Закон о защите прав потребителей Украина 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о защите прав потребителей Украина 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Закон введен в действие с 1 октября 1991 года
Постановлением Верховной Рады Украинской ССР
от 12 мая 1991 года N 1024-XІІ

С изменениями и дополнениями, внесенными
Законами Украины
от 15 декабря 1993 года N 3682-XІІ
(Законом Украины от 15 декабря 1993 года N 3682-XІІ
данный Закон изложен в новой редакции),
от 2 марта 1995 года N 82/95-ВР,
от 20 июня 1995 года N 230/95-ВР,
от 18 июня 1997 года N 365/97-ВР,
от 30 июня 1999 года N 783-XІV,
от 24 мая 2001 года N 2438-ІІІ,
от 15 ноября 2001 года N 2779-ІІІ,
от 10 января 2002 года N 2949-ІІІ,
от 18 ноября 2003 года N 1252-ІV,
от 1 декабря 2005 года N 3161-ІV
(Законом Украины от 1 декабря 2005 года N 3161-ІV
данный Закон изложен в новой редакции),
от 17 декабря 2009 года N 1779-VІ,
от 2 декабря 2010 года N 2741-VІ,
от 19 мая 2011 года N 3390-VІ,
от 16 июня 2011 года N 3530-VІ,
от 7 июля 2011 года N 3610-VІ,
от 8 июля 2011 года N 3674-VІ,
от 22 сентября 2011 года N 3795-VІ,
от 13 апреля 2012 года N 4652-VІ,
от 18 сентября 2012 года N 5284-VІ,
от 2 октября 2012 года N 5312-VІ,
от 16 октября 2012 года N 5463-VІ,
от 5 июня 2014 года N 1314-VІІ,
от 5 июня 2014 года N 1315-VІІ,
от 22 июля 2014 года N 1602-VІІ,
от 28 декабря 2014 года N 77-VІІІ,
от 15 января 2015 года N 124-VІІІ,
от 3 сентября 2015 года N 675-VІІІ,
от 15 ноября 2016 года N 1734-VІІІ,
от 20 декабря 2016 года N 1791-VІІІ,
от 21 декабря 2017 года N 2264-VІІІ,
от 23 ноября 2018 года N 2628-VІІІ,
от 25 апреля 2019 года N 2704-VІІІ,
от 6 июня 2019 года N 2740-VІІІ,
от 20 сентября 2019 года N 122-ІX
(который вводится в действие с 19 января 2020 года),
от 20 сентября 2019 года N 124-ІX,
от 20 сентября 2019 года N 128-ІX
(учитывая изменения, внесенные Законом Украины от 17 марта 2020 года N 533-ІX),
от 12 ноября 2019 года N 286-ІX,
от 17 июня 2020 года N 720-IХ,
от 1 июля 2021 года N 1603-IХ

Отдельным положениям данного Закона дано официальное толкование Решением Конституционного Суда Украины
от 10 ноября 2011 года N 15-рп/2011

(В тексте Закона слова «служебное лицо государственного органа по делам защиты прав потребителей», «хозяйничающий субъект», «изготовитель» во всех падежах заменены соответственно словами «служебное лицо специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей», «субъект хозяйственной деятельности», «производитель» в соответствующих падежах согласно Закону Украины от 10 января 2002 года N 2949-III)

Данный Закон регулирует отношения между потребителями товаров, работ и услуг и производителями и продавцами товаров, исполнителями работ и поставщиками услуг различных форм собственности, устанавливает права потребителей, а также определяет механизм их защиты и основы реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей.

Закон Украины О защите прав потребителей

1. Данный Закон вступает в силу со дня его опубликования.

Положение первого предложения пункта 3 части первой статьи 26 в части оплаты стоимости образцов и проведенных исследований (экспертизы) за счет средств государственного бюджета вступает в силу с 1 января 2007 года. До этой даты отмеченная оплата осуществляется за счет субъектов хозяйствования, которые проверяются.

2. До приведения в соответствие с данным Законом другие нормативно-правовые акты применяются в части, что не противоречат данному Закону.

3. Кабинету Министров Украины в шестимесячный срок со дня вступления в силу данного Закона:

1) подготовить и подать на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения относительно приведения других Законов в соответствие с данным Законом;

2) в соответствии со своей компетенцией обеспечить принятие нормативно-правовых актов, предусмотренных данным Законом;

3) привести собственные нормативно-правовые акты в соответствие с данным Законом;

4) обеспечить пересмотр и отмену министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов,которые противоречат данному Закону.

Председатель Верховной Рады
Украинской ССР

г. Киев
12 мая 1991 года
N 1023-XII

Л. КРАВЧУК

295 грн. у місяць

Онлайн бухгалтерія

для ФОП і малого бізнесу

перші 30 днів безкоштовно!

  • Адвокаты
  • Юристы
  • Нотариусы
  • Суды
  • Прокуратуры
  • Налоговые инспекции
  • Государственные администрации
  • Пенсионные фонды
  • Полиция
  • Центры занятости
  • Винница
  • Днепр
  • Житомир
  • Запорожье
  • Ивано-Франковск
  • Киев
  • Кропивницкий
  • Луцк
  • Львов
  • Николаев
  • Одесса
  • Полтава
  • Ровно
  • Сумы
  • Тернополь
  • Ужгород
  • Харьков
  • Херсон
  • Хмельницкий
  • Черкассы
  • Чернигов
  • Винница
  • Днепр
  • Житомир
  • Запорожье
  • Ивано-Франковск
  • Киев
  • Кропивницкий
  • Луцк
  • Львов
  • Николаев
  • Одесса
  • Полтава
  • Ровно
  • Сумы
  • Тернополь
  • Харьков
  • Херсон
  • Хмельницкий
  • Черкассы
  • Чернигов

Закон Украины о защите прав потребителей регулирует отношения между потребителями товаров, работ и услуг и производителями и продавцами товаров, исполнителями работ и услуг различных форм собственности, устанавливает права потребителей, а также определяет механизм их защиты и основы реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей

  • Юридические компании
  • Юристы Киева
  • Адвокаты Украины
  • Нотариусы Украины
  • Государственные нотариусы
  • Частные нотариусы
  • Статья 4. Права и обязанности потребителей
  • Статья 5. Защита прав потребителей
  • Статья 6. Право потребителя на надлежащее качество продукции
  • Статья 7. Гарантийные обязательства
  • Статья 8. Права потребителя в случае приобретения им товара ненадлежащего качества
  • Статья 9. Права потребителя при приобретении товара надлежащего качества
  • Статья 10. Права потребителя в случае нарушения условий договора о выполнении работ (оказании услуг)
  • Статья 11. Права потребителя в случае приобретения им продукции в кредит
  • Статья 12. Права потребителя в случае заключения договора вне торговых или офисных помещений
  • Статья 13. Право потребителя в случае заключения договора на расстоянии
  • Статья 14. Право потребителя на безопасность продукции (товаров, последствий работ)
  • Статья 15. Право потребителя на информацию о продукции
  • Статья 16. Имущественная ответственность за вред, причиненный дефектной продукцией или продукцией ненадлежащего качества
  • Статья 17. Права потребителя в сфере торгового и других видов обслуживания
  • Статья 18. Признание недействительными условий договоров, ограничивающих права потребителя
  • Статья 19. Запрещение нечестной предпринимательской практики
  • Статья 20. Правила торгового, бытового и других видов обслуживания
  • Статья 21. Нарушение прав потребителей
  • Статья 22. Судебная защита прав потребителей
  • Статья 23. Ответственность за нарушение законодательства о защите прав потребителей
  • Статья 26. Полномочия специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере защиты прав и интересов потребителей и его территориальных органов
  • Статья 27. Полномочия других органов исполнительной власти относительно защиты прав потребителей
  • Статья 28. Полномочия органов местного самоуправления по защите прав потребителей
  • Статья 29. Обязанности и ответственность должностных лиц органов исполнительной власти, осуществляющих защиту прав потребителей
  • Статья 30. Рассмотрение жалоб на решения органов исполнительной власти, осуществляющих защиту прав потребителей, их служебных лиц, а также на действия таких лиц
  • Статья 31. Отношения органов исполнительной власти, осуществляющих защиту прав потребителей, с правоохранительными органами
  • Статья 32. Правовая защита должностных лиц центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственного контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей

pro-zakhist-prav-spozhivach_v-vid-12.05.1991-_-1023_xii-_povniy-tekst_.doc (392.7 , doc)

Про захист прав споживачів 2018

Потребитель, что регламентирует вышеупомянутый закон, имеет право на:

  • защиту прав государством;
  • безопасность, а также надлежащее качество как товаров, так и обслуживания;
  • обслуживание на государственном языке Украины;
  • получение достоверной информации о продукции на украинском языке;
  • отстаивание своих права в суде в случае, если они были нарушены;
  • возмещение как морального, так и имущественного вреда, которые были нанесены из-за дефектов и других проблем с товаром.

Граждане могут формировать объединения потребителей, но должны придерживаться установленных законом правил:

  • ознакомление с информацией производителя (инструкции, техническая документация) до начала эксплуатации товара;
  • получение консультации или помощи от продавца в случае, если условия эксплуатации приобретенного товара непонятны. Потребитель должен обращаться за помощью до начала использования товара;
  • правильно использовать продукт с учетом норм и инструкций, подготовленных производителем;
  • придерживаться мер безопасности во время эксплуатации товара. Меры безопасности могут быть зафиксированы в сопроводительной документации. Если их нет, то рекомендуется применять инструкции для аналогичной продукции или товаров со схожими характеристиками.

Понятия «скидка», «уменьшение цены», «распродажа» и схожие зафиксированы в рассматриваемом законе, однако владелец интернет-магазина обязан внедрять дисконт правильно. В этом случае действуют следующие условия:

  • распродажа проводится в рамках конкретного места или группы продукции;
  • скидки применяются к продукции, которую реализует интернет-магазин;
  • дисконтные предложения имеют ограниченный срок действия;
  • стоимость продукции, на которую распространяется скидка или распродажа, ниже обычной.

Многие продавцы утверждают, что товары, которые были приобретены во время распродажи или действия дисконтных предложений, не подлежат возврату. Утверждение неверное, ведь такие товары клиенты могут как вернуть, так и обменять. Даже если на продукцию распространялась уценка, то потребитель может вернуть ее по причине того, что не подошел размер или не понравился цвет.

Каждый потребитель имеет право на обмен товара надлежащего качества. Он должен обратиться к продавцу, с которым была заключена сделка. Для обмена не нужны какие-то веские аргументы, клиент может указать на то, что товар не подошел по размеру, фасону, цвету и иным характеристикам. На возврат у потребителя есть 14 дней, в этот срок не входит день заключения сделки. Продавец по собственной инициативе может установить более длительный срок обмена и возврата. Процедура будет осуществлена только при соблюдении следующих условий:

  • упаковка, пломбы и ярлыки сохранены;
  • товар не был в использовании, имеет такие же характеристики и вид, как в момент заключения сделки;
  • покупатель может предоставить расчетный документ, который получил после покупки.

Если после заключения сделки потребитель снял с одежды ярлыки или установил, испытал и демонтировал стиральную машину, то такие товары в 14-дневный срок он вернуть не сможет, исключение – заводской брак, выявленный в процессе первичной эксплуатации (потребуются чеки и упаковка, проведение экспертизы). Продавец, который не может выполнить обмен на аналогичную позицию, имеет право предложить клиенту:

  • выбрать продукцию из ассортимента, который есть в наличии на складе. Стоимость товара должна быть равноценна той сумме, которую потребитель внес ранее;
  • выполнить обмен позже, когда желаемый товар поступит на склад;
  • расторгнуть сделку и получить средства, внесенные за продукцию.

После расторжения сделки продавец должен вернуть потребителю сумму, внесенную за товар. Стоимость последнего учитывается на момент осуществления покупки, возврат средств выполняется в семидневный срок. В случае обмена товара на аналогичную позицию гарантийный срок будет исчисляться со дня заключения повторной сделки.

(в ред. Федеральных законов от 09.01.96 N 2-ФЗ, от 17.12.99 N 212-ФЗ, от 30.12.2001 N 196, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 27.07.2006 N 140-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 25.11.2006 N 193-ФЗ, от 25.10.2007 N 234-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 03.06.2009 N 121-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 21.12.2013 N 363-ФЗ, от 05.05.2014 N 112-ФЗ, от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 03.07.2016 N 265-ФЗ, от 01.05.2017 N 88-ФЗ, от 18.04.2018 N 81-ФЗ, от 04.06.2018 N 133-ФЗ, от 29.07.2018 N 250-ФЗ, от 18.03.2019 N 38-ФЗ, от 18.07.2019 N 191-ФЗ, от 02.12.2019 N 425-ФЗ (ред. от 22.12.2020), от 24.04.2020 N 144-ФЗ, от 31.07.2020 N 290-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. (в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 25.10.2007 N 234-ФЗ, от 29.07.2018 N 250-ФЗ)

Основные понятия, используемые в настоящем Законе:

1. Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее — законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

2. Правительство Российской Федерации не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей.

Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера, владельца агрегатора) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг). (в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 24.04.2020 N 144-ФЗ)

Абзац — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

1. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила о защите прав потребителей, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

2. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

1. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав. (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

2. В целях реализации права потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей орган государственного надзора осуществляет формирование и ведение открытого и общедоступного государственного информационного ресурса в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

1. Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

2. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. (в ред. Федерального закона от 25.10.2007 N 234-ФЗ)

3. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.

4. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.

4.1. При продаже отдельных видов технически сложных товаров с предварительно установленными программами для электронных вычислительных машин потребителю обеспечивается возможность использовать отдельные виды технически сложных товаров с предварительно установленными программами для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства — члены Евразийского экономического союза. Перечень отдельных видов указанных технически сложных товаров, порядок составления и ведения перечня программ для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства — члены Евразийского экономического союза и которые должны быть предварительно установлены, и порядок их предварительной установки, включая требования к функционированию, определяются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 425-ФЗ (ред. от 22.12.2020))

Предварительно установленные программы для электронных вычислительных машин, используемые потребителем на отдельных видах технически сложных товаров для доступа к информации на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должны обеспечивать возможность использования без дополнительных настроек (по умолчанию) поисковой системы, страной происхождения которой является Российская Федерация или другие государства — члены Евразийского экономического союза, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Требования к указанной поисковой системе и порядок ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 425-ФЗ (ред. от 22.12.2020))

5. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

Изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы. Для этой цели изготовитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.

1. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. (в ред. Федерального закона от 17.12.99 N 212-ФЗ)

2. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).

Если в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Закона изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, он обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 настоящего Закона.

3. Если для безопасности использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила (далее — правила), изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя.

4. Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами. (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 17.12.99 N 212-ФЗ)

5. Если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей).

Если причины вреда устранить невозможно, изготовитель (исполнитель) обязан снять такой товар (работу, услугу) с производства. При невыполнении изготовителем (исполнителем) этой обязанности уполномоченный федеральный орган исполнительной власти принимает меры по отзыву такого товара (работы, услуги) с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара (работы, услуги), подлежат возмещению изготовителем (исполнителем) в полном объеме.

6. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

В соответствии со статьей 40 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 г. N 412 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2435);

постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2018 г. N 967 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 35, ст. 5558);

постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2018 г. N 1536 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 53, ст. 8639);

пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 г. N 895 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 29, ст. 4038);

пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2020 г. N 1351 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 37, ст. 5725).

3. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Службы, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных ей в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей (далее — государственный контроль (надзор).

2. Государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее — контрольный (надзорный) орган).

3. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), являются должностные лица контрольного (надзорного) органа, должностными регламентами которых установлена обязанность по осуществлению государственного контроля (надзора), в том числе проведение профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.

Для целей настоящего Положения под контролируемыми лицами понимаются лица, указанные в подпунктах «а» и «б» пункта 4.

Для целей настоящего Положения инспекторами являются должностные лица, указанные в подпунктах «в» — «и» пункта 5 и подпунктах «в» — «ж» пункта 6.

9. Объектами государственного контроля (надзора) (далее — объект контроля) являются:

а) деятельность, действия (бездействие) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, связанные с соблюдением ими обязательных требований, регламентированных соответствующими правилами продажи товаров, оказания услуг (выполнения работ), в том числе в части заключения и (или) исполнения договоров с потребителями на предмет выявления в них условий, ущемляющих права потребителей;

б) товары (непродовольственная и продовольственная продукция), работы и услуги как результаты деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, к которым предъявляются обязательные требования, в том числе в части информации о товарах (продукции), работах (услугах).

10. Контрольный (надзорный) орган обеспечивает учет объектов контроля.

11. При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах контроля для целей их учета контрольный (надзорный) орган использует информацию, представляемую ему в соответствии с нормативными правовыми актами, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию.

12. В ходе осуществления государственного контроля (надзора) могут быть привлечены свидетели, специалисты, эксперты, экспертные организации.

Статья 39. Защита прав потребителей

13. Контрольный (надзорный) орган проводит следующие профилактические мероприятия:

информирование;

обобщение правоприменительной практики;

меры стимулирования добросовестности;

объявление предостережения;

консультирование;

самообследование;

профилактический визит.

Федеральные бюджетные учреждения, подведомственные контрольному (надзорному) органу, в рамках обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в соответствии с планом работы контрольного (надзорного) органа, а также по отдельным поручениям контрольного (надзорного) органа вправе проводить консультирование и профилактический визит.

14. Профилактические мероприятия осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Контрольный (надзорный) орган обеспечивает учет профилактических мероприятий.

15. Итоги обобщения правоприменительной практики по осуществлению государственного контроля (надзора) после публичных обсуждений включаются в государственный доклад о защите прав потребителей в Российской Федерации в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2012 г. N 283 «О государственном докладе о защите прав потребителей в Российской Федерации».

Доклад размещается на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальных органов) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») не позднее 1 июля года, следующего за отчетным.

16. В целях мотивации контролируемых лиц к соблюдению обязательных требований контрольный (надзорный) орган проводит мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц (далее — меры стимулирования).

Оценка добросовестности контролируемых лиц проводится в случае их обращения при условии осуществления ими деятельности не менее 3 лет и при представлении подтвержденных сведений о реализации следующих мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований:

реализация контролируемым лицом мероприятий по предотвращению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

наличие внедренных сертифицированных систем внутреннего контроля в соответствующей сфере деятельности;

предоставление контролируемым лицом доступа контрольному (надзорному) органу к своим информационным ресурсам;

добровольная сертификация, подтверждающая повышенный необходимый уровень безопасности охраняемых законом ценностей;

заключение контролируемым лицом со страховой организацией договора добровольного страхования рисков причинения вреда (ущерба), объектом которого являются имущественные интересы контролируемого лица, связанные с его обязанностью возместить вред (ущерб) охраняемым законом ценностям, причиненный вследствие нарушения контролируемым лицом обязательных требований.

Критериями добросовестности контролируемого лица являются следующие параметры:

соблюдение контролируемым лицом обязательных требований, а также иных требований, соблюдение которых оценивается контрольным (надзорным) органом в рамках иных видов контроля (учитывается отсутствие нарушений требований, выявленных по итогам контрольных (надзорных) мероприятий, производств по делам об административных правонарушениях, привлечение к уголовной ответственности, отсутствие случаев объявления контролируемому лицу предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований);

своевременность представления контролируемым лицом в контрольный (надзорный) орган обязательной информации;

отсутствие исковых заявлений о защите прав потребителей, удовлетворенных судебными органами;

реализация мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, указанных им при обращении в контрольный (надзорный) орган с целью оценки его добросовестности;

наличие декларации соблюдения обязательных требований.

Соответствие контролируемого лица критериям добросовестности оценивается за три года.

Для поощрения и стимулирования добросовестных контролируемых лиц могут применяться следующие меры:

выдвижение представителей контролируемых лиц в общественные и иные органы при контрольном (надзорном) органе;

возможность проведения инспекционного визита, выездной проверки с использованием средств дистанционного взаимодействия;

присуждение контролируемому лицу репутационного статуса, обозначающего добросовестное соблюдение контролируемым лицом обязательных требований, и предоставление контролируемому лицу права публично размещать данную информацию в открытых источниках, в том числе в информационных и рекламных.

Информация об оценке контролируемых лиц предоставляется заинтересованным лицам посредством размещения на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет».

Срок действия репутационного статуса, обозначающего добросовестное соблюдение контролируемым лицом обязательных требований, составляет 3 года со дня присвоения указанного статуса.

Репутационный статус, обозначающий добросовестное соблюдение контролируемым лицом обязательных требований, аннулируется при установлении контрольным (надзорным) органом несоответствия контролируемого лица критериям добросовестности, о чем контролируемое лицо уведомляется в течение одного месяца.

21. Государственный контроль (надзор) осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.

22. При осуществлении государственного контроля (надзора) проводятся следующие виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий при взаимодействии с контролируемым лицом:

контрольная закупка;

мониторинговая закупка;

выборочный контроль;

инспекционный визит;

рейдовый осмотр;

документарная проверка;

выездная проверка.

Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся:

наблюдение за соблюдением обязательных требований;

выездное обследование.

23. Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий могут быть:

наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;

поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках контроля (надзора) за исполнением законов, соблюдением прав гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

истечение срока исполнения предписания контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований в случае непредставления документов и сведений контролируемым лицом, представление которых установлено этим предписанием, или на их основании невозможно сделать вывод об исполнении указанного предписания.

Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольного (надзорного) органа на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, указанных в пункте 6 настоящего Положения, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа.

Инспектор определяет вид контрольных (надзорных) мероприятий с учетом характера нарушения обязательных требований, контрольных (надзорных) действий, необходимых для оценки их соблюдения.

В ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия инспектором оценивается соблюдение обязательных требований в отношении объектов государственного контроля (надзора), к которым предъявляются обязательные требования, указанные в предмете контрольного (надзорного) мероприятия.

24. Информация о контрольных (надзорных) мероприятиях в рамках государственного контроля (надзора) размещается в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.

25. В ходе проведения контрольной закупки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

эксперимент.

26. В ходе мониторинговой закупки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

опрос;

эксперимент;

инструментальное обследование;

истребование документов;

испытание;

экспертиза.

27. В ходе выборочного контроля могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

получение письменных объяснений;

истребование документов;

отбор проб (образцов);

инструментальное обследование;

испытание;

экспертиза.

28. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

инструментальное обследование;

истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.

29. В ходе рейдовых осмотров могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

досмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

истребование документов;

инструментальное обследование;

испытание;

экспертиза.

30. В ходе документарных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

получение письменных объяснений;

истребование документов;

экспертиза.

31. В ходе выездных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

досмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

истребование документов;

отбор проб (образцов);

инструментальное обследование;

испытание;

экспертиза.

Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов — для микропредприятия. Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту.

32. В ходе контрольных (надзорных) мероприятий контрольные (надзорные) действия совершаются в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и пунктами 36 — 39 настоящего Положения.

46. В целях качественной оценки уровня защиты охраняемых законом ценностей в области защиты прав потребителей используются ключевые и индикативные показатели результативности и эффективности государственного контроля (надзора).

47. Ключевым показателем государственного контроля (надзора) является показатель уровня минимизации вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области защиты прав потребителей, который рассчитывается как отношение общего объема возмещенного ущерба, причиненного в результате нарушения обязательных требований в области защиты прав потребителей, к общему объему ущерба, причиненного в результате нарушения обязательных требований в области защиты прав потребителей.

Ключевой показатель государственного контроля (надзора) приведен в приложении.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ежегодно осуществляет подготовку доклада о государственном контроле (надзоре) с указанием сведений о достижении ключевых показателей и сведений об индикативных показателях, в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий на достижение ключевых показателей.

(процентов)

Наименование ключевого показателя Годы и целевые (плановые) значения ключевого показателя
2021 2022 2023 2024 2025 2026
Показатель уровня минимизации вреда (ущерба) охраняемых законом ценностей в области защиты прав потребителей 33 34 35 36 37 38

По общему правилу пищевые продукты возврату и обмену не подлежат даже в том случае, если покупатель передумал сразу же после оплаты. Однако потребители имеют право вернуть товары этой категории в том случае, если они ненадлежащего качества: не соответствуют санитарным требованиям, просрочены, каким-либо иным способом испорчены в магазине.

Чтобы вернуть просроченный продукт, обратитесь в магазин (лучше в день покупки). Принесите с собой испорченный товар, чек или его копию (кстати, если чек не сохранился, это не повод отказать вам), документ, подтверждающий личность. Обратитесь к администратору, опишите ситуацию и попросите вернуть вам деньги за некачественный товар.

Закон Украины «О защите прав потребителей»

В России продавать товары можно только при наличии информации об обязательном подтверждении соответствия (в том случае, если для категории товаров установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для здоровья, жизни потребителя, окружающей среды).

Покупатель может потребовать у продавца предъявить товарно-сопроводительную документацию на товар, в которой в числе прочего подтверждается соответствие. Обратите внимание, законодательные нормы не обязывают продавцов иметь сами сертификаты и декларации, но данные о них можно самостоятельно проверить по единым реестрам в интернете.

Но естественно, при том условии, что вы намерены заплатить за этот товар! Правда, тут есть некоторые нюансы, о которых необходимо знать. Строго говоря, товар считается вашей собственностью после его передачи вам продавцом, то есть после оплаты. На практике охрана магазина не реагирует на подобные «вольности», если покупатель сохраняет упаковку товара и предъявляет ее на кассе. А вот если этого не сделать и «забыть» упаковку в торговом зале, то, получается, вы уже нарушаете закон! За это предусмотрена ответственность по ст. 7.27 КоАП РФ – мелкое хищение, и вплоть до ст. 158 УК РФ – кража.

Если вы заметили нарушение в супермаркете, можете пожаловаться, позвонив на горячую линию по телефону или онлайн. Специфика этой новой системы в том, что в крупных торговых сетях сформированы подразделения по работе с обращениями от покупателей, они не имеют связи с конкретным магазином сети, и их задача – не «покрывать» коллег, а разобраться в проблеме, чтобы сохранить лояльность покупателя.

Если таким образом разобраться не получилось, вы всегда можете написать претензию в адрес магазина. Подготовьте ее в двух экземплярах (один останется у вас, на нем должны поставить подпись и печать).

Одна из самых распространенных конфликтных ситуаций в супермаркетах и магазинах – разница в цене на этикетке и в чеке. Чаще всего сотрудники магазина находят «оправдание» для такой ситуации: акция была, но только что закончилась; не успели обновить ценники; ошиблись при печати стоимости и так далее. Покупателя при этом склоняют, конечно, заплатить столько, сколько «насчитал» кассовый аппарат. Но в ст. 10 закона «О защите прав потребителей» указывается, что продавец обязан предоставить покупателю достоверную информацию о товаре, а цена в рублях – важная ее часть. Поэтому вы имеете право требовать, чтобы вам продали товар по той цене, которая указана в ценнике. А если уже успели заплатить и потом заметили несоответствие – чтобы вернули разницу.

Это часто происходит в супермаркетах и сетевых магазинах. Когда покупок много, а итоговая сумма большая, мало кто проверяет список пробитых товаров. А в чеки нередко закрадываются ошибки. Например, там может появиться лишний товар или количество однотипных товаров становится больше.

Подобные «ошибки» – это обман покупателя. И продавцу за это грозит штраф, а потребитель имеет право вернуть деньги, потраченные на неполученный товар. Сначала желательно попытаться урегулировать проблему мирным путем (обратиться в магазин, показать чек, попросить сверить список товаров с данными камер, привести показания свидетелей), а если не получится – писать жалобу администрации или обращаться в Роспотребнадзор.

Что нужно знать о правилах торговли в 2021 году

Часто такой запрет объясняется тем, что крупный предмет может смахнуть с полки товар. Но такие ограничения противоречат законодательству! Например, в Москве действует закон «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы» (во многих других городах есть аналогичные законы).

По закону люди с детскими колясками приравниваются к маломобильным гражданам.

Также в законе говорится, что нельзя препятствовать посещению такими людьми магазинов и иных общественных мест. Если администрация магазина ссылается на узкие проходы между стеллажами и поэтому не пускает вас в магазин, это говорит только о том, что она нарушает закон! Ширина проходов должна быть не менее 80 см, а этого более чем достаточно для свободного перемещения взрослого с детской коляской.

Скидки по акциям, накопительные скидки, скидки по промокодам

  • Контроль

    Проверяем состояние книг перед отправкой

  • Возможна оплата наличными, банковскими картами, сертификатами, безналичным банковским переводом

  • Вы имеете право на возврат любого товара, если он куплен дистанционно, т.е. через Интернет или по телефону. В данном случае не действует даже список из пункта выше. Вернуть можно всё. Срок для возврата – 7 дней.

    Чтобы вас убедить, я написал запрос в Управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу. Вот цитата из ответа:

    «В соответствии с п. 21 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 (далее – Правила), покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение 7 дней. В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от отвара в течение 3 месяцев с момента передачи товара. Данным пунктом Правил не предусмотрен конкретный перечень оснований и видов непродовольственных товаров для возврата, следовательно, в него входят все виды непродовольственных товаров, реализация которых осуществляется дистанционным способом».

    Как видите, Роспотребнадзор тоже так считает.

    31.03.2021 10 прав, о которых должен знать каждый потребитель

    Статья 9 ЗОЗПП регулирует порядок предоставления информации о продавце. Так, продавец (изготовитель, исполнитель) обязан довести до сведения потребителя: наименование своей организации, место ее нахождения и режим работы. Информация эта размещается на вывеске. Продавец – индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о госрегистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Например, в магазине может размещаться доска «Информация для покупателей» со свидетельствами, где все это указано. Информация эта нужна для того, чтобы вы могли правильно предъявить претензию – надлежащему лицу и по надлежащему адресу.

    А теперь представьте, что вы купили у частного лица товар, но он сломался. Либо пришли в магазин, а он закрылся. Вот поэтому вам и надо знать, как найти изготовителя товара.

    В ст. 10 ЗОЗПП указано, что информация о товарах должна включать адрес и наименование изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера. Эта информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. Иногда такая информация размещается прямо на упаковке.

    Товар должен быть вывезен и доставлен вам после ремонта силами и за счет продавца – это правило распространяется на все товары независимо от вида поломки. Для примера: если у вас в автомобиле на гарантии возникла мелкая поломка, автодилер должен пригнать за машиной эвакуатор, а после ремонта привезти ее назад. И при этом он обязан уложиться в сроки для ремонта.

    Это право подкреплено штрафными санкциями для продавца. Например, за задержку передачи предоплаченного товара – 0,5% от суммы покупки в день (п. 3 ст. 23.1 ЗОЗПП).

    Право отказаться от работ и услуг в любое время (ст. 32 ЗОЗПП)

    Только придется возместить исполнителю работ или услуг фактически понесенные расходы. Но он еще должен доказать, что их понес.

    Часто услуги навязывают при покупке товаров в кредит. Чтобы покупатель согласился подписать договор на ненужные услуги, продавец вводит его в заблуждение, утверждая, что если он их не оплатит, то банк не одобрит кредит. Будьте внимательны: на решение о выдаче кредита купленная у неизвестного лица услуга повлиять не может.

    Статья актуальна на 2021 год

    От риска купить некачественный товар с рук никто не застрахован. Неважно, покупаем ли мы продукты питания, одежду или бытовую технику — если товар оказывается просроченным или бракованным, деньги терять никому не хочется. Особенно часто возникает вопрос, можно ли вернуть бракованный товар без чека.

    Как правило, попав в такую ситуацию, покупатель просто несёт товар назад в магазин и уточняет, как обменять бракованный товар или вернуть деньги. Часто бракованный товар меняют без лишних разговоров. Иногда — нет. Тогда приходится обращаться к адвокату по защите прав потребителей.

    Если вы стали «счастливым» обладателем бракованного товара, то данная статья подскажет вам, как защитить свои права и вернуть некачественный товар в магазин в 2020 году.

    Защита прав потребителей при возврате мебели, техники, продуктов питания и прочих товаров осуществляется следующим образом.

    Возможных действий всего 3 (в соответствии с Законом Украины «О защите прав потребителей»). Первое и основное: обращение к продавцу с требованиями.

    Можно прийти в магазин, обратиться к продавцу и подать заявление на возврат денег за некачественный товар. Однако существует вероятность быть «отшитым» вместе с некачественным товаром по ряду причин.

    К примеру, существует понятие — гарантийный срок на товар. Это срок, в течение которого производитель (продавец) обязуется бесплатно отремонтировать или заменить продукцию. Предъявлять свои требования к продавцу нужно до истечения гарантийного срока, указанного в документах на товар.

    Если гарантийный срок в документах на товар не указан, то применяются гарантийные сроки, установленные законом:

    1. для большинства товаров — 2 года с момента передачи товара;
    2. для строительных объектов — 10 лет.

    И это не единственный критерий Закона Украины «О защите прав потребителей» в 2020 году, который стоит знать, предъявляя требования, связанные с некачественным товаром!

    Второе действие: подача жалобы в Государственную службу по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты прав потребителей.

    Это действие не обязательно, однако может быть эффективным, если вы хотите наказать недобросовестного продавца. К примеру, за продажу просроченного товара Законом Украины «О защите прав потребителей» 2020 года предусмотрен штраф для продавца. Его размер — 200% стоимости партии товара, которая осталась для продажи, но не менее 5 необлагаемых минимумов доходов граждан. Наложить такой штраф может Государственная служба по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты прав потребителей (далее будем называть её Служба).

    Поэтому, если вы купили просроченный продовольственный товар, а продавец отказывается возвращать деньги, вы можете написать жалобу в территориальное отделение Службы. Потребуйте провести проверку продавца, наложить на него штраф и обязать удовлетворить ваши требования.

    Жалобу можно подать по месту нахождения продавца и покупки товара, и по месту своего жительства. Рассмотреть вашу жалобу и дать ответ в Службе должны в течение 30 дней.

    В большинстве случаев Служба, как и другие государственные органы, может ответить на вашу жалобу формальной отпиской с рекомендацией обращаться в суд, а проверку проводить не станет.

    Если вы получили именно такой ответ или решили не обращаться в Службу, то остаётся подать иск в суд в соответствии с Законом Украины «О защите прав потребителей» в последней редакции 2018 года.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.

    Для любых предложений по сайту: [email protected]