Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ведение воинского учета в организации 2021 аутсорсинг». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Сначала издается приказ об организации воинского учета. Его образец дан в Приложении 4 к рекомендациям. Приказом определяется, кто должен вести воинский учет в организации, а также, кто исполняет эти обязанности в отсутствие ответственного. Кроме приказа есть дополнительные документы. Их перечень дан в IV разделе рекомендаций, п. 39:
- план работы;
- личные карточки призывников и запасников;
- журнал учета проверок ВУ;
- расписки о приеме военных билетов и др. документов ВУ;
- документация по вопросам ведения ВУ — папки, дела;
- документы, издаваемые органами власти разных уровней и справочная информация по ВУ.
Ответственному за воинский учет в организации необходимо явиться в военкомат с приказом и разработанным планом работ (Приложение 17 к рекомендациям) для утверждения. Последующие перемещения, назначения ответственных осуществляются после согласования с военным комиссариатом.
Как отделу кадров организовать воинский учет в 2021 году
Взаимодействие организации и военного комиссариата осуществляется по вопросам предоставления сведений:
- о сотрудниках — призывниках;
- числящихся в штате несовершеннолетних 15-16 лет;
- на запросы об изменении жизненных обстоятельств сотрудников, стоящих на военном учете;
- другое.
В Приложении 17 дан план, который рекомендуется заполнить и его помощью согласовывать отчеты и сроки их предоставления в военкоматы.
Важно! На 2021 год план необходимо согласовать не позднее 31 декабря 2020 г |
Совет Ответственные по ВУ должны тесно работать с военными комиссариатами, так как многие вопросы решаются в соответствии с их рекомендациями. Поэтому рекомендуем дату согласования плана работы на 2021 год обсудить с военкоматом. |
Отчеты по воинскому учету со сроками сдачи
Сведения |
Срок сдачи |
О работниках мужского пола, подлежащих постановке на первоначальный воинский учет в следующем году. Приложение 11 |
Каждый год до 1 ноября |
Работники мужского пола 15-16 лет. Приложение 11 |
До 15 ноября |
О принятых на работу / уволенных работниках, подлежащих ВУ. Приложение 9 |
В течение 2 недель после принятия / увольнения |
О работниках, состоящих, а также не состоящих, но подлежащих ВУ. Приложение 10 |
В течение 2 недель после получения запроса |
Об изменениях жизненных обстоятельств, состояния здоровья, и др. граждан, состоящих на воинском учете. Приложение 13 |
2 недели после произошедшего изменения |
Выявление информации об отсутствии воинского учета у военнообязанного сотрудника. |
В течении 2 недель после того, как стала известна информация |
Отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе. Форма 6 |
Готовится на первое число года, следующего за отчетным, сдается не позднее последнего дня отчетного года — не позже 31 декабря. Есмли на предприятии нет ни брони, ни резервистов, форму 6 можно не сдавать |
Карточка воинского учета организации. Форма 18 |
Первый раз — в течение двух недель со дня госрегистрации и внесения сведений в ЕГРЮЛ об организации, далее один раз в два года до 31 декабря. |
Оповещение сотрудников о повестках, вызовах в военкомат и т.д. |
При получении вызова, повестки |
Прежде всего стоит заметить, что вести воинский учет следует не только по призывникам, но и по всем военнообязанным, которые трудятся/обучаются в организации. К таковым закон № 53-ФЗ (п. 1 ст. 52) относит всех лиц, пребывающих в запасе:
- тех, кто был уволен из армии в запас;
- лиц, имеющих отсрочку либо по каким-то иным причинам не успевших отслужить до 27 лет (в том числе это освобожденные от службы по причине успешного завершения военной кафедры в университете);
- лиц, отслуживших альтернативно на гражданке;
- женщин, имеющих военные специальности.
ВНИМАНИЕ! Если в компании трудятся лица, освобожденные от воинской обязанности в силу закона, либо женщины, не имеющие военной специальности, то вести в отношении них воинский учет работодателю не нужно.
Подробнее о том, кто должен вести воинский учет в компании, см. в статье «Что относится к обязательной кадровой документации?».
Порядок и основные правила, которыми компании должны руководствоваться в данном контексте, установлены в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом ВС РФ 11.07.2017.
Итак, в отношении указанных выше лиц компании должны осуществлять воинский учет. Для этого они так же, как и военкоматы, собирают, систематизируют и поддерживают в актуальном состоянии информацию об исполнении военнообязанными работниками воинского долга. Кроме того, важной целью воинского учета в организации выступает корректный анализ, насколько компания будет обеспечена трудовыми ресурсами, если вдруг возникнет военный конфликт и будет объявлена мобилизация военнообязанной части населения.
Воинский учет в компании должны осуществлять столько специалистов, сколько того требуют нормы п. 12 положения № 719. Так, к примеру, если в компании трудится менее 1500 военнообязанных граждан, то учет ведет один специалист, и то по совмещению.
ВАЖНО! При этом если в фирме учет военнообязанных сотрудников должны вести двое и более специалистов, то компании следует создать отдельное структурное подразделение — военно-учетный стол (п. 13 положения № 719).
Для того чтобы документально закрепить ведение воинского учета в компании, следует издать приказ об организации воинского учета, в котором за подписью руководителя указывается, кто именно из сотрудников будет осуществлять воинский учет.
ВНИМАНИЕ! Кандидатуры специалистов, которые будут осуществлять воинский учет, должны быть согласованы с военкоматом, которому подведомственная территория, где располагается фирма. Кроме того, компании должны направлять туда копии приказов о назначении/увольнении специалистов с должности по ведению воинского учета (п. 22 Методических рекомендаций).
Конкретный перечень функций, которыми наделяются работники, занимающиеся учетом военнообязанных сотрудников в компании, должен быть закреплен в специальной инструкции по ведению воинского учета.
Такая инструкция очерчивает требования к сотруднику, занимающемуся учетом военнообязанных: какие нормы законодательства он должен знать и чем ему следует руководствоваться в своей работе. Кроме того, в этом документе определяются основные должностные обязанности и права работника, осуществляющего воинский учет в фирме, а также прописываются положения в отношении мер ответственности такого специалиста за нарушения, которые он может допустить при ведении учета.
Как было указано выше, военный учет в фирме организуется с момента издания приказа, подписанного руководителем, об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования сотрудников, пребывающих в запасе.
Форму такого приказа вы можете скачать на нашем сайте.
В этом приказе необходимо прописать, кто именно будет осуществлять воинский учет в компании, а также кто будет замещать основного специалиста в период, когда тот будет по каким-либо причинам отсутствовать.
Воинский учет в организации — пошаговая инструкция 2021
Поскольку ведение воинского учета в организации — это ее обязанность, а не право, то соответственно, за неисполнение/некорректное исполнение этой обязанности законодатель предусматривает меры ответственности.
С 05.05.2020 ответственность за нарушения с воинским учетом для должностных лиц организаций, ответственных за военно-учетную работу, усилена. Соответствующие изменения в КоАП РФ внесены законом от 24.04.2020 № 132-ФЗ. Так:
- за непредставление в установленный срок в военкомат или иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, штраф будет составлять 1000-3000 руб. вместо 300-1000 руб. (ст. 21.1);
- неоповещение граждан о вызове их по повестке военкомата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке — 1000-3000 руб. вместо 500-1000 руб. (ст. 21.2);
- несообщение сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, — 1000-5000 руб. вместо 300-1000 руб. (п. 3 ст. 21.4).
Методические рекомендации по ведению воинского учета, а также положение № 719 и закон № 53-ФЗ требуют в 2021 году от всех организаций, где трудятся военнообязанные граждане, вести учет таких работников. Для этого фирма должна выделить специального сотрудника (или нескольких специалистов) и издать соответствующий приказ, закрепляющий его функции. Непосредственно же сам воинский учет в компании выражается в поддержании в актуальном состоянии информации обо всех военнообязанных работниках. С этой целью в фирме создаются специальные личные карточки по каждому сотруднику, информацию в которых следует периодически передавать в военкомат. Кроме того, если организация имеет стратегически важную значимость, она вправе забронировать себе некоторых сотрудников на период возможного военного конфликта; тогда такие сотрудники не будут призваны в армию, а останутся трудиться в фирме. Важно также помнить, что за нарушение правил воинского учета в организациях предусмотрены меры ответственности к работодателю.
- Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ
- Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719
- КоАП РФ
Воинский учет граждан ведут по месту их работы в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением и методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):
- п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
- п. 9 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» (далее по тексту — Положение о воинском учете);
- Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ;
- для работодателей-организаций, расположенных на территории Республики Крым, — Методические рекомендации, утв. Постановлением территориальной комиссии Республики Крым по бронированию граждан РФ, пребывающих в запасе, от 13.03.2017 № 6.
- Специальный — на таком учете состоят военнообязанные, кто пребывает в запасе на периоды мобилизации и военного положения, а также те, кто служат в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава.
- Общий — на таком учете состоят остальные военнообязанные.
Дальше в статье речь пойдет об общем воинском учете и о том, что нужно знать работодателям.
Постановка и полное администрирование ВУ под ключ
Один из самых важных вопросов — как определить, кто из работников подлежит постановке на воинский учет. Работодателю нужно знать, что существует две категории:
- Призывники — граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
- Граждане, пребывающие в запасе, — военнообязанные:
- граждане мужского пола;
- уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;
- успешно завершившие обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;
- успешно завершившие обучение в военной образовательной организации высшего образования по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;
- не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
- не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;
- не подлежавшие призыву на военную службу по достижении ими возраста 27 лет;
- не прошедшие военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;
- уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
- прошедшие альтернативную гражданскую службу;
- граждане женского пола с военно-учетной специальностью (приложение к Положению о воинском учете).
- освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ);
- проходящие военную службу;
- отбывающие наказание в виде лишения свободы;
- женского пола без военно-учетной специальности;
- постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;
- у которых есть воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки РФ и Федеральной службы безопасности РФ.
Воспользуйтесь чек-листом, чтобы убедиться, правильно ли организован воинский учет в компании:
- Проверьте наличие документов воинского учета у работников. Сведения в них и в личной карточке Т-2 должны совпадать.
- Для этих целей подготовьте проект приказа, которым руководитель установит обязанность для работников, подлежащих воинскому учету, приносить ответственному лицу документы для проведения сверок. Обратите внимание: желательно не забирать у работников документы воинского учета, а проводить сверки в их присутствии. Если вы все же берете на время документы — заполняйте расписки и ведите журнал учета приема таких расписок. Это рекомендуют сами военкоматы.
- Запросите документы:
- у призывников — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;
- военнообязанных — военный билет или справку взамен военного билета, временное удостоверение, выданное взамен военного билета.
- Справка взамен военного билета. Выдается по заключению призывной комиссии после достижения 27 лет гражданам, которые без законных оснований уклонились от военной службы. Документ указывает на то, что такой гражданин все же находится в запасе.
- Временное удостоверение. Выдается для установления личности военнообязанных, у которых нет необходимых документов для оформления и выдачи им военных билетов. А также для проверки и подтверждения подлинности предъявленных ими документов, для запроса и получения военных билетов, которые были сданы на хранение в военный комиссариат муниципального образования по прежнему месту их жительства. На удостоверении должна быть подпись военного комиссара и гербовая печать.
- Обратите внимание: отказать в приеме на работу в связи с отсутствием документов воинского учета нельзя.
Работодатель обязан организовать служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (п. 39 Методических рекомендаций).
Для этих целей создаются папки. Как правило, их четыре, иногда пять. Ответственный за ведение воинского учета работник на этапе постановки организации на учет в районном военном комиссариате может уточнить названия и количество таких папок для целей отдельного делопроизводства.
Например, это могут быть:
- Папка № 1 «Законодательные и нормативно-правовые акты по воинскому учету ГПЗ».
- Папка №2 «Документы по военно-учетному подразделению».
- Папка № 3 «Документы по ведению воинского учета».
- Папка № 4 «Переписка с ВК».
Вся переписка с военными комиссариатами регистрируется отдельно и хранится в отдельной папке. В каждой папке рекомендуется хранить опись вложенных документов.
Поручите нам этот непростой фронт работ, чтобы не перегружать отдел кадров новыми обязанностями, не нанимать нового специалиста для этой задачи, не вникать в требования десяти разных военкоматов и спокойно проходить проверки.
Мы наладим в организации военный порядок — настроим все так, чтобы документация велась безупречно. Разберемся, какие правила у военкоматов, к которым приписаны ваши сотрудники. Будем методично выполнять их требования и проходить за вас проверки.
Требует постоянного внимания и знаний. Эта разновидность учета представляет собой комплекс мероприятий и дополнительных обязанностей, которыми придется нагрузить вашего кадровика. Ему предстоит непростая и ответственная работа: изучить порядок воинского учета и наладить его самостоятельно, без ошибок.
Мы отлично знаем методику работы, правила и тонкости процедуры. Понимаем, как наладить совместную работу с вашими сотрудниками, чтобы вам было удобно все контролировать и иметь доступ к нужным данным.
Проверяют чаще и серьезнее. Военкоматы теперь плотно общаются с районными администрациями и точно знают, какие компании открываются и работают на их территории.
Перед осенним и весенним призывами в поисках уклонистов сотрудники военкоматов приходят с проверками к работодателям. Они смотрят действие отсрочек, правильно ли ведутся документы, выписывают предписания устранить нарушения и иногда штрафуют. Штрафы небольшие, но пока военный комиссар не будет доволен, проверки будут продолжаться.
Придется работать со всеми военкоматами, где сотрудники стоят на учете. Люди обычно регистрируются в военкомате по месту прописки. Если у вас десять иногородних работников, вам нужно общаться с десятью разными военкоматами. Либо уговорить сотрудников встать на учет в местный военкомат.
Если этого не делать и работать с нарушениями — сотрудников оштрафуют, а на предприятии может быть организована внеплановая проверка.
Всю рутину мы возьмем на себя, а вам останется только назначить ответственного, который будет подписывать документы (закон запрещает нам делать это за вас даже по доверенности).
Общаться с военкоматами ответственному лицу от вашей компании не придется еще ни разу в нашей практике не требовалось его присутствие на проверках.
Работать будем так, как удобно вам — удаленно или у вас в офисе. Нам понадобятся выгрузки или доступ в ваши базы с нужной для воинского учета информацией. Если данных по какой-либо причине не хватает, мы это сразу увидим и исправим: попросим вас собрать недостающие документы или запросим их у сотрудников сами.
Мы сформируем специальную картотеку с информацией о состоящих на воинском учете. Она отличается от типовой кадровой картотеки, делается в соответствии с требованиями военкоматов.
Мы подготовим необходимый пакет документов. Сразу после постановки на учет сделаем сверку с военкоматом: сверим данные по военнообязанным в запасе. Мы уточним требования военкоматов и добьемся взаимопонимания, чтобы мирно взаимодействовать и легко проходить проверки.
Что дальше? Мы ведем учет военнообязанных корректно и методично:
- Своевременно запрашиваем и обновляем данные сотрудников. Отслеживаем действия отсрочек от армии, пока многодетные отцы растят детей, а молодые специалисты учатся в аспирантуре. Каждые полгода запрашиваем у них справку из университета.
- Уведомляем военкомат об увольнении и приеме работников, изменении персональных данных, семейного положения, получении высшего образования.
- Делаем сверки с военкоматом по графику. Раз в квартал сверяем данные карточек Т-2 с данными военного билета, информацией об образовании и пр. Отправляем данные на сверку по установленной конкретным военкоматом форме.
- Сопровождаем проверки. Компании среднего размера проверяют раз в пять лет, крупные — каждые три года.
Аутсорсинг ведения воинского учета удобно сочетать с аутсорсингом кадрового делопроизводства. Так делает каждый третий наш клиент, это позволяет разгрузить отдел кадров, упорядочить кадровый документооборот, снизить риск ошибок и штрафов.
Организация воинского учёта. Полезная шпаргалка
К категории граждан, подлежащих воинскому учёту, относят только две группы лиц, это призывники и военнообязанные.
Призывниками считаются мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые обязаны состоять на воинском учёте и не быть в запасе.
К военнообязанным относятся:
- Все категории военнослужащих и военных, которые были отправлены в запас;
- Лица, которые получили отсрочку или освобождение от службы;
- Лица, прошедшие альтернативную гражданскую службу;
- Граждане, проходившие службу на военных кафедрах в соответствующих заведениях;
- Женщины с военными полномочиями.
Не относятся к военнообязанным:
- иностранцы и граждане, которые постоянно проживают за пределами нашей страны;
- офицеры запаса ФСБ или СВР;
- женщины, не имеющие военно-учётные специальности, и освобождённые от призыва по ст. 23 закона № 53-ФЗ.
Далее приступаем к подготовке нормативной и организационно-правовой документации по воинскому учёту. Обратите внимание, что перечисленные формы являются обязательными для всех организаций. Такие рекомендации предусмотрены п. 39 Методических рекомендаций.
Подготовленные документы:
1. Приказ об организации воинского учёта граждан, в том числе бронирования граждан, которые находятся в запасе. Оформите его в момент создания предприятия. Приказ необходимо утверждать ежегодно, накануне начала календарного года. Проект приказа нужно будет согласовать с местным военным комиссариатом. В случае, если такого не имеется по месту нахождения предприятия, то с органом местного самоуправления. Приказ утверждается по форме, которая приведена в приложении № 4 Методических рекомендаций Генерального штаба.
2. План работы по ведению воинского учёта, утверждённый руководителем при создании фирмы. Его ежегодно пересматривают, затем повторно подтверждают, но не позднее даты, установленной военным комиссариатом.
Для справки: в воинском учёте многое происходит не по регламенту, а именно по неофициальным разъяснениям военкоматов. Я вам рекомендую учитывать это в работе.
Вот, например, из года в год план на согласование подавали в декабре. А в 2019 году по просьбе военкоматов этот срок был сдвинут на ноябрь.
Дату согласования плана на 2021 год рекомендую самостоятельно обговорить со своим военным комиссариатом.
3. Картотека личных карточек граждан призывников и лиц в запасе. Вести карточки нужно по унифицированным формам №Т-2. Для государственных и муниципальных служащих предусмотрена иная форма №Т-2ГС(МС).
4. Специальный журнал проверок на бланке, утверждённом Приложением № 18 Методических рекомендаций. В нём заполняют мероприятия по проведению контроля ведения воинского учёта и бронирования граждан запаса.
5. Карточка учёта организации (КУО форма № 18) сдаётся ежегодно не позднее 31 декабря текущего года. Я вам рекомендую заполнить сразу несколько карточек по форме 18. Требования в регионах разные, где-то карточку нужно будет предоставить только в районную комиссию, а где-то её потребуют ещё и в военном комиссариате.
Убедитесь, что организации присвоили регистрационный номер. Его указывают в правом верхнем углу карточки. Если в номере будет проставлен индекс Б, это означает, что на предприятии надо вести ещё и специальный воинский учёт. Информация о нём доступна только в военном комиссариате.
6. Расписки в получении документов от сотрудников предприятия, относящихся к категориям военнообязанных. Расписку нужно заполнить по унифицированному формуляру, утверждённому Приложением № 14 к Методическим рекомендациям.
Представленный список не является конечным. В разных регионах поступают требования вести и другие дополнительные документы. Отмечу, что ответственные работники проводят методическую работу и объясняют, для чего нужен воинский учёт сотрудников, и в чём его предназначение.
Согласование документации — обязательный этап перед началом ведения воинского учёта. Согласовывают, как правило, приказ, план работы и какие-то другие документы, запрошенные военным комиссариатом. Для этого необходимо обратиться в территориальное отделение военного комиссариата по месту регистрации фирмы. Бывает, что в муниципальном образовании нет военкомата, в таком случае документы нужно подать в органы местного самоуправления.
До 2020 года штраф за нарушение правил ведения воинского учёта составлял примерно 100-500 рублей. По этой причине некоторые лица пренебрегали сроками постановки или снятия с учёта.
Но сейчас опубликован и вступил в силу Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Законом ужесточена административная ответственность за нарушения ведения воинского учёта ст. 21.1-21.7 КоАП РФ.