Понятие и правовой статус сро

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и правовой статус сро». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Написать комментарий

      Статья 3. Саморегулируемые организации

      Хоть и в организацию входят только участники рынка, на субъект возложено много функций. Рассмотрим цели работы СРО:

      • Обеспечение безопасности деятельности путем предоставления доступа к работам и его ограничения.
      • Предупреждение появления на рынке участника, деятельность которого может принести вред человеку или окружающей среды.
      • Повышение качества взаимодействия заказчика с исполнителем.
      • Представление интересов участников СРО в суде и прочих органах.

      СРО может самостоятельно определить, стоит ли доверять той или иной компании. Однако доверие это не является безосновательным. Для вступления в организацию фирма должна предъявить документы, подтверждающие правомерность работы. Представители объединения всесторонне изучают деятельность субъекта и только после этого дают доступ в СРО. Участнику выдается свидетельство, на основании которого он может заниматься своей деятельностью.

      СРО обладают довольно широкими полномочиями. В частности, организации могут самостоятельно устанавливать размер некоторых взносов, условия вступления. Ограничение только одно – условия получения доступа не могут быть мягче тех положений, которые прописаны в законе. Однако объединения могут делать эти условия более жесткими. Существуют СРО, в которые вступить крайне сложно. Однако участие в них является наиболее престижным.

      Рассмотрим стандартную схему вступления в СРО:

      1. Направление в СРО заявления.
      2. Предоставление пакета документов.
      3. Оплата вступительного взноса.
      4. Получение свидетельства.

      Составлению заявления предшествует выбор подходящего объединения. СРО подбирается по территориальному, отраслевому принципу. К примеру, если строительная организация работает в Челябинске, она должна искать объединение, специализирующееся на строительной деятельности, работающее в Челябинской области. Немаловажным фактором в выборе являются условия вступления. Если компания не может пройти строгий отбор, ей нужно обращаться к СРО, более лояльным в предоставлении допуска.

      ВАЖНО! У каждого объединения могут быть свои требования относительно перечня документов, необходимых к предоставлению. Поэтому перед подачей заявки нужно зайти на сайт конкретного СРО и ознакомиться с установленными условиями.

      Имеет ли смысл вступать в саморегулируемую организацию? Если деятельность подлежит обязательному получению допуска, вступать в объединение нужно. Работа без свидетельства – опасное мероприятие. Если правонарушение будет обнаружено, ЮЛ может быть привлечено к ответственности. Но стоит ли вступать в СРО добровольно? Преимущества вступления приведены выше. Это юридическая, консультационная, информационная поддержка, защита интересов, постоянное взаимодействие с другими участниками. Однако нужно учитывать и минусы:

      • Большой размер вступительных взносов (могут составлять 200 000 – 400 000 рублей).
      • Необходимость ежемесячно выплачивать членские взносы.
      • Необходимость прохождения ежегодных проверок СРО.
      • Если другой участник объединения нанесет ущерб третьему лицу, средства (в том числе совокупность компенсационных взносов фирмы) будут направлены на выплату компенсации.

      Основной вопрос, который стоит перед потенциальным участником СРО – финансовый. Однако если компания располагает соответствующими средствами, вступить в объединение рекомендуется. Это поможет закрепиться на рынке.

      Что такое СРО и для чего она нужна

      Порядок образования и деятельности саморегулируемых организаций (СРО), их основные цели и задачи регламентируются Законом N 315-Ф3 от 1 декабря 2007 года «О саморегулируемых организациях», а также федеральными законами, которые регулируют соответствующий вид деятельности саморегулируемых организаций.

      Статус саморегулируемой организации

      Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций, а утрачивает статус саморегулируемой организации — с даты исключения сведений о некоммерческой организации из указанного реестра.

      Саморегулируемой организацией признаётся некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», при условии её соответствия всем требованиям, установленным законом «О саморегулируемых организациях».

      К числу указанных требований относятся:

      • наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;

      • обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого её члена перед потребителями произведённых товаров (работ, услуг) и иными лицами в соответствии со статьёй 13 настоящего Федерального закона;

      • объединение в составе саморегулируемой организации в качестве её членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определённого вида, если федеральными законами в отношении саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, не установлено иное.

      Саморегулируемая организация осуществляет следующие основные функции:

      • применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные соответствующим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;

      • разрабатывает и устанавливает требования к членству субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации, в том числе требования к вступлению в саморегулируемую организацию;

      • осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, предоставляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчётов в порядке, установленном уставом саморегулируемой организации или иным документом, утверждённым решением общего собрания членов саморегулируемой организации;

      • образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), а также иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;

      • организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведённых членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;

      • обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, публикует информацию об этой деятельности в порядке, установленном соответствующими Федеральными законами и внутренними документами саморегулируемой организации;

      • представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти и местного самоуправления.

      К источникам формирования имущества саморегулируемой организации относятся:

      • доходы, полученные от размещения денежных средств на банковских депозитах;

      • добровольные имущественные взносы и пожертвования;

      • регулярные и единовременные поступления от членов саморегулируемой организации (вступительные, членские и целевые взносы);

      • доходы от оказания образовательных услуг, связанных с предпринимательской деятельностью, коммерческими или профессиональными интересами членов саморегулируемой организации;

      • доходы от продажи информационных материалов, связанных с предпринимательской деятельностью, коммерческими или профессиональными интересами членов саморегулируемой организации;

      • доходы от оказания услуг по предоставлению информации, раскрытие которой может осуществляться на платной основе;

      • другие не запрещённые законом источники доходов.

      Что представляют собой саморегулируемые организации

      • Научная деятельность
      • Основные направления
      • Школа молодых ученых
      • Совет молодых ученых
      • Аналитика
      • Замещение должностей научных работников
      • Диссертационные советы::
        1. Информация о работе
        2. Диссертации
        3. Диссертационный совет Д503.001.01
        4. Диссертационный совет Д503.001.02
        5. Диссертационный совет Д503.001.03
        6. Диссертационный совет Д503.001.04
      • У нас учились и защищались:
        1. Список диссертаций с 1939 года по настоящее время
        2. У нас учились и защищались
      • Гранты
      • Сведения об образовательной организации
      • Абитуриенту
      • Электронная-информационная образовательная среда:
        1. Информационные ресурсы
      • Замещение должностей педагогических работников
      • Прикрепление для подготовки кандидатской диссертации без обучения в аспирантуре. Прикрепление для сдачи экзаменов кандидатского минимума
      • Докторантура
      • Летние школы:
        1. Летняя школа 2019
        2. Архив
      • Повышение квалификации:
        1. Направление программ
        2. Расписание курсов
        3. Юридический английский язык – Legal English Course
        4. Подготовительные курсы для поступающих в магистратуру и аспирантуру
      • Магистратура:
        1. Перечень направлений подготовки
        2. Расписание
        3. Государственная итоговая аттестация
        4. Приемная кампания 2020
        5. Приемная кампания 2021
      • Аспирантура:
        1. Перечень направлений подготовки
        2. Приемная кампания 2020
        3. Приемная кампания 2021
        4. Экзамены кандидатского минимума
        5. Формы документов
        6. Расписание
        7. Государственная итоговая аттестация
      • Ежегодный Евразийский антикоррупционный форум
      • Конгресс сравнительного правоведения
      • Ежегодные научные чтения памяти С.Н. Братуся
      • Школа молодых ученых
      • Основные формы сотрудничества::
        1. Информация для заказчиков
        2. Фандрейзинговая деятельность
        3. Консультационные услуги
        4. Заказать исследование
      • Аннотация услуг:
        1. От научных исследований до практической реализации
        2. Правовая экспертиза
        3. Предложения по совершенствованию законодательства
      • Наши партнеры:
        1. Партнерство с адвокатскими образованиями
        2. Партнерство с коммерческими и некоммерческими организациями

      ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

      Порядок образования, деятельность, цели и задачи саморегулирующих организации, регламентируются ФЗ № 315 и 372.

      Цель создания

      До того, как появились саморегулируемые организации, контроль над деятельностью предпринимателей осуществляло государство.

      Саморегулируемые организации были созданы для того, что бы контроль и надзор над деятельностью предпринимателей, переложить с Государства на самих участников рынка, с целью снижения расходов из бюджета.

      Задача – надзор и контроль за качеством работы своих участников.

      • Устанавливает требования к членству и вступлению для предпринимателей и юр. лиц.
      • Представляет интересы своих участников перед органами государственной власти и местного самоуправления
      • Организует возможность получения аттестации, обучения и повышения квалификации для сотрудников
      • Выступает в роли «третейского судьи» при возникновении споров между членами саморегулируемой организации, ими и заказчиками или потребителями их услуг.
      • При нарушении участниками требований и условий членства в саморегулируемой организации, применяет меры дисциплинарного воздействия, вплоть до исключения из своих рядов.

      Для того чтобы быстро и правильно получить допуск СРО, предприятие должно соответствовать некоторым требованиям:

      1. Строительная организация должна получать членство только в саморегулируемых организациях, которые зарегистрированы и находятся в том же регионе, что и юр. лицо; Для проектных и изыскательных организации это требование не обязательно!
      2. Необходимо оплатить все обязательные взносы – в Компенсационные фонды, вступительный, членский взнос, в полном объеме и строго с расчетного счета юр.лица;
      3. В штате компании должны быть как минимум 2 высококвалифицированных сотрудника, внесенных в национальный реестр специалистов — НРС;
      4. Необходимо предоставить полный пакет учредительных документов, а также заполнить формы, анкеты и заявления на вступление.


      • Первоначально требуется определить, какой уровень ответственности требуется для получения членства, будет ли компания участвовать в тендерах и какие будут виды работ;
      • После того, как будут получены ответы на выше заданные вопросы, компания должна оплатить компенсационные фонды и другие обязательные взносы в СРО;
      • Далее заполняется необходимая документация, в основном это формы, анкеты, опросники от самого СРО, а также заверенные документы на компанию (уставные) и специалистов НРС.

      Если Вы не хотите заморачиваться с подготовкой пакета документов и хотите вступить максимально выгодно — обращайтесь в ГРК- Групп, звоните нам на наш бесплатный номер, и мы вернем вам до 40 000 рублей в течении недели после вступления!

      Отдельные направления деятельности, в которых создаются СРО, ввиду их особой важности выведены из сферы действия ФЗ о СРО, они выделены в специальные группы и подлежат специальному регулированию.

      Это касается, прежде всего, двух больших направлений:

      1) градостроительной деятельности. Согласно п. 2.1 ст. 1 ФЗ о СРО, вопросы создания, функционирования СРО, создаваемых в сфере градостроительства, подлежат регулированию Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее – ГрК РФ).

      2) деятельности в финансовой сфере. В соответствии с п. 3 ст. 1 ФЗ о СРО вопросы организации и деятельности СРО в данной сфере регулируются ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» от 13.07.2015 № 223-ФЗ (далее – ФЗ о СРО в сфере финансового рынка).

      Указанные две большие группы, в свою очередь, подразделяются на несколько, в зависимости от конкретного вида деятельности, осуществляемой хозяйствующим субъектом.

      Кроме того, особенности организации и деятельности СРО в отдельных сферах закрепляются специальными отраслевыми нормативными правовыми актами.

      Так, например, создание СРО в сфере рекламы, их задачи и функции предусмотрены ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ, СРО, создаваемых в сфере аудита – ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ и т.д.

      В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ о СРО под саморегулированием понимается деятельность, которая:

      1) осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности;

      2) является самостоятельной и инициативной;

      3) заключается в разработке правил и стандартов, соблюдение которых является обязательным для членов конкретной СРО, а также в осуществлении контроля со стороны СРО за соблюдением указанных правил и стандартов членами СРО.

      Общими целями СРО как некоммерческих организаций, создаваемых в форме ассоциаций (союзов), согласно п. 1 ст. 123.8 ГК РФ, являются:

      1) представление и защита общих, в том числе профессиональных, интересов входящих в них членов;

      2) достижение общественно-полезных целей;

      3) иные цели, которые не противоречат закону и имеют некоммерческий характер.

      Более подробно примерные цели создания и деятельности, функции отдельных видов СРО определяются ФЗ о СРО, ФЗ о СРО в сфере финансового рынка, специальных федеральных законах о СРО в отдельных сферах.

      В соответствии со ст. 6 ФЗ о СРО функциями СРО являются утверждение условий членства в организации, контроль за соблюдением членами организации требований законодательства и условий указанных условий членства, применение, в порядке установленном законодательством и документами СРО, мер дисциплинарного воздействия на своих членов, представление интересов членов СРО в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления и т.д.

      Согласно ст. 2 ФЗ о СРО для организаций в сфере финансового рынка обозначены такие цели создания и деятельности, как развитие финансового рынка РФ, содействие созданию условий для эффективного функционирования финансовой системы РФ, реализация экономической инициативы членов СРО, представление и защита интересов членов СРО в ЦБ РФ, органах государственной власти, органах местного самоуправления, судах и т.д.

      Как указывалось выше, для отдельных, конкретных видов деятельности цели, задачи и функции соответствующих СРО определяются специальными федеральными законами.

      Наконец, конкретные цели, задачи и функции для каждой отдельной СРО определяются в уставах СРО, но, при этом они должны отвечать и не могут противоречить тем целям и задачам, которые определены законодательством.

      Необходимость появления СРО в России была осознана государством и участниками рынка в начале 90-х годов прошлого века и была обусловлена несколькими причинами.

      Так, в этот период стало очевидным, что при формировании рыночных отношений не все вопросы регулирования на каком либо конкретном рынке могут быть решены только государством и вообще должны им решаться путем принятия специальных законодательных мер.

      Ряд функций по обеспечению единообразности документооборота и приняли на себя первые СРО.

      В этой связи, очевидно, что первые СРО создавались на рынках, которые в то время находились в стадии формирования и переживали особенно бурный рост, прежде всего финансовом рынке, рынке ценных бумаг.

      Например, в мае 1994 года была создана первая такая организация на финансовом рынке – Профессиональная ассоциация участников фондового рыка (ПАУФОР).

      Целью создания указанной СРО являлась разработка и утверждение специальных стандартов, которые должны были использоваться участниками рынка ценных бумаг, установление единых требований для участников рынка и осуществление контроля за соблюдением указанных стандартов и требований. Первыми членами данной СРО являлись более 10 наиболее крупных участников рынка, осуществлявших и обеспечивавших значительную часть сделок с ценными бумагами.

      Отметим, что одной из важнейших целей создания указанной СРО являлась и собственно организация торговли ценными бумагами между ее членами, которая позднее была переведена в Российскую Торговую Систему.

      Также, в 1994 году была создана Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД), а в 1996 году – Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), которая создавалась на базе ПАУФОР уже в качестве собственно СРО.

      Новый этап в развитии указанных СРО наступил с принятием в 2015 ФЗ о СРО в сфере финансового рынка.

      Отметим, что с принятием ФЗ о СРО в сфере финансового рынка существенно изменены и полномочия самих СРО.

      Так, например, если ранее решение вопросов по принятию стандартов, правил деятельности входящих в СРО членов, относились к компетенции СРО, то, согласно указанному закону СРО осуществляет только функцию по разработке стандартов, правил, а их утверждение отнесено к компетенции ЦБ РФ.

      Не менее обширна история создания и деятельности СРО и в других сферах.

      Так, например, первая организация, объединившая участников рынка услуг по оценке (СРО «Российское общество оценщиков») была создана в 1993 году.

      Позднее Российское общество оценщиков, в связи с вступлением в силу ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 09.07.1998 № 135-ФЗ, приобрело официальный статус саморегулируемой организации, а в 2007 году было внесено в Единый государственный реестр СРО.

      Как указывалось выше, среди всех СРО, прежде всего, выделяются две большие группы: СРО в сфере градостроительства и СРО на финансовом рынке.

      Указанные группы подлежат специальному правовому регулированию. Соответственно, вопросы правового положения, организации и деятельности СРО в градостроительной сфере регулируются, прежде всего, ГрК РФ, а в финансовой сфере – ФЗ о СРО на финансовом рынке.

      Вопросы организации и деятельности СРО, не входящих в указанные две группы, регулируются ФЗ о СРО.

      В свою очередь указанные две группы СРО делятся на несколько видов в зависимости от конкретных сфер (видов) деятельности, осуществляемой членами СРО.

      Виды деятельности, по которым создаются СРО в сфере градостроительной деятельности, определены ст. 55.3 ГрК РФ; соответственно указанной статьей определены и три вида СРО. К таким видам СРО, в частности, относятся:

      1) СРО, объединяющие членов, осуществляющих инженерные изыскания;

      2) СРО, объединяющие членов, осуществляющих подготовку проектной документации;

      3) СРО, объединяющие членов, осуществляющих строительство.

      Виды деятельности и, соответственно, виды СРО в финансовой сфере определены п. 1 ст. 3 ФЗ о СРО в сфере финансового рынка.

      Указанной статьей предусмотрено 16 направлений деятельности организаций на финансовых рынках: брокерская деятельность, дилерская деятельность, депозитарная деятельность и т.д.

      Кроме того, в соответствии со ст. 2 ФЗ от 20.12.2017 № 397-ФЗ данный перечень с 01.01.2018 года дополняется еще одним видом деятельности – деятельность инвестиционных советников.

      Следует обратить внимание, что при рассмотрении вопроса о связи между осуществляемой деятельностью и видом конкретной СРО возможны два варианта.

      Во-первых, СРО может создаваться для объединения субъектов, осуществляющих различные виды деятельности. Так, в соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ о СРО в сфере финансового рынка, статус СРО может быть приобретен организацией для объединения субъектов, осуществляющих несколько видов финансовой деятельности. Например, НАУФОР обладает правами СРО в отношении лиц, осуществляющих брокерскую деятельность, дилерскую деятельность, депозитарную деятельность и т.д.

      Во-вторых, если для осуществления двух разных видов деятельности законом предусмотрена обязательность членства в различных СРО, лицо должно быть членом разных соответствующих СРО. Такие разъяснения, в частности, дало Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в своем письме от 30.01.2018 № 2890-ХМ/08.

      Отдельную, не входящую в вышеуказанные группы (виды) СРО, составляют организации, создаваемые для объединения субъектов, осуществляющих иные виды деятельности, не связанные с градостроительством или финансовой деятельностью.

      Как указывалось выше, специально выделены СРО, действующие в сфере оценочной деятельности, аудиторской деятельности и т.д.

      Соответственно, указанные СРО создаются и действуют на основании и в порядке, предусмотренном специальными федеральными законами.

      Так, например, ст. 21 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 26.10.2002 № 127-ФЗ предусмотрено создание СРО арбитражных управляющих, в соответствии с гл. 6 ФЗ «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ создаются и функционируют СРО в сфере теплоснабжения и т.д.

      Финансирование деятельности СРО осуществляется в порядке, предусмотренном для некоммерческих организаций.

      По общему правилу финансирование деятельности СРО обеспечивается за счет:

      1) взносов членов организации;

      2) использования имущества организации.

      При этом, важно, что СРО, в соответствии с законодательством, являются собственниками своего имущества (п. 3 ст. 123.8 ГК РФ).

      Из этого вытекает одна из особенностей СРО – по общему правилу ни организация, ни ее члены не отвечают по обязательствам друг друга, если иное не предусмотрено законом.

      Взносы членов СРО могут быть вступительными, регулярными и специальными.

      ГК РФ специально предусмотрено, что внесение взносов является одной из обязанностей членов СРО.

      Для СРО, создаваемых в сфере финансового рынка, предусмотрено, что формирование имущества СРО может производиться за счет вступительных и членских взносов, добровольных взносов и пожертвований, доходов от использования собственных денежных средств СРО и других источников, не противоречащих законодательству.

      Порядок определения размера и порядок внесения членских взносов определяются уставом организации, а дополнительных – уставом и решением высшего органа конкретной СРО (п. 2 ст. 123.11 ГК РФ).

      Так, например, в Ассоциации «Саморегулируемая Организация Арбитражных Управляющих «Меркурий» вступительный взнос составляет 15 тыс. рублей.

      В указанной Ассоциации предусмотрены два вида регулярных взносов. Первый, т.н. «постоянный ежемесячный взнос», уплачивается арбитражными управляющими-членами указанной СРО, его размер составляет 5 тыс. рублей в месяц. Второй вид ежемесячного взноса – «прогрессивный ежемесячный взнос» подлежит уплате в случае утверждения решением арбитражного суда члена указанной СРО арбитражным управляющим в деле о несостоятельности (банкротстве). Размер прогрессивного ежемесячного взноса, при этом, определяется по специальной формуле исходя из нескольких факторов:

      1) установленного судом размера вознаграждения арбитражного управляющего;

      2) срока, на который назначен арбитражный управляющий;

      3) процедуры банкротства (наблюдение, финансовое оздоровление и т.д.).

      Свой порядок определения размера регулярного взноса и его уплаты установлен в НАУФОР; размер взноса при этом зависит от двух факторов: 1) вид деятельности члена СРО и 2) размер собственных средств члена СРО.

      Т.к. для определения размера собственных средств и, соответственно, размера членского взноса используются данные отчетности члена СРО на последнюю отчетную дату, регулярный членский взнос, в отличие от СРО арбитражных управляющих является не ежемесячным, а годовым.

      Как указывалось выше, по общему правилу СРО и входящие в них члены не отвечают по обязательствам друг друга.

      Однако, многие СРО предусматривают создание т.н. «компенсационных фондов», которые используются для обеспечения исполнения обязательств членов СРО перед третьими лицами, минимизации рисков третьих лиц при осуществлении членами СРО своей деятельности.

      Это касается в первую очередь тех СРО, которые создаются на основе принципа «обязательного членства» (т.е. членство в которых является обязательным условием для осуществления того или иного вида деятельности), и деятельность членов которых имеет особенно важный характер.

      Например, статьей 25.1 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», предусмотрено, что в СРО арбитражных управляющих должны быть сформированы компенсационные фонды.

      Целью их создания, согласно указанному ФЗ, является компенсация ущерба, причиненного третьим лицам в результате деятельности арбитражных управляющих.

      При этом, размер компенсационного фонда не может быть меньше 20 миллионов рублей, а взнос каждого члена СРО арбитражных управляющих в указанный фонд – не менее 200 тыс. рублей.

      Также, например, обязательное создание компенсационного фонда предусмотрено в каждой СРО оценщиков (ст. 24.6 ФЗ «Об оценочной деятельности»).

      Законом предусмотрено, что обязательный взнос в компенсационный фонд каждого члена таких СРО, должен составлять не менее 30 тыс. рублей.

      В градостроительной сфере также предусмотрено создание подобных фондов. Так, согласно ст. 55.4, ст. 55.16 ГрК РФ, в соответствующих СРО создаются специальные «компенсационные фонды возмещения вреда».

      Для осуществления некоторых видов деятельности помимо собственно членства в СРО, заинтересованные лица должны получить специальный допуск (разрешение, квалификационный аттестат).

      Очевидно, что требование по наличию специального допуска вызвано повышенной степенью важности осуществляемой деятельности и степенью риска при ее осуществлении.

      Так, например, согласно пдп. 3 п. 3 ст. 24 ФЗ «О теплоснабжении» одной из обязанностей СРО в сфере теплоснабжения является разработка и утверждение требований к свидетельствам о допуске к работам, которые влияют на безопасность объектов теплоснабжения.

      При этом, ст. 25 указанного ФЗ определены минимальные требования к выдаче свидетельств о допуске. К ним, в частности, относятся требования к наличию специального образования и стажа работы в сфере теплоснабжения не менее 5 лет, требования к повышению квалификации не реже, чем 1 раз в 5 лет.

      Отметим, что с принятием ФЗ от 02.06.2016 № 172-ФЗ для вступления в члены СРО оценщиков необходимо наличие квалификационного аттестата, а оценщики, которые являлись членами СРО оценщиков до 2017 года, соответственно, обязаны получить такой квалификационный аттестат.

      Наконец, особо выделяются требования, предъявляемые к лицам, осуществляющим деятельность в сфере градостроительства (ст. 55.5 ГрК РФ).

      Саморегулируемая организация (СРО)

      Как Вы относитесь к отказу от саморегулирования и возвращению института лицензирования в строительной сфере?
      с 07.04.2017 по 12.05.2017

      За сохранение саморегулирования, в том виде в котором оно существует в данный момент 0% (0)

      За сохранение саморегулирования, при условии внесения кардинальных изменений 0% (0)

      За возвращение лицензирования, в том виде в котором оно существовало до 2009 года 0% (0)

      За использование одновременно двух механизмов: лицензирования и страхования 0% (0)

      За отказ от саморегулирования и введение механизма страхования 0% (0)

      За отказ от любых регулятивных механизмов в строительной сфере 0% (0)

      Основополагающим законодательным актом, регламентирующим правовой статус саморегулируемых организаций (далее — СРО) в России, является Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее — Закон N 315-ФЗ). Помимо этого, особенности правового положения данных организаций определяются также федеральными законами, регулирующими правоотношения в отдельных сферах предпринимательской и профессиональной деятельности (например, Законом о рекламе [1], Законом об оценочной деятельности [2]). Действие Закона N 315-ФЗ не распространяется только на СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов, кредитных организаций, бюро кредитных историй, жилищных накопительных кооперативов. Деятельность таких СРО урегулирована специальными федеральными законами.

      Основную цель, которую преследовали законодатели при введении института саморегулирования, можно определить как осуществление перехода к самоорганизации бизнеса в некоторых сферах экономики. Для этого СРО наделяется публично-правовыми полномочиями по установлению стандартов и правил предпринимательской и профессиональной деятельности членов СРО, а также по обеспечению соблюдения этих стандартов и правил. Тем самым государство делегировало участникам рынка часть своих контрольных и надзорных функций за деятельностью субъектов в определенной сфере экономики. Объясняется это тем, что государство стремилось отказаться от госнадзора за самой деятельностью и заменить его лишь надзором за результатом такой деятельности.

      Помимо этого, государство будет взаимодействовать не со всеми субъектами предпринимательской и профессиональной деятельности, а только с их объединенными структурами — СРО. Так, согласно ст. 23 Закона N 315-ФЗ госконтроль (надзор) за деятельностью СРО осуществляется в порядке, который предусматривается федеральными законами, регулирующими статус СРО в конкретной сфере экономики (см., например, ст. 55.19 ГрК РФ, ст. 24.5 Закона об оценочной деятельности, ст. 22 Закона об аудиторской деятельности [3]). Соответственно, с появлением СРО в той или иной сфере лицензирование деятельности в ней отменяется. Примером тому может послужить введение системы саморегулирования в строительстве, которая заменила собой систему лицензирования работ в строительной деятельности.

      В силу ч. 1 ст. 2 Закона N 315-ФЗ саморегулирование — это самостоятельная и инициативная деятельность, которая включает в себя разработку и установление стандартов и правил в определенной сфере хозяйственной деятельности, а также контроль за соблюдением требований таких стандартов и правил. Саморегулирование осуществляют субъекты предпринимательской (организации и индивидуальные предприниматели) и профессиональной деятельности (например, оценщики, арбитражные управляющие), объединившиеся в СРО.

      Согласно нормам действующего законодательства все СРО являются некоммерческими организациями, следовательно, на них распространяется общий порядок создания и госрегистрации, предусмотренный в ст. 51 ГК РФ, ст. 13, 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и в Федеральном законе от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Однако для присвоения некоммерческим организациям статуса СРО они должны соответствовать ряду специальных требований, установленных Законом N 315-ФЗ или иными федеральными законами. Рассмотрим такие требования.

      1. СРО должны осуществлять деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы.

      Отметим, что Закон N 315-ФЗ прямо не называет цели, для достижения которых создаются СРО. Цели могут быть установлены на основании отдельных положений указанного Закона, например норм о функциях, выполняемых СРО (ст. 4, ч. 1 ст. 6). В соответствии с такими нормами данная организация:

      • создает условия для профессиональной и предпринимательской деятельности;
      • разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности;
      • контролирует деятельность своих членов;
      • защищает их права и др.

      Помимо этого, федеральными законами, регулирующими статус СРО в определенной сфере хозяйственной деятельности, могут устанавливаться специальные цели их создания (см., например, Закон об оценочной деятельности, Закон о рекламе, Закон о рынке ценных бумаг [4] и др.). Так, в ст. 48 Закона о рынке ценных бумаг цель создания СРО указана довольно четко: для обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами СРО, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

      По общему правилу членство в СРО является добровольным, однако согласно ч. 2 ст. 5 Закона N 315-ФЗ возможно установление федеральными законами обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в СРО. Как отмечают некоторые специалисты, модель обязательного саморегулирования применяется российским законодателем в отношении лицензируемых видов деятельности в качестве альтернативы лицензированию [11].

      На сегодняшний день обязательное членство в СРО для возможности осуществления профессиональной деятельности установлено в отношении следующих категорий лиц:

      • арбитражных управляющих;
      • оценщиков;
      • аудиторов и аудиторских организаций;
      • строительных, проектных и изыскательских организаций;
      • субъектов, осуществляющих энергетическое обследование.

      В связи с этим уместно подчеркнуть, что вопрос об обязательности членства в СРО был рассмотрен Конституционным Судом РФ. Одним из результатов этого рассмотрения стало Постановление от 19.12.2005 N 12-П «По делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой гражданина А.Г. Меженцева». Так, согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» одним из требований, необходимых для осуществления полномочий арбитражного управляющего, является членство в СРО арбитражных управляющих. В своей жалобе в Конституционный Суд РФ заявитель указал, что данная норма противоречит ст. 30 Конституции РФ, в силу которой никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

      В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона N 315-ФЗ контроль за осуществлением членами СРО предпринимательской или профессиональной деятельности проводится путем плановых и внеплановых проверок. Предметом плановой проверки является соблюдение членами СРО требований стандартов и правил этой организации, а также условий членства в СРО. Основанием для проведения внеплановой проверки может являться направленная в СРО жалоба на нарушение ее членом указанных требований.

      Если в ходе проверки выявлены нарушения требований стандартов и правил, условий членства в СРО, материалы такой проверки передаются в специализированный орган СРО по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия. Если этот орган установит факт нарушения членом СРО указанных требований и стандартов, а также условий членства в СРО, то он вправе принять решение о применении в отношении такого члена одной из следующих мер дисциплинарного воздействия:

      • вынесения предписания, обязывающего устранить выявленные нарушения в установленные сроки;
      • вынесения предупреждения;
      • наложения штрафа;
      • рекомендации об исключении лица из членов СРО, подлежащей рассмотрению постоянно действующим коллегиальным органом управления организации;
      • иной меры, установленной внутренними документами СРО.

      [1] Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».

      [2] Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

      Понятие и правовой статус саморегулируемых организаций

      СРО — это объединение не менее чем 25 субъектов предпринимательской деятельности во главе с президентом/директором. В основе ее работы лежат демократические принципы самоуправления, поэтому президент избирается общим собранием, состоящим из всех компаний-участников. Каждый из членов объединения располагает одним голосом.

      Президент занимается рассмотрением спорных ситуаций и выносит их на общее обсуждение, представляет интересы компаний-участников в госорганах и рекомендует кандидатов на вступление в организацию.

      Дополнительно избирается правление объединения, в круг обязанностей которого входит решение текущих вопросов, выработка принципов работы организации, получение и грамотное распределение финансов, оценка деятельности президента и контроль за исполнением ее членами принятых обязательств.

      На практике члены строительных СРО чаще всего не вовлечены в управление и выборные процедуры в СРО. Часто это большие организации с сотнями и тысячами членов. Стоит воспринимать СРО как организацию, которая выдает строительным организациям свидетельство о вступлении (допуск) при вступлении и осуществляет регулярные проверки на соответствие организаций-своих членов требованиям законов при продлении.

      С какой целью создаются саморегулируемые организации? Прежде всего, чтобы повысить качество предоставляемых услуг и выпускаемой продукции в той отрасли, к которой относится СРО (строительных работ, инженерных изысканий, аудиторской и др.). Кроме этого, саморегулируемые объединения помогают избежать недостатков в работе компаний-участников и причинения ими физического и материального ущерба третьим лицам, окружающей среде, памятникам культуры и пр.

      СРО осуществляют свою работу, опираясь на принятый в 2007 г. Федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», а также на поправки к нему, определяющие виды деятельности, для которых членство в них является обязательным. Внутренняя документация разрабатывается правлением и общим собранием компаний-участников. Это положения, определяющие процедуру вступления и требования к членам объединения, размеры взносов, меры дисциплинарных взысканий, предоставление отчетности, обучение и переаттестацию сотрудников, способы контроля за деятельностью компаний и пр.

      СРО имеет право оспаривать решения госорганов, идущие вразрез с интересами ее участников. Правление организации уполномочено принимать участие в подготовке законодательной базы, связанной со сферой ее деятельности, и выносить на рассмотрение собственные законопроекты. В отношении своих членов СРО имеет право применять дисциплинарные меры, если был установлен факт нарушения принятых в организации правил и норм.

      Саморегулируемое объединение обязано:

      • проверять качество работы компаний-участников;
      • готовить нормативную документацию, регулирующую деятельность членов СРО;
      • создавать условия для повышения квалификации и обучения сотрудников компаний;
      • рассматривать жалобы, поступающие от третьих лиц в адрес участников организации.

      Некоторые СРО также занимаются сертификацией услуг и продукции, выпускаемой входящими в ее состав ИП и юридическими лицами.

      Участник СРО — это ИП или юрлицо, вступившие в саморегулируемое объединение. Чтобы войти в число компаний-членов организации, необходимо:

      1. Познакомиться с перечнем СРО, относящихся к выбранному виду деятельности.
      2. Сделать выбор в пользу конкретного саморегулируемого объединения и подготовить пакет документов, необходимых для вступления в него.
      3. Получив положительные результаты проверки и правовой экспертизы предоставленных документов, сделать вступительный взнос и внести необходимую сумму в компенсационный фонд организации.

      Окончательное решение о вступлении нового члена в саморегулируемое объединение принимается на общем собрании компаний-участников.

      Что это за документ — свидетельство о допуске СРО, и почему отдельным компаниям так важно его получить? Выдавая его, саморегулируемое объединение предоставляет компаниям-участникам разрешение на оказание определенного рода услуг или проведение работ. Также его наличие часто является обязательным условием для участия в тендерах, занятости в капитальном строительстве и работы на опасных объектах.

      На территории РФ действует ряд нормативно-правовых актов, определяющих перечень работ, законное проведение которых невозможно без получения свидетельства о допуске. Документ действителен на территории всей страны. Компания имеет право вступить в любое саморегулируемое объединение, подходящее по виду деятельности, не привязываясь к конкретному региону. А получив свидетельство, может беспрепятственно заниматься соответствующими работами в любой области РФ.

      Саморегулируемое объединение имеет право выдавать допуски только своим членам, поэтому вступление в СРО — главное условие его получения. Порядок действий при этом значительно упрощен, по сравнению с процедурой гослицензирования. Достаточно собрать минимальный пакет документов, которые не нуждаются в заверении у нотариуса, и, если все требования соблюдены, разрешение будет выдано в короткие сроки.

      Свидетельство о допуске — бессрочный документ, но его действие приостанавливается, если:

      • компания по собственному желанию вышла из состава объединения;
      • получено разрешение на проведение аналогичных работ от другой СРО;
      • проверка профессиональной деятельности компании выявила нарушения в ее работе;
      • компания была привлечена к дисциплинарной ответственности;
      • есть соответствующее решение суда.

      Если работы проводятся без допуска, на компанию налагается штраф. Повторное нарушение грозит руководителю уголовной ответственностью или судебным разбирательством, по результатам которого ИП или юрлицо могут быть ликвидированы.

      Что такое СРО, саморегулируемые организации в 2021 году

      В законе о саморегулируемых организациях представлен перечень всех видов деятельности, для которых, в обязательном порядке нужно быть членом одной из саморегулирующих организаций. Перечислять все категории работ мы не будем, т.к. этот список весьма внушительный, постараемся их разбить на несколько направлений.

      • Строительство;
      • Транспорт;
      • Проектирование;
      • Энергоаудит;
      • Объединения изыскателей.

      То есть, если вы предоставляете услуги по проектированию зданий или сооружений, проводите изыскательные работы и т.д., тогда вам в обязательном порядке необходимо вступить в одну из СРО, иначе ваша деятельность будет незаконной.

      Саморегулируемые организации выставляют большие требования для своих участников.

      Но вместе с тем члены СРО имею ряд преимуществ:

      1. Увеличивается процент доверия партнеров и заказчиков;
      2. Члены СРО имеют возможность обучаться с помощью специальных бесплатных программ, которые повышают их квалификацию;
      3. В случае возникновения спорных вопросов и судебных разбирательств, участник СРО может рассчитывать, что организация будет отстаивать его интересы с помощью высококвалифицированных специалистов;
      4. Если предприниматель или юридическое лицо понесли убытки от третьих лиц, тогда с помощью компенсационного фонда покрываются все расходы;
      5. Благодаря большому количеству участников, которых объединяет один вид деятельности, существует возможность обмена опытом;
      6. Член СРО может рассчитывать на поддержку информационно-правового характера (всевозможные консультации).

      Строительство – эта та сфера деятельности, для работы в которой в обязательном порядке необходимо быть участником СРО.

      Такие саморегулируемые организации создаются по личной инициативе предпринимателей. Регистрируется через налоговую службу. Минимальное число участников такой некоммерческой организации должно быть 50 юр. лиц или частных предпринимателей.

      Обязав частных предпринимателей объединяться в СРО, государство планировало существенно повысить качество предоставляемых услуг. На сегодняшний день можно утверждать, что такие организации справляются с поставленной задачей.

      Саморегулирующие организации успешно развиваются, т.к. в этом заинтересованы все участники. Несмотря на большие взносы и высокие требования к членам СРО, каждый предприниматель получает массу преимуществ.

      Стать членом некоммерческой организации достаточно сложно, а быть исключенным очень легко. Именно поэтому предпринимателям важно не потерять свое положение, авторитет и статус.

      Мы предполагаем, что подобный эксперимент, которое провело государство, имеет положительный результат. А вы с нами согласны?

      Правовой статус саморегулируемых организаций в РФ

      СРО — это объединение ИП и юридических лиц, занимающихся общим видом деятельности. Те, кто строят здания, вступают в строительное СРО. Те, кто проектируют — в проектное, изыскатели — в изыскательное. В этой статье подробно поговорим именно о них.

      Строительные СРО появились в 2009 году, придя на замену государственному лицензированию. Обязательными они стали с 2011 года. Основные законы, связанные с ними — это ФЗ № 315 и 372.

      Указанные три вида СРО регистрируются в Ростехнадзоре и регулярно планово проверяются на соблюдение требований.

      Идея создания таких объединений в том, чтобы уйти от не всегда эффективного госрегулирования и повысить качество контроля за участниками рынка.

      Организация выдает “сертификат члена СРО” с информацией о разрешенной работе, которое сейчас заменяет собой лицензию на строительство. Купить свидетельство без членства в организации нельзя. Это своеобразный допуск СРО к строительным работам.

      Конечной задачей является повышение качества работы, а также надзор за членами организации. Поэтому создаются регламенты, которые участники СРО утверждают на общих собраниях.

      Во внутренних нормативных документах ассоциаций прописываются требования к приему, членству, контролю, исключению из состава, приостановке допусков к работам, изменению уровней ответственности и т.д.

      По сути сейчас профессиональное сообщество само решает кому работать на рынке, а кому нет. Раньше эту роль на себя брало государство.

      Ключевые функции СРО:

      • выдавать или аннулировать разрешение на осуществление деятельности;
      • вести реестр участников и регулярно актуализировать данные в нем;
      • проводить плановые и внеплановые проверки;
      • представлять в органах власти интересов участников;
      • следить за регулярным обучением и проверять квалификацию работников;
      • брать на себя роль арбитра в спорах;
      • следить за исполнением всеми членами требований законодательства и условий пребывания в СРО;
      • при необходимости приостанавливать допуск к работам или даже исключать из своего состава, лишая возможности законно осуществлять деятельность;
      • формировать компенсационный фонд (КФ) для выплат потребителям при нарушении их интересов.

      Членство в саморегулируемой организации нужно не всем. Разберемся, кто обязан вступать в СРО, а кто — нет.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован.

      Для любых предложений по сайту: [email protected]