Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Полная материальная ответственность водителей». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Очевидно, что перевозчик заинтересован в возмещении нанесенного ему вреда полностью. Заключая трудовой договор и договор о материальной ответственности с водителем, работодатель, как правило, стремится сформулировать его положения соответствующим образом. Однако вопрос этот в правовом поле до конца не отрегулирован.
Вначале определим, что сама по себе должность водителя не подразумевает полной материальной ответственности. Правительственным постановлением № 823 от 14/11/02, постановлением Минтруда № 85 от 31/12/02 установлен перечень должностей и работ, при которых законно заключение договоров о полной индивидуальной или коллективной материальной ответственности, установлены их типовые формы. В перечне водители не упомянуты. Следовательно, речь по общему правилу идет о возмещении ущерба в ограниченном размере.
В то же время перечень позволяет заключать такие договоры с экспедиторами (инкассаторами), лицами, занимающимися перевозкой ценностей, груза. Этим часто пользуются наниматели, заключая договор с одним и тем же работником, как с экспедитором, так и с водителем.
Может иметь место договор «перевозчик-водитель», с учетом положений ст. 241 ТК РФ, где средний заработок водителя за месяц указывается как граница материальной ответственности работника по умолчанию.
Находят применение и договоры о коллективной ответственности водителей. Они действуют, если ущерб нанимателю налицо, а определить вину одного из работников достоверно нельзя. Такой документ имеет смысл, например, если два водителя трудятся на одном автомобиле в одну смену. Здесь возникает уже общая ответственность, вступают в действие положения ТК РФ о коллективной ответственности, что учитывается судом. В ст. 245 ТК РФ говорится о группе лиц, на которую ложится материальная ответственность в полном объеме за недостачу ценностей, принадлежавших нанимателю.
О материальной ответственности работников-водителей
В договор материальной ответственности с водителем включается обычно не только обязанность доставить груз от точки до точки, но и ремонт при необходимости, заправка, контроль загрузки и выгрузки ценностей, товара.
Кроме того, могут включаться такие условия:
- обязанность следить за распределением груза при погрузке (но это условие не снимает полностью ответственность с грузоотправителя, производящего погрузку, согласно ст. 37 Устава автомобильного транспорта ФЗ № 259 от 08/11/07);
- обязанность следить за грузом в кузове с точки зрения соблюдения ПДД;
- обязанность принимать груз по накладной, пересчитывать его, проверять качество и целостность тары, упаковки;
- обязанность оформления недостачи и порчи при их обнаружении;
- наличие униформы (халата) и медицинской книжки.
Здесь речь идет об элементах договора транспортной экспедиции перевозчика, а водитель принимает на себя обязанности экспедитора, так как является представителем перевозчика. Именно такие контракты чаще всего имеют место.
Основной вопрос при утрате или порче груза и для перевозчика, и для водителя состоит в объеме материальной ответственности. Ее наличие определяется договором, но величину, как правило, определяет суд. Поскольку профессия в соответствующих документах Правительства и Минтруда отсутствует, полностью отвечать водитель за груз не может. Многие суды придерживаются такой точки зрения.
К примеру, Омский областной суд (аппеляционное определение судебной коллегии по гражданским делам, д. № 33-897/2019 от 28/02/019 г.) при рассмотрении вопроса о привлечении водителя, допустившего аварию служебного автомобиля, к материальной ответственности в полном объеме такую возможность исключил.
При этом отмечено, что:
- договоры о полной материальной ответственности за автомобили сами по себе незаконны, поскольку автомобиль — это средство для перевозки груза, не являющееся транспортируемой материальной ценностью;
- привлечение водителя к полной материальной ответственности как работника, осуществляющего транспортировку материальных ценностей, незаконно.
Суд установил, что водитель обязан компенсировать ущерб только в размере среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Такое положение дел сохраняется, даже если работник ранее взял на себя обязательства полностью возместить ущерб (ст. 248 ТК РФ), а затем изменил свое решение. Подобный подход определяется тем, что работник считается более слабой стороной в трудовых отношениях, по сравнению с работодателем.
Кроме того, водитель может отвечать лишь за реальный ущерб, а не за упущенную выгоду работодателя.
Существенный вопрос – время, за которое определяется средний заработок водителя (момент причинения ущерба, обнаружения или взыскания). Поскольку в законодательстве и разъяснительных документах четких указаний нет, суды принимают различные точки зрения, например:
- на день судебного решения (Суд. уч. № 1 г. Северодвинск, д. № 2-1512);
- на день причинения ущерба (Архангельский облсуд, суд. уч. № 2 Холмогорского района д. № 2-450).
В некоторых случаях материальный ущерб может взыскиваться по суду с водителей полностью:
- Водитель не находился на работе, но причинил ущерб нанимателю, например, похитив автомобиль (ст. 243 ТК РФ, ч. 1-8).
- Водитель совершил административный проступок и причинил ущерб (ст. 243 ТК РФ ч. 1-6).
- Водителем причинен ущерб как результат преступных действий. Данное обстоятельство установлено судебным приговором (ст. 243 ТК РФ ч. 1-5).
- Водитель был пьян, когда причинил ущерб. Речь идет об алкогольном и любом ином виде опьянения (ст. 243 ТК РФ ч. 1-4).
- Вред имуществу со стороны водителя умышленный, и работодатель доказал этот факт. Если доказательств умысла нет, полностью взыскивать ущерб нельзя (ст. 243 ТК РФ ч. 1-3).
- Ценности были переданы водителю по разовому документу, который он подписал. Установлен факт недостачи таких ценностей. Подобные случаи бывают, если водителю, а не другому работнику, сопровождающему груз, по доверенности передается имущество. Существенный нюанс: передача должна быть разовой и срочной (ст. 243 ТК РФ ч. 1-2).
По каждому приведенному случаю в РФ существует обширная судебная практика. В одних случаях судьи принимают сторону водителя, а в других – нанимателя.
Обычно работник возмещает причиненные фирме убытки в пределах среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Кроме того, существуют случаи, обязывающие возмещать стоимости фактических убытков организации (ст. 243 ТК РФ). Соответственно, первый случай — это ограниченная, а второй — полная матответственность.
В соответствии с ТК РФ, письменный договор о полной матответственности заключается, если:
— сотруднику есть 18 лет;
— трудовые обязанности связаны с денежными, товарными ценностями;
— должность (выполняемая работа) сотрудника поименована в «Перечне должностей и работ, в отношении которых может применяться полная материальная ответственность» (Постановление Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85).
Должность водителя в Перечне отсутствует. Однако в нем есть должность водителя-инкассатора и экспедитора. Следовательно, договор о полной материальной ответственности за автомобиль может быть заключен только при совмещении функций по управлению транспортным средством с функциями инкассатора (водители-инкассаторы) или по доставке грузов (водители-экспедиторы).
Говоря о данной должности, мы имеем в виду совмещение двух профессий: водителя и экспедитора. Следовательно, договор с водителем экспедитором о материальной ответственности может быть заключен только в части исполнения функций экспедитора. Призвать работника к ответу можно будет только в случае причинения ущерба сопровождаемому экспедитором грузу, кроме случаев:
— форс-мажора, в том числе в силу обстоятельств непреодолимой силы (обычно случаи прописываются в договоре о полной матответственности);
— когда работодатель или сторона, вверяющая груз, не обеспечили условия для хранения груза, др.
Типовая форма предусмотрена Постановлением Минтруда.
До принятия решения о наложении взыскания работодатель должен:
— установить причину, величину убытка от действий виновного (ст. 246, ст. 247 ТК РФ), исходя из цен, существующих на рынке на день обнаружения фактов о причиненном вреде;
— запросить письменное объяснение о причинах возникновения ущерба. В случае отказа дать объяснения, составить акт.
Взыскание с виновного суммы причиненных убытков в размере не более среднемесячного заработка осуществляется на основании приказа руководства, составленного в течение месяца со дня определения размера убытка (ст. 248 ТК РФ).
Если водитель передумал исполнять условия соглашения о полной матответственности, работодатель вправе обратиться в суд для возмещения убытков.
В случае отсутствия вины в причиненном ущербе взыскивать с сотрудника ущерб работодатель не вправе (ст. 233 ТК РФ).
Компания не может просто так забрать деньги у сотрудника, даже если гендиректор и десять свидетелей уверены, что курьер Иван разнес пол-офиса. Понадобится расследование, доказательства вины Ивана и гора документов.
Если сотрудник готов платить, документы всё равно нужны. В понедельник Иван винится и платит за мебель, а в пятницу находит юриста, который подает в суд на работодателя. Если у работодателя нет документов, его ждет штраф и выплата компенсации Ивану.
Расследование и сбор доказательств зависят от должности сотрудника и какая у него ответственность — полная или ограниченная. Я рассказываю об общих правилах, которые подходят для всех.
По Трудовому кодексу сотрудник платит, если нарушает нормативные документы компании. Например, положения, должностную инструкцию, правила. Главное, чтобы сотрудник расписался на них.
Принцип такой: если компания считает, что у нее есть что-то ценное, за это ценное кто-то должен отвечать, причем по документам. Приведу пример с уборщицей.
Елена мыла полы и залила системный блок, компьютер перестал работать. Вроде она виновата и должна заплатить за новый компьютер. Всё не так просто.
Главный вопрос из нашего примера: почему системный блок стоит на полу и знает ли Елена, как делать уборку с системным блоком на полу. Какие могут быть варианты:
- В должностной инструкции Елены может быть требование: если системный блок на полу, не мыть полы ближе, чем за тридцать сантиметров. Если выяснится, что Елена нарушила условие, требование о деньгах — законное.
- Или в инструкции сотрудников есть требование убирать системный блок на специальную полку, чтобы уборщица его не намочила. Если кто-то из сотрудников нарушил требование, он платит за компьютер.
В общем, вариантов много, но если работодатель хочет с кого-то получить деньги за системный блок, за него кто-то должен отвечать по документам.
Нет единого правила, как описывать обязанности сотрудников, чтобы получить деньги. Единственный принцип — описывать конкретно. Например: «уборщица не вправе вносить в кабинеты ведро с водой» или «сотрудники не вправе ставить системные блоки на пол».
Как привлечь водителя к материальной ответственности
Не со всеми сотрудниками, управляющими автомобилем, допускается заключить контракт о полном материальном обязательстве. Случаи, когда наступает материальная ответственность водителя в полной мере:
- умышленное причинение убытков;
- причинение ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
- причинение убытков в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
- причинение ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом.
Таким образом, даже факт признания работника виновником ДТП и вынесения соответствующего постановления не является основанием для взыскания с него ущерба в полном размере. Если же материальная ответственность водителя грузового автомобиля установлена и подтверждена, взыскать потери разрешается в месячный срок со дня окончательного установления работодателем размера причиненного ущерба.
Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненные работодателю убытки, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с сотрудника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание осуществляется только судом.
Если с Вами все-таки заключили такое соглашение, то обратите внимание на практику рассмотрения дел в данной сфере. Так, например, гражданин, с которым был заключен такой договор, значился в должности водителя-экспедитора. В то время, как он развозил товар, у машины случилось возгорание двигателя. Впоследствии, конечно, установили, что данная поломка была обоснованна лишь неправильной эксплуатацией транспортного средства водителем. Но из-за наличия договора, работодатель взыскал с лица весь понесенный ущерб, включающий затраты по ремонту авто. И что вы думаете, сказал по этому поводу суд? Было разъяснено, что в данном конкретном случае гражданин совмещал как бы две должности: водитель и экспедитор. При этом, вторая профессия значится в списке занятий, которые предполагают заключение соглашения, а вот первая- такого не предполагает. А это значит, что обязательства должны охватывать лишь должность экспедитора, а не водителя. Что еще раз доказывает положение, гласящее, что автомобиль не может являться предметом договора о полной материальной ответственности.
- Бизнес
- Деловая переписка
- Работа
- Арбитражный суд
- Личные
- Гражданский суд
Водители транспортных средств (ТС) и экспедиторы, как правило, являются чьими-то работниками (организаций или предпринимателей), следовательно, все возникающие связанные с ними вопросы, в том числе связанные с материальной ответственностью, решать нужно согласно трудовому законодательству. В Трудовом кодексе есть отдельный раздел (XI), посвященный материальной ответственности сторон трудового договора. Материально ответственными являются обе стороны: и работник, и работодатель. Материальная ответственность стороны трудового договора наступает в результате причиненного ею другой стороне этого договора ущерба в ходе виновного противоправного поведения (действий или бездействия). Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба (ст. 233 ТК РФ).
К сведению. Как правило, в ДТП работники организации попадают при исполнении ими трудовых обязанностей. Поэтому при разрешении спорных вопросов подлежит применению трудовое законодательство (Апелляционное определение Липецкого областного суда от 05.02.2014 N 33-316/2014г.).
В трудовом законодательстве выделены несколько видов ответственности.
Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере. Под таким ущербом понимается реальное уменьшение имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества или на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам (ст. 238 ТК РФ).
Случаи, когда наступает полная ответственность, перечислены в ст. 243 ТК РФ. К транспортным компаниям не все из них имеют отношение. С точки зрения автора, недостача ценностей, вверенных сотруднику на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу, может быть выявлена и в транспортных компаниях, например когда сотруднику вверен груз для перевозки. При этом передача товарно-материальных ценностей по разовым документам под отчет работникам допускается только в пределах их должностных обязанностей. Также полная материальная ответственность для водителей и экспедиторов предполагается при причинении ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом, при умышленном причинении ущерба, причинении ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.
Все эти случаи наступления полной материальной ответственности мы рассмотрим далее на конкретных примерах. Неполная материальная ответственность наступает в тех случаях, когда работник отвечает в пределах своего среднемесячного заработка и может возместить ущерб частично (ст. 241 ТК РФ).
Экспедитор отвечает за вверенные ему материальные ценности, а водитель — за находящийся в его распоряжении автомобиль.
Но утверждение, касающееся водителей, оказывается спорным. Дело в том, что водители (за исключением водителей-инкассаторов) прямо не поименованы в Перечне должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать договор о полной материальной ответственности в случае недостачи вверенного им имущества (см. Приложение 1 к Постановлению Минтруда России от 31.12.2002 N 85). Работа водителя не предусматривает непосредственное обслуживание товарно-материальных ценностей, так как для этого есть экспедитор, с которого взыскиваются порча и недостача вверенного груза.
На заметку. Полная материальная ответственность может быть возложена на работника только при наличии прямого указания на нее в ТК РФ или иных федеральных законах (ч. 2 ст. 242 ТК РФ), возложение материальной ответственности исключительно согласно условиям договора — это недостаточный для судей аргумент (Апелляционное определение Липецкого областного суда от 05.02.2014 N 33-316/2014г.).
Чтобы обязать водителя отвечать за все, работодатель должен перевести его в должность водителя-экспедитора. Ведь в указанном выше Перечне лиц, с которыми могут быть заключены договоры о полной материальной ответственности, экспедиторы прямо поименованы: взыскать всю сумму ущерба работодатель на основании закона и договора может с экспедиторов по перевозке и других работников, осуществляющих получение, заготовку, хранение, учет, выдачу, транспортировку материальных ценностей.
Не секрет, что ТС является объектом повышенной опасности, и дорожно-транспортное происшествие — одно из неблагоприятных последствий неаккуратного вождения автомобиля.
В силу п. 1 ст. 1081 ГК РФ лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим ТС, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
Организацией могут быть выявлены как перерасход, так и экономия ГСМ. Очевидно, что к ответственности можно попробовать привлечь водителя за необоснованный перерасход топлива. Какие для этого есть основания?
Рассмотрим Апелляционное определение Московского городского суда от 18.04.2013 N 11-12146.
В силу ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку (служебное расследование) для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию (ст. 247 ТК РФ).
Во-первых, материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны. К нормальному хозяйственному риску могут быть отнесены действия работника, соответствующие современным знаниям и опыту, когда поставленная цель не могла быть достигнута иначе. Например, если работник совершил ДТП, последствия которого намного меньше тех последствий, которые могли бы оказаться, если бы он попал в другое ДТП. Хотя если объектом риска явились не материальные ценности, а жизнь и здоровье людей, то за это придется отвечать .
См.: п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 16.11.2006 N 52.
Во-вторых, нельзя работника привлечь к материальной ответственности, если работодатель не создал (не обеспечил) надлежащие условия для хранения имущества, вверенного работнику. На самом деле это крайне трудно доказать, так как в законодательстве нет четких указаний на то, какие условия должны быть созданы работодателем для сохранности имущества (см. Апелляционные определения Московского городского суда от 10.06.2013 N 11-12730, от 14.02.2013 N 11-5347).
В-третьих, снизить наказание вправе орган по рассмотрению трудовых споров. С учетом степени и формы вины, материального положения работника и других обстоятельств он может снизить размер ущерба, подлежащий взысканию с работника. Снизить размер взыскания ущерба может и суд, но полностью освободить работника от ответственности с учетом смягчающих обстоятельств суд не вправе (Апелляционное определение Московского городского суда от 04.02.2013 N 11-2034/2013).
Договор материальной ответственности водителя за автомобиль
Водитель несет ответственность в обозначенных договором случаях. К ним относятся:
- умышленная порча имущества;
- причинение вреда в состоянии алкогольнольного или наркотического опьянения;
- признание его виновным при дорожно-транспортном происшествии;
- преступные действия сотрудника, которые привели к убыткам (по решению суда);
- административный проступок (при установлении вины государственным органом).
При составлении документа, который определяет ответственность водителя при возникновении форс-мажорных ситуаций, необходимо опираться на статью № 232 ТК РФ. Договор о матответственности состоит из следующих частей:
- Преамбула содержит информацию о сторонах, месте и дате подписания.
- Основная часть (определение обязанностей сторон).
- Метод определения суммы нанесённого вреда и порядок взыскания.
- Исключающие обстоятельства (отсутствие доказанности вины, условия, при которых сохранность груза не зависит от шофёра).
- Подписи сторон и печать организации.
ВАЖНО!Рекомендуется серьезно подходить к составлению соглашения во избежание возникновения споров между сторонами. Чем подробнее будут продуманы и описаны его положения, тем меньше будет трудностей при решении конфликтов и взыскании средств.
Законодательством не установлена форма договора между работодателем и подчиненным. Можно использовать собственно разработанный бланк, но при условии закрепления его формы в локальных актах предприятия.
Договор об ответственности работника разрешается заполнять в письменном или печатном виде, но подписи сторон всегда ставятся вручную.
Обычно работник возмещает причиненные фирме убытки в пределах среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Кроме того, существуют случаи, обязывающие возмещать стоимости фактических убытков организации (ст. 243 ТК РФ). Соответственно, первый случай — это ограниченная, а второй — полная матответственность.
В соответствии с ТК РФ, письменное соглашение о полной матответственности заключается, если:
- сотруднику есть 18 лет;
- трудовые обязанности связаны с денежными, товарными ценностями;
- должность (выполняемая работа) сотрудника поименована в «Перечне должностей и работ, в отношении которых может применяться полная материальная ответственность» (Постановление Минтруда от 31.12.2002 № 85).
Должность водителя в Перечне отсутствует. Однако в нем есть должность водителя-инкассатора и экспедитора.
Следовательно, договор о полной материальной ответственности за автомобиль может быть заключен только при совмещении функций по управлению транспортным средством с функциями инкассатора (водители-инкассаторы) или по доставке грузов (водители-экспедиторы). Образец такого солашения вы найдете ниже.
Говоря о данной должности, мы имеем в виду совмещение двух профессий: водителя и экспедитора. Следовательно, договор с водителем экспедитором о материальной ответственности может быть заключен только в части исполнения функций экспедитора.
Призвать работника к ответу можно будет только в случае причинения ущерба сопровождаемому экспедитором грузу, кроме случаев:
- форс-мажора, в том числе в силу обстоятельств непреодолимой силы (обычно случаи прописываются в договоре о полной матответственности);
- когда работодатель или сторона, вверяющая груз, не обеспечили условия для хранения груза, др.
Типовая форма предусмотрена Постановлением Минтруда. В качестве образца приведем договор материальной ответственности водителя экспедитора.
До принятия решения о наложении взыскания работодатель должен:
- установить причину, величину убытка от действий виновного (ст. 246, 247 ТК РФ), исходя из цен, существующих на рынке на день обнаружения фактов о причиненном вреде;
- запросить письменное объяснение о причинах возникновения ущерба. В случае отказа дать объяснения, составить акт.
Даже если заключение ДоПМО с водителем законодательно не установлено, это не значит, что при причинении вреда транспортному средству он может остаться без наказания.
Случаи, при наступлении которых лицо может быть привлечено к материальной ответственности без заключения договора, перечислены в пп. 3–8 ст. 243 ТК РФ. Если ущерб нанесен в результате перечисленных в указанных пунктах действий, событий или вызван нахождением сотрудника в любом из перечисленных состояний, отсутствие документа не снимает с него вины.
Так, обязанность шофера компенсировать организации сумму фактических убытков возникает в случае повреждения автомобиля в результате ДТП по его вине, если повреждения получены в результате использования автомобиля в личных целях как во время выполнения трудовых обязанностей, так и в нерабочее время.
Таким образом, если работодатель решил, что, заключив с водителем соглашение о полной матответственности за порчу автомобиля, он переложил на того все риски, то он ошибается. Отвечать водитель может только за вверенный в связи с его обязанностями груз, полученные при исполнении денежные средства, товары, иные ценности. Компенсацию за вред машине, тем более в сумме причиненных убытков, можно взыскать в строго ограниченных случаях.
В случае нанесения сотрудником ущерба работодателю необходимо определить размер ущерба и степень вины сотрудника. Для этого нужно:
- Оформит комиссией акт поврежденного имущества, провести инвентаризацию перевозимых ценностей.
- Создать комиссию для расследования инцидента.
- Провести расследование.
- Запросить с работника объяснительную.
- Составить итоговый акт по итогам расследования с выводами о сумме убытков и рекомендациями по их взысканию с сотрудника.
На основании переданного акта руководитель выносит решение о взыскании ущерба в пределах среднего заработка. Сумму выше средней зарплаты за месяц можно взыскать только в судебном порядке. Вместе с тем, это не лишает водителя права добровольно возместить полную сумму ущерба. В этом случае между ним и работодателем заключают соответствующее письменное соглашение.
Ниже приведен образец приказа о материальной ответственности водителя для примера.
Теперь разберемся, за что же ответственен человек, находясь за рулем и может ли он быть таковым. Это может быть:
- Техническое состояние транспортного средства;
- Сохранность и качество перевозимых предметов.
Причем, требования работодателя осуществлять ремонт служебного автомобиля за счет работника совершенно необоснованно и неправомерно. Оно имеет место, если повреждения наступили из-за случаев, описанных в Трудовом Кодексе.
А именно: человек был пьян, под наркотическим или токсическим влиянием; повреждения были нанесены преднамеренно ( по умыслу, либо квалифицированы как административное правонарушение или преступление); сотрудник использовал автомобиль вне рабочее время или в своих личных целях.
Только в этих случаях можно требовать возмещения нанесенного вреда в полном объеме. Но если окажется, что он просто был неосторожен, либо неисправность наступила не по его вине, то речь может идти максимум об общей ответственности – то есть ущерб будет оценен одним среднемесячным официальным заработком.
Теперь непосредственно о грузе.
Человек, проконтролировавший погрузку, закрывший кузов и поставивший пломбу не должен ничего, кроме как довезти груз. Другое дело экспедитор.
Так как прием груза идет по накладным, складским документам, доверенности, то за любую недостачу, которая обнаруживается во время выгрузки, сотрудник отвечает в полной мере.
При составлении есть одно правило: Ответственность работодателя не может быть занижена, а водителя — завышена. Она должна соответствовать закону (статья 232 ТК).Также данный документ может определить конкретные случаи, при наступлении которых придется компенсировать ущерб полностью.
В наличии должны находится следующие разделы:
- Преамбула – наименование сторон, место и дата заключения;
- Предмет – определение обязанностей;
- Права и обязанности работника и работодателя – здесь указываются все функции, которые должен выполнять рабочий, а также те функции, в которых он может принимать участие, чтобы контролировать работу с ценностями ;
- Способы определения размера и взыскание нанесенного ущерба;
- Исключающие обстоятельства – это отсутствие доказанной вины или наступление обстоятельств из-за которых гражданин не смог обеспечить сохранность груза ,и которые от него не зависели;
- Способы разрешения споров – варианты судебного и досудебного урегулирования споров;
- Подписи и печати сторон.
Чем подробнее будет расписан каждый раздел, тем меньше будет трудностей при взыскании. Вы можете скачать документы.
- Договор о материальной ответственности водителя за автомобиль — образец.
- Договор материальной ответственности с водителем грузового автомобиля.
- Образец договора материальной ответственности водителя экспедитора.
Можно ли заключить с водителем договор о полной материальной ответственности?
Согласно законодательству, работник – водитель входит в категорию лиц, с которыми работодатель имеет право заключать трудовой договор о материальной ответственности. При приеме на работу соглашение может быть конкретизировано, учтены непосредственные условия труда, но все положения не должны противоречить ТК РФ.
Ответственность руководителя не может снижаться, а работника завышаться по отношению к стандартным положениям закона. Трудовой договор должен содержать не только указание на управление транспортным средством, но включать перечень должностных обязанностей.
Например, перевозки пассажиров, грузов, ремонт и наладку автотранспортного средства, продажу билетов, заправку топливом.
При возникновении вопроса о материальной ответственности водителя за автомобиль комиссия по трудовым спорам проверяет трудовой договор. В нем должна быть в обязательном порядке указана категория удостоверения, по которой рассматривается соответствие занимаемой должности.
Затем проверяется выполнение служебных обязанностей, закрепленных в договоре, на предмет полной или ограниченной ответственности перед работодателем. Обстоятельства, которые влияют на возникновение и рассмотрение дела об ущербе, нанесенном работником работодателю, перечислены в ст.
Достаточно часто при трудоустройстве в качестве водителя, лица интересующиеся подобной работой задаются вопросами относительно ответственности за транспортное средство.
Важно! Ответственность водителя включает не только материальная ответственность водителя за автомобиль и груз, но и административную, уголовную и гражданскую ответственность физического лица.
Кроме ответственности за служебный автомобиль, водитель также может нести ответственность за сохранность груза при транспортировке.
Правила и нюансы привлечения к ответственности в данном случае аналогичны правилам и нюансам взыскания суммы материальной ответственности.
Однако, в случае повреждения груза работодателю придется доказать, что он вверил груз именно вам и осуществил все меры, необходимые для его сохранности.
Работодатель вправе заключить договор с водителем для привлечения к материальной ответственности на основании Постановления правительства № 823 не только для защиты имущественных интересов, но и для предотвращения материальных убытков, которые могут наступить при нарушении должностных инструкций и несоблюдении техники безопасности.
Материальная ответственность водителя-экспедитора может быть как полной, так и индивидуальной. Все зависит от того, совмещает ли работник свою должность с обязанностями водителя-экспедитора или нет.
При назначении на одну должность водитель при наступлении происшествия, которое предусматривает ответственность возместить ущерб, будет нести индивидуальную ответственность, в данном случае, будет отвечать за предоставленное работодателем транспортное средство.
Если же работник назначен водителем-экспедитором, то с ним заключается договор, предусматривающий полную материальную ответственность, так как он будет отвечать не только за транспортное средство, но и за перевозимый груз.
Важно! Согласно ст. 244 ТК РФ материальная ответственность может быть возложена на водителя-экспедитора, так как он принимает непосредственное участие в управлении предоставленным организацией автомобилем и обслуживает вверенное ему имущество.
Так же за невыполнение экспедитором обязанностей, установленных ст.11.4.3 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа за совершенное правонарушение.
Четкое выполнение правил, установленных в договоре транспортной экспедиции, направленных на сохранение перевозимых ценностей, позволит избежать как полной, так и индивидуальной материальной ответственности перед работодателем.
Материальная ответственность работника за пользование катером, в результате которого работодателю был нанесен имущественный ущерб (затопление катера, утрата перевозимого груза и другое) предусмотрена и действует в рамках установленных норм ТК РФ. Если с работником не был заключен трудовой договор, то применяются нормы гражданского права.
Так, при исполнении должностных обязанностей при управлении катером полная материальная ответственность за причиненный ущерб возможна только при наличии обстоятельств, указывающих на совершение работником противоправных действий (бездействий).
Под данными действиями понимается как преступные действия, так и умышленные, а так же административные проступки.
Важно! Взыскание причиненного имущественного ущерба возможно и в рамках гражданского судопроизводства в полном объеме и в установленных законом случаях.
Наличие установленной вины для взыскания с работника в полном объеме причиненный ущерб так же необходимо. В остальных случаях взыскание производится в рамках размера средней заработной платы работника.
Материальная ответственность водителя за автомобиль
Может ли водитель быть материально ответственным лицом? Можно ли с ним заключить договор о полной индивидуальной материальной ответственности, если за ним закреплен служебный автомобиль?
Работодатель не вправе заключить договор о полной материальной ответственности с водителем, поскольку должность (работа) водителя не указана в перечне работ (должностей), с работниками по которым могут быть заключены договоры о полной материальной ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.
Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) (ч. 2 ст. 238 ТК РФ).
Письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности (пункт 2 части первой статьи 243 ТК РФ), то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.
Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, а также типовые формы этих договоров утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (ст. 244 ТК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 14.11.2002 N 823 «О порядке утверждения перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности» функции по разработке соответствующих документов делегированы Министерству труда и социального развития Российской Федерации.
Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», ноябрь 2015 г.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.
[3]
Материальная ответственность водителя автомобиля, работающего по найму, регулируется статьями 238 – 250 Трудового кодекса России и постановлением Минтруда РФ от 31 декабря 2002 г. N 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности».
1. Общие положения.
1.1. Работник (водитель автомобиля) обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.
Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
1.2. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.
1.3. Материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.
1.4. Работодатель имеет право с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с виновного работника.
Ст. 243 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ уточняет: договор о полной матответственности может быть заключен только с определенными категориями работников.
Так, названный договор может быть предложен работодателем к заключению с работником, должность которого или выполняемый трудовой функционал включен в «Перечень должностей и работ…», утв. постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85 (далее по тексту – Перечень).
- в список должностей, указанных в Перечне, водитель не включен (кроме водителя-инкассатора);
- к лицам, выполняющим получение, заготовку, хранение, учет, выдачу, транспортировку материальных ценностей, водитель может быть отнесен в силу положений заключенного с ним трудового договора и должностной инструкции.
Вывод: договор о полной матответственности может быть заключен с водителем-инкассатором, водителем-экспедитором и водителем, занимающимся получением, заготовкой, хранением, учетом, выдачей, перевозкой матценностей.
В остальных случаях договор о полной матответственности с водителем юридической силы не имеет (см. решение Лениногорского горсуда Республики Татарстан от 06.04.2015 по делу № 2-2225/2014).
Случаи, когда нормы о полной матответственности распространяются на всех без исключения работников в силу закона (т. е. наличие соответствующего договора об ответственности не обязательно), перечислены в ст. 243 ТК РФ.
Заключение договора о материальной ответственности водителя за автомобиль, используемый названным лицом для выполнения своих трудовых обязанностей, не представляется правомерным даже в том случае, когда сотрудник совмещает в одном лице профессию водителя и экспедитора (т. е. является лицом, с которым теоретически может быть заключен рассматриваемый договор).
Если автомобиль получил повреждения во время выполнения водителем или водителем-экспедитором своих трудовых функций, применение мер полной матответственности по отношению к нему недопустимо по следующим основаниям (см. апелляционное определение Ростовского облсуда от 14.05.2015 по делу № 33-6963/2015):
- полная матответственность экспедитора распространяется на вверенные ему ТМЦ, к коим используемое для выполнения трудовых обязанностей транспортное средство не относится;
- профессия водителя не указана в Перечне.
Разумеется, в регламентированных ст. 243 ТК РФ случаях водитель может быть привлечен к полной матответственности (например, за попадание в ДТП в состоянии алкогольного опьянения и т. д.).
О других нюансах полной мат ответственности сотрудников читайте в статье Полная материальная ответственность работника (нюансы).
Итак, образец договора о материальной ответственности водителя за автомобиль, подразумевающий возмещение полной стоимости ущерба, не имеет юридического смысла. Договор о полной матответственности за вверенные ценности с надлежащим лицом составляется в произвольной форме.
Материальная ответственность сотрудников
Говоря о данной должности, мы имеем в виду совмещение двух профессий: водителя и экспедитора. Следовательно, договор с водителем экспедитором о материальной ответственности может быть заключен только в части исполнения функций экспедитора.
Призвать работника к ответу можно будет только в случае причинения ущерба сопровождаемому экспедитором грузу, кроме случаев:
- форс-мажора, в том числе в силу обстоятельств непреодолимой силы (обычно случаи прописываются в договоре о полной матответственности);
- когда работодатель или сторона, вверяющая груз, не обеспечили условия для хранения груза, др.
Типовая форма предусмотрена Постановлением Минтруда. В качестве образца приведем договор материальной ответственности водителя экспедитора.
Даже если заключение ДоПМО с водителем законодательно не установлено, это не значит, что при причинении вреда транспортному средству он может остаться без наказания.
Случаи, при наступлении которых лицо может быть привлечено к материальной ответственности без заключения договора, перечислены в пп. 3–8 ст. 243 ТК РФ . Если ущерб нанесен в результате перечисленных в указанных пунктах действий, событий или вызван нахождением сотрудника в любом из перечисленных состояний, отсутствие документа не снимает с него вины.
Так, обязанность шофера компенсировать организации сумму фактических убытков возникает в случае повреждения автомобиля в результате ДТП по его вине, если повреждения получены в результате использования автомобиля в личных целях как во время выполнения трудовых обязанностей, так и в нерабочее время.
Таким образом, если работодатель решил, что, заключив с водителем соглашение о полной матответственности за порчу автомобиля, он переложил на того все риски, то он ошибается. Отвечать водитель может только за вверенный в связи с его обязанностями груз, полученные при исполнении денежные средства, товары, иные ценности. Компенсацию за вред машине, тем более в сумме причиненных убытков, можно взыскать в строго ограниченных случаях.
Порядок, технология и условия привлечения работников к полному виду материальной ответственности, отражены в ТК РФ и других нормативных документах.
В соответствии с 238 статьей настоящего Кодекса, в обязанности трудящихся граждан входит возмещение прямого ущерба, причиненного компании по их вине.
Статьей 241 ТК РФ определено — каждый специалист привлекается к материальной ответственности ограниченного вида.
Материальная ответственность работника за пользование катером, в результате которого работодателю был нанесен имущественный ущерб (затопление катера, утрата перевозимого груза и другое) предусмотрена и действует в рамках установленных норм ТК РФ. Если с работником не был заключен трудовой договор, то применяются нормы гражданского права. Так, при исполнении должностных обязанностей при управлении катером полная материальная ответственность за причиненный ущерб возможна только при наличии обстоятельств, указывающих на совершение работником противоправных действий (бездействий). Под данными действиями понимается как преступные действия, так и умышленные, а так же административные проступки.
Важно! Взыскание причиненного имущественного ущерба возможно и в рамках гражданского судопроизводства в полном объеме и в установленных законом случаях.
Наличие установленной вины для взыскания с работника в полном объеме причиненный ущерб так же необходимо. В остальных случаях взыскание производится в рамках размера средней заработной платы работника.
Согласно ст.1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу, которое принадлежит юридическому лицу, должен быть возмещен в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом ТК РФ ограничивает случаи, когда водителя служебного автомобиля возможно привлечь к полной материальной ответственности. Статьей 243 ТК РФ указаны случаи, когда водитель должен возместить ущерб в полном объеме перед работодателем. В иных случаях возмещение ущерба подлежит в рамках среднего месячного заработка водителя.
Так же обязательным условием является наличие вины водителя. Если же работник не согласен в добровольном порядке возместить причиненный ущерб, то удержание из заработной платы является незаконным, взыскание должно производиться в таком случае только через суд.
Говоря о данной должности, мы имеем в виду совмещение двух профессий: водителя и экспедитора. Следовательно, договор с водителем экспедитором о материальной ответственности может быть заключен только в части исполнения функций экспедитора.
Призвать работника к ответу можно будет только в случае причинения ущерба сопровождаемому экспедитором грузу, кроме случаев:
- форс-мажора, в том числе в силу обстоятельств непреодолимой силы (обычно случаи прописываются в договоре о полной матответственности);
- когда работодатель или сторона, вверяющая груз, не обеспечили условия для хранения груза, др.
Типовая форма предусмотрена Постановлением Минтруда. В качестве образца приведем договор материальной ответственности водителя экспедитора.
Обычно работник возмещает причиненные фирме убытки в пределах среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ ). Кроме того, существуют случаи, обязывающие возмещать стоимости фактических убытков организации ( ст. 243 ТК РФ ). Соответственно, первый случай — это ограниченная, а второй — полная матответственность.
В соответствии с ТК РФ, письменное соглашение о полной матответственности заключается, если:
- сотруднику есть 18 лет;
- трудовые обязанности связаны с денежными, товарными ценностями;
- должность (выполняемая работа) сотрудника поименована в «Перечне должностей и работ, в отношении которых может применяться полная материальная ответственность» ( Постановление Минтруда от 31.12.2002 № 85 ).
Должность водителя в Перечне отсутствует. Однако в нем есть должность водителя-инкассатора и экспедитора.
Следовательно, договор о полной материальной ответственности за автомобиль может быть заключен только при совмещении функций по управлению транспортным средством с функциями инкассатора (водители-инкассаторы) или по доставке грузов (водители-экспедиторы). Образец такого солашения вы найдете ниже.
До принятия решения о наложении взыскания работодатель должен:
- установить причину, величину убытка от действий виновного ( ст. 246 , 247 ТК РФ ), исходя из цен, существующих на рынке на день обнаружения фактов о причиненном вреде;
- запросить письменное объяснение о причинах возникновения ущерба. В случае отказа дать объяснения, составить акт.
Если водитель передумал исполнять условия договора о полной матответственности, работодатель вправе обратиться в суд для возмещения убытков.
В случае отсутствия вины в причиненном ущербе взыскивать с сотрудника ущерб работодатель не вправе ( ст. 233 ТК РФ ).
Даже если заключение ДоПМО с водителем законодательно не установлено, это не значит, что при причинении вреда транспортному средству он может остаться без наказания.
Случаи, при наступлении которых лицо может быть привлечено к материальной ответственности без заключения договора, перечислены в пп. 3–8 ст. 243 ТК РФ . Если ущерб нанесен в результате перечисленных в указанных пунктах действий, событий или вызван нахождением сотрудника в любом из перечисленных состояний, отсутствие документа не снимает с него вины.
Так, обязанность шофера компенсировать организации сумму фактических убытков возникает в случае повреждения автомобиля в результате ДТП по его вине, если повреждения получены в результате использования автомобиля в личных целях как во время выполнения трудовых обязанностей, так и в нерабочее время.
Таким образом, если работодатель решил, что, заключив с водителем соглашение о полной матответственности за порчу автомобиля, он переложил на того все риски, то он ошибается. Отвечать водитель может только за вверенный в связи с его обязанностями груз, полученные при исполнении денежные средства, товары, иные ценности. Компенсацию за вред машине, тем более в сумме причиненных убытков, можно взыскать в строго ограниченных случаях.
Договор о полной ответственности с работником водителем может быть заключен, если по трудовым обязанностям он перевозит материальные ценности. Если водитель только управляет служебным автомобилем, то заключается договор о частичном возмещении ущерба по результатам ДТП или других поломок по вине самого водителя.
Типовой договор для водителя о материальной ответственности за автомобиль может включать следующие основные положения:
- Наименование сторон, место и дата заключения договора.
- Предмет соглашения (указание вверенного водителю транспортного средства, либо перечень транспортных средств).
- Срок действия соглашения.
- Права сторон, их обязанности и ответственность.
- Взыскание ущерба (порядок действий).
- Форс-мажор.
- Условия расторжения договора (порядок и основания).
- Разрешение спорных ситуаций.
- Прочие условия.
- Реквизиты и подписи сторон.