Норматив потребления ТБО на 1 человека

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Норматив потребления ТБО на 1 человека». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Согласно законодательству, местные органы власти устанавливают для региональных операторов максимальный уровень взимания платы за оборот 1 м3 мусора. Различия тарифов в регионах связаны с рядом факторов: площадью, уровнем жизни, климатом, развитием инфраструктуры, численностью населения.

Примеры тарифов в некоторых субъектах РФ:

Субъект Максимальный тариф, руб./ м3 (с НДС)
Московская область 739,67-949,56
Ленинградская область 874,75
Свердловская область 474,37-705,66
Камчатский край 452,92-1419,96
Краснодарский край 366,74

Обращение с ТКО: как рассчитывают формулы, примеры, перерасчет

Основа для формирования тарифов на обращение с ТКО – нормативы накопления отходов. Они отражают наибольшую массу мусора, которая накапливается в среднем на одного жителя региона. При вычислениях используется множество данных: численность населения, климат, общий объем накопления в регионе (по информации с полигонов), практические замеры. Выбор конкретных критериев определяет субъект федерации.

Переход на новую систему по обращению с отходами осуществляется в разных регионах с разной скоростью: в одних уже действуют региональные операторы и внедрены системы раздельного сбора мусора, в других – нет одного или обоих компонентов системы. Всего используется 2 подхода к формированию суммы:

  • на основании площади помещения;
  • по числу проживающих.

Скидки в размере коммунальных платежей возможны для обладателей льгот. Они распространяются на всю сферу жилищно-коммунальных услуг, к которым теперь относится обращение с ТКО, а размер скидки определяется самой льготой.

На 50% сокращение платежей по коммунальным услугам возможно для обладателей федеральных льгот. Дополнительная скидка предоставляется обладателям региональных льгот – список и размер утверждается местными властями. Для сокращения суммы платежа необходимо написать заявление на внесение в список льготных плательщиков. К заявлению прикладываются документы, подтверждающие льготы.

Как рассчитать плату за обращение с ТКО

Кроме льгот, предусмотрен ряд других случаев, при которых производится перерасчет суммы платежа за обращение с ТКО. При возникновении ситуаций, требующих перерасчета, жильцы должны продолжить платежи по квитанциям до урегулирования претензий. В случае положительного решения переплаченная сумма будет вычтена из последующих платежей.

Ситуации, при которых подается заявление на перерасчет:

  • временное отсутствие проживающего;
  • невыполнение услуги региональным оператором в полном объеме;
  • ошибки в квитанции.

Порядок оформления перерасчета определяется региональным оператором, другое контактное лицо для решения ситуации – Росприроднадзор.

Региональные операторы – ответственные организации за своевременное и полное обращение с мусором, даже если работы выполняются подрядчиками. Жильцы могут подать заявление на сокращение суммы платежа, эквивалентной числу дней неисполнения региональным оператором обязательств.

Для доказательства понадобятся фотографии, подтверждающие неисполнение обязательств: переполненные баки, мусор, не вывозимый дольше максимального срока (1 день – летом, 3 дня – зимой), не установленные контейнеры для раздельного сбора. Полный список необходимых доказательств необходимо узнать у регионального оператора или в местном отделении Росприроднадзора.

Елена Шерешовец заметила, что УО/ТСЖ следует не только изучить нововведения в области обращения с ТКО, но и внедрить их в работу до начала весны, чтобы не получить предписания от надзорных органов. В том числе управляющим домами нужно проверить:

  1. Правильно ли расположены контейнерные площадки на придомовой территории МКД и есть ли у неё ограждение и подъезды.
  2. Соответствует ли новым правилам и нормам размещение урн у подъездов и периодичность их очистки от мусора.

1. Настоящее Положение регулирует порядок установления социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (далее — социальная норма) и ее применения в первый год и последующие годы (периоды) при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставляемую населению, и стоимости электрической энергии (мощности), потребленной для коммунально-бытовых нужд и не используемой для осуществления коммерческой деятельности приравненными к населению категориями потребителей.

2. В настоящем Положении используются следующие понятия:

«потребитель» — лицо, пользующееся на праве собственности или на ином законном основании жилым помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, жилым помещением в общежитиях квартирного типа, комнатой (комнатами) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, или проживающее в жилом помещении специализированного жилищного фонда и потребляющее коммунальную услугу по электроснабжению, а также приравненные к населению категории потребителей;

«домохозяйство» — группа потребителей, в установленном порядке зарегистрированных в жилом помещении или проживающих в жилом помещении специализированного жилищного фонда;

«тип жилого помещения» — категория жилого помещения, определяемая в зависимости от места нахождения жилого помещения в городских или сельских населенных пунктах, его оснащения в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, и (или) электроотопительными установками, и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения;

«группа домохозяйства» — категория домохозяйства, определяемая количеством совместно проживающих в жилом помещении и в установленном порядке зарегистрированных по месту жительства лиц, относящихся к одному домохозяйству, или количеством лиц, проживающих в жилом помещении специализированного жилищного фонда;

«поставщик электрической энергии» — гарантирующий поставщик, энергосбытовая или энергоснабжающая организация, осуществляющие продажу (поставку) электрической энергии (мощности) населению и исполнителям коммунальных услуг по договорам энергоснабжения, а также приравненным к населению категориям потребителей;

«органы регистрационного учета» — территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций в сфере миграции. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.02.2014 N 136, от 07.08.2017 N 944)

Понятия «жилое помещение», «специализированный жилой фонд», «нормативы потребления коммунальной услуги» и «исполнитель коммунальных услуг» употребляются в настоящем Положении в значениях, определенных жилищным законодательством Российской Федерации.

3. Установление величины социальной нормы в соответствии с настоящим Положением осуществляется уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании выборочных данных о годовом объеме потребления электрической энергии в 2012 году потребителями, зарегистрированными в жилых помещениях в городских населенных пунктах, не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи (далее — стационарные электроплиты), в количестве не менее 10000 человек, а также о количестве зарегистрированных в указанных помещениях лиц. В случае если в субъекте Российской Федерации отсутствует централизованное газоснабжение, выборочные данные предоставляются в отношении жилых помещений вне зависимости от их оборудования стационарными электроплитами.

4. Информация о годовом объеме потребления электрической энергии в жилых помещениях на территории субъекта Российской Федерации предоставляется по форме согласно приложению N 1 гарантирующими поставщиками электрической энергии на территории субъекта Российской Федерации: (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

а) в уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренных приложением N 2, — не позднее 1 августа 2013 г.;

б) в уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, не предусмотренных приложением N 2 к настоящему Положению, — не позднее 4 месяцев до даты начала расчетов за коммунальную услугу по электроснабжению (электрическую энергию (мощность) с применением социальной нормы.

5. Выбор населенных пунктов и адресов жилых помещений, данные в отношении которых принимаются для установления социальной нормы в соответствии с настоящим Положением, осуществляется уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании предложений гарантирующих поставщиков электрической энергии в соответствующих населенных пунктах. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

6. В случае если поставщик электрической энергии не является исполнителем коммунальных услуг в отобранных в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения жилых помещениях, информация о годовом объеме потребления электрической энергии в жилых помещениях на территории субъекта Российской Федерации предоставляется по форме, предусмотренной приложением N 1 к настоящему Положению, исполнителем коммунальных услуг по запросу поставщика электрической энергии:

а) в отношении субъектов Российской Федерации, предусмотренных приложением N 2 к настоящему Положению, — не позднее 25 июля 2013 г.;

б) в отношении субъектов Российской Федерации, не предусмотренных приложением N 2 к настоящему Положению, — не позднее 5 месяцев до даты начала расчетов за коммунальную услугу по электроснабжению (электрическую энергию (мощность) с применением социальной нормы.

7. Информацию, полученную от исполнителей коммунальных услуг, поставщик электрической энергии предоставляет в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации одновременно с информацией в отношении жилых помещений, в которых предоставление коммунальных услуг по электроснабжению осуществляется поставщиком электрической энергии. Уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации для установления социальной нормы вправе запросить копии документов, подтверждающих данные о годовом объеме потребления электрической энергии в жилых помещениях, в том числе непосредственно у исполнителей коммунальных услуг.

8. Информация о количестве зарегистрированных лиц, проживающих в жилых помещениях на территории субъекта Российской Федерации, предоставляется органом (органами) местного самоуправления по форме согласно приложению N 3:

а) в уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренных приложением N 2 к настоящему Положению, — не позднее 1 августа 2013 г.;

б) в уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, не предусмотренных приложением N 2 к настоящему Положению, — не позднее 3 месяцев до даты перехода населения и приравненных к нему потребителей на расчеты за коммунальную услугу электроснабжения (электрическую энергию (мощность) с применением социальной нормы.

9. Предоставление информации, указанной в пункте 8 настоящего Положения, осуществляется органами местного самоуправления с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.

Постановление Правительства РФ от 22.07.2013 N 614

22. Уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, исходя из полученной от органов местного самоуправления информации о численном составе домохозяйств в жилых помещениях, формируют (актуализируют) единую базу данных о численном составе домохозяйств в жилых помещениях с указанием их адресов не позднее 1 июня очередного года, начиная с даты начала расчетов за коммунальную услугу по электроснабжению (электрическую энергию (мощность) с применением социальной нормы, а уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренных приложением N 2 к настоящему Положению, — начиная с 10 августа 2013 г.

23. Уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации направляют исполнителям коммунальных услуг и поставщикам электрической энергии в отношении обслуживаемых ими потребителей выписки из единой базы данных, указанной в пункте 22 настоящего Положения, не позднее 1 июля очередного года, начиная с даты начала расчетов за коммунальную услугу по электроснабжению (электрическую энергию (мощность) с применением социальной нормы, а уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренных приложением N 2 к настоящему Положению, — начиная с 15 августа 2013 г.

Органы социальной защиты населения и органы местного самоуправления в указанные в абзаце первом настоящего пункта сроки представляют сведения о потребителях, в отношении которых начисление платы за коммунальную услугу электроснабжения осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 14 — 142 настоящего Положения. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

Предоставление указанной информации осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.

24. Уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а также исполнители коммунальных услуг не менее чем за 2 месяца до начала расчетов за коммунальную услугу по электроснабжению с применением социальной нормы в субъекте Российской Федерации информируют население о порядке реализации их прав на применение социальной нормы при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, о необходимости своевременного проведения гражданами сверки с исполнителями коммунальных услуг, касающейся соответствия имеющейся у исполнителей коммунальных услуг информации в отношении численного состава домохозяйств в целях отнесения домохозяйств к соответствующей группе, а также о наличии стационарных электроплит, газовых плит, электроотопительных и электронагревательных установок.

25. Исполнитель коммунальных услуг при расчете размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению за истекший расчетный период определяет в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее — Правила предоставления коммунальных услуг), подлежащий оплате объем коммунальной услуги, включающий объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом помещении потребителя (далее — объем потребления в жилом помещении) и объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее — объем потребления на общедомовые нужды), и применяет к указанному объему следующие цены (тарифы):

а) в отношении части объема в пределах социальной нормы, установленной для соответствующего месяца (расчетного периода) в отношении группы домохозяйства и типа жилого помещения потребителя, — цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), установленные для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах социальной нормы;

б) в отношении части объема сверх социальной нормы — цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), установленные для населения и приравненных к нему категорий потребителей сверх социальной нормы.

26. Установленная для домохозяйства в целях применения в определенном месяце социальная норма не подлежит перерасчету в зависимости от количества дней в этом календарном месяце.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

1. Забайкальский край

2. Красноярский край

3. Владимирская область

4. Нижегородская область

5. Орловская область

6. Ростовская область

7. Пункт исключен. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

Приложение N 3
к Положению об установлении
и применении социальной нормы
потребления электрической
энергии (мощности)

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

1. Социальная норма потребления электрической энергии (мощности) (далее — социальная норма) рассчитывается в соответствии с Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (далее — Положение) в субъекте Российской Федерации с учетом групп домохозяйств и типов жилых помещений, указанных в Положении, в порядке, предусмотренном настоящей методикой.

Базовая величина социальной нормы в субъекте Российской Федерации определяется как среднемесячный объем потребления электрической энергии домохозяйствами первой группы в жилых помещениях, расположенных в городских населенных пунктах и не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи (далее — стационарные электроплиты), электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения (далее — электронагревательные установки), по формуле 1:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

1. Плата за коммунальную услугу по электроснабжению за расчетный период в жилом помещении определяется по формуле 1:

На территории столицы действует Постановление Правительства Москвы «Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора» от 2008 г. В соответствии с ним:

• нормированное количество ТБО на жителя — 1,45 м3 или 272 кг в год при плотности 187,5 кг/м3;

• КГМ на жителя — 0,46 м3 или 98 кг в год, м плотностью 214 кг/м3.

Норма накопления ТКО — это средний объем образования твердых коммунальных отходов, приходящийся на 1 человека в течение календарного года.

Нормирование происходит в соответствии с Правилами определения, утвержденными Постановлением Правительства от 04.04.2016 № 269.

Этот показатель влияет на:

  • размер тарифа для населения – ставки за сбор, вывоз и утилизацию 1 кубометра мусора;
  • частоту вывоза отходов с территории;
  • определение необходимого количества единиц техники;
  • расчет затрат на топливо;
  • определение места для утилизации отходов на полигоне;
  • планирование возможностей по переработке мусора.

Норматив накопления для населения учитывает все виды отходов жизнедеятельности, включая бытовой мусор, крупногабаритный домашний утиль, негабаритные строительные отходы и т.д.

На расчетный объем накоплений ТКО оказывают влияние следующие параметры:

  • географический и природный характер местности;
  • уровень развития территории в сфере обслуживания населения (предприятия, оказывающие бытовые услуги населению и общепита);
  • степень благоустройства территории и развития инженерных сетей;
  • соотношение демографических групп населения;
  • время года;
  • способ сбора коммунальных отходов.

Статически определяется среднесуточное и среднегодовое накопление ТКО на 1 человека.

Норматив накопления твердых бытовых отходов в среднем составляет 2,1-2,5 кубометров на 1 человека в год. Для объектов общественного значения они устанавливаются отдельно для каждой из категорий.

Расчетной единицей является один проживающий или 1 кв. м общей площади. В большинстве субъектов РФ расчетной единицей норматива накопления является один проживающий.

Размер накоплений отходов рассчитывается для населения и организаций отдельно. Руководствуются при этом следующими факторами:

  • наличием мусоропровода и коммуникаций (системы отопления, водоснабжения, канализации, подключением к газоснабжению);
  • этажностью дома;
  • образ жизни и благосостояние жителей;
  • климатическими характеристиками территории.

Точные расчеты производятся на основании замеров и взвешивания мусора в пределах конкретных территориальных единиц. Нормативы ТКО устанавливаются после проведения непрерывных замеров в течение недели в различные сезоны года во исполнение требований:

  • федерального законодательства;
  • Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минстроя от 28.07.2016 524/пр.

Эти измерения дают возможность рассчитать нормы накопления с 1 человека в месяц.

Следует заметить, что для благоустроенных домов, подключенных к системам отопления, водоснабжения, канализации, нормы ниже, чем для неблагоустроенных. Это объясняется тем, что в общем объеме ТКО неблагоустроенных домов учитываются также отходы от сжигания дров.

Для определения норматива замеры производятся на участках территорий, где проживают:

  • 2 и более процента граждан от общей численности для поселений, где население составляет не более 300 тысяч человек;
  • 1 и более процента – для поселений с численностью от 300 до 500 тысяч человек;
  • 0,5 и более процентов – для поселений с численностью, превышающей 500 тысяч человек.

Среди категорий, для которых устанавливаются нормативы, не только многоквартирные дома и частные домовладения, но и объекты общественного значения:

  • административные здания,
  • предприятия торговли,
  • дошкольные, учебные, досуговые и спортивные заведения;
  • общепит и т.д.

Формула среднесуточного норматива дана в Правилах, утвержденных Постановлением № 269:

G = Gо / (n × 7), где

  • Gо — масса отходов объекта за период проведения замеров, кг;
  • n — количество расчетных единиц;
  • 7 — дни проведения замеров, суток.

Расчет среднемесячного норматива производится по формуле: G = Go / 12.

Нормативы по накоплению ТКО на 1 человека подсчитываются региональными властями, исходя из длительности отопительного сезона, уровня потребления ресурсов, фруктов, овощей, категории жилфонда.

Большое значение имеет общий уровень благосостояния населенного пункта. В больших городах он выше, вывозимых отходов больше. Поэтому и годовой норматив на человека там значительно выше, чем в селе.

Нормативы потребления коммунальных услуг

Установленные нормативы накопления твердых бытовых отходов:

Категория жилфонда Норматив на 1 человека в месяц Норма накопления ТБО в год на человека Плотность (кг/м3)
кг/мес м3/мес кг/год м3/год
Многоэтажные дома с канализацией 16,666-23,333 0,092-0,125 200-280 1,1-1,5 220
Отходы из выгребов частного сектора 0,166-0,27 2-3,25 1000
Обобщенные значения для зданий в городах 21,666-25 0,108-0,042 260-300 1,3-1,5 210

Нормативы для государственных учреждений в больших городах – порядка 50% от установленных для жилфонда.

♻ Норматив ТКО — норматив накопления твердых коммунальных отходов. Норматив накопления ТКО устанавливается для юридических лиц (организаций), для офисов, ИП и конечно от жителей. Установление норматива ТКО — сложный процесс, сопровождаемый многочисленными замерами. Я нигде не нашла информацию о том, должны ли привлекаться к проведению замеров для установления нормативов ТКО общественные организации. Если нет, то процесс и результаты его позволяют сомневаться в правильности установления нормативов ТКО региональными властями.

♻ В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:

норматив накопления твердых коммунальных отходов — среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени.

♻ В соответствии со статьей 24.10 ФЗ-89:

Определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

♻ Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 3.06.2016 г. № 505.

Порядок обращения с мусором основан на ряде нормативно-правовых актов, включающих обновленные нормы:

  • федеральными законами № 52-ФЗ, 89-ФЗ, 503-ФЗ;
  • постановлениями Правительства № 155, 269, 354;
  • СанПиН 2.1.7.3550-19;
  • приказом Минстроя № 524/пр.

Согласно обновленным положениям экологического законодательства, весь оборот твердых коммунальных отходов в пределах закрепленных территорий находится под ответственностью региональных операторов. Это новые участники цепочки обращения с мусором, которые могут выполнять операции самостоятельно или с помощью других организаций на основе договора. Например, взимание платы за вывоз ТКО часто происходит управляющей компанией или поставщиками воды, электричества. Законодательством закреплены права субъектов в определении норм накопления отходов.

Норма накопления ТКО – это средний объем накопления твердых коммунальных отходов, в расчете на одного человека за один календарный год.

Норматив включает в себя бытовой мусор, крупногабаритный домашний утиль, мелкий строительный мусор и другое.

Этот показатель влияет на:

  • размер тарифа на вывоз мусора;
  • определение количества необходимой техники и периодичность вывоза отходов;
  • расчет затрат на топливо;
  • выбор места для утилизации мусора;
  • планирование возможностей для сортировки и переработки отходов.

При расчете нормативов принимают во внимание следующие факторы:

  1. наличие коммуникаций и мусоропровода;
  2. этажность дома;
  3. климатические особенности местности;
  4. образ жизни собственников жилья;
  5. время года;
  6. способ сбора ТКО.

Точные нормативы устанавливаются после проведения замеров и взвешиваний отходов на конкретной территории в течение недели в разные сезоны.

Среднесуточная норма накопления отходов рассчитывается по формуле:

А=В/(Сх7), где

  • В – это масса полученного мусора за период проведения замеров;
  • С – количество расчетных единиц;
  • 7 – количество дней проведения замеров.

При расчете нормативов для частных домов принимается во внимание их благоустроенность. Для помещений подключенных к отоплению, водоснабжению, канализации, нормативы ниже, чем для неблагоустроенных домов.

Разница между мусором различных категорий заключается в способах сбора, утилизации. Сначала нужно понять, чем он отличается:

  • твердые бытовые – производятся вследствие естественных, искусственных процессов, существуют органический мусор, утиль небиологического происхождения;
  • промышленные – вещества, материалы, потерявшие свойства и полученные на производственных этапах, они образуются вследствие изготовления предметов, изделий.

Нормативы накопления ТКО, которые являются результатом деятельности в бытовых условиях, зависят от внешних факторов:

  • площади жилья: ведется учет всех помещений при расчете итоговой цены, однако изначально нормы ТБО определяют стоимость услуги по вывозу утиля на основании производимого объема мусора лишь на 1 м2;
  • количества членов семьи, проживающих на объекте, подконтрольном оператору: в качестве расчетной единицы берется норма ТБО на 1 человека в месяц.

Если необходимо узнать стоимость услуг по обращению с отработанными веществами для организаций, учитывают факторы:

  • площадь объекта (если предприятие осуществляет торговую деятельность);
  • койко-место (для медучреждений);
  • количество сотрудников компании (для административных зданий, офисов, научно-исследовательских центров);
  • численность учащихся – для объектов сферы образования;
  • количество сидячих/стоячих мест – для организаций развлекательного характера.

Существуют установленные лимиты на размещение веществ, материалов, которые потеряли свойства.

В соответствии с Постановлением Правительства №256 (от 1 января 2019 г.) определяется среднее арифметическое значение, оно составляет 2,0-2,6 м3 – за год.

Норма мусора на 1 человека в месяц зачастую намного меньше. При этом играет роль тип объекта: частное жилье, многоквартирное здание, коммерческая организация. Норматив накопления твердых бытовых отходов для разных случаев:

Категория На 1 человека/месяц На 1 человека/месяц На 1 человека/год На 1 человека/год
Вес, кг Объем, м3 Вес, кг Объем, м3
Частные дома (выгреб) 0,166-0,27 2-3,25
Многоэтажные постройки 16,666-23-333 0,092-0,125 200-280 1,1-1,5
Общая категория зданий в разных городах 21,666-25 0,042-0,108 260-300 1,3-1,5

Проект нормативов накопления твердых коммунальных отходов должен разрабатываться с учетом состояния объекта.

Отмечается, что при низкой и высокой благоустроенности разные показатели.

В первом случае больше строительного мусора, т. к. часто проводится ремонт в разных квартирах. Во втором – более высокие нормы накопления ТКО.

Чем крупнее объект, тем выше скорость заполнения мусорных контейнеров. Отработанные вещества, материалы отправляются в баки почти одновременно из разных квартир.

Соответственно, в многоэтажных постройках больше объем ТКО, норматив существенно отличается от такового для зданий малой этажности.

Норма мусора на 1 человека в месяц

Нормы ТКО оказывают воздействие на ряд факторов:

  • стоимость услуг операторов за выполнение ряда операций с мусором в объеме 1 м 3 – взимается с потребителей;
  • выбор объекта для дальнейших действий с отработанными материалами, компонентами – полигона;
  • мероприятия по вторичной переработке утиля;
  • график транспортировки отработанных предметов, компонентов с территории обслуживаемых объектов;
  • цена топлива, которое приобретается и затрачивается для обеспечения перевозки утиля;
  • состояние транспорта, используемого для транспортировки отработанных изделий, веществ.

Обязанность граждан оплачивать коммунальные услуги установлена федеральным законодательством. В 2021 году в квитанциях отображается статья расходов – «обращение ТКО».Тарифы рассчитываются исходя из нормы их накопления на одного человека. На расчетный объем влияет ряд параметров:

  • Степень благоустройства территории.
  • Характер местности.
  • Уровень развития бытового обслуживания в регионе.
  • Демографическое соотношение.
  • Способ сбора отходов.
  • Время года.

Существует среднестатистическая норма. В 2021 году она составляет 2,1-2,5 кубометров на 1 человека в год. Единицей, принятой за расчет выступает проживающий исходя на 1 квадратный метр. Для организаций и населения объемы накоплений отходов считаются отдельно. При этом в каждом регионе нормативы устанавливаются замеров в течение 7 дней.

Норматив является средним, и выводится из нескольких параметров. По сути, это средний объем твердых коммунальных отходов, который приходится на одного потребителя в течение календарного года. Данный показатель влияет на несколько моментов, связанных с работой по отходам:

  • Какой будет размер тарифа для населения. То есть это ставка за 1 кубический метр сбору, вывозу и дальнейшей переработке отходов.
  • Как часто осуществляется вывоз мусора с конкретной территории.
  • Какое число единиц техники потребуется.
  • Проведение расчетов по затратам на топливо.
  • Выделение места на полигоне для складирования и утилизации отходов.
  • Составление планов по возможностям переработки отходов.

Важно! Норматив ТБО для населения рассчитывается с учетом включения всех видов отходов, включая домашний утиль и строительный мусор.

Нормативы накопления отходов устанавливают субъекты РФ. Данную сферу регулирует Закон № 89-ФЗ, являющегося основным НПА по обращению с отходами. Его еще называют «мусорная реформа». Власти регионов определяют нормы в сфере обращения с отходами, в народе названной «Мусорной реформой». Уполномоченные органы устанавливают нормы, исходя из различных параметров, которые учитываются при расчетах:

  • Типы отходов.
  • Категории их потребителей.
  • Объекты их образующие.
  • Территория действия регионального оператора по сбору, вывозу и утилизации мусора.

Утверждением норм и тарифов занимается региональная служба по тарифам. При этом могут применяться свои НПА, которые разработаны на уровне региона, но с учетом Жилищного кодекса, учрежденными правительственными Правилами.

В рамках реформирования законодательства по переводу ТБО в ТКО и обращению с твёрдыми коммунальными отходами Постановлением Правительства РФ №269 от 4 апреля 2017 года утверждён порядок и правила определения нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов. Постановлением Правительства РФ №269 от 4 апреля 2017 года

устанавливаются среднесуточный за сезон, среднесезонный суточный, годовой и среднемесячный нормативы и приводятся формулы для их расчёта. Для определения нормативов накопления ТКО замеряются отходы. Следует также обратить внимание, что нормативы устанавливаются отдельно по каждой категории объектов, на которых образуются ТКО.

Отходы замеряются по каждой категории объектов.

Норма накопления ТКО на 1 человека в 2021 году

Нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении: — территорий субъекта РФ — муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с ТКО; — категорий потребителей услуги по обращению с отходами — физических и юридических лиц; — категорий объектов, на которых образуются отходы (определяемых уполномоченным органом).

Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов. В целях определения нормативов отходов проводятся замеры отходов. Устанавливаются правила проведения таких замеров.

Кроме того, постановлением утверждаются формулы, по которым определяется: — среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки; — среднесуточный норматив

Расчёт тарифов на данную услугу складывается из затрат, которые потребуются для осуществления одного рейса. Сюда входит несколько факторов:

  • зарплата рабочим;
  • амортизация оборудования;
  • расходы на горючее;
  • тариф, установленный в пунктах приёма отходов.

Если прибегнуть к общему расчёту, то можно сделать вывод, что жители платят около 2,5 рубля за каждый квадратный метр своей квартиры.

Службы могут изменять сформированные тарифы на услугу, чтобы сделать её более привлекательной для человека. Окончательный расчёт ставки корректируется экономическим отделом маркетинга.

На первый взгляд работу по санитарной очистке населенных пунктов от ТБО организовать довольно просто: вывози своевременно мусор и никаких проблем не будет. Однако на деле всё не так просто.

Чтобы спрогнозировать необходимое количество контейнеров для сбора, транспорта для транспортировки и методов обеззараживания продуктов жизнедеятельности необходимо провести рекомендованные замеры норм накопления определитьобъемотходов на выбранную единицу измерения (на жителя, на пациента больницы, на среднестатистическую торговую площадь и т.д.). Для получения конечных показателей используются среднестатистические параметры, учитывающие все особенности конкретной местности.

Этапы, благодаря которым можно получить нормы накопления твердых бытовых отходов, следующие:

  • Установка в местах сбора ТБО специальных контейнеров определенной емкости (отдельно для сбора разных видов отходов);
  • Регулярный их сбор и теоретический замер содержимого;
  • Определение норм накопления ТБО по специальной методике, предусматривающей несколько этапов расчетов:
  1. За сутки;
  2. В среднем за месяц (с учетом сезонных особенностей);
  3. В среднем за год.

При этом необходимо учесть наличие коэффициентов неравномерностей, а также значимости такого понятия, как «средняя плотность отходов».

Полученные показатели используются по составлению сводной ведомости, которая должна корректироваться не менее чем раз в пять лет.

Понятие нормы накопления ТБО включает в себя информацию о численности отходов за назначенную единицу времени. Под этим обычно подразумевается:

  • Человек – расчет для жилых домов;
  • Гостиничное место;
  • Один квадратный метр – если складские и торговые помещения.

Норматив ТБО для жилых помещений состоит из:

  • Отходы отопления;
  • Мусор с придомовой территории;
  • Отходы мелкого ремонта;
  • Обычные бытовые отходы.

Помимо расчетов о количестве мусора, так же необходимо проводить экспертизу с целью узнать точный морфологический и элементный состав. Например, теплотехнические данные позволят выбрать наиболее эффективный способ обезвреживания и переработки.

Сейчас за рубежом достаточно быстро развивается методика использования ТБО в качестве топлива. Метод распространен в Европе, та же Дания использует 30% тепла получаемых при термической утилизации отходов. Это позволяет существенно сэкономить государственный бюджет.

Мы же пока только осваиваем технологию.

Главным в России нормативно-правовым документом, отвечающим за регулирование нормативов ТБО, является: «Федеральный закон об отходах производства и потребления».

В нем заложены правила обращения с отходами производства и потребления.

Его задача контролировать и не допускать возникновения ситуаций, где будет возможно вредоносное воздействие, как на человека, так и на саму природную среду.

Также допускается задействование отходов в хозяйственную отрасль в качестве вспомогательных источников сырья. Распространена практика переработки отходов в качестве сельскохозяйственных удобрений.

Законодательство не оставило без внимания столь важную сферу жизни населения. Регулирование движения твердых коммунальных отходов и расчет регламентированы в документе «Рекомендации по определению стандартов образования ТБО для РСФСР». Средние нормы накопления ТБО были установлены для территории Российской Федерации в 1999 году.

Норма накопления ТБО – количество мусора, образующиеся за указанный временной промежуток. Рассчитывается на 1 человека, 1 место в гостинице, единицу площади (для нежилых помещений). Измерение указывается в килограммах или кубометрах. Необходимость расчета норм ТБО нужна для ведения хозяйственных мероприятий.

  • Сбор, перевозка и переработка отходов.
  • Распределение исполняющих лиц и их учёт.
  • Обеспечение безопасных условий для работников.
  • Выбор автомобилей, типов контейнеров, времени и маршрутов движения.
  • Приобретение компонентов для качественной переработки утиля.
  • Формирования заработных плат сотрудников в соответствии со сложностью и степенью опасности работ.
  • Ведение расчетной деятельности предприятий и жилищных хозяйств.

В санитарных правилах и нормах указаны параметры и правила обращения с ТБО. Нарушение любого из требований наказывается штрафом, предусмотренным российскими законами.

Установлены сроки хранения ТБО: в тёплое время года – не более 1 суток, в холодное – не более трех. Такая мера предотвращает мусор от процесса разложения. Запрещено брать отходы, собранные в контейнерах и использовать как вторсырьё.

Места сбора должны находиться на расстоянии не менее 20 метров от мест проживания людей. Вывозить мусор рекомендуется 1 раз в 1-3 дней в зависимости от сезона.

Контейнеры для сбора выполнены из металлических материалов, проходят санитарную обработку раз в 10 дней. Если имеется мусоропровод, то должен отвечать требованиям Ведомственных строительных норм (ВСН 8-72). При этажности дома выше 4 этажей мусоропровод обязателен.

Для осуществления рационального управления потоками отходов определены нормы накопления в год на одного человека. Норматив применяется для жилых строений и учитывает условия, влияющие на количество образующегося мусора: наличие или отсутствие электроэнергии, центрального отопления, газификации.

  • Если нет возможности сжигания отходов в печах, то накопление целлюлозного мусора приводит к увеличению объёма и уменьшению плотности ТБО.
  • Отсутствие канализации увеличивает влажность и вес отходов. Этот фактор не позволяет утилизировать биологические остатки с использованием сантехнических устройств.
  • Этажность строения и вид энергоносителя для отопления тоже имеют значение.
  • Влияют на нормы накопления ТБО: климат, пищевые предпочтения жителей, озеленение местности, протяженность сезона уборки улиц, протяженность отопительного периода.

Замечено, что высокий уровень жизни людей ведет к большему образованию мусора. В мегаполисах нормативы выше, чем в сельских районах. Горожане потребляют больше товаров и услуг, имеют выше доход, что ведёт к увеличению выбрасываемых отходов. Уточнить норму ТБО на человека в своём регионе можно в местной администрации, она будет отличаться в зимнее и летнее время года. Талица показывает, на какие показатели следует ориентироваться.

Условия

Норма накопления ТБО на 1 человека в год, кг

Благоустроенные дома 180-225
Неблагоустроенные дома 360-450
1 место в гостинице 120
1 место в дошкольном учреждении 93
1 место в учебном заведении любого уровня 19
1 место в кинотеатре 30
1 сотрудник предприятия 40
1 кв м магазина непродовольственных товаров 30
1 кв м продовольственного магазина 160
1 кв м рынка 18
1 место в санатории и т.п. 250
1 кв м вокзала, аэропорта 125

Чтобы рассчитать стоимость вывоза 1 кубического метра твердых бытовых отходов, сначала нужно узнать:

  1. объем ТБО (V tbo);
  2. средняя производительность транспортных средств (Рсред);
  3. количество мест сбора;
  4. расстояние между местами сбора (L сб);
  5. расстояние транспортировки ТБО до мест его обезвреживания (L т p );

Объем вывоза ТБО (V tbo) рассчитывается по формуле: V tbo = Чнас· (Нтбо + Нкгм) , (Чнас – численность населения, чел.; Н тбо , Нкгм – норма накопления ТБО и норма накопления КГМ соответственно, куб.м/чел).

Закон № 52-ФЗ говорит о том, что все отходы необходимо собирать, хранить и транспортировать безопасным способом. Это подразумевает применение специализированных контейнеров и автомобилей. Объём ёмкостей бывает 8 – 32 кубических метров, выбор зависит от потребностей заказчика.

В некоторых компаниях предоставляются онлайн-калькуляторы, позволяющие рассчитать количество контейнеров в месяц для вывоза ТБО. Можно узнать стоимость вывоза раз в неделю, услуги за месяц.

Рекомендовано для экономической выгоды вывозить мусор самосвалом, если объёмы ТБО достаточно большие.

На стоимость транспортировки ТБО влияют несколько условий, которые учитывают при расчетах. Это могут быть: объём отходов, величина оплаты за вывоз и утилизацию, удалённость от полигона. Если мусор имеет высокий класс опасности, то компания обязана иметь лицензию и спецтехнику, что может сказаться на формировании стоимости услуг.

Чтобы рассчитать объём, необходимо умножить три величины имеющихся отходов: длину, ширину, высоту. Полученное значение измеряется в кубометрах, если показатели были измерены в метрах.

Для расчёта веса нужны: объём здания, объём отходов (делим первое значение на 2-3), вес утиля (объём отходов умножить на Моб – показатель объёмной массы). Последнее значение зависит от материала, из которого состоит утиль. Оно варьируется от 2400 до 1200. То, что получится – и есть вес отходов (тонны).

Методика расчета количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от полигонов твердых бытовых и промышленных отходов.

Увеличение количества мусора в биосфере влияет негативно на все компоненты: рельеф, круговорот воды, растительность, концентрацию ядовитых веществ и их передачу по пищевой цепи.

Не всегда удаётся восстановить территории, использованные как мусорные полигоны, что вредит экологии и экономике. Формулы расчета с учетом химического состава отходов известны специалистам и доступны для общего пользования в качестве математической модели.

Вначале определяется суточное накопление мусора по формуле:

C = (P x N x Кн) / 365 (м3/сутки)

Здесь:

P – количество жителей, которые будут пользоваться баками.

N – норма накопления мусора на 1 жителя в год:

  • в благоустроенном жилом фонде – 1,32 м3;
  • в неблагоустроенном – 1,5 м3;
  • в частном секторе без канализации – 2,0 м3.

Кн = 1,25 – коэффициент, учитывающий неравномерность накопления отходов.

365 – число дней в году.

Далее производится расчет числа контейнеров по формуле:

N=(C х T х Kp) / (V х Кз) (шт.)

Здесь:

C – суточное накопление ТБО.

T – максимальное время накопления отходов. При температуре воздуха ниже +5°С вывоз ТБО допускается осуществлять не менее 1 раз в 3 дня, значит, Т = 3.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]