Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сколько в литре бензина налогов и акцизов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Прибыльная работа разработанных месторождений по территории всей страны невозможна без транспортировки продукта к месту переработки. До того как сырую нефть транспортируют к месту переработки, она поступает в сепараторы, которые обеспечивают ее очистку от примесей и газов.
Транспорт обеспечивает регулярность поставок, которые не зависят от погодных условий. Осуществляют транспортировку несколькими способами:
- железнодорожный, в цистернах;
- автомобильный, в цистернах;
- водный, в танкерах;
- трубопроводный.
Какова будет себестоимость бензина зависит от вида транспортировки. Автомобильные перевозки имеют высокую себестоимость, несмотря на широкую сеть дорог по стране. Грузоподъемность автомобильной цистерны имеет ограничения. Поэтому целесообразно их применение только для коротких расстояний.
Морские перевозки имеют ограничения по месту расположения скважины. Они применимы для месторождений, находящихся на море. Некоторые маршруты доступны только в летний период.
Железнодорожный транспорт применим на разные расстояния и не зависит от погодных условий. Чем больше вагонных цистерн будет в составе, тем ниже себестоимость перевозки.
14 рублей 38 копеек: подсчитана стоимость бензина без налогов
Технологический процесс переработки заключается в разделении на фракции. В результате получают готовый продукт:
- керосин;
- дизель;
- бензин;
- моторные масла;
- битум;
- сжиженные газы;
- мазут;
- различные вещества и химические соединения.
В зависимости от технологии перерабатывающий завод может давать от 5 до 40 производных нефтепродуктов, которые применяются в промышленности, для производства пластика и тканей.
Производство и переработка нефтепродуктов в себестоимость литра бензина ложатся в размере 6 %.
Готовая продукция отправляется на хранение или на продажу оптом. Перерабатывающие предприятия либо подрядные организации обеспечивают транспортировку. С оптовых баз поступает в розничную торговлю.
Розничную торговлю бензина осуществляют через заправочные станции. Для постройки АЗС необходимо найти место, разработать проект, получить разрешения на строительство. Построить заправочную станцию в соответствии со всеми стандартами безопасности, подвести дороги. Организовать работу и нанять персонал, которому нужно платить заработную плату и социальные выплаты.
Теперь можно продавать топливо в розницу автомобилистам. Затраты на розницу в себестоимости топлива находятся на уровне 11 %.
Сколько налогов в 1 литре бензина
Если сложить общую стоимость по видам затрат получим следующее:
- Общая себестоимость = добычи + транспортировки + переработки + затраты на розницу. 9,5 % + 1,2 % + 6 % + 11 % = 27,7 %
- Совокупная прибыль = 23,3 %.
- Общий процент налогов = 49 %.
Стоимость бензина АИ-92 по Москве и Московской области находятся в пределах от 38,9 руб до 44,16 руб за 1 литр. Возьмем среднее значение — 41,53 рубля.
В рублевом выражении получаем:
- Себестоимость 41,53 руб * 27,7 % = 11,504 рубля.
- Прибыль 41,53 руб * 23,3 % = 9,677 рубля.
- Налоги 41,53 руб * 49 % = 20,35 рубля.
Себестоимость 1 литра бензина без учета налогов составляет:
41,53 – 20,35 = 21,18 рубля
В России нефть из месторождений извлекается максимально. Но ее цена не оказывает большого влияния на себестоимость бензина и окончательную цену для конечного покупателя. Поскольку себестоимость добычи в рублях составляет всего:
41,53 * 9,5 % = 3,95 рубля
За последние 20 лет цена на бензин выросла в среднем в 14 раз. В то же время росла и стоимость барреля нефти, которая регулируется рыночными отношениями. В моменты, когда стоимость нефти снижалась, цена бензина не падала, а иногда даже продолжала рост. Это регулируется ценообразованием, которое основано на цене рынка, даже для внутреннего потребителя продукта. Однако компании, занимающиеся нефтедобычей, нацелены на снижение затрат.
Добыча 1 барреля нефти, что составляет 158,987 литра, колеблется в пределах от 2-3$ до 20$ в трудноизвлекаемых единичных скважинах, по данным из открытых источников. На данный момент, цена доллара 63,9 рубля. Если предположить, что всего трудных скважин до 20 % от общего количества разрабатываемых месторождений, то тогда себестоимость добычи составляет:
6,4$ * 63,9 руб = 408,96 рублей / 158,987 литров = 2,57 рубля
В итоге получается, что себестоимость сырой нефти от 2,57 до 3,95 рубля. Бензин для внутреннего потребителя продается в 16-20 раз выше, чем себестоимость черного золота.
В большинстве стран, добывающих нефть, стоимость бензина для внутреннего потребления немного ниже, чем для мирового рынка. Примером может служить Саудовская Аравия, Венесуэла или Иран.
«Сейчас она занимает очень маленький процент от объемов переработки нефти, примерно 13–14%, хотя этот процент и вырастет почти до 18–20% за следующие 15–20 лет», – сказал замминистра. ► Вместе с тем глава «Роснефти» Игорь Сечин на встрече с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым заявил, что себестоимость добычи нефти у госкомпании является самой низкой среди крупных российских предприятий.
Однако более вероятно, что цена бензина возрастет вместе с ростом акцизов, превысив 33 рубля за литр.
Таким образом, НДС и акцизы составляют треть розничной цены бензина и четверть – дизельного топлива, с перспективой дальнейшего роста. В отсутствие НДС и акцизов розничные цены на АЗС могли бы составить 18-19 рублей за литр.
Следующим спецналогом в цене является налог на добычу полезных ископаемых. Для нефти он устанавливается в рублях за тонну и зависит от разности мировой цены на баррель нефти «Юралс» и ее условной стоимости 15 долларов за баррель.
Для его расчета делим 419 на 261 (загадочный коэффициент, известный только Минфину), умножаем на разность мировой цены и 15 долларов, и переводим результат в рубли, умножая на курс рубля к доллару.
После этого заправочная станция в комфортных для вас условиях продаст вам литр топлива, за который вы собственно и платите!
С одной стороны кажется — что все сложно, цепочка большая! Но с другой стороны самое сложное это добыть нефть, а уже дальше это дело техники – переработка и доставка до потребителя, ну и конечно налоги – налоги! А куда же без них. Сегодня я хочу остановиться подробнее на каждом пункте, по его значимости в цепочки, в конце будет расклад в процентном соотношении.
Акцизы на бензин в 2021 году
В своем сообщении ведомство утверждает, что 65% от конечной цены литра автомобильного топлива составляют налоги.
ФАС считает, что факторами роста стоимости горючего являются сезонный спрос на нефтепродукты, рост налоговой нагрузки и увеличение мировых цен, увеличение издержек в нефтеперерабатывающей отрасли и модернизация заводов, а также условия мелкооптовой отгрузки нефтепродуктов и вопрос наличия емкостей для создания резервов. Ведомство утверждает, что правительство РФ и все заинтересованные органы заняты обеспечением стабильной ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов.
К 2013 году эта ставка возрастет до 4,38 рубля за литр, что при той же цене составит 17,8% цены.
Следующим спецналогом в цене является налог на добычу полезных ископаемых. Для нефти он устанавливается в рублях за тонну и зависит от разности мировой цены на баррель нефти «Юралс» и ее условной стоимости 15 долларов за баррель.
Для его расчета делим 419 на 261 (загадочный коэффициент, известный только Минфину), умножаем на разность мировой цены и 15 долларов, и переводим результат в рубли, умножая на курс рубля к доллару. При мировой цене 100 долларов за баррель и соответствующему ей
«Составляющая налогов в конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива составляет порядка 65%, — говорится в документе.
И это еще не все: оказывается, нынешние 40-43 рубля за литр далеко не предел, повышение стоимости горючего нас ждет еще не один раз. Только по официальным данным в 2020 году налоговые ставки акцизов увеличатся дважды.
Первый раз был в январе, второй случится летом. Таковы изменения в Налоговый Кодекс РФ, разработанные Минфином. — С 1 июля 2020 года акцизы на автомобильный бензин класса 5 увеличились на 679 рублей за тонну (6,0%); на дизельное топливо всех классов на 593 рубля за тонну (7,7%) — значится в релизе.
Аналогичное увеличение налогов законодатели уже предусмотрели на 2020 и 2020 годы. В среднем на 3,5 процента ежегодно.
С 2008 по 2016 годы было рассмотрено более 460 дел на региональных рынках нефтепродуктов.
В числе нарушителей крупные гиганты «НК «Роснефть», «Газпром нефть», «Лукойл», «ТНК-ВР Холдинг» и «Башнефть».
Акцизы на дизельное топливо вынесены в отдельный подпункт Налогового кодекса:
Виды подакцизных товаров | с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно | с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно | с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно |
Дизельное топливо | 9 188 рублей за 1 тонну | 9 566 рубль за 1 тонну | 9 938 рубль за 1 тонну |
Рассчитаем, к какому подорожанию дизтоплива приведет увеличение акцизов:
Дизельное топливо | |
Плотность, кг/м3 | 840 |
Литров в тонне | 1190 |
Акцизы на литр в 2020 году | 7,42 руб. |
Акцизы на литр в 2021 году | 7,72 руб. |
То есть из-за налоговой составляющей стоимость литра дизельного топлива вырастет на 30 копеек.
Подводя итоги данной статьи нужно сказать, что в 2021 году увеличение акцизов окажет небольшое влияние на итоговую стоимость автомобильного топлива.
Однако на практике бензин и дизельное топливо могут подорожать больше, чем на расчетные 30-40 копеек. И это будет говорить о том, что стоимость увеличена по желанию производителей и продавцов топлива.
Удачи на дорогах!
Себестоимость бензина. Разберем на примере 1 литра в России и США
Как вы поняли на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), происходит трансформация сырой нефти до конечных продуктов. В первую очередь, это:
- Бензин
- Дизель
- Керосин
- Прочие химические объекты
Под прочими я понимаю, действительно множества химических объектов и соединений. Как следствия эти вещества применяются даже в легкой промышленности, производят искусственные ткани и различные пластмассы.
Это то, что можно распределить на всю цепочку от разведки (добычи) + транспортировка + переработка + реализация. То есть каждый в своем звене закладывает прибыль, чтобы не уйти в минус. Ведь нужно на что-то развиваться. Это самая большая цифра она составляет примерно – 23,3%. Однако поймите что процесс очень длинный и иногда это разные предприятия, то есть общая прибыль делиться на части. Также есть и гиганты на рынке, например РОСНЕФТЬ, которая сама разрабатывает, транспортирует, перерабатывает и после продает бензин.
Их мягко сказать немало, причем они отъедают «львиную долю» стоимости бензина, постараюсь перечислить по пунктам:
- Налог на прибыль – (от стоимости бензина) – 4,8%
- Акциз – 12%
- НДС – налог на добавочную стоимость – 15,3%
- НДПИ – налог на добычу полезных ископаемых – 16,9%
Если подбить по общему процентному соотношению 4,8 + 12 + 15,3 + 16,9 = 49%.
НУ что ребята давайте подобьем общую стоимость:
- Себестоимость – 9,5 + 1,2 + 6 + 11 = 27,7%
- Прибыль – 23,3%
- Налоги – 4,8 + 12 + 15,3 + 16,9 = 49%
Как видите, налоги доходят почти до 50 процентов от стоимости топлива. Таким образом, если взять среднюю цену АИ-92 в 33 рубля за литр. То получается:
- 33 Х 27,7% = 9,141 рубля
- 33 Х 23,3% = 7,689 рубля
- 33 Х 49% = 16,17 рубля
Таким образом, без налогов 1 литр топлива стоит – 16,83 рубля!
Почему подорожало топливо на АЗС и когда это прекратится
Логично разобраться – а как обстоит ситуация с формированием цен на топливо и налоговой политикой в других странах? В Сети периодически попадаются данные, которые наводят на раздумья – почему, к примеру, в Венесуэле бензин дешев настолько, что их цены шокируют весь мир? По текущему курсу в 6,3 боливара он стоит около 1,5 цента США (90 российских копеек). Или – почему в США бензин стоит примерно столько же, сколько и в России, хотя наша страна является одним из крупнейших экспортеров нефти и газа, а США – напротив, крупнейшим импортером углеводородов, да и уровень жизни населения там выше?
Все страны мира действительно исходят приблизительно из одной и той же цены на нефть, пояснил «ФедералПресс» кандидат экономических наук, доцент РАНХиГС, старший научный сотрудник ИЭ РАН Иван Капитонов. Однако в каждом государстве не только своя налоговая политика – во многих странах производство и реализация бензина субсидируются. От соотношения субсидий и налогов и зависит конечная стоимость продукта.
По данным РИА «Новости», размер субсидий на бензин в той же Венесуэле достигает 12,5 млрд долларов – что с учетом текущей стоимости национальной валюты является огромной суммой. Сравнение же с США, по мнению Ивана Капитонова, и вовсе «не репрезентативно», настолько отличается налоговая политика и производственный цикл в Штатах и России.
«Исключение объясняется весьма просто: США покупают нефть за доллары, которые сами же и печатают, поэтому им нет смысла облагать налогами нефтепереработку, отягощая бременем оплат население и промышленность. Печатный станок всегда под рукой, и США проще еще допечатать долларов, которые очень любят по всему миру, и купить за них реальный товар, в том числе и нефть», — пояснил эксперт.
Добавим также, что структура ценообразования на бензин в США также разительно отличается: в себестоимости американской нефти самую большую роль играет транспортная составляющая (50 %, так как нефть приходится завозить издалека). Собственная сланцевая нефть также достаточно дорога в разработке. Переработка на американских НПЗ забирает порядка 20 %, внутренняя транспортировка и реализация на территории Штатов – еще 10 %. В итоге на налоговое бремя остается всего 20 %. То есть втрое меньше, чем в России.
Если же сравнивать с Европой и странами Третьего мира, выясняется, что при столь же высокой доле налогов в ценообразовании (около 60 %) цены на бензин в Великобритании, Франции, Германии и Италии выше российских в два-три раза. В Пакистане, Ираке и Монголии литр бензина АИ-95 стоит столько же, сколько и в России – однако и уровень жизни, и уровень доходов у населения заведомо меньше, отмечает Иван Капитонов.
Бензин за 2017 год подорожает в пределах инфляции (которая, по прогнозу ЦБ РФ, должна составить 4 %), заявлял в декабре вице-премьер Аркадий Дворкович. Однако уже тогда некоторые эксперты выражали с этим несогласие. Так, управляющий директор Vygon Consulting Григорий Выгон говорил ТАСС, что рост средней цены бензина будет выше инфляции (на 1,5–2,5 рубля из-за увеличения акциза). По словам Выгона, в среднем по году стоимость бензина вырастет больше инфляции, и это отразится на общем росте цен, так как приведет к росту стоимости грузоперевозок на 5-7 %.
А вот председатель общественного совета при Минтрансе Новосибирской области, автопутешественник и блогер Алексей Носов в беседе с «ФедералПресс» был более категоричен. По его подсчетам, к концу 2019 года бензин будет стоить 45 рублей за литр.
«В очередной раз экономический блок правительства не увидел иных способов исправления собственных ошибок, кроме как залезть в карман населению, – заявил Носов «ФедералПресс». – По результатам наших проверок до 40 % бензина, и до 60 % дизтоплива на рынке – это контрафакт. То есть, государство недополучает по акцизам до половины положенных средств, но правительство никаких мер не предпринимает. И я не готов понимать, почему чиновники не желают забрать причитающиеся стране деньги у жуликов, а в очередной раз решают свои проблемы за счет народа. Притом, не только за счет автомобилистов. Акциз, а вместе с ним и розничные цены, вырастут в первую очередь на солярку, значит, вырастет и стоимость работы сельскохозяйственной техники, грузового и пассажирского транспорта. Соответственно, вырастут цены и на прилавках магазинов, и на проезд в транспорте».
Нефть – самое продаваемое сырье в мире, при этом Россия является одним из крупнейших экспортеров «черного золота» на мировом рынке, и весьма заинтересована в высокой выручке своих нефтяных компаний.
Основные игроки – «Роснефть», «Газпром Нефть» и «Лукойл». Первые две компании по большей части принадлежат государству, а третья компания хоть и находится в частных руках, но также является крупным налогоплательщиком. По разным оценкам, налоговые поступления от нефтяников составляют почти половину всего российского бюджета – а значит, экономика страны напрямую зависит от цен на нефть и благосостояния нефтедобытчиков.
Стоимость нефти формируют сразу несколько различных критериев. Первый и основной – баланс спроса и предложения (чем выше спрос, тем дороже будет продаваться нефть).
Порядка 65 процентах стоимости бензина приходится на налоги, заявляют в Федеральной антимонопольной службе
Но стоимость акцизов на бензин будет продолжать расти. Только с начала 2018 года стоимость акцизов на бензин и дизельное топливо выросла соответственно на 6,4% и 8,4%. Чeрeз полгода акцизы вновь повысят на 6% и 7,7%. А до 2020 планируeтся поднять цену еще на 3-4%. Кроме того, налог на добычу полезных ископаемых с 2015 года вырос на 81,6%.
За 2017 год в общем бензин вырос на 7,3%, что почти втрое превысило темпы инфляции. Она составила 2,5 процента.
С 2008-2016 прошли несколько волн дел по фактам нарушения антимонопольного законодательства на оптовом рынке нефтепродуктов. Компании-нарушители выплатили огромные штрафы, вплоть до 20 миллиардов рублей.
Инициативы, о которых идет речь, пока что не находят поддержки в структурах государственной власти. Так, Министерство финансов РФ считает, что акцизы на бензин, подлежащие уплате гражданами, на практике будет крайне сложно администрировать. Кроме того, как полагают чиновники Минфина, введение дополнительных акцизов может спровоцировать неоправданный рост стоимости топлива.
Выше мы отметили, что акцизы на бензин — действующая юридическая категория. Рассмотрим ее сущность подробнее.
Важный момент, на который следует обратить внимание: российские автовладельцы уже сейчас фактически компенсируют продавцам топлива действующие акцизы на бензин.
Дело в том, что производитель подакцизных нефтепродуктов, реализовав покупателю топливо, должен до 25-го числа месяца, который следует за прошедшим налоговым периодом, перечислить сумму акциза в бюджет (п. 3 ст. 204 НК РФ).
Нефтепродукты, относящиеся к подакцизным:
- автомобильный бензин;
- моторные масла (для двигателей дизельного, карбюраторного типа);
- прямогонный бензин;
- дизельное топливо.
Исчисление акциза осуществляется в привязке к 1 тонне нефтепродукта. Акциз начисляется на топливо, как правило, в день отгрузки покупателю (п. 2 ст. 195 НК РФ, письмо Минфина РФ от 14.01.2010 № 03-07-06/03).
Плательщиками акцизов на бензин и иные нефтепродукты из указанного перечня являются юрлица и ИП, которые реализуют произведенные ими подакцизные товары.
В случае если топливо изготовлено из давальческого сырья и передано организации либо физлицу, не имеющему свидетельства на выпуск нефтепродуктов, акцизные сборы должны перечисляться в бюджет переработчиком сырья.
Акцизы на бензин также платят юрлица и ИП на ЕНВД. На данный момент ЕНВД не заменяет платежных обязательств, о которых идет речь.
Как влияет класс бензина на ставку акциза, узнайте здесь.
В положениях ст. 200 НК РФ установлены налоговые вычеты по акцизам на бензин. Но их не могут применять плательщики (в Налоговом кодексе нет на то соответствующих оснований), которые осуществляют продажу бензина конечным потребителям — к таковым относится большинство топливных компаний, владеющих заправками. В этом можно проследить отличие акциза на топливо от НДС, по которому вычеты АЗС применять могут так же, как и другие розничные виды бизнеса.
Февраль 5th, 2018
Налоги виноваты в регулярном дорожании бензина, а вовсе не аппетиты нефтяников. Разъяснение о причинах увеличения цен на топливо дали в ФАС России. Из документа следует – цены на горючее продолжат расти и дальше.
Любопытный документ появился на сайте федеральной антимонопольной службы России, называется «Разъяснение ФАС России о причинах роста цен на нефтепродукты». В нём ведомство отмечает, что стоимость нефтепродуктов не регулируется государством. Они «формируются на основе рыночного механизма конкуренции» и влияют на них целый ряд факторов: от мировых цен до внутрироссийской инфляции. Даже плановые ремонты на нефтеперерабатывающих заводах страны становятся причиной переписывания ценников на автозаправках.
При этом реальная стоимость бензина составляет всего 14 рублей! Именно столько бы стоил литр АИ 95 если бы на всех этапах, от скважины до бензоколонки, не облагался налогами. «Составляющая налогов в конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива составляет порядка 65%, — говорится в документе.
И это еще не все: оказывается, нынешние 40-43 рубля за литр далеко не предел, повышение стоимости горючего нас ждет еще не один раз. Только по официальным данным в 2018 году налоговые ставки акцизов увеличатся дважды. Первый раз был в январе, второй случится летом. Таковы изменения в Налоговый Кодекс РФ, разработанные Минфином.
— С 1 июля 2018 года акцизы на автомобильный бензин класса 5 увеличились на 679 рублей за тонну (6,0%); на дизельное топливо всех классов на 593 рубля за тонну (7,7%) — значится в релизе.
Аналогичное увеличение налогов законодатели уже предусмотрели на 2019 и 2020 годы. В среднем на 3,5 процента ежегодно.
С 2008 по 2016 годы было рассмотрено более 460 дел на региональных рынках нефтепродуктов. В числе нарушителей крупные гиганты «НК «Роснефть», «Газпром нефть», «Лукойл», «ТНК-ВР Холдинг» и «Башнефть». Общая сумма перечисленных в бюджет Российской Федерации штрафов по фактам нарушения антимонопольного законодательства на оптовом рынке нефтепродуктов составила около 20,7 млрд. рублей.
При этом, резюмируют антимонопольщики, растет ценник на автомобильное топливо в пределах инфляции, временами отставая или опережая этот показатель.
В Хабаровске последний раз топливо дорожало в декабре ушедшего 2017 года. Тогда бензин подскочил в стоимости сразу на 70 копеек и «народный» 92-й стал стабильно стоить 40 рублей, а на некоторых заправках — 41 рубль. В целом же, если сравнить цены на бензин в январе прошлого года и в нынешнем январе, можно заметить, что топливо в краевом центре за год подорожало более чем на три рубля. А это намного больше показателей инфляции. Она по данным Росстата в прошлом году была самой минимальной за последние годы и составила 2,5 процента.
Сколько государства в литре бензина?
Чтобы понять подорожает ли бензин в 2022 году в России, следует проанализировать статистические данные. На протяжении 10 лет цена на топливо постоянно повышается. В августе 2008 года перед началом глобального кризиса стоимость горючего была равна 25,14 рублям за литр.
После обвала рынков литр бензина упал в цене до 19,77 рублей, но возобновил рост в мае 2009 года. Далее последовало непрерывное увеличение стоимости, и в конце 2012 года был преодолен рубеж в 30 рублей.
После начала кризиса в 2014 году, несмотря на резкое падение котировок на нефть со 100$ до 45$ за баррель, топливо немного прибавило в цене — до 35 рублей.
Дальнейшее удешевление нефти до 27,5 $ за баррель в 2015-2016 годах привело к незначительному снижению стоимости с 37,5 до 36,5 руб./литр. Но затем продолжилось возрастание, достигнув в 2017 планки в 40 руб./литр.
В мае 2018 года АИ-95 стал стоить 45 руб./литр. Были предприняты попытки снизить цену, для чего снизили акцизы и разработали демпферный механизм, веденный в действие в 2019 году.
Стоимость дизельного топлива следовала по тому же пути, что и цена бензина. С 2008 года стоимость ГСМ возросла почти на 100%, что выше суммарных показателей инфляции за это же время. Чтобы определить сколько будет стоить бензин в 2022 году, необходимо изучить влияние составляющих в цене на бензин.
Зависимости цены топлива от цены на нефть
По мнению экспертов розничные цены на ГСМ практически не изменяются при любых колебаниях стоимости нефти. Связано это с тем, что доля черного «золота» не превышает 7% в итоговой цене горючего в России. Лучшим подтверждением этому является рассмотрение изменения стоимости двух объектов на одном временном графике.
Даже при очень больших падениях цены за баррель, ГСМ продолжали расти. Поэтому стоимость бензина в 2022 году будет мало зависеть от изменений котировок «черного золота».
Акциз относится к косвенному налогу, который действует только в производственной сфере. Список нефтяной продукции ограничен, но позволяет государству регулировать их производство, сбыт и потребление. Повышение этого платежа запускает цепную реакцию, которая приводит к увеличению цен на рынке, даже на продукты питания. Поэтому правительству важно сохранять влияние в этой области, чтобы исключить резких или стремительных скачков.
Акциз на бензин представляет собой косвенный налог, который взымается с предпринимателей и организаций. Он взымается на одном уровне с НДС, и за счет изменений его ставки регулируется цена и потребление продукции высокого спроса. Обязанность его рассчитывать и вносить в бюджет, лежит на самом плательщике. Специфика акциза на топливо:
- Действия производителя относительно прямогонного бензина облагаются налогом, но в стоимость конечного продукта такие платежи не закладываются.
- Оплачивать акциз на топливо можно отдельным субъектом или совместно несколькими участниками.
- В качестве объекта налогообложения выступает реализация продукции, получение или перемещение товара, передача его другому лицу, в том числе и на безвозмездной основе, использование в качестве натуральной оплаты.
- Двойное налогообложение за закупку сырья и сбыт готовой продукции исключается, за счет перерасчета его самим предприятием. Но такое разрешено делать далеко не во всех случаях.
- Цена устанавливается из расчета на одну тонну продукции. В среднем в год подорожание осуществляется в пределах 5-7%.
Акциз на топливо в 2019 году остался без изменений, согласно принятой редакции Федерального закона № 301. Увеличение его размера предусмотрено только в начале 2021 года. Сегодняшние показатели предусмотрены с прошлого года. К примеру, на бензин для автомобиля 13100 руб. за тонну, за дизельное топливо 5665 руб.
Поднятие ставки на бензин, дизельное топливо и другие производные нефти, не единственный пункт, предусмотренный принятым Федеральным законом №301. Также правительство утвердило изменения механизмы вычисления ставки на прямогонный бензин. В новой редакции размер определяется по следующей формуле:
Апб= ПТ х Спб – В, где:
- Апб – Акциз прямогонного бензина;
- ПТ – подакциз товара (количество измеряется в тоннах);
- С пб – ставка прямогонного бензина;
- В – вычеты (предусмотренные статье 200 НК РФ).
Рост планируется поэтапным, примерно на 5-10% каждый последующий период. Такая динамика направлена на стабилизацию рынка. Отчетным периодом, в который производитель рассчитывает акциз составляет 1 календарный месяц. Как и в другие периоды, плательщики имеют право получить налоговый вычет. С его помощью снижается размер налогового обязательства. Срок оплаты сохранился без изменений, и внести нужную сумму плательщик должен до 25 числа.
Согласно поправкам, ставка акциза на папиросы и сигареты в 2021 году будет составлять 2359 рублей за 1 тыс. штук, на вейпы и электронные сигареты — 60 рублей за штуку. Ставка акциза на сигареты и папиросы в 2023 году составит 2 552 рублей за 1 тыс. штук плюс 16% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 3 467 рублей за 1 тыс. штук. Акциз на вейпы и электронные сигареты составит в 2023 году 64 рубля, на сигары — 278 рублей за 1 штуку, на сигариллы, биди и кретек — 3965 рублей за 1 тыс. штук.
Разве не странно, что цена бензина растет вне зависимости от того, что происходит на рынке? За последние годы нефть и дорожала, и дешевела, спрос на топливо и рос, и резко падал. Но на стоимости топлива это если и сказывалось, то очень незначительно, а общий тренд всегда был на подорожание. Как же так?
— Та регуляторная конструкция, что была выстроена для стабилизации цен, убила рыночные способы ценообразования, зажав производителей и продавцов топлива в регуляторные тиски, — объясняет Григорий Баженов. — Создались условия, когда при любом изменении конъюнктуры розничные цены склонны к росту. Неверно думать, что нефтяные компании за счет этого смогли обогатиться: если взглянуть на их финансовую отчетность за 2020 год, в основном она отрицательная. Например, объем выплаты нефтяных компаний в бюджет через демпфирующий механизм в 2020 году превысил госпомощь этим же компаниям в 2019 году. В целом налоги и акцизы за последние годы выросли, и это постоянно толкает цены вверх.
В отличие от многих других стран, в России складывается поистине уникальная ситуация, когда на ценники АЗС в большей степени влияют налоги в цене бензина, а не рыночная цена нефти. Совокупная налоговая составляющая в розничной цене литра уже достигла 65% – это официальная оценка Федеральной антимонопольной службы. Сюда входит и НДС, и налог на добычу полезных ископаемых, и, конечно, акцизы.
Текущая ставка акциза на бензин составляет 8,2 тысячи рублей за тонну. В пересчете на литры (в одной тонне бензина примерно 1,33 тысяч литров) получится, что размер акциза составляет примерно 6,17 рубля на литр бензина. Соответственно, при увеличении акциза до 12 374 рублей за тонну, размер акциза в цене вырастет на 3,13 рублей на литр до 9,3 рублей. Это увеличение обязательно заложат в розничную цену товара.
На первый взгляд, три рубля могут показаться мелочью, однако при регулярном использовании даже обычной легковушки, ежегодные затраты на бензин только из-за акциза могут заметно подрасти.
Возьмем среднестатистического автовладельца. К примеру, его легковушка тратит 9 литров бензина на 100 километров пути, а в год он в среднем накатывает 20 тысяч километров. В таком случае при нынешней средней цене бензина в 45,3 рублей (представим, что она неизменна) получится, что в год на бензин он тратит 81 540 рублей. Если цена возрастёт на 3 рубля, а мы учитываем её рост только от акциза, то новая цена, соответственно, составит уже 48,3 рубля. В процентах она вырастет на 6,6%.
При тех же параметрах использования в год на бензин наш автомобилист будет тратить уже 87 174 рубля, то есть почти на 6 тысяч больше. Его расходы на бензин вырастут на 7%.
Для одного человека это не много, но автоперевозки – это кровеносная система всей экономики, повышение акцизов отразится на росте почти всех товаров а заодно и многих услуг, ведь в их цену закладывается стоимость перевозки самих товаров и сырья для их производства.
Новое в блогах
Федеральная антимонопольная служба России подсчитала, сколько должен стоить литр бензина в России без учета налогов. Так, более 60% стоимости литра бензина в стране составляют всевозможные сборы и налоги.
Сейчас средняя стоимость бензина АИ-95 в России составляет 41 рубль 8 копеек. По данным Федеральная антимонопольной службы, в цене каждого проданного литра российского топлива налоги составляют порядка 65%. Специалисты ФАС отметили, что если бы «девяностопятый» бензин на всех этапах его производства не облагался налогами, то его реальная стоимость составляла бы 14 рублей 38 копеек за литр. По информации ведомства, бензин в стране также дорожает из-за сезонного спроса на нефтепродукты, профилактики и ремонтов НПЗ, условий мелкооптовой отгрузки, динамики производства нефтепродуктов, а также роста налоговой нагрузки, отраслевых издержек и мировых цен.
Себестоимость добычи нефти вместе с разведкой в России на сегодняшний день составляет 25 долл. за баррель с учетом транспортировки, заявил заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин в интервью газете «Ведомости».
«У России есть преимущество – низкая себестоимость. В среднем в России операционные затраты – это 3–10 долл. на баррель, еще 5–10 долл. капитальные затраты, транспорт – 5 долл. Итого 25 долл. за баррель – наша себестоимость. При девальвации рубля себестоимость тоже снижается», – сказал замминистра.
Государство заставляет автовладельца платить всё больше и больше налогов и сборов — термин «дойная корова» стал уже привычным для водителей. «За рулем» подсчитал, сколько денег за год отдает в бюджет обладатель Лады Весты. И результаты вас удивят.
В разных регионах разные ставки. Скажем, для 106‑сильной Весты или Гранты в самых жадных регионах (ставка 35 рублей за лошадиную силу) налог в этом году составит 3710 рублей.
Это максимум. В большинстве республик, краев и областей сумма ниже. Такая плата не выглядит разорительной. Другой вопрос, что налог возьмут и с машины, которая весь год стояла, а ставки слабо коррелируют с зарплатами по регионам. То есть сам принцип исчисления спорный.
7 рублей стоит лошадиная сила Весты, а в некоторых регионах — аж 35! Логика в ставках не прослеживается
Цена топлива, которое мы заливаем в баки, покрывает различные сборы на всех уровнях — НДПИ, НДС, акциз. В цене литра бензина АИ‑92 около 72% составляют налоги!Это серьезная величина, и ее размер представляется несправедливым — просто потому, что наша страна богата нефтью, а в других странах этот процент ниже. И соотношение между средней зарплатой и ценой топлива у нас тоже не лучшее.
Прикинем: водитель Весты, проезжая в год 20 000 км при расходе 7 л/100 км, истратит на бензин около 60 000 рублей. Из них 42 тысячи — налоги! Позвольте, это же среднемесячная зарплата в России! А владелец прожорливого Патриота отдаст уже две!
Этот сбор взимается с 2014 года. Точнее, он заложен в стоимость новой машины. В 2018 году коэффициент ставки на автомобили с двигателями объемом от 1000 до 2000 см³ вырос на 90%. Разница для большинства легковушек такова: было 44 200 рублей, стало 84 000 рублей. И эти 84 тысячи входят в стоимость новой Весты.
Плясать от объема мотора — это выглядит странно. И выручка расходуется… правильно, на выплату компенсаций тем, кто сдает старье и покупает новый автомобиль из утвержденного правительством списка. Тот, кто не использует машину до полной ее кончины, а продает следующему владельцу, компенсации не получает. Где справедливость?
Акцизы на бензин и дизель вновь повысились
Частные случаи. Плата за роскошь — это повышающий коэффициент к транспортному налогу для автомобилей, чья рыночная цена превышает 3 млн рублей. К Весте, Rio, Крете и Дастеру не относится. В первой половине прошлого года новый автомобиль в России покупали в среднем за 1,38 млн рублей. А в топе продаж вся первая десятка моделей — «бюджетники».
Если владелец Весты решил продать ее раньше чем через три года с момента покупки, то должен заплатить налог: базовая ставка — 13% с выручки, но есть ряд поблажек. Кстати, столь ранняя продажа нетипична, абсолютное большинство владельцев пользуется машинами дольше. Средний срок владения автомобилем в России — 4,8 года (2018).
С тем, что налоги составляют основную часть цены, согласны все, но цифры называются разные. Отчасти это связано с изменением доли налогов в цене бензина при изменении мировой цены на нефть. Проведем собственный расчет.
Проще всего с налогом на добавленную стоимость. Ставке налога 18% соответствует 15,25% в конечной цене. При розничной цене А-95 26,60 рубля за литр это 4,06 рубля, то есть без НДС розничная цена А-95 составляла бы 22,54 рубля за литр.
Следующим в розничной цене, перешедшим в нее из цены оптовой, стоит акциз на нефтепродукты. Ставка акциза для бензина класса 3 в 2011 году составляет 4,14 рубля на литр, что соответствует 15,6% конечной цены А-95 или 16,2% цены А-92.
К 2013 году эта ставка акциза возрастет до 6,68 рубля за литр, что при той же цене бензина составит 25,1% цены А-95 или 26,1% цены А-92. Однако более вероятно, что цена бензина возрастет вместе с ростом акцизов, превысив 33 рубля за литр.
Ставка акциза для дизельного топлива класса 3 в 2011 году составляет 2,09 рубля на литр, что соответствует 8,5% от цены 24,60 рубля за литр. К 2013 году эта ставка возрастет до 4,38 рубля за литр, что при той же цене составит 17,8% цены. Или чуть меньше 15%, если цена дизельного топлива достигнет 30 рублей за литр.
Таким образом, НДС и акцизы составляют треть розничной цены бензина и четверть – дизельного топлива, с перспективой дальнейшего роста. В отсутствие НДС и акцизов розничные цены на АЗС могли бы составить 18-19 рублей за литр.
Следующим спецналогом в цене является налог на добычу полезных ископаемых. Для нефти он устанавливается в рублях за тонну и зависит от разности мировой цены на баррель нефти «Юралс» и ее условной стоимости 15 долларов за баррель. Для его расчета делим 419 на 261 (загадочный коэффициент, известный только Минфину), умножаем на разность мировой цены и 15 долларов, и переводим результат в рубли, умножая на курс рубля к доллару.
При мировой цене 100 долларов за баррель и соответствующему ей курсу 30,5 рубля за доллар получаем НДПИ 4 160 рублей за тонну, при мировой цене 110 долларов за баррель и соответствующему ей курсу 29 рублей за доллар получаем НДПИ 4 420 рублей за тонну. Количество литров в тонне может немного варьировать в зависимости от плотности нефти. Для расчета возьмем 1 165 литров в тонне, получим 3,57-3,79 рублей на литр нефти.
Инициативы, о которых идет речь, существуют уже давно, но пока не находят поддержки в структурах государственной власти. Так, Министерство финансов РФ считает, что акцизы на бензин, подлежащие уплате гражданами, на практике будет крайне сложно администрировать. Кроме того, как полагают чиновники Минфина, введение дополнительных акцизов может спровоцировать неоправданный рост стоимости топлива.
Несмотря на неоднозначное восприятие инициативы на уровне исполнительной ветви власти, депутаты Госдумы, а также их региональные коллеги в парламентах субъектов РФ считают необходимым продолжить диалог на тему замены транспортного налога акцизами. Технически администрирование данных платежей должен облегчить, как полагают депутаты, электронный документооборот, всё более активно внедряющийся в практику сбора налогов.
Настаивая на замене транспортного налога акцизами, следует также учитывать и возможные негативные последствия такого шага для самих плательщиков налога: с исчезновением налога исчезнут и льготы, которыми сейчас пользуются владельцы транспортных средств.
Со списком «транспортных» льготников вас познакомит материал.
Выше мы отметили, что акцизы на бензин — действующая юридическая категория. Рассмотрим ее сущность подробнее.
Важный момент, на который следует обратить внимание: российские автовладельцы уже сейчас фактически компенсируют продавцам топлива действующие акцизы на бензин.
Дело в том, что производитель подакцизных нефтепродуктов, реализовав покупателю топливо, должен до 25-го числа месяца, который следует за прошедшим налоговым периодом, перечислить сумму акциза в бюджет (п. 3 ст. 204 НК РФ).
Нефтепродукты, относящиеся к подакцизным:
- автомобильный бензин;
- моторные масла (для двигателей дизельного, карбюраторного типа);
- прямогонный бензин;
- дизельное топливо.
Исчисление акциза осуществляется в привязке к 1 тонне нефтепродукта. Акциз начисляется на топливо, как правило, в день отгрузки покупателю (п. 2 ст. 195 НК РФ).
Плательщиками акцизов на бензин и иные нефтепродукты из указанного перечня являются юрлица и ИП, которые реализуют произведенные ими подакцизные товары.
В случае если топливо изготовлено из давальческого сырья и передано организации либо физлицу, не имеющему свидетельства на выпуск нефтепродуктов, акцизные сборы должны перечисляться в бюджет переработчиком сырья.
Акцизы на бензин также платят юрлица и ИП на ЕНВД. На данный момент ЕНВД не заменяет платежных обязательств, о которых идет речь.
Как влияет класс бензина на ставку акциза, узнайте здесь.
В положениях ст. 200 НК РФ установлены налоговые вычеты по акцизам на бензин. Но их не могут применять плательщики (в Налоговом кодексе нет на то соответствующих оснований), которые осуществляют продажу бензина конечным потребителям — к таковым относится большинство топливных компаний, владеющих заправками. В этом можно проследить отличие акциза на топливо от НДС, по которому вычеты АЗС применять могут так же, как и другие розничные виды бизнеса.
Подробнее о вычетах, установленных для плательщиков НДС, читайте в статье «Что такое налоговые вычеты по НДС?».
Нефтеперерабатывающие заводы, имеющие свидетельства на операции с нефтепродуктами, вправе использовать вычет. Что касается АЗС, то воспользоваться вычетом по акцизам они не могут, так как вычеты могут применить только налогоплательщики акцизов, к которым АЗС, занимающиеся перепродажей подакцизных товаров, не относятся (см. ст. 179, 200 НК РФ, письмо Минфина России от 20.04.2015 № 03-07-06/22469). Акцизы на бензин, моторные масла, дизельное топливо, предъявленные производителем, АЗС включает в стоимость этих товаров (п. 1 ст. 199 НК РФ). Таким образом, в стоимость ГСМ, реализуемых конечному потребителю, включены акцизы, которые АЗС уплатила производителю.
Поэтому уже сейчас автолюбители фактически платят акцизы в размере, пропорциональном расходованию топлива. В этом смысле сложно обнаружить в рассмотренной нами выше законотворческой инициативе принципиальную новизну.
Если инициатива по видоизменению транспортного налога, о которой мы сказали в начале статьи, будет реализована (то есть соответствующий налог для физлиц будет заменен акцизом), то можно предположить, что необходимость в дополнительном администрировании акцизов возникнет в целях раздельного учета объемов топлива, реализуемого физлицам и юрлицам, возможно, как результат появления новой разновидности акциза или налога с продаж, установленного только для физлиц.