Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговые проверки в 2021 году список организаций в РК». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
На основании Постановления Правительства от 30.11.2020 г. № 1969 приостановлена проверка субъектов малого бизнеса. Чиновники пришли к выводу, что ранее по данной мере уже была выявлена эффективность. Генеральный прокурор выдал распоряжение, чтобы региональные прокуроры исключили таких предпринимателей из плана проверок на 2021 г.
Внимание! До окончания 2021 г. проверки не будут проводиться по юрлицам и ИП, информация по которым содержится в Реестре СМП.
Однако есть исключения — в отношении:
- субъектов, ведущих работу в сферах, указанных в ч. 9 ст. 9 Закона от 26.12.2008 г. № 294. Это касается здравоохранения, образования, теплоснабжения, энергосбережения и т.д.;
- проверок в ходе госнадзора в сфере радиационной безопасности, внешнего качества работы аудиторов, а также по лицензируемым видам деятельности;
- проверок в отношении видов госконтроля, по которым определены категории риска, классы или категории опасности;
- проверок при вступлении в юридическую силу постановления о применении административного наказания за грубое нарушение и с даты завершения проверки, по итогам которой определено это решение, прошло меньше 3-х лет.
Список компаний, попавших под налоговую проверку во 2 полугодии 2021 года
В методике проведения проверок планируются некоторые изменения, на основании которых возможно снижение административной нагрузки. В свою очередь это позволит ускорить восстановление бизнес-среды и уменьшить количество встреч контролеров с проверяемыми лицами.
Установлена возможность заменить многодневные проверки короткими встречами инспекторов с проверяемыми субъектами. К примеру, после 1 июля 2021 г. (но не позже чем за 20 рабочих дней до даты начала проверки) проверяющие могут принять решение о ее замене на короткую встречу с проверяемым лицом.
Проверяемый субъект уведомляется о данном посещении инспектором в течение 10-ти рабочих дней после принятия такого решения.
(0) |
С 1 июля 2021 года на основании 248-го закона налоговые органы могут навестить представителей МСП, используя следующие формы проверок:
-
Контрольная закупка – позволяет оценить соблюдение требований при продаже товаров или услуг, выполнения работ. Проводится без предварительного уведомления.
-
Мониторинговая закупка – проводится для того, чтобы направить товары или результат оказания услуг на дальнейшую экспертизу. Проводится без предварительного уведомления.
-
Выборочный контроль – отбор проб (образцов) товаров в местах хранения или продаж для определения степени их безопасности. Проводится по согласованию с прокуратурой, а также в том случае, если ранее были нарушения и нужно проверить устранение.
-
Рейдовый осмотр – проверка того, как каждый из владельцев соблюдает требования по эксплуатации объекта контроля. Проводится по согласованию с прокуратурой, по требованию правительства или президента, а также при наличии угрозы для людей, окружающей среды или культурного наследия.
-
Документарная проверка – проводится без предварительного согласования, подразумевает изучение документов, относящихся к деятельности компании, ее организационно-правовой форме, а также к исполнению требований контролирующих органов.
-
Выездная проверка – позволяет оценить соблюдение действующих требований контролирующего ведомства, а также полученных предписаний. Проводится по согласованию с прокуратурой, организация получает уведомление за сутки до начала мероприятия.
-
Выездное обследование – визуальная оценка соблюдения требований (например, инспекторы могут изучить входную группу с точки зрения удобства маломобильных граждан). Проводится без предварительного уведомления.
В отдельных случаях представители налоговой службы могут навестить предпринимателя в профилактических целях: для консультирования, предостережения, информирования и пр.
Список компаний, попавших под налоговую проверку в 1 полугодии 2021 года
В положениях ст. 89 НК РФ не конкретизировано, какие именно лица — юридические либо физические — могут становиться объектами налоговых проверок того или иного типа. Отсюда вывод: проверкам подлежат абсолютно все субъекты уплаты налогов: граждане, ИП, коммерческие фирмы, НКО, государственные и муниципальные структуры.
Отчасти это объясняет тот факт, что ФНС с чисто технической точки зрения тяжело составить план проверок, даже если бы это требовалось. В соответствующий план, исходя из положений законодательства, подлежали бы включению не только юрлица, но и все граждане РФ. Крайне маловероятно, что у ФНС будет достаточно кадровых и технических ресурсов для того, чтобы оценить налоговую историю каждого россиянина, исследовать персональные налоговые профили граждан, в частности, на предмет всех тех рисков, что отражены в положениях приказа № ММ-3-06/333.
Подробнее о проведении выездной проверки по налогам читайте в статье «Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)».
План выездных проверок ФНС — закрытая информация для налогоплательщиков. Как правило, сведения о грядущем визите проверяющих они узнают за несколько дней до начала проведения проверки. Официальный список проверок публикуется лишь для компаний, занятых регулируемыми государством видами деятельности. С данным перечнем можно ознакомиться на официальном сайте ФНС.
В постановлении упомянуты некоторые новшества в методике проверок, которые, как предполагается, должны снизить административную нагрузку, а вместе с тем ускорить восстановление бизнеса и сократить количество личных контактов между контролерами и предпринимателями.
Контролирующий орган вправе заменить многодневную выездную проверку коротким инспекционным визитом.
В частности, говорится о том, что после 1 июля 2021 года, но не позднее чем за 20 рабочих дней до даты начала проведения плановой выездной проверки, включенной в ежегодный план на 2021 год, может быть принято решение о ее замене на инспекционный визит.
При этом юрлицо и ИП должны быть уведомлены о таком визите в течение 10 рабочих дней после принятия соответствующего решения.
- Новости
Департамент государственных доходов по г. Нур-Султан сообщает, что одной из основных задач, возложенных на органы государственных доходов, является контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов и платежей в бюджет, при этом необходимым условием функционирования налоговой системы любого государства является эффективный налоговый контроль. К одной из форм налогового контроля относятся налоговые проверки.
Налоговая проверка представляет собой комплексное исследование первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговой отчетности, любых других документов, имеющих отношение к вопросам исполнения налоговых обязательств, осмотр (обследование) имущества, принадлежащего налогоплательщику.
Налоговые проверки осуществляются исключительно органами налоговой службы.
Налоговые проверки подразделяются на следующие виды:
1) документальная проверка;
2) хронометражное обследование.
1. Документальные проверки подразделяются на следующие виды:
— комплексная проверка — проверка исполнения налогового обязательства по всем видам налогов и других обязательных платежей в бюджет;
— тематическая проверка — проверка исполнения налогового обязательства по отдельному виду налога и другого обязательного платежа в бюджет, полноты и своевременности удержания и (или) перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды, исполнения банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей, установленных настоящим кодексом, а также по вопросам государственного контроля при применении трансфертных цен;
— встречная проверка — проверка, проводимая в отношении третьих лиц в случае, если при проведении налоговых проверок у налогового органа возникает необходимость в получении дополнительной информации о правильном отражении в налоговом учете проведенных операций налогоплательщиком, связанным с указанными лицами.
Хронометражное обследование — проверка, проводимая налоговыми органами, с целью установления фактического дохода налогоплательщика и фактических затрат, связанных с деятельностью, направленной на получение дохода, за период, в течение которого проводится обследование.
Налоговые проверки подразделяются на следующие типы:
1) налоговые проверки, проводимые по особому порядку на основе оценки степени риска — назначаемые налоговыми органами в отношении налогоплательщика (налогового агента) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщика (налогового агента);
2) внеплановые — налоговые проверки, не являющиеся проверкой по особому порядку на основе оценки степени риска, осуществляемые согласно перечню.
Внеплановые проверки могут осуществляться за ранее проверенный период.
При этом внеплановые проверки за ранее проверенный период, за исключением налоговых проверок, проводимых по заявлению самого налогоплательщика (налогового агента), требованию о возврате превышения налога на добавленную стоимость, указанному в декларации по налогу на добавленную стоимость, по основаниям, предусмотренным уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан или в связи с жалобой налогоплательщика (налогового агента) на уведомление о результатах проверки и (или) решение вышестоящего налогового органа, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на уведомление, проводятся на основании решения уполномоченного органа.
Налоговые органы не менее чем за тридцать календарных дней до начала проведения комплексной и (или) тематической проверок, проводимых по особому порядку на основе степени оценки риска, направляют или вручают извещение о проведении налоговой проверки налогоплательщику (налоговому агенту) по форме, установленной уполномоченным органом.
2. Извещение направляется или вручается налогоплательщику (налоговому агенту) по месту нахождения, указанному в регистрационных данных.
Извещение, направленное по почте заказным письмом с уведомлением, считается врученным со дня получения ответа почтовой или иной организации связи.
\n\n
Налоговый кодекс не содержит четкого определения термина «выездная налоговая проверка». Но из положений статей 82, 88 и 89 НК РФ следует, что выездная налоговая проверка (ВНП) — мероприятие налогового контроля, которое характеризуется двумя основными признаками. Во-первых, во время такой проверки изучается правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов за определенный период (в то время как в рамках «камералки» исследуются только данные конкретной декларации). Во-вторых, в ходе ВНП инспекторы могут присутствовать на территории налогоплательщика.
\n\n
План проверок предпринимателей на 2021 год
\n\n
Как уже упоминалось, сначала руководство ИФНС выносит решение о назначении проверки. Принять его может только та инспекция, в которой налогоплательщик состоит на учете. В решении указываются данные о контрольном мероприятии. Например, по каким налогам и за какой период пройдет проверка, кто именно входит в ревизионную группу.
\n\n
Второй раз проверить те же налоги (страховые взносы) за тот же период, по которому уже проводилась выездная проверка, можно только в трех случаях. Первый — для контроля за работой инспекции, которая осуществляла первую ВНП. Такую повторную ревизию назначает и проводит вышестоящий налоговый орган (УФНС по субъекту РФ или непосредственно ФНС).
Налоговый кодекс не содержит четкого определения термина «выездная налоговая проверка». Но из положений статей 82, 88 и 89 НК РФ следует, что выездная налоговая проверка (ВНП) — мероприятие налогового контроля, которое характеризуется двумя основными признаками. Во-первых, во время такой проверки изучается правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов за определенный период (в то время как в рамках «камералки» исследуются только данные конкретной декларации). Во-вторых, в ходе ВНП инспекторы могут присутствовать на территории налогоплательщика.
Как уже упоминалось, сначала руководство ИФНС выносит решение о назначении проверки. Принять его может только та инспекция, в которой налогоплательщик состоит на учете. В решении указываются данные о контрольном мероприятии. Например, по каким налогам и за какой период пройдет проверка, кто именно входит в ревизионную группу.
Утвержден график налоговых проверок на 2 полугодие 2021 г.
Инспектура вправе инициировать выездную проверку в отношении абсолютно любого налогоплательщика, и в любое время. Если ФНС сочтет деятельность компании или ИП сомнительной, то ревизии не избежать.
Претендентов на выездной метод контроля очень много. Поэтому представители ФНС разработали систему критериев, по которым выявляется конкретный перечень счастливчиков. Тщательный отбор ведется с учетом положений Приказа ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] Налоговики учитывают следующие факторы:
- Компания сотрудничает с однодневками. Конечно, разовая сделка не является основанием для включения в списки. Но вот систематические договора с недобросовестными фирмами-однодневками привлекут внимание контролеров.
- Низкая налоговая нагрузка. Если налогоплательщик заявляет большие суммы к вычетам, снижая тем самым свое налоговое бремя, значит в бизнесе не все так чисто. Обратите внимание, разовое снижение показателя налоговой нагрузки не привлечет внимания ФНС. Снижение должно быть зафиксировано в течение календарного года.
- Убытки в отчетности на протяжении двух лет. Если фирма отражает свои убытки в налоговой отчетности более двух лет подряд, то у ФНС появляется причина проверить компанию лично.
- Низкая рентабельность. Интерес контролеров возникнет к той компании, которая при солидных мощностях и показателях, будет заявлять минимальные значения выручки.
Это лишь ключевые критерии по отбору. Полный список факторов для включения в план фискальных ревизий закреплен в Приложении № 2 к Приказу ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected]
Любое сотрудничество с мошенниками и недобросовестными контрагентами — риск для бизнеса. Поэтому так важно выбирать деловых партнеров и поставщиков. Чтобы исключить заключение сделки с фирмой-однодневкой тщательно проверяйте контрагентов.
Как выявить однодневку? Проверьте партнера по следующим факторам:
- Фирма зарегистрирована по адресу массовой регистрации. То есть, в одном местоположении числится большое количество компаний, организаций, ИП.
- Нет возможности связаться с учредителем. Если вся документация по сделке оформляется через доверенных или представителей, это повод задуматься. Возможно фирма зарегистрирована на подставное лицо.
- Отсутствие фактической деятельности контрагента, либо бизнес отражен лишь на бумаге. Перед подписанием договора настоятельно рекомендуем убедиться в обеспеченности партнера трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения условий контракта. Если компания не располагает производственными мощностями, рабочей силой и материально-технической базой для ведения деятельности в заявленных масштабах, то это повод задуматься.
- Наличие долгов перед ФНС и бюджетом. Если компания систематически не платит налоги и сборы в государственную казну, а также имеет задолженности по отчетам в ФНС, то скорее всего — это фирма-однодневка. Учтите, что один просроченный транш или платеж не является основанием для сомнений. Нарушения должны быть систематическими.
ФНС предусмотрела более 100 критериев, по которым можно проверить контрагента.
Подготовить и сдать отчетность предпринимателю помогают специальные сервисы для ведения бухгалтерского учета. Например, “Контур.Эльба”, “Мое дело”, “1С-Бухгалтерия”. В силу своей доступности, наиболее популярен сервис “Мое дело”. Если у вас небольшой бизнес, то программа вполне заменит вам бухгалтера. А вам для работы в ней не потребуется специализированных знаний.
Такие сервисы
-
рассчитывают налоги, зарплату, отпускные и больничные
-
формируют и отправляют необходимые отчеты в ПФР, ФСС и ФНС
-
создают счета и договора
-
заполняют декларации
-
напоминают о приближении сроков сдачи отчетов.
Кстати, МТС Касса интегрирована со всеми упомянутыми бухгалтерскими сервисами. Поэтому вам не придется вводить вручную информацию по продажам, остаткам, возвратам выручке и деньгам. Все необходимые для бухучета данные будут передаваться из кассы автоматически.
Указом предусмотрено прекратить с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года проверки и профилактический контроль и надзор с посещением субъектов малого предпринимательства, в том числе субъектов микропредпринимательства для поддержки и защиты добропорядочных субъектов бизнеса, передает Учёт.kz.
Однако в настоящее время участились жалобы со стороны населения по нарушению кассовой дисциплины предпринимателями, а так же на отсутствие адекватных мер реагирования со стороны государства.
За 11 месяцев 2020 года количество жалоб от населения по нарушению кассовой дисциплины предпринимателями, составило более семи тысяч.
Также в рамках акции «Гражданский контроль – требуй чек» поступило еще более двенадцати тысяч жалоб через мобильное приложение «Wipon».
Также отдельные налогоплательщики умышленно уклоняются от исполнения уведомлений ввиду наличия неоспоримых нарушений. Привлечение их к уплате налогов также невозможно без проведения проверки.
По итогам 11 месяцев 2020 года количество не исполнивших уведомления налогоплательщиков составило двадцать четыре тысячи сто девяносто четыре с суммой ущерба 370 млрд тенге.
Фото из открытых источников.
Какие проверки ждут малый и средний бизнес в 2021 году?
Если работодатель отнесен к категории низкого риска, то хотя плановая проверка Роструда ему не грозит, внеплановая вполне может случиться.
Основания для проведения внеплановой проверки следующие:
- истечение срока исполнения работодателем выданного Рострудом предписания об устранении выявленного нарушения ТК;
- обращения граждан с жалобами на работодателей, поступление соответствующей информации от органов власти, из СМИ о фактах нарушения трудовых прав.
В частности речь идет о следующих нарушениях трудовых прав:
- невыплата работникам зарплаты;
- непредставление оплачиваемых отпусков;
- нарушение режима труда и отдыха;
- уклонение от оформления трудовых отношений или их ненадлежащее оформление;
- необеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- допуск к работе лиц, не прошедших обучение, инструктажи, стажировку на рабочем месте, медосмотры, психиатрические освидетельствования;
- отсутствие системы управления охраной труда или ее ненадлежащее функционирование;
- непроведение СОУТ;
- непредставление, нарушение порядка представления гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных или опасных условиях труда по результатам СОУТ.
Вместе с тем ФНС не обязана формировать публичные планы налоговых проверок. Более того, внутренние регламенты ведомства предписывают сотрудникам рассматривать соответствующие планы как конфиденциальные документы, не подлежащие разглашению. Собственно, даже не все сотрудники ФНС имеют доступ к подобным сведениям (письмо ФНС РФ от 04.04.2008 № ШТ-6-2/255).
В положениях ст. 89 НК РФ не конкретизировано, какие именно лица — юридические либо физические — могут становиться объектами налоговых проверок того или иного типа. Отсюда вывод: проверкам подлежат абсолютно все субъекты уплаты налогов: граждане, ИП, коммерческие фирмы, НКО, государственные и муниципальные структуры.
Отчасти это объясняет тот факт, что ФНС с чисто технической точки зрения тяжело составить план проверок, даже если бы это требовалось. В соответствующий план, исходя из положений законодательства, подлежали бы включению не только юрлица, но и все граждане РФ. Крайне маловероятно, что у ФНС будет достаточно кадровых и технических ресурсов для того, чтобы оценить налоговую историю каждого россиянина, исследовать персональные налоговые профили граждан, в частности, на предмет всех тех рисков, что отражены в положениях приказа № ММ-3-06/333.
Подробнее о проведении выездной проверки по налогам читайте в статье «Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)».
По общему правилу она проводится в офисе (на территории) налогоплательщика. Исключение сделано для ситуаций, когда компания не может выделить для проверяющих помещение. В этом случае проверка переносится по месту нахождения налоговой инспекции (п. 1 ст. НК РФ).
На практике самое частое мероприятие, осуществляемое в рамках ВНП, проходит в заочном режиме — инспекторы присылают по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) или по почте требования о предоставлении документов. А проверяемый налогоплательщик (либо его контрагент, в т. ч. банк) направляет ответ в адрес ИФНС.
Получать требования и направлять запросы в ИФНС через интернет
Во время выездной проверки могут проходить допросы свидетелей, в том числе действующих и бывших работников налогоплательщика (ст. НК РФ). При этом работодатель не вправе присутствовать при таких допросах (определение Верховного суда от 16.06.20 № 301-ЭС20-8110).
Обычно допрос проходит в стенах ИФНС или на территории налогоплательщика. Входить в жилые помещения проверяющие могут только с согласия проживающих (п. 5 ст. НК РФ). Это ограничение действует и в случае проведения допроса на дому у свидетеля (письма Минфина от 20.02.18 № 03-02-08/10690 и от 01.09.20 № 03-02-08/76651).
Какие у налогоплательщика могут быть способы оценки вероятности встречи с инспекторами ФНС в рамках налоговой проверки? Прежде всего, в его силах — ознакомиться с ключевыми положениями приказа № ММ-3-06/333.
Несмотря на то что законодательство не разрешает плательщикам иметь доступ к планам проверок налоговой инспекции на 2021 год, исследование ключевых критериев оценки деятельности субъектов уплаты налогов, которые разработаны в ФНС, в принципе может дать некоторые ориентиры и по срокам, и по вероятности визита налоговых инспекторов.
Так, ведомство может обратить внимание на организацию или ИП, если:
- налоговая нагрузка на компанию ниже среднего показателя по отрасли (п. 1 приказа № ММ-3-06/333);
- фирма в течение нескольких налоговых периодов отражает убытки в отчетности (п. 2);
- в отчетных документах фигурируют слишком большие суммы вычетов за тот или иной период (п. 3);
- зафиксирована опережающая динамика роста издержек в сравнении с темпами увеличения выручки (п. 4);
- фирма платит сотрудникам меньшую зарплату, чем та, что сформировалась в среднем по отрасли (п. 5);
- показатели компании, дающие право работать при специальных налоговых режимах, приближены к предельно допустимым (п. 6);
- ИП показывает в отчетности расходы, максимально близкие к величине доходов (п. 7);
- фирма формирует неоправданно длинную цепочку контрагентов, состоящую из посредников и перекупщиков (п. 8);
- организация не предоставляет в ФНС пояснений в ответ на полученные уведомления о несоответствии тех или иных показателей деятельности установленным критериям, не передает запрашиваемые документы (п. 9);
- владельцы фирмы осуществляют частую перерегистрацию бизнеса в разных территориальных структурах ФНС (п. 10);
- фирма имеет ощутимые отклонения по рентабельности от показателей, наблюдаемых в среднем по отрасли (п. 11);
- по оценке специалистов ФНС, компания ведет деятельность с высоким налоговым риском (п.12).
По каким еще критериям ФНС отбирает организации для выездной проверки, узнайте в готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Получатся, чем больше совпадений по указанным пунктам фиксирует ФНС в отношении деятельности той или иной фирмы, тем выше вероятность проверки, и тем более оперативно она может быть проведена.
Налоговые проверки в 2021 году — список организаций
В своих рекомендациях ФНС прямо указывает, что при наличии объективных доказательств совершения налоговых правонарушений, перед включением налогоплательщика в план проверок, ему должна быть предоставлена возможность добровольно заплатить налоги.
Обязательность данной процедуры подтверждается текущей практикой, поскольку так называемые комиссии по легализации стали чуть ли не главным средством налоговой службы для повышения собираемости налогов.
Тем не менее, в ряде случаев работа, направленная на добровольное уточнение налоговых обязательств, может не проводиться:
- имеется поручение вышестоящего органа о включении налогоплательщика в проект плана ВНП;
- есть основания полагать, что в случае проведения комиссии, налогоплательщик предпримет меры реорганизации или миграции в другой регион;
- в пределах трёх лет до рассмотрения вопроса, налогоплательщику направляли требования о даче пояснений, и он на них никак не отреагировал, в том числе не уточнил сумму налогов к уплате и не отказался от применения схемы по уклонению от уплаты налогов.
Сама по себе комиссия по легализации является безусловным благом. Во-первых, участие в данном мероприятии позволяет налогоплательщику донести до инспекторов свою позицию, что, возможно, вообще снимет все претензии. Во-вторых, она предоставляет возможность доплатить налог без штрафов.
Важно! Рекомендации ФНС прямо указывают на то, что уточнение налоговых обязательств не является 100% гарантией избежание проверки. После доплаты компанию могут не включать в проект плана ВНП, а могут и включить. Соответственно, даже после, казалось бы, удачного завершения комиссии, у налогоплательщика не должна возникать иллюзия безопасности.
Кроме этого, важно понимать, что само по себе уточнение налоговых обязательств по итогам комиссии, свидетельствует о том, что инспекторы работают в верном направлении и налогоплательщику есть что скрывать. Подача уточнённой декларации предоставляет основание для проведения камеральной проверки прошлого периодаСм. Письмо Федеральной налоговой службы от 26 сентября 2021 г. № ЕД-4-2/17979, чем иногда пользуются инспекторы, забывая о «джентльменских» договорённостях.
Ст. 87 Налогового кодекса РФ устанавливает 2 вида налоговых проверок: камеральные и выездные. Проверки первого типа осуществляются специалистами ФНС непосредственно на их рабочем месте. Каких-либо разрешений на проведение не требуется. Камеральные проверки подлежат проведению в течение 3 месяцев (по общему правилу) с момента представления декларации налогоплательщиком (п.2 ст. 88 НК РФ).
Выездные проверки проводятся налоговиками, как правило, на территории налогоплательщика, но если фирма не может предоставить помещение, то все процедуры проходят в самой ИФНС.
Осуществление выездных мероприятий, в свою очередь, требует вынесения руководителем налоговой инспекции отдельного решения. Выездные проверки назначаются, исходя из комплексного анализа специалистами ИФНС различных показателей деятельности предприятия, оценки налоговых рисков, качества предоставления налоговой и бухгалтерской отчетности.
Дата проведения проверки совпадает с моментом подписания руководителем местного органа ФНС решения, о котором мы сказали выше (п. 8 ст. 89 НК РФ). Законодательно ФНС не обязана предупреждать налогоплательщика о том, что специалисты ведомства придут с проверкой, но на практике территориальные структуры налоговой инспекции во многих городах предварительно сообщают организациям и ИП о вынесении решения о проверке по телефону либо по почте.
Случаются визиты инспекторов ведомства и без предупреждения. Однако подобные прецеденты достаточно редки. Дело в том, что сама ФНС рекомендует своим сотрудникам вручать налогоплательщику копию решения о проведении проверки. В ведомстве при этом остается другая копия — с о, которая заполняется соответствующим субъектом. Если вручение данного документа невозможно, он направляется налогоплательщику по почте (письмо ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).
Как уже упоминалось, ВНП завершается в день составления соответствующей справки, которая вручается налогоплательщику (п. 8 и 15 ст. НК РФ). Этот документ запускает процедуру оформления результатов ревизии.
Все выявленные нарушения фиксируются в акте, на составление которого у налоговиков есть два месяца (п. 1 ст. 100 НК РФ). Подготовленный акт со всеми приложениями предъявляется на подпись налогоплательщику (п. 2 ст. 100 НК РФ). Отказываться от проставления автографа не имеет смысла, так как подписание данного документа не означает согласие с изложенными в нем фактами. Напротив, подпись налогоплательщика на акте не позволит инспекторам в дальнейшем вносить в него изменения и дополнения. После подписания один экземпляр акта передается налогоплательщику (п. 5 ст. 100 НК РФ).
Не секрет, что ликвидация, реорганизация или изменение адреса, могут спровоцировать выездную налоговую проверку. Анализируемые рекомендации подтверждают этот тезис.
ФНС разъясняет, что в отношении реорганизуемых или ликвидируемых организаций должна быть проведена оценка наличия рисков совершения налоговых правонарушений. Данную оценку даёт управление налоговой службы соответствующего субъекта. При выявлении указанных рисков, принимается решение о включении субъекта в план ВНП.
Фактически это означает, что Управления ФНС в регионах имеют установку анализировать любую реорганизационную процедуру или ликвидацию на предмет целесообразности проведения проверки.
Что касается смены адреса, то с точки зрения рекомендаций потенциально подозрительным является смена региона. На этот случай у налоговой есть три сценария, применение которых зависит от определённых вводных условий:
1) Юридическое лицо включено в план ВНП на текущий квартал
В этом случае текущий налоговый орган в течение одного рабочего дня с момента получения сведений о предстоящей смене региона инициирует назначение выездной налоговой проверки.
2) В отношении компании проводится предпроверочный анализ
В этом случае текущий налоговой орган в течение 5 рабочих дней направляет в налоговую по новому адресу материалы предпроверочного анализа, дабы налогоплательщика могли включить в план ВНП на текущий квартал.
3) Компании нет в плане ВНП и предпроверочный анализ в отношении неё не проводится
В этом случае налоговому органу по новому адресу предоставлен месяц на проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика на основе рекомендаций по проведению предпроверочного анализа. Иными словами, в отношении компании проводят предпроверочный анализ.
Действует ли мораторий для малых предприятий в 2021 году?
Президент РФ Владимир Путин обещал «не кошмарить бизнес», однако многие предприниматели сетуют на то, что количество проверок не уменьшилось. Поймать бизнесмена на административном или уголовном правонарушении мечтают многие ведомственные органы. Среди них прокуратура, которая имеет широкие основания провести аудит любого субъекта частного экономического сектора 1 раз в 3 года. Такое право надзорному органу предоставляет Федеральный закон № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…»
Правда, перед визитом, инспектируемые ООО, ОАО или ИП предупреждают. Данные о предстоящем аудите заносятся в реестр проверок прокуратуры, который находится в открытом доступе (согласно догматам федеральной программы «Открытое государство» от 2011 г.). В зависимости от деятельности организации и сложившихся обстоятельств, к интересующему субъекту могут быть применены следующие виды прокурорского аудита:
- плановый;
- внеплановый.
И та, и другая инспекция могут носить определенный характер:
- Целевая: по жалобе потребителя, муниципального или государственного органа.
- Комплексная: прокурорский аудит исполнения законодательства в разных сферах предоставления услуг. Например, медицина, общепит, гостиничный бизнес и др.
- Сквозная: аудит исполнения отдельно взятого предписания для определенных субъектов частного экономического сектора. Например, пожарные выходы из ТЦ должны соответствовать утвержденным размерам.
- Совместная: проводится сотрудниками различных специализированных прокуратур: контрольно-надзорная, транспортная, природоохранная и другие.
- Контрольная: надзорный аудит за полнотой проведенной проверки одной из специализированных прокуратур.
- Повторная: разновидность контрольной инспекции с целью выявления нарушений в исполнении ранее выданных предписаний.
- Показательная: проводится опытным прокурором для передачи опыта молодому сотруднику.
Вместе с этим, прокурорская проверка может быть:
- выездной;
- документарной (камеральной).
Здесь все понятно: либо вы отвозите документы в надзорный орган, либо сотрудники едут к вам — осматривать территорию, сверять с балансом здания, оборудование, транспортные средства и прочее. Вы можете найти свою организацию в реестре проверок Генеральной прокуратуры и заранее подготовиться к назначенному аудиту, с учетом его вида и характера.
Утверждением сводных планов проверок занимаются региональные прокуратуры. Как правило, это происходит в конце календарного года, и уже в 20-х числах декабря можно найти (не найти) свою организацию в «черном» списке. О проверках федерального государственного надзора (по отдельным регионам) информация размещена только на сайте Генеральной прокуратуры РФ.
- 2021
- 2020
- 2019
- 2018
- 2017
- 2016
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 917 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 778 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9,25 % |
ОСМС | 2 % |
Закон № 248-ФЗ разграничивает полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере государственного и муниципального контроля (надзора).
Кроме того, он определяет права и обязанности контролеров и лиц, в отношении которых проводятся проверки.
Цель закона – устранить недостатки норм, которые сейчас регулируют сферу проверок, а также снизить количество проверок бизнеса. Большое количество проверок, которое существует сейчас, затратно для государства, а потому из года в год мы видим, как налоговая стремиться автоматизировать и упростить процесс контроля, тем самым удешевляя его.
Кого коснётся налоговый аудит. Список компаний
Все действия контролирующих органов по проведению контрольно-надзорных мероприятий будут отражаться в информационной системе. Для этого будут созданы следующие ресурсы:
- Единый реестр видов государственного и муниципального контроля (надзора),
- Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий,
- Информационную систему досудебного обжалования,
- Реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований,
- Информационные системы контрольных (надзорных) органов.
Благодаря этому лица, в отношении которых проводятся проверки, смогут отследить правомерность их проведения, а также получить оперативный доступ ко всем необходимым документам и сведениям (ст. 17 Закона № 248-ФЗ).
Реестр видов федерального государственного контроля (надзора) будет сформирован до 01.01.2022.
В Законе № 248-ФЗ содержится прямой запрет на оценку результативности и эффективности деятельности контрольного (надзорного) органа в зависимости от количества:
- проведенных контрольных мероприятий;
- выявленных нарушений;
- лиц, привлеченных к ответственности;
- и т.д.
Это должно способствовать избавлению от так называемой «палочной» системы, то есть привести к сокращению проверок и наложенных штрафов (п. 7 ст. 30 Закона № 248-ФЗ).
Как мы писали выше, государство заинтересовано в сокращении количества проверок, и в новом законы способы это сделать описаны.
Например, организация может быть освобождена от проведения плановых проверок при заключении договора страхования рисков причинения вреда (ущерба) (п. 9 ст. 25 Закона № 248-ФЗ). Похожее правило предлагается применять и к членам саморегулируемых организаций, в отношении которых саморегулируемая организация проводит контроль (п. 1 ст. 55 Закона № 248-ФЗ).
Предусмотрен также такой способ освобождения от проверок, как признание результатов независимой оценки соблюдения обязательных требований. Законом может быть установлен порядок, при котором организация проходит оценку соблюдения требований закона в независимой аккредитованной организации, а контролирующий орган принимает результаты такой оценки и не проводит дополнительные проверки в случае успешных результатов процедуры оценки (ст. 54 Закона № 248-ФЗ).
Наряду с мероприятиями, применяемыми сегодня, закон предусматривает новые способы контроля:
- выездное обследование (визуальное обследование по месту нахождения (ведения деятельности) организации, гражданина, объекта контроля путем осмотра общедоступных производственных объектов без уведомления контролируемого лица);
- мониторинговую закупку (закупка товара или заказ работ/услуг для направления на испытание, экспертизу, исследование для проверки соответствия требованиям к безопасности и (или) качеству);
- выборочный контроль (отбор образцов продукции (товаров) по месту их хранения и (или) реализации с целью подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству);
- инспекционный визит (визит должностного лица контролирующего органа по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица, в ходе которого осуществляется осмотр, опрос, получение объяснений, инструментальное обследование и истребование документов).
При этом предполагается, что новые виды контроля потребуют меньшего количества издержек со стороны контролируемых лиц, а также помогут сократить время взаимодействия с контролерами или вовсе избежать контактов. Кроме того, инспекционный визит и выездную проверку можно будет проводить с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи (ст. 56 Закона № 248-ФЗ).
Закон № 248-ФЗ предполагает, что выездная проверка может проводиться, только если у контролера нет возможности:
- удостовериться в полноте и достоверности имеющихся сведений, содержащихся в документах и (или) в объяснениях, полученных от контролируемого лица;
- оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на указанное в части 2 настоящей статьи место совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий (п. 3 ст. 73 Закона № 248-ФЗ).
Минфин предлагает расширить перечень исключений по налоговым проверкам
Самое главное, что нужно знать — какие ограничения закон накладывает на инспекторов.
-
Налоговая проверка может охватывать только текущий год + 3 предыдущих.
-
Инспекторы действуют в рамках своей компетенции, например, они не имеют права самостоятельно наказывать за неправильное оформление трудовых договоров. Для этого необходимо участие трудовой инспекции.
-
Инспекторы должны иметь на руках решение о проведении проверки и служебные удостоверения определённого образца. Документы важно рассмотреть, потому что порой мошенники притворяются инспекторами, находят нарушения и предлагают «договориться».
-
По результатам инспекторы обязаны составить акт налоговой проверки и отправить вам один из экземпляров в течение 2 месяцев после окончания. Если этого не произошло, проверку можно оспорить. Если акт прислали, но вы с ним не согласны, можете записать свои возражения прямо в документе.
В определённых случаях закон позволяет выиграть время и отложить начало выездной проверки. Например, по ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право присутствовать при проверке. Представлять интересы ИП может только он сам — соответственно, если предприниматель находится в командировке, он может прислать в налоговую официальное письмо об этом и попросить перенести срок.
Инспекторам будут интересны все документы, которые касаются деятельности предпринимателя. Вот топ самых популярных:
- налоговые декларации,
- бухгалтерская отчетность ООО,
- первичные документы,
- банковские и кассовые документы,
- КУДиР,
- лицензии.
В конце 2020 года на официальном сайте Генпрокуратуры появился сводный план проверок на следующий год. Посмотрите, есть ли ваша компания в списке: так можно подготовиться к встрече с налоговиками и снизить риск наказаний. Если в перечне вас нет, значит плановая проверка пока не грозит.
Как найти план на сайте и сведения в нем:
- Зайти на официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ.
- Выбрать вкладку «Единый реестр проверок».
- В предложенной поисковой строке забить ИНН, ОГРН или название организации.
- Посмотреть результат поиска. Если написано «0 КНМ», значит вас в графике проверок нет.
Если ваша компания есть в сводной таблице, то на странице отобразятся следующие данные:
- ИНН/ОГРН;
- ИП или название компании;
- адрес организации;
- месяц, дата и цель проведения проверки;
- ведомство, от которого придут проверяющие (ФНС, ПФР, ФСС, Роспотребнадзор или другое).
Контролирующие органы должны уведомить предпринимателя о проведении проверки за 3 рабочих дня.
Даже если вас нет в графике проверок, это не значит, что можно выдохнуть и успокоиться. Сотрудники ФНС все равно «навестят» компанию, если узнают о серьезных нарушениях или посчитают, что от них что-то скрывают. Что может вызвать визит сотрудников проверяющих органов:
- Вы не единожды приближались к предельным показателям специальных налоговых режимов:
УСН: максимальное число работников — 100 человек, доход в год — не более 150 миллионов рублей;
ПСН: годовой доход — не более 60 миллионов рублей, до 15 сотрудников;
ЕСХН: число работников — до 300 человек, доля доходов от сельскохозяйственной деятельности — не менее 70 % от общей прибыли.
Если вы несколько раз подходили к пороговым значениям, в налоговой могут подумать, что вы дробите бизнес, чтобы не «слететь» с комфортного режима.
- Вы более 3 лет работаете с убытком. Это не только может привести к проблемам в компании («проседание» оборотных средств, минимизация расходов, увольнение сотрудников), но и вызвать нежелательное внимание налоговой.
Чтобы проверить, нет ли в компании нарушений, которые ускользнули от вашего внимания, пройдитесь по чек-листу.
Что проверить Ответ «да» в любом пункте — повод для проверки ФНС |
Что вам грозит | |||||||||
Вы приближались к годовому доходу в 150 млн руб.? (если применяете упрощенный налоговый режим, а в штате до 100 сотрудников) | Штраф 40 % от неуплаченных налогов или уголовная ответственность | |||||||||
Ваша компания работает с убытком более 3 лет? (расходы больше доходов) | Требование о ликвидации компании | |||||||||
Ваш вычет по НДС превышал 89 % от общей суммы налогов за истекший год? | Штраф 40 % от НДС, доначисленного к уплате в бюджет | |||||||||
Вы допускали просрочки в сдаче отчетности? | Штраф до 500 тысяч рублей в зависимости от вида отчетности | |||||||||
Вы не полностью уплатили налоги и страховые взносы за истекший период?
(возможно, забыли о пене, штрафах) Проверки 2021: к чему готовиться бизнесу?Проверьте, нет ли у вас указанных проблем, которые могут привести к внезапной налоговой проверке и последующему наказанию.
Чтобы не попасть под пристальное внимание проверяющих органов, стоит «держать руку на пульсе» и контролировать все, что происходит в вашей компании. А также взаимодействовать с сотрудниками ФНС, если они вышли на связь. Игнорируя их сообщения, даже если не согласны с претензиями, вы спровоцируете внеплановую налоговую проверку. В конце прошлого года на сайте прокуратуры выложили план проверок на 2021 год. Стоит посмотреть, есть ли ваша компания в этом списке. Это поможет снизить риск штрафов и наказаний. Если в списке вашей компании нет, то это означает, что плановая проверка для вас пока не проблема. Чтобы проверить организацию, нужно сделать следующее:
Если же компания есть в плане проверок, то вы увидите следующую информацию: ИНН, название компании и ее адрес, цель и дата проверки и служба, от которой придет инспекция. О проведении проверки предпринимателя должны предупредить за 3 рабочих дня. Что же может послужить причиной для внеплановой проверки? Причины могут быть следующие:
С целью обеспечения соблюдения предпринимателями норм действующего законодательства, регулирующего порядок расчета размера и уплаты налоговых платежей, налоговые органы проводят регулярные проверки. В ходе таких проверок сотрудники инспекции изучают и анализируют внутреннюю документацию организации и сопоставляют полученную информацию со сведениями, указанными в предоставленной налоговой отчетности. В соответствии с п. 1 ст. 87 НК РФ, налоговые проверки бывают:
Похожие записи: |