам своего мониторинга Счетная палата выяснила также, что в прошлом году, когда Россию и мир накрыла пандемия, из фонда было потрачено 241 млрд рублей. Из них большая часть пошла на сокращение дефицита федерального бюджета, достигшего 4,1 трлн рублей (3,8% ВВП), и лишь 3,7 млрд — на софинансирование пенсионных накоплений.

    Что стоит за этими цифрами? То, что при любых обстоятельствах, власти ни на йоту не отступают от своей сверхосторожной линии поведения. О том, чтобы раскупорить наконец неприкосновенную «кубышку» и поддержать экономику и граждан прямыми мощными вливаниями, как это делают США и страны Евросоюза, не может быть и речи. Поразительно, но именно в апокалиптическом 2021 году объем ФНБ достиг своего абсолютного максимума. За последние пять лет фонд разбух в три с лишним раза — с 3,9 трлн рублей в 2017-м до нынешней величины в 13,5 трлн рублей. По итогам 2021 года ФНБ аккумулировал 4,5 трлн рублей, по итогам 2019-го — 7,9 трлн. Таковы данные Минфина.

    Попытки внятно растолковать широкой публике, зачем вообще нужен Фонд национального благосостояния, делались властями не слишком часто и охотно. В декабре прошлого года на сей счет концептуально высказался замминистра финансов Владимир Колычев. Накопления в в ФНБ не предназначены для антикризисных программ, они несут стабилизирующую функцию, усиливая независимость нашей экономики от ценовой конъюнктуры на рынке энергоносителей, заметил он в интервью Bloomberg.

    Что касается аудитора Саватюгина, то он выразился некорректно, считает доктор экономических наук Игорь Николаев. Дело в том, что пополнение ФНБ за счет нефтегазовых доходов происходит с временным лагом, чисто технически деньги перечисляются в фонд по итогам года. А все выглядит так, будто источников не осталось физически. Но ведь у нас базовая цена отсечения по бюджетному правилу по-прежнему равна $42,4 за баррель, а нефтяные котировки сегодня близки к $70. При такой огромной разнице, да еще с учетом курсовой переоценки, резервы ФНБ не могут не расти, и этот процесс непрерывен. В этом смысле гораздо более четкое заявление сделал вице-премьер Александр Новак. Он сообщил, что при цене на нефть в $60 за баррель Фонд национального благосостояния получит в 2021 году дополнительно около 2,5 трлн рублей. Кстати, ровно о том же заявил 11 марта Минфин, назвав цифру в 2 с лишним трлн рублей.

    Основным назначением ФНБ является поддержание устойчивости пенсионной системы РФ. К его целям относятся:

    • софинансирование формирования пенсионных накоплений;
    • поддержание сбалансированности бюджета ПФР.

    Средства Фонда предназначены для обеспечения государственных потребностей в долгосрочной перспективе и покрытия бюджетного дефицита Пенсионного фонда в случае снижения государственных доходов. Их основное назначение – стабилизация экономики. В случае наступления кризиса накопленные резервы помогут справиться с ситуацией и обеспечить граждан пенсионными выплатами.

    Средствами, поступающими в ФНБ, управляет Минфин РФ, отдельными полномочиями обладает Центробанк. Порядок использования средств устанавливает Правительство РФ.

    Фонды национального благосостояния в странах мира

    В формировании ФНБ участвуют:

    • прибыль от управления собственными активами;
    • сверхприбыль от нефтегазовой отрасли.

    Часть резервов ФНБ формируется за счет сверхдоходов от продажи нефти и газа. Сверхдоходами считается прибыль, получаемая от продажи нефти по цене выше установленного значения. В качестве базовой стоимости принимается среднегодовая цена на сырую нефть марки «Юралс». Все дополнительные доходы направляются на покупку иностранной валюты, которая затем зачисляется в ФНБ. Если же цена опускается ниже установленного уровня, недополученные бюджетом нефтегазовые доходы компенсируются за счет ресурсов ФНБ.

    Доходы от нефтегазового сектора включают:

    • экспортные таможенные пошлины на продукты нефтепереработки и природного газа;
    • экспортные таможенные пошлины на сырую нефть;
    • налоги на добычу ископаемого топлива.

    Некоторая доля этих доходов поступает в федеральный бюджет РФ в виде нефтегазового трансферта. Его величина определяется ежегодно в зависимости от прогнозируемого на предстоящий год объема ВВП. В ФНБ средства поступают после полного формирования нефтегазового трансферта.

    Вклад «Сохраняй Онлайн» СберБанк, Лиц. № 1481

    до 3.5%

    годовых

    от 1 тыс.

    до 1095 дн.

    Год Объём (млрд $) Объём (млрд рублей) Объём (% от ВВП)
    2008[3] 32,00 783,31 1,9
    2009 87,97 2584,49 6,3
    2010 91,56 2769,02 7,1
    2011 88,44 2695,52 5,8
    2012 86,79 2794,43 4,6
    2013 88,59 2690,63 3,9
    2014 88,63 2900,64 4,0
    2015 78,00 4388,09 5,3
    2016 71,72 5227,18 6,1
    2017 71,87 4359,16 4,7
    2018 65,15 3752,94 3,6
    2019 58,10 4036,05 3,7
    2020 125,56 7773,06 6,8
    2021 183,36 13545,66 11,7

    Источник — данные Минфина[4].

    Основным назначением ФНБ является поддержание устойчивости пенсионной системы РФ. К его целям относятся:

    • софинансирование формирования пенсионных накоплений;
    • поддержание сбалансированности бюджета ПФР.

    Средства Фонда предназначены для обеспечения государственных потребностей в долгосрочной перспективе и покрытия бюджетного дефицита Пенсионного фонда в случае снижения государственных доходов. Их основное назначение – стабилизация экономики. В случае наступления кризиса накопленные резервы помогут справиться с ситуацией и обеспечить граждан пенсионными выплатами.

    Средствами, поступающими в ФНБ, управляет Минфин РФ, отдельными полномочиями обладает Центробанк. Порядок использования средств устанавливает Правительство РФ.

    Как формируется Фонд Национального Благосостояния? Главным источником формирования ФНБ служат доходы федерального бюджета от нефтегазовой отрасли. Они включают в себя:

    1. Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, природный газ, газовый конденсат).
    2. Вывозные таможенные пошлины на нефть, природный газ и товары, выработанные из нефти.

    Вторым источником формирования ФНБ являются доходы от размещения средств самого фонда в активы. Однако, с 01.02.2016г. по 01.02.2022г. доходы от управления ФНБ поступают не в Фонд, а в федеральный бюджет для обеспечения его расходной части.

    При формировании ФНБ за счет нефтегазовых доходов применяют следующее бюджетное правило:

    В ФНБ направляется часть доходов в виде налогов и пошлин от продажи углеводородного сырья при цене нефти марки URALS от 40 долларов за баррель и выше. Это по состоянию на 2017 год, далее каждый последующий год «цена отсечения» нефти URALS по бюджетному правилу индексируется на 2%. Таким образом, к примеру, в 2020 году эта цена составляет уже 42,45 долларов за баррель.

    Средства, направляемые в ФНБ по бюджетному правилу, считаются сверхдоходами.

    Если цена нефти URALS менее установленной бюджетным правилом, доходы от нефтегазовой отрасли в ФНБ не направляются.

    По состоянию на 1 ноября 2020 года объем средств ФНБ составил 167,63 млрд. долларов США или 13298,63 млрд. рублей или 11,7% от ВВП.

    Это не значит, что все эти деньги можно в один момент изъять и использовать. Они вложены в активы, многие вложения носят срочный характер (вложены на определенный срок), поэтому часть мгновенно доступных средств Фонда существенно меньше, чем его полный объем.

    Официальную статистику и динамику объемов средств ФНБ можно посмотреть на сайте Министерства Финансов (обновляется ежемесячно).

    Интересный факт: если средства ФНБ разделить на количество жителей России, то получится, что на каждого жителя в Фонде Национального Благосостояния приходится более 90 тысяч рублей!

    Если для расчета принимать во внимание только пенсионеров (ведь Фонд служит для софинансирования пенсий) — получится сумма еще в несколько раз больше.

    Нынешних средств Фонда хватило бы, чтобы каждому пенсионеру выплачивать среднюю пенсию на протяжении 20 месяцев!

    В последнее время можно встретить немало мнений о том, что официальная статистика объемов ФНБ не соответствует действительности, что на самом деле таких больших денег там нет, Фонд давно «разворовали».

    На мой взгляд, это маловероятно. Статистика ФНБ, находящаяся в открытом доступе, внимательно отслеживается аналитиками и инвесторами на международном уровне. В структуру активов фонда, преимущественно, входят зарубежные активы, которые учтены в статистике других стран. Средства, размещенные в отечественных активах, учтены в статистике ЦБ и других банков, в которых открыты счета фонда. Эти банки периодически проходят международный аудит. В такой ситуации подавать недостоверные сведения, фактически, невозможно — обман сразу же был бы раскрыт. Поэтому заявленный объем ФНБ реально есть в наличии.

    В конце 2013 года экономисты и некоторые политики подвергли российские власти во главе с В.В. Путиным жесткой критике за решение направить часть средств ФНБ на покупку суверенного долга Украины. По соглашению, подписанному российским лидером и украинским президентом Виктором Януковичем, Россия намеревалась покупать ценные бумаги «самостийной» на общую сумму $15 млрд, в том числе $3 млрд — сразу после подписания документа. Кстати, Украина не значилась в списке государств, чьи облигации позволялось приобретать за деньги фонда, так что российскому парламенту пришлось спешно принимать поправки.

    Как известно, впоследствии Януковичу не удалось сохранить свой пост, а новые украинские власти приложили все усилия, чтобы отказаться от обслуживания долга перед РФ. Удастся ли вернуть вложения в облигации государства, недавно объявившего Россию «агрессором» на законодательном уровне — в настоящий момент вопрос открытый. Но не секрет, что при этом мы в последние годы простили гораздо большие долги другим странам с «хорошими» взаимными отношениями.

    На 1 августа 2021 года:

    13 757,05 млрд. руб.

    В долларах США:

    188,10 млрд. долл.

    На 1 июля 2021 года:

    13 574,58 млрд. руб.

    В долларах США:

    187,57 млрд. долл.

    На 1 января 2021 года:

    13 545,66 млрд. руб.

    В долларах США:

    183,35 млрд. долл.

    На 1 января 2020 года:

    7 773,06 млрд. руб.

    В долларах США:

    125,56 млрд. долл.

    Представляет собой:
    Часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

    ФНБ формируется за счет тех же финансовых поступлений, что и Резервный фонд, если накопленный объем средств в Резервном фонде достиг его нормативной величины (7% ВВП).

    Фонд национального благосостояния на 1 января 2021

    16.06.2021

    127 миллионов рублей, которые будут направлены на повышение зарплат космонавтов, выделяются из резервного фонда Правительства Российской Федерации, а не из ФНБ. Ранее, в конце мая, первый зампред ЦБ Сергей Швецов сообщил, что регулятор не планирует тратить средства суверенного Фонда национального благосостояния на повышение зарплаты гражданам.

    05.06.2021

    С 1 июня меняется нормативная структура ликвидных средств ФНБ: из нее исключается доллар США. Теперь она будет выглядеть так:

    • Евро — 40% (было 35%)
    • Юань — 30% (было 15%)
    • Иена — 5% (без изменений)
    • Фунт стерлингов — 5% (было 10%)
    • Золото — 20% (новый актив)
    • Доллар — 0% (было 35%).

    Объем фонда в отчетах Минфина до настоящего времени измерялся как в рублях, так и в долларах. Если вместо доллара он будет измерятся теперь в другой валюте, это тоже станет важным изменением.

    Золото будет присутствовать в составе ликвидных средств фонда в обезличенной форме (на металлических счетах в ЦБ РФ).

    24.05.2021

    В СМИ появилась информация о проекте, на который с большой вероятностью будут выделены средства из ФНБ уже в ближайшее время. Это расширения инфраструктуры для вывоза угля из Якутии (Восточной части БАМа), который развивает РЖД. По утвержденным правилам, за счет денег фонда может быть профинансировано до 25% от общей суммы инвестиций. РЖД запросили в ФНБ 188 млрд руб., а общая сумма проекта оценивается в 752,4 млрд руб.

    02.04.2021

    Возможно уже скоро будет достигнут порог, позволяющий расходовать средства фонда. Условием для этого станет стабильное превышение ликвидных средств ФНБ отметки в 7% ВВП на трехлетнем горизонте, а эта цель уже близка.

    И, судя по всему, главную кубышку страны действительно распечатают. Уж очень много предложений, куда потратить деньги, появилось в последнее время, причем высказанных ответственными лицами. И появились нормативные документы, регламентирующие порядок расходования.

    Так, в середине марта глава Минфина Антон Силуанов озвучил новые правила инвестирования средств из ФНБ. Согласно им вложения из ФНБ не могут составлять больше четверти всех инвестиций в проект, при том, что общий объем заемных средств не должен превышать 40% от всего объема финансирования проекта.

      • История
        • 2021
          • Скупка валюты
          • Сокращение размера фонда до 13,75 трлн руб
          • Финансирование стройки БАМа, Транссиба и ЦКАД
          • Полный отказ от доллара
          • 13,82 трлн руб
          • 13,65 трлн рублей
        • 2020: Рост до 9,3 трлн руб за счет девальвации рубля
        • 2019
          • Динамика роста депозитов в инвалюте
          • План использования средств ФНБ для экспортных кредитов

    Крушение рубля в сентябре 2020 г, сделавшее российскую валюту худшей на развивающихся рынках и подбросившее курс доллара до максимумов с марта, а евро — до 4-летнего пика, оказалось «подарком» для российского правительства, которое хранит резервы в иностранных валютах.

    По итогам сентября ликвидная часть Фонда национального благосостояния — «нефтегазовой кубышки» Минфина, где три года складировались сырьевые сверхдоходы бюджета, — выросла на 436 млрд рублей, до 9,346 трлн рублей, сообщило ведомство 7 октября в ежемесячном отчете о состоянии суверенных фондов.

    В этом видео мы впервые с помощью статистического контент анализа Твиттера раскрываем масштабы грязных методов информационной борьбы режима с политической оппозицией в лице С.С.Сулакшина. Вы сможете оценить уровень беззакония, вредоносности и опасности для страны этой конкретной деятельности властного режима. Фактически создан метод достоверного выяснения кто является настоящей оппозицией и кого режим считает для себя опасным,… 3.12.2020 19:16 688

    Статьи по теме

    Центр научной политической мысли и идеологии продолжает мониторинг политической температуры — показателя политической энергетики в обществе. Мониторинг позволяет прогнозировать приближение больших политических изменений в стране, что очень важно и ответственно. Очередной замер политической температуры проводится с 1 по 15 сентября 2021 года. Приглашаем наших друзей, читателей принять участие в опросе. Свой ответ необходимо ввести в электронную анкету,… 2.09.2021 11:07 40

    Статьи автора

    Фото отсюда Наверное, донбасский конфликт может поспорить с любым другим конфликтом по количеству нелепых комментариев политиков. В июне текущего года полпред РФ на Минских переговорах Борис Грызлов заявил следующее: «Исходя из переговорной стратегии и тактики Киева, очевидно, что по внутри- и внешнеполитическим соображениям, а также по экономическим причинам Донбасс не нужен Украине, а истинные намерения… 19.06.2021 22:04 119

    Фонд Национального Благосостояния (ФНБ)

    Одним из главных постулатов бизнеса можно считать утверждение – деньги должны работать. И поспорить с этим, на самом деле, сложно. Чем больше оборот компании, тем на большую прибыль она может рассчитывать.

    С другой стороны, «находятся» компании, работа которых может быть существенно осложнена негативными факторами. Например, предприятия, занимающиеся строительством, медициной или туризмом – то есть направления, в которых вполне возможны форс-мажорные обстоятельства, при которых стабилизационный фонд необходим.

    Отсутствие финансовой подушки безопасности может привести к краху компании. На слуху достаточно громких брендов, которые в свое время столкнулись со многомиллионными исками или невыполнением обязательств контрагентов.

    Поступившие в фонд денежные средства размещаются в некоторые иностранные валюты и определенные виды активов:

    • депозиты и денежные средства на счетах в госкорпорации ВЭБ.РФ; долговые обязательства (кредитные соглашения, ценные бумаги):
    • центральных банков зарубежных стран;
    • международных валютных и кредитно-финансовых организаций;
    • зарубежных государственных агентов;
    • иностранных государств;
  • юридических лиц;
  • инвестиционные паи;
  • депозиты в банках и других кредитных учреждениях;
  • остатки на счетах в банках и прочих кредитных организациях.
  • В соответствии с принятыми правилами валютные средства в ФНБ должны храниться в следующих пропорциях: 45% — евро, столько же – американские доллары, остальные 10% — фунты стерлингов. Допускаются небольшие отклонения в связи с курсовыми переоценками. Инвестировать разрешается также в японские иены, австралийские доллары, канадские доллары и швейцарские франки. В конце апреля 2020 года Правительство РФ включило в этот список китайский юань.

    Еще одной формой стабфонда, не предполагающей собой «мертвое аккумулирование» средств, можно считать высоколиквидные ценные бумаги, доходность которых позволит не только сохранить сбережения от инфляции, но и получить прибыль.

    Одним из инструментов формирования такого фонда могут стать купонные облигации, выплаты по которым должны происходить в четко рассчитанные сроки. Например, в состав портфеля подбираются бумаги с учетом того, что выплаты происходят ежемесячно в примерно равных объемах.

    Такая стратегия позволит каждый месяц иметь некую сумму в стабфонде, а в случае негативного развития событий – быстро «скинуть» облигации на рынке по цене даже ниже закупочной. Потому что разница между закупочной и продажной стоимостью уже будет нивелирована полученным доходом.

    Тоже можно сказать и об акциях. Правда, в этом случае на распределение дивидендов рассчитывать вряд ли стоит, но аккуратная игра на бирже некой частью фонда позволит сформировать небольшую доходность, в то время как основная часть сбережений должна быть размещена в высоколиквидных бумагах, например, в акциях из списка голубых фишек.

    Подобный механизм будет работать и в пространстве паевых инвестиционных фондов, опять же с четко рассчитанными сроками выплат и возможностью быстрого погашения паев. При этом реализацию такой программы через открытые ПИФы можно считать максимально защищенной от рисков. Правда, и доходности великой там не будет, но в этом вопросе необходимо соблюдать расставленные приоритеты.

    В формировании ФНБ участвуют:

    • прибыль от управления собственными активами;
    • сверхприбыль от нефтегазовой отрасли.

    Часть резервов ФНБ формируется за счет сверхдоходов от продажи нефти и газа. Сверхдоходами считается прибыль, получаемая от продажи нефти по цене выше установленного значения. В качестве базовой стоимости принимается среднегодовая цена на сырую нефть марки «Юралс». Все дополнительные доходы направляются на покупку иностранной валюты, которая затем зачисляется в ФНБ. Если же цена опускается ниже установленного уровня, недополученные бюджетом нефтегазовые доходы компенсируются за счет ресурсов ФНБ.

    Доходы от нефтегазового сектора включают:

    • экспортные таможенные пошлины на продукты нефтепереработки и природного газа;
    • экспортные таможенные пошлины на сырую нефть;
    • налоги на добычу ископаемого топлива.

    Некоторая доля этих доходов поступает в федеральный бюджет РФ в виде нефтегазового трансферта. Его величина определяется ежегодно в зависимости от прогнозируемого на предстоящий год объема ВВП. В ФНБ средства поступают после полного формирования нефтегазового трансферта.

    Часть резервов ФНБ, размещенных на счетах ЦБ РФ в иностранной валюте, и инвестируемая в иностранные активы, является составляющей Золотовалютных резервов РФ.

    Основным назначением ФНБ является поддержание устойчивости пенсионной системы РФ. К его целям относятся:

    • софинансирование формирования пенсионных накоплений;
    • поддержание сбалансированности бюджета ПФР.

    Средства Фонда предназначены для обеспечения государственных потребностей в долгосрочной перспективе и покрытия бюджетного дефицита Пенсионного фонда в случае снижения государственных доходов. Их основное назначение – стабилизация экономики. В случае наступления кризиса накопленные резервы помогут справиться с ситуацией и обеспечить граждан пенсионными выплатами.

    Средствами, поступающими в ФНБ, управляет Минфин РФ, отдельными полномочиями обладает Центробанк. Порядок использования средств устанавливает Правительство РФ.

    ФНБ в августе вырос на 259,9 млрд рублей

    На начало 2021 года объем данного фонда составил 3750 млрд. рублей (или около $65 млрд. по среднему курсу 2018), из которых:

    • На банковских счетах: $15 000 000 000., 15 млрд. евро и около 3 миллиарда фунтов стерлингов.
    • Счета Внешэкономбанка – 220 миллиарда рублей и $5 млрд.
    • Около $3 миллиардов в виде внешних долгов, которые выплачиваются другими государствами России.
    • Ценные бумаги национальных инфраструктурных проектов, которые установило Правительство страны – более 100 миллиарда рублей и $3 000 000 000 в иностранной валюте.
    • Привилегированные ценные бумаги организаций по вопросам кредитования – около 220 миллиардов рублей.
    • Депозиты банков для финансирования проектов по инфраструктуре (дороги, мосты, железные дороги) – 165 миллиардов рублей.

    Доходы от финансовых операций с активами фонда составляли около 50 млрд. рублей в 2021 году. В 2021 году доходы увеличились на 20 млрд. рублей. Правительство также допускает факт отрицательного баланса по финансовым операциям с активами фонда.

    На 1 октября ФНБ достиг 13,7 трлн руб., или 12,1% ВВП, из них объём ликвидных активов составил 9,3 трлн руб., или 8,2% ВВП. И вновь усилились споры о том, как тратить «излишки» и надо ли вообще «как Кощей, над златом чахнуть» или лучше распаковать эту «кубышку» и пустить деньги на спасение экономики и людей.

    • От редакции
    • Политика
    • Экономика
    • Регионы России
    • СНГ
    • В мире
    • Культура
    • Идеи и люди
    • Наука
    • Образование
    • Здоровье
    • Войны и Армии
    • Неделя в обзоре
    • Кино
    • Стиль жизни
    • Филантропия
    • Колонка обозревателя
    • ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
    • Общество
    • Я так вижу

    Данный резервный фонд представляет собой часть механизма социального обеспечения пенсионеров в течении долгих лет. В России Фонд национального благосостояния пополняется за счет сверхдоходов в федеральный бюджет от экспорта углеводородов. Фактически он формируется из бюджетных денег для контроля и стабилизации пенсионной системы и для финансового поддержания средств, которые накопили граждане России на будущие пенсии. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации стабилизируется благодаря средствам Фонда национального благосостояния.

    Некоторая доля фонда представлена иностранной валютой для большей устойчивости и входит в заграничные российские финансовые резервы. Другая часть финансирует национальные проекты правительства России, которые недопустимо размещать в иностранных активах из-за риска и соответствующего уровня ликвидности. Поэтому данный фонд является рискованным, но он может приносить довольно неплохие доходы.

    Фонд национального благосостояния был создан при разделения существовавшего до 2008 года стабилизационного фонда. Вторым инструментом после разделения стал резервный фонд, который выполняет функции финансового обеспечения нефтегазовой отрасли. Стабилизационный фонд работал 4 года и был создан для стабилизации экономической ситуации в России после кризиса 90-х годов.

    На 30 января стабилизационный фонд насчитывал 3 трлн. 852 млрд. рублей. 31 января президент подписал указ на его разделение со следующим распределением:

    • Резервный фонд, объемом 3 трлн. 71 млрд. рублей.
    • Фонд национального благосостояния: 783 млрд. рублей.

    Дополнительные средства из фонда позволяют совершать добавки к накопленным средствам граждан России для будущих пенсий. Дополнение к средствам Пенсионного фонда позволяет покрывать дефицит пенсионного бюджета, чтобы обеспечивать стабильные и устойчивые выплаты пенсий.

    Основная функция данного фонда – взять на себя обязанности обеспечить граждан России пенсиями в случае снижения мировых цен на нефть и резкого снижения доходов в федеральный бюджет на этом фоне.

    Фонд национального благосостояния (ФНБ)

    Механизм формирования следующий:

    • Правительство России устанавливает проценты от сверхдоходов от экспорта нефти, которые отчисляются в данный фонд. Сверхдоходами являются те доходы, которые формируются за счет цены продажи нефти и цены отсечения — $40. Например, при цене $50 за баррель нефти «Юралс» будет формироваться процент от объема проданной нефти, умноженной на $10.
    • Цена отсечения ежегодно проходит индексацию на 2%, начиная с начала 2018 года.
    • В 2008 году процент отчисления в фонды составлял 6% от ВВП страны, а после 2011 года величина отчислений снизилась до 3-3,5%.
    • Базовая цена определена для учета возможного колебания цен на нефть на мировом рынке.
    • Доходы от управления фондом (доходы с акций, национальных проектов, доходы с облигаций) направлены на покрытие дефицитной части государственного бюджета.

    Управленческие функции данным финансовым органом выполняет Министерство финансов Российской Федерации. Порядок управления устанавливается Правительством. Некоторые функции также предоставлены Центральному Банку России, например, функции стабилизации государственного бюджета и управление проектами Правительства по инфраструктуре и промышленности, заграничными инвестициями.

    Финансы могут располагаться в следующих активах и иностранной валюте:

    • Облигации мировых компаний.
    • Долги других государств.
    • Банковские счета инвестиционных проектов.
    • Банковские счета государственных организаций и компаний, например, во Внешэкономбанке.
    • Банковские счета и остатки по депозитам у Центрального Банка РФ.
    • Долговые обязательства административных лиц в проектах по инвестициям в инфраструктурную деятельность, которые создает Правительство России.

    Государственной Думе и Совету Федерации Правительство России ежегодно предоставляет отчет о доходах и расходах, которые формируют бюджет Фонда национального благосостояния с экспорта нефти. Ежеквартально предоставляется отчет о том, как формируются и используются другие средства фонда.

    На начало 2018 года объем данного фонда составил 3750 млрд. рублей (или около $65 млрд. по среднему курсу 2018), из которых:

    • На банковских счетах: $15 000 000 000., 15 млрд. евро и около 3 миллиарда фунтов стерлингов.
    • Счета Внешэкономбанка – 220 миллиарда рублей и $5 млрд.
    • Около $3 миллиардов в виде внешних долгов, которые выплачиваются другими государствами России.
    • Ценные бумаги национальных инфраструктурных проектов, которые установило Правительство страны – более 100 миллиарда рублей и $3 000 000 000 в иностранной валюте.
    • Привилегированные ценные бумаги организаций по вопросам кредитования – около 220 миллиардов рублей.
    • Депозиты банков для финансирования проектов по инфраструктуре (дороги, мосты, железные дороги) – 165 миллиардов рублей.

    Доходы от финансовых операций с активами фонда составляли около 50 млрд. рублей в 2017 году. В 2018 году доходы увеличились на 20 млрд. рублей. Правительство также допускает факт отрицательного баланса по финансовым операциям с активами фонда.

    Многие экономические эксперт указывают на проблемы использования средств фонда для реализации инфраструктурных проектов страны. Некоторые утверждают, что средства, вкладываемые из фонда в проекты высокоскоростной железной дороги их Москвы в Казань, не окупятся в будущем.

    Также политики критиковали решения власти купить часть долга Украины в 2013 году. После событий 2014 года новые власти страны отказались от финансового обслуживания долга, купленного Россией. Соответственно, часть вложенных средств вернуть России не удалось.

    Финансисты указывали на то, что если бы средства вкладывались в рынки США и России после кризисов 2008 и 2014 года, то к 2018-2019 году они бы показали более эффективной действие и высокую прибыль.

    Фонд национального благосостояния достиг 13,7 трлн рублей

    Средства Фонда национального благосостояния как по отдельности, так и одновременно могут размещаться в иностранную валюту и финансовые активы следующих видов:

    • долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;
    • долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе в форме ценных бумаг;
    • депозиты и остатки на банковских счетах в банках и кредитных организациях, в том числе в целях финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов;
    • депозиты и остатки на банковских счетах в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», в том числе в целях финансирования проектов государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в реальном секторе экономики, реализуемых российскими организациями;
    • депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации;
    • долговые обязательства и акции юридических лиц, в том числе российские ценные бумаги, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов (перечень таких проектов утверждается Правительством Российской Федерации);
    • паи инвестиционных фондов, доверительное управление которыми осуществляется Управляющая компания Российского Фонда прямых инвестиций.

    Правительство Российской Федерации в составе отчетности об исполнении федерального бюджета представляет в Государственную думу Федерального Собрания Российской Федерации и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации годовой отчет о формировании и использовании дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, ежеквартальный и годовой отчеты о формировании и использовании средств Фонда национального благосостояния и об управлении его средствами.

    Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

    Фонд национального благосостояния формируется за счёт:

    • нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённый на соответствующий финансовый год объём нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объём средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;
    • доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.
    Дата В млрд. долл. США В млрд. руб.
    01.02.2008 32,00 783,31
    01.03.2008 32,22 777,03
    01.04.2008 32,90 773,57
    01.05.2008 32,72 773,82
    01.06.2008 32,60 773,93
    01.07.2008 32,85 770,56
    01.08.2008 32,69 766,48
    01.09.2008 31,92 784,51
    01.10.2008 48,68 1 228,88
    01.11.2008 62,82 1 667,48
    01.12.2008 76,38 2 108,46
    01.01.2009 87,97 2 584,49
    01.02.2009 84,47 2 991,50
    01.03.2009 83,86 2 995,51
    01.04.2009 85,71 2 915,21
    01.05.2009 86,30 2 869,44
    01.06.2009 89,86 2 784,14
    01.07.2009 89,93 2 813,94
    01.08.2009 90,02 2 858,70
    01.09.2009 90,69 2 863,08
    01.10.2009 91,86 2 764,37
    01.11.2009 93,38 2 712,56
    01.12.2009 92,89 2 769,84
    01.01.2010 91,56 2 769,02
    01.02.2010 90,63 2 757,89
    01.03.2010 89,63 2 684,21
    01.04.2010 89,58 2 630,27
    01.05.2010 88,83 2 601,62
    01.06.2010 85,80 2 616,54
    01.07.2010 85,47 2 666,41
    01.08.2010 88,24 2 663,76
    01.09.2010 87,12 2 671,54
    01.10.2010 89,54 2 722,15
    01.11.2010 90,08 2 772,80
    01.12.2010 88,22 2 761,96
    01.01.2011 88,44 2 695,52
    01.02.2011 90,15 2 674,53
    01.03.2011 90,94 2 631,98
    01.04.2011 91,80 2 609,66
    01.05.2011 94,34 2 594,58
    01.06.2011 92,54 2 597,55
    01.07.2011 92,61 2 600,00
    01.08.2011 92,70 2 566,04
    01.09.2011 92,63 2 673,05
    01.10.2011 88,69 2 827,10
    01.11.2011 91,19 2 726,42
    01.12.2011 88,26 2 764,40
    01.01.2012 86,79 2 794,43
    01.02.2012 88,33 2 682,21
    01.03.2012 89,84 2 600,88
    01.04.2012 89,50 2 624,78
    01.05.2012 89,21 2 619,52
    01.06.2012 85,48 2 773,78
    01.07.2012 85,64 2 810,45
    01.08.2012 85,21 2 742,85
    01.09.2012 85,85 2 772,45
    01.10.2012 87,61 2 708,58
    01.11.2012 87,19 2 748,67
    01.12.2012 87,47 2 716,61


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.

    Для любых предложений по сайту: [email protected]