Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Застрахованные лица в системе обязательного пенсионного страхования». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право:
требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом;
в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете, в том числе представленных страхователями, физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению зарегистрированного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Пенсионным фондом Российской Федерации, сообщив об этом зарегистрированному лицу; (в ред. Федеральных законов от 01.04.2019 N 48-ФЗ, от 24.02.2021 N 30-ФЗ)
получать ежегодно от негосударственных пенсионных фондов сведения, касающиеся пенсионных прав застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию; (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ)
получать от территориальных налоговых органов сведения, касающиеся пенсионных прав застрахованных лиц; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ)
получать от федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел сведения о первичной выдаче или замене документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 01.04.2019 N 48-ФЗ)
Органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны:
обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных налоговыми органами и страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, зарегистрированными лицами, а также надежное хранение этих сведений; (в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 03.07.2016 N 250-ФЗ, от 01.04.2019 N 48-ФЗ)
осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным; (в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 01.04.2019 N 48-ФЗ)
Абзац. — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 242-ФЗ)
Споры между органами Пенсионного фонда Российской Федерации, работодателями и зарегистрированными лицами по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета разрешаются судом, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. (в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 01.04.2019 N 48-ФЗ)
Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 01.04.2019 N 48-ФЗ)
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 1996 года на территории отдельных административно-территориальных единиц пяти субъектов Российской Федерации, определяемых Правительством Российской Федерации, а с 1 января 1997 года — на всей территории Российской Федерации.
2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести принятые ими нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль.
1 апреля 1996 года.
N 27-ФЗ
Пенсионный словарь от А до Я: застрахованные лица
В Советском Союзе пенсионная система носила распределительный характер. Это означало, что государство само выделяло пенсии из средств бюджета. На величину выплат тогда в первую очередь влиял трудовой стаж гражданина. Выплаты производились за счет государственного бюджета, в том числе средств бюджета государственного социального страхования, который наполнялся взносами предприятий. Прямых отчислений с заработных плат на пенсионные нужды не существовало.
Подобный принцип устройства пенсионной системы действовал и в России вплоть до 2002 года. Однако со временем его недостатки становились все очевиднее. Доля пенсионеров по отношению к трудоспособному населению росла, и выплата пенсий становилась все большей нагрузкой на бюджет. Ситуацию усугубляла и необходимость ежегодной индексации выплат в связи с растущей инфляцией.
Тогда государство решило изменить подход и более активно вовлекать граждан в формирование своих будущих пенсий. В 2002 году в ходе реформы государство установило накопительно-распределительный подход к формированию выплат: частично пенсии по-прежнему гарантировались государством, но значительная часть была отдана под ответственность самого гражданина. Особенностью новой системы стало то, что у человека появился индивидуальный пенсионный счет, размер которого зависел не от стажа, а от заработанных доходов.
Пенсия в системе ОПС состоит из двух частей.
Страховая часть формируется путем накопления страховых взносов гражданина, которые затем переводятся в пенсионные коэффициенты.
ВАЖНО Размер страховой пенсии в значительной мере зависит от того, какую стоимость пенсионных коэффициентов установит государство на момент выхода гражданина на пенсию, а также от размера надбавки к страховой пенсии, который также определяет государство. Чтобы рассчитывать на получение страховой пенсии, нужно выполнить ряд условий (о них поговорим ниже).
А накопительная пенсия – это деньги, которые копятся на пенсионном счете их обладателя. Цель создания накопительной части пенсии – формирование дополнительной «подушки безопасности» будущего пенсионера.
До 2014 года сумма этих средств регулярно пополнялась за счет страховых взносов: из 22% отчислений с зарплат 6% шло на накопительный пенсионный счет, а 16% направлялось в страховую часть. Но с 2014 года государство объявило мораторий на перечисление новых взносов на формирование накопительной пенсии, и все взносы стали поступать в счет страховой пенсии. Пока что мораторий продлили до конца 2022 года.
Накопительная часть существует отдельно от страховой. Основное отличие в том, что до момента начала выплат (пока средства еще копятся на счете будущего пенсионера) накопительную часть можно инвестировать с целью получения дохода. В интересах ПФР или НПФ этим занимаются управляющие компании – частные и государственная. Кому доверить работу с накоплениями, решает сам гражданин.
Управляющие вкладывают накопления в ценные бумаги и размещают в депозиты и таким образом формируют доходность. В зависимости от стратегии той или иной управляющей компании риск будет большим или меньшим, существенно будет отличаться и доходность. Причем успехи в прошлом не гарантируют их в будущем. При желании страховщика можно поменять, однако сделать это можно не чаще чем раз в пять лет. Если же гражданин захочет перевести свои накопления досрочно, то в этом случае он потеряет весь инвестиционный доход за предыдущий период (при этом клиенты ПФР могут без потерь инвестдохода переводить накопления между управляющими компаниями, страховщик при этом не меняется).
Подробнее читайте в статье «Что такое накопительная пенсия?».
ВАЖНО Накопительная пенсия не индексируется государством, а инвестирование пенсионных накоплений может принести как прибыль, так и убытки. Вот почему к выбору УК или НПФ нужно подойти со всей серьезностью.
Когда говорят о пенсии, чаще всего имеют в виду страховую часть, поскольку она продолжает составлять наибольшую часть в объеме выплат, которые получают пенсионеры. Для того чтобы получить страховую пенсию, требуется выполнить ряд условий.
1. Достичь пенсионного возраста
В 2019 году в результате реформы возраст выхода на пенсию в России повысили. Теперь он составляет 60 лет для женщин и 65 лет – для мужчин. Однако переход к новому возрасту будет осуществляться постепенно. Так, в 2020 году на пенсию выйдут мужчины 1959 г.р. и женщины 1964 г.р. В 2022 году – мужчины 1960 г. р. и женщины 1965 г. р. и т. д. Более наглядно это представлено в таблицах ниже.
Мужчины
Год рождения |
Год выхода на пенсию |
Пенсионный возраст |
1959 |
2020 |
61 год |
1960 |
2022 |
62 года |
1961 |
2024 |
63 года |
1962 |
2026 |
64 года |
1963 |
2028 |
65 лет |
Женщины
Год рождения |
Год выхода на пенсию |
Пенсионный возраст |
1964 |
2020 |
56 лет |
1965 |
2022 |
57 лет |
1966 |
2024 |
58 лет |
1967 |
2026 |
59 лет |
1968 |
2028 |
60 лет |
1969 |
2030 |
61 год |
1970 |
2032 |
62 года |
1971 |
2034 |
63 года |
2. Иметь минимальный трудовой стаж
Речь идет о страховом стаже, то есть периоде, в течение которого гражданин и его работодатель делали страховые взносы в Пенсионный Фонд. В 2020 году минимальный трудовой стаж составляет 11 лет и в дальнейшем будет регулярно увеличиваться на год. Так, в 2024 году нужно будет отработать не менее 15 лет, чтобы рассчитывать на страховую пенсию.
3. Накопить пороговую сумму пенсионных коэффициентов
Как уже упоминалось ранее, все поступающие на счет страховой пенсии взносы переводятся в коэффициенты. Логично, что чем больше «белая» зарплата, тем больше их появится на пенсионном счете. Для того чтобы получать страховую пенсию, требуется набрать не менее 18,6 коэффициента в 2020 году, и с каждым годом этот минимальный показатель будет увеличиваться. С 2025 года для выхода на пенсию нужно будет набрать не менее 30 коэффициентов. Если к моменту наступления пенсионного возраста у гражданина не наберется достаточного их количества, можно докупить коэффициенты, но в ограниченном объеме.
Если гражданин не выполняет одно из условий, то на страховую пенсию он рассчитывать не может, ему будет положена только социальная пенсия, которая устанавливается государством. Да и получать ее он сможет не раньше, чем через пять лет после достижения официального пенсионного возраста.
Как рассчитать страховую пенсию
Страховая пенсия состоит из коэффициентов, переведенных в рубли, и фиксированной выплаты. Стоимость одного коэффициента устанавливает государство исходя из экономической ситуации в стране. Например, в 2020 году она составляет 93 рубля и повышается с каждым годом. За некоторые важные периоды жизни государство дает дополнительные коэффициенты. К таким периодам относится служба в армии или отпуск по уходу за ребенком. Стоимость пенсионных коэффициентов по годам приведена в таблице ниже:
Дата увеличения стоимости одного пенсионного коэффициента |
Размер (в рублях) |
Основание |
01.01.2020 |
93,00 |
Федеральный закон от 03.10.2018 n 350-фз |
01.01.2021 |
98,86 |
|
01.01.2022 |
104,69 |
|
01.01.2023 |
110,55 |
|
01.01.2024 |
116,63 |
Сумма фиксированной выплаты устанавливается государством и ежегодно индексируется. Так, в 2020 году фиксированная выплата к страховой пенсии составляет 5686,25 рубля. В некоторых случаях сумма может быть больше: для инвалидов, трудящихся в условиях Крайнего Севера, а также тех, кому больше 80 лет.
Допустим, Антон Сергеевич накопил за свою трудовую жизнь 50 коэффициентов и выходит на пенсию в 2030 году. Возьмем для расчета показатели 2020 года.
50 коэффициентов х 93 рубля + 5686,25 руб. = 10336,25 рубля в месяц.
А теперь представим, что Антон Сергеевич два года отслужил в армии. За каждый год службы он получил 1,8 коэффициента. В этом случае расчет будет выглядеть так:
(50 коэффициентов + 3,6 коэффициента) х 93 рубля + 5686,25 руб. = 10671,05 рубля в месяц.
В обоих случаях, если у Антона Сергеевича есть еще и накопления ОПС, его пенсия в месяц будет выше.
КСТАТИ Страховую пенсию можно повысить, если оформить ее не сразу по достижении пенсионного возраста, а позже. В этом случае применяются так называемые повышающие коэффициенты. Например, если выйти на пенсию на пять лет позже положенного срока, то размер страховой части можно увеличить почти на треть.
Федеральный закон от 01.04.96 N 27-ФЗ
Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) функционирует на территории РФ с 2002 года. В рамках проведенной реформы все граждане, родившиеся с 1967 года и позже получают пенсию, которая делится на страховую и накопительную часть. Оба вида пенсии формируются путем уплаты страховых взносов обязательного характера.
Обязательное медицинское страхование или ОМС – часть государственной программы социального страхования. Основной плюс – равные возможности для каждого гражданина в получении лекарственной и медицинской помощи. Услуги предоставляются за счет средств, которые перечисляются в фонд в обязательном порядке на условиях государственной программы.
Если гражданин РФ устраивается на работу без свидетельства обязательного пенсионного страхования, работодатель обязан оформить документ в соответствии с нормами закона. Это правило также распространяется на лиц, которые трудятся по договору подряда.
Подрядчик, у которого нет пенсионного свидетельства, должен получить его от первого работодателя. Соответствующая анкета, которая заполняется в процессе приема на работу, передается в ПФР в 14-дневный срок с момента подписания трудового договора.
Система обязательного пенсионного страхования предполагает оформление соответствующих полисов в страховых компаниях. Благодаря четко отлаженному механизму удается содержать граждан пенсионного возраста (утративших трудоспособность). Среди основных участников системы страховщики и страхователи, федеральные структуры и застрахованные лица.
Пенсионное страхование проводится в соответствии с нормами действующего законодательства. По закону право на обязательное пенсионное страхование получают граждане государства, а также лица, которые работают и живит на территории РФ.
Уплата взносов обязательного пенсионного страхования проводится на основании договора, заключенного между страхователем и страховщиком. Размер установленной суммы указывается в составленном документе. Когда страхователь достигнет определенного законодательством возраста, ему начнут выплачивать государственную пенсию с периодичностью раз в месяц. Право на пенсию также получают страхователи-инвалиды или граждане РФ по факту потери кормильца. Сумма будущей пенсии определяется нормами федерального законодательства. Начисление курирует Пенсионный фонд Российской Федерации.
ФЗ об обязательном пенсионном страховании определяет основы системы ОПС в секторе государственного регулирования РФ. Закон также регулирует взаимоотношения между субъектами ОПС, определяет их правовое положение, статус, обязанности и права. В отдельных статьях закона приведены основания, при которых возникают обязанности и права упомянутых выше субъектов. На случай нарушения или невыполнения субъектами возложенных законом обязательств предусмотрены соответствующие виды ответственности.
СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ
Фонд обязательного пенсионного страхования справедливо считается ключевым финансовым институтом Российской Федерации. Учреждение национального масштаба оказывает комплексные государственные услуги в сегменте социального обеспечения граждан.
В структуру ПФР входи восемь управлений в округах, 83 отделения в различных субъектах РФ и порядка 2 500 управлений территориального уровня. Еще одно отделение функционирует в г. Байконур (Казахстан).
Чтобы заключить договор об ОПС, необходимо обратиться в отделение Сбербанка РФ (или в любой другой негосударственный пенсионный фонд), где вас попросят предъявить СНИЛС и паспорт. Затем следует подать заявление с просьбой перевести счет накопительной пенсии в отделение Сбербанка. Представитель финансового учреждения оформит вашу заявку через использование электронной подписи в цифровом формате. Если заявление в адрес Пенсионного фонда РФ подано в самостоятельном порядке, работнику Сбербанка понадобится сообщить номер полученной расписки. Передать информацию разрешается в телефонном режиме или с помощью удобного электронного сервиса в интернете.
Статья 18. Порядок разрешения споров по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета
Споры между органами Пенсионного фонда Российской Федерации, страхователями и застрахованными лицами по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета разрешаются судом.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ)
Статья 18.1. Переходные положения
(введена Федеральным законом от 31.12.2002 N 198-ФЗ)
Положения настоящего Федерального закона, вытекающие из федерального закона о профессиональных пенсионных системах, регулирующие ведение профессиональной части индивидуального лицевого счета, вступают в силу со дня введения в действие указанного Федерального закона.
Статья 19. Утверждение инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета
Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается Правительством Российской Федерации.
Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона
- Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 1996 года на территории отдельных административно-территориальных единиц пяти субъектов Российской Федерации, определяемых Правительством Российской Федерации, а с 1 января 1997 года — на всей территории Российской Федерации.
- Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести принятые ими нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
Б. Ельцин
Москва, Кремль
1 апреля 1996 года
N 27-ФЗ
С целью учета и организации хранения сведений в случае застрахованных лиц в системе ОПС была разработана система персонифицированного (индивидуального) учета. Ведет данный учет Российский Пенсионный фонд.
Указанная система содержит следующие сведения о застрахованных лицах:
- Количество накопленных пенсионных баллов.
- Информация о производимых страховых взносах.
- Информация о периодах трудоустройства, заработной плате.
- Личная информация. Гражданство, место, дата рождения, пол, ФИО, прочее.
Основная цель разработки и организации персонифицированного учета заключается в учете информации о заработке и стаже застрахованного лица и контроле регулярной уплаты страховых пенсионных взносов. Данная система учета позволяет минимизировать неточности и ошибки, которые могут возникать при установлении накопительных пенсионных и страховых выплат.
Классификация категории страховщиков не так обширна и ограничена всего двумя видами участников обязательного страхования:
- Государственный пенсионный фонд — центральный орган, действия которого четко регламентированы и контролируются государством в масштабе страны.
- Пенсионный фонд страхования негосударственного образца. Чаще всего данные субъекты более динамичны в своих действиях и предлагают привлекательные условия благодаря участию в инвестиционных проектах и сотрудничеству с управляющими компаниями.
Деятельность государственного фонда в вопросах пенсионного страхования вследствие законодательной, правовой и финансовой поддержки от государства выглядит более стабильно. К тому же само государство имеет также обязанность перед застрахованными гражданами — за принятые финансовые решения ПФ оно несет субсидиарную ответственность.
Обязательное пенсионное страхование (ОПС)
У данной категории субъектов ОПС имеются полномочия по предоставлению услуг страхования в части пенсионного страхования физическим лицам. При этом страховщики имеют право в рамках правовых норм взаимодействовать с любыми претендентами на статус застрахованного лица. В частности, свои услуги они могут оказывать только лицам, которые являются гражданами государства.
В число полномочий этих субъектов также входит сотрудничество со страхователями любого вида деятельности и всех форм собственности. Кроме всего, данным субъектам разрешено использовать законные методы по проведению кампаний для привлечения клиентов к своим услугам.
Права страховщиков этой категории в отношении финансовых операций распространены на такие виды деятельности:
- Распределение накопительных долей пенсии среди участников структуры.
- Контроль поступлений от страхователей.
- Прием и аккумулирование денежных поступлений на своих счетах в виде страховых взносов.
- Исчисление объема выплат для застрахованных граждан.
- Инвестирование свободных денежных средств в проекты, которые с высокими финансовыми рисками не связаны.
Одновременно с этим страховщики имею право на проведение плановых и внеплановых проверок по внесению страхователями взносов, а также на проверку финансовых документов, связанных с этими процессами.
Соответственно установленным нормам страховщик имеет и некоторые обязанности перед:
- федеральными органами;
- страхователями;
- застрахованными лицами.
В основные обязанности страховщика входит установление, пересчет и своевременная выплата страховых, накопительных и других видов пенсионного обеспечения.
В данной связи, страховщик осуществляет ряд других важных обязанностей:
- Оказание консультационной поддержки на всех этапах сотрудничества своей целевой аудитории.
- Информирование клиента об условиях предоставления услуг является обязательным.
- Договор пенсионного страхования составляется с соблюдением интересов застрахованного лица.
Помимо этого обязанностью страховщиков в пенсионном страховании также является процедура защиты интересов застрахованных граждан, если обнаруживаются факты невыполнения страхователями своих обязательств.
Также они обязаны доводить новые нормативные законопроекты, акты, изменения в законодательстве, касающиеся пенсионного страхования до сведения застрахованных клиентов.
Руководители и должностные лица органов Пенсионного фонда России, участвующие в сборе, передаче, хранении и использовании информации, содержащейся в индивидуальных счетах застрахованных граждан, должны обеспечивать исполнение законодательства в вопросах защиты сведений, в отношении которых устанавливаются требования об обеспечении их конфиденциальности (персональные данные).
Виновные в незаконном ограничении доступа к данным сведениям либо нарушении режима защиты информации понесут ответственность соответственно гражданскому, уголовному законодательству и законодательству об административных правонарушениях.
1 927
Источники финансирования ПФР таковы:
- страховые платежи нанимателей;
- страховые платежи россиян, которые занимаются индивидуальной трудовой деятельностью;
- страховые платежи остальных групп трудоустроенных россиян;
- перечисления из российской казны на предоставление пенсионного обеспечения служащим армии, их родственникам и людям, которые приравнены к ним;
- деньги, которые возмещает ПФР госфонд занятости населения России по причине оформления досрочного пенсионного обеспечения нетрудоустроенным гражданам;
- добровольно осуществляемые юрлицами и физлицами платежи;
- прибыль от работы ПФР.
Деньги ПФР используются для того, чтобы:
- выплачивать трудовое пенсионное обеспечение, в том числе россиянам, которые выезжают за границу;
- компенсировать утраченный доход гражданам, которые ухаживают за неработоспособными лицами;
- повышать пенсионное обеспечение лицам, участвовавшим в Великой Отечественной войне;
- предоставлять выплаты лицам, ухаживающим за детьми;
- оказывать материальную поддержку старым и неработоспособным людям;
- предоставлять выплаты на погребение;
- финансировать работу ПФР и его учреждений.
В системе ОПС Российской Федерации предусмотрено 4 типа пенсионного обеспечения:
- Страховое – ежемесячно выплачивается россиянам, чтобы компенсировать им зарплату либо иной доход, который был утрачен после достижения установленного возраста.
- По государственному обеспечению – отличается от страхового тем, что выплачивается за выслугу лет военнослужащим, космонавтам, чиновникам.
- Накопительное – формируется за счет платежей нанимателей в ПФР и прибыли, полученной от инвестирования взносов страхователей в различные проекты.
- Добровольное – выплачивается НПФ, обычно взносы в фонд делает сам гражданин, а не его работодатель.
Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ
Граждане Российской Федерации, которые официально осуществляют трудовую деятельность, в некоторых случаях при потере дохода могут рассчитывать на получение компенсации своего заработка. Выплаты в данном случае производятся из средств ПФР в виде выплат и страховых пенсий. Таким случаем могут выступать потеря кормильца, наступление пенсионного возраста.
СНИЛС представляет собой обязательный документ, требуемый при трудоустройстве. При его отсутствии невозможно в будущем сформировать право на получение страховой пенсии.
СНИЛС может быть добровольно оформлен неработающими гражданами вне зависимости от их трудоустройства, иностранными лицами, несовершеннолетними детьми.
При получении СНИЛС гражданин становится субъектом правоотношений в сфере пенсионного страхования и приобретает статус застрахованного лица. После этого он обретает определенные обязанности и права, несет ответственность, если не выполняет их.
Чтобы сформировать пенсионные права, работающие граждане должны зарегистрироваться в ОПС (системе по обязательному пенсионному страхованию). Данная система предполагает, что работодатели должны вносить денежные средства, выступающие страховыми взносами, за собственных работников. Кроме того, самозанятые и нетрудоустроенные граждане могут осуществлять подобные взносы самостоятельно.
С целью учета и организации хранения сведений в случае застрахованных лиц в системе ОПС была разработана система персонифицированного (индивидуального) учета. Ведет данный учет Российский Пенсионный фонд.
Указанная система содержит следующие сведения о застрахованных лицах:
- Количество накопленных пенсионных баллов.
- Информация о производимых страховых взносах.
- Информация о периодах трудоустройства, заработной плате.
- Личная информация. Гражданство, место, дата рождения, пол, ФИО, прочее.
Основная цель разработки и организации персонифицированного учета заключается в учете информации о заработке и стаже застрахованного лица и контроле регулярной уплаты страховых пенсионных взносов. Данная система учета позволяет минимизировать неточности и ошибки, которые могут возникать при установлении накопительных пенсионных и страховых выплат.
В процессе регистрации гражданина в системе ПФР открывается для каждого гражданина ИЛС (индивидуальный личный счет), а также присваивается СНИЛС – страховой номер. В постоянном страховом номере содержатся контрольные разряды, которые позволяют определять в процессе учета возникающие ошибки.
В соответствии с законодательством сам лицевой счет застрахованного лица подразделяется на три части. В каждой из них содержится определенная информация о лице, прошедшем регистрацию в системе ОПС.
Обязательное пенсионное страхование
Застрахованные лица как субъекты правоотношений, несут некоторую ответственность и перед страхователем, и перед страховщиком. Помимо этого, каждый гражданин, являющийся наемным работником, ответственен перед работодателем и ПФР, если он не выполняет свои обязанности.
Если застрахованные лица не выполняют обязанности, возложенные на них, к примеру, предоставляют неверную информацию о себе, то это может повлечь за собой выплату из бюджета ПФР лишних сумм денежных средств. В данном случае ответственность гражданина будет заключаться в необходимости возмещения страховщику возникшего ущерба. Возмещение в таком случае должно иметь денежное выражение, что регламентируется законодательством. В связи с этим следует контролировать выполнение собственных обязанностей.
Мы рассмотрели, кто это — застрахованное лицо.
- Субъекты медицинского страхования, их права и обязанности
- Рецепт на лекарство. Сроки хранения рецептов в аптеке
- Эмбоссированная карта: описание, преимущества. Отличие эмбоссированной карты от неэмбоссированной
- Создание резервов по сомнительным долгам: порядок формирования, учет. Счет 63 «Резервы по сомнительным долгам»
- Ступени высшего профессионального образования в России
- Что такое коммерция: особенности электронной и обычной деятельности
- Учетная политика ИП на УСН «Доходы». Книга учета доходов и расходов (КУДиР) для ИП на УСН
Система действует, базируясь на определенных принципах. Следуя им, государство обеспечивает ей устойчивость и эффективность:
- ОПС доступно для всех россиян, независимо от их положения в обществе;
- государство гарантирует, что интересы всех застрахованных лиц будут соблюдены;
- правительство постоянно контролирует, как работает ОПС;
- работодатели обязаны регулярно вносить платежи за собственных работников;
- государство отвечает за то, чтобы финансы системы ОПС были использованы рационально и по назначению;
- ОПС подчинено интересам правительства и граждан;
- ОПС обеспечивает достойный уровень жизни ушедшим на пенсию по старости людям;
- пенсионное обеспечение и суммарные взносы – равнозначные величины;
- возвратность денежных средств, накопленных гражданином в системе ОПС;
- страховые взносы учитываются индивидуально для каждого гражданина.
Работа системы регулируется Конституцией России, а также такими федеральными законами (ФЗ):
- «Об ОПС в РФ»;
- «Об основах обязательного социального страхования»;
- «О страховых взносах в ПФР, Фонд соцстрахования РФ, Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС»;
- «О трудовом пенсионном обеспечении в РФ»;
- «Об индивидуальном учете в системе ОПС».
Накопительное пенсионное обеспечение выплачивается раз в месяц до конца жизни застрахованного лица, формируется благодаря взносам нанимателей и доходу от инвестирования этих средств. Формирование такой пенсии доступно россиянам, родившимся после 1967 г. и сделавшим выбор в пользу накопительного пенсионного обеспечения.
Россияне, родившиеся после 1967 г., в пользу которых страховые взносы станут делаться нанимателями в 1-й раз только с 2014 г., могут выбрать тип своего пенсионного обеспечения (формировать лишь страховое пенсионное обеспечение либо еще и накопительное) в течение 5 лет с даты, когда был сделан 1-й страховой взнос.
ОПС в Российской Федерации осуществляют следующие государственные органы:
- ПФР;
- Фонд соцстрахования;
- Федеральный фонд ОМС.
Для регистрации в системе требуется составить анкету, подписать ее. Анкета подается в учреждение ПФР непосредственно заявителем или его нанимателем.
Также заявление возможно предоставить в МФЦ. Понадобится предоставить документ, который удостоверяет личность (общегражданский паспорт). Если заявление отправляется через почтовую службу, требуется заверить его и ксерокопии прилагаемых бумаг у нотариуса.
Глава 48 Гражданского Кодекса Российской Федерации полностью посвящена регулированию вопросов в страховой сфере. К примеру, здесь рассматриваются положения о добровольном и обязательном видах страховок, возможных объектах для защиты от рисков; определение терминов «тайна страхования», «страховая сумма» и т.д.
Имеются здесь, соответственно, упоминания о застрахованных лицах. Так, в статье 934 «Договор личного страхования» отмечено, что подобная страховка оформляется на имя застрахованного лица. Им может быть сам страхователь, обратившийся в страховую компанию, или любое другое лицо, указанное в договоре. При этом по умолчанию в случае возникновения страхового события, право на выплату будет иметь именно застрахованное лицо. Но возможны исключения, когда страховая сумма переводится выгодополучателю (сведения об этом лице обязательно отражаются в документе).
В статье 955 указанного законодательного документа прописана возможность замены страхователем застрахованного лица в договоре. Однако это возможно только до возникновения страхового события и при обоюдном согласии на это действие страховщика и застрахованного лица.
Имеются и другие официальные документы, регулирующие страхование в стране. Например, Федеральный Закон №167-ФЗ от 15.12.01 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Рассмотрению его основ будет выделен ниже отдельный раздел.
Вне зависимости от того является застрахованное лицо инициатором оформления страхового договора либо нет, за ним закрепляются определенные права и обязанности. Согласно законодательным актам данные граждане могут требовать:
- Осуществить страховой компанией выплату компенсации ввиду возникновения страхового события. Но в качестве подтверждения нанесенного ущерба пострадавший должен представить некоторые документы (справки из медицинских учреждений, чеки и т.п.).
- Предоставить любую информацию по своему договору и производимых согласно нему различных переводах денежных средств.
- Запросить сведения, имеющиеся в общих базах данных государственного страхования.
- Защищать собственные интересы в судах при выплате подозрительно низких страховых сумм/при отказе страховщиком вовсе производить компенсацию ущерба.
Внимание. В страховом договоре может указываться дополнительный перечень прав застрахованного лица. Следует внимательно ознакомиться с ними и принять во внимание для исключения дальнейших разногласий между сторонами.
Помимо некоторого ряда прав застрахованные лица наделены и обязанностями. Следование им обязательно для возможности использования в дальнейшем своих прав.
Наиболее часто в договоре страхования можно встретить такие обязательства застрахованных:
- Своевременно и в полном размере оплачивать страховую премию.
- При оформлении полиса страхования проинформировать страховщика обо всех обстоятельствах, которые могут повлиять на вероятность возникновения страхового случая.
- В установленные документом сроки сообщать страховой компании о возникновении страхового события.
Кроме того, в зависимости от объекта страхования договор может быть дополнен новыми пунктами обязанностей.
Как перейти в другой пенсионный фонд
Ход действий при наступлении страхового события прописывается непосредственно в самом договоре страхования. Однако этот документ не всегда оказывается на руках, и подсмотреть дальнейшие шаги для получения положенных выплат нет возможности. Далее приведен примерный план действий, действительный для типового договора:
- Информирование страховой компании о случившемся происшествии. Для этого достаточно сделать звонок сотруднику страховщика, представиться и вкратце рассказать о сути события. Будет правильным сделать несколько подтверждающих возникновение страхового случая фотографий. Они могут служить доказательством при возникновении разногласий.
- Подготовка и сбор необходимой документации. Чаще всего при обращении в страховую компанию с требованием сделать страховую выплату, сотрудники офиса запрашивают: подтверждающие личность документы, полис, справки/квитанции/иные бумаги, которые могут являться доказательством случившегося. Дополнительно обратившийся составляет заявление по установленному образцу. Рекомендуется запросить у принимающего сотрудника проставить на документах входящие номера и дату их приема.
- Ожидание результатов рассмотрения заявления. В установленные договором страхования сроки страховщик обязан уведомить заявителя о принятом решении относительно его страхового случая.
- Получение выплаты. При положительном решении страховщик обязуется перевести/выдать наличными положенную страховую сумму. Просрочка в платеже приведет к увеличению его размера: страховщик дополнительно должен будет выплатить пени.
Как указывалось выше, это примерный план действий для получения выплат ввиду возникновения страхового события. Рекомендуется все же действовать по алгоритму, приведенному в собственном договоре: это позволит избежать отказов в переводе средств, иных разногласий между сторонами.
В законодательстве Российской Федерации имеется пункт, обязывающий всех официально трудоустроенных граждан иметь пенсионную страховку. Она необходима для возмещения доходов, утраченных ввиду возникновения некоторых событий: достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности и т.п. В этом случае плательщиком страховых выплат выступает Пенсионный Фонд России.
Обязательное пенсионное страхование в РФ регулируется специальным законодательным актом: федеральным законом под номером 167-ФЗ от 15.12.01. В статье 7 данного документа прописана трактовка определения «застрахованное лицо» и перечень лиц, которые им могут являться.
Итак, застрахованными, согласно закону, являются лица (граждане Российской Федерации/иностранные либо вовсе без гражданства) постоянно/временно проживающие/пребывающие на территории России и:
- осуществляющие трудовую деятельность по трудовому договору либо по договору гражданско-правового характера, по договору авторского заказа;
- самостоятельно обеспечивающие себя работой;
- являющиеся членами крестьянских хозяйств;
- священнослужители;
- иные лица, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают согласно указанному законодательному документу.
Важно! Каждый гражданин, с доходов от трудовой деятельности которого уплачиваются страховые взносы, имеет право получать компенсационные выплаты при возникновении событий, описанных в законодательстве.
Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации (с изменениями на 1 апреля 2020 года) (редакция, действующая с 1 июля 2020 года)
Глава II. Участники правоотношений по обязательному пенсионному страхованию (статьи 4 — 11)
Страховым риском для целей настоящего Федерального закона признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.
Страховым случаем для целей настоящего Федерального закона признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.
Федеральный закон №27-ФЗ от 1 апреля 1996 г.
Страхователем называют того из участников страхования, который взамен выплаченных страховщику взносов или премии получает возможность потребовать выплаты материальной компенсации для выгодоприобретателя.
Страхователи обязаны:
- своевременно перечислять взносы по страховому договору, с установленной периодичностью и в назначенном размере;
- уведомлять СК об обстоятельствах, способствующих возрастанию рисков по страховке или масштабам возможных убытков при наступлении страхового случая;
- выполнять рекомендации страховой компании, направленные на снижение рисков и минимизации возможного ущерба от неблагоприятного события, предусмотренного полисом страхования;
- сообщать страховщику о произошедшем страховом случае, с соблюдением предусмотренных сроков, формы уведомления и других условий, предусмотренных соглашением.
К правам страхователя относятся следующие моменты:
- возможность располагать полной информацией относительно наличия лицензии и других разрешительных документов у СК, прочих сведений о характере деятельности данной организации;
- получить выплаты по страховому полису, если данный субъект совмещает роль выгодоприобретателя, при условии предоставления необходимой документации по оформлению обстоятельств страхового случая;
- инициировать досрочное расторжение соглашения, если в этом возникнет необходимость, с возвратом внесенной страховой премии;
- выбрать другую страховую компанию;
- заменить застрахованное лицо, направив соответствующее заявление страховщику.
Страхователь вправе обратиться в судебный орган с иском против СК, при возникновении споров, которые не удается разрешить путем переговоров или в рамках досудебного разбирательства.
В ст. ст. 5 ФЗ от 27.11.1992 года №4015-1 «Об организации страхового дела в РФ» указано, что в роли клиента фирмы может выступать не только частное лицо, но и организация.
По закону от 27.11.1992 года №4015-1, страхователем может быть любое дееспособное лицо. Согласно ст. 60 Конституции РФ, полная дееспособность россиян наступает в возрасте 18 лет. В период с 14 до 18 лет граждане считаются частично дееспособными: ответственность за них в полном объеме несут родители или законные представители (опекуны).
Люди, обладающие ограниченной дееспособностью, не могут выступать инициаторами заключения договоров со страховой. Но их представители имеют право оформить услугу от своего имени, указав их в качестве застрахованных лиц.
Основные требования страховщиков:
- Наличие у клиента документа, удостоверяющего личность. Предпочтительно — паспорт РФ, но не только. Иностранные граждане тоже могут застраховать себя, близких и недвижимость на территории России. Они должны предъявить документ, по которому их можно идентифицировать.
- Возраст от 18 лет. В иных случаях – с согласия представителя или родителя.
- Дополнительные документы, в зависимости от отрасли страхования. Водительское удостоверение, тех.паспорт и диагностическая карта – по ОСАГО. Кредитный договор, заключение оценщика, справки от застройщика – при оформлении залогового полиса.
Базовые правила системы страхования зафиксированы в Федеральном законе № 167-ФЗ, а в состав участников этой программы включены:
- Страховщики — Пенсионный фонд РФ и негосударственные пенсионные фонды.
- Страхователи — юридические лица, предприниматели и граждане, осуществляющие уплату страховых взносов за себя и своих сотрудников.
- Застрахованные лица, в пользу которых осуществляется страхование.
Именно застрахованное лицо в Пенсионном фонде РФ или одном из НПФ вправе рассчитывать на получение выплат при наступлении случаев, прямо указанных в законе.
Обратите внимание! Застрахованными лицами по правилам Федерального закона № 167-ФЗ могут являться только физические лица, так как только они вправе рассчитывать на установление выплат при наступлении страхового случая.
Предприятия и организации выступают участниками системы только в качестве страхователя. Застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию являются не только граждане РФ, но иностранные резиденты или лица без гражданства, продолжительность работы которых на территории страны превысила шесть месяцев. Страхованию указанного типа подлежит любой субъект, вступивший в трудовые отношения с работодателем на территории РФ.
В эту категорию включаются субъекты, в распоряжении которых находятся денежные средства, предназначенные для выплат застрахованным лицам. В период пребывания этого капитала на счетах страховщиков он может быть инвестирован с целью его приумножения.
Кто может являться страховщиком по обязательному пенсионному страхованию?
Существует три категории страховщиков, включающие:
- Центральную структуру организации и управления пенсионной системой — Пенсионный Фонд РФ;
- Фонды пенсионного обеспечения негосударственного формата — так называемые НПФ;
- Управляющие компании, в компетенции которых чаще всего находится процесс инвестирования пенсионного капитала.
Какой пенсионный фонд лучше — государственный или негосударственный?
Выбирать страховщика каждое застрахованное лицо вправе самостоятельно.
Все граждане РФ и иностранные субъекты, проживающие лишь временно в России, если работают по трудовому или гражданско-правовому договору, являются застрахованными лицами, так как на них распространяется Федеральный закон об обязательном пенсионном страховании. Федеральный закон прописывает все определения и условия относительно гарантийных взносов, возмещений и восполнений гражданина РФ. Все, что касается личного счета застрахованного субъекта, можно узнать в личном кабинете ПФ.