Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проект изменений в налоговый кодекс 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
С 01.07.2021 в НК РФ закреплен новый, закрытый перечень оснований, по которым налоговики сочтут отчетность непредставленной.
Обнаружив хотя бы одно обстоятельство из списка, контролеры должны будут прекратить камеральную проверку полученной отчетности и направить налогоплательщику уведомление об отказе в ее приеме. Срок направления уведомления — 5 рабочих дней со дня выявления соответствующего основания, форму утвердит ФНС.
Очевидно, что всплыть данные нарушения могут не только при приеме декларации, но и после начала КНП. Поэтому данные поправки фактически закрепляют возможность аннулирования отчетности, представленной налогоплательщиком и допущенной инспекторами к проверке.
Важно! Одним из оснований для отказа в приеме декларации по НДС с 1 июля является ее несоответствие контрольным соотношениям. Какие соотношения будут критичными, видно из проекта соответствующего приказа ФНС. Ознакомиться с ними можно здесь.
Все больше документов переводят «в цифру».
Так, с 1 июля в электронном виде с УКЭП можно будет оформлять доверенность на право представителя налогоплательщика подписывать налоговую отчетность. ФНС утвердит формат электронной доверенности и порядок ее направления в инспекцию по ТКС (подп. «в» п. 16 ст. 1 закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).
Кроме этого, при камеральных проверках пояснения по льготам можно будет представлять в виде электронного реестра подтверждающих документов. Его форму и формат тоже утвердит ФНС (п. 6 ст. 88 НК РФ в ред. закона № 374-ФЗ).
А еще налоговая начнет досрочно выдавать налогоплательщикам квалифицированные электронные подписи. Кто сможет их получить и что для этого нужно предпринять, мы рассказали здесь.
С 01.07.2021 просрочка сдачи отчетности, за которую налоговая может заблокировать счет, составляет 20 рабочих дней вместо 10.
А еще налоговики могут уведомлять налогоплательщика о предстоящей блокировке — не позднее чем в течение 14 рабочих дней до принятия соответствующего решения. Ключевое слово «могут» — это их право, а не обязанность. Поэтому гарантий, что о приостановлении операций сообщат никаких.
В рамках реформирования системы государственного и муниципального контроля с 1 июля существенно расширяется круг органов, решения и действия которых нужно обжаловать в досудебном порядке. Причем жалобы можно подавать через портал госуслуг. Среди таких инстанций госинспекции труда, Роспотребнадзор и другие.
К счастью, новые налоги с июля 2021 года не вводились — структура Налогового кодекса и перечень включенных в него платежей сохранены в неизменном виде. Однако предложения и слухи по расширению НК РФ или введению новых неналоговых платежей то и дело возникают, и кто знает, возможно, они станут реальностью ближайшего будущего. Конечно, мы этого не пропустим, как не пропустим и другие нововведения. Например, изменения с 1 июля в оплате детских пособий. Госдума уже рассматривает соответствующий проект, который в числе прочего предусматривает и трансформацию пособия по беременности.
Изменения в законодательстве: что будет с бизнесом в 2021 году
По новым правилам ПСН с 2021 года может применяться в отношении любых видов предпринимательской деятельности, перечень которых установлен законом субъекта РФ (Федеральный закон от 23.11.2020 № 373-ФЗ). Одновременно в 3 раза увеличиваются площади торговых залов и залов обслуживания для заведений розничной торговли и общепита, применяющих ПСН. По аналогии с ЕНВД ограничение по площади залов при ПСН также составит 150 м².
С 01.01.2021 для бывших плательщиков ЕНВД вводится особый порядок учета расходов на страховые взносы и пособия, уплаченные после 31 декабря 2020 года (Федеральный закон от 23.11.2020 № 373-ФЗ). Данные страховые взносы и пособия уменьшают сумму ЕНВД за IV квартал 2020 года. Организации и ИП не смогут перенести расходы на уплату страховых взносов за 2020 год на периоды 2021 года, когда они будут применять иные режимы налогообложения.
С 01.01.2021 ИП на ПСН получат право уменьшать размер налога на сумму обязательных страховых взносов (Федеральный закон от 23.11.2020 № 373-ФЗ). Стоимость патента можно будет уменьшить на сумму страховых взносов, уплаченных в соответствующем налоговом периоде за наемных сотрудников и за себя, а также на величину расходов по выплате пособий по временной нетрудоспособности.
Субъекты РФ получат право с 01.01.2021 вводить налоговые каникулы для впервые зарегистрированных ИП (Федеральный закон от 31.07.2020 № 266-ФЗ). Налоговые льготы для начинающих ИП региональные власти могли устанавливать вплоть до конца текущего года. Теперь соответствующее право региональных властей устанавливать налоговую ставку 0 % по УСН и ПСН в отношении впервые зарегистрированных ИП продлевается до 01.01.2024.
Ставка 0 % по УСН и ПСН может устанавливаться для ИП, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению. Также налоговые каникулы могут распространяться на ИП, оказывающих услуги по предоставлению мест для временного проживания. Льготная ставка действует в течение 2 лет со дня регистрации ИП.
Что изменится с 1 июля 2021 года для бухгалтера и руководителя
С 26.04.2021 упрощается порядок внесения изменений в ЕГРЮЛ при переименовании организаций (Федеральный закон от 27.10.2020 № 350-ФЗ).
Согласно поправкам, при изменении в ЕГРЮЛ наименования компании регистрирующий орган самостоятельно внесет необходимые поправки в данные всех других компаний, где такое юрлицо является участником, лицом, имеющим право действовать без доверенности, либо держателем реестра акционеров. Самой организации никаких заявлений и уведомлений для этого предоставлять не придется.
С 01.07.2021 вступают в силу новые правила блокировки банковских счетов за несвоевременное предоставление налоговой отчетности (Федеральный закон от 09.11.2020 № 368-ФЗ). Налоговые органы станут заблаговременно (за 14 дней) информировать налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков страховых взносов о предстоящей приостановке операций по банковским счетам в связи с непредставлением налоговой отчетности. Кроме того, в 2 раза, с 10 до 20 дней, будет увеличен срок представления налоговой отчетности, по истечении которого налоговые органы смогут блокировать счета.
Установят новые правила по перечислению сумм, удержанных у работника-должника
С 27 сентября лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, обязаны в трехдневный срок со дня выплаты переводить удержанные денежные средства на депозитный счет службы судебных приставов.
Исключение: случаи, предусмотренные ст. 9 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, когда удержанные денежные средства переводятся сразу взыскателю.
Расширяются полномочия должностных лиц ФССП России в сфере учета денежных средств, поступающих во временное распоряжение службы судебных приставов.
Основание: Федеральный закон от 30.12.2020 № 495-ФЗ.
Отменена подача декларации при продаже недорогой недвижимости
Принят Государственной Думой 16 июня 2021 года
Одобрен Советом Федерации 23 июня 2021 года
Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2004, N 31, ст. 3231; 2006, N 31, ст. 3435; 2011, N 30, ст. 4575; N 47, ст. 6611; 2012, N 26, ст. 3447; 2013, N 40, ст. 5037, 5038; N 52, ст. 6985; 2014, N 14, ст. 1544; N 48, ст. 6660; 2016, N 7, ст. 920; N 22, ст. 3092; N 27, ст. 4176; N 49, ст. 6844; 2017, N 1, ст. 16; N 30, ст. 4453; N 49, ст. 7307; 2018, N 30, ст. 4534; N 32, ст. 5095; N 45, ст. 6828; N 49, ст. 7496, 7497; 2019, N 23, ст. 2908; N 39, ст. 5375; 2021, N 8, ст. 1196) следующие изменения:
1) подпункт 3 пункта 2 статьи 18 признать утратившим силу;
2) в пункте 4 статьи 55 цифры «, 263» исключить;
3) подпункт 3 пункта 2 статьи 10514 изложить в следующей редакции:
«3) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанный специальный налоговый режим;».
Налоги – 2021: что изменилось и чего можно ожидать
В части 6 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2015 года N 83-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца третьего подпункта 7 пункта 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 14, ст. 2023; 2016, N 23, ст. 3297; N 49, ст. 6844; 2017, N 49, ст. 7307; 2020, N 48, ст. 7627) цифры «2021» заменить цифрами «2022».
Внести в статью 15 Федерального закона от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 49, ст. 7494; 2019, N 50, ст. 7201) следующие изменения:
1) в части 3 слова «систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности,» исключить;
2) часть 4 изложить в следующей редакции:
«4. Физическое лицо обязано в течение одного месяца со дня постановки на учет в качестве налогоплательщика направить в налоговый орган по месту жительства (по месту ведения предпринимательской деятельности) уведомление о прекращении применения упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога). В этом случае налогоплательщик считается прекратившим применение упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога) со дня постановки на учет в качестве налогоплательщика.»;
3) абзац первый части 6 изложить в следующей редакции:
«6. Лица, утратившие право на применение специального налогового режима в соответствии с частью 19 статьи 5 настоящего Федерального закона, вправе уведомить налоговый орган по месту жительства о переходе на упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в течение 20 календарных дней с даты снятия с учета в качестве налогоплательщика. В этом случае физическое лицо признается перешедшим на упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) с даты:».
В части 3 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2020 года N 204-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 29, ст. 4514) цифры «2021» заменить цифрами «2022».
Статья 7
Внести в статью 1 Федерального закона от 15 октября 2020 года N 321-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырье» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 42, ст. 6508) следующие изменения:
1) абзац четвертый подпункта «в» пункта 10 после слов «превышает 110 миллиардов рублей,» дополнить словами «организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке СУГ, по основанию, указанному в подпункте 1 пункта 2 или подпункте 1 пункта 3 статьи 1799 настоящего Кодекса, и при условии, что совокупная первоначальная стоимость объектов основных средств, входящих в состав новых производственных мощностей по переработке СУГ в товары, являющиеся продукцией нефтехимии, проектной мощностью по сырью не менее 300 тысяч тонн СУГ в год, введенных в эксплуатацию в период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2027 года, превышает 110 миллиардов рублей, или при условии, что совокупная первоначальная стоимость объектов основных средств, входящих в состав новых производственных мощностей по переработке этана и СУГ в товары, являющиеся продукцией нефтехимии, проектной мощностью по сырью не менее 600 тысяч тонн этана и СУГ в совокупности в год, введенных в эксплуатацию в период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2027 года, превышает 175 миллиардов рублей,»;
2) абзац шестой подпункта «з» пункта 13 после слов «в результате дегидрирования СУГ,» дополнить словами «и (или) окисления СУГ при температуре не менее 400 градусов Цельсия (согласно технической документации на технологическое оборудование, посредством которого осуществляются химические превращения)».
Статью 2 Федерального закона от 5 апреля 2021 года N 88-ФЗ «О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком за оказанные ему физкультурно-оздоровительные услуги» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 15, ст. 2455) изложить в следующей редакции:
С 1 января 2021 прекращает действие спецрежим ЕНВД. Такие изменения в Налоговый кодекс РФ были внесены еще законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ.
Это значит, что все плательщики ЕНВД должны до конца декабря перейти на другую систему налогообложения. Выбор небольшой – основная система (с НДС) и упрощённая – УСН. Для того чтобы перейти на УСН, нужно до конца декабря подать в налоговую уведомление о переходе. Если ничего не сделать – с 1 января будет автоматически применена основная система налогообложения, и нужно будет платить НДС.
При использовании организацией ЕНВД для ИП изменения с 2021 года коснуться и организаций с оборотами до 60 млн. руб. в год и количеством сотрудников до 15 человек. Есть возможность выбрать вместо УСН и ОСНО патентную систему налогообложения (патент).
Федеральным законом от 31.07.2020 № 266-ФЗ внесены изменения в главу 26.2 НК РФ про условия применения УСН, в частности:
С 1 января 2021 года увеличен порог разрешенной прибыли и средней численности сотрудников для УСН. Теперь можно будет остаться на упрощённой системе при доходах до 200 млн. руб. и численности сотрудников до 150 человек.
При этом изменяются ставки налога по УСН. При доходе от 150 млн. руб. и (или) численности от 100 человек они будут равны 8% на доходах и 20% на доходах за вычетом расходов. Налог по этой ставке следует рассчитывать с 1 числа того квартала, в котором произошло превышение, и до конца года. А с начала следующего года можно вновь применять обычные ставки налога, но при этом следить за показателями деятельности.
В связи с этими изменениями за 2021 год (т.е. в 2022) декларацию по УСН нужно будет подавать по новой форме.
Этим же законом, № 266-ФЗ, налоговые каникулы для вновь открывшихся ИП на упрощенке или патенте продлены еще на два года. Чтобы иметь возможность использовать это продление налоговых каникул, ИП должен быть зарегистрирован впервые и после принятия регионального закона о каникулах.
1) Новая форма декларации с отчетности за 2020 утверждена приказом ФНС от 11.09.2020 № ЕД-7-3/[email protected] Изменения касаются налога на прибыль в 2021 году акционеров, участников специальных инвестиционных контрактов, соглашений о защите и поощрении капиталовложений и взаимосогласительных процедур.
2) Существенные льготы для ИТ-компаний внесены в НК РФ Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ.
С 01.01.2021 года аккредитованные или внесенные в реестр ИТ-компании, средняя численность которых больше 7 человек и доля от ИТ-деятельности более 90% доходов будут платить только 3 % по налогу на прибыль вместо 20.
При этом в связи с последними изменения в налоговом законодательстве уменьшены расходы ИТ-компаний – им запрещено списывать единовременно в расходы стоимость компьютеров и другие ЭВМ. Такие основные средства нужно будет амортизировать в общем порядке.
В 2021 в последний раз сдаются отдельно справки 2-НДФЛ по сотрудникам. С отчетности за 2021 год (в 2022 году) сведения из 2-НДФЛ объединяются с декларацией 6-НДФЛ. Это было закреплено еще Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ про изменения НДФЛ с 2021 года.
Федеральный закон от 31.07.2020 № 265-ФЗ установил пониженные ставки по страховым взносам в 2021 для ИТ-компаний. Так с 01.01.2021 года они будут платить всего 7,6 % (6% на обязательное пенсионное страхование; 1,5% на страхование от временной нетрудоспособности и в связи с материнством; 0,1% — на обязательное медицинское страхование).
Изменения законодательства с 2021 года для бухгалтера
Поправки в НК РФ по основным налогам, которые уплачивают компании с обычной системой налогообложения, узконаправленные. Фокус — на конкретные отрасли, категории налогоплательщиков и даже на отдельные хозяйственные операции. Изменения, затрагивающие налоговую политику компаний, работающих в специфичных сферах, важны для экономики страны в целом из-за их влияния на динамику цен, состояние конкурентной среды и предпринимательский климат.
Внесены следующие изменения по НДС:
- Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ (в ред. от 29.12.2020) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 374-ФЗ) на весь 2021 г. продлен срок действия пониженной ставки НДС в отношении внутренних воздушных перевозок. Однако не всех. Перелеты в Крым, Севастополь, Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ и обратно, а также полеты, маршрут которых не предусматривает вылетов и посадок в Москве и Московской области, по-прежнему будут облагаться НДС по ставке 10 %. По остальным внутренним авиаперевозкам ставка НДС вырастет до 20 %. Это простимулирует развитие региональной авиации вне Московского авиаузла;
- расширен перечень медицинских товаров, импорт и реализация которых освобождены от НДС. В числе двадцати добавленных позиций новые виды хирургических, стоматологических и прочих инструментов, диагностического и лечебного оборудования, протезов и имплантов. Мера направлена на технологическое переоснащение медицинской отрасли;
- согласно Федеральному закону от 15.10.2020 № 320-ФЗ «О внесении изменений в статью 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»» с 01.01.2021 существенную преференцию получат банкроты: из состава объектов налогообложения по НДС исключена реализация любых их активов. Освобождение касается не только имущества, отнесенного к конкурсной массе, но и товаров, работ, услуг, которые будут реализованы банкротами в процессе текущей деятельности. Принимать к вычету НДС по счетам-фактурам от банкротов запрещено;
- с 01.01.2021 вводится электронный документооборот для системы tax free. Федеральный закон от 20.07.2020 № 220-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части организации документооборота с использованием электронных документов (чеков) для компенсации суммы налога на добавленную стоимость, оформленных физическим лицам — гражданам иностранных государств при реализации им товаров» разрешает оформлять чеки для компенсации НДС иностранцам, купившим в России товары в розницу, в электронном виде.
Организация розничной торговли получит вычет по НДС по товарам, проданным физическим лицам и вывезенным за границу, если покупатели получат компенсацию суммы налога tax free. Это проследит система электронного документооборота.
В 2021 году по налогу на прибыль произошли следующие изменения.
- Получили льготы по налогу на прибыль резиденты Арктики. Вводится новая экономическая зона с особыми преференциями — Арктическая. Согласно поправкам в ст. 284 НК РФ ее резиденты вправе применять нулевую ставку налога на прибыль в федеральный бюджет и пониженную ставку налога в региональный бюджет (за некоторым ограничением). Льгота не распространяется на добычу полезных ископаемых, производство сжиженного природного газа, переработку углеводородного сырья в продукты нефтехимии.
2. Производители периодики получили право на списание нереализованной книжной и печатной продукции до 30 % от стоимости тиража. Такую возможность ввел Федеральный закон от 15.10.2020 № 323-ФЗ «О внесении изменения в статью 264 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Это позволит не переплачивать налог на прибыль, признавая убыток. Ранее норматив списания в расходы нереализованной или бракованной продукции составлял 10 %.
3. Расширен перечень расходов, по которым компания вправе заявить инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль. В соответствии с Федеральным законом № 374-ФЗ с 01.01.2021 можно получить инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль по расходам на НИОКР.
До 90 % расходов на НИОКР можно отнести на уменьшение налога на прибыль в региональный бюджет, 10 % — в федеральный бюджет. Вычет вводится законом субъекта РФ. В случае отсутствия данной налоговой преференции в региональном законодательстве вычет не работает.
Право на вычет возникает в периоде, когда работы НИОКР завершены или поэтапно приняты по акту сдачи-приемки. Неиспользованная часть вычета может быть перенесена на будущее.
4. Проценты по «коронавирусным» кредитам разрешено включать в расходы по мере оплаты. Особый порядок признания процентов в расходах временный — действует до 31.12.2021. Он предусмотрен Федеральным законом от 13.07.2020 № 204-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» и относится только к льготным кредитам, полученным в 2020 г. на поддержку пострадавшего бизнеса (организаций и ИП) согласно Постановлениям Правительства РФ от 16.05.2020 № 696 и от 02.04.2020 № 422.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
По обычным кредитам момент фактической уплаты процентов для признания расходов значения не имеет: плательщики налога на прибыль, применяющие при учете доходов и расходов метод начисления, учитывают проценты по кредитам ежемесячно «по начислению», исходя из определенной договором ставки.
Данная поправка позволит признать в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль сумму процентов, уплаченных по коронавирусным долговым обязательствам, по мере их оплаты.
5. С 2021 года в НК РФ будет прописан порядок распределения прибыли между обособленными подразделениями при применении разных ставок налога на прибыль. По сути, ничего не меняется, лишь законодательно закрепляются действующие правила о распределении прибыли компаниями с «обособками» согласно письму Минфина России от 14.05.2020 № 03-03-07/39124.
Действуют следующие изменения по страховым взносам:
- с 01.01.2021 увеличились предельные базы по страховым взносам. Лимит взносов по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2021 г. составит 966 000 руб. (2020 г. — 912 000 руб.), по пенсионным взносам — 1 465 000 руб. (2020 г. — 1 292 000 руб.). Новые лимиты утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.11.2020 № 1935;
- в 2021 году продолжает работать правило двукратного пониженного тарифа на уплату страховых взносов для субъектов малого и среднего бизнеса. Правило призвано простимулировать работодателей отказаться от серых зарплат и не снижать зарплату сотрудникам ниже уровня МРОТ. Для этого на сумму превышения МРОТ установлена пониженная ставка страховых взносов — 15 %. По выплатам ниже МРОТ ставка прежняя — 30 %;
К СВЕДЕНИЮ
Для применения пониженных тарифов введено обязательное условие: работодатель (компания или ИП) должен быть внесен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (ЕРСМСП).
- ставки взносов на травматизм останутся на прежнем уровне. Не будет повышения фиксированных взносов для индивидуальных предпринимателей;
- согласно ст. 431 НК РФ с 01.01.2021 прекращает действие зачетный механизм при уплате страховых взносов в ФСС РФ. Будет действовать новый порядок прямых выплат: работодатели (компании и ИП) будут платить страховые взносы в ФСС в полном объеме, не уменьшая сумму взносов на расходы по выплате пособий работникам. Работники будут получать пособия не от работодателя, а напрямую из территориальных органов ФСС РФ.
Это относится к оплате больничных, пособиям по беременности и родам, выплатам при рождении ребенка и другим социальным выплатам, находящимся в ведении Фонда социального страхования.
Справочно: выплата больничных пособий при болезни сотрудника по системе прямых выплат складывается из двух этапов: первые три дня нетрудоспособности оплачивает работодатель, последующие дни, начиная с четвертого, оплачивает ФСС. Детские пособия, декретные больничные, больничные по травме на производстве и в случае профзаболевания полностью выплачивает фонд.
Важный момент: с 01.07.2021 все социальные пособия будут зачисляться только на карту «Мир». Такие указания Центробанка направлены российским банкам, производящим указанные выплаты.
Т. Н. Зозуля, налоговый консультант-практик
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 3, 2021.
Рассмотрим поправки в главу 21 НК РФ, интересные многим налогоплательщикам.
1. Реализация товаров, работ, услуг банкрота — не объект по НДС
С 1 января 2021 г. в НК РФ официально установлено, что что объектом обложения НДС не являются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) должников, признанных несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе хозяйственной деятельности после признания должников банкротами (пп.15 п.2 ст. 146 НК РФ в ред. Федерального закона от 15.10.2020 № 320-ФЗ).
2. Место реализации водных биологических ресурсов (ст. 147 НК РФ)
С 1 января 2021 года ст.147 НК РФ будет дополнена пунктом 3, устанавливающим особый порядок определения места реализации товаров в виде водных биологических ресурсов и товаров, произведенных из них. Местом их реализации в целях НДС признается территория РФ, если водные ресурсы добыты в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и (или) товары, произведенные из таких ресурсов в момент начала отгрузки и транспортировки находятся в исключительной экономической зоне Российской Федерации (Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ (далее — Закон N 374-ФЗ)).
3. От НДС освобождены услуги финансовых платформ
С 1 января 2021 года не будут облагаться НДС (пп.12.2 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 374-ФЗ) услуги, оказываемые оператором финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 года N 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Конкретный перечень услуг приведен в новой норме.
4. Освобождение от НДС передачи прав на изобретения, полезные модели,
промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) продолжает действие в 2021 году, но с 1 января 2021 года «переехало» из пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в пп. 26.1 п. 2 ст. 149 НК РФ (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ (далее — Закон N 265-ФЗ)).
5. От НДС освобождаются только «российские» «нерекламные» программные продукты
С 1 января 2021 года передача исключительных прав и прав на использование программ ЭВМ, а также баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» освобождается от НДС только, если программы или базы данных включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее Российский реестр) (пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 265-ФЗ).
Соответственно передача прав на программы ЭВМ и базы данных, не включенные в Российский реестр, с 1 января 2021 г. облагаются НДС по ставке 20% (п.3 ст.164 НК РФ).
Также придется начислить НДС по ставке 20% при передаче прав на «российские» программы и базы данных, если передаваемые права состоят в получении возможности:
- распространять рекламную информацию в сети «Интернет» и (или) получать доступ к такой информации,
- размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет»,
- осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.
Подробнее об НДС при передаче прав на программы ЭВМ и базы данных с 1 января 2021
6. Введен вычет НДС при «экспорте прав» на программы ЭВМ
С 1 января 2021 г. при передаче прав на программы ЭВМ или базы данных, включенных в Российский реестр иностранным лицам (т.е. если местом реализации таких услуг в соответствии со ст.148 НК РФ территория РФ не является) «экспортеры прав» смогут принимать к вычету НДС по рекламным и маркетинговым услугам, приобретенным для таких операций (пп.2.1 п.2 ст.170 и новый пп.4 п.2 ст.171 НК РФ — Закон 374-ФЗ от 23.11.2020). И это несмотря на то, что права на программы ЭВМ, включенные в Российский реестр, как указывалось выше, освобождаются от НДС в соответствии с пп.26 п.1 ст.149 НК РФ.
1. Средства дольщиков на счетах эскроу приравняли к средствам целевого финансирования
Дополнен пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ — в целях главы 25 НК РФ к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Законом от 30.12. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ». Расходы организации-застройщика, которые должны быть в дальнейшем возмещены за счет указанных средств, учитываются раздельно как произведенные в рамках целевого финансирования. Использованием по целевому назначению этих средств признается возмещение ими расходов застройщика в связи со строительством (созданием) МКД и (или) иных объектов недвижимости, предусмотренных договором участия в долевом строительстве.
Указанные изменения применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 года (пп. «а» п.11 ст. 2 , п. 1 п.5 ст. 3 Закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ).
Т.е. с 1 января 2020 года в состав доходов у организации-застройщика включается разница между ценой договоров участия в долевом строительстве и фактическими затратами на строительство объектов долевого строительства.
2. Улучшены условия для помощи «дочерним» и «материнским» организациям.
Обновлены условия подпункта 11 пункта 1 ст. 251 НК РФ, освобождающего от налога на прибыль «подарки» от участников и дочерних компаний. Причем изменения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2020 года (п. 9 ст. 9 Федерального Закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ (далее — Закон N374-ФЗ)).
С 1 января 2020 года не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль имущество, имущественные права, полученные российской организацией безвозмездно:
- от организации — участника (передающей стороны) если доля участия в т.ч. косвенного передающей стороны в УК получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ
- от организации, в УК которой доля прямого или косвенного участия получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ. Если передающая организация является иностранной организацией, указанные доходы, не учитываются при определении налоговой базы только в том случае, если государство постоянного местонахождения передающей организации, а также организаций, через которые осуществляется косвенное участие получающей организации в передающей организации не включено в перечень офшорных зон, утверждаемый Минфином РФ согласно абзацу 2 пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ.
- от физического лица, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия в уставном (складочном) капитале (фонде) такой организации, определенная в соответствии с положениями статьи 105.2 НК РФ, составляет не менее 50%.
- от организации, владеющей лицензией (лицензиями) на пользование участками недр, указанными в пункте 2 статьи 343.5 НК РФ, для компенсации затрат, осуществленных налогоплательщиком в целях создания объектов основных средств, указанных в пункте 6 статьи 343.5 НК РФ.
При этом полученное имущество, имущественные права не признаются доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня их получения указанные имущество, имущественные права (за исключением денежных средств) не передаются третьим лицам.
Таким образом, в обновленную формулировку включено не только имущество, но и имущественные права.
Кроме того, позитивно, что прежний лимит участия «более чем на 50%» заменен на «не менее 50%», а также непосредственно предусмотрена возможность косвенного участия передающей (получающей) стороны. Т.е. новой нормой можно воспользоваться, в т.ч. если у организации два участника с долями 50/50 и участие не обязательно должно быть прямым, ранее это было невозможно.
3. На 2020 и 2021 год установлены специальные интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам
Изменения в налоговом законодательстве с 2021 года
1. Изменяется порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль
В 2020 году перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли можно было в течение года по итогам любого отчетного периода, начиная с отчетности за январь-апрель (п.2.1 ст.286 НК РФ). Но с 1 января 2021 года возвращается общее правило смены системы уплаты авансовых платежей. Перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли или вернуться на ежеквартальную отчетность и уплату ежемесячных авансовых платежей можно только с 1 января каждого года. Заявление об изменении системы уплаты авансовых платежей подается налогоплательщиком не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход. Для желающих изменить систему уплаты авансовых платежей на 2021 год — срок подачи заявления — 31 декабря 2020.
Возвращается «старый» норматив для уплаты квартальных авансовых платежей.
Организации по итогам отчетного периода уплачивают только квартальные авансовые платежи, если у них за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал (п. 3 ст. 286 НК РФ). На налоговый период 2020 предельная сумма дохода была повышена — и составляла в среднем 25 миллионов рублей за каждый квартал (п. 2 ст.2 Федерального Закона от 22.04.2020 N 121-ФЗ). На настоящий момент лимит 25 миллионов рублей на 2021 год не продлен, Минфин считает, что пороговое значение выручки от реализации 25 млн рублей следует установить на постоянной основе (письмо от 12.11.2020 № 03-11-10/99843). Если же этого не произойдет, у плательщиков квартальных авансовых платежей при превышении в 2021 году лимита в 15 млн. руб. появляется обязанность уплачивать ежемесячные авансы внутри квартала.
2. Пополнен список необлагаемых грантов
В состав целевых средств с 1 января 2021 года включаются гранты институтов инновационного развития и других организаций, осуществляющих поддержку государственных программ и проектов за счет субсидий, предоставленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, на реализацию указанных государственных программ и проектов (абзац 8 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).
3. Безвозмездное пользование имуществом для НКО
С 1 января 2021года целевыми поступлениями признаются имущественные права в виде права безвозмездного пользования имуществом, полученные некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности, независимо государственное оно или нет (пп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).
4. Прописан порядок определения остаточной стоимости НМА
С 01 января 2021 п. 3 ст. 257 дополнен нормой, содержащей порядок определения остаточной стоимости нематериальных активов. Остаточная стоимость НМА определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой, начисленной за период эксплуатации амортизации (пп. 23 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).
Соответственно дополнен пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ, где прописано, что при реализации амортизируемого имущества доход от реализации можно уменьшить — на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с пунктами 1 и 3 ст. 257 НК РФ. Ранее упоминание об остаточной стоимости НМА в НК РФ отсутствовало (как в п. 3 ст. 257, так и в п.1 ст. 268 НК РФ). Пробел в отношении остаточной стоимости НМА устранен (пп. 24 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).
5. Денежный вклад в имущество может уменьшать доходы от реализации долей (акций)
С 1 января 2021 года на величину денежного вклада в имущество организаций, доли (паи) (за минусом денежных средств, изъятых участником обратно в безналоговом режиме по пп. 11 .1 п. 1 ст. 251 НК РФ) можно уменьшить доходы, полученные при:
- реализации имущественных прав (долей, паев), например, при реализации долей ООО (пп.2.1 п.1 ст.268 НК РФ);
- при ликвидации организации и выходе (выбытии) участника (акционера) (п.2 ст.277 НК РФ)
- при реализации или ином выбытии (в том числе при погашении или частичном погашении номинальной стоимости) ценных бумаг (п.3 ст.280 НК РФ)
Величина вклада в виде денежных средств в имущество организации, уменьшающая доходы от реализации долей (паев, акций), рассчитывается пропорционально реализуемым долям (паям) в общей величине долей (паев), пропорционально цене приобретения реализуемых ценных бумаг, в общей стоимости акций, принадлежащих налогоплательщику.
До внесения изменений пп. 17 п. 1 ст. 251 НК РФ предусматривал, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде сумм, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного (складочного) капитала организации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
После внесения изменений норма гласит, что для целей налогообложения не учитываются доходы в виде сумм, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного (складочного) капитала организации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации либо если величина уставного капитала стала больше стоимости чистых активов общества по окончании отчетного года.
Действие положений пп. 17 п. 1 ст. 251 НК РФ (в редакции Закона № 305-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2021.
Дополнен пп. 56 п. 1 ст. 251 НК РФ, и теперь эта норма выглядит следующим образом (далее выделенным шрифтом обозначены внесенные изменения): при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств, полученных общероссийскими спортивными федерациями или профессиональными спортивными лигами от организаторов азартных игр в букмекерских конторах на основании соглашений, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ, либо от публично-правовой компании, обеспечивающей реализацию норм законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, в виде целевых отчислений, удержанных с организаторов азартных игр в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2020 № 493-ФЗ «О публично-правовой компании «Единый регулятор азартных игр» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Указанные средства не учитываются при определении налоговой базы при условии их использования в сроки и на цели, определяемые в соответствии с Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ.
Действие положений пп. 56 п. 1 ст. 251 НК РФ (в редакции Закона № 305-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2021.
Согласно абз. 1 п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.
С 01.01.2022 эта норма будет дополнена словами «независимо от размера остаточной стоимости основных средств».
Обзор изменений налогового законодательства в 2021 году
Согласно п. 5 ст. 259.1 НК РФ начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта амортизируемого имущества либо когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниям.
С 01.01.2022 эта норма будет изложена в следующей редакции: независимо от окончания срока полезного использования начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта амортизируемого имущества либо когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниям.
С 01.01.2022 будет расширен перечень расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки – п. 2 ст. 262 НК РФ будет дополнен пп. 3.2.
К расходам на НИОКР будут относиться расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем по договору об отчуждении исключительных прав, прав использования указанных результатов интеллектуальной деятельности по лицензионному договору в случае использования приобретенных прав исключительно в научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках.
Пункт 2 ст. 266 НК РФ дополнен новыми абз. 10 – 12 (будут применяться по 31.12.2022). В них говорится следующее.
Безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) также признаются суммы прекращенных перед налогоплательщиком – кредитной организацией денежных обязательств по уплате задолженности по кредитному договору при выполнении следующих условий:
-
кредит предоставлен юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям в период с 01.01.2021 по 31.12.2021 на восстановление предпринимательской деятельности;
-
в отношении кредитного договора кредитной организации в 2021 и (или) в 2022 году предоставляется (предоставлялась) субсидия по процентной ставке в порядке, установленном Правительством РФ.
С 1 января 2021 года введена прогрессивная ставка 15% по НДФЛ, которая применяется в случае, если облагаемые доходы превысили 5 млн рублей (Федеральный закон от 23.11.2020 №372-ФЗ).
Для уплаты НДФЛ по ставке 15% предусмотрен отдельный КБК — 000 1 01 02080 01 0000 110.
С 1 января 2021 года изменен перечень медицинских услуг, по расходам на которые можно получить соцвычет по НДФЛ (п. 3 Постановления Правительства от 08.04.2020 N 458). В перечень введены новые медицинские услуги: по медицинской эвакуации; паллиативной помощи.
Паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс мероприятий, включающих медицинские вмешательства, мероприятия психологического характера и уход, осуществляемые в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан и направленные на облегчение боли, других тяжелых проявлений заболевания (ст. 36 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Дорогостоящие виды лечения, которые были поименованы в Постановлении Правительства от 19.03.2001 №201 объединены в один пункт – медицинские услуги, оказанные в рамках высокотехнологичной медицинской помощи. Введены новые дорогостоящие услуги: по ортопедическому лечению населения с врожденными и приобретенными дефектами зубов; оказываемые в рамках паллиативной медицинской помощи. Дополнен и расширен перечень дорогостоящих услуг по услугам репродуктивной технологии.
Летние поправки – 2021 в главе 25 НК РФ
Статья 23 НК РФ в новой редакции предписывает налогоплательщикам обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов в течение 5 лет (было 4 года). Аналогичная обязанность установлена статьей 24 НК РФ в новой редакции для налоговых агентов.
Нормами статьи 105.17 НК РФ в новой редакции предусмотрено, что налогоплательщик, обратившийся в ФНС России с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании, обязан обеспечивать сохранность указанных документов в течение 6 лет.
Налогоплательщик, обратившийся в ФНС России с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании в отношении внешнеторговой сделки, хотя бы одна сторона которой является налоговым резидентом иностранного государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, обязан обеспечивать сохранность документов в течение 10 лет.
Новой редакцией статьи 105.7 НК РФ «Общие положения о методах, используемых при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица» предусмотрено, что, в том числе, при рассмотрении заявлений о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения налоговые органы применяют следующие методы:
- метод сопоставимых рыночных цен;
- метод цены последующей реализации;
- затратный метод;
- метод сопоставимой рентабельности;
- метод распределения прибыли.
При необходимости применяется совокупность этих методов. Установлено, что при рассмотрении органом ФНС заявления о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения в отношении внешнеторговой сделки, где хотя бы одна сторона является налоговым резидентом иностранного государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, с участием налогового органа этого иностранного государства применение вышеуказанных методов осуществляется с учетом особенностей, установленных законодательством иностранного государства для аналогов указанных методов. Применять иностранные методы разрешается при условии сопоставимости результатов, полученных при применении в соответствующей сделке методов с результатами, полученными при применении иностранных методов. Результаты признаются сопоставимыми, если различия между ними отсутствуют либо не оказывают существенного влияния на налоговую базу и суммы налогов, указанных в пункте 4 статьи 105.3 НК РФ.
В новой редакции статьи 105.14 НК РФ скорректированы условия признания сделок контролируемыми (в том числе сделок в области внешней торговли, предметом которых являются товары, составляющие основные статьи экспорта, а также сделок между взаимозависимыми лицами с участием комиссионера (агента)). Теперь ими признаются, в том числе, сделки в области внешней торговли товарами, которые входят в состав одной или нескольких товарных групп, предусмотренных пунктом 5 статьи 105.14 НК РФ. Частью 3 статьи предусмотрено, что:
Сделки, предусмотренные пунктом 1 статьи 105.14 НК РФ, признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам с одним лицом (лицами) за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей.
Нормами статьи 105.17 НК РФ в новой редакции установлено, что налоговый орган не вправе принять решение о проведении проверки в отношении совершенной налогоплательщиком в календарном году контролируемой сделки, по которой налогоплательщик обратился в ИФНС с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения за тот же календарный год в порядке, предусмотренном главой 14.6 НК РФ, в случае, если налоговым органом не принято ни одно из решений, предусмотренных пп 1 и 2 пункта 5 статьи 105.22 НК РФ.
Установлено, что:
В рамках проверки могут быть проверены контролируемые сделки, совершенные в период, не превышающий 3 календарных лет (а в случае, предусмотренном абз. 3 пункта 2 статьи 105.17 НК РФ, — в период, не превышающий 5 календарных лет), предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Нормами статьи 105.20 НК РФ определено, что:
Соглашение о ценообразовании основывается на взаимном соглашении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и уполномоченного органа исполнительной власти иностранного государства, достигнутом по результатам проведенной с учетом положений главы 20.3 НК РФ взаимосогласительной процедуры, предусмотренной международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.
В новой редакции статьи 105.22 НК РФ обновлены требования к документам и срокам их предоставления для заключения соглашения о ценообразовании. Определено, что при принятии ИФНС решения о доработке доработанный проект соглашения о ценообразовании и документы предоставляются налогоплательщиком в срок не позднее 30 дней со дня получения налогоплательщиком такого решения. Расширен перечень оснований для принятия решения об отказе от заключения соглашения о ценообразовании.
В соответствии с правилами налогового учёта компании имеют возможность создавать резервы предстоящих расходов на выплату премий персоналу, которые выплачиваются за выслугу лет, а также по итогам работы за год. Данная норма содержится в ст. 324.1 НК РФ.
В упомянутой статье речь в большей мере идёт о резерве по предстоящим отпускам. Однако, применять одинаковые правила к двум видам резервов на практике оказалось непросто, поскольку перечисление отпускных производится в пределах года, а выплата вышеперечисленных премий, как правило, уже в следующему году.
Начиная со следующего года в ст.324.1 НК РФ будет введён пункт 7, в котором будет приведены чёткие правила формирования премиального резерва. Вводимые поправки регламентируют порядок проведения инвентаризации, которую необходимо производить перед представлением декларации по налогу на прибыль.
После проведённой инвентаризации следует сопоставить два показателя:
- сумма уже выплаченных премий, из которой следует исключить выплаты, произведённые за счёт резерва предыдущего периода
- величина резерва на конец отчётного периода
Если сумма премий превысит резерв, то разницу необходимо отразить в расходах, если же наоборот, то в доходах отчётного периода.
Стоит отметит, что создание резервов не является обязательным условием осуществления деятельности. Решение о формировании и использовании резервов должно быть закреплено в учётной политике.
Комментируемым законом № 374-ФЗ с 2021 года будет введено определение остаточной стоимости НМА, которая будет определяться как разница между первоначальной стоимостью и суммой исчисленной амортизации.
По новым правилам в случае продажи нематериального актива, компания вправе уменьшить свои доходы на сумму остаточной стоимости, отраженной в учёте.
Если после продажи НМА выяснится, что в отношении него был применён инвестиционный вычет, при этом срок полезного использования ещё не истёк, то для начала следует восстановить часть налога на прибыль, и только после этого уменьшать сумму полученных доходов на величину первоначальной стоимости.
В соответствии п.1 ст.386 НК РФ при заполнении декларации по налогу на имущество за 2020 год компаниям необходимо будет отразить информацию о среднегодовой стоимости объектов налогообложения. Сведения о стоимости движимого имущества носят исключительно информативный характер, поскольку данные объекты не учитываются при определении налогооблагаемой базы.
Срок, в течение которого налоговая инспекция должна рассмотреть уведомление о сдаче единой отчётности по налогу на имущество, не может превышать 30 рабочих дней. После истечения срока налоговая инспекция должна вынести своё решение и уведомить об этом налогоплательщика.
Весной после разработки Минфином проекта о внесении пяти неналоговых платежей в Налоговый кодекс Счетная палата РФ признала это решение непоследовательным. В контрольном ведомстве отметили, что нужно провести инвентаризацию существующих платежей и оптимизировать их, а также создать реестр обязательных платежей. Глава Счетной палаты Алексей Кудрин заявил, что «налоговое бремя на бизнес — бич нашего инвестиционного климата».
Тогда же большая «четверка» российских бизнес-объединений — Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), «Деловая Россия» и «Опора России» обратились к президенту России Владимиру Путину с просьбой не переводить неналоговые платежи в Налоговый кодекс. По мнению объединений, администрирование новых налогов, включенных в Налоговый кодекс, означает для бизнеса рост отчетности компаний, дополнительные проверки и санкции за нарушения — вплоть до остановки деятельности фирмы и уголовной ответственности.
Текущую версию законопроекта о включении в Налоговый кодекс РФ неналоговых платежей Минфин разметил накануне проведения нового съезда РСПП, который пройдет 19 марта 2020 года.
В соответствии с Законом о введении с 1 января 2021 года вводится в действие глава 71 Налогового кодекса «Всеобщее декларирование».
На основании статьи 45-1 Закона о введении всеобщее декларирование вводится поэтапно.
В соответствии с подпунктом 1 статьи 45-1 Закона о введении в период с 1 января 2021 года до 1 января 2023 года декларация об активах и обязательствах по форме 250.00 (приложение 1 к приказу министра финансов РК от 21 июня 2018 года № 617) представляется являющимися на 1 января года представления такой декларации лицами:
– занимающими ответственную государственную должность, и их супругами;
– уполномоченными на выполнение государственных функций, и их супругами;
– приравненными к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и их супругами;
– на которых возложена обязанность по представлению декларации в соответствии с Конституционным законом РК «О выборах в Республике Казахстан» от 28 сентября 1995 года № 2464 (далее – Закон о выборах в РК) и законами РК «О противодействии коррупции» от 18 ноября 2015 года № 410-V, «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 31 августа 1995 года № 2444, «О страховой деятельности» от 18 декабря 2000 года № 126-II, «О рынке ценных бумаг» от 2 июля 2003 года № 461-II.
Указанные лица составляют декларацию об активах и обязательствах по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году представления декларации, если иное не установлено вышеперечисленными законами.
Декларация об активах и обязательствах подразделяется на следующие виды:
1) первоначальная – декларация об активах и обязательствах, представляемая физическим лицом в связи с тем, что установленная обязанность по представлению такой декларации возникла впервые;
2) очередная – декларация об активах и обязательствах, представляемая физическим лицом в соответствии с вышеперечисленными законами после представления таким физическим лицом первоначальной декларации об активах и обязательствах;
3) дополнительная – декларация об активах и обязательствах, представляемая физическим лицом при внесении изменений и (или) дополнений в ранее представленную декларацию об активах и обязательствах физического лица, к которой относятся данные изменения и (или) дополнения;
4) дополнительная по уведомлению – декларация об активах и обязательствах, представляемая физическим лицом при внесении изменений и (или) дополнений в ранее представленную декларацию об активах и обязательствах, в которой налоговым органом выявлены нарушения по результатам камерального контроля по активам и обязательствам физического лица (ст. 630 Налогового кодекса).
Особенности составления декларации об активах и обязательствах и сроки ее представления определены статьями 631, 632 Налогового кодекса.
Таким образом, физические лица в первый год вхождения в систему всеобщего декларирования обязаны представить декларацию об активах и обязательствах по форме 250.00. В последующие годы представляется декларация о доходах и имуществе по форме 270.00.
С 1 января 2021 года вступила в силу статья 49-1 «Инвестиционный налоговый кредит».
Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налогов предстоящих периодов, при котором налогоплательщикам предоставляется возможность в течение определенного срока уменьшать на 100 % свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по КПН и (или) налогу на имущество на срок до трех лет.
Порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным соглашением об инвестиционном налоговом кредите.
Если налогоплательщик имеет убыток, перенос убытка осуществляется в порядке, определенном статьей 300 Налогового кодекса. При этом срок инвестиционного налогового кредита не продлевается.
Статья 50 Налогового кодекса дополнена пунктом 3, согласно которому решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита принимается на основании заявления налогоплательщика и оформляется соглашением установленной формы между заявителем и уполномоченным органом по инвестициям.
Соглашение о таком кредите должно содержать следующие положения:
– порядок уменьшения налоговых платежей;
– срок действия соглашения;
– запрет на реализацию или передачу во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого налогоплательщиком явилось условием для предоставления данного кредита;
– ответственность сторон.
Копия соглашения не позднее пяти календарных дней со дня его подачи в уполномоченный орган по инвестициям направляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрационного учета налогоплательщика.
Порядок заключения соглашения об инвестиционном налоговом кредите для его получения определяется уполномоченным органом по инвестициям по согласованию с уполномоченным органом и центральным уполномоченным органом по государственному планированию.
Не имеют права на применение инвестиционного налогового кредита налогоплательщики, соответствующие одному из следующих условий:
1) применяющие специальные налоговые режимы, предусмотренные разделом 20 Налогового кодекса;
2) осуществляющие производство и (или) реализацию всех видов спирта, алкогольной продукции, табачных изделий;
3) налогообложение налогоплательщиков осуществляется в соответствии с разделами 21 и 23 Налогового кодекса (участники специальных экономических и индустриальных зон, налогоплательщики, реализующие инвестиционные приоритетные проекты, недропользователи) (ст. 51-1 Налогового кодекса).
В целях гармонизации касательно инвестиционного налогового кредита внесены поправки в пункты 1 и 2 статьи 54 Налогового кодекса о прекращении действия отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита.
Действие инвестиционного налогового кредита прекращается по истечении срока действия соглашения о предоставлении инвестиционного налогового кредита, в том числе досрочно, в случаях:
– уплаты налогоплательщиком всей суммы налогов и (или) плат до истечения установленного срока;
– нарушения налогоплательщиком условий предоставления инвестиционного налогового кредита;
– по решению суда.
Также статья 54 Налогового кодекса дополнена пунктом 4, определяющим обязательства в случае нарушения условий соглашения об инвестиционном налоговом кредите. Если в течение срока действия такого соглашения заключивший его налогоплательщик нарушит предусмотренные соглашением условия реализации либо передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого явилось основанием предоставления инвестиционного налогового кредита, этот налогоплательщик в течение налогового периода, следующего за отчетным со дня расторжения соглашения об инвестиционном налоговом кредите, обязан уплатить все неуплаченные ранее, в соответствии с соглашением, суммы налога, а также соответствующие пени, начисленные за каждый календарный день действия соглашения об инвестиционном налоговом кредите в размере 1,25-кратной базовой ставки Национального Банка РК на дату платежа за период от заключения до расторжения указанного соглашения.
В соответствии с Законом № 382-VI с 1 января 2021 года Налоговый кодекс дополняется главой 77-1 «Специальный налоговый режим розничного налога» (ст. 696-1 и 696-2).
Специальный налоговый режим (СНР) розничного налога вправе применять налогоплательщики при условии, если они:
1) признаются субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с Предпринимательским кодексом;
2) осуществляют один или несколько видов деятельности, определенных Правительством РК для целей применения данного режима.
СНР розничного налога предусматривает особый порядок исчисления корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты.
Исчисление корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты, при применении СНР розничного налога производится налогоплательщиком самостоятельно путем применения к объекту налогообложения за отчетный налоговый период ставки в размере 3 %.
Объектом налогообложения для налогоплательщика, применяющего СНР розничного налога, является доход, полученный (подлежащий получению) за налоговый период в РК и за ее пределами, определяемый в общеустановленном порядке:
– юридическим лицом – в соответствии с разделом 7 Налогового кодекса;
– индивидуальным предпринимателем – в соответствии с разделом 8 Налогового кодекса.
Налоговым периодом для применения СНР розничного налога является календарный квартал.
Декларации для налогоплательщиков, применяющих СНР розничного налога, представляются в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.
Уплата в бюджет налогов, указанных в декларации для налогоплательщиков, применяющих СНР розничного налога, производится не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.
СНР розничного налога будет применяться в течение двух лет в период с 1 января 2021 года до 1 января 2023 года.
Переход на СНР розничного налога возможен с общеустановленного порядка налогообложения или иного СНР (пп. 6 п. 2 ст. 679 Налогового кодекса).
Плательщик НДС для снятия с регистрационного учета по НДС в связи с переходом на СНР розничного налога не позднее пяти рабочих дней до начала применения такого СНР представляет налоговое заявление (приложение 11 к приказу министра финансов РК от 12 февраля 2018 года № 160) (п. 1 ст. 85 Налогового кодекса).
В целях постановки на регистрационный учет по НДС в минимум оборота не включаются обороты налогоплательщика, применяющего СНР розничного налога.
Налогоплательщики, применяющие СНР розничного налога, не являются плательщиками социального налога (пп. 1 п. 2 ст. 482 Налогового кодекса).
Следует отметить, что статьей 57-4 Закона о введении установлено, что на период с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года лица, применяющие СНР и признаваемые субъектами микропредпринимательства или малого предпринимательства, в том числе плательщики единого земельного налога, уменьшают на 100 % подлежащую уплате:
1) сумму корпоративного (индивидуального) подоходного налога (кроме удерживаемого у источника выплаты), исчисленного в соответствии со статьями 686, 687, 695, 700 Налогового кодекса;
2) сумму социального налога, исчисленного в соответствии со статьей 687 Налогового кодекса;
3) сумму единого земельного налога, исчисленного в соответствии со статьей 704 Налогового кодекса.
Однако Законом № 382-VI установлено, что с 1 января 2021 года положения части первой статьи не распространяются на налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в рамках СНР розничного налога (пп. 17 ст. 57-4 Закона о введении).
Таким образом, компании, применяющие СНР розничного налога, не вправе уменьшать на 100 % КПН, ИПН (ст. 686, 687, 695, 700 Налогового кодекса) и социальный налог, исчисленный по статье 687 Налогового кодекса.
На портале egov.kz «Открытые НПА» 24 декабря 2020 года опубликован проект Постановления Правительства РК «Об утверждении Перечня видов деятельности для целей применения специального налогового режима розничного налога», в который включено 114 видов деятельности согласно ОКЭД. Проект находится на публичном обсуждении до 12 января 2021 года.
Налогоплательщики, обязанные выписывать ЭСФ
В соответствии с Законом № 382-VI статья 242 Налогового кодекса дополнена пунктом 3-1, согласно которому с 1 апреля 2021 года:
«3-1. Вычеты по расходам по товарам, работам, услугам при их приобретении у лиц, указанных в подпункте 8) пункта 1 статьи 412 настоящего Кодекса, производятся при соблюдении положений пункта 3 настоящей статьи и наличия счета-фактуры в электронной форме, за исключением:
случаев, предусмотренных подпунктами 4), 5) и 6) пункта 13 статьи 412 настоящего Кодекса;
расходов по приобретению работ, услуг у нерезидента;
товаров, ввезенных на территорию Республики Казахстан с территорий государств – членов Евразийского экономического союза;
товаров, ввезенных на территорию государств – членов Евразийского экономического союза, подлежащих декларированию в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан.
В случае, предусмотренном подпунктом 1) пункта 2 статьи 412 настоящего Кодекса, вычеты производятся при наличии счета-фактуры на бумажном носителе.
Для целей настоящего раздела дата выписки счета-фактуры не влияет на дату признания расходов».
Данная норма вводится в целях привлечения к выписке электронных счетов-фактур (ЭСФ) большего количества налогоплательщиков, а также для облегчения администрирования и осуществления налогового контроля в связи с ограничением налоговых проверок.