Минимальная заработной платы в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минимальная заработной платы в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Если работник трудится в режиме неполного рабочего времени и такой режим работы установлен его трудовым договором, заработная плата выплачивается пропорционально фактически отработанному времени. Причина этому то, что работник полную норму не вырабатывает, так как ему установлена меньшая продолжительность рабочего времени. То есть это нормально.

Минимальная зарплата в 2021 году: размер и правила расчёта

  • МРОТ — 2021: изменения
  • Расчет больничных в 2021 году — сравнение с МРОТ и районные коэффициенты
  • Налоги для работодателя — 2021: во сколько обходится сотрудник
  • 13 изменений в трудовом законодательстве в 2021 году

Подготовила Елизавета Кобрина, редактор

Размер МРОТ с 01.01.2021 составляет 12 792 рубля.

Если работники трудятся полный день, их заработная плата не должна быть меньше МРОТ. Причем не федерального, а МРОТ установленного по региону, где ведет деятельность работодатель.

Если зарплата сотрудников до регионального МРОТ не дотягивает, ее нужно повысить. В противном случае работодателя вызовут на зарплатную комиссию и оштрафуют.

МРОТ 2021: повышение минимального размера оплаты труда в России

Зарплата совместителя тоже не может быть меньше МРОТ. Обычно совместители трудятся не полный рабочий день. При приеме на работу в договоре указывают, по какой ставке их принимают. Соответственно они работают то количество часов, которое пропорционально ежедневной норме рабочего дня.

Например, работник на полставки будет трудиться 4 часа в день. Значит, его зарплата не должна быть ниже половины МРОТ.

Трудовой кодекс не разделяет работников на иностранцев и российских граждан. Поэтому работодатель обязан установить иностранному работнику зарплату не ниже МРОТ.

Размер МРОТ для работника обособленного подразделения

Если головной офис и обособленные подразделения организации расположены в разных субъектах РФ, то размер МРОТ для сотрудников может быть разным. Ориентироваться нужно на региональное законодательство.

Работник филиала или головной организации не должен получать зарплату меньше МРОТ по региону, в котором он работает.

Для расчета отпускных используют средний дневной заработок сотрудника за 12 предшествующих месяцев. Полученный результат не может быть меньше среднего дневного заработка из расчета МРОТ.

Пример: работник берет полный отпуск (28 дней) в марте 2021 года. Его средний дневной заработок за 12 предшествующих месяцев составляет 427 рублей.

Определим средний дневной заработок с учетом МРОТ: 12 792 / 29,3 = 436,59 рублей.

436,59 > 427. Значит, начисляем отпускные из расчета МРОТ: 436,59 * 28 = 12 224,52 рубля.

При расчете пособия по больничному листу МРОТ применяют, если:

  • средний заработок сотрудника за 2 предшествующих года меньше МРОТ;
  • сотрудник на протяжении последних 2 лет не работал и не имел фактического заработка;
  • страховой стаж сотрудника меньше полугода;
  • есть основания для снижения пособия: травма в состоянии алкогольного опьянения, неявка к врачу без уважительных причин, нарушения режима лечения.

Так как в 2021 году все субъекты РФ перешли на прямые выплаты из ФСС – работодатели оплачивают только первые три дня больничного.

Пример: стаж работы сотрудника – 5 месяцев. Он принес больничный лист за 10 дней. Рассчитаем размер пособия за три дня больничного из расчета МРОТ. Средний дневной заработок составит: 12 792 * 24 / 730 = 420,56 рублей. Сумма пособия: 420,56 * 3 = 1 261,68 рублей.

МРОТ – это аббревиатура, образованная от сочетания «минимальный размер оплаты труда».

Оплата работы складывается из оклада, компенсаций и доплат. МРОТ подразумевает под собой тот унифицированный минимум денежных средств, который работодатель должен платить своему сотруднику.

МРОТ также влияет на расчет размера налогов, штрафов и иных платежей – тех, которые считают по законодательству РФ в зависимости от установленного минимального размера оплаты труда. Также он влияет на размер некоторых социальных выплат: по безработице, больничному, пенсии и т. п.

Новый МРОТ 2021: что нужно знать бухгалтеру

С января 2020 года размер минимальной оплаты труда составляет 12 130 рублей.

Согласно закону, заработная плата сотрудников не должна быть менее МРОТ и отраслевых минимумов. При нарушении этого правила фирма обязана выплатить штраф в размере до 50 000 рублей.

Обращаясь к ТК РФ, заметим следующее: с 2002 года вступил в силу закон о том, что МРОТ не должен быть ниже прожиточного минимума. Однако обратим внимание на дополнение, которое гласит: повышение МРОТ должно быть установлено отдельным федеральным законом. Отметим, что он появился в 2017 году, а до его появления были лишь заявления о намерениях повышения федерального МРОТ до прожиточного минимума.

При качественном выполнении своих трудовых обязанностей в течение месяца работник должен получить заработную плату не менее МРОТ. Есть 3 его значения:

  • федеральный;
  • региональный;
  • отраслевой МРОТ.

На федеральном уровне (РФ) заработная плата сотруднику с января 2021 года должна быть не менее 12 792 рублей.

Если вы – работодатель, то у вас есть 2 способа, как повысить заработную плату сотруднику, следуя новому МРОТ с 01.01.2021:

  1. Руководитель может повысить оклад. Для этого необходимо издать новый приказ о повышении, изменить трудовые договоры и другие документы с указанием размера оклада.
  2. Менее трудоемкий способ – ввести доплату. Так, в локальных актах необходимо лишь установить размер этой доплаты, поскольку к минимальной оплате труда относится не оклад, а вся заработная плата суммарно – оклад и иные дополнительные выплаты.

Рекомендуем использовать второй метод, так как здесь достаточно единожды установить доплату до МРОТ в локальных актах.

Таким образом, когда сотрудник, учитывая суммарное рабочее время, проработал все дни своего графика за месяц, он получит сумму не менее МРОТ. Если же его заработная плата соответствует или больше установленного минимума оплаты труда, необходимости в доплате нет.

Помимо основной заработной платы с учетом ТК РФ и МРОТ, существует районный коэффициент – прибавка к заработной плате сотрудника. Он рассчитывается, основываясь на климатических условиях и сфере деятельности (т. е. отрасли производства).

Так, например, сотрудники Крайнего Севера помимо основной заработной платы, которая тоже должна быть не менее МРОТ, получают дополнительную прибавку к зарплате – так называемые «северные».

При расчете зарплаты таким работникам надо применять МРОТ, увеличенный на положенную надбавку.

МРОТ с 2021 года зависит не от прожиточных показателей, а от медианной зарплаты в России.

МРОТ может быть федеральный (установленный федеральным законом) и региональный (установленный местными властями с учетом специфики региона). При этом МРОТ на региональном уровне не может быть ниже федерального.

Заработная плата должна соответствовать установленному минимуму отплаты труда. Помимо этого, если вы живете в тяжелых климатических условиях или работаете на тяжелом производстве, вам положены доплаты – районный коэффициент.

Если заработная плата работника будет ниже региональной минимальной заработной платы в этом году, работодатель обязан доплатить работнику разницу.

Для этого руководство может издать соответствующий приказ, внести правки в трудовые договоры и составить штатное расписание. Изменить потребуется также все документы, в которых указан размер заработной платы.

Итак, согласно принятому федеральному законопроекту минимальная зарплата с 1 января 2021 года составляет 12 792 рублей. На протяжении нескольких лет сумма минимальных выплат работникам рассчитывалась исходя из величины прожиточного минимума, установленного в стране или регионе. Однако в 2021 году будет действовать другая методика: сумма выплат будет рассчитываться, опираясь на медианную заработную плату, а не на прожиточный минимум.

Стоит отметить, что при определении суммы зарплаты работников необходимо также принимать во внимание размер минимальной заработной платы по регионам. Разные местности Российской Федерации имеют право устанавливать отдельный размер наименьшей оплаты труда, касающихся их региона. Однако, есть важное условие: показатель выплат обязан быть равным или выше установленного федерального размера заработной платы. По итогу, сотрудник, работающий в данном субъекте, должен получать зарплату не ниже установленного регионального МРОТ. Предприятия, присоединившиеся к региональным договоренностям, обязаны выполнять данные требования. Тем не менее, вы можете отказаться от присоединения, которое произойдет автоматически, если в течение месяца, после вступления в силу договора, вы не подадите письменный отказ, обязательно обоснованный фактически. Если ваше предприятие отказалось от соглашения, или же в данном субъекте не установлен региональный размер выплат за трудовую деятельность, заработную плату можно выплачивать согласно установленному федеральному МРОТ в 2021 году.

Опираясь на новую методику расчета оплаты труда, необходимо повысить заработную плату работникам, получающим зарплату (не учитывая вычет НДФЛ) меньше установленного МРОТ, за отработанный период. Индексирование возможно сделать с помощью добавочного приложения к трудовому договору, а затем начиная с 1 января производить зачисления заработной платы сотрудникам компании, размер которых будет выше самого маленького размера оплаты труда.

В данной статье не предоставляется информация об отраслевом наименьшем размере выплат. Необходимую информацию можно найти в отраслевых договорах, размещенных на официальном сайте Минтруда.

На практике часто встречаются случаи, когда выплаты за трудовую деятельность могут быть ниже, чем установленная федеральным законом минимальная зарплата в России. Такое случается, когда между сотрудником и компанией подписан трудовой договор, согласно которому он работает неполный рабочий день, а значит размер оплаты труда рассчитывается, основываясь на количестве отработанных работником часов. Данный метод оплаты вполне обоснован, так как сотрудник работает неполный рабочий день, следовательно, продолжительность рабочего времени значительно сокращена в сравнении с полной занятостью.

Рассмотрим следующую ситуацию: сотрудник компании ООО «Нева» в связи с определенными обстоятельствами выбрал работу в неполный рабочий день. Таким образом, количество его рабочих часов в неделю составляет 18, при полной занятости — 40 ч в неделю. Учитывая данную информацию, заработная плата сотруднику будет выплачиваться согласно отработанному количеству часов. А значит ООО «Нева» должна выплатить сотруднику сумму в размере 5 756 рублей, рассчитанную по формуле: (12 792 × (18 : 40 × 100 %)).

Ко всему прочему, выплаты, которые будут ниже минимальной заработной платы в 2021 году, могут быть адресованы сотрудникам, работающим по совместительству. Данное условие также касается тех, кто не работал по причине болезней, отпусков или прочим причинам. Эти случаи требуют сравнения заработной платы с МРОТ, который рассчитан в соответствии с количеством рабочего времени, отработанным сотрудником компании.

Новый МРОТ с 1 января 2021 в России с таблицей по регионам

В минимальный размер оплаты не входят такие позиции, как:

  • 1. Стимулирующие платежи (премии и прочее);
  • 2. Выплаты по компенсациям;
  • 3. Выплаты за работу в сложных климатических условиях;
  • 4. Прибавки за работу в местностях Крайнего Севера.

В данной статье мы разобрали, сколько должна составлять минимальная зарплата в 2021 году и какие параметры нужно учитывать при ее выплате. Напоминаем, все аспекты и особенности при расчете заработной платы необходимо учитывать так, чтобы по итогу окладная часть не составляла 8 000 рублей, а оставшаяся сумма «добивалась» компенсациями и премиями. Такая методика расчета считается неверной.

Как и при эксплуатации любой модели ККТ, возникают ошибки при работе с кассой АТОЛ. Чтобы их устранить, определите причину. Именно от нее зависит ход дальнейших действий. Рассмотрим ошибки кассы АТОЛ, определим причины и способы их устранения. Соберем наиболее распространенные в ТОП-10. Онлайн-кассы Атол по выгодным ценам Большой выбор оборудования по 54 ФЗ. Все кассы по ценам производителя с официальной гарантией….

Новый порядок расчета МРОТ

Приказ о повышении оклада: образец 2021 года

МРОТ в Московской области в 2021 году

Как рассчитать МРОТ в часах

МРОТ в Москве с 1 октября 2020 года

МРОТ (минимальный размер оплаты труда) – ориентир, применяемый при оплате труда, начислении пособий. В 2021 году ожидается появление нового показателя – минимальной часовой ставки оплаты труда. Расскажем о предстоящем нововведении.

Законопроектом предусматривается первоначальное значение показателя часовой ставки – 150 руб. Далее ежегодно сумма будет индексироваться на процент инфляции по итогам прошедшего года.

Вариант установить МРЧС исходя из действующего МРОТ одобрен не был, поскольку:

  • число рабочих часов в каждом месяце различно, ежемесячное изменение часовой ставки нецелесообразно;
  • ставка, определенная по МРОТ, признана заниженной. Например, при МРОТ, равном 12130 руб., и 40-часовой рабочей неделе в мае 135 рабочих часов стоимостью 89,85 руб. (12 130 / 135), а в июле 176 рабочих часов стоимостью 68,92 руб. (12 130 / 176).

При этом МРЧС в 150 руб. гарантирует больший размер заработной платы. Если сотрудник отработает целый месяц с такой ставкой:

  • за май он получит: 135 ч х 150 = 20 250 руб.;
  • за июль: 176 ч х 150 = 26 400 руб.

Соответствовать минимальному уровню часовой ставки должны зарплаты работников при выполнении одновременно двух условий:

  • работа в режиме неполного рабочего времени;
  • трудовой договор является срочным и заключен на срок до 3-х месяцев.

Применение показателя в иных ситуациях недопустимо.

Получается, что бухгалтер теперь будет контролировать соответствие зарплат не только месячному МРОТ, но и МРЧС в отношении отдельных сотрудников.

Власти определились с новым МРОТ
МРОТ / 11:00 20 августа 2020

В 2020 году на территории Российской Федерации действовал МРОТ в размере 12 130 рублей, он рассчитывался от величины прожиточного минимума трудоспособного населения по итогам II квартала 2019 года.

Если бы МРОТ рассчитывался по старой методике, то его размер в 2021 году составлял бы 12 392 рубля, именно такой прожиточный минимум был установлен по итогам II квартала текущего года.

В новой редакции Трудового Кодекса отсутствуют указания, касающиеся обязательного включения в МРОТ компенсаций и стимулирующих выплат (доплаты за выслугу лет, поощрительных премий и т. д.).

Здесь оговаривается лишь условие о выплате минимального заработка не ниже МРОТ при выполнении нормы отработанного времени.

Подобное изложение правил расчёта зарплаты не дает чёткого ответа на вопросы о правомерности включения различных выплат в общую сумму месячного заработка.

Согласно ТК зарплатой считается вознаграждение, при выплате которого учитываются объем, качество и условия выполнения работы. В прежней редакции ТК ясно говорилось о том, что компенсации и стимулирующие доплаты включаются в общий заработок.

Поэтому некоторые работодатели полагают, что можно, как и раньше, назначать работникам оклад в 10 000 руб., а затем доводить его до размеров МРОТ с помощью различных дополнительных выплат.

Конституционный суд РФ внес коррективы в понимание данного вопроса, и конкретно указал на выплаты, которые не входят в МРОТ, а назначаются в виде дополнительных сумм.

Согласно решениям Конституционного Суда (которые работодатели обязаны неукоснительно выполнять) к сверхнормативным выплатам относятся:

  • Компенсационные доплаты за переработку, труд в нерабочие праздничные и выходные дни, а также в ночные часы.
  • Доплаты за выполнение работы вместо временно отсутствующего сотрудника, труд по совместительству или по обслуживанию сверхнормативных единиц производственного оборудования.
  • Надбавки с учётом региональных коэффициентов при работе в условиях Крайнего Севера.

В Постановлении Верховного Совета РФ, касающемся стимулирующих выплат (премий), говорится о том, что их также не следует вносить в сумму минимального заработка (Постановление ВС РФ от 10.02.2020 № 65-АД20-1).

Минимальная зарплата в 2021 году

Порой возникают ситуации, когда головной офис компании (организации, ООО) находится в одном регионе, а филиал в другом. Поскольку величина МРОТ в регионах может различаться, то возникает вопрос: на какой именно ориентироваться при формировании фонда оплаты труда?

В соответствии со ст. 133.1 ТК РФ при определении фонда оплаты труда персонала необходимо придерживаться того значения МРОТ, который установлен в регионе, где работник фактически исполняет свои трудовые обязанности.

Но! Данная норма не распространяется на учреждения, деятельность которых обеспечивается за счёт федерального бюджета.

Следовательно, при определении фонда оплаты труда работников филиала необходимо придерживаться регионального МРОТ, установленного по месту нахождения филиала.

Для иностранцев, осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации, предусмотрено соблюдение тех же требований трудового законодательства, что и для российских граждан.

Следовательно, иностранный гражданин полностью отработавший месяц не может получить оплату труда ниже размера МРОТ.

Такая ситуация возможна при работе по совместительству или при оплате труда людей, совмещающих работу с учебой.

Эксперты Федеральной службы по труду и занятости разъясняют, что заработок людей подобных категорий также рассчитывается в соответствии с размером установленной минимальной зарплаты в стране, однако он начисляется с учётом отработанного времени. Конкретные критерии начисления зарплаты по совместительству оговариваются в трудовом договоре (например, оплата производится пропорционально выработке продукции).

Заработок совместителя должен быть не ниже МРОТ, пропорционального фактически отработанному времени.

Пример: Студентка совмещает работу в компании с учёбой в ВУЗе.

При 40-часовой рабочей неделе ее месячный заработок составил бы 13 000 руб. Однако по договору она работает лишь 30 часов в неделю, поэтому получает 9750 руб. (13000 : 40 х 30 = 9750).

По такому же принципу оплачивается труд совместителей, а также людей, отработавших неполный рабочий месяц из-за болезни или пребывания в отпуске. Заработок сравнивается с минимальным размером оплаты труда, взятым в пропорции к отработанному времени.

МРОТ в Москве установлен в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения города 20 589 руб.

Основание: «Московское трехстороннее соглашение на 2019 — 2021 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей» (Заключено в г. Москве 01.10.2018 N 77-1094).

Введение нового почасового МРОТ

В 2021 году ИП платят 40 874 рубля фиксированных страховых взносов + 1% от дохода свыше 300 тысяч рублей — эта сумма не зависит от МРОТ.

С 2018 года страховые взносы не зависят от МРОТ. В 2017 году и раньше фиксированная часть рассчитывалась по формуле:

Взносы за год = МРОТ х 12 х 31,1%

Для расчёта брался федеральный МРОТ, который действовал на начало года. 1 января 2017 года МРОТ был равен 7 500 рублей, поэтому за 2017 год ИП платили 27 990 рублей +1% от доходов свыше 300 тысяч.

Размер декретных и больничных зависит от зарплаты. Но в некоторых случаях МРОТ учитывается при расчёте.

  • Если за всю жизнь сотрудник работал по трудовому договору меньше полугода.
  • Если сотрудник не получал зарплату два года до болезни или декрета.
  • Если среднемесячная зарплата за два года до болезни или декрета была ниже минимальной.
  • С 01.01.2021 размер федерального МРОТ составляет 12 792 руб. и рассчитывается по новой методике — исчисляется с учетом медианной зарплаты вместо применения показателя прожиточного уровня трудоспособного населения;
  • Обязанности работодателя при изменении МРОТ остались прежними. От них требуется сравнить зарплатные начисления с новым МРОТ и при необходимости произвести доплаты сотрудникам. А также исчислять исходя из нового МРОТ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора лет.
Актуально на

МРОТ по годам 2015 и 2016 вырос не так значительно, как увеличился размер прожиточного минимума. Поэтому уменьшилась и величина соотношения между ними, составив:

  • 57% от суммы прожиточного минимума в 2015 году;
  • 63% от суммы прожиточного минимума на начало 2016 года;
  • 76% от суммы прожиточного минимума в 3-м квартале 2016 года.

МРОТ могут увеличить до 20 тыс. руб.

МРОТ в 2013 году составил 5 205 руб., что в 39,4 раза больше, чем на начало 2000 года. МРОТ в 2013 году в России был равен 68,2% от прожиточного минимума для трудоспособных лиц на тот же период. В то же время в 2000 году МРОТ был меньше прожиточного минимума для трудоспособных лиц в 9,33 раза.

Такие перегибы объясняются тем, что до 2010 года МРОТ применялся не только для регулирования уровня оплаты труда, но и для определения размера различных социально-значимых пособий. В 2013–2014 годах соотношение между размерами МРОТ и прожиточного минимума колеблется на отметке 67–68%, не демонстрируя при этом значительной положительной динамики.

МРОТ 2021 года увеличен до 12 792 руб. С 2021 года чиновники отвязали МРОТ от прожиточного минимума. Теперь он равен мидианной зарплате, рассчитываемой органами статистики. В 2020 году МРОТ был равен 12 130 руб. В 2019 году МРОТ составляет 11 280 руб. С мая 2018 года МРОТ сравнялся с прожиточным минимумом трудоспособного населения за 2-й квартал 2017 года и составлял 11 163 руб. Регионы также вправе устанавливать значение МРОТ, но оно не может быть ниже федерального показателя.

В некоторых случаях МРОТ требуется, чтобы рассчитать работнику пособие по временной нетрудоспособности. Это ситуации, когда размер зарплаты работника за месяц в течение последних двух лет не превышал МРОТ, либо дохода вообще не было.

Также больничные выплаты рассчитываются по МРОТ, если страховой стаж сотрудника к моменту болезни составляет менее полугода. Эти же правила действуют при оформлении пособия по беременности и родам, также называемому декретными выплатами.

  • Зарплата работников в 2021 году не может быть ниже МРОТ, он составляет 12 792 рубля.

  • Если в регионе установлен районный коэффициент, МРОТ считается именно по нему и будет выше федерального норматива.

  • От МРОТ зависит размер выплат отпускных, декретных и больничных выплат работникам, если они попадают под ряд условий, например, их страховой стаж менее полугода.

  • Если платить работникам зарплату ниже МРОТ, налоговая может серьезно оштрафовать.

  • От МРОТ рассчитываются льготы по страховым выплатам для предпринимателей и компаний, входящих в реестр МСП. В 2021 году под льготный размер выплат в 15% попадает вся часть зарплаты, что превышает размер в 12 792 рубля.

Мария Воронова

1. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.

2. Настоящие рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.

При этом проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

Заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

3. Настоящие рекомендации учитываются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2021 году.

МРОТ (минимальный размер оплаты труда) c 1 января 2021 года

6. Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений определяются с учетом требований к системам оплаты труда работников данных учреждений, утвержденных Правительством Российской Федерации, и устанавливаются:

а) в федеральных государственных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

б) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в) в муниципальных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

9. Системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются и изменяются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, с общими принципами формирования систем оплаты труда, перечнями норм и условий оплаты труда, регламентируемыми федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, изложенными в разделах II — IV настоящих рекомендаций, требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, включая Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

10. Системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются и изменяются с учетом:

а) Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;

б) обеспечения государственных гарантий по оплате труда, в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П;

в) квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

г) перечня видов выплат компенсационного характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

д) перечня видов выплат стимулирующего характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

е) примерных положений об оплате труда работников федеральных автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;

ж) положений об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя;

з) настоящих рекомендаций;

и) мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

11. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются с учетом минимального размера оплаты труда в рамках реализации норм федерального закона и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П, дифференцированно по должностям (профессиям) на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее соответственно — профессиональные квалификационные группы, квалификационные уровни), по должностям (профессиям), не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы — в зависимости от сложности труда в виде схем окладов (должностных окладов), ставок заработной платы.

12. В положении об оплате труда работников учреждения, разрабатываемом учреждением, предусматриваются конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий). При этом в указанном положении не должна использоваться такая терминология, как «рекомендуемые минимальные размеры» или «минимальные размеры» окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, которая может содержаться в примерных положениях об оплате труда работников автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утвержденных федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета.

Федеральные государственные казенные учреждения руководствуются носящими обязательный характер положениями об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемыми федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, включающими для работников конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий).

13. В трудовом договоре (в дополнительном соглашении к трудовому договору) с работником предусматривается фиксированный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленный ему за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы за календарный месяц).

21. Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

22. Должностные оклады руководителям учреждений устанавливаются в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости учреждений.

23. Выплаты компенсационного характера устанавливаются руководителям в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.

24. Выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений рекомендуется производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение. В качества показателя оценки результативности работы руководителя учреждения устанавливается показатель роста средней заработной платы работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов, а также выполнение квоты по приему на работу инвалидов (в соответствии с законодательством Российской Федерации).

25. Условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных или муниципальных учреждений определяются трудовыми договорами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).

Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной в соответствии с частью третьей статьи 275 Трудового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения».

26. Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, в размере, не превышающем размера, который установлен:

для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений — нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных учреждений субъектов Российской Федерации — нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Без учета предельного уровня соотношений размеров среднемесячной заработной платы, указанного в абзаце первом настоящего пункта, могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений, включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

27. Информация о рассчитанной за 2020 год среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, не позднее 15 мая 2021 г.

Информация о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений по решению государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя таких учреждений, может также размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах указанных учреждений.

В составе размещаемой на официальных сайтах информации о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений запрещается указывать данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации указанных лиц, а также сведения, отнесенные к государственной тайне ��ли сведениям конфиденциального характера.

28. Фонд оплаты труда в федеральных государственных учреждениях формируется исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, предусмотренных на оплату труда работников казенных учреждений, размеров субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, объемов средств, поступающих из государственных внебюджетных фондов и от приносящей доход деятельности с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.

29. Фонд оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципальных образований с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.

30. Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом общих принципов формирования систем оплаты труда, перечней норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусмотренных в разделах II — IV настоящих рекомендаций, а также требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется:

а) при изменении (совершенствовании) систем оплаты труда работников учреждений предусматривать установление минимальных окладов (минимальных должностных окладов), минимальных ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп);

б) не допускать установления по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установления диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп либо по должностям работников с равной сложностью труда по должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы;

в) не допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) работников учреждений, переданных в другую форму собственности (федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность), в случае изменения (совершенствования) для них систем оплаты труда, а также работников учреждений, реорганизуемых путем слияния или присоединения их к учреждениям, работники которых имеют более низкий уровень оплаты труда, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников, выполнения ими работ той же квалификации и условий труда;

г) при разработке показателей и критериев эффективности работы учитывать методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 421, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 287 и приказом Министерства культуры Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 920, и приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н, предусмотренные в письмах Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N АП-1073/02, Министерства культуры Российской Федерации от 5 августа 2014 г. N 166-01-39/04-НМ, а также установленные в планах мероприятий по реализации «дорожных карт» значения целевых показателей развития соответствующих отраслей.

31. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, региональным объединениям профсоюзов и региональным объединениям работодателей рекомендуется заключать в 2021 году региональные соглашения о минимальной заработной плате, размер которой превышает минимальный размер оплаты труда, с распространением их действия на всех работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]