Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в начислении зарплаты в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Минимальный размер оплаты труда — важный показатель, применяемый для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования (ст. 3 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда») тоже не остался без изменений.
МРОТ подразделяется на федеральным и региональным:
Федеральный МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ. С 2021 года расчет федерального МРОТ будет производиться по новой методике — с учетом медианной зарплаты. Законодатели решили отказаться от устаревших методик и использовать международные стандарты. По новым правилам МРОТ будет привязан не к прожиточному минимуму, а к медианному доходу — доходу, относительно которого у половины населения нашей страны доходы выше этого показателя, а у другой половины — ниже. В результате применения «медианной» расчетной схемы МРОТ в 2021 году составит 12 792 руб.
Региональный МРОТ может быть принят в субъекте РФ и официально закреплен в региональном соглашении. Право субъектов РФ по установлению на своих территориях регионального МРОТ закреплено в ч. 1 ст. 133.1 ТК РФ. Региональный МРОТ не может быть ниже федерального и определяется с учетом социально-экономических условий и показателей в регионе.
Применяется региональный МРОТ работодателями, работающими на территории конкретного субъекта, кроме федеральных бюджетников (ч. 2 ст. 133.1 ТК РФ). Если в субъекте не установлен региональный МРОТ, применяется федеральный показатель. Узнать конкретный размер регионального МРОТ можно в соответствующем региональном соглашении, которое обычно размещается на сайте Правительства субъекта РФ, на сайтах объединений профсоюзов и работодателей, а также публикуется в официальных печатных изданиях.
Считаем зарплату с начала года правильно
Работодателей обязали к проведению индексации заработных плат со следующего года. В противном случае речь будет идти о нарушении действующего в России трудового законодательства, предупредили в руководящем аппарате Роструда.
Подчеркнем, что повышение МРОТ на законодательном уровне под индексацией понимать не следует. Индексация должна быть обеспечена в независимости от роста МРОТ.
Зарплаты россиян должны увеличиться на уровень повышения потребительских цен на основании данных Росстата. Необходимость проведения индексации зарплат на величину темпов роста потребительских цен закреплена ст. 134 ТК РФ.
Государственные и муниципальные органы должны при этом руководствоваться трудовым законодательством и подзаконными нормативными актами, коммерческие предприятия – локальными документами (например приказ руководителя, положение об оплате труда или коллективный договор).
Это значит, что организации вне госсектора самостоятельно выбирают суммы повышения доходов работников (теоретически в 2021 году они не могут быть ниже прогнозного показателя инфляции 4%). Сроки повышения тоже будут отличаться, но в качестве рекомендованной даты можно считать 1 февраля 2021 года. С февраля Трудовая инспекция вправе проверять работодателей на предмет проведения индексации и отражения этого факта в документах.
Грамотное оформление всей документации – чрезвычайно важный момент. Работодатели, которые не проиндексируют зарплаты своему персоналу, столкнутся с серьезными штрафными санкциями.
За несоблюдение всех требований трудового законодательства, в том числе и о проведении обязательной индексации заработных плат сотрудников, работодатели и должностные лица организации несут административную ответственность.
- Если положения об индексации не установлено в коллективном договоре и в локальных нормативно-правовых актах организации, то компании грозит штраф (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ): для должностных лиц — от 1000 до 5000 рублей; для организаций — от 30 000 до 50 000 рублей.
- Если работодатель установил порядок индексации, но при этом заработная плата сотрудников не пересматривалась, во время проверки инспекции он получит предписание полностью произвести доплату работникам не только той суммы, которая должна быть выплачена в результате индексации. Ему придется выплатить и проценты по сумме в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый просроченный день (ст. 236 ТК РФ). Оштрафуют и тех работодателей, которые самостоятельно установили индексацию заработной платы ниже, чем устанавливается отраслевым соглашением при условии, что оно на организацию распространяется.
Поскольку порядок индексации в законодательстве не определен, предлагаем работодателям действовать по следующему алгоритму.
Шаг 1. Проверка локальных актов.
Например внесение соответствующего пункта в положения об оплате труда или коллективный договор. Все положения об индексации должны быть закреплены в локальных актах.
Шаг 2. Подготовка приказа об индексации.
Локальные акты содержат правила индексации, но самого их наличия недостаточно. Бухгалтерии необходим организационно-распорядительный документ, который будет основанием для изменения начислений. В таком документе указывают рассчитанный коэффициент и дату повышения. Обычно это приказ руководителя организации о проведении индексации.
Шаг 3. Расчет новых начислений.
Бухгалтерия рассчитывает выплаты, которые подлежат увеличению, с учетом коэффициента индексации. Информацию о том, какие выплаты подлежат пересчету, а какие не подлежат, бухгалтер берет из локальных документов.
Шаг 4. Изменение штатного расписания.
Новые оклады и размеры других выплат необходимо указать в штатном расписании. Можно издать приказ о внесении изменений в штатное расписание или об утверждении штатного расписания в новой редакции.
Шаг 5. Дополнительные соглашения.
Федеральным законом от 23.11.2020 № 372-ФЗ (далее — Закон № 372-ФЗ) с 2021 года введена прогрессивная шкала ставок при налогообложении НДФЛ. Для резидентов РФ установлены следующие ставки НДФЛ:
- 13 процентов – с суммы доходов в пределах 5 млн рублей за налоговый период (год),
- 15 процентов – с суммы доходов, превышающих 5 млн рублей за налоговый период (год).
Таким образом плательщиками НДФЛ по ставке 15% с 01.01.2021 года признаются физические лица, отвечающие следующим условиям:
- Являются налоговыми резидентами РФ.
- Официально трудоустроены в России, либо получают иные вознаграждения по ставке 13%.
- Подпадают под обложение доходов по ставке 13%.
- Доход за календарный год превышает установленный предельный лимит в 5 миллионов рублей.
По задумке законодателя, увеличение ставки НДФЛ с 13 до 15 % в отношении доходов граждан, превышающих 5 млн рублей за год, приведет к дополнительному поступлению налога в размере 60 млрд рублей в год. Зачисляться эти суммы будут в федеральный бюджет и по поручению Президента РФ от 08.07.2020 № Пр-1081 направляться на лечение детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями.
Расчет НДФЛ с начала 2021 года осуществляем так: пока сумма выплат в пользу сотрудника с начала года не превысит 5 млн руб., работодатель должен начислять НДФЛ в обычном порядке по ставке 13%. Если же годовой доход работника стал больше 5 млн руб., то НДФЛ нужно считать как сумму 650 тыс. руб. с 5 млн руб. и 15% с суммы превышения.
Организации и индивидуальные предприниматели, которые включены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), вправе платить взносы по пониженным тарифам. Такое право субъектам МСП предоставлено с 1 апреля 2020 года. Период, в течение которого субъекты МСП могут применять пониженные тарифы взносов, не ограничен временным интервалом. Право установлено бессрочно.
Для субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливаются следующие тарифы:
- на ОПС — 10% (как для сумм не превышающих предельную величину базы для исчисления взносов, так и сверх установленных лимитов);
- на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 0%;
- на ОМС — 5%.
Пониженные тарифы взносов применяются к выплатам в части, превышающей МРОТ. Выплаты в части, равной МРОТ или менее МРОТ, облагаются по общим тарифам.
Применение пониженных тарифов взносов регулируется:
- с 1 апреля по 31 декабря 2020 года – ст. 6 Федерального закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ;
- с 1 января 2021 года – новыми пп. 17 п. 1, п. 2.1 ст. 427 НК РФ.
Работодатель может платить взносы по пониженным тарифам с 1-го месяца включения в реестр МСП, но не ранее 1 апреля 2020 года (письма ФНС России от 02.06.2020 № БС-4-11/[email protected], от 29.04.2020 № БС-4-11/[email protected]).
-
Что включают в фонд оплаты труда: шпаргалка для бухгалтера
2,1 тыс. 0
С 1 января 2020 года начался процесс формирования электронных трудовых книжек. Переход на новый формат сведений о трудовой деятельности стал добровольным и осуществляется только с согласия работника. То есть у работника до 31 декабря 2020 года включительно есть возможность выбрать — оставить бумажную трудовую или перейти на электронную. Дальнейшие действия работодателя зависят от этого выбора.
Пилотный проект по запуску прямых выплат из ФСС стартовал 2011 года и развивался поэтапно — каждый год к нему подключились новые регионы.
Проект предполагает, что работодатель самостоятельно рассчитывает пособие, но перечисляет лишь те суммы, которые выплачиваются за его счет — например, больничные за первые три дня.
Далее работодатель отправляет заявление ФСС, а выплату причитающейся суммы за счет ФСС выплачивает непосредственно сам фонд.
Как изменился расчет заработной платы в 2021 году?
6. Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений определяются с учетом требований к системам оплаты труда работников данных учреждений, утвержденных Правительством Российской Федерации, и устанавливаются:
а) в федеральных государственных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
б) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в) в муниципальных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
9. Системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются и изменяются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, с общими принципами формирования систем оплаты труда, перечнями норм и условий оплаты труда, регламентируемыми федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, изложенными в разделах II — IV настоящих рекомендаций, требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, включая Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».
10. Системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются и изменяются с учетом:
а) Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;
б) обеспечения государственных гарантий по оплате труда, в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П;
в) квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
г) перечня видов выплат компенсационного характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
д) перечня видов выплат стимулирующего характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
е) примерных положений об оплате труда работников федеральных автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;
ж) положений об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя;
з) настоящих рекомендаций;
и) мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
11. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются с учетом минимального размера оплаты труда в рамках реализации норм федерального закона и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П, дифференцированно по должностям (профессиям) на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее соответственно — профессиональные квалификационные группы, квалификационные уровни), по должностям (профессиям), не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы — в зависимости от сложности труда в виде схем окладов (должностных окладов), ставок заработной платы.
12. В положении об оплате труда работников учреждения, разрабатываемом учреждением, предусматриваются конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий). При этом в указанном положении не должна использоваться такая терминология, как «рекомендуемые минимальные размеры» или «минимальные размеры» окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, которая может содержаться в примерных положениях об оплате труда работников автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утвержденных федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета.
Федеральные государственные казенные учреждения руководствуются носящими обязательный характер положениями об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемыми федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, включающими для работников конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий).
13. В трудовом договоре (в дополнительном соглашении к трудовому договору) с работником предусматривается фиксированный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленный ему за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы за календарный месяц).
21. Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
22. Должностные оклады руководителям учреждений устанавливаются в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости учреждений.
23. Выплаты компенсационного характера устанавливаются руководителям в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.
24. Выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений рекомендуется производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение. В качества показателя оценки результативности работы руководителя учреждения устанавливается показатель роста средней заработной платы работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов, а также выполнение квоты по приему на работу инвалидов (в соответствии с законодательством Российской Федерации).
25. Условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных или муниципальных учреждений определяются трудовыми договорами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).
Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной в соответствии с частью третьей статьи 275 Трудового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения».
26. Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, в размере, не превышающем размера, который установлен:
для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений — нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных учреждений субъектов Российской Федерации — нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Без учета предельного уровня соотношений размеров среднемесячной заработной платы, указанного в абзаце первом настоящего пункта, могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений, включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
27. Информация о рассчитанной за 2020 год среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, не позднее 15 мая 2021 г.
Информация о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений по решению государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя таких учреждений, может также размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах указанных учреждений.
В составе размещаемой на официальных сайтах информации о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений запрещается указывать данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации указанных лиц, а также сведения, отнесенные к государственной тайне ��ли сведениям конфиденциального характера.
28. Фонд оплаты труда в федеральных государственных учреждениях формируется исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, предусмотренных на оплату труда работников казенных учреждений, размеров субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, объемов средств, поступающих из государственных внебюджетных фондов и от приносящей доход деятельности с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.
29. Фонд оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципальных образований с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.
30. Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом общих принципов формирования систем оплаты труда, перечней норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусмотренных в разделах II — IV настоящих рекомендаций, а также требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется:
а) при изменении (совершенствовании) систем оплаты труда работников учреждений предусматривать установление минимальных окладов (минимальных должностных окладов), минимальных ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп);
б) не допускать установления по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установления диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп либо по должностям работников с равной сложностью труда по должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы;
в) не допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) работников учреждений, переданных в другую форму собственности (федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность), в случае изменения (совершенствования) для них систем оплаты труда, а также работников учреждений, реорганизуемых путем слияния или присоединения их к учреждениям, работники которых имеют более низкий уровень оплаты труда, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников, выполнения ими работ той же квалификации и условий труда;
г) при разработке показателей и критериев эффективности работы учитывать методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 421, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 287 и приказом Министерства культуры Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 920, и приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н, предусмотренные в письмах Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N АП-1073/02, Министерства культуры Российской Федерации от 5 августа 2014 г. N 166-01-39/04-НМ, а также установленные в планах мероприятий по реализации «дорожных карт» значения целевых показателей развития соответствующих отраслей.
31. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, региональным объединениям профсоюзов и региональным объединениям работодателей рекомендуется заключать в 2021 году региональные соглашения о минимальной заработной плате, размер которой превышает минимальный размер оплаты труда, с распространением их действия на всех работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений.
Индексация зарплат в 2021 году и на сколько процентов
36. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2021 году необходимо учитывать следующее.
Не допускать снижения уровня заработной платы работников образовательных учреждений, в том числе педагогических работников, достигнутого в 2020 году и определяемого на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики.
В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников рекомендуется осуществлять на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утвержденных в установленном порядке, с учетом перераспределения средств, предназначенных для оплаты труда в организациях, так, чтобы на установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации (без учета части фонда оплаты труда, предназначенного на выплаты компенсационного характера, связанные с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в сельской местности, а также в организациях, в которых за специфику работы выплаты компенсационного характера предусмотрены по двум и более основаниям).
Определять предельную долю расходов на оплату административноуправленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда образовательных учреждений в объеме не более 40 процентов.
Обеспечивать формирование систем оплаты труда работников общеобразовательных организаций, в том числе прозрачность порядка, условий и критериев установления работникам образовательных учреждений выплат стимулирующего характера с учетом методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, направленных руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (письмо Минобрнауки России от 29 декабря 2017 г. N ВП-1992/02), а также утвержденных приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н.
Определять продолжительность рабочего времени педагогических работников или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) в соответствии с положениями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее — приказ N 1601), предусматривающими, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда устанавливается либо продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов в неделю, либо норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющая 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю или 720 часов в год.
При заключении трудовых договоров (дополнительных соглашений к трудовым договорам) с педагогическими работниками, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) установлены пунктами 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу N 1601), обеспечивать включение в них условий, связанных с:
размером ставки заработной платы, установленной за норму часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы и размером фактического объема учебной нагрузки, определяемым ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) в порядке, предусмотренном разделами II — V приложения 2 к приказу N 1601;
размером заработной платы, исчисленным с учетом фактического объема учебной нагрузки, фактического объема педагогической работы;
уточнением правил применения повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за наличие квалификационной категории, а также по иным основаниям при оплате труда педагогических работников, для которых пунктами 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу N 1601 установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы (правила применения повышающих коэффициентов приводятся далее в настоящем пункте в положениях, определяющих правила исчисления заработной платы педагогических работников с учетом фактического объема педагогической или учебной (преподавательской) работы);
размерами и факторами, обусловливающими получение выплат компенсационного характера, в том числе выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, к которым могут быть отнесены выплаты за дополнительную работу, связанную с классным руководством, проверкой письменных работ, заведованием отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководством предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видами дополнительной работы, определение которых следует осуществлять из размеров ставок заработной платы, установленных в организации по квалификационному уровню профессиональных квалификационных групп (далее — ПКГ) без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах);
размерами и условиями выплат стимулирующего характера.
Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально по данным стоимости потребительской корзины и данным по статистике об уровне потребительских цен.
На 2021 года величина прожиточного минимума установлена постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2406.
Прожиточный минимум на 2021 года составляет:
- на душу населения 11 653 руб.,
- для трудоспособного населения — 12 702 руб..
- для детей — 11 303 руб.,
- для пенсионеров — 10 022 руб.
Период Величина прожиточного минимума , руб Документ на душу населения для трудоспособного населения на 2021 год 11 653 12 702 Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2406 за 4 квартал 2020 года 11 329 12 273 Приказ Минтруда России от 16.03.2021 № 124н за 3 квартал 2020 года 11 606 12 542 Приказ Минтруда России от 31.12.2020 № 987н за 2 квартал 2020 года 11 468 12 392 Приказ Минтруда России от 28.08.2020 № 542н за 1 квартал 2020 года 10 843 11 731 Приказ Минтруда России от 25.06.2020 № 372н Таким образом, прожиточный минимум за год вырос на почти 9%. В каждом регионе этот показатель будет свой. Но индексация зарплаты на основе показателя роста прожиточного минимума будет самой высокой.
Росстат ежемесячно рассчитывает инфляцию на основании стоимости потребительской корзины. Официальная информация об индексе инфляции размещается на сайте Росстата.
Законом «О федеральном бюджете» на 2021 годы уровень инфляции определен равным 3,7%.
Таким образом, индексация заработной платы в 2021с применением индекса инфляции должна составить на 3,7%.
Для служащих, чьи зарплаты финансируются из бюджета указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597установлен другой коэффициент индексации. Бюджетники, которые перечислены в Указе №597, индексация зарплаты составит 6%.
Коммерческие организации и ИП имеют право самостоятельно определять уровень оплаты труда своих сотрудников. Ограничение только одно — минимальный размер оплаты труда (МРОТ).
Статьей 3 закона от 28.12.2017 № 421-ФЗ «О внесении изменений…» определено, что с 01.01.2019 МРОТ на каждый год должен равняться прожиточному минимуму на II квартал предыдущего года.
Поэтому месячная зарплата на территории РФ в 2019 году не может быть ниже 11 280 руб. (приказ Минтруда РФ от 24.08.2018 № 550н). В нее могут входить ежемесячные премии и надбавки, установленные на предприятии.
А вот «северные» коэффициенты при сравнении с МРОТ не учитываются. Т.е. в этом случае не ниже «минималки» должна быть именно базовая сумма дохода.
Следующее повышение МРОТ будет основано на данных за II квартал 2019 года. Но правила расчета заработной платы с июля 2019 не изменятся.
Новая «минималка» вступит в силу только с начала 2020 года. Кроме того, региональные власти имеют право ввести свой МРОТ на территории субъекта РФ. Главное условие — он не должен быть ниже федерального.
Важно!
В этом случае все бизнесмены, присоединившиеся к региональному соглашению, обязаны выплачивать зарплату не менее местного МРОТ. Например, в Москве в 2019 году это — 18 781 руб., а в Санкт-Петербурге — 18 000 руб.
Таким образом, новая формула для расчета зарплаты должна применяться работодателями каждого субъекта РФ с учетом решений региональных властей.
Что изменилось в расчете заработной платы в 2021 году?
Нередко за счет заработной платы производится взыскание различных видов задолженности работника. Это могут быть алименты, долги по кредитам, возмещение ущерба и т.п. В этой области с 2019 года тоже появилось несколько нововведений.
Теперь взыскатель может сам направить работодателю исполнительный документ на сумму до 100 тыс. руб. Ранее этот лимит был существенно ниже и составлял 25 тысяч рублей.
Важно!
Закон от 21.02.2019 № 12-ФЗ «О внесении изменений…» уточнил ряд моментов, связанных с ограничениями для взыскания. В частности, нельзя взыскивать задолженность за счет средств, полученных гражданами в качестве материальной помощи в связи с чрезвычайными ситуациями.
Если работодатель выплачивает суммы, на которые не может быть обращено взыскание, то он должен указать в документах соответствующий код вида дохода.
Актуально на \n\n
«Зарплатные» налоги, которые работодатель должен рассчитать, удержать и перевести в бюджет, можно разделить на две большие группы. В первую входят те суммы, которые перечисляются за счет работника. Эти платежи удерживаются из зарплаты при ее выплате, и работник получает «на руки» меньше, чем было начислено до налогообложения. А во вторую группу обязательных отчислений входят те суммы, которые перечисляются за счет работодателя. Остановимся на каждом платеже подробнее.
\n\n
Речь идет о налоге на доходы физических лиц, который вычитается из вознаграждения сотрудников и не увеличивает налоговую нагрузку на работодателя. С заработной платы работников — граждан РФ, постоянно проживающих в России, нужно удерживать НДФЛ по ставке 13%. В общем случае «на руки» такой сотрудник получит не ту сумму, которая указана в трудовом договоре, а на 13% меньше.
\n\n
НДФЛ на выплаты в пользу иностранцев нужно начислять с учетом следующих особенностей.
\n\n
Если работник является гражданином Белоруссии, Казахстана, Армении или Киргизии, то, независимо от того, на каком основании он находится на территории РФ, налог на доходы с его зарплаты удерживается по ставке 13%. Но при этом нужно учесть, что если на дату исчисления налога такой сотрудник еще не пробыл на территории РФ 183 дня (за предыдущие 12 следующих подряд месяцев), то НДФЛ берется с полной суммы выплат. Ни на какие вычеты он претендовать не может. Если же работник из государства, входящего в ЕАЭС, провел в России более 183 дней за предыдущие 12 месяцев, то НДФЛ с его зарплаты нужно удерживать по тем же правилам, которые применяются к выплатам работникам — россиянам.
Как определить процент индексации зарплаты в 2021 году
\n\n
Покажем на примерах, как размер зарплаты влияет на налоговую нагрузку в 2021 году.
\n\n
Предположим, зарплата руководителя отдела продаж Полева И.Д. — 65 000 руб. в месяц. Данный сотрудник состоит в штате компании, которая не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства. Полев является гражданином России и постоянно проживает в ней. Рассчитаем сумму страховых взносов, которую работодатель должен ежемесячно перечислять с зарплаты Полева И.Д. в бюджеты фондов за свой счет.
\n\n
\n\t \n\t
\n\t
\n\t\t\n\t\t\t Месяц \n\t\t\t
Сумма зарплаты нарастающим итогом, руб. \n\t\t\t
Пенсионные взносы (22%) \n\t\t\t
Взносы «на больничные\» (2,9%) \n\t\t\t
Медицинские взносы (5,1%) \n\t\t\t
Взносы «на травматизм» (0,2%) \n\t\t\t
Всего \n\t\t
\n\t\t
\n\t\t\t \n\t\t\t Январь
\n\t\t\t
\n\t\t\t
\n\t\t\t 65 000
\n\t\t\t
\n\t\t\t
\n\t\t\t 14 300
\n\t\t\t
\n\t\t\t
\n\t\t\t 1 885
\n\t\t\t
\n\t\t\t
\n\t\t\t 3 315
\n\t\t\t
\n\t\t\t
\n\t\t\t 130
\n\t\t\t
\n\t\t\t
\n\t\t\t 19 630
\n\t\t\t
\n\t\t
\n\t\t
\n\t\t\t \n\t\t\t Февраль
\n\t\t\t
\n\t\t\t
\n\t\t\t 130 000
\n\t\t\t
\n\t\t\t
\n\t\t\t 14 300
\n\t\t\t
\n\t\t\t
\n\t\t\t 1 885
\n\t\t\t
\n\t\t\t
\n\t\t\t 3 315
\n\t\t\t
\n\t\t\t
\n\t\t\t 130
\n\t\t\t
\n\t\t\t
\n\t\t\t 19 630
\n\t\t\t
\n\t\t
\n\t\t
\n\t\t\t \n\t\t\t Март
\n\t\t\t
\n\t\t\t
\n\t\t\t 195 000
\n\t\t\t
\n\t\t\t
\n\t\t\t 14 300
\n\t\t\t
\n\t\t\t
\n\t\t\t 1 885
\n\t\t\t
\n\t\t\t
\n\t\t\t 3 315
\n\t\t\t
\n\t\t\t
\n\t\t\t 130
\n\t\t\t
\n\t\t\t
\n\t\t\t 19 630
\n\t\t\t
\n\t\t
\n\t\t
\n\t\t\t \n\t\t\t Апрель
\n\t\t\t
\n\t\t\t
\n\t\t\t 260 000
\n\t\t\t
\n\t\t\t
\n\t\t\t 14 300
\n\t\t\t
\n\t\t\t
\n\t\t\t 1 885
\n\t\t\t
\n\t\t\t
\n\t\t\t 3 315
\n\t\t\t
\n\t\t\t
\n\t\t\t 130
\n\t\t\t
\n\t\t\t
\n\t\t\t 19 630
\n\t\t\t
\n\t\t
\n\t\t
\n\t\t\t \n\t\t\t Май
\n\t\t\t
\n\t\t\t
\n\t\t\t 325 000
\n\t\t\t
\n\t\t\t
\n\t\t\t 14 300
\n\t\t\t
\n\t\t\t
\n\t\t\t 1 885
\n\t\t\t
\n\t\t\t
\n\t\t\t 3 315
\n\t\t\t
\n\t\t\t
\n\t\t\t 130
\n\t\t\t
\n\t\t\t
\n\t\t\t 19 630
\n\t\t\t
\n\t\t
\n\t\t
\n\t\t\t \n\t\t\t Июнь
\n\t\t\t
\n\t\t\t
\n\t\t\t 390 000
\n\t\t\t
\n\t\t\t
\n\t\t\t 14 300
\n\t\t\t
\n\t\t\t
\n\t\t\t 1 885
\n\t\t\t
\n\t\t\t
\n\t\t\t 3 315
\n\t\t\t
\n\t\t\t
\n\t\t\t 130
\n\t\t\t
\n\t\t\t
\n\t\t\t 19 630
\n\t\t\t
\n\t\t
\n\t
\n
\n\n
Таким образом, с заработной платы сотрудника (65 000 руб.) работодатель каждый месяц должен перечислять государству страховые взносы в размере 19 630 руб.
«Зарплатные» налоги, которые работодатель должен рассчитать, удержать и перевести в бюджет, можно разделить на две большие группы. В первую входят те суммы, которые перечисляются за счет работника. Эти платежи удерживаются из зарплаты при ее выплате, и работник получает «на руки» меньше, чем было начислено до налогообложения. А во вторую группу обязательных отчислений входят те суммы, которые перечисляются за счет работодателя. Остановимся на каждом платеже подробнее.
Речь идет о налоге на доходы физических лиц, который вычитается из вознаграждения сотрудников и не увеличивает налоговую нагрузку на работодателя. С заработной платы работников — граждан РФ, постоянно проживающих в России, нужно удерживать НДФЛ по ставке 13%. В общем случае «на руки» такой сотрудник получит не ту сумму, которая указана в трудовом договоре, а на 13% меньше.
НДФЛ на выплаты в пользу иностранцев нужно начислять с учетом следующих особенностей.
Если работник является гражданином Белоруссии, Казахстана, Армении или Киргизии, то, независимо от того, на каком основании он находится на территории РФ, налог на доходы с его зарплаты удерживается по ставке 13%. Но при этом нужно учесть, что если на дату исчисления налога такой сотрудник еще не пробыл на территории РФ 183 дня (за предыдущие 12 следующих подряд месяцев), то НДФЛ берется с полной суммы выплат. Ни на какие вычеты он претендовать не может. Если же работник из государства, входящего в ЕАЭС, провел в России более 183 дней за предыдущие 12 месяцев, то НДФЛ с его зарплаты нужно удерживать по тем же правилам, которые применяются к выплатам работникам — россиянам.
Новые правила расчета зарплаты 2021
Конкретные сроки выплаты зарплаты, а также ее размеры определяются правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным или трудовым договором.
Зарплата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. В случае задержки на срок более 15 дней работник вправе приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.
При нарушении работодателем установленного срока причитающиеся суммы выплачиваются с процентами (компенсацией).
В части финансирования расходов на оплату труда работодатели делятся на две группы:
- Делающие это за счет собственных средств — они в вопросах повышения зарплат будут ориентироваться на свои внутренние нормативные акты.
- Осуществляющие увеличение за счет средств бюджета (федерального, регионального или местного) — для них уровень роста заработка определяется законодательно.
В число лиц, финансируемых из бюджета, входят:
- находящиеся на госслужбе (военнослужащие, служащие правоохранительных органов, гражданские госслужащие);
- получающие зарплату из бюджетных средств (работники сфер образования, медицины, науки, культуры, социальной) — бюджетники.
Законом «О федеральном бюджете» на 2021 годы уровень инфляции определен равным 3,7%. Именно на эту величину должны вырасти финансируемые из бюджета зарплаты в 2021 году. Однако для бюджетников, упомянутых в указе Президента РФ от 07.05.2012 № 597, повышение осуществляется иными (более высокими) темпами. Поэтому для них рост зарплаты составит 6%.
Таким образом, индексация заработной платы в 2021 году военнослужащим, служащим правоохранительных органов и гражданским госслужащим, а также бюджетникам, не упоминаемым в указе № 597, будет осуществлена на 3,7%. Упомянутые же в указе № 597 бюджетники в 2021 году индексацию заработной платы получат в размере 6%.
Действующим законодательством обязательное увеличение зарплат связывается с ростом МРОТ и инфляцией, отражающейся на уровне потребительских цен. Для 2021 года значимыми оказываются оба этих показателя. МРОТ увеличивается до значения 12 792 руб. Инфляция же установлена на уровне 3,7%. На величину инфляции будут повышены зарплаты госслужащих и бюджетников, не упоминаемых в указе Президента РФ № 597. Для бюджетников, упомянутых в указе № 597, повышение составит 6%.
В соответствии с нормами Закона № 44-ФЗ Правительство РФ определило ПАО «Ростелеком» единственным исполнителем осуществляемых Минкомсвязью России в 2021 году закупок ряда услуг для:
-
государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего и среднего профессионального образования;
-
избирательных комиссий субъектов РФ и территориальных избирательных комиссий.
Это касается услуг по:
-
предоставлению с использованием единой сети передачи данных доступа к государственным, муниципальным и иным информационным системам, а также к сети «Интернет»;
-
передаче данных при осуществлении доступа к информационным системам и к сети «Интернет»;
-
защите данных, обрабатываемых и передаваемых при осуществлении доступа к информационным системам и к сети «Интернет»;
-
обеспечению ограничения доступа к информации, распространение которой в России запрещено, и к информации, наносящей вред здоровью и развитию детей, содержащейся в сети «Интернет»;
-
мониторингу и обеспечению безопасности связи при предоставлении доступа к информационным системам и к сети «Интернет».
Предельным сроком, на который заключаются контракты на оказание перечисленных выше услуг, является 31 декабря 2021 г.
Сумма платежей зависит от того, какие страхователь применяет ставки по взносам. Налоговым кодексом утверждены разные тарифы:
- основные – для большинства компаний;
- пониженные – для льготных категорий налогоплательщиков;
- дополнительные – для производств, признанных по результатам спецоценки вредными или опасными.
В компании трудоустроен 1 человек – директор, ежемесячный оклад которого — 53 411,30 руб. Льгот у фирмы нет, в реестр МСП она не включена, поэтому взносы начисляются по основному тарифу. Для платежей на «травматизм» ФСС утвердил ставку 0,9%. Для наглядности приведем расчет страхвзносов в компании за январь и февраль 2021 г.:
За январь зарплата составила 53411,30 руб., на нее начислено взносов:
- на ОПС:
53 411,30 х 22% = 11 750,49;
- на ВНиМ:
53 411,30 х 2,9% = 1 548,93 руб.,
- на ОМС:
53 411,30 х 5,1% = 2 723,98 руб.,
- в ФСС на «травматизм»:
53 411,30 х 0,9% = 480,70 руб.
Чтобы рассчитать платежи февраля взносы начисляют исходя из зарплаты за январь-февраль нарастающим итогом:
(53 411,30 + 53 411,30) = 106 822,60 руб.,
затем из облагаемой базы вычитаются суммы взносов, начисленных в предыдущих месяцах (в данном случае – за январь):
- ОПС за февраль:
106 822,60 х 22% — 11 750,49 = 11 750,48 руб.;
- ВНиМ за февраль:
106 822,60 х 2,9% — 1 548,93 = 1 548,93 руб.,
- ОМС за февраль:
106 822,60 х 5,1% — 2 723,98 = 2 723,97 руб.;
- ФСС на «травматизм» за февраль:
106 822,60 х 0,9% – 480,70 = 480,70 руб.
Расчет в следующие месяцы отчетного года производится аналогичным методом.
Из примера видно, что даже при одной и той же ежемесячной зарплате сумма взносов за месяц может отличаться в копейках из-за округлений.
Госдума 27.10.2020 приняла правительственный законопроект с поправками в статью 144 Трудового кодекса РФ. Этим она наделила правительство правом разрабатывать требования к установлению окладов, ставок заработной платы, применяемым перечням и условиям назначения выплат компенсаций и стимулирующих выплат государственным и муниципальным служащим.
Сейчас федеральный центр устанавливает системы оплаты труда для федеральных бюджетников, в регионах и на муниципальном уровне этим занимаются местные власти. В результате, как указали чиновники в пояснительной записке к законопроекту, возникают «существенные межрегиональные различия условий оплаты труда, включая размеры окладов по одинаковым должностям в разных организациях в пределах одного субъекта». Обнаруживается даже разница в оплате труда на одних и тех же должностях в разных регионах. Более того, в некоторых субъектах РФ регулирующие системы оплаты труда НПА носят не обязательный, а рекомендательный характер. В результате решения о системах оплаты труда и размерах окладов полностью или частично отданы на откуп непосредственно самим организациям.
После вступления в силу поправок «разномастные» правила в оплате труда уйдут в прошлое. Правительство установит единые требования к системам оплаты труда бюджетников, в том числе к выплатам компенсационного и стимулирующего характера. Как указывают авторы инициативы:
Наделение правительства указанным полномочием позволит более гибко устанавливать требования к соответствующей отраслевой системе оплаты труда с учетом специфики конкретной отрасли.
На законодательном уровне будут установлены требования к должностным окладам. Они будут составлять не менее 70% заработной платы. Система надбавок, компенсационных и стимулирующих выплат станет прозрачной и с едиными условиями для всех. Поправки вступят в силу с 01.01.2021.
В обиходе так называют всех тех, кто получает зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые. Но объединять всех бюджетников в одну большую категорию не совсем верно. В соответствии с законодательством они подразделяются на разные категории:
- госслужащие (лица, работающие в государственных органах, в госучреждениях);
- работники бюджетной сферы (учителя, ученые, врачи, воспитатели детских садов, сотрудники учреждений культуры и преподаватели вузов).
Разница кроется не только в названии, но и в подходе к материальному обеспечению, подчинению и социальному обслуживанию. Как водится, у госслужащих оно несколько лучше. Да и их оклады и надбавки регулирует отдельное законодательство. Поскольку зарплаты чиновников и военных подчиняются специфическим правилам, мы остановимся подробнее на том, какое увеличение окладов было предусмотрено для так называемых «других категорий» и какое предстоит повышение зарплаты бюджетникам в 2020 году в России.
Индексация окладов была объявлена Владимиром Путиным в мае 2012 года. Основной документ — Указ Президента о повышении зарплаты бюджетникам (Указ Президента № 597). Тогда, в мае, сразу после вступления в должность глава государства издал 11 указов, которые касались повышения зарплат госслужащих и других работников бюджетной сферы. Тогда Президент обещал повысить оклады к 2020 году сначала учителям и врачам.
Повышают оклады сначала тем бюджетникам, на которых распространяется действие Указов Президента:
- от 07.05.2012 № 597;
- от 01.06.2012 № 761;
- от 28.12.2012 № 1688.
Повышение является поэтапным. В конце концов:
- у преподавателей вузов и врачей (медработников с высшим образованием) уровень зарплаты составит не менее 200% от средних зарплат в регионе;
- у среднего и младшего медперсонала и социальных работников уровень зарплаты — не ниже средней зарплаты по региону.
К сожалению, не все категории бюджетников попали под действие «майских указов». Очевидно, что тех, кому оклады не повысили, достаточно много. В связи с этим чиновники пообещали не обойти их стороной и провести индексацию и их зарплат. Так, в соответствии с законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», запланировано повышение окладов бюджетников (размеры индексации смотрите в таблице ниже).
Категории работников, которым индексируют оклады в соответствии с «майскими указами» Категории сотрудников, которые не попали под действие «майских указов» Педагоги детских садов и общего образования
Педагоги дополнительного образования
Преподаватели и мастера среднего и начального профессионального образования
Преподаватели вузов
Врачи
Средний и младший медицинский персонал
Социальные работники
Работники культуры
Научные сотрудники
Педагоги образовательных, медицинских организаций и организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей
Специалисты по кадрам
Специалисты по комплексной реабилитации
Инженерно-технические и вспомогательные работники, обслуживающие здания и оборудование: техники, электромонтеры, слесари, сантехники, уборщики служебных помещений
Социальные психологи
Юристы
Бухгалтеры и экономисты
Инженеры
Программисты
Следователи
Пожарные
Судьи, прокуроры
Военнослужащие и приравненные к ним
Повышение: в 2020 году — на 5,4%, в 2021 году — на 6,1% Повышение: с 1 октября 2020 года — на 3,8%, с 1 октября 2021 года — на 4% Налоги с зарплаты сотрудника в 2021 году
Каждый год в феврале-марте правительство проводит индексацию зарплат бюджетников, чтобы она обгоняла темпы инфляции. В прошлом году из-за коронавируса индексацию перенесли на октябрь и увеличили зарплаты всего на 3 процента, что было ниже инфляции.
В этом году зарплату проиндексируют на 6,8 процентов, в следующие два года также обещают индексировать выше темпа инфляции. Получается, что педагог получающий МРОТ, то есть 12 792 рублей, будет получать в этом году на 6,8 процентов выше, то есть на 869 рублей больше, 13 661 рубль.
Кто подходит
ОПС
ОМС
ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством*
ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в отношении выплат для иностранцев и лиц без гражданства, проживающих в РФ временно)
Дополнительное пенсионное страхование для работников, занятых в опасных производствах
Основной тариф
Все предприятия, являющиеся плательщиками страховых взносов и не подходящие под льготные тарифы уплаты СВ
22%
5,1%
2,9%
1,8%
—
Пониженный тариф
микробизнес, малый и средний бизнес**
некоммерческие организации
IT;
проектирование электронной и радиоэлектронной продукции;
участники особых экономических зон***
10% (как в пределах лимитов выплат, так и свыше предельной базы)
5%
0%
—
—
Дополнительный тариф
мужчины старше 50 лет и женщины старше 45 лет, занятые на тяжелых и опасных производствах
22%
5,1%
2,9%
1,8%
в зависимости от возраста, трудового стажа, класса условий труда ставка равна 0-9%
*Исключение — высококвалифицированные иностранные работники
**Из-за пандемии, члены правительства установили пониженные тарифы для предприятий МСП (малого и среднего предпринимательства). Теперь они обязаны уплачивать взносы в размере 15% с суммы, превышающей величину МРОТ (в этой сумме учитывается пенсионное, медицинское и социальное страхование).
Например, Петров И.И. получает з/п 30 000 рублей. МРОТ в 2021 году составляет 12 792 рубля. Тогда работодатель платит СВ за данного сотрудника = (12 792 х 30%) + (17 208 х 15%) = 6 418,8 руб.
*** Рассчитывать страховые выплаты по льготному тарифу имеют право некоммерческие организации в области социального обслуживания граждан; научных исследований; образования; культуры и искусства; благотворительность; IT (компании, работающие в информационных технологиях); проектирование и разработка электронной и радиоэлектронной продукции; резиденты и участники особых экономических зон и территорий опережающего развития.
1. Б1 = ⅀₽ — Формула для расчета величины налогооблагаемой базы для 1 работника,
где ⅀₽ — сумма всех выплат работнику за 1 год.
СВ(мес) = Б*∑СВ(%) / 12 — формула для расчета страхового взноса за 1 работника за 1 месяц,
где ⅀СВ(%) — доля страховых взносов, измеряемая в %.
ВНИМАНИЕ! Размер страховых взносов не должен влиять на размер зарплаты сотрудников — только наоборот (то есть страховые начисляются сверх зп).
Например, оклад Петрова И.И. составляет 30 000 рублей. Сумма СВ = 6 418,8 руб. Предприниматель платит зарплату Петрову И.И. и отдельно страховые взносы.
Оклад Директора малого предприятия составляет 100 000 рублей ежемесячно. Годовой фонд оплаты труда составляет 1 200 000 рублей.
Рассчитаем размер фиксированных страховых взносов (в этом случае они будут считаться по пониженному тарифу):
10 000 ₽ — взнос ОПС (120 000 начисляются за 1 год),
5000 ₽ — взнос ОМС (60 000 в год).
Как устроена индексация зарплаты
(0) Теперь правительство будет регулировать дифференциацию окладов и ставок бюджетников, определять компенсационные и стимулирующие выплаты, а также условия их назначения. По словам замглавы Минтруда Андрея Пудова, это «позволит гармонизировать условия оплаты труда работников одной сферы в разных регионах». Ожидается, что это приведет к росту зарплат.
Кабанова рассказала, что новая схема начисления зарплат включает базовую ставку и тарифную сетку из 18 разрядов.
Зарплаты бюджетников будут складываться из следующих составляющих: основной оклад, премия (назначается индивидуально, не менее 5% от оклада), доплаты «за вредность», за работу в выходные и праздничные дни, за сверхурочные, надбавка за наличие ученой степени и звания, за длительный стаж (от 10% до 30%), другие дополнительные платежи.
Долю гарантированных выплат по окладам правительство должно указать в подзаконных актах. В Минтруде считают, что они должны составлять 50-70% зарплаты. Во фракции «Единая Россия» заявляли, что оклад должен быть не менее 70%.
Ранее «Российская газета» писала, что кабмин будет также регулировать разницу в окладах между начальниками и подчиненными.
Едиными станут размеры выплат компенсационного характера и их перечень. К ним относятся компенсации за работу в местностях с неблагоприятным климатом, вредными или опасными условиями труда, в ночное время, выходные и праздничные дни, за совмещение профессий или должностей, расширение зон обслуживания, увеличение объема работы, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы. Кроме того, кабмин установит размер надбавок за работу со сведениями, которые составляют государственную тайну.
По данным издания, поправки дают право президенту продлить период пребывания в должности руководителей государственных (муниципальных) научных и высших учебных заведений. Сейчас Трудовой кодекс предусматривает для них ограничение по возрасту — до 70 лет, а также по срокам — не более трех сроков подряд (каждый из них не более пяти лет).
Сейчас при расчете зарплаты бухгалтеры ориентируются на сумму в 12 тысяч 392 рубля – это средний МРОТ по стране, рассчитанный по старым правилам. Если власти утвердят новый порядок расчета МРОТ, то этот показатель вырастет на 400 рублей. Кроме того, повысить МРОТ могут и региональный власти, установив повышенный районный коэффициент. Однако Министерство труда намерено ввести свою систему коэффициентов к МРОТ, так как, по мнению чиновников, местные власти не охотно идут на увеличение уровня минимального размера оплаты труда, ведь это приводит к «излишним» бюджетным тратам.
Похожие записи: