Штраф ростехнадзора на юридическое лицо обжаловать

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф ростехнадзора на юридическое лицо обжаловать». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,

рассмотрев жалобу Пушкаревой Елены Александровны на вступившие в законную силу постановление от 07.06.2016 N 61-11-16, вынесенное государственным инспектором Волжского территориального отдела Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, решение судьи Красноармейского районного суда города Волгограда от 15.12.2016 N 12-619/2016, решение судьи Волгоградского областного суда от 15.02.2017 N 07р-182/17 и постановление заместителя председателя Волгоградского областного суда от 04.05.2017 N 7а-356/2017, состоявшиеся в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Аквариус» Пушкаревой Елены Александровны (далее — Пушкарева Е.А.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:

постановлением от 07.06.2016 N 61-11-16, вынесенным государственным инспектором Волжского территориального отдела Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее также — постановление должностного лица), генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Аквариус» (далее — общество) Пушкарева Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Красноармейского районного суда города Волгограда от 14.09.2016 N 12-455/16 постановление должностного лица отменено, производство по данному делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решением судьи Волгоградского областного суда от 09.11.2016 N 07р-1303/2016 решение судьи Красноармейского районного суда города Волгограда от 14.09.2016 N 12-455/16 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.

Решением судьи Красноармейского районного суда города Волгограда от 15.12.2016 N 12-619/2016, оставленным без изменения решением судьи Волгоградского областного суда от 15.02.2017 N 07р-182/17 и постановлением заместителя председателя Волгоградского областного суда от 04.05.2017 N 7а-356/2017, постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Пушкарева Е.А. просит отменить состоявшиеся по данному делу об административном правонарушении акты о привлечении ее к административной ответственности, приводя доводы об их незаконности.

В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Основанием для привлечения генерального директора общества Пушкаревой Е.А. к административной ответственности на основании названной выше нормы послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что обществом, эксплуатирующим опасный производственный объект («Площадка установки производства полиоксихлорида алюминия», регистрационный номер А39-04768-0001), не представлены в Нижне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в срок, установленный пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а именно до 01.04.2016.

С таким выводом должностного лица Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и судебных инстанций согласиться нельзя по следующим основаниям.

Статьей 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определены требования к организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и управления промышленной безопасностью.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 названного закона сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года.

Публикации по арбитражной практике Мугина А.С.


Верховный Суд РФ удовлетворил жалобу гендиректора организации, оштрафованного за непредставление в срок сведений об организации производственного контроля (ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ).

По закону организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, должна представлять эти данные ежегодно до 1 апреля. Но при этом не предусмотрено, что она обязана обеспечивать их фактическое поступление в административный орган до указанной даты.

В ГК РФ, КоАП РФ и других кодексах закреплено правило, согласно которому срок не считается пропущенным, если документы сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока.

В рассматриваемом случае сведения были сданы в организацию связи 31 марта.

Таким образом, событие правонарушения отсутствует.

В целом, административная ответственность юридических лиц – это один из видов юридической ответственности, который заключается в применении административного наказания к юридическому лицу, совершившему административное правонарушение, уполномоченным органом или должностным лицом.

Соответственно административным правонарушением юридического лица признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое действующим законодательством установлена административная ответственность.

Причем, для юридических лиц КРФоАПом не установлены формы вины. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КРФоАПом или законами Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В большинстве случаев в качестве наказания юридическим лицам назначается административный штраф. При этом административные штрафы для юридических лиц могут устанавливаться до одного миллиона рублей, а за нарушение антимонопольных правил, при осуществлении торговой деятельности, а также за нарушение требований к условиям заключения договора поставки продовольственных товаров при осуществлении торговой деятельности, вовсе до пяти миллионов рублей. Как видно суммы не маленькие, а для некоторых просто неподъемные.

Для человека, впервые столкнувшимся с КРФоАП, разобраться что там в нем и к чему написано, очень трудно. По моему мнению, КРФоАП написан очень криво, его, как и Налоговый кодекс Российской Федерации, видимо, надо читать справа налево и сзади наперед.

Соответственно и сам административный процесс, процесс производства по делам об административных правонарушениях, недостаточно четко регламентирован.

Как говорится «суха теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет».

Если некоторые контролирующие органы достойно справляются со своей функцией по рассмотрению дел об административных правонарушениях, то часть сотрудников некоторых административных органов вообще не имеет никакого представления об административном процессе.

Так вот, безграмотность сотрудников контролирующих органов, нередко бывает причиной того, что административные правонарушения юридических лиц остаются безнаказанными (естественно не без помощи квалифицированных юристов).

Кроме того, относясь поверхностно к своим обязанностям, сотрудники некоторых контролирующих органов забывают про такие задачи административного производства как всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела и разрешение его в соответствии с законом.

В результате, выносятся незаконные постановления о привлечении к административной ответственности.

Написать комментарий

      Получите консультацию прямо сейчас!

      СИТУАЦИЯ

      РЕШЕНИЕ

      Жалобу подаёт гражданин Должна быть подписана простой либо усиленной квалифицированной электронной подписью
      Жалобу подает организация Обязательна усиленная квалифицированная электронная подпись

      Крайний срок на подачу жалобы может быть разный:

      ЧТО ОБЖАЛУЕТСЯ

      КОГДА УСПЕТЬ ПОДАТЬ ЖАЛОБУ

      Решение, действия (бездействие) 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав
      Предписание контрольного (надзорного) органа 10 рабочих дней с момента получения

      В случае пропуска срока по уважительной причине он может быть восстановлен. Для этого надо подать соответствующее ходатайство.

      До принятия решения по жалобе её можно отозвать. Но тогда повторно подать по тем же основаниям уже нельзя.

      Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения. Тогда в течение 2-х рабочих дней со дня регистрации жалобы будет принято одно из решений:

      • о приостановлении исполнения обжалуемого решения;
      • об отказе в этом.

      Подавшему жалобу сообщат об этом в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения.

      Основные вопросы рассмотрения жалобы определяется положение о соответствующем виде контроля. В частности, определяет иерархию в этом вопросе.

      ВИД ЖАЛОБЫ/СИТУАЦИЯ

      КТО РАССМАТРИВАЕТ ЖАЛОБУ

      На решение территориального контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц Руководитель (его зам) этого территориального органа либо вышестоящий орган
      На действия (бездействие) руководителя (его зама) территориального контрольного (надзорного) органа Вышестоящий орган
      Отсутствие территориального контрольного (надзорного) органа

      Обжалование решений центрального аппарата контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц

      Руководитель контрольного (надзорного) органа

      Положением о виде контроля может быть предусмотрено создание в контрольном (надзорном) органе из числа его должностных лиц коллегиального органа для рассмотрения жалоб.

      Чем отличается протокол от постановления?

      Протокол

      Постановление

      Как привлекают к административной ответственности?

      Кому обжаловать привлечение к административной ответственности?

      Общие положения

      Обжалование в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу

      Обжалование в суде

      Как будет рассматриваться ваша жалоба?

      Процедура привлечения граждан к административной ответственности включает два этапа: возбуждение дела об административном правонарушении (составление протокола об АП) и рассмотрение дела об административном правонарушении (вынесение постановления по делу об АП).

      Как обжаловать административный штраф в суде самостоятельно

      Составленный протокол об административном правонарушении вместе с другими материалами дела передается на рассмотрение должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении или в суд (ст. 22.1 КоАП РФ) – на этой стадии решается вопрос о привлечении гражданина к административной ответственности.

      Возможны два варианта:

      1. начальник отдела МВД или его заместитель самостоятельно вынесет постановление и привлечет вас к ответственности;

      2. все материалы полиция передаст в суд, который будет принимать решение по существу.

      Именно на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении у гражданина самые высокие шансы для успешной защиты. Именно поэтому крайне важно участвовать в этом процессе. В случае, если по делу будет принимать решение начальник отдела полиции лично, информация о месте и времени его рассмотрения должна быть обязательно указана в протоколе, если материалы передадут судье, вас должны вызвать повесткой, однако на практике вас могут вызвать в полицию и вручить повестку в суд.

      Важно: требуйте у сотрудника полиции выдать вам копию протокола об административном правонарушении. Не подписывайте протокол до тех пор, пока вам не вручили его копию. Если, несмотря на это, вам все равно откажутся ее предоставлять – письменно запросите его в отделе полиции.

      Постановление о привлечении к административной ответственности обжалуется:

      — вышестоящему должностному лицу (если его вынес зам. начальника отдела МВД – то начальнику отдела);

      — в вышестоящий орган (постановление начальника отдела МВД обжалуется начальнику Управления МВД по городу);

      — в суд (если постановление вынесли в полиции, то в районный суд, если районный суд – в суд субъекта).

      В обязательном порядке вас должны вызвать в суд (несудебный орган) для рассмотрения вашей жалобы. При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в обязательном порядке проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления (пп.8 п.2 ст. 30.6 КоАП РФ). При этом в полной мере исследуются все материалы дела, заслушиваются объяснения лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении. При необходимости могут быть также заслушаны показания других лиц. В процессе вы сможете заявлять ходатайства, давать отводы, опрашивать свидетелей, представлять свои доказательства и ходатайствовать об их истребовании в случае, если вы не можете получить их самостоятельно.

      По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено одно из следующих решений (ст. 30.7 КоАП РФ):

      1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения: это значит, что суд/должностное лицо посчитал, что вы совершили правонарушение и все оформлено корректно;

      2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление: например, вам снизили сумму штрафа. Увеличить ее не могут.

      3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу: вы ни в чем не виноваты или истекли сроки давности, в общем – наказания не будет;

      4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение: вопрос о том, было ли совершено вами правонарушение, будет рассмотрен заново;

      5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, государственным органом, должностным лицом. Вопрос о том, было ли совершено вами правонарушение, будет рассмотрен заново в другом суде/другим органом.

      РТН выдал акт, в акте указал все замечания, которые были найдены в ходе проверки. По данному акту есть замечания, которые были устранены в ходе проверки, с отметкой «Устранено, в ходе проверки», Ростехнадзор говорит, что все равно будет штраф (якобы замечания найдены и все равно устранены, не устранены, мы ж их нашли, значит, штраф).

      Обязаны ли писать в акте особое мнение, что с данными пунктами не согласны и перечислить их?

      Ростехнадзор вписал в акт замечания (по документам) те, которые он даже не просил (документы), а пишет, что не предоставлены. Хотя на момент проверки эти документы даже не запрашивались официально.

      Как обжаловать предписания и постановления госинспекторов

      Номер дела: 12-6/2018

      Дата начала: 11.04.2018

      Суд: Краснознаменский районный суд Калининградской области

      Судья: Бондаренко О.С.

      Статьи КоАП: 9.1

      Стороны по делу (третьи лица)
      Вид лица Лицо Перечень статей Результат
      Директор М. «. С. В. А. Статьи КоАП: 9.1
      Движение дела
      Наименование события Результат события Основания Дата
      Материалы переданы в производство судье 12.04.2018
      Судебное заседание 25.04.2018
      Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ 25.04.2018
      Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 03.05.2018

      12-6/2018

      Р Е Ш Е Н И Е

      25 апреля 2018 года г. Краснознаменск

      Судья Краснознаменского районного суда Калининградской области Бондаренко О.С., при секретаре Вислобоковой Л.И.,

      рассмотрев жалобу директора МУП «Краснознаменсктеплосеть» Селиванова В.А. на постановление государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Калининградской области Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Центральное управление Ростехнадзора) от 27 марта 2018 г. № 8.2-Пс/0049-0174- првн-2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении должностного лица — директора МУП «Краснознаменсктеплосеть» Селиванова Владимира Алексеевича,

      УСТАНОВИЛ:

      Постановлением государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Калининградской области Центрального управления Ростехнадзора от 27 марта 2018 г. № 8.2-Пс/0049-0174- првн-2018 директор МУП «Краснознаменсктеплосеть» Селиванов В.А. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20000 руб. Так, Центральным управлением Ростехнадзор в период с 15 по 21 марта 2018 г. при проведении плановой выездной проверки соблюдения МУП «Краснознаменсктеплосеть» лицензионных требований при эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта «система теплоснабжения» peг. № А21-06778-0001, III класс опасности, расположенного по адресу: 238730, Калининградская область, г. Краснознаменск, ул. Антипенкова д.23, ул. Майская, д. 1а, пер. Больничный, д. 5, было установлено, что МУП «Краснознаменсктеплосеть», допущено нарушение требований промышленной безопасности — отсутствие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II III классов опасности на выполнение работ по использованию воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах.

      Директор МУП «Краснознаменсктеплосеть» Селиванов В.А., не согласившись с указанным постановлением обратился в суд с жалобой, в которой указывает, что им как должностным лицом принимались все зависящие от него меры по получению лицензии, таким образом у него, как у директора МУП « Краснознаменсктеплосеть» отсутствовало пренебрежительное отношению к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Кроме того, он приступил к выполнению необходимых мероприятий: 19.09.2017 года заключен договор № б/н на предоставление технических услуг с ООО «»; 01.10.2017 года заключен контракт на выполнение работ по техническому обслуживанию котельных в г. Краснознаменске Калининградской области с ООО «»; 01.10.2017 года заключен договор на выполнение работ по техническому обслуживанию котельных в г. Краснознаменске Калининградской области с ИП «ФИО4»; 20.11.2017 года заключен договор №/пб на проведение экспертизы промышленной безопасности зданий котельных по адресам: Калининградская область, г. Краснознаменск, ул. Майская, д. 1а; ул. Антипенкова, д. 23, пер. Больничный, д. 5 с ООО «»; 20.11.2017 года заключен договор №/пб на выполнение работ по проведению экспертизы промышленной безопасности газового оборудования котельных по адресам: Калининградская область, г. Краснознаменск, ул. Майская, д. 1а; ул. Антипенкова, д. 23; пер. Больничный, д. 5 с ООО « 02.08.2017 года застрахована гражданская ответственность за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; 27.09.2016 года эксплуатируемая предприятием сеть газопотребления зарегистрирована в государственном реестре опасных производственных объектов. Работники, непосредственно допущенные к отслеживанию технического состояния объекта, имеют соответствующие удостоверения. Считает, что управлением Ростехнадзора дана неверная квалификация административного правонарушения по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, поскольку в действиях МУП «Краснознаменсктеплосеть» усматривается событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. В связи с чем, полагает возможным обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить за малозначительностью административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.

      В судебном заседании представитель директора МУП «Краснознаменсктеплосеть» Селиванова В.А.- Молотков А.В., действующий по доверенности, просил отменить оспариваемое постановление, при этом указал, что лицензия №ВХ-21-026874 от 04.07.2017 года переоформлена на основании решения лицензирующего органа – приказа от 29 марта 2018 года №К-16. В связи с чем, просил отменить постановление в связи с отсутствием состава правонарушения. В ходе проведенной проверки иных нарушений в области промышленной безопасности выявлено не было. Вменено только отсутствие лицензии, что в свою очередь влечет ответственность по ст.14.1 КоАП РФ.

      Порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях установлен главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

      Право на обжалование предоставлено лицу, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшему, законным представителям (защитникам) юридических и физических лиц.

      В соответствии с частью 1 статьи 30.3. КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

      Отсчет срока начинается со следующего дня после даты вручения или получения копии постановления лицом, правомочным его обжаловать. Момент окончания срока определяется по общим правилам исчисления сроков. Срок истекает в 24 часа последнего десятого дня. Если окончание срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день. Если жалоба отправлена по почте, момент ее подачи определяется по почтовому штемпелю дня сдачи на почту.

      Постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. В иных случаях постановление по делу об административном правонарушении обжалуется в суд общей юрисдикции.

      Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается непосредственно в соответствующий суд с приложением необходимых документов.

      Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подписывается заявителем или его представителем (защитником). В жалобе должны быть указаны: наименование суда, в который подается жалоба, наименование административного органа, принявшего оспариваемое постановление, название, номер, дата принятия оспариваемого постановления и иные сведения о нем; права и законные интересы заявителя, которые нарушены, по его мнению, оспариваемым постановлением; требование заявителя и основания, по которым он оспаривает постановление административного органа; перечень прилагаемых документов.

      К жалобе на постановление по делу об административном правонарушении прилагаются текст оспариваемого постановления, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии жалобы в административный орган, принявший постановление.

      В статье 30.7 КоАП РФ установлено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

      1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

      2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

      3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

      4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

      5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

      1. Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по осуществлению федерального государственного надзора в области промышленной безопасности (далее — Административный регламент) устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых Ростехнадзором и его территориальными органами в процессе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями Ростехнадзора (территориального органа Ростехнадзора) и должностными лицами Ростехнадзора (территориального органа Ростехнадзора), между Ростехнадзором (территориальным органом Ростехнадзора) и физическими лицами или юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями в процессе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

      Как обжаловать привлечение к административной ответственности?

      4. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора) (с указанием их реквизитов и источников официального опубликования), размещается на официальных сайтах Ростехнадзора и его территориальных органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть Интернет), в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных услуг (функций)» (далее — федеральный реестр) и в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).

      5. Предметом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности является соблюдение юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными лицами (далее соответственно — юридические лица, индивидуальные предприниматели) в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности требований, установленных Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2018, N 31, ст. 4860) (далее — Федеральный закон N 116-ФЗ), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности, а также соответствие указанным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования, материалов и осуществляемых технологических процессов, а в случае, если деятельность в области промышленной безопасности осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями с применением обоснования безопасности опасного производственного объекта, соблюдение требований такого обоснования безопасности (далее — обязательные требования).

      6. Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности ведется за осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями следующих видов деятельности в области промышленной безопасности:

      1) проектирование, эксплуатация, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта;

      2) изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;

      3) проведение экспертизы промышленной безопасности.

      7. При осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в соответствии со статьей 38 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 823; 2018, N 31, ст. 4861, N 45, ст. 6824) (далее — Закон о недрах), Ростехнадзором и его территориальными органами также осуществляется:

      1) государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами (государственный горный надзор);

      2) федеральный государственный пожарный надзор (на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения).

      При осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст. 5140, 2018, N 49, ст. 7521) Ростехнадзором и его территориальными органами также осуществляется государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, в рамках полномочий, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 407 «Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза и технических регламентов Евразийского экономического союза» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 20, ст. 2501; 2019, N 8, ст. 780) (далее — Постановление Правительства N 407).

      8. Должностные лица Ростехнадзора и его территориальных органов при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право :

      Пункт 10 Положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. N 1170 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 48, ст. 6679; 2018, N 10, ст. 1514) (далее — Положение о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности).

      1) запрашивать и получать на основании мотивированного письменного запроса от юридического лица, индивидуального предпринимателя информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;

      2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Ростехнадзора, его территориальных органов о назначении проверки посещать опасные производственные объекты и проводить обследования используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, а также проводить необходимые исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;

      3) выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

      4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

      5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;

      6) давать указания о выводе людей с рабочих мест в случае угрозы жизни и здоровью работников;

      7) запрашивать, после принятия распоряжения (приказа) о проведении проверки, необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

      9. Должностные лица Ростехнадзора и его территориальных органов при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в пределах своей компетенции обязаны:

      1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;

      2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;

      3) проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя Ростехнадзора, его территориальных органов о проведении данной проверки в соответствии с ее назначением;

      4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя Ростехнадзора, его территориальных органов;

      5) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

      6) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

      11. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

      1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

      2) получать от Ростехнадзора, его должностных лиц, территориальных органов, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом N 294-ФЗ;

      3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Ростехнадзора (его территориальных органов);

      4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Ростехнадзора (его территориальных органов), повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

      5) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке;

      6) в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений обязательных требований в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки представить в Ростехнадзор (его территориальный орган) в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в Ростехнадзор (его территориальный орган). Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица;

      7) осуществлять защиту своих прав и (или) законных интересов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

      8) знакомиться с документами и (или) информацией, полученной должностными лицами Ростехнадзора и его территориальных органов в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;

      9) представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в Ростехнадзор (его территориальный орган) по собственной инициативе.

      12. При проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

      13. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам Ростехнадзора, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц Ростехнадзора и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам.

      14. Результатами исполнения государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) являются:

      1) составление по результатам проверки акта и его вручение проверяемому лицу;

      2) выдача проверяемому лицу предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований (в случае выявления нарушений обязательных требований);

      3) принятие мер по привлечению к административной ответственности лиц, допустивших выявленные (при наличии) нарушения обязательных требований, предусмотренных положениями Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2019, N 25, ст. 3163).

      Сегодня при несогласии с решением органа власти или действиями должностного лица в большинстве случаев можно сразу обратиться в суд с жалобой и потребовать отменить решение как незаконное или признать действия чиновника противоправными. Лишь по некоторым категориям дел до обращения в суд необходимо подать жалобу в вышестоящий орган власти. Так, если межрайонная налоговая инспекция неправильно посчитала размер транспортного налога, требуется обратиться в управление налоговой инспекции по региону, и только после отказа в удовлетворении жалобы можно идти в суд. Обязательное досудебное обжалование применяется по спорам с Росреестром, например в случае отказа в совершении регистрационных действий.

      Новый порядок распространяется только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Рядовые граждане по-прежнему смогут обжаловать решения органов власти и действия чиновников сразу в суд. Кроме того, нововведения коснутся только контрольно-надзорной деятельности, в других сферах споры с властными инстанциями будут решаться по-старому.

      Хотя Закон о государственном и муниципальном контроле вступает в силу в июле текущего года, полностью порядок обжалования решений чиновников изменится только 1 января 2023 г. С этой даты по всем без исключения спорам с органами власти, в том числе с местными, перед обращением в суд необходимо будет подать жалобу в вышестоящий орган. Лишь после вынесения им решения об отказе в удовлетворении требований можно идти в суд.

      Однако по некоторым делам досудебный порядок станет обязательным уже с 1 июля 2021 г., например в области государственного пожарного надзора. Все виды контроля, для которых досудебный порядок должен применяться уже в этом году, Правительство РФ определило в Постановлении от 28 апреля 2021 г. № 663. В перечень включены 62 вида федерального госконтроля (надзора), который осуществляют 19 ведомств, в том числе ФНС, ФССП, МЧС, Ростехнадзор, Ростуризм, Роструд, Росреестр, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Минпромторг, Рособрнадзор и др.

      Очевидным достоинством преобразований является приведение к единству досудебного порядка обжалования решений государственных органов и действий их должностных лиц. Теперь процедура подачи всех жалоб руководству чиновников и порядок их рассмотрения регулируются одним законом. Это очень удобно: не нужно перечитывать многочисленные разрозненные законы и постановления, чтобы понять, как и куда обращаться с жалобой. И все же необходимость оперирования несколькими нормативными документами отчасти сохранится. В любом случае потребуется обращаться к положениям о конкретных видах государственного контроля – в основном в них будут содержаться правовые нормы о досудебном оспаривании.

      Добавит комфорта электронное взаимодействие с государственными органами. Однако ощутимым недостатком могут стать последствия ведомственной солидарности. Как показывает практика, руководство редко отменяет решения своих подчиненных. В таких случаях для восстановления нарушенных прав все равно придется обращаться в суд. И тут досудебное обжалование лишь задержит решение проблем, приведет к затруднениям при судебном рассмотрении дела из-за давности событий и меньшей эффективности защиты прав.

      В заключение рекомендуем всем, на кого распространяются изменения, уже сейчас задуматься о создании и настройке личного кабинета гражданина или юридического лица на портале госуслуг. При частом взаимодействии с региональными и местными контролирующими органами следует организовать работу с региональным порталом государственных и муниципальных услуг.


      1 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

      Безусловно, оспаривать штрафы, вынесенные только лишь на основании заявления в ГЖИ, можно и нужно. Однако легче и правильнее будет не допускать их вынесения. Вот что можно сделать, чтобы предупредить возможные риски:

      1. Изучите перечень своих обязанностей по управлению МКД в зависимости от сезона, износа элементов дома и иных факторов.
      2. Уточните установленную законом периодичность выполнения обязательных работ.
      3. Разработайте план-график выполнения обязательных работ.
      4. Обзаведитесь инвентарем и спецтехникой для осуществления работ или заключите договоры со специализированными организациями.
      5. Контролируйте периодичность и качество выполнения обязательных работ.
      6. Фиксируйте факты выполнения работ наибольшим количеством средств и методов непосредственно после их выполнения. Например, с помощью актов за подписью УО/ТСЖ, представителей собственников, подрядной организации, фото, объявлений, отчетов и т.д.

      Обжаловать решения чиновников станет сложнее

      Эксплуатирующая ОПО организация или предприниматель имеют возможность оспорить и признать недействительным предписание Ростехнадзора двумя способами:

      1. Обратиться с жалобой в Главное Управление Федеральной службы Ростехнадзора в течение 10 дней с момента получения предписания;
      2. Обратиться с заявлением в суд по правилам Административного судопроизводства в течение трех месяцев с момента, когда заявитель узнал о нарушении своих прав, свобод и интересов.
      • Приказ Ростехнадзора №48 от 12.02.2016 г. об утверждении административного регламента по осуществлению контроля и надзора;
      • ФЗ №294 от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля …»;
      • Постановление Правительства РФ №840 от 16.08.2012 г. «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействия) …»;
      • ФЗ №59 от 02.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращения граждан …»;
      • Кодекс об административном судопроизводстве (правила подачи административного иска).

      Для обжалования предписания о нарушениях, выявленных Ростехнадзором в ходе проверки, организация может обратиться напрямую в суд.

      Срок подачи жалобы предусмотрен ст. 256 Гражданско-процессуального кодекса РФ и составляет 3 месяца с момента выдачи предписания.

      Порядок оспорения предписания Ростехнадзора через суд следующий:

      Этап №1. Подготовка документальных оснований

      Прежде чем обращаться в суд, заявителю необходимо подготовить документальные основания обоснованности жалобы. Такими документами могут выступать справки, акты, постановления, прочие документы, подтверждающие, что проверка Ростехнадзора проведена с нарушениями, а предписание о выявленных нарушениях выдано необоснованно.

      Этап №2. Составление искового заявления

      Представителю организации следует подготовить исковое заявление в свободной форме, указав в нем:

      • наименование судебного органа (районный суд общей юрисдикции);
      • информацию об организации (наименование, адрес, ИНН, КПП);
      • данные о заявителе (ФИО, основания для представления интересов);
      • дату составления документа.

      В тексте искового заявления необходимо четко и последовательно изложить обстоятельства, на основании которых заявитель считает предписание Ростехнадзора необоснованным. При описании обстоятельств и фактов следует ссылаться на документы (дата, номер решения о проведении проверки, акта проверки, т.п.) и нормативно-правовые акты (номера федеральных законов, постановлений правительства). Также в тексте иска должны быть перечислены номера и даты документов, оформленных в качестве приложений (акт проверки, предписание).

      Этап №3. Обращение в суд

      Представитель организации может обратиться с жалобой на предписание Ростехнадзора в районный суд общей юрисдикции, подав в судебный орган следующие документы:

      • исковое заявление (в 2-х экземплярах);
      • документы, подтверждающие изложенные в иске факты и оформленные в виде приложения;
      • уставные документы организации;
      • удостоверение личности представителя;
      • документы, подтверждающие права представителя (доверенность);
      • квитанция об уплате госпошлины.

      Обращение на оспорение предписания Ростехнадзора рассматривается в рамках стандартного судебного производства. В случае, если доказательства заявителя суд посчитает достаточными и обоснованными, будет вынесено решение о признании проверки недействительной, предписание, выданное Ростехнадзором по результатам такой проверки, будет аннулированно.

      В связи с тем что предписание Ростехнадзора является итогом проведения выездной проверки инспектором Ростехнадзора, основным нормативным правовым актом является Приказ Ростехнадзора №48 от 12.02.2016 г. Так же существуют нормативные правовые акты регулирующие данный процесс в зависимости от отраслевого назначения опасного производственного объекта.

      Выше мы указали что предписание на устранение нарушений практически всегда выдается только после проведения инспектором Ростехнадзора выездной проверки. Данные проверки, в соответствии с ФЗ-294 подразделяются на:

      — плановые проверки Ростехнадзора (документарная и(или) выездная);

      — внеплановые проверки ростехнадзора (документарная и(или) выездная).

      ВАЖНО: На опасных производственных объектах 4 класса опасности, плановые проверки не проводятся.

      При обнаружении нарушений требований промышленной безопасности в результате плановой или неплановой проверки, Ростехнадзор составляет Акт проверки и предъявляет нарушителю предписание об устранении выявленных нарушений. Так же в зависимости от ситуации в отношении должностного лица и(или) юридического лица может быть выписан штраф или вынесено письменное предупреждение.

      Предписание Ростехнадзора выдается в письменной форме, который в обязательном порядке оформляется сотрудником Ростехнадзора непосредственно после завершения проверки в двух экземплярах. Один из них вручается руководителю или иному должностному лицу, являющийся ответственным за исправление нарушений, либо его уполномоченному представителю вместе с актом проверки под расписку об ознакомлении. Основным документом регулирующим данную процедуру является Приказ Ростехнадзора №48 от 12.02.2016 г. «Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах».

      С 1 июля 2021 года обязательное досудебное обжалование для 62 проверок

      Инспектор Ростехнадзора в соответствии с пунктом 2 статьи 17 ФЗ-294 имеет право назначить внеплановую проверку с целью контроля исполнения предписания. Как правило инспектор назначает внеплановую проверку на дату окончания срока исполнения предписания.

      В случае полного или частичного неисполнения предписания Ростехнадзора в срок указанный в предписании, инспектор вправе составить протокол об административном правонарушении и наложить штраф на юридическое и(или) должностное лицо в соответствии с пунктом 11 статьи 19.5 КоАП РФ:

      «11. Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.».

      Если вы не согласны с нарушениями указанными в предписании Ростехнадзора, необходимо начинать обжаловать данное предписание сразу, а не дожидаться внеочередной проверки Ростехнадзора.

      Обжаловать решение вышеуказанного гос. органа можно как в суде, так и путем обращения непосредственно в соответствующее подразделение службы.

      Для досудебного разрешения спорного вопроса в территориальный орган подается жалоба, если:

      1. предписано устранить нарушение, а по мнению заявителя его не было;
      2. проведена незапланированная проверка, а также в случае необоснованного увеличения времени, отведенного на эти действия;
      3. безосновательно применен административный штраф или его размер несоразмерен нарушению;
      4. если служба не реагирует на факты противоправных действий, освещенных в общедоступных источниках информации.

      По данным основаниям жалоба рассматривается в тридцатидневный срок с момента регистрации. Время изучения и принятия решения в особых случаях может быть продлено на тридцать дней. Возможно продление сроков обжалования предписания, если трехмесячный срок не был соблюден. Для этого подается ходатайство с указанием причин пропуска. Жалобу можно подать лично, а также воспользоваться услугами почты, специализированных центров, интернетом, факсимильной связью.

      Правильно оформленная жалоба содержит:

      • точное название организации, куда направляется обращение;
      • данные того, чье решение обжалуется;
      • сведения о физическом или юридическом лице, подающем заявление;
      • информацию об обжалуемом решении;
      • обоснование несогласия.

      Веским аргументом в доказательной базе являются приобщаемые документы.

      Жалоба рассматривается подразделением службы, которое компетентно в данном вопросе. Если обжалуются действия руководителя, то его решение оценивается вышестоящей организацией.

      В ответе на жалобу указывается:

      • организация и данные лица, рассмотревшего обращение;
      • данные по обжалуемому решению;
      • сведения о заявителе;
      • результат рассмотрения;
      • время, которое дается на устранение нарушений;
      • процедура обжалования.

      При положительном решении, принимаются меры по восстановлению нарушенных прав заявителя.

      Внеплановая проверка организаций и предприятий проводится по нескольким причинам:

      1. Если предприятие не выполнило предписание об устранении нарушений, которое ранее выдавал Ростехнадзор (предписанием, является юридический документ, исполнение которого носит обязательный характер и подлежит наказанию в случае его не выполнения);
      2. Получение жалоб, уведомлений Ростехнадзором от различных организаций, граждан, государственных органов (например, жалоба о том, что деятельность приносит угрозу жизни человека либо животных, нарушает экологию, портит культурные и исторические памятники).

      На основании приказа руководителя Ростехнадзора произвести проверку по своему собственному решению, либо по поручению Правительства РФ, Президента РФ.

      О внеплановой проверке орган должен предупреждать руководителей организаций не позднее, чем за двое суток до её проверки. Орган без предупреждения может произвести внеплановую проверку только тех организаций, которые неоднократно не выполняли условия предписания и нарушали границы законодательства.

      Внеплановая проверка проводится для того, чтобы узнать соблюдает ли предприятие законодательство, выполняет ли требования закона, а если ранее были выявлены факты нарушения, то проверяется устранение данных нарушений.

      Данная проверка должна согласовываться с органами прокуратуры о проведении, иначе она может быть признана незаконной. Органы прокуратуры должны выслать письменное согласие о необходимости проведения данной проверки. Ростехнадзор во время проверки должен предъявлять факты компаниям о нарушении (причем поступившие жалобы со стороны третьих лиц в счёт не входят), иначе проверку также могут признать незаконной.

      Иногда компании полагают, что обжалование камеральной проверки можно заменить уточненной декларацией. Эти заблуждения основаны на том, что таким способом обычно прерывают камеральную проверку. Например, когда компания получила требование из налоговой инспекции о предоставлении документов (информации) или пояснений.

      Поскольку камеральная проверка имеет более узкую специализацию, чем выездная, то многие компании не привлекают к процессу обжалования сторонних специалистов. Однако если речь идет о значительных суммах, то сторонний юрист может увидеть возможности их уменьшения на основании огромного опыта работы с другими компаниями.

      Подробнее

      При проведении различных проверок на соблюдение закона, органы власти составляют предписание (отчёт об выявленных фактах либо нарушениях), оно подлежит обязательному исполнению организациями. В случае несогласия с предписанием органами государственной власти организации могут обжаловать его.

      ПОЛЕЗНО: смотрите видео по обжалованию решений государственных органов и пишите свой вопрос в комментариях ролика для получения совета адвоката

      Обжаловать предписание можно несколькими способами:

      1. Обратиться в вышестоящие органы над Ростехнадзором;
      2. Рассмотрение заявление органами, выдавшими предписание;
      3. Обжаловать предписание можно путём обращения в судебные органы с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти и их должностных лиц.

      Граждане и организации, могут обратиться в арбитражный суд, если предписание затрагивает их права в сфере предпринимательской и экономической деятельности, если нет, то они обращаются в суд общей юрисдикции.

      Определившись с местом обращения, подаётся заявление с приложенными документами. В гражданском процессе срок рассмотрения дела по существу составляет три месяца с момента, когда стало известно о нарушенных в предписании правах. В арбитражном процессе срок рассмотрения также составляет три календарных месяца.

      Предписание можно также обжаловать, подав жалобу на предписание в этот же государственный орган, который его вынес, либо в вышестоящий федеральный орган. Правила подачи и приема жалоб на решения и действия (бездействия) органов регламентируется отдельными правилами, установленные законодательством.

      Подавать жалобу на предписание, нужно соответственно в определенный территориальный орган, указав его в жалобе. Если жалоба подаётся в вышестоящий орган, то обратиться можно и через территориальный, либо непосредственно через его.

      Прием жалоб осуществляется в письменной форме лично либо через электронную почту. Жалоба рассматривается органами в течение 15 рабочих дней со дня её регистрации.

      Жалоба составляется в стандартной форме, в ней главное указать доводы, на основании которых заявитель не согласен с предписанием Ростехнадзора, на основании чего он считает предписание необоснованным, неправильным. По окончанию рассмотрения жалобы принимается решение об её удовлетворении либо об отказе в удовлетворении жалобы. Ответ заявителю отправляется в письменной форме на следующий день после принятия решения.

      При проведении ревизии инспектор руководствуется следующей нормативной базой:

      • Федеральный закон № 294-ФЗ регулирует взаимоотношения между проверяющей стороной и контролируемой организацией.
      • Закон № 116-ФЗ вносит главные определения в части промышленной безопасности.

      Кроме основных перечисленных форм, существуют определенные регламенты и постановление Ростехнадзора, в рамках которых осуществляется проверка по каждому виду надзора.

      В полномочия инспектора входит:

      • Посещение контролируемых организаций.
      • Контроль требуемой документации.
      • Анализ проведения технических расследований.
      • Выдача рекомендаций по устранению нарушений.
      • При обнаружении угрозы жизнедеятельности людей – осуществление их вывода с рабочих мест.
      • Привлечение к административнoй ответственности виновных лиц.

      Предлагаем ознакомиться Какие документы нужно менять после свадьбы при смене фамилии: полный список на 2020 год
      При проверке специалисты могут допускать ошибки, на которые нужно обратить внимание, ведь в таком случае этот факт можно использовать при обжаловании вынесенного решения.

      Когда Ростехнадзор или любые другие государственные органы выносят предписание, в нем указывается срок для исправления нарушений, либо исполнение требований, если таковые имеются. В срок, организации могут не уложиться, поэтому составляют ходатайство о продлении срока, это в том случае, если причины пропуска исполнения предписания, были уважительными. Продление срока регламентируется соответствующими административными регламентами Ростехнадзора, на основании которых лицо, в течение 10 дней с момента пропуска срока исполнения предписаний, может обратиться с мотивированным ходатайством об его продлении.

      Ходатайство подаётся на имя руководителя соответствующего территориального органа, с указанием данного органа.

      В ходатайстве указываются следующие особенности:

      • Указать дату и место принятия предписания, когда была проведена проверка (плановая или внеплановая), на основании чего было вынесено предписание;
      • Указать какие имелись нарушения либо угрозы, перечислить требования, которые были указаны в предписании, указать составлялся ли акт с нарушениями, указать проводились ли мероприятия по устранению данных причин;
      • Указать доводы, на основании чего данное предписание не может быть выполнено в срок (препятствие, неуспеваемость, затрудненность).

      Как оспорить предписание Ростехнадзора

      Действующее законодательство предусматривает два порядка обжалования решений контролирующих органов — административный и судебный. Мы рассмотрим оба, а также расскажем про преимущества и недостатки.

      Статья 23 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 18.07.2011, с изм. от 21.11.2011; далее — Федеральный закон № 294-ФЗ) предусматривает два возможных способа защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: 1) в административном (внесудебном) порядке, то есть посредством обращения с жалобой в вышестоящий орган государственного контроля (надзора) или орган муниципального контроля либо к вышестоящему должностному лицу; 2) в судебном порядке, то есть посредством обращения с соответствующим заявлением в суд общей юрисдикции или арбитражный суд.

      При подготовке к проведению и проведении проверок сотрудники любого контролирующего ведомства (в том числе и Роспотребнадзора) обязаны соблюдать требования нормативных правовых актов, регламентирующих порядок проведения проверок (Федерального закона № 294-ФЗ, Административного регламента и других нормативных актов). Однако на практике должностные лица территориальных органов Роспотребнадзора нередко допускают различные нарушения требований действующего законодательства, в том числе и грубые нарушения.

      Например, Федеральным законом № 294-ФЗ установлен перечень грубых нарушений, которые могут быть допущены должностными лицами Роспотребнадзора при проведении проверки. К грубым нарушениям относятся:

      • несоблюдение сроков проведения плановых проверок (ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ);
      • отсутствие оснований для проведения плановой проверки (ч. 3 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ);
      • несоблюдение сроков уведомления о проведении плановой или внеплановой проверки (ч. 12 ст. 9, ч. 16 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ);
      • привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан и организаций (п. 7 ст. 2 Федерального закона № 294-ФЗ);
      • отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки (п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ);
      • несогласование с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя (ч. 5 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ);
      • нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства (ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 294-ФЗ);
      • проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя (заместителя) органа государственного или муниципального контроля (ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ);
      • затребование документов, не относящихся к предмету проверки (п. 3 ст. 15 Федерального закона № 294-ФЗ);
      • превышение установленных сроков проведения проверки (п. 6 ст. 15 Федерального закона № 294-ФЗ);
      • непредставление акта проверки (ч. 4 ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ);
      • проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план (ч. 3 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ);
      • проведение выездной проверки с участием экспертов и экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами (организациями) и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводится проверка (ч. 3 ст. 12 Федерального закона № 294-ФЗ).

      При наличии таких нарушений со стороны проверяющих организации (индивидуальному предпринимателю) целесообразно обращаться с жалобой непосредственно в Роспотребнадзор.

      Одним из распространенных нарушений, допускаемых должностными лицами Роспотребнадзора и его территориальных органов, является не уведомление организации или индивидуального предпринимателя в установленный срок о проведении плановой или внеплановой проверки (в случае, когда такое уведомление требуется). Такое нарушение относится к грубым нарушением законодательства при осуществлении контроля (пп. 1 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

      В данном случае даже при выявлении в организации или у индивидуального предпринимателя нарушений требований санитарного законодательства, законодательства РФ в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров результаты проверки могут быть признаны недействительными (отменены). Чтобы обжаловать итоги проведенной проверки, необходимо обратиться в Роспотребнадзор или в суд с соответствующим заявлением (письмо Минэкономразвития России от 30.12.2011 № д09-3425).

      Услуга Цена
      Защита по делам об административных правонарушениях, включая представление интересов организации в судебных и административных органах. от 40 000 рублей.

      В соответствии с Положением о Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401, Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контрольные функции государственного горного, энергетического, строительного, технологического и атомного надзора.

      Ростехназором в лице его территориальных органов проводятся плановые и внеплановые проверки, выездные и документарные. Виды и структура проведения проверок определены Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ.

      Следует знать, что:

      • По общему правилу плановые проверки проводятся не чаще чем раз в три года, в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере число проверок может быть выше;
      • Внеплановые проверки могут быть проведены в результате поступления сообщения граждан о возникновении угрозы или при невыполнении ранее вынесенного предписания;
      • Все проверки должны быть согласованы и на проведение проверки должно быть получено распоряжение о проведении выездной проверки.

      В случае выявления нарушений норм Федерального законодательства Ростехнадзор в пределах своих полномочий вправе наложить на организацию штраф предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Размер штрафа зависит от субъекта (физическое, юридическое или должностное лицо), а также от характера и последствия совершенного правонарушения, степени вины привлекаемого к ответственности лица, его имущественное и финансовое положение и иных существенных обстоятельств.

      ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) – нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности ОПО наложение штрафа: на граждан – от 2000 до 3000 рублей; на должностных лиц – от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года; на юридических лиц – от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
      ч. 2 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) –нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на ОПО влечет наложение штрафа: граждан – от 4000 до 5000 рублей; на должностных лиц – от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 1,5 лет; на юридических лиц – от 300 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
      ч. 3 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) – грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности ОПО наложение штрафа: на должностных лиц – от 40 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет; на юридических лиц – от 500 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
      ч. 4 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) – дача заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности (если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния) наложение штрафа: на должностных лиц – от 20 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 2 лет; на юридических лиц – от 300 000 до 500 000 рублей.
      ст. 9.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) –несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Эксплуатация опасных объектов (перечень дан в ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ), за исключением ввода в эксплуатацию, без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта наложение штрафа: на должностных лиц – от 15 000 до 20 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 2 лет; на юридических лиц – от 300 000 до 500 000 рублей.
      ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) –Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде Наложение административного штрафа: на граждан – от 100 до 300 рублей; на должностных лиц – от 300 до 500 рублей; на юридических лиц – от 3000 до 5000 рублей.
      ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) – Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль

      часть 11 статьи 19.5 –Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений

      влечет наложение штрафа: на должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет; на юридических лиц – от 400 000 до 700 000 рублей.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован.

      Для любых предложений по сайту: [email protected]