Ошибки в форме СЗВ-ТД: инструкция по исправлению для кадровика и бухгалтера
6,2 тыс. 0
\n\n
Фраза «субъекты МСП» расшифровывается как «Субъекты малого и среднего предпринимательства». К ним относятся средние, малые и микропредприятия. Также на практике для обозначения данной категории лиц применяется другая аббревиатура — СМП. Она расшифровывается как «Субъекты малого предпринимательства». В дальнейшем мы будем использовать данные термины как синонимы.
\n\n
Включение организации или ИП в реестр субъектов малого бизнеса дает возможность пользоваться различными льготами и мерами государственной поддержки. Данные привилегии установлены на федеральном, региональном и местном уровнях.
\n\n
Причем, речь идет не только о налоговых льготах. Перечень преференций, которые полагаются субъектам малого предпринимательства, гораздо шире. К ним относятся льготы при сдаче отчетности и ведении бухгалтерского учета, дополнительная защита денежных средств на счетах и др.
\n\n
Что касается налоговых преференций для СМП, то на сегодняшний день они устанавливаются исключительно на региональном и местном уровнях. Возможно введение льгот по уплате региональных и местных налогов (налога на имущество, земельного и транспортного налогов), а также льготных ставок по налогу на прибыль (в части, зачисляемый в региональных бюджет), единому налогу в рамках УСН.
\n\n
Единый реестр субъектов МСП: для чего он нужен и как в него попасть
Фраза «субъекты МСП» расшифровывается как «Субъекты малого и среднего предпринимательства». К ним относятся средние, малые и микропредприятия. Также на практике для обозначения данной категории лиц применяется другая аббревиатура — СМП. Она расшифровывается как «Субъекты малого предпринимательства». В дальнейшем мы будем использовать данные термины как синонимы.
Включение организации или ИП в реестр субъектов малого бизнеса дает возможность пользоваться различными льготами и мерами государственной поддержки. Данные привилегии установлены на федеральном, региональном и местном уровнях.
Причем, речь идет не только о налоговых льготах. Перечень преференций, которые полагаются субъектам малого предпринимательства, гораздо шире. К ним относятся льготы при сдаче отчетности и ведении бухгалтерского учета, дополнительная защита денежных средств на счетах и др.
VIDEO
Что касается налоговых преференций для СМП, то на сегодняшний день они устанавливаются исключительно на региональном и местном уровнях. Возможно введение льгот по уплате региональных и местных налогов (налога на имущество, земельного и транспортного налогов), а также льготных ставок по налогу на прибыль (в части, зачисляемый в региональных бюджет), единому налогу в рамках УСН.
Чтобы получить сведения о юрлице или ИП, необходимо в строке «поиск» ввести ИНН, ОГРН или ОГРНИП, наименование организации или ФИО ИП. Также возможен поиск по списку ИНН.
Выйдет следующая информация, которую при желании можно выгрузить в формате Excel:
наименование юрлица или ФИО ИП;
категория субъекта (микро-, малое или среднее предприятие);
ИНН;
место нахождения юрлица или место жительства ИП;
основной вид деятельности;
дата внесения сведений в реестр;
пометка о том, является ли субъект вновь созданным юрлицом или вновь зарегистрированным ИП;
наличие заключенных договоров, контрактов;
информация о производстве инновационной, высокотехнологичной продукции;
участие в программах партнерства;
сведения о полученных лицензиях.
Информационная база реестра включает сведения из налоговой отчетности, ЕГРЮЛ и ЕГРИП и других госисточников, которые предоставили информацию в ФНС. Сведения поступают автоматически, без участия предпринимателей. Но если компания не представляет сведения о среднесписочной численности работников и налоговую отчетность, то ФНС просто не внесет ее в реестр.
Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) – это организации и ИП, которые в соответствии с определенными условиями относятся к малым и средним предприятиям и сведения о которых внесены в единый реестр таких субъектов.
Нормативная основа – Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 №209-ФЗ.
I.I. Чтобы хозяйственное общество, хозяйственное товарищество, хозяйственное партнерство было отнесено к субъектам малого и среднего предпринимательства, оно должно соответствовать трем критериям:
1. Требования к организационно-правовым формам и к структуре уставного (складочного) капитала (должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований):
а. Участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества
Российская Федерация,
субъекты Российской Федерации,
муниципальные образования,
общественные организации,
религиозные организации (объединения),
благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов)
владеют суммарно не более чем 25% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 25% голосующих акций АО.
При этом участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества
иностранные юридические лица и (или)
юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства,
должны владеть суммарно не более чем 49% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 49% голосующих акций АО.
Если перечисленные субъекты не являются участниками хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, данный критерий также считается соблюденным.
Ограничение в отношении суммарной доли участия:
общественных объединений инвалидов,
иностранных юридических лиц и (или)
юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства
не распространяется на:
участников хозяйственных обществ – иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает 2 млрд рублей, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает 250 человек включительно (за исключением иностранных юридических лиц, государством постоянного местонахождения которых являются офшорные зоны;
на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным ниже (пп. «б»-«е» включительно).
б. Акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ от 22.02.2012 №156 «Об утверждении Правил отнесения акций и облигаций российских организаций, а также инвестиционных паев, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к ценным бумагам высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики».
в. Деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования .
г. Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» ».
д. Учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2015 г. №1459-р).
е. Участниками ООО являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения), и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее чем 25%.
Условие соответствия хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, хозяйственного партнерства какому-либо из указанных выше требований является первоочередным. Если организация не удовлетворяет ни одному из указанных критериев, проверка на соответствие последующим критериям не осуществляется.
Основной причиной является то, что организацией или ИП были нарушены сроки предоставления сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговой отчетности, которая позволяет определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год. Поэтому крайне важно правильно оформлять и своевременно подавать соответствующие отчетные документы в рамках налогового учета и отчетности. Кроме того, непредставление отчетности является основанием для исключения сведений об организации и ИП из реестра.
Не исключена также и техническая ошибка ФНС, либо непредставление сведений уполномоченными органами.
1. Кадровый учет
Главой 48.1 Трудового Кодекса РФ предусмотрено, что работодатели-микропредприятия вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и др.).
При этом вопросы, которые должны регулироваться соответствующими локальными нормативными актами, должны быть включены в трудовые договоры с работниками. Указанные трудовые договоры заключаются на основе типовой формы трудового договора, которая в настоящее время утверждена Постановлением Правительства РФ от 27.08.2016 №858 (актуальная редакция от 15.11.2019).
Как только микропредприятие переходит в категорию малого бизнеса, оно становится обязанным вести кадровый учет. В этом случае необходимо будет в течение четырех месяцев утвердить все необходимые кадровые документы.
2. Учет и отчетность
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
3. Закупки
3.1. По Федеральному закону от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
a. Правила обеспечения контракта для закупок среди субъектов малого предпринимательства.
При закупках у субъектов малого предпринимательства размер обеспечения рассчитывается исходя из цены контракта, а не начальной (максимальной цены контракта). При этом обеспечение не может быть меньше размера аванса. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать 10% начальной (максимальной) цены контракта (ч. 6 ст. 96 Федерального закона №44).
b. Победитель может вовсе не предоставлять обеспечение.
Субъекты малого предпринимательства, в соответствии с ч. 8.1 ст. 96 Федерального закона №44, могут не предоставлять обеспечение исполнения контракта, если у них есть опыт исполнения госконтрактов, который подразумевает, что:
контрактов должно быть не меньше трех в течение последних трех лет до даты подачи заявки,
контракты должны быть исполнены без применения к субъекту малого предпринимательства штрафов и неустоек,
сумма цен контрактов должна быть не меньше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
c. Заказчик должен вернуть обеспечение контракта и оплатить товары/работы не позже 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки (ч. 8 ст. 30 Федерального закона №44).
3.2. По Федеральному закону от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
a. Правила об обеспечении [2]. Если в документации о закупке, участниками которой являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, установлено требование:
к обеспечению заявки на участие, сумма обеспечения заявки не может превышать 2% от начальной (максимальной) цены договора (цены лота);
к обеспечению исполнения договора, сумма обеспечения договора не может превышать 5% от начальной (максимальной) цены договора (цены лота) или должна быть равна сумме аванса (если договором предусмотрена выплата аванса).
b. Максимальный срок оплаты по договору с субъектами малого и среднего предпринимательств составляет 15 рабочих дней со дня подписания акта-приемки [3]. При условии, если
закупка была проведена на общих основаниях,
участвовать в ней могли только субъекты малого и среднего предпринимательства,
субъекты малого и среднего предпринимательства выступали субподрядчиками.
4. Упрощенный порядок ведения кассовых операций [4]
Индивидуальные предприниматели, а также субъекты, отнесенные к малым предприятиям и микропредприятиям, вправе не устанавливать лимит остатка наличных денег в кассе.
5. Имущественная поддержка субъектов МСП
5.1. Предоставление имущества, находящегося в публичной собственности, во владение/пользование.
В соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ, органы исполнительной власти (и федерации, и субъектов), а также органы местного самоуправления утверждают перечни (а также до 1 ноября текущего года дополняют перечни) государственного имущества и муниципального имущества, которое используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам МСП.
5.2. Приобретение арендуемого публичного имущества [5].
По общему правилу, арендатор публичной собственности из числа субъектов МСП может без торгов выкупить это имущество, если:
оно находится в аренде не менее двух лет на день подачи заявления;
отсутствует задолженность по арендной плате и неустойкам;
имущество не включено в перечень имущества для поддержки малого бизнеса.
Более подробно об особенностях выкупа арендуемого публичного имущества читайте в материале Романа Речкина , старшего партнера INTELLECT, руководителя группы практик «Разрешение споров».
1. Снижены ставки по страховым взносам [7] в период с 01.04.2020 года до 31.12.2020 для плательщиков страховых взносов – организаций и ИП, включенных в реестр субъектов:
на обязательное пенсионное страхование – 22% (если выплата меньше МРОТ); в пределах лимита или свыше – 10% вместо 22%;
на обязательное медицинское страхование – 5% вместо 5,1%;
взносы в ФСС (по нетрудоспособности и материнству) не уплачиваются.
Пониженные ставки коснулись только выплат в пользу физического лица, которые определяются по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной МРОТ (федеральный МРОТ на начало года – 12 130 руб.).
2. Льготное кредитование [8]:
Банк России расширил программу рефинансирования по кредитам субъектам МСП.
27.04.2020 снижена процентная ставка по кредитам Банка России, направленным на поддержку кредитования субъектов МСП с 4% до 3,5% годовых.
3. Снижение надзорной нагрузки [9]: с 01.04.2020 до 31.12.2020 года действует мораторий на проведение проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, внесенных в единый реестр субъектов МСП.
К исключениям относятся проверки, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Также об указанных выше мерах поддержки субъектов МСП, введенных в связи с распространения COVID-19, читайте в материале Юлии Курмамбаевой , партнера INTELLECT, руководителя группы практик «Коммерческое право», руководителя практики «Налоговое право».
4. Отсрочка внесения арендных платежей за федеральное имущество [10].
Организации и ИП, включенные в единый реестр субъектов МСП, арендующие федеральное имущество, вправе воспользоваться правом на отсрочку уплаты арендных платежей за апрель – июнь 2020 года на срок не позднее 31 декабря 2021 года .
Некоторые категории арендаторов могут быть и вовсе освобождены от внесения арендных платежей за апрель – июнь 2020 года при соблюдении дополнительных условий:
a) осуществление деятельности в сфере:
авиаперевозок,
аэропортовой деятельности,
автоперевозок,
культуры,
организации досуга и развлечений,
физкультурно-оздоровительной деятельности и спорта,
туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма,
гостиничного бизнеса,
общественного питания,
дополнительного образования (в т.ч. негосударственные образовательные учреждения),
организации конференций и выставок,
оказания бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты).
b) договором аренды предусмотрено предоставление в аренду федерального имущества в целях его использования для осуществления указанного вида деятельности (видов деятельности);
c) наличие документов, подтверждающих использование соответствующего имущества для осуществления указанного вида деятельности (видов деятельности).
Аналогичные меры правительство рекомендовало реализовать по договорам аренды муниципального и регионального имущества.
5. Временные правила обеспечения контракта, обеспечения гарантийных обязательств для закупок по Федеральному закону №44-ФЗ от 05.04.2013 [11].
До 31 декабря 2020 года при осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта, за исключением случая, если контрактом предусмотрена выплата аванса.
Субъекты МСП: исчерпывающий ликбез
Какие предприятия могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства?
Может ли вновь учрежденный хозяйствующий субъект относиться к субъектам малого и среднего предпринимательства, в течение того года, в котором он зарегистрирован?
Почему на индивидуальных предпринимателей, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, продолжают начисляться страховые взносы?
Предусмотрена ли возможность рассрочки при уплате страховых взносов?
Какие программы поддержки малых и средних предприятий существуют?
Где можно получить финансовые средства для реализации проекта?
Где можно получить поддержку для реализации инновационного проекта?
Какую поддержку могут получить фермеры?
Могут ли малые и средние предприятия, осуществляющие производство (реализацию) подакцизных товаров, а также добычу (реализацию) полезных ископаемых получить финансовую поддержку?
Какую имущественную поддержку могут получить предприниматели?
Как выкупить арендуемое помещение у государства?
Как предприниматель может защитить свои права?
Какие программы поддержки малых и средних предприятий существуют?
В настоящее время на федеральном уровне сформирована многоканальная система финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которая состоит из следующих основных элементов:
программа поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе, реализуемая Минсельхозом России;
программа содействия самозанятости безработных граждан, реализуемая Минтрудом России;
комплекс мер, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере, реализуемый Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
программа поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемая Минэкономразвития России;
программы льготного кредитования и предоставления гарантий, реализуемые Внешэкономбанком;
программа гарантийной поддержки кредитования, реализуемая АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».
Одной из наиболее масштабных программ поддержки малого и среднего предпринимательства является программа, реализуемая Минэкономразвития России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».
В рамках программы средства федерального бюджета предоставляются Минэкономразвития России в виде субсидий субъектам Российской Федерации (при условии софинансирования расходов со стороны последних) на реализацию мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства на региональном уровне. Такой подход позволяет в дополнение к средствам федерального бюджета привлекать финансовые средства регионов, а также стимулировать регионы к реализации активной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства.
В реализации программы задействованы все регионы страны.
В рамках программы предусмотрен широкий спектр мероприятий поддержки для различных групп предприятий, в том числе:
поддержка лизинга малых компаний (субсидирование лизинговых платежей и уплаты первого взноса – до 15 млн. рублей, предоставление лизинг-гранта начинающим – до 1,5 млн. рублей на одного получателя поддержки);
модернизация производства (субсидирование расходов по уплате процентной ставки, приобретение оборудования до 15 млн. рублей на одного получателя поддержки);
грантовая поддержка начинающих (предоставление безвозмездной субсидии начинающему предпринимателю в размере до 500 тыс. рублей);
предоставление микрозаймов в рамках деятельности микрофинансовых организаций;
предоставление гарантий по кредитам в рамках деятельности региональных гарантийных организаций;
развитие социального предпринимательства (субсидирование расходов на создание центров инноваций социальной сферы в размере до 5 млн. рублей; создание частных дошкольных учреждений в размере до 15 млн. рублей; субсидии на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности до 1,5 млн. рублей; субсидии социальным предпринимателям до 1,5 млн. рублей).
развитие молодежного предпринимательства, в том числе создание центров молодежного инновационного творчества (предоставление субсидий на создание центров в размере до 7 млн. рублей на одного получателя поддержки):
имущественная поддержка со стороны бизнес-инкубаторов, промышленных парков и технопарков;
поддержка экспортно ориентированных малых компаний (создание центров поддержки экспорта).
При этом реализацию мероприятий, предусмотренных программой, осуществляет соответствующий уполномоченный орган в субъекте Российской Федерации.
Где можно получить финансовые средства для реализации проекта?
Ряд мероприятий программы поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемой Минэкономразвития России, направлен на расширение доступа малых и средних компаний к финансовым ресурсам, в том числе:
создание региональных микрофинансовых организаций, основная цель которых обеспечение доступа малых предприятий к финансовым ресурсам, посредством предоставления займов (кредитов) микро- и малым предприятиям. Микрофинансирование позволяет получить доступ к заемным средствам представителям малого бизнеса, которые по тем или иным причинам не могут воспользоваться традиционными банковскими продуктами (небольшая сумма кредита, отсутствие кредитной истории, удалённость населённого пункта и т.д.). При этом займы субъектам малого и среднего предпринимательства не должны превышать 1 млн. рублей, а срок займа составляет не более 36 месяцев.
создание региональных гарантийных организаций, основной целью которых является предоставление поручительств по обязательствам (кредитам, займам, договорам лизинга, договорам предоставления банковской гарантии и т.п.) малых и средних предприятий. Максимальный размер предоставляемого поручительства не превышает 70 % от объема обязательств малого и среднего предприятия перед финансовой организацией.
Для получения дополнительной информации о мероприятиях по финансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства рекомендуется обратиться в уполномоченный орган в субъек��е Российской Федерации.
Кроме того, в целях повышения доступности кредитных ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства акционерным обществом «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (АО «МСП Банк») реализуется отдельная программа поддержки.
Какую имущественную поддержку могут получить предприниматели?
Статьей 18 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что одним из видов поддержки является имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которая оказывается органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов:
на возмездной основе (по рыночным ценам);
на безвозмездной основе;
на льготных условиях (по ценам или условиям более выгодным, чем рыночные).
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства) с ежегодным — до 1 ноября текущего года дополнением таких перечней государственным имуществом и муниципальным имуществом.
Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также может быть отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с частью 2.1 статьи 9 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети «Интернет» на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и (или) на официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В частности, перечень недвижимого федерального имущества (за исключением земельных участков), свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), для предоставления во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержден распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 12 ноября 2015 г. № 818-р. Порядок предоставления предпринимателям имущества из данного перечня определен постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2010 г. № 645 «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества».
Кроме того, в соответствии со статьей 3 Федерального закона № 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства пользуются преимущественным правом на приобретение арендуемого имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности.
По вопросам получения имущественной поддержки можно также обратиться в специализированные организации инфраструктуры – бизнес-инкубаторы, промышленные парки и технопарки, осуществляющие деятельность в субъектах Российской Федерации.
Как выкупить арендуемое помещение у государства?
Субъекты малого и среднего предпринимательства пользуются преимущественным правом выкупа арендуемого ими имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации либо муниципальной собственности, в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Как предприниматель может защитить свои права?
Органами, обеспечивающими защиту нарушенных прав и законных интересов предпринимателей, являются:
1) Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Российской Федерации (далее – бизнес-омбудсмен) .
Правовое положение, основные задачи и компетенция бизнес-омбудсмена определены в Федеральном законе от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 78-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом № 78-ФЗ к полномочиям бизнес-омбудсмена относятся, в том числе, следующие полномочия:
обращаться в суд с целью признания недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных и муниципальных органов в случае, если оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности;
обжаловать вступившие в законную силу судебные акты судов, принятые в отношении заявителя, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
направлять в государственные и муниципальные органы, в решениях или действиях (бездействии) которых усматривается нарушение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, заключения с указанием мер по восстановлению прав и соблюдению законных интересов указанных субъектов;
направлять в государственные и муниципальные органы обращения о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
участвовать в выездных проверках организаций, проводимых в рамках государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Необходимо отметить, что согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона № 78-ФЗ законом субъекта Российской Федерации может учреждаться отдельная должность бизнес-омбудсмена в субъекте Российской Федерации.
Учитывая изложенное, по вопросу защиты нарушенных прав предприниматели могут обращаться к федеральному бизнес-омбудсмену (контактная информация: 127473, г. Москва, ул. Делегатская, д. 7, стр. 1, офис 216, тел.: (495) 649-18-23, официальный сайт: www.бизнес- омбудсмен.рф), либо к региональному бизнес-омбудсмену, действующему в субъекте Российской Федерации.
2) Прокуратура Российской Федерации (субъекта Российской Федерации) .
Осуществление надзора за соблюдением законов органами государственной власти и местного самоуправления отнесено к компетенции органов прокуратуры Российской Федерации. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов (Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
3) Судебные органы .
Защита прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, также может быть осуществлена в судебном порядке в соответствии с Гражданским или Арбитражным процессуальными кодексами Российской Федерации. При этом установлена возможность обжалования судебных решений (постановлений) в апелляционной, кассационной инстанциях, а также пересмотра судебных актов в порядке надзора или по вновь открывшимся (новым) обстоятельствам.
К началу страницы
В целях ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства соответствующие сведения представляются в Федеральную налоговую службу поставщиками.
Сведения представляются в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием официального сайта ФНС России в сети «Интернет», ежегодно с 1 по 5 июля, а в случае их непредставления в ФНС России в указанный срок могут представляться ежемесячно (с 1 по 5 число месяца).
Биржами представляется сформированный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, перечень акционерных обществ, акции которых обращаются на организованном рынке ценных бумаг и отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики.
Минобрнауки России представляется перечень хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования.
Фондом «Сколково» представляется реестр участников проекта, предусмотренный Федеральным законом от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».
Минэкономразвития России представляется перечень хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
Минпромторгом России представляется перечень хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности (в рамках класса 13 «Производство текстильных изделий», класса 14 «Производство одежды», класса 15 «Производство кожи и изделий из кожи» раздела С «Обрабатывающие производства» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности) и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превысила предельное значение, установленное подпунктом «б» пункта 2 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», но не превысила предельное значение, установленное в соответствии с пунктом 2.1 части 1.1 статьи 4 указанного Федерального закона.
Держателями реестров акционеров акционерных обществ, которые созданы до 1 декабря года, предшествующего текущему календарному году, и в составе сведений о которых в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о соответствующем держателе реестра акционеров акционерных обществ, представляется перечень акционерных обществ, соответствующих условиям, установленным подпунктом «а» пункта 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (за исключением условий, установленных абзацем третьим указанного подпункта).
Аудиторскими организациями представляется перечень обществ с ограниченной ответственностью, которые созданы до 1 декабря года, предшествующего текущему календарному году, и участниками которых являются иностранные юридические лица, соответствующие по состоянию на 1 января текущего календарного года условию, установленному абзацем вторым подпункта «а» пункта 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». При этом перечень аудиторских организаций, имеющих право представлять указанный перечень обществ с ограниченной ответственностью, представляется в ФНС России Минфином России.
Уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляется перечень субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия.
Общероссийскими общественными объединениями инвалидов и (или) их отделениями (территориальными подразделениями) представляется перечень обществ с ограниченной ответственностью, которые созданы до 1 декабря года, предшествующего текущему календарному году, и участниками которых являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения), в случае соответствия таких обществ с ограниченной ответственностью условиям, установленным подпунктом «ж» пункта 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». При этом перечень общероссийских общественных объединений инвалидов и их отделений (территориальных подразделений), имеющих право представлять указанный перечень обществ с ограниченной ответственностью, представляется в ФНС России Минюстом России.
Что дает статус малого или среднего предприятия
К началу страницы
В целях ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства соответствующие сведения представляются в Федеральную налоговую службу юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, сведения о которых внесены в указанный реестр (субъекты малого и среднего предпринимательства).
Сведения представляются в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием официального сайта ФНС России в сети «Интернет».
Субъектами малого и среднего предпринимательства представляются следующие сведения:
о производимой юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем продукции (в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности) с указанием на соответствие такой продукции критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции;
о включении юридического лица, индивидуального предпринимателя в реестры (перечни) субъектов малого и среднего предпринимательства — участников программ партнерства между юридическими лицами, являющимися заказчиками товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», и субъектами малого и среднего предпринимательства;
о наличии у юридического лица, индивидуального предпринимателя в предшествующем календарном году контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и (или) договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно ст. 4 закона «О развитии предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, к СМП (субъектам малого предпринимательства) причисляются различные хозяйственные субъекты, а именно:
индивидуальные предприниматели;
крестьянские (фермерские) хозяйства;
хозяйственные общества;
хозяйственные партнерства;
потребительские кооперативы;
производственные кооперативы.
Все они обязаны соответствовать главным и дополнительным критериям малого предпринимательства, обозначенным в законе 209-ФЗ. К ним имеют отношение основополагающие характеристики хозяйствования любой компании, а именно: численность работников, полученный доход и состав уставного капитала. На их основе определяется, можно ли считать организацию малой или ее необходимо причислить к иным категориям хозяйствующих субъектов. Рассмотрим, какими критериями характеризуется малое предприятие, более детально.
Существуют определенные обстоятельства, наступление которых приведет к тому, что организация потеряет статус малого предприятия. Естественно, это связано с тем, что оно не будет подпадать под критерии малых предприятий в 2020-2021 годах. К таким условиям относятся следующие моменты:
Если обстоятельства связаны с увеличением процента участия в уставном фонде выше предельного значения, то предприятие потеряет статус малого бизнеса. При этом моментом перехода в среднее или крупное предприятие считается дата внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении уставного капитала организации.
Если обстоятельства связаны с увеличением среднесписочной численности персонала или дохода от осуществления всех видов предпринимательской деятельности выше установленного законом предельного значения, статус малого сохраняется за предприятием в течение трех лет. По истечении упомянутого срока малое предприятие лишится этого статуса и станет средним или крупным в зависимости от значения данных критериев, о чем указано в п. 4 ст. 4 закона 209-ФЗ.
Чтобы иметь категорию малого предприятия, компании необходимо соответствовать критериям, указанным в законе 209-ФЗ. К ним относятся среднесписочная численность персонала, доход от осуществления всех типов деятельности и доля участия в уставном капитале. Если все условия соответствуют требуемым значениям, компания автоматически получает статус малого и вносится налоговыми органами в специальный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства России.
До 1 мая 2020 г. приостановлены взыскания штрафов и пеней (см. Федеральный закон от 01.04.2020 №102-ФЗ) — но только по решениям, принятым после 25 марта.
Приостановлена блокировка счетов, которая применяется для обеспечения возврата долгов.
Для компаний, попавших в перечень наиболее пострадавших отраслей бизнеса (туризм, авиаперевозки, культура, спорт, гостиничный бизнес, общепит и др.), взыскание налогов отложено до 1 мая.
С 1 апреля по 31 декабря 2021 г. действуют пониженные тарифы страховых взносов для субъектов МСП: совокупный тариф равен 15% (для выплат, превышающих МРОТ).
Отсрочка по арендным платежам — если арендодателем является государство (см. Распоряжение Правительства РФ от 19.03.2020 №670-р). Впрочем, если арендодатель не государство, арендатор также вправе обратиться к владельцу недвижимости с просьбой о предоставлении отсрочки или рассрочки (см. Федеральный закон от 01.04.2020 N 98-ФЗ). Такое обращение собственник обязан рассмотреть в течение 30 дней.
Мы перечислили меры поддержки, принятые на федеральном уровне. Несмотря на то что характеристика малого предприятия не отличается от региона к региону, власти регионов вправе установить собственные льготы для предприятий — следите за обновлением регионального законодательства.
Организацию не надо отдельно регистрировать и получать подтверждения того, что ваша фирма является субъектом МСП. Статус в дальнейшем тоже сохраняется автоматически. Достаточно того, что фирма или предприниматель соответствует перечисленным условиям. Причем даже если в течение одного или двух лет вы превысите установленные лимиты, статус предприятия сохранится. Изменение статуса происходит, только когда максимальные показатели количества сотрудников, величины доходов или долей в капитале не соблюдаются три календарных года, идущих подряд (ч. 4 ст. 4 ФЗ №209).
С помощью единого реестра вы можете быстро и без финансовых затрат получить сведения о конкретной компании или ИП. Для этих целей реестр используют государственные и муниципальные органы, а также потенциальные контрагенты. Кроме того, реестр используется при составлении перечня для участия в госзакупках или контрактах.
Проверить статус юрлица или ИП можно на официальном сайте ФНС. В ответ на запрос вы получите электронную выписку. Присутствие в реестре указывает на право компании или ИП на льготы и послабления, предусмотренные для малого и среднего бизнеса. Для подтверждения этих прав нужна только выписка из реестра СМП, иные документы не требуются.
Все данные из реестра малого и среднего предпринимательства размещены в открытом доступе на сайте налоговой. В единый реестр включаются следующие сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства (ч. 3 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ):
наименование юрлица или имя, фамилия и отчество ИП;
ИНН;
место нахождения юридического лица или место проживания индивидуального предпринимателя;
дата внесения данных в реестр;
категория субъекта предпринимательства (среднее или малое предприятие, микропредприятие);
среднесписочная численность сотрудников (при наличии информации);
отметка о том, что субъект является вновь зарегистрированным;
коды ОКВЭД и сведения о продукции или услугах;
данные об имеющихся лицензиях;
информация о заключенных государственных контрактах, обязательствах в партнерствах.
Реестр ведет налоговая на основании данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, а также поданных в ФНС сведений о среднесписочной численности работников, доходах и пр. Сведения о субъекте МСП в реестр вносят каждый месяц 10-го числа на основании данных, которые были у инспекции на 1 число месяца. Если вы выполняете все условия, вас включат в перечень МСП автоматически.
Дополнительно стоит учитывать:
с 10 января по 10 июня текущего берут сведения за календарный год, предшествующий предыдущему.
с 10 июля по 10 декабря текущего года берут сведений за прошлый календарный год.
Сами субъекты предпринимательства в налоговую не обращаются, все происходит автоматически. Дополнительные документы или заявление для включения в перечень не нужны.
Исключают сведения о юрлицах и ИП из реестра один раз в год — 10 июля текущего года. Это возможно в следующих случаях:
субъект не представил сведения о среднесписочной численности за предшествующий год;
субъект не сдал налоговую отчетность, позволяющую определить сумму доходов за предшествующий год;
субъект не отвечает условиям, установленным ст. 4 Закона № 209-ФЗ;
субъект прекратил деятельность в соответствии с данными ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
ИП и организации могут перейти из одной категории в другую, если их доходы или среднесписочная численность работников были выше или ниже предельных значений в течение трех лет подряд. Например, у ООО в 2018 году было 74 сотрудника, в 2019 году 102 сотрудника и в 2020 году 107 сотрудников. Организация в 2021 году будет считаться малым предприятием, так как показатель численности был превышен только в двух годах подряд.
Малое предприятие — критерии отнесения в 2020 — 2021 годах
Говоря о малом и среднем бизнесе и его критериях в 2020 году, следует отдельно упомянуть индивидуальных предпринимателей.
Выше мы отмечали, что ИП, фермерские хозяйства и кооперативы оцениваются исключительно по доходу и численности сотрудников. Но что касается ИП, тут есть нюансы:
при отсутствии нанятого персонала учитывается только доход предпринимателя;
ИП на патенте относятся к микропредприятиям (численность их работников не может превышать 15 человек, а размер выручки они не учитывают).
Сведения о юрлицах и ИП вносятся в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно 10 августа текущего календарного года. На основе сведений, имеющихся у налоговиков по состоянию на 1 июля текущего календарного года. Требование в отношении суммарной доли участия юриц, не являющихся субъектами МСП. В уставном капитале ООО в целях внесения сведений о таких обществах в Реестр учитывается при внесении сведений в Реестр, начиная с 2017 года.
Если до момента актуализации сведений Реестра 10 августа 2017 года участник ООО не являлся субъектом МСП (сведения о нем до указанного момента не могли быть включены в Реестр), условия по суммарной доле участия, не считаются соблюденными.
Таким образом, если ООО по состоянию на 1 июля 2017 года не соответствовало условию по суммарной доле участия юрлиц, не являющихся субъектами МСП. То сведения о нем в Реестре не содержатся.
Согласно Конституции РФ и ГК, любой гражданин имеет право на открытие ИП и организацию предприятия. Малый бизнес в России поддерживается на правительственном уровне и получает немалые льготы.
Малое и среднее предпринимательство — это коммерческая деятельность, характеризующаяся установленными критериями. К ним относится годовой доход, численность работников, доля в уставном капитале и т. д.
Малые предприятия считаются важным и наиболее гибким элементом рыночной структуры. Их деятельность направлена на выявление потребностей потребителей в товарах и услугах и их удовлетворении.
Важно! Малый и средний бизнес — важный фактор в стимуляции конкуренции. Чтобы завоевать клиентуру, предприятиям приходится соперничать между собой, благодаря чему выделяются наиболее жизнеспособные субъекты в рамках рыночной экономики.
Малым и микропредприятиям предоставляются различные формы государственной поддержки (субсидии, льготная аренда и т.д.). Большинство этих льгот предусмотрено региональным законодательством.
По соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться с лицами, поступающими на работу к работодателям — субъектам малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), численность работников которых не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания — 20 человек). Это правило установлено ст. 59 Трудового кодекса России. Для применения срочного трудового договора иными работодателями есть определенные ограничения, установленные той же статьей ТК РФ.
На счета и вклады в банках малых предприятий распространяется страхование вкладов государства — ст. 5 Федерального закона от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации». Соответствующие изменения были внесены Федеральным законом от 03.08.2018 N 322-ФЗ.
Малые предприятия в 2020 году — какие компании попадают в эту категорию
Коммерческая деятельность в Российской Федерации подлежит обязательной государственной регистрации. Законодателем определены временные границы и правила проведения этой процедуры. Новая бизнес-единица может быть зарегистрирована в виде индивидуального предпринимателя или юридического лица.
Частные (не бюджетные) коммерческие организации могут быть учреждены и поставлены на фискальный учёт, как товарищества, общества, акционерные общества, потребительские кооперативы и т. д. Организационно-правовая форма предприятия определяет полноту его прав и обязанностей, способы управления имуществом и порядок ведения предпринимательской деятельности.
При регистрации в налоговой службе ИП информация о новообразованном субъекте вносится в специальную базу данных – ЕГРИП (Единый гос. реестр ИП), при оформлении организации сведения о ней включаются в ЕГРЮЛ (Единый гос. реестр юр. лиц).
VIDEO
Первым и самым важным основанием для включения в этот перечень является государственная регистрация, пройденная согласно установленным требованиям. Получить статус субъекта МСП могут следующие хозяйствующие единицы:
Хозяйственные общества – организации с уставным капиталом, образованным из долей участников (в эту категорию входят акционерные общества (АО) и общества с ограниченной ответственностью (ООО))
Хозяйственные партнёрства – коммерческие организации, создаваемые, как правило, для ведения инновационного бизнеса
Производственные кооперативы – объединения отдельных физических (а если предусмотрено Уставом, то и юридических) лиц для осуществления совместной производственной деятельности, образованные на средства внесенных участниками паевых взносов
Потребительские кооперативы – группы людей и организаций, объединяющихся по принципу членства для удовлетворения общих потребностей в различных продуктах
Крестьянские фермерские хозяйства (КФХ) – предприятия, объединяющие людей, совместно владеющих недвижимостью, оборудованием или другим имуществом и вместе занимающихся ведением коммерческой деятельности, как правило, в аграрной сфере
Индивидуальные предприниматели – граждане, ведущие коммерческую деятельность без формирования юр. лица
Законодатель объединяет всех представителей МСП в три группы с учётом среднесписочной численности (ССЧ) работников за год: микропредприятия (не более 15 сотрудников), малые (до 100 сотрудников) и средние предприятия (от 101 до 250 трудящихся).
Для справки: ССЧ за год равна сумме ССЧ за все месяцы отчётного периода, делённой на двенадцать.
Общим условием причисления к малому и среднему бизнесу для каждой из этих категорий является соответствие суммарного годового дохода предприятий по всем направлениям их коммерческой деятельности установленным значениям.
Внимание! Согласно Постановлению Правительства РФ №265 от 4 апреля 2020 года, максимальная величина дохода для микропредприятий равна ста двадцати миллионам рублей, для малых – восьмистам миллионам рублей, для средних – двум миллиардам рублей.
Для АО, ООО и хозяйственных партнёрств, кроме перечисленных условий, действуют и дополнительные требования. Какие же организации относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства? Это организации, удовлетворяющие, как минимум, одному из этих требований:
ООО и АО, степень участия (доля в уставном капитале или объём голосующих акций) государства, регионов, муниципалитетов, а также общественных, религиозных организаций, фондов в которых суммарно не превосходит 25%, а степень участия зарубежных организаций и организаций, не относящихся к МСП, в совокупности не превосходит 49%
АО, акции которых, участвующие в торгах и имеющие рыночные котировки, являются ценными бумагами инновационной сферы экономики
организации, занимающиеся внедрением результатов собственной интеллектуальной деятельности
организации, имеющие статус участника проекта создания Инновационного Центра «Сколково»
организации, основателями которых являются юр. лица, на государственном уровне оказывающие содействие развитию инноваций (включённые в список, утверждённый распоряжением Правительства РФ №1459-р от 25.07.2015г.) – АО «РОСНАНО» и Фонд инфраструктурных и образовательных программ
На всех, кто является субъектами малого или среднего предпринимательства, распространяются меры государственной поддержки, определяющие их правовое положение.
В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ действует мораторий на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.
Каникулы не распространяются на налоговые проверки, проверки в области радиационной безопасности, атомной энергии и гостайны, контроль качества аудиторских организаций, федерального пробирного надзора, плановые проверки, по которым установлены категории риска и классы опасности.
Также не могут рассчитывать на каникулы ООО и ИП, которые:
за последние три года привлекались к административной ответственности за грубые нарушения, или их деятельность приостанавливали за административное правонарушение;
ведут деятельность в социальной сфере, образовании, здравоохранении, теплоснабжении, электроэнергетики и по лицензируемым видам деятельности.
Мораторий распространяется только на плановые проверки. Если вопреки мораторию организацию из реестра МСП проверят планово, это будет грубым нарушением, а результаты проверки будут недействительными.
Государство плотно работает над тем, чтобы обеспечить предприятиям комфортные условия для ведения своей деятельности. Преференции разрабатываются и внедряются для достижения следующих целей:
обеспечение выхода из тени самозанятого населения и его полная легализация;
создание новых рабочих мест и снижение общественной напряженности в обществе;
уменьшение расходов на безработицу, медицинское и пенсионное страхование со стороны государства;
развитие других видов деятельности.
Достичь такого результата помогают действующие налоговые льготы в виде специальных режимов налогообложения, субсидирование, финансовые и административные виды поддержки.
При соответствии с установленными законодательством критериями, субъекты получают множество льгот:
Также в Госдуму был внесен законопроект, освобождающий всех предпринимателей с 1 января 2016 года от надзорных проверок, если ранее они не были лишены лицензий и не допускали грубых нарушений в процессе ведения своей деятельности.
Итак, первое формирование и размещение сведений Единого реестра произошло 01.08.2016 по состоянию на 01.07.2016. В дальнейшем (в 2017 году и потом) сведения о принадлежности хозяйствующего субъекта к категории субъектов МСП будут обновляться ежегодно 10 августа соответствующего календарного года на основе тех данных, которые будут в распоряжении ФНС по состоянию на 1 июля (п. 1, 4 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ). При этом предусмотрено ежемесячное (10‑го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло соответствующее изменение) обновление отдельных видов сведений:Отключить рекламу
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим налогообложение, в том числе и малого бизнеса, является Налоговый кодекс РФ. Однако в НК РФ отсутствуют понятия «малое предприятие» и «субъект малого предпринимательства». Это означает, что никаких специальных условий налогообложения, в том числе налоговых льгот, для малых предприятий не установлено.
Такое предприятие не нужно отдельно регистрировать и получать подтверждения того, что ваша фирма им является. Статус в дальнейшем также сохраняется автоматически. Достаточно того, что фирма или предприниматель соответствует перечисленным условиям. Причем даже если в течение одного или двух лет вы превысите установленные лимиты, статус предприятия сохранится. Изменение статуса происходит, только когда максимальные показатели количества сотрудников, величины доходов или долей в капитале не соблюдаются три календарных года, идущих подряд (ч. 4 ст. 4 ФЗ N 209). В реестре, как уже было сказано выше, первые изменения статусов произойдут только в 2021 году. Однако для новых организаций и ИП действуют новые критерии и порядок учета в реестре.