Кто несет ответственность за организацию бухгалтерского учета в бюджетном учреждении

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто несет ответственность за организацию бухгалтерского учета в бюджетном учреждении». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Законодатель не раскрывает понятие «организация бухгалтерского учета», несмотря на то, что это словосочетание приведено, в частности, в одном из основных нормативных актов, регулирующих бухучет, — приказе Минфина России от 29.07.1998 № 34н.

Ответственность за организацию бухучета несет руководитель хозяйствующего субъекта (п. 6 приказа № 34н). Из опыта практической деятельности под организацией учета правомерно понимать:

  • юридическое оформление системы бухгалтерского учета (например, учреждение положения о бухгалтерии, издание приказов о включении в штатное расписание должностей ответственных за бухучет, оформление на работу специалистов на соответствующие должности);
  • техническое обеспечение системы бухгалтерского учета (закупку компьютеров, бухгалтерского ПО и иной инфраструктуры, необходимой для работы специалистов);
  • организацию непосредственно ведения бухгалтерского учета.

Кто несет ответственность за организацию бухгалтерского учета?

Квалификационные требования к лицу, претендующему на позицию, подразумевающую выполнение функций по ведению бухучета, зависит от правового статуса и отраслевой принадлежности предприятия.

Так, в соответствии с п. 4 ст. 7 закона № 402-ФЗ главный бухгалтер, оформляемый на работу в АО, страховую фирму, НПФ, управляющую финансовую компанию и иные фирмы, которые участвуют в торгах (но не являются банками), должен соответствовать одному из следующих квалификационных требований:

  • наличие высшего образования в сфере бухучета и аудита, а также стажа работы на должности, связанной с ведением бухучета, длительностью не менее 3 лет из 5, предшествующих назначению на позицию ответственного за бухучет;
  • наличие высшего образования по любой специализации, а также стажа работы, связанной с бухучетом, длительностью не менее 5 лет из 7, предшествующих назначению.

Кроме того, в обоих случаях у бухгалтера не должно быть неснятой либо непогашенной судимости за экономические преступления.

Отдельные квалификационные требования установлены для главного бухгалтера банковской организации (п. 7 ст. 7 закона № 402-ФЗ).

В общем случае руководителю фирмы или менеджеру по кадрам, оформляющему главного бухгалтера на работу, следует ориентироваться на квалификационные требования, установленные профстандартом «Бухгалтер», утвержденным приказом Минтруда РФ от 21.02.2019 № 103н.

Подробнее см.: «Новый профстандарт бухгалтера — приказ № 103н».

Главный бухгалтер или иное лицо, отвечающее за бухучет в компании, в процессе выполнения своей работы решает такие задачи, как:

  • обеспечение корректного ведения бухучета (с точки зрения документооборота, указания в отчетности достоверных данных);
  • обеспечение своевременного ведения бухучета (представления отчетности);
  • принятие в оборот первичных и прочих документов, удостоверяющих хозяйственные операции, в соответствии с законом;
  • сверка хозяйственных расчетов с контрагентами;
  • проведение своевременной инвентаризации имущества фирмы;
  • обеспечение сохранности бухгалтерских документов.

Должностные обязанности главного бухгалтера прописываются в трудовом договоре. Что же будет, если человек, занимающий данную должность, их нарушит?

Подробнее об обязанностях главбуха читайте в наших публикациях:

  • «Ищем лишние обязанности в должностной инструкции главбуха»;
  • «Вносим изменения в должностную инструкцию».

Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело письмо и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 6 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их подведомственных казенных учреждений) по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные органы (далее — централизуемые полномочия) могут быть переданы по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, финансовому органу субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Общих требований по передаче Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования полномочий соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местной администрации (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 N 1890 (далее — Постановление N 1890), передача финансовому органу субъекта Российской Федерации централизуемых полномочий осуществляется на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее — решение о передаче полномочий).

При этом подпунктом «д» пункта 3 Постановления N 1890 определено, что осуществление централизуемых полномочий финансовым органом субъекта Российской Федерации может выполняться непосредственно и (или) через подведомственное казенное учреждение (далее — уполномоченная организация).

Кроме того, в случае если на дату принятия решения о передаче полномочий ведение бюджетного учета и (или) составление бюджетной отчетности субъектов централизованного учета осуществляются на основании договора (соглашения) иными организациями (далее — иная централизованная бухгалтерия), в целях передачи централизуемых полномочий уполномоченной организации в решении о передаче полномочий предусматриваются положения о прекращении (завершении) исполнения централизуемых полномочий иными централизованными бухгалтериями и об организации передачи субъектами централизованного учета и (или) иными централизованными бухгалтериями документов (сведений), необходимых для осуществления уполномоченной организацией централизуемых полномочий (пункт 4 Постановления N 1890).

Учитывая изложенное, в случае принятия решения в соответствии с положениями статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, централизуемые полномочия подлежат передаче уполномоченной организации — финансовому органу (казенному учреждению, подведомственному финансовому органу).

При этом бюджетным законодательством не предусмотрено право передачи уполномоченной организацией исполнения возложенных на нее полномочий иным юридическим лицам (в том числе по договору (контракту).

В части вопроса по передаче руководителем экономического субъекта (учреждения) права первой подписи бухгалтерской (финансовой) отчетности при условии осуществления полномочий по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета уполномоченной организацией (централизованной бухгалтерией).

В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Федеральный закон N 402-ФЗ) бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра руководителем экономического субъекта.

Отчетность учреждений, составленная уполномоченной организацией (централизованной бухгалтерией), в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191н, и Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации от 25.03.2011 N 33н, подписывается руководителем учреждения, передавшего ведение учета и (или) составление бухгалтерской отчетности, а также руководителем, либо лицом им уполномоченным, централизованной бухгалтерии, осуществляющей ведение бухгалтерского учета и (или) составление бухгалтерской отчетности, а также должностным лицом (главным бухгалтером (бухгалтером-специалистом) централизованной бухгалтерии), на которое возложена обязанность по ведению бухгалтерского учета и (или) составление бухгалтерской отчетности.

При этом согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона N 402-ФЗ руководителем экономического субъекта (учреждения) является лицо, являющееся единоличным исполнительным органом субъекта учета, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта.

Кто несет ответственность за организацию бухгалтерского учета

Действующее законодательство не дает однозначных ответов ни на один из следующих вопросов:

  • Можно ли разделить ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета (за исключением субсидиарной ответственности по делам о банкротстве)?
  • Какова ответственность руководителя организации за ведение бухгалтерского учета?

Для их решения главным ориентиром служит лишь судебная практика.

Так, руководителя наверняка привлекут к ответственности при отсутствии у суда доказательств, что:

  • бухгалтерский учет в компании вело лицо, соответствующее требованиям законодательства (Постановление Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 127-АД18-5);
  • руководитель организовал хранение бухгалтерских документов (Определение Верховного Суда РФ от 03.07.2018 N 307-ЭС18-8193 по делу N А56-71346/2013);
  • бухгалтер имел доступ к ключам от банк-клиента (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.11.2015 № А05-11992/2012).

Отметим, что ответственность не минует и бывшего руководителя компании (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.01.2019 N Ф03-5750/2018 по делу N А51-8910/2016). До сих пор суды применяют постановление Пленума ВС РФ от 24.10.2006 № 18 о разграничении ответственности. Суд признал объективность разности таких трудовых обязанностей, как:

  • организация учета (руководитель);
  • корректное ведение учета (бухгалтер).

Поскольку результатом выполнения (не выполнения) указанных обязанностей может стать один и тот же результат, обозначенные работники компании могут нести совместную ответственность за:

  • ошибки в бухучете;
  • правовые последствия учетных ошибок.

Однако если ошибка произошла, например, из-за соответствующего письменного распоряжения руководителя компании (п. 8 ст. 7 закона № 402-ФЗ), то и отвечать за нее будет не бухгалтер. А вот ответственность за несвоевременную сдачу отчетности на бухгалтера переложить можно (Постановление Верховного Суда РФ от 09.03.2017 № 78-АД17-8).

Интересный факт

Бухгалтер может избежать материальной ответственности за несвоевременное представление отчетности даже при включении такой ответственности в трудовой договор (Апелляционное определение Московского городского суда от 14.12.2017 № 33-51403/17). По мнению судей, такое нарушение: нельзя отнести к прямому действительному ущербу (ч. 2 ст. 238 ТК РФ); не соответствует понятию убытков, возмещаемых работником (п. 2 ст. 15 ГК РФ). В таких случаях руководитель организации не только несет административную ответственность (которую можно оспорить), но и несомненные материальные потери.

Ответственность за грубое нарушение – это штраф на руководителя в размере от 5 000 до 10 000 рублей.

За повторное в течение года грубое нарушение штраф за неправильное ведение бухгалтерского учета возрастает: он может составить от 10 000 до 20 000 рублей. Более того, руководитель вместо штрафа может быть дисквалифицирован на срок от 1 года до 2 лет.

Принципы ведения бухгалтерского учета подразумевают отражение результатов финансово-хозяйственной деятельности посредством бухгалтерских проводок. Проводка — это инструмент учета, при помощи которого записываются операции учреждения.

Схема составления проводок довольна проста — каждая операция записывается по дебету одного и кредиту другого (корреспондирующего) счета учета. Данный способ получил название двойная запись. Метод двойной записи — это ключевой принцип ведения бухучета.

Все счета учета подразделяются на три вида:

  • активные — на них проводятся активы организации;
  • пассивные — необходимы для отражения источников формирования активов, то есть пассивов;
  • активно-пассивные, или смешанные — для записи попеременно сформировавшейся дебиторской и кредиторской задолженности перед контрагентами на одном и том же счете, а также для учета активных и пассивных финансовых результатов.

При этом в проводке могут быть учтены следующие комбинации счетов:

  • актив — пассив;
  • актив — активно-пассивный;
  • пассив — активно-пассивный;
  • два активно-пассивных счета.

Письмо Минфина России от 19.082003 № 03-01-01/11-241 указывает на основную цель централизации учета в бюджетной сфере: необходимость минимизации расходов и повышения эффективности работы бухгалтерских служб. К перечню задач, решаемых усилиями ЦБ, можно отнести:

  • увеличение степени достоверности учетных данных;
  • возможность применять к разным случаям единую методологию;
  • понижение уровня налоговых рисков;
  • оперативную подготовку всех видов отчетности;
  • обеспечение экономии фонда оплаты труда за счет сокращения общего штата финансовых сотрудников;
  • уменьшение расходов на организацию учета на предприятии.

ВАЖНО! В Законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» говорится о праве руководителя хозяйствующего субъекта самостоятельно принимать решение о том, как будет вестись учет в организации: своими силами, третьими лицами или специализированными компаниями на договорной основе (п. 3 ст. 7).

Положительными последствиями внедрения централизованной бухгалтерии могут стать:

  • отсутствие необходимости содержать штат финансового, планового и бухгалтерского отделов;
  • управленческие расходы сокращаются;
  • реализация запланированных проектов и программ происходит в сжатые сроки;
  • единый подход в выполнении разных задач бухгалтерского учета;
  • контролирующие действия унифицированы;
  • использование ресурсной базы предприятия происходит более эффективно благодаря двойной системе мониторинга: со стороны руководства компании и специалистов ЦБ;
  • не надо тратить средства и время на организацию курсов повышения квалификации и спецоценку условий труда для бухгалтерской службы;
  • риски хозяйственной деятельности минимизируются, так как уровень квалификационной подготовки всех специалистов ЦБ очень высокий.

К недостаткам можно отнести сокращение возможностей для руководителя в отношении расходования средств – централизованная бухгалтерия будет соотносить все виды трат с планом доходов и расходов на текущий год. Введение дополнительных обязанностей для сотрудников ЦБ возможно только при условии увеличения платы по договору.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для бюджетной сферы прямые рычаги воздействия на перечень оказываемых услуг у предприятия-заказчика отсутствуют. Степень централизации учета определяется не обслуживаемой организацией, а главными распорядителями средств и органами местного самоуправления.

За что и как могут наказать бухгалтера

Единство бухгалтерского учета может быть достигнуто путем выделения структурного подразделения, специализирующегося на учете (бухгалтерском, налоговом, управленческом) и планировании или через создание отдельного юридического лица. В последнем случае ответственность за полноту учета возлагается на директора ЦБ. При варианте с выделением бухгалтерии в отдельное подразделение надо будет вносить в Устав изменения, добавлять в него дополнительный вид деятельности – оказание бухгалтерских услуг.

При разработке оптимальной организационной структуры единого органа необходимо предусмотреть:

  1. Управление по подготовке отчетной документации (руководящий состав).
  2. Планово-аналитический или экономический отдел.
  3. Группа главных специалистов.
  4. Расчетчики для начисления и учета расчетов с наемными работниками.
  5. Учетчики.
  6. Хозяйственное подразделение.

Форма договора может быть разработана для оказания услуг на безвозмездной или возмездной основах. В документе надо прописать:

  • функции ЦБ;
  • права и обязанности сторон соглашения;
  • меры ответственности за конкретные виды нарушений;
  • указание лиц с правом подписи бухгалтерской документации;
  • сроки предоставления в бухгалтерию первичных документов и их обработки;
  • правила документооборота;
  • особенности организации хранения документов и порядок работы с архивом.

В соответствии с разработанной организационной структурой бухгалтерской службы составляется ее штатное расписание. На вакантные должности подбираются высококвалифицированные специалисты общего направления деятельности и узкой специализации. Выбор работников надо организовывать на конкурсных условиях с возможностью перевода (полного или частичного) персонала дочерних структур в ЦБ. Численность штата рассчитывается с учетом предполагаемых трудозатрат в каждом сегменте учета.

Централизация бухгалтерского учета – оптимальное решение для бюджетных организаций и крупных частных предприятий. Создание такого органа позволяет высвободить дополнительные денежные ресурсы и снизить налоговые риски.

В отношении юридического лица обозначено сразу несколько видов проступков, за которые предусмотрена административная ответственность:

  1. Штраф за нарушение ведения бухгалтерского учета 2020. Наказание будет применено в организации, которая в одном календарном году неоднократно нарушила установленные правила по ведению бухучета: несвоевременно или неправильно отразила операции на счетах бухучета либо не создавала и не хранила первичные и учетные документы. Причем наказание детализировано в статье 120 НК РФ по категориям:
    • если проступки совершали в течение одного налогового периода, то компанию оштрафуют на 10 000 рублей;
    • ошибки и нарушения обнаружены в двух и более налоговых периодах — штраф 30 000 рублей;
    • правонарушения привели к занижению налоговой базы (заплатили налогов и взносов в бюджет меньше, чем следовало) — штраф будет равен 20% от суммы недоплаты, но не более 40 000 рублей.
  2. Штраф за не предоставленную вовремя бухгалтерскую отчетность в ИФНС. В соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ, компанию оштрафую на 200 рублей за каждый непредоставленный вид отчетности в ФНС. Причем наказание применяют не только к несданной вовсе отчетности. За срыв срока отчетной кампании — до 31 марта года, следующего за отчетным, — предусмотрены аналогичные санкции.
  3. Штраф за несданную бухгалтерскую отчетность в Росстат. Контролеры могут ограничиться предупреждением, если время просрочки небольшое либо имеются уважительные причины несдачи бухотчетности в статистику. Также представители Росстата вправе наложить административный штраф в сумме от 3000 до 5000 рублей на компанию, предоставившую отчетность с опозданием. Норматив закреплен в статье 19.7 КоАП РФ.

С категориями проступков, за которые накажут компанию, разобрались. Теперь обозначим правонарушения, за которые предусмотрены штрафные санкции в отношении должностных лиц.

Все наказания можно разделить на три категории:

  • грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета — рассмотрим отдельно;
  • нарушение сроков сдачи или непредоставление бухотчетности в ИФНС;
  • непредоставление или несвоевременное предоставление бухотчетности в Росстат.

За несданный бухгалтерский баланс и приложения к нему ответственного работника, например главного бухгалтера, вправе оштрафовать на сумму от 300 до 500 рублей. Причем норматив применения санкций разный, несмотря на одинаковый размер штрафа. За несданный баланс в ИФНС применяют нормы ст. 15.6 КоАП РФ. В Росстат — статья 19.7 КоАП РФ. Причем наложение штрафных санкций не освобождает ответственного работника от обязанности сдать бухгалтерскую отчетность.

ВАЖНО! Оштрафовано будет то должностное лицо, в обязанности которого входит предоставление отчетности в ИФНС и Росстат. Например, на главного бухгалтера — если таковые обязанности прописаны в его должностной инструкции. Если возложение обязанностей не оформлено документально, то штраф будут взыскивать с руководителя.

Контролеры, прежде чем взыскать ответственность за нарушение ведения бухгалтерского учета с должностного лица, запросят копии документов. Например, ИФНС требует прислать копию паспорта ответственного работника, а также приложить копию приказа о назначении на должность и должностные инструкции.

Ошибиться в работе не может только тот, кто не работает. В деятельности остальных ошибки и недочеты — дело распространенное. Но ведь за грубые ошибки могут серьезно наказать. Так что считается грубым нарушением правил учета?

Исчерпывающий перечень наказуемых деяний закрепляет статья 15.11 КоАП РФ. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету — это:

  • занижение сумм налогов, взносов и сборов на 10% и более, допущенных вследствие искажения показателей бухгалтерского учета;
  • искажение бухгалтерской отчетности (нарушение определяется для денежных показателей, значение которых отклоняется от факта на 10% и более);
  • регистрация в учете мнимой или несуществующей операции или объекта;
  • ведение счетов бухгалтерского учета вне установленных учетных журналов и регистров;
  • подготовка и составление бухотчетности на основе данных, не подтвержденных регистрами и журналами бухучета;
  • отсутствие первичной и учетной документации в течение предусмотренных сроков ответственного хранения.

Обозначенные грубые нарушения приведут к наложению штрафа. Причем размер санкции зависит от того, впервые ли допущен проступок или наказание накладывают повторно. Например, за грубое нарушение бухучета, допущенное впервые, предусмотрено взыскание от 5000 до 10 000 рублей. За повторные проступки накажут посерьезнее — от 10 000 до 20 000 рублей. Либо должностное лицо могут дисквалифицировать на срок от одного года до двух лет.

Главбух и директор могут избежать штрафов от контролеров. Для этого требуется подтвердить документально, что:

  • предоставлена корректирующая декларация, расчет или иная отчетность;
  • сумма налога, сбора и взноса, не уплаченная из-за искажений учетных данных, полностью погашена перед бюджетом;
  • полностью уплачены пени за просрочку платежей по нарушениям и искажениям в бухгалтерском учете;
  • ошибка в бухгалтерском учете исправлена в установленном порядке до утверждения бухотчета, в том числе подготовлена пересмотренная бухгалтерская отчетность.

Пояснения относительно того, как определяется административная ответственность за нарушение правил бухгалтерского учета, дал Минфин в отдельном Информационном сообщении от 07.04.2016 № ИС-учет-3.

Особенности работы централизованной бухгалтерии

Ответственность бухгалтерской фирмы может быть разной. Определяется она прежде всего форматом обслуживания и объемом оказываемых услуг.

При полном аутсорсинге (сопровождении бухучета, абонентском бухгалтерском обслуживании) оказание услуг осуществляется в три этапа. Первый предусматривает первичную обработку информации о финансово-хозяйственных операциях компании-заказчика. Второй этап является аналитическим. Третий включает расчет налоговых обязательств. Фактически последний этап определяет качество аутсорсинговых услуг.

На каждом из указанных выше этапов бухгалтерская фирма несет ответственность за:

  • соблюдение сроков реализации функций (несвоевременное выполнение, невыполнение, ошибочное выполнение взятых на себя обязательств);

  • правильность отражения фактов хозяйственной деятельности компании-заказчика в учете;
  • соблюдение сроков представления отчетности в контролирующие организации;
  • сохранность полученной документации (бухгалтерской первички, налоговых документов, писем и предписаний от ФНС и т.п.).

Согласно условиям типового договора с аутсорсером, если его действия или бездействие нанесли компании-заказчику ущерб, этот ущерб должен быть компенсирован. Иными словами, за ошибки в учете, отчетности, нарушение правил коммуникации с контролирующими структурами юридически и материально отвечает исполнитель. Компенсируются все без исключения санкции (пени, штрафы), если они возникли по вине бухгалтерской фирмы.

Рассмотрим ситуацию на примере. Компания передает бухучет на аутсорсинг. Аутсорсер, обрабатывая первичку, допускает ошибку. Эта ошибка отражается в отчетности. Налоговая при проведении камеральной проверки выявляет ошибку, выставляет налогоплательщику штраф. Расходы по его погашению ложатся на бухгалтерскую компанию. Заказчик не несет дополнительных расходов.

Что делать, если вам позвонили из налоговой с претензиями на предмет достоверности, полноты данных в отчетах, несдачи деклараций или несвоевременной их сдачи? Переадресовывайте претензии аутсорсеру. Бухгалтерская компания, по условиям договора, обязана дать объяснения и компенсировать все санкции.


Частичный аутсорсинг сегодня тоже широко распространен. Передавая на внешнее управление отдельные участки бухучета, необходимо четко понимать, за что и как будет нести ответственность исполнитель.

Чаще всего бухгалтерской компании передаются:

  • обработка первички;

  • начисление зарплаты и расчет зарплатных налогов;
  • составление, сдача отчетности.

Если у налоговой возникают претензии к налогоплательщику, последнему необходимо разобраться в том, по чьей вине возникли ошибки в учете. Если они касаются участков, переданных на внешнее управление, претензии переадресовываются аутсорсеру.

Следует отметить, что процессинговый (частичный) аутсорсинг учета не включает аналитическую функцию. То есть в обязанности исполнителя не входит проверка законности, правильности оформления финансово-хозяйственных операций и отражения их в учете. Также аутсорсер не уполномочен квалифицировать факты хозяйственной жизни организации. Он не сопоставляет экономический смысл таких фактов с учетной первичкой.

Приведем простой пример. Компания передала на аутсорсинг сдачу отчетности. При этом она оставила за собой функцию обработки первичной документации. В сданной отчетности обнаружилась ошибка. И эта ошибка возникла по причине неправильной обработки первичных данных. Проверка этой информации в функции исполнителя не входила. Соответственно, ответственность за ошибку ложится на заказчика бухгалтерских услуг, то есть на самого налогоплательщика.

Другой пример на тему процессингового аутсорсинга. Налоговая предъявляет претензии к качеству отчета. При детальном рассмотрении ситуации выясняется, что первичные данные были правильными. А при составлении отчета аутсорсер допустил ошибку. Здесь ответственность – за исполнителем. Он обязан компенсировать все санкции, примененные налоговиками к налогоплательщику (заказчику бухгалтерской услуги).


Передача бухучета на аутсорсинг не отменяет юридической ответственности заказчика как налогоплательщика, работодателя. Выделяют 4 зоны такой ответственности. Прежде всего, это обеспечение законности хозяйственной деятельности. То есть оформление бизнеса и способ его ведения должны соответствовать требованиям действующего законодательства. Если в законности деятельности заказчика бухгалтерских услуг у аутсорсера возникают сомнения, он имеет полное право отказать в процессинговом или абонентском обслуживании.

Также заказчик несет ответственность за организацию бухучета, налогового и кадрового учета. В практической плоскости это означает, что отвечать перед контролирующими структурами будет налогоплательщик, работодатель. Но если функции организации и/или ведения учетов переданы сторонней организации и с ней заключен грамотный договор, то аутсорсер несет ответственность перед заказчиком.

Третья зона ответственности заказчика бухгалтерских услуг – исполнение обязательств налогоплательщика. Аутсорсер может рассчитать, исчислить налоги. Но он не несет ответственности за то, уплачивает их заказчик услуг или нет.

Еще одна зона ответственности – хранение документов. Если функция передается на аутсорсинг, важно получить соответствующие гарантии от компании-исполнителя.

Федеральный закон № 113‑ФЗ, внесший изменения в ст. 15.11 и 15.15.6 КоАП РФ, вступил в силу 9 июня 2019 года, и именно с этой даты начинают действовать новые нормы названных статей, а в отношении должностных лиц бюджетных учреждений применяются новые размеры административной ответственности.

Нормы какой статьи КоАП РФ (ст. 15.11 или 15.15.6) применяются при привлечении главного бухгалтера к административной ответственности?

До вступления в силу Федерального закона № 113‑ФЗ в отношении действий должностных лиц бюджетных учреждений применялась ст. 15.11 КоАП РФ. Положения ст. 15.15.6 КоАП РФ в отношении должностных лиц бюджетных учреждений не применялись, поскольку эта статья устанавливала административную ответственность за нарушения ведения учета должностных лиц в части порядка представления бюджетной отчетности, то есть отчетности, составляемой в соответствии с Инструкцией № 191н[1], а бюджетные учреждения составляют отчетность согласно Инструкции № 33н[2].

В силу поправок, внесенных в названные статьи Федеральным законом № 113‑ФЗ, в случае нарушения в бюджетном учете должностными лицами бюджетных учреждений требований к ведению бухгалтерского учета, составлению и представлению бухгалтерской отчетности применяются нормы, закрепленные в ст. 15.15.6 КоАП РФ.

За какие виды нарушений в области бухгалтерского учета и составления отчетности предусмотрена административная ответственность за нарушения ведения учета ст. 15.15.6 КоАП РФ?

Новой редакцией ст. 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность бюджетная отчетность:

1) за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, бюджетным законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бухгалтерской отчетности;

2) за нарушение требований к бухгалтерскому учету, повлекшее представление бухгалтерской отчетности, содержащей:

  • незначительное искажение показателей бухгалтерской отчетности;
  • значительное искажение показателей бухгалтерской отчетности;

3) за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к составлению либо представлению бухгалтерской отчетности.

За непредставление или представление с нарушением сроков, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, бухгалтерской отчетности должностные лица учреждения привлекаются к ответственности в виде административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. (п. 1 ст. 15.15.6 КоАП РФ). Ранее в силу ст. 15.11 КоАП РФ штраф за подобное нарушение составлял от 5 000 до 10 000 руб.

Каков размер ответственности за нарушение требований к ведению бухгалтерского учета и составления отчетности?

Положения ст. 15.15.6 КоАП РФ дифференцируют влияние нарушения на искажение показателей отчетности, соответственно, размер штрафа за нарушение, повлекшее незначительное искажение показателей бухгалтерской отчетности, отличается от размера штрафа за грубое нарушение требований к составлению отчетности, ведения бухгалтерского учета.

В примечании к ст. 15.15.6 КоАП РФ разъяснено, какие нарушения относятся к нарушениям бухгалтерского учета, повлекшим незначительные и значительные искажения показателей бухгалтерской отчетности, а какие – к грубым нарушениям требований к бухгалтерскому учету и составлению либо представлению бухгалтерской отчетности. Для наглядности приведем штрафы по каждому виду нарушений в таблице:

Нарушение требований к бухгалтерскому учету, повлекшее представление бухгалтерской отчетности, содержащей незначительное искажение показателей бухгалтерской отчетности.

Описание нарушения

Числовой показатель нарушения

Искажение показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) финансовом результате

Не менее чем на 1 %, но не более чем на 10 % и на сумму, не превышающую 100 000 руб.;

не более чем на 1 % и на сумму, превышающую 100 000 руб., но не превышающую 1 000 000 руб.

Занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов

На сумму, не превышающую 100 000 руб., вследствие нарушения требований к ведению бухгалтерского учета и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской отчетности

Нарушение требований к бухгалтерскому учету, повлекшее представление бухгалтерской отчетности,содержащей значительное искажение показателей бухгалтерской отчетности.

Описание нарушения

Числовой показатель нарушения

Искажение показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) финансовом результате

Не менее чем на 1 %, но не более чем на 10 % и на сумму, превышающую 100 000 руб., но не превышающую 1 000 000 руб.;

не более чем на 1 % и на сумму, превышающую 1 000 000 руб.

Занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов

На сумму, превышающую 100 000 руб., но не превышающую 1 000 000 руб., вследствие нарушения требований к ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности

Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к составлению либо представлению бухгалтерской отчетности.

В отношении этого вида нарушения ст. 15.15.6 КоАП РФ установлены как виды нарушений, относимых к этой категории при достижении определенных числовых показателей искажения отчетности и занижения сумм налогов, так и действия должностных лиц, которые вне зависимости от числового размера отношения показателя от нормы квалифицируются как данный вид нарушения. К такому виду нарушений относятся:

Описание нарушения

Числовой показатель нарушения

Искажение показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) финансовом результате

Более чем на 10 %;

не менее чем на 1 %, но не более чем на 10 % и на сумму, превышающую 1 000 000 руб.

Занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов

На сумму, превышающую 1 000 000 руб., вследствие нарушения требований к ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности

Пункт 5 ст. 15.15.6 КоАП РФ в редакции Федерального закона № 113‑ФЗ устанавливает, что предусмотренная данная статьей административная ответственность бюджетная отчетность за искажение показателей отчетности не применяется:

  • к лицу, на которое возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета;
  • к лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета.

При этом должно выполняться следующее условие: искажение показателей отчетности допущено в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.

Предусматривает ли ст. 15.15.6 КоАП РФ случаи, когда должностное лицо, совершившее нарушение, освобождается от административной ответственности?

Согласно положениям ст. 15.15.6 КоАП РФ, изложенной в редакции Федерального закона № 113‑ФЗ, должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 15.15.6 КоАП РФ:

1) при представлении уточненной налоговой декларации (расчета) и уплате на основании такой налоговой декларации (такого расчета) суммы налога (сбора, страхового взноса), не уплаченной вследствие нарушения требований к ведению бухгалтерского учета и (или) искажения показателей бухгалтерской отчетности, а также при уплате соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных ст. 81 НК РФ;

2) при представлении бухгалтерской отчетности, содержащей уточненные (исправленные) показатели (в том числе вследствие исправления выявленных ошибок в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности):

  • до принятия бухгалтерской отчетности финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств, органом, осуществляющим в отношении государственного (муниципального) учреждения функции и полномочия учредителя, либо иным лицом, ответственным за формирование консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее – субъект консолидированной отчетности);
  • после принятия бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом консолидированной отчетности, но до момента обнаружения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.15.6, ошибок в отчетности;
  • после проведения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, закрепленных в ст. 15.15.6 КоАП РФ, проверки бухгалтерской отчетности, по результатам которой не были обнаружены исправленные ошибки в отчетности.

[1] Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.

[2] Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

9 июня 2019 года вступили в силу изменения в КоАП РФ. Наибольшее количество поправок касается классификации нарушений в сфере бюджетного (бухгалтерского) учета и бухгалтерской отчетности в целях привлечения к ответственности за них.

Статья 15.11 «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности» на организации госсектора больше не распространяется. Ранее она применялась ко всем организациям, поскольку для учреждений не было специальных норм. Теперь для них предусмотрена статья 15.15.6 КоАП РФ, которая изложена в новой редакции. До внесения изменений эта статья касалась только нарушений порядка представления бюджетной отчетности. В новой редакции в ней детально описаны нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и бухгалтерской отчетности, а также ответственность за них. Статья 15.15.6 КоАП РФ распространяется не только на органы власти, органы управления внебюджетных фондов и казенные учреждения, но и на бюджетные, автономные учреждения.

Штраф за непредставление или представление с нарушением установленных сроков бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности остался прежним – от 10 000 до 30 000 руб. на должностных лиц.

Новшеством является деление нарушений бюджетного (бухгалтерского) учета в зависимости от степени искажения показателей отчетности. Искажение может быть:

  • незначительное;
  • значительное;
  • грубое.

Критерии, по которым нарушения относятся к тому или иному виду, установлены в пп. 2 – 4 примечаний к ст. 15.15.6 КоАП РФ:

Степень искажения Искажение показателя отчетности в денежном измерении Занижение сумм налогов, сборов, страховых взносов из-за искажения показателей отчетности Иные критерии Ответственность
первичное нарушение повторное нарушение
Незначительное
  • от 1% до 10%, сумма искажения не более 100 000 руб.;
  • не более 1%, сумма искажения от 100 000 до 1 000 000 руб.
  • не более 100 000 руб.
предупреждение или штраф на должностных лиц от 1000 до 5000 руб. штраф на должностных лиц от 5000 до 15 000 руб.
Значительное
  • от 1% до 10%, сумма искажения от 100 000 руб. до 1 000 000 руб.;
  • не более чем на 1%, сумма искажения более 1 000 000 руб.
  • от 100 000 до 1 000 000 руб.
штраф на должностных лиц от 5000 до 15 000 руб. штраф на должностных лиц от 15 000 до 30 000 руб.
Грубое
  • более 10%;
  • от 1 до 10%, сумма искажения более 1 000 000 руб.
    более 1 000 000 руб.
  • искажение показателя бюджетной отчетности в денежном измерении, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета;
  • включение в отчетность показателей, не подтвержденных учетными регистрами и (или) первичными документами;
  • отражение в регистрах учета мнимого объекта (в т.ч. неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта;
  • ведение счетов бюджетного (бухгалтерского) учета вне применяемых учетных регистров;
  • отсутствие в течение установленных сроков хранения:
    • первичных документов;
    • регистров учета;
    • отчетности;
    • аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (если проведение аудита отчетности обязательно)
штраф на должностных лиц от 15 000 до 30 000 руб. штраф на должностных лиц от 30 000 до 50 000 руб.

В статье 15.15.6 КоАП РФ также перечислены случаи, когда должностные лица освобождаются от административной ответственности.

Бухгалтер или лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, не может быть привлечен к ответственности за искажение показателей отчетности, если:

  • первичные документы, составленные другими лицами, не соответствуют фактам хозяйственной жизни;
  • первичные учетные документы не переданы или переданы несвоевременно для отражения сведений в регистрах бухгалтерского учета.

Должностные лица освобождаются от административной ответственности в случае подачи уточненной налоговой декларации (расчета), уплаты недоимки по налогу (сбору, страховому взносу) и пеней в соответствии с требованиями НК РФ.

  1. Общий учет — ведут 75% всех юридический лиц (бухгалтерия обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ, индивидуальных предпринимателей крупных, где бухучет поставлен серьезно). Здесь требуется особый профессионализм. И если вы хотите добиться в этом виде признания, то надо быть большим профессионалом.
  2. Банковский учет — здесь свой план счетов и набор хозяйственных операций банка, которые главный бухгалтер банка должен знать. Банковская сфера (кредитные учреждения, микрофинансовые организации и пр.) подчиняется Центральному банку, главного бухгалтера банка утверждает Центральный банк РФ, без процедуры утверждения ЦБ главный бухгалтер полномочий не имеет.
  3. Бюджетный учет — бюджетный план счетов и, соответственно, бюджетный вид бухгалтерского учета.
  • Во главе — главный бухгалтер. Всегда подчиняется только руководителю предприятия (это по закону), никакому финансовому директору (менеджеру), заму по экономике — только руководителю. Руководитель назначает главбуха на должность. Под главным бухгалтером всю иерархию бухгалтерского мира образуют бухгалтеры по участкам, кассиры и внутренние контролеры.

Главный бухгалтер в первую очередь — организатор работы всей бухгалтерской службы. Мы не рассматриваем сейчас маленькие компании, где один человек во всех лицах и выполняет все функции. Мы рассматриваем организацию, где есть небольшой штат:

  • в такой организации главный бухгалтер подчиняется руководителю организации, контролирует работу бухгалтеров по участкам бухучета по определенным моментам.
  • 70% бухучета составляет работа двух участков:
  • Работа «материалиста»: учет материалов, учет готовой продукции — учет оборотных активов.
  • Участок расчета заработной платы.

Если на этих двух участках у вас находятся люди, в компетенциях которых вы уверены, то вам повезло. Главный бухгалтер не может вникать во все, но он подписывает те документы, которые для него готовят другие бухгалтеры — его подчиненные. Мы не можем проверить расчет заработной платы по каждому сотруднику, потому что их в штате может быть 150 и более, мы можем только взять ведомость, подписать ее и надеяться, что тот человек, который производил расчет заработной платы, компетентен, честен, профессионален и все сделал правильно.

К сожалению, физически вы не можете проверить все, надо людям доверять. Вы не можете проверить списание материалов, реализацию товаров — все материальные отчеты, но вы будете подписывать эти документы.

Правильно расставить людей, рассадить их в зависимости от их уровня знаний и компетенций — это ваше знание психологии, которое вам придется проявить на своем месте.

  • Отдельно — кассиры. Это люди, которые занимаются кассовыми операциями. Ничто так вкусно не пахнет и не прилипает к рукам, как наличные денежные средства. Это самый опасный участок работы. В соответствии с профессиональным стандартом кассира, назначение на должность кассира идет по представлению главного бухгалтера. То есть заявление о приеме на работу кассира сначала визирует главный бухгалтер, а потом уже назначает на должность руководитель организации. Вы должны знать человека, который находится у вас на этом месте. Там может быть только надежный проверенный человек, которому вы доверяете, потому что он будет учитывать всю наличку в вашей кассе. Контроль за кассовой дисциплиной — это тоже функция главного бухгалтера.
  • Кроме того, главному бухгалтеру подчиняется внутренний контролер (внутренний аудитор). Этот человек осуществляет внутреннюю проверку правильности ведения бухучета и, как правило, правильности и своевременности документооборота. Он помогает избежать серьезных штрафов со стороны контролирующих структур. Он часть бухучета. Это область, которой уделяется внимание главного бухгалтера.

Мы рассмотрели иерархические требования, а каковы задачи главбуха?

Ответственность бухгалтерской фирмы за ведение учета.

  1. Представляет интересы бухгалтерии организации перед контролирующими органами, государственными структурами, компаниями-контрагентами. Любой инспектор всегда попросит к телефону главного бухгалтера, если ему нужно задать вопрос по сданным декларациям, так же как и любой представитель заказчика, контрагента всегда попросит главного бухгалтера, если речь о документах.
  2. Вправе делать запрос нужных документов и информации от других специалистов компании. Нам часто приходится лезть в склад, в техническую службу. Если, к примеру, вы бухгалтер строительной компании и вам надо приходовать кран, то вам надо знать характеристики крана, чтобы поставить его на учет. Вы попросите технические документы на него, вам нужна мощность этого крана, потому что вам рассчитывать налог на имущество. Нужна его стоимость. Нужна грузоподъемность, нужен срок полезного использования из технических характеристик. Это все нужно будет узнать у технической службы. И никто не имеет права отказать главбуху: ни главный технолог, ни главный инженер — по вашему требованию должны предоставить все необходимые документы.
  3. Имеет право вносить на рассмотрение руководства любые финансовые планы, структуру бухгалтерии, предложения по экономическим вопросам организации. Вы можете сами инициировать процесс каких-то бизнес-планов, поручений. И с такими инициативами вы можете выходить напрямую к руководителю.
  4. Взаимодействует с другими структурными подразделениями.
  1. Все работники предприятия обязаны подчиняться требованиям главного бухгалтера, которые касаются документального оформления операций с последующим предоставлением в бухгалтерию всей необходимой документации.
  2. Все денежные и расчетные документы, а также финансовые и кредитные обязательства признаются недействительными, если на них не проставлена подпись главного бухгалтера. Такие документы нельзя принимать к исполнению. Если форма утверждена госорганом и там нужна подпись главбуха, то она там должна быть. Приходно-расходные кассовые ордена, к примеру, чтобы главный бухгалтер мог отслеживать движение денежных средств.

Федеральный закон о бухучете определяет строго закрытый перечень организаций, к главным бухгалтерам которых предъявляются определенные требования (ст. 7).

Требования установлены к главбухам:

  • акционерных обществ;
  • страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов;
  • акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний паевых инвестиционных фондов;
  • экономических субъектов, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (то есть там, где задействованы интересы третьих лиц);
  • организаций бюджетной сферы, составляющих консолидированную (сводную) бюджетную отчетность, консолидированную отчетность государственных (муниципальных) учреждений. Не просто главный бухгалтер госструктур, а именно организации, составляющей консолидированную бюджетную отчетность.

В этом списке организации, где задействованы интересы акционеров, инвесторов, третьих лиц, где вкладываются чужие деньги, где нужен профессиональный контроль за активами. К главбухам других коммерческих организаций, осуществляющих другую деятельность (к примеру, торговую, строительную, транспортную), индивидуальным предпринимателям, такие требования не предъявляются, но могут быть предъявлены по желанию руководителя.

  1. Высшее профессиональное образование. В дипломе о высшем образовании должно стоять словосочетание «бухгалтерский учет» в специальности. К примеру, «бухгалтерский учет и анализ финансовой деятельности».
  2. Стаж работы, связанный с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита («экономист», «финансы и кредит», «налоги и налогообложение» и прочие специальности) — не менее пяти лет из последних семи календарных лет. Даже если вы находились на должности преподавателя бухучета, аудита, это не должность, связанная с ведением и составлением бухотчетов, — это требование ключевое.
  3. Отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Бывший главный бухгалтер, а затем и директор ООО «Техностройкомплект» Картаева С.В. была привлечена ФНС России к субсидиарной ответственности на 30 млн руб.

До 2011 г. компания вела обычную хозяйственную деятельность. И, как практически любому Российскому предприятию, Техностройкомплекту требовались свободные наличные денежные средства. Не делая ничего из того, чем бы не занимались 90 % бизнесменов, Картаева немного занижала доходы, чуть завышала расходы, использовала фирмы-однодневки, принимая к зачету НДС и т.д. и т.п. В 2011 г. она уволилась с занимаемой должности., и на следующий же день передала учредителю по акту приема-передачи бухгалтерскую и иную документацию фирмы, после чего, думается мне, забыла об этом деле.

В 2014 г. (через три года после описываемых событий!!) Картаева узнала о том, что:

  • ООО «Техностройкомплект» находится в банкротстве, т.к. налоговая доначислила десятки миллионов рублей по результатам проведенной выездной проверки;
  • ее уже привлекли у субсидиарной ответственности и решение вступило в силу;
  • возбуждено уголовное дело по факту уклонения от уплаты налогов в особо крупном размере.

Не считая себя виноватой, Картаева обратилась в Арбитражный суд с кассационной жалобой. Не буду перечислять многочисленные доводы возмущенной женщины, так как суд округа оставил решение о привлечении Картаевой к субсидиарной ответственности в силе.

Выводы кассации в этом деле очевидны и ясны:

  • внесение в налоговые декларации недостоверных сведений и создание видимости реальных хозяйственных операций должника с третьими лицами в 2008 – 2009 гг. происходили с участием Картаевой;
  • Картаевой лично были изготовлены поддельные счета-фактуры от обществ СтройСинтез и Ортострой, сведения из которых отражены в книге покупок должника, при этом фактические хозяйственные операции с указанными лицами отсутствовали (это доказано и в рамках уголовного дела);
  • Картаева исказила бухгалтерскую и налоговую отчетность, внеся недостоверные сведения о размере принимаемого к вычету НДС;
  • кроме того ответчик завысила размер расходов предприятия почти в четыре раза, тем самым причинив серьезный ущерб государству.

В результате Картаева была привлечена к субсидиарной и уголовной ответственности, что закономерно и вопросов не вызывает. Вывод из этой истории можно сделать лишь один: в кошки-мышки с бюджетом лучше не играть, а к документообороту компании подходить ответственно.

В этой статье мы поговорили о возможности привлечения к субсидиарной ответственности лиц, за манипуляции с документами, отражающими финансовую и хозяйственную деятельность компании. Я также привела два примера из судебной практики, в которых основанием для привлечения ответчиков послужили отсутствие (в первом случае) и искажение (во втором) документации должника.

Написать комментарий

      С учетом обновленного Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ. главный бухгалтер может быть признан «контролирующим должника лицом». Подразумевается, что такое лицо может получать выгоду от неправомерного действия компании. Следовательно, если компанию признают банкротом, то имущество главного бухгалтера могут арестовать и обратить на него взыскание, независимо от того, работает ли этот бухгалтер в компании на момент признания банкротства или нет.

      Если долги компании появились в результате недобросовестных или неразумных действий руководителя / бухгалтера, кредиторы вправе обратиться в суд для взыскания образовавшейся задолженности с этих лиц, без инициации процедуры банкротства.

      Показательным является длящееся с 2015 года дело бухгалтера Галины Ахмадеевой, которая оказывала организации бухгалтерские услуги по гражданско-правовому договору. В результате выездной проверки, проведенной в 2014 году, налоговый орган пришел к выводу, что компания незаконно применяла ЕНВД, а главный бухгалтер и генеральный директор совершили преднамеренные действия исключительно с целью формального перехода на спецрежим с целью сокращения налоговых обязательств. В отношении бухгалтера было возбуждено уголовное дело, которое было прекращено в результате амнистии. В 2017 году после банкротства организации налоговый орган попытался взыскать с бухгалтера сумму ущерба в сумме 2,7 млн руб. на основании гражданско-правового иска. В ходе рассмотрения данного спора Галина Ахмадеева дошла до Конституционного суда РФ, перед которым поставила вопрос о допустимости взыскания недоимки организации с физического лица.

      Конституционный суд РФ в постановлении от 08.12.2017 № 39-П подтвердил законность взыскания недоимки с физического лица за причиненный им ущерб, однако определил ряд условий привлечения его к ответственности:

      • недоимку организации можно взыскать с бухгалтера, только при условии, если сама компания признана судом не способной уплачивать эту недоимку самостоятельно (компания исключена из ЕГРЮЛ, признана банкротом или деятельность фактически отсутствует).
      • нельзя взыскать с бухгалтера наложенные на организацию штрафы. КС РФ также указал на недопустимость одновременного взыскания налогов и с организации, и с ее сотрудников. Так как для оплаты недоимки у общества средств недостаточно, то ущерб должен возмещаться виновными лицами. Если в последующем у организации вдруг появятся деньги, общество может вернуть их своим сотрудникам. Такое взаимодействие, по мнению налоговых органов, исключает ситуацию двойного взыскания налоговых долгов.
      • недоимку компании можно взыскать с бухгалтера если доказана вина бухгалтера в совершении противоправного деяния, которая будет установлена в рамках уголовного процесса, либо при наличии факта прекращения уголовного дела в отношении бухгалтера, но по нереабилитирующим основаниям (амнистия в честь праздника, истечение сроков давности).
      • налоговый орган должен доказать причинно-следственную связь между совершенным преступлением, повлекшим неблагоприятные налоговые последствия и целью личного обогащения.

      Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

      Минфин России в своем Письме от 18.12.2013 N 02-06-010-54151 обращает внимание на то, что иногда может возникнуть ситуация, когда в функциях должностного лица одновременно объединяются функции внутреннего и внешнего финансового контроля и функции ведения учета, при этом возникает конфликт интересов. С одной стороны, работник обязан выполнять контрольные функции, с другой — вести бухгалтерский учет — в таком случае ведение контрольной функции невозможно. При возникновении подобной ситуации целесообразно ведение бухгалтерского учета передать сторонней организации.

      Возможность ведения бухгалтерского учета сторонней организацией (централизованной бухгалтерией) установлена п. 3 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете, п. 5 Инструкции N 157н. При передаче руководителем учреждения при наличии у него таких полномочий, отраженных в уставе, ведения бухгалтерского учета по договору или соглашению другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии), в том числе на платной основе, заключается соответствующий договор. В нем следует предусмотреть ответственность организации (централизованной бухгалтерии), осуществляющей ведение учета, за невыполнение требований законодательства РФ по ведению бухгалтерского учета, а также неполную и (или) несвоевременную уплату налогов (обязательных сборов, платежей) в бюджеты бюджетной системы РФ, несвоевременный и (или) неправильный расчет вознаграждений работникам учреждения и иные нарушения порядка организации и ведения бухгалтерского учета (Письмо Минфина России от 01.04.2011 N 02-06-10/1205).

      Обратите внимание! Согласно положениям законодательства РФ ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, своевременное предоставление учредителю, иным внешним пользователям бухгалтерской отчетности, в том числе органам, осуществляющим контроль в соответствии с законодательством РФ, судам и прокуратуре, полной, достоверной информации о наличии муниципального имущества и обязательств учреждения, а также о результатах его деятельности несет руководитель учреждения независимо от того, осуществляется ведение бухгалтерского учета самим учреждением или передано иному учреждению, организации (централизованной бухгалтерии) (Письмо Минфина России от 01.04.2011 N 02-06-10/1205).

      Общие нормы ведения бухгалтерского учета в бюджетном учреждении установлены п. 3 Инструкции N 157н. Из норм данного пункта следует, что:

      • бухгалтерский учет государственного (муниципального) имущества, обязательств, операций, их изменяющих (фактов хозяйственной деятельности), финансовых результатов осуществляется методом двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов субъекта учета;
      • бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций;
      • бухгалтерский учет ведется непрерывно исходя из предположения, что субъект учета будет осуществлять свою деятельность в обозримом будущем;
      • информация в денежном выражении о состоянии активов и обязательств, об операциях, их изменяющих, и финансовых результатах указанных операций (доходах, расходах), отражаемая на соответствующих счетах рабочего плана счетов субъекта учета, должна быть полной, с учетом существенности;
      • информация об имуществе, обязательствах и операциях, их изменяющих, а также о результатах исполнения бюджета и (или) хозяйственной деятельности субъекта учета, формируется субъектом учета на соответствующих счетах бухгалтерского учета с обеспечением аналитического учета (аналитики), в объеме показателей, предусмотренных для представления внешним пользователям (опубликования в средствах массовой информации) согласно законодательству РФ;
      • данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность учреждений должны быть сопоставимы у государственного (муниципального) учреждения вне зависимости от его типа, в том числе за различные финансовые (отчетные) периоды его деятельности;
      • рабочий план счетов субъекта учета, а также требования к структуре аналитического учета, утвержденные в рамках формирования учетной политики субъектом учета, применяются непрерывно и изменяются при условии обеспечения сопоставимости показателей бухгалтерского учета и отчетности за отчетный, текущий и очередной финансовый годы (очередной финансовый год и плановый период);
      • в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее, как на правдивую. В целях применения Инструкции N 157н существенной информацией признается информация, пропуск или искажение которой может повлиять на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации), принятое на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской отчетности субъекта учета;
      • имущество, являющееся собственностью учредителя государственного (муниципального) учреждения, учитывается учреждением обособленно от иного имущества, находящегося у данного учреждения в пользовании (управлении, на хранении);
      • обязательства, по которым учреждение отвечает имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, а также указанное имущество учитываются в бухгалтерском учете учреждений обособленно от иных объектов учета.

      Для выполнения общих требований к ведению бухгалтерского учета, установленных п. 3 Инструкции N 157н, лицу, ответственному за ведение бухгалтерского учета, следует выполнить ряд мероприятий:

      1. Разработать учетную политику. Она формируется исходя из особенностей структуры учреждения, его отраслевых и иных особенностей деятельности и выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий (п. 6 Инструкции N 157н). В состав учетной политики включаются:

      В заключение отметим, что учреждение при ведении бухгалтерского учета обеспечивает формирование полной и достоверной информации:

      • о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании;
      • о принятых учреждением обязательствах;
      • о полученных учреждением финансовых результатах;
      • о формировании бухгалтерской отчетности, необходимой внутренним пользователям.

      Следует заметить, что ст. 15.11 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. Из норм данной статьи следует, что грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб. Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:

      • занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
      • искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

      Статьей 15.11 КоАП РФ установлены случаи, когда должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные данной статьей. Так, если учреждение представит уточненную налоговую декларацию (расчет) и уплатит на основании такой налоговой декларации (расчета) неуплаченные суммы налогов и сборов, а также соответствующие пени с соблюдением условий, предусмотренных п. п. 3, 4 и 6 ст. 81 НК РФ, то административная ответственность за грубое нарушение ведения правил бухгалтерского учета к нему не применяется. При исправлении ошибок в формах бухгалтерской отчетности до их утверждения в установленном законодательством РФ порядке учреждение также не привлекается к административной ответственности.

      1. Теоретические основы организации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях
      2. Цель и задачи бухгалтерского учета в кредитных организациях, объекты бухгалтерского учета
      3. 1.6. Основы организации бухгалтерского учета в организациях. Ответственность за нарушения законодательства РФ о бухгалтерском учете
      4. Бюджетная классификация — основа бюджетного бухгалтерского учета
      5. Бюджетная система Российской Федерации как сфера бюджетного бухгалтерского учета
      6. 1.3. Бюджетная классификация — основа бюджетного бухгалтерского учета
      7. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в бюджетном учреждении.
      8. 5.1. Структура номера счета бухгалтерского учета бюджетного учреждения
      9. 9.1. Основы организации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности операций с ценными бумагами
      10. Нормативное регулирование бюджетного бухгалтерского учета
      11. Организация бухгалтерского учета
      12. 2. Организация ведения бухгалтерского учета
      13. 7.2. Организация бухгалтерского учета
      14. 5.3.1. Перенос бюджетными учреждениями остатков по счетам бухгалтерского учета при переходе на План счетов бюджетных учреждений с Плана счетов бюджетногоучета
      15. 2.1. Группировка операций с денежными средствами по счетам бухгалтерского учета бюджетного учреждения
      16. 5. Группировка расчетов по доходам по счетам бухгалтерского учета бюджетного учреждения
      17. Основы организации бухгалтерского учета на предприятии
      18. 7.1. Требования к организации бухгалтерского учета на малых предприятиях
      19. 5.1Особенности организации бухгалтерского учета в страховании
      20. 2. Группировка финансовых вложений по счетам бухгалтерского учета бюджетного и автономного учреждения

      Хотите стать главным бухгалтером? Узнайте все тайны профессии

      Исходя из ФЗ №402, в частности, ст. 7, следует вывод, что:

      • ответственность за организацию ведения бухгалтерского учета несет руководитель организации;
      • ответственность за практическую организацию учетной работы несет бухгалтер или лицо (лица), выполняющее его функции.

      Руководитель может организовать ведение бухучета следующим образом:

      • сформировать бухгалтерскую службу во главе с главным бухгалтером;
      • поручить ведение учета сторонней фирме;
      • поручить весь учет одному человеку, имеющему соответствующую квалификацию;
      • вести бухучет самостоятельно.

      Последние два варианта, как правило, применяются в малом и среднем бизнесе.

      Работник, на которого возложена ответственность за ведение бухучета, должен соответствовать ряду требований. Значительная часть из них имеет отношение к отрасли, в которой ведется учет, форме собственности, организационно-правовой форме компании. Общие требования к квалификации учетного работника изложены в профессиональном стандарте «Бухгалтер» (Приказ Минтруда №1061н от 22-12-14 г.).

      Так, в общем случае главный бухгалтер должен иметь стаж работы не менее 7 лет, из них не менее 5 – по специальности, заниматься ведением учета либо аудитом организаций. При наличии высшего образования сроки, соответственно, 5 и 3 года.

      Кроме того, указанный специалист обязан:

      • формировать учетную информацию и контролировать ее движение до потребителя без искажений;
      • уметь определять объемы учетной работы, распределять ее среди исполнителей, контролировать выполнение работ ими;
      • самостоятельно разрабатывать учетные формы, необходимые организации, в рамках законодательства;
      • формировать на основании первичных учетных данных показатели отчетности;
      • пользоваться современными средствами передачи отчетных данных и бухгалтерскими сервисами;
      • знать законодательство в сфере учета и судебную практику;
      • уметь анализировать информацию;
      • владеть приемами защиты информации;
      • иметь представление о зарубежном опыте в учетной сфере и т.д.

      Вместе с тем, например, в ст. 7-4 ФЗ №402, содержатся определенные требования к главному бухгалтеру (лицу, выполняющему аналогичные функции), ответственному за учетную работу в АО, в компаниях-участниках торгов:

      • высшее образование;
      • при отсутствии профильного высшего образования – стаж не менее 7 лет, из них 5 — на учетной работе;
      • при наличии высшего экономического образования, соответственно, 5 и 3 года;
      • отсутствие непогашенной судимости в экономической сфере.

      Главный бухгалтер кредитной организации или финансовой организации должен соответствовать требованиям Центробанка. Аналогично могут устанавливаться иные дополнительные требования к главному бухгалтеру или заменяющему его лицу в соответствии с федеральным законодательством (ФЗ №402, ст. 7-5).

      Функции руководителя по организации бухучета состоят в подготовке юридически значимого пакета документации, позволяющего регламентировать работу бухгалтерской службы, приобретении и наладке техники для работы бухгалтеров и профессионального программного обеспечения, подборе кадров, решении вопроса, кому поручить учетный процесс, и других административно-хозяйственных проблем.

      Функции непосредственно ответственного за ведение бухучета (самого руководителя, бухгалтера или главного бухгалтера, сторонней организации) следующие:

      • оформление хозяйственных операций первичными документами в соответствии с требованиями законодательства;
      • предоставление своевременной информации без искажений контролирующим органам, контрагентам;
      • инвентаризация активов компании, с учетом сроков и особенностей, по видам оных;
      • работа с контрагентами, сверка расчетов;
      • хранение документации и отчетности в соответствии с установленными сроками.

      Содержит ряд статей, позволяющих наказать главного бухгалтера (ст. 81(9), 192,243), вплоть до увольнения. По ст. 243 наступает материальная ответственность в случаях, если:

      • ущерб был причинен с умыслом;
      • вследствие халатности;
      • под воздействием веществ, изменяющих сознание;
      • если была разглашена тайна, охраняемая законом и т.д.

      Внимание! Если в трудовом договоре не указаны условия возникновения материальной ответственности главного бухгалтера, сумма материальной ответственности не может быть выше среднемесячного заработка (Пленум ВС, пост 52 от 16-11-06).

      За грубые нарушения в ведении учета ст. 15.11 предусматривает штрафы в 5-10 тыс. руб., а если нарушение совершено после повторной проверки работы бухгалтерии, суммы возрастают до 10-20 тыс. руб. Кроме того, главбух может быть дисквалифицирован.

      Уголовная ответственность главбуха также возможна в соответствии со статьями 199, 199.1 или 199.4. Она наступает за злостную неуплату обязательных платежей в фонды, взносов и в самом крайнем случае, если доказано судом, что имели место злоупотребления, нанесение значительного материального ущерба, ведет к лишению свободы.

      Внимание! Под грубыми нарушениями ведения учета понимаются: искажение показателей более чем на 10%, занижение налогового бремени на тот же процентный показатель, вследствие некачественного ведения бухгалтерского и налогового учетов, внесение в первичные документы события хозяйственной жизни, которого на самом деле не было и др. (ст. 15.11 п. 2 КоАП РФ, прим. 1).

      Руководитель может заключить договор с фирмой, предоставляющей бухгалтерские услуги в рамках своего права по организации бухучета (либо аналогично с частным лицом). Договор об оказании услуг должен быть составлен таким образом, чтобы в случае возникновения претензий к качеству учетной работы ответственность можно было возложить на фактических исполнителей таковой и доказать свои права в суде. В противном случае все бремя вины по закону придется понести руководителю, как не исполнившему обязанность должным образом, согласно ст. 7-1 ФЗ №402.

      В случае противоправных требований со стороны руководителя по отношению к главному бухгалтеру (заменяющему его ответственному лицу) работник освобождается от ответственности, если его вынудили к противоправным действиям. Такой вывод следует из постановления пленума ВС РФ №18 от 24-10-06 г. Вместе с тем однозначной позиции по вопросу ответственности того или иного руководителя по рассматриваемому нами вопросу судами не выработано. Главный бухгалтер во избежание конфликта с законом должен иметь это в виду.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован.

      Для любых предложений по сайту: [email protected]