Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Незаконное выделение земельных участков». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Самозахват земли – это присвоение определённого участка территории лицом, не имеющим на то законных оснований. В современном российском законодательстве подобные действия квалифицируются как достаточно серьёзное нарушение, влекущее за собой комплекс правовых последствий.
Незаконное использование чужого участка без оформленных соответствующим образом документов с его владельцем недопустимо. Нарушитель подлежит привлечению к ответственности. Однако в отдельных ситуациях захваченная земля может быть переоформлена в частную собственность.
Принято выделять четыре разновидности нелегального захвата:
использование земли, принадлежащей гражданину, фирмой или предприятием;
самозахват участка, находящегося в собственности физического лица, другим гражданином;
самовольное использование частным лицом территории, принадлежащей компании;
самозахват участка, не имеющего владельца в видефизического или юридического лица (такие земли находятся в распоряжении государства).
Актуальные санкции за самозахват
Взыскания по данному блоку нарушений регламентируются статьёй 7.1 КоАП. Если доказано, что присвоение и использование участка было связано с другими правонарушениями, например, мошенничеством, инцидент может попасть и под статью из УК. Стандартный штраф за самозахват земли в 2018 году зависит от комплекса факторов: прежде всего, это оценочная стоимость участка, а также наличие факта постановки земли на кадастровый учёт.
Физические лица – не менее 5 000 рублей, 1-1,5% стоимости.
Должностные лица – не менее 20 000 рублей, 1,5-2% стоимости.
Юридические лица – не менее 100 000 рублей, 2-3% стоимости.
Нарушителя может ожидать привлечение к уголовной, административной и гражданской ответственности (решение судьи зависит от обстоятельств конкретного дела).
Кроме этого, суд может признать нарушителя виновным по статье 330 УК РФ за самоуправство и привлечь его к уголовной ответственности (в этом случае гражданина ожидает наказание от штрафного взыскания до заключения под стражу до 5 лет).
В случае если на захваченной земле были возведены постройки? Нарушитель обязуется их снести по требованию фактического хозяина недвижимости и привести территорию в первоначальное состояние за свой счёт.
Как налагается административная ответственность
Механизм правоприменения в отношении захвата земли типичный.
Обнаруживается факт нарушения. Обычно это происходит в результате проверок или по заявлению от реального собственника. По факту выявления нарушения (самозахвата) составляется протокол, а в дальнейшем Выносится постановление о назначении наказания.
Выставляется срок на устранения нарушений: участок должен быть освобождён от заграждений и сооружений.
При нарушении сроков действий по предписанию назначается штраф.
Интересно, что помимо административного штрафа можно получить ещё и штраф по взысканию ущерба, который собственник имеет право потребовать в арбитражном или гражданском суде.
Можно ли узаконить самозахват
Ответственность за самовольное занятие земельного участка при строительстве
Преступные посягательства на землю как объект собственности и неотъемлемую часть природы влекут за собой как минимум открытие криминального дела, а как максимум – длительный период тюремного заключения для лиц, которые намеренно либо по неосторожности причинили существенный вред охраняемым интересам граждан, организаций, местных общин, общества или государства в целом.
В УК Украины упоминание деяний, касающихся земельных правоотношений, можно найти в 2 разделах:
Имущественные правонарушения
Ч.1 самоуправное использование земли, в связи с которым собственнику был нанесен ущерб свыше 100 необлагаемых налогом доходов граждан*;
*при квалификации административных или уголовных правонарушений сумма необлагаемого минимума устанавливается на уровне налоговой социальной льготы, определенной п.169.1.1 ст.169 раздела IV Налогового кодекса для соответствующего года. По состоянию на август 2020 г. эта льгота составляет 50% прожиточного минимума для трудоспособного лица, то есть 1059 грн. Таким образом, сумма ущерба в понимании этой нормы должна превысить 105 900 грн.
штраф от 3 400 до 5 100 грн. или арест до 6 месяцев
Ч.2 то же действие, совершенное повторно/группой лиц/касательно особо ценных земель или участков с особым статусом,
ограничение свободы на 2-4 года или тюремное заключение сроком до 2 лет
Ч.3 Несанкционированное строительство на чужой земле
штраф от 17 тыс. до 68 тыс. грн., арест до 6 мес., ограничение свободы до 3 лет
Ч.4 незаконное строительство на землях с особым статусом, или если виновный ранее уже был осужден по ч.3, 4 ст.197-1 УК,
лишение свободы от 1 до 3 лет
Сумма причиненного урона взыскивается с приговоренного в случае удовлетворения судом гражданского иска от потерпевшего.
Нарушения против окружающей среды
штраф в размере 17 000 – 68 000 грн.;
запрет занимать некоторые должности / заниматься деятельностью до 3 лет
Ч.2. Если перечисленные действия привели к гибели, массовым заболеваниям людей, или повлекли другие тяжелые последствия, то виновным может грозить:
ограничение свободы от 2 до 5 лет, пребывание за решеткой на тот же период, в некоторых случаях – с лишением права вести деятельность/занимать должности до 3 лет.
Как лишить собственника земли, если он забросил участок?
Ответственность за групповое нарушение общественного порядка
Ответственность за служебный подлог
Ответственность за предоставление ложных сведений в орган ведения Государственного реестра избирателей или иное несанкционированное вмешательство в работу Государственного реестра избирателей
Самовольное занятие земельного участка – это противоправное, нелегальное завладение территорией чужого надела или его части без согласия правообладателя. Завладение чужой землей без законных оснований не только повлечет комплекс мер по защите нарушенного права, но и приведет к наложению административного штрафа. Самовольный захват земельного участка это серьезное правонарушение, за совершение которого предусматривается ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Согласно законодательству Российской Федерации земельный участок предоставляется гражданину или организации в пользование в следующих вариантах: получение в собственность; взятие в аренду; сервитут; наследуемое владение и т.д.
Вариантов законного приобретения земельного участка много, однако случаи самовольного занятия земельного участка встречаются часто. Вопрос оборота земель это тема, находящаяся в сфере особого внимания органов власти. Причиной этому является стоимость земельного участка, так как, земля, как и любая другая недвижимость, достаточно дорогой объект, и собственнику в результате незаконного пользования может быть причинен немалый ущерб. Кроме того, нужно учитывать и статус земель, например земли сельскохозяйственного назначения, которые являются одной из основ экономики России, или земельные участки, которые относятся к другой охраняемой категории.
Чаще всего в отношении лиц, уличенных в самовольном занятии земельного участка, применяется ответственность, установленная административным законодательством. Она представляет собой штраф, размер которого будет зависеть от того, поставлен ли участок на кадастровый учет и определена ли его кадастровая стоимость. Так, в соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ, самовольное занятие земельного участка или его части, в том числе использование земельного участка лицом, которое не имеет предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа.
Нужно отметить, что индивидуальные предприниматели в случае самовольного захвата земельного участка рассматриваются как организации, соответственно, и размер штрафа к ним применяется аналогичный. Если самовольное занятие земельного участка совершено в отношении части надела, то расчет стоимости, от которой зависит исчисление штрафа, производится исходя из отношения той площади, что была незаконно занята, к общему размеру участка.
Применение административной ответственности за самовольный захват земельного участка строится следующим образом: уполномоченный государственный орган фиксирует факт правонарушения и устанавливает срок нарушителю для устранения правонарушения. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа.
Необходимо помнить, что применение административного наказания не означает, что нарушитель избежит других мер ответственности.
За самовольное занятие земельного участка нарушитель может быть привлечен и к уголовной ответственности. Напрямую самовольный захват преступлением в Российской Федерации не является, однако если он оказался связан с совершением другого уголовно наказуемого деяния, виновному надо готовиться к наказанию по УК РФ.
Уголовная ответственность за самовольное занятие земельных участков может наступать в тех случаях, когда такие действия были, например, частью мошенничества. В этом случае виновный, в силу ст. 159 УК РФ может лишиться свободы на срок до 2 лет, если он был один, либо до 5 лет, если преступление было совершено преступной группой, либо до 6 лет с использованием служебного положения.
Помимо этого, за самовольное занятие земельного участка ответственность по уголовному законодательству может наступить и в отношении особых видов преступлений, связанных с нарушениями правил оборота недвижимости. В частности, если самовольный захват сопровождался регистрацией незаконной сделки или умышленной подстановкой ложных данных в межевые документы, это будет отдельным составом преступления.
Важно отметить, что это всего лишь часть возможных преступлений, частью которых может быть самовольный захват земли.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Асташова С.В.,
судей Гетман Е.С. и Момотова В.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой Е.А. к администрации г. Великие Луки Псковской области о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным и возложении обязанности по предоставлению земельного участка в аренду
по кассационной жалобе администрации г. Великие Луки Псковской области, поданной представителем Сайфуллиным-Богатыревым Р.Г., на решение Великолукского городского суда Псковской области от 2 апреля 2013 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 11 июня 2013 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Момотова В.В., объяснения представителя администрации г. Великие Луки Псковской области Сайфуллина-Богатырева Р.Г., поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Смирнова Е.А. обратилась в суд с иском к администрации г. Великие Луки Псковской области о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным и возложении обязанности по предоставлению земельного участка, сославшись на то, что она является инвалидом 2 группы и имеет право на первоочередное выделение земельного участка. В связи с этим Смирнова Е.А. обратилась в администрацию г. Великие Луки с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 600 кв.м для индивидуального жилищного строительства, однако письмом администрации г. Великие Луки от 26 декабря 2012 г. Смирновой Е.А. было отказано в связи с отсутствием решения о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Решением Великолукского городского суда Псковской области от 2 апреля 2013 г. иск Смирновой Е.А. удовлетворен, признан незаконным отказ администрации г. Великие Луки в предоставлении Смирновой Е.А. как инвалиду в первоочередном порядке земельного участка в аренду без проведения торгов (аукциона), на администрацию г. Великие Луки возложена обязанность по предоставлению Смирновой Е.А. земельного участка площадью 600 кв.м для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: г. … рядом с домом …, согласно схеме расположения земельного участка.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 11 июня 2013 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрации г. Великие Луки Псковской области, поданной представителем Сайфуллиным-Богатыревым Р.Г., ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, как вынесенных с нарушением требований закона.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыв на кассационную жалобу, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, а состоявшиеся по делу судебные постановления — подлежащими отмене.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении данного дела такого характера нарушения были допущены судебными инстанциями.
Судом установлено, что Смирнова Е.А. является инвалидом 2 группы.
31 января 2012 г. и 13 декабря 2012 г. истец обращалась к ответчику с заявлением о предоставлении ей земельного участка для индивидуального жилищного строительства с указанием места расположения этого земельного участка.
Письмом администрации г. Великие Луки Псковской области от 26 декабря 2012 г. Смирновой Е.А. было отказано в предоставлении земельного участка в связи с отсутствием решения о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Удовлетворяя исковые требования Смирновой Е.А., суд первой инстанции исходил из того, что истец относится к категории лиц, имеющих право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость право инвалидов на первоочередное получение земельного участка для указанных целей от наличия каких-либо условий.
С данным выводом суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит выводы судебных инстанций основанными на неправильном толковании норм права.
В соответствии с положениями статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Закон о соцзащите инвалидов закрепляет ряд гарантий для такой категории граждан.
В частности, предусмотрено право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства, садоводства.
Относительно применения этих норм СК по гражданским делам ВС РФ разъяснила следующее.
Исходя из системного анализа законодательства право на первоочередное получение участков для указанных целей предусмотрено для того, чтобы установить допгарантии реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов.
Соответственно, такое право связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение подобными участками является мерой соцподдержки, направленной не на всех инвалидов и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, а лишь на тех из них, кто нуждается в ее получении.
Т. е. данная мера соцподдержки как допгарантия реализации жилищных прав распространяется на перечисленных лиц, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на него.
Этот подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.
Поэтому по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение участками, одним из обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
Установление данного обстоятельства включает в себя как исследование вопроса нахождения инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у него оснований для постановки на подобный учет.
С этим решением не согласилась компания. Ее доводы выслушала тройка экономколлегии 3 февраля. По словам представителя истца, адвоката Александра Зака, здание, о котором идет речь, – бывший автокомбинат № 22 «Мосхлебтранса». Это довольно большой объект, где с самого начала были и кабинеты, и кафе. «Любое сложное административное здание предполагает разные виды использования, – убеждал адвокат. – Там может быть и кафе, и другие объекты».
По мнению Зака, кассационный суд вышел за пределы обжалования, потому что рассмотрел довод о несоответствии вида использования реестру недвижимости; в изначальном постановлении такого довода не было. К тому же, если уж и брать ЕГРН, то смотреть, что там указано два вида использования: не только «обслуживание автотранспорта», но и «для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства». Это два равнозначных вида использования, обратил внимание Зак. По его словам, раньше вид использования участка определялся по договору аренды, а сейчас надо ориентироваться на правила землепользования и застройки.
Он раскритиковал и позицию Росреестра: по словам адвоката, госорган несколько раз менял позицию по делу, апеллировал то к тексту договора, то к правилам землепользования и застройки. «Задача административного органа – выявлять и предупреждать правонарушения, а не искать способ наказать любой ценой», – заявил Зак.
Юридическая поддержка. Самовольное занятие земли
Написать комментарий
Участок с нарушениями может быть выявлен как в ходе самостоятельной проверки государственных или муниципальных органов, так и по жалобам соседей. Поэтому, если с соседней запущенной территории к вам проникают сорняки и борщевик, можно смело жаловаться местным властям.
Могут ли изъять бесхозный или неиспользуемый участок
За бесхозное имущество отвечают власти муниципалитета, на территории которого оно находится. В случае обнаружения такого земельного владения муниципалитет обращается в Росреестр, где участок ставят на учет в качестве «бесхозного». Если через год владельца не нашли, по решению суда он переходит в муниципальную собственность. В дальнейшем его могут продать на торгах или сдать в аренду заинтересованным лицам.
Участок, не используемый в течение 3 лет или используемый с нарушением закона, можно принудительно изъять у владельца, но до такого доходит крайне редко. Кроме того, отобрать собственность не всегда возможно – к примеру, участки с видом разрешенного использования «для ИЖС» не подлежат изъятию из-за неиспользования, так как сейчас законодательством не установлен обязательный срок, в течение которого должен быть построен дом.
Соседский земельный спор это не всегда претензии из-за посаженного на меже куста помидоров. Условно можно выделить следующие разновидности земельных конфликтов, которые могут возникнуть у проживающих рядом лиц:
• Захват земли соседа. Умышленно или же из-за ошибки в документах, но один из соседей «присваивает» себе часть земельного участка, принадлежащего смежному землевладельцу. Каждая сторона считает себя единственно правой, а искать истину придется лишь в суде, особенно если на захваченном участке уже что-либо построено;
• Конфликт при согласовании границ. Статья 39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (N 221 от 24 июля 2007 года) устанавливает, что местоположение границ земельных участков должно быть согласовано с заинтересованными лицами. Это необходимо в тех случаях, когда в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ земельного участка или, уточняются границы смежных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Бывает и так, что соседи годами живут без проблем, но они возникают при попытке узаконить владение землей одним из собственников. По документам вполне может оказаться, что кто-то пользуется не своей землей.
• Нарушение требований санитарного и противопожарного контроля. Для любой постройки, будь то сарай или уличный туалет (для него – в особенности) есть достаточно жесткие требования, прописанные в СНиП’ах. Если один из соседей нарушил их, разместив строение слишком близко к границе другого землепользователя, то разрешать проблему придется только в суде.
Чаще всего конфликты возникают при межевании, заказанном одним из соседей или же совместно (например, при владении жилым домом и участком в общей долевой собственности).
Именно в ходе межевания выявляются следующие проблемы, которые неминуемо могут привести к конфликту:
1. Ошибки в кадастровой документации, включая стоимость. Если в кадастровой документацией содержатся неточности, то это может привести как к изменению границ, так и увеличению земельного налога у одного или обоих собственников. Еще одна особенность: при кадастровом оформлении позицию соседей никто не выясняет, что часто ведет к ошибочному внесению данных.
2. Противоречие фактических обстоятельств данным в документации. Неверные границы, ошибочное расположение строений, не введенные в эксплуатацию объекты или же возведённые самовольно – все это выявляется в ходе межевания и становится предметом конфликта соседей.
3. Противодействие соседа замерам или самовольный захват части территории с созданием препятствий кадастровым инженерам при проведении межевания. Здесь, как и в перечисленных выше случаях, при не достижении договоренности сторонам придется обращаться в суд.
Прежде чем конфликт дойдет до суда, стороны (или хотя бы одна из них) пытаются всеми силами решить его самостоятельно. Иногда это не имеет никакого смысла и лучше сразу начать подготовку иска, но в ряде случаев можно добиться защиты своих прав и без суда.
1. Определение своей позиции и причин конфликта
Поймите, в чем заключается ваша или соседская претензия и с чем она связана. Если с ошибкой в документации – запросите верный документ, если это возможно. Кадастровую ошибку, например, по простому запросу не исправить – обращаться в суд все же придется.
В тех же случаях, когда причиной конфликта является личный интерес или же «работа на принцип» — поинтересуйтесь правовой информацией и предварительно проконсультируйтесь у юриста. В идеале – письменное заключение адвоката. Если предметом спора являются лишь границы участка – проведите совместное межевание, которое поможет их установить или восстановить.
2. Сядьте за стол переговоров
Любой конфликт лучше начинать решать с переговоров. Абстрагируйтесь от эмоций и попробуйте спокойно, без ругани, пообщаться о причинах проблемы и вариантах ее решения. Объясните соседу, что обострение конфликта и доведение его до суда чревато не только значительными расходами времени и средств, но и не всегда предсказуемым результатом. В обоснование приведите доводы юриста.
3. Привлеките муниципалитет к разрешению спора
При каждом муниципалитете существует целый ряд различных отделов и комиссий, которые могут помочь в разрешении спора.
Например, административная комиссия следит за исполнением региональных законов, правил благоустройства и иных норм, а потому может привлечь соседа к ответственности за какие-либо нарушения – например, складирование строительных материалов на меже участка перед домом соседа.
Земельный отдел городской управы (сам отдел и должности его сотрудников могут называться по-разному), ответственный за рассмотрение жалоб от граждан по вопросам землеустройства, может дать письменное заключение на ваше обращение по конфликту.
Практически всегда специалисты выедут на место, осмотрят проблемные участки и дадут свои рекомендации по решению спора.
Увы, в отличие от судебного решения даже основанное на законе заключение муниципальных органов не является безусловно обязательным к исполнению конфликтующим соседом. Если ничего не вышло — готовьтесь к суду!
Самозахват земли преследуется по закону
скачать образец в формате DOC, PDF
скачать образец в формате DOC, PDF
скачать образец в формате DOC, PDF
скачать образец в формате DOC, PDF
Ответственность за земельные правонарушения
Дело № 2а-3721/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 апреля 2018 года город Владивосток,
ул. Адмирала Фокина, д.23А
Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Булановой Н.А., при секретаре Кучер Г.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хатаевой Ирины Игоревны к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края о признании решения незаконным, и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Хатаева И.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в предоставлении в собственность земельного участка площадью 1937 квадратных метров, расположенного в районе на о. Рейнеке в для эксплуатации жилого строения, выразившееся в письме № от дата, в связи с несоответствием Земельному кодексу РФ, и возложение обязанности устранить допущенные нарушения прав истца путем предоставления земельного участка в собственность согласно поданному заявлению за № от дата.
В обоснование заявленных требований истец указывал, что летом 2017 года на земельном участке с кадастровым номером № было завершено строительство жилого строения. дата был приглашен кадастровый инженер для выполнения кадастровых работ и оформления технического плана строения. В ходе выполнения кадастровых работ был осуществлен выезд геодезиста для координирования строения, 15 ноября кадастровый инженер предоставила технический план в окончательной редакции для обращения в Росреестр для постановки на кадастровый учет и государственной регистрации права. Фактическое местоположение строения с кадастровым номером № в границах земельного участка подтверждается публичной кадастровой картой, техническим планом жилого строения от дата; фотоматериалами, выполненными по состоянию на август 2017 и февраль 2018 года, выпиской ЕГРН. дата был осуществлен кадастровый учет строения и присвоен кадастровый №, дата зарегистрировано право собственности на строение, номер регистрационной записи в ЕГРН 25:28:090101:439-25/001/2017-1. Истица обратилась в ФИО3 земельных и ФИО4 отношений, о предоставлении земельного участка в собственность для эксплуатации жилого строения, расположенного на о. Рейнеке, в районе ул. , за № от дата в установленный законом срок оно не было рассмотрено. После обращения в суд о признании бездействия государственного органа, ФИО2 был отправлен ответ (исходящий номер от дата №), в котором ФИО3 отказал ей в рассмотрении данного заявления в силу того, что у ФИО3 нет возможности осуществить выезд на о. Рейнеке и произвести осмотр испрашиваемого земельного участка на предмет расположения на нем жилого строения. ФИО2 с данным отказом не согласна, считает его необоснованным, поскольку отказ не содержит в себе мотивированного ответа, ссылка на невозможность осмотреть земельный участок по причине холодного время года и иных внутренних факторов, не основана на законе. Ссылка на какой-либо пункт ст. 39.16 ЗК РФ в письменном отказе ФИО3 от дата не содержит.
Административный истец Хатаева И.И. в судебном заседании требования искового заявления поддержала в полном объеме.
Административный ответчик – представитель Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений на административное исковое заявление не представил.
Выслушав пояснения административного истца Хатаевой И.И., изучив материалы дела, представленные сторонами документы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Постройки, как известно и понятно каждому, должны находиться на территории земли их владельца, причем по указанным нормам, соблюдая все отступы согласно пожарной безопасности и другим нормам.
Строительство гаража не требует разрешения, не подведено какому-либо контролю, но гараж, тем не менее, должен находиться в границах ЗУ. Но бывают такие случаи, когда хозяин построил гараж так, что его часть выходит на дорожную зону, являющуюся ЗОП, что незаконно и является поводом для обращения в Росреестр.
Когда ЗОП используются в качестве свалки, это незаконно по нескольким причинам. Во-первых, такие свалки могут служить преградой для использования ЗОП по назначению. А во-вторых, свалки – это достаточно вредные территории, и, если они находятся в местах, для них не предназначенных, это может обернуться вредом здоровью граждан и экологии. В захламлении сложно искать виновное лицо, так как к нему могут быть причастны многие граждане.
Разъясняет: заместитель прокурора Центрального административного округа г.Курска Дудина Ирина Генриховна
Самовольное занятие земельного участка — одно из правонарушений в сфере земельных отношений, за которое наступает административная и имущественная ответственность. Административная ответственность за такое правонарушение предусмотрена, как известно, статьей 7.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статьи 7.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на:
граждан в размере — от 500 до 1000 рублей;
должностных лиц — от 1000 до 2000 рублей;
юридических лиц — от 10000 до 20000 рублей.
Текст указанной статьи, помимо самовольного занятия земельного участка, содержит в себе дополнительно ещё два состава административного правонарушения: использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю и использование земельного участка без оформленных в установленном порядке документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Собственно, «самовольное занятие» земельного участка заключается в том, что лицо использует земельный участок, не имея на это правовых оснований и против воли собственника.
Если законом не установлена обязанность лица оформить правоустанавливающие документы на землю, пользование земельным участком без оформления таких документов не образует указанный состав правонарушения.
Самовольное занятие земельного участка может выражаться в противоправной застройке земельного участка, временном или постоянном складировании и других противоправных действиях.
Лицам, самовольно занимающим пустующие земельные участки, следует знать, что в соответствии со статьёй 16 Земельного кодекса РФ земельные участки не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований являются государственной собственностью. Иными словами, у любого земельного участка есть собственник. Собственниками могут быть: граждане, юридические лица, муниципальные образования, субъекты Российской Федерации или Российская Федерация.
Также к самовольному занятию земельного участка относятся действия собственника (арендатора) направленные на расширение границ своего земельного участка путём самовольного (необоснованного) вынесения ограждения земельного участка за его фактические границы, а также размещение строений или осуществление складирования за границами предоставленного ему участка.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не может приобретать на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
В соответствии со статьёй 76 Земельного кодекса РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
[3]
Использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю:
В соответствии со статьёй 131 Гражданского кодекса РФ права, сделки и ограничения на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации. Таким образом, имея на руках постановление о предоставлении земельного участка в собственность, договор аренды или иной документ, необходимо обязательно обратится в органы Росреестра для регистрации своего права на земельный участок, поскольку правоустанавливающие документы на земельный участок должны быть оформлены установленном порядке, т.е. зарегистрированы.
Использование земельного участка без оформленных в установленном порядке документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, охватывает целый ряд норм действующего законодательства Российской Федерации. Это может быть ведение строительства без разрешения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающего вопросами строительства и архитектуры; ведение мелкорозничной торговли без разрешения органов местного самоуправления, проведение земельных работ без согласования Государственного архитектурно-сроительного надзора и т.д.
Самовольное использование земельного участка, не принадлежащего занявшему его лицу – это лишь общее описание того, что описывает статья 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Имеется огромное количество различных частных случаев, каждый из которых рассматривается отдельно.
Использование земли, принадлежащей физическому лицу, другим физическим лицом, или самовольный захват земли соседом. Как правило, такие ситуации возникают из-за длительного отсутствия хозяина участка: предприимчивые соседи могут воспользоваться этим, надеясь избежать ответственности. Кроме того, причиной судебных тяжб по данному случаю обращения часто служат ситуации неверной установки забора между участками, границы которых определены кадастровыми паспортами.
Самовольное использование земли, принадлежащей физическому лицу, юридическим лицом. Данный факт совсем не означает, что на участке владельца возникает чужой магазин или целое предприятие. Захваченные предпринимателем земли частных собственников могут использоваться для банального складирования инвентаря/материалов или утилизации мусора.
Любое административное правонарушение влечет за собой материальную и административную ответственность. Самовольное использование чужих земельных наделов без наличия подтверждающих это право документов (договоры аренды и т.п.) влечет за собой административную ответственность за самовольный захват земли по статье 7.1 КоАП Российской Федерации.
Согласно статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации существуют некие нормы и постулаты по использованию земельных участков:
стоит учитывать значимость земельного участка при его использовании;
одной из основополагающих норм является приоритетность защиты её от негативного воздействия со стороны окружающей среды и, в частности, человека;
земельный участок обязательно должен не нести вреда для здоровья человека, а также любая деятельность на нём;
земельные участки должны использоваться на платной основе;
обязательно должно быть равенство законов и интересов граждан, которые претендуют на землю;
делится земля согласно её целевому предназначению, которое прописано в законодательстве.
Гражданин Российской Федерации имеет законное право на использование участка земли только после оформления его в частную собственность или если имеет право использовать землю на безвозмездной основе. Данные права должны быть зафиксированы в государственной регистрации. У гражданина должно быть свидетельство об использовании участка земли – это гарантия его прав.
Обязательно должны быть определены границы территории, которые в ходе проведения регистрации прав гражданин закажет в кадастровой палате. Любые действия на земельных участках считаются незаконными и несут административную ответственность, если гражданин использует её вне закона.
Нарушителями могут быть как обычные граждане, так и правоохранительные органы или должностные лица.
Верховный суд разъяснил детали земельных споров при отсутствии документов
На сегодняшний день присвоение территории осуществляется различными способами. Незаконно используют как земли приватной собственности, так и государственной.
Очень часто встречаются случаи, когда соседи незаконно осуществляют постройку объектов на землях общего пользования.
Существуют два понятия захвата земли:
самовольное присвоение земельного участка;
самозахват земли общего пользования.
Первый случай встречается реже, чем второй, поскольку такие случаи очень быстро и легко решаются в суде.
Нередко граждане интересуются, есть ли возможность оформить самозахват земли в России. Стоит отметить, что даже само выражение обозначает, что действие не имеет законности и за него предусмотрено наказание. Не советуем таким образом обходить закон.
Согласно статье 7 Кодекса об административных правонарушениях наказание за незаконное использование земельного участка присутствует. А также стоит отметить, что данное правонарушение может попасть и под уголовную ответственность, если заявителю удастся доказать незаконное присвоение и использование земельного участка.
Штрафы зависят от степени нарушения:
есть ли кадастровый номер и межевание территории данного участка земли;
какая оценочная стоимость согласно средней цене на рынке земли.
В случае если судом постановлено незаконное использование земельного участка исходя из надела будет определяться размер штрафных санкций:
для юридических лиц штраф будет в размере 2-3% от стоимости земли;
для должностных лиц – 1,5-2% от стоимости земельного надела;
для физических лиц – 1-1,5%.
Если же ранее не была проведена оценочная стоимость земельного участка, который использовался правонарушителем, то штраф имеет фиксированную сумму:
для физических лиц – до 10 000 рублей;
для юридических лиц – 200 000 – 300 000 рублей;
для должностных лиц – 40 000 – 50 000 рублей.
Вины теперешнего владельца в этом нет. Так получилось.
Скорее всего, участок, на котором находится самострой, был ранее совершенно законно предоставлен наследодателю, но не был им оформлен в законном порядке (обычно в селе говорят на такую землю, что она «не была приватизирована»).
А, посколько земля не была оформлена, то и передать ее в наследство законно нельзя. При этом никто, кроме наследника, на землю не претендует, т.к. все знают, что землей пользовались законно.
В этой ситуации есть только один выход: суд. В большинстве случаев суды такие иски удовлетворяют, хотя, конечно, прийдется поморочиться.
Наследнику нужно обращаться в суд с иском о признании права на землю в порядке наследования. И одновременно с иском о признании права на самострой в порядке наследования. Обычно эти иски подают в одном, иногда — в разных.
Ответчиком в иске является местная сельская рада, где находится имущество. Иск подается в районный суд.
В суде нужно будет доказать, что наследник является наследником и что имуществом до момента смерти законно пользовался умерший.
Также, что самострой построен умершим и за его счет.
Если дом — самострой был построен до 05.08.1992 г., то, скорее всего его не нужно будет вводить в эксплуатацию, если построен после 1992 г., то прийдется после решения суда еще и пройти процедуру ввода, например, в упрощенном порядке.
После поручения решения суда будет можно обратиться за изготовлением госакта на землю и зарегистрировать его в регистрационной службе.
Получив госакт, собственник может обращаться в регистрационную службу для регистрации бывшего самостроя. После регистрации самострой становится законной собственностью
.
Каждый земельный участок в Украине всегда имеет собственника. Человек только тогда может уверенно считать землю своей, если он оформил на нее документы и получил право нею пользоваться. Иначе земля принадлежит либо местной общине (распоряжается местный совет), либо государству Украина (распоряжается районная администрация), либо другому частному лицу или предприятию.
Причем, Коммунальная земля (местной общины) и Государственная земля могут даже не иметь госактов, Земельный кодекс Украины просто относит землю в границах населенного пункта к земле местной общины.
Поэтому, самовольно построив дом на чужой земле, владелец самостроя сразу нарушает права другого собственника (в лице, например, местного совета, районной госадминистрации, соседа или предприятия). Естественно, законный собственник имеет право защищаться всеми доступными ему законными способами: требовать снести самострой, освободить участок и вернуть все как было, требовать возмещения убытков, жаловаться в правоохранительные органы, в ГАСК, в земельную инспекцию, прокуратуру, обращаться в суд. И закон будет на стороне законного собственника, и это правильно.
Получается, если законный собственник будет категорически против использования его земли и не захочет поделиться ею с владельцем самостроя, узаконить такой самострой, скорее всего или не удасться вообще, или обойдется очень-очень дорого (прийдется «уговаривать» большую ораву чиновников, прокуроров и судей).
Есть еще и такой вариант, когда капитальное строительство на земле вообще запрещено. Например, в прибрежной полосе (рек, морей) или на сельскохозяйственной земле (там разрешается только выращивать сельхозпродукцию). В этом случае даже при категорическом согласии собственника отдать землю под самострой шансов получить эту землю практически нет, т.к. чиновнику будет «светить» срок и небо в клеточку за превышение должностных полномочий.
Если же законный владелец в принципе не против использования его земли, здесь возможны несколько вариантов законной передачи ее в пользование владельцу самостроя:
бесплатная приватизация земли в рамках норм Земельного кодекса Украины;
законная продажа участка (части участка);
аренда участка;
заключение договора суперфиция (вид договора аренды, когда законный собственник разрешает другому лицу строиться на своем участке).
Получив право на землю, можно начинать оформление самостроя.
большинство самостроев можно узаконить;
есть самострои на чужой земле, которые нельзя узаконить, таких случаев немного;
есть самострои, которые можно узаконить только судом — наследство;
стоимость узаканивания самостроев может быть выше стоимости самого самостроя.
Конечно, в статье невозможно предусмотреть и рассмотреть все нюансы узаканивания самостроя. Целью статьи является указание направления действий для выхода из сложившейся ситуации. В любом случае, Вам потребуется помощь профессионального юриста для правильного оформления документов и понимания правильного поведения в госорганах.
Пожалуйста, задавайте вопросы в комментариях.
ВС решал, можно ли использовать часть участка не по назначению
Категория сложности
Перепланировка или реконструкция
Как подавать в ГАСК уведомления
Разрешения для строительства
Земля под застройку
Строительный паспорт
Образец уведомления
Образец декларации в ГАСК (по уведомлению)
Строительство: все статьи
Можно ли стеклить лоджию
Площадь балкона
Инструкция о техинвентаризации БТИ
Упрощенный порядок-2018: закон
Упрощенный порядок — 2015
Пример заполнения декларации на самострой
Дата самостроя
Куда подавать документы
Самострой без права на землю
Некапитальная постройка считается самостроем?
Ввод в эксплуатацию частного дома до 1992 г
Самостроем не считается
Самострой-2013
Самострой
Штрафы за самострой — 2012
Штраф за начало строительства без разрешения
Самострой: все статьи
Необходимость в составлении виндикационного иска возникает при занятии участка земли, которая находится в собственности, лицом, не имеющим такого права, т.е. не являющимся собственником этого имущества. При возникновении проблемы в виде занятия участка земли помимо воли его собственника лицом, не имеющим такого права, или ограничения собственника в правах пользования собственным наделомнеобходимо решать вопрос безотлагательно. При этом лучше воспользоваться услугами квалифицированных юристов.
Для успешного разрешения таких споров, в том числе касающихся истребования земельного участка из незаконного владения, необходимы знания не только законов, но и практики их применения при рассмотрении дел в судах. Необходимо понимать, что под самовольным занятием участка подразумевают не только его захват, но и:
выделение во временное пользование на основании договора аренды;
приобретение в собственность в соответствии с договором купли-продажи;
получение надела по наследству;
выкуп земельного участка у муниципалитета или государства в результате проведения аукциона;
завладение ЗУ по другим основаниям, предусмотренным в Земельном и Гражданском Кодексах РФ (ЗК РФ и ГК РФ).
Без хозяина: как поступить с «ничьей» землей
В соответствии с законодательством, изъять ЗУ, находящийся в чужом незаконном владении, можно следующими способами:
виндикацией. Собственник ЗУ, который не владеет данным имуществом, имеет право на истребование своего надела у ответчика, права которого вызывают сомнения;
признанием сделки ничтожной (двусторонней реституцией). Имущество, принадлежащее, каждой из сторон на момент заключения сделки, возвращается его прежним собственникам.
Важно! Виндикационный иск рассматривается в течение общего срока исковой давности, т.е. в течение трёх лет с момента, когда истцу стало известно либо должно было стать известно о нарушении его прав. В качестве истца по такому иску может выступать собственник ЗУ, которым было утрачено владение данным имуществом, а также титульные владельцы земли.
Исковое заявление должно составляться в соответствии с требованиями, предусмотренными действующим законодательством. В данном документе необходимо указание:
полного наименования судебной инстанции, в которую будет подаваться заявление для рассмотрения дела по существу;
наиболее полных данных об ответчике;
данных об истце;
обстоятельств дела, т.е. указание времени и оснований приобретения ЗУ со ссылкой на документы, устанавливающие такое право;
границ земли со ссылкой на кадастровые документы;
времени, т.е. того момента, когда истец узнал о том, что его надел находится в незаконном владении;
факта незаконного владения всем наделом или его частью;
других доказательств, свидетельствующих о самовольном захвате ЗУ ответчиком (для подкрепления своей позиции необходимо ссылаться на нормы, предусмотренные в законодательстве);
требований, изложенных в исковом заявлении и касающихся истребования части земельного участка или всего надела, находящегося в незаконном владении, для рассмотрения их в судебном порядке;
даты, подписи, фамилии и инициалов заявителя;
приложения, в котором находится перечень документов, прилагаемых к исковому заявлению и направляемых в суд для рассмотрения спора;
информации об уплате гос. пошлины.
Для истребования ЗУ исковое заявление может подаваться не только законным собственником, но и местной администрацией, когда муниципальная земля самовольно была захвачена по вине одного из собственников, что повлекло нарушение прав соответствующих органов. В данном случае важно официальное подтверждение факта незаконного владения ЗУ.
Иск об истребовании надела, находящегося в чужом незаконном владении, подаётся в судебную инстанцию по месту нахождения ЗУ, относительно которого возник спор. При рассмотрении такого дела судом проводится исследование следующих обстоятельств:
факта, подтверждающего принадлежность истцу надела, в отношении которого возник спор;
факта, подтверждающего нахождение у ответчика ЗУ, ставшего предметом спора;
факта, свидетельствующего о добросовестном владении чужим наделом земли;
других обстоятельств (в том числе, показаний свидетелей), необходимых для вынесения судом объективного решения в соответствии с законодательством.
Добровольным отказом собственника от права его на землю может признаваться не появление собственника на своём участке в течение длительного времени, неуплата земельного налога и взносов в товарищество. Отказ собственника от ЗУ в добровольном порядке устанавливается судом. После проведения данной процедуры новый владелец имеет право находиться на конкретном участке и оформлять права на него.
Истребовать земельный участок через суд можно только на основании доказательств, свидетельствующих о незаконном захвате его ответчиком. Для этого истцу потребуется предоставление в суд:
документа, устанавливающего право на конкретный надел земли, с указанием его площади и установленных границ;
доказательств незаконного владения ЗУ;
документальных доказательств факта того, что ответчик владеет землёй незаконно. К таким доказательствам можно отнестии показания свидетелей.
Однако для подтверждения законности владения землёй ответчиком также могут приниматься следующие меры:
предъявление документа при рассмотрении дела в суде, который подтверждает приобретение земли на возмездной основе, а также предоставление других документов, свидетельствующих о добросовестном приобретении ЗУ;
подача встречного иска с требованием признания судом отсутствия права на земельный участок у истца;
ходатайство перед судом для отложения рассмотрения дела в связи с необходимостью предоставления времени на сбор документов и др. В таком случае время рассмотрения дела в суде затянется.
При истребовании ЗУ, находящегося в чужом незаконном владении, важно доказать следующие обстоятельства:
наличие права собственности у истца на земельный надел, имеющий определённую площадь и обозначенные границы;
факт незаконного владения данным ЗУ или частью этой земли конкретным лицом или несколькими лицами.
Если одно из вышеперечисленных обстоятельств не будет доказано, суд может отказать истцу в истребовании ЗУ, находящегося в чужом незаконном владении.
Незаконное владение ЗУ доказать бывает непросто, поскольку в процессе разбирательства дела в суде могут появиться документы, о существовании которых никому не было известно ранее. Кроме того, возможно признание этих документов в процессе судебного разбирательства ничтожными, и тогда каждая из сторон, подавшая их, имеет право их забрать. Для успешного решения вопроса лучше обратиться за оказанием услуг к опытному юристу, который подготовит пакет необходимых документов, выберет наиболее подходящий способ защиты ваших прав на землю и примет участие в судебных разбирательствах.
Самовольное присвоение земли влечёт за собой ответственность. Земля не может быть «ничьей». Собственником может быть либо другое частное лицо, либо государство (муниципалитет). Пользоваться землёй можно только имея право собственности на неё. Прирезка земельных участков — возможность на законном основании увеличить площадь владения за счёт прилегающей территории. Прирезать можно земли, граничащие с лесными массивами, либо общего пользования. В таком случае старый участок перестаёт существовать, формируется новый земельный участок и право собственности на него. Самозахват государственных или муниципальных земель — административное нарушение, за которое собственнику придётся расплачиваться. К тому же не исключено, что на самовольно захваченную территорию муниципальный орган уже наметил строительные работы, либо сосед желает оформить право собственности на этот же кусок.
Земельный участок
Земельный кодекс не содержит такое понятие — прирезка земельного участка. Прирезкой принято называть перераспределение земельных участков. По общим правилам образования земельных участков (Ст. 11.2 Земельного кодекса) есть несколько видов образования новых земельных участков:
Выдел;
Объединение;
Перераспределение;
Раздел.
В статье не будем подробно рассматривать каждый из этих видов, но более подробно поговорим о перераспределении, а точнее о том, как происходит прирезка земельного участка в 2021 году за счет площади смежных земель, и как законно можно увеличить размер земельного участка.
Прирезкой земельного надела принято считать расширение границ имеющейся территории за счёт самовольно присоединённых земель, которые расположены рядом. Поскольку количество самовольно добавленных участков возрастало, то правительство решило узаконить и регулировать процесс прирезки.
Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам в Москве, в Санкт-Петербурге, по все России. Звонки принимаются круглосуточно.
Для урегулирования процессов прирезки земли Правительством РФ были внесены поправки в ЗК, вступившие в силу с 1.03.2015 года. В результате, в Земельном Кодексе появилась глава V.4, регулирующая прирезку земли, которая была переименована в перераспределение территорий, и позволяющая узаконить самовольно занятые участки. Поэтому понятие перераспределение земельных участков — это прирезка надела на законном основании.
После 1.03.2015 года за перераспределением муниципальной земли в Уполномоченный орган (УО) может обратиться гражданин, обладающий участком, который предназначен для выполнения действия, относящегося к огородничеству, садовничеству, сельскохозяйственной деятельности, индивидуальному строительству. Порядок перераспределения по новому законодательству выполняется в соответствии с главой V.4, ст. 39.29 ЗК.
При прирезке земли к участку порядок действий следующий:
Написание заявления. Посмотреть и скачать можно здесь: [образец заявления на прирезку земельного участка]. Этот документ является основой для начала процесса прирезки участка и заключения договора на перераспределение земельных угодий. В заявлении указывается (п. 2, ст. 39.29 ЗК):
паспортные данные (номер документа, место регистрации, ФИО) заявителя-гражданина или название, ИНН и номер регистрации в ЕГРЮЛ для заявителя юр. лица;
кадастровые номера наделов земли, которые будут участвовать в процессе прирезки;
реквизиты проекта по межеванию участков (если прирезка будет осуществляться в соответствии к нему);
почтовый адрес (обычный или электронный) для обратной связи с заявителем.
Сбор необходимых документов. В пакет нужной документации входит:
копия правоудостоверяющей либо правоустанавливающей документации на земельный надел, который принадлежит заявителю. Предоставляется в той ситуации, когда право владения наделом не зарегистрировано в госреестре прав на недвижимость;
доверенность, если интересы заявителя представляет доверенный гражданин;
перевод на русский язык свидетельства о госрегистрации юр. лица заверенный нотариусом предоставляется в ситуации, когда в роли заявителя выступает иноземное юр. лицо.
Подача заявления и пакета документации в УО (п. 5, ст. 39.29 ЗК). Документация может подаваться в бумажном либо электронном варианте.
Рассмотрение заявления. На протяжении 10 дней, после подачи заявления, документация рассматривается УО на предмет ошибок. Если при подаче документов заявителем имели место нарушения требований, утверждённых п. 2-3, ст. 39.29 ЗК, то УО вправе возвратить заявление заявителю.
Вынесение вердикта по заявлению. По окончании (либо на протяжении) 30 дней, со дня подачи документации, УО должен выполнить одно из нескольких действий:
принять решение, утверждающее схему по расположению земельного надела и направить заявителю вынесенный вердикт;
направить заявителю согласие на оформление договора о прирезке надела, в соответствии с действующим проектом по межеванию земельных угодий;
отказать в подписании договора о прирезке надела на одном из оснований, указанных в п. 9, ст. 39.29 ЗК.
Гражданин, заявление которого удовлетворено, обеспечивает проведение кадастровой работы с целью государственного учёта земельных наделов, появляющихся в результате прирезки. Для этого гражданину потребуется подать соответствующее заявление и кадастровый паспорт на участок в кадастровый орган.
На протяжении месяца, после подачи заявления, кадастровая служба составляет проект соглашения о прирезке надела и отправляет его заявителю для подписания. Заявитель должен подписать соглашение в течение месяца после его получения.
После подписания соглашения следует зарегистрировать право собственности на получившийся надел в Россреестре. Процедура регистрации прирезанного надела аналогичная регистрированию, купленного либо полученного в дар участка.